Основные произведения ломоносова: Ломоносов — это… Что такое Ломоносов?

Содержание

Ломоносов, Михайло Васильевич — это… Что такое Ломоносов, Михайло Васильевич?

Михаил Ломоносов

Работа неизвестного художника. Масло [1].
Дата рождения:

19 ноября 1711

Место рождения:

Деревня Мишанинская[2] (близ Холмогор), Архангелогородская губерния

Дата смерти:

15 апреля 1765

Место смерти:

Санкт-Петербург

Гражданство:

Российская империя

Научная сфера:

Естествознание, химия, физика, минералогия, история, филология, опто-механика и др.

Место работы:

Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук

Образование:

Славяно-греко-латинская академия, Академ. ун-т в Петербурге, Марбургский университет, промышл. центр Фрайберг (стал затем Горной Академией)

Известен как:

академик Петербургской АН, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.

Миха́йло (Михаи́л) Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711, деревня Денисовка (ныне Ломоносово), Россия — 15 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

Биография

  • 1730 — 16 декабря ушёл в Москву.
  • 1731—1735 — учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии.
  • 1736 — 12 января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.
  • 1736 — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.
  • 1736—1739 — обучался в Марбургском университете.
  • 1739 — в феврале женился на Елизавете-Христине Цильх
  • 1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
  • 1741 — 19 июня вернулся в Санкт-Петербург.
  • 1742 — 19 января присвоено звание адъюнкта физического класса Санкт-Петербургской Академии наук.
  • 1745 — 5 августа утверждён в звании профессора химии Санкт-Петербургской Академии наук.
  • 1746 — 1 июля впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.
  • 1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную Химическую лабораторию.
  • 1748—1757 — проводил в Химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, — анализ руд.
  • 1749 — 4 марта (21 февраля) родилась дочь Елена.
  • 1752—1753 — в Химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.
  • 1753 — основана стекольная фабрика в Усть-Рудицах.
  • 1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.
  • 1757 — назначен Советником Академической канцелярии.
  • 1758 — становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии.
  • 1760 — 11 мая Шведская королевская Академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.
  • 1763 — 21 октября избран членом Академии художеств (за мозаичные работы).
  • 1764 — 17 апреля избран почётным членом Болонской Академии наук.
  • 1765 — разработал проект экспедиции из Европы в Восточную Азию.


«В 1711 году, в эпоху когда Пётр I совершал свои великие преобразования и когда плод этих преобразований, Полтавская победа, — „наше русское воскресение“, по выражению Петра, — уже решила вопрос о будущности России, как могущественного европейского государства»

[3], родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своём творчестве, «будущий славный русский учёный, вития и поэт» [3] — произошло это 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный»
[3]
. Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой» [3].

Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.

В начале XVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом (около 67 мерных саженей — длина пахотной полосы), но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

Гукор. Модель. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург

Плавания в суровых северных морях были нелёгким и опасным делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть знал навигационное дело. В 1722 отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753, М. В. Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым по́том нажил».

Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были, по-видимому, его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора»

[4]. Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.

Юношеский почерк М. В. Ломоносова. 1725

Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» [3], по его собственному выражению для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.

Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

Путешествие в Москву

Мать Ломоносова умерла, когда ему исполнилось девять лет. Мачеха не любила книжных занятий пасынка, отец не перечил ей, и жизнь в родном доме сделалась для юноши, стремившегося к знаниям, нестерпимой. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить [5]

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву.

Московская славяно-греко-латинская академия.

В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов поступил в 1731 и пробыл там около 5 лет. Никто не ожидал в Москве юношу с далёкого Севера. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И. И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. Позже Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться».

В научном отношении пребывание в академии принесло ему немалую пользу: он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами, преимущественно гуманитарными. Их содержание отчасти воспроизводило схоластику. Число преподаваемых дисциплин входили «пиитика» (поэтика), риторика, философия.

Удивительная целеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским шк

труды и книги :: SYL.ru

Масштаб и значение личности Михаила Васильевича Ломоносова в истории России сложно переоценить. Подобных ему всесторонних и умных людей человечество знавало немного. В круг интересов ученого входили самые разнообразные сферы деятельности. Своими трудами Ломоносов положил начало многим направлениям в науке, искусстве и истории.

Биография

Всем со школьной скамьи известна легенда о грандиозном походе простого юноши из села Холмогоры в Москву. Эта история действительно имела место, однако путешествовал мальчик с рыбным караваном, шедшим из Поморья в центр России продавать улов. На столь опасное путешествие юношу толкнула неуемная жажда знаний и недовольства жизни простого рыбака.

В Москве Ломоносов обучался богословию, читал истории о подвигах святых, но вскоре был принят в Петербургскую академию наук, где его страстью стало естествознание. Большое значение для дальнейшего развития молодого человека послужил период обучения за границей. В Германии будущий ученый изучал языки, физику и химию. В это время родились многие смелые идеи, позже вошедшие в труды Ломоносова.

Путь к признанию в России был непрост, без титула дворянства и сильных покровителей, да еще со вздорным и характером Михаила Васильевича долго не признавали в ученой среде и препятствовали его начинаниям. Только в 34 года он получил звание профессора и развернул активную деятельность во всех направлениях.

Круг интересов

Охватить все темы, присутствующие в трудах Михаила Васильевича Ломоносова, трудно в одном лишь сочинении. Этот человек проявил удивительную многосторонность взглядов и интересов. Во всех направлениях ученый добился только отличных результатов, он поставил себе цель достигнуть вершины знания или открыть что-то новое.

В первые год нахождения в Москве Ломоносов прилежно и усердно изучал биографии и деяния служителей церкви и жития святых. Спустя несколько лет с не меньшим жаром проникал в глубины понимания физического устройства мира и закономерность химических процессов. По воспоминаниям самого ученого, он не мог пропустить ни одну книгу, ни один трактат, чтобы не изучить его и не подчерпнуть новые знания.

Во время нахождения в Германии ученый успевал слушать лекции, проводить практические занятия, при этом он изучал немецкий, французский и итальянский языки. Научился в совершенстве владеть шпагой, танцевать и рисовать. За границей Ломоносов посещал рудники, изучал строение Земли и особенности добычи и обработки руды. Позднее в одном из своих трудов Ломоносов описал свой опыт и сделал немаловажные выводы. Работа носила название «Первые основания металлургии и рудных дел».

Научные труды

Главное доказательство значимости личности Ломоносова в истории России – создание первого университета. Московский государственный университет функционирует до сих пор и считается одним из лучших в мире.

В естествознании центральной наукой для него стала химия. Причем все его изыскания в этой области были тесно связаны с другими направлениями. Михаил Васильевич активно использовал свой поэтический дар для пропаганды собственных идей. Многие его стихи и оды посвящены прославлению того или иного направления, например, «Письмо о стекле» или «Слово о пользе химии».

Ученый не просто старался понять суть дела, он хотел создать и открыть что-то кардинально новое, имеющее практический смысл. Все научные труды Ломоносова имеют логическое единство и созданы с опорой на философию, где он сам же доказывал или оспаривал практическую ценность того или иного открытия. Именно ему принадлежит первая попытка изучения молекулярного строения. В труде «Элементы математической химии» 1741 г. Ломоносов пытался практическим трудом доказать наличие атомов и их значение.

В других своих работах, таких как «Опыт работы о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» 1743–1744 г. и «Элементы математической химии» 1741 г., он продолжил разработку идеи о коловратном движении, то есть о вращении электронов вокруг атома.

Исторические работы

Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих воспоминаний называл труды М. Ломоносова по истории первой попыткой понять и объяснить ход развития Российского государства. Конечно, с точки зрения современных историков, его основная работа «Древняя российская история» выглядит несколько наивной, при этом написанной по заказу императрицы Елизаветы.

Многие современники также весьма слабо оценили подобный труд Ломоносова, назвав его желание вывести род славян от троянцев весьма поверхностным приемом. Но заслуга Михаила Васильевича состояла в том, что он первый оспорил норманнскую теорию возникновения Киевской Руси, тщательно пропагандируемую тогда приближенными ко двору немцами.

Педагогика

Одной из главных своих задач на поприще просветителя Ломоносов видел в воспитании и образовании молодого поколения. Он не только поспособствовал открытию первого русского университета, но и написал немало работ по теории и практике в педагогике. Идеи в этом направлении были тесно связаны с философией и психологией и охватывали широкий объем работ с новым поколением.

Труды Ломоносова по педагогике предусматривали принятие государством разумных мер по повсеместному распространению образованию и культуры. Его работы «Проект регламента Академической гимназии» и «Проект регламента московских гимназий» проводили особую теорию воспитания молодежи на гуманистических началах с опорой на национальное единство. Его «Российская грамматика» стала основной книгой для преподавания в школах XVIII и XIX веков. Ученый впервые в России стал писать научные и педагогические труды на родном языке, а не на латыни.

Литература

Только то, что Михаил Васильевич сочинял и писал в то время, когда такое занятие считалось только прерогативой церковных служащих, говорит о том, насколько ученый опередил свою эпоху. Принято считать, что отечественная литература началась с А. С. Пушкина. Но ведь и у него были предшественники: Державин, Радищев, Грибоедов и, конечно же, Михаил Васильевич Ломоносов.

Хотя его литературная деятельность была своего рода вспомогательным увлечением, средством донести до читателя какую-либо свою идею в химии, философии или педагогике, многие художественные труды Ломоносова стали примером для будущих писателей. На его счету множество стихотворений, од, эпитафий, переводов и переложений. Многие из них написаны по заказу двора или в угоду ему. Этот факт часто критиковал Сумароков и Радищев. Пушкин же отстаивал авторитет Михаила Васильевича, называя его первым в России самобытным просветителем.

Научная терминология

Немногие сегодня подозревают, что некоторые привычные слова и термины вошли в русский язык из трудов Михаила Ломоносова. Рьяный патриот и приверженец национальной идеи стремился создать собственный научный язык. Поэтому иногда осознанно, иногда случайно вводил в обиход новые слова и терминологию.

Благодаря транскрипции и транслитерации сегодня мы пользуемся такими словами, как атмосфера, барометр, пропорция, формула, полюс, эфир, материя, кристаллизация, градусник, квадрат, преломление и другими.

Необычные открытия

Наряду с основными трудами Ломоносова, получившими широкую огласку и обсуждение, существует ряд незаконченных, непонятых или не нашедших практического применения работ. Например, в московских музеях хранится реконструкция чертежей ученого, являющаяся ничем иным, как прототипом вертолета. Исследования доказали, что чертежи вертикального летательного аппарата Ломоносов разрабатывал независимо от Леонардо да Винчи. Эти чертежи были найдены уже после смерти ученого.

Одно из последних его изобретений – создание ночизрительной трубы — оптического прибора, позволяющего наблюдать удаленные объекты в сумерках или ночью. Тем самым ученый своей разработкой опередил Гершеля, который создал телескоп.

Оценка личности

Стоит отметить, что в XVIII веке в Российской империи не до конца изжило предвзятое отношение к естественной науке, даже среди дворянства было много невежественных и необразованных людей. Ломоносову приходилось бороться еще и с недоверчивым отношением ко всему новому и незнакомому. Поэтому о нем принято говорить как об ученном, опередившим время.

Книги и труды Ломоносова стали путеводной звездой для сотен отечественных деятелей. Этот человек положил начало интереса в русском обществе к науке, познаниям и к образованию. Вся многочисленная критика и при жизни, и после смерти ученого незаслуженно преследовало и обличало многие из направлений его деятельности. Однако и по сей день имя Михаила Ломоносова знает каждый русский человек.

труды. Названия научных трудов Ломоносова. Научные труды Ломоносова в химии, в экономике, в области литературы

Первый всемирно известный русский ученый-естествоиспытатель, просветитель, поэт, основоположник знаменитой теории «трех штилей», которая впоследствии дала толчок к становлению русского литературного языка, историк, художник – таким был Михаил Васильевич Ломоносов. Труды его подобны пылающему огню в сумраке непроницаемой тьмы. Ведь именно ему удалось пролить свет на существующие пробелы в системе отечественного образования, сделав его в первую очередь доступным не только представителям высших сословий, но и крестьянам. Сегодня известные труды Ломоносова переведены на многие языки и находят применение во многих областях. Итак, какие труды Ломоносова известны?

Химия

Михаил Васильевич выступал ярым противником иррационального подхода к изучению химических явлений. Он скептически относился к наукам прошлого, не получившим разумного объяснения. Кроме того, он был против теории «о невесомых флюидах» и значения, которого ей присуждали при разъяснении всевозможных физико-химических феноменов того времени.

Химическими исследованиями Михаил Васильевич начал заниматься в студенческие годы. Он был первым, кто в своих трудах преподнес химию в виде науки, а не искусства. Большинство из исследований он осуществлял в построенной по его указу лаборатории.

По мнению Ломоносова, истинному химику необходимо исполнять две роли: и теоретика, и практика. Иначе говоря, находить применение своим гипотезам в соответствующей практической деятельности. Согласно зарекомендованной им корпускулярной философии, он подразделял химические вещества на так называемые «начала», «составные» и «смешанные».

После получения требуемых препаратов, в 1744 году, Ломоносов провел длительную серию исследований по расщеплению солей и металлов. Проведенные процессы растворения он подразделял на две группы: с выделением и с поглощением тепла. Ведь, как уже известно, процесс диссолюции металлов в кислоте характеризуется выделением тепла, а в процессе растворения солей в воде оно, наоборот, поглощается.

Сами процессы диссолюции Ломоносов описывал с механических позиций, присущих его эпохе. Важно также заметить, что свои наблюдения он описывал очень точно, контролируя химические процессы с помощью микроскопа с 360-кратным увеличением.

Проведение экспериментов по расщеплению солей в воде послужило предпосылкой к возникновению так называемого явления сольватации в водных растворах (гидратации). На основании этого феномена, при взаимодействии с водой, соль рассыпается на ионы, а те, в свою очередь, оказываются вплотную окружены примыкающими к ним макромолекулами воды.

Спустя некоторое время он выпускает учение «О металлическом блеске», а нескольким позже — «О рождении и природе селитры».

М. В. Ломоносов предполагал, что в химии существует две группы особых качеств химических тел. К первой группе он относил тела, находящиеся в постоянной зависимости от возможного переплетения частиц, ко второй группе – их колорит, кристальность, вкус, запах и другие качества.

Также этим ученым была исследована теория, на основании которой, любой цвет (за исключением черного), можно разделить на три – желтый, красный и голубой.

Несмотря на большое число проводимых им физико-химических опытов, большинство из них так и остались незаконченными. По всей вероятности, причиной тому была уникальная разносторонность ученого.

Научные труды Ломоносова в химии способствовали формированию необходимой базы для проведения последующих наблюдений. Его заслуги в области физической химии послужили формированию этой науки в России. Научные труды Ломоносова в химии способствовали такому сдвигу в развитии этой науки, что даже спустя время, личности ученого уделяется много внимания со стороны последователей.

Но главным его достижением являлась пропаганда химической грамотности. Самым ярким образцом такого лозунга считается «Слово о пользе химии», прочтенное им на Академическом собрании в 1751 году.

Физика

Его по праву считали «отцом» русской физики. Приемы и методологические взгляды Ломоносова имели отличительную особенность. В отличие от большинства соратников, он широко использовал гипотезы в исследованиях и был первым, кто выявил наличие в природе молекулярных и атомистических частиц субстанции.

Еще в студенческие годы, он заинтересовался физикой, а точнее – теорией строения вещества. В любой науке его привлекали главным образом фундаментальные аспекты, имеющие философский характер.

Ломоносовым впервые было высказано предположение о существовании так называемого, абсолютного нуля температуры. Затем, при введении такого измерительного прибора, как весы, ему удалось обосновать ошибочность мнения об увеличении удельного веса металлов при их обжигании. Таким был М. В. Ломоносов. Научные труды его во многом заложили хорошую основу для развития современной физики.

Именно он впервые сформулировал предположение о взаимосвязи электрических и световых явлений, о вертикальных потоках как источниках атмосферного давления, об электрическом происхождении полярного сияния.

Труды Михаила Васильевича Ломоносова по части физики стали весомым вкладом в эту науку. Он много времени посвящал анализу и разъяснению природы световых явлений, а также учению о цветообразовании. Первый, кто предпринял попытки определить взаимосвязь между процессами, существующими в природе, был М. В. Ломоносов. Труды его содействовали ощутимому сдвигу в развитии почти всех областей физики.

Он посвящал много времени изучению электрических явлений. В то время вопрос существования статического электричества почти не ставился. Представления соратников об отношении к электричеству как к необъяснимой мифической жидкости, перетекающей в электризуемый сосуд, были не по нраву материалисту Ломоносову. Ученый подходил к объяснению феномена электричества тем же образом, что и при интерпретации явления света и теплоты. Ломоносовым было написано несколько работ, посвященных изучению атмосферного и статичного электричества.

Но этим известные труды Ломоносова не ограничились. Нельзя не упомянуть его молекулярно-кинетическую теорию теплоты, которая базируется на учении об организации материи из атомов и молекул. Более подробно она описана в его сочинении «Размышления о причине теплоты и холода».

Такие вопросы о природе физических явлений решал М. В. Ломоносов. Труды и исследования ученого по части физики послужили тому, что в начале двадцатого века физика стала лидирующей наукой в области естествознания.

Первый русский астрофизик

Интерес к небесным феноменам возник у Ломоносова еще в раннем детстве, когда он наблюдал величественные картины полярных сияний. Он прославил себя как первый русский астрофизик, учредитель научных астрономических экспедиций.

Уже в первые годы своей профессиональной деятельности он принес в мир немало открытий на астрономическом поприще. Внимательно наблюдал за движением планет солнечной системы в астрономической обсерватории, изучал солнечные пятна, кометы и другие небесные объекты, — таким был известный ученый-астрофизик Ломоносов. Научные труды его и по сей день пользуются особой популярностью в среде астрономических исследователей.

Одним из наиболее уникальных достижений Михаила Васильевича в астрономии было выявление климата на Венере. Это открытие представляло собой результат конечных наблюдений ученым редчайшего явления – продвижения Венеры по диску Солнца. Его научный отчет так и назывался: «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года».

Нескольким позже он поручился за подготовку этих наблюдений и дальнейшего отправления в Сибирь двух астрономических походов. Астрономы большинства европейских стран подготавливались к созерцанию этого редчайшего феномена. В свете этих событий Академия наук впервые принимала участие в мероприятии такого масштаба. Ломоносов проводил также цикл самостоятельных наблюдений в своей обсерватории.

Обнаружение атмосферы на Венере стало предпосылкой для дальнейшего становления астрофизической науки в России.

Металлургия, минералогия и горное дело

Основные труды Ломоносова, написанные по горному ремеслу, представляли собой уникальное пособие для работников горнодобывающей промышленности.

Землетрясение в Португалии, унесшее жизни более восьмидесяти тысяч людей, побудило его к исследованию причин и следствий землетрясений. В своих трудах он подробно изложил сложнейший процесс развития земной поверхности. Внезапные движения земной коры, по его мнению, могли быть вызваны как естественными причинами — подземными толчками, извержениями вулканов, оползнями, — так и другими сильнейшими природными катаклизмами. Названия научных трудов Ломоносова по рудному делу знакомы каждому горняку или металлургу. Например, такое широко известное «Слово о рождении металлов от трясения земли».

В своих трудах он систематизировал и описывал уже имеющиеся гипотезы о добывании и выплавке металлов. Именно им в свое время было обнародовано пособие «Первые основания металлургии, или рудных дел». Это учение по праву послужило весомой находкой в изучении горнодобывающей промышленности. Он совершенствовал уже известные принципы добычи полезных ископаемых, занимался разработкой новых машин и механизмов.

Ломоносов грезил о проведении масштабной исследовательской деятельности с вовлечением и других научных представителей нашей страны. На основании этого, отовсюду ученому начали присылать всевозможные образцы руд и минералов. Одним словом, в подборе необходимых для исследования образцов участвовало около ста двадцати заводов России.

К великому сожалению, Ломоносову не удалось воплотить задуманное в жизнь. Эта его работа была благополучно завершена только по прошествии лет академиком В. М. Севергиным, а уникальный минерал впоследствии был назван ломоносовитом в честь своего первооткрывателя.

Оптика

Ломоносовым было спроектировано и сконструировано больше десяти изобретений в области оптики. Он полностью отдавал себя науке. Ломоносов не прекращал и до конца своих дней заниматься произведением на свет приборов для ночных наблюдений.

Первым, кто спроектировал и построил оптический батоскоп, был М. В. Ломоносов. Труды его всегда вызывали большой интерес у публики. Также не остался без внимания и сконструированный им механизм «горизонтоскопа» — большого устройства для наблюдения за далеко расположенными предметами на горизонтальной поверхности.

Технологию производства цветных стекол также описал М. В. Ломоносов. Труды эти впоследствии применялись в промышленности при варке цветного стекла, а также при изготовлении деталей из него. Изготовление стекла было одним из главных пристрастий Ломоносова. Постигая таинства данного материала, Ломоносов никогда не думал использовать результаты своих исследований в личных целях. Михаил Васильевич желал как можно скорее поделиться плодами своих трудов с народом, принести их на пользу государства.

Талантливейшим изобретателем и приборостроителем, основоположником русской теоретической оптики был Ломоносов. Труды его дали толчок к дальнейшему становлению оптической науки в России.

Лингвистика, филология

В начале восемнадцатого века русский язык пестрил иностранными и церковнославянскими словами, разговорной речью. Ломоносова всегда беспокоила его чистота и безупречность. Немало времени он посвятил описанию его литературных канонов. Труды Ломоносова в литературе породили небезызвестную «Риторику», публикация которой представлялась важным культурным событием того времени. В этой работе ученый-лингвист упомянул о том, что держащему перед аудиторией речь лектору необходимо обращать внимание на возраст слушателей, их гендерную принадлежность, воспитание и уровень образования. Само же выступление ритора должно быть понятным, содержательным, аргументированным и эмоциональным. «Риторика» была преподнесена простым языком и предназначалась для широкой публики.

Другой колоссальный труд Ломоносова под названием «Российская грамматика», стал первым в своем роде пособием по изучению грамматики русского языка. Первым, кто предпринял попытки обозначить артикуляционные нормы русского языка, был Михаил Васильевич Ломоносов. Труды его были направлены на повышение значимости родного языка, на сосредоточение духовного наследия.

Еще будучи студентом, он написал сочинение «Письмо о правилах российского стихотворства», где описал основы русского стихосложения, рассмотрел известные формы стихов и размеры.

Позднее и зрелое сочинение под названием «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» рассматривает учение Ломоносова о «Трех штилях» включающее в себя «высокий, посредственный и низкий штиль». Каждый приходится к определенному литературному жанру:

  • поэмам о героизме, одам, торжественным речам соответствует высокий «штиль»;
  • театральным сценариям, дружеским письмам – средний;
  • низкий «штиль» характеризует непосредственные бытовые беседы, песни, баллады.

Ломоносов по праву считается создателем русской научной и технической терминологической базы. Ученым было введено много новых формулировок, создан стиль научного изъяснения материала. Труды Ломоносова в области литературы очень многообразны: это и стихотворения, и оды, торжественные речи, трагедии и многое другое. Поэтическое наследие занимают в большинстве своем оды, написанные в честь какого-либо события или персоны.

География и метеорология

У Ломоносова проснулся интерес к географии еще в начале профессиональной карьеры. На протяжении многих десятков лет его интересовал Северный морской путь и возможность его изучения. В руководстве под названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» он дает описание такого прохода и самостоятельно подготавливает его план.

Ломоносов даже дал обещание снабдить членов экспедиции необходимыми приспособлениями, инструментами, но увидеть результаты экспедиции ему было не предначертано. Поход состоялся в 1765 году, когда Михаила Васильевича уже не было в живых.

Путешествию в полярных льдах, по мнению Ломоносова, всегда мешали «ледяные горы в северных морях», которые уже долгое время волновали ученого. Им была представлена характеристика полярных льдов, разъяснены возможные причины возникновения. Эти рассуждения и на сегодняшний день представляются значимыми. Вдохновленный возможностью постижения Северного морского пути, географ взялся за составление карты Северного Ледовитого океана.

Большинство его предположений были подтверждены только через двести лет. Ломоносов предугадал местонахождение подводного хребта, который впоследствии был найден и исследован. Впоследствии этот хребет назван именем своего открывателя.

Неоценимый вклад внес в становление отечественной «физики атмосферы» Ломоносов. Труды о «Явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» рассказывают о возможных метеорологических феноменах. С особым почтением Михаил Васильевич относился к прогнозам синоптиков, настаивал на необходимости основания сети метеостанций.

История

В начале восемнадцатого века стал возрастать в России интерес к отечественной истории. Важную роль в развитии исторического учения сыграл и М. В. Ломоносов.

Его интересовало дальнейшее развитие Древнерусского государства. Своевременно изучив источники и современную периодику, Ломоносов подверг сомнению предположения историков, что основу нашему государству заложили норманны.

Ломоносов полагал, что чужаки были славянами, и великодержавное государство началось с них. Михаил Васильевич высказывал утверждения в отношении того, что русскоязычный народ еще до прихода к власти Рюрика проделал длительный путь развития и становления самобытной культуры.

В 1751 году Ломоносов принялся за работу над масштабным исследованием «Древняя Российская история». Часть первая была выпущена в свет только после его кончины и вскоре была переведена на многие языки.

В 1760 году, взяв за основу летописи и другие значимые исторические документы, Михаил Васильевич выпустил «Краткий российский летописец с родословием», содержащий опись шумных эпохальных событий, начиная с правления Рюрика и до кончины Петра Великого.

Михаил Васильевич любил родину, он свято веровал в силу и единство своего великого народа.

Ломоносов был из тех, кто видел Россию как государство с изобилующей культурой и высоким уровнем образования. Такое государство, по мнению реформатора, должно находиться в постоянном изменении, оно должно неустанно шагать вперед, двигаться в направлении развития сильной и независимой державы.

Наибольший интерес он проявлял в отношении металлургии и рудной промышленности. Кроме всего прочего, Ломоносов проявлял немало внимания в отношении развития сельского хозяйства и выступал сторонником прироста народонаселения.

Материальное благополучие Российского государства, по мнению Ломоносова, полностью зависит от исполнения им его экономических функций.

Специальные труды Михаила Ломоносова в экономике сохранились плохо, что значительно усложняет изучение его экономический воззрений.

На основании существующих работ можно сделать вывод, что основное внимание Ломоносова было направлено на изучение экономики России. На благо обществу была разработана полноценная экономическая стратегия государства, проиллюстрированная совокупностью практических указаний.

Именно ему, Ломоносову, мы должны быть признательны за появление такой дисциплины, как «Экономическая география». На протяжении профессиональной деятельности Ломоносов следовал традициям русской экономической школы, значительно обогатил и укрепил ее положения, невзирая на то что многие из основных трудов Ломоносова не оказали необходимого влияния на современников. Тем не менее экономические задумки, положенные в работах великого ученого, и сегодня подлежат дальнейшему осмысливанию.

И в заключение

«Громкие» названия трудов Ломоносова известны каждому его последователю из той или иной научной области. В его посланиях отражена сила, единство и мудрость русского народа. Ломоносов слыл новатором, внесшим выдающийся вклад в различные области познания – от естественных наук до астрономии. Его труды уже при жизни были переведены на многие языки. Михаил Васильевич стремился служить во благо народу. Многие его изобретения и исследования послужили прочным фундаментом для становления сегодняшней науки в целом.

Избранные произведения Ломоносов читать, Избранные произведения Ломоносов читать бесплатно, Избранные произведения Ломоносов читать онлайн

Избранные произведения

Михаил Васильевич Ломоносов Избранные произведения.

1

Личность Ломоносова, его историческое своеобразие, его приход в русскою культуру нельзя понять, не составив себе представления об его родине, об окружавшей его природе и выдвинувшей его социальной среде. Славяновед В. И. Ламанский утверждал, что для появления Ломоносова «в целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями».[1] Беломорский Север был деятельным и цветшим краем, где жили потомки новгородцев, незакрепощенные «черносошные крестьяне», суровые, предприимчивые и умевшие за себя постоять, сплотившись в сильные земские «миры». Они не знали барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме, что способствовало усилению товарного хозяйства и развитию торговли и ремесел.

На Беломорском Севере развивались морские промыслы. Поморы строили и снастили речные и морские суда. Они воспитали в своей среде опытных «кормщиков» (капитанов), которые владели основами навигации и пользовались компасом, смело ходили в Ледовитый океан, добираясь до Груманта (Шпицбергена) и Новой Земли. По всему Мурманскому берегу были разбросаны промысловые становища, куда приходили суда для ловли трески особыми «ярусами» – огромными снастями с сотнями навязанных на них крючков. А на самом Белом море «сидели» на семужьих топях, били тюленей, варили соль, гнали смолу, добывали слюду. Здесь складывалась самобытная народная культура, возникали художественные ремесла. Хотя школ на Севере почти не было, поморы учили грамоте друг друга, собирали и переписывали рукописные книги, ценили печатные издания петровского времени.

Северная Двина, примерно в ста пятидесяти верстах от впадения в море, против города Холмогоры образует широкую луку, где расположилось несколько островов. На самом большом разместилось десятка три деревень в один-два двора, составивших две волости – Куростровскую и Ровдогорскую. «Деревнями» здесь называлось все владение, обычно одной семьи. К ним причисляли и пашни, и сенные покосы («пожни») на соседних заливных островах, и даже лесные «путики» на охоту. Деревеньки лепились друг к другу и нередко меняли названия. Согласно писцовым книгам, в одной из них – Мишанинской осенью 1711 года у помора Василия Ломоносова родился сын Михайло.[2] Позднее Мишанинская слилась с соседней Денисовской, которая и прослыла родиной Ломоносова еще при его жизни.

Василий Дорофеевич Ломоносов родился в 1681 году, по-видимому, рано осиротел и обретался на «подворье» своего дяди Луки Леонтьевича Ломоносова, «крутившего» промысловые артели на тресковые промыслы на Мурмане. Василий Ломоносов трудился на них рядовым покрученником. Женился он поздно, когда ему было под тридцать, на сироте, дочери дьякона из прихода Нижние Матигоры на Двине – Елене Ивановне Сивковой. Только после женитьбы он обзавелся своим домом, а к 1725 году построил двухмачтовый «новоманерный гукор» «Святой Архангел Гавриил», прозванный в народе за быстрый ход «Чайкой». На нем он и хаживал на промыслы в становище Кеккуры в губе Рында (на Мурмане) и развозил «хлебные запасы» на Соловки и для воинских гарнизонов на Коле и в Пустозерске. Лет с восьми Михайло Ломоносов стал разделять труды и опасности далеких морских переходов. Могучая северная природа открыла ему необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в его памяти.

Грамоте Михайло стал обучаться, по-видимому, довольно поздно. Учителем его называют местного дьячка Семена Никитича Сабельникова, искусного в церковном пении и чтении и обладавшего каллиграфическим почерком. И вот скоро и сам Ломоносов стал читать на клиросе «Апостола» и другие книги, «расстановочно, внятно, а притом и с особою приятностию и ломкостию голоса».[3] От этого времени сохранился и первый автограф Ломоносова – он четко расписался в подрядной книге за двух неграмотных подрядчиков.

Ломоносов жадно тянулся к книгам. И северная деревня оказалась ими не скудна. В семье куростровцев Дудиных он раздобыл «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и напечатанную в 1703 году для навигацких учеников «Арифметику» Леонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учености». Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого, вышедшая в Москве в 1680 году. По ней он познакомился с книжной поэзией, тем более наглядно, что мог увидеть, как знакомые ему слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, я на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе» – а у Симеона Полоцкого:

Блажен муж, иже во злых совет не вхождаше,

Ниже на пути грешных человек стояше,

Ниже на седалищех восхоте седети

Тех, иже не желают блага разумети…[4]

Стихи написаны еще по старой силлабической системе, виршами.

Кругозор Ломоносова ширился, а обстановка в доме складывалась все более тяжко. Возвратившись с промыслов, он застал мать при смерти. Она умерла после 1719 года. Отец женился во второй раз, скорее всего в 1721 году, на дочери крестьянина соседней Ухтостровской воло

Труды Ломоносова в области языка и литературы

           У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов.
           Он поистене был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия — вот основные отрасли, в которых он работал. И везде — он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём вопло ­ тились лучшие черты, свойственные русскому народу: необык­ новенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

           Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта.
           В своей научной деятельности Ломоносова всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества. Так, например, он первый в России стал читать публичные лекции по физике.
           Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь имя своего великого основателя.

 

Труды Ломоносова в области языка и литературы

           Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.
           Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями.            Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке.

           Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:

           — К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю.
           — Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю,господень, насаждённый, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)».
           — К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей,который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» — «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».

           «Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе — ораторские речи «о важных материях».
           «Средний штиль» должен сост

Ломоносов — поэт: подробная характеристика поэзии Ломоносова — Ломоносов М.В.

Поэтическая деятельность Ломоносова началась приблизительно с середины 30-х гг. и длилась до конца его жизни. Наиболее интенсивная пора ее относится к 40-м и к началу 50-х гг. XVIII в. Поэзия Ломоносова свидетельствует о широком творческом диапазоне автора. Мы у него находим «торжественные» оды, героическую поэму, философско-лирические произведения, лирику, эпиграммы, трагедии. В своих одах Ломоносов пишет о России, ее прошлом и настоящем, о русском народе, природных богатствах России, о человеческом разуме, о науках и их роли в жизни человечества вообще и России в частности.

Оды Ломоносова: характеристика

С именем Ломоносова в истории русской литературы связывается создание и утверждение жанра «торжественной» оды. Ломоносов писал свои оды в связи с торжественными датами, когда их ждали от него при дворе или когда ему поручала их писать Академия наук. Однако, создавая свои произведения по тому или иному «поводу», Ломоносов никогда не оставался в пределах этого «повода», превращая оду в содержательное и многотемное произведение.

Прославление «истинных дел» — вот к чему стремится прежде всего Ломоносов в своём одическом творчестве. Современная Ломоносову действительность не отличалась «необъятностью дел», и поэтому своим героем поэт выдвигает Петра I: здесь он получает возможность прославлять «истинные дела». Об этом Ломоносов говорит в своей поэме «Петр Великий» (1760):

Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров.

Хотя и до Ломоносова были попытки дать образ Петра в поэзии (Ф.Прокопович, А. Кантемир), однако именно Ломоносов превратил этот образ в символ исторического прогресса, национального могущества, разума, воли, неустанного созидательного труда и преданности стране. В творчестве Ломоносова образ Петра сливается с Россией, так как сама гениальность Петра заключается, по мнению поэта, в том, что он следовал нуждам России. Ломоносов видит в петровской эпохе не только Петра, но и русский народ как активную и мощную силу истории.

Обращение к личности Петра вносит в произведения Ломоносова острый политический смысл. Образом Петра I Ломоносов пользуется для выражения своей неудовлетворенности настоящим. Елизавета Петровна, Петр III и Екатерина II заставляют его мечтать о том, чтобы

Произошли б земны владыки,

Родились бы Петры Велики,

Чтоб просветить весь смертных род.

Наибольшей глубины содержания и в то же время простоты и конкретности в средствах поэтического выражения Ломоносов достиг в своей оде 1747 г. В ней он пишет о России, о Петре, о русском народе и русской природе, о торжестве человеческого разума, об исключительных возможностях России. Ни в одном его произведении Россия не выглядит такой величественной, огромной, богатой своими морями, реками, недрами, лесами, как в этой оде.

Величие России заключается не в одних ее безмерных пространствах, но и в людях, призванных эти пространства обжить. Глубокой верой в русских людей проникнуты слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Лирические произведения Ломоносова

Наряду с торжественными одами Ломоносов писал лирические произведения, в которых он выражал свои личные чувства и настроения. Таковы его «Переложения» псалмов. Наибольшей творческой силы Ломоносов достиг в переложении 103-го псалма, в «Оде, выбранной из Иова» и в двух «размышлениях» («Утреннее размышление о божием величестве …» и «Вечернее размышление о божием величестве …»). Эти произведения лучше и больше всего выражают особенности поэтического мышления Ломоносова. В них обнаруживается его умение видеть и чувствовать природу. Основной мотив этих произведений — прославление мироздания, которое предстало перед человеком во всем многообразии своих больших и малых творений. Тут и «прекрасное светило», небо, луна, звезды, тучи, вихри, молнии, море, бездна, северное сияние. Все эти явления живут каждое своей особой стремительной и бурной жизнью, и в то же время внутренне упорядоченной и единой. Природа для Ломоносова-поэта является одновременно предметом изучения и художественного любования. Мироздание, становясь образом, одухотворяется авторским чувством, перестает быть неодушевленным. Картина звездного неба в «Вечернем рассуждении…» Ломоносова —

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет,

бездне — дна… —

с необходимостью предполагает человека с его разумом и чувством, энергией познания и действия.

«Письмо о пользе стекла»

Среди поэтических творений Ломоносова есть произведение, подобного которому по жанру русская поэзия до него не знала. Это «Письмо о пользе стекла» (1752). Произведение это объединяет в себе элементы научного трактата, публицистического рассуждения, гневной сатиры и вдохновенного панегирика. Ломоносов пишет это «Письмо» как будто по совсем частному поводу — он оправдывает свой интерес к изготовлению стекла. Однако по смысловому содержанию «Письмо» — это экскурс в историю человечества, взятую под углом зрения борьбы разума с невежеством. Ломоносов показывает, в какой тягостной борьбе люди завоевывали истину, как в каждую историческую эпоху находились силы, препятствовавшие прогрессу и посылавшие на казнь этих отважных людей. В прославлении человеческого разума и всех тех, кто выступал борцами за торжество его, проявлялся «духовный интернационализм» Ломоносова. Будучи патриотом в самом глубоком смысле этого слова, он вместе с тем мыслит масштабами человечества, а не только одной нации, ибо понимает, что подлинный разум не знает национальной обособленности, он не разъединяет, но объединяет человечество.

«Разговор с Анакреоном»

Одно из самых значительных творений Ломоносова, занимающее особое место в его творческом наследии, — стихотворение «Разговор с Анакреоном» (1758 — 1761), главная тема которого — судьба поэта, его роль и место в общественной жизни.

Ода «Разговор с Анакреоном» представляет собой, как известно, соединение «парных» од, последовательные высказывания Анакреона и Ломоносова. Но особенность ее в том, что ответам Ломоносова предшествуют не вопросы, а поэтические миниатюры, в которых проясняется жизненная позиция Анакреона — поэта и человека. Стихи Анакреона переводил сам Ломоносов, поэтому поэтический диалог превращается в тонко и умело созданную стилизацию, в которой слово Анакреона, будучи идеологически определенным и конкретным в каждом монологе, в то же время соотнесено со словами Ломоносова в пределах всего произведения.

Однако Ломоносов понимает, что создания оппозиции «личное — общественное» недостаточно, оно не исчерпывает диалектической сложности проблемы. Анакреону нужен «оппонент», который удовлетворял бы, по крайней мере, двум требованиям: во-первых, принадлежал к числу деятелей, достаточно великих, чтобы стать историческим лицом и представлять время в его общечеловеческой значимости, во-вторых, своей жизнью и судьбой воплощал крайнее проявление определенной черты характера или совокупности этих черт.

Так, в оде появляется Катон, что дает возможность Ломоносову занять «третью» позицию и сопоставить носителей этических и — шире — жизненных концепций в едином общеисторическом масштабе значений. Это сопоставление в виде объединения лаконичных и ёмких характеристик приводится в ответах Ломоносова на XI оду Анакреона.

В пределах одной строки автор находит важнейшие, «сигнальные» слова, характеризующие жизнь героев:

Анакреон, ты был р о с к о ш е н, весел, сладок,

Катон старался ввесть в республику п о р я д о к

Роскошь — метафора душевного беспорядка, вбирающая в себя «весёлость» и «сладость» как самочувствие и отношение к миру. Применительно к Катону указание на поступательность активного действия («старался ввесть») свидетельствует о внутренней собранности, самодисциплине как личностному отношению к окружающему.

Ты век в  з а б а в а х жил и взял свое с собой,

Его у г р ю м с т в о м  в Рим не возвращен покой.

Комментируя судьбу Анакреона, Ломоносов высказывает, как нам представляется, глубокую мысль о том, что «забавы», протяженные до пределов жизни, делают ее «закрытой», замкнутой. Эгоистичное, потребительское отношение к жизни выключает человека из того бесконечно развивающегося лично-общественного бытия, где жизнь каждого всегда — еще для кого-то. «Взять свое с собой» может лишь тот, чья жизнь равна самой себе, потому что она обслуживала лишь самоё себя. Жизнь как «самопредставление», как разматывающая цепь наслаждений и удовлетворений мстит своей конечностью (а потому — малостью), отделяя ограниченное «свое» от беспредельного «общего».

Однако гармония общественной жизни («покой») не может быть обеспечена «угрюмством», даже если человек жертвует собой во имя общего блага. «Угрюмство», понятное как истовость, аскетизм, отречение от радостей жизни во имя служения идее, столь же чревато одиночеством и отторжением от общего, как и «забавы». С поразительным искусством Ломоносов углубляет и заостряет эти рассуждения, находя точные, фиксирующие слова-определения, схватывающие и выявляющие саму суть позиций героев:

Ты жизнь у п о т р е б л я л как временну утеху,

Он жизнь п р е н е б р е г а л  к республике успеху.

Причем совершенно очевидно, что Ломоносов примеряет неправоту одного к неправоте другого. Поэтически воплощенное мировоззрение Катона постепенно «перемещается» на позицию, крайнюю в том диапазоне ценностей, начальной точкой которого является позиция Анакреона.

В такой же мере, как «угрюмство», будучи психологическим типом отношения к окружающему, уравнивается с «забавами», «употребление» жизни стоит ее «пренебрежения».

В смерти каждого из героев Ломоносов видит закономерное воплощение самой логики их жизни:

Зерном твой о т н я л дух приятный супостат.

Ножём он сам себе был смертный супостат.

Расслабленность, изнеженность Анакреона превратили его в человека, ведомого обстоятельствами, отняли способность к активному волеизъявлению, мужественной инициативе. У Анакреона отнимают жизнь. Причем отъятие принадлежит «приятному винограду», предмету воспевания и преклонения. Едкая ирония автора оды в том, что «убийцей» Анакреона выступает виноградное зерно, которым согласно легенде подавился древнегреческий поэт.

Смерть Катона — акт высокого мужества и личного, добровольного волеизъявления. «Беззлобная роскошь» приводит Анакреона к нелепой смерти, в которой сочетание трагического (удушье) и комического (убийца — виноградное зёрнышко) словно указывает на своеобразное наказание, возмездие и урок безжалостной, но справедливой судьбы. Трагический финал Катона — проявление всё той же «упрямки славной», которой была отмечена жизнь мужественного республиканца.

Пять двустиший, объединенных в «ответе» Ломоносова, — это формулировочные и обобщающие высказывания, которые с важнейших сторон оценивают полярные этические концепции с их жизненными «выходами» и итогами. Обнаруживается, что Ломоносов сопоставляет эти позиции не для того, чтобы выбрать более достойную, «свою». Мысль Ломоносова глубже и серьезнее:

Несходства чудны вдруг и сходства понял я,

Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

«Сходство несходного» Ломоносов видит в соединении, сводимости крайностей. Жизненная философия каждого из деятелей прошлого чревата одиночеством и ущербностью. Хотя симпатии поэта на стороне Катона с его «упрямкой славной», столь близкой Ломоносову, но и здесь русский просветитель, исследующий жизнь в ее гармоничной естественнонаучной и эстетической цельности и полноте, справедливо усматривает односторонность, а значит — ложность. Поэтому он уходит от спора, в котором нет и не может быть победителя.

Значение поэзии Ломоносова

Влияние Ломоносова на русскую литературу и на культуру вообще огромно. Ломоносов был первым русским поэтом, произведения которого и по своему языку, и по авторскому чувству, лирическому настроению явились выражением окрепшего национального самосознания. Многие идеи, питавшие творчество Ломоносова или выдвинутые им, продолжали жить в русской литературе последующих десятилетий — в творчестве Державина, Карамзина, Радищева, Пушкина.

Безмерностью своего гения, уникальной одаренностью и огромной творческой энергией Ломоносов выступил в исторической роли «человека — обещания», представителя своего народа, олицетворением грандиозности духовных сил и возможностей, которыми наделены простые люди труда в России.

Многозначительно, на уровне библейских сопоставлений, определил Радищев значение судьбы Ломоносова, обозначая его творческую энергию как «первый мах в творении» национальной культуры и литературы нового времени.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995

Полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова. Часть 3

Описание
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765).
Полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова: с ознакомлением с жизнью писателя и с добавлением многих его нигде не печатных произведений.- Второй рельефный. — В Петербурге: зависимый от Императорской Академии наук, 1794. — 8 °. —
Тираж 500 экз.
Ч. 1 подготовил к печати О.П. Козодавлев. Составителями следующих разделов являются академики С.Я. Румовский, И.И. Лепехин, Н.Я. Озерецковский; Печать осуществлялась под руководством М.Е. Головина.
Точная перепечатка издания 1784-1787 гг.
.
И. Лепехин, Иван Иванович (1740-1802).II. Вортман, Кристиан Альбрехт (1680-1760). III. Вортманн, Кристиан Альбрехт. IV. Озерецковский, Николай Яковлевич (1750-1827). В. Румовский, Степан Яковлевич (1734-1812). VI. Головин, Михаил Евсевич (1756-1790). VII. Вахромеев, Иван Александрович (1843-1908). VIII. Державин, Гаврила Романович (1743-1816). IX. Академия наук (Санкт-Петербург) .1. Ломоносов, Михаил Васильевич (1711 — 1765). 2. Народ (сборник). 3. Россия в лицах (сборник). 4. М. В. Ломоносов — 300 лет со дня рождения (коллекция).
ББК 63.3 (2) 513-8Ломоносов, М.В.
Источник электронной копии: ПБ
Место на книге: Культурно-исторический фонд «Связь времен». Музей Фаберже
Часть 3. — 1794. — 1-224, 227-260 [= 258], [1] п., 7 л. ил, черт., [10], 294, [2] с., 8 л. ил., рис. —
Каждая часть имеет отдельную титульную страницу.
Содержит: первое слово. О пользе химии.Второе слово. О явлениях в воздухе при возникновении электрической силы. Третье слово. О происхождении света, новая теория представления цветов. Четвертое слово. О рождении металлов из-за сотрясения земли. Рассуждения о большой точности морского пути. Феномен Венеры на Солнце. — Копия культурно-исторического фонда «Связь времен». Музей Фаберже — это собственная валюта. Прилагается 1 книга: Полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова, с кратким изложением жизни писателя и с добавлением многих его нигде не печатных произведений.Часть 4.
.
1. Ломоносов Михаил Васильевич (1711 — 1765) — Юбилей — 2011. 2. Народ (сборник). 3. Россия в лицах (сборник). 4. Русский язык (сборник). 5. М.В. Ломоносов — 300 лет со дня рождения (коллекция). 6. Наука — История — Россия — 18 .. 7. Металлургия — История — Россия — 18 ..
BBC 63.3 (2) 513-8 Ломоносов, М.В.
BBK 72,3 (2)
Источник электронной копии: ПБ
Место на книге: Культурно-исторический фонд «Связь времен».Музей Фаберже

Ломоносов М.В.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-65)
Первый Русский ученый — естествоиспытатель всемирного значения, поэт, заложивший основы современного Русский литературный язык , художник, историк, защитник развития отечественного образования , науки и экономики .

В 1748 году он основал первую в России химическую лабораторию при Академии наук. По его инициативе был основан Московский университет (1755). Научные открытия г. Ломоносова г. обогатили многие отрасли знаний. Он разработал атомно-молекулярную концепцию строения вещества. В течение года господства теории теплорода он утверждал, что тепло вызывается движением тельцов. Ломоносов сформулировал принцип сохранения материи и движения. Он исключил флогистон из химических агентов и заложил в основу физической химии . Ломоносов исследовал атмосферное электричество и гравитацию. Он выдвинул доктрину цвета. Он создал ряд оптических устройств. Ломоносов открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли, объяснил происхождение сокровищ из почвы и минералов, опубликовал учебное пособие по металлургии.Он подчеркнул важность морского пути Север, , исследования и разработки Сибири. Как сторонник деизма, он материалистически исследовал явления природы.

Ломоносов — автор работ по русской истории ; он критиковал нормандскую теорию. Ломоносов Крупнейший русский поэт-просветитель 18 века век ; он был одним из основоположников слогово-тонического стихосложения. Ломоносов был основоположником философского и высокого гражданского характера Русская ода.Автор стихов, посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических сочинений и научной грамматики русского языка , возродил искусство мозаики и изготовления смальты, создал мозаичные картины в сотрудничестве с своими учениками. Ломоносов был членом Академии художеств (1763).

Ломоносов родился 8 ноября (19 по новому стилю) в станице Мишанинская Архангельской области в крестьянской семье .Его рано научили читать и писать, и он много читал. В 1724 г. он получил книги: «Грамматика» М. Смотрицкого (1721 г.), «Арифметика» Л. Магницкого (1703 г.) и «Рифма псалмов» Семена Полоцкого (1680 г.), которые впоследствии назвал воротами своей эрудиции. .

Ломоносов пытался поступить в Холмогорскую школу , но его не приняли в качестве крестьянского сына, поэтому он уехал в Москву. , где в 1735 году он дошел до предпоследнего курса — «философии».Тщательное овладение латинским и греческим языками открыло перед ним богатства античной и европейской культуры .

В 1734 году слушал лекции в Киево-Могилянской академии, изучал украинский язык и культуру. После возвращения из Киева он был направлен среди других студентов в Санкт- Петербург в качестве студента университета при Академии наук.

В 1736 году Ломоносов был отправлен в Саксонию для изучения горного дела.Там он получил обширные знания в области физики, химии, изучил немецкий, французский, итальянский и английский языки, что позволило познакомить с литературой нового времени. За границей Ломоносов серьезно работал в области русской поэзии и создал стройную теорию слогово-тонического стиха Русский , изложенную им в «Письме по правилам стихосложения Русский » (1739 г.) и который актуален и сейчас.Он понимал , что не было единого русского литературного языка и единой русской культуры. Он решил сделать все возможное, чтобы заложить основу новой русской культуры, науки, литературы и литературного языка.

После прихода в Россия Ломоносов был назначен младшим научным сотрудником Академии наук по физике и в 1745 году стал первым русским , избранным на профессорскую должность.С 1741 г. и до конца жизни Ломоносов работал в Академии наук. Ломоносов находился в постоянной борьбе против И.Шумахера (заведующий академической канцелярией), его сторонники и последователи враждебно отнеслись к патриотической деятельности молодого ученого. Диапазон интересов Ломоносов необычайный широкий: физика, химия, математика, астрономия, машиностроение, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география , история, филология — в каждом из них полей его вклад замечателен. Ломоносов написал крупные филологические произведения. Его « русская грамматика» (1755), определявшая особенности русского литературного языка , была первой реальной русской грамматикой; «Компендиум красноречия» — курс общей теории литературы ; трактат « О пособиях церковных книг на русском языке » (1757 г.) является первым опытом русской стилистики .

Поэзия занимает важное место в жизни Ломоносова : «Разговор с Анакреонтом» (1759 — 61), « Гимн Бороде» (1757), пьесы «Тамира и Селим», «Демофонт», многочисленные оды.

Забота о распространении образования в Россия , Ломоносов настаивал на создании из Российского Университета европейского типа, доступного для всех слоев населения. Его старания увенчались успехом в 1755 году — по его проекту в Москве был основан университет, носящий его имя. Ломоносов много сделал для того, чтобы русская наука, развивалась, дала начало ученым, так что русских профессоров преподавали в университете.

Весной 1765 года Ломоносов простудился , заболел воспалением легких и апреля умерло 4 (15 по новому стилю). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

«.. .show

Это Ньютоны, наши собственные Платоны

И другие люди с мировым именем

На русской земле тоже можно расти! »

В зимой 1730 года, когда рассвет пролил свой ранний свет на многие золоченые купола Москвы, струна запряженных лошадьми саней въезжали в город.Дым из тысяч дымоходов висел низко Москва, верный признак того, что домохозяйки были заняты приготовление завтрака.
Сани, которые въехали в город этим утром, проехал более двух тысяч километров. Водители ютились в дубленках на утренней стуже. Они принесли рыба из села Холмогоры, далеко на севере, недалеко от Архангельска.
В в одной из этих санок был высокий девятнадцатилетний юность, Михаил Ломоносов, сын рыбака в деревня Холмогоры. Парень оставил своих домой против воли отца и приезжайте в Москву потому что он был полон решимости учиться.
Но большой город был безразличен к его судьбе — он все равно, где он проведет день или ночь.Маловероятно что любой примет этого молодого человека, у кого не было документов на него. После все, он может оказаться беглый крепостной и любой, кто его укрывает, будут наказаны.
Но он был очень решительным молодым человеком, и он удалось получить жилье в доме несовершеннолетнего чиновника 3 , который однажды был в Холмогорах по делам.Клерк остался доволен расположением: парень не имел документов и поэтому не мог жаловаться на то, что его заставляли слишком много работать для его жилье. И он был сильным молодежь и могла делать все работы.
Было приятно мечтать изучать науку еще в тепле дома его отца, читая любимое книга с ярко горящей масляной лампой.В Москве все было сложнее. Михаил Ломоносов был крестьянский сын. Правда, его отец был не крепостной, а крестьянин все же был крестьянином, и молодой человек обнаружил, что двери колледжи были закрыты для него. И он не мог войти в Навигационная школа, в которой оформлена морские офицеры. Допускались только дворяне там.
Наконец, скрывая свое скромное происхождение, Ломоносов удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию.Да, он готовил молодых людей для церкви, но Ломоносову было все равно. Главное было исследование . . .
В 1735 г. Ломоносов с некоторыми из лучших студентам посчастливилось быть отправленными в Санкт-Петербург, столице, чтобы учиться в университете Академия наук, основанная Петром отлично.Этот, в последний, дал молодому человеку шанс учиться наука, о которой он мечтал все время.
В а период десяти лет Ломоносов трудился от студента до профессора и члена Академия. Его слава как самая талантливый русский человек науки начали распространяться.
А ученый энциклопедических знаний, он был основоположник современных исследований в России во многих поля; как поэт заложил основы современного Русский литературный язык.
Четный Леонардо да Винчи и Бенджамин Франклин не было такого широкого круг интересов.Ломоносов прожил короткую жизнь: он родился в 1711 г. и умер в 1765. Но даже краткий обзор того, что он сделал в наука впечатляет.
В химии он сформулировал Закон сохранения Материи задолго до Лавуазье. Он также опроверг теория флогистона, невесомое огненное вещество. В этом он опередил Лавуазье, Шееле и Пристли. Ломоносова также по праву можно считать имеющим заложил краеугольный камень физического химия, одна из важнейших сегодня областей химии. Его работать над теорией решения было особенно важным вклад в эту отрасль химии.
В физика тоже Ломоносов совершил великий по рукам.Он был первым ученым, объяснившим тепловые явления. с точки зрения атомной и молекулярной теории. Одновременно с Франклином он продемонстрировал электрическая природа молнии и изобрел молнию стержень. Он предоставил экспериментальное подтверждение газовых законов Бойля. и Мариотт. В его математических интерпретациях законов, регулирующих электрические явления он был блестящим предшественником Кулона, Ампера и Фарадей.
Он также сделал выдающиеся открытия в астрономии. За тридцать лет до английского астронома Сэр Уильям Гершелем он обнаружил атмосферу Венеры и описал вещество хвостов комет. Его анализ этого было гораздо правильнее и убедительнее, чем исследование, сделанное сэром Исааком Ньютоном.
В геологии знаменитый трактат Ломоносова о слои Земли стали отправной точкой для геохимия, наука, появившаяся сто лет спустя. Эта новая наука была основана Швейцарский Шенбейн и россияне Вернадский и Ферсман.
M anv геохимические идеи были также выражен Ломоносовым в его произведении «О рождении металлов». Он был первым, кто пришел к выводу, что металлы и минералы ми тертые, и он сформулировал новые идеи о минералах как продукты сложная жизнь земной коры ».
Точно так же кристаллографы считают Ломоносова а предшественник выдающегося ученого Ромэ де Лилль.Этот французский ученый сформулировал теорию о том, что свойства кристалла зависят от его формы и особенно по его углам.
Ломоносов также много сделал в области металлургии и горнодобывающая промышленность, производство стекла и пиротехника. Он возродил забытое на Руси искусство мозаики. В его творчестве было выполнено 40 мозаичных панно и портретов. студия.Сохранилось 23 из них. Его Лучшая работа — портрет Петра Великого, который находится на Экспозиция Государственного Эрмитажа в Ленинграде.
В … 1748 году, после многолетней борьбы, он организовал Первая российская химическая лаборатория. это было по его планам, что в Москва, теперь называемая Ломоносовский университет.
Ломоносов понимал науку не просто описанием явлений, но их объяснение. Он верил нужно было изучать не тела в самих себя, но их внутренняя структура, причины этой структуры, и силы, действующие внутри него.
К сожалению, один Ломоносов мало что мог сделать распространение обучения в России.Его русские современники мог оценить его поэзия и его мозаики, но его наука оставалась для них по большей части непонятной. В Запад тоже его работа была почти неизвестна. Только несколько ученых своего времени, как математик Леонард Эйлер признал его гений.
Но хотя современники мало понимали Ломоносова, подрастали новые поколения, с новая жажда обучение.Для них он сделал этот волнующий призыв в стихах:
«.. .показать
Это Ньютоны, наши собственные Платоны
И другие мужчины с мировым именем
На русской земле тоже можно расти! »
С тех пор прошло двести лет, но только теперь, в советские годы, у Ломоносова мечты о России научное величие и слава сбылись.И наш благодарен страна всегда будет помнить Ломоносова, который, по словам Пушкина, был «весь университет» в сам.


Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия

Московский университет, одно из старейших высших учебных заведений России, был основан в 1755 году.В 1940 году ему было присвоено имя академика Михаила Ломоносова (1711–1765), выдающегося русского ученого, внесшего большой вклад в создание университета в Москве.

В 1755 году, 25 января, в Татьянин день по календарю Русской Православной Церкви, Императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании университета в Москве. Церемония открытия состоялась 26 апреля, когда отмечался день коронации Елизаветы Петровны. С 1755 г. 25 января и 26 апреля в Московском университете проводятся особые мероприятия и праздники; Ежегодная конференция, на которой студенты представляют результаты своих исследований, традиционно проводится в апреле.

Московский государственный университет — традиционное крупное учебное заведение России, предлагающее подготовку практически по всем отраслям современной науки и гуманитарных наук. Его студенты могут выбрать одну из 57 квалификаций, а докторанты могут специализироваться в 168 различных областях. Общее количество студентов МГУ превышает 40 000 человек; Кроме того, около 10 000 старшеклассников посещают различные кружки и курсы МГУ.

МГУ — центр исследовательской науки, известный своими крупными научными школами.Среди ее профессоров и выпускников — 11 лауреатов Нобелевской премии из 18 россиян, получивших престижную премию. Еще больше ученых МГУ были удостоены различных советских и российских премий за свои достижения, в том числе 60 Ленинских и 120 Государственных премий, более 40 ученых МГУ получили Государственные премии за последнее десятилетие, 6 из них — в этом году.

Среди тех, кто преподает в МГУ, 2500 человек с высшими докторскими степенями и почти 6000 человек с докторскими степенями, почти 1000 профессоров и 2000 доцентов.Общее количество действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук составляет около 300. В настоящее время около 5 000 ученых и ученых участвуют в 310 исследовательских проектах в различных областях.

Московский государственный университет — это 29 факультетов и более 350 кафедр, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, научный парк, ботанический сад, библиотека, университетское издательство и типография, оздоровительный центр и школа-интернат для одаренных детей.Недавно были открыты 9 факультетов, 47 новых кафедр и 22 исследовательских лаборатории. Недавно были начаты исследования в 30 новых междисциплинарных областях. В настоящее время Университетский компьютерный центр обладает большей вычислительной мощностью, чем любое другое учебное заведение в России. В учебные планы были внесены серьезные изменения, добавлено более 200 новых академических программ.

Источник: http://www.msu.ru

Подразделений:

  • Научный центр повышения квалификации МГУ имени М.В. Ломоносова — А.Школа Н. Колмогорова
  • Центр новых информационных технологий МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Крымская лаборатория Астрономического института им. Штернберга МГУ
  • Кафедра психологии, М.В. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Физический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
  • Институт теоретической и математической физики МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Институт математических исследований сложных систем, г. Ломоносов Московский государственный университет
  • Институт экологических почвоведения МГУ
  • Институт государственного управления и социальных исследований
  • Международный лазерный центр МГУ
  • Казахстанский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Лаборатория «Многомерная аппроксимация и приложения», Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Географический факультет
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова в Душанбе
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, НИИ физико-химической биологии им. Белозерского
  • Московский государственный университет им.
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет дополнительного образования
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, биологический факультет
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, химический факультет
  • Москва ул. Университет, факультет вычислительной математики и кибернетики
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет космических исследований
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, экономический факультет
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и востоковедения
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , Факультет фундаментальной физико-химической инженерии
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, геологический факультет
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет глобальных исследований
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет материаловедения
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, механический факультет и математики
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, педагогический факультет
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, физический факультет, лаборатория криоэлектроники
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Университет, социологический факультет
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет почвоведения
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, механический институт
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, институт русского языка и культуры
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт мировых культур
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская школа экономики
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, П.Астрономический институт им. К. Штернберга
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Научно-вычислительный центр
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт ядерной физики им. Скобельцына
  • Французско-Российский институт прикладной математики и информатики им.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *