Луцию аннею сенеке: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Сенека, Луций Анней – биография и произведения

Содержание:

Личность Сенеки

Краткая биография Сенеки

Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Философские трактаты Сенеки

Естественнонаучные произведения Сенеки

Подложные письма Сенеки к апостолу Павлу

читайте также статьи Сенека – краткое содержание произведений, Трагедии Сенеки, Сенека «Эдип» – краткое содержание, Сенека «Медея» – краткое содержание

Личность Сенеки

В истории встречается мало лиц, суждения о личности которых были бы так разноречивы, как о философе Луции Аннее Сенеке (4 до Р. Х. – 65 по Р. Х.), сыне ритора, носившего то же имя. Некоторые ученые прославляли Сенеку, как мудрейшего и добродетельнейшего человека во всем древнем Риме; христианские писатели выказывали величайшее уважение к нему, почерпали из его сочинений назидания себе; возникла даже легенда, что он был знаком с апостолом Павлом, что он был христианин. Другие ученые называли Луция Аннея Сенеку лицемером, шарлатаном, который, проповедуя в своих сочинениях добродетель, превознося нравственные блага, рассуждая о ничтожности материальных благ, на самом деле был ростовщик и притеснитель, всяческими средствами увеличивавший свое богатство, льстивший сильным людям, угождавший господствующим порокам. Говорили даже, что он внушил своему воспитаннику Нерону те правила, которые сделали впоследствии этого злодея омерзением рода человеческого. Все согласны только в том, что Сенека был знаменитейшим человеком своего времени, имел громадное влияние на римскую литературу, на умственную жизнь современников и потомков. По воззрению древнего мира, человек был прежде всего гражданин, понятия о нравственности были совершенно подчинены интересам государства и народа. Луций Анней Сенека стал на более высокую, чисто человеческую точку зрения, учил нравственности, общей для всех людей, говорил испорченному обществу падающего государства об идеальном порядке жизни, о божественном промысле. В этом смысле правы те, которые называют Сенеку предвестником христианских понятий.

Форма произведений у него – дело второстепенное, сравнительно с содержанием. Прежние писатели стремились произвести в читателе гармоническое настроение души художественными и эстетическими средствами, действовали на сердце через эстетическое чувство. Сенека в своих произведениях держится правила говорить прямо сердцу читателя, дорожит только содержанием своих слов, а не формою их изложения. Нельзя сказать, что его язык не красноречив, слог его не энергичен. Напротив, он пишет сильным языком, и слог его часто блестит эффектными выражениями, смелыми антитезами. Но у него нет плавного, гармонического построения периодов; тон его всегда одинаков; повсюду у него риторические прикрасы; ход мыслей неровен, часто капризен; свет и тени производятся у него только искусственными антитезами. В его слоге отражается тревожность и шаткость его характера. Луций Анней Сенека был личностью очень даровитой, имевшей живое, богатое воображение, сильный ум, обширные знания. Но у него не было такой твердости характера, чтобы среди безнравственной обстановки стойко держаться правды и добра, не было силы противиться искушениям, оставаться верным своему убеждению. В религии и в науке Сенека отдавал предпочтение стоической философии, но впадал в бесхарактерный эклектизм, не чуждался даже эпикурейства. Так и в жизни, любя добродетель, он был уступчив к пороку; зная, в чем состоит истинное благо, он отдавался чувственности, раболепствовал перед владычествующим развратом, льстил сильным интриганам; желал хорошего, но был слаб, и при всем своем уме был мелочно честолюбив. Нравственное учение Сенеки не основывается на коренных истинах, оно состоит из множества казуистических правил относительно частных случаев, с указанием на добровольную смерть, как на последнее убежище от несчастий. В слоге его сочинений отражается шаткость его характера.

Луций Анней Сенека. Античный бюст

 

«Луций Анней Сенека был личностью необыкновенного ума, – говорит исследователь Бернгарди, – у него являлось множество новых мыслей, он превосходно умел действовать на душу, очаровывать разнообразием идей, быстро идущих одна за другой, пафосом своей неистощимой декламации. Трудно дойти до справедливого суждения об этом человеке, в котором великий талант соединялся с бездушным тщеславием, испанская пылкость соединялась с холодной риторикой. Мудрено разобрать, сколько в нём было притворства, сколько – энтузиазма. Прекрасные, часто возвышенные мысли его были бы еще привлекательнее, если бы можно было думать, что они высказываются искренно, по твердому убеждению. Но Сенека был верным представителем своего времени, исполненного противоречий».

«Кто красноречивее его прославлял добродетель, – говорит Герлах, – кто беспощаднее бичевал порок? А между тем он поддавался житейским обольщениям. Сенека глубоко понимал и превосходно описывал благородную свободу мудреца, а между тем заискивал милостей Нерона и служил ему советником даже в преступлениях. Он раскрывал сокровеннейшие тайны человеческого сердца; для него оставалось тайной только его собственное сердце, в котором перепутывались непримиримые желания. Он, как пророк, предвидел будущее развитие человеческих понятий, но настоящее держало его в оковах. Возвышенные мысли наполняли его душу и возносили ее в лучший мир, и вслед за этими мыслями мы находим у Аннея Сенеки рассуждения совершенно житейского, даже чувственного направления. Он понимал истину, но у него не было силы воли. Он обогатил свой ум знаниями, но душа его не была просветлена любовью к добру. Сенека чувствовал позорность настоящего, но не мог возвыситься над нею. Преданность высокому нравственному идеалу на словах – недостаточное вознаграждение за скудость врожденного, душевного благородства, проявляющегося в его личности и жизни».

 

Краткая биография Сенеки

Сенека в молодости переселился в Рим, занимался там изучением риторики и философии, потом посвятил себя государственной службе. Он достиг сана квестора, но его карьера была прервана ссылкой на Корсику, продолжавшейся восемь лет. Сенека был сослан в первый год правления императора Клавдия. Причиной тому было, как говорят, участие в распутстве Юлии, дочери Германика (сестры Калигулы). Агриппина, сделавшись императрицей, возвратила его в Рим, назначила воспитателем своего сына Нерона; дала ему претуру, потом консульство (в 58 году). Он платил ей за милости лестью. Сенека старался смягчить буйство и жестокость своего воспитанника, но его заботы остались напрасны, потому что Нерон был уже испорчен, когда его поручили ему. Луций Анней Сенека умел соединить жизнь при развратном дворе со своими добродетельными убеждениями, и если справедливо известие, передаваемое историком Дионом, то он увеличивал ростовщичеством богатство, даваемое ему милостями императора. У него были великолепные сады и виллы, он вел роскошную жизнь римских вельмож. Сенека считал императорскую власть необходимостью; говорил, что император – душа государства, что подданные должны любить государя и быть послушны; но старался удерживать императора от свирепостей. Заговор Пизона дал Нерону желанный повод избавиться от скучного моралиста. Сенеку обвинили в причастности к этому злоумышлению. По приказу императора он перерезал себе артерии и ускорил смерть, задушившись парами горячей ванны. Жена Сенеки Паулина хотела последовать его примеру, перерезала себе артерии, но была спасена от смерти: кровь успели остановить, и она прожила еще несколько лет. Её лицо навсегда осталось чрезвычайно бледным от потери крови.

Смерть Сенеки. Художник Ж. Л. Давид, 1773

 

Сенека имел большие достоинства, говорит Квинтилиан: быстрый и сильный ум, большое трудолюбие, обширные знания (впрочем те помощники, которым он поручал подыскивать справки, вводили его иногда в обман). Его литературная деятельность была очень разносторонняя, он писал речи, стихи, разговоры, послания. В философии недоставало ему основательности, но в своих произведениях он мастерски нападал на пороки, у него было много превосходных мыслей и хороших характеристик, только слог у него был плох и действовал тем вреднее, что дурные качества его привлекательны.

 

Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

До нас дошло много произведений Сенеки. (См. также статьи Сенека – краткое содержание произведений, Трагедии Сенеки, Сенека «Эдип» – краткое содержание, Сенека «Медея» – краткое содержание).

Сборник «Нравственных писем» (Epistolae morales) Сенеки к Луцилию, представляет антологию нравственной философии; изложение не имеет строгой систематичности. Оно богато тонкими замечаниями о лицах и фактах. До нас дошло 124 письма; они были написаны в 62 – 65 годах. В конце сборника Сенека говорит, что хотел объяснить своему молодому другу превосходство человека над другими существами: «Оно состоит в свободном, чистом духе, стремящемся к богу, возвышающемся над всем земным, находящем все блага в самом себе. Итак, что же такое составляет твое достоинство? Разум. Развивай его, насколько можешь». Сборник был обнародован, вероятно, после смерти Сенеки. Это произведение наполнено возвышенными афоризмами и рассуждениями о них, похожими иногда на проповеди. Сенека постоянно доказывает в «Нравственных письмах» превосходство добродетели, чистой совести, благочестивой жизни над богатством и земными наслаждениями, говорит, что истинное счастье состоит в мудрости, в отречении от эгоизма, в любви к богу и добрым людям.

 

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

 

Философские трактаты Сенеки

К «Нравственным письмам» примыкает ряд философских и нравственных рассуждений Сенеки о разных вопросах морали. Неоконченный трактат «О милосердии» (De clementia), посвященный Нерону и написанный в 56 году, объясняет, как хорошо милосердие в государе и чем оно должно выражаться у него. Трактат «О гневе» показывает дурные последствия этой страсти. В трактате «О добрых делах» с утомительной основательностью перечисляются и разъясняются разные виды хороших поступков. Гораздо занимательнее небольшие рассуждения Луция Аннея Сенеки о некоторых основных мыслях стоической морали, как, например, рассуждение «О промысле», доказывающее благоустройством вселенной необходимость признавать божественный промысел и объясняющее, что истинный мудрец может подвергаться бедствиям, но никогда не подвергается несчастию, потому что он выше всех случайностей жизни, и самоубийство, дозволительное по учению стоиков, всегда дает ему возможность избавиться от несчастия. Занимательны также трактаты Сенеки «О душевном спокойствии», «О постоянстве», «О краткости жизни», «О счастливой жизни». Рассуждение «О душевном спокойствии», посвященное другу Сенеки, Аннею Серену, было написано в 49 году. В трактате «О счастливой жизни» Сенека доказывает, что счастье невозможно без добродетели, как будто в оправдание себе, прибавляет, что есть и другие блага, как, например, здоровье и обеспеченное состояние, которые, если не составляют необходимости, то полезны для счастья, что не должно презирать богатства, не следует только давать ему владычества над душой. К этой же группе философских трактатов Сенеки принадлежит отрывок «О музе мудреца».

К лучшим произведениям Сенеки принадлежат два философских письма «В утешение» (De consulatione) его матери Гельвии и Марции, дочери историка Кремуция Корда. Совершенно иной характер имеет письмо «В утешение» отпущеннику и любимцу императора Клавдия.

В письме к Гельвии, написанном во время ссылки в 42 году, Сенека утешает и успокаивает мать, огорченную этим бедствием его. Доводы, приводимые Сенекой этом трактате,  не имеют ничего нового, но они изложены хорошо, содержат в себе много прекрасных мыслей о душевном спокойствии, какое дают человеку чистая совесть, умственные занятия, благородные стремления, о равнодушии, с каким философ переносит все житейские неприятности; потому это письмо всегда действовало на опечаленных людей успокоительно и ободрительно. Но отвратительное действие производит письмо, в котором Сенека утешает Полибия, могущественного отпущенника, опечаленного смертью брата. Оно написано также во время ссылки (в 43 году) и дошло до нас и испорченном виде. Придворная риторика, бесхарактерная лесть пошлому фавориту императора Клавдия и самому Клавдию проявляется тут так утрированно, что почитатели Сенеки называли это письмо подложным; вероятно, оно не предназначалось для обнародования. Раболепно унижаясь перед императором, отправившим его в ссылку, и перед Полибием, Сенека бесчестит философию и дает прискорбное доказательство, что его благородные тирады не исходили от сердца, а были только продуктами сообразительности и таланта.

Бюст Сенеки. Скульптор М. Сольдани Бенци, рубеж XVII-XVIII вв.

Источник фото

 

Несравненно лучше философское письмо к Марции, написанное, вероятно, незадолго перед ссылкой (в 41 году). Оно богато мыслями, изложенными живо. Дочь твердого стоика и республиканца, добродетельно лишившего себя жизни, испытала столько горя, что Сенека находил нужным говорить с ней энергичным тоном. Он рассуждает больше всего о том, что судьба часто поражает тяжёлыми ударами наилучших людей, что земное счастье никогда не бывает полным, что ранняя смерть во время владычества пороков – возвращение в лучший мир, что она отрадна, что она в такие времена – единственное верное спасение от гонений и страданий.

Сенеке приписывается остроумная, очень едкая сатира, изображающая умершего императора Клавдия в самом презренном виде и написанная отчасти прозой, отчасти стихами. Она называется Apokolokyntosis («отыквление», «превращение в тыкву» – слово составленное по образцу слова apotheosis, «обожествление», которого удостаивались другие умершие императоры). Она рассказывает, что Клавдий «человек, созданный богами в гневе их», является в царство умерших и, по предложению Августа, изгоняется из общества небожителей, отводится в ту область подземного мира, где находятся осужденные злодеи; там убитые им друзья, жена и прислужники встречают его ругательствами. По их жалобе, судья умерших осуждает его, любившего игру в кости («вечно играть неудачно в кости»). Наконец Калигула требует, чтобы ему отдали Клавдия как его раба и передает его своему отпущеннику Менандру служить собакой.

 

Естественнонаучные произведения Сенеки

Одно из важнейших произведений Сенеки – «Исследования по естествознанию» – трактат, состоявший из семи книг (Quaestionum Naturalium libri VII). Сенека посвятил это сочинение Луцилию, которому адресовал свои «Нравственные письма». Оно – важнейший труд римской литературы по физике и служило главным руководством к её изучению в средние века. Изложение сведений по естествознанию становится для Сенеки средством доказать истину религиозных и нравственных убеждений, которых он держится. Потому его изложение постоянно сопровождается нравственными заметками. Он делает обзор небесных явлений, в особенности электрических, говорит о кометах, воде, воздухе, землетрясении. Изложение у него живое, но нет спокойствия, нужного для натуралиста, слог имеет риторический характер, всё рассматривается с телеологической точки зрения, и часто Сенека делает порицания людям за то, что они не понимают целей промысла и действуют наперекор им. В конце произведения он жалуется на равнодушие своих современников к естествознанию и философии. Имена философов, говорит он, менее известны, чем имена пантомимов.

 

Подложные письма Сенеки к апостолу Павлу

Есть сборник писем Луция Аннея Сенеки к апостолу Павлу (восемь писем) и Павла к Сенеке (шесть писем). Эти письма подложные, но сам подлог свидетельствует о сильном впечатлении, производимом сочинениями Сенеки на христиан, У него есть много мыслей, сходных с учением апостола Павла, потому даже в сравнительно недавнее время делались попытки доказать знакомство Павла с сочинениями Сенеки или наоборот заимствование мыслей Павла Сенекой. Эти попытки совершенно ошибочны.

 

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.). Знаменитые мудрецы

Луций Анней Сенека

(ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.)

Римский философ, политик, писатель. Основные сочинения: десять научно-этических трактатов; восемь книг «Естественнонаучных вопросов»; «Нравственные письма к Луцилию».

Луция Аннея Сенеку человечество цитирует вот уже почти две тысячи лет. Охотно пользуются его сентенциями философы, писатели, политики, а историки неизменно останавливаются на драматических поворотах его жизни, особенно при дворе императора Нерона. В этих рассказах вырисовывается фигура, можно сказать, эпическая, достойная трагедий Софокла и Еврипида.

Чем объяснить устойчивый интерес к Сенеке, который не был ни великим политиком, ни драматургическим гением, ни выдающимся философом, создавшим оригинальное учение? Ответ на этот вопрос лежит прежде всего в нравственных устоях его личности.

Они формировались на протяжении всей его бурной жизни, затрагивая самую суть таких понятий, как добро и зло, жизнь и смерть, богатство и бедность. Но в итоге вели к одному-единственному вопросу, правда, не менее основополагающему: в чем смысл человеческой жизни. Предполагал ли Сенека, что его собственный путь будет таким крутым и извилистым? Вероятнее всего, да, иначе бы он не решал столь мучительные вопросы, прилагая их, в том числе, и к собственной судьбе. И хотя в полном соответствии с семейной традицией Сенека выбрал политическое поприще, по-настоящему его влекла спокойная и мирная жизнь, всецело посвященная философии. Эти, казалось бы, совершенно противоположные сферы деятельности обусловлены как воспитанием Сенеки, так и внешними обстоятельствами, в которые философ был вовлечен чаще всего помимо своей воли.

Семья Сенеки происходила из испанского города Кордовы, где отец будущего философа Луций Анней Сенека Старший был римским всадником. Он твердо верил в справедливость богов и величие Рима, а помимо того, слыл человеком образованным и не чуждым философии. В молодости Сенека Старший увлекался риторикой и был слушателем выдающихся ораторов своего времени. Мечтая о политической карьере для сыновей, он перебрался в Рим, когда Луций Анней был еще ребенком.

Философией Сенека увлекся еще в ранней юности. Под влиянием стоиков и пифагорейцев он неукоснительно следовал суровым обычаям воздержания, которые, кстати, соблюдал до самой кончины. Правда, первые шаги в политической деятельности были прерваны неожиданной болезнью Сенеки Младшего, которая чуть не довела его до самоубийства. Позже об этом трагическом эпизоде жизни сам Сенека писал: «Часто меня тянуло покончить с собою, – но удержала мысль о старости отца, очень меня любившего. Я думал не о том, как мужественно смогу я умереть, но о том, что он не сможет мужественно переносить тоску. Поэтому я и приказал себе жить: ведь иногда и остаться жить – дело мужества».

Луцию Аннею хватило мужества не только для преодоления болезни, но и на то, чтобы завоевать свое место на политическом олимпе. Древнеримский писатель и биограф Светоний отмечал, что «расцвет славы» Сенеки наступил при императоре Калигуле. Словно наверстывая упущенное, молодой политик и оратор за короткий срок был удостоен первой государственной должности и вошел в сенат. Там одна из его блестящих речей вызвала такую зависть Калигулы, что Сенека чуть было не лишился жизни по распоряжению именитого соперника в ораторском искусстве. Спасло философа только заступничество некоей императорской наложницы, которая уверила Калигулу, что Сенека слаб здоровьем и, скорее всего, сам вот-вот умрет от чахотки.

Следующий раскат грома не заставил себя долго ждать. Сенека был обвинен в прелюбодеянии с племянницей одной знатной особы, и сенаторы тут же поспешили потребовать смерти для слишком выделяющегося сотоварища. Теперь уже император Клавдий просил сенат заменить казнь ссылкой. Местом изгнания Сенеки стала Корсика. Поначалу опальный политик впал в отчаяние, он даже попытался ходатайствовать о помиловании в своем трактате «Утешение к Полибию», однако позже изгнанник укрепился духом и вновь занялся научными изысканиями, увлеченный наблюдениями за небесными телами.

Удаление из Рима, созерцание космических явлений заставили Сенеку по-иному оценить пребывание в мире. Как и в годы молодости, перед ним снова встал вопрос о важности философского осмысления жизни, перед которым меркнет так называемое величие государственного служения. Об этом Луций Анней размышлял в трактате «О краткости жизни», в котором указывал, что «без спешки исполнять истинный долг можно лишь тем, кто захочет каждый день быть в теснейшей близости к Зенону, к Пифагору, к Демокриту и другим зачинателям благих наук».

Корсиканская ссылка на некоторое время отдалила Сенеку от государственных дел. Как никогда ранее он ощутил себя философом и космополитом, то есть гражданином мира. И чувство это было настолько сильным, что он даже собирался ехать в Афины, чтобы продолжить там философские занятия. Однако этим намерениям не дано было осуществиться.

В 48 г. после убийства Валерии Мессалины, жены Клавдия, новой женой императора стала Агриппина, мать будущего императора Нерона, усыновленного Клавдием. Агриппина отнеслась к Сенеке более чем благосклонно. И не только возвратила его из ссылки, но и предложила философу стать наставником ее сына. Сенека предложение принял, хотя и понимал, что идет на компромисс со своей совестью. Не трудно было предположить, что дворцовые интриги, нередко заканчивающиеся кровопролитием, продолжатся и впредь. А это означало, что наставник втягивался в сеть заговоров, предательств и преступлений. Так или иначе, жизнь Сенеки становилась двойственной и теперь уже окончательно расходилась с ранее намеченными планами. Правда, он полагал, что если у власти окажется мудрец, то он и будет тем справедливым царем, который станет идеалом для государства.

Надежды эти, однако, не сбылись. Нерон оказался не только властолюбивой, но и преступной личностью. Сенека вынужден был в той или иной мере поступаться своими принципами, и эти уступки все дальше уводили его от нравственных норм, составлявших суть философского учения. После убийства Нероном своей матери Агриппины положение Сенеки при императорском дворе стало невыносимым.

Он ходатайствовал об отставке и просил Нерона принять назад все полученные им богатства. Нерон отставки не принял и богатства обратно взять не пожелал. Но Сенека уже утвердился в столь мучительном для себя решении – окончательно удалиться от государственных дел. Увы, это не обезопасило его от Нерона. Да и сам император вскоре понял, что его учитель – серьезная преграда на пути к абсолютной власти. Подозрительный диктатор легко поверил клевете и доносу об участии Сенеки в заговоре против него и приказал своему наставнику умереть. Философ мужественно принял смерть, вскрыв себе вены. По завещанию Сенеки его труп сожгли без погребальных обрядов.

Жена Сенеки Паулина, преданно и страстно любившая мужа, пожелала вместе с ним уйти из жизни и тоже вскрыла себе вены. Однако Нерон, не питая личной ненависти к Паулине и не желая усиливать вызванное его жестокостью всеобщее возмущение, приказал не допустить ее смерти. Рабы остановили кровотечение, перевязав ей руки. Паулина долго болела от потери крови и пережила мужа лишь на несколько лет.

Не сумев в жизни примирить нравственность и власть, Сенека нашел выход из этого положения в своих сочинениях. Тем самым он снял для себя противоречия реальной жизни, уготованные «всевидящей судьбой». Творческое наследие Луция Аннея Сенеки весьма значительно. Его перу принадлежат философские сочинения, художественные и естественнонаучные сочинения, многие из которых, правда, утрачены. Сенека создал несколько философских трактатов, девять трагедий, одну историческую драму, девять философско-этических диалогов, восемь книг «Естественно-научных вопросов» и знаменитые «Нравственные письма к Луцилию».

Унаследовав от стоических и староримских традиций убежденность в существовании высших моральных норм, он сумел сохранить их до конца жизни. Это важно понять потому, что главные нравственные ценности в Римском государстве замыкались на гражданской общине. Нормы римской морали диктовали приоритет долга, мужества, доблести, стремления к благу государства. Но Сенека как римский гражданин шире трактовал проблемы личности и государства. Он писал: «Надо добиваться, прежде всего, чтобы мы не шли, как овцы, вслед за вожаком стада, направляясь не куда следует идти, а куда идется. Наилучшей мы считаем жизнь по разуму, а не по чужому подобию».

Сенека делал упор на долге человека перед собой и людьми. Исполнять этот долг учит пример основателей стоической философии, которые «выносили законы для всего рода человеческого, а не для одного государства. Выполняя эти законы, человек не запирается в стенах одного города, но выходит на простор мира, который становится ему отчизной». В этих рассуждениях нетрудно увидеть космополитические идеи, характерные для ранних стоиков. Важно, однако, учесть то, что их проповедует римский гражданин, который предпочитает служить не гражданской общине, превратившейся в толпу рабов для тирана, а вселенскому «сообществу богов и людей».

Эта позиция четко обозначилась в итоговой книге Сенеки «Нравственные письма к Луцилию». Всего писем 124 и собраны они в один солидный том. В них абсолютно все подчинено этике. Даже научные изыскания о природе, которыми Сенека занимался весьма основательно, включены в трактат с единственной целью, направленной на прояснение нравственных проблем.

Кому же адресовал свои философские письма Сенека? Формально – прокуратору Сицилии и своему другу, любителю изящной словесности Луцилию. Но фактически письма являются как бы посланиями самому себе, неким нравственным завещанием, продиктованным голосом разума. Обращение «ты» становится авторским «я», воплощающим свод стоической морали. В самом общем виде «Письма к Луцилию» явились программой нравственного самоусовершенствования. Эту программу предназначал Сенека и для самого себя, и для Луцилия, а в его лице и всему сообществу людей.

«Письма к Луцилию» начинаются с того, что Сенека советует другу освободить время для совершенствования души, обратившись к лучшему, что есть в ней самой. И неважно при этом, сидит ли человек в своем доме, или странствует, – он всегда наедине с собой. Важно, какие мы есть, а не то, где мы пребываем. И поэтому «ни к одному месту мы не должны привязываться душой, но должны жить с убеждением: не для одного уголка я рожден, весь мир для меня отчизна».

Сенековский «человек добра» никогда не ищет себе оправданий, лечит себя мудростью и пренебрегает похвалой. Вообще же, награда за добродетельный поступок – в самом поступке. Для достижения добродетели надо не ограничивать страсти, как советовали последователи Аристотеля (перипатетики), а совершенно их искоренять.

Однако, как считал Сенека, одного желания добра мало, необходимы еще и воля, воспитание чувств, пробуждение совести. На фоне прагматичной психологии древних стоиков, признававших только разумное начало, доводы Сенеки меняли весь стиль философствования: «Будем жить так, чтобы недавно бывшее словом стало делом. Когда несет волна, нужно держать руль, бороться с самим морем, вырывать у ветра паруса. Нужно не разговаривать, а править».

Сенека очень точно уловил момент воли, ответственного выбора поведения; свобода выбора у него расширяла свои границы в отличие от стоического фатализма с учением о роке как неизбежной и непреодолимой силе. Он предлагал соизмерить выводы собственного разума с волей созидающего Логоса, или божества, которая может быть только благой, ибо бог – величайший благодетель, он заботится о людях и наставляет на путь истинный.

В связи с этим возникал и вопрос о страданиях человека. Зачем они ему даны? Сенека отвечал: «Бог посылает страдания с тем, чтобы закалить человека добра в испытаниях. Бог подобен любящему отцу, а не ласковой матери. Ты велик, человек? А откуда мне это знать, если судьба не дает тебе случая показать добродетель?»

Как часть божественной воли человек добра должен воспринимать и смерть. В этом лучшее лекарство против страха смерти: «Нет никакой разницы, смерть к нам придет, или мы к ней. Внуши себе, что лжет общий голос невежд, утверждающих, будто «самое лучшее – умереть своей смертью». Чужой смертью никто не умирает. И подумай еще вот о чем: никто не умирает не в свой срок. Своего времени ты не потеряешь: ведь то, что ты оставляешь после себя, то уже не твое».

По-своему подошел Сенека и к проблеме самоубийства. Он утверждал, что нельзя уходить из жизни под влиянием страсти. Разум и нравственное чувство сами подскажут, когда самоубийство является наилучшим выходом. Вместе с тем, если не останется возможности исполнять свой долг человека, самоубийство, согласно Сенеке, не только допустимо, но и оправданно. Принуждение, неизбежность казни, рабство – вот те явления, которые делают смерть обязанностью мудреца.

Потерпев неудачу в государственной деятельности, разочаровавшись в нравственных критериях римского общества, Сенека тем не менее не замкнулся в высокомерно-бесстрастной мудрости. Из идеалов древней Стои ему, римлянину, ближе всего оказался идеал человеческой общности, пусть и в фантастическом образе «вселенского града». Дух объединит людей, считал Сенека, и этим он прокладывал путь к христианству. Напоминая об истинных ценностях Стои и древней мудрости в целом, мыслитель словно предвидел нравственные искания всех будущих поколений: «Я преклоняюсь перед всем, что создала мудрость. Мне отрадно видеть в ней наследие многих, накопленное и добытое их трудом для меня. Но будем и мы поступать, как честные отцы семейства: умножим полученное, чтобы это наследие обогащенным перешло от нас к потомкам. Много дела есть и теперь, и останется всегда, и даже тот, кто родится через сто тысяч лет, не лишен будет возможности что-нибудь прибавить к завещанному».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛУЦИЙ ВЕР

ЛУЦИЙ ВЕР Lucius Ceionius Commodus 15 декабря 130 г. — нач. февраля 169 г. С 25 февраля 138 г. именовался Lucius Aelius Aurelius Commodus. Правил под именем Imperator Caezar Lucius Aurelius Verus Augustus с 7 марта 161 г. до нач. февраля 169 г. Причислен к сонму богов После кончины Антонина Пия власть перешла к двум его приемным

30. Луций Корнелий Сулла

30. Луций Корнелий Сулла Л. Корнелий Сулла, противник Мария, родившийся в 138 г. до Р.Х., происходил из старинного аристократического рода, но пришедшего в упадок. Молодым человеком жил он на квартире и платил только немного дороже, чем некий отпущенный, живший в том же доме.

32. Луций Лициний Лукулл

32. Луций Лициний Лукулл Подобно тому как Серторий у марианцев, так Л. Лукулл на стороне Сулловой партии был самым выдающимся по таланту полководцем; но счастье не благоприятствовало ему в такой степени, как сопернику его Помпею, который был несколько моложе его. Он

АВРЕЛИАН ЛУЦИЙ ДОМИЦИЙ

АВРЕЛИАН ЛУЦИЙ ДОМИЦИЙ (214-275) Полководец и император Древнего Рима (270-275). Для древнеримской истории вышедший в ней на первые роли Аврелиан Луций Домиций был необычной фигурой. Этот человек родился в Иллирии, приморской области на территории современной республики

Интерлюдия третья Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Интерлюдия третья Сенека «Нравственные письма к Луцилию» В длинной череде выдающихся деятелей Римской истории Анней Сенека по праву занимает свое место рядом со знаменитыми государственными деятелями, полководцами и императорами. Биографическую канву его жизни мы

Перузийская кампания. Луций совершает маневр. Луций в Перузии. Перузия сдается. Голод

Перузийская кампания. Луций совершает маневр. Луций в Перузии. Перузия сдается. Голод Последовавшая за этим кампания была спланирована сильным и острым умом, который лишь теперь выходит на арену борьбы, – Марком Випсанием Агриппой. Он обладал и умением, и твердостью,

ЦЕЗАРИ И ФИЛОСОФЫ. СЕНЕКА И НЕРОН

ЦЕЗАРИ И ФИЛОСОФЫ. СЕНЕКА И НЕРОН Хотя Рим не был символом гражданского порядка, мира и благополучия для всех, были у Рима и моменты величия, и достижения. «Строгое» право (jus strictum) римлян под воздействием права иных народов трансформируется. Рим учился властвовать, по

Луций Вер

Луций Вер Луций Цейоний Коммод Вер, вошедший в историю под именем Луция Вера, был сыном Элия Вера, усыновленного Адрианом. Луций Вер был усыновлен Антонином Пием и стал называться Луций Элий Аврелий Коммод Вер, как император он именовался Цезарь Луций Аврелий Вер. Он был

Сенека Младший и Паулина Помпея

Сенека Младший и Паулина Помпея Удалиться от шумного света и создать вокруг себя, в себе – железное кольцо покоя. Сенека Я указал тебе на то, что могло бы примерить тебя с жизнью, но ты предпочитаешь благородную смерть; не стану завидовать возвышенности твоего деяния.

Мудрый учитель Сенека

Мудрый учитель Сенека Наш список, конечно, не полон. Нерон уничтожал всех, кто ему угрожал или в ком он только чувствовал угрозу. Весьма чувствительный к любым высказываниям в адрес его собственных произведений, он старался строго не наказывать мыслителей. Он считал своей

Сенека и школа политики

Сенека и школа политики Голос Сенеки не был гласом вопиющего в пустыне. Считается, что, начиная с 49 года, он был, несомненно, самым значительным рупором [111] класса сенаторов, всадников и богатых провинциалов, благосклонно относящихся к укреплению абсолютизма. Но

Сенека: между молотом и наковальней

Сенека: между молотом и наковальней Еще перед началом дебатов о налоговой реформе и в связи с тем, что он хотел оказать давление на курию, император изгнал Суилия, одного из самых значительных сенаторов — сторонников Клавдия и Агриппины, противников упразднения непрямых

Люций Анней Флор

Люций Анней Флор Люций Анней Флор (Lucius Annaeus Floras) написал во времена императора Адриана (между 117 и 138 годами) краткий очерк римской истории от основания города до времен Августа, составленный путем сокращенного изложения трудов предшествующих историков и главным образом

Древняя мудрость: Луций Анней Сенека — Счастье исходит из добродетелей

Сейчас читаю: Древняя мудрость: Луций Анней Сенека — Счастье исходит из добродетелей

PrevNext Без правильных ценностей и моральных принципов люди будут восставать друг против друга, и никто не найдет счастья. Мы приглашаем вас открыть для себя Сенеку и его бесценную древнюю мудрость.

Луций Анней Сенека, также известный как Сенека Младший, родился в Кордове, Испания, в 4 г. до н.э., но прожил свою жизнь в Риме, где и умер в 65 г. н.э. Он был важным испано-римским философом и одним из лучших ораторов Империи, юристом, писателем (известным своими моральными учениями) и политиком.

Он считается одной из ведущих фигур стоической философии, а его идеи на протяжении веков были источником вдохновения для важных философов, интеллектуалов и религиозных мыслителей.

Изучение жизни Сенеки Сенека Младший, сын Марко Аннея Сенека (Сенека Старший), был квестором, претором, сенатором и консулом во время правления Тиберия, Калигулы, Клавдия. Он был наставником Нерона и, когда Нерон стал императором, был одним из его советников. Его роль воспитателя описана в знаменитой пьесе «Британник» Жана Расина.

Люди мало что знают о жизни Сенеки до 41 года нашей эры, и то немногое, что мы знаем, связано с тем, что написал сам Сенека. В любом случае, он происходил из знатной семьи, связанной с высшим латиноамериканским обществом, в то время, когда провинция Испания процветала в пределах Римской империи.

Изображение предоставлено Wikipedia.org
Его семье принадлежали большие оливковые рощи в Хаэне и Кордове. Многие семьи обогатились за счет огромного экспорта в Рим амфор, наполненных лучшим в мире оливковым маслом. Одна из этих семей принадлежала Сенеке. Легкость речи и прибыль от торговли оливковым маслом позволили Сенеке достичь самого высокого социального уровня, на который мог рассчитывать человек его положения в свое время.

Он изучал грамматику, риторику и философию в Риме, где его обучали стоик Аттал, киник Деметрий и Фабио Папиро, чьи учения повлияли на его стоическую философию.

У Сенеки было слабое здоровье (страдал астмой), поэтому он отправился лечиться в Египет, где жила его тетка со своим мужем Вестрасио Полионом, назначенным императором Тиберием наместником Египта. Там он приобретает представление об управлении и финансах, изучая географию Египта и Индии, развивая интерес к природе.0019 наук. По словам Плиния Старшего, Сенеку хвалили за его познания в геологии, океанографии и метеорологии.

Вернувшись в Рим, он был назначен квестором, претором и сенатором Римской империи при правительствах Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона, а также министром и советником императора Нерона.

Изображение Нерон и Сенека Кредит: Wikipedia.org
Сенека был ярким мыслителем и политиком. Он был блестящим оратором, доминирующей фигурой в римской политике, а также одним из самых уважаемых, влиятельных и уважаемых сенаторов. Обладая исключительным авторитетом и политическим влиянием, он привлекал как врагов, так и благотворителей. В 41 году нашей эры он был приговорен императором Клавдием к восьми годам ссылки на Корсику под предлогом прелюбодеяния с Юлией Ливиллой, сестрой Калигулы.

В 49 году новая жена Клавдия, знаменитая Агриппина Младшая, реабилитировала Сенеку, которого призвали обратно в Рим и назначили претором города. В 51 году Агриппина также назначила его опекуном юного Луция Домиция Агенобарба, будущего Нерона, сына, имевшегося у него от предыдущего брака.

Между 54 и 62 годами Сенека обеспечил компетентное правительство в течение первых пяти лет правления Нерона, будучи очень влиятельным в Империи. Но позже Нерон забыл учение своего наставника и даже убил всю его семью: мать Агриппину, брата Германика и жену Октавию. В 62 году нашей эры Сенека уезжает из римского двора, чтобы жить в одном из своих владений на окраине Рима.


Смерть Сенеки — пример достоинства и спокойствия Его жизнь закончилась в 65 году нашей эры. Сенека был вовлечен в последствия заговора Пизона, заговора с целью убить Нерона. Хотя маловероятно, что Сенека участвовал в заговоре, Нерон приказал ему покончить с собой.

Его смерть — пример стоического спокойствия. Следуя традиции, он перерезал несколько вен, чтобы истечь кровью. Но поскольку он был стар, его кровь текла слишком медленно, и он не мог умереть. .. Он также принял яд, который оказался тоже не смертельным. Затем, наконец, он попросил погрузиться в теплую ванну, которая, как он ожидал, ускорит кровоток и облегчит его боль. Пар задушил его, так как Сенека страдал от астмы.

Тацит писал: «Затем его отнесли в баню, паром которой он задохнулся и сжег без всякого обычного погребального обряда. В разгар своего богатства и могущества он думал о близкой жизни».

Викторианский золотой резной цитриновый медальон с камеей философа Сенеки


Вероятно, огромное богатство философа вызвало бы зависть у Нерона, который не терпел, чтобы другой человек затмевал его в этом отношении. Все богатство Сенеки перешло в имперскую вотчину.


Стоицизм и мышление Сенеки Стоицизм Сенеки — учение, основанное на практической философии, главным образом на человеческой морали. Он написал ряд книг по стоицизму , в основном по этике.

Он выразил мудрые советы и размышления о морали и о том, как должны вести себя все люди, если они хотят достичь счастья. Для Сенеки мудрость состоит в воспитании воли к счастью в добродетели, а не в материальном богатстве. Оригинальность Сенеки заключается в точности, с которой он запечатлел пороки и пороки своих современников. Он продвигал милосердие и человечность по отношению к рабам и гладиаторам.

Как писатель Сенека считается величайшим представителем нового стоицизма, наряду с Эпиктетом и Марком Аврелием. Он принял разделение философии на логику, этику и физику и понял это как путь к мудрости, как «studium virtutis».

Сенека воспринимал существование как путь к добродетели, потому что знал свои слабости и несовершенства.

В его работах обсуждаются как этические теории, так и практические советы. Сенека рассматривает философию как бальзам для жизненных ран. Он писал о хорошем управлении, свободе, достоинстве, красоте и смерти. Он считал важным противостоять собственной смертности и быть в состоянии противостоять смерти. Нужно быть готовым практиковать бедность и правильно использовать богатство. Он также писал о милосердии, важности дружбы и необходимости работать на благо других.

Изображение предоставлено Wikipedia.org

Сенека верил в достоинство всех людей, независимо от их действий: «Даже убийца остается человеком и как таковой достоин уважения, поэтому бесчеловечно бросать его в звери». Никто не подходил к вопросу о рабстве с таким критическим духом, указывая на то, что рабы — это «люди», «покорные друзья», а потому не обязаны подчиняться приказам, отвергающим разум.

Он также считал, что совершенство человека измеряется не его имуществом, а его добротой: «Если хочешь взвесить себя, отложи в сторону свои деньги, свой дом, свой чин и присмотрись к своему внутреннему человеку: ибо как то есть вы доверяете другим меру своего качества». Если вы можете разбогатеть, только отказавшись от своих моральных ценностей, не делайте этого.

Философ ценил ценность человека: «homo res sacra homini» — «человек священн для человека».

Сенека учил людей, что материальные блага не приносят счастья, только «добродетель», и что мы должны служить другим, а не ненавидеть: «Везде, где есть человек, есть возможность для доброты».

В «Моральных письмах к Луцилию» он раскрывает, что «без общества нет удовольствия обладать каким-либо добром» и что мы должны быть сами себе друзьями, любя друг друга, несмотря на наши собственные недостатки.

Стоик избегает толпы, потому что его интересуют только «внутренние аплодисменты», празднование старости: «Как сладко исчерпать свои страсти и отложить их в сторону!» Ищите Бога в своей совести: «Бог рядом с вами, Он с вами, Он в вас». Мудрость доступна всем — «все люди происходят от одного и того же потомства», включая рабов, которые «наслаждаются одним и тем же небом, дышат одним и тем же, живут и умирают, как вы».

Мудрость учит нас, что дружба — это «жизнь в общении». Мы не знаем счастья, живя только для своей пользы: «Надо жить для ближнего, если хочешь жить для себя». Сенека не претендует на то, чтобы знать все, но ее устраивает научиться жить безмятежно и честно.

Он думал, что мы не должны закрывать дверь перед нашими ближними, а наши антагонисты могут быть лучшими учителями.

Изображение предоставлено Wikipedia.org

Подобно Сократу и Платону , он понимал, что философия также является подготовкой к «смерти». В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенека пишет: «Я мужественно готовлюсь к тому дню, когда буду судить себя и покажу, была ли моя ценность в моем сердце или на устах. Мнение людей не имеет значения: только смерть нам судья. Философские споры, беседы, заветы мудрости не показывают истинной души. Твоя индивидуальная ценность раскроется только в твоем последнем вздохе. Я принимаю эти условия: я не боюсь Трибунала Смерти».

Для Сенеки «счастье» было тем, чего хотели все люди, только они были слепы и не видели, что делает их по-настоящему счастливыми. Чем больше они хотели искать счастья, тем дальше уходили от него. По-настоящему счастливая жизнь бывает только тогда, когда человек ищет здорового духом и телом.

Счастливый человек честен, добродетелен, имеет свободную, справедливую и устойчивую душу без страха и страданий. Он всегда считал, что несчастные люди плохо живут, и не знал, что такое сожаление.

Философское мышление Сенеки распространилось по всему Западу, будучи одним из немногих римских философов, всегда пользовавшихся большой популярностью. Через много лет он стал одним из самых республиканских и переводимых философов, а его работами восхищаются самые влиятельные западные мыслители и интеллектуалы: Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Рене Декарт, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Франсиско де Кеведо, Томас де Куинси, Данте, Петрарка и т. д.

Влияние Сенеки на последующие поколения было огромным. В эпоху Возрождения им восхищались и почитали как оракула нравственного назидания, даже христианина, учителя литературного стиля и образца драматического искусства.

Древняя мудрость Сенеки — Известные цитаты

— Необходимо избегать трех зол: ненависти, зависти и презрения


— Мужество смотрит на звезды, страх до смерти

— Доброта — лучшее средство от страха
— Надежда — последнее утешение в беде

— Все предметы искусства являются имитациями природы
9 0126
— Такой же, как его язык, такой была и его жизнь

— Не торопись с похвалой или упреком

— Трудности укрепляют ум, как физический труд укрепляет тело

— Если добродетель предшествует каждому нашему шагу, мы всегда будем в безопасности 127

— Нехорошо осуждать, когда ты невежественен

— Жизнь без мужества означает смерть или рабство

— Легче исключить дурные страсти, чем управлять ими, отрицать их существование, вместо того, чтобы отрицать их после того, как мы ранее признали их

— Душа — единственная ценность человека. Он делает слугу равным своему господину

— Жизнь как игра: важно не то, сколько она длится, а то, как она разворачивается

— Мы больше страдаем в воображение, чем на самом деле

— Иногда даже жизнь — это акт мужества
 
— Везде, где есть человек, есть возможность для доброты

— Да не важно, что ты вынесешь, а как ты вынесешь

— Со спокойной душой переносить испытания лишает беду сил и бремени

 

— Тот, кто предается пустым страхам, зарабатывает себе настоящие страхи

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н.э.

Луций родился в Испании в 4 г. до н.э. Анней Сенека получил образование в Риме и прославился не только как драматург, но и как оратор и философ. Он служил воспитателем юного Нерона, и когда мальчик стал императором в 54 г. н.э. он оставил Сенеку своим советником. В течение нескольких лет, Сенека оказал на молодого императора успокаивающее влияние. После он вышел на пенсию в 62 г. н.э., однако потерял благосклонность своего бывшего ученика, а в 65 г. н.э. его обвинили в заговоре против Нерона и вынужден покончить жизнь самоубийством.

Из пьес, оставленных Сенекой, сохранилось не менее 8. в том числе Троянские женщины, Эдип, Медея, Безумный Геракл, Финикийские женщины, Федра, Агамемнон и Фиест . Еще две пьесы, Octavia и Hercules on Oeta есть иногда приписывают Сенеке, хотя многие ученые сомневаются их подлинность. Геркулес на Оэте вообще считается ничем не примечательной имитацией сенеканской трагедии и Октавия по-видимому, было написано после смерти Нерона, поэтому Сенека как автор.

Все восемь подлинных сенеканских трагедий адаптированы из творчество других драматургов. Эдип адаптирован из Софокла Эдип Тиранн , Агамемнон экранизация пьесы Эсхила, Thyestes адаптировано из неизвестного — вероятно, латинского — источника, а остальные адаптированы из пьес Еврипида. Однако Сенека никогда не позволял себе быть связанным первоначальным текст, свободное отбрасывание сцен, перестановка и использование только материал, который он нашел полезным.

Неизвестно, действительно ли ставились пьесы Сенеки. в римских театрах или они просто предназначались для декламации перед небольшой частной аудиторией. Некоторые ученые предложили что богатый Сенека счел бы ниже себя писать для театра, а сами пьесы часто показывают отсутствие заботы о физических требованиях сцены. Однако при наличии небольшого воображения они, безусловно, сценичны, и нельзя отрицать, что пьесы Сенеки оказали глубокое влияние на развитие трагической формы в более поздние времена, особенно в эпоху Шекспира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *