Нельзя понять нельзя простить: Любить нельзя возненавидеть. Где запятую уронить? Поцеловать нельзя обидеть. И воскресить нельзя убить. Забыть нельзя простить былое. Понять нел…
Понять нельзя простить – Коммерсантъ
Члены комитета Госдумы по культуре во вторник обсудили как никогда актуальную, по их мнению, тему: «Смыслы и ценности культуры». Как оказалось, депутатов очень взволновал раскол среди деятелей культуры в связи с российской спецоперацией на Украине, а некоторые даже увидели в нем признаки настоящей «войны в духовном поле». Недавно избранные парламентарии решительно осудили тех, кто «выступил против государства», но их более опытные коллеги призвали не «требовать казни», а сосредоточиться на том, чтобы тщательнее выбирать, какие ветви «дерева искусства» поливать в будущем. По итогам заседания было решено начать работу над «срочными мерами поддержки культуры в условиях кризиса».
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Комитет Госдумы по культуре провел 15 марта свое расширенное заседание на тему: «Смыслы и ценности в культуре: запрос в обществе, мнение профессионалов, роль государства».
Первым слово взял советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, который пообещал «воздержаться от острых оценок». Он признался, что «опасается, когда людей вынуждают примкнуть» к каким-то сторонам, и призвал «не открывать второй фронт внутри страны». Люди культуры должны выражать свое отношение к происходящему своими спектаклями, книгами, фильмами, а не подписанными петициями, добавил чиновник.
Однако другие участники дискуссии к открытию фронта уже были готовы.
Впервые избравшийся в 2021 году в Госдуму певец-единоросс Денис Майданов вскрыл «разброд среди работников культуры» и объяснил его тем, что «очень долго мы были подвержены западным ценностям».
«Мы увидели, кто чего стоит из наших звезд, как они относятся к нашей стране»,— заявил господин Майданов. И именно «наша толерантность», по его мнению, привела к тому, что многие российские звезды отказываются выступать на патриотических концертах.
Кроме того, детям надо объяснять, что «президент прав, учитель прав, родитель прав», а источники плохой информации в интернете нужно закрывать, уверен певец. Поэтому лично он поприветствовал закрытие соцсети TikTok, предложил ввести в стране «кодекс о том, что такое хорошо и плохо» и призвал перестать играть в «псевдодемократию». Отдельно депутат прошелся по блогерам: по его мнению, им надо запретить разговаривать матом, а также «лицензировать и контролировать, а то вдруг завтра они скажут что-то антигосударственное?» Господин Майданов также признался, что переживал из-за «слишком медленного» отключения в России Facebook и Instagram, благодаря которым «в каждой квартире, в каждом «Айфоне» и «Самсунге» сидит провокатор-предатель».
Еще один думский новичок актер Дмитрий Певцов («Новые люди») продолжил линию предыдущего оратора. Он призвал «агрессивнее работать со смыслами, чтобы не иметь такой результат, как на Украине», и заявил, что «западная цивилизация — это родина нацизма».
«Идет война, и побеждает тот, кто сильнее духом»,— все сильнее распалялся депутат. Госпоже Ямпольской даже пришлось вмешаться и пояснить, что на Украине все-таки проходит спецоперация, а «война идет в духовном поле».
Дмитрий Кузнецов из «Справедливой России — За правду» (СРЗП) заявил, что почти вся культурная элита России выступила сейчас против государства, и увидел в этом «провал культурной политики». Елене Ямпольской и здесь пришлось поправить коллегу, напомнив ему о прямо противоположных примерах в лице оперной певицы Анны Нетребко и дирижера Валерия Гергиева (оба отказались осуждать политику России).
Заместитель руководителя фракции СРЗП Елена Драпеко, работающая в Госдуме не первый созыв, тоже решила остудить пыл молодых коллег и призвала не требовать немедленной казни деятелей культуры, которые кричат «Нет войне!». «Они же подвержены эмоциональным порывам, пусть остынут, нельзя допустить раскола среди них на красных и белых»,— сказала она. Актриса напомнила, что Россия воюет не с Украиной, а с фашистами. «Мы должны противопоставить их идеологии человеконенавистничества позитивную идеологию — любви и понимания. Мы воюем не от ненависти, а от любви»,— умиротворяла она собравшихся. Ее поддержала и госпожа Ямпольская, призвав судить «художников по плодам». «Надо те ветви поливать на дереве искусства, которые нам интересны»,— заключила Елена Драпеко.
По итогам заседания члены комитета договорились о создании рабочей группы по разработке срочных мер поддержки культуры в условиях кризиса.
Мария Макутина
Елена Литинская: Понять нельзя простить
Моё знакомство с творчеством Елены Литинской началось со стихов. Это было более двадцати лет назад. С тех пор у неё вышло двенадцать книг стихов и прозы. И вот перед нами новый прозаический сборник, названный по одноимённой повести, финалисте ежегодного конкурса «Нового журнала».
Алексей Толстой сказал когда-то, что «поэзия начинается не с рифмы, не с ритма и не с образа, а с доброго чувства». И поэзия, и проза Елены Литинской всегда проникнуты добрым чувством. Это не отдаёт приторной слащавостью или излишней романтичностью. Её сюжеты отражают жизнь с её трагизмом и юношескими надеждами, разочарованиями и счастьем, ударами и подарками судьбы. Стиль Литинской отличают ирония, мудрость, проницательность, точные наблюдения, ёмкие, меткие характеристики.
Жизнь одарила Елену уникальными для писателя возможностями для развития языка. Она коренная москвичка, но в дошкольном возрасте некоторое время жила в деревне, где столкнулась с совершенно иным образом жизни, с её простонародным говором, близостью к земле, природе, живности. Мать Литинской подростком приехала в Советский Союз из Вильнюса, бывшего частью Польши, и детство и юность Елены прошли в тесной близости с польским языком и культурой, поездками к дедушке и бабушке, которые были актёрами еврейского театра в Варшаве. Благодаря этому она рано познакомилась с еврейскими культурными традициями. Окончив филологический факультет МГУ, Елена добавила в свой актив третий славянский язык — чешский, и до сих пор переводит чешскую поэзию. Это тоже бесценный для писателя опыт, потому что ремесло переводчика требует виртуозного владения родным языком. А после эмиграции в США в 1979 году она за 30 лет работы в Бруклинской библиотеке слышала всевозможные диалекты, акценты и сленг русскоязычных соотечественников. Здесь же столкнулась с людьми разных судеб.
Среди героев книги — россияне, прожившие всю жизнь в СССР и России, русскоязычные эмигранты, живущие в США, и коренные американцы. Героям книги приходится сталкиваться с драматическими событиями, определявшими эпоху на протяжении последнего столетия, включая события в послереволюционной России, в Польше Пилсудского, в послевоенные годы в Москве и российской глубинке, массовую эмиграцию, а также с ситуациями, не зависящими ни от эпохи, ни от страны проживания и национальной принадлежности — любовь, ревность, предательство, верность, ошибки молодости, счастливые и несчастливые случайности, переворачивающие жизнь…
Между нами, жителями Земли, столько общего! В «неполноценной, сугубо женской семье» растёт американская девочка, жизнь которой осложняется тем, что из-за своей бабушки-негритянки она, родившаяся белокожей, «не вписывалась ни в белую, ни в чёрную расовую группу» («Квартеронка»). А сибирячка, приехавшая в США на заработки, рассказывает, что благосостояние её неполноценной, исключительно женской семьи полностью зависело от её заработка («Из жизни хоуматенда»). Эта героиня «помешана на чистоте», как и директор филиала Бруклинской публичной библиотеки с незадавшейся женской судьбой («В тенётах страсти нежной»).
В жизни героев книги много узнаваемого, но некоторые из них попадают в необычные и даже чудесные обстоятельства, как пятидесятилетняя москвичка, после двух неудачных браков нашедшая своё, пусть недолгое, счастье («Осенние цветы»), или герои рассказа «Под созвездьем Ковида», прошедшие через череду встреч и невстреч.
Заканчивая чтение очередного рассказа, я порой вспоминала концовки рассказов О’Генри или пушкинских повестей Белкина. Говоря на языке и с интонацией своих современников, Елена Литинская не порывает с классической традицией.
— Татьяна Янковская, Нью-Йорк
Что делать, если вы не можете простить
«Ваше сердце знает путь. Беги в том направлении». ~ Руми
«Я знаю, что должен простить, но не могу». Я заерзал на своем месте, когда сказал это своему учителю.
Я сказал это сразу же после того, как объяснил все, что я испытал во время нашего упражнения по медитации. Во время медитации у меня были живые воспоминания о постоянных словесных и эмоциональных оскорблениях, которые я получал от отца.
Прошло десять лет с тех пор, как я жил дома, но я все еще был зол, все еще хранил в себе все эти эмоции многолетней давности. Вместо того, чтобы рассказать мне обо всех достоинствах того, почему важно прощать, мой учитель задал мне один вопрос.
«Ты готов простить?»
— Нет, — сказал я.
«Тогда не надо».
Когда он сказал это, я расплакалась от облегчения.
В то время в моей жизни так много людей говорили мне о достоинствах прощения, предлагая различные методы. Когда они видели мое сопротивление прощению, они просто повторяли мне одни и те же банальности снова и снова:
Прощение — это не оправдание поведения другого человека.
Прощение нужно вам, а не другому человеку.
Прощение освобождает вас.
Я интеллектуально понял, что они имели в виду. Но я все еще не мог этого сделать. Я не знал, почему я не мог. Я начал чувствовать вину и стыд из-за того, что не смог сделать то единственное, что, по мнению многих людей, я должен был сделать.
Мой учитель дал мне право не прощать и разрешил наблюдать за собой и своей болью без осуждения. Это означало, что я мог исследовать тонкие чувства и убеждения, о которых я даже не подозревал. Я обнаружил свое сопротивление, задав себе вопрос:
Как непрощение спасло меня?
В то время я был перфекционистом и преуспевал в своей карьере. Я быстро поднялся по служебной лестнице в своей организации, потому что старался изо всех сил и проделал большую работу.
В то же время бывали моменты, когда я сильно медлил. Я понял, что прокрастинировал, потому что чувствовал, что то, что я должен делать, может навредить мне. Я останавливался и переходил в режим избегания всякий раз, когда боялся, что испытаю выгорание или думал, что потерплю неудачу и буду отвергнут.
Точно так же я посмотрел на свою реакцию на то, что не простил отца. Я избегал прощения, потому что что-то в этой идее заставляло меня чувствовать себя небезопасно.
Я сел и написал о том, почему непрощение моего отца спасло меня. В своем дневнике я был удивлен, увидев, что чувствую себя в безопасности благодаря своей силе не прощать.
От члена семьи, который сказал моему отцу, что я не хочу его прощать, я узнал, что он был расстроен тем, что я этого не сделал. Это знание, эта маленькая вещь, которую я контролировала, когда не чувствовала, что контролирую что-либо в отношении моего отца, ощущалась как оправдание.
Я написал глубже:
Почему мне было так важно удерживать эту силу?
Я понял, что внутри меня все еще живет девочка-подросток, живущая опытом — она не закончила среднюю школу и не уехала. Она все еще испытывала эту боль прямо сейчас. В данный момент. И это чувство силы было единственным, что удерживало ее вместе.
Это было шокирующе, что я так сильно чувствовал ее в своем теле. В основном в груди и в животе. Чувство было тяжелым, как песок. Я не мог оставить эту девушку с чувством бессилия, пока она все еще активно переживала момент боли. Я должен был дать ей что-то, за что она могла бы держаться, чтобы она могла выжить.
Я не пытался исправить свое восприятие или быть более позитивным. Я просто слушал меня. Я, наконец, осознал всю глубину боли, которую я чувствовал все это время, и то, как часто она была там, а я даже не замечал этого. Я не привыкла общаться со своим телом, я не привыкла слушать себя, не осуждая.
Мой учитель спросил меня, можно ли вместо того, чтобы простить отца, высвободить энергию, которую я чувствую, из своего тела. Я сказал «да», и он провел меня через управляемую медитацию.
В нем я сделал несколько глубоких вдохов и визуализировал, что посылаю всю энергию моего отца и энергию ситуации через солнце и обратно моему отцу. Направляя свет сквозь солнце, мой отец получал обратно только чистый свет, а не боль, которую он излучал.
Затем я забрал свою собственную энергию, свою подлинную силу, все, что, как я чувствовал, было отобрано у меня, или любую силу, которую, как я чувствовал, я отдал. Я представил, как эта энергия движется сквозь солнце и очищается, так что все, что я получаю, — это мой собственный чистый свет.
Затем я представил, как все другие люди, которые слышали мою историю или действительно были свидетелями того, что происходило с моим отцом, отпустили все свои суждения и привязанности, словно потоки света, поднимающиеся в небо.
После завершения медитации мое тело почувствовало себя хорошо. Я почувствовал себя легче. Я не чувствовал, что часть меня застряла в прошлом.
Внезапно у меня появилось сильное желание простить отца. И я сделал.
Со временем я обнаружил, что мне все еще нужно прощать, но это было проще. Меня не нужно было убеждать простить, я, естественно, хотел.
Когда я не мог простить, больше всего мне помогло осознание того, что прощение — это больше, чем мысленный выбор и произнесение слов. Прощение — это решение, которое принимается телом и душой. Это происходит естественным образом, когда оно готово.
Если вы просто не можете простить, предлагаю вам узнать, что помогло мне:
1. Примите, что вы не готовы прощать, и доверьтесь своему решению.
2. Спросите себя, как непрощение защищает вас, и слушайте свою правду, не преуменьшая и не исправляя свои убеждения.
3. Присутствуйте и почувствуйте, где эти убеждения все еще активны в вашем теле,
4. Когда вы будете готовы (и только когда вы будете готовы), высвободите энергию, которая вам не принадлежит, и восстановите то, что есть, используя Процесс я написал выше.
Когда мы готовы перестать заставлять себя делать то, что мы «должны» делать, и действительно прислушиваться к нашей правде в данный момент, мы расширяем нашу способность к исцелению способами, которые мы даже не можем себе представить. В том числе простить невозможное.
О Кэндис Томас
Кэндис Томас — автор книги «Чувство успеха: интуиция для предпринимателей и профессионалов» . Она учит лидеров, как использовать собственную интуицию для достижения ощутимых положительных результатов в мире. Используя ее фирменные программы, ее клиенты добились результатов, которые изменили жизнь, и научились быть духовно связанными и полными. Кэндис была представлена в подкасте Mind Love, Elephant Journal, Thrive Global, Bustle, Brit + Co и других СМИ. Для получения дополнительной информации посетите https://candicethomasintuitive.com.
Увидели опечатку или неточность? Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы мы могли это исправить!
Когда не можешь простить | Psychology Today
Источник: Worawut17 / AdobeStock
Эксперты призывают нас прощать как можно быстрее и полнее.
По мнению профи, мы должны стараться прощать ради собственного здоровья и счастья.
Отказываться прощать, говорят они, все равно, что пить яд и ожидать, что другой человек умрет.
Вы слышали это раньше? У меня есть. Много раз.
Звучит хорошо. Единственная проблема в том, что он обвиняет жертву. Прощение — это эмоция, и мы не можем выбирать свои эмоции.
Возьмем пример из реальной жизни: я.
Много лет назад я попал в аварию в ресторане. Поскольку это была вина ресторана, я ожидал, что мои медицинские счета будут оплачены без вопросов.
Отказ страховой компании удовлетворить требование добавил оскорбление к телесным повреждениям. Несмотря на то, что сегодня я полностью выздоровел физически, доволен своей жизнью и редко думаю о случившемся, я до сих пор их не простил.
Почему бы и нет?
Вопреки распространенному мнению, прощение — это НЕ наш выбор. Это то, что происходит естественным образом при соблюдении определенных условий.
Условие № 1: Приносим извинения
Примечание Я сказал « хорошо извинения», не просто извинения. Многие люди говорят «извините» так, что оставляют желать лучшего. (Посмотрите мою статью о том, как извиняться, чтобы узнать, как сделать это лучше.)
Когда кто-то причиняет вам боль, хорошее извинение поможет вам простить его. Если они не предлагают его или если это не кажется искренним, ключевой ингредиент пропадает.
В моем случае менеджер ресторана принес искренние и неоднократные извинения во время аварии. Я никогда не злился на сам ресторан. Просто страховая компания, которая могла все исправить, но предпочла этого не делать.
Условие № 2: Хороший исход
Эмоциональную, духовную и/или физическую травму, которая необратима, очень трудно простить, особенно если не приносят извинений.
Если бы мои телесные повреждения после аварии так и не зажили, я был бы самым озлобленным человеком, которого я знаю. И если бы кто-нибудь попытался сказать мне, что я должен простить, это только подлило бы масла в огонь.
Необратимо травмированные люди нуждаются в сочувствии и понимании, а не в обучении преимуществам прощения. Вопреки духу времени в США существует такая вещь, как жертва.
Условие №3: Прекращение оскорбительного поведения
Вы можете получить хорошие извинения. Возможно, вы даже полностью излечитесь от травмы. Но если это происходит снова и снова, вы должны задаться вопросом, насколько серьезно этот человек (или организация) относится к вашему благополучию.
Если ваш партнер вас раскритикует или, не дай Бог, побьет, вы можете получить искренние извинения после этого. Вы можете исцелиться физически и даже эмоционально.
Но когда насилие со стороны партнера становится нормой (а так оно и есть), однажды вы обнаружите, что больше не можете прощать.
Это не признак того, что вы все хуже умеете прощать. Просто условие №3 не выполнено.