От чего умер жак фреско: Жак Фреско и его проект «Венера»: как один футуролог пытался спасти человечество

Содержание

В США на 102-ом году жизни скончался Жак Фреско

Уже известно, что первоначально о смерти известнейшего инженера-футуролога сообщила его подруга и близкая соратница Роксана Медоуз: «За эти годы я получила много писем, свидетельствующих о том, какое огромное количество людей вдохновил Жак Фреско, — написала она. — Он помог им лучше понять, что происходит в мире, но большинство говорили о том, что он дал им надежду, рассказав об альтернативном обществе, к которому мы можем стремиться, чтобы преодолеть катастрофические условия, выпавшие на долю человечества. Поэтому очень трудно сообщить вам, что Жак мирно умер утром 18 мая 2017 года в возрасте 101 года».

Как сообщает Роксана, последние дни своей жизни Жак провёл в окружении близкого круга. Являясь убеждённым атеистом, Фреско настоял на том, чтобы похоронная церемония не проводилась. Своё тело он официально завещал науке. Известно, что в последние годы Жак Фреско страдал болезнью Паркинсона, что оградило его от развития своего главного детища — «Проекта Венера».

«Он социальный инженер, промышленный инженер, конструктор, изобретатель. Был консультантом в Rotor Craft Helicopter, руководителем лаборатории научных исследований Лос-Анджелеса. Он разработал и запатентовал множество изделий: от чертежных инструментов до рентгеновского оборудования. Его работы были опубликованы в Architectural Records, Popular Mechanics, Saturday Review. Он работал техническим и психологическим консультантом в киноиндустрии, был членом конструкторского бюро ВВС и отдела разработок в Райт-Филд. Разработал электростатистические устройства противообледенения, спроектировал сборные алюминиевые дома»,

— именно такими словами характеризовал Жака Фреско известнейший американский тележурналист Ларри Кинг в начале интервью в 1974 году.

Уже в 1974 году, когда состоялось интервью, Жак Фреско начал работу над проектом под названием «Социокиберинженерия» — позже, в 90-х годах, из данной задумки выросло главное детище инженера-футуролога «Проект Венера». Венера — небольшой населённый пункт в штате Флорида, рядом с ним Жак Фреско, вышеупомянутая Роксана Медоуз и их соратники создавали модель города будущего.

«Мы не строили то, что хотели построить, мы строили то, что могли себе позволить построить», — комментировала данный процесс Медоуз для журналистов Bloomberg.

Несмотря на то, что многие критики считают идеи и философию Жака Фреско утопией, большая часть людей всё же вдохновляются его концепциями для развития инноваций и очередных шагов в будущее. На протяжении своей жизни Фреско описывал мир, который должен быть построен не на бесконечной работе капиталов, а на объективном функционировании ресурсов, признанных общим достоянием населения Земли.

Концепция экономики, работающей без товарно-денежного оборота, приобрела название ресурсо-ориентированной. Повышение эффективности производств в таком обществе происходит за счёт технологических достижений, монотонная работа выполняется машинами и компьютерами, а главным приоритетом общества становится образование и саморазвитие.

Жак Фреско является автором нескольких книг, самой знаменитой на сегодняшний день является литературная работа под названием «Все лучшее, что не купишь за деньги» (издана в 2002-ом году). Общеизвестно, что «Проект Венера» также вовлечён в создание фильмов, среди них: «Спроектированное будущее», «Дух времени», «Выбор за нами».

Именно концепция ресурсо-ориентированной экономики Жака Фреско легла в основу идеологии CWT как альтернатива существующей мировой экономики, выстроеной на капитале и извлечении прибыли. Кто-то скажет что это не идеально.

Возможно, но точно лучше того, что мы видим сейчас в обществе. Движение CWT сделает всё возможное, чтобы продолжить дело начатое Жаком Фреско.

Автор: Александр Пашков

Размышления о жизни.. Жак Фреско, Люди этого не знают!

Жак Фреско: биография

Футурист, автор проекта «Венера», целью которого является установка мирового порядка, Жак Фреско родился в США в семье эмигрантов еврейского происхождения.  Дата рождения ученого – 13 марта 1916 года. Родители мальчика были выходцами с Ближнего Востока: отец Исаак – из Стамбула, а мать Лена – из Иерусалима. В семье кроме Жака воспитывалось еще двое детей – старший Давид и младшая Фреда.

Во многом на мировоззрение маленького Жака повлиял его дед, который проживал вместе с Фреско в Бруклине, районе Нью-Йорка. Старший брат Жака в свое время доступным языком объяснил мальчику теорию эволюции, чем зародил в нем критическое отношение к религии. Во время Великой депрессии отец, работавший до этого простым служащим, вынужден был уволиться.

И на время единственной кормилицей семейства осталась мать, которая работала швеей.

В школе маленький Фреско вел себя необычным образом. Однажды он не согласился присягать флагу США, объяснив это своей любовью ко всему человечеству. Своим поступком он вызвал негодование у учителей. Но неожиданно директор поддержал мальчика и дал ему возможность изучать все, что он хочет. Два года Жак посещал библиотеки, читал научную литературу, делал опыты в небольшой лаборатории, которую организовал у себя дома.

Через два года директор школы скончался, и Фреско покинул учебное заведение. Он все активнее стал заниматься самообразованием, а в возрасте 13 лет впервые попал в местный аэропорт, где начал изучать конструкции самолетов.

Образование

Эта деятельность так заинтересовала мальчика, что он решил стать авиаинженером. В 1930 году наступила Великая депрессия, и Жак ушел из дома. Он стал путешествовать по стране на попутках. В это время подростка заинтересовали экономические процессы, ставшие причиной такого упадка.

Жак сделал для себя выводы, что для достижения развитого общества не нужны деньги. Своими идеями он поделился с Альбертом Эйнштейном, у которого однажды побывал дома. Беседа произвела на Фреско большое впечатление и наложила определенный отпечаток на развитие его идей.

В 18 лет Фреско начинает профессионально заниматься конструированием, и первыми его значительными работами стали разработки системы креплений воздушного судна и нового типа шасси. В 1939 году он устраивается в авиакомпанию Douglas Aircraft, из которой вскоре уволился по причине ряда разногласий с начальством.

Жака помимо научной деятельности интересовало социальное служение, и он некоторое время проработал в центре реабилитации неблагополучных слоев населения. Поняв всю тщетность временной помощи алкоголикам и наркоманам, Жак уволился. Он пришел к выводу, что надо устранять причину, а не следствие. В конце 30-х Фреско отправляется на острова Туамоту изучать жизнь аборигенов.

В течение Второй Мировой войны Жак Фреско был призван на службу в армию. Ему поручили разработку авиаперевозчиков для военных нужд государства. Сделав ряд перспективных открытий, с окончанием военных действий, ученый уволился в запас. Работа в милитаристской промышленности противоречила его внутренним установкам. Он уже тогда стал задумываться об изменении миропорядка и устранению любых войн.

Жак задавался вопросом: если государство тратит в 500 раз больше средств на милитаризацию, чем на народное хозяйство, то можно ли такое общество называть разумным? Первые испытания ядерной бомбы подтвердили абсурдность современной цивилизации в глазах футуриста.

Основная деятельность

Все больше он стал приходить к мысли создания симбиотического общественного порядка, который органично будет включать в себя сосуществование человека и природы. Жака-инженера заинтересовала возможность создания полностью окупаемого жилья, которое сможет функционировать автономно, без потребления внешних источников питания.

Первым таким проектом, который был создан в содружестве с Эрлом Мюнцем, стало строительство здания из особой алюминиевой конструкции. Показ первого экодома проводился на студии Голливуда и принес большую выручку своим создателям, которую они потратили на благотворительность. Но бюджет США отказался оказывать финансовую поддержку строительства подобных зданий, и проект остался нереализованным.

Вскоре Жак решается на создание Научно-исследовательского центра, основные лаборатории которого разместились в Лос-Анджелесе. Фреско начинает активную преподавательскую и изобретательскую деятельность. Спустя 5 лет его детище было признано банкротом, и он отправился на побережье атлантического океана в Майами.

Своей сферой деятельности Жак выбрал психологию продаж, по этой теме он стал читать лекции. Но отсутствие у него высшего образования в этой области знаний возмутило местную интеллигенцию, и Фреско вынужден был прекратить данный род деятельности. Он активно включился в социальную работу по изучению изнутри расистских организаций.

Жак Фреско не перестает заниматься своими разработками экологического жилья, которые носили название «Проект Американа». Впервые появляется идея циркулярного города, а также новые проекты сборных домов-сэндвичей, фото и описание которых были опубликованы в ведущих научных изданиях Северной Америки. Свою изобретательскую деятельность Фреско осуществлял на базе собственной компании Jacque Fresco Enterprises, которая занималась дизайнерскими работами, в частности, разработкой современных строительных конструкций из алюминия.

В возрасте 53 лет Жак создает первый научный труд «Взгляд вперед», в котором обобщил свой опыт по изучению современного общества и дал ряд прогнозов на ближайшее время. Фреско весьма реалистично описал общество XXI века, в котором на смену физическому труду человека придет работа кибернетических машин. Это позволит человечеству высвободить время для саморазвития и интеллектуального познания мира. В своих работах Жак Фреско описывает идеальную модель древнегреческого общества, но в реалиях будущего.

Проект «Венера»

В 1974 году на передаче «Шоу Ларри Кинга» ученый выступил с объявлением о создании принципиально нового проекта мирового порядка. В 1975 году Жак Фреско окончательно сформировал идеи проекта «Венера», созданного им международного некоммерческого предприятия по разработке механизмов осуществления мирной, развивающейся цивилизации, которая объединит в конечном счете все страны и континенты. Проект «Венера» является основным трудом научной биографии Жака Фреско.

По его мнению, мировой порядок призван будет обеспечить все народы мира благами, которые будут производиться для всех и выдаваться бесплатно. Таким образом будет искоренена преступность: воровство и убийства. Людям будет предоставлена возможность заниматься творчеством и науками.

Все разработки Жак Фреско проводил в городе Венус, который находится в штате Флорида. Там ученый выстроил большое куполообразное здание лаборатории, которое находится в окружении большого сада тропических растений. Жак в своих научных трудах призывает к полной отмене товарно-денежных отношений, которые, по его мнению, являются причиной всех существующих несправедливостей в обществе.

Проект «Венера» – это благотворительная организация. Ее деятельность не приносит дохода Жаку Фреско. Он живет на проценты от своих авиа-изобретений и от продажи книг. В 2002 году вышли в свет новые работы Фреско «Проектирование будущего» и «Все лучшее, что не купишь за деньги».

С начала 2000-х в прокате появляются документальные фильмы о работе ученого. Это такие картины, как «Спроектированное будущее», «Дух времени: Приложение», «Дух времени: Следующий шаг», «Рай или забвение» и «Будущее, любовь моя».

В последние годы проект «Венера» становится все более популярным в международной научной среде. Хотя многие знаменитые деятели критично высказываются по поводу идей основного детища ученого. Например, российский тележурналист с мировым именем Владимир Познер весьма скептически воспринял все разработки Фреско. Он высказался о футуристе, как о талантливом демагоге и утописте.

В 2012 году Жак Фреско посетил Москву. Он дал большую пресс-конференцию, на которой положительно высказался о Путине. Ученый возлагает большие надежды именно на российского президента в помощи осуществления идей проекта «Венера».

В 2016 году, в год празднования своего столетия, Жак Фреско получил награду от Генеральной Ассамблеи ООН, которая признала его научную деятельность значимой для развития общества будущего. В этом же году вышел фильм «Выбор за нами», где в очередной раз футурист делится со зрителями своим идеями развития цивилизации.

Сейчас Жак Фреско все чаще в своих видеопосланиях говорит о любви. Он обращается к этому понятию, так как проект «Венера» в своей основе опирается именно на всеобщую любовь к человечеству, свободе и земле.

В 2017 году на канале Youtube вышла новая картина «Будущее, любовь моя!

Личная жизнь

Жак Фреско состоял в официальных отношениях два раза. Его первая жена осталась в Лос-Анджелесе после переезда Жака во Флориду. Со второй супругой Патрицией ученый прожил несколько лет на побережье Атлантики. В браке родилось двое детей – сын Ричард и дочка Бамби.

После второго развода Жак Фреско никогда больше не женился. С 1976 года его помощницей и соратницей стала Роксана Медоуз, которая продолжает находиться рядом со своим кумиром и по сей день.

Цитаты Жака Фреско

О Боге и его возможностях:

“Когда на пути евреев встретилось Красное море, Моисей поднял свой посох, и воды расступились, чтобы они смогли перейти на другую сторону. Вообще-то, бог смог бы перенести их туда и не разделяя воды”.

О Религии:

“Большинство церквей внушают людям чувство вины за естественные человеческие склонности, ставя их в зависимость от церковного отпущения грехов. Религия концентрирует внимание на неразрешенных человеческих проблемах, а именно: незащищенности, стыде, страхе и предлагает надежду на чудесное исполнение желаний и на лучшую жизнь в мире ином”.

О смысле жизни:

“Нет никакого смысла в жизни. Это трудно принять. Человеческое эго заставляет людей верить, что Фреско пришёл в этот мир, чтобы сделать его лучше. Конечно же, мне это льстит, но я не куплюсь на это дерьмо. Мне известно, что у природы нет смысла”.

О патриотизме:

“Вас делают похожими, чтобы управлять вами. Когда начинается война, вас превращают в патриотов”.

О богатых людях:

“Самые богатые люди обычно болваны. Один такой как-то спросил меня: «Раз вы такой умный, что же вы не разбогатели». Я ответил: «Раз вы такой богатый, что же вы не поумнели?»

Об обществе потребления:

“Общество потребления — это общество одиноких людей, у которых есть всё, кроме того, что им действительно необходимо”.

О разуме:

“У землян нет денег, чтобы доставить воду в засушливые районы Земли, но есть деньги, чтобы искать воду на Марсе. После этого стоит задаться вопросом: есть ли на Земле разум?”

Жак Фреско — биография, книги, интересные факты

Ранние годы

Жак Фреско родился 13 марта 1916 года в Нью-Йорке, в обычной американской семье. Его детство прошло на улицах родного города. Жак рос общительным и любознательным ребёнком, среди его друзей было много представителей различных национальностей, что в итоге стало одним из тех факторов, которые сформировали его взгляды на общество. Фреско учился в местной общеобразовательной школе и уже в раннем возрасте у него стали возникать проблемы с преподавателями из-за своих убеждений. В возрасте 14-и лет, на одном из школьных занятий, Жак отказался давать традиционную клятву верности флагу США, объяснив своё поведение следующим образом:

Я не буду присягать флагу одной нации, потому что мы в долгу перед теми людьми, что жили раньше и которые так много для всех нас сделали. Среди них есть представители каждого народа. Я предпочту дать клятву верности планете Земля и всему живому на ней.

По словам самого Жака, именно тогда он начал понимать необходимость мыслить глобально, однако в случае с его учительницей это не помогло — в качестве наказания за непослушание учительница отвела его к директору школы. На вопрос относительно того, как маленький Жак относится к истории США, Фреско ответил, что она более похожа на пропаганду, нежели на историю. После вопроса директора, какие книги Жак хотел бы прочесть, и что его больше всего интересует, директор отвёл мальчика обратно в класс и посадил его на последний ряд. Директор разрешил Жаку читать те книги, которые он хотел и заниматься самостоятельно, при условии, что он будет каждую неделю отчитываться ему о том, что он узнал нового в ходе своего обучения.

Жак Фреско начал посещать музеи и библиотеки, дома у него была своя маленькая лаборатория. В это самое время Жак увлекается наукой и прочитывает первые в своей жизни научные труды. Примерно через два года директор школы умер и Жак был лишён своих привилегий. Тогда Жак покинул школу и больше никогда туда не возвращался.
Своё дальнейшее образование он получал на улицах Нью-Йорка. В то время США оказались в весьма непростом экономическом положении и многие люди устраивали публичные обсуждения в парках и собирались прямо на улицах. Тогда сильно активизировались сторонники различных общественных формаций, религиозные деятели, философы… Жак посещал многие собрания и интересовался различными идеями.

Великая Депрессия

Времена Великой Депрессии стали пожалуй самым значимым периодом в жизни Фреско. Эти события сильно потрясли молодого человека, он не мог понять почему миллионы людей голодают и влачат жалкое существование, в то время как в мире по сути ничего не изменилось, все заводы и фабрики стоят на своих местах, сырье и материалы — также на своих местах, но у людей просто не было денег и в результате всё общество оказалось парализованным. Быть может правила игры, по которым живёт общество — устарели и неизбежно ведут к разрушениям? С этого вопроса и начался путь длиною в целую жизнь, результатом которого стали изложенные в Проекте Венера идеи и разработки.

На протяжении всего времени, основной мотивацией которая побуждала меня делать то, что я делаю было созерцание бесконечных войн, кризисов, бесполезных человеческих страданий, нищеты, коррумпированности и полного безразличия власти к проблемам людей. Серьёзными стимулами для меня всегда были и остаются некомпетентность правительств и практически полное отсутствие предложений со стороны научных кругов. К сожалению, большинство людей просто не видят общей картины, узкая специализация на отдельных науках и дисциплинах препятствует универсальному пониманию окружающей действительности. Учёные и политики смотрят на возникающие проблемы изнутри системы в которой они находятся, в то время как именно эта система и является основной причиной этих проблем в первую очередь. Я очень разочарован теми, кто так усиленно работает над проблемами терраформирования других планет, когда на нашей родной Земле до сих пор войны, нищета и пренебрежение к заботе об окружающей среде.

Начало жизненного пути

Жак какое-то время работал в социальном центре оказания помощи наркоманам, алкоголикам и трудным подросткам. Однако очень быстро он осознал, что его работа лишена смысла в долгосрочной перспективе. Пока ты занимаешься одним попавшим в беду человеком, система порождает тысячу новых. Тогда Жак решил что необходимо заниматься поиском и устранением реальных причин возникновения проблемы, а не тщетно бороться с её следствиями.

В поисках решений и ответов на свои вопросы, Жак Фреско отправился на Южно-Тихоокеанские острова Туамоту, где общался с аборигенами-носителями нетронутых традиций общества.

Жители острова спокойно разгуливали по окрестностям совершенно голыми, при этом мужчины адекватно реагировали на противоположный пол, никто из них не таращился при виде обнажённого тела, а во время общения они всегда смотрели друг другу в глаза. Как раз в то время на остров начали прибывать первые миссионеры, дабы обучить „дикарей“ и сделать их цивилизованными. Полинезийцы были очень любопытными и охотно посещали церковь, однако миссионеров сильно смущала нагота местных жителей. Поэтому они стали раздавать майки всем, кто приходил в церковь. Для местных женщин это оказалось не очень удобным и они просто вырезали отверстия в верхней части маек, после чего уверенно шли на воскресный сбор. Я однажды спросил одного из местных знахарей о том, что он думает по поводу присутствия миссионеров на острове. Он покачал головой и недовольно пробормотал: „они есть злые“


— вспоминает одно из своих путешествий Жак.

…Но самым важным для меня стало то, как эти люди распределяли между собой свои ресурсы — это в буквальном смысле открыло мне глаза. Именно тогда я осознал насколько катастрофическими являются последствия дефицита и как сильно это влияет на поведение людей и формирование их ценностей. На острове, когда туземцы ловили рыбу, они просто ходили и раздавали её всем в округе. Рыбы было так много, что её хватало на всех и даже сверх этого. Проблемы начинаются тогда, когда по тем или иным причинам нет возможности прокормить целое племя. В этом случае человеческое поведение сильно меняется, они начинают прятать еду, воровать, обманывать и даже драться.

Вторая мировая война

Другим очень важным фактором, сформировавшим отношение Жака Фреско к решению различных задач, стала Вторая мировая война.

В то время США тратило огромные средства на Манхэтенский проект, разрабатывая оружие массового поражения. Цена для них не имела значения. Это был самый масштабный и дорогой проект для того времени. А ведь это громадное количество ресурсов и сил могло быть направлено на улучшение жизни и решение наших общих проблем, и создание оптимальных условий существования человечества в гармонии с природой. Если мы готовы приложить такие усилия во время войны, то почему нельзя сделать то же самое и в мирное время, но не для разрушения? Когда учёных призывают решать проблемы военного характера, то они сразу же находят нужные ответы и решения в данной области, совершенствуя орудия смерти. Такое положение вещей наглядно продемонстрировало мне способность науки и технологий достигать поставленных целей, в том случае, если всё достаточно хорошо организовано и проплачено. Но я считаю полным абсурдом тот факт, что мы не делаем этого в созидательных целях на глобальном уровне.

«Выживем, я обещаю» (абсолютное будущее) — Absolut Creative Future — OpenSpace. ru

94-летний футуролог из Флориды предлагает людям всей Земли отказаться от денег, правительств, бизнесменов и рекламных агентов, зажив идеальной жизнью в идеальных городах по его проектам

Жак Фреско

Архитектор и промышленный дизайнер, производственный инженер и изобретатель, социолог и футуролог – все в одном лице. И во всем самоучка. Жак Фреско смотрит в наше общее будущее и видит там только хорошее. В абсолютно идиллическом будущем Фреско нет бедных и нет богатых, все равны, живут в одном мире без границ и ничто не омрачает их существования. Если работа, то только та, что приносит радость, и на благо всего человечества. Земной шар – общий дом для всех, уютный и куда более комфортабельный, чем сейчас. Работать в Нью-Йорке, а вечером на скоростном подземном экспрессе (6500 км/ч) возвращаться в Москву. За билет не платить ни копейки. Жить в небоскребе посреди океана и не платить за аренду. А можно вообще не работать и хоть до старости учиться в лучших университетах мира. Совершенно бесплатно, потому что платить будет нечем. Деньги Фреско отменит в первую очередь: даже шопинг и тот без денежных трат!
В этот рай за прошлые грехи не попадут правители, политики, нефтяники, банкиры, юристы, рекламные агенты — у Фреско целый список имеется. Просто потому, что они сами останутся в прошлом: в будущем эти профессии не понадобятся. И тогда закончатся войны, и все будут жить в мире и согласии, и наконец наступит на Земле благоденствие! «Это утопия», — не задумываясь скажем мы. «Это абсолютная реальность», — ответит Жак Фреско.

В октябре 2008 года после сетевой премьеры продолжения конспирологического фильма Питера Джозефа «Дух времени. Дополнение» (Zeitgeist. Addendum) интернет-публика вдруг перестала воспринимать Жака Фреско как чудаковатого профессора. Его технократический проект будущего «Венера» теперь многим кажется чуть ли не единственной альтернативой существующему порядку вещей. После того как первый «Дух времени» предсказал экономический кризис за два года до его появления, к идеям Фреско стали прислушиваться.

Футуролог Жак Фреско похож на эльфа из толкиеновской эпопеи. Никак не подумаешь, что этот маленький сухонький пенсионер из Флориды затеял мировой переворот. На вид ему не дашь больше семидесяти, но на самом деле Фреско родился в 1916-м, то есть он на год старше Советского государства и пережил его. «94-летний футуролог» — уже звучит как оксюморон, но это так: последние 80 лет Жак Фреско почти что в одиночку занимается проектированием будущего. Однако прежде чем заглянуть в него, Жак предлагает совершить небольшую экскурсию в прошлое, в 1929 год — времена Великой депрессии, где когда-то все и началось.

— Вы, наверное, в детстве читали много фантастики? Почему вы вдруг стали думать о будущем?

— Фантастика? Что вы, я никогда не читал эту дребедень! Меня это не интересовало. В фантастических романах придуманные миры не решают проблем. А я своими глазами видел вещи похлеще любой фантастики — как люди тысячами спали на улицах Нью-Йорка, бездомные, голодные и безработные, потерявшие всё до последнего цента. Мой отец, как и остальные сотни тысяч американцев, лишился работы, нашей семье тогда пришлось туго, мы сами чуть ли не голодали, это было в самый разгар Великой депрессии. Потрясенный увиденным, я впервые осознал странную двойственность: с одной стороны, люди были разорены, у кого-то не было денег даже на хлеб, а с другой — ведь ресурсы страны никуда не исчезли, хлеб кто-то продолжал выпекать. То же самое с заводами и производствами — они ведь не разрушились, как карточные домики, из-за того что рухнула биржа? Как же так, неужели все настолько зависит от денег? И тогда я понял: мир, в котором мы живем, безнадежно устарел. Его нужно менять, причем кардинально. В 1929 году мне было всего 13. Тогда я и стал футурологом, и у меня впервые появилось будущее видение проекта «Венера».

Почему вы назвали проект «Венера», сразу возникает ощущение, что в будущем вы предлагаете жить на другой планете?

— Это забавное совпадение, проект я назвал так потому, что сам живу на Венере (точнее, в городе Венера — Venus). У нас такая локальная особенность, как на звездной карте живем, неподалеку есть город Марс, а мы на Венере, отсюда и пошло название. Но я надеюсь, что жить мы все-таки останемся на Земле! Иначе для чего я все это придумывал?! На нашей планете до сих пор столько неразрешенных проблем — голод, нищета, взять хотя бы то, что мы натворили с окружающей средой! Неужели я буду предлагать людям отправиться на другую планету, чтобы и там тоже все испортить?!

Лаборатория на территории исследовательского центра Жака Фреско

Один из основных постулатов проекта «Венера» — отказ от денежной системы раз и навсегда. Как же можно будет объяснить людям, что теперь они будут жить без денег? А на что же тогда? Не говоря уже о том, что многие только и живут ради них.

— Я еще во время Великой депрессии понял, что в будущем мы просто обязаны отказаться от денежной системы. Просто все мы привыкли к деньгам и уже не понимаем, что это и есть главный источник зла и почти всех людских пороков. Это деньги регулируют экономику, и одни страны, как США, богатеют, а другие нищают; это с помощью денег можно разорить страну, свергнуть правительство; это деньги провоцируют в нас конкуренцию, жадность, зависть и злобу; это из-за них в мире одни несчастья: преступления, войны, жажда наживы и обогащения. Вы сами понимаете, перечислять минусы денежной системы можно до бесконечности! Уберите деньги — и не будет проституции, наркомании, игрового бизнеса. Возможно, это звучит наивно. Но подумайте сами: люди думают, что без денег прожить невозможно. Но вот вам элементарное доказательство обратного: что вы будете делать на необитаемом острове, если у вас с собой в чемодане окажется миллион долларов, а ресурсов на острове при этом не будет? Ни рыбы, ни зверей, на которых можно охотиться, ни питьевой воды? Сможете выжить без всего этого? Или все-таки умрете от голода, прижимая к груди кучу зеленых, никому не нужных бумажек? Поэтому я совершенно уверен: людям нужны не деньги.

Денежная система все-таки просуществовала многие тысячелетия, деньги — придуманный людьми эквивалент для обмена. Что вы в будущем собираетесь дать взамен?

— Деньги! Деньги! Да они разрушат нас рано или поздно и приведут к глобальному краху! Мы уже на волоске, неужели не видно? Эта система изжила себя. Как-то я видел, как люди на южных островах живут без денег и не имеют никакой головной боли. Кокосов на пальмах хватает на всех, пойманную рыбу раздают поровну. И все счастливы. Это и есть ресурсоориентированная экономика. Я предлагаю то же самое, только на более развитом уровне. Ресурсы Земли безграничны, мы их даже наполовину еще не исследовали. В первую очередь мы займемся разработкой альтернативных источников энергии. Одна сила морских волн в глобальных масштабах может приносить 50 процентов всей используемой нами энергии. То же самое с геотермальной энергией: если мы научимся использовать «тепло земных недр», у нас в руках окажется практически вечный двигатель, ведь тепло планеты восполняется постоянно! Но этим нужно заниматься, а мы пока продолжаем качать нефть и загрязнять окружающую среду. Я предлагаю экологически чистое будущее. Машины и скоростные поезда будут передвигаться на электродвигателях. Поскольку денег не будет, то и кредит в банке на электромобиль вам брать не придется. Только представьте себе, если вы родились в Америке, вы больше никогда ни за что не платите! Бесплатный транспорт, перелеты, жилье, образование. И у всех будет одинаковый доступ ко всем ресурсам земли.

Что-то подобное мы уже слышали и однажды проходили.

— Вы имеете в виду коммунизм? У проекта «Венера» с коммунистической системой только на первый взгляд есть сходство. У коммунизма не вышло избавиться от дефицита и не получилось дать всем поровну и по потребностям. К тому же коммунизм невозможен без денег. Как и без жесткого правительства и большой армии. А в проекте «Венера» одни люди больше не будут управлять другими, вместо них это будут делать машины, у них реже происходят сбои. Потому что даже если мы соберем самых порядочных людей в правительстве, то, если вдруг закончатся ресурсы, они станут врать и воровать.

о механицизме, субъективности и детерминизме

Справка-введение: Жак Фреско – профессиональный изобретатель, американский производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог. Автор книг «Введение в социокибернетику» (1977), «Проектирование будущего» (2002) и др. Родился в Городе Нью-Йорк в 1916 году 13 марта, умер 18 мая 2017 года в возрасте 101 года. В конце 1940-х годов Жак Фреско стал директором созданных им в Лос-Анджелесе Научных исследовательских лабораторий. В 1975 году основал «Проект Венера».

«Проект Венера» (англ. The Venus Project) — некоммерческая международная неправительственная организация, созданная Жаком Фреско вместе с Роксаной Медоуз и занимающаяся реализацией проекта, направленного на достижение мирной, устойчивой, постоянно и стабильно развивающейся глобальной цивилизации через переход ко всемирной ресурсо-ориентированной экономике. В июле 2016 года Жак Фреско был удостоен награды Novus Summit в номинации Городское проектирование/Сообщество, при поддержке департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, за вклад в достижение целей устойчивого развития.

Интервьюер: — Вы говорите, мы ищем предсказуемость. Верно?

Жак Фреско: — Ну, люди-то её хотят, но хотением её не достичь. Её достигают знаниями.

— А имеет ли смысл искать высокую степень предсказуемости у большого числа людей?

— Только если есть проблемы, люди хотят предсказуемости. Если ты влюбился 400 раз и девушки тебя разочаровали, это не они тебя разочаровали. Тебя разочаровали собственные представления. Ты не знал, как они поведут себя при определенных обстоятельствах.

— То есть, ожидание и представление – это, по сути, одно и то же?

— Да, ожидание и представление. Если только ожидания не основаны на технологии. Если смешать определенные реактивы, получится пена. Понимаете? Это не представление, это эксперимент. Если большинство животных имеют представление, одно из них погналось и убило его или сжало ему горло, до тех пор, пока оно не умрет, так проще его есть. Если есть живьём, жертва дёргается. Кажется, шакалы этого не понимают. Они едят добычу, пока она ещё жива, но некоторые звери сначала убивают добычу. Они не стремятся облегчить страдания, просто так удобнее, а некоторые звери вырывают мех или перья, прежде чем вгрызаться. Потому что перья портят вкус. Ни одно животное не думает, а вдруг этого голубя, что я съел, дома ждет семья. Так они не думают.

У меня был знакомый повар. Мы были на ферме и мимо нас прошла толстая свинья. Он говорит, — «Из этой свиньи вышла бы славная пирушка на 50 человек. Сунуть ей в рот яблоко и поджарить на вертеле». Для него эта свинья была лишь едой. Только едой. Он был поваром. Понимаете?

-То есть, люди покупают курицу и убивают её только для еды?

-Если бы мы думали, что овощи при готовке страдают, некоторые из них было бы сложно готовить, но почитав Босса, я узнал, что живое живет за счет живого. Все кого-то едят. Иначе ты умрёшь. А если поститься, то ты будешь поглощать собственное тело. Ты поглощаешь жир и всё остальное, все запасы и всё худеешь и худеешь, потому что поглощаешь самого себя. Понимаете?

Так что мы живем за счет живого существа. Включая растения. Но американские индейцы, когда голодали, бывали засухи и дичи было мало или племя слишком разрасталось, они ели глину. Слыхали такое? Чтобы забить желудок и не чувствовать боль голода. Им не нравилось есть эту глину, просто они придумали, как заглушить боль голода.

Можно сказать, это отвратительно, но всё зависит от ценностей. Уважаемый человек – это тот, кто ведёт себя в соответствии с доминирующими ценностями. То есть, мне некого уважать. Из тех, кто ведет себя согласно доминирующим ценностям, это наш король – пример доминирующей ценности. Я не уважаю короля. Когда-то человека назначали королём за то, что он храбро бился и убил много врагов, тогда его делали королем, но сын короля не сделал ничего, однако он наследует страну – его называют принцем. А у меня в учебниках героем всегда был принц. Во всех странах почитали королей и королев. Королева сказала то, король сказал это. Все мои учебники поддерживали старые культуры. А у вас в школе так делали? Бывал у вас помазанный принц и история про принца на белом коне и крокодила в расселине? Крокодил застрял в расселине поперёк земли, а принц слез с коня, достал этого крокодила, а тот ему говорит: «Я принцесса. Меня заколдовала ведьма. Если ты сожжешь ведьму или столкнёшь её в вулкан, я выйду из крокодиловой кожи и стану принцессой».

Такие у меня были учебники в школе. Не знаю, какие были у вас. Но принц пошел, убил ведьму или столкнул её в вулкан, и этот крокодил стал принцессой. У вас такого не было? У меня было столько этого бреда. В школу было больно ходить. А я знал, что принцы — это люди, которые правят народом с конченной системой ценностей. Меня многое отравляло из того, что окружало.

Я не был умницей, просто вокруг было достаточно умного, чтобы я видел ложность системы. В моем районе были люди со многими убеждениями. И родители говорили, это хорошая система ценностей, это плохая система ценностей, но после знакомства казалось, что люди с плохой системой ценностей были хорошими людьми. Я во всех видел и хорошее, и плохое. Раньше так говорили – хорошее и плохое, добро и зло. Но реальный мир противоречил тому, чему меня учили родители.

Я что же, от этого перестал уважать родителей? У меня изменилось понимание уважения, но я не говорил родителям, что их система ценностей ограничена. Это ничего не даст, только отшлепают.

Вы меня как-то спрашивали, что такое механистическое мировоззрение. Механистическое мировоззрение, по-моему, я лишь описываю на свой взгляд, я не знаю, что оно значит для других, это может значить ограничение свободы других – механицизм. Но для меня механицизм значит, что растения не растут, если нет света, питательных веществ, почвы и температуры для роста, что человеческое поведение зависит от среды, в которой человек вырос. А если он не подчиняется среде, то его изгоняют или убивают.

Механицизм подразумевает, что деревья и растения растут неспроста, что страны воюют неспроста, что человек может забраться в окно и украсть телевизор не просто так. При этом причина не одна, к подобным действиям приводит целая совокупность факторов. Я уверен, что у человека нет желания красть. Я считаю, что у него нет легкого доступа к предмету кражи. Понимаете, нужно много потеть, работать 3 недели или даже 10 недель, чтобы купить маленький телевизор или радиоприемник. Если он увидел на тумбе за окном телевизор, ему проще открыть окно и украсть его, чем работать 3 недели, чтобы купить этот дерьмовенький телевизор. Понимаете, о чем я?

То есть, у человека ценности не такие, как у тебя. Скажем, Ваши ценности гласят, «я никогда не возьму чужое, а если будешь красть, то попадёшь в тюрьму рано или поздно, если не остановишься». А это намного вреднее, если не посмотришь вперёд, если воровать вещи. Но если у тебя есть совесть, то есть – в тебе воспитали совесть, если даже какую-то мелочь украсть в магазине и не попасться, это пойдет в личное дело и будет вредить тебе всю жизнь в будущем. Так что это очень неэффективно, воровать еду на продуктовом рынке, потому что рано или поздно, если раза 2-3 не попался, у тебя возникнет склонность красть. А если избежать такого поведения, то скорей всего, я не посмотрю на преступника косо. Я смотрю на него, как на человека, который решает свои проблемы неоптимальным способом. Понимаете, о чем я?

Механицизм означает, что магнитофон не заработает без батарейки, что-то должно его крутить. Это значит, что автомобиль без сенсоров может врезаться в другую машину, вот что я понимаю под механицизмом. Для меня механицизм гласит, если мир вам не нравится, предложите, как его изменить, а если не сработало, предложите, что делать дальше.

Механицизм означает, что всё к чему-то привязано, что события не происходят без толчка. Люди вечно искали главного толкателя и поэтому они придумали бога. Он всё толкает. Ну а кто толкает бога? Тут я усомнился. Включаешь питание – электрогенератор работает. Но он не заработает, если нет водопада, который вращал бы турбину. Вот, что я понимаю под механицизмом.

Если человек совершает антисоциальные поступки, я считаю, что на то есть причина. Либо ущербная система ценностей, либо воспитание в жестокой среде. Я не могу представить, чтобы определенное поведение возникло без определенной причины. Понимаете?

И когда меня спрашивают, вы механицист? Я говорю, дайте объясню, что я понимаю под механицизмом, может это не совпадёт с тем, как вы это понимаете. Так что всегда надо спрашивать, что вы понимаете под механицизмом. Я не могу представить, чтобы столик переместился отсюда туда без землетрясения или помощи людей. Я не могу сказать, что столик хотел переместиться, или сказать, что на то воля Аллаха.

В Нью-Йорке был один дом, где вещи падали с полок, как бы глубоко ни ставили на полку книжки, они выпадали. И люди говорили, что это полтергейст – поток с резкими изменениями течения. Дом трясло с определённой частотой, поэтому с полок всё и падало. Взрослый человек может сказать, мы многого на свете не понимаем, следовательно, в мире много тайн. Но лучше сказать, мы многого на свете не знаем. Я не знаю, почему книги упали с полок.

Но такие люди не смогут даже выяснить, как книги падают с полки. Знаете, что такое ответное колебание? Иногда если потрясти стол с наполненными по-разному стаканами воды или, например, налить воду в разные стаканы и постучать, они будут стучать по-разному. Можно сделать музыкальный инструмент с помощью стаканов. Это не стаканы издают разные звуки, а уровень воды в них. Но мало кто ищет причинно-следственные связи и разбирается, что вызвало это явление.

Когда птица выталкивает птенца из гнезда, любитель птиц может подумать, какой ужас, разве можно так со своими птенцами? И может рассердиться на зарянку, которая это сделала. Но зарянка поступает так из-за внутренней биохимии. Она не жестокая птица. Зарянка может врезаться в окно, видя отражение зарянки. Слыхали такое? Так они и гибнут. Это самоубийство. Но они не кончают с собой, просто самец видит другого самца и это его естественная реакция.

Большинство быков бьются между собой в брачный сезон, такая у них реакция. Хорошо это или плохо, секса на всех хватает. Но бык этого не понимает, им движет хемотропизм, химическое поведение.

Так что я снова повторюсь, под механицизмом я понимаю, что телефонный столб просто так не упадет. Он может упасть, если его наклонило ветром. Прошел дождь, почва стала мягкой и центр тяжести валит его на землю. Но просто так, по собственной воле столб никогда не упадет.

И человеческое поведение, я считаю, диктует не характер. Изменение химии тела может сделать человека серийным убийцей, если определенные участки мозга ослабеют. Раньше говорили, он не замечает добро и зло, но добра и зла нет. Есть человеческое поведение. Поступки человека коррелируют с его происхождением. Индейцы Сиу могут убить много Семенолов, потому что Семенолы когда-то убили много Сиу. Понимаете? Они что, плохие? Нет. Это нормально для их культуры. Вы это понимаете?

Но скажите мне, вот законы мудрости – 7 законов мудрости, я в это не поверю. Лучше скажите: «я испытал это, попробуй и ты, может у тебя будет та же реакция». Если да, тогда нужно разбираться с этим. А люди, для которых механицизм плох, должны сказать, в чем же его недостатки? Что с ним не так? Что не так с механистическим измерением?

Я считаю, что если долго не будет дождя, то все растения умрут. И если в тропиках станет холодно, причем надолго, то некоторые растения умрут. Вот что я понимаю под механицизмом. Я не знаю, что под ним понимают другие. Так что при встрече с механицистом я могу спросить, так что, причинно-следственных связей, по-твоему, не существует? Поэтому я всегда спрашиваю, как ты это понимаешь.

Я верю в общественное планирование. По поводу богачей, это не общественное планирование. Это диктатура.

— Знаете, Вы ещё избегаете слова «детерминизм». Это ещё одна констатация в нынешней культуре.

— Детерминист — это тоже механицист. В прошлом. Я не знаю, что оно значит сейчас. Поэтому обычно спрашиваю.

— Но у философий много разных видов детерминизма.

— Что Вы говорите?

— В философии много разных…

— Да, много разных взглядов. Одни доказуемы, другие нет, но люди их не различают. Когда проходишь курс философии, что другие люди считали в прошлом, Шопенгауэр и другие философы, там из них такую кашу делают из всех подряд. Студент философии себе здорово вредит. Разве что он изучает традиции разных культур и их истоки, механизмы, которые их сформировали.

— Но ведь некоторые философы всё же были молоды: Хайдеггер, Ницше и т.д. У них встречались умные вещи.

— Некоторые – да, но различить их очень сложно, нужно знать, что извлечь. Хорошей книгой ты называешь книгу, из которой извлек то, что пригодилось тебе, но из этой же книги он извлечет другое, они извлекут третье. Зависит от человека. Мы, читая одни и те же книги, не приходим к идентичным выводам, к похожим – да, но не к идентичным. О книгах даже спорят. Это была отличная книга, говорит один, а, по-моему, ужасная, прямо, как и фильм, говорит второй.

Вот такие инструменты нужны людям. Невозможно иметь идеальные инструменты. Можно приобрести лучшие инструменты, чем были, но идеальных – нет. Понимаете? Потому что это постепенный процесс. Они становятся всё эффективнее с новой информацией, немного меняются.

Может ли человеческий мозг соперничать с компьютером? Это неправильный вопрос. Сколько операций может выполнить компьютер? Если 40 миллионов в секунду, то ответ простой – мозгу это не по силам. Так что это неправильный вопрос, может ли человеческий мозг переплюнуть компьютер. А на что способен компьютер? Он может реагировать на изменения температуры, которых люди даже не замечают. По всей площади стола есть небольшие различия температуры, машины это фиксируют, а мы не можем. Выходит, машины лучше людей? В какой области и во скольких областях? Вы понимаете, о чём я?

Можно сказать, у человека прекрасное зрение, но мужик с телескопом ответит – я вижу кратеры на луне своими глазами, но благодаря телескопу, а ты не видишь. Выходит, телескоп лучше глаза для больших расстояний. Верно? Да, а если сделать супер-телескоп с радаром, сонаром и оптикой? Он гораздо лучше человека будет замечать детали, но нет смысла спрашивать, лучше ли наука технологий других систем? В какой области? О чём конкретно речь? У людей обычно нет пояснений к таким заявлениям.

Можно сказать, машина не может быть лучше, чем создатель, но мужчина, который создал микроскоп, не видел бактерий, а микроскоп позволил ему их увидеть. Понимаете? То есть, микроскоп – лучшее устройство для рассматривания бактерий, чем глаз человека. Это оттенки серого, настоящая семантика, потому что всё это что-то значит и к чему-то относится. Благодаря микроскопу можно увидеть бактерии, а благодаря электронному микроскопу можно увидеть атомы, а без него – нет, невозможно. Вернее, можно увидеть то, что мы называем атомами. Понимаете, о чём я? Мы не знаем, атомы это или нет. Может, у самого атома есть некий рельеф, которого мы просто не видим.

Так что, можно спросить, есть ли твёрдое понимание земли? Помните, что медный кабель проводит электричество. То есть, для электричества это как бы норма. А вот воздух электричеству пронзать довольно сложно, разве что он очень влажный или соленый. Существуют так называемые неоны и другие частицы, которые пронзают землю насквозь, как будто бы земли даже нет. Для них твёрдая земля не такая уж твёрдая. Но вот кто-то скажет, я считаю, что мир абсолютен, есть твердые вещества, есть жидкости и газы. Так вот, есть частицы, которые запросто пронзают твёрдое. Рентген проходит сквозь тебя и фотографирует. То есть, для этих лучей ты полупрозрачный.

Но если спросить, какой же мир на самом деле? Это глупый вопрос. Зависит от контекста. Ещё есть гамма-лучи, по сравнению с ними рентген очень слаб. Они проходят всё насквозь – сквозь камни, что угодно. Есть ещё нейтрино, считают, что они проходили в шахты на милю вглубь и измеряют, как они спускаются. То есть, они пронзают землю, как будто бы её нет.

Ну и что же значит твёрдое или жидкое? Зависит от наших рецепторов, но пытаться выяснить, какая земля абсолютно точно на самом деле, так называемую правду – это глупое слово. Ведь оно предполагает абсолютность веществ, что-то твердое или жидкое, что-то – газ. Жидкость при нагревании превращается в газ, а твердое вещество при нагревании станет жидкостью, но если говорить об определённых температурах.

Ртуть твёрдая, если её заморозить, она не растекается, она становится куском металла. Если заморозить его. А в нормальной атмосфере она жидкая. Даже стекло называют жидкостью. Почему? Если сделать крышу из стекла и поставить её под углом и вернуться лет через 15 и измерить, то на этом конце стекло будет толще, чем на том, оно как бы течет. Медь, если сделать медную крышу и измерить лет через 200, на конце будет толще, чем наверху. Она тоже течет. Определение жидкости – текучая субстанция. Но ведь не говорится, как быстро она течет – за 10 минут или за 40 лет. Вы меня понимаете?

Материю очень сложно описать. Для нитрина этот стол не существует. Живи люди в мире нитрина, их взгляды, понятия и законы сильно отличались бы от наших. Можно взять меня за систему отсчета. Если я упаду на стекло, я порежусь. Для Вас это будет правда. Вот мы и ищем то, что влияет на нас.

Мы сейчас даже не замечаем пролетающие гамма-лучи, но посиди ты в комнате с рентгеном, он тебя будет убивать, а ты это заметишь только потом. Ты же знал, что он вызывает рак, вернее может вызвать.

Мы называем вещи твёрдыми, жидкими или газами в конкретной системе отсчета. Знаете, что такое система отсчета? Например, сейчас я могу плыть по воде, но, если спросить, какая вода на самом деле, это глупый вопрос. При каких условиях? При абсолютном 0 или около абсолютного 0 по воде можно ходить, она твёрдая, на ней можно кататься. Живи ты в замороженном мире, все вещи были бы твёрдыми – ртуть и вода твёрдые тела, ничего не течет. Вы понимаете?

Поэтому люди из другого мира или с другими чувствами, если у них не такие чувства, будут описывать мир так, как их воспринимают их чувства. Так что если хочешь правильных ответов, то найдешь только те, которые правильные для тебя и твоей среды. Вот такие ответы ищи.

Но правда и кривда, добро и зло мешают научному восприятию. Они мешают знаниям. Знания собирательны и относительны. Они не абсолютные. Ничто не абсолютно. Даже если учёный говорит, вот почему земля вертится, это в рамках наших знаний, часть причин, по которым земля вертится.

Это совсем другой мир. Он заменит собой нынешний. И люди будут ему сопротивляться, потому что утратят свою идентичность. Идентичность человека – это «я верю в бога», «я верю в чудеса», если это его природа, а я пытаюсь её у него отнять, он останется без идентичности. Его язык ущербен. Языку уже сотни лет. Что за нахрен? Кто я вообще? Человек думает, что он нечто статичное, что его берут и меняют. Но если воспитывать людей в обществе со статичными взглядами, их никто не будет менять с течение времени. Может ли один из них, например, создать самоходную повозку, которая поедет без лошади. Да, конечно нет.

Значит, развитие этого общества ограниченно. Но если воспитывать людей думать, как им угодно, их невозможно контролировать. Поэтому детей растят в понятной системе ценностей, ну или якобы понятной. Иначе ты будешь терять людей, если у каждого будет своя система ценностей. Понимаете, о чём я?

Поэтому все страны пытаются воспитывать граждан верными стране. Король — это твой правитель. Ты должен уважать короля с королевой. А в Америке – «боже, храни Америку», а не «боже, храни всех». Мне кажется, Пастор должен говорить, «боже, храни всех», но я не знаю точно, а вы? Или говорят, «боже, храни Италию», если дело происходит в Италии.

— Боже, храни верующих моей конфессии.

— Да.

— Или моей общины.

— Да. Но мне сложно ассоциировать себя с современным миром. Мне проще ассоциироваться с механицизмом и использованием научного метода, но не с поиском истины. Сказать, вот, что мы знаем на текущий момент. Мне это ближе, чем фраза «я нашел истину». Истина — это всё, поэтому я не могу сказать, что я нашел истину. Я только могу сказать, что я нашел подход к данной ситуации.

— Некоторые говорят, что в идеях Жака нет чувства, нет страсти, эмоций.

— Это правда. Их там нет. Но если человек к чему-то эмоционально привязан, это значит, он субъективен.

Некоторые сколачивают две деревяшки и целуют их, а до этого они их не целуют. Только когда сколотишь и получится крест, тогда они их целуют. Что это было, прежде чем стало крестом? Пара деревяшек или медь, из которой ещё не вылили крест. А крест — это распятие. Задолго до того, как его стали носить, на нем распинали людей. Это тот или иной символ, он зависит от культуры.

Поэтому я не могу принять ничего, кроме науки. Форму крыла проектируют для подъёмной силы. Форму самолёта проектируют для определенных условий.

Если я говорю, что нельзя прыгнуть выше своей среды, это значит, что нельзя превзойти собственные знания. Если человеку дать новый микроскоп, он не скажет, линза объектива слабовата, если дать его дикарю. Дай дикарю часы, он не скажет – эти шестерёнки неточные, у них вроде как дефект в одну десятитысячную дюйма. Такого он не скажет. Вот, что значит, человек не может прыгнуть выше своей среды.

Вот садишься ты в самолет, если они ещё будут через 2000 лет, посмотришь на наши самолеты и скажешь, я бы в такую коробку никогда не сел. Наши самолеты будут для них коробками или чем-то подобным. Но само собой, нельзя родиться через 2000 лет с нашими ценностями и выжить с ними.

Страна, которая не может превзойти собственную среду, уступит в гонке. Вы поняли, что это значит? Другая страна нас обойдёт. Если Китай не преодолеет себя, затормозит, будет только производить, пустится в автоматизацию, модификацию, то он отстанет.

В мире много настолько примитивных народов, что у них жизнь такая же, как и тысячу лет назад. Много таких в бассейне Амазонки. Местные строят плоты, как и тысячу лет назад без изменений. Они плетут веревки из водорослей и связывают бревна. Просто они больше ничего не знают. Они живут на одном месте. Можно сказать, что они глупые, но это не так. Они живут в статичной среде, где порядки сравнительно постоянные и мало изменений. У них недостаточно гостей из других племён, чтобы узнавать о новом. Их могут с детства воспитывать ненавидеть другие племена или торговать с ними. Народы, которые торгуют, со временем меняются, потому что контактируют с новыми людьми и приобретают новые вещи. Не все народы одновременно придумали вазу. Если один народ придумал вазу, а твой ещё нет, и они тебе показывают, как носят в ней воду или апельсиновый сок, а твой народ их только в ладонях носит, ты в итоге меняешься.

Чем больше народов контактирует или делится идеями, тем больше они меняются со временем. Но если мой народ изменится слишком сильно, я не смогу им управлять, поэтому я огражу страну забором и не буду пускать заморские идеологии. Или если в мою страну попадают книги, которые меняют народ и ослабляют мой контроль, я запрещаю порнографию и всё, что там ещё запрещают. И что, я плохой или хороший?

Все народы хотят выжить. Это невозможно, если люди будут читать новые книги, развивать новые качества, новые социальные системы, так за людьми не уследить. Вот говорят, я верю в демократию. Никто не верит в демократию. Люди верят в то, во что их приучили верить. Не могут они верить в демократию. Если такой человек послушает про коммунизм, социализм, свободную любовь и так далее, он скажет, я слишком мало знаю, чтобы выбрать, какая из систем лучше. Он бы так и сказал, я слишком мало знаю. Вы меня понимаете?

Я смешиваю карты, чтобы не было других ценностей, кроме тех, которые оберегают природу, человека и его отношение с другими людьми и с природой. Я не знаю других законов. Если не оберегать лес, не защитить его от пожаров или мора, то мы пострадаем, если загрязнять океаны, то мы пострадаем. Это всё мои законы. Я не знаю других систем.

Будет ли это в будущем? Я думаю, в будущем люди возьмут землю под контроль: погоду, землетрясение, ураганы, всё это. Люди научатся ими управлять ради себя. А не ради… Другие организмы, которые мы сохраним, будут поддерживать эту культуру. Вы понимаете?

Поэтому будет сложно общаться с народом с другой планеты, с другим притяжением. Они не обязательно будут похожи на нас. Всё, что у них будет, будет отражением их культуры. Вот скажут, я бы хотел поделиться с вами идеями, только если они тут поживут и у них будет куча разных способов оценки, но им будет неинтересно возиться с нами, потому что мы слишком ограниченны, если они старше нас.

Так что нельзя сказать, что Фреско говорит правду, а только то, что картина мира Фреско основана на анализе человека и его связи со средой, вот что я понимаю под механицизмом.

Просто я как-то спросил у автора научной книги, как думаешь, человек — это машина? Да, это старая механистическая теория, что человек — это машина. Он не спросит, в каком смысле машина? Тогда не было семантики, понимаешь, чтобы узнать, что человек имеет в виду. Под машиной я понимаю, что глаз не может сюда повернуться, если нет мышцы, которая его потянет, если нет механизма в мозге или нет яркого света, чтобы привлечь внимание.

Я хочу изготовить кукол, у них будут спрятаны магниты, и если держать магнит, их глаза будут как бы следить за ним, если его двигать. Но на самом деле нет. Обычные люди будут думать, «ух ты, машина следит за игрушкой». Я могу симулировать внимание таким образом. Можно сделать, чтобы у машины лицо менялось и выражало сочувствие. Говоришь, я купил новую машину, но она разбилась, забыл поставить на ручник, и она сорвалась. У машины брови станут домиком, боже мой, как жалко, но она ничего не почувствует. Она отреагирует, как будто она что-то почувствовала. Ты не можешь нравиться или не нравиться машине. Она может реагировать только по своим каким-то алгоритмам. Вы это понимаете? Поэтому машина никогда не скажет, я захвачу мир. У неё нет стремлений. Она не скажет, у тебя жена красивее моей или эта машина красивее той машины. У неё нет таких реакций. Её им не научишь. Как ты ни проектируй машину, она скажет, эта машина ржавеет, она развалится. Она даже может поплакать, но она ничего не почувствует. Это как фильм с актером, все понимают, что у него не умерла жена, его не ранили. Хотя в фильме его вроде как ранили. Кино не чувствует, оно может симулировать чувства, поэтому это хороший актер. То есть, он или она может тебя растрогать, если они хорошие актеры. А иногда люди хитрят. Молодая девушка может выйти замуж за богача и говорить ему, «ты такой прекрасный, я так тебя люблю», и богачу будет приятно. Он на ней женится, затем она потратит много денег на разные вещи – это симуляция любви. Понимаете, о чём я?

Если проститутка скажет, ты никакой любовник, после встречи ты к ней не вернёшься. Она скажет, «мне очень понравилось быть с тобой». Короче говоря, многие симулируют хорошее или плохое, добро или зло. Распознать обман сложно, если человек мастак.

Продавец любого товара симулирует, что он твой друг. «Вот тебе дружеский совет, у Форда лучшая в мире сборка, поверь мне. Я тебе только добра желаю.» Он продавец машин или пожарник? Пусть определится. Если он продавец и ходит в церковь и верит в бога, он скажет, по-моему, Черри лучше идет по неровному грунту или джип лучше, чем Черри. Понимаете, о чём я? Это вот честный человек. Он говорит это из своего опыта. Но человек не может работать на Дженерал моторс и сказать, купи лучше итальянскую машину. Я купил себе Татру – это чехословацкая машина. Знаете Татру?

Я купил, а мне механик говорит, я твою машину чинить не буду, она из коммунистической страны. Прямо так и сказал. Как бы говоря, вот это коммунистическое говно или греческое говно, греческая краска или коммунистическая краска. Не бывает коммунистической науки или чехословацкой науки, есть просто наука. И учёными называют не универсалов, экспертов в одной области. Он учёный оптик, он имеет полировать линзы. Но он не ученый. Для меня ученый – это человек, который интересуется всем и верен методологии. Это значит, если грек изобретет лекарство от рака, почитай его. Если японец изобретет лекарство от рака, почитай его. Почитай всех людей, достойных почтения, не ограничивайся почтением своих соотечественников. Он американец и поэтому он молодец.

Патриотизм ставит перед нами ширму, мешая видеть неискаженную правду. Мы даже не воспринимаем особенности народов. Сердимся на них, если они не поддерживают американские ценности или наши понятия свободы и демократии. Мы сердимся на мир, а этого верхушке и нужно. Ей нужна верность масс доктринам страны. Но когда человек верен методологии, он выбросит перьевую ручку, если она течет, и возьмет шариковую, потому что независимо от места её изобретения, если она работает лучше предыдущей, он использует её. Если филиппинцы придумают новые линзы для очков, которые лучше нынешних, ты перейдёшь на них, ты почтишь их. И ты не думаешь, надеюсь, это грек изобрёл, потому что сам я грек. Это ослепляет. Вы понимаете?

Я не люблю евреев староверов. Католиков староверов, американцев староверов. Понимаете, о чём я? Я вообще не люблю староверов, но не за то, что они филиппинцы, например, а за те ценности, что они поддерживают.

Если дискриминировать, я не хочу жить рядом с куклуксклановцем, который зовёт, пошли отлупим еврея или нигера, или филиппинца, да любого не нашего. Мне это не доставляет удовольствия. По-моему, это ограниченность ума. Расовые предрассудки похожи на патриотизм, только среди рас. «Я грек и я этим горжусь». Скажи так раз и человеку будет вред. Лучше сказать, «я грек и мне нравятся определенные греки и определенные филиппинцы, определённые черные, определённые итальянцы».

Если увидеть итальянца-гангстера, можно подумать, что итальянцы гангстеры. Это ты переносишь один набор ценностей на всех итальянцев.

Если не понимаете, что я говорю, больше читайте про культуры и разные эпохи. Тогда поймете, что римляне поступали по-римски, потому что выросли среди римлян. А семинолы поступали по-семинольски, потому что выросли среди семинолов. Ни один индеец не думал, ни один семинол не думал, «хочу двухмоторный Бичкрафт», если он не ходил в нашу школу.

Если в голове мало подобной информации и пожить среди людей, тебя засосут мирские ценности, но если перешел определенную черту, то назад уже не вернешься. Я обычно пишу, в прошлое дороги нет, кроме учебника по истории. Но это не дорога в прошлое, это рассказ о прошлом. Вы поняли, что значит «в прошлое дороги нет»? Ты перерос прошлое. Некоторые до сих пор живут прошлым. Такие не покупают электровентиляторы, потому что они неестественные, но при этом носят очки и одежду, хотя она тоже неестественна и обувь, тоже неестественную. Слишком много противоречий.

Рядовой человек — это просто свалка противоречий. Поэтому им нужны ориентиры: психиатрия, психология, как ориентиры. Но сами психологи не знают, откуда берется определенное поведение. Они вечно экспериментируют на людях. Всё шиворот навыворот. Надо изучать среду, которая их формирует, а не самих людей. Изучая мозг, ты там не увидишь математика. Там нет наглядной творческой жилки. Ты увидишь только сетку кровеносных сосудов, которая питает разные нервы, но из этого ничего не видно. Изучая, можно выяснить, что вот этот участок отвечает за слух, этот участок за сочувствие. Это делают, показывая человеку картинки и измеряя мозговую активность на разных участках. В этой области зрение, в этой умственная деятельность, в этой височная. Но нельзя сказать, где хорошее и плохое, где добро и зло.

У зверя с большими глазами в затылочной части мозга много соединений визуального толка. Зверь, который постоянно нюхает, принимает решения на основе запаха. Еда в той стороне, к северу. Он вертится, он ищет. У зверя с подвижными ушами височное соединение слуховой области, потому что он полагается на звуки. А некоторые звери полагаются на зрение. Например, у ястреба больше всего нейронных связей в задней части мозга, в затылочной доле. Я не помню, говорил ли я это или нет, но ястреб может разглядеть мелкую монету с высоты Эмпайр-стейт-билдинг. Он увидит монетку, а человек сможет распознать только предмет диаметром в метр.

Так что, говорят люди – развитие других животных. Чепуху несут. Вот ответьте. Не в плане зрения. Вы поняли? У ястреба зрение острее, чем у нас. А другой зверь, например, может учуять запах добычи за милю. Люди так не могут. Так что, нужно говорить, люди более развиты в определённых областях. Это гораздо лучше. Думать, что люди превосходят всех животных, ошибочно. Понимаете? Например, собака может унюхать рак. Вы знали? Она становится напротив больного, собаке дают понюхать раковую ткань, и она уже укажет на орган с этим запахом. Так что многие врачи используют собак или задумываются, каким образом собака чует рак? И создают механизм, в котором частицы проходят вентилятор, а там электрическое поле, если оно достигнет определенного уровня. Вот так собаки чуют рак. Но не нужно, чтобы собаки находили рак. Нам нужно понять, как они находят рак. Ещё люди с помощью собак ищут жертв после землетрясения. Они чуют людей, а мы нет. Если завалы огромные, мы копаем по всей площади. Лучше создать сенсор, который будет находить людей по запаху. Вот что нужно, а не собаки.

Короче, сформулировать проблему очень сложно. Думают, покопай тут, покопай там и найдешь человека. Это не формулировка проблемы. Это формулировка частной проблемы. Формулировка проблемы – это создать машину, которая может унюхать людей под завалами после землетрясения.

В общем, это вам немного объективности о нашем мире.

Источники:
  • 1. Данная лекция – часть платных материалов из сайта thevenusproject.com // https://www.thevenusproject.com/store/c/e-lectures
  • 2. Если вам понравится данный материал, пожалуйста, рассмотрите возможность сделать пожертвование для научно-исследовательского центра Проект Венера на сайте thevenusproject.com или приобрести платные видеоматериалы // https://www. thevenusproject.com/store/c/video
  • 3. Перевод лекции выполнен // https://www.youtube.com/watch?v=u7R_ckIXpg8

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Жак Фреско (Jacque Fresco): ru_venera — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

5 удивительных фактов о Жаке Кусто

Французский морской офицер, исследователь и кинорежиссер Жак-Ив Кусто помог миллионам людей узнать о том, что происходит под поверхностью океана. Насколько хорошо вы знаете человека в гидрокостюме, родившегося 11 июня 1910 года? Давайте рассмотрим пять фактов, которые вы могли не знать о повелителе глубин.

1. Жак Кусто изначально хотел стать авиатором.

Когда Жак-Ив Кусто был молодым человеком, он присоединился к французскому флоту, но никогда не собирался уходить под воду в рамках своей службы.Вместо этого Кусто планировал стать военно-морским летчиком, но этот сон умер, когда Кусто попал в серьезную автокатастрофу в 1936 году. Молодой пилот одолжил спортивный автомобиль своего отца Salmson, чтобы присутствовать на свадьбе, и попал в ужасную аварию, когда фары погасли. темная дорога. Кусто был настолько тяжело ранен в аварии, что казалось, что возобновить обучение его пилота было невозможно.

Кусто нужно было найти способ вылечить и укрепить свои сломанные руки, поэтому он решил искупаться в океане.Позже в том же году Кусто совершил свое первое подводное плавание в очках и понял, что нашел свое призвание.

2. У него была тайная семья.

Вскоре после того, как Кусто обнаружил свою любовь к подводному миру, он также признался в любви к Симоне Мельхиор. Пара поженилась в 1937 году, и Симона никогда не была в тени жизни Жака. Она участвовала в экспедициях на его корабле Calypso , помогла ему получить финансирование для его проектов и даже продала свои фамильные драгоценности, чтобы купить топливо для корабля.Симона так хорошо заботилась о команде Calypso , что они прозвали ее La Bergere , или «Пастушка».

Довольно романтический сборник рассказов, правда? Вы можете представить, как это было удивительно, когда в 1991 году Жак объявил, что у него есть не только любовница, но и целая тайная семья. Через год после смерти Симоны от рака Кусто рассказал миру, что у него был давний роман с Франсин Триплет, которая была более чем на 30 лет его младше. Кусто также объявил, что у него есть двое тайных детей от этого романа.Позже он женился на Триплет.

3. Знаменитый корабль Кусто, Calypso , должен снова исследовать моря.

Знаменитый корабль Кусто Калипсо начал свое существование как британский тральщик во время Второй мировой войны, а после окончания конфликта стал паромом на Мальте. В 1950 году корабль купил ирландский миллионер Томас Лоэль Гиннесс, потомок легендарной семьи пивоваров. Однако Guinness продержался на корабле недолго. Он сдал ее в аренду Кусто по довольно выгодной сделке: один франк в год.

Кораблю пришлось нелегко с тех пор, как Кусто прославил его. В январе 1996 года Calypso находилась в Сингапуре, когда ее случайно протаранила баржа. Корабль затонул, и его пришлось вытащить из воды краном для обширного восстановления. После смерти Кусто в 1997 году два крыла его семьи вели ожесточенную битву за будущее корабля. В течение многих лет новые владельцы корабля работали над его восстановлением, а в 2016 году объявили, что в будущем он снова будет исследовать моря.

В 2016 году Франсин — вторая жена Жака и президент Общества Кусто — сообщила изданию The Telegraph , что она «особенно рада объявить эту новость после 20-летней борьбы с невзгодами и поворотами судьбы … Когда Калипсо возвращается в Средиземное море, он будет судоходным и будет работать на собственных двигателях, как и хотел капитан Кусто ».

В 2017 году пожар повредил часть Калипсо во время его восстановления в Стамбуле. «Эта ситуация укрепляет мою решимость выполнить желание капитана Кусто, чтобы Калипсо снова отправилась в плавание», — сказала Франсин Кусто.«Я боролся более 20 лет, чтобы защитить наследие, которое капитан передал Обществу Кусто. Это страстная и сложная миссия, от которой я не откажусь, несмотря на препятствия на пути. Для Калипсо, у нас есть отличная верфь с преданными своему делу менеджерами проектов и исключительно целеустремленными плотниками, которые все работали с любовью и умением. Для них и для всех тех, кто разделяет надежду на восстановление этого корабля, я хочу добиться успеха ».

4. Кусто подружился с Фиделем Кастро.

В 1985 году Кусто и его команда отправились на Кубу, чтобы исследовать уникальную систему страны для управления популяцией лобстеров. Там Кусто принял на своем корабле Фиделя Кастро на обед. Кастро, похоже, понравился Кусто; диктатор позволил водолазу освободить 80 политических заключенных. Кусто и его команда также удостоились еще одной уникальной награды: они стали первыми некубинцами, которые прошли через ворота базы ВМС США в заливе Гуантанамо после кубинского ракетного кризиса 24 года назад.

5. Кусто хотел, чтобы модель Waterworld стала реальностью.

Кусто, возможно, был одним из изобретателей Aqua-Lung и стал одним из самых известных ныряльщиков в истории, но он мечтал о том, чтобы его детище однажды стало медицинской реальностью. В интервью 1960 года для TIME Кусто предсказал, что в будущем медицинская наука продвинется до такой степени, что мужчинам удастся хирургическим путем получить жабры, которые позволят им жить под водой. Кусто подумал, можно ли усовершенствовать эту операцию, как и последующую процедуру, которая удалит жабры и вернет нормальную жизнь на сушу.Он сказал журналу: «Все, что было сделано на поверхности, рано или поздно будет сделано под водой. Это будет покорение целого нового мира».

Эта история обновлена ​​за 2019 год.

Боттичелли «Рождение Венеры»

Боттичелли «Рождение Венеры» — одна из самых известных картин всех времен. Тот, который никогда не перестает поражать наше воображение. Здесь мы подробнее рассмотрим этот шедевр и некоторые увлекательные истории, которые его окружают.

Боттичелли написал Рождение Венеры между , 1484-85, . Он был заказан членом флорентийской семьи Медичи, вероятнее всего, Лоренцо ди Пьерфранческо , дальним родственником Лоренцо Великолепного. Он также поручил художнику проиллюстрировать «Божественную комедию» Данте и «Аллегорию весны». Рождение Венеры висело в его спальне на вилле в Кастелло, недалеко от Флоренции.

Эта картина — один из шедевров итальянского Возрождения и одна из изюминок галереи Уффици во Флоренции.

«Рождение Венеры» Боттичелли

Боттичелли «Рождение Венеры» — Что означает?

На картине изображена торжествующая Богиня Любви и Красоты . Римляне знали ее как Венеру, а для греков она была Афродитой. Она стоит высокая и обнаженная, находится в центре холста, и выглядит неземной и сияющей . Кажется, она все внимание привлекает к себе; символ красоты, физической и духовной. Если верить философам-неоплатоникам , созерцание ее красоты — способ поднять человеческий дух и стать ближе к божественному.

Изображение мифологических сюжетов было тенденцией в эпоху Возрождения . Аллегории, взятые из классической культуры, олимпийских божеств и их мифологий, использовались для выражения гуманистических ценностей . А город Боттичелли, Флоренция, был важным центром гуманистических исследований. Козимо де Медичи Старший спонсировал здесь Платоническую академию , и философ Марсилио Фичино был первым. Со своим «Рождением Венеры» Боттичелли следовал тенденции , говорил на языке культурного и нравился своим покровителям.

Почему она на панцире? Миф, стоящий за картиной

Венера, , согласно греческому поэту Гесиоду, написавшему «Теогонию», была рождена из морской пены . Древняя мифология наполнена кровью и насилием, и эта история не исключение. История гласит, что у бога года Урана был сын по имени Кронос, который сверг своего отца, кастрировал его и бросил его гениталии в море. Это привело к удобрению воды , и родилась Венера.

После своего рождения она сошла на берег на раковине , унесенной дыханием Зефира , бога западного ветра. На картине мы видим Зефира, обнимающего нимфу Хлорис. Девушка, собирающаяся накрыть Венеру цветочной мантией , считается одним из часов . Они были мифологическими служанками Венеры, которые также имели власть над естественным циклом времен года. Остров, на который она прибывает, — Кипр или Ситария .

Узнайте обо всех самых знаменитых картинах в галерее Уффици.

Считалось, что дыхание зефира обладает способностью оплодотворять и создавать новую жизнь. Его объятия с нимфой символизируют акт любви.

=> 10 любопытных фактов, которые вам следует знать о Сандро Боттичелли

Модель Симонетта Веспуччи

Очень вероятно, что муза , которая вдохновила многих женщин Боттичелли , включая эту Венеру, была известной молодой блондинкой, живущей в Флоренция в то время. Ее звали Симонетта, и она была женой Марко Веспуччи .Этот Марко был двоюродным братом знаменитого Америго Веспуччи , чьим именем был назван новый континент Америки.

Симонетта была легендарной красавицей , и Медичи были очарованы ею, особенно Джулиано (брат Лоренцо Великолепного). он открыто хвастался своим восхищением ей, несмотря на то, что она была замужем. Она умерла очень молодой , в возрасте 23 лет, и похоронена в церкви Огниссанти во Флоренции. Боттичелли попросил, чтобы его похоронили у ее ног, и семья Веспуччи согласилась.Вы все еще можете увидеть их могилы в этой церкви сегодня.

=> Любите искусство? Узнайте об увлекательном «Поклонении волхвов» Боттичелли, где он изобразил некоторых членов семьи Медичи и его автопортрет, а также о знаменитой мифологической «загадке» «Аллегория весны» того же художника.

Обнаженная красота — дерзкий предмет эпохи Возрождения

В классическом искусстве , обнаженных мужских тела были общей чертой . Физическая красота рассматривалась как зеркало духовных и нравственных качеств. Женские образы были гораздо менее распространены, но среди всех испытуемых Венера была одной из самых популярных. Классическая модель «Venus Pudicans» демонстрирует скромность, прикрываясь руками. Боттичелли наверняка имел в виду этот пример, когда писал свою Богиню.

В эпоху Возрождения года и года обнаженные мужчины и женщины начали появляться снова после столетий средневекового ханжества. Живопись Боттичелли и гигантский Давид Микеланджело — самые яркие примеры.

Любите искусство? Откройте для себя самые известные картины, которые можно найти во Флоренции.

=> Смотрите новые Залы в галерее Уффици!

Боттичелли Рождение Венеры — Всегда ли оно было таким знаменитым?

Определенно нет. После веков забвения картина была открыта заново только в 19 веке . Уже в последние годы жизни работы Боттичелли, были проигнорированы. У художника были серьезные соперники в мире искусства. Его затмили уважаемые персонажи, такие как Микеланджело и Леонардо.

Боттичелли пережил моральный и художественный кризис во время политических потрясений, в результате которых религиозный фанатик Савонарола возглавил флорентийское правительство. Считается, что он также участвовал в Костре тщеславия в 1497 , сжигая некоторые из своих картин, не относящихся к религиозному. К счастью, Боттичелли «Рождение Венеры» среди них не было.

Две Фриды, 1939 Фрида Кало

  • Дом
  • Шедевры Фриды Кало
    • Автопортрет в бархатном платье, 1926 год
    • Автобус, 1929 год
    • Две женщины, 1929 год
    • Фрида и Диего Ривера, 1931 год
    • Мое рождение, 1932 год
    • Автопортрет вдоль границы между Мексикой и США
    • Госпиталь Генри Форда, 1932 год
    • Мое платье висит там, 1933
    • Несколько маленьких кусочков, 1935
    • Мои бабушка и дедушка Мои родители и я, 1936
    • Моя медсестра и я, 1937
    • Память, сердце, 1937
    • Фуланг Чанг и я, 1937 год
    • Четыре жителя Мексики, 1938 год
    • Автопортрет с обезьяной, 1938
    • Что мне дала вода, 1938
    • Две обнаженные в лесу, 1939
    • Две Фриды, 1939
    • Автопортрет, посвященный доктору Элоессеру, 1940
    • Автопортрет с обезьяной, 1940
    • Стол раненых, 1940
    • Автопортрет с терновым ожерельем и колибри, 1940
    • Я и мои попугаи, 1941
    • Корней, 1943
    • Автопортрет в образе техуаны, 1943 год
    • Сломанная колонна, 1944
    • Без надежды, 1945
    • Моисей, 1945
    • Раненый олень, 1946
    • Дерево надежды, 1946
    • Автопортрет с распущенными волосами, 1947 год
    • Автопортрет, 1948 год
    • Любовные объятия Вселенной, 1949
    • Диего и я, 1949
  • Голос Фриды Кало
  • Лента новостей
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *