О подростках сократ: Сократ о подростках
Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитета… ▷ Socratify.Net
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Некоторые вещи никогда не остаются позади. Они не желают тихо умирать в прошлом, они постоянно вырываются наружу — из минувшего, из памяти, из забвения — и дают о себе знать в самую неподходящую минуту.
Письма из прошлого (Олег Рой) (20+)
Деньги — не хорошие и не плохие. У них нет мозгов и морали. Они не делают людей хуже или лучше. Это люди, используя деньги, творят либо добро, либо зло.
Неизвестный автор (1000+)
Бабы. Они жестоки, бесчувственные и от них одни беды. Но зато какие же они красивые… Да, и пахнут приятно.
Отбросы / Плохие (100+)
У вас будут плохие времена, но они всегда будут открывать глаза на вещи, на которые вы не обращали внимания.
Робин Уильямс (30+)
Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, а то в другую… И все напрасно. Глаза слепы! Искать надо сердцем.
Маленький принц (Антуан де Сент-Экзюпери) (100+)
Люди не склонны к алкоголю и наркотикам, они склонны к бегству от реальности.
Неизвестный автор (1000+)
Люди притягивают к себе не то, чего хотят, но на что они внутренне настроены.
Джеймс Аллен (10+)
Воспоминания — это прекрасно, но они не имеют вкуса и запаха, их нельзя потрогать. И со временем они неизбежно слабеют.
P.S. Я люблю тебя (Сесилия Ахерн) (40+)
О жизни и деньгах начинают думать, когда они приходят к концу.
Эмиль Кроткий (100+)
Если вы любите кого-то, дайте ему свободу. Если они вернутся, то они ваши; если нет — они никогда таковыми и не были.
Ричард Дэвис Бах (50+)
- Показать лучшие
- Главная
- ❤❤❤ Сократ — 125 цитат
ЕХАЛ ГРЕКА — gvardei — LiveJournal
Искал нынче на одном из ресурсов электронную книжку и снова, должно быть, в тысячный раз, наткнулся на эту вот глупость:
«. ..Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет уважения к авторитетам, они слоняются без дела и сплетничают. Они все время спорят с родителями, вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей». Это написал Сократ, который, как известно, жил с 470/469 по 399 год до нашей эры». Далее следует саркастическое: ничего не меняется, как ворчали старперы, так и ворчат, а цивилизация развивается и развивается, всё выше и выше и выше.
И что-то в это раз меня всё это достало.
Сократ, «как известно», ничего не «написал» — от него не осталось ни единой строчки; всё, что мы знаем о нём, известно от его учеников или какого-нибудь Диогена Лаэрция, жившего, как минимум, семь веков спустя. Да и вообще эту тему давно раскрутил Константин Душенко. Продолжительная цитата:
«Еще одна жалоба на молодежь приписывается Сократу: «Нынешние дети любят роскошь; они дурно воспитаны, не уважают начальство, непочтительны к старшим и предпочитают занятиям болтовню. Дети теперь тираны, а не слуги в доме. Они уже не встают, когда входят старшие. Они перечат родителям, сплетничают со сверстниками, обжираются лакомствами за обедом, сидят, закинув ногу за ногу, и измываются над своими учителями».
Весной 1966 г., во время волнений, устроенных молодыми голландскими анархистами, эту фразу привел бургомистр Амстердама Гейсберт ван Халл, а за ним — видный американский издатель Малколм Форбс. Однако сотрудники Форбса, как ни старались, источника цитаты не отыскали, а когда обратились к ван Халлу, тот сказал, что прочел цитату в какой-то голландской книжке, название которой забыл.
Американцы тревожили ван Халла напрасно. Насколько я могу судить, и эта фраза появилась в Америке — в бостонском журнале «Что делается в колледжах» за март 1929 г. Сократ ничего подобного говорить не мог: его самого афиняне приговорили к смерти за то, что он «не чтит богов, которых чтит город, вводит новые божества и развращает юношество». А в комедии Аристофана «Облака» Сократ подстрекает молодежь не слушаться родителей и помыкать ими».
*
И ладно бы. Но вот допустим, что всю эту бредятину действительно «написал» Сократ, любитель и ценитель юных учеников своих. Если V- IV в. до н.э. – время расцвета Аттики и вообще полисной системы, то уже ближе к финалу IV в. до н.э наступает пора кризиса, который плавно перетекает в постыдное для афинян – какие-то северные варвары во главе с Филиппом II захватывают всю материковую Элладу, на этом хвалёные свободы и демократии прекращают своё существование, начинается пора тухлых олигархий. А потом римский период, а потом византийский, а потом турецкий. И лишь в позапрошлом столетии Греция понемногу выбирается из зависимости от османов, и то при активной поддержки России, Англии и иных европейских доброхотов, которым было выгодно ослабление Порты.
*
Что такое современная Греция? Имеет ли она какое-то отношение к эпохе расцвета полисной демократии? Да никакого. Двадцать пять веков – не баран чихнул. И пережить столько «хозяев» (македонцы, римляне, ромеи, турки) – значит лишь перенять у каждого из них стороннюю ментальность, культурные навыки и т. д.
*
Но я вернусь к нашему фальшивому Сократу. Что в его словах неправого, если он («Сократ – это голова!») загодя предвидел жалкий финал Эллады? История – неравномерный процесс, и периоды взлёта и реального могущества сменяются периодами упадка и ничтожества. Из того предельно краткого экскурса в историю Греции, который я привёл выше, можно понять, что с тех самых пор Греция ни разу не пережила хоть сколько-нибудь значимого взлёта. По всей видимости, она навсегда останется окраинной территорией Европы, где будут плясать фальшивый народный танец «Сиртаки» и поить полоротых туристов узо с метаксой.
*
Я не утверждаю, что упадок Греции произошёл исключительно из-за того, что «они уже не встают, когда входят старшие». Конечно же, там было множество триггеров, каждый из которых внёс «своё» в процесс загнивания и гибели. Но для меня очевидно, что кризисные явления начинаются задолго до того, как кризис станет зримым и неизбежным. И именно молодёжь – прекрасный показатель того, во что выродится наше общество, когда старое поколение уляжется в ящики, а нынешние молодые да ранние окажутся у руля и ветрил.
*
Так что сетования фальш-Сократа совершенно резонные. Он говорит не о всемирно-историческом процессе, а о конкретной культуре материковой и островной Эллады, которая в скором времени накроется медным тазом. Поэтому любые хихи да хаха по поводу «всегда старшее поколение критиковало молодёжь, а молодёжь тем временем становилось продолжателем дела старшего поколения» — это вы слабоумным читателям социальных сетей расскажите, они поверят.
Tags: ИСТОРИЯ
подростков — 100 цитат Сократа — Livebrary.com
подростков — 100 цитат Сократа — Livebrary.com — OverDriveПопробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.
Узнайте больше о возможных проблемах с сетью или обратитесь в службу поддержки за дополнительной помощью.
Поиск Расширенный
Сократ — загадочная фигура, известная главным образом благодаря рассказам таких авторов, как Платон и Аристофан.
- Детали
Издатель:
Асторг Аудио
Издание:
Полный текстOverDrive Прослушать аудиокнигу
Размер файла: 9220 КБ
Дата выпуска: 31 марта 2016 г.
Продолжительность: 00:19:12Аудиокнига в формате MP3
Размер файла: 9258 КБ
Дата выпуска: 31 марта 2016 г.
Продолжительность: 00:19:12
Количество частей: 1 - Создатели
- Сократ — Автор
- Кэти Хей — Рассказчик
OverDrive Слушать аудиокнигу
Аудиокнига в формате MP3- Языки
Английский
Доступность может меняться в течение месяца в зависимости от бюджета библиотеки.
Формат OverDrive Read этой электронной книги имеет профессиональное повествование, которое воспроизводится, пока вы читаете в браузере. Узнайте больше здесь.
Время сеанса истекло. Пожалуйста, войдите в систему еще раз, чтобы вы могли продолжать заимствовать названия и получить доступ к своим страницам «Ссуды», «Список желаний» и «Удержания».
Если у вас по-прежнему возникают проблемы, выполните следующие действия, чтобы войти в систему.
Войти
Библиотечная карта, которую вы ранее добавили, не может быть использована для выполнения этого действия. Пожалуйста, добавьте свою карту еще раз или добавьте другую карту. Если вы получили сообщение об ошибке, обратитесь за помощью в свою библиотеку.
Добавить карту Контактная поддержка
Платон о юности и избытке свободы
Платон FAQ: Платон о юности и избытке свободыПоследнее обновление: 6 февраля 2001 г. | |
Платон и его диалоги: Главная — Биография — Работы и ссылки на них — История толкования — Новое гипотезы — Карта диалогов : таблица версия или нетабличная версия. Инструменты : указатель лиц и местоположений. — Подробный и синоптический хронологии — Карты древнегреческого мира. Информация о сайте : Об авторе. |
Несколько человек спрашивали меня о точной ссылке на цитату, часто приписываемую Сократу и циркулирующую в учебных заведениях в более или менее расплывчатой форме, о пороках детей, которые больше не уважают своих родителей и учителей, и об избытке свободы.
Цитата не из Сократа, который ничего не писал, а вложен в уста Сократа Платоном в диалоге под названием Республика . На самом деле это целый раздел диалога между Сократом и Адемантом (одним из собственных братьев Платона) о происхождении тирании, который сам по себе является частью более широкой дискуссии об упадке конституций и людей от «аристократии» (в этимологическом смысле «правительство лучших») к тирании через «тимократию» («правительство знаменитых»), «олигархию» («правительство немногих», то есть богатых ) и «демократия» («правительство народа»). Точные ссылки Стефана (универсальный способ цитирования Платона, доступный во всех редакциях его произведений) для раздела, включающего цитату, 9.0115 Республика , VIII, 562b-563e. На самом деле это включает в себя более широкий контекст цитаты, чтобы представить ее в перспективе, но цитируемая часть часто ограничивается строками, которые я выделил красным в тексте ниже, свободно адаптированным, чтобы избавиться от ответов Адеймантуса и следов косвенного стиля, которые можно найти в тексте Платона, из-за того, что все Республика представляет собой отчет, сделанный на следующий день от первого лица Сократом неназванному собеседнику о разговоре, который у него был накануне вечером (отсюда «сказал я», «он ответил» и т. д.), и часто перефразировали, чтобы приспособить его к нашему времени, избавившись от того, что слишком специфично для древней афинской цивилизации (например, упоминания «метиков», то есть пришельцев-резидентов, и рабов). Во всяком случае, вот мой перевод, который я старался сохранить как можно ближе к греческому оригиналу (Стефан ссылается в тексте на греческий оригинал в Персее):
[562б] [Сократ] Предлагаемое благо, сказал я, посредством которого была установлена олигархия, действительно было избытком богатства, не так ли?
[Адеймантус] Да.
А теперь, не погубила ли его эта же ненасытная жажда богатства и равнодушие ко всему прочему, проистекающее из стяжательства?
Верно, сказал он.
Ну что ж! То, что демократия определяет как добро, разве не ненасытное стремление к нему растворяет его?
Но скажи мне, что это так определяет.
Свобода, ответил я. Разве вы не слышали, что в демократическом городе [562с] она имеет наилучшую долю, и по этой причине только в таком месте уместно обитать тому, кто по природе свободен.
Вы действительно слышите, сказал он, что поговорка повсюду.
Ну, тогда, сказал я, как я только что хотел сказать, именно ненасытное желание ее и равнодушие ко всему остальному и заставляет эту конституцию изменяться и подготавливает ее к тому, чтобы она нуждалась в тирании.
Как? сказал он.
Когда, мне кажется, демократический город, жаждущий свободы [562д] случается, что он попадает под руководство плохих виночерпиев и опьянеет от того, что выпил несмешанного гораздо больше, чем это разумно, если его правители не совсем мягки и не предоставляют ему много свободы, он наказывает тех, кого считает виновным, как запятнанный и олигархический.
Они действительно ведут себя так, сказал он.
А тех, — ответил я, — послушных вождям, которых он забрызгивает грязью, как желающих рабов и ничтожеств, в то время как восхваляет и чтит лидеров, которые ведомы и ведомы которые ведут одинаково как в частных, так и в общественных делах. Разве это не необходимо в таких [562e] город, в котором ко всем приходит жажда свободы ?
Как не ?
И что она пронизывает, сказал я, милый, уединение домов и что в конце концов анархия вселяется даже в зверей ?
Как, сказал он, вы это имеете в виду ?
В том, сказал я, отец приучает себя уподобляться своему ребенку и боится своих сыновей, а сын уподобляется своему отцу и не испытывает ни стыда, ни страха перед родителями, чтобы быть свободным; метик [563а] становится равным гражданину и гражданину метика, а так же и иностранцу.
Это действительно так, сказал он.
К этому, сказал я, прибавляются такие пустяки: учитель в таком случае боится своих учеников и заискивает перед ними, тогда как ученики мало уважают своих учителей, равно как и своих надзирателей; и вообще молодые копируют старших и горячо спорят с ними на словах и делах, а старшие, опускаясь до уровня молодых, пресыщаются любезностями. [563b] и остроумие, подражая молодым, чтобы не выглядеть неприятным и деспотичным.
Конечно, сказал он.
Но на самом деле, сказал я, предельная, моя дорогая, в избытке свободы по мере ее развития в таком городе достигается, когда купленные мужчины и женщины не менее свободны, чем те, кто их купил… А по поводу отношений женщин с мужчинами и мужчин с женщинами, насколько равны права и свободы ушли, мы почти ничего не сказали об этом!
[563c] Почему бы, цитируя Эсхила, он сказал: «Сказать то, что только что пришло нам на ум»?
Обязательно! Я ответил, и я так говорю. Как на самом деле животные, подчиненные людям, здесь гораздо свободнее, чем где-либо еще, это невероятно для тех, кто не испытал этого. Ибо действительно суки, по пословице, уподобляются своим любовницам и лошадям и ослам, привыкнув ходить всегда вольно и гордо, то и дело натыкаясь на улицах на прохожих, когда не отходят в сторону; и так все [563д] наполняется свободой.
Это, сказал он, мой собственный сон, который ты мне рассказываешь! Ибо со мной часто случаются такие несчастья, когда я еду в деревню.
И в самом деле, сумма, сказал я, всех этих сумм, как вы понимаете, такова, что они делают душу горожан такой мягкой, что при малейшем намеке на рабство они раздражаются и не выносят. И, в конце концов, вы знаете, что им уже нет дела до законов, писаных или неписаных, чтобы больше не иметь [563e] в любом месте любой мастер.
Как хорошо, сказал он, я это знаю!
Ну, так вот, сказал я, голубушка, и есть то прекрасное и могучее начало, из которого, по моему мнению, вырастает тирания.
Как видно из контекста, критика Платона направлена не на молодежь в одиночку, но и все общество, молодые и старые, мужчины и женщины, граждане и иностранцы, хозяева и рабы, вплоть до животных, когда остается слишком много свободы все.
Вернуться к списку часто задаваемых вопросов о Платоне
© 1999 Бернар СЮЗАНН (нажмите на имя, чтобы отправить свои комментарии по электронной почте)
Цитаты с этих страниц разрешены, если они упоминают имя автора и источник цитирования (включая дату последнего обновления).