Лермонтов про любовь: Я не достоин, может быть, твоей любви — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Я не достоин, может быть, твоей любви

Я не достоин, может быть, твоей любви — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Я не достоин, может быть, твоей любви

Литература

Каталог стихотворений

Михаил Лермонтов — стихи

Михаил Лермонтов

Я не достоин, может быть, твоей любви

Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем.
В те дни, когда, любим тобой,
Я мог доволен быть судьбой,
Прощальный поцелуй однажды
Я сорвал с нежных уст твоих;
Но в зной, среди степей сухих,
Не утоляет капля жажды.
Дай бог, чтоб ты нашла опять,
Что не боялась потерять;
Но… женщина забыть не может
Того, кто так любил, как я;
И в час блаженнейший тебя
Воспоминание встревожит!
Тебя раскаянье кольнет,
Когда с насмешкой проклянет
Ничтожный мир мое названье!
И побоишься защитить,
Чтобы в преступном состраданье
Вновь обвиняемой не быть!

О любви

Золотой век

Стихи Михаила Лермонтова – О любви

Стихи Михаила Лермонтова – Золотой век

Другие стихи этого автора

Бородино

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

О войне

Смерть поэта

Отмщенье, государь, отмщенье!

Паду к ногам твоим:

Длинные

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

О родине

Парус (Белеет парус одинокий)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Для детей

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

О родине

Выхожу один я на дорогу…

1

Выхожу один я на дорогу;

Для детей

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

К* (Я не унижусь пред тобою…) — Лермонтов. Полный текст стихотворения — К* (Я не унижусь пред тобою…)

Литература

Каталог стихотворений

Михаил Лермонтов — стихи

Михаил Лермонтов

К* (Я не унижусь пред тобою…)

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целой мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Я горд!.. прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целой мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!

1832 г.

О любви

Золотой век

Стихи Михаила Лермонтова – О любви

Стихи Михаила Лермонтова – Золотой век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Mikhail Lermontov Quotes Love (8 цитат)

34 17

Дата рождения: 3. Октябрь 1814
Дата смерти: 15. Июль 1841
Другие названия: Михаил Юр’евич Лермондов, Михаил Джуривеч. Лермонтов, Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов был русским писателем-романтиком, поэтом и художником, которого иногда называют «кавказским поэтом», самым значительным русским поэтом после смерти Александра Пушкина в 1837 году и величайшей фигурой русского романтизма. Его влияние на более позднюю русскую литературу все еще ощущается в новое время не только через его поэзию, но и через его прозу, которая положила начало традиции русского психологического романа. Википедия

Фото: Petr Zabolotskiy, www.funet.fi / public Domain

Works

Герой нашего времени
Mikhail Lermontov

The Novice
Mikhail Lermontov

. не знаю!»

— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени

Герой нашего времени (1840; испр. 1841)

Любовь, Женщины

«Один, как прежде, во вселенной
Без надежды и без любви!..»

— Мих. люблю в тебе мое былое страдание
И мою погибшую юность».

— Михаил Лермонтов

«Нет, не тебя я так горячо люблю…» (1841)
Стихи

Любовь, Молодость, Красота, Страдание

„Всю мою прошлую жизнь я снова живу в памяти и, невольно, спрашиваю себя: зачем я жил, для чего я родился? судьбы, потому что я чувствую, что в душе моей есть силы неизмеримые… Но я не мог открыть этой судьбы, я позволил себе увлечься соблазнами страстей, пустых и неблагородных. Из их горнила я вышел твердым и холодным, как железо, но навсегда исчезло сияние благородных стремлений — прекраснейший цветок жизни. И с тех пор сколько раз я не играл роль топора в руках судьбы! Как орудие наказания, я падал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без жалости… Любовь моя никому не принесла счастья, потому что я никогда ничем не жертвовал ради тех, кого любил: для себя одного Я любил — для собственного удовольствия. Я только утолял странную жажду своего сердца, жадно питая их чувства, их нежность, их радости, их страдания, — и никогда не мог насытить себя. Я подобен тому, кто, измученный голодом, засыпает в изнеможении и видит перед собой роскошные яства и игристые вина; он с восторгом пожирает воздушные дары воображения, и его боли кажутся несколько утоленными. Пусть проснется: видение исчезает — остается двойной голод и отчаяние!
А завтра, может быть, я умру!… И не останется на земле ни одного существа, которое меня полностью поняло. Одни будут считать меня хуже, другие — лучше, чем я был на самом деле. .. Одни скажут: «молодец был»; другие: злодей.

— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени

И оба эпитета будут фальшивыми. Стоит ли после всего этого жизнь? И все же мы живем — из любопытства! Мы ожидаем чего-то нового… Как это нелепо и как досадно!
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)

Любовь, Жизнь, Голод, Боль

«Я не люблю тебя; прошел прежний сон
Страстей и мук;
Но образ твой в моей душе
Жив еще, хотя и бессилен;
Хотя я отдаюсь другим мечтам,
Я все еще не могу забыть это;
Значит, заброшенный храм все еще храм,
Свергнутый идол — еще бог!»0009 Стихи

Любовь, Бог, Мечты, Душа

„Хочу примириться с небом,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу верить в добро.“

— Михаил Лермонтов

» Демон» (1830)
Стихи

Любовь

„Земле дань земную дал
Любви, надежд, добра и зла;
Я готов начать другую жизнь,
Я молчу и жду: время пришло;
Я не оставлю брата в этом мире,
И темные и холодные объятия
Моя усталая душа;
Как преждевременный плод, лишенный сока,
Засох в бурях судьбы
Под палящим солнцем бытия. Стихи

Любовь, Жизнь, Судьба, Мир

„Русские дамы, по большей части, лелеют только платоническую любовь, не примешивая к ней мысли о супружестве; а платоническая любовь чрезвычайно постыдна».

— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени

Герой нашего времени (1840; испр. 1841)

Любовь, разлука

Похожие авторы

Люблю отечество, но странной любовью. Я люблю свою Родину, но странной любовью (М

Что такое патриотизм? В дословном переводе с древнегреческого данное слово означает «отечество», если поискать информацию еще глубже, то можно понять, что оно такое же древнее, как род человеческий .Возможно, поэтому о нем всегда говорили и спорили философы, государственные деятели, писатели, поэты.Среди последних необходимо выделить Михаила Юрьевича Лермонтова.Он, дважды переживший ссылку, лучше всех знал истинную цену любовь к Родине.И доказательство тому — его удивительное произведение «Родина»,которое он пишет буквально за полгода до своей трагической гибели на дуэли. Читать стихотворение «Родина» Лермонтова Михаила Юрьевича полностью онлайн можно на нашем сайте.

В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к родному отчеству — России. Но с первой же строки поэт предупреждает, что его чувство не соответствует установленному «шаблону». Она не «штампованная», не официальная, не государственная и потому «странная». Автор продолжает объяснять свою «странность». Он говорит, что любовь, к кому или к чему бы она ни была, не может руководствоваться разумом. Именно разум превращает ее во ложь, требует от нее безмерных жертв, крови, неумолимого поклонения, славы. В этом облике патриотизм не трогает сердца Лермонтова, и даже древние предания смиренных монахов-летописцев не проникают в душу. Что же любит поэт?

Вторая часть стихотворения «Родина» начинается громким заявлением о том, что поэт любит несмотря ни на что, и правда этого утверждения чувствуется в словах, которые он сам не знает почему. Действительно, чистое чувство нельзя объяснить, увидеть. Оно внутри, и оно связывает человека, его душу какой-то невидимой нитью со всем живым. Поэт говорит об этой духовной, кровной, бесконечной связи с русским народом, землей и природой и тем самым противопоставляет Родину государству. Но голос у него не обвинительный, наоборот — ностальгический, нежный, тихий и даже скромный. Свои сокровенные переживания он описывает, создавая яркие, выразительные и образные картины русской природы («бескрайнее колыхание лесов», «грустные деревья», «сонный конвой в степи»), а также благодаря многократному повторению глагола «Люблю»: «Люблю ездить в телеге», «Люблю дым горелой стерни». Теперь легко выучить текст поэмы Лермонтова «Родина» и подготовиться к уроку литературы в классе. На нашем сайте вы можете скачать это произведение абсолютно бесплатно.

