Любовь в буддизме: Практика любви в буддизме и исламе: сравнение — Study Buddhism

Что такое любовь? — Study Buddhism

Любовь – это желание, чтобы другие были счастливы и обладали причинами счастья. Основанная на понимании того, что все хотят быть счастливыми в равной степени, любовь всеобъемлюща и безусловна. Оно включает чуткость к нуждам других и готовность помочь им стать более счастливыми. Это чувство можно в равной степени распространить на каждого, вне зависимости от того, что другие для нас сделали или кем они нам приходятся. В буддизме любовь считается наивысшим источником счастья.

Любовь и привязанность

Любовь часто сопровождается другими эмоциями, например нездоровой привязанностью, когда мы преувеличиваем хорошие качества других людей – реальные или вымышленные – и отрицаем недостатки. Мы хватаемся за этих людей и расстраиваемся, когда они не обращают на нас внимания. Мы думаем: «Я тебя люблю, никогда не оставляй меня, я не могу без тебя жить».

Истинная любовь – это пожелание счастья всем существам, вне зависимости от того, нравятся они нам или нет. — Йонгдзин Линг Ринпоче

Любовь в буддизме характеризуется чувством близости к другим, но она не нуждается в ответной любви и заботе; она ни от кого не зависит. Любовь, смешанная с привязанностью и зависимостью, неустойчива. Если человек, которого мы любим, ранит нас, зачастую мы перестаём любить. Просто посмотрите, как много браков начинаются с любви и заканчиваются разводом! Когда мы свободны от ожиданий, ничто не может нас поколебать. Можно сделать свою любовь к другим настолько сильной, что мы сможем иметь дело даже с самыми трудными людьми, подобно тому как родители всегда любят своего непослушного ребёнка и желают ему всего самого лучшего. Это требует тренировки, но способность любить есть у всех.

[См.: Как развивать любовь]

Любовь к себе

Говоря о вселенской любви, часто упускают из виду один аспект: мы также должны любить себя. Но эта любовь не должна быть эгоистичной и нарциссической: мы искренне заботимся о своём краткосрочном и долгосрочном благополучии. Возможно, нам не нравятся некоторые черты нашего характера, потому что они вредят нам самим, но это не означает, что мы желаем себе быть несчастными: это было бы противоположностью любви. Желать себе счастья совершенно естественно. Относиться к себе с любовью не означает потакать своему бесконечному стремлению к удовольствиям и развлечениям: такое счастье невелико и быстротечно, и мы никогда не чувствуем удовлетворённости.

Если мы любим себя искренне, то будем стремиться не к сиюминутным удовольствиям, а к продолжительному счастью. Только научившись любить себя, мы сможем полюбить других.

Видео: Мэтью Рикар — «Простой секрет счастья»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

22. Буддизм, Любовь – сущность христианства

Рядом с брамизмом стоит от него же возникший и развившийся в Индии буддизм, подобно брамизму уродующий жизнь человеческую. Вследствие чего две эти религии во многом между собой сходны; только браминский пантеизм у буддистов переходит в абсолютное отрицание Бога.

Буддизм в последнее время все более и более интересует современное общество. Его мораль хотят поставить выше морали христианской, которая есть Божественная любовь. Толкуют о близости буддизма с христианством, даже осмеливаются говорить о несамостоятельности христианства. Далее, делают попытки объяснить все события жизни Христа, руководствуясь буддийскими сказаниями. Почти никто не хочет обратить внимания на то, что буддизм, по большому счету, не может быть даже назван религией, т.е. союзом Бога с человеком по единству жизни, потому что он есть философское самообольщение.

Он есть только попытка ограниченного разума осмыслить и собственными силами разрешить загадку человеческой жизни. Но, повторим, религией он именоваться не может. Да и эта попытка объяснения бытия не была неслыханно новой и ни на что не похожей в кругу философских течений и религиозных представлений того времени. Будда жил убеждениями и воззрениями своего времени и окружающей его языческой среды, восприняв уже существовавшие идеи и понятия, он только немного переосмыслил их.

Однако решение Буддой великих задач, которые он перед собой поставил, вышло довольно оригинальным. Буддийская доктрина, хотя и заключает в себе высокие мысли о любви и сострадании, все же является отрицательной по самому существу своему. Она не принимает не только дурные стороны жизни вообще, но даже саму жизнь, всякое проявление жизни. Идеи сострадания и любви в буддизме органически не связаны с его догмой, приписаны, вызваны голосом непосредственного чувства. Когда Будда стал почитаться как божество, этим идеям была придана видимость божественной всеобъемлющей полноты.

Идея самопожертвования перешла в идею воплощения будд. Особенно великое самолюбие Будды проявляется в его словах: «Где нет любви, там нет и страданий; те, которые ничего не любят на свете, те богаты радостью и свободны от горя». По его же собственному признанию, трудно сознать и усвоить себе во всей полноте то, до чего он дошел, почему и сам он был готов отказаться от проповеди своего страшного учения. Но в этот момент ему явился как будто небесный посланник и убедил его в необходимости донести до людей истину.

По учению Будды, источник жизни заключается в жажде жить, или в воле; и эта жажда влечет новые и новые возрождения и заставляет человека вращаться в круговороте земного бытия, производящего страдания. А потому уничтожение воли, прекращение существования есть наилучшее состояние. По мнению буддистов, бытия нет – есть только существование: возникновение, происхождение, уничтожение и исчезновение, облеченные в разные формы. Все только форма: чувство, восприятие, мысли, сознание, прошедшее, настоящее, будущее, близкое, далекое – все пустая форма, дающая вид ложному бытию и обольщающая человека.

Гораздо вернее было бы, если бы Будда сказал, что вечное бытие только в Боге или Сам Бог, а в остальном во всем проявляется жизнь Его, свойства и совершенства Существа Его.

Со стремлением буддистов уничтожать самое бытие человека совсем уже несогласно их учение не убивать и не вредить никакому живому существу, не прелюбодействовать, не красть, не лгать и проч. Таким образом, в буддизме две идеи: идея бытия иллюзорного, отрицательного, являющегося ничем, и идея бытия этического, положительного, заключающего в себе нравственный миропорядок. Положительная идея возникает оттого, что человеческое сознания противится нигилистическому характеру буддизма.

Сам по себе Будда не изначальное высшее существо, создатель и зиждитель мира. Ибо, по буддистскому учению, мир не имеет ни начала, ни конца. Он созидается и разрушается сам собой, по своим собственным, никем не предписанным законам. Но Будда самостоятельно через свое прозрение приобретает свойства высшего существа. Будда есть существо, усовершенствовавшее себя до степени божества. Не есть ли это самомнение и высшее самолюбие?!

Слово «нирвана» значит «угасание» и понимается как состояние радости и счастья. Чистое бытие, или буддийская пустота, есть то же, что небытие, ничто. Оно и не существует, и существует – ни одно, ни другое; истинная сущность его «нет». Пустота и отсутствие каких бы то ни было стремлений – вот идея буддизма. Дух, отрешенный от всякой деятельности, сосредоточивается в себе самом.

Путь к достижению идеи: ни о чем не думать, ни к чему не применяться мыслью – и это составляет святость. Если все разрешается в пустоту, то и человек только тогда получит спасение, когда сам себя обратит в пустоту. Однако, по учению того же буддизма, за подаяние милостыни будешь силен, за милостыню духовную встретишься с Буддой и исполняться все твои желания (которые буддист должен в себе уничтожать).

Проповедуя совершенное уничтожение плоти и духа, буддизм тем не менее стремится к очень большому: из человека, обращающего себя в ничто, он делает попытку создать божество, т.е. существо, одаренное божественным достоинством, силой и могуществом.

Буддизм учит, что всякий, достигающий высших ступеней созерцания, вместе с тем приобретает способности и свойства божества; а потому буддист не хочет ничего считать выше человека. И все-таки, как только преимущество человека раскрывается в его самосознании, свобода духа и абсолютное стремление разума уничтожаются силами души и воли, тотчас же возрождается идея Божества: погребенный Бог воскресает из мертвых. Но только в буддизме воскресший бог – это сам человек, познавший высшие качества своего существа.

Стало быть, здесь проявляется наивысшее самолюбие, отрицающее Истинного Бога и желающее стать богом, уничтожив свое человечество. Однако и это эгоистичное стремление заканчивается бессмысленно – погружением в полнейшее равнодушие ко всем существам, без ненависти к одним и без любви к другим, к полному безразличию, где нет ни представления, ни непредставления. А таковых Господь извергнет из уст Своих (см. Откр. 3:16). Это самоубийство и, нужно сказать, самое бессмысленное и богопротивное, ибо Бог есть вечное бытие и жизнь, служащая источником всякой жизни под небесами.

Итак, буддизм отринул пантеистическую идею спасения, заключающуюся в учении о полном слиянии с божественной природой. Буддист спасается один, и вообще, по буддизму, спасение человека совершается силами самого же человека. Не есть ли это величайшее самомнение, самонадеянность и самолюбие, при всей уродливости мер, предпринимаемых для спасения.

Преобладающим мотивом христианского настроения является смирение, ненадеяние на себя, постоянное упование на Бога, стремление к единству жизни любви с Богом. Но у буддизма преобладающим мотивом является самонадеянность: «Я в мире чистый, я верховный учитель», – учит Будда. «Сами светите себе, сами охраняйте себя. Я оставлю вас, я отхожу, уповая на одного лишь себя», – говорил он. «Нет мне подобного ни в мире людей, ни между богами нет мне подобного», – так высказывается Будда о самом себе. Буддист не нуждается в своей общине и, прозрев, стоит выше всяких законов и правил общины.

Основу буддизма составляют надуманные истины. Вот они. Весь мир и все существующее страдает от круговращения всех мировых сил и жизни, а потому необходимо уничтожить страдание всего сущего. Ни Лица Бога, ни души в человеке нет, а под видом человека существует лишь сочетание элементов мировой силы. Источником страданий служит стремление, или воля, человека жить в форме ложного бытия. Но возникает вопрос, кто же чувствует страдания, если в человеке души нет и личного бытия – Бога – нет? В ком же нужно уничтожить страдание и кто именно страдает от круговращения сил и жизни, если Духа и самой жизни нет?

Но прирожденное Будде самолюбие в конце концов привело его через самосознание к учению о самообожествлении человека. А так как источником страданий, как уже сказано, является стремление существовать, то возникло учение о сознательном упразднении в себе при помощи ума и воли всевозможных жизненных проявлений.

Необходимым последствием такого взгляда явилось учение о спасении через превращение в пустоту, слияние с ней и, соответственно, выработка специальных средств спасения, ведущих человека к уничтожению сознания и слиянию его с небытием. Итак, сознание, исконное для духа человеческого стремление созерцать окружающее, силой было прикрыто от внешнего мира. Тогда оно, обратившись к созерцанию самого себя, здесь нашло идеальную сторону человеческого существа, возвышающую его над непостоянством бытия.

Таким образом, оно познало свободу и независимость духа от всего окружающего. И вот отсюда возникла идея самообожествления. Можно с уверенностью сказать, что подобное явление в буддизме произошло не без воздействия духа самолюбия, т.е. дьявола, враждующего против Бога. Ибо, увлекшись идеей самообожествления, буддизм устремился к достижению этой идеи посредством различных противоестественных упражнений и медитаций (по сути же, заклинаний), в которых, как известно, всегда действуют силы злобы.

Так, буддизм, первоначально стремившийся к самоуничтожению, перешел к обоготворению человека вообще. Однако буддист, даже приобретя сверхъестественные свойства, должен погрузиться в абсолютную пустоту, т.е. совершенно исчезнуть: божество и ничтожество суть два естества, совершенно исключающие друг друга и всегда непримиримые, как жизнь и смерть или огонь и вода.

Сознание буддиста, созерцающего собственный дух и усматривающего в нем свободу и независимость от окружающих мировых сил, к сожалению, не могло признать того положения, что человек есть лишь проводник жизни Божественной любви, а не бог. В человеке должна только раскрываться и развиваться Божественная жизнь с ее свойствами и совершенствами, что и придает ему образ и подобие Божии. Но эти образ и подобие Божии в человеке утратились через заражение его самолюбием, внушенным ему дьяволом, извратившим в себе Божественную жизнь и давшим ей превратное стремление и направление на самого себя.

Самомнение и самолюбие прежде в дьяволе, а потом и в человеке явилось силой настолько великой, что оно разъединило их с жизнью Бога, а вместе с тем лишило их и богоподобия. Отпадение человека от Божественной любви было настолько глубоким, что человек сам был не в силах восстановить союз с Богом. От расторжения этого союза он остался с жизнью только плотской, животной. Потому созерцание самого себя не могло приблизить человека к Божественной жизни и восстановить единство с ней.

Само учение буддизма о любви к животным и сострадании к ним есть не что иное, как самолюбие, ибо, любя их и сострадая им, буддисты сострадают тем душам человеческим, которые вселились в них, согласно их учению. Нравственность буддизма, если она вообще есть, не высокого достоинства, ибо в ней повсюду просвечивает горделивое стремление к самообожествлению силой высшего духа, бытие которого тем не менее буддизм отвергает. Это стремление особенно вкоренилось в буддийской элите – в духовенстве.

Основная масса народа чужда подобных представлений – вся мораль рядового буддиста зиждется на страхе получить по смерти дурное перерождение. Духовенство же твердо верит, что с течением времени каждый человек непременно сделается божеством и в первую очередь, конечно, люди духовные. По этой причине буддийское духовенство особенно высокомерно относится к простому народу. Тем более что обожествление в будущем как будто достигается силой только самого духа человеческого.

Буддизм представляет собой постоянную борьбу с жизнью и стремлениями ее; тогда как христианство и сила его состоит в оживлении любовью умирающего и задыхающегося в самолюбии духа человеческого, ибо оно есть могучее оружие для уничтожения грехов и самолюбивых настроений. Христианин есть причастник Божественной жизни и пребывает в единении или союзе с Богом. Он сражается с самолюбием и с чувством собственного достоинства и в этой борьбе достигает величия по жизни любви в единении с Богом, становясь образом и подобием Его и сподобляясь силы Его.

Однако же буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу ее стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей и неотразимых впечатлений греховного мира. Борьба Будды и умерщвление плоти привели его к результатам для него самого же неожиданным: через углубление в себя он будто познал существо и свойство духа в том виде, в каком он вложен в его естественную природу Самим Творцом.

То есть он увидел свойства жизни высшего бытия, силу любви ко всему и сочувствия в страдании, необходимость пребывать в единой с Богом любви ко всему миру. Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассматривая себя и дух свой, он отвратил взор свой от Создателя и Бога, а затем лишился всякого представления о Нем.

Отвергнув же сверхчувственное бытие и Создателя, Будда своими собственными силами не мог прозреть в себе образа и подобия Бога Творца, Первоисточника жизни, которую он призван не уничтожать, а проявлять и развивать. Будда не имел руководителя на пути к источнику Божественной жизни, а потому заблудился во мраке самолюбивого, греховного человеческого естества. Не поняв обязанности человека служить Богу, он стал служить только себе, до полного отрицания Божества.

Правда, великими подвигами борьбы с плотскими страстями Будда несколько восстановил восприимчивость своей души. Потому она хоть и слабо, но стала проявлять в себе свойства любви. Однако для полного восстановления чистоты и восприимчивости сердца требовалась Божья помощь, которой он не имел, не ведая Истинного Бога.

Итак, буддизм, несмотря на свои духовные стремления, не может быть отнесен к жизни Божественной, ибо он принадлежит к области самолюбия, стремясь к уничтожению человеческого бытия, а следовательно, не содействует развитию Божественной любви в мире.

Что такое любовь? — Study Buddhism

Любовь — это желание, чтобы другие были счастливы и имели причины для счастья. Основанный на понимании того, что все одинаково хотят быть такими, он универсален и безусловен. Оно включает в себя способность быть чутким к нуждам других и готовность внести свой вклад в их счастье. Оно может распространяться одинаково на всех, независимо от их отношения к нам или того, что они сделали, и ничего не требует взамен. В буддизме любовь является величайшим источником счастья.

Любовь против привязанности

Любовь часто сопровождается другими эмоциями. При нездоровой привязанности мы преувеличиваем чьи-то хорошие качества — действительные или воображаемые — и отрицаем их недостатки. Мы цепляемся за них и расстраиваемся, когда они не обращают на нас внимания, думая: «Я люблю тебя; никогда не оставляй меня; Я не могу жить без тебя».

Истинная любовь – это стремление беспристрастно поддерживать счастье всех существ, независимо от того, нравятся они нам или нет. – Йонгдзин Линг Ринпоче

Любовь в буддизме – это чувство близости с другими, но она не основана на том, любят ли они нас и заботятся о нас, а значит, нет никакой зависимости ни от кого. Любовь, смешанная с привязанностью и зависимостью, непостоянна. Если человек, которого мы любим, делает что-то, что причиняет нам боль, мы можем больше не любить его. Вы только посмотрите, сколько браков начинается с любви и заканчивается разводом! Когда мы свободны от ожиданий, ничто не может нас от них отвратить. Точно так же, как родители всегда любят и хотят лучшего для своего непослушного ребенка, развитие стабильной любви дает нам силы справляться даже с самыми трудными людьми. Это требует обучения, но у всех нас есть способности.

[См.: Как развить любовь]

Любить себя

Всеобщая любовь включает в себя часто упускаемый из виду аспект: нам тоже нужно любить себя – не эгоистично, нарциссически, но с искренней заботой о наших собственных коротких и долгосрочное благосостояние. Нам могут не нравиться некоторые саморазрушительные аспекты нашей личности, но это не значит, что мы хотим быть несчастными — это противоположно любви. Естественно, мы хотим быть счастливыми.

Когда мы направляем любовь на себя, это не просто желание чего-то, что удовлетворило бы наше неугомонное стремление к удовольствиям и развлечениям. Небольшое количество счастья, которое мы получаем от таких вещей, никогда не длится долго, и в конечном итоге нам всегда хочется большего. Если мы искренне любим себя, мы постараемся обрести настоящее прочное счастье, а не просто временное удовольствие. Когда мы действительно начинаем любить себя, мы можем по-настоящему любить других.

Откройте для себя любовь согласно буддизму

4 минуты

Последнее обновление: 02 сентября 2018 г.

Любовь согласно буддизму сильно отличается от любви согласно западному миру. В буддизме это чистое чувство, которое вы бескорыстно отдаете другому живому существу. Он приходит с полным ощущением комфорта, зная, что вы никому не причинили боли или страданий. Вместо этого вы помогли доставить им радость.

На Западе любовь — это двустороннее понятие, которое всегда включает в себя другого человека, взаимные чувства и принадлежность. Он двусторонний, потому что, хотя, с одной стороны, вы должны получить признание другого человека, другая часть фокусируется на вас. Это означает, что это «менее бескорыстная» любовь.

Здесь два противоречащих друг другу понятия. По словам Зигмунда Фрейда, объект любви будет искать защиты, но он также постарается сохранить любовь для себя. Это может сделать их мишенью для оскорблений и нападений, когда они не со своим возлюбленным.

Это происходит потому, что ваша жизнь движет , а смерть движет только благодаря друг другу.  Любви не бывает без ненависти. Точно так же, согласно психоанализу, влечение к жизни пытается сохранить вещи и удержать их вместе, , но оно связано с влечением к смерти, , который пытается уничтожить и разделить их. В конце концов, они оба питаются друг другом.

Основные характеристики любви согласно буддизму

Любовь согласно буддизму полностью отличается от представления, которое мы имеем на Западе. Во-первых, основной характеристикой любви согласно буддизму является способность чувствовать сострадание к другому человеку. Это сострадание – это то, что заставит все живые существа получить уважение.

Буддийское представление о любви также гласит  любовь всегда должна исходить из того же места, что и вера.   Цель состоит в том, чтобы освещать и быть в состоянии устранить вид страдания, который присутствует в западном представлении о любви. Это своего рода искреннее желание благополучия другого человека , когда вы делитесь своей энергией и ресурсами.

» Если мы верим в непрерывность разума, то любовь незаметно соединяет нас с теми, кого мы любим, непрерывной положительной энергией, так что даже ощутимая разлука между любящими друг друга людьми не уменьшает неосязаемой силы любви.

-Тинлей Норбу Ринпоче-

Дружба и доброжелательность как основные составляющие любви

Любовь согласно буддизму также имеет много общего с дружбой и доброжелательностью. Но это никогда не должно заставлять вас привязываться к другому человеку, что может привести к страданию. Вам не нужно ни к кому приклеиваться, чтобы практиковать любовь согласно буддизму, потому что это невозможно. Ничто не остается на одном месте навсегда. Все меняется, все трансформируется.

Эта религия говорит, что истинное счастье и удовлетворение можно найти только внутри себя. Вы можете поделиться этим с другими людьми только изнутри себя, но никогда полностью. Это потому, что зависимость никогда не была частью буддийской философии.

Любовь согласно буддизму бесконечна, потому что энергия, которую она вам дает, исходит из космоса, а не от вас как от личности. Если любовь не имеет всех характеристик, о которых мы уже упоминали, буддизм говорит, что это просто эгоистичная проекция ваших собственных потребностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *