Не стоит спрашивать меня как дела: Почему не стоит спрашивать «Как дела?»

Почему не стоит спрашивать «Как дела?»

Развлечения

Наш колумнист Валерий Печейкин внезапно для себя обнаружил третий проклятый русский вопрос.

Друг-журналист, снимая репортаж о президентских выборах, подошел к известной телеведущей и спросил: «А за кого вы проголосовали?» На что услышал в ответ: «Это вопрос неприличный. Спросите лучше, с кем я сплю». Но есть еще один, на мой взгляд, более неприличный вопрос…

Представьте, вы встречаете на улице знакомого, он жмет вам руку и мимоходом спрашивает: «Что есть истина?» или «Бытие субъективно или объективно?» Вы, скорее всего, решите, что ваш знакомый пьян. Ну или сошел с ума на фоне общественных и политических событий.

Так вот, есть вопрос, который я считаю третьим «проклятым» после «Что делать?» и «Кто виноват?». Это вопрос «Как дела?».

Про него есть прекрасный афоризм. Кто такой плохой человек? Тот, который на вопрос «Как дела?» начинает рассказывать… как дела. С одной стороны, он, конечно, ритуальный и так заморачиваться по его поводу, наверное, не стоит. С другой стороны, начинаешь думать: а как они, дела мои?

Для этого нужно произвести умственный эксперимент: вспомнить о всевозможных делах, сложить их в миксер собственной головы и устроить фьюжен. Смешать, но не взбалтывать. Так дела превращаются в абстрактную категорию вроде биржевого индекса, а общение спрессовано в бульонный кубик. «Рад познакомиться», «С днем рождения», «С Новым годом», «С днем рождения», «С Новым годом»… «Примите мои искренние соболезнования».

Серьезные и нахмуренные ответы выглядят жалкими и побитыми по сравнению с панибратством вопроса. Тогда на помощь приходит принцип «каков вопрос — таков ответ». Когда Сальвадора Дали спрашивали: «Что нового?» — он отвечал: «Веласкес!» Ну, мол, художник Веласкес — это всегда ново, прекрасно и пр. Но это Дали, буржуазный интеллектуал, а воронежская Светка сказала бы: «Пока не родила». Так Светлана и испанский сюрреалист открывают для нас важный философский принцип: отвечая на серьезные вопросы, иногда лучше дурачиться. Я сам отвечал на него то «сорок пять», то «шестьдесят», вплоть до «семидесяти одного». В зависимости от курса доллара. Но вскоре любая шутка начинает расходиться Эболой и возвращаться, как передаренный канделябр из чеховского рассказа. Приходится заряжать револьвер какой-нибудь другой шуткой-минуткой и класть под подушку.

Есть такие анекдоты, которые начи­наются словами: «У меня есть для вас две новости — хорошая и плохая». Как правило, собеседник в анекдоте узнает, что сразу обе новости плохие, но плохая выглядит приемлемо на фоне худшей. Ну например, плохая новость, что мы живем плохо, а хорошая: другие живут еще хуже. Принцип двух новостей лежит в фундаменте, простите за тавтологию, выпусков новостей. Особенно официальных. В духе: да, граждане, подгнило что-то в нашем королевстве, но вы только посмотрите, что творится в братском халифате. Поэтому в ближайшие пару лет мы будет слышать о том, что дела у нас хорошо, потому что могут быть хуже. Как в разговоре двух одесситов: «Сема, помниш­ь, я вчера сказал, что мои дела дерьмо? Так вот это было повидло!»

Здесь, конечно, многое зависит от того, кто сообщает нам о состоянии дел. Если депутат бубнит из шубохранилища, что надо меньше жрать, а больше времени играть с семьей в нарды и крутить хулахуп, тогда мы сразу понимаем, что кругом обман и враки. Чем больше айнанэ-светит-солнышко на федеральном канале, тем острее чувство мировой скорби. Но если о хороших делах скажет мудрый блогер, рукопожатный старик, тогда все банальности для школьных прописей становятся вдруг правильными: Россия — наше отечество, не хлеб единый жрет человек, хулахуп — вспомоществование здоровью.

Главное — это, как известно, здоровье. Но и на сей счет есть разные мнения. В рассказе «Русская душа» Пантелеймона Романова профессор московского университета поехал погостить к брату в деревню. И началось! Началось, собственно, еще в дороге, когда все стало удивлять профессора. То поезд встанет, то мужик телегу остановит и головой вертит. Чего ждут? Непонятно! А уж у брата в деревне такая обломовщина, что диво дивное. И главное, как они, деревенские, относятся к своему здоровью: «Зубы у них портились и выпадали в сорок лет. Они их не лечили, видя в этом что-то легкомысленное», «Ей уж четвертый десяток, матушке, а она все зубки свои чистит». С точки зрения авторского протагониста, это несчастные люди. Болеют и не лечатся. Но с точки зрения деревенских, несчастный человек — это профессор. Он по утрам обтирается холодной водой и делает гимнастику. Тю! «И зачем вы себя так мучаете? Смотреть на вас жалко», — говорят ему. И каждый считает, что другой несчастен, что дела у него плохи.

Не случайно у рассказа Романова такое программное название — «Русская душа». Мол, загадка и всякое евразийство. Тут можно философствовать, что у всякого русского найдешь под православием язычество, а под язычеством — стихийный буддизм. Действительно, противиться выпадению зубов — как про­тивиться выпадению осадков. Дурац­кое богоборчество. «А в сто лет у тебя тоже все зубы будут целы? Ага! То-то, брат. Два века не проживешь. От смерти, батюшка, не отрекайся». Состояние дел предустановлено в момент рождения. Поэтому все, что с этим состоянием борется, выглядит порочным. Ладно уж, приучили нас к вилке, но все прочие технологические выверты — это лишнее. Отпадение от благодати. Европа.

В интернете о писателях шутят: есть такая профессия — родину огорчать. Писатель традиционно сообщает читателю, как у него дела. Поэтому еще один пример из литературы. У Тургенева, автора «Муму», есть замечательное стихотворение в прозе, названное «Щи». У бабы умер ее единственный сын. Помещица села, в котором жила эта баба, пошла навестить ее в день похорон. И вот она приходит и видит, что та «не спеша, ровным движением правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой». Барыня, которую привело в избу искреннее сочувствие, столь же искренне возмутилась: «Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!» А баба отвечает: «Вася мой помер. Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные». В последнем абзаце Тургенев объясняет читателю, что помещице не понять бабу по одной причине: «Ей-то соль доставалась дешево».

По сути, Иван Сергеевич пересказал поговорку «у кого-то суп жидкий, у кого-то жемчуг мелкий». Поэтому, когда гла­ва московского департамента торговли и услуг заявляет, что «перебоев с солью в Москве не будет», общественность отвечает ему своим бе-бе-бе. Мол, перебои с солью — это уже каменный век и кровопускание. Куда еще хуже?!

Мои коллеги-драматурги иногда играют в игру, которая так и называется — «Сделай хуже». Один человек начинает рассказывать историю, а второй в любой момент может сказать: «Сделай хуже!» Например, мужчина встает утром, идет в ванную чистить зубы. Чистит, чистит, а зуб один выпадает. Тут приходит эсэмэс от любовницы: «Я беременна…» Потом еще: «И у меня люэс ((». Мужчина охает, поскальзывается и падает, бьется головой о раковину. Вдруг взрывается труба с горячей водой. Телефон тонет в кипятке, мужик с разбитой головой вползает в комнату, а там по телевизору дядя говорит, что наше отечество может превратить Америку в радиоактивный пепел. И вот лежит мужик на полу с разбитой башкой и думает, может ли быть хуже… Дядя в телевизоре говорит, что да, может.

Но есть надежда, честно. Как-то в раз­говоре с Павлом Лунгиным я разумничался и припомнил, что Будда сказал сво­им веселым ученикам: «Что за смех, что за радость, когда мир постоянно го­рит?» Павел Семенович ответил на это с не ме­ньшим буддизмом: «Если бы мир горел не все время, а только до обеда или пос­ле, тогда стоило бы волноваться. А так…»

Поэтому у меня для вас новости. Первая: в мире непорядок. Вторая: так было всегда.

Желаю здоровья.

Фото: Иллюстрации: Виктор Миллер-Гауса

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

ТегиКолонкиGQ апрель 2015

Почему не стоит спрашивать «Почему?»

Майк не понимал, что с ним происходит. Он был успешным человеком, но не умел выстраивать отношения. Общение с коллегами было поверхностным и ограничивалось рабочими вопросами, а если он пытался поддержать разговор на другие темы, казался себе странным и глуповатым.

Дома дела обстояли не лучше. Отношения с женой свелись к обсуждению их детей подросткового возраста и их проблем в школе. При этом большую часть времени он не знал, чем занимаются дети и с кем проводят время. Майк не понимал, что происходит в браке, но постоянно чувствовал себя одиноким и дома, и на работе.

Он решил что-то изменить в жизни и как человек с аналитическим складом ума начал задавать вопросы. Они начинались со слова «Почему?». Это казалось логичным — понять, почему люди делают то, что делают. Он надеялся, что это поможет вернуть взаимопонимание, но эффект получился обратным. Тогда он обратился за помощью к психотерапевту, чтобы понять, что не так с желанием докопаться до причин чего-либо. Он хотел узнать, как наладить отношения с коллегами и близкими людьми.

1. Этот вопрос звучит как обвинение

«Почему ты так поступил?», «Почему ты это сказал?», «Почему ты такой злой?», «Почему ты так остро реагируешь?» Ответы начинаются со слов «Потому что», это ставит отвечающего в оборонительную позицию, он как будто должен оправдываться и объяснять свое поведение. За вопросом о причинах стоит предположение, что человек сделал или сказал что-то плохое, неправильное и это нуждается в объяснении. Когда мы начинаем приставать с такими вопросами, мы как будто ставим себя на ступеньку выше и с этой высоты задаем «неразумному» собеседнику вопрос. Такие вопросы используйте крайне осторожно.

2. В каких ситуациях вопрос вреден?

Когда этот вопрос используется в отношениях, он отталкивает близких. Жене Майка казалось, что, задавая ей подобные вопросы, он обращается с ней как с ребенком, а не как с равным партнером. Дети чувствовали, что отец их допрашивает, и ненавидели необходимость объяснять каждый поступок. Коллеги думали, что он задает такие вопросы, поскольку считает их некомпетентными специалистами. И хотя Майк хотел понять других людей, а не задеть, получалось наоборот.

3. В каких ситуациях вопрос полезен?

Иногда такая постановка вопроса может быть уместна. Например, следователи и адвокаты используют подобные вопросы, допрашивая свидетелей и обвиняемых. Смысл в том, чтобы заставить человека обороняться, получить больше информации, вынудить совершить ошибку и сказать что-то лишнее. Даже в личных отношениях бывают моменты, когда стоит использовать вопрос, если конфронтация необходима, чтобы что-то изменить.

4. Как понять причину, не задавая этого вопроса

Есть масса вариантов, позволяющих понять смысл слов или поступков людей. «Я не понимаю, что произошло, объясни, пожалуйста?», «Помоги мне понять, что ты имел в виду?», «Я вижу, что ты расстроен, могу ли чем-то тебе помочь?», «Ты всегда такой заботливый и понимающий, что сейчас так тебя разозлило?», «Я чувствую, что для тебя это очень важно, может, расскажешь подробнее?»

Эти вопросы и утверждения удовлетворяют желание выяснить, почему человек сделал или сказал что-то, но не вынуждают защищаться. Если хотите укрепить отношения, этот способ подойдет лучше, чем вопрос «Почему?».

Майк перестал спрашивать, почему кто-то что-то сделал или сказал, и начал использовать альтернативные варианты. Сначала ему было сложно перестроиться, приходилось каждый раз думать, как сформулировать вопрос. Но со временем он развил этот навык, который помог ему существенно улучшить отношения в семье и на работе.

Я тебя вижу, но не спрашивай, как у меня дела

В худший день в моей жизни я заметил, сколько раз в час американцы спрашивают какую-то версию «как дела?» на самом деле не желая знать ответ. Это происходит, когда мы встречаемся в холлах на работе, в парке, в очереди в Старбакс. Мы спрашиваем, когда ведем светскую беседу, прежде чем перейти к делу.

Это происходит даже тогда, когда мы ждем результатов анализов, которые показывают, что у нас рак.

Как дела?

19 января 2018 года я пять или шесть раз парировал этот вопрос, прежде чем его задал один из моих лучших друзей в офисе. Мне казалось, что я солгу, если не отвечу.

«На этой неделе, чувак…»

Но я должен был остановиться. Как сказать кому-то в коридоре возле кафетерия, что вы ждете результатов визуализации, чтобы подтвердить подозрение на рак?

«Ой. Что такое?» он спросил.

Со слезами, уже наворачивающимися на глаза, я попросил его зайти ко мне позже в кабинет. Там я в конце концов рассказал ему, как у меня дела на самом деле.

Остановка для прослушивания

За последний год у меня было много хороших и плохих дней, но типичное американское непринужденное общение беспокоило меня каждый раз. Я заметил, что когда мы спрашиваем: «Как дела?» «Как дела?» или «Как дела?» мимоходом, мы почти никогда не хотим знать ответ. Это просто замена «Я тебя вижу». Часто мы даже не останавливаемся, чтобы услышать ответ.

Итак, однажды я решил провести эксперимент. Я начал отвечать не на тот вопрос, который был задан.

«Что случилось?»

«Хорошо, ты?» — сказал я с энтузиазмом.

Даже реакции не было. Вот такой отстраненной стала встреча в коридоре, подумал я.

Тогда я поиграл с искренним ответом на вопрос.

«Как дела?»

«Тревога,» сказал я. «Сканирование на следующей неделе. Я чувствую, что мой разум не может перестать перебирать все возможные результаты».

Когда я ответил искренне, мне показалось, что весь мир остановился, поскольку принимающие стороны пытались понять, как небрежно затронуть такие тяжелые темы.

Итак, как

дела?

Я думаю, что американцам следует принять альтернативные подходы, которые уже прижились в некоторых культурах. В Германии, например, ваши близкие могут сказать «wie geht’s?» Хотя это переводится как «Как дела?» оно никогда не используется в непринужденной беседе, потому что было бы оскорблением спросить и не заботиться об ответе. Вместо этого вы можете зарезервировать его для тех случаев, когда вы встречаетесь со старым другом.

В русской культуре отличается не вопрос, а ответ, как отмечает статья New York Times . Ответы «хорошо» и «неплохо, ты?» полностью глухие по тону. В их типичном интерактивном стиле есть утомленная честность, которой так не хватает американцам. Но как исследователь человеческого состояния, я думаю, что мы нашли бы это невероятно освежающим, если бы попробовали это.

Я предлагаю измениться. В следующий раз, когда вы увидите кого-то и почувствуете необходимость поблагодарить его, скажите что-нибудь вроде: «Рад тебя видеть». Если вам на самом деле неприятно видеть человека, скажите что-нибудь вроде: «Вот ты где» или просто «Привет».

Делать это, даже когда кто-то спрашивает «Как дела?» может начать двигать нашу культуру в лучшем, более аутентичном направлении. Попробовав его, я обнаружил, что он вполне функционален. Что еще более важно, это мешает мне — и вам, и, возможно, всем нам — игнорировать окружающих из-за ложной и пустой заботы.

американцы устали от фейков. Мы истощены фальшивой эмпатией. Давайте начнем быть настоящими, даже на самых поверхностных уровнях дискурса. Я думаю, что с каждым днем ​​мы будем чувствовать себя немного более довольными этим.

В качестве услуги для наших читателей издательство Harvard Health Publishing предоставляет доступ к нашей библиотеке архивного контента. Обратите внимание на дату последней проверки или обновления всех статей.

Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача или другого квалифицированного врача.

Не спрашивай меня почему — Билли Джоэл

Можно сказать, что человеческое сердце всего лишь выдумка
А я только огнём борюсь с огнём
Но ты по-прежнему жертва несчастных случаев, которые ты оставляешь
​Так же верно, как я жертва желания

       Билли возвращается к чистой поп-музыке с песней «Don’t Ask Me Why», которая немного напоминает Paul McCartney .

Песня имеет латинский бит и ритм и звучит немного неуместно в Glass Houses.  Фортепианная интермедия с кастаньетами на заднем плане звучит как вампирский бальный номер. Это беззаботная мелодия в музыкальном и лирическом плане.

     Не спрашивайте меня, что означают слова, хотя я думаю, что они о фальши и претенциозности (см. также « Большой человек на Малберри-стрит »). Билли говорит о человеке, который обманывает всех, заставляя поверить, что он (или она) горячая штучка, когда они бросают розы ему под ноги, но на самом деле он «не чужой на улице» и чьи «призраки ушли». Может быть, фанат спросит его о значении песни на одном из будущих мастер-классов.

     Обновление :  В эфире радио SiriusXM в январе 2016 года Билли заявил, что фраза «Не спрашивай меня, почему» была скорее образной, чем буквальной. Это была песня «потока сознания» с разными мыслями, которые к нему приходили. Он также сказал, что на испанское или латиноамериканское чувство, включая бальные танцы, такие как соло на фортепиано, повлияло время, которое он провел в Мадриде.

Билли Джоэл в сериале «Не спрашивай меня, почему». Подпишитесь на SiriusXM .

Песня была выпущена как сингл 24 июля 1980 года и достигла 19 места в чартах США. Одному фанату, по-видимому, очень понравилась песня, и он создал плейлист YouTube с этой песней.

     В 2018 году Билли посвятил «Don’t Ask Me Why» своей дочери Делле Роуз (2015 г.р.) на своем сотом шоу в Мэдисон-Сквер-Гарден. это ее любимая песня . У Билли три дочери: Алекса Рэй, Делла Роуз и Реми Энн .

Вставить из Getty Images

Делла Роуз Джоэл (2015). Фото:

Мирна Суарес .​

Слова и музыка Билли Джоэла


Все официанты в вашем грандиозном кафе
Вставайте со своих столов, когда вы моргаете
Каждая собака должна пить каждый день
Каждый пьяница должен пить свой напиток
Не жди ответов
Просто рискни
Не спрашивай меня почему

Всю свою жизнь тебе приходилось стоять в очереди
Тем не менее ты стоишь на ногах
О, каждый твой выбор заставляет ум
Теперь ваш календарь завершен
Не ждите ответов
Просто рискните
Не спрашивайте меня, почему

Вы можете сказать, что человеческое сердце — только притворство
И я только борюсь с огнем с огнем

Вы все еще жертва несчастных случаев, которые вы оставляете
Точно так же, как я жертва желания

Все слуги в твоем новом отеле
Бросают свои розы к твоим ногам
Обмани их всех, но, детка, я могу сказать
Ты не чужой на улице
Не спрашивай за услуги
Не разговаривай с незнакомцами
Не спрашивай меня, почему

Вчера ты был единственным ребенком
Теперь твои призраки ушли
О, ты можешь убить их в классическом стиле
Теперь ты parlez-vous francais
Не ищите ответов
Вы рискнули
Не спрашивай меня почему
Не спрашивай меня почему

Вертикальный делитель

Билли экспериментирует с туфлями на высоком каблуке, чтобы звучать хлопки в песне «Don’t Ask Me Why».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *