Ломоносов биография в литературе: Михаил Васильевич Ломоносов в литературе 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов в литературе 18 века
Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых видных фигур. Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительной личностью по силе дарования и его универсализму является Ломоносов. В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, языковедении — везде он оставил свой след, сделал множество открытий. Предлагаем познакомиться со вкладом, который он внес в словесное творчество.
Образованность Ломоносова, особенность творчества
Его образованность носила энциклопедический характер. Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой. Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естественнонаучных трудах и церковнославянской книжности. Все это делает его причастным почти ко всем культурным сферам своего времени. Примечательно и то, что его творчество, являясь синтезом достижений российского, европейского и античного обществ, глубоко национально.
Борьба с «иностранщиной»
Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с «иностранщиной». Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.
Борьба Михаила Васильевича с «иностранщиной» сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.
«Витиеватый слог» Ломоносова
«Витиеватый слог», который использовал Ломоносов в литературе, — это не результат «античных прививок» родному языку, как в писаниях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в непростые для нее переломные периоды. Речь идет о конце 14 — начале 15 века, а также о второй половине 17 века. Для этих времен свойственно стремление возродить культуру литературно-поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль «плетения словес», усложняющий слог. Ломоносов в литературе фактически предпринимает попытки продолжить то, что когда-то пробовал осуществить Епифаний Премудрый, а через некоторое время — Евфимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.
О том, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует его замысел создать словарь, в который должны войти слова, почерпнутые из новгородских летописей и летописи Нестора. Кроме того, он задумал написать специальный труд, посвященный словенскому языку и тому, что можно взять из него и использовать в письме.
Теория стилей Ломоносова
Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую в то время «классическую» теорию трех стилей. Она его не удовлетворяла. Он хотел разобраться в старинных стилях по древним документам и произведениям. Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиитического, риторического, простого, дидаскалического и исторического. Нередко они взаимодополняли друг друга. Михаил Васильевич обращался и к «витиеватому стилю». Его сочинение «Риторика», изданное в 1748 году, содержит главу, посвященную именно ему. В ней говорится о том, что витиеватые речи — предложения, в которых сказуемое и подлежащее сопрягаются «необыкновенным» образом и составляют тем самым что-то «приятное» и «важное». Итак, велеречивость и пышность языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.
Значение поэтических творений Ломоносова
Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием «Литературные мечтания» он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.
Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.
Классицизм в творчестве Михаила Васильевича
В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания. Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.
Литературное наследие Ломоносова
Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный им вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах. Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире. Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в «легкой поэзии». Однако именно ода была его излюбленным жанром.
Ода как жанр
Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или мероприятие, возвеличивать то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан «торжественным» языком. В оде встречается множество риторических фигур и разнообразных тропов.
К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. Содержание од в творчестве Ломоносова определяется теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.
Основные темы од Ломоносова
Тема родины — центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств. Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, — большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.
Автор отмечает, что при Елизавете «тишина» нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет «вкруг довольства», локтем своим возлегши на Кавказ.
Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились. Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.
Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во многих его одах звучит требование прекратить войны. Он призывает установить «возлюбленную тишину». Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.
Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и просвещения, призывает к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.
Пропагандистская направленность од
Содержания од обуславливаются и тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм. Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны. Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.
Идеал «просвещенного монарха»
Идеал «просвещенного монарха» наиболее полно выразился в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания. Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.
Особенности од Ломоносова
Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.
Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.
Итак, мы охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.
Биография и творчество Ломоносова М.В. — Ломоносов М.В.
Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский учёный и основоположник новой русской литературы, родился в 1711 году в деревне Денисовке, близ Холмогор, в крестьянской семье. Впрочем, отец его был не хлебопашцем, а рыбаком, гордился своим независимым нравом.
Юношей М.В. Ломоносов в 1730 году отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. По легенде, он пришёл в Москву пешком, сопровождая отцовский обоз. Он был самым старшим из своих одноклассников, но и самым успешным. В числе лучших учеников его послали для продолжения учёбы в Петербург, а в 1736 году — в Германию, в Марбургский университет. Там он занимался математикой, физикой и философией; позже во Фрайбурге изучал химию и металлургию. Когда Ломоносов вернулся в Петербург, то был определён в академию адъюнктом физики, а в 1745 году стал профессором химии. Получив место в Академии наук, Ломоносов работал там до конца своих дней — в течение 23 лет. В 1745 году он и В.К. Тредиаковский стали профессорами Академии — в ту пору это было наивысшее признание учёного мира. Ломоносов и Тредиаковский стали первыми русскими академиками.
Ломоносов добился открытия Московского университета и написал первый университетский устав. Ныне Московский университет носит имя своего основателя. С 1759 года Ломоносов занимался устройством гимназии и университета при Академии.
Естественнонаучные труды поставили Ломоносова в один ряд с выдающимися учёными Запада, он был избран в почётные члены стокгольмской и болонской академий. Ломоносов основал первую научную химическую лабораторию при Академии наук (1748).
Ломоносова часто называли «последним из титанов Возрождения». Действительно, эпоха Возрождения дала миру плеяду людей, которые проявили себя подлинными гениями во многих областях человеческой культуры. Эразм Роттердамский, Микеланджело, Леонардо да Винчи были не только поэтами и писателями, но и философами, естествоиспытателями, художниками. В России Возрождение так и не наступило, но Ломоносов стал подлинным титаном несбывшегося российского Возрождения.
Он был настолько многообразен в своём творчестве, что даже проект создания первого в России стекольного завода написал в стихах! Знаменитую поэму «Письмо о пользе стекла» он адресовал графу И.И. Шувалову, в ту пору всемогущему человеку, к советам которого часто прислушивалась царица Елизавета Петровна.
Но нас Ломоносов интересует прежде всего как писатель и поэт.
Когда Ломоносова отправили в Германию учиться горному делу и металлургии, он захватил с собой книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Тредиаковского. Эта книга была испещрена его заметками. Многие заметки были ироническими — Ломоносов уже тогда догадывался, что необходима реформа стихосложения.
Одна из главных особенностей Ломоносова-поэта заключается в том, что свой поэтический дар он поставил на службу государству, Отечеству. Этим он основал ещё одну важную традицию: с тех пор принято говорить о гражданском звучании русской поэзии. (Через два века эта традиция получит наиболее яркое воплощение в творчестве Владимира Маяковского.) Когда Ломоносов вернулся из Германии, то почувствовал, что перед ним открылось необъятное поле деятельности. Он старался объять необъятное, проявить себя в различных областях. Ломоносов уже принадлежал не себе, а государству, считая, что и его поэзия должна стать поэзией государственных тем. Личные темы для него отошли на задний план, а темы государственного строительства и просвещения Отечества выдвинулись на первый.
Ломоносов перевёл небольшое стихотворение из Анакреона. Этот его дебют был первым русским стихотворением, написанным ямбом. Затем он написал торжественную оду, посвящённую победе русских воинов над турками и взятию крепости Хотин (1739), о которой мы уже говорили. Вместе с трактатом «Письмо о правилах российского стихотворства» он отправил оду в Академию наук. Однако в Академии решили эти работы не печатать. Обе они были опубликованы лишь через много лет. Литературная деятельность Ломоносова насчитывает множество славных страниц. Это различные оды, трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт», неоконченная поэма «Пётр Великий» и другие произведения.
Произведения Ломоносова создали новый поэтический и литературный язык, а его исследования в области естественных наук создали научный язык и терминологию. Система нового языка была теоретически обоснована Ломоносовым в «Российской грамматике» (1755) и в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Теория трёх стилей — высокого, среднего и низкого, разработанная Ломоносовым, господствовала в нашей литературе до Карамзина.
Для личных переживаний Ломоносов не оставил места в своей поэзии: он переживает трудности и радости родного Отечества, государства. Поэтический дар словно кажется ему слишком значимым, чтобы его можно было использовать для описания своих житейских волнений. Таким он предстал уже в первой оде «На взятие Хотина».
При Елизавете начинают формироваться групповые общественные интересы. Появляются кружки интеллектуалов при Московском университете, при Сухопутном шляхетском корпусе. Люди свободно и открыто обсуждают российскую историю, российские проблемы. Так начинают складываться групповые вкусы и пристрастия, групповые интересы. Открываются новые журналы, театры, поэтические кружки. Оды елизаветинской эпохи — лучшие образцы жанра. Но творчество Ломоносова прошло ещё через одну, весьма знаменательную эпоху — екатерининскую.
Ломоносов был восхищён Екатериной и особенно радовался пристрастию царицы к просвещению. Просвещение, по мнению лучших европейских мыслителей, с которыми Ломоносов познакомился в Европе, — это прежде всего просвещённые правители. Такие правители не только устанавливают нужные и справедливые законы, но и строго им следуют.
Именно к этому призывает Ломоносов в своих одах.
Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — М.: Вентана-Граф, 2015
Научные изыскания и вклад Ломоносова в литературу
Михайло Васильевич Ломоносов навсегда вошел в историю как великий реформатор русского языка и стихосложения. Российская литература в XVIII веке находилась под влиянием значительных изменений, которые пришли в культурную и общественную жизнь страны после реформ Петра. М. В. Ломоносов оказался у истоков зарождения новой русской литературы. Он – не только великий ученый своего времени, но и лучший поэт той эпохи. Так какой вклад Ломоносова в литературу? Его перу принадлежат произведения совершенно разных жанров: басни, эпиграммы, лирические стихи, сатирические, оды, трагедии. Но заслуга его не только в этом.
Реформа русского языка
С именем Ломоносова мы связываем и реформу русского языка. Он первым создал научную русскую грамматику. Его работа о трех стилях, суть которой в том, что церковно-книжная речь устарела и является своеобразным тормозом, была революционной в ту пору. А потому вклад Ломоносова в развитие литературы трудно переоценить. Он первым призвал развивать понятный и живой язык. А для этого заимствовать все лучшее из народной речи и вносить эти элементы в художественные произведения. В «Письме о правилах российского стихотворства » (1739) он говорит, что язык развивать нужно, основываясь на его природных свойствах, и не заимствовать элементы чужой речи. А ведь это замечание очень актуально и в наши дни, когда русский язык переполнен англоязычными терминами, американизмами, которые вытесняют родную речь.
М. В. Ломоносов: вклад в русский язык и литературу
Языкознание и литературоведение – науки многогранные. В процессе их изучения уделяется внимание и стилистике. И тут поистине неоценим вклад Ломоносова в литературу. Он предложил использовать низкий, посредственный и высокий стили. Что это такое? Высокий стиль должен был использоваться для написания од, поэм, праздничных речей. Средний – для дружеских писем. А низким стилем рекомендовалось излагать обычные истории, слагать комедии, эпиграммы, песни. В таком ключе допускалось и использование простонаречий. Так Михаил Васильевич гармонично объединил и старое, и новое в одно целое.
Фраза о том, что Ломоносов сделал огромнейший вклад в развитие русского языка и литературы, – это не просто патетика. Он обладал глубокими знаниями в сфере точных наук, был знаком с западноевропейскими языками, латинским и греческим. Природные таланты позволили Ломоносову заложить фундамент русской научной, технической терминологии. Его советы в этой области имеют большое значение и в настоящее время. Мы зачастую даже не замечаем, что многие термины, составленные по его рекомендациям, употребляются и сейчас. Например, удельный вес, ось земли… Именно Михайло Васильевич ввел в научную терминологию ряд слов, имеющих обыкновенное бытовое значение: движение, частицы, опыты. Постепенно эти нововведения вытеснили прежнюю терминологию. Так великий знаменитый русский ученый заложил основы научного языка, без которого сложно было бы обходиться и современным ученым мужам, и простым обывателям.
Достижения в сфере литературного творчества
А теперь давайте вернемся к главной теме нашего разговора и вспомним (а кто-то, возможно, только узнает), каким же был вклад Ломоносова в литературу… Следует сказать, что он завершил реформу стихосложения и подкрепил ее собственными произведениями поэтического жанра.
Кроме того, Ломоносов содействовал становлению классицизма в русской литературе. Своими одами он прославил победы русских над своими врагами («Ода на взятие Хотина»). Но в них присутствовали и научные, и религиозные темы («Утренние размышление о божием величестве»). Ломоносов по своей натуре был поэтом-гражданином. В своих произведениях он ярко демонстрирует собственное отношение к поэзии. Михайло Васильевич воспевает императрицу Елизавету Петровну как сторонницу просвещения, приветствует мир и спокойствие как залог развития наук. Он славит реформы Петра.
А как поэт описывает просторы матушки-России, моря, реки и леса! Всеми этими богатствами должны овладеть и поставить их на службу державе и народу ученые люди. Ломоносов глубоко верил в русский народ. По его мнению, сила и благо державы кроются в развитии точных наук.
Многогранная личность
Вклад Ломоносова в литературу – это и новый размер стиха, и другая речь, и содержание. По сути, с этого началась новая эпоха в литературе. Следует отметить, что при всей ценности трудов Ломоносова в данной сфере, они для него были лишь побочными. Главной его специализацией было естествознание. В этой области гениальность этого человека проявилась с большей силой. А на свои литературные произведения он смотрел как на наиболее хорошую форму выражения революционных мыслей. Ломоносов использовал и такие формы поэзии, как эпиграммы, сатирические произведения, стихотворные шутливые пьесы. При скучности литературы тех времен его пьесы вызывали порой бурю и резкую критику.
Труды великого ученого
Теорию классицизма Ломоносов ввел в рождающуюся русскую литературу, где она господствовала весь восемнадцатый век. Важнейшими трудами Михайла Васильевича в области русского литературного языка и стихосложения стали: «Российская грамматика» (1755-1757), «Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке» (1757), «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739).
Чтоб оценить вклад Ломоносова в литературу и язык, необходимо понимать, в каком положении находился русский язык в ту эпоху. В древнерусском письме изначально установилось резкое расхождение между литературной речью, живой и языком «книги». Такая ситуация сохранялась семь столетий. А вот с реформами Петра Великого появляется неопределенная смесь новых элементов. И лишь Ломоносов, со свойственной ему гениальностью, сумел из хаоса построить стройные ряды нового литературного языка. В деле изучения русской грамматики Михайло Васильевич впервые сформулировал строгие научные правила, точно определив разницу между литературным и церковным языком.Подводя итоги
Что же сделал для нас М. В. Ломоносов? Вклад в русский язык и литературу этого ученого мужа поистине огромен, впрочем, как и достижения в области точных наук. Он расширил грани строго регламентированной поэтики классицизма, показал дальнейшие пути развития отечественного стихосложения. Поэты-романтики будут пользоваться его приемами и в начале девятнадцатого века. Михайло Васильевич стал основоположником оды, выработав особую поэтическую форму, необходимую для изложения высоких патриотических идей.
Вот таким был вклад Ломоносова в русскую литературу.
Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича
Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.
Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.
Особенности творчества М. В. Ломоносова
Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.
Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.
Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова
Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.
Оды
Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.
Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.
Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают «орлы российские». В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.
Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.
Необходимость реформы русского стихосложения
В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.
Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.
Принципы стихосложения Тредиаковского
Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.
Создание поэтической системы Ломоносовым
Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.
Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.
Утверждение нового принципа стихосложения
В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.
Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.
Литературное творчество Ломоносова
Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.
Творчество Ломоносова в литературе ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.
Творческая деятельность Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:
- общеупотребительные;
- книжные, за исключением неупотребительных;
- простонародные.
Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий – для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.
Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.
Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.
Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.
Необходимость создания новых учебных заведений для россиян
Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.
Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.
Создание Московского университета
Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.
Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.
Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.
Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.
Заключение
Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.
Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.
По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.
жизнь и научные открытия, творчество и наследие
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, историк, лингвист, теоретик литературы, поэт, художник. Его имя стало символом служения науке и родной стране, стремления к знаниям. Это сообщение посвящено биографии великого соотечественника, его наследию.
Ломоносов был учёным-энциклопедистом, совершившим десятки важнейших открытий во многих областях науки. Благодаря талантам и трудам Ломоносова, в России был заложен фундамент для стремительного развития научных знаний.
Михаил Васильевич Ломоносов — разносторонне одаренная и гармонично развитая личность. Он
Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный» человек.
Очень много Ломоносов сделал для того, чтобы наука и образование в России были доступны для всех сословий. В этом он был настоящим просветителем. Благодаря
Биография
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Мишанинская. Детство Ломоносова прошло в суровом крае — Беломорье, и он всегда гордился своей родиной. Поморские крестьяне никогда не были крепостными, они занимались рыбным промыслом, тяжёлым и трудным делом.
Миша рос крепким и сильным ребёнком, и его отец, рыбак-помор, стал брать сына с собою в море очень рано. Также рано проснулась у мальчика тяга к учению, знанию. Уже к 14 годам он прочитал все книги, которые смог достать.
В детстве Миша не искал готовые доклады в Интернете.
Он читал книги — и стал великим.
В начале декабря 1730 года 19-летний Михаил совершил один их главных поступков в своей жизни — присоединился к торговому каравану, идущему в Москву. Это был смелый шаг, ведь у Ломоносова в городе не было ни одного знакомого человека, который мог бы помочь ему.
В начале 1731 года юноша был принят в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось представиться дворянином, так как крестьян туда не брали.
В 1736 году за хорошие результаты и рвение к знаниям он был командирован сначала в университет при Академии наук в Санкт-Петербурге, а затем в Германию, в Марбургский университет. Через три года перебрался в Фрайберг, к известному ученому Геккелю.
В 1741 год Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, в Академию наук. Вскоре был назначен сначала помощником профессора, а потом профессором и академиком. В Академии он проработал двадцать три года.
Урок о сохранении массы для академиков.
В 1758 году Михаил Васильевич становится начальником нескольких департаментов. Под его руководством были осуществлены многие грандиозные проекты, позволившие значительно расширить границы научных знаний, как в теоретическом, так и практическом планах.
Представление проекта императрице Елизавете Петровне.
Скончался Ломоносов 4 апреля 1765 года.
Наследие
Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.
Как учёный-естествоиспытатель:
- разработал атомарно-молекулярную теорию;
- заложил основы развития физической химии;
- сформулировал закон сохранения энергии;
- в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
- открыл атмосферу на Венере;
- разработал учение о земной коре и ее развитии.
Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:
- разработал технологию получения цветного стекла;
- создавал оптические и навигационные приборы;
- разработал проект географического атласа;
- предсказал открытие Арктики.
Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше. Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.
Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.
Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.
Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.
М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о поэте и учёном.
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 – 1765)
великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.
Ранние годы
Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.
Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
Учеба и трудовая деятельность
Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.
В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.
Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.
В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.
В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Смерть и наследие
Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.
В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный-энциклопедист. Его личность уже давно стала хрестоматийной. О его уникальных способностях слагали легенды и мифы, ведь он добился невероятных успехов во многих областях знаний.
Факты из жизни М.В. Ломоносова
Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
Во многом биография Ломоносова – это жизнь, поступки и служение вопреки обстоятельствам. Так, вопреки тяжелым условиям жизни, он нашел время и обучился грамоте. Помог ему в этом С.Н. Сабельников – дьяк местной Дмитровской церкви.
Однажды юный Михаил случайно узнал о твердом намерении отца его женить. Он притворился больным, чтобы сватовство было отложено, и решил немедля бежать в Москву. Ночью он тайно покинул отчий дом и примкнул к обозу торговцев, которые держали путь в столицу. Путешествие было нелёгким, но ровно через три недели они прибыли в Москву.
Один раз Ломоносов подделал документы. Дело в том, что по происхождению он не мог поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию: он выдал себя за отпрыска холмогорского дворянина.
Желание учиться не было прихотью или забавой. Он доказал это, став одним из лучших учеников. В награду за прилежание и усердие он вместе с двенадцатью другими выпускниками академии отправился в Петербург, а затем в Германию для дальнейшего обучения. В Европе он провёл пять долгих лет. Однако, для него они пролетели, как один день. Он там нашел то, что не мог найти в родном отечестве – новые знания и умения в таких областях, как металлургия, горное дело, физика, химия и философия.
Выдающиеся умственные способности, интересы и деятельность Ломоносова обогатили многие отрасли знаний. Если говорить кратко, именно он занимался исследованиями атмосферного электричества, изучал силу тяжести, объяснил, из чего состоит вещество – атомно-молекулярная теория, явился создателем теории цвета, возродил мозаичное искусство, открыл атмосферу на Венере и многое другое.
Если бы не покровительство русской императрицы Елизаветы Петровны, то Ломоносов был бы казнён. Дело в том, что он вёл непримиримую борьбу с академиками, потоком прибывавшими из Европы немцами, которые насаждали своё видение русской истории и искажали её до неузнаваемости в угоду своей «норманнской теории».
Страсти в Российской академии наук накалялись и апофеозом «поединка» стал арест Михаила Васильевича. Суд признал доказанной вину Ломоносова и приговорил к смертной казни или наказанию плетьми.
Именно о буйности нрава великого ученого рассказывали много анекдотов. Однажды поздним вечером на Васильевском острове на него напали разбойники. Их было трое. После неожиданно яростного сопротивления двое тут же скрылись с места происшествия. Оставшегося Ломоносов повалил на землю и заставил во всем признаться. Оказалось, что они матросы и решили напасть на случайного прохожего с целью ограбления. В гневе Михаил Васильевич отобрал у него одежду. Сам грабитель оказался ограбленным, а пострадавший принёс домой неожиданный трофей.
КРОССВОРД
«Михаил Ломоносов»
Вопросы кроссворда:
1. Искусство, известное еще в Древней Руси, которое возродил М.В. Ломоносов.
2. Автор слов: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
3. Село в Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов.
4. Здание в Петербурге, где находится музей М.В. Ломоносова.
5. Территория, исследованию которой М.В. Ломоносов придавал большое значение.
6. Что описано в этом отрывке?
И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить…»
7. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «По возможности пытаться… (исследовать) все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики».
8. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «Один… я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
9. Наука, без которой, по мнению М.В. Ломоносова, слеп физик.
10. Определите, о чем идет речь в стихотворении М.В. Ломоносова.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков…
11. Государство, в которое М.В. Ломоносов был послан как один из лучших учеников изучать горное дело и металлургию.
12. Как назывался прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для изучения астрономии?
13. Государственное учреждение, устройство которого для М.В. Ломоносова было делом всей жизни.
14. Жители северных областей России, где родился и вырос М.В. Ломоносов.
15. Стиль, к которому, по теории М.В. Ломоносова, относятся героические поэмы и оды
Михаил Ломоносов — биография, личная жизнь, фото
Михаил Ломоносов является одним из величайших русских ученых мирового уровня. Его имя навсегда вошло в историю, как пример «универсального человека», чьи интеллектуальные способности проникали в самые разные сферы знаний.
В биографии Ломоносова имеется много интересных событий, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.
К слову сказать, биография великого русского ученого изучается с 5 класса, поэтому для составления краткой презентации можете воспользоваться либо данной статьей, либо взять материал из публикации «Интересные факты про Ломоносова».
Итак, перед вами биография Михаила Ломоносова.
Краткая биография Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, художник, историк, поэт и писатель.
Родился Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины 18 века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.
Особые приметы Михаила ЛомоносоваДетство
Родители Михаила были людьми состоятельными, так как отец работал рыбаком и был очень предприимчивым человеком. Интересен факт, что будущий ученый с ранних лет начал выходить с отцом в море.
Первые знания Ломоносов получил в Дмитровской церкви. Местный дьячок научил его читать и писать, что было на то время довольно редким явлением.
Побег из дома
Когда Ломоносову исполнилось 8 лет, умерла его мать. После этого отец еще дважды женился, и последняя жена, мачеха юного гения, сразу же невзлюбила Михаила. Это сильно омрачило его детские годы.
В 19-летнем возрасте Ломоносов принимает важнейшее в своей биографии решение: он задумал убежать из дому, так как отец планировал женить его.
Собрав ранним декабрьским утром самые необходимые вещи и книги, он уходит из родного села. Догнав караван рыбаков, направляющихся в Москву, он вместе с ними прибыл в столицу России.
Учеба Ломоносова
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. На этот шаг он пошел потому, что простому крестьянину нельзя было просто так поступить в учебное заведение.
В этот период биографии Ломоносова ожидают многие трудности. Ему ни на что не хватает денег, он живет практически впроголодь, однако упорно продолжает учиться, впитывая любые знания, какими бы трудными они не казались.
В 1734-1735 Ломоносов проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву, чтобы успешно закончить Славяно-греко-латинскую академию.
В 1736 году его направляют в Германию для того, чтобы изучать там технические и естественные науки. Стоит заметить, что такой чести удостаивались только самые лучшие и перспективные студенты.
Находясь за границей, Ломоносов жадно читает мировую литературу (см. интересные факты о литературе), изучает иностранные языки и делает первые в своей биографии переводы.
Безусловно, краткая биография не дает возможности продемонстрировать в полной мере то, каким необыкновенно любознательным и одаренным человеком был Михаил Ломоносов.
Одновременно изучая множество наук, он выступает с лекциями и проводит множество лабораторных опытов. Параллельно с этим он крайне серьезно изучает литературу и историю.
Личная жизнь
Находясь в Германии, Ломоносов влюбился в дочь хозяйки, на квартире у которой он проживал. 19-летнюю красавицу звали Елизавета Цильх.
Недолго думая, он женится на ней в 1739 г.
При этом интересно заметить, что их первая дочь родилась еще до брака, вследствие чего считалась незаконнорожденной.
Ломоносов с женойВ 1741 г. 30-летний Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не говорил о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о жене.
Однако Елизавета Цильх сделала запрос через российское посольство. Узнав об этом, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал переезду жены в Петербург.
В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Наследие Ломоносова
Научное наследие Михаила Ломоносова очень велико. За свою биографию он сумел достигнуть очень многого.
Немногие знают, что именно он впервые сказал, что вся материя состоит из атомов и молекул, в то время как официально наука заговорила об этом только через 100 лет.
Ломоносов является основоположником физической химии. Он – автор молекулярно-кинетической теории тепла, которая определила многие фундаментальные законы физики.
Интересен факт, что Ломоносов первый, кто разработал прототип вертолета.
Много лет спустя были обнаружены чертежи другого великого ученого и изобретателя – Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи), который также пытался создать вертолет.
Литература занимала в биографии Ломоносова огромное место. Его «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», «Вечернее размышление о Божием величестве» и другие произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.
Стоит заметить, что проект Московского университета также был разработан Ломоносовым. Позже университет назовут в его честь.
Заслуг Ломоносова перед наукой очень много. Вот некоторые из них: открытие закона сохранения материи, важнейшие работы по теории цвета, изобретение множества оптических приборов и т.п.
Также стоит заметить, что по большому счету, Михаил Ломоносов стал основоположником русского языка.
На протяжении всей своей биографии он крайне бережно относился к отечественной истории, любил русский язык и свято верил в великое будущее России.
Смерть
Умер Михаил Васильевич Ломоносов от воспаления легких 4 апреля 1765 года. Он прожил всего 54 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Незадолго до смерти Ломоносова, его посетила императрица Екатерина II. В газетах об этом писали так:
«…подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве.
«Санкт-Петербургские Ведомости», 1764
Надо сказать, что Ломоносов еще при жизни снискал славу великого ученого и поэта. Его имя знают во всем мире, открытия используются в науке, а литературные произведения и биография изучаются в школах начиная с 5 класса.
Если вам понравилась краткая биография Ломоносова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
Биография Михаила Ломоносова | Биография Михаила Ломоносова |
Михаил Васильевич родился 19 ноября. 1711 г., в Архангельской губернии. Он был известным русским ученым, эрудитом и писателем, внесшим большой вклад в отечественную литературу, науку и образование.Он также был основоположником русского литературного языка и талантливым поэтом. Его интересовали химия, физика, естествознание, история, филология, искусство и некоторые другие. Ломоносов первым открыл для себя атмосферу Венеры. | Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Архангельской губернии. Он был известным русским ученым, эитом и писатель, который в степени способствовал развитию национальной литературы, науки и образования.Он также был основателем русского литературного языка и талантливым поэтом. Сферы науки, которым он был заинтересован, включали химию, физику, естественные науки, историю, филологию, искусство и некоторые другие науки. Ломоносов был первым человеком, открывшим атмосферу Венеры. |
Родился в семье зажиточного крестьянина и рыбака. Когда он был молод, он любил рыбалку с отцом. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. В возрасте десяти лет он начал сопровождать отца в деловых предприятиях.Однако мальчик был более заинтересован в учебе и получении знаний, чем в бизнесе. Каждую свободную минуту он проводил с книгами. | Он родился в семье зажиточного крестьянина и рыбака. Когда он был молод, он любил ездить на рыбалку с отцом. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. В возрасте десяти лет он начал сопровождать отца в деловых поездках. Однако, мальчик был более увлечен изучением и получением знаний, чем бизнесом. Он проводил каждую свободную минуту с книгами. |
В девятнадцать лет Ломоносов решил пойти в Москву пешком, потому что хотел учиться.Он поступил в Славянско-греко-латинскую академию и жил на три копейки в день, питаясь только черным хлебом и квасом. Однако он быстро прогрессировал в учебе. Вскоре ему была присуждена стипендия СПбГУ, а затем — двухлетний грант на обучение в Германии. Вернувшись в Москву, Ломоносов стал действительным членом Российской академии наук и назначен профессором химии. Он основал первую в Академии химическую лабораторию. В 1755 году, желая улучшить систему российского образования, Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет.Большинство его достижений были почти неизвестны за пределами России вплоть до его смерти. | В возрасте девятнадцати лет Ломоносов решил пойти в Москву пешком, потому как хотел учиться. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию и жил на одном черном хлебе и квасе. Тем не менее, он быстро добился успехов в учебе. Вскоре он получил стипендию в Санкт-Петербургском государственном университете, а затем он получил двухлетний грант на обучение в Германии. Прибыв в Москву, Ломоносов стал полноправным членом Русской академии наук и профессором химии.Он основал первую химическую лабораторию в Академии. В 1755 году желаем улучшить систему образования в России, Ломоносов совместно со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет. Большая часть его достижения была почти неизвестна за пределами России еще долго после его смерти. |
Ломоносов умер в 1765 году в Санкт-Петербурге. Он до сих пор известен как отец российской науки и основатель МГУ. | Ломоносов умер в 1765 году в Санкт-Петербурге.До сих пор известен как отец русской науки и основатель Московского государственного университета. |
Михаил Васильевич Ломоносов в литературе 18 века
Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых видных фигур. Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительной личностью по силе дарования и его универсализму является Ломоносов. В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, языковедении — везде он оставил свой след, сделал множество открытий. Предлагаем познакомиться со вкладом, который он внес в словесное творчество.
Образованность Ломоносова, особенность творчества
Его образованность носила энциклопедический характер.Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой. Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естественнонаучных трудах и церковнославянской книжности. Все это делает его причастным почти ко всем культурным сферам своего времени. Примечательно и то, что его творчество, являясь синтезом достижений российского, европейского и античного обществ, национально.
Борьба с «иностранщиной»
Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований.Одной из них была борьба с «иностранщиной». Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в славянском языках.
Борьба Михаила Васильевича с «иностранщиной» сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык.Ломоносов был знатоком многих языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.
«Витиеватый слог» Ломоносова
«Витиеватый слог», использующий Ломоносов в литературе, — это не результат «античных прививок» родному языку, как в писаниях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в непростые для нее переломные периоды.Речь идет о конце 14 — начале 15 века, а также вторая половина 17 века. Для этих времен свойственно стремление возродить культуру литературно-поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль «плетения словес», усложняющий слог. Ломоносов в литературе фактически предприняла попытку продолжить, что когда-то пробовал осуществить Епифаний Премудрый, а через некоторое время — Евфимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.
О том, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует его замысел создать словарь, в который должны войти слова, почерпнутые из новгородских летописей и летописи Нестора.Кроме того, он задумал написать специальный труд, посвященный словенскому языку и тому, что можно взять из него и использовать в письме.
Теория стилей Ломоносова
Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую в то время «классическую» теорию трех стилей. Она его не удовлетворяла. Он хотел разобраться в старинных стилях по древним документам и произведениям. Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиитического, риторического, простого, дидаскалического и исторического.Нередко они взаимодополняли друг друга. Михаил Васильевич обращался и к «витиеватому стилю». Его сочинение «Риторика», изданное в 1748 году, содержит главу, посвященную именно ему. В ней говорится о том, что витиеватые речи — предложения, в которых сказуемое и вызываемое сопрягаются «необыкновенным образом» самым тем что-то «приятное» и «важное». Итак, велеречивость и пышность языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.
Значение поэтических творений Ломоносова
Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов.Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием «Литературные мечтания» он такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только своими поэтическими творениями создала новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.
Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап в истории всей русской культуры.Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.
Классицизм в творчестве Михаила Васильевича
В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания.Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.
Литературное наследие Ломоносова
Имя Михаила Васильевича связано с использованием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах. Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире.Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в «легкой поэзии». Однако именно ода была его излюбленным жанром.
Ода как жанр
Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или событие, возвеличивать то или представление, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан «торжественным» языком. В одежде множество риторических фигур и разнообразных тропов.
К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. Содержание од в творчестве Ломоносова определено теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.
Основные темы од Ломоносова
Тема родины — центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств.Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествие на престол Елизаветы Петровны, — большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.
Автор отмечает, что при Елизавете «тишина» нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет «вкруг довольства», локтем своим возлегши на Кавказ.
Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились.Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.
Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во его одах требует прекратить войну. Он быстро установить «возлюбленную тишину». Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.
Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, оказывает развитие науки и просвещения, прогресс к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.
Пропагандистская направленность од
Содержания од обуславливаются и тем, что они пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм.Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова роль играет тема государственных деятелей страны. Поэтывает в уста мудрых правителей, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.
Идеал «просвещенного монарха»
Идеал «просвещенного монарха» наиболее выразился в его творчестве в образе Петра И. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания.Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.
Особенности од Ломоносова
Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.
Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.
Итак, мы охтеризовали вклад Ломоносова в литературу и язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы сказали, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.
.Михаил Васильевич Ломоносов (на английском языке)
МБОУ Одинцовская гимназия № 14
РЕФЕРАТ
по английскому языку в 8 классе, учебник «В центре внимания», модуль 3.
по теме «выдающиеся люди России»
«Михаил Васильевич Ломоносова »
выполнил учащийся 8« В »класса:
Климов Евгений
учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна
Одинцово,
2015г.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Архангельской губернии. Он был известным русским ученым, эрудитом и писателем, внесшим большой вклад в отечественную литературу, науку и образование. Он также был основоположником русского литературного языка и талантливым поэтом. Его интересовали химия, физика, естествознание, история, филология, искусство и некоторые другие.Ломоносов первым открыл для себя атмосферу Венеры.
Родился в семье зажиточного крестьянина и рыбака. Когда он был молод, он любил рыбалку с отцом. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. В возрасте десяти лет он начал сопровождать отца в деловых предприятиях. Однако мальчик был более заинтересован в учебе и получении знаний, чем в бизнесе. Каждую свободную минуту он проводил с книгами.
В девятнадцать лет Ломоносов решил пойти в Москву пешком, потому что хотел учиться.Он поступил в Славянско-греко-латинскую академию и жил на три копейки в день, питаясь только черным хлебом и квасом. Однако он быстро прогрессировал в учебе. Вскоре ему была присуждена стипендия СПбГУ, а затем — двухлетний грант на обучение в Германии. Вернувшись в Москву, Ломоносов стал действительным членом Российской академии наук и назначен профессором химии. Он основал первую в Академии химическую лабораторию. В 1755 году, желая улучшить систему российского образования, Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет.Большинство его достижений были почти неизвестны за пределами России вплоть до его смерти. Ломоносов умер в 1765 году в Санкт-Петербурге. Он до сих пор известен как отец российской науки и основатель МГУ, а затем он получил двухлетний грант на обучение в Германии.
Вернувшись в Москву, Ломоносов был принят действительным членом Российской академии наук и назначен профессором химии. Он основал первую в Академии химическую лабораторию. В 1755 году, желая улучшить систему российского образования, Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет.Большинство его достижений были почти неизвестны за пределами России вплоть до его смерти. Ломоносов умер в 1765 году в Санкт-Петербурге. Он до сих пор известен как отец российской науки и основатель МГУ.
.Очень краткая биография Ломоносова —
. Если Вы искали:— очень краткая биография ломоносова
. — краткое содержание биографии ломоносова
— краткий пересказ биографии ломоносова
— краткая биография про ломоносова
Ниже краткая биография!
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.
Ранние годы
Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.
Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
Учеба и трудовая деятельность
Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удалось за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.
В том числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.
Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.
В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.
В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Смерть и наследие
Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики.Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это — «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.
В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием материального положения, написания работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также в историю.Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
[Всего голосов: 2 Средний: 5/5] .