Общаясь люди создают друг друга смысл высказывания: Общаясь, люди создают друг друга?
Я среди других людей
Человек становится человеком
Только среди людей.
И.Бехер
Цель: развитие у подростков внимания к своей речи, неприятие сквернословия, воспитание культуры общения.
Задачи:
- научить детей различать положительное и отрицательное влияние среды;
- показать, какую роль играет речь человека в его жизни.
Форма: ситуативный практикум.
Ход занятия
Ритуал приветствия «Мячик»Мячик (или другой предмет) перекатывается по кругу из рук в руки. При передаче мячика говорится личное приветствие. Со временем ритуал можно усложнит : перекатывать не двумя руками, а одной.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поговорить о русском языке, который является богатством нашего народа, о том, как мы общаемся, какие слова используем в повседневной речи.
«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Речь…характеризует человека в большей мере, чем его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшенством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто спасения… В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. По — настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
Согласны ли вы с мнением Д.С.Лихачева, что на самом деле такое поведение свидетельствует о слабости человека, а не о силе?
(Мнение детей: давление среды или влияние, подталкивающиее к плохому поведению ради того, чтобы не «уронить себя» среди одноклассников или приятелей.)
Воспитатель: Давайте обсудим эти вопросы:
— Что такое давление среды?
— Каким образом мнение других влияет на вас и на принимаемые вами важные решения (например, с кем дружить)?
— Когда вы попадаете в трудное положение, есть ли способы не поддаваться отрицательному влиянию среды, не выказывая осуждения или неуважения?
— Как могут действия человека влиять на других?
— Как вы относитесь к тем, кто всегда стоит за нравственно верное поведение, даже если оно не совпадает с поведением большинства?
Обратимся к письму «О хороших и дурных влияниях» (распечатка письма лежит на столе перед каждым учеником).
«Влияния бывают хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний стоит опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям».
Воспитатель: Ребята, возможно, вы замечали, что разные люди приносят с собой разную атмосферу. С одним легко и интересно обращаться, другие создают «атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания». Отчего это зависит?
(Обсуждение реальных ситуаций.)
Творить добрую атмосферу вокруг себя умеют далеко не все, этому тоже надо учиться. Как вы считаете, правильно ли поступает тот, кто смеется над чужими ошибками, шутит по поводу чужих физических недостатков?
(Ответы детей?)
Шутить по-доброму — этому тоже нужно учиться.
Злые шутки не принесут пользы ни тому, кто так любит шутить, ни тем более над кем шутят.
Воспитатель: Перед вами два столбика незаконченных предложений; если вы согласны с выражением поставьте +, ели нет -.
- Я не считаю нужным показывать человеку, как я к нему отношусь.
- Отношусь к себе и другим уважительно, с любовью.
- Грубость мне совершенно не присуща.
- Меня легко разозлить, вывести из себя.
- Я легко прощаю обиды.
- Порой я проявляю грубость в отношениях с окружающим.
- Показываю людям, что ценю и уважаю их.
- Если я кому-то хочу досадить, я не отступлю от этого намерения.
- Жду от людей благодарности за все, что я для них сделал(а).
- Всегда внимателен к окружающим.
- Когда задевают мое самолюбие, я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу.
- Замечаю, когда кому-то требуется моя помощь.
- Не скуплюсь на добрые слова.
- Всегда наказываю других, если они этого заслуживают.
- Принимаю людей такими, какие они есть.
- Делаю свои дела, не задумываясь при этом о других.
- Думаю о том, как сделать окружающих счастливыми.
- Отмахиваюсь от просьб.
(Подведение итогов: положительная направленность проявляется ярче, но есть и негативные аспекты. Для ребят это сигнал к внутренней работе.)
Закончите фразы:
- Понимать человека — это значит…
- Мне нравится в обществе сверстников, потому что…
- Друг — это тот, кто…
Воспитатель: Дружба требует доброго отношения.
Тест «Добрый ли вы человек?» (по Н.Н.Никитиной)- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?
- Часто ли вы говорите приятное людям просто затем, чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Сможете ли вы выслушать терпеливо даже то, что вас мало интересует?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы своего оппонента?
- Вы злопамятны?
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Станете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Засчитайте себе один балл за ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 9 и за ответы «нет» на вопросы: 1, 3, 8, 5, 7, 10.
- Вы набрали больше 8 баллов. Вы умеете общаться с людьми, нравитесь окружающим, у вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.
- От 4 до 8 баллов. Ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, бывает порой мукой для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей.
Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о языке, о речи.
Работа над содержанием пословиц.
- От вежливых слов язык не отсохнет.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- Лошадь узнают в езде, а человека в общении.
- Знай больше, а говори меньше.
- Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
- Меньше бы говорил, да больше бы слушал.
- Доброе молчание лучше пустого болтания.
Чему учат эти пословицы?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Речь — это показатель ума. (Сенека).
Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает (Р.Эмерсон).
Ребята, как по-вашему, можно и нужно «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи»? (Ответы детей).
Понаблюдайте, как говорят окружающие вас люди, послушайте дикторов телевидения и радиовещания.
«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая».
Сквернословие оскорбляет слух. «Плюющиеся словами» люди вызывают неприятие. Крикливость, беспрерывные шутки, остроты утомляют. Нетерпимое и грубое обращение друг к другу, желание перекричать собеседника делают общение навязчивым, травмирующим. Напротив, дружелюбное поведение, спокойная беседа, умение не мешать друг другу позволяют всем вместе чувствовать себя хорошо, комфортно.
Стремление людей быть лучше, жить удобнее и комфортнее приветствовалось во все времена. Хорошие манеры созданы опытом многих поколений. И в так называемых хороших манерах есть, всегда глубокий смысл. Это не простое собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений. Своим поведением, манерой общаться вы проявляете свою суть. Надо запомнить правило — необходимо уважительно относиться к другим, бережно пользоваться культурным богатством нашего народа — родным языком.
Воспитатель: Итак, как вы понимаете слова Д.С.Лихачева: «Люди, общаясь, создают друг друга. Одни люди умеют разбудить в окружающих лучшие их черты. Другие этого не умеют и сами становятся неприятны, докучны, раздражительны, тоскливо скучны».
Обращение к эпиграфу занятия: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни».
Задача, которую мы должны ставить перед собой, — это сохранение русского языка как неотъемлемой части русской культуры. Язык — необходимое условие и главный признак культурной общности, основа национального самосознания.
Ритуал прощания «Камни»В конце занятия в емкость на столе ведущего высыпается какое-либо крупное зерно или грох (можно другой сыпучий материал с крупными гранулами). Каждый из членов группы берет себе столько, сколько знаний. Как он считает. Приобрел на занятии.
Эффективное общение: как повысить коммуникабельность
Умение общаться — важный навык, обеспечивающий качественные взаимоотношения не только между близкими людьми, но и с коллегами. В этой статье мы подробно расскажем, что такое коммуникабельность и как повысить уровень и качество общения в коллективе.
Что такое коммуникабельность
Вам предстоят важные переговоры, вы не знаете, как выразить свои мысли, донести свою точку зрения собеседнику. Вы испытываете скованность в разговоре с оппонентом, стесняетесь высказать даже подготовленную заранее речь. Так возникает непонимание, недомолвки, конфликты.
Казалось бы, так просто — сказать то, что думаешь. Но пока подбираешь нужные слова — их смысл теряется. Как развить коммуникабельность и научиться прямо, открыто вести беседу? Психологи разработали множество практик и тренингов, которые помогают стать отличным оратором.
Коммуникабельность – это способность устанавливать контакт с собеседником, умение быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, новой рабочей среде. В переводе с латинского «communicabilis» означает «поддающийся общению».
Какой же он, коммуникабельный человек? Ему присущи следующие признаки:
- Он преследует конкретную цель. Ясно, четко выражает свои мысли. Он не говорит ради того, чтобы просто не молчать. Он умеет вызывать доверие, находить компромиссы.
- Такой сотрудник знает, в каком русле вести диалог, чтобы добиться максимального результата.
- Ему легко дается манипуляция. Он умеет менять тему разговора, переходя от одного стиля к другому. Уверенно держит себя, харизматичен, легко находит тему для разговора.
- Он способен легко находить общий язык с собеседником любого возраста, статуса, социального положения и национальности.
- С ним интересно как подростку, испытывающему юношеский максимализм, мак и умудренному опытом профессору.
- Качество разговора такого собеседника отличается от пустой болтовни, он владеет полезной и любопытной информацией, а также умеет ее ярко преподнести.
- Ему всегда важна обратная связь и мнение второй стороны. Он воспринимает общение как творческий процесс, импровизирует.
Коммуникабельная личность способна без подготовки выступить перед аудиторией. Это человек, умеющий не только завоевать внимание слушателей, но и управлять им. Лидерство, сдержанность и гибкость характера — его естественные черты.
Чем отличается коммуникабельность от коммуникативности
Часто путаница в значении превращает в загадку сами термины. Коммуникативность — это один из компонентов коммуникабельности и контакта как такового. Это не врожденный, а приобретенный навык, который не только можно развить, но и совершенствовать на протяжении всей жизни.
Коммуникативность это умение передавать информацию, чувства, эмоции, умозаключения в доступной, корректной форме. Это также способность воспринимать информацию, испытывать эмпатию к собеседнику, умение понимать и сопереживать.
Само понятие не всегда является навыком человека. Коммуникативность как качество может охарактеризовать любой инструмент, передающий и воспринимающий информацию.
Коммуникативность – это набор таких качеств как:
- Невербальное общение;
- Управление эмоциями, гневом;
- Активное слушание;
- Понимание эмоций оппонента;
- Умение выражать и отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативность как качество личности нельзя воспринимать только как совокупность умений, этот навык имеет прямое отношение к сегменту потребностей и мотивации.
Как повысить коммуникабельность
Не каждый способен находиться в центре внимания и быть душой компании. Но быть услышанным хотят все.
3 причины развивать навык коммуникабельности:
- Коммуникабельный человек добивается больших успехов в жизни и карьере, полностью реализует себя как личность во всех сферах деятельности. Благодаря мастерству общения хороший оратор имеет больше шансов добиться поставленной цели.
- Умение легко идти на контакт способствует приобретению широкого круга полезных и дружественных связей.
- Личность, умеющая непринужденно находить общий язык с любым человеком, быстро решает конфликты, проявляет гибкость мышления и понимание.
Хотите быть успешным – развивайте коммуникацию, работайте над собой.
Правила коммуникабельности
Если вы хотите, чтобы вокруг вас появлялись позитивные, общительные, интересные и умные собеседники – “Относитесь к людям (и коллегам) так, как хотели бы, чтобы они относились к вам” (с) Ричард Бренсон, СЕО Virgin Group.
Правила продуктивного общения:
- Если вы можете быть инициатором — возьмите управление беседой в свои руки. Для развития коммуникативных способностей достаточно проявить лидерские качества. Важно при этом не переусердствовать, превратившись в диктатора.
- Старайтесь не быть “сухим” в разговоре, проявляйте эмоциональность, эмпатию, интересуйтесь мнением собеседника. Не нужно использовать формальных шаблонов, будьте оригинальны, проявляйте артистизм, творческий подход.
- Будьте оптимистом. К позитивно настроенным людям больше тянутся, с ними советуются, больше откровенничают и рассказывают о себе, более охотно делятся закрытой информацией.
Если вы стеснительный и замкнутый человек — работайте над собой, начните с малого, не бойтесь обсуждать интересную информацию с коллегами, делитесь своим мнением. Коммуникабельному человеку открыты все двери. Не бойтесь проявить индивидуальность.
Упражнения для развития коммуникабельности
Общение – основа не только личных отношений, но и рабочих. Тренинги на коммуникабельность полезны для переговоров, командообразования, в поддержании уверенности в себе, успешных продажах. Общение – это фундамент, на котором держится успех любого бизнеса.
Упражнения и тренинги по коммуникабельности направлены на снятие внутренних барьеров. Они учат навыкам уверенного общения, самопрезентации, умению управлять ходом беседы, находить компромиссы, договариваться. Коллективные тренинги создают доброжелательную, теплую атмосферу поддержки и доверия, которая необходима для эффективной работы группы.
Мы подобрали избранные упражнения на повышение коммуникативного навыка:
“Расскажи о…”
Цель: развитие навыков уверенного общения.
Каждый из участников по очереди берет любой, принадлежащий ему предмет и просит его: «Расскажи о своем хозяине». В процессе тренинга участники могут задавать вопросы из любых сфер деятельности.
“Восточный базар”
Цель: оттачивание навыков делового общения, анализ стратегий достижения целей
Каждый из участников пишет на 5 стикерах свое имя. Листочки сворачиваются и отправляются в коробку. После этого каждый по очереди должен вытянуть 5 бумажек, а потом каждый участник тренинга любыми способами должен вернуть стикеры со своим именем себе.
Первый, собравший полный набор именных стикеров, объявляется победителем. Далее идет обсуждение используемых стратегий.
“Другими словами”
Цель: развитие умения адекватно передавать одну и ту же мысль другими словами.
Участники делятся на группы по 3-5 человек. После этого ведущий говорит одному игроку из каждой команды фразу, состоящую из 5-7 слов. Каждый участник должен донести смысл фразы другими словами своему коллеге (ни одно слово не должно повторяться).
“За того парня”
Цель: тренировка навыков уверенного общения
Участники делятся на пары. Каждый рассказывает друг другу о себе, после чего происходит обмен бэйджиками. После этого одни из участников пары садятся на стул, вторые становятся за его спиной. По очереди каждому игроку все задают вопросы из любых сфер деятельности, стоящий за спиной должен ответить на все вопросы вне зависимости от того знает он точный ответ или нет. В заключение сидящий на стуле должен сказать процент совпадений правильных ответов.
“Как мы похожи!”
Цель: развитие навыков контактирования
Участники делятся по парам. Каждая пара как можно быстрее должна найти и записать общие черты и характеристики друг друга. После каждый участник должен выбрать другого человека и также найти общие характеристики уже с ним. Победителем считается тот, кто первым найдет пять общих черт.
После этапа поиска общих черт и характеристик начинается обсуждение:
- Легко или сложно далось упражнение?
- Насколько быстро и легко было найти общие черты с другими участниками?
- Что помогло установить быстрый контакт?
Упражнения на развитие коммуникативных навыков – мощный инструмент, помогающий в кратчайшие сроки наглядно повысить способность к общению.
10 книг для развития коммуникабельности
- Элизабет Мерманн “Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации”.
- Пол МакГи “Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно”.
- Филип Зимбардо “Как побороть застенчивость”.
- Марк Роудз “Как разговаривать с кем угодно”.
- Марк Гоулстон “Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров”.
- Джеймс Борг “Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей”.
- Джеймс Борг “Секреты общения. Магия слов”.
- Билли Фицпатрик, Венди Сузуки “Странная девочка, которая влюбилась в мозг”.
- Дейл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”.
- Марк Гоулстон “Как разговаривать с мудаками”.
Заключение
В профессиональной деятельности коммуникабельность имеет огромное значение. Общительный сотрудник пользуется авторитетом среди коллег, он способен ставить высокие профессиональные цели и умеет достигать желаемого. Развивайте навыки общения и добивайтесь успехов во всех сферах жизни!
Невербальное общение и язык тела
Что такое язык тела?
Хотя ключом к успеху как в личных, так и в профессиональных отношениях является ваша способность хорошо общаться, громче всего говорят не слова, которые вы используете, а ваши невербальные сигналы или «язык тела». Язык тела — это использование физического поведения, выражений и манер для невербального общения, часто инстинктивное, а не сознательное.
Осознаете вы это или нет, но когда вы взаимодействуете с другими людьми, вы постоянно подаете и получаете бессловесные сигналы. Все ваше невербальное поведение — ваши жесты, поза, тон голоса, степень зрительного контакта — посылают сильные сигналы. Они могут успокоить людей, вызвать доверие и привлечь их к вам, а могут оскорбить, запутать и подорвать то, что вы пытаетесь донести. Эти сообщения не прекращаются, когда вы перестаете говорить. Даже когда вы молчите, вы все равно общаетесь невербально.
В некоторых случаях то, что вы говорите, и то, что вы сообщаете через язык тела, могут быть совершенно разными вещами. Если вы говорите одно, а язык вашего тела говорит другое, ваш слушатель, скорее всего, почувствует, что вы нечестны. Если вы говорите «да», качая головой, например, нет. Столкнувшись с такими смешанными сигналами, слушатель должен выбрать, верить ли вашему вербальному или невербальному сообщению. Поскольку язык тела — это естественный бессознательный язык, который передает ваши истинные чувства и намерения, они, скорее всего, выберут невербальное сообщение.
[Читайте: эффективное общение]
Однако, улучшая свое понимание и использование невербальной коммуникации, вы можете выражать то, что вы действительно имеете в виду, лучше общаться с другими и строить более крепкие и полезные отношения.
Важность невербального общения
Ваши сигналы невербального общения — то, как вы слушаете, смотрите, двигаетесь и реагируете — говорят человеку, с которым вы общаетесь, заботитесь ли вы о том, правдивы ли вы и насколько хорошо ты слушаешь. Когда ваши невербальные сигналы совпадают со словами, которые вы говорите, они повышают доверие, ясность и взаимопонимание. В противном случае они могут вызвать напряжение, недоверие и замешательство.
Если вы хотите лучше общаться, важно стать более чувствительным не только к языку тела и невербальным сигналам других, но и к своим собственным.
Невербальное общение может играть пять ролей:
- Повторение: Оно повторяет и часто усиливает сообщение, которое вы передаете устно.
- Противоречие: Это может противоречить сообщению, которое вы пытаетесь передать, тем самым показывая вашему слушателю, что вы, возможно, говорите неправду.
- Замена: Может заменить устное сообщение. Например, выражение вашего лица часто передает гораздо более яркое сообщение, чем слова.
- Дополнение: Это может добавить или дополнить ваше устное сообщение. Как босс, если вы похлопаете сотрудника по спине в дополнение к похвале, это может усилить воздействие вашего сообщения.
- Акцентирование: Может акцентировать или подчеркивать словесное сообщение. Например, стук по столу может подчеркнуть важность вашего сообщения.
Источник: Важность эффективного общения , Эдвард Г. Вертхейм, доктор философии.
Поговорите с лицензированным терапевтом
Крупнейшая в мире служба терапии. 100% онлайн. Получите консультацию профессионального, лицензированного и проверенного терапевта менее чем за 48 часов.
Получите скидку 20%
Профессиональная онлайн-терапия и инструменты, основанные на проверенных стратегиях когнитивно-поведенческой терапии. Получите мгновенную помощь вместе с вашим собственным персонализированным набором инструментов для терапии.
Получите скидку 20%
Раскрытие партнерской информации
Типы невербального общения
Множество различных типов невербального общения или языка тела включают:
Выражения лица. Человеческое лицо чрезвычайно выразительно, способно передать бесчисленное количество эмоций, не говоря ни слова. И в отличие от некоторых форм невербального общения, выражения лица универсальны. Выражения лица для счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах.
Движение тела и осанка. Подумайте, как на ваше восприятие людей влияет то, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и держитесь, передает миру огромное количество информации. Этот тип невербальной коммуникации включает в себя вашу позу, осанку, позицию и тонкие движения, которые вы совершаете.
Жесты. Жесты вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Вы можете махать, показывать пальцем, манить или использовать руки, когда спорите или оживленно говорите, часто выражая свои мысли жестами, не задумываясь. Однако значение некоторых жестов может сильно различаться в разных культурах. В то время как знак «ОК», сделанный рукой, например, обычно несет положительный посыл в англоязычных странах, он считается оскорбительным в таких странах, как Германия, Россия и Бразилия. Поэтому важно быть осторожным с тем, как вы используете жесты, чтобы избежать неправильного толкования.
Попадание в глаза. Поскольку зрительное восприятие доминирует у большинства людей, зрительный контакт является особенно важным типом невербального общения. То, как вы смотрите на кого-то, может сообщать о многих вещах, включая интерес, привязанность, враждебность или влечение. Зрительный контакт также важен для поддержания беседы и оценки заинтересованности и реакции собеседника.
Сенсорный. Мы много общаемся с помощью прикосновений. Подумайте об очень разных сообщениях, передаваемых, например, слабым рукопожатием, теплыми медвежьими объятиями, покровительственным похлопыванием по голове или контролирующим захватом руки.
Пробел. Вы когда-нибудь чувствовали себя некомфортно во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше пространство? У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта потребность различается в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.
Голос. Это не просто то, что вы говорите, это как вы это говорите. Когда вы говорите, другие люди не только слушают ваши слова, но и «читают» ваш голос. Вещи, на которые они обращают внимание, включают ваш ритм и темп, громкость вашей речи, ваш тон и интонацию, а также звуки, передающие понимание, такие как «ааа» и «угу». Подумайте о том, как тон вашего голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанность или уверенность.
Можно ли подделать невербальное общение?
Существует множество книг и веб-сайтов, которые предлагают советы о том, как использовать язык тела в своих интересах. Например, они могут проинструктировать вас, как сидеть определенным образом, складывать пальцы в замок или обмениваться рукопожатиями, чтобы выглядеть уверенно или доминировать. Но правда в том, что такие уловки вряд ли сработают (если вы действительно не чувствуете себя уверенно и ответственно). Это потому, что вы не можете контролировать все сигналы, которые вы постоянно посылаете о том, что вы на самом деле думаете и чувствуете. И чем больше вы стараетесь, тем более неестественными будут ваши сигналы.
Однако это не означает, что вы не можете контролировать свои невербальные сигналы. Например, если вы не согласны или вам не нравится то, что кто-то говорит, вы можете использовать негативный язык тела, чтобы отвергнуть сообщение человека, например скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать ногой. Вам не обязательно соглашаться или даже нравиться то, что вам говорят, но чтобы эффективно общаться и не заставлять другого человека защищаться, вы можете предпринять сознательное усилие, чтобы избежать отправки негативных сигналов, сохраняя открытую позицию и искренне пытаясь понять, что они говорят и почему.
Как невербальное общение может пойти не так
То, что вы сообщаете с помощью языка тела и невербальных сигналов, влияет на то, как вас видят другие, насколько они вас любят и уважают, а также доверяют ли они вам. К сожалению, многие люди посылают сбивающие с толку или негативные невербальные сигналы, даже не подозревая об этом. Когда это происходит, нарушается и связь, и доверие в отношениях, как показывают следующие примеры:
- Джек считает, что отлично ладит со своими коллегами по работе, но если бы вы спросили любого из них, они бы сказали, что Джек «пугающий» и «очень напряженный». Вместо того, чтобы просто смотреть на вас, он, кажется, пожирает вас своими глазами. И если он берет тебя за руку, он делает выпад, чтобы схватить ее, а затем сжимает так сильно, что это причиняет боль. Джек — заботливый парень, который втайне мечтает, чтобы у него было больше друзей, но его невербальная неловкость держит людей на расстоянии и ограничивает его способность продвигаться по работе.
- Арлин привлекательна и без проблем встречает подходящих мужчин, но ей трудно поддерживать отношения дольше нескольких месяцев. Арлин забавная и интересная, но, несмотря на то, что она постоянно смеется и улыбается, она излучает напряжение. Ее плечи и брови заметно приподняты, голос пронзительный, а тело застыло. Находясь рядом с Арлин, многие люди чувствуют тревогу и дискомфорт. У Арлин есть много интересного, что сводится на нет дискомфортом, который она вызывает у других.
- Тед думал, что нашел идеальную пару, когда встретил Шэрон, но Шэрон не была так уверена. Тед симпатичный, трудолюбивый и красноречивый, но, кажется, больше заботится о своих мыслях, чем о мыслях Шэрон. Когда Шэрон было что сказать, Тед всегда был готов с дикими глазами и опровержением, прежде чем она успевала закончить свою мысль. Из-за этого Шэрон почувствовала, что ее игнорируют, и вскоре она начала встречаться с другими мужчинами. Тед проигрывает на работе по той же причине. Его неспособность слушать других делает его непопулярным среди многих людей, которыми он больше всего восхищается.
Эти умные, благонамеренные люди изо всех сил пытаются найти общий язык с другими. Печально то, что они не знают о невербальных сообщениях, которые они передают.
[Читайте: Советы по построению здоровых отношений]
Если вы хотите эффективно общаться, избегать недопонимания и наслаждаться прочными, доверительными отношениями как в социальном, так и в профессиональном плане, важно понимать, как использовать и интерпретировать язык тела, а также улучшить свои невербальные навыки коммуникации.
Как улучшить невербальную коммуникацию
Невербальная коммуникация — это быстро протекающий процесс, который требует полной концентрации на текущем опыте. Если вы планируете, что собираетесь сказать дальше, проверяете свой телефон или думаете о чем-то другом, вы почти наверняка пропустите невербальные сигналы и не до конца поймете тонкости того, что сообщается. Помимо полного присутствия, вы можете улучшить невербальное общение, научившись справляться со стрессом и развивая свою эмоциональную осведомленность.
Научитесь справляться со стрессом в данный момент
Стресс ставит под угрозу вашу способность общаться. Когда вы находитесь в состоянии стресса, вы, скорее всего, неправильно интерпретируете других людей, посылаете сбивающие с толку или отталкивающие невербальные сигналы и впадаете в нездоровые модели поведения коленного рефлекса. И помните: эмоции заразительны. Если вы расстроены, это, скорее всего, расстроит других, что усугубит плохую ситуацию.
Если вы чувствуете себя подавленным стрессом, сделайте перерыв. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем вернуться к разговору. Как только вы восстановите свое эмоциональное равновесие, вы почувствуете себя лучше подготовленными к тому, чтобы справиться с ситуацией в позитивном ключе.
Самый быстрый и надежный способ успокоиться и справиться со стрессом в данный момент — это использовать свои чувства — то, что вы видите, слышите, обоняете, пробуете и осязаете, — или с помощью успокаивающих движений. Например, рассматривая фотографию вашего ребенка или домашнего животного, вдыхая любимый запах, слушая определенное музыкальное произведение или сжимая мячик для снятия стресса, вы можете быстро расслабиться и переориентироваться. Поскольку все реагируют по-разному, вам, возможно, придется поэкспериментировать, чтобы найти сенсорный опыт, который лучше всего подходит для вас.
Развивайте свою эмоциональную осведомленность
Чтобы подавать точные невербальные сигналы, вам нужно осознавать свои эмоции и то, как они на вас влияют. Вы также должны уметь распознавать эмоции других и истинные чувства, стоящие за сигналами, которые они посылают. Вот тут-то и появляется эмоциональная осведомленность.
[Читать: Улучшение эмоционального интеллекта (EQ)]
Эмоциональная осведомленность позволяет вам:
- Точно читать других людей, включая эмоции, которые они испытывают, и невысказанные сообщения, которые они говорят. повторная отправка.
- Создайте доверие в отношениях, посылая невербальные сигналы, которые совпадают с вашими словами.
- Отвечайте так, чтобы показать другим, что вы понимаете и заботитесь о них.
Многие из нас оторваны от своих эмоций — особенно сильных эмоций, таких как гнев, печаль, страх, — потому что нас учили отключать свои чувства. Но хотя вы можете отрицать или подавлять свои чувства, вы не можете их устранить. Они все еще там, и они все еще влияют на ваше поведение. Однако, развивая свое эмоциональное осознание и связывая даже неприятные эмоции, вы получите больший контроль над тем, как вы думаете и действуете. Чтобы начать развивать свое эмоциональное сознание, практикуйте медитацию осознанности из бесплатного набора инструментов эмоционального интеллекта HelpGuide.
Как читать язык тела
Как только вы разовьете свои способности справляться со стрессом и распознавать эмоции, вы начнете лучше читать невербальные сигналы, посылаемые другими людьми. Также важно:
Обращать внимание на несоответствия. Невербальное общение должно подкреплять сказанное. Говорит ли человек одно, а язык его тела говорит другое? Например, говорят ли они вам «да», качая головой «нет»?
Посмотрите на сигналы невербальной коммуникации как на группу. Не придавайте слишком большого значения одному жесту или невербальному сигналу. Учитывайте все невербальные сигналы, которые вы получаете, от зрительного контакта до тона голоса и языка тела. В совокупности их невербальные сигналы согласуются или не согласуются с тем, что говорят их слова?
Доверяйте своим инстинктам. Не отказывайтесь от своего внутреннего чутья. Если вы чувствуете, что кто-то нечестен или что-то не складывается, возможно, вы замечаете несоответствие между вербальными и невербальными сигналами.
Оценка невербальных сигналов
Зрительный контакт – Устанавливает ли человек зрительный контакт? Если да, то это слишком интенсивно или в самый раз?
Выражение лица – Что показывает их лицо? Оно похоже на маску и невыразительно или эмоционально присутствует и наполнено интересом?
Тон голоса – Излучает ли голос человека теплоту, уверенность и интерес или он напряжен и заблокирован?
Поза и жесты – Их тело расслаблено или неподвижно? Их плечи напряжены и приподняты или расслаблены?
Прикосновение – Есть ли физический контакт? Соответствует ли это ситуации? Это заставляет вас чувствовать себя некомфортно?
Интенсивность – Человек кажется плоским, хладнокровным и незаинтересованным, или чрезмерным и мелодраматичным?
Время и место – Свободен ли поток информации туда и обратно? Невербальные ответы приходят слишком быстро или слишком медленно?
Звуки – Слышите ли вы звуки, указывающие на интерес, заботу или заботу со стороны человека?
Последнее обновление или пересмотр от 1 марта 2023 г.
Элементы процесса коммуникации
Кодирование и декодирование
Кодирование говоря эти слова, чтобы передать сообщение. Итак, если вы хотите объяснить своей тете, как добраться до своей новой квартиры, вы должны представить себе пейзаж, улицы и здания, а затем выбрать лучшие слова, описывающие маршрут, чтобы ваша тетя могла найти вас.
Декодирование — это процесс, обратный прослушиванию слов, размышлению о них и превращению этих слов в мысленные образы. Если бы ваша тетя пыталась найти дорогу к вашей квартире, она бы выслушала ваши слова, связала бы эти слова с улицами и достопримечательностями, которые она знает, а затем сформировала бы мысленную карту того, как добраться до вас. «Правильное использование языка» Рэмси (глава 10) дает дополнительное представление о процессах кодирования и декодирования.
Коммуникатор
Термин коммуникатор относится ко всем людям, участвующим во взаимодействии или речи. Он используется вместо отправителя и получателя, потому что, когда мы общаемся с другими людьми, мы не только отправляем сообщение, но и получаем сообщения от других одновременно. Когда мы говорим, мы наблюдаем за невербальным поведением других , чтобы увидеть, понимают ли они нас, и оцениваем их эмоциональное состояние. Информация, которую мы получаем из этих наблюдений, известна как обратная связь. По телефону мы прислушиваемся к паралингвистическим сигналам, таким как высота тона, тон, громкость и наполнители (т. Это означает, что общение не является односторонним процессом. Даже в ситуации публичного выступления мы наблюдаем и слушаем ответы слушателей. Если зрители заинтересованы, согласны и понимают нас, они могут наклоняться вперед на своих местах, кивать головами, иметь положительное или нейтральное выражение лица и давать благоприятные голосовые сигналы (например, смех, «Правильно», «Угу, или «Аминь!»). Если зрителям наскучило, они не согласны или сбиты с толку нашим сообщением, они могут писать сообщения или отворачиваться от нас, качать головами, иметь недовольные или смущенные выражения на лицах или произносить оппозиционные голосовые реплики (например, стоны: «Я не не думаю», «Это не имеет смысла» или «Ты сумасшедший!»). Таким образом, коммуникация — это всегда транзакционный процесс — обмен сообщениями.
Сообщение
Сообщение включает те вербальные и невербальные действия, которые разыгрываются коммуникаторами и осмысленно интерпретируются другими. Вербальная часть сообщения относится к словам, которые мы произносим, в то время как невербальная часть включает наш тон голоса и другие неречевые компоненты, такие как внешний вид, поза, жесты и движения тела, поведение глаз, то, как мы используем пространство, и даже то, как мы пахнем. Например, человек, который встает, чтобы выступить в красивом костюме, будет воспринят более позитивно, чем человек, произносящий точно такую же речь в спортивном костюме и футболке с рисунком. Или, если спикер монотонным голосом попытается убедить других пожертвовать на благотворительность, которая строит колодцы в бедных африканских деревнях, он не будет так эффективен, как спикер, который произносит ту же речь, но говорит торжественным тоном. Если когда-либо возникает конфликт между вербальной и невербальной частями сообщения, люди обычно верят невербальной части сообщения. Чтобы проверить это, напрягите мышцы, сожмите кулаки по бокам, сдвиньте брови, поджмите губы и скажите кому-нибудь резким голосом: «НЕТ, я НЕ сержусь!» Посмотрите, верят ли они вашим словам или невербальному поведению.
Сообщение также может быть преднамеренным или непреднамеренным. Когда сообщение является преднамеренным, это означает, что у нас в уме есть образ, который мы хотим передать аудитории или человеку в разговоре, и мы можем успешно передать образ из нашего разума в умы других с относительной точностью. Непреднамеренное сообщение отправляется, когда сообщение, которое мы хотим передать, не совпадает с сообщением, которое получает другой человек. Допустим, вы возвращаетесь с прогулки со своей второй половинкой, и она или он спрашивает: «Ты хорошо провел время?» Вы хорошо провел время , но когда его спросили, его отвлекла реклама по телевизору, поэтому вы ответили нейтральным тоном: «Конечно, мне было весело». Ваша вторая половинка может истолковать ваш апатичный тон голоса и отсутствие зрительного контакта как означающие, что вы не получили удовольствия от вечера, хотя на самом деле вы его получили. Таким образом, как коммуникаторы, мы не всегда можем быть уверены, что сообщение, которое мы хотим передать, интерпретируется так, как мы предполагали.
Канал
Канал — это просто средство, по которому передается сообщение. В общении лицом к лицу канал задействует все наши чувства, поэтому канал — это то, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и, возможно, пробуем на вкус. Когда мы общаемся с кем-то онлайн, канал — это компьютер; при отправке текстовых сообщений каналом является мобильный телефон; а при просмотре фильма по кабелю каналом является телевизор. Канал может иметь огромное влияние на то, как интерпретируется сообщение. Прослушивание записи выступающего не оказывает такого же психологического воздействия, как прослушивание того же выступления лично или просмотр этого человека по телевизору. Одним из известных примеров этого является 1960 телевизионных президентских дебатов между Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном. Согласно History.com (2012), на камеру Никсон отвел взгляд от камеры на репортеров, задающих ему вопросы, он был потным и бледным, у него была щетина на лице, и он был одет в серый костюм, который растворялся в фоне. «Мэр Чикаго Ричард Дж. Дейли, как сообщается, сказал [о Никсоне]: «Боже мой, они забальзамировали его еще до того, как он умер». [1] Кеннеди, с другой стороны, смотрел в камеру, был загорелым, носил темный костюм, который выделял его на фоне, и казался спокойным после того, как провел все выходные с помощниками, тренировавшимися в гостиничном номере. . Большинство из тех, кто слушал радиопередачу дебатов, считали, что это была ничья или что Никсон победил, в то время как 70% тех, кто смотрел теледебаты, считали, что Кеннеди был победителем.
«Дебаты Кеннеди Никсона» от United Press International. Всеобщее достояние.
Шум
Следующим аспектом модели коммуникации является шум. Шум относится ко всему, что мешает передаче или приему сообщений (т. е. передаче изображения из вашей головы в головы других). Существует несколько различных типов шума. Первый тип шума — это физиологический шум , и он относится к телесным процессам и состояниям, которые мешают передаче сообщения. Например, если у выступающего болит голова или он заболел гриппом, или если слушателям жарко или они голодны, эти условия могут повлиять на точность сообщения. Второй тип шума – это психологический шум. Психологический шум относится к психическим состояниям или эмоциональным состояниям, которые препятствуют передаче или приему сообщений. Например, если кто-то только что расстался со своей второй половинкой, или если он беспокоится о своей бабушке, которая находится в больнице, или если он думает о своем списке покупок, это также может мешать процессам общения. Третий тип шума — это фактический физический шум, , и это будет просто фактический уровень звука в комнате. Громкая музыка на вечеринке, множество голосов возбужденно разговаривающих людей, газонокосилка прямо за окном или что-то слишком громкое будет мешать общению. Последний тип шума — это культурный шум. Культурный шум относится к интерференции сообщений, возникающей из-за различий в мировоззрении людей. Мировоззрение более подробно обсуждается ниже, но достаточно сказать, что чем больше разница в мировоззрении, тем труднее понять друг друга и эффективно общаться.
Мировоззрение
«Второе самое известное лицо в Пушкаре» Шрейанса Бхансали. CC-BY-NC-SA.
Большинство людей не задумываются о процессе общения. В большинстве наших взаимодействий с другими мы действуем на автопилоте. Хотя процесс кодирования и декодирования может показаться довольно простым, на самом деле он намного сложнее, чем кажется. Причина этого в том, что у всех нас разное мировоззрение. Мировоззрение — это общая структура, посредством которой человек видит, думает, интерпретирует мир и взаимодействует с ним. Наше мировоззрение состоит из пяти основных компонентов.
1. Эпистемология – это способ приобретения знаний и/или того, что считается знанием. Подумайте о процессе проведения исследования. Тридцать лет назад, чтобы найти ряд фактов, нужно было использовать картотеку и рыться в полках библиотек в поисках книг. Теперь исследователи могут получить доступ к тысячам страниц информации через свой компьютер, не выходя из собственного дома. Эпистемология связана с публичными выступлениями, потому что она регулирует предпочтительные стили обучения членов аудитории и то, кого или что они считают заслуживающими доверия источниками.
2. Онтология относится к нашей системе убеждений, к тому, как мы видим природу реальности или что мы считаем истинным или ложным. Мы можем (или не можем) верить в пришельцев из космоса, в то, что масло вредно для здоровья, в то, что Стилерс выиграют Суперкубок, или в то, что человечество вымрет через 200 лет. Спичрайтеры должны быть осторожны, чтобы не предположить, что члены аудитории разделяют одни и те же убеждения. Если оратор утверждает, что болезни можно помочь с помощью молитвы, но несколько человек в аудитории являются атеистами, в лучшем случае оратор потерял доверие, а в худшем случае эти слушатели могут быть оскорблены.
3. Аксиология представляет нашу систему ценностей или то, что мы считаем правильным или неправильным, хорошим или плохим, справедливым или несправедливым. Один из способов узнать, что люди ценят, — это спросить их, каковы их цели или какие качества они ищут в спутнике жизни. Наши ценности отражают то, на что мы надеемся, а не реальность. Ценности могут оказывать влияние на несколько уровней процесса публичного выступления, но, в частности, ценности влияют на авторитет говорящего и его эффективность в убеждении. Например, в некоторых культурах женщины ценят скромную одежду, поэтому говорящая женщина в блузке без рукавов во время выступления может потерять доверие некоторых слушателей. Или, если зрители ценят свободу ношения оружия выше преимуществ государственного регулирования, выступающему будет трудно убедить их проголосовать за более строгое законодательство о контроле над оружием.
4. Космология означает то, как мы видим наше отношение к вселенной и другим людям. Космология диктует наш взгляд на отношения власти и может включать в себя наши религиозные или духовные убеждения. Спорные речевые темы (такие как всеобщее здравоохранение и смертная казнь) часто связаны с этим аспектом мировоззрения, поскольку мы должны учитывать нашу ответственность перед другими людьми и нашу способность влиять на них. Интересно, что космология также может играть роль в таких логистических аспектах, как то, кому разрешено говорить, порядок выступающих в расписании (например, от самого важного к наименее важному), количество времени, в течение которого говорящий должен говорить, расположение сидений на помост, и кто получает передние места в аудитории.
«Суперфанаты НФЛ» от HMJD02. CC-BY-SA.
5. Праксиология обозначает предпочитаемый нами метод выполнения повседневных задач или наш подход к решению проблем. Некоторые спичрайтеры могут начать работу над своими планами, как только узнают, что им нужно будет выступить с речью, в то время как другие могут подождать несколько дней до начала подготовки своей речи (мы не рекомендуем такой подход). Праксиология также может влиять на предпочтения говорящего в отношении стиля изложения, методов аранжировки основных моментов и выбора слайдов (например, Power Point или Prezi).
Всегда полезно изучить то, с чем вы не согласны, попытаться понять другой образ жизни или чужое мировоззрение. Мне нравится, когда мне бросают вызов таким образом, и в конечном итоге я всегда узнаю что-то, чего не знал. – Лора Линни
Очень важно понимать мировоззрение, потому что оно оказывает глубокое влияние на процесс кодирования и декодирования и, следовательно, на нашу способность быть понятыми другими. Попробуйте этот простой эксперимент. Попросите двух или трех человек молча представить себе собаку, пока вы одновременно представляете собаку. «Собака» очень конкретное слово (слово, описывающее материальный объект, воспринимаемый органами чувств), и это одно из первых слов, которые дети в Соединенных Штатах учат в школе. Подождите несколько секунд, а затем спросите каждого человека, о какой собаке он думал. Это был чихуахуа? Борзая? Золотистый ретривер? Ротвейлер? Или какая-то другая собака? Скорее всего, у каждого человека, которого вы спрашивали, в голове был другой образ, отличный от вашего. Это наше мировоззрение на работе.
«Лазанья» Дэвида К. CC-BY-SA.
В качестве дополнительной иллюстрации вы можете сказать коллеге: «Мне не терпится вернуться домой на выходных — у нас будет лазанья!» Кажется довольно четким утверждением, не так ли? К сожалению, это не так. Хотя «лазанья» также является конкретным словом, наше мировоззрение заставляет нас по-разному интерпретировать каждое слово в утверждении. Где дом?» Кто готовит еду? Какие ингредиенты будут использоваться в лазанье? Это блюдо едят как обычную еду или по особому случаю? Будут ли остатки? Друзья приглашены? Поскольку каждый, кто ел лазанью, имел разное представление о кухне, у всех у нас возникает разный образ, когда мы слышим утверждение «…у нас есть лазанья!»
Ситуация осложняется тем, что чем более абстрактным становится слово, тем больше возможностей для интерпретации. Абстрактные слова (слова, которые относятся к идеям или понятиям, оторванным от материальной реальности), такие как «мир», «любовь», «безнравственность», «справедливость», «свобода», «успех» и «честь», могут иметь несколько различных значений; каждый из которых основан на мировоззрении. Коммуникаторы имеют свое собственное уникальное мировоззрение, которое формирует как процессы кодирования, так и декодирования, а это означает, что мы никогда не сможем быть полностью поняты другим человеком. Жители Среднего Запада могут называть газированные напитки «поп», в то время как жители Восточного побережья могут говорить «газировка», а жители Джорджии — «кока-кола». Даже когда используются простые термины, такие как «дуб» или «пожарный гидрант», каждый слушатель будет формировать свой ментальный образ при расшифровке сообщения. Никогда не принимайте общение как должное и никогда не предполагайте, что ваш слушатель поймет вас. Нужно много работать, чтобы заставить аудиторию понять себя.
Контекст дает 80 баллов IQ. — Алан Кей
Контекст
«Техника разговора» Армии США. CC-BY.
Последним элементом процесса коммуникации является контекст , в котором происходит речь или взаимодействие. В 1980-х годах контекст преподавался как реальная физическая обстановка, в которой происходило общение, например, в месте отправления культа, в квартире, на рабочем месте, в шумном ресторане или в продуктовом магазине. В каждом из этих мест люди общаются по-разному, поскольку существуют неписаные правила общения (называемые норм ), которые управляют этими настройками. Совсем недавно концепция контекста развилась и расширилась, включив в нее тип отношений, которые мы имеем с другими людьми, и коммуникативные правила, регулирующие эти отношения. Таким образом, вы не говорите со своим лучшим другом так же, как с маленьким ребенком, вашим родителем, вашим начальником, врачом или полицейским. И вы можете говорить со своим лучшим другом в своей квартире по-другому, чем в доме ваших родителей, и ваше общение также может измениться, когда вы оба проводите выходные с друзьями.