Любимое время года лермонтова: Attention Required! | Cloudflare

Лермонтов Михаил Юрьевич — биография поэта и писателя, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

Михаил Лермонтов — один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков. «Культура.РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова.

Московская юность

Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту.

Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом.

Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.

Художник неизвестен. Портрет Михаила Лермонтова. 1820–1822. Институт русской литературы, Санкт-Петербург

Все детство он болел золотухой. Субтильный мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал у сверстников пренебрежение и насмешки. «Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе…» — писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием. В 1825 году она привезла его на Кавказ — так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним.

«Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.

С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым местом».

Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. Среди «проигнорированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались значительно позже — во время первого ареста поэта. В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами. Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi («посоветовано уйти»). После этого юноша переехал в Петербург.

Петербургское студенчество

Город на Неве Лермонтов невзлюбил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения — ему предложили снова поступать на первый курс. Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Накануне поступления Лермонтов написал стихотворение-кредо «Парус». Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина. Здесь

«не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов называл годы учебы «страшными» и «злополучными».

В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку. На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек,

«настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

М.Ю. Лермонтов - СКАНДАЛЬНЫЙ ПОЭТ

Михаил Лермонтов. Пятигорск. 1837-1838. Государственный литературный музей, Москва

М.Ю. Лермонтов - СКАНДАЛЬНЫЙ ПОЭТ

Михаил Лермонтов. Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой. 1837. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», село Лермонтово, Пензенская область

М.Ю. Лермонтов - СКАНДАЛЬНЫЙ ПОЭТ

Михаил Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837. Государственный Литературный музей, Москва

В петербургский период поэт начал исторический роман на тему пугачевщины («Вадим»), писал лирику (стихотворения «Молитва», «Ангел»), поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад».

27 января 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках. Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми»

. 7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».

В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи. В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Литературная слава

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии».

Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты: Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин. Лермонтов стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой — раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов - ИЗВЕСТНЫЙ ДУЭЛЯНТ

Петр Кончаловский. Портрет Михаила Лермонтова. 1943. Изображение: russianlook.com

М.Ю. Лермонтов - ИЗВЕСТНЫЙ ДУЭЛЯНТ

Илья Репин. Дуэль (фрагмент). 1897. Третьяковская галерея, Москва

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург. В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу». В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.

Михаил Юрьевич Лермонтов — краткая биография, жизнь и творчество

Родился в Москве. Сын помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии.

Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но зачислен не был. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

Литературную деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «Хаджи Абрек», было напечатано лишь в 1835 г. Существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. Лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др.

Стихотворение «На смерть поэта», созданное после трагической гибели А.С. Пушкина, вызвало неудовольствие властей, и Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г. вновь возвратился в Петербург.

На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. В Пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.

Михаил Юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен Варварой Александровной Лопухиной, в замужестве Бахметевой. Она является адресатом любовной лирики поэта.

Лермонтов был талантливым живописцем. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них связаны с кавказской темой.

Портрет:

Будкин Филипп Осипович. 1806/1807–1850

1834.

Холст, масло. 79х64.

ИРЛИ (ПД).

Примечание: Портрет написан по заказу бабушки М.Ю. Лермонтова Е.А. Арсеньевой по случаю производства его в корнеты.

Сочинение: Мое любимое стихотворение Лермонтова — «Осень»

(369 слов) О Михаиле Юрьевиче Лермонтове чаще всего пишут, что он как антипод Пушкина, потому что они были Пушкин писал стихи в светлых тонах, приправленных радостью и идеализацией, а Лермонтов выражал свои чувства в более приглушенных и мрачных тонах. Ему было важно выцеживать из счастья грусть и боль, которая стоит за этим счастьем. Именно поэтому мне так нравится его лирика. А моим любимым стихотворением Лермонтова является «Осень».

Данное стихотворение можно представить как пейзаж, который показан через призму восприятия лирического героя. Как правило, осень — это буйство красных и желтых красок, как яркий закат перед тьмой. В этом же стихотворении радости как таковой нет. Здесь природа увядает, и единственным выжившим растением остается только ель. Они в назидание хранят свой мрачный вид и остаются зелеными даже после теплого лета. 

«Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…» (отрывок)

Пахарь начинает потихоньку привыкать к тому, что работы мало и ему придется смириться с вынужденным бездельем. Этой зимой он будет питаться тем, что смог добыть летом. Даже животный мир не находятся в приподнятом настроении, потому что впереди у всех спячка. Такое ощущение, что зверь, как человек, осознает то, что все скоро закончится и придется снова ждать жаркого лета. Кульминацией стихотворения становится вечер, который предзнаменует скорейший конец рыжего буйства красок, и поэтому все становится серым и увядающим. Скоро зима.  С точки зрения восприятия лирического героя осень – это не прекрасный праздник, а как раз конец всего живого. Это, пожалуй, одно из тех стихотворений, которые отражают манеру Лермонтова. Для него грусть и боль — источник вдохновения. 

Перейду к анализу тропов стихотворения. В стихотворении «Осень» есть аллитерация, буква «ш» и «р» дают понять время года – осень, листья опали, мы с лирическим героем видим прекрасные мрачные пейзажи через звукопись — шуршание сухой листвы под ногами. В стихотворении немного эпитетов, но они по большей части придают объектам окраску и наполненность, нежели являются центром всего происходящего. Сравнения отсутствуют, но есть метафоры «Лишь в бору поникши ели зелень мрачную хранят». В этом случае здесь ели является чем-то живым и имеют какое-то особенное отношение. Стихотворный размер – хорей: «Зверь, отважный, поневоле…», рифма перекрестная.

