Ломоносов в сфере литературы: Открытия М.В.Ломоносова в области русского языка и литературы.
Ломоносов и реформа русского стиха -Русская литература XVIII века -История русской литературы
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)Библиографическая запись: Ломоносов и реформа русского стиха. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xviii-veka/lomonosov-i-reforma-russkogo-stixa/ (дата обращения: 17.07.2023)Содержание
Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда древняя русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура. В связи с обмирщением сознания основой литературного языка становился русский язык. Ломоносов написал первую «Российскую грамматику» (1757), которая открывалась восторженным дифирамбом русскому языку, сравнивая его с европейскими языками и подчеркивая его преимущества.
Ломоносов был далек от мысли отказаться от использования в русском литературном языке церковнославянизмов. Тредиаковский в предисловии к роману «Езда в остров Любви» писал о непонятности и даже неблагозвучности церковнославянского языка и решительно избегал его в своем переводе. Такое решение вопроса было не принято Ломоносовым.
Церковнославянский язык в силу своего родства с русским заключал в себе определенные художественно-стилистические возможности. Он придавал речи оттенок торжественности, значительности. Это легко почувствовать, если поставить рядом одинаковые по смыслу русские и церковнославянские слова: палец — перст, щека — ланита, шея — выя, сказал — рек и т. п. В силу этого церковнославянизмы, при умелом использовании их, обогащали эмоционально-выразительные средства русского литературного языка. Кроме того, на церковнославянский язык были переведены с греческого богослужебные книги, в первую очередь Евангелие, что обогатило лексику русского языка множеством отвлеченных понятий.

В 1739 г. Ломоносов прислал из Германии в Академию наук «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором завершил реформу русского стихосложения, начатую Тредиаковским. Вместе с «Письмом» была отправлена «Ода на взятие Хотина» как наглядное подтверждение преимущества новой стихотворной системы. Ломоносов внимательно изучил «Новый и краткий способ. ..» Тредиаковского и сразу же заметил его сильные и слабые стороны. Вслед за Тредиаковским Ломоносов отдает полное предпочтение силлабо-тоническому стихосложению, в котором его восхищает «правильный порядок», т. е. ритм. В пользу силлабо-тоники Ломоносов приводит ряд новых соображений. Ей соответствуют, по его мнению, особенности русского языка: свободное ударение, падающее на любой слог, чем наш язык коренным образом отличается от польского и французского, а также обилие как кратких, так и многосложных слов, что еще больше благоприятствует созданию ритмически организованных стихов.
Но принимая в принципе реформу, начатую Тредиаковским, Ломоносов заметил, что Тредиаковский остановился на полпути и решил довести ее до конца. Он предлагает писать новым способом все стихи, а не только одиннадцати и тринадцатисложные, как считал Тредиаковский. Наряду с двусложными, Ломоносов вводит в русское стихосложение отвергнутые Тредиаковским трехсложные стопы. Тредиаковский считал возможной в русской поэзии только женскую рифму.
В 1748 г. Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» (кн. 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился вопрос о выборе темы и связанных с ней идей. Вторая часть — «О украшении» — содержала правила, касавшиеся стиля. Самым важным в ней было учение о тропах, придававших речи «возвышение» и «великолепие». В третьей — «О расположении» — говорилось о композиции художественного произведения. В «Риторике» были не только правила, но и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства. Она была и учебником и вместе с тем хрестоматией.
Огромной заслугой Тредиаковского перед русской поэзией, не только современной ему, но и последующей, была проведенная им реформа стихосложения.

При создании нового типа стихосложения Тредиаковский стремился исходить из особенностей русского языка. «Способ сложения стихов, — писал он, — весьма есть различен по различию языков».
Тредиаковский считал, что к реформе стихосложения его привела народная песня . Он прав в том, что в народной поэзии можно найти отдельные стихи, звучащие как правильные силлабо-тонические
Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского — М. В. ЛомоносоваСпецифической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы, как любая другая национальная европейская разновидность метода.

Принцип стихосложения, продуктивный в том или ином языке, связан с особенностями акцентологии языка. В языках, где отсутствует категория силового ударения, но функционален признак долготы или краткости гласного звука, продуктивным является тонический (музыкальный) принцип стихосложения, учитывающий качество звука и основанный на регулярности чередования долгих и кратких звуков в пределах одного стиха (таково стихосложение древних языков, греческого и латыни). В языках, акцентология которых основана на категории силового ударения, то есть на динамическом выделении и качественном изменении ударного гласного, продуктивность того или иного принципа стихосложения зависит от положения ударения в слове. В языках с закрепленным ударением (моноакцентных), когда в каждом слове ударение падает на один и тот же слог, считая от начала или конца слова, продуктивным является силлабический (от греч. syliaba — слог) принцип стихосложения, предполагающий учет количества слогов в стихах. Силлабическим является польское (ударение закреплено на предпоследнем слоге) и французское (ударение закреплено на последнем слоге) стихосложение. Наконец, для языков с незакрепленным ударением (полиакцентных) оптимальным является силлабо-тонический принцип стихосложения, учитывающий количество слогов в стихе и их качество — ударность или безударность, причем ударные и безударные слоги должны чередоваться регулярно. Таким является современное русское стихосложение.
Силлабическое стихосложение было заимствовано из польской культурной традиции вместе с жанром виршей — стихов, предназначенных для чтения (в отличие от песенной лирики — кантов), которые закрепились в школьной поэзии. Русские силлабические стихи разделялись на длинные (героические) — от 11 до 13 слогов и короткие — от 4 до 9 слогов. И поскольку существенной особенностью ритма польских виршей в связи с тем, что в польском языке ударение падает на предпоследний слог слова, было женское окончание (предпоследний слог ударный, последний безударный), постольку и в русских силлабических стихах потребовалось закрепить одну сильную позицию — а именно предпоследний ударный слог, что является показателем неорганичности силлабики для русского стихосложения.
То обстоятельство, что реформа русского стихосложения назрела к 1730-м гг., было обусловлено целым рядом национально-исторических причин. Секулярный характер русских культурных реформ требовал создания новой светской поэзии, а для нее силлабические вирши, прочно связанные с духовной клерикальной традицией, представлялись непригодными: новый строй мыслей и чувств требовал новых поэтических форм и нового языка. Состояние русской силлабики на рубеже XVII—XVIII вв. свидетельствовало о том, что эта форма стихотворства переживает внутренний кризис, поскольку главным в силлабическом виршетворчестве этой эпохи стали формальные эксперименты: фигурные стихи, акростихи, стихи-палиндромы составляли существенный раздел русской силлабики начала XVIII в. Национально-исторические причины необходимости реформирования русского стихосложения усилили собой основную — лингвистическую неорганичность силлабического принципа стихосложения для полиакцентного русского языка (которая существовала с самого начала бытования силлабики в русской поэзии). Сочетание силлабики с незакрепленностью ударения лишало русские силлабические стихи самого главного свойства, отличающего стихи от прозы — ритма, основанного на регулярном чередовании тождественных звуковых единиц.
Первый этап реформы стихосложения был осуществлен Василием Кирилловичем Тредиаковским в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», изданном в 1735 г. И первое же основание, которое Тредиаковский приводит для своей реформы, заключается именно в необходимости соответствия принципа стихосложения акцентологии языка:
В поэзии вообще две вещи надлежит примечать. Первое: материю или дело, каковое пиита предприемлет писать. Второе: версификацию, то есть способ сложения стихов. Материя всем языкам в свете общая есть вещь <…>.Но способ сложения стихов весьма есть различен по различию языков.
Установив соотношение акцентологии русского и древних языков: «долгота и краткость слогов в новом сем российском стихосложении не такая разумеется, какова у греков и латин <. ..>, но токмо тоническая, то есть в едином ударении голоса состоящая», Тредиаковский в своей реформе пошел по пути последовательных аналогий. Звуки языка различаются по своему качеству: они бывают гласные и согласные. Следующая за звуком смысловая единица — слог — состоит из звуков разного качества, причем слогообразующим является гласный. Слоги соединяются в более крупную семантическую единицу — слово, и в пределах слова один слог — ударный — качественно отличается от других; словообразующим является ударный слог, который в любом слове всегда один и может сочетаться с каким угодно количеством безударных слогов, так же, как в слоге один гласный звук может сочетаться с одним или несколькими согласными. Так, Тредиаковский вплотную подходит к идее новой ритмической единицы стиха — стопе, представляющей собой сочетание ударного с одним или несколькими безударными слогами.
Мельчайшей ритмической единицей тонического стиха является долгий звук, регулярно повторяющийся в пределах стиха через равные промежутки, составленные из кратких звуков. Мельчайшей ритмической единицей силлабического стиха является слог, по количеству которых в одном стихе определяется его ритм. Соединяя для русского стихосложения ударные и безударные слоги в повторяющиеся в пределах стиха группы, Тредиаковский укрупняет мельчайшую ритмическую единицу стиха, учитывая и количество слогов в стихе (силлабика) и разное качество ударных и безударных звуков. Таким образом, объединяя силлабический и тонический принципы стихосложения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосложения.
Давая определение стопы: «Мера, или часть стиха, состоящая из двух у нас слогов», Тредиаковский выделил следующие типы стоп: спондей, пиррихий, хорей (трохей) и ямб, особенно оговорив необходимость закономерного повторения стоп в стихе. Начавшись со стопы хорея или ямба, стих должен продолжаться этими же самыми стопами. Так создается продуктивная звуковая модель русского ритмизированного стиха, отличающегося от прозы, по выражению Тредиаковского «мерой и падением, чем стих поется» — то есть регулярным повторением одинаковых сочетаний ударных и безударных слогов в пределах одного стиха и переходящим из стиха в стих в пределах всего стихотворного текста.
Однако на этом положительные завоевания Тредиаковского в области русского стихосложения и кончаются. В силу ряда объективных причин его реформа в конкретном приложении к русскому стихосложению оказалась ограничена слишком крепкой связью Тредиаковского с традицией русской силлабики: именно на нее он ориентировался в своих стиховедческих штудиях: «употребление от всех наших стихотворцев принятое» имело решительное влияние на степень радикальности тех выводов, которые Тредиаковский рискнул сделать из своего эпохального открытия.
Ограниченность его реформы заметна уже в том, что в «Новом и кратком способе…» даже не упомянуты трехсложные стопы — дактиль, анапест и амфибрахий, хотя впоследствии в поисках аналогов гомеровского гекзаметра Тредиаковский разрабатывает великолепную и совершенную модель шестистопного дактиля — метрического аналога античного гекзаметра в русском стихосложении. Это безусловное предпочтение двусложных стоп вообще, и хорея в частности — «тот стих всеми числами совершен и лучше, который состоит токмо из хореев» — свидетельствует о не преодоленной власти силлабической традиции над метрическим мышлением Тредиаковского.
Выше уже говорилось, что каждый русский силлабический стих имел обязательный ударный слог — предпоследний. Таким образом, каждый силлабический стих оканчивался стопой хорея, которая обусловила женский тип клаузулы и рифмы. И в качестве обязательного элемента русского силлабического стиха эта заключительная стопа хорея оказывала довольно сильное ритмизирующее влияние на весь стих: слова в стихе часто подбирались и располагались таким образом, что возникала тенденция к упорядочиванию ритма стиха по законам хорея, что вело к падению ударений на нечетные слоги. Разумеется, это было вполне стихийно, но, тем не менее, по подсчетам исследователей, такие случайно хореические стихи в русской силлабике составляли до 40%. Вот характерный пример из Сатиры I А. Д. Кантемира:
Расколы и ереси науки суть дети; Больше врет, кому далось больше разумети. |
Если в первом стихе ударения вполне беспорядочны и падают на 2, 5, 9, 11 и 12-е слоги, то во втором наблюдается четкая тенденция падения ударений на нечетные слоги: 1, 3, 5, 7, 8, 12-й. Ее не нарушает то обстоятельство, что после седьмого слога ударения начинают падать на четные слоги — 8 и 12, поскольку между седьмым и восьмым слогами находится цезура — интонационная пауза, по длительности равная безударному слогу и восполняющая его отсутствие. Именно эту тенденцию русского силлабического стиха к самоорганизации в ритме хорея и разглядел Тредиаковский. И этим объясняется и его пристрастие к хорею, и его убеждение в том, что русскому стихосложению свойственны только двусложные стопы.
Далее, необходимо отметить и то обстоятельство, что в сфере внимания Тредиаковского как объект реформы находился только длинный стих — силлабический 11- и 13-сложник. С короткими стихами Тредиаковский не работал вообще, считая, что они в реформе не нуждаются. И это его суждение было не совсем уж безосновательным: на короткие стихи заключительная стопа хорея оказывала несравненно более сильное ритмизующее влияние, так что зачастую они получались совершенно тонически правильными. Например, известное стихотворение Феофана Прокоповича на Прутский поход Петра I написано практически правильным 4-стопным хореем:
За могилою Рябою, Над рекою Прутовою Было войско в страшном бою. |
То, что Тредиаковский ограничил свою реформу одним видом стиха — длинным, а также предписал для него один-единственный возможный ритм — хореический, имело еще несколько следствий, тоже клонящихся к ограничению практического применения силлабо-тоники в области клаузулы и рифмы. Во-первых, соответственно традициям героического 13-сложника, имеющего парную рифму, Тредиаковский признавал только ее, отрицательно относясь к перекрестному и охватному типам рифмовки. Во-вторых, диктуемый хореем тип рифмы и клаузулы (женский) исключал возможность мужских и дактилических окончаний и рифм, а также возможность их чередования. В результате и получилось, что Тредиаковский, первооткрыватель силлабо-тонического принципа стихосложения, создал всего один вид силлабо-тонического стиха. Реформированный им силлабический тринадцатисложник с современной точки зрения является чем-то вроде семистопного хорея с усеченной до одного ударного слога четвертой стопой.
Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Михаил Васильевич Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства», которое он, обучавшийся тогда в Германии, прислал из Марбурга в Петербург с приложением текста своей первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. «Письмо…» Ломоносова явилось результатом тщательного изучения им «Нового и краткого способа…» Тредиаковского. В основных положениях реформы Тредиаковского Ломоносов не усомнился: он полностью разделяет убеждение предшественника в том, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».
Несмотря на то что Ломоносов здесь не употребляет слов «силлабическое стихосложение», «полиакцентность русского языка» и «польская версификация», совершенно очевидно, что речь идет именно об акцентологическом несоответствии польской версификации («другие языки») «природному свойству» русского языка — незакрепленному ударению. Тем более, что и первое правило, предлагаемое Ломоносовым как основа принципа стихосложения, свидетельствует, что Ломоносов, как и Тредиаковский, считает акцентологию основой стихосложения и вполне разделяет аналогию силовой ударности-безударности с долготой-краткостью, предложенную Тредиаковским: «Первое: в российском языке те только слоги долги, над которыми стоит сила, а прочие все коротки».
Однако дальше начинаются существенные различия: уже во втором правиле, касающемся стопосложения русских стихов, очевиден осознанный протест против ограничений Тредиаковского, вызванных приверженностью последнего к силлабической традиции:
Во всех российских правильных стихах, долгих и коротких, надлежит нашему языку свойственные стопы, определенным числом и порядком учрежденные, употреблять. Оные каковы быть должны, свойство в нашем языке находящихся слов оному учит. <…> В сокровище нашего языка имеем мы долгих и кратких речений неисчерпаемое богатство; так что в наши стихи без всякия нужды двоесложные и троесложные стопы внести.
В одном правиле Ломоносов снимает сразу два ограничения Тредиаковского — короткие стихи, по его мнению, так же подлежат реформированию, как и длинные, а набор двухсложных стоп Тредиаковского дополняется трехсложными стопами. Всего Ломоносов предлагает шесть типов стоп: ямб, анапест, ямбоанапест, образованный из стопы ямба в сочетании со стопой анапеста, хорей, дактиль и дактилохорей, составленный из стоп хорея и дактиля. Естественным следствием этого расширения диапазона ритмов стало допущение разных типов рифмовки, а также утверждение возможности чередования клаузул и рифм:
<…> российские стихи красно и свойственно на мужеские, женские и три литеры гласные в себе имеющие [дактилические] рифмы <…> могут кончиться; <…> понеже мы мужеские, женские и тригласные рифмы иметь можем, то услаждающая всегда человеческие чувства перемена оные меж собою перемешивать пристойно велит ( Курсив Ломоносова).
Наконец, последовательная отмена всех ограничений, наложенных Тредиаковским на применение силлабо-тонического принципа, привела Ломоносова к мысли о необходимости введения еще одного, отсутствующего у Тредиаковского, ритмического определителя стиха. Поскольку Тредиаковский работал только с длинным стихом, ему не было необходимым понятие размера. А Ломоносов, работавший и с короткими, и с длинными стихами, вплотную столкнулся с необходимостью определения стиха не только по типу ритма (ямб, хорей и т. д.), но и по длине. Так в его «Письме…» складывается понятие размера, хотя сам термин «размер» Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами гексаметр (шестистопный), пентаметр (пятистопный), тетраметр (четырехстопный), триметр (трехстопный) и диметр (двухстопный). Шесть типов стоп, каждый из которых может употребляться в пяти вариантах размерности, дают теоретическую возможность существования «тридцати родов» стихотворства. По сравнению с одним «родом» — семистопным хореем Тредиаковского, тридцать метрико-ритмических вариантов стихов у Ломоносова — это уже целая поэтическая система. Разумеется, и Ломоносов не был свободен от субъективных пристрастий в области стихосложения. Но если источником субъективного пристрастия Тредиаковского к хорею была непреодолимая власть силлабической традиции, то ломоносовская любовь к ямбу имела более глубокие эстетические основания. Определяющая ритмический рисунок ямбической стопы восходящая интонация соответствовала высокому статусу жанра торжественной оды и главной причиной ломоносовского пристрастия к ямбу стала эта гармония формы и содержания:
<.
..> чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимался тихо вверьх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Оных нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах, что я в моей нынешней и учинил .
Во всей ломоносовской реформе был только один непродуктивный момент — это требование чистоты ритма, ограничение на употребление пиррихиев в двухсложных метрах (ямбе и хорее). Впрочем, это не имело характера запрета или жесткого предписания. И на практике Ломоносов очень быстро отказался от этого положения, поскольку неупотребление пиррихиев в двухсложных метрах ограничивало стихи лексически. Максимальная длина слова в чистых ямбических и хореических стихах без пиррихиев составляет не более трех слогов, а любое ограничение претило самому духу ломоносовской реформы, осуществленной под девизом: «для чего нам оное [русского языка] богатство пренебрегать, самовольную нищету терпеть <…>?» .
Таким образом, поэтапное осуществление реформы русского стихосложения в конечном счете утвердило в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует акцентологии русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе является первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения принципа, Ломоносов же — систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.
Путь Ломоносова в сфере литературы
Но Белинский восстанавливает
поколебленное имя Ломоносова как
поэта. Он называет мнение Пушкина «удивительно
верным, но односторонним», Белинский
акцентирует на великом значении поэзии
Михаила Васильевича в истории развития
русской литературы. «Во времена Ломоносова,
– пишет Белинский, – нам не была нужна
народная поэзия, главный вопрос — быть
или не быть – заключался для нас не в
народности, а в европеизме… Не приписывая
не принадлежащего ему титла поэта, нельзя
не видеть, что он был превосходный стихотворец,
версификатор… Этого мало: в некоторых
стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский
и напыщенный тон, промелькивает иногда
поэтическое чувство — отблеск его поэтической
души. ..».
Михаил Васильевич Ломоносов прожил очень яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в художественной литературе России. Кроме этого он также занимался переводом книг с иностранных языков, читал лекции [15]. Не мало важное место в художественном наследии Ломоносова занимают его публичные выступления на торжественных собраниях Петербургской академии наук. Его «Речи» естественнонаучного содержания и «Похвальные слова» публицистического характера пользовались большой популярностью. Их отличало не только глубокое содержание, но и высокие художественные достоинства. В них, как и в поэтических произведениях, звучал голос современности, рассматривались важные научные и государственные вопросы [16]. Михаил Васильевич Ломоносов был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была всего лишь небольшая часть его трудов [17].
ВЫВОДЫ
Всю свою жизнь Ломоносов
работал на пределе человеческих
возможностей, учил и просиживал за
книгами не часы, а сутки напролёт. Гениальные способности, безграничная любовь к науке,
огромное трудолюбие, патриотизм, нерушимая
твёрдость воли при достижении цели –
вот отличительные черты Ломоносова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Б. Н. Меншуткин. Михаил Васильевич Ломоносов: жизнеописание / – 3-е изд. – СПб. 1911. – 158 с.
2. Михаил Ломоносов [Электронный ресурс]
// Русский биографический словарь онлайн.
– Режим доступа: http://mikhail-lomonosov.com/
3. М.Т. Белявский. Все испытал и все проник / – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 222 с.
4. Беляковский, М. Т. М. В. Ломоносов – наш первый университет / М., 1961. — 135 с.
5. Краткая биография. Ломоносов. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://biography.yaxy.ru/
6. Ломоносов, Михаил Васильевич. [Электронный
ресурс] // www.chemistry.narod.ru – Режим доступу:
http://www. chemistry.narod.ru/
7. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990. с. 587.
8. Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
[Електронний ресурс] –Режим доступу : http://www.gold-liter.org.ua/
9. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000., с.
работ. Названия научных трудов Ломоносова. Научные труды Ломоносова по химии, экономике, литературе
Первый всемирно известный русский естествоиспытатель, просветитель, поэт, основоположник знаменитой теории «трех штилей», давшей впоследствии толчок к формированию русского литературного языка, историк, художник — таков был Михаил Васильевич Ломоносов. Его произведения подобны пылающему огню во тьме непроглядной тьмы. Ведь ему удалось пролить свет на существующие пробелы в системе народного образования, сделав его прежде всего доступным не только представителям высших сословий, но и крестьянам. Сегодня известные произведения Ломоносова переведены на многие языки и используются во многих областях. Итак, какие произведения Ломоносова известны?
Химия
Михаил Васильевич был ярым противником нерационального подхода к изучению химических явлений. Он скептически относился к наукам прошлого, не получившим разумного объяснения. Кроме того, он был против теории «невесомых жидкостей» и того значения, которое ей придавалось при объяснении всевозможных физико-химических явлений того времени.
Михаил Васильевич начал заниматься химическими исследованиями еще в студенческие годы. Он был первым, кто представил химию в своих работах в форме науки, а не искусства. Большую часть исследований он проводил в лаборатории, построенной по его указу.
По Ломоносову, настоящий химик должен выполнять две роли: теоретика и практика. Иными словами, найти применение своим гипотезам в соответствующей практической деятельности. Согласно своей корпускулярной философии, он подразделял химические вещества на так называемые «начала», «составные» и «смешанные».
Получив необходимые лекарства, в 1744 году Ломоносов провел длинный ряд исследований по расщеплению солей и металлов. Процессы растворения он разделил на две группы: с выделением и поглощением теплоты. Ведь, как уже известно, процесс растворения металлов в кислоте характеризуется выделением теплоты, а в процессе растворения солей в воде, наоборот, поглощением.
Сам Ломоносов описывал процессы растворения с механических позиций, присущих его эпохе. Важно также отметить, что он очень точно описывал свои наблюдения, контролируя химические процессы с помощью микроскопа с 360-кратным увеличением.
Проведение опытов по расщеплению солей в воде послужило предпосылкой появления так называемого явления сольватации в водных растворах (гидратации). На основе этого явления при взаимодействии с водой соль распадается на ионы, а они, в свою очередь, оказываются в тесном окружении примыкающих к ним макромолекул воды.
Через некоторое время он выпускает учение «О металлическом блеске», а несколько позже — «О происхождении и природе селитры».
М. В. Ломоносов предполагал, что в химии существуют две группы особых свойств химических тел. К первой группе он относил тела, постоянно зависящие от возможного переплетения частиц, ко второй группе — их цвет, кристалл, вкус, запах и другие качества.
Также эти ученые изучили теорию, на основании которой любой цвет (кроме черного) можно разделить на три — желтый, красный и синий.
Несмотря на большое количество проведенных им физико-химических экспериментов, большинство из них так и остались незавершенными. По всей вероятности, причиной тому была уникальная разносторонность ученого.
Научные работы Ломоносова по химии способствовали формированию необходимой базы для последующих наблюдений. Его заслуги в области физической химии послужили формированию этой науки в России. Научные труды Ломоносова по химии способствовали такому повороту в развитии этой науки, что даже спустя время личности ученого уделяется большое внимание последователей.
Но главным его достижением стала пропаганда химической грамотности. Наиболее ярким примером такого лозунга является «Слово о пользе химии», прочитанное им на Академическом собрании в 1751 году.
Физика
Его по праву считали «отцом» русской физики. Методы и методологические взгляды Ломоносова имели отличительную черту. В отличие от большинства соратников, он широко использовал в исследованиях гипотезы и первым выявил наличие в природе молекулярных и атомарных частиц вещества.
Еще в студенческие годы он увлекся физикой, а точнее — теорией строения материи. В любой науке его привлекали главным образом фундаментальные аспекты, носящие философский характер.
Ломоносов впервые предположил существование так называемого абсолютного нуля температуры. Затем, с введением такого измерительного прибора, как весы, ему удалось обосновать ошибочность мнения об увеличении удельного веса металлов при их обжиге. Это был М. В. Ломоносов. Его научные труды во многом заложили хорошую основу для развития современной физики.
Именно он впервые сформулировал предположение о взаимосвязи электрических и световых явлений, о вертикальных токах как источниках атмосферного давления, об электрическом происхождении полярного сияния.
Значительным вкладом в эту науку стали работы Михаила Васильевича Ломоносова по физике. Он много времени уделял анализу и объяснению природы световых явлений, а также учения о цветообразовании. Первым, кто сделал попытки установить взаимосвязь между процессами, существующими в природе, был М. В. Ломоносов. Его работы способствовали ощутимому сдвигу в развитии практически всех областей физики.
Много времени посвятил изучению электрических явлений. В то время вопрос о существовании статического электричества почти не поднимался. Представления сподвижников об отношении к электричеству как к необъяснимой мифической жидкости, втекающей в наэлектризованный сосуд, не пришлись по нраву материалисту Ломоносову. Ученый подошел к объяснению явления электричества так же, как и к толкованию явления света и тепла. Ломоносов написал несколько работ, посвященных изучению атмосферного и статического электричества.
Но на этом знаменитые работы Ломоносова не остановились. Нельзя не упомянуть его молекулярно-кинетическую теорию теплоты, в основе которой лежит теория организации вещества из атомов и молекул. Более подробно она описана в его сочинении «Размышления о причине тепла и холода».
Такие вопросы о природе физических явлений решал М.В. Ломоносов. Работы и исследования ученого со стороны физики послужили тому, что в начале ХХ века физика стала ведущей наукой в области естествознания.
Первый русский астрофизик
Интерес к небесным явлениям возник у Ломоносова еще в раннем детстве, когда он наблюдал величественные картины полярного сияния. Он прославил себя как первый русский астрофизик, основатель научных астрономических экспедиций.
Уже в первые годы своей профессиональной карьеры он принес миру множество открытий в области астрономии. Внимательно наблюдал движение планет Солнечной системы в астрономической обсерватории, изучал солнечные пятна, кометы и другие небесные объекты, таким был известный астрофизик Ломоносов. Его научные труды и по сей день пользуются большой популярностью среди астрономов-исследователей.
Одним из самых уникальных достижений Михаила Васильевича в астрономии было определение климата на Венере. Это открытие стало результатом конечных наблюдений ученых за редчайшим явлением — продвижением Венеры по диску Солнца. Его научный отчет назывался: «Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Майя, 26 дней, 1761 года».
Несколько позже он поручился за подготовку этих наблюдений и дальнейший отъезд в Сибирь двух астрономических экспедиций. Астрономы большинства европейских стран готовились созерцать это редкое явление. В свете этих событий Академия наук впервые приняла участие в мероприятии такого масштаба. Ломоносов также провел в своей обсерватории ряд самостоятельных наблюдений.
Открытие атмосферы на Венере стало предпосылкой дальнейшего развития астрофизической науки в России.
Металлургия, минералогия и горное дело
Основные труды Ломоносова, написанные о горном ремесле, были своеобразным руководством для горняков.
Землетрясение в Португалии, унесшее жизни более восьмидесяти тысяч человек, побудило его заняться изучением причин и последствий землетрясений. В своих трудах он подробно описал сложнейший процесс освоения земной поверхности. Внезапные движения земной коры, по его мнению, могли быть вызваны естественными причинами — землетрясениями, извержениями вулканов, оползнями — и другими сильными природными катаклизмами. Названия научных трудов Ломоносова по рудному делу знакомы каждому горняку или металлургу. Например, известное «Слово о рождении металлов от сотрясения земли».
В своих работах он систематизировал и описал уже существующие гипотезы о добыче и плавке металлов. Это они в свое время издали пособие «Первые основы металлургии, или горного дела». Это учение по праву послужило значимой находкой в изучении горного дела. Он усовершенствовал уже известные принципы горного дела, работал над созданием новых машин и механизмов.
Ломоносов мечтал о проведении масштабных научных исследований с привлечением других научных представителей нашей страны. На основании этого ученые повсюду стали рассылать всевозможные образцы руд и минералов. Словом, в отборе необходимых для исследования образцов участвовало около ста двадцати российских растений.
К моему большому сожалению, Ломоносов не смог осуществить задуманное. Эта его работа была благополучно завершена лишь по прошествии лет академиком В. М. Севергиным, а уникальный минерал впоследствии был назван ломоносовитом в честь его первооткрывателя.
Оптика
Ломоносов разработал и построил более десяти изобретений в области оптики. Он полностью отдавал себя науке. Ломоносов не останавливался и до конца своих дней занимался производством приборов для ночного наблюдения.
М.В. Ломоносов первым спроектировал и построил оптический батоскоп. Его произведения всегда вызывали большой интерес у публики. Не остался без внимания и разработанный им механизм горизонтоскопа — крупного прибора для наблюдения за удаленными предметами на горизонтальной поверхности.
Технология производства цветного стекла описана также М.В. Ломоносовым. Эти работы впоследствии использовались в промышленности для варки цветного стекла, а также для изготовления деталей из него. Изготовление стекла было одним из главных пристрастий Ломоносова. Постигая таинства этого материала, Ломоносов и не думал использовать результаты своего исследования в личных целях. Михаил Васильевич хотел как можно скорее поделиться плодами своего труда с народом, принести их на пользу государству.
Ломоносов был талантливым изобретателем и приборостроителем, основоположником отечественной теоретической оптики. Его труды дали толчок дальнейшему развитию оптической науки в России.
Языкознание, Филология
В начале XVIII века русский язык был насыщен иноязычными и церковнославянскими словами, разговорной речью. Ломоносов всегда заботился о своей чистоте и безупречности. Много времени он уделял описанию своих литературных канонов. Произведения Ломоносова в литературе породили пресловутую «Риторику», выход в свет которой был важным культурным событием того времени. В этой работе ученый-лингвист упомянул, что лектор, выступая перед аудиторией, должен обращать внимание на возраст слушателей, их гендерную идентичность, воспитание и уровень образования. Само исполнение риторики должно быть понятным, информативным, аргументированным и эмоциональным. «Риторика» излагалась простым языком и предназначалась для широкой публики.
Еще один колоссальный труд Ломоносова под названием «Русская грамматика» был первым в своем роде исследованием грамматики русского языка. Первым человеком, предпринявшим попытки выявить артикуляционные нормы русского языка, был Михаил Васильевич Ломоносов. Его работы были направлены на повышение значения родного языка, концентрацию духовного наследия.
Еще будучи студентом, написал сочинение «Письмо о правилах русской поэзии», где описал основы русского стихосложения, рассмотрел отдельные стихотворные формы и размеры.
В более позднем и зрелом труде под названием «Предисловие к пользе книг церковных на русском языке» исследуется учение Ломоносова о «Трех тиши», куда входят «высокий, посредственный и низкий покой». У каждого есть определенный литературный жанр:
- Стихи о героизме, оды, торжественные речи соответствуют высокому «затишью»;
- Театральные сценарии, дружеские письма — средние;
- Низкое «спокойствие» характеризует непосредственные бытовые разговоры, песни, баллады.
Ломоносов по праву считается создателем российской научно-технической терминологической базы. Ученые ввели много новых формулировок, создали стиль научного объяснения материала. Произведения Ломоносова в области литературы очень разнообразны: это стихи, оды, торжественные речи, трагедии и многое другое. Поэтическое наследие занимает по большей части ода, написанная в честь какого-либо события или лица.
География и метеорология
Интерес к географии у Ломоносова пробудился в начале его профессиональной деятельности. На протяжении многих десятилетий его интересовал Северный морской путь и возможность его изучения. В пособии под названием «Краткое описание различных походов к северным морям и указание на возможный проход Сибирским океаном в Восточную Индию» он дает описание этого перехода и самостоятельно составляет свой план.
Ломоносов даже обещал снабдить участников экспедиции необходимыми приспособлениями, инструментами, но увидеть результаты экспедиции ему так и не суждено. Экспедиция состоялась в 1765 году, когда Михаила Васильевича уже не было в живых.
Путешествиям по полярным льдам, по словам Ломоносова, всегда мешали «ледяные горы в северных морях», которые долгое время беспокоили ученого. Им представили характеристики полярных льдов, объяснили возможные причины. Эти доводы и по сей день кажутся весомыми. Вдохновленный возможностью постижения Северного морского пути, географ взялся за картографирование Северного Ледовитого океана.
Большинство его предположений подтвердились лишь двести лет спустя. Ломоносов предвидел расположение подводной гряды, которая впоследствии была обнаружена и исследована. Впоследствии этот хребет носит имя своего первооткрывателя.
Неоценимый вклад в становление отечественной «физики атмосферы» Ломоносова. В трудах на тему «Явления воздуха, от электрической силы происходящего» говорится о возможных метеорологических явлениях. С особым уважением Михаил Васильевич относился к прогнозам синоптиков, настаивал на необходимости создания сети метеостанций.
История
В начале XVIII века в России стал возрастать интерес к русской истории. М. В. Ломоносов сыграл важную роль в развитии исторического учения.
Его интересовало дальнейшее развитие Древнерусского государства. Вовремя изучив источники и современную периодику, Ломоносов поставил под сомнение предположения историков о том, что основу нашего государства заложили норманны.
Ломоносов считал, что чужаками были славяне, и с них началось великодержавное государство. Михаил Васильевич высказал свое утверждение, что русскоязычный народ еще до прихода к власти Рюрика прошел долгий путь развития и развития самобытной культуры.
В 1751 году Ломоносов приступил к работе над масштабным исследованием «Древнерусская история». Первая часть была опубликована только после его смерти и вскоре была переведена на многие языки.
В 1760 г., взяв за основу летописи и другие значимые исторические документы, Михаил Васильевич издал «Краткий русский летописец с родословием», содержащий перечень шумных эпохальных событий, от царствования Рюрика и до кончины Петр Великий.
Михаил Васильевич любил свою Родину, он свято верил в силу и единство своего великого народа.
Работы Ломоносова по экономике
Ломоносов был одним из тех, кто видел Россию как государство с богатой культурой и высоким уровнем образования. Такое государство, по мысли реформатора, должно находиться в постоянном изменении, оно должно неустанно шагать вперед, идти по пути развития сильной и независимой державы.
Наибольший интерес проявлял в отношении металлургии и рудной промышленности. Среди прочего, Ломоносов проявлял значительный интерес к развитию сельского хозяйства и выступал за рост населения.
Материальное благополучие Российского государства, по мнению Ломоносова, всецело зависит от выполнения его хозяйственных функций.
Специальные труды Михаила Ломоносова по экономике сохранились плохо, что значительно затрудняет изучение его экономических воззрений.
На основании имеющихся работ можно сделать вывод, что основное внимание Ломоносова уделялось изучению экономики России. В интересах общества была разработана полноценная экономическая стратегия государства, проиллюстрированная набором практических рекомендаций.
Именно ему, Ломоносову, мы должны быть благодарны за появление такой дисциплины, как «Экономическая география». На протяжении всей своей профессиональной деятельности Ломоносов следовал традициям русской экономической школы, значительно обогатил и усилил ее положения, несмотря на то, что многие крупные работы Ломоносова не оказали должного влияния на современников. Тем не менее экономические идеи, заложенные в трудах великого ученого, и сегодня подлежат дальнейшему осмыслению.
В заключение
«Громкие» названия произведений Ломоносова известны каждому его последователю из той или иной области науки. Его послания отражают силу, единство и мудрость русского народа. Ломоносов был известен как новатор, внесший выдающийся вклад в различные области знаний — от естествознания до астрономии. Еще при жизни его произведения были переведены на многие языки. Михаил Васильевич стремился служить на благо народа. Многие его изобретения и исследования послужили прочной основой для развития современной науки в целом.
Нина Гурьянова — Ученые Северо-Запада
- h-индекс
3
Цитаты
1
индекс Хирша
Рассчитано на основе количества публикаций, хранящихся в Pure, и цитирований из Scopus
.1990 … 2017
Исследовательская деятельность в год
Если вы внесли какие-либо изменения в Pure, они скоро будут видны здесь.
Русская литература, PhD, Колумбийский университет
… → 2001
Искусствоведение, кандидат искусствоведения, МГУ им. М.В. Ломоносова
… → 1992
Искусствоведение, магистр, МГУ им. М.В. Ломоносова
… → 1987
Перед лицом рока: Бегство Павла Филонова в Египет и поэтика консервативного авангарда
Гурьянова Н., 2017, Край: Первая мировая война и культура. Бобринская, Е. (ред.). Государственный институт искусствознания, с. 112-124 13 стр.Результат исследования: глава в книге/отчете/материалах конференции › глава
Переосмысление старообрядчества: Ларионов, Гончарова и духовная традиция старообрядцев
Гурьянова Н., 2017, Модернизм и духовное в русском искусстве: новые перспективы. Хардиман, Л. и Козичаров, Н. (ред.). Издательство «Открытые книги», с. 129-148 20 стр.
Результат исследования: глава в книге/отчете/материалах конференции › Глава
Видения, войны и утопии русского авангарда
Гурьянова Н., 1 января 2017 г., В кн.: Эксперимент. 23, 1, с. 203-214 12 стр.Результат исследования: вклад в журнал › обзорная статья › экспертная оценка
Староверческая традиция в культурной памяти
Гурьянова Н.