Любить и обожать: Любить и обожать — что сильнее?

Любить и обожать — что сильнее?

Ларошфуко: галантный философ

Умный и циничный французский герцог — так охарактеризовал Ларошфуко Сомерсет Моэм. Изысканный стиль, меткость, лаконичность и не бесспорная для большинства читателей суровость в оценках сделали «Максимы» Ларошфуко, пожалуй, наиболее известными и популярными среди сборников афоризмов. Их автор вошел в историю как тонкий наблюдатель, явно разочарованный в жизни — хотя его биография вызывает ассоциации с героями романов Александра Дюма. Эта романтическая и авантюрная его ипостась ныне почти забыта. Но большинство исследователей сходятся на том, что основания мрачной философии герцога кроются именно в его сложной, полной приключений, непонимания и обманутых надежд судьбе. Древо рода Ларошфуко — древняя аристократическая фамилия. Этот род ведет свое начало с XI века, от Фуко I сеньора де Лароша, чьи потомки до сих пор живут в фамильном замке Ларошфуко недалеко от Ангулема. Старшие сыновья в этом роду издревле служили советниками французских королей.

Многие носившие эту фамилию вошли в историю. Франсуа I Ларошфуко был крестным французского короля Франциска I. Франсуа III — одним из лидеров гугенотов. Франсуа XII стал учредителем Французского сберегательного банка и другом великого американского ученого-естествоиспытателя Бенджамина Франклина. Наш герой был шестым в роду Ларошфуко. Франсуа VI герцог де Ларошфуко, принц Марсийяк, маркиз де Гершевиль, граф де Ларошгийон, барон де Вертей, Монтиньяк и Каюзак родился 15 сентября 1613 года в Париже. Его отец, Франсуа V граф де Ларошфуко, главный гардеробмейстер королевы Марии Медичи, был женат на не менее именитой Габриэли дю Плесси-Лианкур. Вскоре после рождения Франсуа мать увезла его в имение Вертей в Ангумуа, где он и провел свое детство. Отец же остался делать карьеру при дворе и, как выяснилось, не напрасно. Вскоре королева пожаловала ему пост генерал-лейтенанта провинции Пуату и 45 тысяч ливров дохода. Получив эту должность, он стал усердно бороться с протестантами. Тем более усердно, что его отец и дед не были католиками.
Франсуа III, один из руководителей гугенотов, погиб в Варфоломеевскую ночь, а Франсуа IV был убит членами Католической лиги в 1591-м. Франсуа V же принял католичество, и в 1620 году за успешную борьбу с протестантами ему был пожалован титул герцога. Правда, до того времени, пока парламент не утвердил патент, он был так называемым «временным герцогом» — герцогом по королевской грамоте. Но и тогда герцогское великолепие уже требовало больших расходов. Денег он тратил так много, что его жене вскоре пришлось потребовать раздельной собственности. Воспитанием детей — у Франсуа было четыре брата и семь сестер — занималась мать, герцог же в дни своих кратких приездов посвящал их в тайны придворной жизни. Старшему сыну он с младых ногтей внушал чувство дворянской чести, а также феодальной верности дому Конде. Вассальная связь Ларошфуко с этой ветвью королевского дома сохранилась с тех времен, когда и те и другие были гугенотами. Образование Марсийяка, обычное для дворянина того времени, включало в себя грамматику, математику, латынь, танцы, фехтование, геральдику, этикет и множество других дисциплин.
Юный Марсийяк относился к учебе, как и большинство мальчишек, но зато был крайне неравнодушен к романам. Начало XVII века было временем огромной популярности этого литературного жанра — рыцарские, авантюрные, пасторальные романы выходили во множестве. Их герои — то доблестные воины, то безупречные поклонники — служили тогда идеалами для знатных молодых людей. Когда Франсуа исполнилось четырнадцать лет, отец принял решение женить его на Андре де Вивонн — второй дочери и наследнице (ее сестра рано умерла) бывшего главного сокольничего Андре де Вивонна. Опальный полковник В том же году Франсуа получил чин полковника в Овернском полку и в 1629 году принял участие в Итальянских походах — военных операциях на севере Италии, которые Франция проводила в рамках Тридцатилетней войны. Вернувшись в Париж в 1631 году, он нашел двор сильно изменившимся. После «Дня одураченных» в ноябре 1630 года, когда королева-мать Мария Медичи, требовавшая отставки Ришелье и уже праздновавшая победу, вскоре была вынуждена бежать, многие ее приверженцы, в том числе и герцог де Ларошфуко, разделили с ней опалу.
Герцог был отстранен от управления провинцией Пуату и сослан в свой дом около Блуа. Самому же Франсуа, который как старший сын герцога носил титул принца Марсийяка, было разрешено остаться при дворе. Многие современники упрекали его в заносчивости, поскольку титул принца во Франции полагался лишь принцам крови и иностранным принцам. В Париже Марсийяк стал посещать модный салон мадам Рамбуйе. В ее знаменитой «Голубой гостиной» собирались влиятельные политики, писатели и поэты, аристократы. Туда заглядывал Ришелье, приходили Поль де Гонди, будущий кардинал де Рец, и будущий маршал Франции граф де Гиш, принцесса Конде со своими детьми — герцогом Энгиенским, который вскоре станет Великим Конде, герцогиней де Лонгвиль, тогда еще мадемуазель де Бурбон, и принцем Конти, и многие другие. Салон был центром галантной культуры — здесь обсуждались все новинки литературы и велись беседы о природе любви. Быть завсегдатаем этого салона означало принадлежать к самому изысканному обществу. Здесь витал дух любимых Марсийяком романов, здесь стремились подражать их героям.
Унаследовав от отца ненависть к кардиналу Ришелье, Марсийяк стал служить Анне Австрийской. Прекрасная, но несчастная королева как нельзя лучше соответствовала образу из романа. Марсийяк стал ее верным рыцарем, равно как и другом ее фрейлины мадемуазель Д’Отфор и знаменитой герцогини де Шеврез. Весной 1635 года принц по собственному почину отправился во Фландрию сражаться с испанцами. А по возвращении узнал, что ему и еще нескольким офицерам не позволено остаться при дворе. В качестве причины указывались их неодобрительные отзывы о французской военной кампании 1635 года. Год спустя Испания напала на Францию и Марсийяк вновь отправился в армию. После успешного окончания кампании он ожидал, что теперь ему будет позволено вернуться в Париж, но его надеждам не суждено было оправдаться: «…Я был вынужден уехать к отцу, жившему у себя в поместье и все еще находившемуся в строгой опале». Но, невзирая на запрет появляться в столице, он перед отъездом в имение тайно нанес прощальный визит королеве.
Анна Австрийская, которой король запретил даже переписываться с мадам де Шеврез, передала ему письмо для опальной герцогини, которое Марсийяк отвез в Турень, место ее ссылки. Наконец, в 1637 году отцу и сыну разрешили вернуться в Париж. Парламент утвердил герцогский патент, и они должны были прибыть для завершения всех формальностей и принесения присяги. Их возвращение совпало с разгаром скандала в королевской семье. В августе этого года в монастыре Валь-де-Грас было найдено оставленное королевой письмо к брату— королю Испании, с которым Людовик XIII все еще вел войну. Мать-настоятельница под угрозой отлучения от церкви рассказала так много об отношениях королевы с враждебным испанским двором, что король решился на неслыханную меру — Анну Австрийскую подвергли обыску и допросу. Она была обвинена в государственной измене и тайной переписке с испанским послом маркизом Мирабелем. Король даже собирался воспользоваться этой ситуацией, чтобы развестись со своей бездетной супругой (будущий Людовик XIV родился спустя год после этих событий в сентябре 1638 года) и заточить ее в Гавре.
Дело зашло так далеко, что возникла мысль о побеге. По словам Марсийяка, все было уже готово к тому, чтобы он тайно увез королеву и мадемуазель Д’Отфор в Брюссель. Но обвинения были сняты и столь скандальный побег не состоялся. Тогда принц вызвался оповестить обо всем происшедшем герцогиню де Шеврез. Однако за ним следили, поэтому родные категорически запретили ему видеться с ней. Чтобы выйти из положения, Марсийяк попросил англичанина графа Крафта, их общего знакомого, передать герцогине, чтобы она отправила к принцу верного человека, которого можно было бы обо всем оповестить. Дело шло к счастливому завершению, и Марсийяк отбыл в имение к жене. Между мадемуазель Д`Отфор и герцогиней де Шеврез существовала договоренность о срочной системе оповещения. Ларошфуко упоминает о двух часословах — в зеленом и красном переплетах. Один из них означал, что дела идут к лучшему, другой был сигналом опасности. Неизвестно, кто перепутал символику, но, получив часослов, герцогиня де Шеврез, посчитав, что все пропало, решилась бежать в Испанию и в спешке покинула страну.
Проезжая мимо Вертея, родового поместья Ларошфуко, она попросила принца о помощи. Но он, уже во второй раз прислушавшись к голосу благоразумия, ограничился лишь тем, что дал ей свежих лошадей и людей, сопроводивших ее до границы. Но когда об этом стало известно в Париже, Марсийяк был вызван на допрос и вскоре препровожден в тюрьму. В Бастилии благодаря ходатайствам родителей и друзей он пробыл всего неделю. А после освобождения он вынужден был вернуться в Вертей. В ссылке Марсийяк много часов провел за трудами историков и философов, пополняя свое образование. В 1639 году началась война и принцу было дозволено отправиться в армию. Он отличился в нескольких сражениях, и по окончании кампании Ришелье даже предложил ему чин генерал-майора, посулив блестящее будущее у себя на службе. Но он по просьбе королевы отказался от всех сулимых перспектив и возвратился в свое имение. Придворные игры В 1642 году началась подготовка заговора против Ришелье, организованного фаворитом Людовика XIII Сен-Маром.
Он вел переговоры с Испанией об оказании помощи в свержении кардинала и заключении мира. В подробности заговора были посвящены Анна Австрийская и брат короля, Гастон Орлеанский. Марсийяк не был в числе его участников, но де Ту, один из близких друзей Сен-Мара, обратился к нему за помощью от имени королевы. Принц устоял. Заговор провалился, а его главные участники — Сен-Мар и де Ту — были казнены. 4 декабря 1642 года умер кардинал Ришелье, вслед за ним в мир иной последовал и Людовик XIII. Узнав об этом, Марсийяк, как и множество других опальных дворян, отправился в Париж. Возвратилась ко двору и мадемуазель Д’Отфор, из Испании приехала герцогиня де Шеврез. Теперь все они рассчитывали на особую милость королевы. Однако очень скоро обнаружили возле Анны Австрийской новоявленного фаворита — кардинала Мазарини, позиции которого, вопреки ожиданиям многих, оказались достаточно сильными. До глубины души уязвленные этим, герцогиня де Шеврез, герцог Бофор и другие аристократы, а также некоторые парламентарии и прелаты объединились с целью свержения Мазарини, составив новый, так называемый «заговор Высокомерных». Ларошфуко оказался в довольно сложном положении: с одной стороны, он должен был сохранять верность королеве, с другой — ему совершенно не хотелось ссориться с герцогиней. Заговор был быстро и легко раскрыт, но, хотя принц и посещал иногда собрания «Высокомерных», особой опалы он не испытал. Из-за этого некоторое время даже ходили слухи, что он якобы сам поспособствовал раскрытию заговора. Герцогиня де Шеврез в очередной раз отправилась в ссылку, а герцог де Бофор провел пять лет в тюрьме (его побег из Венсеннского замка, действительно имевший место, очень красочно, хотя и не вполне верно, описал Дюма-отец в романе «Двадцать лет спустя»). Мазарини пообещал Марсийяку чин бригадного генерала в случае успешной службы, и в 1646 году он отправился в армию под начальство герцога Энгиенского — будущего принца Конде, уже одержавшего свою знаменитую победу при Рокруа. Однако Марсийяк очень скоро был тяжело ранен тремя выстрелами из мушкета и отправлен в Вертей. Потеряв возможность отличиться на войне, он после выздоровления сосредоточил свои усилия на том, чтобы добиться губернаторства Пуату, которое было в свое время отнято у его отца. В должность губернатора он вступил в апреле 1647 года, заплатив за нее значительную сумму денег. Опыт разочарований Годы напролет Марсийяк тщетно ожидал королевской милости и признательности за свою преданность. «Мы обещаем соразмерно нашим расчетам, а выполняем обещанное соразмерно нашим опасениям», — напишет он позднее в своих «Максимах»… Постепенно он все больше сближался с домом Конде. Этому способствовали не только связи отца, но и связь принца с герцогиней де Лонгвиль, сестрой герцога Энгиенского, которая началась еще в 1646 году, во время военной кампании. Эта белокурая, голубоглазая принцесса, одна из первых красавиц при дворе, гордилась своей незапятнанной репутацией, хотя была причиной многих дуэлей и нескольких скандалов при дворе. Один из таких скандалов между ней и любовницей ее мужа, мадам де Монбазон, Марсийяк помогал улаживать перед Фрондой. Сам же, желая добиться ее расположения, был вынужден соперничать с одним из своих друзей — графом Миоссаном, который, видя успех принца, сделался одним из заклятых его врагов. Опираясь на поддержку Конде, Марсийяк стал претендовать на получение «луврских привилегий»: права въезжать в Лувр в карете и «табурета» для своей жены — то есть права сидеть в присутствии королевы. Формально на эти привилегии он не имел никаких прав, поскольку полагались они лишь герцогам и принцам крови, но фактически монарх такие права мог пожаловать. По этой причине многие опять сочли его заносчивым и высокомерным — ведь он хотел стать герцогом еще при жизни отца. Узнав же, что при «раздаче табуретов» его все-таки обошли, Марсийяк бросил все и отправился в столицу. В то время уже началась Фронда — широкое общественно-политическое движение, во главе которого стояли аристократы и Парижский парламент. Историки до сих пор затрудняются дать ему точное определение. Склонный поначалу поддержать королеву и Мазарини, Марсийяк отныне встал на сторону фрондеров. Вскоре по прибытии в Париж он выступил в парламенте с речью, которая называлась «Апология принца Марсийяка», где высказал свои личные претензии и причины, побудившие его присоединиться к восставшим. В течение всей войны он поддерживал герцогиню де Лонгвиль, а затем ее брата, принца Конде. Узнав в 1652 году, что герцогиня завела себе нового любовника, герцога Немура, он порвал с ней. С тех пор их отношения стали более чем прохладными, но принц тем не менее остался верным сторонником Великого Конде. С началом беспорядков королева-мать и Мазарини покинули столицу и начали осаду Парижа, результатом которой стал подписанный в марте 1649 года мир, не удовлетворивший фрондеров, ибо Мазарини остался у власти. Новый этап противостояния начался с ареста принца Конде. Но после освобождения Конде порвал с другими вождями Фронды и дальнейшую борьбу вел уже в основном в провинции. Декларацией от 8 октября 1651 года он и его сторонники, включая герцога Ларошфуко (он стал носить этот долгожданный титул со смерти отца в 1651 году), объявлялись государственными изменниками. В апреле 1652 года принц Конде со значительным войском подошел к Парижу. В битве у парижского предместья Сент-Антуан 2 июля 1652 года Ларошфуко был серьезно ранен в лицо и на время потерял зрение. Война для него закончилась. Ему потом пришлось долго лечиться, на одном глазу нужно было удалять катаракту. Зрение немного восстановилось лишь к концу года. После фронды В сентябре король пообещал амнистию всем, кто сложит оружие. Герцог, слепой и прикованный к постели приступами подагры, отказался сделать это. И вскоре он вновь был официально объявлен виновным в государственной измене с лишением всех званий и конфискацией имущест- ва. Ему также было приказано покинуть Париж. В свои владения ему было разрешено вернуться лишь по окончании Фронды, в конце 1653 года. Дела пришли в полный упадок, родовой замок Вертей был разрушен королевскими войсками по приказу Мазарини. Герцог поселился в Ангумуа, но иногда наведывался в Париж к своему дяде — герцогу Лианкуру, который, судя по нотариальным актам, отдал ему для проживания в столице Отель Лианкур. Ларошфуко проводил теперь много времени с детьми. У него было четыре сына и три дочери. В апреле 1655 года родился еще один сын. Жена преданно ухаживала за Ларошфуко и поддерживала его. Именно в то время он решает писать мемуары, дабы поведать подробности тех событий, которым он был свидетелем. В 1656 году Ларошфуко разрешили окончательно вернуться в Париж. И он поехал туда, чтобы устроить брак старшего сына. При дворе он бывал редко — король не выказывал ему своего благоволения, а посему большую часть времени он проводил в Вертее, причиной тому было еще и существенно ослабевшее здоровье герцога. Дела немного наладились в 1659 году, когда он получил пенсию в 8 тысяч ливров в качестве компенсации за понесенные во время Фронды убытки. В том же году состоялась свадьба его старшего сына, Франсуа VII, принца Марсийя-ка, с кузиной, Жанной-Шарлоттой, богатой наследницей дома Лианкуров. С этого времени Ларошфуко поселяется с женой, дочерьми и младшими сыновьями в Сен-Жермене, тогда еще пригороде Парижа. Он окончательно помирился с двором и даже получил от короля орден Святого Духа. Но этот орден не был свидетельством королевского фавора — Людовик XIV покровительствовал лишь его сыну, так до конца и не простив мятежного герцога. В тот период во многих вопросах, и прежде всего финансовых, Ларошфуко много помогал его друг и бывший секретарь Гурвиль, преуспевший впоследствии на службе и с юр интенданта Фуке, и принца Конде. Спустя несколько лет Гурвиль женился на старшей дочери Ларошфуко — Марии-Катерине. Этот мезальянс поначалу породил множество сплетен при дворе, а затем столь неравный брак стали обходить молчанием. Многие историки обвиняли Ларошфуко в том, что он «продал» свою дочь за финансовую поддержку бывшего слуги. Но вот согласно письмам самого герцога Гурвиль в самом деле был его близким другом, и этот брак вполне мог быть следствием их дружбы. Рождение моралиста Ларошфуко больше не интересовала карьера. Все придворные привилегии, которых герцог столь упорно добивался в молодости, он в 1671 году передал своему старшему сыну, принцу Марсийяку, который делал успешную карьеру при дворе. Гораздо чаще Ларошфуко посещал модные литературные салоны — мадемуазель де Монпансье, мадам де Сабле, мадемуазель де Скюдери и мадам дю Плесси-Генего. Он был желанным гостем в любом салоне и слыл одним из образованнейших людей своего времени. Король даже подумывал о том, чтобы сделать его гувернером дофина, но так и не решился поручить воспитание сына бывшему фрондеру. В одних салонах велись серьезные беседы, и Ларошфуко, хорошо знавший Аристотеля, Сенеку, Эпиктета, Цицерона, читавший Монтеня, Шаррона, Декарта, Паскаля, принимал в них активное участие. У мадемуазель Монпансье занимались составлением литературных портретов. Ларошфуко «написал» свой автопортрет, который современные исследователи признали одним из самых лучших. «Я полон благородных чувств, добрых намерений и неколебимого желания быть поистине порядочным человеком…» — писал он тогда, желая выразить свое стремление, которое пронес через всю жизнь и которое мало кто понял и оценил. Ларошфуко отмечал, что всегда был до конца верен своим друзьям и неукоснительно держал слово. Если сравнить это сочинение с мемуарами, то станет очевидно, что в этом он и видел причину всех своих неудач при дворе. .. В салоне мадам де Сабле увлеклись «сентенциями». По правилам игры заранее определялась тема, на которую каждый составлял афоризмы. Затем сентенции зачитывались перед всеми, и из них выбирались самые меткие и остроумные. С этой игры и начались знаменитые «Максимы». В 1661 — начале 1662 года Ларошфуко закончил писать основной текст «Мемуаров». В то же время он начал работу и над составлением сборника «Максим». Новые афоризмы он показывал своим друзьям. Фактически дополнял и редактировал «Максимы» Ларошфуко всю оставшуюся жизнь. Им также были написаны 19 небольших эссе о морали, которые он собрал вместе под названием «Размышления на разные темы», хотя они впервые вышли в свет только в XVIII веке. Вообще с публикацией своих произведений Ларошфуко не везло. Одна из рукописей «Мемуаров», которые он давал прочесть друзьям, попала к одному издателю и была опубликована в Руане в сильно измененном виде. Это издание вызвало огромный скандал. Ларошфуко обратился с жалобой в парижский парламент, который указом от 17 сентября 1662 года запретил его продажу. В том же году в Брюсселе был издан авторский вариант «Мемуаров». Первое издание «Максим» вышло в 1664 году в Голландии — также без ведома автора и опять — по одной из рукописных копий, которые ходили среди его друзей. Ларошфуко был в ярости. Он срочно издал другой вариант. Всего при жизни герцога было выпущено пять одобренных им публикаций «Максим». Уже в XVII веке книга издавалась за пределами Франции. Вольтер отозвался о ней как об «одной из тех работ, которые в наибольшей степени способствовали формированию у нации вкуса и дали ей дух ясности…» Последняя война Отнюдь не усомнившись в существовании добродетелей, герцог разочаровался в людях, стремящихся подвести под добродетель практически любой свой поступок. Придворная жизнь, и особенно Фронда, дала ему массу примеров хитроумнейших интриг, где поступки не соответствуют словам и каждый в конечном итоге стремится лишь к собственной выгоде. «То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины — доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть». Такими словами открывается его сборник афоризмов. Среди современников «Максимы» сразу вызвали большой резонанс. Одни находили их превосходными, другие — циничными. «Он совсем не верит ни в щедрость без тайного интереса, ни в жалость; он судит о мире по себе», — писала принцесса де Гемене. Герцогиня де Лонгвиль, прочтя их запретила своему сыну, графу Сен-Полю, отцом которого был Ларошфуко, посещать салон мадам де Сабле, где проповедуют такие мысли. Графа стала приглашать к себе в салон мадам де Лафайет, и постепенно Ларошфуко тоже стал все чаще захаживать к ней. С этого началась их дружба, продолжавшаяся до самой смерти. Ввиду почтенного возраста герцога и репутации графини их отношения почти не вызвали сплетен. Герцог практически ежедневно бывал у нее в доме, помогал работать над романами. Его идеи оказали весьма существенное влияние на творчество мадам де Лафайет, а его литературный вкус и легкий стиль помогли ей создать роман, который называют шедевром литературы XVII века, — «Принцесса Клевская». Почти каждый день гости собирались у мадам Лафайет или у Ларошфуко, если он не мог приехать, беседовали, обсуждали интересные книги. Расин, Лафонтен, Корнель, Мольер, Буало читали у них свои новые произведения. Ларошфуко из-за болезни часто был вынужден оставаться дома. С 40 лет его мучила подагра, давали о себе знать и многочисленные ранения, болели глаза. Он совершенно отошел от политической жизни, однако, несмотря на все это, в 1667 году в возрасте 54 лет добровольцем отправился на войну с испанцами, чтобы участвовать в осаде Лилля. В 1670 году умерла его жена. В 1672-м на него обрушилось новое несчастье — в одном из сражений принц Марсийяк был ранен, а граф Сен-Поль убит. Через несколько дней пришло сообщение, что от ран скончался четвертый сын Ларошфуко, шевалье Марсийяк. Мадам де Севинье в своих знаменитых письмах дочери писала, что при этих известиях герцог старался сдержать чувства, но слезы сами текли у него из глаз. …В 1679 году Французская академия отметила работы Ларошфуко, ему было предложено стать ее членом, но он отказался. Одни считают причиной тому застенчивость и робость перед аудиторией (свои произведения он зачитывал только друзьям, когда присутствовало не больше 5—6 человек), другие — нежелание прославлять в торжественной речи Ришелье, основателя Академии. Быть может, дело в гордости аристократа. Дворянин был обязан уметь изящно писать, но быть писателем — ниже его достоинства. В начале 1680 года Ларошфуко стало хуже. Врачи говорили об остром приступе подагры, современные исследователи считают, что это мог быть и легочный туберкулез. С начала марта стало ясно, что он умирает. Мадам де Лафайет проводила у него каждый день, но, когда надежда на выздоровление была окончательно потеряна, ей пришлось покинуть его. Согласно обычаям того времени у постели умирающего могли находиться только родные, священник и прислуга. В ночь с 16 на 17 марта в возрасте 66 лет он скончался в Париже на руках старшего сына. Большинство современников считали его чудаком и неудачником. Ему не удалось стать тем, кем он хотел — ни блестящим придворным, ни удачливым фрондером. Будучи человеком гордым, он предпочитал считать себя непонятым. О том, что причина его неудач может крыться не только в своекорыстии и неблагодарности других, но отчасти и в нем самом, он решился поведать лишь в самые последние годы жизни, о чем большинство смогло узнать только после его смерти: «Дарования, которыми господь наделил людей, так же разнообразны, как деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда не родит даже дрянных яблок, а самый даровитый человек пасует перед делом хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен. И потому сочинять афоризмы, не имея хоть небольшого таланта к занятию такого рода, не менее смехотворно, чем ожидать, что на грядке, где не высажены луковицы, зацветут тюльпаны». Впрочем, его талант как составителя афоризмов никто и никогда не оспаривал. Он и остался в истории как автор «Максим» — остроумный и проницательный философ, обладающий безупречным стилем. .. Источник: Вокруг Света Автор: Анна Стогова, кандидат исторических наук

В чём разница между обожанием и любовью!? :ghost::wink: — Обсуждай

В чём разница между обожанием и любовью!? :ghost::wink: — Обсуждай

Светлая

В чём разница между обожанием и любовью!? любовь разница обожание

738

72

2

Ответы

Андрей Заруба

Обожает образ а любишь человека. Пример. В школе жила принцесса. Учителя и школьники ( даже со старших классов) обожали её. Бегали толпами. Мечтали быть её другом ( даже я был грешен). Она умела играть на гитаре, курила ( да это было тогда круто), пробовала коноплю, была отличницей в школе. Но вот закончили школу. Все разъехались. И вот я встретил предел своих мечтаний. Оказалось она закончила юридический институт. Работает продавцом в магазине. Женилась на грузчиком в своем магазине. Тоже оказался знакомый из школы. Вот он ее любил. Любил ту кто была четвертым ребенком из семи. Ту которая могла натравить хулиганов на не понравившегося ей человека ( да был избит но обожать не прекратил). Да и ее избраник не был крутым. Троешник. Неряшливый. Единственное обожал цитировать Маяковского ( тех матерных стишочков). Наверное из-за этого она его и выбрала.

0

Светлая

Прикольно

1

АД

Анатолий Дрозд

Обожание многолико а любовь одна ….в идеале на двоих….часто односторонняя Можно обожать….восхищаться кем-то ..чем-то…..без страданий и волнений………Любовь—это жить интересами другого человека как своей жизнью и она выше других человеческих чувств включая на каком то этапе и физиологию. …….а в дальнейшем это союз —-двое в одном….

0

Лёха Куваев

Обожать можно человека в любом плане, внешность, повадки, характер, юмор, но можно это делать и без любви! Просто испытывать тепло к человеку, дружеские отношения

0

АА

Адам Адамов

Я обожаю людей, которые смеются мне, ожидая в ответ такой же улыбки. Я люблю тех, кто готов разделить со мной самое сокровенное.

0

Светлая

1

АА

Адам Адамов

Обожаю

1

КТ

Константин Твердохлеб

на этот вопрос практически нереально точно ответить. у каждого разное понятие об обожании и любви.

0

ПО

Просто Ой,Но Не Наивный…

Обажают за что то а любят за то что козел или овца но все же своя без которого или которой не могут

0

Светлая

1

ПО

Просто Ой,Но Не Наивный…

1

ВН

Владимир Н

Обожание это почти что обожествление. Любовь это более приземлённо, но возвышенно.

0

Сергей Задунайский

простая. сказать обожаю и поцеловать руку. А сказать люблю и поцеловать ногу!)

0

ЕС

Елена Стратийчук

Любовь- это огромный труд,,, и ни слова о любви

0

Алекс Венцель

Обожать можно многих, а вот любить по настоящему только одну…

2

Татьяна

да

1

Константин Егоров

Обожать хорошо недоступное,а любить только конкретное!

2

ЛВ

Людмила Ваулина

Доброго вечера вам! Обожать и любить, это большая разница.

0

Светлая

1

ЛВ

Людмила Ваулина

1

Дана

Любовь не ищет своего, а обожание, только своего и ищет. ..

0

Евгений Мурашов

обожаешь- за что то, любишь -просто так!

0

РТ

Ринат Тазетдинов

Надо и любить…и обожать одновременно…

0

Ча

Чака

Обожание связано с баклажанием, а любовь с морковью)

0

Ernst

Obozanie-vissij znak uvazenija i blagodarnosti,ljubovj-gotovnostj k samopozertvovaniju vsem!

0

Ernst

I kak formuliruet zenskaja logika?Eto zanjatno ujasnitj.

1

Светлая

Нет конкретной формулировки, в зависимости от настроения что-то меняется

1

Ernst

Ja ne osibsja . vse ot nastroenija,a ono kak leningradskaja pogoda

1

Светлая

1

Ernst

1

Владислав *********

ни в чём,и то и другое сменится на противоположное

0

Левин Василий

Обожаю по тому что уважаю а люблю я с ней жить хочу

0

Вася Васильков

Какой вы закладываете смысл в субботний вечер)

0

Светлая

Один из дней

1

Вася Васильков

Абонент не может)

1

Следующая страница

Женщины хотят, чтобы их любили или обожали? ~ Патрик Ванис

Женщины хотят быть любимыми или обожаемыми?

В «Информационном бюллетене об успехе» этой недели я хотел бы изучить ответ на вопрос «Женщины хотят, чтобы их любили или обожали?»

Первое быстрое обновление:

«Терапия или лекарства? Раскрытие истинного человека внутри»
В новой серии видеоинтервью, в которых рассказывается о лидерах и событиях в мире лечения зависимостей, представленных Milestones Ranch Malibu Treatment Center, я беру интервью у доктора Рода Амири, клинического психиатра-консультанта Milestones Ranch Malibu, для понимание лечения зависимости и то, как он уравновешивает проблему двойного диагноза — злоупотребление психоактивными веществами и психические расстройства. Посмотрите, что доктор Амири говорит о токсичных друзьях

Теперь давайте поговорим о одной из главных вещей, которую женщина ищет в отношениях — о том, что она хочет чувствовать — и как это связано с вопросом «Женщины хотят, чтобы их любили или обожали?»

Когда мужчина любит женщину, тратит свои последние копейки
Пытается удержать то, что ему нужно
Он отказался бы от всех своих удобств, выспался бы под дождем так и должно быть
— Перси Следж — Когда мужчина любит женщину, 19 лет66

Что сделает мужчина для женщины, когда он влюблен и когда любит ее по-настоящему?

Какова мера любви?

Поэты, философы, авторы и авторы песен на протяжении веков писали о магии, силе, явлении и значении любви, создавая такие идеалы любви, как: ” отказывается от своего счастья ради счастья любимой женщины

  • Назначение
    Ромео и Джульетта покончили с собой, придя к выводу, что жизнь бессмысленна без возлюбленной
  • Месть и месть как верность
    Дракула – Владимир Цепеш – впадает в ярость, обращается против Бога и мстительно убивает после того, как находит любимого человека мертвым; Уильям Уоллес в «Храбром сердце» ищет возмездия и убивает деревенского шерифа и английский гарнизон после того, как они убивают его жену.
  • В то время как все это и многое другое являются просто экстремальными примерами того, на что мужчины готовы пойти, чтобы выразить свою любовь и преданность, мера и показатель любви в современной реальной жизни иногда могут быть намного проще.

    Женщины больше всего хотят обожания.

    Обожание приводит к одной из ключевых вещей, которых хочет женщина в отношениях – чувствовать себя особенной, знать, что она единственная и неповторимая.

    Обожание заставляет женщину чувствовать себя ценной, особенной и желанной.

    Недавно я проводил семинары по взаимоотношениям для частной группы в отеле Ritz Carlton в Канкуне, Мексика. Одно из моих ключевых учений состоит в том, что любовь можно просто определить как желание лучшего для другого человека. Но это не обязательно полностью описывает или охватывает романтическую любовь — преданность одному человеку.

    Обожать кого-то означает, что вы относитесь к ней с величайшим почтением, любовью и уважением; вы чтите, восхищаетесь и боготворите ее; ты предан ей.

    Разница между любовью и обожанием заключается в уровне преданности и оценке, восхищении и уважении, которые вы ей оказываете. Вы можете любить кого-то (и, таким образом, желать лучшего для него/нее), не будучи преданным или преданным ему/ей. Вы можете любить своего лучшего друга и заботиться о нем, не преклоняясь перед ним/ней. Вы также можете любить кого-то и желать для него самого лучшего, не обязательно выражая привязанность.

    Но обожание и преданность ведут к открытой привязанности и раскрытию сердца.

    Женщины испытывают и чувствуют себя любимыми, когда есть открытый поток и выражение привязанности.

    «Когда вы чувствуете себя любимой или как вы хотите, чтобы мужчина выражал вам любовь?» — спросила я женщин в аудитории моего семинара.

    Их ответы удивили мужчин:

    «Когда он держит меня; когда он прикасается ко мне; когда он ласкает меня; когда он нежен…»

    Женщины продолжали повторять слова: «Объятия, прикосновения, привязанность, ласка, нежность» и так далее.

    Это физические примеры проявления обожания. Другая женщина сказала мне: «Он так на меня смотрит».

    Другие примеры обожания могут включать:

    • Романтические жесты, маленькие и продуманные подарки
    • Слушать без отрицательного суждения и не спешить давать советы
    • Присутствовать, когда она говорит (уделяя ей все свое внимание и внимание в данный момент)
    • Быть вежливым и уважительным
    • Выражение сочувствия и сочувствия
    • Подбадривать и принимать ее, а не враждовать с ней или запугивать ее
    • Выражение признательности за ее уникальность

    Посмотрите это видео на YouTube

    Однако обожание сильно отличается от одержимости.

    Некоторым женщинам поначалу легко польстить интенсивное внимание одержимости, и поэтому они легко принимают одержимость за обожание, думая, что навязчивое поведение не более чем грандиозные жесты и выражения любви.

    Однако это совершенно неверно.

    Обожание сосредоточено на отдаче, а одержимость — на получении.

    Обожание сосредоточено на любви к ней; одержимость сосредоточена на использовании ее, чтобы чувствовать себя лучше.

    Навязчивая идея возникает, когда мужчина полностью теряет свою индивидуальность, амбиции или большую цель в жизни, и он полностью контролируется и поглощается желанием владеть и контролировать женщину. Конечно, одержимость всегда проистекает из глубокой незащищенности и, возможно, социопатических или антисоциальных расстройств.

    Одержимость приводит к попыткам контролировать другого человека и пытаться владеть им как объектом. Одержимость также может привести к жестокому обращению или преследованию и преследованию другого человека.

    В то время как одержимость сковывает женщину, обожание дает ей свободу расцветать и выражать любовь.

    Любовь терпелива, любовь добра. Не завидует, не хвалится, не гордится. Он не бесчестит других, он не ищет своекорыстия, его нелегко разозлить, он не записывает обиды. Любовь не радуется злу, но сорадуется истине. Он всегда защищает, всегда доверяет, всегда надеется, всегда упорствует.

    1 Коринфянам 13:4-8

    Поклонение — это то, что питает страсть любви; обожание — это романтика отношений. Обожание заставляет женщину чувствовать себя по-настоящему любимой и особенной.

    Когда мужчина любит женщину, он не может думать ни о чем другом
    Он отдаст весь мир за то хорошее, что он нашел
    Если она плохая, он этого не видит, она не может сделать ничего плохого
    Отвернется от своего лучшего друга, если он унизит ее
    – Перси Следж – Когда мужчина любит женщину, 1966

    Вы можете оставить свой комментарий к этому информационному бюллетеню прямо под ним.

    Если этот информационный бюллетень был отправлен вам и вы хотите получать все мои информационные бюллетени, пожалуйста, введите свой адрес электронной почты на главной странице.

    Желаю тебе всего наилучшего и напоминаю тебе «Верь в себя — Ты заслуживаешь лучшего!»

    Патрик Ванис, доктор философии.
    Коуч по жизни знаменитостей, эксперт по человеческому поведению и отношениям и терапевт SRTT
    www.patrickwanis.com

     

     

    Патрик Ванис, доктор философии.

    Патрик Ванис, получивший звание «Женщина-эксперт» от WGN Chicago, является известным тренером по жизни знаменитостей, экспертом по поведению людей и отношениям, который разработал SRTT-терапию (метод быстрой трансформации подсознания) и обучает ей других практикующих. Клиентура Ваниса варьируется от знаменитостей и генеральных директоров до домохозяек и подростков. CNN, BBC, FOX News, MSNBC и крупные новостные агентства по всему миру консультируются с Ванисом за его экспертные идеи и анализ сексуальности, человеческого поведения и женских проблем. Ванис — первый человек, когда-либо проводивший гипнотерапию на национальном телевидении — в шоу Монтеля Уильямса.

    Что означает обожать в отношениях

    Обожать означает любить глубоко и страстно. Когда вы кого-то обожаете, вы испытываете к нему сильное чувство привязанности и восхищения. Вы также можете испытывать сильное счастье и радость, когда находитесь рядом с ними или думаете о них.

    Термин Определение
    Обожание Глубоко и сильно любить и уважать кого-либо
    Отношения Связь или ассоциация между двумя или более людьми
    Взаимная Разделяемая или переживаемая двумя или более людьми
    Привязанность Чувство нежности, тепла или симпатии к другому человеку
    Близость Близкие и личные отношения между двумя людьми
    Преданность Верность и приверженность человеку или делу
    Восхищение Чувство уважения и одобрения по отношению к другому человеку
    Признательность Признание и благодарность за чьи-то качества или действия
    Доверие Вера в надежность, честность и порядочность другого человека
    Общение Обмен мыслями, чувствами и информацией между двумя или более людьми
    Что означает обожать в отношениях

    Обожание кого-то обычно идет рука об руку с желанием сделать его счастливым и желанием много потратить времени с ними.

    Когда любишь кого-то, легко захотеть осыпать его подарками и нежностью. Но что значит обожать кого-то? Обожать кого-то — значит делать больше, чем просто любить его — это лелеять его, поклоняться ему и быть абсолютно преданным ему.

    Если вы обожаете своего партнера, вы, вероятно, чувствуете, что он не может сделать ничего плохого в ваших глазах. Вы также можете обнаружить, что постоянно думаете о них, когда их нет рядом. Обожание — одна из самых глубоких форм любви, и если вы чувствуете его к своему партнеру, то вам действительно повезло.

    Обожание — это то же самое, что и любовь?

    Хотя слова «обожаю» и «любовь» часто используются как синонимы, на самом деле они имеют разные значения. Любовь — это сильное, страстное чувство, которое обычно основано на физическом влечении. Обожание, с другой стороны, является более нежным чувством восхищения и уважения.

    Часто говорят, что можно любить кого-то, не обожая его, но нельзя обожать кого-то, не любя его.

    Что значит обожание для парней?

    На этот вопрос нет однозначного ответа, так как у каждого парня свое определение того, что значит обожание. Однако в целом большинство парней сказали бы, что обожать кого-то означает любить и ценить его таким, какой он есть. Это также включает в себя усилия, чтобы заставить их чувствовать себя особенными и любимыми, и всегда быть рядом с ними, когда они нуждаются в вас.

    Как понять, что кто-то вас обожает?

    Когда дело доходит до любви и обожания, есть несколько явных признаков того, что кто-то без ума от вас. Вот несколько способов узнать, обожает ли вас кто-то: 1. Они всегда хотят быть рядом с вами.

    Если кто-то постоянно ищет вашу компанию и околачивается рядом с вами, это хороший признак того, что он вас обожает. Они, вероятно, чувствуют себя самыми счастливыми, когда находятся в вашем присутствии и не могут насытиться вами! 2. Они стараются изо всех сил ради вас.

    Еще один способ узнать, обожает ли вас кто-то, — это регулярно ли он делает все возможное для вас. Будь то вдумчивые вещи, такие как приготовление завтрака в постель или выполнение заданий без просьбы, этот человек явно заботится о вас и хочет сделать вашу жизнь максимально легкой и приятной. 3. Они прилагают усилия к вашим друзьям и членам семьи.

    Кто-то, кто вас обожает, также будет изо всех сил стараться ладить с самыми важными для вас людьми – вашими друзьями и членами семьи. Они понимают, насколько важны для вас эти люди, и тоже хотят создать с ними позитивные отношения. Это показывает, что они не только заботятся, но и уважают самых близких вам людей!

    4. Открыто и честно выражают свои чувства. Когда кто-то вас обожает, у него не будет проблем с открытым выражением своих эмоций — он может даже носить свое сердце на рукаве! Вам никогда не придется задаваться вопросом, что чувствует этот человек, потому что он всегда будет честен в своих словах и действиях по отношению к вам.

    5 . Вы просто знаете! Иногда, когда дело доходит до дела, ты просто знаешь, когда кто-то обожает тебя.

    Существует неоспоримая химия между вами двумя и глубокий уровень понимания — это почти как территория родственной души!

    Обожание сильнее любви?

    Нет, обожание не сильнее любви. Хотя эти двое могут показаться похожими, на самом деле они совершенно разные. Обожание — это скорее увлечение или восхищение, а любовь — это глубокое чувство привязанности.

    Что значит я тебя обожаю?

    Я тебя обожаю Значение от мальчика

    Когда мальчик говорит «Я тебя обожаю», он может иметь в виду одну из двух вещей. Это может просто означать, что вы ему нравитесь или он очень любит вас, например, вы его любимый человек. С другой стороны, это может означать, что вы ему нравитесь и он хочет завязать романтические отношения.

    В любом случае рекомендуется попросить разъяснений, чтобы вы знали, что он имеет в виду. Если вы отвечаете ему взаимностью и хотите продолжить с ним отношения, скажите ему об этом! Дайте ему понять, что вы чувствуете то же самое и хотели бы увидеть, как могут развиваться отношения между вами двумя.

    Я тебя обожаю Значение от девушки

    Когда дело доходит до любви, есть бесчисленное множество способов сказать: «Я люблю тебя». В каждой культуре есть свой способ выражения привязанности, и у каждой пары есть свои внутренние шутки и выражения нежности. Но когда дело доходит до чистого, неподдельного обожания, есть одна фраза, которая превосходит их все: «Я обожаю тебя».

    Что делает фразу «Я тебя обожаю» такой особенной? Во-первых, это невероятно редко. Вы не услышите, чтобы люди легко бросали слово «обожаю» — на самом деле, многие люди говорят это только одному человеку в своей жизни.

    Когда вы говорите кому-то, что обожаете его, вы выражаете глубокое уважение, восхищение и привязанность. Это высшая форма комплимента, которую только можно сделать. Во-вторых, «я тебя обожаю» невероятно личное.

    Это не то, что вы когда-либо скажете случайному знакомому или другу — это фраза, предназначенная для людей, которые больше всего значат для нас. Когда вы говорите «Я вас обожаю», вы эмоционально раскрываетесь и говорите, что этот человек стоит вашего времени, энергии и любви. Наконец, фраза «Я тебя обожаю» несет в себе ощущение постоянства.

    В отличие от других выражений нежности, которые могут использоваться как для платонических, так и для романтических отношений («детка», «милый» и т. д.), «обожаю» почти исключительно используется в романтических контекстах. Говоря кому-то, что вы его обожаете, вы берете на себя обязательство всегда так сильно относиться к нему — независимо от того, что жизнь преподносит вам.

    Я тебя обожаю или я люблю тебя

    Когда нужно показать кому-то, как сильно ты о нем заботишься, есть много разных способов сказать это. Вы можете сказать: «Я люблю тебя», или «Я тебя обожаю», или даже просто «Ты мне очень нравишься». Но что на самом деле означают эти разные фразы?

    «Я люблю тебя» — пожалуй, самая известная фраза, используемая для выражения романтических чувств к другому человеку. Это мощное признание в привязанности, которое обычно указывает на то, что говорящий глубоко влюблен в другого человека. «Я обожаю тебя», с другой стороны, выражает глубокое восхищение и уважение к другому человеку.

    Часто используется как способ показать, как много кто-то для вас значит, не говоря: «Я люблю тебя». Так какая фраза лучше? В конечном счете, это зависит от того, что вы пытаетесь сказать и как вы относитесь к другому человеку.

    Если вы по уши влюблены в кого-то, то «Я люблю тебя», вероятно, лучший способ выразить эти чувства. Но если ваши чувства более платонические или дружеские, то «я тебя обожаю» может быть лучшим выбором.

    Как реагировать, когда кто-то говорит, что я тебя обожаю

    Когда кто-то говорит: «Я тебя обожаю», может быть трудно понять, как реагировать. В конце концов, это сильное выражение привязанности, и может быть трудно понять, что сказать в ответ. Тем не менее, есть несколько вещей, которые вы должны помнить, которые помогут вам реагировать искренне и осмысленно.

    Сначала подумайте, почему человек сказал, что обожает вас. Что они видят в вас, что заставило их так себя чувствовать? Подумайте, какие у вас есть качества или черты, которые могли бы вызвать такой уровень восхищения.

    Это размышление поможет вам чувствовать себя увереннее и увереннее в своем ответе. Во-вторых, помните, что слова не всегда необходимы — иногда лучший ответ — просто улыбка или объятие. Если человек, который сказал, что обожает вас, является близким вам человеком, например, членом семьи или другом, тогда физическая привязанность может быть наиболее подходящей реакцией.

    Наконец, если вы решите ответить словами, убедитесь, что они искренни и искренни. Поблагодарите человека за добрые слова и дайте ему понять, как вам приятно его слышать. Дайте им понять, что их восхищение очень много значит для вас.

    Старайтесь не звучать неискренне или как будто вы просто пытаетесь что-то сказать в ответ — сосредоточьтесь на выражении искренней благодарности за их привязанность.

    Заключение

    Когда дело касается любви и отношений, слово «обожаю» может иметь много разных значений. Для некоторых людей это может означать просто высокую оценку и симпатию к своему партнеру.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *