Омар хайям о семейной жизни: Статусы про семью

Омар Хайям (биография)

Омар Хайям Нишапури ( عُمَر خَیّام نیشابوری‎; 18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131) —известный персидский философ, математик, астроном и поэт.

Омар Хайям разработал методы решений квадратных и кубических уравнений, дал определение алгебре как науке, рассмотрел вопросы, касающиеся иррациональных чисел. В астрономии он разработал солнечный календарь. Тот был точнее юлианского календаря и лёг в основу иранского календаря, который по сей день используется в Иране и Афганистане.

Этот удивительный человек почитается на Востоке как мудрец. Родился он в семье торговца в городе Нишапуре (670 км к востоку от Тегерана). В 16 лет потерял родителей. Они умерли от эпидемии. Юноша получил квалификацию врача и уехал в Самарканд. В те времена это был один из крупнейших научных центров мира. По прошествию нескольких лет молодой Омар переехал в Бухару. В этом городе он прожил 10 лет и написал много серьёзных работ по математике.

Затем для Хайяма наступил очень плодотворный 18-летний период. Он был приглашён в город Исфахан (340 км к югу от Тегерана). В то время это была столица могущественного сельджукского султаната. Во главе державы стоял Мелик-шах. Его главный визирь Низам аль-Мульк лично порекомендовал владыке взять в своё окружение молодого и умного мужчину, и очень скоро Омар стал духовным наставником грозного султана и возглавил дворцовую обсерваторию.



Именно на эти годы пришлись основные работы по астрономии и математике. Но, как следует из жизненной практики, счастье и благополучие редко длятся долго. В 1092 года Мелик-шах умер. За месяц до этого был убит исмаилитами Низам аль-Мульк. Уже немолодой учёный остался без покровителей.

Султаном был провозглашён сын почившего повелителя Махмуд. Но мальчику было всего 5 лет, поэтому всю власть сосредоточила в своих руках его мать Туркан-хатун. Для неё астрономия и математика были пустым звуком. Омара Хайяма понизили до должности лечащего врача, а за работу в обсерватории стали платить ничтожное жалование.

В 1097 году служба учёного при дворе закончилась. Столица была перенесена в город Мерв, и обсерватория в Хорасане потеряла своё главенствующее значение. Вскоре она была закрыта, и учёный оказался не у дел. В преддверии старости его выгнали на улицу, не дав никакого пенсионного содержания.

О дальнейшем периоде жизни выдающегося мудреца Востока известно очень мало. Есть информация, что Омар стал вольнодумцем. Служители ислама даже приравняли его к вероотступникам. Чтобы хоть как-то оправдаться в их глазах, пожилой учёный совершил паломничество в Мекку.


Последние годы жизни почтенный старец прожил в Нишапуре. Лишь изредка он посещал Балху и Бухару. Жил на те деньги, которые зарабатывал преподавательской деятельностью в медресе. Он регулярно встречался с различными философами и учёными. Те сами искали встречи, чтобы вступить с ним в научные диспуты. У старца было несколько учеников. Что же касается семейной жизни, то Омар Хайям ни разу не женился и не имел детей. Всю свою жизнь этот удивительный человек посвятил науке.

Умер великий учёный 4 декабря 1131 года. Прожил он долгую и интересную жизнь, но быстро был забыт потомками. Вспомнили о нём лишь в XIX веке, благодаря английскому поэту Эдварду Фицджеральду (1801-1883). Тот стал переводить четверостишия, так называемые рубаи, знаменитого учёного.

Помимо математики и астрономии тот увлекался лирической поэзией. Одной из её форм и являются рубаи – четверостишия. Они широко распространены на Востоке.

В них было столько мудрости и юмора, что они мгновенно стали пользоваться огромной популярностью. В 1934 году поклонники творчества выдающегося учёного и поэта воздвигли ему обелиск. Поставили его в Нишапуре возле мечети памяти почтенного имама Махрука. Ниже приведены наиболее известные и интересные четверостишия. Перевод с персидского сделан русским поэтом и переводчиком Германом Борисовичем Плисецким.

Кто жизнью бит, тот большего добьется.
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет!

Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.

Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И, если что не так — смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Холодной думай головой.
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернется непременно.

Учёные Ислама | Мусульманские ученые



Омар Хайям Полное имя – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури (род. в 1048 г. – ум. в 1123 г.). История человечества. Восток

Омар Хайям

Полное имя – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури (род. в 1048 г. – ум. в 1123 г.)

Выдающийся персидский и таджикский поэт, философ, математик, астроном, астролог и врач. Его всемирно известные философские четверостишия (рубаи) проникнуты жизнелюбием и духом свободы. В математических трудах Хайям дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно.

Большинству людей Омар Хайям известен как замечательный поэт, автор нескольких сотен коротких лирических четверостиший (рубаи). Но мало кто знает, что этот человек прославился еще и как ученый, сделавший несколько важнейших открытий в области астрономии, математики и физики. На богатом историческом материале исследователи давно доказали заслуги Омара Хайяма в этих областях знаний. На своей родине, в Иране, он с давних пор считается прославленным представителем персидской культуры в научной области. Стоит лишь упомянуть, что именно Хайям разработал самый совершенный в мире календарь («Малик-шахово летосчисление») – более точный, нежели ныне действующий григорианский, принятый в Европе в XVІ веке.

Однако главная заслуга Омара Хайяма перед человечеством – его бессмертные рубаи. Выдающийся ученый и философ своего времени остался в веках благодаря прославившим его четверостишиям о любви и дружбе, вине и винопитии, о поиске смысла жизни и еще о многом другом. Каждое четверостишие великого поэта – словно маленькая поэма. Хайям довел форму рубаи до совершенства, словно ювелир – драгоценный камень, и в этой области ему нет равных. В своих строках мудрец стремился осмыслить вечный круговорот быстротечной жизни, отстоять права человека на личное достоинство и на все доступные людям радости. Вместе с тем при всей широте кругозора он оставался сыном своего времени, высказывая подчас горькие сомнения относительно возможности познать и тем более – изменить несправедливо устроенный мир. Одна из постоянно волнующих поэта тем – быстротечность и невозвратность времени, уходящего в вечность «словно ветер в степи, словно в речке вода». И все же мудрый поэт рекомендует людям не скорбеть бесплодно в ожидании неотвратимых ударов рока, а «с толком истратить наличность», то есть успеть прожить жизнь в полную меру своих возможностей. Интересно, что Хайям, столь много сказавший о вине и винопитии, не был ни пьяницей, ни гулякой. Великому мудрецу, трудившемуся весь свой долгий век до последнего часа, едва ли могло прийти в голову предаваться праздным занятиям.

Родился Омар Хайям на северо-востоке Ирана, в древнем городе Нишапуре, в семье зажиточного ремесленника, быть может, старейшины цеха ткачей, изготовлявших ткани для шатров и палаток. Отца будущего поэта звали Ибрахим, но всему миру Омар ибн Ибрахим стал известен под прозвищем Хайям, которое происходит от слова «хайма» (шатер, палат ка). Очевидно, ремесло его предков было почетным. Можно предположить, что отец Омара Хайяма имел достаточные средства и не жалел их, чтобы дать сыну образование, соответствующее его блестящим способностям.

О молодых годах Хайяма почти нет сведений. В одних источниках указывается, что он учился в родном городе, в других говорится, что в ранней молодости жил в Балхе. Так или иначе, все свидетельства гласят о том, что в семнадцать лет Омар Хайям достиг глубоких знаний во всех областях философии, и указывают на его замечательные природные способности и память. В то время родной Хайяму Нишапур, расположенный в знаменитой древней культурной провинции Хорасан, был крупным торговым городом с населением в несколько сотен тысяч человек.

Один из главных культурных центров Ирана, он был знаменит своими богатыми библиотеками и школами – медресе. Большинство ученых склонны к тому, что Хайям начал свое образование именно в Нишапурском медресе, имевшем в то время славу аристократического учебного заведения, готовящего крупных чиновников для государственной службы, а затем продолжил его в Балхе и Самарканде. Юноша изучал математику, физику, философию и медицину; основательно проштудировал труды древнегреческих мыслителей в арабском переводе. Вскоре Омар Хайям обратил на себя внимание блестящими трактатами по математике.

К окончанию учебы относится, вероятно, первый опыт его самостоятельной научной работы в этой области. Первый трактат ученого до нас не дошел, однако имеются сведения о том, что назывался он «Проблемы арифметики». Указывается, что в этом трактате Хайям на базе более ранних работ индийских математиков, по сути дела, предложил метод решения уравнений, аналогичный методу Руффини-Горнера. Кроме того, в трактате, по всей видимости, содержалось правило разложения натуральной степени двучлена, то есть известная формула бинома Ньютона. Разумеется, пока рукопись «Проблем арифметики» не найдена, о ее содержании можно только догадываться, опираясь, прежде всего, на труды учеников и последователей Хайяма.

Первым дошедшим до нас сочинением Хайяма является небольшой алгебраический трактат, рукопись которого хранится в библиотеке Тегеранского университета. Рукопись не имеет заглавия, однако автор ее указан. Не вполне ясно, где и когда был написан этот труд. Он, по сути дела, предваряет более полный трактат по алгебре – следующую по времени работу Хайяма. Следует отметить, что во времена Хайяма ученый, не будучи человеком состоятельным, мог регулярно заниматься наукой только при дворе того или иного правителя, занимая одну из четырех должностей: секретаря (дабира), поэта, астролога или врача. Судьба ученого в этом случае в значительной степени зависела от милости или немилости правителя, его нрава и прихоти, от придворных интриг и дворцовых переворотов. В связи с этим судьба Хайяма во многом определяется чередой сменяющих друг друга покровителей, от которых ученый, несомненно, зависел, которых упоминал и благодарил в своих трудах.

Низами Арузи Самарканди в «Собрании редкостей» пишет: «Дабир, поэт, астролог и врач – суть ближние люди царя, и обойтись без них ему невозможно. На дабире – крепость правления, на поэте – вечная слава, на астрологе – благое устроение дел, на враче – здоровье телесное. И это – четыре тяжких дела и благородных науки из ветвей науки философии: дабирство и поэзия – из ветвей логики, астрология – ветвь математики и медицина – ветвь естествознания». Вместе с тем, было принято считать, что именно придворные ученые во многом обеспечивают правителю прочность власти и ее великолепие. Правители XІ века соперничали между собой в блеске своей свиты, переманивали друг у друга образованных царедворцев, а самые могущественные просто требовали передать их двору прославившихся ученых и поэтов.

По-видимому, первым из известных покровителей Хайяма был главный судья города Самарканда Абу Тахир Абд ар Рахман ибн Алак. Именно там, в Самарканде, обосновался молодой ученый Омар Хайям после того, как по каким-то неизвестным нам причинам покинул Хорасан.

Во введении к своему алгебраическому трактату «О доказательствах задач алгебры и амукабалы», написанному в Самарканде около 1069 г., Хайям рассказывает о своих невзгодах: «Я был лишен возможности систематически заниматься этим делом и даже не мог сосредоточиться на размышлении о нем из-за мешавших мне превратностей судьбы. Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась малочисленная, но многострадальная кучка людей. Суровости судьбы в эти времена препятствуют им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть из тех, кто в настоящее время имеет вид ученых, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и притворяясь знающими. Тот запас знаний, которым они обладают, они используют лишь для низменных плотских целей. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек». Далее Хайям пишет, что получил возможность написать эту книгу только благодаря покровительству «славного и несравненного господина, судьи судей имама господина Абу Тахира.
Его присутствие расширило мою грудь, его общество возвысило мою славу, мое дело выросло от его света и моя спина укрепилась от его щедрот и благодеяний. Благодаря моему приближению к его высокой резиденции я почувствовал себя обязанным восполнить то, что я потерял из-за превратностей судьбы, и кратко изложить то, что я изучил до мозга костей из философских вопросов. И я начал с перечисления этих видов алгебраических предложений, так как математические науки более всего заслуживают предпочтения».

После Абу Тахира Хайям пользовался покровительством бухарского хакана Шамс ал-Мулука. В источниках указывается, что правитель крайне возвеличивал Хайяма и даже сажал его с собой на свой трон. 1074 год был особо знаменательным в жизни Омара Хайяма: начался двадцатилетний период его особенно плодотворной научной деятельности, блестящей по достигнутым результатам. В этом году, вскоре после того как Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха, Хайям был приглашен в столицу огромного Сельджукского государства Исфахан ко двору Малик-шаха для руководства реформой иранского солнечного календаря.

Город Исфахан был в то время столицей мощной централизованной сельджукской державы, простиравшейся от Средиземного моря на западе до границ Китая на востоке, от Главного Кавказского хребта на севере до Персидского залива на юге. В эпоху султана Малик-шаха Исфахан расцвел, украсился нарядными архитектурными сооружениями. Малик-шах придал своему двору небывалое еще для иранских династий великолепие. Средневековые авторы красочно описывают роскошь дворцового убранства, пышные пиршества, царские забавы и охоты. При дворе султана был огромный штат придворных: оруженосцев, хранителей одежд, привратников, стражей и большая группа поэтов. Исфахан, славящийся ценнейшими собраниями рукописных книг, обладающий прочными культурными традициями (достаточно упомянуть, что значительную часть своей жизни провел в Исфахане гениальный Авиценна) становится в этот период активно действовавшим научным центром с влиятельной группой ученых. Итак, Омар Хайям был приглашен султаном Малик-шахом для строительства и управления дворцовой обсерваторией. Собрав у себя при дворе «лучших астрономов века», как об этом говорят источники, и выделив крупные денежные средства для приобретения самого совершенного оборудования, султан поставил перед Омаром Хайямом задачу – разработать новый календарь. Историк Ибн ал-Асир пишет: «…Для султана Малик-шаха была построена обсерватория, в ее создании участвовали лучшие астрономы Омар ибн Ибрахим ал-Хайями, Абу-л-Музаффар ал Исфазари, Маймун ибн Наджиб ал-Васити и другие. На создание обсерватории пошло очень много средств».

В течение пяти лет Омар Хайям вместе с группой астрономов вел научные наблюдения в обсерватории, и ими был разработан новый календарь, отличавшийся высокой степенью точности. Этот календарь, получивший название по имени заказавшего его султана «Малик-шахово летосчисление», имел в своей основе тридцатитрехлетний период, включавший восемь високосных годов. Календарь, предложенный Омаром Хайямом, был на семь секунд точнее ныне действующего григорианского календаря (разработанного в XVI в. ), где годовая ошибка составляет двадцать шесть секунд. Хайямовская календарная реформа с тридцатитрехлетним периодом оценивается современными учеными как замечательное открытие. По не вполне понятным причинам разработанный календарь так и не был внедрен. Сам Хайям пишет, что «время не дало возможности султану закончить это дело, и високос остался незаконченным». Смысл этого высказывания не ясен, поскольку имеются указания на то, что новый календарь был почти готов уже к марту 1079 г., а султан продолжал править до 1092 г.

Омар Хайям входил в ближайшую свиту Малик-шаха, то есть в число его надимов – советчиков, наперсников и компаньонов, и разумеется практиковал при царствующей особе как астролог. Слава его как астролога-прорицателя, наделенного особым даром ясновидения, была очень велика. Еще до появления его в Исфахане при дворе Малик-шаха знали о нем как о высшем авторитете среди астрологов.

В 1077 г. Хайям закончил свой замечательный математический труд «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида». В 1080 г. он написал философский «Трактат о бытии и долженствовании», а вскоре другое философское сочинение – «Ответ на три вопроса». Знаменитые на весь мир четверостишия также были созданы Омаром Хайямом, по предположению его биографов, в Исфахане, в пору расцвета его научного творчества и жизненного благополучия.

Двадцатилетний, относительно спокойный период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха оборвался в конце 1092 г., когда при невыясненных обстоятельствах султан скончался. За месяц до этого был убит его визир Низам ал-Мулк. Средневековые источники обвиняют исмаилитов в смерти этих двух покровителей Омара Хайяма. В то время Исфахан был одним из главных центров исмаилизма – религиозного антифеодального течения в мусульманских странах. В конце XI в. исмаилиты развернули активную террористическую деятельность против господствовавшей тюркской феодальной знати. Таинственны и страшны рассказы о жизни Исфахана в это время, когда действовали исмаилиты, с их тактикой мистификаций, переодеваний и перевоплощений, заманивания жертв, тайных убийств и хитроумных ловушек. Так, Низам ал-Мулк, как повествуют источники, был зарезан исмаилитом, проникшим к нему под личиной дервиша – странствующего мусульманского монаха, а Малик-шах – тайно отравлен.

Вдова Малик-шаха Туркан-хатун, опираясь на тюркскую гвардию («гулямов»), добилась провозглашения султаном пятилетнего сына Махмуда и стала фактической правительницей государства. Положение Омара Хайяма при дворе пошатнулось. Он продолжал еще некоторое время работать в обсерватории, однако уже не получал ни поддержки, ни прежнего содержания. Одновременно Хайям все так же исполнял при Туркан-хатун обязанности астролога и врача.

В 1097 г. придворная карьера Омара Хайяма закончилась. Исфахан после смерти Малик-шаха вскоре потерял свое положение царской резиденции и главного научного центра, столица вновь была перенесена в Хорасан, в город Мерв. Хайям предпринял попытку заинтересовать новых правителей в субсидировании обсерватории, написав «Наурузнаме» – книгу явно «популистского» характера об истории празднования Науруза, солнечного календаря и различных календарных реформ. Она полна различных неправдоподобных анекдотов, ненаучных примет, нравоучений, легенд и вымыслов. Увы, это не помогло – Исфаханская обсерватория пришла в запустение и была закрыта.

О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно так же мало, как и о его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям жил в Мерве. К его славе как выдающегося математика и астронома в эти годы прибавилась крамольная слава вероотступника. Ревнители ислама возмущались вольнодумством поэта и очевидным несоответствием его суждений канонам шариата. Отношения Хайяма с высшим духовенством резко ухудшились и приняли столь опасный для философа характер, что он вынужден был, в уже немолодые годы, совершить долгий и трудный путь паломничества в Мекку (хадж). Ал-Кифти в «Истории мудрецов» сообщает: «Когда же его современники очернили веру его и вывели наружу те тайны, которые он скрывал, он убоялся за свою кровь и схватил легонько поводья своего языка и пера и совершил хадж по причине боязни, не по причине богобоязни, и обнаружил тайны из тайн нечистых. Когда он прибыл в Багдад, поспешили к нему его единомышленники по части древней науки, но он преградил перед ними дверь преграждением раскаявшегося, а не товарища по пиршеству. И вернулся он из хаджа своего в свой город, посещая утром и вечером место поклонения и скрывая тайны свои, которые неизбежно откроются. Не было ему равного в астрономии и философии, в этих областях его приводили в пословицу; о если бы дарована была ему способность избегать неповиновения Богу!»

В какой-то момент Хайям возвратился в Нишапур, где прожил до последних дней жизни, лишь изредка покидая его для посещения Бухары или Балха. Ему к тому времени было, по-видимому, более 70 лет. Возможно, Хайям вел преподавание в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников. Он мало общался с людьми и дружил в эти годы только с книгой. По словам ал-Байхаки, в конце жизни Хайям «имел скверный характер», «был скуп в сочинении книг и преподавании». Историк Шахразури сообщает, что ученик Хайяма Абу-л-Хатим Музаффар ал-Исфа-зари «к ученикам и слушателям был приветлив и ласков в противоположность Хайяму». В «Доме радости» Табризи сообщается, что у Хайяма «никогда не было склонности к семейной жизни и он не оставил потомства. Все, что осталось от него, – это четверостишия и хорошо известные сочинения по философии на арабском и персидском языках».

Самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считается 1123 г., хотя некоторые дошедшие до нас источники дают противоречивые сведения на этот счет. Так, например, Низами Самарканди рассказывает о посещении им могилы Хайяма через четыре года после его смерти, из чего следует, что ученый умер в 1131–1132 гг.

Похоронили Омара Хайяма в саду персиковых и грушевых деревьев под Нишапуром. Могила его цела и в настоящее время. В 1934 г. на средства, собранные почитателями творчества Хайяма, над ней был воздвигнут обелиск. Ныне над могилой Омара Хайяма возвышается величественный надгробный памятник – одно из лучших мемориальных сооружений в современном Иране.

Творческое и научное наследие Омара Хайяма – это удивительное явление не только в истории культуры Востока, но и всего мира, хотя в Европе о поэзии великого мудреца узнали сравнительно недавно. Европейцам Хайям стал известен в 1859 г., когда его четверостишия были впервые опубликованы в переводе Эдварда Фитцджеральда. С начала XX в. имя Омара Хайяма стало появляться и на страницах русских изданий. Мудрец страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что было в его силах: постигал законы природы, вникал в тайны мироздания. Его поэтические раздумья о смысле жизни, о незащищенности человека перед беспощадным роком и быстротечным временем, о вечном очаровании бытия и всего необъятного мира позволяют каждому из нас найти нечто сокровенное и еще никем не высказанное. Горестные его сомнения, неизменно побеждаемые жизнелюбием и свободой духа, приходят к нам из далеких столетий и завоевывают на всех континентах планеты верных поклонников прославленного мудреца. Вот уже несколько веков люди не перестают восхищаться его талантом, остроумием и познаниями. Самое удивительное, что будучи необыкновенно разносторонним и мудрым человеком, Хайям-поэт мог мыслить как ученый, а Хайям-ученый видеть мир как поэт.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Омар, сын Хаттаба: «Так прими же Господа в сердце свое!»

Омар, сын Хаттаба: «Так прими же Господа в сердце свое!» И вот среди этой блокады и гонений племянник Абу Джахля, главного, наверное, врага Мухаммеда, принял ислам.Омар, сын Хаттаба, был не очень богатым человеком, но недюжинной силы и весьма простых и честных нравов. Как это

Брэдли Омар Нелсон

Брэдли Омар Нелсон (12.02.1893—08.04.1981) – американский генерал армии (1945)Омар Брэдли родился 12 февраля 1893 года в городке Кларк, штат Миссури, в небогатой семье. Брэдли был принят в Военную академию Вест-Пойнт, где учился на одном курсе с Дуайтом Эйзенхауэром. Этот выпуск

ТРАГЕДИЯ НА СТАНЦИИ ХАЙЯМ

ТРАГЕДИЯ НА СТАНЦИИ ХАЙЯМ 18 февраля 2004 года на одной из железнодорожных станций провинции Хорасан, на северо-востоке Ирана, сошел с путей и взорвался грузовой состав, который перевозил 17 вагонов серы, шесть цистерн бензина, семь вагонов удобрений и 10 вагонов хлопка.

7. Павел казнен, Омар убит. Писательский дар Павла и Омара

7. Павел казнен, Омар убит. Писательский дар Павла и Омара «После обращения, жизнь апостола Павла представляет собой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он неустанно совершал на всем громадном пространстве, от глубины Азии до столицы мира – Рима, и даже, по

8. Воинственный апостол Павел и воинственный халиф Омар

8. Воинственный апостол Павел и воинственный халиф Омар Павел считается ВОИНСТВУЮЩИМ АПОСТОЛОМ. В книге «Начало Ордынской Руси» мы показали, что апостол Павел описан в средневековых летописях эпохи XII–XIII веков также как известный Фульк Парижский, святой человек из

3.15. «Христос» у реки Ибрахим

3.15. «Христос» у реки Ибрахим В Библе самым популярным богом был Адонис. Страбон говорит, что Библ посвящен этому богу. Неподалеку от города показывали могилу Адониса. Его имя чисто семитское и означает «Господь» или «Мой господь». Так финикийцы обращались порой к богам,

Трагедия на станции Хайям

Трагедия на станции Хайям 18 февраля 2004 года на одной из железнодорожных станций провинции Хорасан, на северо-востоке Ирана, сошел с путей и взорвался грузовой состав, который перевозил 17 вагонов серы, шесть цистерн бензина, семь вагонов удобрений и 10 вагонов хлопка.

5.

6.2. Поэт и ученый Омар Хайям

5.6.2. Поэт и ученый Омар Хайям Старец позвал своих близких и учеников и составил завещание. Затем он не принимал ни пищи, ни питья. Он помолился и, стоя на коленях, сказал: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе

1123

1123 ГАРФ. Ф. 568. Оп. 1. Д. 175. Л. 10 (Ламздорф — послам в Париже, Лондоне, Берлине, Вене и т.д., 31 мая 1901 г.). Ламздорф использовал подобные аргументы в разговоре с немецким канцлером Бюловом в Ревеле (GP. В. 18/1. S.

* Баба-ханом называли персидского Фатх Али-шаха.

* Баба-ханом называли персидского Фатх Али-шаха. ____________________Между тем, ген.-майору Несветаеву понравились мои соображения, почему и послал он троицкий полк в Карабаг, на помощь находящимся там русским войскам. Полк, приходя в Гандзак, взял с собой полковника Карягина (5) с

1123

1123 См., напр., главу «UKK» (об «Урало-Кузнецком комбинате»): Just A. W. Mit Ilsebill freiwillig nach Sibirien. Berlin, 1932. S.

Десант Омар-Паши в 1855 г

Десант Омар-Паши в 1855 г В период Крымской войны, после взятия Севастополя, в октябре 1855 г. Османский халифат предпринимает восстановить свои права на Абхазию, у ее берегов появляются турецкие корабли под командованием сердер-экрема Омара-паши, который с армией высадился

Все об Омаре Хайяме (1048 — 1131)

Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в Нейшабур-Хорасане, который теперь официально известен как Иран. Он умер 4 декабря 1131 года в Нейшабуре. Его арабское имя было Гият ад-Дин Абу аль-Фатх Умар ибн Ибрахим ан-Нисабури аль-Хайями. Исламский ученый составил астрономические таблицы, помог составить календарь и открыл геометрический метод решения кубических уравнений путем деления параболы пополам на окружность. Его поэзия также очень известна во всем мире.

Разные биографы зафиксировали разные мнения о нем; одни говорят, что он был веселым человеком, а другие говорят, что он был любителем вина. Тем не менее, он внес большой вклад в науку, а также в математику.

Английские читатели знают его за его замечательную работу по переводу его собрания сотен рубаи на рубаи. Выдающийся учитель Хорасана обучал Омара наряду с другими детьми высшей добродетели. Он даже ездил в Бухару, где часто посещал знаменитую библиотеку Арк. Переехав в Самарканд около 1070 г., он составил свой знаменитый трактат по алгебре.

Ранние годы Омара Хайяма (1048-1131)

  • Омар родился в Нейшабуре Хорасане, где провел большую часть своей жизни

  • Омар и его семья были мусульманами; его отца звали Эбрагим Хайям. Имя его матери остается неизвестным

  • Омар в подростковом возрасте работал в хирургии своего отца, получая знания в области медицины

  • Учился под руководством шейха Мухаммада Мансури, а затем учился у имама Моваффака

  • Два других выдающихся ученика начали учиться у тех же преподавателей примерно в одно и то же время

  • Одним из них был Низам-уль-Мульк, который впоследствии стал визирем двух правителей Персидской империи. Другим был Хасан-и-Сабах, который впоследствии стал лидером ассасинов.

Какой вклад он внес в математику?

Он работал над «Трактатом о демонстрации задач алгебры», написанным в 1070 году, когда ему было всего 22 года.

Алгебра, которую преподают в средних школах по всему миру, — это произведения Омара Хайяма. Со временем его подхватил западный мир математики, его творческие, систематические методы решения кубических уравнений с помощью пересекающихся конических сечений. Он даже писал о треугольной матрице биномиальных коэффициентов, формально известной как треугольник Паскаля.

Важная часть книги посвящена популярному постулату Евклида о параллельности. Он также работал в области геометрии, в частности, над теорией пропорций. Это только доказывает, какой большой вклад он внес в математику.

Омар Хайям как астроном

Омар Хайям (1048 – 1131) – в биографии указано, что он тоже был астрономом. Омар Хайям был приглашен вместе с другими известными учеными Малик-шахом, султаном династии Сельджуков, для строительства обсерватории в 1073 году.

Позже он измерил продолжительность года с точностью до 365,24219858156 дней.

Он даже доказал публике, что Вселенная не движется вокруг света, и показал, что Земля вращается вокруг своей оси. Это привело к просмотру различных созвездий в течение ночи и дня.

Омар Хайям и его поэзия

Омар Хайям был наиболее известен своими стихами.

Он написал около тысячи четырехстрочных стихов. Он известен своими литературными произведениями. Англоязычным читателям он наиболее известен благодаря «Рубайяту Омара Хайяма», переведенному известным английским поэтом Эдвардом Фицджеральдом.

Омар Хайям Рубаи приобрел популярность примерно в 1860 году. Все его работы были обнаружены уже после этой смерти, до этого они оставались заброшенными. Сейчас его стихи всемирно известны.

Интересные факты об Омаре Хайяме (1048- 1131)

  • Хайям был известным учителем алгебры и геометрии

  • Будучи известным математиком, астрономом и поэтом, он внес большой вклад в развитие мира 9 0003

  • Есть еще один факт об Омаре Хайяме, что он также отвечал за свои измерения для разработки календаря Джалали

  • Создатель на Луне был назван в его честь в 1970

  • Он работал придворным астрологом

  • Он даже написал книгу под названием «Задачи арифметики», основанную на музыке и алгебре

  • Омар Хайям Рубайят был были известны, пока Эдвард Фитцджеральд не перевел их

  • «Хайям» переводится как «делающий десять», и считается, что он родился в семье изготовителей палаток. 17 стран с изображением, посвященным Омару Хайяму (1048–1131) и его величайшим достижениям.

Заключение

Он внес свой вклад в алгебру как математик. Как астроном он внес свой вклад в науку и литературу. Он написал свои прекрасные стихи под названием «Омар Хайям Рубаи». Его поэзия хорошо известна на Западе. Он был незаурядным и талантливым человеком. Люди становились его поклонниками, и даже солдаты брали с собой на поле боя миниатюрные копии Рубайята. Омар остается важной фигурой в современном Иране и во всем мире.

Факты об Омаре Хайяме говорят о том, что его философия так же известна, как и его стихи. Его стихи сосредоточены на том, что было реальным и что можно было узнать. Достижение Хайяма было великолепным. Омар Хайям даже нашел, что 1029983 дня составили 2820 лет. Его полная история до сих пор не известна миру; считается, что он был женат и имел по крайней мере одного ребенка. В возрасте 83 лет Омар Хайям скончался в своем родном городе Нишапуре 4 декабря 1131 года. Считается, что его похоронили в гробнице, а место он выбрал для фруктового сада. Хайямом восхищались на западе, а в Иране туристы отдают дань уважения великому поэту.

Биография Омара Хайяма

В понедельник утром 439 года хиджры в Нейшабуре родился гений, которым сегодня гордятся все иранцы. Этот гений не кто иной, как мудрец Омар Хайям.

Его отец, Ибрагим, в странном смятении. Потому что он никогда раньше не пробовал отцовства. Ибрагим привел домой пожилую акушерку, чтобы помочь жене с рождением ребенка. И он попросил Бога сохранить его жену и ребенка в безопасности. При этом повивальная бабка закричала: «То ли Мухаммед, то ли Мухаммад, Ибрагим и все жители Нейшабура знали, что если повивальная бабка упоминает имена пророков после рождения младенца, то ребенок должен быть мальчиком».

Мужчины и женщины из семьи и соседи, пришедшие посмотреть на жену и ребенка Авраама, первым делом спросили: Авраам, как ты назвал своего сына?

Ибрагим говорил: Я должен пойти к Руми Кази, чтобы он мог определить имя из Корана. После полуденной молитвы Ибрагим пошел к Руми Гази и после приветствия сказал: «Бог дал мне сына, и поэтому я пришел к тебе, чтобы усердно работать и выбрать имя из Корана. Руми выбрал имя Умар из Корана для сына Ибрахима.

Ибрагим тоже радостно поблагодарил Руми и пошел домой. Омар родился в семье среднего достатка, постепенно знакомясь с жизнью людей. Он присутствовал на траурных и свадебных церемониях и религиозных церемониях. Иногда он ходил посмотреть на работу отца и его умение шить палатки. Омар имел крепкое телосложение и был очень тихим. Он не любил обычных детских игр, и всякий раз, когда они шли на вечеринку или к ним приходила вечеринка, он старался сидеть среди мужчин и учиться с его слов.

Эта проблема заставила Ибрагима приготовить бумагу и ручку в возрасте пяти или шести лет и научить его персидскому алфавиту. Чтение Корана также было одной из наук, которым Ибрагим научил своего сына. Омар научился хорошо читать Коран за три месяца, но в этом смысле он не мог получить помощи от своего отца.

Он приказал жене принести чистую одежду на всю жизнь. Одевшись и вынув Коран, Ибрагим проинструктировал его, как ходить в школу и учиться. Затем он взял ее за руку и отвел в школу Руми Гази, повернулся к Руми и сказал: «Это тот самый ребенок, которому ты выбрал имя Омар». Руми, узнав, что Омар знаком с Кораном и каллиграфией, принял его в свою школу.

Менее чем за два года Омар изучил все основы, которые другие дети узнают за несколько лет.

Образование и путешествия:
Его понимание обучения было настолько сильным, что по совету друзей Омара направили в школу Хадже Абу Хассана Анбари. Потому что эта школа отвечала научной потребности жизни.

Хаджех Аболхассан Анбари был известным мудрецом и математиком. Гениальность и крепкая память Омара Хайями, который постепенно стал известен как Омар Хайями благодаря работе отца, также привлекли внимание Хадже Абольхасана.

В тот день, когда Хадже Анбари сказал Ибрагиму: Я вижу в лице твоего ребенка больше ума и теоретической точности, чем все остальные ученики, и я верю, что ты послал его не только в эту школу, но для изучения наук мудрости, мистицизма, этики и пополнения знаний Корана. Отправляйтесь в школу успешного имама Нейшабура, чтобы использовать его присутствие. Кроме того, если он сможет присутствовать в присутствии шейха Мохаммада Мансура, чтобы продолжить философию после завершения этих уроков, он получит очень хороший результат.

Ибрагим отделен от Хадже мечтательным миром. Энтузиазм, что его сын станет одним из учеников успешного имама Нейшабура, воодушевлял его. Но он не знал, может ли великий мастер и ученый, в школе которого учились князья и дети богачей, принять в ученики сына изготовителя палаток.

Омар был теперь молодым человеком, очень вежливым и тихим. В те времена желание учиться в школе величайшего ученого Нейшабура распространилось на все его существование. Наконец настал день, когда они должны были прибыть в присутствии имама Нейшабури. Ибрагим передал имаму совет Хадже Абольхасана Анбари. Имам Нейшабури повернулся к Ибрахиму и сказал: «Я принимаю присутствие здесь твоего сына для продолжения его образования при одном условии, а именно, что Умар теперь должен прочитать аят из Священного Корана».

Омар без колебаний прочитал стих из Корана. Имам, довольный изобретательностью Омара, согласился добавить Омара в свои ученики. Омар также изучал философию у шейха Мохаммада Мансура во время учебы в школе успешного имама Нейшапури. Уровень грамотности Омара был таков, что, хотя он был моложе по возрасту своих сокурсников, его все уважали, и многие из них принимали его помощь в жизни.

Постепенно, кроме его близких друзей, окружающие стали называть его Омаром Хаями или Хаями. Среди его учеников его больше интересовали два человека по имени Хасан Сабах и Хасан Туси. Обычно Омар был тихим и задумчивым. Он внимательно слушал то, что слышал, и отвечал на вопросы кратко, но твердо и исчерпывающе.

Еще одной страстью Омара Хайями была учеба с другим его учителем, Мохаммадом Мансуром, который в свое время был профессором философии. В этой школе жизни этот гениальный философ познакомился с работами и обстоятельствами Абу Али Сины и был настолько очарован им, что узнал и узнал из работ, которые другие называли его учеником Буали. Приходил Омар.

Однажды он услышал от ученого-путешественника, приехавшего из Балха, что в этом городе есть более широкие научные школы и что знаменитая книга греческого математика находится в руках у одного из старейшин этого города. Хайям отправился в Балх, желая увидеть книгу и надеясь, что ему разрешат сделать с нее копию.

Наконец, Хайям прибыл в Балх и нашел богатого бизнесмена, у которого была книга известного греческого математика. Прожив некоторое время в Балхе и познакомившись с науками и знаниями этого города, Хайям решил отправиться в Рей, чтобы пополнить свои знания. Внезапно до него дошла весть о тяжелой болезни отца, и Хайям поспешил в Нейшабур. Но когда он прибыл в Нейшабур, отец испустил последний вздох и умер, увидев сына.

После замужества у Хайяма родился сын, которого назвали Фатхулла.

В это время некоторые ученые Рэя, особенно местные астрономы, пригласили Хакима в этот город. Хайям, известный как Абу аль-Фатах после рождения сына, был известен как один из великих ученых в области геометрии, математики, астрономии, философии и религиозных наук. Люди иногда называли его Хаджа аль-Хакк, Имам или Гиас ад-Дин.

Не прошло и нескольких недель после пребывания Хайяма в Рей, как Хаджех Низам аль-Мульк пригласил его в Исфахан. Хайям с радостью принял приглашение и переехал в Исфахан. По дороге Фатх, сын Хайяма, спросил его, почему он принял приглашение. Хайям сказал: «Сын мой, Исфахан — впечатляющий и красивый город в Иране, и в этом городе много школ и ученых. Что мы можем ознакомиться со своими знаниями и, самое главное, что я принял приглашение старого друга и встретился с ним.

Но Хайям ничего не сказал. Наутро Хаджех Низам аль-Мульк отправил Хайяму указ, согласно которому правителю Нейшабура было приказано выплачивать Хайяму по тысяче динаров ежегодно. Хайям очень обрадовался этой фразе, потому что теперь он мог легко дополнить свои знания и написать книгу. Хадже пришел домой после полуденного призыва к молитве и во время обеда рассказал о своем третьем друге, Хасане Сабахе. Хайям сказал: «Я слышал, что Хасан прославился своим аскетизмом и благочестием ко всем людям, но он воспитывает людей на основе притязаний на лидерство и выступает против султанов Ирана. Хадже кивнул и подтвердил слова Хайяма, сказав, что то, что вы сказали о нем, было правдой. Я надеялся, что он приедет в Исфахан, чтобы я мог поговорить с ним. Он был беспокойным со школы.

Хайям пробыл в Исфахане месяц после того, как Хадже Низам-ол-Молк и Султан Алп Арсалан покинули Исфахан, чтобы ближе познакомиться с учеными города и набраться научного опыта, после чего вернулся на родину.

В это время Солтан Алп Арсалан был убит одним из мятежников и вместо него на престол взошел его сын Джалалуддин Малекшах. Царь, который долгое время воспитывался у Низама аль-Мулька и дорожил им как своим отцом, еще раз избрал его министром.

Путь Омара Хайяма ко двору сельджукского царя
Царь правил в городе Мерве и его министр науки также регулировал дела страны, а между тем случилось интересное, что Хадже Низам-ол- Мольк умело воспользовался возможностью. И оставил одну из лучших реликвий династии Сельджуков. История заключалась в том, что один из придворных предложил устраивать праздник каждый год в день восшествия на престол султана. Молодой король также принял предложение и приказал Хадже Низаму аль-Мульку действовать. Зная, что астрономам и профессиональным астрономам не удастся определить этот день, Хадже обсудил этот вопрос с астрономами и однажды тайно поместил туда султана, чтобы тот слушал их разговоры.

Когда султан понял, что астрономы не могут уверенно считать день, он попросил Хаваджа Низама аль-Мулька найти решение. Хадже также воспользовался возможностью продемонстрировать научные способности Хайяма и предложил королю обратиться за помощью к Хакиму Хайяму, чтобы определить точный день и решить эту проблему. А так как Низам-уль-Мульк уже определил вещи для царя в некоторых случаях от Хайяма и султан был готов, он принял предложение Хадже.

Хайям также побывал в Мерве и в ходе нескольких встреч убедил Хаджеха Низама аль-Мулька, что в таком случае следует пригласить еще нескольких ученых для совместной работы над решением этой проблемы. Хадже Низам аль-Мульк сказал: «Я бы предпочел, чтобы ты сделал это один, чтобы твой гений был доказан всем». А с другой стороны, враги могут сплетничать о вас… что мудрец в одиночку не может решить эту проблему и нуждается в помощи других ученых. Хайям сказал: «Если вы сможете убедить шаха, в противном случае проведите сеанс переговоров между мной и шахом, чтобы я мог убедить его сам».

Наконец Хайям отправился ко двору с Хадже Низам-ол-Молк и предстал перед султаном. Королева спросила его, может ли он определить день, когда он сядет на трон. Хайям ответил: Да, но у меня есть две просьбы о присутствии султана. Прежде всего, пожалуйста, согласитесь построить обсерваторию и отдайте ее мне, чтобы я мог продолжить там свою научную деятельность и иметь возможность установить правильный календарь, который установит дату вашей интронизации и других событий, которые произошли и произойдут с сейчас на. Определять. Моя вторая просьба состоит в том, чтобы султан разрешил мне пригласить некоторых ученых, которых я знаю, для сотрудничества в этом вопросе, чтобы приказ султана мог быть выполнен быстрее и точнее.

После убийства Низама аль-Мулька, а затем Маликшаха, между сыновьями Маликшаха возник спор по поводу приобретения монархии.

Из-за возникших в связи с этим беспорядков и конфликтов были забыты ранее имевшие особое значение научные и культурные вопросы. Отсутствие внимания к научным делам и ученым и обсерватории вынудило Хайяма уехать из Исфахана в Хорасан. Остаток своей жизни он провел в важных городах Хорасана, особенно в Нейшабуре и Мерве, который был столицей правления Санджара (третьего сына царя). В то время Мерв был одним из важнейших научных и культурных центров мира, и в нем было много ученых. Большинство научных работ Хайяма было проведено в этом городе после возвращения из Исфахана.

Научные достижения Хайяма для человеческого общества многочисленны и весьма значительны. Впервые в истории математики он превосходно классифицировал уравнения от первой до третьей степени, а затем смог дать общее решение для всех из них, используя геометрические чертежи, основанные на конических сечениях.

Для квадратных уравнений он использовал как геометрические, так и численные решения, но для квадратных уравнений он использовал только геометрические чертежи; Таким образом, он смог найти решение для большинства из них, а в некоторых случаях проверить возможность двух ответов. Проблема заключалась в том, что поскольку отрицательные числа в то время не были определены, Хайям не обратил внимания на отрицательные решения уравнения и просто проигнорировал возможность наличия трех ответов для уравнения третьей степени. Тем не менее, почти за четыре столетия до Декарта, он смог добиться одного из важнейших достижений человечества в истории алгебры, но и науки, и предложить решение, которое позже выразил (более полно) Декарт.

Хайям также смог успешно определить число как непрерывную величину, фактически впервые определив действительное положительное число, и, наконец, пришел к выводу, что никакая величина не состоит из неделимых компонентов и, математически, сила любого стоимость может быть разделена на бесконечные части. Хайям также изобрел глубокую концепцию в геометрии, когда искал способ доказать «принцип параллелизма» (пятый принцип первой статьи «Принципов Евклида») в своей книге «Объясняя мою форму Евклида» («Объяснение проблемных принципов Евклида»). ). Пытаясь доказать этот принцип, Хайям сделал утверждения, точно соответствующие утверждениям, сделанным столетия спустя европейскими математиками Уоллисом и Сакри, и проложил путь к появлению неевклидовой геометрии в девятнадцатом веке. Многие считают, что арифметический треугольник Паскаля следует называть арифметическим треугольником Хайяма, а некоторые пошли еще дальше и считают, что два предложения Ньютона следует назвать двумя предложениями Хайяма. Конечно, говорят, что и Джамшид Кашани, и Насир ад-Дин Туси принесли больше, чем этот порядок Ньютона и закон образования коэффициента расширения двух предложений, при исследовании законов, связанных с происхождением чисел.

Необычайный талант Хайяма привел его к достижениям в других областях человеческих знаний. Он оставил краткие трактаты в таких областях, как механика, гидростатика, метеорология, теория музыки и др. В последнее время проводятся исследования деятельности Хайяма в области декоративной геометрии, что подтверждает его связь со строительством северного купола Исфаханского собора. Большая мечеть.

Историки и ученые времен Хайяма и тех, кто пришел после него, признавали его мастерство в философии до такой степени, что его иногда считают мудрецом того времени и Ибн Сина того времени. Существующие философские работы Хайяма ограничиваются несколькими короткими, но глубокими и плодотворными трактатами. Последний философский трактат Хайяма описывает его мистические наклонности.

Но, прежде всего, Хайям наиболее известен в мире за последние два столетия благодаря своим четверостишиям, которые были впервые переведены на английский язык Фицджеральдом и стали доступны миру, назвав его одним из четырех великих поэтов мира: Гомер, Шекспир, Данте. И поставить Гёте. Четверостишия Хайяма привели к иногда неприемлемому неправильному толкованию его характера из-за очень вольного (а иногда и ошибочного) перевода его стихов. Эти четверостишия усилили полемику среди аналитиков мысли Хайяма. Некоторые довольствуются тем, что выражают его мысли лишь внешним видом его четверостиший, тогда как другие считают, что настоящие мысли Хайяма глубже, чем это может быть выражено только кажущейся интерпретацией его поэзии. После плодотворной жизни Хайям, наконец, умер в 517 г. хиджры (согласно большинству источников) в своем родном городе Нейшабур, и с его смертью закрылась одна из самых ярких страниц в истории мысли Ирана.

Хайям написал множество научных и литературных трудов, наиболее известными из которых являются семнадцать трактатов и книг:

Сочинения

который чрезвычайно известен и был опубликован доктором Голамом Хоссейном Масахебом в Тегеране.
2- Трактат Кун ва Таклиф на арабском языке о Мудрости Творца в Сотворении Вселенной и Мудрости Таклифа, который Хайям написал в ответ на вопрос Имама Абу Насра Мухаммада Ибн Ибрагима Несви в 473 году, и он был одним учеников Пурсины. Сабри в 1230 г. и книгу Хайяма в Индии издал Сулейман Надави в 19 г.33.
3- Трактат по проблемам конфискаций Евклида и этот трактат опубликован в 1314 г. доктором Таги Арани, что очень важно с математической точки зрения.
4- Трактат Раусат ол-Кулуб об общих чертах бытия
5- Трактат Зия Аль-Али
6- Трактат о мере мудрости
7- Трактат о форме и противоречии
8- Перевод проповеди Ибн Сины
9- Трактат о точности геометрических методов извлечения корней и кубов
10- Трактат о проблемах спроса
11- Трактат по естественным наукам
12- Трактат о выражении Зиг Малекшахи
13- Трактат Низам-ол-Молк о выражении правительства
14- Трактат Лавазем ол-Акманех
15- Арабские стихи Хайяма, около 19 из которых четверостишия
16- Навруз Намех
17- Персидские четверостишия Хайяма, которых около 200 четверостиший (катренов) или больше, чем у мудреца Омара Хайяма, и избыток которых не имеет отношения к Хайяму, но приписывается Хайяму.
18- Глаза Мудрости
19- Трактат Мераджие
20- Трактат по общей науке
21- Трактат об исследовании смысла существования

Треугольник Хайяма, Паскаль
Многие считают, что арифметический треугольник Паскаля должен можно назвать арифметическим треугольником Хайяма , а некоторые пошли еще дальше и считают, что бином Ньютона следует называть биномом Хайяма. Давайте будем немного осторожны в этом.

Любой, кто знаком с элементарной алгеброй, знает команду Ньютона о биномиальном расширении. Это утверждение предназначено для некоторых особых случаев (когда n — правильное и положительное число):

(а+б)0 = 1 (1)

(а+б)1 = а+б (1,1)

(а+б)2 = а2+2аб+б2 (1,2,1 )

(a+b)3 = a3+3a2b+3ab2+b3 (1,3,3,1)

(a+b)4 = a4+4a3b2+6a2b2+4a2b3+b4 (1,4,6 ,4,1)

Числа в скобках представляют числовые коэффициенты предложений в биномиальном разложении.

Французский философ и математик Блез Паскаль, который более или менее совпадал с Ньютоном, составил треугольник, известный как «арифметический треугольник Паскаля», для настройки коэффициентов биномиального разложения. Схема этого треугольника была впервые опубликована в 1665 году в «Трактате об арифметическом треугольнике». Синий треугольник выглядит следующим образом:

1

1 1

1 2 1

1 3 3 1

1 4 6 4 1

1 5 10 10 5 1

1 6 15 20 15 6 1

В этом треугольнике из третья строка и далее, каждое число равно сумме чисел выше и слева от него в предыдущей строке, поэтому его можно расширить по мере необходимости. Каждая строка этого треугольника получает коэффициенты расширения из двух предложений в одном из состояний, так что n совпадает с номером строки.

Биполярные коэффициенты расширения (для истинных и положительных степеней) были более или менее неизвестны индийским ученым даже во втором веке до нашей эры. Однако право иметь биномиальный порядок разложения называется ньютоновским, потому что Ньютон использовал его для общего случая и когда n — дробное или отрицательное число в 1676 году, что, конечно же, становится бесконечной строкой.

А вот про арифметический треугольник и биномиальные коэффициенты разложения в естественном состоянии n. Например, порядок расширения двух предложений можно найти в книге «Тайный счет» немецкого тирана Михаила Штифеля (издана в 1524 г.).

В 1948 году немецкий математик Пауль Леуки, историк математики, обнаружил существование порядка Ньютона для естественных сил в книге Гиасуддина Джамшида Кашани «Ключ к счету». Позднее А. Ахмедов, математик и историк из Ташкента, открыл порядок Ньютона и закон образования коэффициентов биномиального разложения в одном из трактатов великого математика XIII века Насреддина Туси (Туси рассуждает о вычислениях). И Джамшид Кашани, и Насреддин Туси ввели это правило, исследуя законы, связанные с происхождением чисел.

Также, исходя из имеющейся у нас информации, у Хакима Омара Хайяма был трактат, что сам трактат еще не найден, но известно его название «Правильность индийских методов в корне и кубе», в котором обобщаются индийские законы о втором и третьем корнях для любого желаемого корня. Следовательно, Хайям знал о «приказе Ньютона».

Но, согласно подлинным историческим документам, законы, связанные с биномиальными коэффициентами разложения и арифметическим треугольником, восходят к десятому веку нашей эры (что эквивалентно четвертому веку хиджры) и заканчиваются Караджи (Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан Хасиб Караджи, математик десятом и одиннадцатом веках нашей эры). «Арифметику Паскаля» исторически нельзя назвать «арифметическим треугольником Хайяма».

Комментарии к персонажу Хайяма
Одни описывают его как мудрого поэта-мистика, другие — как поэта, который не верит во все и в чистый материализм. Наджмуддин Рази отрицательно отозвался о Хайяме об атеистическом содержании четверостиший Хайяма. С другой стороны, другие [уклончивые слова] стремились оправдать его и составляли четверостишия его обещания, в которых выражались его угрызения совести и раскаяние. Некоторые [уклончивые слова] также — в основном в современный период — пытались сказать, что эти четверостишия вовсе не от Хайяма, а от кого-то одного имени. Наджмуддин Рази, как первое лицо, в своей книге (Мурсад аль-Эбад) имеет очень резкие и недвусмысленные ссылки на Хайяма и по содержанию своих катренов говорит, что этот человек был материалистом и с интеллектуальным уклоном, а два катрена как свидетель его. Он цитирует и говорит, что это стихи, демонстрирующие неверие в религиозные принципы, и одно из них:

Владелец Чжоу представляет собой сочетание украшенных натур, так почему же он вверг его в кому?

Если было хорошо, то какой смысл было бросать? Эти фотографии не выглядели хорошо, это ошибка?!

Говорит; Согласно этому стихотворению, Хайям считает, что нас создал Бог. Если мы хорошее сочетание творения, то почему он заставил нас страдать в «коме»? Если мы плохая комбинация, то кто виноват? Тот, Кто сотворил нас, на самом деле сотворил нас такими, мы, не по своей воле пришедшие, не по своей воле сотворенные, поэтому мы не виноваты, и наказание не имеет для нас смысла и наших мучений.

Джалал Аль-Ахмад говорит о Хайяме: «[Хайям] постоянно призывает в своих стихах, что ты ничто и пустота; прикоснись к моему небу, потому что Бог возьмет меня, я возьму это небо на землю. ..» и так далее; И итогом его поэзии является сомнение, протест и беспомощность; Но все перед высшим миром и перед высшим мир невидимый. И кажется, что мир тоже низок и о нем заботятся; И печаль его поэзии проистекает из этой беспомощности; «И в этом тайна вечности четверостиший».0003

Статуя Хайяма в Бухаресте, столице Румынии
В мире Хайям известен как поэт, математик и астроном. Однако пиком мировых знаний о Хайяме можно считать после перевода его стихов Эдвардом Фицджеральдом. Однако многие ученые не считают некоторые стихотворения, переведенные Фицджеральдом, написанными Хайямом, и это привело к различиям в понимании Хайяма в глазах иранцев и жителей Запада. Влияние Хайяма на западную литературу от Марка Твена до Т. اس. Эллиот сделал его символом восточной философии и популярным поэтом мировой интеллигенции.

После Фицджеральда французы помогли представить Хайяма западному миру, переведя его четверостишия. В 1875 году известный французский востоковед Гарсен Дютасси привез во Францию ​​10 четверостиший Хайяма, а около десяти лет назад, в 1867 году, Николай, консул французского посольства в Раште, подарил Франции первый перевод четверостиший. В отличие от Фицджеральда, который подчеркивал Хайяма как поэта, он считал Хайяма суфием. Это незнание мысли Хайяма привело Теофила Готье к тому, что он считал его рандомским поэтом. Взгляды Готье на Хайяма и разработка его стихов вызвали у французов большой интерес к этому иранскому поэту.

Одобряя Фицджеральда, Эрнст Ренан считал Хайяма способным поэтом в сохранении арийской идентичности. Он приписывал ум и силу Хайяма выражению иногда кощунственных слов в форме мистических стихов. Андре Жид также был знаком с четверостишиями Хайяма по переводу Фицджеральда.

Владимир Путин, Мартин Лютер Кинг и Авраам Линкольн перед сном всегда декламировали четверостишия Хайяма.

Четыре комнаты иранских ученых
В июне 2009 года правительство Исламской Республики Иран подарило Отделению Организации Объединенных Наций в Вене четырехкомнатную скульптуру, сочетающую в себе ахеменидский и исламский архитектурные стили и украшения, в знак мирного научного прогресса. Главный вход расположен справа. В этих четырех комнатах находятся статуи четырех иранских философов Хайяма, Абу Рихана аль-Бируни, Закарии Рази и Абу Али Сины. Также в апреле 2016 года с помощью директора Международной ассоциации иранской культуры во время церемонии открытия статуи Хайяма Нейшабури, изготовленной профессором Хоссейном Фахими в Университете Оклахомы, США, в присутствии большого число любителей иранской культуры и искусства. Дэвид Борн, нынешний президент Университета Оклахомы, бывший губернатор Оклахомы и политик-демократ из США, также выступил на мероприятии и высоко оценил предпринятые действия.

Название в честь Хайяма
Взгляд Хайяма на планету в Нейшабуре.

Один из полумесяцев назван «Омар Хайям» в честь Хайяма.

В 1980 году его именем был назван астероид. (Астероид 3095)

В Тунисе построена гостиница Хайям.

Во Франции и Египте производятся вина Хайям.

Одна из железнодорожных станций, где произошла катастрофа поезда в Нейшабуре, называлась Хайям.

Улица Хайяма в Тегеране, расположенная в районе 12 муниципалитета Тегерана, названа в честь Омара Хайяма.

Бульвар Хайяма в городе Мешхед, расположенный между бульваром Малекабад и площадью Хайяма, назван в честь Хайяма. Также в начале этого бульвара установлена ​​относительно большая статуя Хайяма.

Khayyam University of Mashhad — это название одного из некоммерческих университетов с историей Ирана в городе Мешхед.

Ресторан Омара Хайяма в Аддис-Абебе
Ресторан Khayyam расположен в Аддис-Абебе, Эфиопия. Четверостишия Хайяма на амхарском языке доступны в библиотеке Эфиопского университета. Дополнительную информацию можно найти в путевых заметках Хушана Шамея.

В 1892 г. в Лондоне группой ученых, писателей и журналистов была основана Ассоциация Омара Хайяма. Это объединение просуществовало до 1893 года. Он трижды поминал Хайяма. В этих объединениях пелось много стихов во славу Хайяма, которые были сочинены членами объединения. Также на могиле Эдварда Фицджеральда, переводчика четверостиший Омара Хайяма, были установлены два розовых куста с надписью на заголовке: Один из сторонников Эдварда Фицджеральда был посажен Ассоциацией Омара Хайяма.

В своей речи Мартин Лютер Кинг-младший процитировал Хайяма.

В Нейшабуре
Площадь Хайяма Одна из городских площадей в Нейшабуре носит имя Хайяма. В центре этой площади находится здание оригинальной гробницы Омара Хайяма.

Улица Хайяма — одна из улиц города Нейшабур, расположенная в городе Фарханг, названном в честь Омара Хайяма.

Промышленный город Хайям возле Нейшабура назван в честь Хайяма.

Средняя школа Хайяма — одна из старых школ в Нейшабуре, названная в честь Хайяма.

Планета Хайяма и Институт астрономических исследований Нейшабура

Дом математики Нейшабура (производное от Математика Хайяма) в Нейшабуре назван в его честь.

Хайям в фильмах и рассказах

Омар Хайям, американский фильм 1956 года

Наследник: Легенда об Омаре Хайяме, американский фильм 2005 года

В одном из иранских романов под названием Хайям и ложь Делавиза написан Хушанг Мойнзаде, душа Хайяма играет центральную роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *