О смысле жизни ницше: Проблема смысла жизни в философии Ницше: desinfection — LiveJournal

Проблема смысла жизни в философии Ницше: desinfection — LiveJournal

?
Categories:
  • Религия
  • Философия
  • Cancel
Главный смысл ницшевского «Антихристианина» заключается в радикальном осуждении христианства как «морали рабов», как одной из самых влиятельных форм нигилизма, подавляющей творческие силы человека.

   Евангелие — «бесстыжее учение о личном бессмертии», оно убивает истинные мысли Иисуса, исковерканные и фальшиво переданные Павлом. Оно переносит человеческую жизнь в мир иной, лишая её тяжести и уничтожая тем самым естественные инстинкты. Все гуманистические цели под влиянием равняющего всех христианства теряют свою силу.

Христианство — это иллюзия, что ради человека будут нарушаться законы природы, это пропаганда себялюбия. Это «восстание пресмыкающихся по земле против всего, что стоит и высится».
   Как филолог, Ницше доказывает всю абсурдность, противоречивость и направленность против человека библейских книг. Чем человек ущербней и слабее, тем больше смыслом жизни для него является равенство с остальными людьми, тем больше он отдает «вере» решающее место в жизни. А это противоречит естественному ходу жизни, считает Ницше, нарушает законы природы. Благородные идеалы, радость, развитие — вот основные инстинкты человека. Христианские понятия «совершенства» и «святости» немыслимы без испорченного тела, без больного тела. Это учение отвергает естественность телесности, саму телесность считает греховной и порочной, что противоречит принципам природы. Божественно в этой религии все страдающее, и направлена она против всего здорового.
   Уничтожив культуру европейцев, христианство является величайшей трагедией человечества. Смысл христианской доктрины противоречит сущности человека.«Жить так, чтобы в жизни не было смысла» — вот что говорит Ницше. Отказаться от проповедования своей никчемности, от смирения, покорности судьбе, а творить её самому, следовать своим инстинктам, сгорать и возрождаться.
___________________________
Сумерки богов. М., 1990. С. 62 — 63.

Tags: антропология, философикус

Subscribe

  • Не пишется, не спится

    Вот почему некоторые люди любят писать и пишут, а некоторые, как я, имеют тонну полезной информации, но заставить себя писать не могут?…

  • Сил моих больше нет… Внимание! Жесткий спойлер на «Начало»! До просмотра не читать!

    — Вот я тебе скажу: «Не думай о слонах». О чем ты думаешь? — О слонах. — Да, но это моя идея. Первый сон Кобба…

  • Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс

    Философия Хосе Ортега-и-Гассета основывается на жизни, на непосредственном переживании, на времени, понятом как история. Он не признает…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

48. Философия жизни Ницше о сущности человека и смысле жизни

В основе философии Ницше лежали следующие основополагающие принципы:

— Ценность жизни как единственная безусловная ценность

— Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти» (эта воля – основа права сильного, она превыше всех моральных, религиозных)

— Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

С т.з. права сильного и понятия воли к власти Ницше выводит все основания своей морали. Он утверждает, что она возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. ОН призывал пересмотреть принципы христианской морали: «хорош тот, кто терпит страдания, болеет, мучается, а знатные и могущественные – отвергнуты богом».

По поводу формы гос устройства Ницше также придерживался положений и принципов «Морали господ», например он отвергал демократию – показатель упадка и разложения власти. Всем требованиям морали господ удовлетворят сверхчеловек – центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Существовали генетические характеристики сверх человека и фенотипические признаки. Кроме того существовала двойная мораль сверхчеловека: по отношению друг к другу – это дружелюбные люди, а по отношению к «чужим» – они руководствуются инстинктами. В качестве особенности сверхчеловека Ницше называл аристократичность, он презирал буржуазию – лишь по случаю возвысившуюся над другими. Лишь сильный человек способен удержать власть. Проблема в том, что сверхчеловека еще не существует, его надо создать, тогда он займет место бога.

А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше. продолжили традиции немецкого романтизма в индивидуалистической философии. Гл.категория- категория жизни, которая понималась как целостный, единый, непрерывно развивающийся процесс, в котором исчезают различия м/у материальным и идеальным, субъективным и объективным, исчезает противопоставление человека миру(субъкт-объект) и они объединяются в тотальном потоке жизни.

3 направления философии жизни: 1) биологически натуралистическое (А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше).Самое важное – жизнь человека ,как существа объединяющего природное(биологическое) и духовное начала, отрицание соц сущности человека свидетельствует об индивидуализме. 2) космологическое (Анри Бернон) рассматривал жизнь как универсальную космическую силу, проявляющуюся в неорганической и органической природе. Познать жизнь можно только растворившись в потоке жизни и главным средством познания явл интуиция. Бернон – направение в познании – интуицивизм. 3)

культурологическое (Шпенглер, Дильтей, Зиммель)Гл. предметом исследования этих философов было исследование культуры, которую рассматривали как проявление жизни души. Постижение культуры – проникновение в душу культуры. СВЕРХЧЕЛОВЕК, по Ницше, является субъектом «новой морали». Он пишет: «Красота сверхчеловека явилась мне, как тень. О, братья мои! Что мне теперь боги!» Здесь — отказ от христианства, связанный с истолкованием его генезиса как религиозной санкции «морали рабов».
На место христианской религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке.      Ницше выступает против демократии, утверждая: «Так с неизбежностью образуется песок человечества: все очень одинаковые, очень маленькие, очень круглые, очень уживчивые, очень скучные». Демократия является для него адекватной формой господства «низкого» человеческого начала. Ницше резко негативно относится к идеям социализма, утверждая, что социалисты «прокладывают посредственным натурам свободный путь», предлагают «додуманную до конца тиранию низших и глупейших».          Ницше считал социализм невозможным, потому что «собственников всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять характер чего-то большего, чем приступ болезни: и эти собственники как один человек держатся той веры, что «надо иметь нечто, чтобы быть чем-нибудь», Иметь и желать иметь больше, рост, одним словом, — в этом сама жизнь».      Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием, и в определенном смысле прав неокантианский историк философии Виндельбанд, усмотревший в философии Ницше протест против угнетения личности.
Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него — стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности.

Путь Фридриха Ницше к тому, кто мы есть

После часа или двух ежедневной вечерней прогулки я говорю себе, что должен пойти домой и почитать. Но иногда мне хочется продолжить прогулку с моим другом. Я хочу спать в 4 утра после просмотра фильмов о зомби на Нетфликсе подряд. Я хочу вставать поздно, а затем писать, и пусть день формирует свой график.

Но во время фильмов про зомби я все время смотрю на часы. MacBook выдает предупреждение о низком заряде батареи, но я не подключаю зарядное устройство, так как хочу, чтобы компьютер спал естественным образом. И тогда мы тоже можем спать. Но потом мы еще немного бодрствуем и говорим о нашей жизни.

С каждым часом я понимаю, что время моего пробуждения смещается на один час, и что мне нужно лечь пораньше и начать следующий день с новой утренней пробежки. Но я продолжаю разговор, потому что именно этого я и хотел в тот момент.

А на следующий день, когда я начинаю писать в 11, я размышляю о драгоценном времени, которое я потерял, вставая поздно.

Читайте также: Как составить расписание – чтобы жить и работать лучше

Почему мы не можем делать то, что хотим, когда хотим?

Почему мы думаем о будущем — самом неопределенном и непредсказуемом — а не о настоящем? Почему мы следуем так много маленьких ежедневных привычек?

Чего мы хотим от жизни?

Почему мы с семьей ждем воскресенья, чтобы пообедать?

Почему мы строим дом и живем в нем, идем в офис и возвращаемся, чтобы снова и снова делать то же самое?

 Как выбрать между амбициями и счастьем?

Все успешные люди много работают. Но доставляет ли удовольствие весь процесс? Если нет, то над чем они работают? В конце концов, они отдают все свои доходы на благотворительность. Ясно, что причина была не в деньгах (по крайней мере, не для всех). Они делают Amor Fati, страдание на языке немецкого философа Ницше, неотъемлемой частью своей жизни.

Илон Маск оставался на своем посту сорок восемь часов подряд, когда запустил X.Com (теперь Paypal), чтобы убедиться, что все работает. Не все эти непрерывные сорок восемь часов были бы приятными.

Но, несмотря на всю тяжелую работу, все эти успешные люди полны вдохновения, решимости и сосредоточенности.

Почему они сделали такой выбор, который заставляет их всю жизнь проживать бесконечные испытания? Почему бы им не сосредоточиться на том, чтобы наслаждаться каждым моментом?

Все говорят, живи настоящим. Наслаждайтесь настоящим. Но они также говорят, делайте то, что вы должны делать.

Почему бы нам не предаваться сиюминутным удовольствиям, а откладывать их на то, что мы должны делать?

Читайте также: Вновь изучаем самые важные принципы жизни –  С Маленьким принцем Антуана де Сент-Экзюпери

Чтобы ответить на эти вопросы, я углубляюсь в философию. В конце концов, Уилл Дюран сказал: «Философия должна обеспечивать синтез мудрости».

Несмотря на то, что немецкий философ Фридрих Ницше был объявлен сумасшедшим, он оставил нам некоторые из наиболее заставляющих задуматься философий девятнадцатого века.

Сумасшествие Ницше можно выразить его собственными словами: «Возможно, я лучше всех знаю, почему человек — единственное смеющееся животное: он один так мучительно страдает, что был вынужден изобрести смех».

Все, что он сказал, еще не имело смысла. Уилл Дюран сказал, что умер ранней смертью и не дожил до того, чтобы увидеть ошибки в своих аргументах. Но мировые философы также пришли к выводу, что книга Ницше «Так говорил Заратустра» была одной из лучших книг того времени.

Потому что Ницше предлагает нам не только философию, но и новую надежду и новую цель для всего человечества и каждого из нас.

Согласно Ницше, цель человечества — эволюционировать в свою лучшую версию. Цель каждого из нас — превзойти самих себя. Цель не в том, чтобы все время быть счастливым, все время наслаждаться и не страдать. Цель состоит в том, чтобы стать теми, кем мы себя считаем, и принять страдание как часть этого путешествия.

Читайте также: В чем смысл жизни? И эта воля созидания должна быть настолько сильна, чтобы подтачивать все остальное.

Некоторые люди хотят читать по тридцать книг в год. Чтобы иметь возможность сделать это, иногда им, возможно, придется противостоять инерции продолжения просмотра телевизора и вместо этого читать. Когда они начинают читать, они получают удовольствие, но приобщение к чтению может быть нелегким.

Жизнь делится на такие моменты порывов и сознательных решений, моменты немедленных и грядущих удовольствий.

Когда мы позволяем воле творения одолеть нас, это делает нас внимательными в такие моменты. Все эти моменты настоящего объединятся и приблизят нас к тому, где, по нашему мнению, мы должны быть или кем должны стать, что, в свою очередь, сделает нас счастливыми и удовлетворит нас в долгосрочной перспективе.

Как только мы начинаем принимать страдание, которое приходит как часть этой воли и работы, наш разум также расслабляется.

Читайте также: Открытое письмо на мой взгляд

Тысячи слов, которые я пишу, никому не доходят. Это заняло бы у меня часы, дни, месяцы и годы отупляющей борьбы на пластиковом стуле в моей комнате, в компании выключенного телефона, минимальных материальных удовольствий и отказов от публикаций.

Все это для чего? Продолжать двигаться к осмысленной жизни, которую я придумал для себя.

Причины у всех разные. Некоторые из нас хотят бегать марафоны. Некоторые из нас хотят быть лучшими программистами. Некоторые из нас хотят подняться на Килиманджаро. Некоторые из нас хотят быть лучшими отцами.

Мы все регулируем свою жизнь, чтобы достичь того, чего мы хотим достичь. И это нормально — потому что мы движемся к той версии себя и нашего окружения, которая имеет для нас большее значение и которая, как мы думаем, предназначена для нас.

В этом путешествии вам не избежать страданий. Это никогда не было целью.

Если бы Бенджамин Франклин, Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди, Эйнштейн, Нельсон Мандела, Стив Джобс проводили свою жизнь в сиюминутных удовольствиях, не переживая никакой борьбы, мир был бы лишен электричества, мира, независимости, демократии, энергии , и сбивающая с толку технология.

Возможно, ты уже выбрал путь — свою цель, свое желание.

Помните: ваша сила воли — это лодка, плывущая по реке вашей жизни. Это держит вас на плаву. Вы должны продолжать двигаться в направлении своей цели. Вы должны заниматься правильной деятельностью в нужное время. Но разработка правильного мероприятия и его правильного времени находится в ваших руках.

Давайте адаптируемся к формуле Ницше —  превзойти самих себя, чтобы стать нашей лучшей версией будущего — что бы это ни значило для каждого из нас. Давайте будем независимыми, проложим свой путь, будем работать над нашими амбициями и примем некоторую боль как часть жизни для достижения больших амбиций. Наслаждение будет приходить и уходить по мере нашего продвижения в этом путешествии, но это не единственный важный компонент.

Давайте выясним, что важно для нас, чтобы стать теми, кем мы хотим быть.

Давайте все вспомним Ницше — сумасшедшего — и согласимся с тем, что вместо того, чтобы отступать по ступеням, по которым мы только что поднялись, мы должны продолжать восхождение.

Это единственная цель. Это единственная цель.

Читайте также: Как достичь своих целей — 12 принципов, которых я придерживаюсь с пятнадцати лет

 

Как вы выбираете между амбициями и счастьем?

*****

Пожертвуйте, чтобы я продолжал работать!

В течение пяти лет я читал и писал день и ночь, чтобы сохранить «На моем холсте» — мою пищу и центр жизни — продолжать жить. Все здесь и мой еженедельный информационный бюллетень «Взгляд внутрь» бесплатны. Без рекламы. Никаких спонсоров. Если у вас были хорошие моменты, когда вы читали мои посты, или вы почувствовали надежду в одинокий день, подумайте о том, чтобы сделать единовременное или постоянное пожертвование. Я буду очень признателен (Вы можете отменить в любое время).

*****

Хотите подобное вдохновение и идеи в вашем почтовом ящике? Подпишитесь на мою бесплатную еженедельную рассылку «Взгляд внутрь себя»!

Фолькер Герхардт, Фридрих Ницше — Колледж Хантер

Мюнхен: CH Beck, 4-е издание, 2006 г. 247 стр. + 9 фотографий. ISBN 978-3-406-54123-0. Бумага, 14,90 €.

Отзыв Никола Никодемо

Перевод Джейкоба Румпа, Университет Эмори

В своей книге Фридрих Ницше (первоначально опубликованной в 1992 г. и с тех пор несколько раз переиздававшейся) Фолькер Герхардт с самого начала ясно дает понять, что Ницше следует рассматривать в числе парадигматических современных классических фигур философии. Ницше успешно становится символом своей эпохи, превращая само свое существование в произведение искусства. Он единственный философ, у которого пафос заменяет доказательство: «Трагическое, которое он пытался выразить теоретически, выражается непосредственно, в [самом] его существовании» (79).

).

Это происходит, по Герхардту, потому, что Ницше преследует вопрос о смысле жизни: «Вопрос, которым Ницше радикально современным образом анализирует все вопросы философии, — это вопрос о смысле. Он первый употребил […] формулу «смысла жизни» [ Sinn des Lebens ] буквально» (67). Вопрос о смысле составляет, по сути, основную философскую проблему, которая доминирует в философии Ницше с самого начала и через проект его более поздних работ о «переоценке всех ценностей» (67–75).

Заменив кантианский вопрос «Что есть человек?» вопросом «Кто я?», Ницше направляет наше внимание на человека как индивидуальность. Затем он раскрывает субъектно-относительную природу ценностей: Ценности — это понятия [ Vorstellungen ], которые служат человечеству, формируя горизонт деятельности [ Handlungshorizont ], и сопротивляются представлению в терминах объективного содержания. Единственное, что имеет существенное значение, так это их эффективность. Таким образом, «бессмысленно говорить о всеобщих ценностях в природе» (70).

Не только невозможно определить ценность существования, трудно даже найти смысл в существовании. То есть, если каждое действие можно проследить до предшествующей цели, то, чтобы не попасть в регресс до бесконечности нужна конечная цель. Но когда мы спрашиваем себя об этой конечной цели, сам вопрос неизбежно остается без ответа. «Именно рационально развитый смысл жизни приводит к абсурду! Именно этот наиболее рациональный вывод заставляет Ницше искать жизнеутверждающий смысл — уже не в разуме, а в искусстве» (71). Таким образом, Герхардт понимает искусство для Ницше как средство, которое позволяет людям «успешно влиться в природу», как он поясняет: «Припадая к самому себе, человек никоим образом не приходит ни к рациональному основанию, ни даже к точке голого существования, а к форме… И только в своей репрезентативной силе, таким образом, в чем-то, что он сам сначала делает из себя, индивид достигает определения и смысла» (81). В этой абсолютной самореференции индивид преображает существование в осмысленное событие, в форму, мыслимую как выражение всей своей жизненной силы и как эстетическое единство, в котором оно способно осуществиться в полной мере: как культуру.

В этом отношении мир и жизнь мыслится как произведение искусства. Послание Ницше, по Герхардту, это «искусство как жизнь и жизнь как искусство» (89). Тогда как жизнь, как непрерывный способ процессно-ориентированного выражения власти, становится «элементарной организацией существования вообще» (87), искусство, прибегающее к влечению, инстинкту, органической функции или росту, постоянно восходит к жизненным процессам. Таким образом, искусство становится органом жизни. Она действует как «стимулятор жизни», «катализатор жизни» — как пытался выразить это поздний Ницше, — как единственная пластическая сила, с помощью которой человек может посредством своих потребностей и намерений воздействовать на человека. его собственная жизнь — горизонт деятельности, смысла и ценности.

Ницше делает больший акцент, чем любой из его предшественников, на теле, чувственности и, прежде всего, на индивидуальности. Он не просто размышляет о чувственности, «скорее он демонстрирует то, что делают чувства как сложные инструменты психолого-философского анализа и как средства целенаправленного выражения» (14). Ницше схватывает перспективный характер существования и выражает воплощенную основу разума [Geist] внутри жизни, жизни, которая всегда возникает только индивидуально.

С этой позиции Герхардт представляет Übermensch как создателя ценностей и «чувства земли» [ des Sinns der Erde ] и говорит во множественном числе о «волях к власти» как о чувственно-творческих силах, способствующих жизнь. Воля рассматривается как способность [ Vermögen ], которая позволяет каждому человеку создать смысл своей жизни. Более того, «учение Заратустры» о вечном возвращении одного и того же понимается как «сугубо индивидуальный опыт» (19).5). Этот «мысленный эксперимент», по словам Герхардта, может иметь только этические последствия. Его можно было бы рассматривать как «круговое воление» [ Kreisen-Wollen ], внутри которого удовлетворяется величайшая человеческая потребность в смысле — в «воле к власти», поскольку человеческая личность сознает органическую связанность жизни и переживает в себе исторический смысл своей жизни.

Герхардт подводит итоги своей систематической интерпретации, характеризуя Ницше как «радикального философа тела [ Leibphilosophen ]» и как «просветитель, которому все-таки удается уяснить себе мотивы Просвещения. Он эффективно расширяет наше понимание, исследуя его исторические, психологические и физические условия» (205).

Подлинность Ницше теперь кажется состоящей в «кажущемся противоречивом единстве работы и жизни». Через это единство, по Герхардту, мы приходим к непосредственному постижению двусмысленного характера жизни как одновременно неудачи и успеха. Из часто выражаемого девиза Ницше «ставь свои собственные цели, высокие и благородные цели, и преследуй их до самой могилы» (9).0119 Нахлас 1873; KSA 7:29[54]), можно было бы заключить вместе с Герхардтом, что жизнь Ницше «приходит к своему ужасному завершению в психическом расстройстве», а именно, в «самоизбранном крахе [ selbstgewählten Scheitern ]» (217). Но эта абсолютная самореферентность ведет, по Ницше, не к нигилизму напрямую, а к морали, которая следует по пути развития, формировавшемуся более тысячи лет: ] у Канта, основанного на понятии автономии или самозаконодательства, пока самореферентность Фихте, Шеллинга и Гегеля не стала в конце концов самоопределением» (128).

В этом отношении Герхардт, кажется, отбрасывает хайдеггеровскую онтологическую интерпретацию Ницше, которая ставит акцент на вопросе бытия сущего. Поскольку «человек находит свою судьбу только там, где он не отказывается от своей чувственности» (72), вопрос о бытии в хайдеггеровском смысле лишен смысла и, следовательно, должен быть заменен вопросом о смысле. А это значит, что метафизика не достигла своей кульминации у Ницше.

Если кажется правдоподобным включение философствования Ницше в западную философскую традицию, истолкованную Герхардтом как традицию самоопределения, остается сомнительным, насколько далеко и каким образом такое включение должно быть достигнуто. Чтобы полностью установить многочисленные параллели, которые пытается провести автор, особенно между Ницше, Кантом и Гегелем, потребовалась бы более подробная интерпретация, отсутствие которой здесь упущено.

В чем преуспевает Фолькер Герхардт, так это в его представлении мысли Ницше как радикальной философии тела» (206). В центре его интерпретации философия Ницше рассматривается как экзистенциальная философия и даже как экспериментальная философия . Таким образом, Ницше «рассматривается как уникальный мыслитель индивидуальности» (214). То есть его интересует то, что устанавливает цель, тем самым создавая ценность и придавая жизни смысл. Ницшеанская критика морали и истины нацелена на действенность и даже на жизненные качества [ 9 ].0119 Lebensdienlichkeit ], истины, морали, значения и ценности. Таким образом, интерпретация Герхардта ставит его рядом с Карлом Ясперсом, Карлом Лёвитом, Георгом Зиммелем, Арнольдом Геленом и Фридрихом Каульбахом как понимание Ницше на метафизически-антропологическом уровне. Это позволяет ему говорить о философии Фридриха Ницше как об образце взаимосвязи искусства и жизни, раскрывающем как чувственность, так и взрывоопасность (как положительную, так и отрицательную) художественно-экспериментального потенциала человека для формирования его собственного сознания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *