Литература ломоносова: Литература | Турнир имени М.В.Ломоносова

Центр Ломоносова — Курсы ЕГЭ, ОГЭ, частная школа и детский сад — Московский центр образования школьников имени М.В. Ломоносова Литература | Центр Ломоносова — Курсы ЕГЭ, ОГЭ, частная школа и детский сад

Литература всегда была важна для народа. Народное творчество передавалось из поколения в поколение На его основе формировались взгляды и моральные ценности. Литература развивает эрудицию, логику, формирует грамотную речь. Во все времена люди, стремившиеся стать более образованными, читали книги, извлекая из них нужную информацию, навыки, знания. Литература имеет непосредственное отношение и к истории, потому что то, что проходим мы в школе, читаем в повседневной жизни – история. Литература связана с целым рядом важных профессий: учитель русского и литературы, филолог, историк, журналист, переводчик, критик.

Особенности экзамена ЕГЭ/ОГЭ по литературе

Экзамен требует внимательного прочтения произведений, хорошего знания критики, умения анализировать фрагменты произведения и на основе этого анализа выстраивать связанные высказывания с четким речевым оформлением на письме. Сам экзамен объемный, требующий начитанности и эрудированности.

Структура ОГЭ:
Часть 1: Состоит из двух вариантов: в одном дан фрагмент прозаического произведения, а в другом дано стихотворение. Вы сами выбираете, что анализировать. Анализ – это развернутые ответы на 3 вопроса. В первых двух вы пишите свои размышления на 3–5 предложений, а в третьем нужно еще сравнить приведенное в тесте произведение с другим и поэтому на него отводится 5-8 предложений.
Часть 2: Это небольшое сочинение на одну из четырех предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы касаются произведений школьной программы; никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.

Структура ЕГЭ:
Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий с кратким ответом и два задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий с кратким ответом и два задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
Часть 2: Даны 4 темы сочинения, из которых нужно выбрать одну и написать текст объемом 200 слов или более.

Чего недостает в школьном курсе для успешной сдачи ЕГЭ/ОГЭ?

В школе литературе стали уделять меньше часов, поэтому учителя не успевают тщательно проанализировать то или иное произведение, которое дети могут использовать на самом экзамене. Из-за нехватки времени за некоторые из них в школе не берутся вовсе. Остается лишь надеяться, что дети занимаются чтением самостоятельно.

Особенности подготовки к экзамену в МЦОШ

В результате наших занятий каждый учащийся вырабатывает индивидуальный стиль ответа на вопрос в формате ЕГЭ, учится строить высказывания на литературную тему, сопоставлять произведения разных авторов и на основе сопоставления делать выводы, аргументировать свои ответы, применяя знания из литературной области. Таким образом, развивается речь учащегося и на экзамене он чувствует себя более уверенно.

Записаться на курсы

Калашников Сергей Борисович

Дисциплины:
Литература Педагогический стаж: 18 лет

Подробнее

«Ломоносов: «Российская грамматика: учебное руководство»

В XVIII веке язык и русская литература развивались под влиянием реформ Петра Великого, который при поддержке дворян внёс значительные изменения в экономическую, политическую и культурную жизнь империи. Огромную роль в преобразовании русского языка и художественной литературы этой эпохи сыграл М. В. Ломоносов.

Ему принадлежит теория «трёх штилей», которая утвердила основу русского литературного языка и стала шагом на пути к его современной стилистической системе. Большой вклад также внесли «Письмо о правилах Российского стихотворства» (1739), «Риторика» («Краткое руководство к красноречию») (1748). Но главный филологический труд учёного, который принёс ему всероссийскую известность, – «Российская грамматика».

Ломоносов начал работать над «Российской грамматикой» в 1749 году. Пять лет урывками ученый писал свой труд. Но с рождением наследника престола Павла Петровича углубился в работу, и уже через год торжественно преподнёс годовалому ребенку, будущему императору Павлу I, рукопись «Грамматики».

Обращаясь к будущему наследнику престола в своём авторском предисловии, «всенижайший раб Михайло Ломоносов» писал: «Повелитель многих языков язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен; то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Основой для «Российской грамматики» Ломоносова послужила «Грамматика» Мелентия Смотрицкого. Напечатанный в 1619 году учебник словесности Смотрицкого был вратами в грамотность для любого русского человека, по нему учился и сам М. В. Ломоносов. Зачем же понадобилось перерабатывать труд другого ученого?

Новая «Грамматика» на государственном уровне заменила южнорусское (украинское) наречие на московское.

«Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается…», – писал М. Ломоносов в своем учебнике, переработанном им под северный вариант русского наречия.

В пособии для того времени содержалось много нового и оригинального.

– Впервые подвергались научному изучению законы и формы русского языка.

– Впервые определенно и точно наметились отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому, с одной стороны, и к языку живой устной речи – с другой.

– Впервые устанавливались стилистические нормы того, какие именно категории и формы русской речи, какие черты произношения присущи высокому или низкому стилю.

– Закладывались нормы грамматики: «Говорят иные: хочем, хочете, хочут, однако непристойно».

Материал учебника был строго систематизирован. Содержание книги делится на шесть наставлений: о человеческом слове вообще, о чтении и правописании российском, о родах имен и склонениях, о спряжении глаголов, о служебных частях речи, о сочинении частей слова. Наставления в свою очередь разделены на главы, главы – на параграфы. Всего в «Грамматике» 33 главы и 592 параграфа.

«Российская грамматика» сделала огромный скачок, ведь впервые в русской истории предметом грамматического изучения избран новый русский литературный язык. Это и определило развитие русского языкознания почти на 100 лет.

Как писал В. Г. Белинский: «… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».

Интернет-ресурсы:

  • «Российская грамматика» Ломоносова как апофеоз московского наречия
  • «Российская грамматика» М.В. Ломоносова как нормативно-стилистическое руководство по русскому литературному языку середины 18 века
  • Евтюхин В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *