О пушкине слово: Слово о Пушкине | Правмир

Слово о Пушкине | Правмир

Дмитрий Сергеевич Лихачев о Пушкине

Человек живет не только собственными интересами, но и интересами тех, кто ему близок. И поэтому такое чувство, как забота – в человеческом характере.

Когда говорят о человеческих свойствах, обычно подчеркивают его дурные свойства. Но есть и удивительно хорошие свойства у людей — вот эта помощь другому, стремление улучшить окружающую природу, людей — оно свойственно.

Все то, что связано с Пушкиным, является для человека родным. Почему так? Я думаю, что это можно довольно просто объяснить.

Пушкин в своей поэзии задевает самые тонкие, самые душевные черты. В его собственной и в вашей мысли происходит как бы созвучное, совместное звучание. Человек откликается на поэзию Пушкина.

Она вечна. В последнее время в исторической науке наметилось стремление показать разницу между веками, столетиями, эпохами. Но гораздо больше сохраняется стабильного, общего, которое остается всегда. Это общее — общечеловеческое.

Вот так же, как мы помогаем своим родным, мы помогаем родному Пушкину.

Родному и хорошему; потому что при всех его фривольностях он все-таки наш. И мы счастливы, что у нас есть поэт, который задевает наши душевные свойства, наши душевные качества. Так же, как, скажем, Шевченко у украинцев, — может быть, даже больше. Так же, как Низами. Так же, как Диккенс.

Но вернемся к Пушкину. Устойчивое словосочетание — «Мой Пушкин», мне кажется, очень хорошее. Близкий, дорогой…

Ведь Пушкин очень многоцветен, разнообразен. Посмотрите даже внешне — он охватил все жанры, все эпохи, все культуры: и восточную, и испанскую, и французскую. Поэтому он может охватить и всех людей в какой-то мере, быть причастным к внутреннему миру того или иного человека. «Мой Пушкин»…

Скачать Интервью академика Д.С. Лихачева об А.С. Пушкине

Пушкин — человек России через 200 лет?

У каждого данного момента есть будущее. Это не значит, что такое будущее осуществится непременно. Но к нему всегда идет данный момент. В ребенке, который учится в школе,  уже можно предположить будущего инженера, потому что у него — инженерский интерес. Может быть, ему в будущем не удалось стать инженером. Он остался на уровне монтера или какого-нибудь землекопателя, но в тот момент будущее у него заключалось в этом.

И при Пушкине был такой момент, когда русский народ как бы расцвел. И расцвел Петербург, и расцвела вся русская земля. Чувствовалось дыхание будущего. И будущее было именно такое. Не вина русского народа, что из него ничего не вышло. Ну не вышло…

Болдино как феномен

…Поезд идет, идет — потом останавливается на станции, и все спешат в буфет, еще куда-нибудь…
Остановка в жизни гениального человека — это остановка, позволяющая ему творить, как он хочет.

В Петербурге, в Москве Пушкин все-таки творил в какой-то мере по заданию, по заданию мгновения, по заданию потребности своих родных и своих знакомых и самого себя.
А в Болдине он был окружен кордонами, своеобразным карантином. И поэтому было такое внутреннее напряжение. Шаровая молния

Что интересно в Пушкине?

В Пушкине интересна его внутренняя свобода. Он не в плену даже у своих взглядов. Он может и свои взгляды изменить, если он чувствует, что они ему не подходят.
Он свободен в отношении к другим национальностям и народам. Это очень важно. Он совершенно не закомплексован каким-нибудь «анти…».

Вот эта свобода Пушкина, свобода его творчества, выражается в изобилии жанров, в которых он творил, в обилии эпох, которых он коснулся, в обилии народов, литературу которых он использовал. Именно это замечательно в Пушкине.

О пушкинских местах.

Самое главное — сохранить правду, которая там живет. Правду о Пушкине, о его деятельности. Сохранить пушкинские места необходимо для собственного обогащения. Потому что Пушкин обогащает, не желая даже того. Это особенно важно сейчас, когда русский народ нужно воспитывать. И воспитатели у него должны быть такие, как Пушкин, Достоевский — прямо противоположный ему в некоторых отношениях, Баратынский, даже и Бунин — хороший воспитатель, потому что язык его изумительный.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Слово о Пушкине (Фазиль Искандер) — Читальный зал — Омилия

Пушкин! С самим именем Пушкина у нас невольно связывается вздох облегчения, улыбка. Какое легкое имя взошло над тяжелой и неуклюжей Российской империей!

Для читающей России Пушкин своими солнечными стихами, можно сказать, утеплил ее климат. У веселого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о ее истории.

И мы уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячи лет не будет. Почему? Потому что после Пушкина у нас были величайшие гении — Гоголь, Толстой, Достоевский и другие. Но при всей гениальности никто из них не достигал никогда пушкинской гармоничности и теплоты.

Два ярких, счастливых впечатления детства у меня связаны с именем Пушкина. Напомню конспективно, потому что я о них уже писал.

Александра Ивановна, наша старая учительница первых классов, читает нам «Капитанскую дочку». Как уютно было ее слушать, с какой невероятной радостью я ожидал появления Савельича, как хохотал над его вечно бунтующей преданностью. Преданность Савельича бунтовала за право быть еще преданней. Его преданность доходила до того, что с невероятной комичностью оттесняла сам объект преданности, и барин Петруша ничего с этим не мог поделать, потому что это был бунт любви, бунт наоборот. «Капитанская дочка» — это два бунта: бунт ненависти и бунт любви, чего еще, кажется, не заметила критика. И все главные герои осуществляют эти два бунта.

Цветаева, делясь своими детскими дореволюционными воспоминаниями о чтении «Капитанской дочки», говорила, что у нее дух захватывало от восторга каждый раз, когда появлялся Пугачев.

Только ли дело в том, что она сама была замечательным романтическим поэтом? Не было ли заложено в крови россиян ожидание великого разбойника, который каким-то своим таинственным путем установит таинственную справедливость? И дождались.

Но я-то читал этот роман, когда малые и большие Пугачевы правили страной, и хотя сознательно, конечно, этого не понимал, но бессознательно, поэтически был равнодушен к Пугачеву и любил Савельича.

Другое впечатление связано с моим детским, случайным чтением на обложке тетради «Песни о Вещем Олеге».

Мне повезло, в комнате никого не было, и мне не стыдно было плакать сладостными слезами над судьбой Вещего Олега. Мне было безумно жаль его, и я плакал, но отчего же слезы были сладостны? Видимо, от музыки стихов, от правильности правды случившегося, оттого, что сам конь, живой конь все-таки не виноват в гибели Олега. Опять преданность оказалась незапятнанной. И еще, видимо, — от впервые понятого детским сознанием, что от судьбы не уйдешь. Тогда я в первый раз столкнулся с веществом поэзии в чистом виде и на всю жизнь был потрясен этим.

Пушкин не только навсегда остался лучшим поэтом России, но он и создатель первых лучших образцов русской прозы. Он также предугадал многие великие мысли грядущих эпох.

Знаменитое изречение Достоевского относительно слезинки ребенка и всемирного счастья разве не восходит к «Медному всаднику», к несчастной судьбе обезумевшего Евгения? Пушкин молча выставил труп бедного Евгения на пути цивилизации и молча сказал:

— Перешагните, если можете. Я не могу.

Лев Толстой, не раз примеривавшийся к прозе Пушкина, иногда ворчал: мол, слишком просто, слишком голо, но кончил как художник — «Хаджи-Муратом», вещью пушкинской прозрачности и простоты.

Сознательно или бессознательно настоящий художник создает вторую действительность, помогающую нам выжить в первой. Я думаю, более всего это удавалось Пушкину. По-моему, «Мороз и солнце — день чудесный…» — не только прекрасные стихи, но и средство от простуды, и, что еще важней, средство от депрессии. Все творчество Пушкина — средство от депрессии.

И хотя сам Пушкин в поздних стихах писал, что «на свете счастья нет», мы имеем право добавить: но есть стихи Пушкина, и это не будет преувеличением. Точнее, большим преувеличением. И тем прочнее это счастье, что к нему всегда можно прикоснуться, сняв томик Пушкина с полки. Думаю, при прочих равных условиях чтение Пушкина способствует долголетию, как альпийский воздух. У меня такое впечатление, что пушкинисты долго живут. Надо проверить. Но сделать это надо тактично.

Знаменитая пушкинская отзывчивость. Можно сказать: ничего себе отзывчивость — брал у всех! Что делать, для гения все плохо лежит. Он берет чужое, чтобы придать интересным замыслам большую устойчивость. Интересно, но плохо лежит. Так и мы бокал, стоящий у краешка стола, бессознательно передвигаем к середине. При этом отпив из него, если он не пустой.

Да, брал у всех, но всегда делал лучше, чем те, у кого брал. Так что смело можно посоветовать современным поэтам: и вы берите у Пушкина! Например, сюжет «Медного всадника».

Остается самая малость — написать лучше.

Щедрость художника — источник его обаяния. Человек, который на просьбу дать яблоко сует нам полдюжины яблок, делается приятен как бы независимо от яблок. Обаятельный человек, большой оригинал.

Необычайная особенность пушкинской поэтической щедрости состоит в том, что он своей безумной щедрости придавал видимость трезвой нормы. Некоторые послепушкинские поэты замечали эту видимость трезвой нормы, но стоящую за ней безумную щедрость не воспринимали. Бедняги, никак не могли понять, чем они хуже Пушкина.

Пушкин гениален не только в том, что он написал, но даже в том, чего не написал. Он гениален в том, что сюжет «Ревизора» и «Мертвых душ» отдал именно Гоголю. Скажем прямо — так Пушкин об этом не мог бы написать, здесь Гоголь был сильнее. И Пушкин это понял. Но какая интуиция, какая общенациональная литературная стратегия! И сам Гоголь ничего лучшего не написал, чем эти вещи. Такое впечатление, что Гоголь, обожествлявший Пушкина, сделал все, чтобы доказать Пушкину, что он был достоин его доверия.

Мне думается, трагедия Гоголя со второй частью «Мертвых душ» связана с тем, что Пушкина уже не было. Только великий авторитет Пушкина мог спасти Гоголя. Пушкин мог бы ему сказать:

— Я тебе не давал замысел на второй том «Мертвых душ». Ты все прекрасно написал, и больше этого не надо касаться. Иначе можно сойти с ума.

Но, увы, Пушкина уже не было, а Гоголь сам не догадался, что замысел исчерпан. Его занесло на птице-тройке и уже чуть-чуть в первой части заносило.

Еще при жизни Пушкина Гоголь писал, что Пушкин — это русский человек в полном развитии, каким он явится на свет через двести лет. Ждать осталось недолго. Как раз к новым выборам нового президента. Надо бы этого русского человека в полном развитии, и выбрать в президенты по рекомендации Гоголя. Но что-то его не видно. Или погорячился Гоголь, или со свойственной ему чертовщинкой подсунет нам нового Чичикова, который окончательно приватизирует новые мертвые души. Но шутки в сторону.

При всем том, что Пушкин не явился на голом месте, величайший скачок поэзии с появлением Пушкина есть необъяснимое чудо. При необыкновенном богатстве русской поэзии это чудо больше не повторилось. И нет ли в творениях Пушкина высшего знака для нас?

Есть. Но есть и загадочность Пушкина как великого Национального поэта. Тяжелая глыба империи — легкий, подвижный Пушкин. Темная, запутанная история России — ясный, четкий Пушкин. Тупость огромного бюрократического аппарата — ненатужная мудрость Пушкина. Бедность умственной жизни — Пушкин-гейзер, брызжущий оригинальными мыслями. Народ все почесывается да почесывается, а Пушкин действует и действует. Холодный, пасмурный климат и Пушкин — очаровательная средиземноморская теплота даже в описаниях суровой зимы.

Не правда ли, странный национальный гений? Но так и должно быть. Национальный гений, я думаю, бессознательно лечит нацию и культивирует в ней свойства, которые ей необходимы, но находятся в зачаточном состоянии. Однако, читая Пушкина, мы невольно восклицаем вместе с ним:

Здесь русский дух!

Это прежде всего его изумительный русский язык.

Такое впечатление, что он пропустил его через грандиозный самогонный аппарат, возле которого дежурила Арина Родионовна, уже слегка принявшая и от этого преувеличенно бдительная. И хотя Пушкин создал русский литературный язык для всех будущих поколений писателей, но первач, уж извините, выпил он сам. Так, незаметно, за сказками Арины Родионовны. И оставшегося хватило на великую литературу, но первач неповторим.

Пушкинская улыбчивость, пушкинская бодрость, пушкинская мудрость, его обузданная вольность, даже плодоносная грусть — не вооружают ли они нас мужеством и надеждой, что в печальную историю нашей страны в конце концов прольется пушкинская гармония? Можно ли поверить, что явление Пушкина — случайная игра генов, некий коктейль природы из горячей Африки и холодной России?

Такое скопление великих талантов в одном человеке не может быть случайным, а может быть только путеводной звездой, как не может быть случайностью разумность человека вообще и разумность Пушкина в особенности.

пушкин — Англо-русский словарь на WordReference.com

    • См. также:
      • отжимание
      • толкатель
      • открытка
      • тележка
      • коляска
      • нажал
      • толкатель
      • гребной винт толкателя
      • напористый
      • нажатие
      • Пушкин
      • пушмина
      • выталкивающий
      • бездельник
      • канцелярская кнопка
      • толкатель
      • Пушту
      • Пушту
      • напористый
      • малодушие
      • малодушный
    • Последние поиски:
    • Посмотреть все

Великобритания: * UK и, возможно, другие произношенияUK и, возможно, другие произношения/ˈpʊʃkɪn/US:USA произношение: respellingUSA произношение: respelling(pŏŏsh кин; рус. po̅o̅ 90 9007 90 0081

ⓘ Один или несколько Темы форума точно совпадают с поисковым запросом

. на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня


WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023

Pushkin (pŏŏsh кин; рус. po̅o̅ шкиин), произношение США н.

    А•ле•ксан•дер Серге•е•вич (al’ig zan dər sûr gā ə вич, -zän -; Рус. u lyi ksän dr syir gye yi vyich), произношение США  1799–1837, русский поэт, новеллист и драматург.

Collins Concise English Dictionary © HarperCollins Publishers::

Пушкин /ˈpʊʃkɪn/ n

  1. город на северо-западе России: место летней императорской резиденции и дворца Екатерины Великой. Население: 84 628 (2002)
    Прежнее название: (1708–1937) Царское Село,

пушкин ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

Борис Годунов


Найдите «pushkin» на Merriam-Webster
Найдите «pushkin» на Dictionary.com

  • Перейдите на страницу настроек и выберите различные действия для касаний или щелчков мышью.

На других языках: испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | Русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | арабский

Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения

Объявления
Объявления
Сообщить о неприемлемом объявлении.
Станьте сторонником WordReference, чтобы просматривать сайт без рекламы.

ПУШКИН Расшифрованные письма | Анаграмма пушкина

Расшифровать параметры пушкина

балла
Слово Очки Эрудита Слова с друзьями
панковский 16 18

балла
Слово Очки Эрудита Слова с друзьями
наказать 11 13
отгрузить 11 13

балла
Слово Очки Эрудита Слова с друзьями
куски 12 13
книш 12 12
розовый 11 13
панки 11 14
спинк 11 13
мужество 11 14
отжать 10 12

балла
Слово Очки Эрудита Слова с друзьями
голень 7 7
бедра 9 9
егон 7 7
дом 7 7
кусок 11 12
гунны 7 8
бупс 9 10
шелуха 11 11
чернила 8 9
кхис 11 10
род 8 9
тысяч фунтов 10 11
киш 11 10
зажимы 6 8
глянцевая 7 7
физ 9 9
розовый 10 12
шпильки 6 8
рыба 9 9
панк 10 13
игра слов 6 9
толчок 9 10
голень 7 7
корабль 9 9
избегать 7 8
7 7
раковина 8 9
кожа 8 9
пропустить 10 11
вырезка 6 8
шип 10 11
вращение 6 8
пряденый 6 9
сух 11 11
суни 4 6
утопленный 8 10
унис 4 6

балла
Слово Очки Эрудита Слова с друзьями
хин 6 6
бедро 8 8
его 6 5
хуэй 6 6
вен 6 7
уп 8 9
чернила 7 8
инс 3 4
иш 6 5
хи 10 9
кин 7 8
кип 9 10
кис 7 7
зажим 5 7
шек 3 4
нус 3 5
фи 8 8
штифт 5 7
пис 5 6
пиу 5 7
фунтов на квадратный дюйм 5 6
пух 8 9
игра слов 5 8
гной 5 7
сик 7 7
грех 3 4
глоток 5 6
лыжи 7 7
подходит для 3 4
сук 7 8
солнце 3 5
доп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *