Материнская любовь в произведениях русских писателей: Сочинение Примеры материнской любви из литературы

Сочинение Примеры материнской любви из литературы

  1. Сочинения
  2. 11 класс и ЕГЭ
  3. Примеры материнской любви из литературы

В художественной литературе можно найти огромной количество произведений, в которых проявляется материнская любовь. Бывают различные проявления любви: от бесконечной “слепой” до любви, которая не высказывает какие-либо чувства и взаимоотношения, они холодные и сдержанные, которые приносят только боль и страдание. Зачастую в произведениях образ матери только существует, как правило, занимает не основное положение, а иногда и вовсе отсутствует, но несмотря на это, у писателей этот образ наделен одними общими чертами. Любая мать хочет, чтобы ее ребенок был счастлив, но каждая делает это по-своему. Разные проявления любви объединяют общие черты. Давайте кратко разберем это.

Один из ярких примеров “слепой” любви — это произведение Д. И. Фонвизин “Недоросль”. Госпожа Простакова свою любовь к сыну сравнивает с любовью собаки к щенятам. Для этой Госпожи ее ребенок — это “свет в окошке”, она не видит его недостатков, и такая “любовь” приводит к предательству сына. Она не понимает, что наносит ему много вреда этой опекой, она воспитала лодыря, который платит ей дерзостью и хамством. Простакова никогда не утруждала свое чадо. Мы можем сделать вывод из этого произведения, что чрезмерная опека-вредит!

Существует еще одно произведение на тему материнской любви — это К. Г. Паустовский “Телеграмма”. В этом творчестве мы наблюдаем всепрощающую любовь мамы. Героиня забывает о своей матушке, не приезжает к ней погостить, и оправдывается тем, что она работает в городе, делает карьеру. В скором времени ее мама умирает, и только после этой утраты она осознает свою ошибку, но, к сожалению, все слишком поздно.

Давайте разберем еще одно произведение. Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”. Она не может на них наглядеться, встречает их всегда очень тепло и нежно, ведь она их ждала и скучала. Хрупкая женщина обожает своих сыновей, готова за каждую каплю их крови отдать всю себя.

А. Н. Островский “Гроза”. Мораль этой пьесы такова: порой с первых дней неправильного воспитания можно уничтожить судьбу человека. Главный герой — это человек, который легко поддается чужому влиянию, не имеет своего мнения. Кабаниха держит в страхе всю семью, особенно своего сына. Она возглавляет всем, включая своих детей. В результате мы наблюдаем такую картину: сын боится ослушаться матери, не может постоять за себя и свою жену, в конце концов, теряет супругу и винит во всем мать.

Аргументы

У каждого человека есть мама. Безусловно, каждая мать любит своего ребенка и желает ему добра. Но проявления материнской любви бывают совершенно разными. Немало примеров этого можно найти в литературе:

— Мать живет ради своих детей

В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба“ жена главного казака Тараса души не чаяла в своих сыновьях Остапе и Андрее, проявляла к ним доброту и нежность.

Виделись они редко, поэтому мать ценила каждую минуту, проведенную рядом с ними.

Несмотря на постоянные угрозы и побои со стороны мужа, она осталась сочувствующей и милосердной женщиной.

Когда Остапа и Андрея отправляли на войну, мать не побоялась заступиться за них перед отцом, словно тигрица, бросившись на их защиту.

— Мать имеет неразрывную связь со своими детьми и острее переживает их неудачи

Пульхерия Александровна, мама главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова, отдает последнее, чтобы ее сын смог получить жилье и достойное образование в Петербурге. Когда Родиону выносят приговор за убийство, она сходит с ума.

— Мать примет своего ребенка таким, каким он есть

В рассказе «Русский характер» А.Н. Толстого  сын вернулся домой с ранением, под чужим именем, стыдясь своего уродства.  Но мать приняла калеку потому что «это мой Егорушка, живой».

Недостаток материнской любви и заботы может привести к трагедии.
В пьесе А.П. Чехова «Чайка» мать Ирина Аркадина, актриса, предпочла карьеру воспитанию ребенка. Ее сын, Константин, сильно переживал из-за того, что он безразличен матери. Не в силах найти любовь извне, после многочисленных душевных страданий, молодой человек застрелился.

Не всегда дети могут оценить материнскую любовь по достоинству. Слепая материнская любовь сделала Митрофанушку, главного героя произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль», ленивым и неблагодарным. Когда мать потеряла влияние, он отрекся от нее.

В «Телеграмме» К.Г.Паустовского старушка-мать Катерина Петровна тщетно пытается достучаться до вечно занятой работой дочери Насти. Дочь получает известие о том, что мать находится на смертном одре, но даже не соизволит приехать попрощаться.

Настя приезжает домой лишь на второй день после похорон. Она видит свежий холм над могилой, ее терзает чувство вины, но уже ничего исправить нельзя.

Любовь- чувство, которое в равной степени должны разделать дети со своими родителями. Тот, кто имеет любящих родителей, по-настоящему богат.

Другие сочинения:

← Примеры доброты из жизни↑ 11 класс и ЕГЭГордость и смирение →

Примеры материнской любви из литературы

Несколько интересных сочинений

ОГЭ: аргументы к сочинению 15.

3 «Что такое материнская любовь?»

Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено

Аргументы из литературы

  1. (45 слов) Пример материнской любви мы видим в повести Гоголя «Тарас Бульба». Когда сыновья возвращаются домой, мать бросается к ним навстречу и даже стыдит отца за то, что сразу провоцирует молодых людей на конфликт. Хоть она и рисковала вызвать гнев у супруга, ее любовь это не остановило.
  2. (36 слов) В повести Толстого «Детство» описаны теплые и нежные взаимоотношения Николая и его мамы. Мальчик чувствовал бескорыстную и сильную любовь своей матери, поэтому тянулся к ней всей душой. И вместе с ней умирает и его детство.
  3. (41 слово) К сожалению, не всем повезло почувствовать материнскую любовь. В рассказе Чехова «Ванька» герой рано становится сиротой. От матери ему остались лишь смутные воспоминания, поэтому он так несчастен и одинок. Пелагея смогла бы защитить сына, чего бы ей это не стоило.
  4. (34 слова) В повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» герой остался без материнской любви. Это сказалось на его характере: он стал ленивым и непослушным мальчиком. Очевидно, без тепла материнской заботы дети вырастают несчастными и покинутыми.
  5. (49 слов) В главе «Сон Обломова» из романа Гончарова «Обломов» рассказывается об идеальной семье, где мать опекает своего ребенка и очень любит его. Илюше никогда не позволяют долго играть на холоде или на солнцепеке, его всегда плотно кормят и хорошо одевают. Мать Обломова все свое время посвящала заботе о сыне.
  6. (46 слов) В одной из частей романа Достоевского «Братья Карамазовы», которая называется «Мальчики», речь идет о трепетном чувстве вдовы к своему сыну. Женщина посвятила ребенку всю себя и вырастила смелого, сильного и умного мальчика. Коля любил мать не меньше, хоть и стеснялся проявить свои чувства, как она.
  7. (39 слов) Пример материнской любви можно увидеть в романе Достоевского «Бедные люди». Вдова денно и нощно трудилась, чтобы прокормить свою дочь и вывести ее в люди. Варенька навсегда запомнила этот материнский подвиг, поэтому всю последующую жизнь старалась быть достойной его.
  8. (35 слов) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня любила приемную дочь как родную. Она пожертвовала ради нее всем своим имуществом. Ради Киры Матрена была готова на все. Недаром даже такая эгоистичная девушка расплакалась на похоронах благодетельницы.
  9. (48 слов) В поэме Лермонтова «Мцыри» герой не знал родителей, поэтому его сердце было столь же холодно, как стены его темницы. Он смог преодолеть этот холод и эти стены лишь ради того, чтобы найти свою семью, почувствовать тепло и заботу своей матери. Из-за несбыточности этой мечты он и умирает.
  10. (49 слов) В повести Карамзина «Бедная Лиза» мы видим исключительную благодарность дочери за материнскую любовь. Именно так и надо благодарить своих родителей за то, что они о нас заботились. Лиза не жалеет себя и трудится, чтобы обеспечить мать, лишь потому, что женщина подавала дочери такой пример на протяжении всей жизни.

Примеры из жизни

  1. (45 слов) Мне вспоминается история звезды нашего класса – отличницы Лены. Она всегда была готова к урокам, все знала и даже побеждала на районных олимпиадах. Но все ее заслуги неизменно сопровождались материнской опекой: мама ее постоянно поддерживала. Таким образом, успех в жизни начинается с любви в семье.
  2. (45 слов) Сколько себя помню, мама всегда была рядом: на выступлении в детском саду, на первой линейке, на всех школьных мероприятиях. Чувствуя ее участие, я становился уверенным в себе. Все у меня получалось, и хвалили меня, но я-то знал, кому на самом деле нужно сказать «спасибо».
  3. (49 слов) Мой друг был очень хорошим спортсменом, но он всегда слишком волновался перед соревнованиями. Я видел, как его матери тяжело с ним в такие минуты. Однако она не сдавалась и с тем же спокойствием его поддерживала в любом случае и при любых обстоятельствах. Как же я завидовал ее стойкости!
  4. (47 слов) Материнская любовь толкает женщину на подвиг. Во время войны моя прабабушка отдавала бабушке почти всю еду, ведь девочка родилась слабой и болезненной. Сегодня нашей героини уже нет с нами, но бабушка до сих пор вспоминает свое военное, но счастливое детство, которое сберегла и защитила ее мама.
  5. (42 слова) Примером материнской любви для меня всегда была бабушка. Отец в молодости хотел пойти воевать в Афганистан, но мать знала, что его там ждет, поэтому прикинулась больной, чтобы он остался. В результате, он нашел себя в мирной жизни, а бабушка дождалась внуков.
  6. (52 слова) Настоящая мать – это не всегда та, что родила. Подруга моей мамы взяла дочь из детского дома, но так полюбила ее, как не всякая родная мать сможет полюбить. Она водила малышку на кружки, всячески развивала, учила, и ее Танечка поступила на бюджет в хороший вуз. Во многом это заслуга ее приемной мамы.
  7. (47 слов) Материнская любовь никогда не предаст. Я видел, как матери прощают своим детям даже преступления. Например, моя соседка простила сына, который избил ее и ограбил.
    Никто не услышал ни упрека, ни жалобы. Помню лишь, как искала она врача, который смог бы помочь ее сыну вылечиться от алкоголизма.
  8. (62 слова) Моя приятельница ходила на дискотеки. Ее мама очень волновалась, но понимала, что взросление дочери неизбежно. Поэтому она подписала свой номер в ее телефоне чужим именем и просила звонить ей, как подруге, если девочку куда-то пригласят, чтобы злоумышленники ничего не заподозрили, а тем временем мама смогла бы найти их и выручить дочь. Любящая мать способна на любые хитрости, лишь бы спасти дитя.
  9. (53 слова) Моя мама тоже заботится обо мне. Когда я сильно заболел и боялся ложиться в больницу, она легла со мной вместе и тоже сидела на диете, чтобы мне не было обидно. Также она всячески развлекала меня, не давала унывать и скучать. Я очень благодарен ей за те тяжелые дни, которые стали веселыми благодаря ей.
  10. (39 слов) Моя мама всегда меня поддерживает. Например, она выучила английский язык, чтобы помогать мне делать домашние работы. Материнская любовь сделала нудные занятия простыми и увлекательными, я даже полюбил этот язык за то, что его со мной учит моя мама.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Примеры материнской любви в русской литературе

Самое сильное и надежное чувство в жизни каждого человека — материнская любовь. Примеры в литературе позволяют разобраться в сложных взаимоотношениях родителей и детей. В большинстве случаев любовь позволяет сохранить мир в семье, сделать окружающих счастливыми. Но иногда чрезмерная опека может сломить детей, превратить их в безвольных существ.

Сила чувств

Самые близкие ребенку люди — это родители. Особую роль в его жизни играет мать. Она охраняет своих детей с момента их рождения и до самой своей смерти. Даже когда они подрастают, женщина старается помогать им хотя бы советом.

Наиболее чистая и искренняя любовь — материнская. Только она позволяет детям безнаказанно совершать ошибки, самостоятельно выбирать себе судьбу. Мама никогда не предаст своих малышей. Она будет их оберегать даже ценой собственной жизни или свободы.

Ребенок — это самое дорогое, что может быть у любой женщины. Она готова прощать ему все обиды, проказы, мелкие и серьезные проступки. Ее сердце можно сравнить с бездной, наполненной самыми светлыми чувствами. Мама может заменить лучшего друга, советника, критика и восторженную публику.

Ради своего ребенка она может пойти на многое. Известны случаи совершения преступлений и самопожертвования. Мать может защитить свое чадо ценой собственной или чужой жизни и ей безразлично, что дальше будет с ней. Главное, чтобы малыш остался невредимым и здоровым.

Даже неполные семьи отличаются. Дети рядом с матерью чувствуют себя более защищенными и любимыми, чем те, кто вырос только с отцом. Связь с женщиной начинается с момента появления эмбриона в ее теле, и с развитием плода она только растет. Когда малыш появляется на свет, он становится менее защищенным, поэтому мать старается оберегать его. Она всегда готова пожертвовать своим временем, благополучием, целями и желаниями ради счастья собственного ребенка.

Примеры для подражания

В большинстве семей родители стараются найти общий язык с ребенком и стать ему друзьями. Подобные ситуации описаны в произведениях русских писателей о материнской любви. Примеры позволят хорошо написать итоговое сочинение по ЕГЭ. Эта тема интересовала многих авторов:

  • Л. Толстого в «Детстве»,
  • М. Шолохова в «Тихом Доне»,
  • Л. Улицкую в рассказе «Дочь Бухары»,
  • В. Закруткина в повести «Матерь человеческая».

В произведении Толстого примером для подражания является Наталья Николаевна, мать Николеньки. Эту женщину все считали настоящим ангелом — настолько доброй и кроткой она была. Она терпела обманы и разорения, унижения со стороны своего мужа ради ребенка.

Хотя в дворянских семьях не принято строить близкие отношения с детьми, Наталья Николаевна не стеснялась разговаривать с ними, обнимать. Хотя много времени мать с ними не проводила, после ее смерти они остро почувствовали ее отсутствие.

В романе Шолохова Ильинична вышла замуж в юном возрасте, когда была красивой и цветущей девушкой, но муж начал ей изменять, часто ее бил. Ради детей она терпела такое отношение и старалась сделать из них достойных людей.

Даже во время революции она выбрала ту сторону, которая могла бы защитить ее семью. Но сыновей забрала война — Петр погиб, а жизнь Григория просто была сломлена. Сердце Ильиничны не выдержало, беды ее детей полностью поглотили женщину.

Рассказ Улицкой также содержит примеры материнской любви. Из литературы того времени (книга была опубликована в 1993 году) это произведение максимально приближено к современному миру. Восточная женщина родила дочь с синдромом Дауна, о котором тогда было мало известно.

Хотя отец семейства оставил жену и ребенка, Аля не отказалась от маленькой Люды. Она сделала все, чтобы защитить девочку и помочь ей приспособиться к нормальной жизни. Несмотря на свои проблемы, женщина вырастила дочь, выдала ее замуж и уехала домой умирать. Она не хотела, чтобы Люда видела ее смерть.

Произведение Закруткина, по которому был снят одноименный фильм, поражает драматичностью. Главная героиня — Мария — пережила много трудностей и лишений. Но она осталась терпеливой, смелой и доброй, сумела вырастить своих и чужих детей.

Пагубное воздействие

Не всегда любовь матери приводит к добру. Есть примеры, когда ребенок от такой заботы вырастал несамостоятельным, слишком робким или эгоистичным. Подобные ситуации показаны в следующих литературных произведениях:

  • А. Островский «Гроза»,
  • Д. Фонвизин «Недоросль»,
  • А. Островский «Бесприданница»,
  • Тургенев «Отцы и дети».

В пьесе Островского мать — Марфа Кабанова — занимает слишком много места в жизни своего сына. С самого детства она контролировала Тихона и все решала за него. Мальчик вырос слабохарактерным, бесхребетным. Он не может сказать ничего против слова своей матери, во всем ее слушается.

Кабаниха издевается над ним и его женой, упрекая ее в том, что она плохая хозяйка и супруга. Из-за чрезмерной опеки Тихон спивается, а Катерина решается на измену. В конце произведения девушка покончила с собой, а ее муж во всем обвинил мать.

Есть и другие аргументы материнской любви в литературе. Островский написал драму «Бесприданница», где рассказал о пагубном влиянии родителей на детей. Харита Игнатьевна в своей дочери Ларисе видела только путь к богатству и восстановлению прежнего положения.

Огудалова регулярно устраивает званые ужины, куда приходят завидные состоятельные женихи. Она просит денег на содержание Ларисы у обеспеченных мужчин. Девушке противно общаться с высшим обществом, она не хочет выходить замуж по расчету, но Харита Игнатьевна считает, что только рядом с богатым супругом ее дочь сможет стать счастливой. Саму Ларису она не спрашивает о ее желаниях.

Название своей комедии Фонвизин придумал после создания образа Митрофанушки. Простакова очень любила сына, потакала всем его прихотям и окружала чрезмерной заботой. Мать не замечала его недостатков, превращая их в только ей видимые достоинства. Главный герой вырос избалованным и эгоистичным, не заботился о чувствах Простаковой. Когда она потеряла свое могущество, Митрофанушка с легкостью отказался от нее и ее советов.

В романе Тургенева пагубное влияние на сына оказывают родители Базарова. Они не замечают его циничных суждений, мать с нетерпением ждет его возвращения и окружает непомерной заботой. Было бы полезнее растить сына в строгости.

Материнская любовь — надежное и искреннее чувство. Только женщина, родившая ребенка, сможет стать для него опорой. Важно ценить отношение матери и отвечать ей взаимностью.

За что западные авторы любят Россию-матушку | Художественная литература

В комнату входит мужчина. Скажем, ему за 50, седой, слегка взлохмаченный. Какова его история? Если он русский, то один из его бабушек и дедушек мог погибнуть в блокаде Ленинграда, а другой — во время репрессий. После рутинной работы и банального героизма Советского Союза он, возможно, потерял свои сбережения и вернулся домой к гиперинфляции и рэкету 90-х. Может быть, по пути он влюбился, завел детей, сделал обыденные вещи, из которых состоит вся драма жизней, прожитых в другом месте.

Все жизни интересны, и одна из задач художественной литературы — доказать это. Тем не менее, эта задача упрощается, если они русские, что помогает объяснить, почему, помимо того, что Россия извергает олигархов-ренегатов и негодяев-призраков, в последнее время она стала источником множества романов. Я имею в виду, в частности, романы англоязычных авторов, действие которых происходит там, от таких триллеров, как «Загадки Аркадия Ренко» Мартина Круза Смита, до «Ленинградских книг» Хелен Данмор. (Напротив, на удивление мало отечественных современных российских писателей нашли широкую зарубежную читательскую аудиторию. Эпоха Путина в целом не способствовала появлению великой литературы.) Мода на романы на российскую тематику отражает притягательную турбулентность России. Но я думаю, что это также говорит нам кое-что о наших собственных моральных тревогах.

Обращение страны к Ольге Грушиной, Гэри Штейнгарту и Давиду Безмозгису понять несложно. Все они родились в Советском Союзе, в детстве эмигрировали в Северную Америку. Они унаследовали народную память о страдании, а также подробный описательный русский язык. Умирающий Советский Союз, в котором нехватку иногда можно было преодолеть с помощью уловок и выдумок, был естественной питательной средой для баснописцев. Наконец система, которая казалась непреклонной, рухнула; разверзся мир (9 Грушина0007 Сновидение Суханова прекрасно передает дезориентацию, вызванную этим разрывом). Добавьте к этому наследию стимулирующий эффект иммиграции, и вы получите благоприятный фон для писателей.

Писатели, родившиеся в других странах, склонны пленяться в первую очередь величием и бесшабашной честностью великих русских писателей; кто-то всегда может смотреть на страну через призму Толстого, Достоевского, Чехова и Василия Гроссмана. Но современных писателей также привлекает то же историческое электричество и конвульсии, которые питали творчество этих гигантов. Подумайте о великолепной саге Джеймса Мика о гражданской войне Народный акт любви , в котором представлены кастраты, каннибализм и застрявшие иностранные армии: слишком настоящие элементы русского 20-го века с его лагерями, голодом и массовыми убийствами, весь обреченный, прогнивший советский эксперимент.

Несмотря на относительно спокойное недавнее прошлое страны и нестабильность, какой стали другие части мира после 11 сентября, абсолютная насыщенность событиями Россия по-прежнему привлекает внимание. Это все же больше империя, чем государство, с имперским лоскутным разнообразием и причудами. Как говорится в старой шутке, Россия снова находится в переходном периоде между двумя переходными периодами. Он остается местом, где все может произойти и происходит: шаманизм в Бурятии, сектантство на Кавказе и капитализм, или, по крайней мере, его извращенная русская версия, более или менее везде. Огромная глыба необработанной боли ядовито сидит в сердце страны.

Итак, сатира на Петербург и Кавказ в Абсурдистане Штейнгарта , или призраки и магический реализм малоизвестного Джины Окснер Русский сонник цвета и полета (в котором дикие дети обнаруживают трещину в земной поверхности ), являются лишь небольшими перегибами зловещей, нестабильной современной российской действительности — точно так же, как булгаковский сюрреализм в «Мастер и Маргарита » или «Роковые яйца » был лишь мягкой карикатурой на капризы и эксцессы тоталитаризма. Будучи гостем в такой стране, часто спрашиваешь: что я здесь делаю? Как писатель вы задаетесь вопросом: может быть, я должен что-то с этим сделать.

Есть несколько способов думать о крайностях России. Очевидный — физический. Большая часть огромной страны находится в смертельном холоде в течение полугода и более. Практически любое занятие на свежем воздухе – запуск автомобиля; прогулка по полосе препятствий, заснеженным улицам – может быть своя микродрама. Эта суровая среда помогает объяснить, почему Достоевский и другие, кажется, всегда протягивают руки к небу. Основные вопросы – Почему мы здесь? Кто-нибудь отвечает? – как-то кажутся острее при -20С или в трехдневной поездке.

В своем романе Подснежники я попытался передать драму русских времен года, от долгого забвения зимы, через искупление весны к оппортунистическому взрыву лета – и путь, по которому своими практическими тяготами зима и снег формируют психологию и ритм русской жизни. «Подснежник» — это труп, который лежит закопанным или спрятанным в снегу до оттепели; Кроме того, в моей книге это метафора темных, близких и, в конечном счете, неизбежных истин, о которых рассказчик, бродячий английский юрист лет тридцати, предпочел бы не думать.

Россия поляризована еще в нравственном плане: в диапазоне индивидуальных ответов на ее острые нравственные вызовы. Хорошие времена в России как-то лучше — что-то насчет того, что они могут резко закончиться — и хорошие люди тоже. Страна вынашивает настоящих святых, чьи вымышленные аватары появляются в русской литературе XIX века. Современные западные писатели обычно больше интересуются персонажами, которые хотели бы быть, но не совсем хорошими; люди, желающие пойти на компромисс, до определенного момента; стремится не причинить вреда, но и не пострадать, как страдающий советский детектив в фильме Тома Роба Смита «9».0007 Ребенок 44 , или Грушинский Суханов, продажный искусствовед с запятнанной совестью и трагическим прошлым.

Святые и соглашатели сталкиваются с этим выбором из-за того, что Россия находится на другом конце этического спектра. «Страна кошмаров», Мартин Эмис называет ее в House of Meetings , своем жестоком рассказе о ГУЛАГе и его загробной жизни: «И всегда составной кошмар. Всегда самый талантливый кошмар». Прошла роскошная жестокость безумных царей и Сталина; их преемники просто жестоки и ужасно коррумпированы. Теории заговора процветают в России и в рассказах, действие которых происходит там, потому что заговоры есть. Для Эмиса и других загадка России — это, в конце концов, и проблема зла.

Тем не менее, точно так же, как путевые заметки описывают предубеждения путешественника, а также его путешествие, так и для некоторых романистов Россия не является или не только своего рода моральным зоопарком, который писатель и читатель могут посещать с безопасным чувством превосходства. Это также место для проверки их моральной гордости и самонадеянности.

Россия веками была кривым ярмарочным зеркалом для запада. Это одновременно и похоже, и непохоже на народы-укротители. На протяжении всей холодной войны это был чужой, непознаваемый, другой, враждебный мир и легкая обстановка для триллеров. Что-то от этой угрозы сохраняется, отчасти в облике русской мафии, одного из элементов последней книги Джона ле Карре 9.0007 Наш вид предателя . В то же время Россия европейская, условно-христианская и промышленно развитая. Здесь знакомая высокая культура и узнаваемая архитектура. Поезжайте в Москву на день-два, и вы сочтете ее нормальным североевропейским городом с лишними неоновыми лампами и худшими дорогами. Вы должны остаться немного дольше, чтобы раскрыть дикость. Как сказал маркиз де Кюстин после визита в 1839 году, «очень легко быть обманутым видимостью цивилизации».

В некоторых романах, действие которых происходит в России, возникает один вопрос: действительно ли это место, которое иногда выглядит одинаково, на самом деле то же самое: может ли все, что там происходит, произойти и здесь, может ли случиться с нами, если мы отбросим наши запреты и нашу собственную «видимость». цивилизации». Герой Штейнгарта в Абсурдистан — русский, получивший образование в Америке, чья комическая одиссея отчасти является исследованием того, насколько на самом деле различаются эти две части его личности. Тем временем британский истэблишмент Ле Карре учтиво восприимчив к российским деньгам.

Информировали бы мы в 1930-е годы, если бы от этого зависела наша жизнь? Стали бы мы сегодня цепляться за свою честность, если бы почти все вокруг продавали свою? Последний вопрос пытается поставить мой собственный роман. Ник, мой рассказчик, втягивается в Москву во время ее жадного, подпитываемого нефтью бума. Каким человеком он может быть, быть может, всегда был, он узнает только тогда, когда живет в России.

Людмила Петрушевская Жила-была мать, которая любила своих детей, пока они не переехали, рецензия.

В новеллах рассказывается о том, что значит страдать и выживать, живя на кухнях и в гостиных, на школьных дворах и в правительственных учреждениях. Ольга Павловск

Есть слово на русском, байт . В грубом переводе это означает повседневной жизни . Это также корень инфинитивного глагола быть , «быть», как будто сам русский язык считает, что это повседневность — просыпаться, идти на работу, стараться заработать на еду, хотеть очень плохо любить и быть любимым в ответ — вот кто мы есть. Обыденность есть корень бытия, согласно русской этимологии, а Людмиле Петрушевской, ослепительно талантливому и глубоко чуткому автору нового сборника из трех новелл, Жила-была мать, которая любила своих детей, пока они не вернулись обратно .

Родившаяся в Москве в 1938 году, Петрушевская была попеременно провозглашена величайшим из ныне живущих русских писателей и последним из великих русских писателей. (Пингвин переводит и собирает ее рассказы в очаровательных книгах в мягкой обложке с длинными названиями: Жила-была девушка, которая соблазнила мужа своей сестры, и он повесился , Жила-была женщина, которая пыталась убить соседского ребенка. ) Некоторые поклонники, возможно, были встревожены, когда несколько лет назад она начала петь в кабаре, но вторая карьера — это очень «великорусский писатель»: Чехов был врачом, Достоевский — инженером, Булгаков — врач, а Толстой весь этот второй срок был крестьянином-подражателем*. И действительно, в новеллах этого сборника (перевод Анны Саммерс) Петрушевская сознательно встраивается в традицию великой русской литературы.

Книги Пингвинов

Первая сказка «Время ночи», первоначально опубликованная в 1992 году, представляет собой историю Анны, бабушки, которая изо всех сил пытается заботиться о своем внуке, отбиваясь от хищных взрослых детей. История начинается не с повествования. Скорее, он представлен как записи, содержащиеся в папке, оставленной Анной, — прием обрамления, используемый всеми вышеупомянутыми великими, включая Достоевского, который получает кивок в этикетке папки: «Заметки с края стола».

Вторая новелла, «Шоколад с ликером», опубликованная в 2002 году, предлагает русскую интерпретацию «Бочонка амонтильядо» Эдгара Аллана По. Но Петрушевская привносит в свои «Шоколадки» о женщине, попавшей в опасную ситуацию из-за своей любви к сладкому вину, русскую литературную традицию: Рассказ рассказывается не в хронологическом порядке, прием, столь часто используемый в русской письменности, что появляются термины. — фабула и сюжет — которые различают хронологию рассказа и последовательность, в которой рассказываются события.

Последний из трио, «Среди друзей» 1988 года, в котором женщина делает все возможное, чтобы после ее смерти о ее сыне позаботился круг общения, — это сатира на тайные салоны русской интеллигенции. в позднесоветский период. Он нацелен на ученых и писателей, которые забились в свои коммуналки, воображая себя интеллектуальными крестоносцами, но неспособные быть морально порядочными друг к другу в повседневной жизни. «Коля, такой щедрый и добрый к другим, быстро скучает и раздражается дома и кричит на Алешу, особенно за едой», — рассказывает рассказчик. — Кроме того, Коля готовился уйти от нас, и не к кому-нибудь — к Марише.

Автор Людмила Петрушевская. Анастасия Казакова

Но в этих рассказах Петрушевская не только закрепляет свое место в русской литературной традиции. Она также меняет его и то, что считается в нем приемлемыми литературными темами. Она не пишет, как Толстой, о войне, или, как Достоевский, пишет об уличных преступниках, или, как поэт Анна Ахматова или писатель Александр Солженицын, отмечает крайние страдания сосланных в лагеря.

Скорее, она является свидетелем борьбы за выживание в повседневной жизни. Стычки с родными и близкими. Слишком маленькие, слишком общие квартиры. («Андрей возвращался домой — где он будет спать? Что он будет есть? Как мы справимся? Я не мог уснуть и проснулся в холодном поту». ) Дефицит еды. («Ей и детям не на что было жить», — узнаем мы о главном герое «Шоколадки с ликером».)

В романе «Время — ночь» поэтесса Анна постоянно ссылается на свою тезку. Хотя она никогда не уточняет, эта тезка — Анна Ахматова, написавшая, среди прочего, «Реквием» — лирический памятник своему сыну в трудовых лагерях. В «Реквиеме» Ахматова пишет о тех, кто был отправлен в лагеря, и о тех, кто остался, ожидая их: «Хотел бы я назвать их всех поименно, но список / Убран и больше некуда. смотреть./ Итак,/ Я соткала тебе этот широкий саван из смиренных/ слов/, которые я подслушала от тебя».

Отголоски этих строк слышны в «Среди друзей», где рассказчик Петрушевской описывает вечеринку: «Испорченные пироги, окурки, недоеденные салаты, яблочные бутылки под диваном, Надя плачет и зажмуривается, а Андрей танцует с Мариша на руках, его ежегодный священный ритуал». Эти мелкие детали — версия Петрушевской тех слов, которые Ахматова услышала, ожидая сына. Она сплела их — и тех, кто ими жил, кто делил квартиры, и пищу, и невыносимое, среднее, будничное горе — в широкий саван смиренного языка. Петрушевская, в отличие от Ахматовой, не пишет о том, что значит страдать и выживать во время сталинских чисток или трудовых лагерей. Ее тема — это то, что это значит страдать и выживать, живя на кухнях и в гостиных, на школьных дворах и в правительственных учреждениях. Здесь она пишет между строк на каждой странице. Вот ты, грустный у своей раковины. Вот ты, несчастный день за днём. Вот ты, невидимый и неслыханный до сих пор мною.

В каждой из трех новелл есть момент, когда герой истории находит облегчение в том факте, что даже в окружении грязных тарелок, кастрюль и сковородок, людей, которых недостаточно, и друзей, которые недостаточно хороши, — все равно, по крайней мере, есть жизнь. В конце «Время ночи», Анна, даже отчаявшись, что внуков забрала у нее их мать, говорит нам: «Главное, что они живы».

Главное, что они — что мы — живы. Существование. Со всеми байт что подразумевает.

Жила-была мать, которая любила своих детей, пока они не переехали обратно В Людмилы Петрушевской. Перевод Анны Саммерс. Пингвин.

Посмотреть все материалы в в этом месяце Slate Book Review .
Подпишитесь на 
Ежемесячный информационный бюллетень Slate Book Review .

Исправление от 23 сентября 2019 г.: В этой статье изначально неверно указано, что Михаил Булгаков был инженером. Он был врачом.

Книги Обзор сланцевой книги

19русские го века. Или вы хотите узнать, что писали русские писатели в течение последних пятидесяти лет. Или, может быть, вы просто хотите прочитать что-то другое. Этот список содержит образцы произведений русских писателей последних десятилетий; в них они исследуют тяжесть истории, границы души и часто скрытые измерения мира с иронией и глубиной видения, которые мы привыкли ассоциировать с величайшими писателями России.

Zinky Boys: Советские голоса времен войны в Афганистане Светлана Алексиевич 
Светлана Алексиевич – мастер устной истории, собирающая рассказы очевидцев о событиях, чтобы передать очень личное ощущение национального исторического опыта. Ее книги посвящены чернобыльской катастрофе, советским женщинам во время Второй мировой войны, повседневной жизни в СССР… и, в Zinky Boys , войне Советского Союза в Афганистане в 1979-1989 годах. (Название связано с цинковыми гробами, в которых отправляли на родину для захоронения жертв той войны.) Алексиевич позволяет говорить за себя прямым и косвенным участникам войны – солдатам, военным вдовам, гражданским свидетелям. Здесь нет места политикам и официальным объяснениям: эта книга составлена ​​из голосов тех, кто обычно безмолвен. Мучительное чтение. (Примечание: Светлана Алексиевич из Белоруссии, но ее произведения сосредоточены на различных событиях советской и российской истории, в которых говорят преимущественно русские, поэтому она включена в этот список русских писателей.)

Пикник на обочине Аркадия и Бориса Стругацких
Любители кино знают фильм Пикник на обочине как основу для кинематографического шедевра советской эпохи Андрея Тарковского Сталкер с его зловещим и почти мистическим подтекстом. Тем не менее, роман более личный, рассказанный в документальном стиле с точки зрения нескольких из тех людей, которые расследуют, получают прибыль и страдают из-за визита инопланетян. Но в отличие от типичной инопланетно-человеческой истории, в Пикник на обочине инопланетяне избегают контакта с людьми, уходят после своего краткого визита и остаются большой загадкой. Как замечает один из персонажей, это как если бы инопланетяне ненадолго высадились на Землю, как вы уже догадались, для пикника на обочине, оставили несколько обломков и продолжили свой путь, равнодушные или совершенно не подозревая о человеческой жизни на Земле. . Части технологии, которые они оставили разбросанными, и влияние их присутствия на посещаемые области привлекают безрассудных гидов и искателей сокровищ, готовых рисковать травмами и смертью, чтобы исследовать области и найти таинственные предметы.

Безумие ступает легко Полины Дашковой
Дашкова — «русская королева криминала», чрезвычайно успешный автор криминальных романов. В настоящее время «Безумие ступает налегке», — единственная переведенная книга, и это жемчужина, отчетливо русская тайна убийства, с ее многоквартирными домами социалистической эпохи, серым небом и пронизывающим холодом, несколькими именами для каждого персонажа (имя , прозвище, отчество), водка, чай… и убийство. В данном случае Лена Полянская — журналист и мать двухлетнего ребенка — расследует подозрительное двойное самоубийство друзей семьи. Вскоре она обнаруживает, что эти смерти связаны с другими смертями, произошедшими в Сибири более четырнадцати лет назад, при коммунистическом режиме. Несмотря на опасность для ее семьи из-за продолжающихся поисков, Лена продолжает копать…

Обливион Сергея Лебедева
«Я стою на границе Европы…» Так начинается этот роман границ и границ — языка, географии и памяти. История гулага , советской системы лагерей для военнопленных, рассказывалась много раз, начиная с Александра Солженицына; в Oblivion исследуется наследие в том виде, в каком оно ощущается в наши дни. Молодой человек путешествует по бескрайним пустошам севера России и местам бывшей ГУЛАГ  , чтобы раскрыть правду о таинственном соседе, который спас ему жизнь и которого он знает только как Дедушку II. Через богатую и выразительную прозу рассказчик размышляет о том, что он пережил и что находит в своем путешествии: мир, преданный забвению, где легче игнорировать и жертв, и палачей, чем смириться с ужасной мимо.

Эфирные миры: Рассказы Татьяна Толстая
Что значит выйти за пределы реальности, убежать от обыденности? Возможно ли такое, или мир слишком крепко держит нас в своей хватке, чтобы сделать такое освобождение реальной возможностью? В сборнике Толстой персонажи имеют дело с сущностью человеческой двойственности: стремлениями воображения и тяжестью существования. Мечты, фантазии, любовь и проблески иного мира контрастируют с необходимыми элементами повседневности. Рассказанные с разных точек зрения в самых разных стилях, эти истории, кажется, перекликаются с современным Чеховым, с прекрасным юмором и лиризмом, которые заставляют их чувствовать себя одновременно укоренившимися в России и универсальными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *