Мне кажется тот кто не интересуется прошлым обедняет свое настоящее: . ( ) — ModernLib.Net
Дмитрий Лихачев о том, что несчастье русских — в их легковерии и склонности к крайностям
Кремлевских чиновников на семинарах знакомят с трудами мыслителей-консерваторов — чтобы понимали, в какой стране живут, и думали, куда страна идет. «Газета.Ru» открыла свои курсы философии для всех желающих, где дает слово не только консерваторам. Сегодня в них отрывок из статьи академика Дмитрия Лихачева, опубликованной 20 лет назад. Его размышления о русском характере сегодня звучат еще актуальнее, чем в 1990-х.
…Я не проповедую национализм, хотя и пишу с искренней болью по родной для меня и любимой России. Я просто за нормальный взгляд на Россию в масштабах ее истории. Читатель, думается, в конце концов поймет, в чем суть такого «нормального взгляда», в каких чертах национального русского характера скрыты истинные причины нашей нынешней трагической ситуации.
…Судьба нации принципиально не отличается от судьбы человека. Если человек приходит в мир со свободной волей, может выбирать сам свою судьбу, может стать на сторону добра или зла, сам отвечает за себя и сам себя судит за свой выбор, обрекая на чрезвычайные страдания или на счастье признания — нет, не собой, а Высшим Судьей своей причастности к добру (я намеренно выбираю осторожные выражения, ибо никто не знает точно, как происходит этот суд), то и любая нация точно так же отвечает за свою судьбу.
close
100%
И не надо ни на кого сваливать вину за свою «несчастность» — ни на коварных соседей или завоевателей, ни на случайности, ибо и случайности далеко не случайны, но не потому, что существует какая-то «судьба», рок или миссия, а в силу того, что у случайностей есть конкретные причины…
Одна из основных причин многих случайностей — национальный характер русских.
Он далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости.
«Бессмысленный и беспощадный», — сказал Пушкин о русском бунте, но в моменты бунта эти черты обращены прежде всего на самих себя, на бунтующих, жертвующих жизнью ради скудной по содержанию и малопонятной по выражению идеи.
«Либералы готовились к идиллии, а настал разврат»
Ивана Ильина называют одним из любимых философов Владимира Путина. В последнем послании Федеральному собранию…
18 декабря 22:31
«Широк, очень широк русский человек — я бы сузил его», — заявляет Иван Карамазов у Достоевского.
Совершенно правы те, кто говорит о склонности русских к крайностям во всем. Причины этого требуют особого разговора. Скажу только, что они вполне конкретны и не требуют веры в судьбу и «миссию».
Центристские позиции тяжелы, а то и просто невыносимы для русского человека.
Это предпочтение крайностей во всем в сочетании с крайним же легковерием, которое вызывало и вызывает до сих пор появление в русской истории десятков самозванцев, привело и к победе большевиков. Большевики победили отчасти потому, что они (по представлениям толпы) хотели больших перемен, чем меньшевики, которые якобы предлагали их значительно меньше. Такого рода доводы, не отраженные в документах (газетах, листовках, лозунгах), я тем не менее запомнил совершенно отчетливо.
Несчастье русских — в их легковерии. Это не легкомыслие, отнюдь нет. Иногда легковерие выступает в форме доверчивости, тогда оно связано с добротой, отзывчивостью, гостеприимством (даже в знаменитом, ныне исчезнувшем, хлебосольстве). То есть это одна из обратных сторон того ряда, в который обычно выстраиваются положительные и отрицательные черты в контрдансе национального характера. А иногда легковерие ведет к построению легковесных планов экономического и государственного спасения (Никита Хрущев верил в свиноводство, затем в кролиководство, потом поклонялся кукурузе, и это очень типично для русского простолюдина).
Русские часто сами смеются над собственным легковерием: все делаем на авось и небось, надеемся, что «кривая вывезет».
Эти словечки и выражения, отлично характеризующие типично русское поведение даже в критических ситуациях, не переводимы ни на один язык. Тут вовсе не проявление легкомыслия в практических вопросах, так его толковать нельзя, — это вера в судьбу в форме недоверия к себе и вера в свою предназначенность.
Стремление уйти от государственной «опеки» навстречу опасностям в степи или в леса, в Сибирь, искать счастливого Беловодья и в этих поисках угодить на Аляску, даже переселиться в Японию.
«Чтобы никому не было лучше, чем мне»
После того как президент России процитировал Бердяева, для кремлевских чиновников организовали своеобразные…
25 мая 09:19
Иногда это вера в иностранцев, а иногда поиски в этих же иностранцах виновников всех несчастий. Несомненно, что в карьере многих «своих» иностранцев сыграло роль именно то обстоятельство, что они были нерусскими — грузинами, чеченцами, татарами и т.п.
Драма русского легковерия усугубляется и тем, что русский ум отнюдь не связан повседневными заботами, он стремится осмыслить историю и свою жизнь, все происходящее в мире, в самом глубоком смысле.
Русский крестьянин, сидя на завалинке своего дома, рассуждает с друзьями о политике и русской судьбе — судьбе России. Это обычное явление, а не исключение!
Русские готовы рисковать самым драгоценным, они азартны в выполнении своих предположений и идей.
Нам, русским, необходимо наконец обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою политику — и в области культуры, и в области экономики, и в области государственного права. Опираясь на реальные факты, на реальные традиции, а не на различного рода предрассудки, связанные с русской историей, на мифы о всемирно-исторической «миссии» русского народа и на его якобы обреченность в силу мифических представлений о каком-то особенно тяжелом наследстве рабства, которого не было, крепостного права, которое было у многих, на якобы отсутствие «демократических традиций», которые на самом деле у нас были, на якобы отсутствие деловых качеств, которых было сверхдостаточно (одно освоение Сибири чего стоит), и т.
У нас была история не хуже и не лучше, чем у других народов.
Нам самим надо отвечать за наше нынешнее положение, мы в ответе перед временем и не должны сваливать все на своих достойных всяческого уважения и почитания предков, но при этом, конечно, должны учитывать тяжелые последствия коммунистической диктатуры.
Мы свободны — и именно поэтому ответственны. Хуже всего все валить на судьбу, на авось и небось, надеяться на «кривую». Не вывезет нас «кривая»!
«Я не совсем оправдал надежды Кремля»
После того как президент России процитировал Бердяева, для кремлевских чиновников организовали своеобразные…
15 июня 13:13
Мы не соглашаемся с мифами о русской истории и русской культуре, созданными в основном еще при Петре, которому необходимо было оттолкнуться от русских традиций, чтобы двигаться в нужном ему направлении. Но означает ли это, что мы должны успокоиться и считать, что мы пребываем в «нормальном положении»?
Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России «толстые» журналы), — если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы безусловно будем занимать ведущее место на севере Европы и Азии.
И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно.
Впервые статья Дмитрия Лихачева «Нельзя уйти от самих себя» была опубликована в журнале «Новый мир», 1994, №6. Полный ее текст можно прочитать
2) См. Неблагодарность (е. Носов «Домой за матерью»)
ОПЫТ (см. дебют)
ОСЕНЬ
Мне запомнилось описание осени у Куприна. Писатель сравнивает осеннюю природу с той неожиданной красотой, которую иногда приобретают лица молодых женщин, обреченных на скорую смерть от чахотки. Аромат увядающих листьев, яркий, как будто предсмертный, убор деревьев, пустое, холодное небо — во всем этом ярком празднике смерти чувствуется какая-то грусть, от которой сжимается сердце.
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…(А. С. Пушкин)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Командир несет ответственность за своих подчиненных. 1) Вспомним, с какой болью говорит лейтенант Володя из повести В. Кондратьева «Сашка», как ему приходилось посылать на смерть солдат, «отцов», как он их называет. Лейтенант не может себе простить, что не послушал сержанта, не переждал атаку и потому погубил полвзвода. Эта боль останется с ним навсегда. Я убежден, что Владимир – хороший командир, который понимает, что война не может служить ему оправданием, и мне кажется, что в следующий раз, несмотря на приказ, он попытается сохранить жизни своих солдат.
2) Вспомним, как старшина Васков, герой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», перед боевым заданием проверяет, умеют ли девушки наматывать портянки, заставляет их чистить винтовки, бережет девчонок, не бросая их в открытый бой. На мой взгляд, его поведение обусловлено не только соблюдением устава, но и заботой о своих бойцах.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»! 1) Вспомним, к примеру, рассказ Юрия Нагибина «Старая черепаха». Вася продал свою старую черепаху Машку, чтобы купить двух маленьких. Однако он не чувствует радости и думает о том, сумеют ли новые хозяева позаботиться о Машке. Ночью он взял черепашек и отправился к дому, где оставил своего старого друга.
16 августа во всем мире отмечают Международный день бездомных животных, чтобы обратить внимание на проблему животных, живущих на улице. В России сейчас насчитывается около 120 тысяч бездомных животных, и потерявшихся и тех, которых выбросили на улицу хозяева. В нашей стране существует лишь 10 приютов для бездомных животных. Я считаю, что решение данной проблемы зависит не только от чиновников, но и нас самих: люди должны изменить свое отношение к «братьям нашим меньшим» и осознавать ответственность, которую мы возлагаем на себя, беря в дом котенка или щенка.
Безответственность (см. гуманизм): Человек должен нести ответственность за свои поступки. 1) Вспомним, к примеру, лирическую миниатюру Виктора Астафьева «Зачем я убил коростеля?». С болью в сердце автор вспоминает, как, будучи глупым мальчишкой, в порыве охотничьего азарта убил коростеля, у которого не было одной лапки. Прошло много лет, на войне ему не раз приходилось стрелять, но каждый раз, когда раздается скрип коростеля, сердце его замирает: зачем он убил ни в чем не повинную птицу?
Вспомним, к примеру, рассказ Виктора Астафьева «Российское разгильдяйство». Молодой начальник шахты жалуется, что, несмотря на все предупреждения, шахтеры проносят в шахту спички и сигареты. Много лет спустя, когда после взрыва метана погибли люди, тот же начальник предполагает, что трагедия могла произойти по вине курильщиков. Русское «авось» оказалось сильнее…
ОТДЫХ
Борис Васильев в своей книге «Летят мои кони…» пишет, что в словаре Даля нет слова отдых, потому что для русского человека отдых никогда не был пустым времяпрепровождением. Сейчас отдых стал самоцелью: люди работают, чтобы отдыхать, а не наоборот.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Проблема «отцов и детей» — это вечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Каждое поколение живет в свое время, а «времена не выбирают, в них живут и умирают». Дети, перенимая жизненный опыт своей семьи, в то же время стремятся освободиться от давления взрослых, отринуть все, что было до них, полагая, что их жизнь будет другой — лучше, интереснее, насыщеннее, ярче. Однако родители, вместо того чтобы осуждать своего ребёнка, должны попытаться понять его, почему он поступил именно так, а не иначе. А дети должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение и любовь помогут преодолеть конфликт между поколениями.
«Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», — писал А.С.Грибоедов. Дети во всем подражают своим родителям, и то, какими они вырастут, во многом зависит от поведения взрослых. Егор Полушкин, главный герой повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», живет по законам сердца и совести, он простодушный и открытый человек, легко прощающий обиды. Такой же добрый, великодушный, доверчивый и сын его Колька: он легко переносит физическую боль, но плачет над книгой, от чужого горя, а за бездомного щенка отдает самое дорогое, что у него есть, — компас. А Вовка, его двоюродный брат, собирается утопить найденного щенка. В этом он похож на своего отца, который во всем ищет для себя выгоду, а собаку, если она больше не может охранять дом, пристреливает.
Пропасть между поколениями была всегда. Вспомним, к примеру, эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». После разговора с Базаровым Николай Петрович вспоминает, как однажды поссорился со своей матушкой и в сердцах сказал, что она не может его понять, потому что они принадлежат к разным поколениям. Тогда он почувствовал какую-то неловкость, но, оправдывая себя, подумал, что пилюля горька, а проглотить ее нужно. Теперь он с сожалением говорит, что пришла их очередь проглотить эту горькую пилюлю.
Троих столичных юношей и провинциалку, не поступившую в институт, героев пьесы А.Арбузова «Жестокие игры», объединяет одиночество и непонимание со стороны родителей: мать одного работает за границей, в благополучной семье другого все заняты только собой, а третий сам не желает общаться со своим отцом, обвиняя его в смерти матери, а девушка вообще ушла из семьи. Однако в финале пьесы один из парней уходит встречать Новый год с отцом. Может быть, это шаг навстречу примирению? Я думаю, что, если ты хочешь быть понятым родителями, нужно самому стремиться понять их.
Разногласия между отцами и детьми были всегда. Мне запомнилось рассуждение об этом писателя и публициста Владимира Амлинского, который в статье «Весенние птицы юности» говорит, что отцы и дети живут в одной стране, в одном городе, но на разных планетах: одна планета – детство, другая — зрелость. Мне кажется, это связано с тем, что мы начинаем осознавать себя взрослыми, самостоятельными, а родители видят в нас детей, которые нуждаются в заботе, и пытаются оградить нас от трудностей. Это напоминает мне ситуацию, когда, отдыхая на море, ты хочешь броситься в огромную волну, а тебя заставляют выходить на берег.
Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в своей книге «Раздумья» говорит, что между отцами и детьми всегда существовал некоторый разрыв. Это закон жизни, и относиться к нему надо спокойно. Следует уменьшать этот разрыв с обеих сторон: отцы мудрее и могут передать молодому поколению свой опыт, а дети должны внимательно прислушиваться к тому, что говорят старшие.
Любовью и состраданием к детям пронизана проза Приставкина, Астафьева, Алексина. Виктор Астафьев, говоря о «малых людях», подчеркивает, что дети – это не только счастье и радость, но также суд, зеркало, в котором видны ум, совесть и честность их родителей.
Молодежь является самым активной и творческой частью нашего общества, именно от нее и ее культурного уровня зависит будущее страны. В каждую историческую эпоху молодежь стремится выразить, показать свою индивидуальность. Свою неповторимость молодые люди выражают в поведении, в манере одеваться, в речи. Некоторые разногласия между отцами и детьми будут всегда, но в трудную минуту именно к родителям мы обращаемся за помощью, потому что ближе них у нас никого нет. См. помощь
ОХОТА
На мой взгляд, охота, если она не вызвана жизненной необходимостью, – это убийство. Олег, один из героев рассказа Владимира Пронского, убивает на охоте цаплю – птицу, которая не является охотничьим трофеем, а потому он ее брезгливо пинает и сначала решает отдать собаке, а потом оставляет, чтобы сделать чучело. Он не испытывает мучений за содеянное, ему чужды милосердие и сострадание, а радость общения с природой ему заменяет охотничий азарт.
Люди должны задуматься о том, что безжалостное отношение к природе может привести к экологической катастрофе. Мне запомнилось рассуждение в книге Владимира Солоухина «Созерцание чуда» о том, что в основе исторического развития была жадность человека. Вряд ли найдется охотник, который, имея возможность убить двух уток, убивает одну. Между тем известно, что, к примеру, ястреб не занимается бесцельным истреблением птиц и схватит только одну, чтобы утолить голод.
ПАМЯТЬ (см. жизнь)
Память – это свойство не только духовной жизни, но и материальной. Ею обладают растения, камни, вода. Известно, к примеру, что кристалл воды, взятой из чистого источника, отличается от кристалла той же воды, постоявшей у телевизора, по которому показывают боевик, или от воды, над которой произнесли грубые, злые слова. Память — во всем, что нас окружает, <так пусть она будет хорошей>!
Каждый человек обязать знать свое прошлое, помнить о своих корнях на земле. 1) В повести «Зубр» о талантливом русском ученом-генетике Тимофееве-Ресовском Даниил Гранин пишет, что впервые встретил человека, так хорошо знающего историю своего рода. Когда сгорело родовое поместье Тимофеевых-Ресовских, пропал и архив, но осталась память о тех, чья кровь текла в его жилах, а с нею и обязанность знать и хранить родословную. 2) Вспомним, к примеру, роман Андрея Геласимова «Степные боги». Пленный японский врач Хиротаро пишет для своих сыновей историю их древнего рода. Когда охранники, обнаружив тетрадь, сожгли ее, Хиротаро пытается восстановить все, что он записал ранее. Для него это очень важно, хотя он и понимает, что, возможно, никто никогда не прочтет его записи.
Каждый человек должен не только думать о том, какой он оставит после себя след, но и хранить память о других. Вспомним, к примеру, повесть Владимира Железникова «Чучело». Николай Николаевич Бессольцев живет в старом доме, главное место в котором занимают картины. Ему предлагают за них большие деньги, но он отказывается, потому что не имеет права продать то, что принадлежит всему роду Бессольцевых, — их историю.
Человек не должен забывать о своих корнях. В качестве примера хочу привести повесть Бориса Васильева «Красные Жемчуга». Старая мать приезжает к своей дочери, живущей в городе, а той даже поговорить некогда: в ресторан собирается. «Ваша вонючая деревня», — говорит она матери, и старухе больно это слышать. С горечью думает она, что ее дочь – “обсевок”, отрубленная ветка, которая, может быть, и зацветет, но ни плодов не даст, ни корней не пустит.
Мой дядя был врачом на подводной лодке. Наша семья не отходила от телевизора, когда случилась трагедия с «Курском». А недавно стало известно, что рубку этой подлодки, из которой хотели сделать памятник погибшим морякам, сдали на металлолом. Я считаю, что, когда предают память, это тоже трагедия.
В еженедельнике «АиФ» была опубликована статья под названием «Коррозия памяти»: в Таллинне демонтировали памятник погибшим борцам с фашизмом. Несколько месяцев люди охраняли «Бронзового солдата», однако на мнение тысяч жителей Эстонии правительство не обратило внимания. Этот факт стал достоянием гласности: вся мировая общественность была возмущена, проводились акции протеста. Сейчас подобные случаи происходят на территории Украины. Я убежден, что у народа, который не помнит историю, не чтит традиций, допускает разрушение памятников, не может быть великого будущего.
Война давно закончилась, но сегодня продолжается другая война – с беспамятством. К примеру, между Россией и Германией подписано соглашение, по которому Россия должна восстановить все немецкие кладбища. Они есть во Ржеве, Смоленске, других городах, а рядом в полном запустении находятся наши кладбища с рассыпающимися от времени гипсовыми Неизвестными солдатами. Я убежден, что у народа, который не помнит свою историю, не чтит своих традиций, допускает разрушение памятников, не может быть великого будущего.
Без памяти нет ни чести, ни славы, ни любви к Родине, ни правильного понимания современности. Пушкин считал беспамятство худшим из варварств, крайним проявлением дикости. Нельзя позволить забвень-траве стать тем сорняком, который заполнит поле нашей совести, превратит нас в Иванов, не помнящих родства.
Мне запомнилось опубликованное в газете «АиФ» интервью с Даниилом Граниным, который с горечью говорит о разрушении памятников. Писатель убежден, что нельзя стыдиться своей истории, отказываться от нее. У нас были не только революция, сталинские репрессии и карточная система, но и Победа и другие великие достижения. Все это – наша жизнь, о которой мы не должны забывать.
Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что память – это основа культуры, и в этом ее величайшее нравственное значение. Хранить память – это наш долг и перед собою, и перед потомками.
… память и знание прошлого делают нашу жизнь интересной, осмысленной и одухотворенной. Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее.
Человек, лишенный исторической памяти, забывший или старающийся забыть свое прошлое и прошлое своего народа, лишается своих корней. Таким человеком легко манипулировать. Историческая память – это своего рода духовная прививка против безнравственности. Не случайно академик Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, писал о необходимости воспитывать молодежь в «моральном климате памяти».
Старые вещи (см. музей):
В жизни каждого человека есть вещи, которые ему дороги как память. 1) В качестве примера приведу рассказ Виктора Астафьева «Дуга». Старый таежник, не желая копать огород, ссорится с женой. Ворча и ругаясь, пенсионер уничтожает заросли крапивы и вдруг у самой ограды видит дугу, под которой они с женой ездили венчаться. Вечером они долго сидели во дворе и тянули ту самую песню, которую пели много лет назад. 2) Вспомним, к примеру, Николая Николаевича Бессольцева, героя повести Владимира Железникова «Чучело», которого за его пальто с заплатками в городе дразнят «заплаточником». Все сбережения он тратит на приобретение картин. Этот удивительный человек любит старые вещи, в которых есть что-то таинственное, и не стесняется своего пальто, потому что оно хранит память о его умершей жене.
Старые вещи – это память о близких людях и о том, что нам было дорого. Вспомним, к примеру, эссе Юрия Бондарева «Продажа». Глава семьи продает старую машину, которая служила ему много лет и с которой связано много воспоминаний. Жена вздыхает, дочь плачет, и все они чувствуют себя предателями.
Памятники культуры: Памятники старины имеют большое воспитательное значение, поэтому необходимо заботиться о разрушающихся памятниках культуры. В последнее десятилетие в России восстанавливаются монастыри, возвращаются музейные ценности, когда-то вывезенные из страны иконы. Любить свою страну, помнить ее историю, беречь памятники культуры – это наш долг перед потомками.
ПАРК
Парк – это место, где природа встречается с культурой. Аллеи и дорожки, беседки и фонтаны, клумбы и цветники создают особое настроение, необычную атмосферу, дарят посетителю встречу с природой. Самые известные парки – Гайд-парк в Лондоне, Английский сад в Мюнхене, Центральный парк в Нью-Йорке.
Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что в парках и садах природа облагорожена человеком. Они очень важны для нас, потому что это место, которое объединяет человека и природу.
ПАТРИОТИЗМ
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» изображены трагические события 1812 года. Тогда патриотические чувства охватили все слои населения. Лучшие представители дворян – старый князь Болконский и Пьер — создают ополчение из своих крестьян, князь Андрей и Николай Ростов служат в армии, даже пятнадцатилетний Петя Ростов рвется в армию, объясняя, что не может учиться, когда родина находится в опасности.
Известный критик В.Г. Белинский писал, что патриотизм доказывается не словом, а делом. С этим трудно не согласиться. Вспомним, к примеру, как Ростовы, чтобы перевезти раненых, отдают подводы, предназначенные для вывоза их имущества, что фактически привело их к разорению. Старик Ростов умирает с чувством вины за то, что оставляет семью в трудном положении, но с чувством выполненного патриотического долга.
Известный ученый-генетик Тимофеев-Ресовский, герой повести Даниила Гранина «Зубр», работает в Германии. Его решение не возвращаться в Союз поддержали все его друзья: генетиков тогда преследовали, а за границей была возможность продолжить работу во славу русской науки. Несмотря на сложность ситуации, ученый отказался от немецкого гражданства, а после войны – от приглашения уехать в Америку, хотя догадывался о том, что ждет его на родине.
Известный ученый, академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что патриот – это тот, кто любит свою страну. К патриотизму нельзя призывать, нужно воспитывать любовь к родным местам, к памятникам старины, к истории своей страны.
Патриотизм ложный: Вспомним, к примеру, роман Л.Н.Толстого «Война и мир». В салоне Анны Шерер берут штраф с тех, кто говорит по-французски, стараются приблизиться к русскому, национальному образу жизни. В кругу московского дворянства читаются манифесты, в которых говорится о чувстве долга и патриотизме. Однако мы понимаем, что это всего лишь высокие слова: подлинный патриотизм доказывается делом.
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В.Г. Белинский).
ПЕЙЗАЖ (см. природа)
Тяжелые кисти сирени, парашютики одуванчиков, капли росы на согнувшейся травинке… Современный мир с его сумасшедшим ритмом жизни затягивает нас, и мы пробегаем мимо, не замечая всего этого. Но, к счастью, есть те, кто успевает не только заметить эту красоту, но и показать ее нам. Эти люди — художники (слова).
Вспомним, к примеру, эпизод из повести Константина Паустовского «Золотая роза». Художник будит своего попутчика в поезде, чтобы тот смог полюбоваться удивительной картиной — грозой в сентябре. Он видит не просто темный лес и грозовые вспышки, а приглушенный солнечный свет, золотые факелы берез, синеву ночи.
Особенно интересны пейзажи Толстого, передающие моменты душевной высоты героев: описания аустерлицкого неба, березовой рощи, дуба, лунной ночи в Отрадном. Его пейзажи наполнены большим идейным смыслом, потому что передают философию автора: природа прекрасна, человек – неотъемлемая часть ее, поэтому он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели.
ПЕСНЯ
Вспомним, к примеру, состязание в пении Якова Турка с другим мастером в рассказе И. С. Тургенева «Певцы». Голос у Якова был удивительный и незабываемый: сильный, слегка надтреснутый. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и близким. Эта песня брала за сердце, в ней были и молодость, и сила, и грусть, в ней чувствовалась русская, горячая душа. Пение Якова объединило всех посетителей кабака: слушая его, люди плакали.
Не так давно в нашем городе выступила с концертом певица Евгения Смольянинова. В своем интервью она сказала, что ее пение – это дань памяти старым хранительницам песенного наследия. Меняется жизнь, претерпевают изменения человеческие отношения, а народная песня остается.
Фонд конституционных прав
Начиналась эра капитализма. В старую эпоху господствовали землевладельцы. Постепенно они теряли силу. К власти пришел новый класс деловых людей — торговцы, банкиры и промышленники.
В первые годы индустриализации в Англии рабочие не имели права голоса в том, какой будет их заработная плата или условия труда. Типичный рабочий день составлял 12 часов, не считая времени приема пищи. Дети до 10 лет обычно работали на фабриках и угольных шахтах.
Примерно до 1880-х годов условия жизни рабочих в английских промышленных городах, таких как Манчестер, были ужасными. Целые семьи ютились в однокомнатных квартирах. Грязь, мусор, нечистоты, промышленные отходы, грязный воздух и загрязненная вода отравили окружающую среду. В английских промышленных городах 25% всех детей в возрасте до 5 лет умерли от болезней и недоедания.
По мере того, как новые промышленные владельцы, называемые капиталистами, приобретали все большую политическую власть, английский парламент отменил законы о защите рабочих, существовавшие еще во времена королевы Елизаветы I. Новый закон сделал попытки рабочих создать профсоюзы незаконными в соответствии с законами о преступном сговоре.
Все более могущественные капиталисты указывали на экономические идеи Адама Смита, чтобы поддержать свое видение свободы. В 1776 году, когда началась Американская революция, Адам Смит написал « Богатство народов », первое полное описание новой экономической системы, называемой капитализмом. Смит призывал к свободе капиталистов вести свой бизнес по своему усмотрению с минимальным вмешательством со стороны правительства.
Немецкий философ Карл Маркс поселился в Англии на пике промышленной революции. У него было совсем другое видение, чем у Смита. Он сосредоточился на эксплуатируемых и обедневших промышленных рабочих.
Отчужденный рабочийКарл Маркс родился в 1818 году в части Германии, которая тогда называлась Пруссией. Будучи молодым студентом университета, он много времени пил и участвовал в драках в барах. Ему еще удавалось усердно учиться.
Маркс присоединился к группе студентов, изучавших немецкого философа Георга Гегеля. Гегель учил, что каждая важная идея (тезис) порождает другую идею, противоположную ей (антитезис). В результате конфликта или борьбы между ними возникла совершенно новая идея (синтез). Позже в своей карьере Маркс будет опираться на философию Гегеля, чтобы объяснить, как классовая борьба в истории ведет к окончательному, совершенному обществу. Гегель был идеалистом. Он считал, что идеи формируют историю. Однако Маркс был материалистом. Он считал, что история формируется экономикой.
Маркс получил степень доктора философии в возрасте 23 лет. Некоторое время он писал для немецкой газеты, нападая на прусские законы о цензуре. Он также писал философские эссе.
В одном из них Маркс придумал одну из своих самых запоминающихся фраз, назвав «религию опиумом народа». Под этим он подразумевал, что религия действует как наркотик, облегчая боль бедных и угнетенных в «бессердечном мире». Но, как наркотик, он не смог излечить от угнетения. Хотя родители Маркса родились евреями, его отец обратился в христианство. Маркс был равнодушен к религии всю свою жизнь.
В 1843 году Маркс женился на Дженни фон Вестфален, привлекательной дочери либерально настроенного аристократического отца и матери из среднего класса. Молодая пара вскоре переехала в Париж, где Маркс нашел работу журналиста.
Париж был рассадником радикального мышления. Маркс погрузился в изучение экономики. Он пришел к выводу, что новые промышленные рабочие работали за заработную плату, которая едва поддерживала их жизнь, в то же время создавая огромные богатства для своих капиталистических работодателей.
В 1844 г. Маркс писал, что рабочий отчужден или отделен от плодов своего труда. Маркс говорил, что для исправления этой несправедливости и достижения подлинной свободы рабочие должны сначала свергнуть капиталистическую систему частной собственности. Затем рабочие заменят капитализм коммунистической экономической системой, в которой они будут владеть общей собственностью и делиться производимым ими богатством.
В Париже Маркс подружился с Фридрихом Энгельсом, тоже немцем. Отец Энгельса владел долей в нескольких текстильных фабриках в Манчестере, Англия. Хотя Энгельс работал в семейном бизнесе, вскоре он начал публиковать критические работы по отношению к капиталистам.
Энгельс опубликовал доклад об ужасных условиях рабочего класса в Англии. «Здесь кишит орда оборванных женщин и детей, — писал он, — таких же грязных, как свиньи, которые развлекаются на кучах мусора и в лужах».
В 1845 году французское правительство исключило Маркса за его политические труды. Маркс, его жена и их годовалая дочь переехали в Брюссель, Бельгия, где вскоре к ним присоединился Энгельс.
Коммунистический манифестВ Брюсселе Маркс и Энгельс присоединились к небольшой радикальной рабочей группе и убедили членов назвать ее Коммунистическим союзом. Затем лига попросила Маркса и Энгельса написать манифест, изложение убеждений группы. Зимой 1847-1848 годов Маркс написал большую часть того, что стало его самой известной работой: Коммунистический манифест .
«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма.» Так Маркс начал « Коммунистический манифест ». Далее он описал то, что он считал научным и экономическим объяснением того, как история развивалась в прошлом и будет разворачиваться в будущем.
История общества, писал Маркс, «есть история классовой борьбы». Маркс пытался показать, что на протяжении всей истории один экономический класс всегда угнетал другой: «Свободный и раб, патриций и плебей, господин и крепостной, цеховой мастер и подмастерье». Но в конце концов угнетенный класс восстал, сверг своих господ и создал совершенно новое общество.
Маркс писал, что промышленные капиталисты и другие лица, использующие частную собственность для получения прибыли, составляли угнетающий класс его времени. Маркс называл этот класс буржуазией, которая использовала свое богатство и контроль над правительством для эксплуатации промышленного рабочего класса. Маркс назвал этот класс пролетариатом.
Согласно Марксу, стоимость продукта основана на труде, затраченном на его производство. Маркс указывал, что заработная плата рабочих далеко не соответствовала цене производимой ими продукции. Это было потому, что капиталисты получали прибыль от того, что они продавали. Маркс называл прибыль «прибавочной стоимостью» и считал, что она эксплуатирует рабочих. Маркс говорил, что капиталисты отдалили рабочего от результатов его труда, заставив его стать «порабощенным машиной». Эта эксплуатация, утверждал Маркс, вскоре вызовет новую классовую борьбу, которая закончится «насильственным свержением» буржуазии пролетариатом.
Маркс охарактеризовал коммунистов как тех, кто лучше всех понимает классовую борьбу. Они объединят пролетариат, поведут его на революцию и возьмут под свой контроль правительство.
Во время того, что Маркс назвал «социалистической фазой» революции, новое пролетарское правительство конфисковало всю капиталистическую частную собственность, такую как фабрики, шахты, фермы и другие предприятия. Затем правительство будет управлять этими предприятиями на благо рабочих.
Когда пролетариат наконец овладел экономическим производством, Маркс заявил, что все классы исчезнут и классовая борьба прекратится. В этой «коммунистической фазе» больше не будет необходимости в правительстве.
Маркс ожидал, что пролетарская революция вскоре произойдет в Германии или Англии, а затем распространится по всему миру. Он закончил Коммунистический манифест такими воодушевляющими словами:
Новый дом в АнглииПусть правящие классы трепещут перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. У них есть мир, чтобы победить. Рабочие всего мира объединяйтесь!
К тому времени, когда Маркс опубликовал Коммунистический манифест В 1848 году в Германии и ряде других европейских стран вспыхнули рабочие восстания. Маркс и Энгельс переехали в Германию, где писали статьи с нападками на правительство. Однако к 1849 г. европейские правительства подавили все восстания. Маркс пришел к выводу, что восстания были преждевременными.
Высланный из Бельгии и снова из Франции, Маркс увез жену и семью в Лондон, который оставался его домом до конца его жизни. В Лондоне он читал лекции и писал статьи для газет (в том числе «9 лет» Горация Грили).0011 Нью-Йорк Трибьюн ). Но у него никогда не было постоянной работы.
Постоянно преследуемый кредиторами и угрожаемый выселением, Маркс обратился к Энгельсу за финансовой поддержкой. Энгельс, работавший в текстильной фирме своего отца в Манчестере, ответил щедро.
С помощью Энгельса и своевременного семейного наследства Маркс поддерживал свою растущую семью. Маркс обожал своих детей и любил придумывать истории, чтобы рассказывать им. Он был опустошен, когда трое из них умерли с разницей в несколько лет, оставив трех выживших дочерей.
В перерывах между написанием многочисленных эссе, критикующих других европейских радикалов, Маркс проводил время в Британском музее, исследуя капитализм. В 1867 году, после многих задержек, отвлекающих факторов и проблем со здоровьем, Маркс, наконец, опубликовал первый том «Капитала», в котором содержался основной анализ капитализма и его самая важная работа.
В Capital Маркс указал на многочисленные вклады капитализма в экономический прогресс, особенно в области технологии. Но он писал, что капитализм обречен. Он предсказал, что по мере развития капитализма небольшое количество могущественных монополий вытеснит многие предприятия из бизнеса. Чтобы успешно конкурировать друг с другом, эти «перерезающие горло» монополии снижали заработную плату рабочих. Наконец, классовая борьба между рабочими и капиталистами вызовет революцию, заменив капитализм коммунизмом.
Маркс весьма расплывчато описал общество после революции. В эссе 1875 года он описал правительство во время «социалистической фазы» как «революционную диктатуру пролетариата». Но он заявил, что эта диктатура будет действовать в интересах рабочих и постепенно исчезнет.
Маркс также ожидал, что, как только пролетариат возьмет в свои руки контроль над всей капиталистической собственностью, богатство будет течь более обильно на благо всех. Затем, в «высшей фазе коммунистического общества», люди, наконец, смогут в полной мере развить свои способности и таланты. Маркс выразился так: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
В 1882 году Маркс опубликовал свой последний труд, краткое предисловие к русскому изданию Коммунистического манифеста . Россия была в основном сельским крестьянским обществом с небольшим промышленным развитием. Таким образом, Маркс проигнорировал его как сильно отстающего на пути к революции. Однако теперь он признал, что русские крестьяне были «исходным пунктом коммунистического развития».
Карл Маркс умер в Лондоне 14 марта 1883 года. На похороны пришло всего 11 человек. У его могилы говорил его давний друг и благодетель Фридрих Энгельс. Энгельс предсказал, что «имя и труды Маркса останутся в веках». После смерти Маркса Энгельс собрал записи Маркса и опубликовал второй и третий тома из Капитал .
«Все должно подвергаться сомнению»Карл Маркс — важная фигура в философии, социологии, экономике и истории. Маркс разработал подробное объяснение всего хода человеческих событий. Например, его теория классовой борьбы пытается объяснить, почему и как развивается история человечества. Маркс также сделал много выводов о том, как ведут себя группы людей, как действует капитализм и как технологии иногда оказывают негативное влияние на рабочих.
Но пролетарская революция, которую ожидал Маркс, так и не произошла ни в одной развитой промышленно развитой стране. Вопреки предсказаниям Маркса, экономические условия для большинства рабочих в капиталистических обществах постепенно улучшались.
Маркс также не смог предвидеть крупные реформы, такие как расширение права голоса, законы об отмене детского труда, социальное обеспечение и право рабочих на вступление в профсоюзы. Рабочие в капиталистических странах казались более заинтересованными в повышении своей заработной платы и условий труда, чем в присоединении к революции.
Конечно, в 1917 году в России произошла коммунистическая революция. Владимир Ленин, первый лидер нового Советского Союза, сосредоточил всю власть в руках Коммунистической партии. После Ленина Иосиф Сталин использовал насилие и голод, чтобы положить конец частной собственности на сельскохозяйственные земли, что привело к гибели миллионов крестьян. Коммунистическая партия стала привилегированным правящим классом, полагающимся на силу, чтобы оставаться у власти.
У Карла Маркса было видение нового справедливого общества, основанного на экономическом изобилии, разделяемом всеми. Маркс считал, что в таком обществе люди обретут истинную свободу. Но когда революция, наконец, пришла в Россию, а затем и в другие страны, марксово видение свободы превратилось в тиранию.
Вероятно, самым большим недостатком видения Маркса была его уверенность в том, что экономические силы управляют историей и движутся только в одном неизбежном направлении. Возможно, ему стоило принять близко к сердцу свой любимый девиз: «Во всем следует сомневаться».
Для обсуждения и написания- Как вы думаете, одобрил бы Маркс коммунизм в Советском Союзе при Ленине и Сталине? Объяснять.
- Считаете ли вы вероятным, что революция, описанная Марксом, когда-либо могла произойти в Соединенных Штатах? Объяснять.
- Как вы думаете, какая из этих сил больше всего влияет на события в современном мире: экономика, национализм, раса и этническая принадлежность, религия или технология? Обоснуйте свой выбор.
Википедия
Маркс
Гегель
Энгельс
Исторический материализм
Капитализм
Колумбийская энциклопедия
Капитализм
Коммунизм
Маркс
Марксизм
Гегель
Энгельс
Энкарта
Маркс
Энгельс
Стэнфордская философская энциклопедия
Гегель
Маркс
Путеводитель по человеческой мысли: марксизм
БиографииBBC: Исторические фигуры: Карл Маркс
Spartacus School.net: Карл Маркс
Путеводитель по истории
Карл Маркс
Размышления о Карле Марксе
Маласпина Великие книги: Карл Маркс
Biography. com: Карл Маркс
Окно: Карл Маркс
Краткая энциклопедия экономики: Карл Маркс
История экономической мысли: Карл Маркс
Мертвый индекс социологов 90:00:00:00
Бесплатный философский онлайн-словарь: Карл Маркс
Еврейская виртуальная библиотека: Карл Маркс
Неформальное образование: Карл Маркс
Викторианская сеть: Карл Маркс
InDepthInfo: Карл Маркс
Философские страницы: Карл Маркс
Lucidcafe: Карл Маркс
Его дочь Элеонора Маркс
КаталогиСправочник по философии Бьорна.
Каталог Google: Маркс, Карл
Каталог Yahoo: Карл Маркс
Проект Open Directory: Карл Маркс
ГегельГеорг Вильгельм Фридрих Гегель Краткая биография.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) Социальная и политическая мысль Из Интернет-энциклопедии философии.
Гегелевское общество Америки: Ссылки
Hegel.net
Гегель и Маркс Краткое исследование двух философов. Дункан Рихтер, доцент кафедры психологии и философии Военного института Вирджинии.
Сочинения и анализыИнтернет-архив Маркса и Энгельса Собрание сочинений, биография и фотографии.
Сочинения Маркса и Энгеля
Указатель великих книг: Карл Маркс Полный текст Capital и Коммунистический манифест .
Классические заметки: Карл Маркс Биография и краткое изложение Коммунистический манифест .
Учебное пособие по Коммунистическому манифесту От Пола Брайанса, факультет английского языка, Университет штата Вашингтон, Пуллман.
Искра Ноты
Дас Капитал
Коммунистический манифест
Шедевр Маркса в 150 г. Обзор Коммунистического манифеста , 1998 г. . Из книжного обозрения New York Times.
Для многих «Манифест» Маркса остается актуальным Еще один обзор «Коммунистического манифеста » 1998 года . Из книжного обозрения New York Times.
Призрак Карла Маркса все еще говорит с некоторыми из Newsday.
КнигиКарл Маркс и Фридрих Энгельс: введение в их жизнь и творчество (1927) Интернет-книга Давида Рязанова.
Карл Маркс: история его жизни (1918) Электронная книга Франца Меринга.
Марксизм 1844-1990, Происхождение, Предательство, Возрождение Роджера С. Готлиба.
Карл Маркс, Жизнь . Фрэнсис Уин.
Обзор New York Times .
Что такое справедливое общество?1. Пять панелей, описанных ниже, включают мыслителей мировой истории. Каждый учащийся должен выбрать одного из этих мыслителей для исследования и ролевой игры во время панельной дискуссии.
2. Каждый учащийся должен выяснить следующее о своем мыслителе: где и когда жил этот человек; ключевые стороны жизни человека; основные идеи человека.
3. Каждый учащийся в роли своего персонажа должен подготовить ответ на вопрос: Что такое справедливое общество?
4. Группы, в свою очередь, представят свои обсуждения перед остальным классом:
а. Каждый член группы, выступая от лица, представляет, кто он или она.
б. Каждый член группы объясняет свое видение справедливого общества.
в. Члены группы задают друг другу вопросы и обсуждают, что такое справедливое общество. Остальные участники класса также могут задавать вопросы.
5. После того, как все группы представили свои обсуждения, каждый учащийся должен написать свой личный ответ на вопрос: Что такое справедливое общество?
ПанелиРелигиозные лидеры: Моисей, Св. Августин, Сиддхартха Гаутама, Мохаммед, Мартин Лютер, Мать Тереза
Революционеры и реформаторы: Томас и Жани Пейн, Максим Гильен, Мобеспьер, Мобеспьер Аддамс, Мартин Лютер Кинг
Политические визионеры: Макиавелли, Вольтер, Томас Гоббс, Томас Джефферсон, Джереми Бентам, Сьюзен Б. Энтони
Капиталисты и их критики: Адам Смит, Томас Мальтус, Джон Д. Рокфеллер-старший, Юджин В. Дебс , Эмма Голдман
Критические мыслители: Сократ, Фредерик Дуглас, Марк Твен, Шеф Джозеф, Джон Дьюи, Рэйчел Карсон
ИСТОЧНИКИБарер, Шломо. Докторов Революции, 19Мыслители века , изменившие мир . Нью-Йорк: Thames & Hudson, 2000. • Чамбр, Анри и Маклеллан, Дэвид Т. «Марксизм». Британская энциклопедия Macropaedia . Изд. 1998 г. • Checkland, S.G. Возникновение индустриального общества в Англии, 1815-1885 . Лондон: Longmans, 1964. • Фейер, Льюис и Маклеллан, Дэвид Т. «Жизнь и творчество Маркса». Британская энциклопедия Macropaedia . Изд. 1998 г. • Готлиб, Роджер С. Марксизм 1844–1990 гг., Истоки, Предательство, Возрождение . Нью-Йорк: Routledge, 1992. • Ходжес, Дональд Кларк. Грамотный коммунист, 150 лет коммунистическому манифесту . Нью-Йорк: Питер Ланг, 1999. • Макленнан, Дэвид, изд. Карл Маркс, Избранные сочинения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1977. • Уин, Фрэнсис. Карл Маркс, Жизнь . New York: W.W. Norton, 2000.
Негативные симптомы при шизофрении — PMC
1. Крепелин Е. Раннее слабоумие и парафрения. Эдинбург: Ливингстон; 1919. [Google Scholar]
2. Шнайдер К. Клиническая психопатология. Нью-Йорк: Грун и Страттон; 1959. [Google Scholar]
3. Кроу Т.Дж. Концепция двух синдромов: происхождение и современное состояние. Шизофр Булл. 1985; 11: 471–86. [PubMed] [Google Scholar]
4. Кей С.Р., Фишбейн А., Оплер Л.А. Шкала положительных и отрицательных синдромов (PANSS) для шизофрении. Шизофр Булл. 1987; 13: 261–76. [PubMed] [Google Scholar]
5. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, четвертая редакция текста. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 2000. [Google Академия]
6. Льюис С., Эскалона П.Р., Кейт С.Дж. Феноменология шизофрении. В: Sadock BJ, Sadock V, Ruiz P, редакторы. Полный учебник психиатрии Каплана и Садока. 9-е изд. Филадельфия: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс; 2009. [Google Scholar]
7. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 2013. [Google Scholar]
8. Всемирная организация здравоохранения. Десятый пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) Женева: Всемирная организация здравоохранения; 1993. [Google Scholar]
9. Киркпатрик Б., Фентон В.С., Карпентер В.Т. мл., Мардер С.Р. Согласованное заявление NIMH-MATRICS о негативных симптомах. Шизофр Булл. 2006; 32: 214–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Киршнер М., Алеман А., Кайзер С. Вторичные негативные симптомы. Обзор механизмов, оценка и лечение. Шизофр Рез. 2016 г.: S0920-996430224-9. [PubMed] [Google Scholar]
11. Lyne J, O’Donoghue B, Owens E, Renwick L, Madigan K, Kinsella A, et al. Преобладание негативных симптомов на уровне пунктов при диагностике первого эпизода психоза. Шизофр Рез. 2012; 135:128–33. [PubMed] [Академия Google]
12. Меллер Х.Ю. Управление негативными симптомами шизофрении: новые возможности лечения. Препараты ЦНС. 2003; 17: 793–823. [PubMed] [Google Scholar]
13. Kirkpatrick B, Buchanan RW, Ross DE, Carpenter WT., Jr Отдельное заболевание в рамках синдрома шизофрении. Арх генерал психиатрия. 2001; 58: 165–71. [PubMed] [Google Scholar]
14. Rosenheck R, Leslie D, Keefe R, McEvoy J, Swartz M, Perkins D, et al. Барьеры на пути к трудоустройству больных шизофренией. Am J Психиатрия. 2006; 163:411–7. [PubMed] [Академия Google]
15. Хербенер Э.С., Харроу М., Хилл С.К. Изменение взаимосвязи между ангедонией и функциональным дефицитом за 20-летний период у лиц, страдающих шизофренией. Шизофр Рез. 2005; 75: 97–105. [PubMed] [Google Scholar]
16. Гард Д.Э., Кринг А.М., Гард М.Г., Хоран В.П., Грин М.Ф. Ангедония при шизофрении: Различия между предвосхищающим и завершающим удовольствием. Шизофр Рез. 2007; 93: 253–60. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Foussias G, Remington G. Негативные симптомы шизофрении: Avolition и бритва Оккама. Шизофр Булл. 2010;36:359–69. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. Fonseca-Pedrero E, Gooding DC, Paino M, Lemos-Giráldez S, Muñiz J. Anhedonia: A Complete Handbook Volume II. Нидерланды: Спрингер; 2014. Измерение ангедонии при расстройствах шизофренического спектра: выборочное обновление; стр. 19–54. [Google Scholar]
19. Андреасен, Северная Каролина. Шкала оценки негативных симптомов (SANS) Айова-Сити: Университет Айовы; 1983. [Google Scholar]
20. Общий JE, Gorham DR. Краткая шкала психиатрических оценок. Психолог Репутация 1962;10:799–812. [Google Scholar]
21. Киркпатрик Б., Бьюкенен Р.В., МакКенни П.Д., Альфс Л.Д., Карпентер В.Т., мл. График дефицита синдрома: инструмент для исследования шизофрении. Психиатрия рез. 1989; 30: 119–23. [PubMed] [Google Scholar]
22. Эмсли Р., Рабинович Дж., Торреман М. RIS-INT — Глобальная рабочая группа по раннему психозу. Факторная структура Шкалы позитивного и негативного синдрома (PANSS) при недавно начавшемся психозе. Шизофр Рез. 2003; 61: 47–57. [PubMed] [Академия Google]
23. Sergi MJ, Rassovsky Y, Widmark C, Reist C, Erhart S, Braff D, et al. Социальное познание при шизофрении: связь с нейропознанием и негативными симптомами. Шизофр Рез. 2007; 90: 316–24. [PubMed] [Google Scholar]
24. Kirkpatrick B, Strauss GP, Nguyen L, Fischer BA, Daniel DG, Cienfuegos A, et al. Краткая шкала негативных симптомов: Психометрические свойства. Шизофр Булл. 2011;37:300–5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Кринг А.М., Гур Р.Э., Бланшар Дж.Дж., Хоран В.П., Рейзе С.П. Интервью для клинической оценки негативных симптомов (CAINS): окончательная разработка и проверка. Am J Психиатрия. 2013; 170:165–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Liemburg E, Castelein S, Stewart R, van der Gaag M, Aleman A, Knegtering H Генетический риск и исход психоза (GROUP) Исследователи. Два поддомена негативных симптомов при психотических расстройствах: Установлено и подтверждено в двух больших когортах. J Psychiatr Res. 2013;47:718–25. [PubMed] [Google Scholar]
27. Levitt JJ, Rosow LK, Nestor PG, Pelavin PE, Swisher TM, McCarley RW, et al. Объемное МРТ-исследование лимбических, ассоциативных и сенсомоторных субрегионов полосатого тела при шизофрении. Шизофр Рез. 2013; 145:11–9. [PubMed] [Google Scholar]
28. Ховингтон С.Л., Лепаж М. Нейропознание и нейровизуализация стойких негативных симптомов шизофрении. Эксперт преподобный Нейротер. 2012;12:53–69. [PubMed] [Google Scholar]
29. Виноград-Гурвич С., Фицджеральд П.Б., Георгиу-Каристианис Н., Брэдшоу Дж.Л., Уайт О.Б. Отрицательные симптомы: обзор шизофрении, меланхолической депрессии и болезни Паркинсона. Мозг Рес Бык. 2006; 70: 312–21. [PubMed] [Google Scholar]
30. John JP, Rangaswamy M, Thennarasu K, Khanna S, Nagaraj RB, Mukundan CR, et al. Спектры мощности ЭЭГ различают положительные и отрицательные подгруппы у пациентов с шизофренией, ранее не применявших нейролептики. J Нейропсихиатрия Clin Neurosci. 2009 г.;21:160–72. [PubMed] [Google Scholar]
31. Lavoie S, Schäfer MR, Whitford TJ, Benninger F, Feucht M, Klier CM, et al. Мощность лобной дельты, связанная с негативными симптомами у лиц сверхвысокого риска, перешедших в психоз. Шизофр Рез. 2012;138:206–11. [PubMed] [Google Scholar]
32. Itoh T, Sumiyoshi T, Higuchi Y, Suzuki M, Kawasaki Y. Анализ LORETA трехмерного распределения активности дельта-диапазона при шизофрении: связь с негативными симптомами. Нейроси Рес. 2011;70:442–8. [PubMed] [Академия Google]
33. Featherstone RE, McMullen MF, Ward KR, Bang J, Xiao J, Siegel SJ. ЭЭГ-биомаркеры целевого воздействия, терапевтического эффекта и патологического процесса. Энн Н.Ю. Академия наук. 2015;1344:12–26. [PubMed] [Google Scholar]
34. Thoma RJ, Hanlon FM, Moses SN, Ricker D, Huang M, Edgar C, et al. Сенсорный гейт М50 предсказывает негативные симптомы шизофрении. Шизофр Рез. 2005; 73: 311–8. [PubMed] [Google Scholar]
35. Brockhaus-Dumke A, Schultze-Lutter F, Mueller R, Tendolkar I, Bechdolf A, Pukrop R, et al. Сенсорный гейт при шизофрении: гейтирование P50 и N100 у субъектов, не принимающих антипсихотики, в группе риска, у пациентов с первым эпизодом и у хронических пациентов. Биол психиатрия. 2008; 64: 376–84. [PubMed] [Академия Google]
36. Ribeyre JM, Lesieur P, Varoquaux O, Dollfus S, Pays M, Petit M. Сравнение гомованилиновой кислоты в плазме при дефицитном и недефицитном подтипах шизофрении. Биол психиатрия. 1994; 36: 230–6. [PubMed] [Google Scholar]
37. Тода М., Аби-Даргам А. Дофаминовая гипотеза шизофрении: понять все это. Curr Psychiatry Rep. 2007; 9: 329–36. [PubMed] [Google Scholar]
38. Siris SG, Bermanzohn PC, Gonzalez A, Mason SE, White CV, Shuwall MA. Использование антидепрессантов при негативных симптомах у пациентов с шизофренией. Психофармаколь Булл. 1991;27:331–5. [PubMed] [Google Scholar]
39. Yoshimura R, Hori H, Katsuki A, Atake K, Nakamura J. Сывороточные уровни мозгового нейротрофического фактора (BDNF), proBDNF и уровни 3-метокси-4-гидроксифенилгликоля в плазме в хроническая шизофрения. Энн Джен Психиатрия. 2016;15:1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Goff DC, Evins AE. Негативные симптомы шизофрении: нейробиологические модели и ответ на лечение. Харв Рев Психиатрия. 1998; 6: 59–77. [PubMed] [Академия Google]
41. Фаузи М.Х., Фаузи М.М., Фаузи М.М., Саид Н.С. Уровень С-реактивного белка в сыворотке крови у пациентов-египтян, не принимающих наркотики, страдающих шизофренией. Психиатрия рез. 2011;190:91–7. [PubMed] [Google Scholar]
42. Prasad KM, Eack SM, Goradia D, Pancholi KM, Keshavan MS, Yolken RH, et al. Прогрессирующая потеря серого вещества и изменения когнитивного функционирования, связанные с воздействием вируса простого герпеса 1 при шизофрении: продольное исследование. Am J Психиатрия. 2011; 168:822–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
43. Гофф Д.С. D-циклосерин при шизофрении: новые стратегии улучшения клинических результатов за счет повышения пластичности. Курс Нейрофармакол. 2017;15:21–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Esterberg ML, Trotman HD, Holtzman C, Compton MT, Walker EF. Влияние психоза в семейном анамнезе на возраст начала, положительные и отрицательные симптомы шизофрении: метаанализ. Шизофр Рез. 2010; 120:121–30. [PubMed] [Google Scholar]
45. Potkin SG, Macciardi F, Guffanti G, Fallon JH, Wang Q, Turner JA, et al. Выявление сетей регуляции генов при шизофрении. Нейроизображение. 2010;53:839–47. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
46. Zai G, Robbins TW, Sahakian BJ, Kennedy JL. Обзор молекулярно-генетических исследований нейрокогнитивного дефицита при шизофрении. Neurosci Biobehav Rev. 2017; 72:50–67. [PubMed] [Google Scholar]
47. Green MJ, Cairns MJ, Wu J, Dragovic M, Jablensky A, Tooney PA, et al. Полногеномный поддерживаемый вариант MIR137 и тяжелые негативные симптомы предсказывают принадлежность к нарушенному когнитивному подтипу шизофрении. Мол Психиатрия. 2013;18:774–80. [PubMed] [Академия Google]
48. Bousman CA, Glatt SJ, Chandler SD, Lohr J, Kremen WS, Tsuang MT, et al. Отрицательные симптомы психоза коррелируют с экспрессией гена сигнального пути Wnt/ß-catenin в периферической крови. Психиатрия Дж. 2013; 2013:852930. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Harvey PD, Koren D, Reichenberg A, Bowie CR. Негативные симптомы и когнитивный дефицит: какова природа их взаимосвязи? Шизофр Булл. 2006; 32: 250–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
50. Хири Э.А., Голд Дж.М. У больных шизофренией наблюдается диссоциация между аффективными переживаниями и мотивированным поведением. J Abnorm Psychol. 2007; 116: 268–78. [PubMed] [Google Scholar]
51. Шаллис Т. От нейропсихологии к психической структуре. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета; 1988. [Google Scholar]
52. Heerey EA, Robinson BM, McMahon RP, Gold JM. Дисконтирование задержки при шизофрении. Познание нейропсихиатрии. 2007; 12: 213–21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
53. Карпентер В.Т., младший, Хайнрихс Д.В., Альфс Л.Д. Лечение негативных симптомов. Шизофр Булл. 1985; 11: 440–52. [PubMed] [Google Scholar]
54. Leucht S, Cipriani A, Spineli L, Mavridis D, Orey D, Richter F, et al. Сравнительная эффективность и переносимость 15 антипсихотических препаратов при шизофрении: метаанализ множественного лечения. Ланцет. 2013; 382:951–62. [PubMed] [Google Scholar]
55. Jones PB, Barnes TR, Davies L, Dunn G, Lloyd H, Hayhurst KP, et al. Рандомизированное контролируемое исследование влияния антипсихотических препаратов второго и первого поколения на качество жизни при шизофрении: экономическая полезность новейших антипсихотических препаратов в исследовании шизофрении (CUtLASS 1) Arch Gen Psychiatry. 2006;63:1079–87. [PubMed] [Google Scholar]
56. Buchanan RW, Kreyenbuhl J, Kelly DL, Noel JM, Boggs DL, Fischer BA, et al. Рекомендации по психофармакологическому лечению шизофрении PORT 2009 года и краткие заключения. Шизофр Булл. 2010; 36:71–93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
57. Сингх С.П., Сингх В., Кар Н., Чан К. Эффективность антидепрессантов при лечении негативных симптомов хронической шизофрении: метаанализ. Бр Дж. Психиатрия. 2010;197:174–9. [PubMed] [Академия Google]
58. Lindenmayer JP, Nasrallah H, Pucci M, James S, Citrome L. Систематический обзор лечения психостимуляторами негативных симптомов шизофрении: проблемы и терапевтические возможности. Шизофр Рез. 2013; 147: 241–52. [PubMed] [Google Scholar]
59. Аранго С., Гарибальди Г., Мардер С.Р. Фармакологические подходы к лечению негативных симптомов: обзор клинических испытаний. Шизофр Рез. 2013; 150:346–52. [PubMed] [Google Scholar]
60. Umbricht D, Martin-Facklam M, Pizzagalli F, Youssef E, Yoo K, Doerflinger E, et al. Ингибитор транспортера глицина типа 1 (GLYT1) RG1678: результаты экспериментального исследования для лечения негативных симптомов шизофрении. Шизофр Булл. 2011; 37 (Приложение 1): 324. [Академия Google]
61. Фридман Р., Олинси А., Бьюкенен Р.В., Харрис Дж.Г., Голд Дж.М., Джонсон Л. и соавт. Начальная фаза 2 испытаний никотинового агониста при шизофрении. Am J Психиатрия. 2008; 165:1040–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
62. Liu F, Guo X, Wu R, Ou J, Zheng Y, Zhang B, et al. Добавление миноциклина для лечения негативных симптомов шизофрении на ранней стадии: двойное слепое рандомизированное контролируемое исследование. Шизофр Рез. 2014; 153:169–76. [PubMed] [Академия Google]
63. Ши С., Ю С., Ченг Э. Ф., Шум Д. Х., Чан Р. С. Пересмотр терапевтического эффекта рТМС на негативные симптомы шизофрении: метаанализ. Психиатрия рез. 2014; 215:505–13. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
64. Melle I, Larsen TK, Haahr U, Friis S, Johannesen JO, Opjordsmoen S, et al.