Нельзя понять нельзя простить: Любить нельзя возненавидеть. Где запятую уронить? Поцеловать нельзя обидеть. И воскресить нельзя убить. Забыть нельзя простить былое. Понять нел…

Понять нельзя простить – Коммерсантъ

Члены комитета Госдумы по культуре во вторник обсудили как никогда актуальную, по их мнению, тему: «Смыслы и ценности культуры». Как оказалось, депутатов очень взволновал раскол среди деятелей культуры в связи с российской спецоперацией на Украине, а некоторые даже увидели в нем признаки настоящей «войны в духовном поле». Недавно избранные парламентарии решительно осудили тех, кто «выступил против государства», но их более опытные коллеги призвали не «требовать казни», а сосредоточиться на том, чтобы тщательнее выбирать, какие ветви «дерева искусства» поливать в будущем. По итогам заседания было решено начать работу над «срочными мерами поддержки культуры в условиях кризиса».

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Комитет Госдумы по культуре провел 15 марта свое расширенное заседание на тему: «Смыслы и ценности в культуре: запрос в обществе, мнение профессионалов, роль государства».

Разговор начался с рассуждений об актуальности этой темы. «Уместна ли она в такое тревожное время?» — спрашивали друг друга депутаты. И сами же отвечали: «А когда, если не сейчас?» Самое важное импортозамещение — это замещение смыслов и ценностей, пояснила в связи с этим глава комитета Елена Ямпольская («Единая Россия»).

Первым слово взял советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, который пообещал «воздержаться от острых оценок». Он признался, что «опасается, когда людей вынуждают примкнуть» к каким-то сторонам, и призвал «не открывать второй фронт внутри страны». Люди культуры должны выражать свое отношение к происходящему своими спектаклями, книгами, фильмами, а не подписанными петициями, добавил чиновник.

Однако другие участники дискуссии к открытию фронта уже были готовы.

Впервые избравшийся в 2021 году в Госдуму певец-единоросс Денис Майданов вскрыл «разброд среди работников культуры» и объяснил его тем, что «очень долго мы были подвержены западным ценностям».

«Мы увидели, кто чего стоит из наших звезд, как они относятся к нашей стране»,— заявил господин Майданов. И именно «наша толерантность», по его мнению, привела к тому, что многие российские звезды отказываются выступать на патриотических концертах.

Кроме того, детям надо объяснять, что «президент прав, учитель прав, родитель прав», а источники плохой информации в интернете нужно закрывать, уверен певец. Поэтому лично он поприветствовал закрытие соцсети TikTok, предложил ввести в стране «кодекс о том, что такое хорошо и плохо» и призвал перестать играть в «псевдодемократию». Отдельно депутат прошелся по блогерам: по его мнению, им надо запретить разговаривать матом, а также «лицензировать и контролировать, а то вдруг завтра они скажут что-то антигосударственное?» Господин Майданов также признался, что переживал из-за «слишком медленного» отключения в России Facebook и Instagram, благодаря которым «в каждой квартире, в каждом «Айфоне» и «Самсунге» сидит провокатор-предатель».

Еще один думский новичок актер Дмитрий Певцов («Новые люди») продолжил линию предыдущего оратора. Он призвал «агрессивнее работать со смыслами, чтобы не иметь такой результат, как на Украине», и заявил, что «западная цивилизация — это родина нацизма».

«Идет война, и побеждает тот, кто сильнее духом»,— все сильнее распалялся депутат. Госпоже Ямпольской даже пришлось вмешаться и пояснить, что на Украине все-таки проходит спецоперация, а «война идет в духовном поле».

Дмитрий Кузнецов из «Справедливой России — За правду» (СРЗП) заявил, что почти вся культурная элита России выступила сейчас против государства, и увидел в этом «провал культурной политики». Елене Ямпольской и здесь пришлось поправить коллегу, напомнив ему о прямо противоположных примерах в лице оперной певицы Анны Нетребко и дирижера Валерия Гергиева (оба отказались осуждать политику России).

Заместитель руководителя фракции СРЗП Елена Драпеко, работающая в Госдуме не первый созыв, тоже решила остудить пыл молодых коллег и призвала не требовать немедленной казни деятелей культуры, которые кричат «Нет войне!». «Они же подвержены эмоциональным порывам, пусть остынут, нельзя допустить раскола среди них на красных и белых»,— сказала она. Актриса напомнила, что Россия воюет не с Украиной, а с фашистами. «Мы должны противопоставить их идеологии человеконенавистничества позитивную идеологию — любви и понимания. Мы воюем не от ненависти, а от любви»,— умиротворяла она собравшихся. Ее поддержала и госпожа Ямпольская, призвав судить «художников по плодам». «Надо те ветви поливать на дереве искусства, которые нам интересны»,— заключила Елена Драпеко.

По итогам заседания члены комитета договорились о создании рабочей группы по разработке срочных мер поддержки культуры в условиях кризиса.

Мария Макутина

Елена Литинская: Понять нельзя простить

Моё знакомство с творчеством Елены Литинской началось со стихов. Это было более двадцати лет назад. С тех пор у неё вышло двенадцать книг стихов и прозы. И вот перед нами новый прозаический сборник, названный по одноимённой повести, финалисте ежегодного конкурса «Нового журнала».

Алексей Толстой сказал ­когда-то, что «поэзия начинается не с рифмы, не с ритма и не с образа, а с доброго чувства». И поэзия, и проза Елены Литинской всегда проникнуты добрым чувством. Это не отдаёт приторной слащавостью или излишней романтичностью. Её сюжеты отражают жизнь с её трагизмом и юношескими надеждами, разочарованиями и счастьем, ударами и подарками судьбы. Стиль Литинской отличают ирония, мудрость, проницательность, точные наблюдения, ёмкие, меткие характеристики.

Жизнь одарила Елену уникальными для писателя возможностями для развития языка. Она коренная москвичка, но в дошкольном возрасте некоторое время жила в деревне, где столкнулась с совершенно иным образом жизни, с её простонародным говором, близостью к земле, природе, живности. Мать Литинской подростком приехала в Советский Союз из Вильнюса, бывшего частью Польши, и детство и юность Елены прошли в тесной близости с польским языком и культурой, поездками к дедушке и бабушке, которые были актёрами еврейского театра в Варшаве. Благодаря этому она рано познакомилась с еврейскими культурными традициями. Окончив филологический факультет МГУ, Елена добавила в свой актив третий славянский язык — ​чешский, и до сих пор переводит чешскую поэзию. Это тоже бесценный для писателя опыт, потому что ремесло переводчика требует виртуозного владения родным языком. А после эмиграции в США в 1979 году она за 30 лет работы в Бруклинской библиотеке слышала всевозможные диалекты, акценты и сленг русскоязычных соотечественников. Здесь же столкнулась с людьми разных судеб.

Среди героев книги — ​россияне, прожившие всю жизнь в СССР и России, русскоязычные эмигранты, живущие в США, и коренные американцы. Героям книги приходится сталкиваться с драматическими событиями, определявшими эпоху на протяжении последнего столетия, включая события в послереволюционной России, в Польше Пилсудского, в послевоенные годы в Москве и российской глубинке, массовую эмиграцию, а также с ситуациями, не зависящими ни от эпохи, ни от страны проживания и национальной принадлежности — ​любовь, ревность, предательство, верность, ошибки молодости, счастливые и несчастливые случайности, переворачивающие жизнь…

Между нами, жителями Земли, столько общего! В «неполноценной, сугубо женской семье» растёт американская девочка, жизнь которой осложняется тем, что из-за своей бабушки-­негритянки она, родившаяся белокожей, «не вписывалась ни в белую, ни в чёрную расовую группу» («Квартеронка»). А сибирячка, приехавшая в США на заработки, рассказывает, что благосостояние её неполноценной, исключительно женской семьи полностью зависело от её заработка («Из жизни хоуматенда»). Эта героиня «помешана на чистоте», как и директор филиала Бруклинской публичной библиотеки с незадавшейся женской судьбой («В тенётах страсти нежной»).

В жизни героев книги много узнаваемого, но некоторые из них попадают в необычные и даже чудесные обстоятельства, как пятидесятилетняя москвичка, после двух неудачных браков нашедшая своё, пусть недолгое, счастье («Осенние цветы»), или герои рассказа «Под созвездьем Ковида», прошедшие через череду встреч и невстреч.

Заканчивая чтение очередного рассказа, я порой вспоминала концовки рассказов О’Генри или пушкинских повестей Белкина. Говоря на языке и с интонацией своих современников, Елена Литинская не порывает с классической традицией.

Татьяна Янковская, Нью-Йорк

Что делать, если вы не можете простить

«Ваше сердце знает путь. Беги в том направлении». ~ Руми

«Я знаю, что должен простить, но не могу». Я заерзал на своем месте, когда сказал это своему учителю.

Я сказал это сразу же после того, как объяснил все, что я испытал во время нашего упражнения по медитации. Во время медитации у меня были живые воспоминания о постоянных словесных и эмоциональных оскорблениях, которые я получал от отца.

Прошло десять лет с тех пор, как я жил дома, но я все еще был зол, все еще хранил в себе все эти эмоции многолетней давности. Вместо того, чтобы рассказать мне обо всех достоинствах того, почему важно прощать, мой учитель задал мне один вопрос.

«Ты готов простить?»

— Нет, — сказал я.

«Тогда не надо».

Когда он сказал это, я расплакалась от облегчения.

В то время в моей жизни так много людей говорили мне о достоинствах прощения, предлагая различные методы. Когда они видели мое сопротивление прощению, они просто повторяли мне одни и те же банальности снова и снова:

 Прощение — это не оправдание поведения другого человека.

 Прощение нужно вам, а не другому человеку.

 Прощение освобождает вас.

Я интеллектуально понял, что они имели в виду. Но я все еще не мог этого сделать. Я не знал, почему я не мог. Я начал чувствовать вину и стыд из-за того, что не смог сделать то единственное, что, по мнению многих людей, я должен был сделать.

Мой учитель дал мне право не прощать и разрешил наблюдать за собой и своей болью без осуждения. Это означало, что я мог исследовать тонкие чувства и убеждения, о которых я даже не подозревал. Я обнаружил свое сопротивление, задав себе вопрос:

Как непрощение спасло меня?

В то время я был перфекционистом и преуспевал в своей карьере. Я быстро поднялся по служебной лестнице в своей организации, потому что старался изо всех сил и проделал большую работу.

В то же время бывали моменты, когда я сильно медлил. Я понял, что прокрастинировал, потому что чувствовал, что то, что я должен делать, может навредить мне. Я останавливался и переходил в режим избегания всякий раз, когда боялся, что испытаю выгорание или думал, что потерплю неудачу и буду отвергнут.

Точно так же я посмотрел на свою реакцию на то, что не простил отца. Я избегал прощения, потому что что-то в этой идее заставляло меня чувствовать себя небезопасно.

Я сел и написал о том, почему непрощение моего отца спасло меня. В своем дневнике я был удивлен, увидев, что чувствую себя в безопасности благодаря своей силе не прощать.

От члена семьи, который сказал моему отцу, что я не хочу его прощать, я узнал, что он был расстроен тем, что я этого не сделал. Это знание, эта маленькая вещь, которую я контролировала, когда не чувствовала, что контролирую что-либо в отношении моего отца, ощущалась как оправдание.

Я написал глубже:

Почему мне было так важно удерживать эту силу?

Я понял, что внутри меня все еще живет девочка-подросток, живущая опытом — она не закончила среднюю школу и не уехала. Она все еще испытывала эту боль прямо сейчас. В данный момент. И это чувство силы было единственным, что удерживало ее вместе.

Это было шокирующе, что я так сильно чувствовал ее в своем теле. В основном в груди и в животе. Чувство было тяжелым, как песок. Я не мог оставить эту девушку с чувством бессилия, пока она все еще активно переживала момент боли. Я должен был дать ей что-то, за что она могла бы держаться, чтобы она могла выжить.

Я не пытался исправить свое восприятие или быть более позитивным. Я просто слушал меня. Я, наконец, осознал всю глубину боли, которую я чувствовал все это время, и то, как часто она была там, а я даже не замечал этого. Я не привыкла общаться со своим телом, я не привыкла слушать себя, не осуждая.

Мой учитель спросил меня, можно ли вместо того, чтобы простить отца, высвободить энергию, которую я чувствую, из своего тела. Я сказал «да», и он провел меня через управляемую медитацию.

В нем я сделал несколько глубоких вдохов и визуализировал, что посылаю всю энергию моего отца и энергию ситуации через солнце и обратно моему отцу. Направляя свет сквозь солнце, мой отец получал обратно только чистый свет, а не боль, которую он излучал.

Затем я забрал свою собственную энергию, свою подлинную силу, все, что, как я чувствовал, было отобрано у меня, или любую силу, которую, как я чувствовал, я отдал. Я представил, как эта энергия движется сквозь солнце и очищается, так что все, что я получаю, — это мой собственный чистый свет.

Затем я представил, как все другие люди, которые слышали мою историю или действительно были свидетелями того, что происходило с моим отцом, отпустили все свои суждения и привязанности, словно потоки света, поднимающиеся в небо.

После завершения медитации мое тело почувствовало себя хорошо. Я почувствовал себя легче. Я не чувствовал, что часть меня застряла в прошлом.

Внезапно у меня появилось сильное желание простить отца. И я сделал.

Со временем я обнаружил, что мне все еще нужно прощать, но это было проще. Меня не нужно было убеждать простить, я, естественно, хотел.

Когда я не мог простить, больше всего мне помогло осознание того, что прощение — это больше, чем мысленный выбор и произнесение слов. Прощение — это решение, которое принимается телом и душой. Это происходит естественным образом, когда оно готово.

Если вы просто не можете простить, предлагаю вам узнать, что помогло мне:

1. Примите, что вы не готовы прощать, и доверьтесь своему решению.

2. Спросите себя, как непрощение защищает вас, и слушайте свою правду, не преуменьшая и не исправляя свои убеждения.

3. Присутствуйте и почувствуйте, где эти убеждения все еще активны в вашем теле,

4. Когда вы будете готовы (и только когда вы будете готовы), высвободите энергию, которая вам не принадлежит, и восстановите то, что есть, используя Процесс я написал выше.

Когда мы готовы перестать заставлять себя делать то, что мы «должны» делать, и действительно прислушиваться к нашей правде в данный момент, мы расширяем нашу способность к исцелению способами, которые мы даже не можем себе представить. В том числе простить невозможное.

О Кэндис Томас

Кэндис Томас — автор книги «Чувство успеха: интуиция для предпринимателей и профессионалов» . Она учит лидеров, как использовать собственную интуицию для достижения ощутимых положительных результатов в мире. Используя ее фирменные программы, ее клиенты добились результатов, которые изменили жизнь, и научились быть духовно связанными и полными. Кэндис была представлена ​​​​в подкасте Mind Love, Elephant Journal, Thrive Global, Bustle, Brit + Co и других СМИ. Для получения дополнительной информации посетите https://candicethomasintuitive.com.

Увидели опечатку или неточность? Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы мы могли это исправить!

Когда не можешь простить | Psychology Today

Источник: Worawut17 / AdobeStock

Эксперты призывают нас прощать как можно быстрее и полнее.

По мнению профи, мы должны стараться прощать ради собственного здоровья и счастья.

Отказываться прощать, говорят они, все равно, что пить яд и ожидать, что другой человек умрет.

Вы слышали это раньше? У меня есть. Много раз.

Звучит хорошо. Единственная проблема в том, что он обвиняет жертву. Прощение — это эмоция, и мы не можем выбирать свои эмоции.

Возьмем пример из реальной жизни: я.

Много лет назад я попал в аварию в ресторане. Поскольку это была вина ресторана, я ожидал, что мои медицинские счета будут оплачены без вопросов.

Я был потрясен, когда страховая компания ресторана отказала мне в выплате. Их ставка на то, что я не буду преследовать их в суде из-за суммы денег, которую я потратила на свое выздоровление, была правильной.

Отказ страховой компании удовлетворить требование добавил оскорбление к телесным повреждениям. Несмотря на то, что сегодня я полностью выздоровел физически, доволен своей жизнью и редко думаю о случившемся, я до сих пор их не простил.

Почему бы и нет?

Вопреки распространенному мнению, прощение — это НЕ наш выбор. Это то, что происходит естественным образом при соблюдении определенных условий.

Условие № 1: Приносим извинения

Примечание Я сказал « хорошо извинения», не просто извинения. Многие люди говорят «извините» так, что оставляют желать лучшего. (Посмотрите мою статью о том, как извиняться, чтобы узнать, как сделать это лучше.)

Когда кто-то причиняет вам боль, хорошее извинение поможет вам простить его. Если они не предлагают его или если это не кажется искренним, ключевой ингредиент пропадает.

В моем случае менеджер ресторана принес искренние и неоднократные извинения во время аварии. Я никогда не злился на сам ресторан. Просто страховая компания, которая могла все исправить, но предпочла этого не делать.

Условие № 2: Хороший исход

Эмоциональную, духовную и/или физическую травму, которая необратима, очень трудно простить, особенно если не приносят извинений.

Если бы мои телесные повреждения после аварии так и не зажили, я был бы самым озлобленным человеком, которого я знаю. И если бы кто-нибудь попытался сказать мне, что я должен простить, это только подлило бы масла в огонь.

Необратимо травмированные люди нуждаются в сочувствии и понимании, а не в обучении преимуществам прощения. Вопреки духу времени в США существует такая вещь, как жертва.

Условие №3: Прекращение оскорбительного поведения

Вы можете получить хорошие извинения. Возможно, вы даже полностью излечитесь от травмы. Но если это происходит снова и снова, вы должны задаться вопросом, насколько серьезно этот человек (или организация) относится к вашему благополучию.

Если ваш партнер вас раскритикует или, не дай Бог, побьет, вы можете получить искренние извинения после этого. Вы можете исцелиться физически и даже эмоционально.

Но когда насилие со стороны партнера становится нормой (а так оно и есть), однажды вы обнаружите, что больше не можете прощать.

Это не признак того, что вы все хуже умеете прощать. Просто условие №3 не выполнено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *