Ответ простой никто еще не видел такой красоты: Тексты на ЕГЭ-2022 по русскому языку

Боярская, Раппопорт и Полозкова читают любовные письма обитателей питерских домов

Текст: Наталья Лебедева

Посмотришь новости, нырнешь в соцсеть, пройдешь по улице, ответишь телефонному мошеннику — вдруг ощутишь вокруг себя сплошную злобу. Все такие нервные. Подумаешь: чего всем не хватает? А ответ простой — любви. Хотя, казалось бы, в любом ток-шоу только про интимное. Топ новостей все время — сплетни, что у кого с кем и как. Мир стал большой замочной скважиной. Но любить всерьез стало убыточно, немодно и неэффективно. С переходом к цифровому карантину чувств — и слова любви внезапно улетучились. Остались смайлики. Давно вы слышали волшебные признания в любви? Все разучились. А у кого и где учиться?

Есть у кого и где — послушайте. Сто лет назад поэт Бальмонт, волнуясь, выводил в письме слова знакомой Людмиле Вилькиной: «Я счастлив тем, что Вы так красивы. Я испытываю блаженство от сознания, что я видел воплощение красоты». Никто не говорит, что было просто: и она, конечно, замужем — но и поэт не врал, писал, как дышит.

Или вот так, с большими буквами и тайнами, обезоружил Любу Менделееву юноша Александр Блок: «Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда». Так ведь у них потом не жизнь — сплошные снежные заносы. Но ведь слова останутся — как путеводный знак судьбы.

Загадочная Elle напишет символисту Брюсову: «Милый Валерий, решитесь согрешить, — напишите мне «искреннее» письмо». И Брюсов ведь не устоял. Решился.

Ни одного дежурного признания. Слова как головокружения. За каждой строчкой — поворот судьбы, вполне земной, но и такой небесный. Такие письма делают людей бессмертными — и не одних поэтов. В них по-прежнему живут Он и Она, их дом, их улица, их город. Их Время.

«Любовные письма» — так незатейливо назвал свой аудиовизуальный проект режиссер Семен Александровский, создатель независимого петербургского Pop-up театра и лауреат «Золотой маски». Как погрузился в эти чувства, письма, время — так и не вынырнул. В пятницу, 8 октября, проект запущен. Он, по сути, как путеводитель по Петербургу — городу любви. Можно идти по городу и слушать голоса из писем — авторы присутствуют незримо, даже если жили сотню лет назад. Разве что за них письма любви прочитают актрисы Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Варвара Шмыкова, поэт Вера Полозкова, драматург Михаил Дурненков и многие другие петербуржцы.

Александровский объясняет, почему надо ходить и слушать: «В моем Pop-up театре мы всегда используем город как площадку, играем спектакли на улице, в парках, музеях. И всегда контекст места начинает работать на спектакль, открывая новые смыслы».

Что нужно для того, чтобы прочувствовать историю домов и закоулков, в которых жили и бродили и большие художники, и цари со свитами, и вечные революционеры? Надо услышать их. Для этого — решил Александровский — нет ничего точней любовных писем. Они и чувственны, и друг на друга не похожи. «Магия этих писем, — убежден режиссер, — в том, что помимо слов любви они наполнены контекстом эпохи, быта, событий». Здесь про свою любовь — но мимоходом пушки промелькнули за окном. Или забастовщики трамвай переворачивают.

И вот ты стоишь перед домом, который совсем не изменился с тех пор, видишь ту же потрескавшуюся штукатурку, барельефы — и слышишь голоса тех, кто здесь жил. «И вдруг начинаешь сопереживать вместе с тем, кто когда-то сидел за этими окнами и писал слова, которые сейчас слышишь у себя в наушниках. С тем же Федором Достоевским, например, который только что заложил последнюю жилетку, чтобы расплатиться с авторами журнала… И у тебя будто уже своя история взаимоотношений с автором письма и с этим местом», — это замысел Александровского.

Его театр давно ушел от традиционной связки актер-сцена-зритель. Используя современные технологии, видео и аудио, он создает новый жанр, превращая весь город в сцену, а зрителей — в соучастников действа. Так что у каждого в сознании рождался свой спектакль. «Таков мой метод, — не скрывает режиссер. — И этот проект — про взаимоотношения между людьми, про культурное осмысление нашей истории и среды, в которой мы находимся».

Героями его «Любовных писем» стали Александр II и княгиня Екатерина Долгорукова, Иван Тургенев и Полина Виардо, Антон Чехов и Ольга Книппер, Зинаида Гиппиус и Аким Волынский, Леонид Андреев и Алиса Коонен, Лиля Брик и Владимир Маяковский. На момент запуска пользователям доступно около ста исторических писем, но их количество сразу начнет расти. Загружать их продолжит команда проекта — и, между прочим, появятся личные истории горожан. Бережно хранимые в семейных архивах письма родителей, бабушек и дедушек легко впишутся в один ряд с письмами известных людей, уверен Александровский. Из этих сотен и тысяч писем любви должна получиться огромная человеческая история города, рассказанная самими горожанами. Из писем сложатся самые неожиданные комбинации. На любовное послание княгини XVIII века ответит сантехник из 1930-х годов. Пушкин вступит в романтическую переписку с сотрудницей современного ЗАГСа.

Как стать участником перформанса? Нужно скачать мобильное приложение «Любовные письма» (Love Letters Walk) и отправиться с ним в путь по Петербургу, прислушиваясь к голосам. Хотя гулять под эти письма можно и виртуально. Лишь бы остались чувства и слова — настоящие.

Голоса из писем

Фото: предоставлено пресс-службой Pop-up театра

Александр II — Екатерине Долгоруковой, 1868:

«Домой я возвратился совершенно без ума от тебя, мой обожаемый ангел. Ты должна была видеть это в моих глазах, как я увидел то же в твоих. Мы вновь едва сдержались, чтобы не броситься друг другу в объятия. Скажи, что ты сделала со мной? Меня опять тянет к тебе с такой силой, что я не знаю, что делать».

Фото: предоставлено пресс-службой Pop-up театра

Ольга Книппер — Антону Чехову, 1901:

«Милый мой, родной мой, дорогой мой, мне хочется тебе много ласковых слов наговорить, чтоб ты не сердился, что актриска твоя засохла в Питере, что пишет тебе такие противные сухие письма. Я немного закрутилась. Мне стыдно за мои письма, ужасно стыдно! Они все не окрашены чем-то моим, нет в них моей души, моего тепла, и я знаю, что ты это чувствуешь и благородно молчишь. Какой ты хороший, Антон!»

Фото: предоставлено пресс-службой Pop-up театра

Лиля Брик — Владимиру Маяковскому, 1918:

«Настроение из-за здоровья отвратительное. Для веселья купила красных чулок, и надеваю их, когда никто не видит — очень весело!»

Владимир Маяковский — Лиле Брик, 1918:

«Дорогой, любимый, зверски милый Лилик! Отныне меня никто не сможет упрекнуть в том, что я мало читаю, — я все время читаю твое письмо. Не знаю, буду ли я от этого образованный, но веселый я уже».

Еще из писем

Федор Достоевский — Анне Достоевской, 1873:

«Ну а что я без тебя-то буду, если недели три-четыре придется не увидать? Друг мой, не знаешь ты, как я тебя люблю. (Зачеркнута одна строчка). Но что об этом. Крепко обнимаю тебя и цалую (хотя эти поцалуи в письме ничего не стоят). Повторяю, я без вас жить не могу».

Зинаида Гиппиус — Акиму Волынскому, 1895:

«Вы мне необходимы, вы — часть меня, от вас я вся завишу, каждый кусочек моего тела и вся моя душа. Я говорю полную правду. Ваша любовь — если она такова, какой я ее хочу, а она такова — дает мне веру в божественное, и она одна — а без веры, вы знаете, жить нельзя».

Владислав Ходасевич — Анне Ходасевич, 1922:

«Милый мой Пипик,.. сижу у Наташи — и вдруг что-то очень мне стало жаль тебя: как ты там прыгаешь без муфточки? Купил ли себе перчаточки? Сыт ли? Не болен ли? Много всякой шушеры возле Пипика — а кто его пожалеет? Один Медведь, которого Пип не жалеет вовсе. Маленький мой человечек, я очень люблю тебя навсегда, хоть ты и ничтожное существо. Пойми, родной, что вся моя боль, вся жалость, все доброе, что еще осталось во мне, — навсегда к тебе. Другим — мои стихи, разговоры, — а тебе — просто я, такой, каким хотела бы меня видеть мама».

Осип Мандельштам — Надежде Мандельштам, 1925:

Надичка, у меня кружится голова — так я хочу тебя видеть. А ты купила дыньку в Мелитополе? Дета моя, радуйся жизни, мы счастливы, радуйся, как я, нашей̆ встрече. Господь с тобой̆, Надичка. Спи спокойно. Помни советы мои, детка: 1) к доктору, 2) лучший̆ пансион, 3) мышьяк и компрессы».

Кстати

Одновременно с петербургской премьерой первый локальный проект стартует в Красноярске — там его создали совместно с Музейным центром «Площадь мира». А в будущем проект может расширить географию. Свои неповторимые истории любви — везде.

Источник: rg.ru

Боярская, Раппопорт и Полозкова читают любовные письма обитателей питерских домов

Есть у кого и где — послушайте. Сто лет назад поэт Бальмонт, волнуясь, выводил в письме слова знакомой Людмиле Вилькиной: «Я счастлив тем, что Вы так красивы. Я испытываю блаженство от сознания, что я видел воплощение красоты». Никто не говорит, что было просто: и она, конечно, замужем — но и поэт не врал, писал, как дышит.

Или вот так, с большими буквами и тайнами, обезоружил Любу Менделееву юноша Александр Блок: «Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда». Так ведь у них потом не жизнь — сплошные снежные заносы. Но ведь слова останутся — как путеводный знак судьбы.

Загадочная Elle напишет символисту Брюсову: «Милый Валерий, решитесь согрешить, — напишите мне «искреннее» письмо». И Брюсов ведь не устоял. Решился.

Ни одного дежурного признания. Слова как головокружения. За каждой строчкой — поворот судьбы, вполне земной, но и такой небесный. Такие письма делают людей бессмертными — и не одних поэтов. В них по-прежнему живут Он и Она, их дом, их улица, их город. Их Время.

«Любовные письма» — так незатейливо назвал свой аудиовизуальный проект режиссер Семен Александровский, создатель независимого петербургского Pop-up театра и лауреат «Золотой маски». Как погрузился в эти чувства, письма, время — так и не вынырнул. В пятницу, 8 октября, проект запущен. Он, по сути, как путеводитель по Петербургу — городу любви. Можно идти по городу и слушать голоса из писем — авторы присутствуют незримо, даже если жили сотню лет назад. Разве что за них письма любви прочитают актрисы Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Варвара Шмыкова, поэт Вера Полозкова, драматург Михаил Дурненков и многие другие петербуржцы.

На любовное послание княгини XVIII века ответит сантехник из 1930-х годов. Пушкин вступит в романтическую переписку с сотрудницей ЗАГСа

Александровский объясняет, почему надо ходить и слушать: «В моем Pop-up театре мы всегда используем город как площадку, играем спектакли на улице, в парках, музеях. И всегда контекст места начинает работать на спектакль, открывая новые смыслы».

Что нужно для того, чтобы прочувствовать историю домов и закоулков, в которых жили и бродили и большие художники, и цари со свитами, и вечные революционеры? Надо услышать их. Для этого — решил Александровский — нет ничего точней любовных писем. Они и чувственны, и друг на друга не похожи. «Магия этих писем, — убежден режиссер — в том, что помимо слов любви они наполнены контекстом эпохи, быта, событий». Здесь про свою любовь — но мимоходом пушки промелькнули за окном. Или забастовщики трамвай переворачивают.

И вот ты стоишь перед домом, который совсем не изменился с тех пор, видишь ту же потрескавшуюся штукатурку, барельефы — и слышишь голоса тех, кто здесь жил. «И вдруг начинаешь сопереживать вместе с тем, кто когда-то сидел за этими окнами и писал слова, которые сейчас слышишь у себя в наушниках. С тем же Федором Достоевским, например, который только что заложил последнюю жилетку, чтобы расплатиться с авторами журнала… И у тебя будто уже своя история взаимоотношений с автором письма и с этим местом», — это замысел Александровского.

Его театр давно ушел от традиционной связки актер-сцена-зритель. Используя современные технологии, видео и аудио, он создает новый жанр, превращая весь город в сцену, а зрителей — в соучастников действа. Так что у каждого в сознании рождался свой спектакль. «Таков мой метод, — не скрывает режиссер. — И этот проект — про взаимоотношения между людьми, про культурное осмысление нашей истории и среды, в которой мы находимся».

Героями его «Любовных писем» стали — Александр II и княгиня Екатерина Долгорукова, Иван Тургенев и Полина Виардо, Антон Чехов и Ольга Книппер, Зинаида Гиппиус и Аким Волынский, Леонид Андреев и Алиса Коонен, Лиля Брик и Владимир Маяковский. На момент запуска пользователям доступно около ста исторических писем, но их количество сразу начнет расти. Загружать их продолжит команда проекта — и, между прочим, появятся личные истории горожан. Бережно хранимые в семейных архивах письма родителей, бабушек и дедушек легко впишутся в один ряд с письмами известных людей, уверен Александровский. Из этих сотен и тысяч писем любви должна получиться огромная человеческая история города, рассказанная самими горожанами. Из писем сложатся самые неожиданные комбинации. На любовное послание княгини XVIII века ответит сантехник из 1930-х годов. Пушкин вступит в романтическую переписку с сотрудницей современного ЗАГСа.

Как стать участником перфоманса? Нужно скачать мобильное приложение «Любовные письма» (Love Letters Walk) и отправиться с ним в путь по Петербургу, прислушиваясь к голосам. Хотя гулять под эти письма можно и виртуально. Лишь бы остались чувства и слова — настоящие.

Голоса из писем

Александр II — Екатерине Долгоруковой, 1868:

Фото: предоставлено пресс-службой Pop-up театра

«Домой я возвратился совершенно без ума от тебя, мой обожаемый ангел. Ты должна была видеть это в моих глазах, как я увидел то же в твоих. Мы вновь едва сдержались, чтобы не броситься друг другу в объятия. Скажи, что ты сделала со мной? Меня опять тянет к тебе с такой силой, что я не знаю, что делать».

Ольга Книппер — Антону Чехову, 1901:

Фото: предоставлено пресс-службой Pop-up театра

«Милый мой, родной мой, дорогой мой, мне хочется тебе много ласковых слов наговорить, чтоб ты не сердился, что актриска твоя засохла в Питере, что пишет тебе такие противные сухие письма. Я немного закрутилась. Мне стыдно за мои письма, ужасно стыдно! Они все не окрашены чем-то моим, нет в них моей души, моего тепла, и я знаю, что ты это чувствуешь и благородно молчишь. Какой ты хороший, Антон!»

Лиля Брик — Владимиру Маяковскому, 1918:

Фото: предоставлено пресс-службой Pop-up театра

«Настроение из-за здоровья отвратительное. Для веселья купила красных чулок, и надеваю их, когда никто не видит — очень весело!»

Владимир Маяковский — Лиле Брик, 1918:

«Дорогой, любимый, зверски милый Лилик! Отныне меня никто не сможет упрекнуть в том, что я мало читаю, — я все время читаю твое письмо. Не знаю, буду ли я от этого образованный, но веселый я уже».

Еще из писем

Федор Достоевский — Анне Достоевской, 1873:

«Ну а что я без тебя-то буду, если недели три-четыре придется не увидать? Друг мой, не знаешь ты, как я тебя люблю. (Зачеркнута одна строчка). Но что об этом. Крепко обнимаю тебя и цалую (хотя эти поцалуи в письме ничего не стоят). Повторяю, я без вас жить не могу».

Зинаида Гиппиус — Акиму Волынскому, 1895:

«Вы мне необходимы, вы — часть меня, от вас я вся завишу, каждый кусочек моего тела и вся моя душа. Я говорю полную правду. Ваша любовь — если она такова, какой я ее хочу, а она такова — дает мне веру в божественное, и она одна — а без веры, вы знаете, жить нельзя».

Владислав Ходасевич — Анне Ходасевич, 1922:

«Милый мой Пипик,.. сижу у Наташи — и вдруг что-то очень мне стало жаль тебя: как ты там прыгаешь без муфточки? Купил ли себе перчаточки? Сыт ли? Не болен ли? Много всякой шушеры возле Пипика — а кто его пожалеет? Один Медведь, которого Пип не жалеет вовсе. Маленький мой человечек, я очень люблю тебя навсегда, хоть ты и ничтожное существо. Пойми, родной, что вся моя боль, вся жалость, все доброе, что еще осталось во мне, — навсегда к тебе. Другим — мои стихи, разговоры, — а тебе — просто я, такой, каким хотела бы меня видеть мама».

Осип Мандельштам — Надежде Мандельштам, 1925:

Надичка, у меня кружится голова — так я хочу тебя видеть. А ты купила дыньку в Мелитополе? Дета моя, радуйся жизни, мы счастливы, радуйся, как я, нашей̆ встрече. Господь с тобой̆, Надичка. Спи спокойно. Помни советы мои, детка: 1) к доктору, 2) лучший̆ пансион, 3) мышьяк и компрессы».

Кстати

Одновременно с петербургской премьерой первый локальный проект стартует в Красноярске — там его создали совместно с Музейным центром «Площадь мира». А в будущем проект может расширить географию. Свои неповторимые истории любви — везде.

10 вежливых слов для невежливых людей

Words at Play

«Flibbertigibbet», «любитель шкафа» и другие слова для людей, которые действуют вам на нервы

3 августа 2022 г.


More Words At Play

18 слов, которые даже вы можете неправильно произнести

Истории «доткомов», «гранжа» и других слов девяностых

Вот некоторые из слов, которые мы сейчас рассматриваем место в словаре.

Самый успешный экспорт английского языка — шутка

В ТЕМПЕ

  1. Армагеддон

  2. королева-консорт

  3. шпионаж, закон о шпионаже

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Спросите у редакторов

  • Буквально

    Как использовать слово, которое (буквально) приводит некоторых людей в.

    ..

  • «Все интенсивные цели» или «Все намерения и цели»?

    Мы намерены выяснить это

  • Лэй против лжи

    Редактор Эмили Брюстер разъясняет разницу.

  • горячий беспорядок

    «Публика в беспорядке»

Игра слов

  • Сложные слова SAT

    20 вопросов, которые помогут вам набрать 1600 баллов

    пройти тест

  • Встреться со своими страхами

    Не бойтесь отвечать на эти вопросы о. ..

    Пройдите тест

  • Назовите эту вещь

    Проверьте свой визуальный словарный запас, ответив на 10 вопросов…

    Пройдите тест

  • Орфографическая викторина

    Сможете ли вы превзойти прошлых победителей конкурса National Spelli…

    Примите участие в викторине

Виктор Франкл | Счастье и смысл | Стремление к счастью

Стремление найти смысл жизни является основной движущей силой человека   ~Виктор Франкл ~

История Франкла05 — 1997), австрийский невролог, психиатр и переживший Холокост, посвятил свою жизнь изучению, пониманию и продвижению «смысла».

В его знаменитой книге « Человек в поисках смысла » рассказывается о том, как он пережил Холокост, найдя личный смысл в этом опыте, который дал ему волю пережить его. Позже он основал новую школу экзистенциальной терапии, названную логотерапией, основанную на предпосылке, что основным мотиватором жизни человека является «воля к смыслу».0110 », даже в самых сложных обстоятельствах.

Франкл указал на исследования, указывающие на сильную связь между «бессмысленностью» и преступным поведением, зависимостями и депрессией. Без смысла люди заполняют пустоту гедонистическими удовольствиями, властью, материализмом, ненавистью, скукой или невротическими навязчивыми идеями и принуждениями. Некоторые могут также стремиться к сверхсмыслу, высшему смыслу жизни, духовному виду смысла, который зависит исключительно от высшей силы, находящейся вне личного или внешнего контроля.

» Человеку на самом деле нужно не состояние покоя, а стремление и борьба за какую-то достойную его цель. Ему нужна не разрядка напряжения любой ценой, а зов потенциального смысла, ожидающего своего исполнения. »

Виктор Франкл был австрийским неврологом и психологом, основавшим то, что он назвал областью «Логотерапии», получившей название «Третья венская школа психологии» (вслед за Фрейдом и Альдером). Логотерапия развивалась благодаря личному опыту Франкла в нацистском концентрационном лагере Терезиенштадт. Годы, проведенные там, глубоко повлияли на его понимание действительности и смысла человеческой жизни. В его самой популярной книге «Человек в поисках смысла» рассказывается о его опыте в лагере, а также о развитии логотерапии. Во время своего пребывания там он обнаружил, что окружающие его люди, которые не потеряли чувство цели и смысла жизни, смогли выжить намного дольше, чем те, кто сбился с пути. Уильям Джеймс назвал бы это событие, изменившее жизнь, «кризисом смысла».

Логотерапия

В книге «Воля к смыслу» Франкл отмечает, что «цель логотерапии — раскрыть волю к смыслу жизни». Он обнаружил, что чаще всего люди размышляли о смысле жизни, когда для Франкла совершенно ясно, что «сама жизнь задает вопросы человеку». Как это ни парадоксально, отказываясь от желания иметь «свободу от», мы получаем «свободу для» принятия «решения» своей уникальной и единственной жизненной задачи (Франкл, 1988, с. 16).

Логотерапия развивалась в контексте крайнего страдания, депрессии и печали, поэтому неудивительно, что Франкл фокусируется на выходе из этих вещей. Его опыт показал ему, что жизнь может быть значимой и полноценной даже несмотря на самые суровые обстоятельства. С другой стороны, он также предостерегает от погони за гедонистическими удовольствиями из-за их тенденции отвлекать людей от поиска смысла жизни.

Смысл

Только когда эмоции работают с точки зрения ценностей, человек может чувствовать чистую радость (Frankl 1986, p. 40).

В погоне за смыслом Франкл рекомендует три разных вида опыта : через поступки, переживание ценностей через какое-либо средство (красота через искусство, любовь через отношения и т. д.) или страдание. В то время как третье не обязательно связано с отсутствием первых двух, в рамках мысли Франкла страдание стало возможностью найти смысл и испытать ценности в жизни в отсутствие двух других возможностей (Frankl 19). 92, с. 118).

Хотя для Франкла радость никогда не могла быть самоцелью, она была важным побочным продуктом поиска смысла жизни. Он указывает на исследования, в которых заметна разница в продолжительности жизни между «дрессированными, поставленными задачами животными», т. е. животными, имеющими цель, и «незадачливыми, безработными животными». И все же недостаточно просто иметь что-то делать, важен скорее «способ выполнения работы» (Франкл, 1986, с. 125)

Ответственность

Человеческая свобода — это не свобода от, а свобода для (Frankl 1988, стр. 16).

Как упоминалось выше, Франкл рассматривает нашу способность реагировать на жизнь и нести ответственность перед ней как главный фактор в обретении смысла и, следовательно, реализации в жизни. Фактически, он считал ответственность «сущностью существования» (Frankl 1992, 114). Он считал, что люди не просто продукт наследственности и окружающей среды и что они способны принимать решения и брать на себя ответственность за свою жизнь. Именно этот «третий элемент» решения и есть то, что, по мнению Франкла, сделало образование таким важным; он чувствовал, что образование должно быть образованием, направленным на способность принимать решения, брать на себя ответственность, а затем становиться свободным быть тем человеком, которым вы решили быть (Франкл 19).86, с. ХХV).

Индивидуальность

Франкл осторожно заявляет, что у него нет универсального ответа на вопрос о смысле жизни. Его уважение к человеческой индивидуальности и уникальной личности, цели и страстям каждого человека не позволяет ему поступать иначе. И поэтому он побуждает людей отвечать жизни и находить свой неповторимый смысл жизни. На вопрос, как это можно сделать, он цитирует Гёте: «Как научиться познавать самих себя? Не отражением, а действием. Постарайся исполнить свой долг, и ты скоро узнаешь, кто ты. Но каков твой долг? Требования каждого дня». Цитируя это, он указывает на важность, придаваемую индивидууму, выполняющему работу, и способу выполнения работы, а не самой работе или задаче (Frankl 19). 86, с. 56).

Техники

Логотерапия Франкла использует несколько техник для улучшения качества жизни. Во-первых, это концепция парадоксального намерения, когда терапевт побуждает пациента сделать намерение или пожелать, хотя бы на секунду, именно того, чего он боится. Это особенно полезно при обсессивно-компульсивных и фобических состояниях, а также в случаях лежащей в основе предвосхищающей тревоги.

Дело вспотевшего доктора

У молодого врача была сильная гидрофобия. Однажды, встретив своего начальника на улице, когда он протягивал ему руку для приветствия, он заметил, что вспотел сильнее обычного. В следующий раз, оказавшись в похожей ситуации, он ожидал, что снова вспотеет, и эта упреждающая тревога спровоцировала обильное потоотделение. Это был порочный круг… Мы посоветовали нашему пациенту, в случае, если его предвосхищающая тревога повторится, принять решение сознательно показать людям, с которыми он столкнулся в то время, насколько сильно он действительно может потеть. Неделю спустя он вернулся, чтобы сообщить, что всякий раз, когда он встречал кого-то, кто вызывал у него тревогу, он говорил себе: «Я только немного потел раньше, а теперь вылью по крайней мере десять литров!» К чему привело это парадоксальное решение? После четырехлетнего страдания от фобии он смог быстро, всего за один сеанс, избавиться от нее навсегда. (Франкл, 19 лет67)

Дерефлексия

Другая техника — это дерефлексия, с помощью которой терапевт отвлекает пациентов от их проблем к чему-то другому значимому в мире. Возможно, наиболее широко известное его использование связано с сексуальной дисфункцией, поскольку чем больше человек думает о потенции во время полового акта, тем меньше вероятность того, что он сможет ее достичь.

Ниже приводится стенограмма совета Франкла Анне, 19-летней студентке художественного факультета, у которой проявляются тяжелые симптомы начальной шизофрении. Она считает себя запутавшейся и просит о помощи.

Пациент: Что происходит со мной?

Франкл: Не зацикливайтесь на себе. Не вникайте в источник своих проблем. Оставьте это нам, врачам. Мы будем направлять и пилотировать вас через кризис. Ну разве вас не манит цель – скажем, художественное задание?

Пациент : Но это внутреннее смятение….

Франкл: Не наблюдай за своей внутренней суматохой, но обрати свой взор к тому, что тебя ждет. Важно не то, что таится в глубине, а то, что ждет в будущем, ждет, чтобы вы реализовали его…

Пациент: Но в чем причина моей болезни?

Франкл: Не зацикливайтесь на подобных вопросах. Каким бы ни был патологический процесс, лежащий в основе вашего душевного недуга, мы вас вылечим. Поэтому не беспокойтесь о странных чувствах, преследующих вас. Игнорируйте их, пока мы не заставим вас избавиться от них. Не смотрите их. Не боритесь с ними. Представьте себе, есть с десяток великих вещей, произведений, которые ждут, чтобы их создала Анна, и нет никого, кто мог бы добиться и осуществить это, кроме Анны. Никто не мог заменить ее в этом задании. Они будут твоими творениями, и если ты их не сотворишь, то они останутся несозданными навеки…

Пациент: Доктор, я верю в то, что вы говорите. Это сообщение, которое делает меня счастливым.

Распознавание смысла

Наконец, логотерапевт пытается расширить способность пациента различать смысл, по крайней мере, тремя способами: творчески, эмпирически и установочно.

а) Значение через творческие ценности

Франкл пишет, что «Роль логотерапевта состоит в расширении и расширении поля зрения пациента так, чтобы весь спектр значений и ценностей стал для него осознанным и видимым». Основным источником смысла является ценность всего, что мы создаем, достигаем и выполняем.

б) Значение через эмпирические ценности

Франкл пишет: «Давайте спросим альпиниста, который видел альпийский закат и настолько тронут великолепием природы, что чувствует, как холодок пробегает по его позвоночнику, – давайте спросим его, после такого опыта его жизнь снова может показаться совершенно бессмысленной» (Frankl, 1965).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *