Мысли конфуция: писатели и не только о том, что читают почему

Читать онлайн «Конфуций. Жизнь, деятельность, мысли», Сергей Фёдорович Ольденбург – Литрес

© «Центрполиграф», 2017

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2017

Предисловие

Сведения о жизни большинства великих людей древних времен обыкновенно малодостоверны. Действительность и истина в них так тесно сплетаются с легендой и фантазией, что потребны долгие научные изыскания, чтобы отделить достоверные факты от вымысла.

Не то представляют собой сведения о жизни и учении китайского мыслителя и реформатора Конфуция. Китайские летописцы рассказывают о жизни и деяниях своего великого учителя без всяких прикрас и преувеличений и лишь с небольшой дозой фантастического вымысла – когда рассказ ведется о зачатии и рождении Конфуция. Их рассказ так прост и естествен, что нет ни малейшего основания относиться к нему с недоверием.


Краткий очерк истории Китая до Конфуция

1

Приступая к изложению жизни и учения великого философа Китая, мы считаем необходимым предпослать этому изложению краткий очерк истории Китая до Конфуция, чтобы познакомить читателя, во-первых, с эпохой, когда жил и действовал великий учитель Китая, и, во-вторых, – с предшествовавшим этой эпохе историческим периодом, когда жили мудрецы, у которых Конфуций заимствовал основы и принципы своего учения.

Китайская народность, представляющая собой загадочное и своеобразное явление в истории, является старейшей из всех существующих в настоящее время народностей, переживших все другие народы, память о которых сохранила нам история и которые или исчезли без следа, оставив по себе только памятники, свидетельствующие о их минувшем величии, или же настолько изменились, что потеряли свой первобытный тип. Между тем китайцы остались точно такими же, какими они были целые тысячелетия тому назад. Уже в глубокой древности они представляют собой один из образованных и культурных народов, но, достигнув известной степени цивилизации, остановились на ней и до сего времени сохранили ее почти без изменения такой, какова она была три тысячи лет тому назад. Уже в глубокой древности они считались такими же отличными хлебопашцами, какими являются в настоящее время. Земледелие стояло у них на высокой степени развития. Они были хорошо знакомы со свойствами разного рода почв и их удобрением и орошением. Они с успехом сажали тутовые деревья и добывали шелк, умели ткать шерстяные и бумажные материи и производить разного рода домашние и военные орудия, чеканили монету, добывали краски, тушь, умели выделывать разного рода вещицы из рога и слоновой кости – одним словом, в механическом труде обладали той же степенью совершенства, какой отличаются и теперь.

Пластические искусства им были также небезызвестны, но в них они далее первых начал не пошли – их рассудочной и сухой натуре чужд идеал красоты, у них были и произведения живописи, и произведения скульптуры, но как те, так и другие отличались свойственными им и в настоящее время мелочностью и причудливостью в последних и необыкновенной яркостью красок и кропотливостью в первых. Их архитектурные произведения также не показывали особенной широты воображения, хотя и отличались своеобразностью, как вообще все у китайцев. Большая часть зданий строилась из бамбука на каменном фундаменте, храмы их, собственно, были небольшие часовни или просто большие дворы, окруженные колоннами, в конце которых помещался обыкновенно алтарь для жертвоприношений.

В глубокой же древности ими были выработаны и религиозные воззрения, очень темные, сбивчивые и неопределенные. Сущность этих воззрений такова: они поклонялись небу и земле, как отцу и матери всего существующего. Небо считали повелителем и владыкой мира, землю – повелительницей; таким образом, небо у них считалось мужским началом, Ян, активным и совершенным движителем бытия и жизни, земля же – женским, Инь, началом мертвым, бездеятельным и неподвижным. Все совершенные явления китайцы принимали за Ян, а несовершенные – за Инь. Но Ян в их представлении постоянно соединяется с Инь, как отец и мать в рождении. Вместе с поклонением небу и земле они почитали духов или демонов в качестве представителей отдельных сил и явлений природы и поклонялись душам предков, на которых смотрели как на покровителей живых; по их понятиям, души умерших предков могли давать им мудрые советы или же преследовать их своим гневом. В честь неба и земли, а также духов и предков были учреждены различные праздники и приносились жертвы; во время жертвоприношений играла музыка и пелись стихи.

Последние показывают, что у китайцев в те времена были и литературные произведения. Действительно, письмена были изобретены в Китае в отдаленной древности и первоначально состояли из простых изображений упоминаемых предметов, а впоследствии введены значки, состоявшие из трех линий – одной длинной и двух коротких – и их разнообразных комбинаций. Этими-то значками и были написаны древние книги китайцев. Научные знания стояли у них до времен Конфуция также на довольно высокой степени развития.

В давние времена им было уже известно употребление магнитной стрелки, или компаса, они знали законы движения небесных тел и умели предсказывать затмения Солнца и Луны. Благодаря этим астрономическим знаниям у них сыздавна было установлено правильное времяисчисление. С давних пор в году 366 дней, а для уравнения скоростей в движении Солнца и Луны был установлен високосный год; поэтому в Китае из каждых девятнадцати лет двенадцать имеют по двенадцать месяцев и семь – по тринадцать. Вообще, естественные и математические знания у них достигли довольно высокой степени развития.

Медицина им также была знакома, и их медики были довольно искусны в своем деле. Между китайцами и до сих пор существует убеждение, что если небо посылает болезни, то оно же дает и средство против них. Наконец, у них существовали для воспитания юношества школы. Одним словом, в те времена китайцы были те же, и у них существовало то же, что и теперь, лишь с небольшими изменениями. Даже нравственный склад их остался тот же: и в те времена они отличались вежливостью, кротостью, терпением, необыкновенным трудолюбием, с одной стороны, и хитростью, коварством, надменностью и корыстолюбием – с другой, за исключением разве что нетерпимости и замкнутости – черт, развившихся у них уже после Конфуция.

По некоторым историческим данным можно судить, что в древности китайцы охотно принимали у себя чужеземцев и заимствовали у них многое полезное для себя. Весьма вероятно, что эти чужеземцы, которых правители Китая охотно брали в свои помощники, и развили в Китае те культурные начала, какие мы видим там и поныне.



2

Культурные начала, краткий очерк которых мы дали в предыдущей главе, были выработаны китайцами при мудром и мирном правлении их первых богдыханов. Правление у китайцев того времени, как и у современных, было монархическое, патриархальное. В основе социального строя стояла семья с отцом во главе; в политическом быте народ составлял одну семью, отцом которой считался богдыхан; и как в семье члены беспрекословно подчинялись ее главе, так и народ глубоко чтил своих правителей, на которых он смотрел как на божеств. Богдыхан был сыном неба, и его личность считалась священной и неприкосновенной, впрочем, до тех пор, пока он своими делами соответствовал назначению свыше. В противном случае само небо давало право народу выражать свой протест и неудовольствие и даже прибегать к насилию.

В древних книгах Китая говорится: «Взгляд неба можно узнать во взглядах народа; что не нравится небу, можно узнать в желаниях народа». По воззрениям китайцев, государь – сосуд, народ – вода. Какую форму имеет сосуд, такую форму примет и вода; каков государь, таков и народ. Вследствие этого воззрения древние законодатели подчинили поведение государя известному общественному порядку, переступить который он не мог, не прогневив своего отца – небо.

Древние китайские мудрецы говорили, что добродетель должна быть основою правительства и что государь может быть действительным благодетелем народа, если будет заботиться о доставлении ему следующих девяти благ: воды, огня, металлов, дерева, хлеба, умения употреблять эти вещества на пользу, жить в согласии с ближними, сохранять здоровье и беречь жизнь. Судя по китайским летописям, первые государи Китая, которые являются уже вполне историческими лицами, а не героями мифов, Фу Си, Хуанди, Яо, Юй, Шунь и большинство богдыханов из династий Ся (2205–1766 до Р. X.) и Шан (1766–1122 до Р. X.) были именно такими царями-благодетелями, и народ при их царствовании был вполне счастлив. Мы расскажем о деяниях некоторых из этих мудрых богдыханов.

Первым богдыханом, еще полумифической личностью, летописи называют мудрого Фу Си. Он царствовал за 3468 лет до Р. X. Ему приписывается установление религиозных обрядов, изобретение письменных знаков и 60-летнего цикла. Он дал первоначальное устройство гражданской жизни. Желая внушить к изданным законам большее доверие, Фу Си сказал, что он списал их со спины дракона, явившегося ему из глубокого озера. Этим он хотел показать, что его законы даны божеством, а потому и неповиновение им есть грех перед божеством. Ему же приписывается изобретение двух музыкальных инструментов: циня (род 27-струнной лиры) и чжу – гитары о 36 струнах. Оставленный им письменный памятник называется «И цзин» – «Книга перемен»; в ней излагаются начало и происхождение всего видимого и превращения существ животного и растительного царств сообразно с временами года.

За Фу Си после нескольких богдыханов вступил на престол воинственный Хуанди, при котором был изобретен компас. Китайские летописи говорят, что он с успехом пользовался им во время своих походов. При нем государство было разделено на десять областей и введена децимальная система веса и мер. Ввиду военных целей, а также и торговых, он повсюду в государстве провел дороги и улучшил способы водяного сообщения. Для поднятия нравственного уровня народа он учредил жертвоприношения Всевышнему духу.

 

После Хуанди наиболее знаменитым богдыханом является Яо, правивший за 2350 лет до Р. X. С Яо история Китая делается вполне достоверной. Яо дал окончательное устройство гражданской жизни. При нем было установлено правильное времяисчисление. Яо были изданы первые писаные уголовные законы. Эти законы определяли клеймение лица, резание ног, рук, оскопление, смерть за тяжкие преступления, за легкие – плеть. Принималось также во внимание, обдуманно или необдуманно совершено преступление, и сообразно этому определялось наказание. В некоторых случаях, когда, например, преступником является один сын престарелой матери, его оставляли без наказания. Еще при жизни Яо выбрал себе в преемники Шуня и сделал его своим соправителем.

Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа



Оба, Конфуций и Сократ, были большими педагогами-мыслителями в истории человеческой цивилизации, образовательные идеи которых являются основой и ресурсами Восточной и западной культуры и педагогики. Их мысли богаты по содержанию и имеют далеко идущие последствия. Есть много сходства между их педагогической мыслью даже, если они жили в разное время и в разных странах. Есть также некоторые различия между ними на том же макроскопическом фоне. Сравнение их сходств и различий принесет пользу реформе и развитию образования в новом столетии.

Ключевые слова: высшее образование, история, развитие, образование в Киате

В последние годы наблюдается повышенный интерес к педагогической мысли Конфуция и Сократа.

Конфуцианство наслаждается возрождением в Китае, а также получило международное внимание благодаря политического и экономического возрождения Китая. Между тем, образовательный метод Сократа, широко известный как сократический диалог, будет принят во многих школах для продвижения критического мышления учащихся. Современная образовательная мысль играет важную роль в обучении. Образовательная мысль является национальным духом, который может накапливаться в течение тысяч лет. Как концептуальная культура, присущий дух доминирует поведение людей все время. Расширенная педагогическая теория должна быть унаследована и разработана от предыдущих великих педагогов и мыслителей.

Конфуций и Сократ — оба великие мыслители и педагоги Востока и Запада соответственно. Их образовательные мысли оказывают глубокое и длительное воздействие на поздних мыслителей Востока и Запада. Несомненно, Конфуций и Сократ великие гиганты двух цивилизаций. Так их мысли имеют большое влияние на современное образование и ценность людей. Таким образом, эта статья пытается сравнивать образовательные мысли и свою практику двух гигантов, чтобы обеспечить эффективные предложения для образовательной реформы Китая и улучшения образовательного уровня.

Сравнительный анализ

Конфуций был китайским учителем, редактором, политиком и философом в период Весны и Осени китайской истории. Он рассматривается как величайший из всех восточных философов. Его учения имеют глубокое и вечное влияние на восточную культуру, его мысль была использована как китайский стандартный учебный план в течение многих столетий. Философия Конфуция подчеркнула личную и государственную правильность, справедливость и искренность социальных отношений.

Его последователи успешно конкурировали с многими другими школами во время Ста школы мысли эпохи только, чтобы быть подавленными в пользу легистов во время династии Цинь. После Победы Хань над Чу и распада Цинь мысли Конфуция получили официальное разрешение и получили дальнейшее развитие в системе, известной как конфуцианство.

Много веков спустя, конфуцианство превратилось в государственную религию Китая, и китайская культура появилась на свет. Значения, которые он выступал, например, как лояльность по отношению к семье, почитание предков, соответствие традиционным стандартам, и беспрекословное послушание в вышестоящие инстанции, еще закрепилась в Восточной культуре.

Сократ (469 до н. э. 一 399 до н. э.) известен как отец этики. Его любимые философские дискуссии были основаны вокруг того, что такое хорошо и просто. Его слова «Я только знаю, что я ничего не знаю» являются интересным заявлением, прибывающим из такого умного человека. Первичной верой Сократа было то, что лица должны сосредоточиться на саморазвитии (личном развитии), а не на материальном богатстве.

Наиболее важной идеей Сократа было то, что известно как Сократовский Метод. Сократ известен как педагог, а не писатель, потому что большинство его работ по философии были распространены через его учеников, один из которых был известным философом по имени Платон.

Образовательные мнения Конфуция и Сократа можно резюмировать от шести частей: стоимости, знания, обучения, передачи знаний, общества и образовательной системы, образовательной возможности.

О стоимости. Это теория об образовательной цели Конфуция. Так как он попытался сделать общественный прогресс. Педагогическая задача Конфуция заключается в культивировании талантов, которые были способны служить правительству. Он попытался развивать «цзюнь цзы», что означает «господин» в английской лексики. Первоначальный смысл «господин» это человек, кто происходит из семьи с высоким социальным статусом. Теперь либо «цзюнь цзы» или «господин» относится к человеку, который вежливый, образованный, скромный, вежливый, интеллектуальный, доверчивый и добрый.

Сократ полагал, что были значительные и незначительные знания. Много людей знают кучу незначительных вещей. Что Наиболее важным из всех знаний является «как лучше жить». Он утверждал, что на это не было легко ответить. Он пытался направлять своих студентов, чтобы обнаружить предметные материалы через его метод опроса своих учеников, а не просто говорить им, что они должны знать. Цель образования заключается в том, что вы можете знать, и, более того, а знаете, что вы не знаете.

Об обучении. Что метод приобретения знаний и навыков? Конфуций считал, что изучение без отражения или отражение без исследования является опасным. Изучение приходит извне к виду, в то время как мышление идет от сердца. Обучение собирает знания, а мышление уточняет знания. В процессе изучения надо хорошенько подумать. При упоминании своего собственного метода обучения он сказал: «Для того, чтобы услышать много, выбрать то, что хорошо, и следовать ему». Так он считал обучение как процесс наблюдения некоторых видов предмета, это могут быть книги, объекты, или люди.

Он принял обучение как высоко индивидуальную деятельность. Этот процесс будет повторяться студентом, просвещенным любым фактическим обучением.

По Сократу, обучение является стремлением к истине. После допроса и интерпретации мудрости и знаний других люди пришли к пониманию своего невежества. Навыки и знания получаются толкованием мнений других, проверкой знаний мудрых людей, показом незнания немудрых и рассмотрением себя.

О передаче знаний. Конфуций считал, что учитель должен быть тем, кто имеет свой собственный характер. Конфуций был учителем и принял неофициальное и специализированный метод обучения. Он хочет, чтобы каждый студент знал, чем они должны заниматься, затем он будет обсуждать с ними, а иногда и просто слушал их. Он наблюдал за каждым студентом и оценивал их, а затем разработали их сильные стороны, и улучшили их слабые места.

Сократ считал, что ни один человек или школа не была авторитетным или имеет мудрость научить. Он неоднократно отрицал свои знания и метод.

Тем не менее, Сократ считается одним из величайших учителей всех времен. По методу преподавания Сократа студенты смогут узнать правду, задавая наводящие вопросы. Это диалектический метод, который принимает критический запрос для ослабления правдоподобной распространенной доктрины.

О доступности образования для всех. Конфуций считал, что каждый человек имеет право на образование. Там не должно быть никаких классовых различий. Он думал, что образование должно быть равным и всеобщим. Кроме того, Конфуций уделял большое внимание личности своих студентов, что является основой его учения. Он учил студентов в соответствии с их способностями. Китайская культура подчеркивает как групповой характер, так и общий характер. Но мы должны заметить, что Конфуций также принял разницу между частными лицами серьезно.

Сократ считал, образование может способствовать уровню людей, хотя они родились с отличием. К тому же, либо естественные умные люди или сравнительно неумелые люди должны изучать практику трудно. Это признало важную роль образования в развитии физических лиц с точки зрения человеческой природы. Сократ посвятил себя общественным образованием. Он имел широкий спектр студентов, в том числе афинян в своем родном городе, людей из других городов, членов в Оптиматы, членов в демократа, богатых и бедных. Сократ хотел воспитывать невежественных людей, которые приняли на себя как знающий, и таким образом можно улучшить свои интеллектуальные и моральные качества. Открытость, недогматический стиль Сократа, и его акцент на идеи других людей, а не на его собственные взгляды привели к нескольким отдельным дисциплинам.

О методе образования. Конфуций подчеркивал, что образование не лежит в том, что вы будете изучать с раннего утра до поздней ночи, но в постепенно осознании истины. Студенты должны хорошо набирать новые идеи и делать выводы на основе проведения обзора старых материалов. Таким образом, лучшая презентация метода обучения по Конфуцию лежит в том, что Конфуций не будет направлять студентов, которые не оказывают себя.

Он будет просвещать студентов в случае, когда они хотят говорить, но не могут ясно выразить. Он отказывался учить таких студентов снова, если они не были в состоянии сделать выводы из одного данного материала. Конфуций предложил, что студенты должны сначала стремиться к знаниям, а затем учитель вдохновил студентов думать самостоятельно и призвал студентов делать выводы. В противном случае, образование должно быть прервано. Другими словами, Конфуций уделял большое внимание способности мышления учеников. ЛуньЮй(Беседыи Суждения)Конфуция, использующий диалог вопроса и ответа, является обычным примером для отражения образовательного метода Конфуция. Студенты выдвинули всякий род вопросов и Конфуций дал им тщательные и измеримые ответы вовремя. Используя метод вопроса и ответа, он мог в полной мере пробудить энтузиазм студентов к изучению, просветить мысль учащихся, повысить интерес и живость в обучении и улучшить знания учащихся. Кроме того, он подчеркнул, что он откажется научить тех студентов, которые не смогли сделать выводы из одного данного примера, в котором есть и другой подтекст. Конечный результат сделанного вывода должен соответствовать с мнением «доброжелательность», которого Конфуций придерживался. То есть, знания студентов никогда не мог быть за концепцией «доброжелательности». Поэтому в учебном процессе Конфуций играл роль учителя все время, и его ученики не могли превзойти его. В этом обстоятельстве студенты могли только посоветоваться с ним к знаниям смиренно.

Образовательная цель Сократа заключается в преследовании сути «силу» и «истины». В результате, логично диалектическое мастерство, которое называлось «эвристическая педагогическая теория». Эта теория включает в себя следующие четыре шага.

Первый шаг — студенты выдвинули свои собственные взгляды на определенный вопрос, затем учителя выставили их внутреннее противоречие в своих переговорах и заставили студентов признаться, что они были совершенно невежественны по этому вопросу. Как его цитата говорит: «Единственная, истинная мудрость заключается в том, что вы ничего не знаете».

Второй шаг — помочь студентам вспомнить знания через беседу, как акушерка помогает доставить ребенка.

Третий шаг заключается в содействии студентов, чтобы они исключили особенность и обобщили природу вещей.

И, наконец, определение получается.

Сократ считал, что только тогда, когда люди знают, что они не знают, они могут иметь мотивацию стремиться к знаниям. С помощью этого метода, студенты могут думать и свободно обсуждать, так что конечная истина будет получена. Метод Сократа также известен как метод эленхос. Это является одной из форм дознания и спор между частными лицами с противоположных точек зрения, задавая и отвечая на вопросы, чтобы стимулировать критическое мышление и подчеркнуть идеи.

Как правило, метод Сократа ищет общепринятые истины и рассматривает их, чтобы определить их совместимость с другими убеждениями. Основная форма этого метода имеет ряд вопросов, сформулированных в качестве тестов логического самого дела. Он пытается помочь человеку или группе обнаружить их представления о некоторых темах, изучить определения и стремиться к общим характеристикам для различных видов конкретных случаев. Метод определения и индукции Сократа считался сущностью научного метода Аристотеля.

Оба Конфуций и Сократ пользуют эвристический метод обучения. Тем не менее, существуют очевидные различия между ними. Конфуций уделял больше внимания интуитивному обучению, а Сократ придает большее значение абстракции; Конфуций высоко ценил результаты, а Сократ считает процесс более важным; Конфуций сделал упор на обучении студентов визуализировать шаблон мышления, а Сократ придает большое значение развитию у студентов логические способности мышления.

О практике их образовательных Мысли. Учебная практика Конфуция воплощает трудолюбивый стиль обучения, который придает большую важность усилиям, чем возможностей. Эта точка зрения полагает, что студенты могут получить высокие оценки благодаря упорному труду; отражает послушание вышестоящим инстанциям, книгам и знаниям. Практический процесс Конфуция необходим через пять шагов: запоминание, понимание, практику, анкетирование и оценку. Конфуций подчеркивал, что студенты должны следовать предкам, получить и передать знания, но не должны выражать свои мнения.

Конфуций считал, что люди должны сказать старую культуру, а не создавать новый Этикет и музыку, доверие и древние вещи. Конфуций подчеркивал традиции в целях возобновления общественного порядка; это база инноваций. Он выступал, что студенты должны уважать власть и учителей. В обстоятельстве коллективизма студенты уделяют больше внимания социальным отношениям, а открытые разногласия будут иметь плохое влияние на гармоничные общественные отношения.

Учебная практика Сократа подчеркнула, что научиться думать важнее, чем овладеть знаниями, и процесс важнее результата. Он выступал за независимый поиск и смелое новаторство.

Заключение

Конфуций и Сократ считаются великими мыслителями и педагогами Востока и Запада соответственно. Их взгляды на образование имеют широкое и глубокое влияние на развитие и тенденции в образовании.

На Западе философии образования была в основном под влиянием Сократа, который ценил личное и общественное допрос и призвал студентов на вопрос убеждения других и генерировать свои собственные гипотезы.

С другой стороны, на Востоке, философия образования была под влиянием Конфуция, который ценил трудолюбие, уважение к власти и прагматичный приобретение необходимых знаний.

Конфуций служил учителем. Он учил людей, чтобы они были государственными служащими. Он ценил трудолюбие и был готов научить любого, кто стремился узнать. Он посмотрел вниз на тех, кто преследовал быстрые результаты с умным разговором и претенциозной манерой, он верил, что напряженная работа и самодисциплины помогут добиться успеха. По мнению Конфуция, целью преподавания является улучшение поведений студентов через показ модели. Конфуций считал, что обучение не просто накопление знаний, но поведенческая трансформация должна быть более добродетельной и опытной. Конфуций сказал, что люди должны научить обряды, этикет или манеры, чтобы быть добродетельным человеком, провести доброжелательность идентифицировать себя должным образом. По его мнению, это может быть сделано путем наблюдения людей, которые предоставляют модели поведения, и студенты имеют возможность найти кого лучше и подражать этому человеку.

В отличие от Конфуция, Сократа, как правило, ставит под сомнение его собственную веру и убеждения других людей, и ценит самогенерируемое знание на основе личных гипотез. «Метод Сократа» означал, что люди задают многочисленные вопросы, чтобы выявить невежество других людей и прийти к истине. Школьное образование на Западе основывается на демократических и равноправных идеях Сократа. В сфере образования учитель не является центром, но студенты считаются центром. В процессе обучения, учитель обращает больше внимание на понимание студентов и восприятие знаний, а не на механические знания. Учебный процесс практикуется через общение и обмен идеями друг с другом. Это значительно вдохновляет творческие способности учащихся.

Различия их подходов к обучению можно резюмировать в следующих размерах. В конфуцианской философии обучения, усилие и трудолюбие занимают центральное место в процессе обучения и считается, что академические успехи достигаются усилиями, а не врожденной способностью человека. Кроме того, конфуцианская философия сосредоточена на практических результатах образования, таких как достижениях более высоких рабочих мест состояния, а не обучении для его собственной пользы. Цель образования в конфуцианской философии заключается в поведенческой реформе студента. В конфуцианской философии, допрос других весьма обескуражен, потому что гармония ценится, и получение необходимых знаний от внешнего себя, например, учителя и книг поощряется. А допрос власти и проверка личных гипотез предлагается в сократовской философии. Наконец, в отличие от сократовской философии, в которой знание считается проживать в себе и способные ученики могут прогрессировать без руководства.

Обе восточные образовательные практики, которые укоренились в конфуцианской или сократовской философии имеют свои сильные и слабые стороны. Конфуцианская образовательная практика на более раннем этапе своей жизни помогает приобрести базовые знания и построить характер, и образовательная практика Сократа на более позднем этапе в своей жизни помогает приобрести навыки критического мышления и искать истину. Это было бы идеально для студентов, если бы они подвергались обоих типов образовательных практик в своей жизни.

Литература:

  1. Артур, Waley, Транс. Лунь юй [M]. Пекин: Пресс по преподаванию и исследованию иностранных языков, 2008.
  2. Бенсон, Хью С. Сократическая мудрость [M]. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000
  3. Черт, J. Конфуций как Учитель: Философия Конфуция с особой ссылкой на его образовательные последствия [M]. Пекин: Пресс по преподаванию и исследованию иностранных языков,1990.
  4. Чэнь Цзинпан. Педагогическая мысль Конфуция [M]. Ухань: Хубэйское Народное издательство, 1981.
  5. Ван Сэнян. Сравнительное исследование Восточной и Западной философии [M]. Шанхай: Шанхайское образовательное издательство, 1994.
  6. Вань Сюшань. Сократ и его философия [M]. Пекин: Народное издательство, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, знание, Запад, обучение, конфуцианская философия, Мысль, образование, сократовская философия, учитель, Восточная культура.

Конфуцианская мысль о людях | Незнакомый Китай

  1. Дом
  2. Все о Китае
  3. Китайская культура
  4. Мудрость и убеждения
  5. Конфуцианские мысли о людях
Статуя Конфуция

Конфуций, также известный как Конгзи на китайском языке, жил в период с 551 по 479 г. до н.э. на территории современной провинции Шаньдун в материковом Китае. Он был не только великим педагогом, философом, но и оказал ключевое влияние на сущность современной китайской философии.

Аналекты: основные учения Конфуция

Учения, высказывания и истории жизни Конфуция записаны его учениками и их учениками в «Аналектах», также известных как Лунью. Читать далее Показывай меньше

Спустя более 2000 лет Analects сейчас изучают и цитируют по всему миру во всех отраслях. По сей день Аналекты по-прежнему являются одной из самых читаемых и изучаемых книг в Китае и продолжают оказывать сильное влияние на китайские ценности сегодня.

Рен и золотое правило

Жэнь и Ли — две принципиальные концепции конфуцианства.

Что такое Рен? Конфуций просто объясняет в «Аналектах» как «любовь к людям». Он также «начинается с любви к родителям». Читать далее Показывай меньше Что касается любви к другим людям, кроме своих родителей, Конфуций объяснял: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе». Теперь это широко известно как Золотое правило Конфуция.

Современные ученые считают, что жэнь представляет собой всеохватывающее чувство добродетели, которое является основой для того, чтобы вырасти в этически воспитанного человека.

Ли и пять основных добродетелей конфуцианства

Что такое ли? В «Аналектах» записано, как Конфуций объясняет это: «Цель ли — поддерживать гармоничные человеческие отношения. Далее в нем объясняются детали ли, включая надлежащие манеры, ритуалы, обычаи и традиции, которые считаются нормами или стандартами идеального конфуцианского общества.

Конфуций объясняет, что не путем подавления индивидуальных желаний мы достигаем гармоничного общества, а должны быть установлены ритуалы и нормы и преподаваться для примирения желаний людей. Только так люди будут вести себя достойно и во всем проявлять высшую степень честности.

Включая Ли, следующие пять добродетелей конфуцианства:

  • Рен : любовь и уважение людей, доброжелательность
  • Ли : надлежащий образ жизни, ритуалы, обычаи и традиции
  • Yi : справедливость и праведность
  • Чжи : знание и мудрость
  • Xin : целостность и верность
Китайский ручной веер с учением Конфуция

Педагог, даритель

Во времена Конфуция образование было привилегией знати. Конфуций был первым человеком в истории древнего Китая, предложившим бесплатное образование другим.

Широко распространено мнение, что Конфуций за свою жизнь обучил более 3000 учеников, 72 из которых освоили его философию и преуспели в «Шести искусствах».

Шесть искусств

Шесть искусств, которые уже существовали до конфуцианства:

  • Ритуал
  • Музыка
  • Стрельба из лука
  • Вождение (перевозка)
  • Каллиграфия
  • Математика

Влияние Конфуция на современную философию

Конфуций считал, что все люди должны иметь здравый характер с возвышенным мышлением. Он призывал своих учеников быть дающими и вносить вклад в свое общество и брать на себя большую социальную ответственность. Читать далее Показывай меньше «Просто знать высшие стандарты добродетели не так хорошо, как ставить их своей целью. Ставить это своей целью не так хорошо, как получать удовольствие от практики».

Современные ученые считают, что Конфуций был первооткрывателем мысли о том, что увеличение своих знаний не является конечной целью, но является процессом расширения их кругозора и духовной жизни. На этом основана точка зрения на жизнь в современной китайской философии.

Знаменитые цитаты Конфуция

Учиться без размышлений — напрасный труд; мысль без обучения опасна. (学而不思则罔,思而不学则殆。)

Когда я иду с двумя мужчинами, они могут служить мне учителями. Я буду выбирать их хорошие качества и следовать им, их плохие качества и избегать их. (三人行,必有我师焉。择其善者而从之,其不善者而改之。)

Когда вы что-то знаете, считать, что вы это знаете; а когда ты чего-то не знаешь, допустить, что ты этого не знаешь — это и есть знание. (知之为知之,不知为不知,是知也。)

55 цитат Конфуция, которые помогут вам добиться успеха в жизни сегодня

от Thomas Smith

На этой странице могут быть партнерские ссылки, что означает, что мы получаем небольшую комиссию за все, что вы покупаете. Будучи партнером Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Пожалуйста, проведите собственное исследование, прежде чем совершать какие-либо покупки в Интернете.

Идея достижения успеха в жизни не нова, и иногда обращение к прошлому за мудростью, которая работала веками, может быть самым умным шагом, который может сделать человек.

Одна такая фигура происходит из клубящегося тумана древней китайской цивилизации, и некоторые цитаты, приписываемые ему, переводились на протяжении тысячелетий.

Однако, прежде чем мы перейдем к цитатам, давайте подробнее рассмотрим, кем был Конфуций и почему некоторые из его цитат могут вам помочь.

Содержание

Почему цитаты Конфуция могут вам помочь

Конфуций (произносится как «кун – фьюо – шу») родился в 551 г. до н.э. и умер в 479 г. до н.э. Наряду с пантеоном других древних азиатских философов он считается одним из отцов-основателей цивилизации.

Его ранние годы были посвящены охране правопорядка, но он быстро стал известен как феноменальный дипломат и переговорщик.

Социальные условия, окружавшие его в то время, были империей, возглавляемой элитой, которая была заинтересована только в собственном обогащении, а не в защите своей империи или прогрессе простых людей.

Основополагающим принципом конфуцианской философии является то, что те, кто находится у власти, должны сохранять свои должности только до тех пор, пока у них есть способности и заслуги, чтобы заслужить их. Во многих отношениях конфуцианская мысль является началом управления обществом через меритократию, а не через наследственные линии преемственности.

Его идеи особенно применимы в современном мире, поскольку он может помочь мотивировать нас усердно работать и продолжать двигаться к реализации нашего потенциала.

55 цитат Конфуция, которые помогут вам добиться успеха в жизни сегодня

  1. «Если человек учится у других, но не думает, он будет сбит с толку. Если, с другой стороны, кто-то думает, но не учится у других, он будет в опасности».
  2. «Когда я буду ходить вместе с двумя другими, по крайней мере, у одного я смогу учиться».
  3. «Быть ​​богатым и уважаемым в несправедливом обществе — это позор».
  1. «Хорошие люди постоянно укрепляют себя».
  2. «Слова — голос сердца».
  3. «Нельзя открыть книгу, ничего не выучив».
  4. «Получи новые знания, обдумывая старые, и ты сможешь стать учителем других».
  5. «Мы должны чувствовать печаль, но не поддаваться ее гнету».
  6. «Я не видел человека, который бы любил добродетель, или того, кто ненавидел бы недобродетельное. Тот, кто любил добродетель, не ставил бы ничего выше ее».
  7. «Без чувства уважения что отличает человека от зверя?»

Что же отличает человека от зверя без чувства уважения?

  1. «Если ваш план рассчитан на один год, посадите рис. Если ваш план рассчитан на 10 лет, посадите деревья. Когда твой план рассчитан на 100 лет, воспитывай детей».
  2. «Суть знания в том, чтобы, обладая им, применять его; не имея его, признаться в своем невежестве».
  3. «Когда мы видим людей с противоположным характером, мы должны обратиться внутрь себя и исследовать себя».
  4. «Я лучше умру за высказывание, чем буду жить и молчать».
  5. «Легко ненавидеть и трудно любить. Так работает вся схема вещей. Всего хорошего добиться трудно, а плохое получить очень легко».
  6. «Забудь обиды, никогда не забывай доброту».
  7. «Невежество — это ночь ума, но ночь без луны и звезд».
  8. «Образование порождает уверенность. Уверенность порождает надежду. Надежда порождает мир».
  9. «Когда увидишь достойного человека, постарайся подражать ему. Когда увидишь недостойного человека, тогда исследуй свое внутреннее я».
  1. «Считать верность и искренность главными принципами».
  2. «Если ты заглянешь в свое сердце и не найдешь там ничего плохого, о чем беспокоиться? Чего бояться?»
  3. «Не жалуйся на снег на крыше соседа, когда у тебя на пороге грязно».
  4. «Мы можем научиться мудрости тремя способами: во-первых, путем размышления, которое является самым благородным; Во-вторых, путем подражания, что проще всего; и в-третьих, по опыту, который самый горький».
  5. «Мудрость, сострадание и смелость — три общепризнанных моральных качества человека».
  6. «Видеть и слушать нечестивых — уже начало нечестия».
  7. «Выберите работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни».
  8. «Каменный камень не может быть отполирован без трения, а человек не может быть усовершенствован без испытаний».
  9. «Человек, совершивший ошибку и не исправивший ее, совершает другую ошибку».

Человек, совершивший ошибку и не исправивший ее, совершает еще одну ошибку».

  1. «Человек, который гонится за двумя зайцами, не поймает ни одного».
  2. «Как трансцендентна добродетель среднего поведения! Редко с давних пор это практикуется в народе».
  3. «Тот, у кого ни клевета, которая постепенно впитывается в разум, ни заявления, которые поражают, как рана на теле, не имеют успеха, действительно может быть назван умным».
  4. «Человек, который задает вопрос, — дурак на минуту, человек, который не задает, — дурак на всю жизнь»
  5. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я знаю и понимаю».
  1. «Жизнь действительно проста, но мы настаиваем на том, чтобы ее усложнить».
  2. «Неважно, как медленно ты едешь, главное, чтобы ты не останавливался».
  3. «По своей природе мужчины почти одинаковы; на практике они должны быть далеко друг от друга».
  4. «Не проклинай тьму, зажги свечу».
  5. «Не стыдись ошибок и тем самым делай их преступлениями».
  6. «Воля к победе, стремление к успеху, стремление полностью раскрыть свой потенциал… вот ключи, которые откроют дверь к личному совершенству».
  7. «Выдающийся человек понимает, что правильно; низший человек понимает, что будет продаваться».

Высший человек понимает, что правильно; низший человек понимает, что будет продаваться».

  1. «Не беспокойтесь о высоком положении; лучше беспокойтесь о том, чтобы сыграть свою роль».
  2. «Изучай прошлое, если хочешь угадать будущее».
  3. «Лучше бриллиант с изъяном, чем камешек без».
  4. «Чем больше человек будет размышлять о добрых мыслях, тем лучше будет его мир и мир в целом».
  5. «Глядя на маленькие преимущества, великие дела мешают».
  6. «Чего не хочешь, чтобы делали с собой, не делай другим».
  7. «Настоящая вина в том, чтобы иметь недостатки и не исправлять их».
  8. «Независимо от того, насколько вы заняты, вы должны найти время для чтения или предаться добровольному невежеству».
  9. «Те, кто не может простить других, ломают мост, по которому должны пройти сами».
  1. «Великий человек скромен в своих речах, но превосходен в своих действиях».
  2. «Если вы попытаетесь сделать слишком много, вы ничего не добьетесь».
  3. «Жизненные ожидания зависят от усердия; механик, который усовершенствует свою работу, должен сначала заточить свои инструменты».
  4. «Обучение без размышлений — это потерянный труд; мысль без обучения опасна».
  5. «Наша величайшая слава не в том, чтобы никогда не падать, а в том, чтобы подниматься каждый раз, когда мы падаем».
  6. «Выдающийся человек делает так, чтобы трудность была преодолена его первым интересом; успех приходит позже».

Заключительные мысли о цитатах Конфуция

В этих цитатах Конфуция каждый найдет что-то для себя. Мы надеемся, что некоторые из них найдут отклик у вас и помогут вам добиться большего успеха в жизни. Если Конфуций и был в чем-то уверен, так это в том, что упорный труд в конце концов всегда окупается.

Чтобы узнать больше об успехе, ознакомьтесь с этими сообщениями:

  • Правило 80/20: как принцип Парето может изменить вашу жизнь
  • 140 мудрых цитат о любви, жизни и дружбе
  • 65 цитат о самодисциплине для развития психологической стойкости

Наконец, если вы хотите использовать эти цитаты, чтобы внести долгосрочные изменения в свою жизнь, прочтите и повторите эти 57 аффирмаций для достижения успеха .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *