Никому кроме бога мы не нужны: «Мы никому, кроме Бога, не нужны…»

Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

ПИСЬМА АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)


Заповеди Божии



Дорогая Н.!

Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле и при любых занятиях и на любом месте. Дело не в том, чем мы занимаемся, но как относимся к делу и что для нас главное. Так что не сетуйте на творчество, это занятие ничем не хуже всякого другого. Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело — во славу Божию проповедовать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело — во славу свою блеснуть, отличиться. Разбирайся, детка!

Твори во имя любви к людям, ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольется слезами по нему — страдающему, болящему, утратившему главное.

Так не сетуй на внешнее, но исповедуй свою немощь, и смирится вознесенная было гордыня. Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Строй, детка. Он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреют ум и душа. Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства. Божие благословение тебе. Храни тебя Господь.



Дорогая о Господе Т. М.!

Много всякой техники попустил Господь изобрести человеку, и пользовались ею и многие люди, которые впоследствии признаны в Церкви святыми. И техника не помешала им отдать свои сердца безраздельно Богу.

Компьютер — это из той же серии. И одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, другие погибают уже здесь на земле. Так что не бойтесь страха, идеже не бе страх.

Живите по законам Божиим и отдавайте Кесарю кесарево, а Богу — Божие. И спасемся.


Искушение



Т. !

Вы, как тот мотылек, что летит на огонек. Он привлекает, но сильно обжигает, иногда до полного сокрушения.

Не льстите себя надеждой, что одна супруга виновата в распаде семьи.

Нет, так не бывает. И В. нельзя принять сан, будучи двоеженцем. Это недопустимо по канонике.

Берегитесь искушения, оно неминуемо отразится и на сыне Вашем.



Дорогой послушник А. А!

Нашло на Вас какое-то страшное, помрачающее всё Ваше существо искушение. И не играйте словами и понятиями — Бог не искушает никого, а Вы именно Ему приписываете помутнение своего сознания, в каком пребываете сейчас. Дорогой мой, Вы — воцерковленный человек, и мало этого — Вы причислены к клиру церковному, опять мало — Вы сделали заявку на монашество, когда была еще жива Ваша законная супруга К., и подтвердили эту заявку после ее кончины, приобретя монашеские одежды и приехав в наш монастырь с просьбой о постриге.

И вот теперь новое заявление — о браке, зачеркивающее многие годы Вашей внутренней духовной жизни.

А знаете ли Вы, дорогой мой жених-дедушка, что и по церковным канонам Ваш брак с Е. благословлен быть не может. И тот священник, который презрит канон, совершит кощунство. И если по гражданским правилам это и допустимо, то это всё не в Боге, а значит руководством врага Божьего. Молюсь, чтобы Вы опомнились и распрощались с идеей быть супругом особы, которой годитесь в отцы.


Как жить по-христиански



Е. Е.!

Мне просто дико слышать и читать то, о чем Вы пишете. Вы хотя бы сначала познакомились с Православным катехизисом, да себя бы лучше рассмотрели и познали, и уверен: пришли бы к единственному правильному выводу — надо самому учиться жить по-христиански.

Смотрите, какие абсурдные мысли посещают Вашу голову. Имея жену, благословленную Богом, да еще с больным ребенком на руках, Вы говорите о монашестве. Еще ничего не зная по сути о христианстве, тешите себя мыслью о священстве. Ну, а почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите — надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-Вашему, учиться не надо. Вот и подумайте о себе поглубже.


Дорогой о Господе А.!

Вопрос о водворении Вашем в монастырь отпадает сразу. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу. Этого в Вас пока нет, так как мысль о создании семьи повторно еще не исключена.

Вот и живите в своем доме, молитесь о бывшей супруге и ваших чадах, поставьте их обоих на ноги вполне. У Бога опозданий не бывает, а когда долг родительский будет выполнен до конца, определится и путь дальнейший. Но он однозначен: или восстановление семьи, или путь покаяния и скорби, что не смог привести к Богу семью свою.


Дорогая о Господе Л.!

А мне вот один святой жизни человек в свое время сказал, что все мы являемся «существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны». Дорогая моя, это я и Вам советую запомнить на всю жизнь и только в Боге одном искать себе укрепления и утешения.

А в отношении желания жить в деревне я Вас предостерегу — одной женщине там делать нечего, там нужны не только умная голова и трудовые руки, там нужна опора и охрана в мужчине, иначе — беда. А потому живите-ка пока в городе. Молитесь святому мученику Трифону и святителю Спиридону — о работе и о жилье, и даст Бог утешение со временем. На маму не обижайтесь. Обида — дело вражье, а Вы лучше пожалейте ее, что она чего-то не понимает и весьма существенного. А о том, чтобы потеряться в этом мире,- мысль вражья. Гоните ее.

Мне ведь столько теперь горьких писем приходит от тех, кто ищет пропавших. И у меня сердце болит о них, а у тех, кто пишет-то, оно просто разрывается. И у многих по пословице русской: «Вместе тесно, а врозь скучно». Да еще как скучно-то — до инфарктов.


Дорогая о Господе И!

На свое увлечение-любовь следует тебе наложить узду. Причин к тому больше, чем достаточно. Первая и главная — ты запретендовала на роль «спасительницы», а это безнадежно и грешно. Вторая и не менее важная — та, что по возрасту и по внутреннему состоянию вашему вы не должны быть вместе.

Сейчас ты нарисовала для себя образ, но он нереален, это — твоя выдумка, а потому, чем скорее ты это поймешь, тем лучше для тебя.


Дорогая Н.!

Поздравляю вас с мамой с праздником. Божие благословение тебе и маме.

А ответ по поводу монашества тебе даст Святитель Феофан. Его книгу «Мудрые советы» я тебе посылаю. Прочитай внимательно страницы с 66 по 95. В отношении работы — как прежде нас Господь не оставлял, так и ныне. Молись святому мученику Трифону, и все уладится. Не теряй, детка, равновесия. Уже много было в жизни трудных ситуаций, но именно они учат нас и живо обращаться к Богу и святым Его за помощью, и учат видеть эту единственно реальную и властную помощь. Умудри тебя Господь и укрепи.


Дорогой о Господе А.!

В преддверии великого праздника Святой Троицы молю о тебе: «Дух благий да наставит тебя на землю праву». Думы твои жизненно серьезные, и слава Богу.

Теперь, когда оскуде преподобный, всё время твержу я, что в наше время бездумно жить нельзя. Мутные воды нынешнего житейского моря и смрадный туман мешают ясно видеть Солнце животворящее. И вот, чтобы углубились твои думы в главном и обрели твердость, посылаю тебе программу на жизнь, которая, если ее исполнять, приведет к желанной цели — служению Богу и Его святой Церкви. Да, в этом полнота наших человеческих возможностей, но это же и мученичество на всю жизнь. Но, думаю, любое служение, не работа, а служение требует подвига. Вот и творчество готовит тебя к этому, и оно требует полноты отдачи от человека. Божие благословение тебе на успешное завершение учебы.

Об устройстве семейной жизни не печалься. Предоставь это Богу. Служителю Церкви нужна спутница — помощница, а не помеха. Вот в этом-то и кроется промедление в решении этого вопроса для тебя. Господь зрит далеко вперед, и ты устремляйся думой в будущее, верь Богу, но и сам будь верен. Маме скажи, что многие святые лечились гомеопатией. Святитель Игнатий Кавказский только ею и поддерживал свой крайне слабый телесный состав, а дух-то каков? А кто и что сейчас изобретает от скудости ума или изобилия — это нам не указ, одно ясно: и то, и другое — плотское мудрование. Верующему же всё во благо, что по вере и всё в помощь или научение. С Богом всё хорошо, и ничего не вредит нам.

О супруге маме надо только молиться и примером своей любви к Богу оживотворять пока хладное его сердце. Они двое плоть одна. И по слову апостола: «Откуда знаешь, верующая супруга, не спасешь ли своего неверующего мужа». Да ведь о папе-то нельзя сказать, что он неверующий. Но у каждого свои возможности и свои проявления чувств. А молиться надо. Господь с вами. И помни всегда, что Богу нужна жертва чистая. Береги ум и сердце, вернее, сердце и ум.

Божие благословение всей семье.


Дорогая Е.!

Вопрос о том, что духовности в учебных заведениях не учат, стоял всегда. Даже и во время учебы праведного батюшки отца Иоанна Кронштадтского он скорбел об этом. Но, видно, жизни учит сама жизнь, а духовность обретаем как дар Божий на наш малый, но личный труд, а главное — искреннее желание постигать Истину и жить в Боге. Лечиться тебе у о. П. не надо, а то и в самом деле заболеешь. А вот вопрос о том, стоит ли тебе после университета учиться в духовном училище, надо бы согласовать с мамой. Ты так много училась, что не пора ли уже и отдачу ждать от тебя? Молись и главное — читай ежедневно Святое Евангелие и Апостол, да еще воцерковляйся — вот и школа. А мы о тебе помолимся, чтобы Господь управил путь твой.

Божие благословение тебе.



Т.!

Бог-то не предаст, да мы-то Его на каждом шагу предаем. У нас одно на языке, другое на уме, третье на деле.

Вот и Вы, если бы знали, что значит для Вас жить в Боге. Но Вы этого знать не хотите, и обман громоздится на обман, а обманываем мы в конечном итоге в первую очередь себя.

Жить Вам надо с мужем, ибо пред ним Вы виноваты, а ведь при венчании дают обет любви и верности. Обет Вы взяли, а на деле ничего нет, и, значит, Вы солгали Богу.

А отец лжи известен, он-то и возымел доступ к душе Вашей через ложь Вашу. И дети, выросшие в атмосфере лжи,- несчастные дети. ИНН боитесь, а греха смертного, обмана не боитесь. А ведь именно наши беззакония сделают нас достоянием антихриста. И Вы без ИНН сделали к нему гигантский шаг — пожелав «любви» священника.

И не вините его — себя постарайтесь увидеть. Погибаете Вы во лжи, она гнездится в Вашем сердце. Я не скажу, как Вам поступать в частности. Скажу только: рассмотрите себя, покайтесь, пособоруйтесь и возьмите свой Крест, терпением идите вослед Христа.


Дорогая В.!

С праздником тебя поздравляю. Все просьбы о молитве за тебя и твоих близких и знаемых выполню. А для тебя пожелаю одной цели: всю жизнь прожить Им (Спасителем), от Него принимать всё, всё, и к Нему только стремиться. Не планируй сейчас свою жизнь, молись «Скажи ми, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою».

И увидишь чудо Божьего водительства по жизни. Главная цель — Богоугождение ради любви к Богу, из него возрастает спасительный плод. А как, какой дорогой, по каким ухабам пройти придется — это дело Божие. Живи, детка, дома, сама трудись во спасение и близким помогай. Да не проповедью одной, но любовью, только любовью — этот язык все и всегда понимают. Божие благословение тебе и близким.


Дорогая о Господе Н.!

Вам ничего нельзя делать без согласования с супругом, а то Вы бежите вперед, и в один из моментов окажется, что его рядом с Вами не будет. Работайте в миру, а в церковь ходите только молиться, и восстановите возможность ходить вместе с мужем. Ребенка я Вам брать не советую. А насчет болезни — обратитесь сначала к Врачу душ и телес в таинстве Соборования. Попейте соборное масло и им помазывайтесь ежедневно, а через месяц снова пройдите обследование, и тогда врачи решат, что надо делать.

Умудри Вас Бог!




пред.

содержание

след.

«Никто вам не поможет, кроме Бога»

С праздником! У нас всё время праздники. А мы иногда грустим и унываем. Почему? Не знаю…

Я очень благодарю наш детский хор, который сегодня так вдохновенно и чудесно пел. И это, наверное, потому, что сегодня отмечается Введение Пресвятой Богородицы во храм, тогда Ей было всего три года.

Господь говорит: …не возбраняйте детям приходить ко Мне… (ср.: Мф. 19: 14). Блаженны и счастливы те дети, которых родители приносят в храм и которые приобщаются Святых Таин — Божественной Крови и Тела Христа. Даже если эти дети потом не будут ходить в храм, есть большая надежда на то, что они обратятся к Богу. Когда я был сторожем, я носил своих маленьких детей в храм и старался всё время их причащать. Было непросто. И мне говорили: «Ты сумасшедший». Но я вам говорю: причащайте детей как можно чаще, пока они еще не ушли на сторону далече (ср.: Лк. 15: 13). Это будет залогом их спасения. Святыня, которую дети принимают, всё равно проявится. В какой-то тяжелый период жизни они вспомнят, что есть Бог, что они когда-то причащались с мамой или папой, что их водили в храм и здесь было всё иначе, чем в этом временном мире, где всё продано, куплено и осквернено. Вот почему так важно, чтобы мы приносили детей в храм. Так формируется наше будущее.

Какое у нас будущее? На кого мы должны равняться? На что опираться? Сейчас всё меняется в мире. Ты за кого? Ты с кем? Очень непростой вопрос. Или ты с этим миром, который тебя накормит, напоит и уложит спать, или ты со Христом, Который идет на Голгофу. Я вам скажу даже больше: сейчас формируется новая элита. То, что мы видели в России, это всё развалилось. Всё было построено на деньгах, на корысти, на грехе. И православная страна превратилась в неизвестно какой бардак, простите меня за это слово. А людям, детям нужен пример, нужен героизм, что-то высокое, чтобы их увлечь, чтобы они пошли, поверили. И вот сейчас, действительно, формируется новая элита. Не в кабинетах и не на курортах. Она формируется на войне. И в этом спасение для мира и для нашей Святой Руси. Там, где трудности и страдания, там, где смерть, нет места для праздности, для шуток-прибауток. И для греха. Казалось, что грех уже победил. Лично у меня не было никаких иллюзий. Я думал: «Ну всё, конец… Эти люди уже держат всё в своих руках». Но, оказывается, Бог сильнее. И поэтому с нами Бог.

Дорогие мои, только думайте, думайте — умом, сердцем своим. Не поддавайтесь на то, чем травит людей этот мир. Причастие, Тело и Кровь Христа — это наше противоядие от греха. Это надежда, что наши дети все-таки подумают о вечности и о своем небесном происхождении. Цель человека — стяжать мир внутри себя и дать его тем, кто рядом. Победить плоть и кровь, победить дьявола. У нас другой цели нет. Дай вам Бог сил бороться за себя, за свои семьи, за каждого ребенка. Не надо быть категоричным, надо быть умным и гибким. Находить правильные нотки, правильный подход к детским, к юношеским сердцам.

К сожалению, то, что происходило даже не в 90-е, а я бы сказал, уже с 80-х годов, — это был конец. Действительно застой, и не было никакой перспективы. А сейчас у нас есть перспективы. Сейчас мы понимаем, что, кроме Христа, мы никому не нужны. Помню, мы зашли с матушкой к схиархимандриту Митрофану в Жировичах перед его смертью. Он нам сказал: «Никто вам не поможет, кроме Бога». Поэтому и в своей жизни не надейтесь на людей: сегодня друг, а завтра неизвестно кто; сегодня вам улыбаются, а завтра скажут такие слова… И тут не стоит обижаться или удивляться. Это норма жизни греховного человека, природа которого испорчена грехом.

А мы должны победить эту норму. Как мы ее побеждаем? Любовью. Любите врагов ваших (Мф. 5: 44). На Кресте Христос победил этот мир. Он мог бы сказать Своему Отцу: «Испепели этих нечестивых. Они меня убивают. Я принес им любовь, а они Меня распинают!» А что Он сказал? Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23: 34). Вот в этой любви наша победа. В этой вере в то, что не может дьявол победить. Врата адовы не одолеют Церковь (ср.: Мф. 16: 18). И мы должны стать воинами, которые воюют не оружием на передовой, а — в своем сердце, в своем уме. Воюют за свою семью и делают всё по совести, по любви. Не халтурят. Где бы ты ни был, учишь ли кого или лечишь, это же всё священная война с дьяволом, который всё хочет растоптать, раздавить и осквернить. У нас сегодня есть будущее. И в этом будущем мы должны ставить Христа впереди. И идти за Ним до конца. Претерпевший до конца спасен будет (ср.: Мф. 24: 13).

Спаси всех Господи! Простите и благословите!

Проповедь после Божественной литургии в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4. 12.2022 г.

12.12.2022

Богу мы не нужны | Tabletalk

Что делал Бог до того, как сотворил мир? Некоторые люди ответили бы, что, возможно, Он был одинок. И будучи одиноким, Ему нужно было заполнить эту пустую дыру в Своем сердце. Итак, возможно, Он решил создать мир, чтобы иметь общение с другими. Теперь, когда мир здесь, Бог больше не так одинок. Благодаря нам Он чувствует себя наполненным и цельным.

Этот ответ распространен. Его можно услышать сегодня во многих церквях, его произносят благонамеренные христиане. Пожалуйста, приготовьтесь, потому что я хочу сказать нечто шокирующее: Бог делает не ты нужен. Он не нуждается в тебе, Он не нуждается во мне, и Он не нуждается ни в ком и ни в чем в этом мире. На самом деле, Ему вообще не нужен мир.

Бог , а не нуждающийся Бог. Не то чтобы Ему было скучно, вертеть пальцами, отчаянно одиноко, прежде чем Он сотворил мир. Бог , а не зависит от мира в Своем существовании, и Он не зависит от мира в Своем счастье и самореализации. Наоборот, Он обладает жизнью в Себе и Сам по себе. Точнее He — это полнота жизни в себе самом.

Что такое Асейти? Жизнь в себе

То, что мы описываем, есть атрибут aseity — от латинского a se , что означает «от самого себя». Как я утверждаю в книге «Нет большего: необузданные атрибуты Бога» , утверждение божественности Бога означает прежде всего утверждение, что Он есть жизнь в Себе и Сам по себе, и на этом основании Он должен быть самосуществующим и самодостаточным. . Именно потому, что Бог есть жизнь в Себе и Сам по себе, не может быть никакого смысла в том, чтобы Он был вызван другим.

Существует фундаментальное различие в природе между Творцом и творением: первое имеет жизнь в Себе и само по себе, а второе получает жизнь от Того, Кто есть жизнь. Мы рождаемся в этом мире полностью зависимыми, конечными во всех отношениях. Наше существование происходит от нашей матери и отца. Если мы хотим продолжать жить, Бог Вселенной должен поддерживать нас. Мы зависим не только от нашего земного отца, но и от нашего Небесного Отца. Наша природа, само наше существование во всех отношениях случайны.

Не так с Богом. Его природа совсем не похожа на нашу природу. Он несоизмерим, не может быть измерен теми же мерками, что и наше человеческое существование. В отличие от всего в этом мире, Его существование не основано на чем-то или на ком-то другом, не вытекает из него и не зависит от него. Никто не породил Его; Он также не зависит от чего-то или кого-то еще, чтобы продолжать существовать. Он исходит из того, что является конечным, случайным, ограниченным и изменчивым, и не обусловлен им. Это очевидно в том, как Он сотворил мир. Он не зависел от какой-то предсуществующей материи, чтобы создать вселенную, но Он сотворил ex nihilo , из ничего.

Более того, только Тот, у кого нет ни начала, ни причины собственного существования, может создать мир из ничего. Беспричинное, Его существование основано на Нем одном . Это не значит, что Он сотворил Себя или заставил Себя быть, но что Он один, как говорит Ансельм, «имеет от Себя все, что имеет, тогда как другие вещи не имеют ничего из себя. И другие вещи, не имеющие ничего из себя, имеют свою единственную реальность от него». 1

Эта фраза «имеет от себя все, что имеет» прекрасно резюмирует асиити. Эта фраза не может быть применена к объектам в созданном порядке. Августин замечает, что поставленные рядом с Богом, «они лишены красоты, доброты и бытия». 2 Но в Боге такого недостатка нет. Асейти определяет Бога как совершенных существ.

Ключ, открывающий атрибуты Бога

Теперь, когда мы ясно понимаем, насколько мы зависимы и насколько независим Бог, очень важно понять, как благоразумие связано с другими атрибутами Бога. Если Бог есть жизнь Сам по себе, то какие другие атрибуты должны следовать?

Начнем с того, что если Бог самодостаточен, то Он также самобожественный , ибо Бог, который существует сам по себе, не может получить Свою божественность ни от чего и ни от кого вне Себя. Если Бог самодостаточен, то Он также мудр, , ибо, если бы другие могли сообщить Богу о том, что мудро или какой мудрый выбор Он должен сделать, тогда Он был бы далеко не совершенен в Своей мудрости. Более того, если Бог самодостаточен, то Он должен быть самодобродетельным , ибо если бы Он получил Свою добродетель от другого, то Он не мог бы быть совершенно нравственным, ибо Тот, кто возрастает в добродетели, не может быть самим эталоном нравственности.

Точно так же, если Бог самодостаточен, то Он также должен быть самосвидетельствующим , поскольку Он является самим критерием истины, как и нравственности. Бог не просто обладает истиной, знает истину и говорит истину; Он это правда. Чтобы познать истину, каждый должен взирать на Него, потому что Он является мерилом истины. Он есть истина сама по себе, независимая ни от кого другого. То же самое относится и к Его справедливости. Он самооправдывающийся . Как риторически спрашивает Исаия: «С кем он посоветовался и кто вразумил его? Кто научил его пути справедливости, и научил его знанию, и указал ему путь разумения?» (40:14). Бог не только справедлив, но Он справедлив через Себя.

Если Бог самодостаточен, тогда Бог должен быть самодостаточным ; в противном случае Он не всемогущ, и другим приходится помогать Ему, когда Его сила иссякает. Если Бог самодостаточен, то Он должен быть самопознающим , что означает, что Он не зависит от какого-либо создания, чтобы знать, что произошло или что произойдет. Для Него полагаться на творение в получении Своих знаний означало бы, что Его знания неполны и что Он должен полагаться на знания других, чтобы помочь Ему планировать будущее.

Наконец, если Бог самодостаточен, Он должен быть самосовершенным , ибо, если бы существовало другое существо более превосходное, более славное, более величественное, чем Бог, тогда Он зависел бы от этого существа для самого превосходство, которое характеризует, кто Он и что Он делает. Как напоминает нам Ансельм, «все, что велико благодаря чему-то другому, меньше того, благодаря чему оно велико». Совершенство Бога должно быть независимым совершенством. Его превосходство должно быть самостоятельно -отлично. Его природа должна быть «превосходнее других настолько, чтобы не уступать никому». Только то, «что существует само по себе и через что существуют все другие вещи, есть высшее из всех существ бытие». 3 Кроме асити, Бог не может быть высшим существом.

Евангелие зависит от Бога, Который не зависит от вас

В Исаии 40 и 44 мы узнаем, что Бог не похож на языческих богов окружающих народов. Эти боги созданы людьми (40:19–20). Используя сатиру, Исайя объясняет, что дерево, которое люди используют, чтобы согреться и приготовить пищу на огне, — это то же самое дерево, из которого они делают бога, чтобы они могли поклоняться ему в поклонении, молясь: «Избавь меня, ибо Ты Боже мой!» (44:17). Обратите внимание, насколько иррациональны такие люди: они думают, что их бог может спасти, а этот бог сделан человеческими руками (и из бытовых вещей). Этот бог не может спасти. Соответственно, Бог насмехается над этими рукотворными богами, а также над теми, кто им поклоняется. Не боги спасают, а боги должны спасать.

Напротив, Павел описывает Господа в Деяниях 17 не как тварь, а как Творца. Павел подчёркивает: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт и не руками человеческими служит Ему, как бы имеющий в чём-либо нужду, потому что Сам даёт всему человечеству жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24–25; ср. Быт. 14:19–20; Пс. 24:1–2; 50:9–12). Библейское поклонение принадлежит Богу не потому, что Он нуждается в нас, а потому, что мы нуждаемся в Нем. Когда мы возвышаем наши голоса, Бог принимает наше поклонение. Тем не менее, мы никогда не должны думать, что, поклоняясь Богу, мы каким-то образом даем Ему то, чего Ему в противном случае не хватало бы, как будто Он нуждался в нас, чтобы сделать Его совершенным. Вдумайся в слова двадцати четырех старцев, которые падают пред престолом Божиим, поклоняются Ему, возлагают пред Ним венцы свои, говоря: «Достоин Ты, Господь наш и Бог, принять славу, честь и силу, ибо Ты сотворил все, и по твоей воле существовало и сотворено» (Откр. 4:11).

Если бы Бог не был жизнью Сам по себе, если бы Он не был независим от нас, Он не был бы достоин, квалифицирован или способен спасти нас, не говоря уже о том, чтобы быть достойным поклонения и хвалы. Если бы Бог не был a se , Он был бы слабым и жалким, ибо Он был бы также нуждающимся и зависимым. Его нужно было бы спасать, как и нас. Он был бы Богом, подобным нам, но не другим Богом, кроме нас. Он был бы Богом в нашем мире, но не Богом, отличным от нашего мира. Как сказал Майкл Хортон: «Мы могли бы молиться вместо этого Бога, но точно не вместо его». 4

Именно потому, что Бог свободен от творения, Он может спасти заблудших грешников, таких как вы и я (Еф. 1:7–8). Если бы Бог был нуждающимся Богом, Он нуждался бы в нашей помощи так же сильно, как мы нуждаемся в Его помощи. Какая же это хорошая новость, что Евангелие зависит от Бога, который не зависит от нас.

 

  1. Ансельм, О падении дьявола, 1. ↩︎
  2. Августин, Исповедь , 11.4. ↩︎
  3. Ансельм, Monologion , 4. ↩︎
  4. Майкл Хортон, Христианская вера (Гранд-Рапидс, Мичиган: Zondervan Academic, 2011), 235. ↩︎ a Who Does God Dos
  5. 9012 Не Зависеть от Тебя

    Иногда люди думают, что Бог создал человека, потому что он был одинок и нуждался в общении с другими людьми. Если бы это было правдой, это определенно означало бы, что Бог не полностью независим от творения. Это означало бы, что Богу нужно было бы создать людей, чтобы быть полностью счастливым или полностью реализованным в своем личном существовании.

    — Уэйн Грудем

    Реклама на TGC

    Наблюдение Грудема предлагает глубокий взгляд на то, как многие христиане думают о Боге. Но этому ли учит Писание? Какое значение такой взгляд имел бы для богослужения? И как такой взгляд повлияет на наше спасение?

    Мы должны начать с вопроса, нужны ли Богу мы, чтобы существовать или быть наполненными и счастливыми. Библейский Бог — это тот, кому мы вообще нужны , а не . На теологическом языке это учение о божественном aseity , что буквально означает «от себя». Бог есть a-se . Он существует независимых от мира, как тот, кто самодостаточен и самосущ. В своей книге «Доктрина Бога » (см. стр. 603–608) Джон Фрейм услужливо выделяет семь характеристик асити.

    1. Как Господь, Бог владеет всем . Бог — «владелец неба и земли» (Быт. 14:19). Действительно, «Господня земля и все, что на ней, мир и все живущие в нем» (Пс. 24:1).
    2. Все, чем обладают существа, исходит от Бога. Господь сотворил небо и землю, и все добрые и совершенные дары — от руки Его (Быт. 1-2, Исх. 20:11, Неем. 9:6, Пс. 145:5-6; Иак. 1:17) .
    3. Когда мы что-то отдаем Богу, мы отдаем Ему только то, что Он сначала дал нам. Мы — Божьи управители и будем нести ответственность за то, использовали ли мы то, что Он дал нам для Его славы (Луки 12:42; 16:1-8). Поскольку церковь принадлежит Богу, пасторы будут нести ответственность за свое пастырское служение (Титу 1:7).
    4. Когда мы что-то отдаем Богу, Он не обязан вознаграждать нас. Когда мы делаем то, что нам велено, мы, как недостойные рабы, только исполнили свой долг (Луки 17:10).
    5. Бог ничего никому не должен. Обратите внимание, как Бог отвечает Иову: «Кто имеет ко мне претензии, которые я должен заплатить? Мне принадлежит все, что под небом» (Иов 41:11). Или посмотрите на Павла, который пишет: «Кто дал Богу, чтобы Бог воздал ему?» Ибо все от Него, через Него и к Нему. Ему слава вовеки! Аминь» (Рим. 11:35-36).
    6. Бог не нуждается. Псалом 50 силен в этом отношении: «Нет нужды мне ни во тельце из стойла твоего, ни в козлах из загона твоего, ибо Мои все звери в лесу, и волов на тысяче холмов. Я знаю каждую птицу в горах, а полевые твари — мои. Если бы я был голоден, то не сказал бы тебе, ибо Мой мир и все, что в нем» (Пс. 50:10-12).
    7. Бог по своей природе a se. Как говорит Павел афинским философам в Ареопаге: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не руками человеческими служит Ему, как бы ни в чем не нуждался, так как Сам дает всему человеку жизнь и дыхание и все» (Деяния 17:24-25).

    Последствия для нашего поклонения

    Теперь, когда мы увидели, что благочестие подтверждается в Писании, какое значение это имеет для Бога, которому мы поклоняемся? Какое значение это имеет для нашего спасения?

    Из 50-го Псалма и 40-й главы Исайи мы узнаем, что Бог не похож на языческих богов окружающих народов. Этих богов создал человек (Ис. 40:19-20). Используя много сатиры, Исайя объясняет, что из того же дерева, которое человек использовал, чтобы согреться и приготовить себе пищу на огне, он также использует для создания бога, чтобы он мог поклоняться ему в поклонении, молясь: «Спаси меня; ты мой бог» (Ис. 44:15-17). Это не Бог, который спасает, но Бог, которого вы должны спасти. «Таким образом, — пишет Фрейм, — Господь высмеивает поклонение, в котором бог зависит от поклоняющегося, в котором поклоняющийся удовлетворяет потребности бога» (9).0005 Учение о Боге , 606).

    Напротив, Павел описывает Господа в Деяниях 17:24-30 не как тварь, а как Творца. Павел подчеркивает: мы не поклоняемся Богу, «как если бы он в чем-то нуждался». Правда, библейское поклонение принадлежит Богу не потому, что мы ему нужны, а потому, что мы нуждаемся в нем. Как замечает Фрейм, дело в том, что Богу поклоняются руки людей, «но руки возносятся в хвале и благодарении, а не для удовлетворения потребностей Бога» ( Doctrine of God , 606). Вдумайтесь в слова 24 старцев, которые падают пред престолом Божиим, поклоняются Ему, возлагают перед Ним венцы свои, говоря: «Достоин Ты, Господь наш и Бог, принять славу, честь и силу, ибо Ты сотворил все, и по твоей воле они существовали и были сотворены» (Откр. 4:11).

    Если Бог не независим от нас, Он недостоин, квалифицирован или способен спасти нас, не говоря уже о том, чтобы принимать поклонение и хвалу. Если Бог не а се , то он слаб и жалок. Он может быть Богом , как и мы , но он не Бог лучше нас . Он может быть Богом в нашем мире, но он не является Богом отличным от нашего мира. И все это относится к Евангелию, ибо, как говорит Майкл Хортон, «если бы Бог не был свободен от творения, мы могли бы молиться для его, но не для его» ( The Christian Faith , 235). Именно потому, что Бог свободен от творения, Он может войти в творение, чтобы спасти заблудших грешников (Еф. 1:7-8).

    В этом обсуждении следует избегать двух опасностей. Во-первых, можно заключить, что мы не имеем значения для Бога, если мы ему не нужны. Во-вторых, можно также заключить, что Бог не связан с отношениями, если он независим от нас. Но оба этих вывода были бы неверны. Хотя Бог не нуждается в нас и никоим образом не обязан вступать с нами в отношения, Он сотворил нас по Своему образу и заставил нас иметь общение с Собой (Быт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *