Омар хайям никто другой только лучший нужен цитата: Омар Хайям: никто другой, только лучший нужен

РЕМИНИСЦЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕСНЯХ

 XXVII Республиканская научная конференция

молодых исследователей «Шаг в будущее»

 

 

 

Симпозиум. Социально-гуманитарные и экономические науки

Секция: «Теория и история литературы»

 

 

 

  Исследовательская работа

на тему:

 

«Реминисценции в современных песнях»

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Гаджиарсланова Сарабике Альбертовна

Ученица 9 «а» класса

МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.М.Алиева»

Дербенского района

 

Научный руководитель:

Азизова Патимат Алиевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мамедкалинская гимназия им.

М.Алиева»

Дербентского района

 

 

Мамедкала 2021

 

Оглавление

1.         Введение ………………………………………………………………..3

2.         Основная часть………………………………………………………….4

             2.1.  Когда стали пользоваться реминисценциями …………………4

             2.2.  Классическая поэзия и современность…………….…..……….6

             2.3.   Анкетирование учеников…………………………………………..8

             2.4.   Список песен……………………………………………………..9

             2.5.   Литературная игра «Угадай поэта…»…………………………9

3.         Заключение…………………………………………………………….9

4.         Список использованной литературы…………………………….…10

5.         Приложения …………………………………………………………11-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

В средствах массовой информации нередко можно встретить высказывания, что классическая поэзия не востребована современным обществом. Нынешним детям художественную литературу заменили виртуальные, компьютерные игры, видеофильмы и многое другое. Мир движущихся картинок, в котором мы сейчас живём, полностью или частично уничтожает воображение. Разрушая мир человеческой фантазии, мир картинок подавляет ум. Человек, который привык жить в космосе клипов, с трудом воспринимает поэзию без сочетания с музыкой, видеороликом. Но все ли так пессимистично на самом деле? Да, молодежь увлечена современной музыкой, но все чаще можно встретить в текстах популярных песен строки из стихов классических поэтов. Этот прием в литературоведении называется реминисценцией.

Целью моей работы было исследование природы реминисценции как художественного приема и определение ее роли в пробуждении интереса к классической поэзии.

Предметом исследования стали тексты песен и стихов разных эпох.

В ходе работы я использовала разные методы

исследования:

  1. Обзор литературных источников
  2. Поиск информации в интернете
  3. Анкетирование
  4. Анализ полученных результатов.

Объект исследования: ученики 9 классов

В результате своего исследования я пришла к выводу:

1. Реминисценция- явление в литературе не новое, оно использовалось поэтами в разные эпохи.

2. Реминисценция дает новое, более глубокое звучание тексту, используя  ассоциации и отсылки к другим известным текстам.

3. Использование реминисценций из классических произведений в текстах современных песен пробуждает интерес к изучению классической литературы.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы при разработке заданий олимпиады и творческих конкурсов по литературе.

 

 

 

Научная статья.

I.                   Введение.

Тема, сформулированная мною, возникла после случайно услышанной песни JONI «Комета». Строки из пушкинского стихотворения «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет

 я узнала сразу. Современный текст, дополненный хрестоматийными строками, звучал интересно и вынудил перечитать стихотворение А.

С.Пушкина. Мне захотелось поразмышлять над этим явлением- «реминисценция». Это не слепое копирование чьего-либо текста, не плагиат, а использование цитаты для отсылки к известному источнику, это лишь скелет, впоследствии обрастающий все новыми идеями.

Реминисценция носит творческий и интеллектуальный характер, именно этим он и      отличается от плагиата.

Таким образом, и определилась цель моей работы: рассмотреть природу реминисценции в современных песнях и определить ее влияние на интерес молодежи к классической поэзии.

Задачи:

1.      Познакомиться с понятием реминисценции.

2.      Изучить историю появления реминисценций.

3.      Выявить причины использования реминисценции в современных песнях и их влияние на интерес молодежи к классической поэзии.

4.      Провести анкетирование среди учащихся 9 классов.

5.       Составить список песен, где используются цитаты из классических литературных произведений, имена героев классических произведений, имена поэтов и писателей классиков.

6.      Провести литературную игру «Угадай поэта…» среди учеников 8 класса с использованием собранного материала.

 

 

Гипотеза:

 Реминисценции из классических произведений в современной эстрадной песне воздействуют на подсознание молодежи и помогают пробудить интерес к классической литературе.

Предмет исследования:

Тексты современных  песен

Методы исследования:

·         Изучение и анализ работ лингвистов, таких как Е.Ю.Дурцевой, М.В.Саблиной и соответствующей литературы.

·         Изучение интернет- источников.

·         Анкетирование.
Анализ полученных результатов.

II. Основная часть

 

Чтобы разобраться в природе реминисценции, обратимся к справочной литературе и познакомимся со словарной статьей:

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (позднелат. reminiscentia – воспоминание), сознательное или неосознанное воспроизведение писателем неполной цитаты, «осколка» чужой фразы, при котором лексические элементы «чужой речи» занимают в синтаксических или ритмико-синтаксических конструкциях (т.

 е. в предложениях или в стихах) те же позиции, что и в тексте-источнике.

Это такой художественный прием, который представляет собою  воспоминание о других произведениях, отсылка к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам. Здесь нельзя не согласиться с утверждением: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую».

  2.1.  Когда стали пользоваться реминисценциями?

Точного ответа на этот вопрос нет. Литературоведы отмечают, что это явление можно встретить в произведениях самых разных эпох, но в большей степени оно свойственно писателям, создающим свои произведения на стыке веков, потому что переход от века к веку – это всегда стык формаций, поиск новых форм и приемов. Этим приемом пользовался и А.С.Пушкин (Я памятник себе воздвиг нерукотворный…в котором явно звучит отсылка к стихам Державина и Горация)

Г.Р.Державин:   Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…

Гораций: Воздвиг я памятник вечнее меди прочной…

Реминисценции весьма существенны и в послепушкинской литературе, в поэзии Серебряного века, постмодернизма.

Так, в главе поэмы «Хорошо!», посвященной политической беседе Милюкова и Кусковой, В. Маяковский пародирует разговор Татьяны с няней («Не спится, няня… Здесь так душно…Открой окно да сядь ко мне». — Кускова, что с тобой? — «Мне скушно… Поговорим о старине»).

И.А. Бродский резко трансформирует текст стихотворения «Я вас любил…», чтобы выразить свой беспощадно жесткий взгляд на человека, мир, любовь:

Я вас любил. Любовь еще (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги.

Все разлетелось к черту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

с оружием.

Очень ярко прием реминисценции проявился в  творчестве поэтов-бардов и современной рок-поэзии (Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого, позднее

А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Кима и других.).

Стихотворение Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь» по-новому звучит в тексте А. Галича:

Нет, никакая не свеча –

Горела люстра!

Очки на морде палача

Совершенно особое место в творчестве Б. Гребенщикова- солиста рок-группы «Аквариум» занимает стихотворение «Дубровский», в котором мифологизируется хрестоматийный пушкинский образ:

Когда в лихие года

Пахнет народной бедой,

Тогда в полуночный час,

Тихий, неброский,

Из лесу выходит старик —

А глядишь — он совсем молодой

Красавец Дубровский.

2.2. Классическая поэзия и современность.

Как они соотносятся между собой? Стихи классиков часто можно услышать в форме современных песен. Не сразу и догадаешься, что автором той или иной песни является А.С.Пушкин, или М.Ю.Лермонтов, или поэт Серебряного времени: например, Монгол Шуудан «Москва» на стихи С.Есенина, Федоров и Крузенштерн «Гимн чуме» на стихи А.С.Пушкина «Пир во время чумы», Ирина Аллегрова «Я тебя отвоюю» на стихи Марины Цветаевой. Список можно продолжать долго. Стихи классиков с современной музыкой, несомненно, звучат по по-новому, интересно, они играют новыми гранями, пробуждают интерес молодежи к хрестоматийным произведениям. В таком звучании тексты заучиваются легче.  Но, на мой взгляд, еще более интересны новые тексты с цитатами классиков. Например, песня JONI «Комета», которая стала толчком  для данной работы:

Все без тебя не так,

Лечу к тебе я, словно комета,

И даже под дулом пистолета

Я найду тебя я, я найду тебя я <…>

 Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

Трек «Комета» Джахида Гусейнли (JONI) стал одним из самых популярных и прослушиваемых хитов 2020 года. Фанаты JONY достаточно быстро выучили текст «Кометы» и теперь поют его хором вместе с Джахидом фактически на всех его концертах и лайв-выступлениях. Я думаю, немаловажную роль в такой популярности песни сыграли строки Пушкина в данном тексте.

Реминисценцией может быть не только цитата, порой достаточно и имени писателя, чтобы за этим словом потянулся ряд ассоциаций, необходимых автору песни. Например, песня «Нежность». Стихи этой песни написали поэт Николай Добронравов и его соавтор Сергей Гребенников, музыку — Александра Пахмутова. Песня написана в 1965 году, но поют ее до сих пор  даже рок-певцы (Диана Арбенина)

   Опустела без тебя Земля.

Как мне несколько часов прожить? <…>

Так же пусто было на Земле,

И когда летал Экзюпери,

Так же падала листва в садах…

Использование в песне имени Антуана Сент-Экзюпери дает отсылку к биографии и творчеству писателя.

Упомянув Сент-Экзюпери в песне «Нежность», поэты показали образ человека — романтика, глазами поэта, смотревшего на Землю. А.Экзюпери говорил: «Летчик не умирает, он улетает и не возвращается».  Его образ в песне — символ памяти обо всех летчиках и космонавтах, которые улетели и не вернулись.

В завершении работы приведу песню Ханны «Омар Хайям». Казалось бы, где современная «модная» российская поп-музыка, а где Омар Хайям – средневековый персидский поэт и ученый, автор множества известнейших афоризмов. Под именем Ханна выступает молодая уроженка Чебоксар Анна Иванова — яркая представительница современного поколения поп-артистов. Песню «Омар Хайям» певица выпустила в 2016 году.

Разгладь мое сердце по краям,

 Возьми мою душу подутюжить.

 Как писал Омар Хайям:

«Никто другой, только лучший нужен».

Я за тебя ее отдам,

 Если будет нужно.

Очевидно, имеется в виду известный афоризм, в «каноническом» русском переводе звучащий так:

«Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало».

А в версии автора песни текст таков:

   «Никто другой, только лучший нужен».

2.3. Анкетирование учеников.

Задаваясь вопросом, могут ли цитаты из классических произведений, использованные в текстах современных песен, пробудить интерес школьников к художественной литературе, я решила провести анкетирование в 9 классах, что собственно и сделала.

Всего в анкетировании приняло участие 27 учеников.

Результаты анкетирования (Приложение 1) подтвердили мое предположение: имена писателей- классиков, строчки из их произведений, звучащие в текстах современных песен, заставляют школьников лучше прислушиваться к текстам песен, возвращаться к «первоисточникам», перечитывать хрестоматийные произведения.

2.4. Список песен, где используются цитаты из классических литературных произведений (Приложение 2)

По результатам анкетирования и в итоге общения со старшеклассниками я составила список песен, в которых легче всего угадываются реминисценции из классических произведений.

2.5. Литературная игра «Угадай поэта…» ( Приложение 3)

После того, как материал был собран, я провела литературную игру «Угадай поэта…» среди учеников 8 класса. Ребятам очень понравились задания, им было интересно узнать о приеме реминисценции. Все остались довольны.

    III. Заключение.

В результате своего исследования я пришла к выводу: молодое поколение любит и ценит поэзию, но лучше всего ее воспринимает в виде песни.   Большинство современных школьников легко могут распознать в тексте песни строки хрестоматийных произведений, это пробуждает интерес к чтению и желанию перечитывать некогда прочитанные произведения.

Выводы:

 1. Реминисценция  как художественный прием использовалась поэтами в разные эпохи.

2. Реминисценция дает новое, более глубокое звучание тексту, используя  ассоциации и отсылки к другим известным текстам.

3. Использование реминисценций из классических произведений в текстах современных песен пробуждает интерес к изучению классической литературы.

Думаю, использование на уроках литературы или на внеурочных мероприятиях современных песен с цитатами классиков, способно разбудить интерес к художественной литературе даже самых нерадивых учеников.

Использованная литература:

1.      Бродский И.  Двадцать сонетов к Марии Стюарт. http://www.guelman.ru/slava/texts/maria.htm

2.      Дурцева Е.Ю. Использование текстовых реминисценций в речевом общении.

3.      Ливнева Людмила. Что такое реминисценция? http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6261/

  1. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

5.      Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. М. 1987.

6.      Пастернак Б. Л.  Стихотворения. М. 1990.

7.      Реминисценция. http://potomy.ru/school/1997.html

  1. Саблина М.В. Цитата и ее типовые разновидности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Анкетирование учащихся:

  1. Любите ли Вы школьный предмет «Литература»?

Да- 93%

Нет- 7%

  1. Что дается легче для запоминания Вам: поэзия или проза?

Поэзия- 60%

Проза- 40%

  1. Есть ли среди писателей и поэтов- классиков любимые?

Пушкин- 63%

Лермонтов- 56%

Толстой- 23%

Тургенев- 12%

и др.

  1. Есть ли среди хрестоматийных произведений любимые?

Да- 90%      

Нет-10%

  1. Случалось ли Вам слушать песни в исполнении современных певцов на стихи поэтов- классиков?

Да- 100%     

 Нет- 0%

  1. Что, на Ваш взгляд, звучит интересней и запоминается легче: стихотворение или песня? (один и тот же текст)

Стихотворение- 13%

Песня- 87%

  1. Случалось ли Вам слышать в современных песнях цитаты из классических стихотворений, или упоминание в них имен писателей- классиков, или названий хрестоматийных произведений?

Да-100%        

Нет- 0%

  1. Может ли такая песня пробудить интерес к этому произведению или писателю?

Да- 82%        

Нет- 3%          

Иногда- 15%

 

 

                          

 

Приложение 2

Список современных песен с реминисценциями из классических произведений.

1.      JONY «Комета»

2.      Д.Арбенина «Нежность»

3.      Ханна «Омар Хайям»

4.      ДДТ «В последнюю осень»

5.      Гр.«Аквариум» «Дело мастера Бо»

6.      Д.Арбенина «Питерская»

7.      А.Зацепин «Книжки о любви»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Литературная игра «Угадай поэта…

Цель:

  • познакомить с понятием «реминисценция»;
  •  пробудить интерес к поэзии поэтов-классиков;
  • развивать высокие эстетические чувства учащихся, их эмоциональную восприимчивость;
  • формировать чувство прекрасного.

Наглядность:

  1. Портреты поэтов-классиков.
  2. Концертные плакаты певцов
  3. Цитаты из текстов

 Игра.

I тур. Название команды, девиз, эмблема

II тур. «Угадай писателя или поэта…»

По частично скрытому лицу на портрете нужно угадать поэта или писателя.

III тур «Угадай источник…»

После прослушивания текстов команды должны назвать в песне:

·         строки из классических стихов и кому они принадлежат

·         имена поэтов, писателей, ученых

·         названия классических произведений

·         имена героев классических произведений

  Список современных песен для прослушивания:

  • JONY «Комета»
  • Д.Арбенина «Нежность»
  • Ханна «Омар Хайям»
  • ДДТ «В последнюю осень»
  • Гр.«Аквариум» «Дело мастера Бо»
  • Д.Арбенина «Питерская»
  • А.Зацепин «Книжки о любви»

IV тур «Создай свой шедевр!»

Сочинить стихотворение, используя строки знаменитых потов-классиков.

1 команда

«Печален ты; признайся, что с тобой» (А. С.Пушкин)

 

2 команда

Не надо нам земли чужой,

Свою мы создаем…(А.Аматова)

 

3 команда

Человеку надо мало… (Р.Рождественский)

 

 Прослушиваем и сравниваем стихи классиков с произведениями школьников.

 Беседа, подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

     

 

 

 

 

«Омар Хайям и Леонардо да Винчи»

Фицджеральд пишет:

Довольно загадочное сопоставление Омара и Леонардо. До последнего абзаца он, по его словам, «подчеркивал совпадения» между ними, и это может быть оригинальным наблюдением, а также интересно: каждый «человек из многих частей», каждый сочетая научные и художественные… способности.

«Всякий действительно великий ум должен время от времени симпатизировать …винная философия Хайяма». Это «утешение в заунывный путь… бойцу, который с окровавленной головой… и болезненное чувство поражения шатается вне конфликта».

Краткая прямая цитата из 45-й строфы [Эдварда] Фитцджеральда. (1-е изд.) только намекает на контекст, в котором делаются самые сильные заявления (скажем, из Станцы XXXII), что «Виноград» предлагает лучшее решение к трудностям и необъяснимым тайнам жизни. Этот отрывок может хорошо передать чувства того, кого влекло к алкоголю, и это может быть точкой опоры всей статьи?…

Близкое знание [Вигиланта] Рубайят и его неоднократные ссылки на него предполагают его привлекательность для него. Но он вызывает случай Леонардо, чтобы опровергнуть отчаяние Хайяма в безбожной мир, побег и инерция («в каком-нибудь уголке от гвалта завалился»). Этот человек, по меньшей мере равный по уму и таланту, был «оживлен горячим энтузиазмом в деле человечества». Он считал «с всей душой» в значении «большого спора об этом, и о», и что человечество вышло бы из его диспутов и бороться за более обнадеживающий мир», верил в уверенность прогресса…

Настоящий Леонардо может не выдержать всего того веса, который приложил бы Виджилант. на него. Однако с примером Леонардо или без него было бы немыслимо, чтобы Бдительный последовал за Хайямом и отказался от борьбы и выбрать менее напряженный образ жизни.

За такой статьей скрывается накал чувств. [1]

Фицджеральд отмечает легкий штрих в статье Vigilant:

Его полное имя было почти таким же, как срок его естественной жизни. Гияс Уддин Абул Фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайями кажется довольно многословным простому современнику, чтобы помнить, но в те дни такие вещи были обычным явлением, и, в конце концов, отцу Омара мало что еще можно было дать своему сыну». [2]

 


Омар Хайям и Леонардо да Винчи от Vigilant


В одиннадцатом веке когда Европа погрузилась в чернейшую ночь Средневековья, пробуждение в этой древней колыбели цивилизации, Плато Ирана, «Земля Света», которое мы сегодня знаем как Персия. Его высшая точка была достигнута в лице Абу Али ибн Сины, глубокомысленный и всемирно известный ученый, более известный в Европе благодаря латинизированный вариант его имени – Авиценна. Но более знакомым Западный мир сегодня, чем сам Авиценна, — это его ученик Омар Хайям. – Омар Создатель палаток. Он был самым великолепным цветком своего времени. Родился в бедных условиях, примерно в начале одиннадцатого века, ему посчастливилось в школьные годы познакомиться с Низамом ул Мульк, который впоследствии стал визирем султана Малик Шаха и был смог продвинуть своего старого одноклассника на должность королевского астронома (на англ. название должности, которой он пользовался). Омар, несмотря на его ереси и его любви к вину, провел на этом посту добрую половину своей долгой жизни, проводился в астрономических, математических и философских исследованиях, в состав его рубаи, или четверостиший, и, прежде всего, в глубоком и благочестивом поклонение «мелкой чаше». Согласно теориям салон, разбивающий братство, он должен был умереть молодым. Собственно говоря – или, вернее, по более или менее добропорядочной молве, он умер в возрасте из 109годы. Жил бы он дольше или счастливее без помощь или помеха вина — это, конечно, совсем другое дело. Его полное имя было почти таким же длинным, как срок его естественной жизни. Гияс Уддин Абул Фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайями кажется довольно многословным для просто современный, чтобы помнить, но в те дни такие вещи были обычным явлением, и в конце концов, отцу Омара больше нечего было дать своему сыну.

Хайям был многогранным человеком. Помимо учебников по математике, которые повсеместно использовались в Персии, он писал о медицине, метеорологии, заиливание рек и естествознание в целом. Скорее всего его работы на эти темы существуют где-то и сегодня, но для среднего современного человека они так же мертвы, как и его рубаи до того, как они были переведены и даны перерождение по Фитцджеральду.

Четыреста лет после мусульманского эпохи были веками славы ислама. В дни Омара его звезда была в зените. Одна за другой Сирия, Египет, Африка и Испания, Персия и Индия, захваченный войсками Пророка, было предложено тройное выбор – Коран, дань или меч. По большей части они выбрал Коран. Вслед за магометанским военным могуществом пришли магометанские стипендия. Через века, которые в Европе были отмечены черным невежества, славный свет, зажженный в Золотом Веке Древнего Греция сохранилась в магометанских университетах Испании – старейшие университеты Европы (в современном понимании этого термина). Но душа Европы не умерла. Оно вспыхнуло славным возрождением итальянского Возрождения и, по любопытной иронии судьбы, самым драгоценным цветок Возрождения был в полном расцвете в 149 году2 – а год известен двумя событиями. Первым из них было открытие Новый мир Колумба. Другим было окончательное вымирание одного из венец славы старого мира – Королевство Гранада, последний остаток Кордовского халифата.

Леонардо да Винчи, великий художник, был тогда на сороковом году жизни, и его насыщенная жизнь продлилась еще 27 лет до его смерть. Он был для итальянского Возрождения тем же, чем Хайям был для персидского возрождение одиннадцатого века. Оба были апостолами свободы мысли: оба предвосхитили методы и идеалы современной науки.

  Воображение да Винчи изобиловали видениями чудесных достижений современности. пароход, летательный аппарат, казнозарядная пушка и мясорубки были среди проблем, к которым он приложил себя. Он предвидел современные ученых в своих рассуждениях о классификации животных, «законы гравитации, принцип камеры, волновая теория света, принцип построения канала, кровообращение и оценка мелких дел. Его исследования анатомии, которые проводились в дух тщательности, который характеризовал всю его работу, как дополнение его рисунки человеческой формы представляют собой самые ранние серьезные исследования в этом направлении, по крайней мере, с древних времен.

То, что его ум был умом современного ученого, пример его излюбленных выражений – «всякий, кто в беседе опирается на авторитет, пользуется не своим разумом, а своей памятью». – «Правда, единственная дочь Времени» – «Мудрость, дочь Опыта» и т. д.

Об искусстве Леонардо мало скажем — прямо сейчас. Чудесная живописная драма «Тайная вечеря». запоминающиеся черты «Моны Лизы» и неподражаемый «Голова Христа» являются близкими друзьями каждому любителю прекрасного Земли. Сейчас нас особенно интересует разум человека — ум, который первым постиг концепции современной науки и современного гуманизм. Ибо научные рассуждения Леонардо ни в коем случае не были простая механика, так же как его картины не были простой краской. Они были воодушевлен горячим энтузиазмом в деле человечества. «Естественный желание хороших людей — знание», — заявил он. «Плачущий жалобы» младенцев (которые он приписывал использованию пеленания ленты) и страдания низших животных были предметом частых выражения сочувствия. Уважение к слабым и беззащитным было отнюдь не общие добродетели в девятнадцатом веке.

До сих пор мы подчеркивали точки совпадения между Леонардо да Винчи и Омаром Хайямом. Но в то же время там зияет огромная пропасть между ними. Философия да Винчи – это кредо торжествующей юности, кредо человека и возраста, который верил в Новое Небо и Новая Земля. Песня Омара — лебединая песня умирающий мир. Леонардо всей душой верил в «великий аргумент, об этом, и об этом». Он твердо верил, что когда-нибудь человечество выходил бы из классной через более обнадеживающую дверь, чем та, через которую оно вошло. Омар пришел к выводу, что школьная комната не даже стоило войти — что человеческое существование было неудачной шуткой, устроенной злым божеством. Любой действительно великий ум должен время от времени чувствовать симпатизирует Хайяму.

«А, в каком-то углу гвалт завалился.
Сделай игру из того, что делает тебя таким же важным».

Утешительно, но печально Философия вина Хайяма бойцу, который с окровавленной головой избил броня, и болезненное чувство поражения, шатается вне конфликта. Таким образом, действительно было ли это с собой Хайяма. Хотя, возможно, он знал, что не стоял чуть ли не последним на поле битвы безнадежного дела, как Артур в Моргартене. Древний мир был обречен, а Хайям был последним из Древних. Леонардо да Винчи, с другой стороны, предвкушал перспективы Нового Миры. Он был Первым из современников – Иоанном Крестителем век науки.

Неверующий лучше знает свой Коран

Фото Masjid Pogung Dalangan

 

Коран! Ну, давай, проверь меня
Прекрасная старая книга в ужасных ошибках
Поверь мне, я тоже могу цитировать Коран,
Неверующий знает свой Коран лучше всех.

И думаешь ли ты, что таким, как ты,
Личинкому, голодному, фанатичному экипажу,
Бог дал Тайну, а мне отказал?
Ну-ну, какая разница! верь и этому.

Это слова великого персидского эрудита одиннадцатого века и противника догм и фанатизма Омара Хайяма в его печально известном Рубаи . Этот прекрасно краткий отрывок проливает свет на высокомерное и тщеславное предположение верующих в их самом ревностном обличии: что Бог завещал им «Тайну» вселенной, но отказал в ней всем остальным.

Хайям отмечает, что, по иронии судьбы, атеисты часто становятся атеистами именно потому, что прочитали для себя якобы священные книги и отвергли свои экстраординарные утверждения. Серьезное чтение и изучение священных книг — верный способ сделать из кого-то атеиста. Опросы по религиозным знаниям  показали, что атеисты и агностики (наряду с евреями и евангелистами) в среднем лучше осведомлены о религии, чем те, кто утверждает, что они религиозны.

При общении с религиозными людьми меня часто несколько сбивает с толку осознание того, что я знаю об их религии больше, чем они  —   в некоторых случаях намного больше — не только о богословии, но и о наборе религиозных персонажей, различные истории о них, история и основные понятия. Я даже лучше процитирую тексты, по памяти. Большинство тех, кто провозглашает веру, относительно плохо осведомлены о своей собственной системе убеждений и священных писаниях.

Людей можно простить за невежество. Но, как сказал Сократ, первая мера мудрости — это осознание того, как мало вы на самом деле знаете. Каким бы пугающим это ни было, утешение невежества в том, что оно может стать началом интеллектуальной одиссеи.

Чего нельзя простить, так это того, что некоторые гордятся своим невежеством и хотят оставаться доверчивыми. Некоторые приверженцы религии тратят свое время, как роботы, извергая болотные стандартные религиозные апологетики, которые уже много раз легко развенчивались. Это раскрывает одно из величайших пороков религии: она учит людей что думать , а не как думать . Худшие преступники хорошо осведомлены, но интеллектуально недобросовестны, уворачиваясь от любой возможности обсудить основные тексты, концепции и принципы рассматриваемой религии, потому что это ослабило бы высокомерные претензии их религии на моральное превосходство и этическое авторское право. В таких случаях мне вспоминается старый спор между Кристофером Хитченсом и преподобным Элом Шарптоном: в котором Шарптон не стал защищать христианство на его собственных условиях, потому что знал, что Хитченс уничтожит его в споре, поскольку он был так же близок с Библией, как Эл был. (Конечно, Хитченс все равно уничтожил его.)

Лично меня религия никогда не травмировала и не угнетала. Я был воспитан светским человеком: де-факто скептик и латентный атеист. Только когда я достиг разумного возраста, я осознал этот факт и начал прямо утверждать его. Хотя в то время мне не хватало интеллектуальной зрелости, чтобы осознать это, с самого раннего возраста я подозревал, что авраамического бога, вероятно, не существует, что религиозные ограничения человеческого поведения (и, в частности, секса) гнетущей и абсурдной, а рассказы о рае и аде — полнейшей чепухой. Я всегда был свободен от религии. Я больше верил в истину Деда Мороза, чем в истину Бога, как бы он ни назывался: Яхве, Иегова или Аллах. Я никогда не пойму эмоционального и психологического цунами утраты веры или борьбы тех, кто скучает по своей вере, как если бы это была ампутированная конечность, и кто хотел бы предаться успокаивающим утешениям религии в нашем мрачном и отчужденном мире.

Так что меня никогда не пугала перспектива чтения Пятикнижия, Нового Завета, Корана, хадисов, Бхагавад-гиты или буддийских сутр. Основой атеистической критики религии является то, что человек создает Бога по своему образу и подобию, а не наоборот. Религиозные тексты не являются ни словом Божьим, ни порталами в сверхъестественное. Это рукотворные творения, артефакты истории, сборник ранних поисков истины и мудрости человеком, фантасмагория   человеческого рода в его младенчестве. По этой причине религия является увлекательной темой. Спор о религии — древнейший из известных человечеству аргументов: «Критика религии есть начало всякой критики», как писал Карл Маркс в 1848 г.

Религиоведы знакомятся со священным писанием в первую очередь для того, чтобы узнать врага. Быть ближе к идеям, лежащим в основе религии, чем к самим религиозным, позволяет сформулировать уверенную и грозную критику. Вот почему важно светское, но широкое религиозное образование, чтобы молодежь могла иметь доступ ко всей гамме знаний о мировых религиозных и духовных системах верований.

Но изучение религии также позволяет упражнять свой интеллект, анализировать и интерпретировать тексты, узнавать о различных путях развития человеческих обществ и их исторических представлениях об их отношениях с природным и социальным миром.

Изучать религию также важно по эстетическим и культурным причинам. Библия короля Иакова, например, значительно превосходит более современные переводы, которые лишают текст его мелодичной поэзии и величия и важности его прозы во имя доступности и модернизации .

Сравните эти два отрывка из Книги Иова, где Яхве говорит из вихря:

Версия короля Иакова: Кто это, омрачающий совет словами без знания? Препояшь теперь чресла твои, как мужчина; ибо я буду требовать от тебя, а ты отвечай мне. Где ты был, когда Я полагал основания земли? Объяви, если имеешь разумение. Кто наложил меры его, если ты знаешь? или кто протянул на нем веревку? На чем крепятся его основания? или кто положил краеугольный камень его; Когда утренние звезды пели вместе, и все сыны Божьи восклицали от радости?

Новая международная версия: Кто это затуманивает мои планы словами без знания? Приготовьтесь, как мужчина; Я буду спрашивать вас, а вы должны отвечать мне. «Где ты был, когда Я закладывал землю? Скажи мне, если ты понял. Кто размечал его размеры? Наверняка ты знаешь! Кто протягивал через него мерную веревку? На чем были утверждены основания его, или кто положил краеугольный камень его, когда вместе пели утренние звезды и все ангелы восклицали от радости?

Цель поэтической прозы с использованием приземленной староанглийской идиомы ты, ты и ты должны вытеснить временное из умов верующих и постоянно напоминать им о вечном, с его отзвуком божественного. У каждой крупной религии есть свой уникальный, слегка загадочный, высокопарный язык поклонения. Католики используют латынь в мессе; многие православные церкви в Восточной Европе до сих пор используют церковнославянский язык; а мусульмане должны читать Коран на классическом арабском языке, так как он якобы является буквальной речью Аллаха и поэтому не должен быть искажен переводом.

Историческое, культурное и эстетическое значение Библии короля Иакова невозможно переоценить. Печатный станок демократизировал религиозное поклонение. Общины верующих впервые могли читать и обсуждать свои основополагающие тексты без посредничества традиционной касты жрецов. Многие из повседневных фраз, которые мы используем в английском языке, такие как by the skin of your tooths , the apple of my eye и благотворительность начинается дома либо возникли, либо были популяризированы версией короля Джеймса. Без близости с этим текстом трудно в полной мере оценить пантеон английской литературы: Шекспир, Мильтон и Диккенс черпают многие свои аллюзии и метафоры из версии короля Якова. Любая культура, которая серьезно относится к себе, не пренебрегла бы таким культурным хранилищем, даже несмотря на то, что ее эмпирические утверждения об истинности смехотворны и сомнительны с моральной точки зрения. Если такой аргумент справедлив для Илиада и Одиссея , это также должно относиться к Библии короля Иакова. Это также относится к таким текстам, как Коран и Бхагавад-гита, в их соответствующем контексте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *