Омара хайяма произведения: Омар Хайям. Стихи. Рубаи. Список произведений и биография — Библиотека для детей
Омар Хайям. Стихи. Рубаи. Список произведений и биография — Библиотека для детей
Омар Хайям. Стихи. Рубаи/ Список произведений
Когда уходите на пять минут
Кто понял жизнь тот больше не спешит
Никогда не иди назад
За грех прощение дается в жизни нам
Бытует мнение, что счастье — это дар
Вчера на площади базарной видел я
Да, женщина похожа на вино
Есть в небе бык Первин — созвездие Плеяд
О друг, будь весел и беспечен!
Не бойся козней времени бегущего
Не делай зла — вернется бумерангом
Не зли других и сам не злись
Человек — это истина мира, венец
О жизни подумал
Чье сердце благости лучом озарено
Моя любовь к тебе достигла совершенства
Я пришел к мудрецу и спросил у него
Омар Хайям. Рубаи.
(Рубаи — четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке)
Рубаи о любви
Рубаи о жизни
Рубаи о женщине
Рубаи о деньгах
Рубаи о Боге и религии
Рубаи о смысле жизни
Рубаи о душе
Рубаи о вине
Рубаи «Мудрости жизни»
Рубаи о человеке
Рубаи о судьбе
Рубаи о юности и старости
Рубаи о дружбе
Рубаи о счастье
Рубаи о перевоплощении
Рубаи о роке
Омар Хайям, его эпоха, наследие, биография
Омар Хайям (Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим) (1048- 1131 гг. )
Персидский и таджикский поэт, математик и философ. Начальное образование получил в родном городе, затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др.
Около 1069 г в Самарканде Хайям написал трактат «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». В 1074 г возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане.
В 1077 г завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». Через два года вводит в действие календарь. В последние годы XI в. меняется правитель Исфахана, и обсерватория закрывается.
Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 г. работает врачом в Хорасане и пишет трактат на языке фарси «О всеобщности бытия».
Последние 10—15 лет жизни Хайям проводит в уединении в Нишапуре, мало общаясь с людьми. Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности», положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.
Творчество Омара Хайяма — удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира. Его стихи, «жалящие, как змея» до сих пор покоряют своей предельной емкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и вершина творения — мы»). Он обличал существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в обществе, считая этот мир временным и преходящим.
Богословы и философы того времени придерживались мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Все это нашло отражение в творчестве поэта. Однако он также любил и реальную жизнь, протестовал против ее несовершенства и взывал наслаждаться каждым ее мигом.
Любое четверостишие Хайяма — это маленькая поэма. Он огранил форму четверостишия, подобно драгоценному камню, утвердил внутренние законы рубай, и в этой области Хайяму нет равных.
Неизвестно, все ли из приписываемых Хайяму рубаи являются подлинными, но 66 четверостиший с достаточно высокой степенью достоверности можно отнести именно к его творчеству. Поэзия Омара Хайяма стоит несколько особняком от персидской поэзии, хотя является неотъемлемой ее частью. Именно Хайям стал единственным автором, чей лирический герой является личностью автономной, отчужденной от бога и царя, не признающей насилия, выступающей бунтарем.
Известность Омар Хайям снискал, главным образом, как поэт, однако, если бы не его деятельность на литературном поприще, он все равно остался бы в истории науки как выдающийся математик, автор новаторских сочинений. В частности, в трактате «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы» в геометрической форме им было дано изложение решений кубических уравнений; в трактате «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» он выдвинул оригинальную теорию параллельных прямых.
Омара Хайяма любили, очень уважали, воздавали ему почести. Он умер у себя на родине; это случилось приблизительно в 1122 г.
Лучшие книги Омара Хайяма: список из 20 шт.
Начиная изучать творчество писателя — уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки — вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Омара Хайяма.
1.
151
поднять опустить Эта книга собрала в себе самые мудрые притчи и афоризмы великого поэта Востока и одного из самых известных мудрецов и философов. Высказывания Омара Хайяма, передающиеся от поколения к поколению, наполнены глубоким смыслом, яркостью образа и изяществом ритма. С присущим Хайяму остроумием и саркастичностью он создал изречения, которые поражают своим юмором и лукавством.2.
132
поднять опустить Притча пробуждает светлые и благородные чувства, позволяет расслабиться и быть в гармонии с собой. Наша книга хранит восточные притчи Омара Хайяма, Конфуция, Лао-Цзы, Саади Ширази. Накопленная мудрость великих философов и гениев, попадает прямо в сердце.3.
130
поднять опустить Омар Хайям родился в 1048 году в Нишапуре. Там же учился, позже продолжил обучение в крупнейших центрах науки того времени Балхе, Самарканде и др. Будучи двадцати одного года от роду Омар Хайям написал трактат «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане.4.
128
поднять опустить В поэтический сборник «Сад любви» включены бессмертные четверостишия Омара Хайяма, классика персидской поэзии, великого философа, астронома и математика. В это издание вошли лучшие русскоязычные переводы О. Хайяма. … Далее5.
128
поднять опустить Выдающийся ученый-астроном, математик, физик и философ, при жизни удостоившийся почетного титула «Доказательство Истины», Омар Хайям – создатель знаменитых рубаи.6.
7.
124
поднять опустить Знаменитые четверостишия-рубаи Омара Хайама (ок. 1048 – ок. 1123) переводятся на русский язык уже более ста лет, но с особым успехом – начиная с 70-х годов XX века. В сборник, который вы держите в руках, вошли рубаи, переведенные замечательным поэтом и переводчиком восточной поэзии Германом Плисецким. «Хайам Германа Плисецкого убеждает прежде всего потому, что в его переводах старый иранский мудрец – действительно великий поэт» (Б. Слуцкий).8.
121
поднять опустить Омар Хайям – выдающийся персидский математик и астроном, поэт и философ XI века. Его мудрые, полные юмора, лукавства и дерзости четверостишия – рубаи – философские размышления о смысле жизни, о незащищенности человека перед беспощадным роком и быстротечным временем, о вечном очаровании бытия и всего необъятного мира, поэтические раздумья о любви и дружбе, красоте и наслаждении, вине и веселье.9.
117
поднять опустить Омар Хайям построил классификацию кубических уравнений, создал более точный по сравнению с европейским календарь, который официально используется с XI века в Иране, однако больше всего во всем мире знамениты его четверостишия – рубаи! Они полны юмора, лукавства, здорового цинизма и дерзости! Читайте и поднимайте себе настроение. … Далее10.
111
поднять опустить Рубаи Омара Хайяма, не зная ни временных, ни национальных границ, пережили века и династии, дойдя до наших дней. Вся поэзия Хайяма – это прославление величия духа человеческого, она проникнута верой в бессмертный творческий разум. Этим она близка людям. В этом – залог ее бессмертия. В предлагаемой читателям книге сделана попытка представить всемирно известные четверостишия Омара Хайяма, о которых литературоведы в целом не высказывались против их принадлежности его перу. Поэзию органично дополняет творчество мастеров миниатюрной живописи, которое помогает воспринимать читателю дух национальной культуры автора знаменитых рубаи. … Далее11.
109
поднять опустить Имя персидского поэта и мыслителя XII века Омара Хайяма хорошо известно каждому. Его четверостишия – рубаи – занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Их цитируют все, кто любит слово: от тамады на пышной свадьбе до умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих столетий рубаи привлекают ценителей прекрасного своей драгоценной словесной огранкой. В безукоризненном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека: это и веселый спор с Судьбой, и печальные беседы с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко известным, довел эту поэтическую форму до совершенства и оставил потомкам вечное послание, проникнутое редкостной свободой духа. … Далее12.
107
поднять опустить Рубайят Омара Хайяма в классическом переводе выдающегося русского переводчика И. И. Тхоржевского; в переводе известного востоковеда Л. С. Некоры, по Бодлианской рукописи Оксфордского университета, единственном из всех первоисточников, неоспоримо считающимся подлинным; и в уникальном первом русском переводе К. Герра. … Далее13.
106
поднять опустить Эта книга собрала в себе самые мудрые притчи и афоризмы великого поэта Востока и одного из самых известных мудрецов и философов. Высказывания Омара Хайяма, передающиеся от поколения к поколению, наполнены глубоким смыслом, яркостью образа и изяществом ритма. С присущим Хайяму остроумием и саркастичностью он создал изречения, которые поражают своим юмором и лукавством. Они дают силы в трудную минуту, помогают справиться с нахлынувшими проблемами, отвлекают от неприятностей, заставляют думать и рассуждать. … Далее14.
101
поднять опустить Омар Хайям – астроном, математик, врач, философ, поэт. Был ли такой человек на самом деле? Жизнь Омара Хайяма окутана легендами, мифами и домыслами. Мы даже не знаем точно, сколько четверостиший принадлежит Хайяму, а сколько – перу его последователей. Точно известно только одно – перед нами величайший поэтический гений, чье творчество исполнено мудрости, дерзости, юмора и любви. … Далее15.
90
поднять опустить Творчество Хайяма – это одно из удивительных явлений в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, и, пожалуй, всего человечества. Если его труды принесли огромную пользу в развитии наук, то замечательные четверостишия до сих пор покоряют читателей своей предельной емкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств, гибким ритмом. О поэзии Омара Хайяма исследователи судят по-разному. Некоторые считают, что поэтическое творчество было для него просто забавой, которой он предавался в свободное от основных научных занятий время. И все же рубаи Хайяма, не зная ни временных, ни национальных границ, пережили века и династии, дошли до наших дней. Вот что пишет об этом один из лучших переводчиков Хайяма – Герман Плисецкий. «Стихи такого поэта, как Омар Хайям, возможно, не нуждаются в предисловии. Но поскольку время его творчества отделено от нас восемью веками, я решаюсь добавить несколько слов от себя. Мне хочется рассказать о том, как постепенно менялось моё собственное представление о переводимом поэте. Сложный поэт нередко упрощён. У многих, и у меня в том числе, сложился образ этакого весёлого старца, с неизменной чашей в руке, между делом изрекающего истины. Несоответствие этого шаблона истинной поэзии Хайяма я почувствовал уже при работе над первыми четверостишиями. И постепенно сквозь стихотворные строки стал проступать облик совсем другого человека. Спорщик с Богом, бесстрашный ум, чуждый иллюзий, учёный, и в стихе стремящийся к точной формуле, к афоризму. Каждое четверостишие – уравнение. Одна и та же мысль варьируется многократно, рассматривается с разных сторон. Посылки всё те же, а выводы порой прямо противоположны. Есть в этих крайностях высшее единство – живая личность поэта, примиряющая любые противоречия. Хаям на протяжении своей долгой жизни постоянно возвращался к важным для него мыслям, пересматривая их снова и снова, так и мы, будем ещё не раз возвращаться к его творчеству, казалось бы, столь ясному и понятному, но каждый раз открывающему новые возможности, новую точку зрения…» Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно, — Вот последний секрет из постигнутых мной. © перевод Г. Плисецкий ©&℗ ИП Воробьев В.А. ©&℗ ИД СОЮЗ Продюсер издания: Владимир Воробьёв … Далее16.
88
поднять опустить Эта книга уникальна прежде всего принципиально новым взглядом на поэзию Омара Хайяма. В ней развенчивается привычный образ Хайяма, сложившийся в Европе за полтора столетия, и читателю предлагается открыть великого поэта заново. Уникальна она и другим: никто, никогда и нигде не переводил его стихи в таком объеме (более 1300 четверостиший). Игорь Андреевич Голубев, поэт, прозаик, переводчик с фарси, посвятил работе над этой книгой более 36 лет. Во вступительной статье И. Голубев излагает свою расшифровку тайного учения Хайяма по намекам, рассыпанным в четверостишиях. … Далее17.
57
поднять опустить Омар Хайям, Хафиз и Саади – великие персидские поэты X—XIV веков, чьи имена наиболее известны в западном мире. Самый популярный на Западе в настоящее время, бесспорно, Омар Хайям. Математик, астроном, поэт и философ, он обладал всеми качествами универсального гения, но мировую известность ему принесли его персидские четверостишия – искрометные и отточенные рубаи. Саади Ширазский является одним из любимых авторов и в Персии, и во всем исламском мире. Слова Саади, чудного выразителя истинно персидского духа, – у всех на устах, как пословицы и крылатые изречения. Хафиз, «певец роз и соловьев», – самый знаменитый персидский поэт-лирик, оказавший значительное влияние и на европейскую, и на русскую литературу: от Гёте и Пушкина до поэтов Серебряного века. Его газели по изяществу отделки и художественности стиха считаются лучшими в персидской поэзии. … Далее18.
3
поднять опустить Выдающийся персидский астроном, математик, физик и философ, Омар Хайям (1048–1131, годы жизни восстановлены по гороскопам и астрономическим таблицам) – автор знаменитых рубаи, прославляющих мудрость, любовь, красоту. Омар Хайям известен не только четверостишиями, но и многочисленными математическими трактатами, а также созданием солнечного календаря, до сих пор используемого в Иране. … Далее19.
2
поднять опустить Омар Хайям всем известный философ, математик и астроном. Однако больше всего во всем мире знамениты его четверостишия – рубаи, являясь для нас яркой страницей в культуре народов мира. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы, которые отличаются выразительной сжатостью и художественностью, глубоким элегическим чувством и метким, насмешливым остроумием. Современники Хайяма не без оснований наградили его почетными титулами «Доказательство Истины» и «Царь философов Запада и Востока». … Далее20.
1
поднять опустить Лучшие произведения выдающихся поэтов Востока Омара Хайяма и Хафиза. Любовные переживания, гедонические советы, философские и религиозные размышления, наставления в житейской мудрости – поэзия классического Востока покоряет разнообразием тем, глубокими эмоциями, яркими образами и оригинальными афоризмами. … Далее
Комментарии:
Книги Омар Хайям читать онлайн бесплатно
Родился: 18 мая 1048 г. , Нишапур
Умер: 4 декабря 1131 г., Нишапур
Уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков. Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова: Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек. В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником. Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике. В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе главного шахского визиря Низам ал-Мулка Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, намного более точный, чем Григорианский. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу. О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта. Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, сделал завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер. Также есть свидетельство о последних годах жизни поэта, оставленное автором «Четырёх бесед»: В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им. Во время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустых слов. Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его могилу. Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей сад, увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами. И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, Святой и Всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!
Автор Хайям Омар — Страница 1
Поэзия Омара Хайяма — это живительный бальзам для души, в ней кладезь мудрых мыслей и обилие красочных описаний. Дошедшие до наших дней четверостишия великого поэта сочетают в себе лаконичность, простоту, запоминающиеся образы и предельную глубину философской мысли.
Коротко об авторе
Омар Хайям (полное имя Омар ибн Ибрахим Нишапури) родился в 1048 году в городе Нишапури, ныне принадлежащий Ирану, в семье палаточника. В наши дни Омара назвали бы вундеркиндом. С 8 лет он постигал такие сложные науки, как математику, астрономию, философию.
Повзрослеть ему пришлось рано. Когда юноше исполнилось 16 лет, у него умер отец. Омар продал всё движимое и недвижимое имущество и отправился в Самарканд, культурную и научную столицу того времени.
Там он сделался учеником известного медресе, но его глубокие знания и понимание глубоких жизненных истин вскоре поспособствовали тому, что он сам стал учителем.
Омар получил в Самарканде образование, позволяющее ему заниматься медицинской практикой, но эта специальность его мало интересовала. Он тяготел к точным наукам. К сожалению, Хайям рос в смутные времена. Многих учёных убили сельджуки, завоевавшие большую часть Средней Азии.
Поэт с сожалением писал, что истинные учёные погибли, а вместо них остались люди, выдающие себя за мудрецов. Ложь была ненавистна Хайяму, он всегда говорил людям правду в лицо, обличая невежество, за что подвергался со стороны лжеучёных критике, насмешкам и оскорблениям.
Из-за этого, а также потому что учёным полагалось путешествовать, он никогда не задерживался в одном городе надолго. Также беспрерывные войны препятствовали ему всецело заняться своим любимым делом, совершенствованием знаний.
В городе Бухаре он прожил десять лет. За это время Хайям написал фундаментальные труды по математике. В возрасте 26 лет Омар Хайям стал духовным наставником сельджукского султана Мелик-шаха I.
Через несколько лет по протекции шахского визиря он стал заведовать дворцовой обсерваторией. Занявшись астрономией, он не бросал писать труды по математике. Самые знаменитые достижения учёного:
- Разработка более точного солнечного календаря.
- Составил астрономические таблицы, включающие звёздный каталог.
- Написал комментарии к книге Евклида.
- Сочинил «Рубаи»» и многое другое.
После того как его покровители в сельджукском дворце были казнены, его самого обвинили в еретических взглядах. Омару Хайяму пришлось оттуда уйти. Умер поэт и великий учёный в возрасте 83 лет в 1131 году.
Омар Хайям — биография, список книг, отзывы читателей
дата рождения: 18 мая 1048 г.
место рождения: Нишапур, Сельджукский султанат
дата смерти: 4 декабря 1131 г.
Биография писателя
Уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави).
Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире. Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог. Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулька, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бейхаки, ссылающегося на слова зятя поэта:
«Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.»
Омар Хайям классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного (по сравнению с европейским) календаря, который официально использовался с XI века.
При жизни Хайям был известен исключительно как выдающийся учёный. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании. С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший росло в геометрической прогрессии и к XX веку превысило 5000. Очевидно, свои сочинения приписывали Хайяму все те, кто опасался преследований за вольнодумство и богохульство. Точно установить, какие из них действительно принадлежат Хайяму (если он вообще сочинял стихи), практически невозможно. Некоторые исследователи считают возможным авторство Хайяма в отношении 300—500 рубаи.
Долгое время Омар Хайям был забыт. По счастливой случайности тетрадь с его стихами попала в викторианскую эпоху в руки английского поэта Эдварда Фицджеральда, который перевёл многие рубаи сначала на латынь, а потом на английский. В начале XX века рубаи в весьма вольном и оригинальном переложении Фицджеральда стали едва ли не самым популярным произведением викторианской поэзии. Всемирная известность Омара Хайяма как глашатая гедонизма, отрицающего посмертное воздаяние, пробудила интерес и к его научным достижениям, которые были открыты заново и переосознаны. Первым стал переводить Омара Хайяма на русский язык В. Л. Величко (1891).
Хотя прижизненных изображений Омара Хайяма не сохранилось и его облик неизвестен, памятники поэту были установлены во многих персоязычных странах и за их пределами (например, в Душанбе, Ашхабаде, Бухаресте). В 1935 году азербайджанский писатель Гусейн Джавид написал пьесу «Хайям», посвящённую Омару Хайяму.
Цитаты из книг автора
Четверостишия •Мир я сравнил бы с шахматной доской:То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой -Подвигают, притиснут, — и побили…И в темный ящик сунут на покой.Рубаи •«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай — не круги во дворе мирозданья, Ад и рай — это две половины души.
Рубаи •В детстве ходим за истиной к учителям,После — ходят за истиной к нашим дверям. Где же истина? Мы появились из капли,Станем — ветром, Вот смысл этой сказки, Хайям!
Рубаи •Если низменной похоти станешь рабом -Будешь в старости пуст, как покинутый дом,Оглянись на себя и подумай о том,Кто ты есть, где ты есть и — куда же потом?
Рубаи •Даже самые светлые в мире умыНе смогли разогнать окружающей тьмы,Рассказали нам несколько сказочек на ночь -И отправились, мудрые, спать, как и мы.
стихи, цитаты, афоризмы и высказывания, краткая биография и интересные истории из жизни
Творчество великого восточного поэта и философа Омара Хайяма завораживает своей глубиной. Его биография загадочна, полна тайн. Образ самого поэта овеян разными легендами. Его мудрость дошла к нам через века, запечатленная в поэзии. Эти произведения были переведены на многие языки. Творчество и произведения Омара Хайяма будут рассмотрены в статье.
Детство и юность
Имя знаменитого ученого, персидского, таджикского поэта и философа, известного всем как Омар Хайям, не сходит с уст людей и нашего времени. Родился величайший ученый и философ Востока в городе Нишапур, который в настоящее время находится на территории Ирана. Это событие датировано 1048 годом. Умер великий философ в том же городе в 1131 году.
О его семье известно немного. Фамилия Хайям означает «палаточный мастер». Предположительно, такая профессия была у его отца или деда. По некоторым данным, у него была младшая сестра Аиша.
Известно, что в возрасте двенадцати лет мальчик поступил в медресе Нишапура. Здесь он прилежно изучал математику, астрономию и философию. Позже будущий поэт учился в медресе Балха, Самарканда и Бухары. Благодаря своей выдающейся памяти и неуклонному стремлению к знаниям к семнадцати годам молодой человек с отличием окончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив звание хакима (врача).
Однако медицина для него не стала главным увлечением. Значительно больше ученого интересовали такие дисциплины, как математика, астрономия и философия. Лучшие произведения Омара Хайяма сегодня включены в школьную программу по литературе.
Молодые годы
На долю молодого ученого выпало немало испытаний. Его родители умерли во время одной из бесчисленных эпидемий, уносивших большое число человеческих жизней в эпоху средневековья.
После завершения курса обучения юный поэт перебрался в Самарканд, где устроился работать учителем. За эту работу платили мало, однако она давала возможность кое-как сводить концы с концами. При этом философ получил возможность заниматься любимым делом – наукой.
Именно в Самарканде была завершена работа над трактатом «О доказательствах задач алгебры и адмукабалы». Позже список произведений Омара Хайяма пополнили научные работы «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» и «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле». Они характеризуют автора как выдающегося ученого своего времени.
Карьера при дворе
В период пребывания ученого в Самарканде он пользовался расположением и поддержкой главного судьи этого города. Затем он смог завоевать расположение и бухарского хана.
Помимо занятий «серьезными» науками, он увлекался кулинарией – учился готовить, собирал и совершенствовал старинные рецепты. В 1074 году будущего великого поэта пригласили в Исфахан в качестве придворного надима султана Мелик-шаха.
В течение последующего десятилетия ученый служил при дворе организатором пышных приемов, придумывал для шаха рецепты новых кушаний. Свои знания ученый умело применял, создавая новые труды. Так, он разработал специальные таблицы астрологического питания, в которых подробно указал, как и чем должны питаться различные знаки зодиака.
Этими таблицами по сей день пользуются многие астрологи на Востоке. Также они интересны и для современной науки. Астрологи всего мира ныне черпают свои знания в древних текстах.
Вклад в развитие астрономии
Помимо своей гастрономической деятельности, ученый выполнял при дворе обязанности астронома. Шах поручил ему руководить строительством астрономической обсерватории. Позже ученому было доверено возглавить это творение инженерной мысли.
Мелик-шах создал особую комиссию в целях упорядочения существующего календаря, которую возглавил Хайям. Под его непосредственным руководством в рамках этой комиссии был разработан календарь высочайшей точности. Этот документ дает погрешность в одни сутки за пять тысяч лет, в то время, как современный календарь, которым мы пользуемся, дает такую погрешность за 3333 года.
Смена руководящих постов в Исфахане привела к закрытию обсерватории. Ученый перебрался в Бухару, где продолжал заниматься научной работой и одновременно врачебной практикой.
В 1097 году из-под его пера выходит уникальный трактат, написанный на языке фарси «О всеобщности бытия». Философские произведения Омара Хайяма характеризуют его как последовательного сторонника Аристотеля и Ибн Сины. Однако мировую известность ему принесли отнюдь не научные труды.
Рубаи
В список произведений Омара Хайяма, которые принесли ему мировую славу, вошли его четверостишия – рубаи. Исследователи его творчества так и не смогли точно установить, какие из приписываемых поэту трудов действительно вышли из-под его пера. Более или менее твердо можно быть уверенными в 66 рубаи, которые дошли до нас в наиболее древних списках.
Произведения великого поэта и философа разительно отличаются от традиционного персидского стихотворного творчества. Его четверостишия, меткие и точные, как укус змеи, начисто лишены вычурности образов, каких-либо «красивостей». Лучшие стихи Омара Хайяма являются четким и недвусмысленным отражением его философских взглядов на жизнь, общество, религию и отношения между людьми.
Философский смысл рубаи
Смысл стихов Омара Хайяма четко очерчен традиционными символами. Так, например, трава произрастает из праха тех, кто покинул этот мир. Она символизирует вечный процесс перерождения материи.
Гончар в мастерской также является особым образом. Кувшины, которые он делает, символизируют взаимоотношения между творцом, миром и индивидом. Культ вина также не случаен. Так поэт прославляет гуляку-вольнодумца, благодаря которому поэт резко противопоставляет себя официальным религиозным догмам, господствующим в обществе.
Последние годы жизни
Разумеется, такие высказывания Омара Хайяма, мягко говоря, не одобрялись ни светскими, ни, тем более, церковными властями. За них можно было поплатиться жизнью. Чтобы как-то обезопасить себя, поэт совершил паломничество в Мекку, которое должно было убедить недовольных в том, что он раскаялся.
Однако власти вряд ли поверили в искренность действий ученого, поэта и вольнодумца. Последние годы жизни великого философа, величайшего человека своего времени, прошли уединенно. Он сторонился людей, среди которых всегда мог оказаться шпион или наемный убийца. Известно, что свои последние часы он провел за чтением «Книги Исцеления» знаменитого Авиценны (Ибн Сины), затем отложил ее, произнес последнюю молитву и умер.
Стилистика поэзии
Произведения поэта отличаются предельно емким и лаконичным стилем, позволяющим в сжатой форме четверостишия уместить такой объем философских мыслей, которых хватило бы на целый научный трактат. Короткие стихи Омара Хайяма отличаются чеканным, гибким ритмом и простотой изобразительных средств.
Краткость и естественность – вот, пожалуй, главные достоинства поэзии ученого и философа, делающие ее простой и доступной для восприятия самых широких читательских масс. Каждый человек найдет в этих чеканных строчках что-то, заставляющее его душу откликнуться на призыв поэта, воспринять его мудрость, а сердце – забиться в одном ритме с бессмертными стихами.
Основные идеи
Ценность человеческой жизни, свобода как неотъемлемое право личности, страстное бичевание ханжества и лицемерия – вот основные идеи произведений великого автора. В средневековой персидской и таджикской поэзии он, пожалуй, единственный, в чьих стихах лирический герой выступает как автономная личность, независимая от Бога и земных владык.
Герой этот, бунтарь и противник насилия, подвергает сомнению религиозные устои, и божественно-разумное устройство мира. Высказывания деятеля науки и искусства ставят его в один ряд с европейскими философами-гуманистами XVIII века.
О бренности человеческой жизни
Все религиозные и философские учения того времени проповедуют ценность вечной жизни после смерти, наполненной чередой нескончаемых наслаждений. Они противопоставляют ее жизни земной, в которой человек обязан трудиться и страдать.
Рассуждения о бренности бытия присутствуют во многих произведениях восточного поэта. Однако он тут же противоречит самому себе, продолжая ценить и любить реальную жизнь. Поэт призывает наслаждаться каждым ее неповторимым мгновением, несмотря на все ее несовершенство.
О любви и дружбе
Возможно, именно поэтому Омар Хайям лучшее наслаждение в жизни связывал с дружбой и любовью. Очень многие рубаи поэта посвящены именно этой теме.
Наслаждайся жизнью, целуй красавиц, будь счастлив здесь и сейчас, ведь неизвестно, что ждет тебя потом. Земное счастье мимолетно, почувствуй бесценность каждого мига, проведенного в объятиях возлюбленной. Это главные призывы к человеку, которые делает в своем творчестве автор.
Любовь служит украшением жизни. Дружба наполняет ее высоким смыслом. Умение ценить дружбу, уважать врагов, правильно выбирать тех, кто достоин называться другом, не впускать в свою душу человека низкого и подлого – залог того, что жизнь будет наполнена смыслом и не пройдет впустую. В этом заключается главная житейская мудрость творчества восточного поэта и философа.
Афоризмы
Четкость, лаконичность, ясность мысли и простота формы превращают практически, все стихотворения в афоризмы Омара Хайяма. Каждое его четверостишие — суть, уравнение, стремящееся к точной формуле, а, следовательно – к совершенству.
Недаром творчество известнейшего восточного поэта актуально и по сей день. Им не только восхищаются, его цитируют, используя меткие, емкие высказывания для выражения своего отношения к жизни в целом и к отдельным ее проявлениям. Пожалуй, он единственный поэт из прошлого, стихи которого продолжают быть актуальными и востребованными в современном мире.
Однако следует признать, что не все растиражированные в различных источниках цитаты, приписываемые этому знаменитому и по сей день автору, принадлежат его перу. Ко многим из них средневековый поэт не имеет никакого отношения. Но это уже специфические особенности современного информационного поля.
Значение произведений
Являясь всесторонне одаренной, многогранной творческой личностью, представленный автор оставил потомкам бесценное творческое наследие. Неоценим его вклад в науку в качестве математика, астронома и философа. А его поэтический талант в сочетании с ясностью философской мысли дал поистине драгоценный сплав в виде бессмертных четверостиший, представляющий поистине уникальный феномен в мировом культурном наследии. Творчество великого ученого и поэта – пришедший к нам из глубины веков бесценный дар. Это не мертвые строки забытого прошлого, но источник мудрости, востребованный и в наши дни.
Рассмотрев в общих чертах произведения Омара Хайяма, можно сказать, что они не теряют своей актуальности в течение многих веков. Это поистине гениальные произведения, которые обращаются к самым истокам человеческой личности, к ее стремлениям и отношению к жизни. Именно благодаря своей искренности и правдивости эти древние строки актуальны и по сей день.
Омар Хайям — Биография, факты и изображения
Жил 1048 — 1131.
В 1072 году нашей эры Омар Хайям зафиксировал самую точную из когда-либо рассчитанных значений длины года — цифру, которая все еще достаточно точна для большинства целей в современном мире. Хайям был астрономом, астрологом, врачом, философом и математиком: он внес выдающийся вклад в алгебру. Его поэзия лучше известна на Западе, чем любой другой незападный поэт.
Сам человек остается загадкой.Различные биографы описали его как веселого агностика, любящего вино; шкаф зороастрийский; мусульманин-суфий; ортодоксальный мусульманин-суннит; и последователь древнегреческой философии. Все согласны с тем, что он был выдающимся интеллектуалом.
Объявления
Начало
Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в большом торговом городе Нишапур на севере Персии. Сегодня город находится в Иране. Отцом Омара был Эбрагим Хайями, богатый врач. Имя матери Омара неизвестно.Некоторые авторы писали, что отец Омара зарабатывал на жизнь изготовлением палаток, потому что Хайями означает «производитель палаток». Однако, хотя многих англоговорящих зовут Смит, это не означает, что их отцы проводили дни, молотя раскаленный металл на наковальне.
Семья Омара была мусульманской. Его отец, кажется, относился к религии спокойно, наняв математика по имени Бахманьяр бин Марцбан, приверженца древней персидской религии зороастризма, для наставничества Омара. Бахманьяр был учеником великого врача, ученого и философа Авиценны и дал Омару всестороннее образование в области естественных наук, философии и математики.Хавджа аль-Анбари обучал Омара астрономии, руководя его через Альмагест Птолемея.
В юности Омар работал в хирургической клинике своего отца, изучая медицину.
Омар Хайям отпраздновал свое восемнадцатилетие в 1066 году. В том же году на небесах появилась комета Галлея, нормандская армия Вильгельма Завоевателя вторглась в Англию, а отец Омара Эбрагим умер. Через несколько месяцев после смерти Эбрагима умер наставник Омара Бахманьяр.
Это был конец эпохи в жизни Омара Хайяма.Пора было навести порядок в семье и двигаться дальше.
Самарканд
Омар Хайям присоединился к одному из обычных караванов, совершавших трехмесячный путь из Нишапура в великий город Самарканд, который сейчас находится в Узбекистане. Самарканд был центром науки, и Хайям прибыл туда, вероятно, в 1068 году, в возрасте 20 лет.
В Самарканде он встретился со старым другом своего отца Абу Тахиром, который был губернатором и главным судьей города. Тахир, заметив необычайный талант Хайяма в цифрах, дал ему работу в своем офисе.Вскоре Хайям получил работу в царской казне.
Живя в Самарканде, Хайям сделал большой шаг вперед в алгебре.
Вклад Омара Хайяма в науку
Алгебра
В средней школе мы узнаем об уравнениях вида ax 2 + bx + c = 0; они называются квадратными уравнениями. Кубические уравнения имеют вид ax 3 + bx 2 + cx + d = 0. Естественно, кубические уравнения решить сложнее, чем квадратичные.
Хайям правильно предположил, что невозможно решить кубические уравнения, используя традиционные древнегреческие геометрические инструменты линейки и циркуля.Требуются другие методы.
В возрасте 22 лет, в 1070 году, Хайям опубликовал одну из своих величайших работ: Трактат о демонстрации задач алгебры и балансировки . В нем он показал, что кубическое уравнение может иметь более одного решения. Он также показал, как пересечения конических секций, таких как параболы и окружности, могут быть использованы для получения геометрических решений кубических уравнений. Архимед фактически начал работу в этой области более тысячи лет назад
ХАЙЯМ, ОМАР xiii.Музыкальные произведения по мотивам — Энциклопедия Iranica
ХАЙЯМ, ОМАР
xiii. Музыкальные произведения на основе рубайят
Неизменная популярность стихов, составляющих Rubaiyat (robāʾiyāt) Омара Хайяма (ʿOmar ayyām), как в оригинальном персидском, так и в переводе, отражается в значительном количестве музыкальных произведений, вдохновленных этим произведением . Многие другие поэты также стимулировали создание музыкальных композиций: Шекспир был неизменным фаворитом композиторов на Западе, а другие поэты, в том числе многие поэты девятнадцатого века, такие как Альфред Лорд Теннисон (1809-92), часто перекладывали музыку ( Гуч и Тэтчер 1979, стр.509-629; 1982, стр. 43-177). Но, учитывая сравнительную краткость Rubaiyat , не более 110 стихов в самой длинной версии Эдварда Фитцджеральда (1809-83), примечательно, что более 150 композиторов использовали это единственное произведение как источник вдохновения (Мартин и Мейсон, 2007b).
Разнообразие музыки, созданной в ответ на Rubaiyat , значительно. Произведения включают современную популярную музыку, а также классическую музыку с конца 19 века.Большинство композиций включают либо установку слов из Rubaiyat , часто на английском языке и из одной из версий Фитцджеральда, либо параллельное повествование стихов. Но есть также партитуры из фильмов, оркестровые произведения и простые пьесы для фортепиано, а также джазовые сюиты и поп-пластинки (Coumans, стр. 2-4; Garrard, стр. 224-28). Хотя большая часть музыки происходит на Западе, особенно в Великобритании и США, есть произведения ряда композиторов из России, Средней Азии и Ближнего Востока, включая Иран.
В Иране существует давняя традиция декламирования или пения стихов крупных поэтов под музыкальное сопровождение (Во и др., Стр. 153-61; Яршатер, стр. 59-78). Газели Хафеза, Саади и Руми всегда были фаворитами в этом отношении. Что касается Rubaiyat , мы не знаем каких-либо конкретных артистов или выступлений, чья музыка для Rubaiyat была озвучена или записана в более ранние десятилетия 20-го века. Однако существует хорошо известная запись 1970-х годов, которая до сих пор доступна в Институте Махура, оригинального персидского текста с музыкой Ферейдуна Шахбазиана, декламацией Ахмада Шамлу (Шамлу) и вокалами Мохаммада-Рена Шаджариана (Шаджарян, РИСУНОК 1).Стихи из Rubaiyat также были включены, вместе с произведениями других крупных иранских поэтов, в «Ascension», сочинение доктора Камбиза Рошан-Равана, выпущенное на компакт-диске Technoor в 2002 году.
Влияние перевода Фитцджеральда . Интерес Запада к музыке для Rubaiyat возник в конце 19 века, когда перевод Фитцджеральда (впервые опубликованный в 1859 году) начал набирать популярность (Martin and Mason, 2007a, стр. 7-8). Самая ранняя известная постановка подборки этих стихов, ставшая очень популярной в начале 20 века, была написана известной английской певицей и композитором Лизой Леманн (1862-1918).В 1896 году она создала цикл песен «В персидском саду» для четырех солистов и фортепиано (РИСУНОК 2), используя тридцать один катрен из версий Фицджеральда Rubaiyat (Garrard, стр. 224-25). Некоторые песни в этом произведении стали очень известными, в частности песня под названием «Ах, луна моего восторга!», Которую спел американский тенор Марио Ланца (1921–1959) среди других. Вся работа также была записана, совсем недавно вокальным квартетом Cantabile, на компакт-диске, выпущенном Quattro Voci Records в 2000 году.
За постановкой стихов из « Rubaiyat » Фицджеральда Фицджеральда последовал постоянный поток произведений других композиторов. Практически каждый год с 1900 по 1940 год те или иные работы, основанные на Rubaiyat , производились в Соединенных Штатах или Европе (Martin and Mason, 2007b). Многие композиции представляли собой простые настройки одного или нескольких куплетов для голоса (ов) в сопровождении фортепиано или камерного ансамбля. Некоторые из этих произведений относятся к разряду народных баллад или баллад, которые пользовались большим спросом в первые годы 20 века.Другие больше похожи на «художественную песню» (Northcote, стр. 96-97). В их число входят произведения таких композиторов, как Роджер Квилтер (1877-1953), который написал постановку стихов из Rubaiyat для голосов без сопровождения в 1902 году. Вивиан Эллис (1904-1996), английский композитор мюзиклов, поставила три песни из Rubaiyat для голоса и фортепиано в 1921 году. Некоторые музыканты из остальной Европы также активно работали в этой области; например, французский композитор Жан Крас (1879-1932) сочинил в 1925 году настройку из пяти четверостиший для голоса и фортепиано, а в Нидерландах примерно в 1916 году музыкант Виллем Смальт сделал настройку для хора a cappella. некоторые катрены в голландском переводе П.К. Бутенс.
Не все произведения, основанные на Rubaiyat в первой половине 20 века, были мелкими. Вероятно, самое известное крупномасштабное произведение этого периода — композиция сэра Грэнвилла Бантока «Омар Хайям» для солистов, хора и оркестра. Банток (1868-1946; РИСУНОК 3) был английским композитором и дирижером, большинство произведений которого представляли собой содержательные композиции, и его «Омар Хайям» не исключение. Это произведение состоит из трех частей, устанавливая все 101 катрен из пятого издания Фитцджеральда, и длится оно почти 3 часа (РИСУНОК 4).Банток сочинил «ораторию» в период 1906–09 годов, и впервые она была исполнена в этот период отдельными частями под дирижированием композитора (Форман, стр. 10–11). Полное собрание сочинений транслировалось и записывалось несколько раз в Великобритании; Самая последняя запись сделана в 2007 году компанией Chandos с Симфоническим хором и оркестром BBC под управлением Вернона Хэндли.
Ограниченное количество других композиторов написали оркестровые произведения на основе Rubaiyat в годы перед Второй мировой войной.Американец Артур Фут (1853–1937) в 1912 году создал оркестровую сюиту «Четыре пьесы по мотивам Rubaiyat Омара Хайяма», основанную на более раннем произведении для голоса и фортепиано. Чарльзу Кэдману (1881-1946), другому американцу, было поручено создать музыку к немому фильму об Омаре Хайяме, который, наконец, был выпущен как «Клятва любовника» в 1925 году. Музыка Кэдмана для оркестра была опубликована как «Восточная рапсодия» в 1921 году. В 1917 году Генри Хаусли (1851–1925) опубликовал кантату для солистов, хора и оркестра под названием «Омар Хайям».Чуть позже, в 1924 году, швейцарский композитор Роберт Блюм (1900–1994) дал свою первую симфонию с солистом-баритоном под названием «Омар Хайям». Большинство этих произведений сейчас, кажется, исчезли из исполнительского репертуара. Но сюита Артура Фута была включена в отчет, выпущенный Библиотекой Конгресса США в 1980-х годах.
Мировой интерес к современности . Rubaiyat Составы на основе из других стран, кроме Великобритании или США, были относительно немногочисленны до первой мировой войны.Они постепенно увеличивались в межвоенные годы, особенно во второй половине 20-го века (Martin and Mason, 2007b). В этот период были созданы сеттинги из рубайят стихов на языках от голландского до русского и от финского до португальского. Узбекский музыкант Фирус Бачор (р. 1942) в 90-е годы написал оперу на тему Омара Хайяма. Также был регулярный поток композиций с использованием стихов Фитцджеральда на английском языке. Многие поп-музыканты из разных стран черпали вдохновение в Rubaiyat , в то время как Хайям и Фитцджеральд оказали влияние как на зарождающиеся секторы мировой музыки, так и на музыку, используемую в западных исследованиях мистицизма, основанного на восточной мысли.
Более классические форматы настроек песен остались наиболее распространенными формами композиции. Некоторые из главных имен современных композиторов вложили в музыку слова из рубайят. Алан Ованнес (1911–2000) в 1975 году создал для рассказчика и оркестра крупное произведение « Рубайят , Музыкальное урегулирование», которое было дважды записано. Поля Хиндемита (1895-1963) в 1945 году из двух катренов на английском языке для «а капелла» голосов были включены в запись 1998 года.В 1959 году стих из Rubaiyat в его персидском оригинале был включен в композицию «Strophes» Кшиштофа Пендерецкого (р. 1933). Это тоже было записано впоследствии. Голландский композитор Лекс ван Делден (1919-1988) получил музыкальную премию города Амстердам в 1948 году за свою кантату Rubaiyat , постановку для сольных голосов, хора, двух фортепиано и ударных.
Еще два фильма об Омаре Хайяме имеют оригинальные музыкальные партитуры. Музыка к первому из этих фильмов «Жизнь, любовь и приключения Омара Хайяма», в котором Корнел Уайлд снялся в главной роли и появился в 1957 году, стала последней музыкой к фильму, написанной американским композитором Виктором Янгом (1899–1956).Фильм с музыкой записан на видео. Совсем недавно в 2005 году был выпущен фильм «Хранитель: легенда об Омаре Хайяме», музыку которого в основном исполнял Элтон (Фаррох) Ахи. Полное собрание сочинения доступно на DVD.
Влияние Rubaiyat также можно увидеть в диапазоне современной поп-музыки, включая джаз, фолк, соул и рок-н-ролл. Ключевые имена, которые были задокументированы Кумансом (стр. 3-4): джазовый музыкант, Дороти Эшби; американский фолк-певец Вуди Гатри; соул-музыканты Аллан Туссен и Уилли Харпер.Певец рок-н-ролла Ван Моррисон включил упоминание Омара Хайяма в один из своих записанных текстов (Rave on John Donne). Совсем недавно тексты из Rubaiyat были идентифицированы в произведениях таких поп-художников, как Coldcut, In the Nursery и Дэвид Олни, в то время как Rubaiyat Дороти Эшби был переиздан на компакт-диске Dusty Groove America в 2007 году (РИСУНОК 5 ). Заглянув дальше, египетский певец Ом Колтум (1904-75, Omm Kolṯum) исполнял и записывал песни на арабском языке на основе Rubaiyat (Garrard, стр.227). В области мировой музыки итальянская группа Milagro Acustico и французская группа под руководством Абеда Азри объединили по рубайят текстов на разных языках с восточными и западными инструментами. В 2002 году американо-иранская группа Axiom of Choice выпустила вокально-инструментальную запись под названием «Трансглобальное исследование мистического видения Омара Хайяма». Это последовало за выпуском в середине 1990-х годов двух компакт-дисков компанией Clarity Sound and Light с инструментальной музыкой Дж.Дональд Уолтерс, вдохновленный моделью Rubaiyat ; одна запись описывается как «персидская фантазия для ситара и таблы», другая — «музыкальное путешествие во внутренний мир мистической любовной поэмы Омара Хайяма».
Ясно, что имя Омара Хайяма и его Рубайят живет в 21 веке благодаря этим музыкальным формам, а также благодаря продолжающейся публикации стихотворения в виде книги (Мартин и Мейсон, 2007a, стр. 29- 30). Некоторые музыкальные интерпретации, относящиеся как к более ранним периодам, так и к современности, могут не очень точно резонировать с оригинальными персидскими стихами или их первоначальным мировоззрением.Но существование музыки на основе Rubaiyat и, в частности, запись и распространение такой музыки по всему миру, привело к тому, что средневековый персидский поэт и его переводчик с викторианского английского языка узнали о средневековом персидском поэте и его переводчике с викторианского английского языка гораздо более широкой аудитории, чем это могло бы быть иначе. дело.
Библиография:
Дж. Куманс, «Омар Хайям: мастер шоу» (сама статья на голландском языке) в Omariana, Bulletin van het Nederlands Omar Khayyam Genootschap 4/1, Voorjaar 2001, также доступно в Интернете (поиск по: Coumans ).
J. Во время и др., Искусство персидской музыки , Вашингтон, округ Колумбия, 1991.
Л. Форман, Банток, «Омар Хайям», в «Вернон Хэндли, дирижирует Омара Хайяма Бантока», Chandos 2007, буклет к компакт-дискам CHSA 5051 (3).
G. Garrard, Книга стихов: Биография Рубайят Омара Хайяма , Страуд, Великобритания, 2007.
Б. Н. С. Гуч и Д. С. Тэтчер, Музыкальные настройки ранней и средней викторианской литературы: каталог , Нью-Йорк и Лондон, 1979.
Б. Н. С. Гуч и Д. С. Тэтчер, Музыкальные установки британской романтической литературы: Каталог , 2 тома, Нью-Йорк и Лондон, 1982.
В. Х. Мартин и С. Мейсон, Искусство Омара Хайяма: иллюстрация Рубайят Фитцджеральда, Лондон, 2007a.
В. Х. Мартин и С. Мейсон, Музыка Рубаи Омара Хайяма , неопубликованная база данных, 2007b.
С. Норткот, Берд — Бриттен: обзор английской песни , Лондон, 1966.
С. Сэди и Дж. Тиррелл, ред., Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув , 2-е изд., Лондон, 2001; доступный в Интернете (по подписке) на Grove Music Online, www.grovemusic.com.
Э. Яршатер, «Сходство между персидской поэзией и музыкой», в изд. П. Челковски, изд. «Исследования в области искусства и литературы Ближнего Востока» в честь Ричарда Эттингхаузена. , Нью-Йорк, 1974, стр. 59-78.
(Уильям Х. Мартин и Сандра Мейсон)
Первоначально опубликовано: 15 июля 2009 г.
Последнее обновление: 15 июля 2009 г.
Процитируйте эту запись:Уильям Х.Мартин и Сандра Мейсон, «ХАЙЯМ, ОМАР xiii. Музыкальные произведения на основе The Rubaiyat, ” Encyclopædia Iranica , онлайн-издание, 2009 г., доступно по адресу: http://www.iranicaonline.org/articles/khayyam-omar-musical-works-rubaiyat (доступ на 15 июля 2009 г.).
Формат | URL | Размер | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Прочитать эту книгу онлайн: HTML | https: // www.gutenberg.org/files/246/246-h/246-h.htm | 105 Кбайт | ||||
EPUB (с изображениями) | https://www.gutenberg.org/ebooks/246.epub.images | 92 Кбайт | ||||
EPUB (нет изображений) | https://www.gutenberg.org/ebooks/246.epub.noimages | 92 Кбайт | ||||
Kindle (с изображениями) | https: // www.gutenberg.org/ebooks/246.kindle.images | 369 Кбайт | ||||
Kindle (нет изображений) | https://www.gutenberg.org/ebooks/246.kindle.noimages | 369 Кбайт | ||||
Обычный текст UTF-8 | https://www.gutenberg.org/ebooks/246.txt.utf-8 | 88 Кбайт | ||||
Другие файлы… | https: // www.gutenberg.org/files/246/ |
Омар Хайям — Стихи известного поэта
Умар Хайям родился 18 мая 1048 года в Нишапуре, Иран. Он был выдающимся математиком и астрономом. Он написал несколько работ, в том числе «Проблемы арифметики», книгу по музыке и книгу по алгебре, все до того, как ему исполнилось 25 лет.
В 1070 году он переехал в Самарканд в Узбекистане, который является одним из древнейших городов Средней Азии. Там Хайяма поддержал выдающийся юрист Самарканда Абу Тахир. Это позволило ему написать свой самый известный труд по алгебре — Трактат о демонстрации проблем алгебры. br>
Малик Шах, внук Тогрилбека, основателя династии Сельджуков, правил городом Исфаханом с 1073 года нашей эры. Его визирь Низам-уль-Мульк пригласил Хайяма в Исфахан для создания обсерватории. На работу в обсерваторию были приглашены и другие ведущие астрономы, и в течение 18 лет Хайям руководил учеными и создавал работы выдающегося качества. Это был мирный период, во время которого политическая ситуация позволяла Хайяму полностью посвятить себя своей научной работе.В это время Хайям руководил работой по составлению астрономических таблиц, а также внес свой вклад в реформу календаря в 1079 году. Хайям измерил продолжительность года как 365,24219858156 дней, теперь мы знаем, что длина года изменяется в шестом десятичном разряде по сравнению с человеком. продолжительность жизни. Кроме того, он очень точен. Для сравнения: в конце 19 века длина года составляла 365,242196 дней, а сегодня — 365,242190 дней.
За пределами математического мира Хайям наиболее известен благодаря популярному переводу Эдварда Фицджеральда в 1859 году почти 600 коротких четырехстрочных стихотворений Рубайят.Слава Хайяма как поэта заставила некоторых забыть о его научных достижениях, которые были гораздо более существенными. Версии форм и стихов, использованных в Рубаи, существовали в персидской литературе до Хайяма, и только около 120 стихов могут быть приписаны ему с уверенностью.
Умар Хайям умер 4 декабря 1131 года.
Библиография и источник изображений: Школа математики и статистики
Омар Хайям Факты и биография
Родился: 18 мая 1048 года в Нишапуре, Хорасан |
Умер: 4 декабря 1131 (в возрасте 83 лет) в Хорасане |
Национальность: Перс |
Известен за: Трактат о демонстрации проблем алгебры |
Омар Хайям был легендарным персидским математиком, астрономом и поэтом.В своей родной стране при жизни он был известен своими навыками в алгебре, но сегодня он известен в основном своими опубликованными литературными произведениями.
Ранняя жизнь Омара Хайяма
Омар Хайям родился в Нейшабуре в 1048 году. Он был сыном мастера по изготовлению палаток, и его формальное образование было направлено на математику и философию. Позже он отправится в то, что сейчас известно как современный Узбекистан, где сосредоточит свои усилия на алгебре.
В конце концов он опубликует интересный трактат, известный как Трактат о демонстрации проблем алгебры .Это будет его основополагающая работа, которая поможет ему завоевать репутацию блестящего математика. В основе этой работы лежало обсуждение роли кубических уравнений и того, как они связаны с алгеброй в целом.
В его раннем трактате по алгебре было много других интересных компонентов. Он углубился в тему извлечения кубиков и извлечения корней n-й степени для целых чисел, которые считаются произвольными.
Хайям и григорианский календарь
Работа, проделанная Омаром Хайямом в его изучении алгебры, помогла ему повысить репутацию во всей стране.В конце концов, его попросили отправиться в Исфахан по просьбе султана и поработать над реформированием текущего календаря. Чтобы помочь Хайяму выполнить эту задачу, была построена совершенно новая обсерватория. Конечным результатом стал календарь, названный календарем Джалали, который считается более точным, чем даже современный григорианский календарь.
Во время своего пребывания в этом регионе Хайям также представил свою теорию пропорции, а также создал уникальную теорию критического анализа параллелей, которая была детищем Евклида.
Достижения Хайяма
Работа Хайяма получила признание за пределами того полушария, в котором он жил. Его работа сильно повлияла на европейцев, что, в свою очередь, означало, что его ранние работы будут продолжать развиваться еще долго после его смерти.
Когда султан скончался, Хайям потерял единственного человека, который больше всего поддерживал его работу и учился. Он не соглашался с вдовой султана, и ситуация закончилась возвращением Хайяма в Медину.Однако это не было непродуктивным усилием. Находясь в этом районе, он служил придворным астрологом.
Письмо и философия
Как уже говорилось, Хайям стал более известен в западном мире как писатель и философ. Он писал запоминающиеся стихотворения с четырехстрочными стихами, известные как четверостишие, и они оказались юмористическими и интроспективными для тех, кто их читал. Его работа была глубокой и философской, что помогло ей получить большое признание.
Последние годы жизни Хайяма
В 1131 году Омар Хайям скончался в месте своего рождения, Нейшабур.Ему было около 83 лет, когда он скончался и оставил непреходящее наследие.
Омар Хайям Биография, жизнь, интересные факты
Детство и ранние годы
Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в торговом городе Нишапур на севере Персии. Среди ученых есть некоторые споры относительно профессии его отца. Одни считают, что он был врачом, другие — изготовителем палаток.
Образование
Омар Хайям обучался у наставников, включая Бахманьяра бин Марзбана и Хавджу аль-Анбари.Марцбан был математиком, последователем зороастризма. Его, в свою очередь, обучал один из крупнейших философов и ученых того времени, Авиценна. Аль-Анбари обучил Хайяма астрономии.
Основные достижения
Признанный учеными как один из великих математиков-новаторов, Омар Хайям оставил свой след своим вкладом в геометрии и алгебры . Он задокументировал продолжительность года в 1072 году.Сегодня он также хорошо известен своими стихами.
Рубайят Омара Хайяма было переведено на английский Эдвардом Фицджеральдом и опубликовано в 1859 году. Многие из его блеска подтверждают это знаменитое стихотворение. Т.С. Элиот и Артур Конан Дойл были поклонниками Хайяма.
В 1869 году в США был опубликован «Рубайят». Уолт Уитмен, известный американский поэт, присоединился к британской литературе, признав вклад Хайяма в литературу.
Карьера
После смерти отца Омар Хайям отправился в трехмесячное путешествие в город Самарканд , который сегодня входит в Узбекистан . Омар прибыл туда примерно в 1068 году двадцатилетним юношей. В то время город был местом больших знаний. Губернатором и главным судьей был Абу Тахир , друг семьи. Тахир быстро заметил математические способности Хайяма и нанял его. Затем Хайям работал в Казначействе, продолжая свои исследования в области алгебры.
Омар Хайям опубликовал Трактат о демонстрации проблем алгебры и равновесия в 1070 году нашей эры. Тем самым доказывается, что кубическое уравнение может иметь более одного решения. Он следовал шагам Архимеда , когда занимался проблемой нахождения отношения объема одной части сферы к другой. Ссылаясь на «Элементы» Евклида, он показал, что алгебра и геометрия связаны. В возрасте 22 лет Омар Хайям считался первоклассным математиком , и его репутация была надежной.
Омар Хайям затем переехал в Исфахан в 1073 году по приглашению султана Великой Сельджукской империи Малика Шаха и Низама аль-Мулька, его вазира. Он мог выбрать команду ученых, получал высокую зарплату и имел доступ к самым влиятельным людям. Именно в это время он работал над измерением длины года. Календарь, который он изготовил в 1079 году, использовался до 20 века.
Основные работы
Омар Хайям точно рассчитал длину года в 1072 году.
Награды и достижения
В знак признания его вклада в астрономию лунный кратер назван в честь Омара Хайяма .
Личная жизнь
Данных о жизни Омара Хайяма не так много.