Стихотворение «Осень» — прекрасный образчик лирики Лермонтова, который демонстрирует красоту увядания и грусти. Печаль в нем приобретает необыкновенную поэтическую форму, изящество которой навсегда запечатлелось в моем внутреннем мире.

Автор: Катарина Ирхина

Лето — любимое время года — 7-й класс

Сочинение на тему «Лето — любимое время года», 7-й класс

 А какое у вас любимое время года? Вот у меня — лето. Лето — это, своего рода, маленькая жизнь. Чего я от него ожидаю? Наверное, больше всего летних каникул. В эту пору года можно отдыхать подольше, чем обычно, не нужно переживать за уроки и гулять можно с утра до вечера.

 Ещё я очень жду тепла. Когда солнечные лучики будут озарять все вокруг. Сразу становится так тепло на душе, уютно и комфортно. Не знаю с чем это связано, но именно летом жизнь бьёт ключом. Хочется всё делать и делать новые дела.

 Летний дождь особенно прекрасен. От него можно не прятаться под зонтом, а, наоборот, наслаждаться каждой его теплой капелькой.

 Летом всё становится особенно красочным. На улице особенно красиво в летнюю пору. Вокруг всё переливается огромным количеством зелёных оттенков. А цветы! Как много летом цветов: васильков, колокольчиков, одуванчиков, ромашек… От них исходит прекрасный аромат. Еще лето великолепно тем, что на деревьях спеет невероятное количество фруктов: вишни, абрикосы, персики, сливы… За целый год успеваешь за этим соскучиться.

 Я не сомневаюсь в том, что лето подарит каждому уйму незабываемых впечатлений и эмоций. Некоторые поедут в деревни к своим бабулям и дедулям и будут наслаждаться чистым воздухом и видами вокруг. Многие поедут на моря с родителями. Они будут наслаждаться прекрасной атмосферой и отдыхом, а еще купаться и загорать. Некоторые отправиться в лагеря, где интересно проведут время, познакомятся с новыми друзьями и получат удовольствие от проведенного времени. А кто-то отправиться в поход. Чего только стоят одни мысли об этом событии! Много интересных мест, в которых хотелось бы побывать. Также много пройденных и не пройденных дорог. В конце каждого дня путешественников ожидают посиделки у костра с гитарой и песнями. А походная еда! Нет ничего вкуснее блюд, приготовленных на костре с любовью. Это великолепно!

 С одной стороны, было бы забавно, если бы лето было круглый год, а с другой — именно после холодов эта пора особо ценится. Несомненно любое время года имеет свои достоинства, но лето остается для меня, бесспорно, любимой порой.


Любимое время года — 7-й класс

Сочинение на тему «Любимое время года», 7-й класс

 В году 4 сезона. И один из этих сезонов является моим любимым. Итак, мое любимое время года — это лето. Вообще, у многих школьников любимым временем года является лето. Это очевидно. Ведь летом нет школьной суеты, всех этих проблем. Не надо рано вставать каждыми днями, не надо считать минуты до конца урока. Нет учителей, которые вечно недовольны твоей домашней работой. Сейчас я расскажу вам мой вариант, почему же я так сильно люблю лето.

 Во-первых, летом самый долгий день. Поздно темнеет, можно встречать красивые закаты. Можно гулять хоть целый день, с утра до вечера. И не только днем. Летом можно гулять даже ночью. Во всех временах года есть романтика, летом же — это ночи. Просто рай для мечтателей. Вы можете погулять по городу средь ярких светил. А вы знали о том, что, если посмотреть на город с тихого места, то можно услышать как он гудит? Это работают фабрики, заводы, фонари и ездят по дорогам машины. Если не хотите гулять по ночным улочкам города, то есть другой вариант. Можно найти карьер, холм или еще какую-нибудь высокую точку. Оттуда будет отлично виден небесный купол с множеством светящихся точек. Точки эти носят название «Звезды». Можно просто наблюдать за ними. Мысли сами придут к тебе в голову. Еще это отличный шанс увидеть падающую звезду, если внимательно следить, то и несколько. 

 Во-вторых, лето — замечательное время года для утренних пробежек. Только встал с постели, быстро одел шорты с футболкой и побежал. Это огромный плюс лета. Ведь зимой в шортах не побегаешь. Летом жарко, поэтому после пробежки можно сразу идти купаться. Идеальный момент. Бегаешь, купаешься и загораешь. Все это можно делать каждый день. Но жара также относится к минусам лета. Лучше иметь при себе охлажденный напиток, или просто воду, чтобы утолить жажду.

 В-третьих, летом растут ягоды и грибы. Главное не лениться, просто пойти в лес за всеми этими вкусностями. Ну и еще, второй аспект по важности — защита от насекомых. Думаю, если вы уже приготовились идти в лес, то явно не захотите быть покусанными комарами или того хуже, клещами. Поэтому, чтобы не стать вкусняшками для этих тварей , необходимо иметь специальное средство, а еще хорошо прикрывать открытые участки кожи.

 В завершение скажу, что каждое время года имеет свои прелести. Каждый выбирает по себе. Я выбрала лето, потому что в нем есть моменты, которые я описала в сочинении.


Краткая биография М.Ю. Лермонтова | Литрекон

Многомудрый Литрекон расскажет Вам про жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, известного поэта, писателя и художника, который своим творчеством покорил сердца многих людей и до сих пор является одним из символов культуры 19 века.

Происхождение и детство

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Марья Михайловна (его мать) принадлежала к богатому и знатному роду, поэтому в то время брак между отцом и матерью Лермонтова считался неравным. В раннем детстве маленького Михаила перевезли к бабушке в имение Тарханы. Это место сыграло важную роль в воспитании и формировании мировоззрения юного поэта, он проникся деревенским бытом, полюбил народные предания и скромную красоту природы.

После смерти матери, в 1817 году, бабушка Лермонтова, Елизавета Арсеньева потребовала от отца мальчика отказаться от Михаила, чтобы сохранить ему наследство. Считалось, что отношения между бабушкой Лермонтова и его отцом всегда были очень напряженными, а такое событие, как ранняя смерть матери, только обострило их еще больше. Но юный поэт любил и бабушку, и отца поэтому, оставшись с бабушкой, он не переставал думать и вспоминать о родном отце. 

В детстве Лермонтов был небольшого роста, но сильным и ловким, многие говорили, что уже в те времена у него был умный и пронзительный взгляд, который приводил людей в смущение. Как и было принято во многих дворянских семьях того времени, мальчик получал образование на дому. Его обучили французскому и немецкому языкам, поэтому он владел ими также свободно, как и русским.

Юность и образование

Бабушка возила слабого и болезненного внука лечиться на Кавказ, где будущему поэту удавалось наблюдать за нравами и мужеством жителей. Он присутствовал на праздниках горцев и вникал в их культуру и обычаи. Как он сам потом писал, влюбился он впервые тоже на Кавказе.

С 1828 года он переехал с бабушкой в Москву, поступать в пансион. Там и началось его осознанное творчество. К 1830 году Лермонтов оставил пансион и в тот же год без памяти влюбился в Екатерину Александровну Сушкову. Но гордая женщина ответила ему отказом, что очень задело юного поэта.

Молодой Лермонтов поступил в Московский университет, где обрел дружбу, любовь и начал свою плодотворную творческую деятельность. Там же он и познакомился со значимыми людьми того времени, но по итогу очередной сессии был вынужден покинуть университет. В 1834 году он оканчивает школу гвардейских прапорщиков и входит в общество.

Творческий путь

Поэма М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», написанная в 1828 году, которую принято относить к раннему творчеству автора, была создана под сильным впечатлением от творчества Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение считается этапом, когда юный поэт начинал изучать основы мастерства, опираясь на мысли и чувства людей, которые его вдохновляли.

В Петербурге Лермонтов узнал о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», это послужило вдохновением для создания произведения, в котором бы содержалась резкая критика современных нравов. В результате к 1835 году Лермонтов написал драму «Маскарад», появившуюся на сцене только после смерти автора. Михаила Юрьевича Лермонтова очень увлекал характер русской былины и средства выражения, которыми пользовались люди, это и стало очередным вдохновением для создания произведения в 1837 году («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 1830-х годов, не радовала его. В обществе светских людей недолюбливали Лермонтова за его дерзкий, наблюдательный и пытливый ум, гордость и независимость от масс. Михаил Юрьевич Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его будут обсуждать и осуждать. Роман Лермонтова «Герой нашего времени», написанный в 1839 году, стал исследованием современного общества, существующих на том этапе норм морали, общей атмосферы и восприятия отдельных личностей друг друга. Печорина, как героя, Лермонтов наделил отличительной способностью судить не только окружающих, но и быть критичным по отношению к себе. В своем произведении автор предоставил возможность читателю изучить различные стороны жизни отдельного человека. Более того, он показал, как складывается судьба конкретного человека на фоне изменений в общественно-исторических обстоятельствах.

В 1840 году в Петербурге готовилось к изданию 28 лирических произведений, которые выбирал сам Михаил Юрьевич Лермонтов, в то время как автор проживал свою жизнь, наполненную тревогами и приключениями. Он служил на передовой и сражался храбро.

Личная жизнь

Мрачность и нелюдимость Лермонтова отталкивали женщин. Они не хотели связывать свою судьбу с человеком, который высмеивал все и вся, а то и вовсе просто молчал с презрительным видом. Три главные музы Лермонтова нашли другие партии: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.

Интересно, что отвергнутый Лермонтов даже отомстил даме своего сердца. Разыграв страстного влюбленного, он расстроил свадьбу Екатерины Сушковой и скомпрометировал ее в свете.

Отношения с властью

Широкую известность Михаил Лермонтов приобрел благодаря произведению «Смерть поэта». Никакого конкретного бунта и призыва к перевороту в нем не было, но стихотворение вызвало явное негодование в высших слоях власти. Поэта понизили в чине и отправили служить на Кавказ, ссылка продолжалась полгода. Вскоре Михаил Юрьевич Лермонтов вернулся в Петербург, но оказался в немилости у Николая I.

Вторая ссылка произошла весной 1840 года и была более суровой. Причиной стало участие поэта-офицера в дуэли и попытки скрыть этот факт. Вторая дуэль, которая произошла в Пятигорске, оборвала жизнь поэта. Исследователи часто утверждают, что, узнав о смерти Михаила Юрьевича Лермонтова, государь бросил фразу: «Собаке собачья смерть». Однако эта информация не являлась полностью достоверной и до сих пор вызывает серьезные сомнения, многие придворные утверждали, что Николай Павлович произнес совершенно другую фразу: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Смерть

Он очень хотел уйти в отставку и всерьез заняться литературой, но его жизнь прервала дуэль с Н. Мартыновым 15 июня 1841 года. Великий русский поэт ушел из жизни в возрасте 27 лет. 

Лермонтов не был женат, но, как известно, был трижды влюблен, и каждый раз безответно: «Любил я трижды – трижды безнадежно». Эти переживания во многом помогали ему и вдохновляли на творчество. Но семьи и наследников он не оставил, поэтому прямых потомков поэта нет.

Автор: Майя Лаошвили

ВЕЛИКИЕ О М.Ю. ЛЕРМОНТОВЕ — Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

1) Но если смерть Пушкина была великим несчастьем для России, то смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара, не могло не дрогнуть творческое лоно не только Российской, но и других культур»

Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.

Не всякому человеку, заявляющему, что он одинок, можно верить. Часто это попросту поза. А М.Ю.Лермонтов имел на это право…»

Д.Л. Андреев (1906 — 1959)

2) Сожительство в Лермонтове бессмертного и смертного человека составляло всю горечь его существования, обусловило весь драматизм, всю привлекательность, глубину и едкость его поэзии.

… чем дальше мы отдаляемся от Лермонтова, тем больше проходит перед нами поколений, к которым равно применяется его горькая «Дума», чем больше лет звучит с равною силою страшное «И скучно и грустно» на земле — тем более вырастает в наших глазах скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной вечности…

С.А. Андреевский (1847 — 1918)

3) Удивительное чувство охватывает вас при въезде в Тарханы. Входишь в часовню. Спускаешься в склеп к гробу Лермонтова и с горечью понимаешь: убит. Входишь в усадьбу – жив! Жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии.

Никогда, ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рек другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова-трибуна а неразделимы.

Каждый раз, как произносишь имя Лермонтова, думаешь, что это один из самых гениальных людей, какие когда-либо рождались на земле.

И.Л. Андроников (1908 — 1990)

4) Как все истинные поэты, Лермонтов любил жизнь по–своему… без экстаза и без надрыва, серьезно и целомудренно. Он не допытывался от жизни ее тайн и не донимал ее вопросами. Лермонтов не преклонялся перед нею, и, отказавшись судить жизнь, он не принял на себя и столь излюбленного русской душой самоотречения. М.Ю. Лермонтов любил жизнь такою, как она шла к нему: сам он к ней не шел. Он был фаталистом перед бестолковостью жизни, и с одинаковым высокомерием отвечал как на ее соблазны, так и на ее вызов… И чувство свободы, и сама гордая мысль учили его, что надо быть равнодушным там, где он не может быть сильным.

Не было русского поэта, с которым покончили бы проще… Не было и другого поэта, для которого достоинство и независимость личности были бы не только этической, но и эстетической потребностью, неотделимым от него символом его духовного бытия.

И.Ф. Анненский (1855 — 1909)

5) Всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно… Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы.

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».

Он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, ему было подвластно…

А.А. Ахматова (1889 — 1966)

6) Исходил везде и, несмотря на постоянную нервную раздражительность и недовольство всем от того происходящее, я был очень доволен местоположением Пятигорска. Я в этом роде еще ничего прежде не видывал. Дышу Лермонтовым… Перечитывая еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всякого русского сильнее на меня действует… Кроме того, мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня тоже сильно действует.

М.А. Балакирев (1837 —1910)

7) Лермонтов удивительно современен и для XIX века, и для нашего XX века. Отсюда его влияние на русскую и на все другие наши литературы…

С.А. Баруздин (1926 — 1991)

8) Боже мой! Какой роскошный талант! Право в нем таится что-то великое.

На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов.

Каков его «Терек»? Дьявольский талант!

Черт знает — страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника.

Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус.

Юный могучий талант Лермонтова нашел не только ревностных почитателей, но и ожесточенных врагов, что бывает уделом только истинного дарования.

Лермонтов — поэт беспощадной мысли истины.

Дьявольский талант!.. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!

Какая образность! — так все и видишь перед собою, а, увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!

Мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова.

Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеоритом, оставить после себя длинную струю света и благоухания и исчезнуть во всей красе своей… какие поэтические тайны унес он с собой в могилу? Кто разгадает их?..

…Львиная натура! Страшный и могучий дух!

Нет нужды говорить и доказывать, что Лермонтов был великий поэт <…>Блеск поэтического ореола загорелся над головою молодого поэта тотчас же со времени появления первых опытов…

Немного Лермонтов успел произвести, но это немногое, тотчас же дало ему… место подле Пушкина. <…>Теперь уже спорят не о том, может ли имя Лермонтова упоминаться вместе с именем Пушкина, но о том: кто выше — Пушкин, или Лермонтов…

Мне странно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей, семена глубокой веры и достоинство того и другого.

Он действовал на литературном поприще не более каких-нибудь четырех лет, а между тем в это короткое время успел обратить на свой талант удивительные взоры России…

Каждое его слово — он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, меня давят такие целостные натуры, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества…

Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет — с небом гордая вражда — все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который, по содержанию, шагнул бы дальше Пушкина…

Лермонтов немного написал — бесконечно меньше того, сколько позволял ему его скромный талант… но уже кипучая натура его стала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться вглубь жизни…

В.Г. Белинский (1811 — 1848)

9) Такие люди, как Лермонтов, называемые светскими писателями-демонистами и о которых в Писании сказано, что они беззаконные, такие люди подвержены беспричинной тоске и ужасу…”

А. Белый (1880 — 1934)

10) Лермонтов — писатель, которому не посчастливилось ни в количестве монографий, ни в истинной любви потомства: исследователи немножко дичатся Лермонтова, он многим не по зубам; для “большой публики” Лермонтов долгое время был только крутящим усы армейским слагателем страстных романсов…

А.А. Блок (1880 — 1921)

11) Характер Лермонтова был самого крепкого закала, и чем грознее падали на него удары судьбы, тем более становился он твердым. Он не мог противостоять преследовавшей его судьбе, но в то же время не хотел ей покориться.
Он был слишком слаб, чтобы одолеть ее, но слишком горд, чтобы позволить одолеть себя. … Отдаваясь кому-нибудь, он отдавался от всего сердца … Он мог быть кроток и нежен, как ребенок, и вообще в его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение…

… хотя Лермонтов субъективный поэт, он умел в то же время быть и объективным…

…имеет то общее с великими писателями всех времен, что творения его верно отражают его время со всеми его хорошими и дрянными особенностями.

Ф. Боденштедт (1819 — 1892)

12) Это замечательный стихотворец, очень и очень не последний, может быть первый из нынешних «стихотворцев». Стих славный, стальной: он и гнется, и упруг, и звучит, блестит отражением мысли. Но отличное достоинство этого стиха, которым он едва ли не превосходит все русские стихи: в нем столько слов сколько нужно их для полного и ясного выражения мысли. Стихотворец, кажется, и не думает о рифме, не разжижает для полного счета стоп своего стиха вставными ненужными словами. Ежели современный стих должен в чтении сохранять всю естественность прозы, … то стих Лермонтова очень близок к совершенству.

С.О. Бурачок (1800 — 1877)

13) Настроение жизни, против которого сильно негодует Лермонтов, действительно заслуживает негодования людей здравомыслящих…

А.Д. Галахов (1807— 1892)

14) Высшие человеческие качества отстаивал поэт и в жизни и в своем творчестве. В этом гигантское воздействие поэзии Лермонтова на современников и последующие поколения вплоть до нашего времени. Это привлекает, приковывает к нему наше внимание, как к человеку и творцу! В поэзии — первый М.Ю. Лермонтов, в прозе — Н.В.Гоголь. Великий А.С. Пушкин и в поэзии и в прозе где-то рядом. Рядом, но не впереди…
Он всегда говорил правду. Верил в бога. Мучительно искал пути к свободе и покою для каждого человека. Он ненавидел серость, пошлость, раболепие, трусость, подлость, предательство. Он любил отчизну. Был по-настоящему красивым человеком, гордым, умным, независимым. Он был любящим сыном, заботливым и преданным внуком. Он был профессиональным военным, талантливым командиром, отважным офицером. Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала. Он был сирота и был одинок. Тяжести и величия его бытия не могли понять только абсолютно бездушные, черствые, эгоистичные люди. Завистливые и жестокие его ненавидели. Они его подло убили. Убили руками тупого наемника. Они его погубили. Погубили и оклеветали…
Лермонтов был демоном, а вернее ангелом поэзии. Он был фаталистом, но испытывал не себя, а других: их человеческие качества. Мало кто выдержал это испытание. Его жизнь оказалась короткой. Их жизнь — жестокой, как выстрел. Этот вывод уже сделали мы, его потомки…

Н.Н. ГЕ (1831 — 1894)

15) Лермонтов обладает тем особенным чувством правды, которое возбуждало в нем «страшную ненависть ко всему деланному, лживому и не естественному»

О.П. Герасимов (1863 — 1920)

16) Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе… Это не отвлеченная мысль… Раздумье Лермонтова — его поэзия, его мучение, его сила… К несчастью быть слишком проницательным у него присоединялось и другое — он смело высказывался о многом без всякой пощады и прикрас. Существа слабые, задетые этим, никогда не прощают подобной искренности.

(Лермонтов) один из пророков русского народа…

Лермонтов всецело принадлежит к нашему поколению… Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная печальная мысль всегда лежит на его челе… Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии; нет, раздумья Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила.

Из Пушкина целиком выработался Лермонтов, та же сжатость, точность и простота…

Слова: «глаза его не смеялись, когда он смеялся» (о Печорине) — действительно применялись к нему (Лермонтову)… Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба…

А.И. Герцен (1812 — 1870)

17) Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой. Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла. По врожденной сильной наклонности к национальному, по сильной любви к родине своей, по нерасположению своему к европеизму и глубокому религиозному чувству… Лермонтов был снабжен всеми данными для того, чтобы сделаться великим художником…

Н.В. Гоголь (1821 — 1852)

18) Лермонтов фигура колоссальная весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина. Он ступал, так сказать, в его следы… Лермонтов ушел дальше временем, вступил в новый период развития мысли, нового движения европейской и русской жизни и опередил Пушкина глубиной мысли, смелостью и новизной идей и полета.

А.И. Гончаров (1812 — 1891)

19) Мать-Россия,
сколь много в веках твоих зла,
сколько в душах холодных — гнетущего пыла!
…Небывалого
миру птенца родила,
а когда он до неба поднялся, — убила…

Г. Горбовский (1931 — 1996), академик Академии Российской словесности)

20) …занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения.

А.А. Григорьев 1822— 1864)

21) В наш век людского озлобления и глобальной бездуховности Лермонтов с его вдохновенным порывом к чистоте и мужеству, с его исповедальной болью и доверчивостью поднимает в нас то лучшее, что дает возможность душе держаться «на плаву» в море мещанства, жестокости и пошлости. Он — как парус, который уносит нас в прозрачные воды милосердия, доброты, любви и печали. Мы очищаемся его великим словом. И культура народа невозможна без творчества Лермонтова, как не возможно физическое здоровье без чистого воздуха, чистой воды и солнца»

А.Д. Дементьев (1928)

22) Поэзия Лермонтова особенно по душе мне. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, я разделяю его убеждения…

Н.А. Добролюбов (1836 — 1861)

23) Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка… А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!..

Ф.М. Достоевский(1821 — 1881)

24) Лермонтов умел быть смелым в то время, когда прямая и смелая речь вела к великим бедам, — он заявил свою преданность русской музе в ту пору, когда эта муза могла лишь подвергать своих поклонников гонению и осуждению света.
Он зрел с каждым новым произведением, он что-то чудное носил под своим сердцем, как мать носит ребенка.

А.В. Дружинин (1824 — 1864)

25) Лермонтов — современник русской культуры на все времена…

М.А. Дудин (1916 — 1993), поэт, переводчик, общественный деятель

26) …только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.

С.А. Есенин (1895 — 1925)

27) …в ночь на 3 октября 1814 года родился гений стихотворного слога и будущий создатель русского литературно-разговорного языка — М.Ю. Лермонтов!

В.А. Жуковский (1783 — 1852)

28) Лермонтов — это блестящая звезда на нашем литературном горизонте.

С.Н. Карамзина (1802 — 1865), дочь писателя Н.М. Карамзина

29) Лермонтов — поэт не миросозерцания, а настроения, певец личной грусти, а не мировой скорби.
Поэзия Лермонтова всегда останется любопытным психологическим явлением и никогда не утратит своих художественных красот.
Лермонтов — поэт по преимуществу лирический; его творчество воспроизводило почти исключительно жизнь сердца и касалось трудноуловимых ее мотивов. Господствующее место среди мотивов этой жизни занимает личное счастье.
Поэзия Лермонтова, освобождаясь от разочарования, навеянного жизнью светского общества, на последней ступени своего развития близко подошла к этому национально-религиозному настроению, и его грусть начала приобретать оттенок поэтической резиньяции, становилась художественным выражением того стиха молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя. Никакой христианский народ своим бытом, всею своею историей не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов.
…поэзия Лермонтова — только настроение без притязания осветить мир каким-либо философским или поэтическим светом, расшириться в цельное миросозерцание.

В.О. Ключевский (1841 — 1911)

30) Лермонтов увлекает меня с детства необычайной красотой своей жизни, силой страстей, ясностью и смелостью мысли, глубиной чувств… Работая над образом поэта, я стремился передать не проходящую боль и скорбь современного человека. Я хотел в его облике передать сущность его поэзии, мою личную боль за безвременную гибель поэта. Он видится мне на фоне кавказского пейзажа. Он сроднился с Кавказом. На Кавказе и погиб.

Ф.Д. Константинов (1910 — 1997), художник, график

31) Лермонтов был поклонником свободы и врагом притеснения, …он выразил могущественный протест против всего низменного в жизни и относился с презрением к отрицательным свойствам людей своего поколения. Лермонтов, по его мнению, не был пессимистом, «он сохранил веру в человека». Он был прежде всего гуманитарным поэтом.

П.А. Кропоткин (1842 — 1921), революционер, географ, геоморфолог, историк, литератор

32) Поэзия Лермонтова возвышает человека. Когда читаешь его и думаешь о нем, всегда поражаешься мощи его, поражаешься той титанической энергии, которая проявляется в каждой его строке. Лермонтов раскрывает все потенциальные возможности человеческого духа, возвышает человека, показывая, каким он может быть. И очень жестко говорит, какой он есть. Нет в мире поэта, более глубоко прочувствовавшего и пострадавшего за человеческую душу, чем Лермонтов. Он стал любимым поэтом всех нас не только по мощи духа своей поэзии, но по мужеству своему, личному и человеческому, по благородству своего характера и по тому, что сделал в своей жизни, чтобы доказать правду своих строк.

Д.Н. Кугультинов (1922 — 2006), калмыцкий советский поэт

33) Знаете ли вы, что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза устают, то дают им отдыхать на изумруде. Таким изумрудом для меня всегда были две вещи: «Капитанская дочка» Пушкина и «Казаки» Толстого. Хорош для этого и «Герой нашего времени».

А.И. Куприн (1870 — 1937)

34) Лермонтов — эхо декабрьских настроений.
Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе 30-х годов. Наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна читать его, ибо он ее родной старший брат, он всю жизнь был молод, но молодость его кипела страстью, протестом и тоской.

А.В. Луначарский (1875 — 1933), писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед

35) Лермонтов первый в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле.
Пушкин — дневное, а Лермонтов — ночное светило русской поэзии.
…у Пушкина — созерцательность, а у Лермонтова — действенность.
…Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой — все смирялись, один Лермонтов не смирился.

Д.С. Мережковский (1866 — 1941)

36) Пресс времени, под тяжестью которого сердца людей раскалялись добела, заставил поэта создать в кротчайший срок и оставить нам колоссальное наследие, что потом переплавилось в могучее и гордое понятие — Лермонтов.

Н. Мордвинов (1901 — 1966), народный артист СССР, режиссер

37) Иллюзия смыкается с действительностью и Лермонтов живет среди нас… Каждый из нас не только мысленно, но и физически рад был бы подставить свою грудь, чтобы защитить его от проклятой смертной пули…
Лермонтов — то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца…

С.С. Наровчатов (1919 — 1981), поэт

38) …Лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях.

С.Я. Надсон (1862 — 1887), поэт

39) Лермонтов …говорит с Богом, как равный с равным, так никто не умел говорить. Именно это и тянет к нему: человек узнает в нем свою божественность.

П.П. Перцов (1868 — 1947), писатель, поэт, искусствовед, критик, журналист, мемуарист

40) Он знал тайну выхода из природы — в Бога, из «стихий» — к небу; т.е. этот «27-летний» юноша имел ключ той «гармонии», о которой вечно и смутно говорил Достоевский…
…в созданиях Лермонтова есть какая-то прототипичность: он воссоздал какие-то вечные типы отношений, универсальные образы; печать случайного и минутного в высшей степени исключена из его поэзии.
…нельзя отнять у Лермонтова «звездное и царственное», т.е. религиозное, … «нельзя у него оспорить подлинно стихийное».

В.В. Розанов (1856 — 1919)

41) Полный ума, самого блестящего, богатый, независимый, он был душою общества молодых людей высшего круга; он был первым в беседах, в удовольствиях, в кутежах, словом, во всем том, что составляет жизнь…
Лермонтов импровизировал для своих товарищей целые поэмы, на предметы самые обыденные из их казарменной или лагерной жизни. Эти стихи, которые я не читала, так как они написаны не для женщин, как говорят, отличаются жаром и блестящей пылкостью автора.

Е.П. Ростопчина (1812 — 1858), поэтесса, переводчица, драматург, прозаик

42) …Главным материалом для биографии Лермонтова и теперь остаются исключительно его произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)

43) Это в высшей степени артистическая натура, неуловимая и не поддающаяся никакому внешнему влиянию благодаря своей неутомимой наблюдательности… Прежде чем вы подошли к нему, он все уже понял: ничто не ускользает от него…

Ю.Ф. Самарин (1819 — 1876)

44) Я люблю Лермонтова, особенно его прозу и стихи последних лет… Главным уроком для меня — и как для поэта, и как для прозаика — был и остается «Валерик».

К. Симонов (1915 — 1979)

45) Лермонтов обладал большой личной духовной нравственной свободой внутри николаевской несвободы. Его оппозиция самодержавию: его образ мыслей и чувств, идущий вразрез с насаждаемой сверху романовыми и бенкендорфами, нормой… Помимо других бесспорных литературных и нравственных достоинств, лермонтовская черта — восприимчивость к многим культурам и народам, к людям, независимо от национальной принадлежности. Эта черта особенно нам дорога! От иностранцев я слышал не раз, что Лермонтов им дороже всех русских поэтов. Все-таки Пушкин, говорили они, мог написать «Клеветникам России», а Лермонтов не сослужил самодержавию ни на пятнышко.

А.И. Солженицын (1918 — 2008)

46) Лермонтов, несомненно, был гений, т.е. человек, уже от рождения близкий к сверхчеловеку, получивший задатки для великого дела, способный, а, следовательно, обязанный его исполнить. Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы вызвать поэта лишь на идеализацию его.
Лермонтов не был занят ни мировыми, историческими судьбами своего отечества, ни судьбою своих ближних, а единственно только своей собственной судьбой.

В.С. Соловьёв (1853 — 1900)

47) Считаю творения Лермонтова величайшими в русской литературе. Они являются богатством нашего народа.

Е.А. Таратута (1912 — 2005), сов. писательница, критик, литературовед

48) Зачем мне (в стихах) нужно все многословие Ницше и Гамнуса… За сто лет до них с недосягаемой для них краткостью, художественностью и силой мысли — все это сказал на чистейшем русском языке наш бедный юный Миша Лермонтов! Как вы можете этого не знать? Стыдитесь! Читайте!!!

А. Тарковский (1932 — 1986)

50) Лермонтов прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы…
Здесь все — не больше, не меньше того, что нужно и как можно сказать. Это глубоко и человечно. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы — и Тургенев, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов» (о «Герое нашего времени»).

А.Н. Толстой (1882 — 1945)

51) Какие силы были у этого человека… Каждое его слово было словом человека власть имеющего… Вот в ком было это вечное, сильное искание истины.
Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский.
Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек… шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего.

Л.Н. Толстой (1828 — 1910)

52) Давно окончились отношения между людьми и Лермонтовым-человеком. Но отношения между ними и Лермонтовым-поэтом никогда не прерывались.
Поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести. Его спор с небом — попытка переложить ответственность с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот соблазнительный мир создал, кто «изобрел» его мучения.

В.Ф. Ходасевич (1886 — 1939)

53) … Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтов. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать… Не могу понять,… как мог он будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь («Тамань»)… и умереть можно!

А.П. Чехов (1860 — 1904)

54) Лермонтов — классик в самом высоком смысле этого понятия. А современная поэзия, даже самая новаторская, наивысшим своим достижением обязана классике. Не будь Лермонтова, самые крупные поэты и прошлого и нашего века были бы беднее словесно, их творческие решения были бы менее смелыми. Ведь, помимо всего прочего, Пушкин и Лермонтов учат поэтов душевной и духовной отваге…

В.С. Шефнер (1914 — 2002)

90000 Mikhail Lermontov — Biography — IMDb 90001 90002 Overview (3) 90003 90002 Mini Bio (1) 90003 90006 Mikhail Lermontov was born in 1814 into an aristocratic Russian family and grew up in a trilingual environment. His ancestor was the Scottish Knight George Lermont, who came to Russia in 1613 and served the Tsar. Lermontov’s grandmother hired a Frenchman, named Jean, who became a servant to the young poet. In addition his nanny was German.His mother died when he was 2 years old, and his grandmother took him away from his father. Lermontov graduated from a boarding school for the sons of the nobility in Moscow, where he studied English literature. 90007 90006 At age 14 he wrote «The prisoner of the Caucasus» and other early poems in the vein of Lord Byron and Shelly. From 1828-32 he studied at Moscow University. From 1832-34 he was a cadet at the Emperor’s School of Cavalry Guards in St. Petersburg, from which he graduated as an Officer of the Imperial Cavalry Guards.At that time her wrote «Borodino», dedicated to the 1812 victory over Napoleon. 90007 90006 Lermontov was stunned by the duel and death of Alexander Pushkin and accused the autocratic Tsar Nicholas I and his «greedy throng around the Throne» in the «murder of the Genius». Arrested and exiled to the war in the mountains of Caucasus, he distinguished himself in battles and returned to the capital of St. Petersburg as a celebrity. His disillusionment in the aristocratic milieu, and his indignant observations of the Metropolitan vanity fair, occasioned his drama, «Masquerade».90007 90006 His duel with a French diplomat led to his second exile to the war in the Caucasus. In 1839 he finished his first and only novel «A Hero of Our Time» with a prophetic rendition of a duel which paralleled the end of his own life in July 1841. That duel was possibly the work of the Tsar’s conspiracy against yet another rebellious genius . Lermontov’s dexterous command of language shines in such masterpieces as «The Cliff», «Prophet», «The Dream». His sacrilegious «Demon», about an angel who falls in love with a mortal woman, inspired Anton Rubinstein on writing a lush opera.Boris Pasternak was influenced by Lermontov’s mellifluent lines, and Vladimir Nabokov imitated the structural patterns of «The Hero of Our Time». 90013 90007 90006 90016 — IMDb Mini Biography By: Steve Shelokhonov 90017 90007 90002 Trivia (1) 90003 90006 Pictured on a 50-ruble Russian commemorative postage stamp, issued as a souvenir sheet on 15 October 2014 року, the 200th anniversary of his birth. 90013 90007 90002 Personal Quotes (1) 90003 90006 Happy people are idiots, and glory is nothing but success, and to achieve it one only has to be cunning.90013 90007 .90000 Mikhail Lermontov — Mikhail Lermontov Poems 90001 90002 Mikhail Lermontov Poems 90003 90004 From Goethe 90005 90006 Tops of dreaming highlands 90007 Darken in a night; 90007 Valleys lull, in silence, 90007 A fresh dim inside; … more » 90010 90007 90004 Gratitude 90005 90006 For all, for all! I thank you, o my dear: 90007 For passions ‘deeply hidden pledge, 90007 For poison of a kiss, and stinging of a tear, 90007 Abuse by friends, and enemies’ revenge ;… more » 90010 90007 90004 The Dagger 90005 90006 Yes, I like you, my knife of damask pledge, 90007 My friend so bright and so cold, 90007 A thoughtful Georgian forged you for his revenge, 90007 A free Circassian then sharpened for a row …. more » 90010 90007 90004 The Angel 90005 90006 The angel was flying through sky in midnight, 90007 And softly he sang in his flight; 90007 And clouds, and stars, and the moon in a throng 90007 Hearkened to that holy song…. more » 90010 90007 90004 Do not Trust In Self … 90005 90006 Do not trust in self, my dreamer young, do not trust, 90007 Beware, like ulcers, inspiration … 90007 It is the heavy fit of your unhealthy heart, 90007 Or jailed ideas ‘irritation …. more » 90010 90007 90004 Death Of The Poet 90005 90006 The Bard is killed! The honor’s striver 90007 Fell, slandered by a gossip’s dread, 90007 With lead in breast and vengeful fire, 90007 Drooped with his ever-proud head…. more » 90010 90007 90004 Loneliness 90005 90006 It’s Hell for us to draw the fetters 90007 Of life in alienation, stiff. 90007 All people prefer to share gladness, 90007 And nobody — to share grief …. more » 90010 90007 All poems of Mikhail Lermontov » .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *