Литература ломоносова: Литература | Турнир имени М.В.Ломоносова
Центр Ломоносова — Курсы ЕГЭ, ОГЭ, частная школа и детский сад — Московский центр образования школьников имени М.В. Ломоносова Литература | Центр Ломоносова — Курсы ЕГЭ, ОГЭ, частная школа и детский сад
Литература всегда была важна для народа. Народное творчество передавалось из поколения в поколение На его основе формировались взгляды и моральные ценности. Литература развивает эрудицию, логику, формирует грамотную речь. Во все времена люди, стремившиеся стать более образованными, читали книги, извлекая из них нужную информацию, навыки, знания. Литература имеет непосредственное отношение и к истории, потому что то, что проходим мы в школе, читаем в повседневной жизни – история. Литература связана с целым рядом важных профессий: учитель русского и литературы, филолог, историк, журналист, переводчик, критик.
Особенности экзамена ЕГЭ/ОГЭ по литературе
Экзамен требует внимательного прочтения произведений, хорошего знания критики, умения анализировать фрагменты произведения и на основе этого анализа выстраивать связанные высказывания с четким речевым оформлением на письме. Сам экзамен объемный, требующий начитанности и эрудированности.
Структура ОГЭ:
Часть 1: Состоит из двух вариантов: в одном дан фрагмент прозаического произведения, а в другом дано стихотворение. Вы сами выбираете, что анализировать. Анализ – это развернутые ответы на 3 вопроса. В первых двух вы пишите свои размышления на 3–5 предложений, а в третьем нужно еще сравнить приведенное в тесте произведение с другим и поэтому на него отводится 5-8 предложений.
Часть 2: Это небольшое сочинение на одну из четырех предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы касаются произведений школьной программы; никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.
Структура ЕГЭ:
Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий с кратким ответом и два задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий с кратким ответом и два задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
Часть 2: Даны 4 темы сочинения, из которых нужно выбрать одну и написать текст объемом 200 слов или более.
Чего недостает в школьном курсе для успешной сдачи ЕГЭ/ОГЭ?
В школе литературе стали уделять меньше часов, поэтому учителя не успевают тщательно проанализировать то или иное произведение, которое дети могут использовать на самом экзамене. Из-за нехватки времени за некоторые из них в школе не берутся вовсе. Остается лишь надеяться, что дети занимаются чтением самостоятельно.
Особенности подготовки к экзамену в МЦОШ
В результате наших занятий каждый учащийся вырабатывает индивидуальный стиль ответа на вопрос в формате ЕГЭ, учится строить высказывания на литературную тему, сопоставлять произведения разных авторов и на основе сопоставления делать выводы, аргументировать свои ответы, применяя знания из литературной области. Таким образом, развивается речь учащегося и на экзамене он чувствует себя более уверенно.
Записаться на курсыКалашников Сергей Борисович
Дисциплины:Литература Педагогический стаж: 18 летПодробнее
«Ломоносов: «Российская грамматика: учебное руководство»
В XVIII веке язык и русская литература развивались под влиянием реформ Петра Великого, который при поддержке дворян внёс значительные изменения в экономическую, политическую и культурную жизнь империи. Огромную роль в преобразовании русского языка и художественной литературы этой эпохи сыграл М. В. Ломоносов.
Ему принадлежит теория «трёх штилей», которая утвердила основу русского литературного языка и стала шагом на пути к его современной стилистической системе. Большой вклад также внесли «Письмо о правилах Российского стихотворства» (1739), «Риторика» («Краткое руководство к красноречию») (1748). Но главный филологический труд учёного, который принёс ему всероссийскую известность, – «Российская грамматика».
Ломоносов начал работать над «Российской грамматикой» в 1749 году. Пять лет урывками ученый писал свой труд. Но с рождением наследника престола Павла Петровича углубился в работу, и уже через год торжественно преподнёс годовалому ребенку, будущему императору Павлу I, рукопись «Грамматики».
Обращаясь к будущему наследнику престола в своём авторском предисловии, «всенижайший раб Михайло Ломоносов» писал: «Повелитель многих языков язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен; то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Основой для «Российской грамматики» Ломоносова послужила «Грамматика» Мелентия Смотрицкого. Напечатанный в 1619 году учебник словесности Смотрицкого был вратами в грамотность для любого русского человека, по нему учился и сам М. В. Ломоносов. Зачем же понадобилось перерабатывать труд другого ученого?
Новая «Грамматика» на государственном уровне заменила южнорусское (украинское) наречие на московское.
В пособии для того времени содержалось много нового и оригинального.
– Впервые подвергались научному изучению законы и формы русского языка.
– Впервые определенно и точно наметились отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому, с одной стороны, и к языку живой устной речи – с другой.
– Впервые устанавливались стилистические нормы того, какие именно категории и формы русской речи, какие черты произношения присущи высокому или низкому стилю.
– Закладывались нормы грамматики: «Говорят иные: хочем, хочете, хочут, однако непристойно».
Материал учебника был строго систематизирован. Содержание книги делится на шесть наставлений: о человеческом слове вообще, о чтении и правописании российском, о родах имен и склонениях, о спряжении глаголов, о служебных частях речи, о сочинении частей слова. Наставления в свою очередь разделены на главы, главы – на параграфы. Всего в «Грамматике» 33 главы и 592 параграфа.
«Российская грамматика» сделала огромный скачок, ведь впервые в русской истории предметом грамматического изучения избран новый русский литературный язык. Это и определило развитие русского языкознания почти на 100 лет.
Как писал В. Г. Белинский: «… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».
Интернет-ресурсы:
- «Российская грамматика» Ломоносова как апофеоз московского наречия
- «Российская грамматика» М.В. Ломоносова как нормативно-стилистическое руководство по русскому литературному языку середины 18 века
- Евтюхин В.