Я люблю свою родину, но странной любовью!
Мой разум не победит ее.
Ни славы, купленной кровью,
Ни полного гордого доверия мира,
Ни темной древности лелеемой легенды
Не буди во мне отрадной мечты.

Но я люблю — за что, сам не знаю —
Ее степи — холодная тишина,
Ее бескрайние леса качаются,
Разливы ее рек — моря;
По проселочной дороге Люблю ездить в телеге
И, медленным взором пронзая ночную тень,
Встречаться, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни унылых деревень;
Люблю дым горелой жнивья,
В степи ночной обоз
И на пригорке посреди желтого поля
Пара белеющих берез.
С радостью, неведомой многим,
Вижу полный гумно
Соломенная изба,
Резное окно со ставнями;
И в праздничный, росистый вечер,
Готов смотреть до полуночи
На танец с топотом и свистом
Под звуки пьяных мужчин.

«Люблю Отечество, но странной любовью»

Пожалуй, тема Родины — главная в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление она находит в лирике М.Ю. Лермонтов. В чем-то его искренние мысли о России совпадают с мыслями Пушкина. Лермонтова тоже не устраивает нынешняя родина, он тоже желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой пушкинской оптимистической уверенности в том, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». Его проницательный и беспощадный взгляд художника вскрывает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать к ним чувство ненависти и без всякого сожаления расстаться с отечеством.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И ты, синие мундиры,

И ты, их преданный народ.

В чеканных лаконичных строках Лермонтова до предела сконцентрировано зло, вызывающее его гнев и негодование. И это зло есть рабство народа, деспотизм самодержавной власти, преследование инакомыслия, ограничение гражданских свобод.

Чувством скорби об угнетенной родине пронизано стихотворение «Жалобы турка». Острое политическое содержание вынуждает поэта прибегать к иносказаниям. Название поэмы указывает на деспотический государственный режим Турции, в которой велась национально-освободительная борьба греков под ее властью. Эти антитурецкие настроения нашли сочувствие в русском обществе. В то же время подлинный смысл поэмы, направленный против ненавистного самодержавно-крепостнического строя России, был вполне понятен прогрессивно настроенным читателям.

Там молодость людям тяжела,

Там за радостями мчится упрек,

Там человек стонет от рабства и цепей! ..

Друг! эта земля… моя родина!

Да, Лермонтова не устраивала Николаевская Россия 30-х годов XIX века, чем и объяснялась его творческая зрелость. Что питало любовь Лермонтова к Родине? Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтов, как и Пушкин, восхищался мужеством, стойкостью, патриотизмом русского народа, отстоявшего свободу родной страны в страшные годы Отечественной войны 1812 года. Ярчайшему героическому событию этой войны, уже ставшей для Лермонтова историей, он посвятил замечательное стихотворение «Бородино». Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, пассивно терпящем угнетение, не предпринимая попытки изменить к лучшему жизнь своего отечества.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая доля им досталась:

Немногие вернулись с поля…

Не дай господь,

Не отдали бы Москву!

В стихотворении «Родина» Лермонтов все же говорит, что эта «кровью купленная слава» не может дать ему «приятных снов». Но почему это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова бунтарского гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже поэтический ритм придает здесь работе плавность, неторопливость и величественность. В начале поэмы Лермонтов говорит о своей «странной» любви к родине. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну «голубых мундиров», и всей душой любит народ России, ее скромную, но обаятельную природу. В «Родине» поэт рисует народную Россию. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.

Но я люблю — за что, сам не знаю —

Ее степи — холодная тишина,

Ее бескрайние леса качаются,

Разливы ее рек — моря.

Художник рисует здесь три последовательно сменяющих друг друга образа-пейзажа: степной, лесной и речной, характерные для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, вольная. Своей необъятностью, бесконечностью она привлекает поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление о мощи и размахе русской природы. Третье изображение – река. В отличие от быстрых, стремительных горных рек Кавказа, они величественны, спокойны, полноводны. Лермонтов подчеркивает их силу сравнением с морями. Это значит, что величие, размах и широта родной природы вызывает у поэта «приятные мечты» о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России — Гоголя и Чехова, видевших в родной природе отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к деревенской, деревенской России пронизано все стихотворение Лермонтова.

Люблю дым горелой жнивья,

В степи кочевой конвой

И на пригорке посреди желтого поля

Пара белеющих берез.

С радостью неведомой многим

Я вижу полный гумно

Соломенную избу,

С резными ставнями окна…

Тяжесть рабства народа заставляет поэта с особой радостью видеть немногочисленных» следы довольства и труда», которые еще существуют в крестьянской жизни. Он как бы ведет читателя через лес и степь, по проселочной дороге в деревню, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалью русской пляски «с топотом и свистом под звуки пьяных мужиков». Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Чувствуется горячее желание поэта видеть русский народ счастливым и свободным. Только ее, народную Россию, поэт считает своей настоящей родиной.

Библиография

Для подготовки данной работы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Люблю свою Родину, но странной любовью! Мой разум не победит ее. Ни слава, купленная кровью, ни покой, полный гордого доверия, ни темная древность лелеемая легендами, не будят во мне отрадной мечты. ‎‎ Но я люблю – за что, сам не знаю – Ее степную холодную тишину, Ее бескрайние леса колышутся, Разливы ее рек, как моря. По проселочной дороге люблю я ехать в телеге И, медленным взором пронзая ночную тень, Встречать по бокам, вздыхая о ночевке, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю попахивать спальным халтуром, в степном ночном трафике и на горке. ‎‎‎ ‎ С радостью, незнакомой многим, ‎‎‎ ‎ Вижу полный гумно, ‎‎‎ ‎ Избу, крытую соломой, ‎‎‎ ‎ Окно с резными ставнями. ‎‎‎ ‎ И в праздник, в росистый вечер, ‎‎‎ ‎ Готовы караулить до полуночи ‎‎‎ ‎ Танцевать с топотом и свистом ‎‎‎ ‎ Под звуки пьяных мужиков.

Творческое наследие русского поэта и писателя Михаила Лермонтова включает множество произведений, выражающих гражданскую позицию автора. Однако к наиболее яркому образцу можно отнести стихотворение «Родина», написанное Лермонтовым в 1941 году, незадолго до смерти. патриотическая лирика 19 века.

Писателей-современников Лермонтова можно разделить на две категории. Некоторые из них воспевали красоту русской природы, сознательно закрывая глаза на проблемы деревни и крепостничества. Другие, наоборот, пытались обличить в своих произведениях пороки общества и прослыли бунтовщиками. Михаил Лермонтов, в свою очередь, пытался найти золотую середину в своем творчестве, и стихотворение «Родина» по праву считается венцом его стремления максимально полно и объективно выразить свои чувства к России.

One состоит из двух частей, разных не только по размеру, но и по замыслу. Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, описывающими красоту русской природы. Автор признается, что любит Россию не за ее ратные подвиги, а за красоту природы, самобытность и яркий национальный колорит. Он четко разделяет такие понятия, как родина и государство, отмечая, что его любовь странная и несколько болезненная. С одной стороны, он восхищается Россией, ее степями, лугами, реками и лесами. Но в то же время он осознает, что русский народ по-прежнему угнетен, а расслоение общества на богатых и бедных с каждым поколением становится все более выраженным. И красоты родной земли не в силах завуалировать «дрожащие огни унылых деревень».

Исследователи творчества этого поэта убеждены, что по натуре Михаил Лермонтов не был сентиментальным человеком. В своем кругу поэт слыл хулиганом и скандалистом, любил подтрунивать над однополчанами и разрешал споры на дуэли. Поэтому тем более странно, что из-под его пера родились не бравурно-патриотические и не обвинительные строки, а тонкая лирика с оттенком легкой грусти. Однако этому есть логичное объяснение, которого придерживаются некоторые литературоведы. Считается, что творческие люди обладают удивительной интуицией, или, как ее принято называть в литературных кругах, даром предвидения. Михаил Лермонтов не был исключением и, по словам князя Петра Вяземского, предвидел свою смерть на дуэли. Вот почему он поспешил распрощаться со всем, что было ему дорого, сняв на мгновение маску шута и лицемера, без которой не считал нужным появляться в высшем свете.

Однако существует и альтернативная интерпретация этого произведения, которая, несомненно, является ключевой в творчестве поэта. По мнению литературоведа Виссариона Белинского, Михаил Лермонтов не только отстаивал необходимость государственных реформ, но и предвидел, что очень скоро русское общество с его патриархальным укладом изменится совершенно, окончательно и бесповоротно. Поэтому в стихотворении «Родина» проскальзывают грустные и даже ностальгические нотки, а главный лейтмотив произведения, если читать его между строк, — призыв к потомкам любить Россию такой, какая она есть. Не восхваляйте его достижения и заслуги, не акцентируйте внимание на социальных пороках и несовершенстве политического строя. Ведь родина и государство — это два совершенно разных понятия, которые не стоит пытаться приводить к общему знаменателю даже из благих побуждений. В противном случае любовь к Родине будет приправлена ​​горечью разочарования, которой так боялся переживший это чувство поэт.

Я люблю свою родину, но странной любовью!
Мой разум не победит ее.
Ни славы, купленной кровью,
Ни полного гордого доверия мира,
Ни темной древности лелеемой легенды
Не буди во мне отрадной мечты.

Но я люблю — за что, сам не знаю —
Ее степи — холодная тишина,
Ее бескрайние леса качаются,
Разливы ее рек — моря;
По проселочной дороге Люблю ездить в телеге
И, медленным взором пронзая ночную тень,
Встречаемся, вздыхая о ночлеге,
Мерцание огней унылых деревень.
Я люблю дым горелой жнивья,
В степи ночной обоз,
И на пригорке посреди желтого поля
Пара белеющих берез.
С неведомой многим радостью
Вижу полный гумно
Соломенная изба,
Резное окно со ставнями;
И в праздничный, росистый вечер,
Готов смотреть до полуночи
На танец с топотом и свистом
Под звуки пьяных мужчин.

Анализ поэмы Лермонтова «Родина»

В поздний период творчества Лермонтова появляются глубокие философские темы. Бунтарство и открытый протест, присущие его молодости, сменяются более зрелым взглядом на жизнь. Если раньше при описании России Лермонтов руководствовался высокими гражданскими идеями, связанными с мученической смертью во благо Отечества, то теперь его любовь к Родине выражена в более умеренных тонах и напоминает патриотические стихи Пушкина. Примером такого отношения было произведение «Родина» (1841).

Лермонтов уже в первых строках признается, что его любовь к России «странна». В то время это было принято выражать в высокопарных словах и громких заявлениях. Это в полной мере проявилось во взглядах славянофилов. Россия была объявлена ​​величайшей и счастливейшей страной, имеющей совершенно особый путь развития. Все недостатки и неприятности были проигнорированы. Самодержавная власть и православная вера объявлялись залогом вечного благополучия русского народа.

Поэт заявляет, что его любовь не имеет под собой никаких разумных оснований, это его врожденное чувство. Великое прошлое и подвиги предков не вызывают в его душе никакого отклика. Сам автор не понимает, почему Россия ему так невероятно близка и понятна. Лермонтов прекрасно понимал отсталость своей страны от Запада, бедность народа и его рабское положение. Но родную маму не любить невозможно, поэтому он в восторге от картин бескрайнего русского пейзажа. Используя яркие эпитеты («безграничный», «белеющий»), Лермонтов изображает величественную панораму родной природы.

Автор прямо не говорит о своем презрении к жизни высшего света. В любовном описании угадывается простой сельский пейзаж. Лермонтов гораздо ближе к поездке на обыкновенной крестьянской телеге, чем к прогулке в блестящей карете. Это позволяет почувствовать жизнь простых людей, ощутить свою неразрывную связь с ними.

В то время господствовало мнение, что дворяне отличаются от крестьян не только образованием, но и физическим и нравственным строением тела. Лермонтов же декларирует общность корней всего народа. Иначе как еще объяснить бессознательное преклонение перед деревенской жизнью. Поэт с удовольствием променяет фальшивые столичные балы и маскарады на «танец с топотом и свистом».

Поэма «Родина» — одно из лучших патриотических произведений. Его главное достоинство заключается в отсутствии пафоса и огромной искренности автора.

«Люблю Отечество, но странной любовью»

Пожалуй, тема Родины — главная в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление она находит в лирике М.Ю. Лермонтов. В чем-то его искренние мысли о России совпадают с мыслями Пушкина. Лермонтова тоже не устраивает нынешняя родина, он тоже желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой пушкинской оптимистической уверенности в том, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». Его проницательный и беспощадный взгляд художника вскрывает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать к ним чувство ненависти и без всякого сожаления расстаться с отечеством.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И ты, синие мундиры,

И ты, их преданный народ.

В чеканных лаконичных строках Лермонтова до предела сконцентрировано зло, вызывающее его гнев и негодование. И это зло есть рабство народа, деспотизм самодержавной власти, преследование инакомыслия, ограничение гражданских свобод.

Чувством скорби об угнетенной родине пронизано стихотворение «Жалобы турка». Острое политическое содержание заставляет поэта прибегать к иносказаниям.

Название поэмы указывает на деспотический государственный режим Турции, в которой велась национально-освободительная борьба греков под ее властью. Эти антитурецкие настроения нашли сочувствие в русском обществе. В то же время подлинный смысл поэмы, направленный против ненавистного самодержавно-крепостнического строя России, был вполне понятен прогрессивно настроенным читателям.

Там молодость людям тяжела,

Там за радостями мчится упрек,

Там человек стонет от рабства и цепей! ..

Друг! эта земля… моя родина!

Да, Лермонтова не устраивала Николаевская Россия 30-х годов XIX века, чем и объяснялась его творческая зрелость. Что питало любовь Лермонтова к Родине? Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтов, как и Пушкин, восхищался мужеством, стойкостью, патриотизмом русского народа, отстоявшего свободу родной страны в страшные годы Отечественной войны 1812 года. Ярчайшее героическое событие этой войны, вошедшей уже в историю Лермонтова , он посвятил замечательное стихотворение «Бородино». Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, пассивно терпящем угнетение, не предпринимая попытки изменить к лучшему жизнь своего отечества.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая доля им досталась:

Немногие вернулись с поля…

Не дай господь,

Не отдали бы Москву!

В стихотворении «Родина» Лермонтов все же говорит, что эта «кровью купленная слава» не может дать ему «приятных снов». Но почему это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова бунтарского гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже поэтический ритм придает здесь работе плавность, неторопливость и величественность. В начале поэмы Лермонтов говорит о своей «странной» любви к родине. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну «голубых мундиров», и всей душой любит народ России, ее скромную, но обаятельную природу.

В «Родине» поэт рисует народную Россию. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.

Но я люблю — за что, сам не знаю —

Ее степи — холодная тишина,

Ее бескрайние леса качаются,

Разливы ее рек — моря.

Художник рисует здесь три последовательно сменяющих друг друга образа-пейзажа: степной, лесной и речной, характерные для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, вольная. Своей необъятностью, бесконечностью она привлекает поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление о мощи и размахе русской природы. Третье изображение – река. В отличие от быстрых, стремительных горных рек Кавказа, они величественны, спокойны, полноводны. Лермонтов подчеркивает их силу сравнением с морями. Это значит, что величие, размах и широта родной природы вызывает у поэта «приятные мечты» о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России — Гоголя и Чехова, видевших в родной природе отражение национального духа своего народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *