Ошибаясь не стыдись исправляться: Ошибаясь, не стыдись исправляться ▷ Socratify.Net
Ошибаясь, не стыдись исправляться ▷ Socratify.Net
ПОХОЖИЕ ПОСЛОВИЦЫ
ПОХОЖИЕ ПОСЛОВИЦЫ
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Азербайджанские пословицы и поговорки (100+)
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Так говорил Заратустра (Фридрих Ницше) (500+)
Кто не стучится — тому не открывают.
Ошо (100+)
Кто не пробует — у того не получается.
Они не курят, не пьют, не употребляют наркотики, не ругаются матом — они животные!
Михаил Задорнов (100+)
Не бойся, что не получится.
Бойся, что не попробуешь. Неизвестный автор (1000+)
Не пробуй. Делай или не делай. Но не пробуй.
Джордж Лукас (7)
Самое важное — это навести порядок в душе. Соблюдаем три «не»: не жалуемся, не обвиняем, не оправдываемся.
Джордж Бернард Шоу (100+)
Если вас не любят — не выпрашивайте любовь. Если вам не верят — не оправдывайтесь. Если вас не ценят — не доказывайте. Лучше сделайте себе чай с печенькой!
Неизвестный автор (1000+)
Боишься — не делай, делаешь — не бойся, а сделал — не сожалей.
Чингисхан (4)
Не предадут, не кинут, не подставят.
Неизвестный автор (1000+)
И за обиду вам не отомстят, никак.
В беде не бросят, умирать вас не оставят.
Любить учитесь, люди, у собак!
Поучительные пословицы о стыде и вине
Русское народное творчество богато многочисленными пословицами и поговорками. Они являются отражением общественного сознания и культурной мысли прошлых поколений. Читая такие короткие поучительные высказывания, мы имеем возможность получать драгоценные знания и учиться на опыте предшествующих поколений.
Пословицы о стыде и вине часто затрагивают нравственные ценности человека, его способность оставаться чутким и внимательным к происходящему вокруг. Люди иногда способны меняться только от того, что кто–то укажет им на их собственную ошибку, они не хотят выглядеть в чьих–то глазах неправильными. В данной статье приведены самые поучительные пословицы и поговорки про стыд. Возможно, они покажутся читателям интересными и поучительными.
«Где стыд, там и совесть»
Считается, что признание своей вины – это правильное чувство. Действительно, оно позволяет личности осознавать некоторые свои нехорошие поступки и стремиться к их исправлению. Совесть заложена в нас для того, чтобы мы могли работать над собственным характером, совершенствовать личность в целом. Пословицы о стыде и вине показывают, насколько велика для человека потребность быть «на хорошем счету» в обществе.
«Ошибаясь, не стыдись исправляться»
К сожалению, многие люди в ряде случаев боятся признать свою неправоту. Для них это равносильно тому, чтобы расписаться в собственной слабости, сделаться уязвимым. Такие личности готовы доказывать обратное, пока хватит душевных сил. На самом деле, нет никакой необходимости пытаться скрывать от самих себя благородные порывы души. Все мы в той или иной мере допускаем промахи, но они не могут умалить нашей значимости и ценности.
Если вы совершили ошибку и осознаете это, нет смысла прятаться от окружающих. Лучше как можно скорее признать собственную неправоту и спокойно жить дальше, чем каждый день терзаться угрызениями совести. Пословицы о стыде и вине подчеркивают эту мысль.
«Женщина без стыдливости, как пища без соли»
Испокон веков считалось, что девушка должна быть скромной. Целомудренность и порядочность всегда ценились высоко. Стыдливость здесь играла главную роль. Она придавала женщине особую мистическую тайну, которую хотелось разгадать. Девушка тем и привлекательна, что ее природа загадочна и не всегда понятна мужчине.
Таким образом, пословицы о стыде и вине подчеркивают неоспоримую ценность совести для каждого отдельного человека. Он не может в полной мере состояться как личность, если не способен анализировать собственные поступки.
Пословицы и поговорки. Японские пословицы. Поймать окуня на рака-кузнечика.
Пословицы и поговорки. Японские пословицы. Поймать окуня на рака-кузнечика.
Оглавление (Пословицы и поговорки)
Поймать окуня на рака-кузнечика.
Охотник, преследующий оленя, горы не видит.
Вить веревку после того, как вор уже пойман.
Душа трёхлетнего ребёнка до ста лет.
Легко соблюдать этикет, когда сыт.
Почувствовав жажду, колодец рыть.
Что оценивать шкуру неубитого тануки!
После пожара огня остерегаться.
Неумелая проверка инструментов.
У прямого дерева кривые ветви.
Нужен, как пестику дужка.
Рассматривать потолок сквозь замочную скважину.
Воробей и до ста лет не разучится скакать.
Кто пьет, тот не знает о вреде вина; кто не пьет, тот не знает о его пользе.
Поймать карпа на вареный ячмень.
Купишь по дешевке — нос повесишь.
Слова налогом не обложишь.
Ива от снега не ломается.
У человека один век, а имя — на вечные времена.
Куда глаз, туда и зрачок.
Даже сухие деревья оживляют горный пейзаж.
Тигр бережет свою шкуру, человек — имя.
Нет такого трудного положения, из которого не было бы выхода.
Всё уметь — значит не уметь ничего.
У и Юэ в одной лодке.
Перед волом на кото играть.
Ячмень у соседа вкуснее риса дома.
Чтобы попробовать плыть, надо броситься в реку.
Сколько ни шлифуй черепицу, драгоценным камнем не станет.
Лучше лепешка, чем цветок.
От глупости лекарства нет.
Кто далеко, тот забывается.
Пляшет под чужую свирель.
Огня избежать, да в омут (…в воду) попасть.
Из пылинок гора вырастает.
Ошибаясь, не стыдись исправляться.
8
WS Японские пословицы и поговорки 8
WS Японские пословицы и поговорки 8Английская пословица:
Главная Sayings Помощь Каталог
Нечестно нажитое впрок не идет
Ни благоухает, ни воняет
Ни в открытое море не уходит, ни к берегу не пристает
Ни старый, ни молодой не знают, когда придёт их час
Ни яд, ни лекарство
Низы учатся у действующей власти
Никто не знает, что может случиться завтра
Никто не чувствует собственного веса
Новое вино наливай в новые мехи
Ноги омыть
Ноги у коня, перелетающего через расщелину, быстрые
Носить воду корзиной
Ночного путника не задержит заход солнца
Ну и досталось ему счастье — с малую раковину!
Нужда подопрет-последние семена съешь
Нужен был — тигром сделали, нужда прошла — в мышь превратили
Нужен, как веер осенью
Нужен, как пестику дужка
Нужен, как эфес кухонному ножу
О будущем говорить — чертей смешить
О завтрашних делах будем думать завтра
О море спрашивай у рыбаков
О прошлом не спрашивают
О себе спрашивай у других
О человеке после смерти судят вернее
Обезьяна и с короной на голове — обезьяна
Обезьяна, и та с дерева падает
Обжегшись супом, дуть на салат
Обозначить друга по его складу
Образование — это то, что остается после того, когда все забываешь
Образование важнее происхождения
Обычной дорогой иди необычно
Огнем огня не погасишь
Огня избежать, да в воду попасть
Огонь горит ярче перед тем, как погаснуть
Одалживать бойцов врагу
Один Бог забыл — другой поможет
Один генерал добился успеха, а кости тысяч солдат гниют
Один гнилой персик испортит и сотню хороших
Один журавль кричит громче тысячи воробьев
Один или восемь
Один персик загниёт — сто персиков испортятся
Одна собака тявкнет — за нею тысячи вой поднимут
Одна беда прошла — другая идет
Одна беда ушла, а другая за ней пришла
Одна ласточка лета не делает
Одна минута — тысяча золотых
Одна нога больная, и вторая распухла
Одна польза — один вред
Одна собака залает впустую — другие подхватят всерьез
Одна собака тявкнет — за нею тысячи вой поднимут
Одна усталость за все труды досталась
Одна чашка риса — это то, что не едят
Одним камнем убить двух птиц
Одних носят в паланкине, другие носят паланкин, а третьи плетут носильщикам соломенные туфли
Одно усилие — два успеха
Одной ямы анагума
Одолжи навес — всего дома лишишься
Одолжить деньги другу — потерять его
Ожидание всегда долго
Океан не пренебрегает и малыми речками
Он всегда противоречит
Он даже мух со своей головы согнать не может
Он и букашки не раздавит
Он и у живой лошади глаз сумеет вынуть
Он нахлебник, существующий за чужой счёт
Он словно вывел лошадь из темноты
Он такой, что из глаза в нос пролезет
Он хоть и варит, хоть и жарит, а есть невозможно
Они все одного сорта
Опавшая хризантема не вернется на куст
Опавшие цветы не возвращаются на ветви; разбитое зеркало больше ничего не отражает
Опавший цветок на стебель не возвращается
Опрокинувшаяся передняя повозка является предупреждением для задней
Опыт говорит за себя, опытность сказывается
Осеннее небо меняется семь с половиной раз
Оставь полевые цветы в полях
Остерегайся молчаливых людей
Осторожность с огнём на пожарище
От блудницы не услышишь правды
От большого ума недалеко и до глупости
От былой силы пользы нет
От влюбленности лекарства не существует
От всего можно спастись, лишь от смерти не спасешься
От глупости нет лекарства
От лягушек лягушки и родятся
От огня бежал, да в омут попал
От одного берега отстал, и к другому не пристал
От слепой преданности недалеко до неверности
От тигра остается шкура, а от человека — имя
От яда ядом лечи
Отвечай добром на зло
Отдать вору ключи на хранение
Отзовись прежде, чем встанешь
Отличается как луна от черепахи
Отличается как небо от земли
Отплатить злом за добро
Отплывшую лодку обратно не притянешь
Отрубить — себе голову своим же мечом
Охотник, преследующий оленя, горы не видит
Охотник, преследующий оленя, не видит леса
Ошибаясь, не стыдись исправляться
Палка после драки
Паразит в теле льва
Парикмахер сам себе прически не делает
Первая победа — не победа
Первая победа ничего не стоит
Первое — голос, второе — мелодия
Первой победе малая цена
Передняя повозка перевернулась — задней предупреждение
Переходить брод по указаниям младенца, которого несёшь на спине
Перо сильнее меча
Песня сама складывается
Пировать приходят чужие, горевать — свои
Пироги должен печь пирожник
Писатель писателя не признает
Платье красит человека
Платье лучше новое, а человек — старый
Плачут не тогда, когда детей нет, а тогда, когда они есть
Плачущего ребёнка и дзито не победишь
Плевать вверх
Плевок обратно не вернешь
Плодовое дерево узнают по цветам
Плодоносное дерево узнаётся по его цветам
Плоды с дерева падают к корням
Плохой мастер винит свои инструменты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
С помощью поиска можно
выбрать лучшую народную мудрость мира,
необходимую именно Вам и именно сейчас.
Поиск по всей коллекции:
«Пословицы и поговорки народов мира»
World Sayings.ru
Главная | Sayings | Помощь | Литературный каталог
NZV © 2001 — 2017
Пословицы про ошибки
Глупый учится на своих ошибках, умный — на чужих
Итальянская пословица
Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — её исправить
Японская пословица
Как нет коня, что не спотыкается, так нет и человека, что не ошибается
Ингушская пословица
Ошибка — не порок, когда она — урок
Киргизская пословица
Лучше дважды спросить, чем раз ошибиться
Венгерская пословица
Кто не сознаёт ошибку, делает другую
Осетинская пословица
Глупому прощают семьдесят ошибок, а ученому — ни одной
Арабская пословица
Если умный допустит ошибку, себя укоряет; если глупый допустит ошибку, товарища упрекает
Киргизская пословица
Ошибаться можно, стыдно не исправлять ошибок
Японская пословица
Мудр тот, кто помнит об ошибках
Монгольская пословица
Не сознающийся в ошибке вдвойне ошибается
Осетинская пословица
Допустить ошибку — проступок, не признать ошибку — преступление
Китайская пословица
Мудрый учится на чужих ошибках
Норвежская пословица
Осмыслить совершенную ошибку — извлечь пользу
Китайская пословица
Если не хочешь заблудиться, осмотрись; если не хочешь ошибиться, советуйся
Адыгейская пословица
Всякая ошибка имеет свою отговорку
Польская пословица
Если астролог всё точно подсчитывает, почему же сам просит милостыню?
Бенгальская пословица
Будь благодарен тому, кто указал тебе на твою ошибку
Осетинская пословица
Глуп тот, кто дважды попадается на одну и ту же удочку
Английская пословица
Даже если молчать, можно ошибиться
Английская пословица
Структурно-семантические характеристики концепта «Стыд» в русской и китайской лингвокультурах (на материале пословиц, поговорок и фразеологизмов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Ю. В. ПОГРЕБНЯК, ВАНЬ СЫЮАНЬ (Волгоград)
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА «СТЫД» В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ (на материале пословиц, поговорок и фразеологизмов)
Рассматриваются понятийная, образная и ценностная составляющие концепта «стыд» в русском и китайском языках в сопоставительном плане. Выявляются его общие и отличительные признаки в русской и китайской лингвокультурах.
Ключевые слова: концепт, лингвокультура, пословица, поговорка, фразеологизм.
Концепт «стыд» — один из базовых концептов для любого национального сообщества. Русские ученые уделяют большое внимание исследованию концепта «стыд» в русской лингвокультуре [1; 10; 7; 2] и других лингво-культурах в сопоставительном плане [9; 6; 3; 4].
Концепт «стыд» в русской лингвокультуре также исследуется китайскими учеными [16; 17] (здесь и далее перевод с кит. на рус. яз. Вань Сыюань), но в большей степени с точки зрения психологии и проблем воспитания [1113; 14-16; 18; 20; 21]. Однако сопоставительные исследования концепта «стыд» в русской и китайской лингвокультурах не проводились.
В китайском и русском языках имеется достаточно много пословиц, поговорок и фразеологизмов, в которых отражены понятийная, образная и ценностная составляющие концепта «стыд».
В русских пословицах, поговорках и фразеологизмах [8] представлена следующая образная составляющая концепта «стыд»:
1) Человек, испытывающий стыд, краснеет или бледнеет:
От стыда не побледнеет, от испуга не покраснеет.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
2) Человек, испытывающий стыд, может «сгореть» или «провалиться сквозь землю»:
От такого стыда сквозь землю бы провалился.
Коли стыд иметь, можно со стыда сгореть.
3) Стыд — сильное чувство, которое неблагоприятно отражается на внешних качествах человека:
Без стыда лица не износишь, как платья без пятна.
В русских пословицах, поговорках и фразеологизмах представлена такая понятийная составляющая концепта «стыд», как действия человека, являющиеся постыдными.
1) Ничего не делать: Стыдно не тому, кто пляшет, а тому, кто смотрит.
2) не иметь достоинств: Стыдно не у кого видно, а кому показать нечего.
3) Не признавать свою ошибку: Упорствовать в ошибке для мудрого позорно и постыдно.
4) Не учиться: Не знать не стыдно, стыдно не учиться.
5) Не выполнять обещания: Кто изменит слову, тот теряет стыд.
6) Льстить: Тому великий стыд, кто языком льстит.
7) Лгать: И сам себя стыду ты предаёшь, когда твой рот твердит повсюду ложь.
8) Быть мелочным: Взвешивать — не вредно, но слишком усердствовать в этом — стыдно.
9) Говорить лишнее: Лишнее слово досаду наводит и до стыда доводит.
10) Не проявлять участия к людям в беде: Не стыдно спуститься по дороге, стыдно остаться в стороне.
11) Брать что-либо: Если даёшь — не бойся, берёшь — постыдись.
В русских пословицах и поговорках также описаны действия, которые не являются постыдными:
1) Фактор нанесения обиды другому человеку: Не стыдно, коли никому не обидно.
2) Молчать не стыдно, если нет необходимости говорить: Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
3) Не стыдно признать, что что-то не знаешь; спрашивать не стыдно: Сказать «Не знаю» не стыдно. Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь.
4) Правду говорить не стыдно: Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.
5) Ошибаться не стыдно, если потом исправишься: Ошибаясь, не стыдись исправляться.
© Погребняк Ю.В., Вань Сыюань, 2016
6) Работать не стыдно; есть не стыдно, когда хорошо работаешь: На себя работать не стыдно. Ешь — не стыдись, а работай — не ленись.
7) Не надо стыдиться почитать кого-либо: Не стыдись, а нагнись да поклонись.
В русских пословицах, поговорках и фразеологизмах представлена следующая ценностная составляющая концепта «стыд».
1) Стыд противопоставлен материальному достатку. Человек, который способен испытывать стыд, бывает лишен материальных благ и удачи: Оставишь стыд, так будешь сыт.
2) Некоторые люди, вопреки своему стыду, совершают плохие поступки ради получения выгоды: Отбрось стыд и будешь сыт. Сыт стал, так и стыд взял. Когда сыт, знай стыд. Стыдненько, да сытенько. Когда приходит голод, уходит стыд.
3) Понятие стыда связано с религиозным аспектом: В ком есть Бог, в том есть и стыд. Бога не боится, людей не стыдится.
4) Стыд тесно связан со страхом: В ком стыд, в том и страх. Где страх, там и стыд.
Но когда человек сильно боится, он теряет стыд: У страха не бывает стыда, у силы -чести.
5) У разных людей понимание стыда разное:
— старому человеку особенно стыдно вести себя неподобающим образом: Стыд пал на мою седую голову;
— стыдливая женщина — хороша, стыдливый мужчина — плох: Стыдливая женщина стоит целого города, а стыдливый мужчина -козленка;
— девушка должна блюсти свою честь: Девичий стыд до порога: переступила, так и забыла;
6) Детей надо учить испытывать стыд: Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
7) Стыд должен быть страшнее смерти и горя для хорошего человека. Хороший человек тяжело переживает стыд: Не смерть страшна -стыд страшен. Стыд — та же смерть. Има-лый стыд бывает сильнее большого горя.
8) Стыдно вести постыдную жизнь — лучше умереть: Славная смерть лучше постыдной жизни. Жо — У тех, кто способен краснеть, не может быть чёрного сердца.
(красное лицо, красные уши, покраснеть до кончиков ушей).
2) Человек, испытывающий стыд, не находит себе места, хочет «провалиться сквозь землю»:
о — Хотел бы найти дыру в земле, чтобы провалиться.
ШШЖЙ — не находить себе места от стыда.
ЖШ&Щ- — не знать, куда деваться от стыда.
3) Человек может потеть от стыда:
— вспотеть от стыда.
В китайских пословицах и поговорках представлена такая понятийная составляющая концепта «стыд», как действия человека, являющиеся постыдными:
1) ругать другого человека:
^А—- Бьёшь человека, будешь в тревоге; ругаешь человека, будет стыдно. — стыдиться того, что отстал от других.
— стесняться своей простоты (чувствовать себя неравным, считать себя ниже кого-либо).
Ш — стыдиться быть уткой и меч-
тать сделаться аистом (обр. в знач.: стыдиться своих недостатков и завидовать достоинствам других).
4) Быть распутным:
— распутный, развратный, наглый, бесстыдный;
5) Получать награды, похвалы, которых недостоен (обычно человек, который получает награды или похвалы, должен скромно отвечать, что недостоин их):
— стыдно получить что-то, чего ты недостоин (не заслуживать награды, чувствовать себя недостойным чего-либо).
Ш^^^ — не смею претендовать на такую честь, где уж мне, куда там, что вы-что вы. ТФ — не стыдись обращаться за советами к нижестоящим.
В китайских пословицах и поговорках представлена следующая ценностная составляющая концепта «стыд».
1) Человек без стыда — плохой человек:
— не знать, что на свете нужно чего-то стыдиться.
ШЬкШШЖ — толстокожий, лицо толще чем городские крепостные стены.
— Лицо не краснеет и сердце учащенно не бьется.
— Бьешь — не чувствует боли, ругаешь — не знает стыда.
— отсутствие всякого стыда (терять последние остатки совести).
— терять неподкупность и стыд, откровенное бесстыдство.
— толстокожее лицо, бесстыдство. о — Лучше пусть душа мучится, чем лицо загорится.
Из проведенного сопоставительного исследования русских и китайских поговорок, пословиц и фразеологизмов видно, что в русском языке больше поговорок и пословиц, а в китайском языке больше фразеологизмов о стыде. В русской и китайской лингвокульту-рах существует ряд общих признаков в образной, поведенческой и ценностной составляющих концепта «стыд». Например: человек, испытывающий стыд, краснеет; может «сгореть» или «провалиться сквозь землю». Когда чего-то не знаешь, спрашивать не стыдно. Стыд противопоставлен материальному достатку. Стыд должен быть страшнее смерти.
Также существуют пословицы, поговорки и фразеологизмы с отличающимися смыслами в образной, поведенческой и ценностной составляющих концепта «стыд» в сравниваемых лингвокультурах. Так, понятие стыда в русском языке тесно связано с религиозным аспектом и совестью, а в китайском языке -с понятием «потеря лица» перед обществом, что, очевидно, объясняется базовыми особенностями сравниваемых лингвокультур: китайская культура более коллективистская по сравнению с русской.
Список литературы
1. Антонова Л.Е. Семантика стыда и способы ее выражения в современном русском языке: норма и субстандарты : дис. … канд. филол. наук. M., 2009.
2. Горьковская Н.В. Художественная феноменология эмоциональной жизни в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: стыд и вина : дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2005.
3. Дженкова Е. А. Концепты «стыд» и «вина» в русской и немецкой лингвокультурах : дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2005.
4. Колиева И. Г. Имена концептов эмоций Scham / стыд, Schuld / вина, Reue / раскаяние в немецком и русском языках : дис. … канд. филол. наук. Владикавказ, 2010.
5. Короткова Е. В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому : дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2002.
6. Малахова С. А. Личностно-эмоциональные концепты «гордость» и «стыд» в русской и английской лингвокультурах : дис. … канд. филол. наук. Армавир, 2009.
7. Меньшикова С. И. Концепт психического состояния «стыд» и вербальные средства его выражения // Вестник ТвГУ. Сер. : Филология (7). 2013. С. 56-65.
8. Пословицы и поговорки про стыд. URL: http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-styd/.
9. Чапайкина А.А. Место концептов стыд и совесть / shame и conscience во внутреннем мире человека. URL : http://md.islu.ru.
10. Шаклеин В. М., Лопухина Р.В. Семантическое поле концепта «стыд» в русской языковой картине мира. URL : http://www.russianedu.ru.
11. AAAAAÄ, 2013.
22. 2007.
* * *
1. Antonova L.E. Semantika styda i sposoby ee vyrazhenija v sovremennom russkom jazyke: norma i substandarty : dis. … kand. filol. nauk. M., 2009.
2. Gor’kovskaja N.V. Hudozhestvennaja fenome-nologija jemocional’noj zhizni v romane L. N. Tolsto-go «Anna Karenina»: styd i vina: dis. … kand. filol. nauk. Volgograd, 2005.
3. Dzhenkova E. A. Koncepty «styd» i «vina» v russkoj i nemeckoj lingvokul’turah : dis. … kand. filol. nauk. Volgograd, 2005.
4. Kolieva I. G. Imena konceptov jemocij Scham / styd, Schuld / vina, Reue / raskajanie v nemeckom i russkom jazykah : dis. … kand. filol. nauk. Vladikavkaz, 2010.
5. Korotkova E. V. Social’no-psihologicheskij analiz viny i styda kak sistemy otnoshenij lichnosti k sebe i drugomu : dis. … kand. psihol. nauk. Rostov n/D., 2002.
6. Malahova S. A. Lichnostno-jemocional’nye koncepty «gordost’» i «styd» v russkoj i anglijskoj lingvokul’turah : dis. … kand. filol. nauk. Armavir, 2009.
7. Men’shikova S. I. Koncept psihicheskogo sostojanija «styd» i verbal’nye sredstva ego vyrazhenija // Vestnik TvGU. Ser. : Filologija (7). 2013. S. 56-65.
8. Poslovicy i pogovorki pro styd. URL: http:// sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-styd/.
9. Chapajkina A.A. Mesto konceptov styd i sovest’ / shame i conscience vo vnutrennem mire cheloveka. URL: http://md.islu.ru.
10. Shaklein V. M., Lopuhina R. V. Semantiches-koe pole koncepta «styd» v russkoj jazykovoj kartine mira. URL: http://www.russianedu.ru.
Structural and semantic features of the concept «shame» in the Russian and Chinese linguistic cultures (based on proverbs, sayings and phraseological units)
The article deals with the notional, figurative and value components of the concept «shame» in the Russian and Chinese languages in the comparative aspect. The common and distinctive features of the concept in the Russian and Chinese linguistic cultures are determined in the article.
Key words: concept, linguistic culture, proverb, saying, phraseological unit.
(Статья поступила в редакцию 19.10.2016)
РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ*
Е. В. БРЫСИНА, В.И. СУПРУН (Волгоград)
ВКЛАД ПРОФЕССОРА
Р.И. КУДРЯШОВОЙ В ИЗУЧЕНИЕ
РУССКОЙ ДИАЛЕКТОЛОГИИ
Описывается вклад профессора Р.И. Кудря-шовой в изучение русской диалектологии, анализируются её выдающиеся труды, определяются основные достижения возглавляемой ею Волгоградской диалектологической (этнолингвистической) школы.
Ключевые слова: лингвогеография, диалект, говор, этнолингвистика, лексический атлас, донские говоры.
Волгоградская диалектологическая (этнолингвистическая) школа была основана проф. Л.М. Орловым в середине XX в. В 1946 г. он приступил к сбору диалектного материала, выезжал в сёла и станицы, хутора и посёлки области, восстанавливая уничтоженную войной диалектологическую картотеку кафедры рус-
* Статьи данного раздела публикуются в рамках проекта №16-14-34501 г(р) «Диалекты как экологическая зона языка. Всероссийская научная конференция, посвященная памяти профессора Р.И. Кудряшовой», поддержанного грантом РГНФ.
ского языка Сталинградского государственного педагогического университета [14; 16; 17]. Свою любовь к народной речи, к языку родного края Л.М. Орлов передал Р.И. Кудряшовой, которая подхватила и через всю свою жизнь пронесла неизменную преданность народному слову, его удивительной красоте и неиссякаемому культурному потенциалу. Ещё в студенческие годы она проявляла интерес к сбору диалектного материала, выезжала в село Пичугу и станицу Сиротинскую. Отработав после вуза по распределению в школах Палласовско-го района, в 1971 г. Римма Ивановна была принята на работу в Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича (ВГПИ). Под руководством Л.М. Орлова она подготовила кандидатскую диссертацию «Употребление среднего рода в современных русских говорах (на материале донских диалектов Волгоградской области)», которую успешно защитила в 1976 г. в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина [7].
Р.И. Кудряшова в родном вузе заведовала кафедрой русского языка как иностранного, кафедрой русского языка, с 1993-го по 2012 г. была деканом филологического факультета ВГСПу. В 1987 г. она была награждена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», в 2001 г. — нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». В 1998 г. в диссертационном совете при Волгоградском государственном педагогическом университете Римма Ивановна защитила докторскую диссертацию «Специфика языковых процессов в диалектах изолированного типа (на материале донских казачьих говоров Волгоградской области)». Большим вкладом в отечественную и мировую этнолингвистику и лингвогеогра-фию признана разработанная Р.И. Кудряшо-вой теория социальной изолированности донских казачьих говоров, которая может найти применение в изучении других диалектных сообществ мира [9]. После кончины Л.М. Орлова Римма Ивановна возглавила Волгоградскую диалектологическую (этнолингвистическую) школу.
Исследование языка донского казачества стало основной целью научной деятельности проф. Р.И. Кудряшовой. Многолетняя работа по сбору, изучению и обработке диалектного материала переросла в подготовку и издание
О Брысина Е.В., Супрун В.И., 2016
|
Избавление от стыда и страха за ошибки
«Самая большая ошибка, которую вы можете совершить в жизни, — это постоянный страх, что вы ее сделаете». ~ Эльберт Хаббард
Были моменты в моей жизни, когда я знал, что застрял, но вместо того, чтобы справиться с этим, я предпочел отступить к «самому безопасному пари» для меня в то время, будь то стабильная зарплата за душераздирающую работу или оскорбительные отношения.
Затем, однажды, я внезапно осознал, что потратил драгоценные годы, просто делая движения.
Одна из причин, по которой я так застрял, заключалась в том, что меня с раннего детства учили избегать любых ошибок.
В первом классе я порезал лодыжку, играя на качелях. Он быстро заразился настолько, что меня пришлось госпитализировать на много недель.
Я заблокировал большую часть этого из своей памяти, но моя семья говорит мне, что я сильно заболел остеомиелитом, инфекцией, которая достигает кости. Врачи не были уверены, нужно будет ампутировать ногу или нет.
Мои родители признаются мне теперь, что они очень боялись моей смерти.
К счастью, я выздоровел после операции по удалению инфекции вместо ампутации. Несмотря на это, они продолжали действовать из страха и бдительно защищали меня от возможности получить травму.
Мое пятилетнее «я» неверно истолковало их желание обезопасить меня, имея в виду, что я должен был быть идеальным.
Итак, вместо того, чтобы двигаться вперед, учиться и, возможно, безвредно спотыкаться где-нибудь по пути, я научился искать верную вещь, безопасную гавань.Идеальным выбором стало бездействие.
Часто мы не меняемся, пока ситуация не станет невыносимой.
Это похоже на городскую легенду о лягушке в кастрюле с водой под бунзеновской горелкой где-то в лаборатории. Температура воды постепенно повышается до тех пор, пока лягушка не закипит медленно, бессознательно, или, по крайней мере, до тех пор, пока лягушка внезапно не станет достаточно сознательной, чтобы понять, что прыгать уже слишком поздно.
Легенда о лягушке показывает, что если бы что-то было немедленно невыносимым, мы бы легко изменились.
Но когда изменение происходит очень постепенно, мы часто не осознаем, что ситуация превратилась во что-то совершенно невыносимое.
Мне никогда не разрешали прыгать и падать, когда я был ребенком. Хотя мои родители любили меня, после моего пребывания в больнице они были полны страха, что что-то снова может мне навредить.
Если что-то пойдет не так, то одному из них придется меня спасти. Хуже того, меня так много читали об опасности неудач в чем-то, что я часто даже не пытался начать.Так было намного проще.
Так как я так и не научился справляться с ошибками и неудачами, я продолжал делать то, что считал безопасным, легким и предсказуемым.
Защищаясь от падений, неудач или дискомфорта, я застрял на месте, где не пытался. Я непреднамеренно устроил свою жизнь так, чтобы не было сюрпризов и шансов на ошибку.
Делая это, я ограничивал свое обучение и свое развитие. Жизнь стала предсказуемой и застойной.По сути, я сам стал кипящей лягушкой. Только недавно прыгнул.
Я понял, что мне нужно делать ошибки и терпеть неудачи, если я собираюсь что-то изменить в своей жизни. Вот что я узнал о неудачах и ошибках:
1. Рассматривайте ошибки как учебный опыт и трамплин, чтобы достичь того, чего вы хотите.
«Я не проиграл. Я только что нашел 10 000 способов, которые не работают ». ~ Томас Эдисон
Мы все делаем ошибки, когда учимся.Важно поступательное движение, каким бы малым оно ни было.
2. Перестаньте сравнивать себя с другими.
«Сравнение — вор радости .» ~ Теодор Рузвельт
У нас часто нереалистичные ожидания от самих себя, и мы сравниваем себя с теми, у кого гораздо больше опыта, когда мы только начинаем. Даже специалисты допускали ошибки, когда учились.
3. Ошибки редко бывают фатальными.
«Ошибки — часть человеческого бытия.Цени свои ошибки такими, какие они есть: драгоценные уроки жизни, которые можно усвоить только трудным путем. Если только это не фатальная ошибка, которой, по крайней мере, могут научиться другие «. ~ Аль Франкен
Ты будешь жить. Важно научиться признавать, что мы люди, что мы делаем ошибки и учимся на них. Ошибки связаны с обучением, а не с позором.
4. Требуется мужество, чтобы встать, где бы вы ни упали, отряхнуться и попробовать еще раз.
«Готовность появиться меняет нас.Каждый раз это делает нас немного храбрее ». ~ Брене Браун
Если направление, в котором вы идете, соответствует вашему сердцу, вам просто нужно продолжать оттачивать свои навыки.
5. Если вы действительно не учитесь и продолжаете совершать одни и те же ошибки, возможно, правда выходит наружу.
«Больше всего вы запутаетесь, когда попытаетесь убедить свое сердце и дух в том, что ваш разум знает, что это ложь ». ~ Шеннон Л. Адлер
Практически всегда это не работает, потому что это невыгодно для вас.Двигайтесь в совершенно другом направлении. В то время мы можем считать произошедшее неудачей, но почти всегда это замаскированное благо.
Единственный способ, которым мы можем расстаться, — это движение. И когда мы движемся в любом направлении, мы неизменно будем делать ошибки и терпеть неудачи на своем пути. Но действительно ли это «ошибка» или «провал», если мы чему-то научимся и будем двигаться вперед?
Стыдно человек изображение через Shutterstock
О Сью Адэр
В первой половине своей жизни Сью Адэр успешно вырастила четырех замечательных детей, при этом ей удалось сохранить рассудок, работая в корпоративном мире.Вторая половина ее жизни — голубое небо. Сью нравится мастерить вещи своими руками, особенно прядить пряжу, вязать и готовить. Посетите ее блог о упрощении и самопознании на uncomplicatedlife.net.
Заметили опечатку или неточность? Свяжитесь с нами, чтобы мы могли это исправить!Чувствуете ли вы себя виноватым или стыдно?
Совершенно очевидно, что токсичный стыд — это деструктивная эмоция, которая истощает нашу энергию и лишает нас радости жизни. Но значит ли это, что стыд — это плохо?
Брен Браун определяет стыд как «Сильно болезненное чувство или опыт веры в то, что мы ущербны и, следовательно, недостойны любви и принадлежности — что-то, что мы пережили, сделали или не сделали, делает нас недостойными связи. ”
Но ядовитый стыд затрагивает самую суть нашей идентичности. Мы несем мрачное ощущение того, что мы глубоко ущербны и неполноценны. Этот стыд настолько болезнен, что мы отчаянно пытаемся скрыть его от других и развиваем компенсирующее поведение (например, стремление к власти и богатству или постоянные шутки), которое призвано отвлечь нас от того, чтобы заметить, насколько мы ущербны (или думаем, что мы такие).
Парализованность стыда ставит нас в замороженное состояние, которое сдерживает нас разными способами. Однако бывают случаи, когда мы делаем что-то, что нарушает наш собственный этический кодекс и причиняет боль другим или самим себе.Возможно, мы отправили грубое электронное письмо, нарушили обещание или слишком увлеклись едой или питьем. Если мы не чувствуем этих неизбежных ошибок, мы можем не использовать эмоциональную информацию, которая говорит нам, что мы нарушили чьи-то границы, навредили себе и не смогли жить согласно нашим собственным ценностям.
Джон Брэдшоу, который проделал блестящую работу со стыдом, пишет, что:
«Сам по себе стыд — это не плохо. Стыд — это нормальная человеческая эмоция. Фактически, необходимо чувствовать стыд, если человек хочет быть по-настоящему человеком… Стыд говорит нам о наших пределах.Стыд держит нас в наших человеческих границах… Наш стыд говорит нам, что мы не Бог. Здоровый стыд — психологическая основа смирения. Это источник духовности ».
Вина и стыд
Некоторые люди, исследовавшие эту сложную тему, предложили нам отличать стыд от вины. Джон Брэдшоу предположил в своей книге «Брэдшоу о семье», что «чувство вины говорит о том, что я совершил ошибку; стыд говорит, что я ошибаюсь. Вина говорит, что то, что я сделал, нехорошо; стыд говорит, что я плохой.”
Полезно найти язык, который находит отклик у нас, чтобы различать то, что мы чувствуем, когда совершаем ошибку или не достигаем наших идеалов из-за парализующего стыда быть ошибкой. На ошибках можно учиться; мы можем их исправить. Мы можем искать прощения, простить себя и двигаться дальше
Важно найти способ отличить что-то внутри нас, что чрезвычайно токсично, от чего-то полезного и искупительного внутри нас. Но это сложно. Как предлагает психотерапевт Кристин Эванс в своей книге «Вырваться из ловушки стыда:
».«Я считаю, что большинству из нас, основанных на стыде, стыдно, когда мы сделали то, за что чувствуем себя виноватым.Для нас практически невозможно просто «сделать ошибку». Для нас совершение ошибки подтверждает нашу веру в то, что мы заблуждаемся … Когда мы говорим о своей вине, мы часто имеем в виду непризнанный стыд ».
Эванс проводит различие между здоровым стыдом, который держит нас в смирении и напоминает нам о наших ограничениях, от патологического стыда, который парализует и выводит из строя. Как психотерапевт, я считаю полезным помогать клиентам отличать токсический стыд от здорового стыда.
По мере того, как мы начинаем замечать свой токсичный стыд и работать с ним осознанно и умело, мы можем двигаться к тому, чтобы быть более самоутверждающими и самоутверждающими.По мере того, как этот изнурительный стыд начинает исцеляться, у нас появляется больше возможностей отличить его от здорового стыда, который привлекает наше внимание и способствует нашему росту.
© Джон Амодео
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, оцените лайк на моей странице в Facebook и нажмите «получать уведомления» (в разделе «Нравится»), чтобы получать сообщения в будущем.
изображение flickr, сделанное Гарольдом Хайнделлом Техада
Источник: Джон Амодео
Джон Амодео, доктор философии, MFT, автор отмеченной наградами книги об отношениях как духовном пути «Танцы с огнем: осознанный путь к любовным отношениям».Его другие книги включают «Подлинное сердце» и. Он был лицензированным терапевтом по вопросам брака и семьи в течение 35 лет в районе залива Сан-Франциско, читал лекции и проводил семинары по всему миру.
Как перестать стыдиться
Источник: ArtMari / Shutterstock
Стыд — одна из самых сложных эмоций. Это также может быть труднее всего распознать в себе, и оно может быть самым болезненным. Итак, что такое стыд и как мы узнаем, чувствуем ли мы его?
Стыд часто путают со смущением или чувством вины. Смущение возникает, когда мы хотим, чтобы люди видели нас не так, как они. Мы хотим, чтобы люди думали, что мы крутые, но потом выходим из ванной с прилипшей к обуви туалетной бумагой. Чувство обычно длится недолго. Вина возникает, когда мы думаем, что нарушили общественный или собственный моральный кодекс. Например, мы чувствуем себя виноватыми, когда лжем. Вина может длиться долго, но обычно мы знаем, что почувствуем себя лучше, когда очистимся.
Стыд может длиться всю жизнь, если мы позволим ему. Это вызвано не единичным событием, а накоплением ран, нанесенных нашей самооценке.Мы чувствуем себя виноватыми, когда думаем, что сделали что-то неправильно, и стесняемся или унижаемся, когда совершаем публичные ошибки. Но нам стыдно, когда мы думаем, что — мы ошиблись. Мы можем чувствовать себя бессильными изменить то, что заставляет нас чувствовать это, что затем заставляет нас чувствовать еще больше. Стыд может казаться неизменным, потому что он связан со всеми эмоциями. Поэтому, даже когда нам хорошо, мы можем чувствовать стыд — как будто мы этого не заслуживаем.
Стыд часто уходит корнями в детство. Поскольку дети не могут отделить свои чувства от своего представления о себе, когда они испытывают плохие чувства, а их родители обесценивают их эмоции, они приходят к выводу, что сами плохие.Стыд может развиться и в более позднем возрасте.
Сравнивать себя с другими теперь легко, когда социальные сети повсеместно в нашей жизни; это может вызвать чувство стыда, когда все остальные кажутся счастливыми и успешными, а мы не чувствуем ни того, ни другого. Но важно помнить, что большинство людей тщательно обрабатывают свои онлайн-изображения. Не пользоваться социальными сетями или временно скрывать людей, которые заставляют нас чувствовать себя плохо, — это первый шаг к прекращению стыда.
В Америке наиболее частые вопросы, которые нам задают даже в обычных социальных ситуациях, — это «Что вы делаете?» и «Вы встречаетесь с кем-нибудь?» или «У вас есть дети?» Поскольку мы знаем, что другие могут судить нас за наши ответы, мы в конечном итоге судим и себя. Но что произойдет, если мы позволим другим судить нас, не судя себя? На рождественской вечеринке в вашей семье ваш дядя корчит гримасу, когда вы говорите ему, что сейчас работаете только неполный рабочий день, а ваша троюродная сестра, однажды уволенная, дает вам рекомендации по спортзалу, когда вы говорите ей, что вы одиноки. Но кого волнует, что они думают? Не надо. На смертном одре вас не будет заботить, что ваш босс подумает о вашей презентации или что сказал о вас какой-то бывший романтический партнер. Ты единственный человек, чье мнение имеет значение.
Те, кто скрывает стыд, могут реагировать защитно или гневно, когда кто-то критикует их или дает им самую мягкую обратную связь, у них может быть очень низкая самооценка или они могут изолировать себя. Лечение? Признаться, что вам стыдно, изучить причину, поговорить об этом с кем-то, кому вы доверяете, и найти сочувствие к себе.
Никогда не поздно. Любите себя и прощайте себя. Начни сегодня.
Как преодолеть свой страх совершить ошибку
Никто не может свести ошибки к нулю, но вы можете научиться использовать свой драйв, чтобы предотвратить их и направить его на принятие более эффективных решений. Вот как стать более эффективным помощником в беспокойстве: не бойтесь и не стыдитесь своего страха, используйте эмоциональную ловкость, чтобы обозначить свои чувства и действовать в соответствии со своими ценностями, сосредоточьтесь на совершенствовании своих процессов, а не на результатах, расширьте свое мышление, признайте ценность свободное время и избегать шума, затуманивающего суждения.
Кризис Covid-19 и его последствия — включая рецессию, увольнения и неравномерную экономическую боль — а также недавние протесты против жестокости полиции и требований расовой справедливости поставили многих из нас перед проблемами, с которыми мы не сталкивались раньше.Высокие ставки и незнакомый характер этих ситуаций заставили многих людей бояться ошибок. Никто не может свести количество ошибок к нулю, но вы можете научиться использовать свой драйв, чтобы предотвратить их и направить его на принятие более эффективных решений. Воспользуйтесь этими советами, чтобы стать более эффективным оскорбителем.
Не бойтесь и не стыдитесь своего страха.
Наша культура прославляет бесстрашие. Традиционный образ лидера — умный, жесткий и бесстрашный. Но страх, как и любая эмоция, имеет эволюционную цель и имеет положительную сторону.Ваше беспокойство по поводу ошибок призвано напомнить вам, что мы находимся в сложной ситуации. Осторожный лидер имеет ценность. Это особенно актуально в такие времена. Так что не увлекайтесь размышлениями: «Мне не следует так бояться».
Не стыдитесь и не бойтесь своего страха совершить ошибку и не интерпретируйте его как свидетельство того, что вы нерешительный лидер, или не смелый, ни дальновидный. Если у вас есть естественная склонность к профилактике, сделайте это смелым и дальновидным! (Если вам трудно поверить в это, найдите лидеров, которые именно это сделали, выяснив, как предотвратить бедствия.)
Используйте навыки эмоциональной ловкости.
Страх ошибки может парализовать человека. Навыки эмоциональной ловкости — противоядие от этого паралича. Этот процесс начинается с обозначения ваших мыслей и чувств, например: «Я беспокоюсь, что не смогу контролировать своих клиентов в достаточной степени, чтобы обеспечить безопасность моих сотрудников». Высказывание своих опасений вслух помогает рассеять их. Это как включить свет в темной комнате. Затем следует принятие реальности. Например: «Я понимаю, что люди не всегда будут вести себя идеально.«Перечислите все истины, которые вам нужно принять. Затем следует действовать в соответствии с вашими ценностями. Скажем, одна из ваших высших ценностей — сознательность. Как это значение может применяться в данной ситуации? Например, необходимо убедиться, что у всех ваших сотрудников есть маски, которые им подходят, и чтобы они чувствовали себя комфортно, высказывая любые претензии, которые у них есть. Определите пять ваших самых важных ценностей, связанных с принятием решений в кризисной ситуации. Затем спросите себя, какое отношение каждый из них имеет к тому важному выбору, который вам предстоит сделать.
Повторите этот процесс для каждого из своих страхов.Это поможет вам смириться с тем фактом, что нам иногда необходимо действовать, когда лучший способ действий не ясен, и избежать распространенной ловушки беспокойства, когда люди пытаются свести неопределенность к нулю.
Сосредоточьтесь на своих процессах.
Беспокойство может помочь вам принимать более правильные решения, если вы делаете это эффективно. Большинство людей этого не делают. Когда вы беспокоитесь, это должно быть ориентировано на решения, а не только на наличие угрозы. Направьте свое беспокойство на поведение, которое реально снизит вероятность неудачи.
Мы можем контролировать системы, а не результаты. Какие у вас системы и процессы, позволяющие избегать ошибок? Направьте свое беспокойство на ответы на такие вопросы: надежны ли данные, на которые вы полагаетесь? Какие у него ограничения? Как ваши системы помогают предотвратить групповое мышление? Какие у вас есть процедуры, которые помогут вам увидеть свои слепые зоны? Как вы гарантируете, что услышите ценные мнения от недостаточно представленных заинтересованных сторон? Каковы ваши процессы для быстрого оповещения о проблеме и ее устранения, если решение имеет неожиданные последствия?
Расширьте свое мышление.
Когда мы боимся ошибиться, наше мышление может сузиться до этого конкретного сценария. Представьте, что вы гуляете ночью. Вы боитесь споткнуться, поэтому все время смотрите себе под ноги. Следующее, что вы знаете, вы попали в фонарный столб. Или представьте себе человека, который боится летать. Они везде ездят, хотя ездить объективно опаснее. Когда вы открываете апертуру, это может помочь вам увидеть свои самые большие страхи в более широком контексте всех других угроз.Это поможет вам лучше понять, чего вы боитесь больше всего.
Может показаться нелогичным, что вы можете уменьшить свой страх совершить ошибку, думая о других негативных последствиях. Но эта стратегия может помочь вам перейти в режим решения проблем и уменьшить психологическую хватку, которую на вас оказывает определенный страх. Лидер может быть настолько сосредоточен на минимизации или оптимизации одной конкретной вещи, что не осознает, что других больше всего волнует другое. Узнайте, каковы приоритеты других людей.
Признайте ценность досуга.
Страх захватывает нас. Это мешает отвлечь наше внимание. Вот как он устроен, чтобы мы не игнорировали угрозы. Некоторые люди реагируют на страх крайне настороженно. Они хотят всегда быть начеку на своем командном пункте. Это может проявляться в том, что вы не спите всю ночь на работе.
Такой тип поведения, подпитываемого адреналином, может иметь краткосрочное значение, но он также может быть близоруким.Другой подход может быть более полезным для мышления в целом. Нам нужен отдых (и сон!), Чтобы сделать шаг назад, интегрировать нити нашего мышления, увидеть слепые пятна и мыслить творчески. Найдите время тишины. Несмотря на то, что игра в гольф сильно критикуется, она может быть именно тем, что вам нужно, чтобы рассматривать сложные проблемы в целом.
Отстранитесь от искажающего суждение шума.
Как уже упоминалось, когда люди боятся, они могут перейти в режим постоянного наблюдения. У вас может появиться побуждение постоянно смотреть на то, что делают другие, всегда быть в социальных сетях или слишком часто проверять данные.Это может привести к перегрузке информации. Ваш ум может быть настолько перегружен, что вы начнете чувствовать себя затуманенным или отключенным. Определите, делаете ли вы это, и ограничьте чрезмерный контроль или чрезмерный контроль. Избегайте панического, бешеного поведения.
Сам по себе боязнь совершить ошибку не повышает или снижает вероятность принятия правильных решений. Если вы чрезмерно беспокоитесь и сосредотачиваетесь только на том, насколько плохи ощущения от стресса и неуверенности, вы можете делать или говорить неправильные вещи.Однако, если вы понимаете, как работает тревога на когнитивном уровне, вы можете использовать ее, чтобы мотивировать осторожный, но смелый и аргументированный выбор.
Научное обоснование и последствия стыда
Мы все время от времени испытывали стыд. Может быть, нас дразнили за неправильное произношение общего слова или за то, как мы выглядели в купальном костюме, или, возможно, любимый человек стал свидетелем того, как мы солгали. Стыд — это неприятное ощущение, которое мы испытываем в глубине живота, когда кажется, что у нас нет убежища от осуждающих взглядов других.Мы чувствуем себя маленькими и плохими по отношению к себе и хотим, чтобы мы могли исчезнуть. Хотя стыд — это универсальная эмоция, не очевидно, как он влияет на психическое здоровье и поведение. Исследователи добились значительных успехов в решении этого вопроса.
Плохо для вашего здоровья
По словам философа Хильге Ландвира из Свободного университета Берлина, должны возникнуть определенные условия, чтобы кто-то почувствовал стыд. Примечательно, что человек должен осознавать, что нарушил норму. Он или она также должны рассматривать норму как желательную и обязательную, потому что только тогда нарушение может заставить человека почувствовать себя по-настоящему неудобно.Необязательно даже присутствие неодобрительного человека; нам нужно только вообразить чужое суждение. Часто кто-то создает образ родителя, который спрашивает: «Вам не стыдно?» В самом деле, мы можем усвоить такие наставления настолько полно, что нормы и ожидания, возложенные на нас нашими родителями в детстве, продолжали влиять на нас и во взрослой жизни.
Джун Тэнгни из Университета Джорджа Мейсона десятилетиями изучает стыд. В ходе многочисленных совместных работ с Рондой Л. Диринг из Университета Хьюстона и другими она обнаружила, что люди, которые имеют склонность к стыду — черту, называемую предрасположенностью к стыду, — часто имеют низкую самооценку (что, наоборот, означает, что определенная степень самооценки может защитить нас от чрезмерного чувства стыда).Тэнгни и Диринг входят в число исследователей, которые обнаружили, что предрасположенность к стыду может также увеличить риск возникновения других психологических проблем. Связь с депрессией особенно сильна; Например, один крупномасштабный метаанализ, в котором исследователи изучили 108 исследований с участием более 22 000 субъектов, показал четкую связь.
В исследовании 2009 года Сера де Рубейс из Университета Торонто и Том Холленштейн из Королевского университета в Онтарио специально изучали влияние этой черты на симптомы депрессии у подростков.В проекте приняли участие около 140 добровольцев в возрасте от 11 до 16 лет, и было обнаружено, что подростки, которые проявляли большую склонность к стыду, также чаще имели симптомы депрессии. Также, похоже, существует связь между предрасположенностью к стыду и тревожными расстройствами, такими как социальное тревожное расстройство и генерализованное тревожное расстройство, как сообщили в 2010 году Томас А. Фергус из Университета Бэйлора и его коллеги.
Различия в полу и возрасте
В 2010 году группа психологов под руководством Ульриха Орта из Бернского университета изучила стыд у более чем 2600 добровольцев в возрасте от 13 до 89 лет, большинство из которых жили в США.S. Они обнаружили, что не только мужчины и женщины проявляют стыд по-разному, но и возраст влияет на то, насколько легко люди его испытывают: подростки наиболее подвержены этому ощущению; склонность к стыду уменьшается в среднем возрасте примерно до 50 лет; а позже в жизни людям снова становится легче смущаться. Авторы рассматривают эту закономерность как функцию развития личности. Личности подростков и молодых людей сформированы не полностью; кроме того, ожидается, что люди этой возрастной группы будут соответствовать всем нормам, определяющим их место в обществе. Неуверенность в том, что делать с этими внешними ожиданиями, может заставить их быстрее почувствовать стыд. Напротив, к среднему возрасту наш характер более или менее установлен, и нормы оказывают меньшее влияние. Но по мере того, как мы вступаем в старость и беспокоимся об ухудшении своего тела и внешнего вида, мы снова начинаем чувствовать себя неловко.
Когда нам стыдно, нам часто трудно смотреть в глаза другому человеку. Предоставлено: Getty Images.Вина и стыд: родственные, но разные
Было высказано предположение, что люди чувствуют стыд, потому что это дало нашим ранним предкам какое-то эволюционное преимущество.Например, это может потенциально способствовать благополучию группы, побуждая людей придерживаться социальных условностей и работать, чтобы оставаться в благосклонности других.
Тем не менее, Тэнгни и другие утверждают, что стыд снижает склонность человека вести себя социально конструктивным образом; скорее, это кузина стыда, вина, способствует социально адаптивному поведению. Люди часто говорят о стыде и вине, как если бы они были одинаковыми, но это не так. Как и стыд, чувство вины возникает, когда мы нарушаем моральные, этические или религиозные нормы и критикуем себя за это.Разница в том, что когда нам стыдно, мы рассматриваем себя, в негативном свете (« Я, , сделал что-то ужасное!»), Тогда как когда мы чувствуем вину, мы рассматриваем конкретное действие негативно («Я, , сделал что-то ужасно! »). Мы чувствуем себя виноватыми, потому что наши действия повлияли на кого-то другого, и мы чувствуем ответственность.
Тэнгни и ее соавторы хорошо объяснили это в статье 2005 года: «Склонный к стыду человек, которого упрекают за опоздание на работу после ночи, полной пьянства, вероятно, подумает:« Я такой неудачник; Я просто не могу с этим справиться », тогда как склонный к чувству вины человек скорее подумает:« Мне плохо из-за опоздания.Я причинил неудобства своим коллегам. «Чувство стыда может быть болезненным и изнурительным, затрагивать внутреннее самоощущение человека и может вызвать саморазрушительный цикл негативного аффекта . .. Для сравнения, чувство вины, хотя и болезненное, но есть меньше инвалидизирует, чем стыд, и, вероятно, побудит человека в позитивном направлении к возмещению ущерба или переменам ».
Кроме того, вина является признаком того, что человек может быть сочувствующим, черта, которая важна для способности воспринимать чужую точку зрения, вести себя альтруистично и поддерживать близкие, заботливые отношения.В самом деле, мы можем испытывать чувство вины только в том случае, если можем поставить себя на место другого и признать, что наши действия причиняли боль или причиняли вред другому человеку. Как это обычно бывает с маленькими детьми, люди, не способные сочувствовать, не могут чувствовать вину. Вина удерживает нас от причинения вреда другим и побуждает строить отношения для общего блага. Когда мы чувствуем себя виноватыми, мы обращаем свой взор наружу и ищем стратегии, чтобы обратить вспять нанесенный вред. Когда нам стыдно, мы обращаем внимание внутрь себя, сосредотачиваясь в основном на эмоциях, бурлящих внутри нас, и меньше обращаем внимание на то, что происходит вокруг нас.
Одно исследование, которое явно связывает вину и сочувствие, было опубликовано в 2015 году. Мэтт Триби, работавший тогда в Университете Ла Троб в Мельбурне, и его коллеги сначала исследовали, насколько испытуемые склонны к стыду или вине. Затем они попросили 363 участника взглянуть на выражения лиц и определить, был ли человек злым, грустным, счастливым, напуганным, отвращенным или пристыженным. Добровольцы, склонные к чувству вины, оказались более точными в своих наблюдениях: они были лучше способны распознавать эмоции других, чем склонные к стыду добровольцы.
Конечно, чувство вины и стыда до некоторой степени часто сочетаются. Вина может вызвать у многих людей чувство стыда из-за несоответствия между стандартами, которых они придерживаются, и действием, вызвавшим вину. Связь между виной и стыдом становится сильнее с увеличением преднамеренности нашего проступка, количества людей, которые были его свидетелями, и важности этих людей для нас. Стыд также возрастет, если человек, которому наши действия повредили, отвергнет или упрекнет нас.
Призраки первородного греха
В Библии нагота является источником стыда. В книге Бытия 2:25 об Адаме и Еве говорится: «И оба были нагие, мужчина и жена его, и не постыдились». Ситуация изменилась, когда они восстали против заповедей Бога и съели от дерева познания. С тех пор им стало стыдно в присутствии друг друга: «И глаза у них обоих открылись, и они узнали, что они были голыми; и сшили они фиговые листья и сделали себе передники.”
Это библейское толкование наготы как постыдного до сих пор глубоко проникает в социальные нормы и условности, определяющие, как мы относимся к человеческой физичности и сексуальности. Хотя наши представления о том, можно ли, как, где и в присутствии кого раздевать человека, менялись с течением времени, стыд, который мы испытываем, когда нарушаем нормы, остался.
Избавиться от вины часто легче, чем преодолеть стыд, отчасти потому, что наше общество предлагает множество способов искупить преступления, вызывающие чувство вины, включая извинения, уплату штрафов и тюремное заключение. Определенные религиозные ритуалы, такие как исповедь, также могут помочь нам справиться с чувством вины. Но стыд имеет реальную стойкость: гораздо легче извиниться за проступок, чем принять себя.
Некоторые виды вины могут быть столь же разрушительными, как и склонность к стыду, а именно, «свободно плавающая» вина (не привязанная к конкретному событию) и вина за события, которые никто не может контролировать. В целом, однако, кажется, что стыд часто является более разрушительной эмоцией. Отсюда следует, что родители, учителя, судьи и другие лица, которые хотят поощрять конструктивное поведение своих подопечных, поступят хорошо, если не будут стыдить нарушителей правил, выбрав вместо этого помочь им понять влияние своих действий на других и предпринять шаги. чтобы исправить свои проступки.
Как без стыда признать свою неправоту
В I Choose Change мы поощряем изменения, которые длится всю жизнь. Вот почему каждый месяц мы будем внимательно изучать проблемы, которые затрагивают вас и вашу семью. Ранее в этом месяце мы сосредоточились на решениях и начале нового. До конца января мы будем стараться поступать правильно и справедливо. I Choose Change обслуживает всех Allen, Plano, McKinney, Wylie, Lucas, Sachse и Fairview, и мы предлагаем консультации онлайн и по электронной почте по всему миру.Свяжитесь с нами здесь для получения дополнительной информации.
Грег МакКаун в своей книге «Экзистенциализм: дисциплинированное стремление к меньшему» сказал: «Не должно быть стыда в признании ошибки; в конце концов, мы на самом деле только признаем, что теперь стали мудрее, чем были раньше ».
Так почему же нам так трудно признать свою неправоту?
Проблема самооценки
Одно исследование, опубликованное в Европейском журнале социальной психологии, показало, что те, кто отказывался извиняться после совершения ошибки, имели более высокую самооценку, больше контролировали ситуацию и испытывали чувство личной власти.Извинение — это своего рода передача власти другому человеку. Очень жаль, что многие из нас выросли в ситуациях, когда мы боялись совершить ошибку, потерпеть неудачу и не принести извинения, когда нас обидел кто-то, кто должен был о нас заботиться. Может быть, они никогда не извинялись перед тем, кого причинили, а вместо этого обвиняли человека, которому было больно, в том, что он был ранен. В старшем поколении проблема может быть острой, поскольку в прошлом взрослые редко извинялись перед детьми, даже если были явно неправы.Это заставляет детей расти с мыслью, что сильный человек не извиняется и не теряет лицо.
Даже когда эти люди сообщают о более высокой самооценке, это не основано ни на чем другом, кроме их идеи, что, извиняясь, они теряют власть и престиж, когда это делают. Однако недостатком является то, что такое поведение ставит под удар их отношения. Когда кто-то пострадал, они хотят извинений без оговорок и предварительных условий. Чем больше они не получат этого, тем больше они отстранятся.
Проблема стыда
Когда мы ошибаемся, лучше всего сразу признать это, извиниться и пообещать сделать лучше. Когда люди не могут признать свою неправоту и не извиняются, это происходит потому, что в глубине души они часто стыдятся своей ошибки. Их стыдили и обижали за ошибки, а их неправота злит их.
Знакомо?
Так как же человек может без стыда признать свою неправоту? Дэвид Сак в книге «Психология сегодня» предлагает пять шагов, чтобы заглушить стыд.
1-й шаг: выявить позор
Скрытый стыд подобен невылеченной инфекции. Он начинает определять человека. История, которая похоронена, остается нашей историей. Но когда мы говорим об этом и признаем это, мы можем создать новый финал.
2-й шаг: распутайте свои чувства
Проведите анализ своих чувств. Вы чувствуете реалистичный ответ? Вы злитесь на то, что вас вызывают? Или вы расстроены ошибкой? Зачем?
3-е место: Отключите то, кем вы являетесь, от того, что вы делаете
Отделите то, что вы делаете, от того, кем вы являетесь. Позволяя другим стыдиться, вы даете им власть над своим счастьем и разрушаете ваше творчество и новаторство. Это мешает вашей реакции и исследованию отношений. Короче говоря, стыд — это токсичный инструмент контроля.
4-я: помните о своих триггерах
Стыд атакует нас там, где мы наиболее уязвимы, и дает нашей неуверенности плодородную почву, чтобы пустить корни. Эта неуверенность может быть причиной гнева, нападок, причинения вреда другим.
5-й: Связь с другими
Стыд стремится изолировать нас от других.Когда вы разрываете узы любви и привязанности, сообщества и семьи, вы можете чувствовать себя выше всего, но в то же время одиноки и стыдно. Достижение и общение — это часть того, что делает нас людьми.
Как все это помогает нам признать свою неправоту и избежать стыда? Короче говоря, стыд — это отравляющее чувство. Цель — избавиться от стыда и принять свою неправоту, если это оправдано. Когда вы можете признаться в своей неправоте, извиниться и изменить свое поведение, вы ослабите силу стыда. Местный терапевт Аллен — это доступный и близкий к дому способ начать работать над паттернами чувств, которые вы усвоили, и установить связь с самим собой.
Нравится:
Нравится Загрузка …
Это я, и мне не стыдно
Это я, и мне не стыдно
Завтра будет новый старт, еще один день, чтобы продолжать попытки.
Завтра всегда будет солнце. Просто продолжай пытаться.
Я пытаюсь говорить себе это каждый день. Большую часть времени, когда он так много плачет, это причиняет физическую боль.
Казалось, оно возникло из ниоткуда, как невидимая бушующая буря.
Так сложно понять, как мой собственный разум может разорвать меня в клочья. Это бесконечный порочный круг, непреодолимая печаль, пустота, онемение, чувство захвата в собственном разуме, которое не замедлится настолько, чтобы вы не отставали.Как каждая небольшая важная задача, которую вы раньше считали само собой разумеющейся, теперь утомительна. Бесконечный марафон мыслей и чувств. Темные мысли, которые кажутся такими сильными и реальными. Вы знаете, что по большей части это неправда, и это не решит проблему, но это не имеет значения. Что бы ты ни делал, чтобы избавиться от этой ужасной боли. Вы чувствуете, что теряете контроль над своим разумом. Ощущение насильственного затягивания в эту черную бездну тьмы, пустоты. Потеря контроля.
Затем появляются стыд и вина. Вы ненавидите себя за то, что не можете контролировать свой разум, спрашивая, что с вами не так, почему вы не можете взять себя в руки? Почему это со мной происходит? У меня нет ужасной жизни. У меня нет причин так думать. Почему я?! Порочный круг, кажется, никогда не прекратится.
Боль, которую никто не видит. Я улыбаюсь всем с такой пустотой. Я стараюсь, чтобы моя жизнь продолжалась, как будто все в порядке. С каждым днем все труднее и труднее.К вечеру я просто хочу спать. Я измучен тем, что мчусь со скоростью миллион миль в минуту и заставляю себя вести себя «нормально».
Кто-нибудь знает, что реально нормально? Я пришел к выводу, что это реальность, и столкнулся с ней. Это не то, что все видят в Интернете или социальных сетях, это не идеальные улыбающиеся лица и семья, в которой все это вместе. Это люди с недостатками и грубыми эмоциями, растущие в любви. Я постепенно понимаю, что депрессии и тревоге все равно, кто вы и какова ваша жизненная ситуация.
У меня нет причин стыдиться. Я не потерял веру, как говорят некоторые. Это действительно происходит со мной. Это не просто мрачный день. Это не то, от чего вы можете отказаться или отговорить себя. Я не хотел быть таким. Это реально. До сих пор у меня диагностировали большую депрессию, тревожность, ОКР, посттравматическое стрессовое расстройство и некоторые другие основные причины. Это будет долгий процесс, но это я. Мне больше не стыдно, что я принимаю лекарства и разговариваю с терапевтом раз в неделю.Это потрясающе и освобождает.
У душевного заболевания миллион лиц, и мое — одно из них. Честно говоря, мне уже все равно, кто знает, а кто нет. Это я! К счастью, я вовремя получил помощь. Я не хотел быть очередной статистикой. Приятно осознавать, что вы не одиноки, но что еще печальнее, так это то, что многие люди живут по жизни, не получая лечения. Меня тошнит от этого клейма. То, что у меня «не кажется» проблемным, не означает, что мои чувства недействительны.Я узнаю, что это часть того, кем я являюсь сейчас, продолжая расти в жизни. Я собираюсь принять это и научиться справляться. Меня больше не волнует, будут ли меня осуждать. Мне грустно по ним и приятно, что я, наконец, нашла небольшой проблеск света, который вывел меня из этой тьмы. Моя семья была моей опорой. Как бы они ни испытали на себе внешние последствия моей болезни, они поддерживали меня на каждом этапе пути. Я бы никогда никому этого не пожелал.
Вы можете и будете гордиться собой.Будьте внимательны и живите настоящим моментом. Каждый день — это маленький шаг и битва, которую нужно выиграть. Иметь неудачи — это нормально. Пожалуйста, обратитесь за помощью и поговорите с кем-нибудь, если вы так считаете. Не игнорируйте это, думая, что он уйдет сам по себе. Нет причин для стыда. Вы не выбрали такой путь, но вы можете принять его и вырасти из него. Каждый новый день — это начало с нуля.
Не сдавайтесь.
Поделитесь своей историей, сообщением, стихотворением, цитатой, фото или видео надежды, борьбы или выздоровления.Поделившись своим опытом, вы можете дать понять другим, что они не одиноки.
.