Лао цзы учение о дао: писатели и не только о том, что читают почему

Содержание

ЦЗЫ | это… Что такое ЛАО-ЦЗЫ?

(Ли Эр) – др.-кит. философ, живший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (6–5 вв. до н.э.) или несколько раньше. Ему приписывается филос. трактат «Лао-цзы» (др. название – «Дао дэ цзин»), к-рый служит источником изучения филос. воззрений Л.-ц. Историки кит. философии высказывают различные мнения относительно времени жизни и взглядов Л.-ц. Окончательно еще не решен вопрос о том, какое отношение имеет трактат «Лао-цзы» к личности самого философа. Ряд ученых считает, что трактат написан в 4–3 вв. до н.э. и является плодом труда последователей философа. В трактате обосновывается направление, получившее назв. даосизма. Согласно этому учению, первоосновой мира является дао. Учение о дао переносится на природу и общество. В природе нет ничего постоянного и неизменного: все находится в движении, в процессе развития и изменения. Достигнув определ. степени развития, вещи переходят в свою противоположность: несчастье есть основа счастья, а счастье есть то, в чем заключено несчастье.

В обществе все несчастья происходят из-за нарушения естеств. закона дао. Для того чтобы этот закон не нарушать, люди должны научиться находить удовлетворение в спокойствии, а не в действии. Отсюда проповедь фаталистич. теории «недеяния», лежащей в основе жизни общества. Все должно быть предоставлено самому себе. Ожесточенная борьба между различными обществ. группами вызвана развитием цивилизации; по мнению Л.-ц., необходимо возвратиться к первобытному обществу, где пет классового угнетения, войн, а каждый человек находит удовлетворение в простой, естеств. жизни.

В совр. науке существует две т. зр. по вопросу о том, является ли дао в учении Л.-ц. материальным или духовным началом. Нек-рые полагают, что дао у Л.-ц., с одной стороны, означает материальную первооснову, к-рую нельзя ни увидеть, ни услышать, ни ощупать, а с другой – всеобщий естеств. закон самих вещей, исключающий вмешательство сверхъестеств. сил. Согласно этой т. зр., филос. идеи Л.-ц. в своей основе являются материалистическими.

Другие полагают, что дао – это сверхъестеств. духовная первопричина вещей. Согласно этому толкованию, филос. идеи Л.-ц. идеалистичны в своей основе, хотя и содержат нек-рые материалистич. элементы.

Лит.: Конисси Д. П., «Тао-те-кинг» Лао си, «Вопр. филос. и психологии», 1894, май; Ρони де, Философия Лао-цзы, «Научное обозрение», 1900, No 5; его же, Мораль и политика по теории Лао-цзы, там же, 1902, No 2; Ян Xин-шун, Древнекит. философ Лао-цзы и его учение, М., 1950; История философии, т. 1, М., 1957, с. 64; Φань Вэнь-лань, Древняя история Китая, пер. с кит., М., 1958; Александров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959, с. 197–215; Жэнь Цзи-юй, Лао-цзы цзиньи (Перевод «Лао-цзы» на совр. язык), Пекин, 1956; Хоу Вай-лу [и др. ], Чжунго сысян туниси (История кит. идеологии), т. 1, Пекин, 1957.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Лао-цзы и учение о дао. Культы, религии, традиции в Китае

Лао-цзы и учение о дао

Прежде всего, идеи теоретиков из Цзися нашли отражение в книге, которую принято считать главным и основополагающим сочинением даосизма, – в трактате «Даодэцзин». Автором этого трактата по традиции считается Лао-цзы. Биографические сведения об этом философе крайне скудны и недостоверны, а более поздние легенды о его чудесном рождении (он несколько десятков лет провел во чреве матери и родился уже старцем, откуда и его имя «Лао-цзы» – «Старый философ», «Старый ребенок») посеяли немало сомнений в реальности этой фигуры. Впервые биографические сведения о Лао-цзы собрал Сыма Цянь [929, гл. 61, 730 – 731; 134, 56 – 58]. Уже ему личность философа была неясна – он привел три различных варианта отождествления имени Лао-цзы с реально существовавшими древнекитайскими деятелями. В синологии в связи с проблемой подлинности личности Лао-цзы накопилась богатая литература, но, несмотря на обилие интересных аргументов, до сих пор еще никому не удалось ни доказать факт существования Лао-цзы, ни опровергнуть его.

Не случайно Д. Нидэм назвал этого философа «одной из самых темных фигур в китайской истории» [629, т. II, 35].

Считается, что Лао-цзы родился в конце VII века до н. э. и был старшим современником Конфуция. В ряде древнекитайских источников [929, гл. 61, 730; 134, 56 – 57; 1012, 131 – 132; 101, 207 – 210, 241 – 242] есть свидетельства о том, будто Конфуций встречался с Лао-цзы, почтительно беседовал с ним, был восхищен его мудростью и знаниями, сравнивал его с драконом и т. п. Однако все эти описания встреч построены и поданы таким образом, что возникает сомнение в их достоверности, хотя они и не могут быть полностью отвергнуты. Как гласит традиционная легенда, под конец жизни Лао-цзы отправился на запад. Встретив по пути начальника одной из пограничных застав, философ по просьбе последнего изложил свои основные взгляды в небольшой книге из двух частей [929, гл. 61, 140, 57]. Эта книга и была трактатом «Даодэцзин» [847; 187; 419; 543; 552; 574; 641; 68 – 125; 749; 774; 780; 824; 833; 1010.

Полный перечень переводов трактата на западноевропейские языки см. 767, 4 – 5].

Проблема авторства трактата и его датировки породила ожесточенные споры ученых, суть которых изложена в ряде работ [21, 170 – 173; 378, 84 – 112; 641, 75 – 98]. Инициатором этих споров стал в конце XIX века известный английский синолог Г. Джайльс, выступивший с развернутой и аргументированной критикой традиционной версии о Лао-цзы как об авторе трактата [419]. Позиции Джайльса были поддержаны, хотя и не по всем пунктам, многими другими синологами. Это и понятно. Дело в том, что время составления трактата явно не соответствует традиционной датировке жизни Лао-цзы – и по языку, и по стилю, и по содержанию трактат относится примерно к IV – III векам до н. э. Эта точка зрения, высказывавшаяся многими авторами, в последнее время была обоснована и поддержана крупнейшими авторитетами синологии [317, 1 – 2; 350, IX; 605, 229 – 230]. Ныне ее можно считать общепризнанной, хотя это и не решает проблемы окончательно.

Несмотря на отдельные слабо аргументированные попытки отождествить автора трактата с кем?либо из даосских философов академии Цзися [44, 221], вопрос об авторе остается открытым. Как полагает А. Масперо, единственное, что можно сказать с определенностью, это то, что предполагаемый автор книги обладал «характером меланхолического мистика» [605, 229].

Но как бы то ни было, на протяжении тысячелетий с идеями даосизма, высказанными в «Даодэцзин» и сыгравшими столь значительную роль в истории китайской мысли, связано именно имя Лао-цзы. Как справедливо писал В. Грубе, в конце концов не так уж важно, какое имя ассоциируется с книгой, – главное, что сами идеи автора (или авторов? –

Л. В.) таковы, что он «может быть назван самым оригинальным и наиболее самостоятельным китайским мыслителем» [45, 39]. Согласно учению Лао-цзы, основой основ природы и общества, всей Вселенной является великое Дао. Как упоминалось, концепция дао – Пути, Истины, Порядка – была принята на вооружение и конфуцианством. Некоторые ученые полагают, что первоначально эта концепция была именно конфуцианской [765, 181]. Другие, напротив, склонны думать, что идею дао конфуцианцы заимствовали у даосов [992, 22 и 64]. Но правильней считать, что идея дао возникла и сформировалась в раннечжоуском Китае еще до оформления как конфуцианства, так и даосизма и что оба учения имели равные основания взять ее на вооружение и придать ей свое содержание, свою трактовку [440, 19; 538, 197]. Конфуций видел в
дао
главным образом олицетворение верховных законов Неба, предписывающих создание определенного порядка в обществе. Иными словами, для конфуцианства дао – это прежде всего сумма социальных регламентов, система дисциплины и этики [970, т. I, 161 – 162]. Иначе смотрели на дао последователи Лао-цзы. Для них дао – это прежде всего Всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения [629, т. II, 36], основа для далеко идущих метафизических натурфилософских спекуляций.

Если вкратце суммировать основные характеристики

дао, приведенные в книге Лао-цзы, то окажется, что дао – это все и ничто. Никто не создал дао, но все происходит от него и возвращается к нему. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств. То, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, – это не дао. Оно постоянно и неисчерпаемо. Ему нельзя дать ни имени, ни названия, его ни с чем нельзя сравнить. Само безымянное, оно дает названия и имена всем. Само бесформенное, оно является причиной всех форм. Дао вне времени и вне пространства. Это бесконечность и абсолют. Даже Небо следует
дао
, а само дао следует лишь естественности, Природе. Великое, всеобъемлющее дао порождает все, но все это проявляется лишь через посредство дэ (букв. «добродетель»). Дэ – конкретное качество дао, средство его обнаружения. Если дао все рождает, то дэ все вскармливает [847; 186, 115 – 159; 350; 629, т. II, 37 – 38].

Учение Лao-цзы изложено очень трудным и неясным языком. Употребленные в нем термины, понятия и положения допускают самые различные толкования. Это и явилось причиной того, что исследователи очень сильно расходятся в трактовке первоначального даосизма как философской доктрины. Одни видят в этом учении материализм [82, 199 – 201; 101, 8; 187; 861], другие (их большинство) – бескрайний идеализм и мистику. Бесспорно, что некоторые основания для прямо противоположных выводов дает не только трактовка, но и сама суть ряда положений даосизма. Однако если даже и согласиться с фактом наличия в «Даодэцзин» некоторых материалистических положений, нельзя не отметить, что мистики в нем во много раз больше. Во всяком случае, нет никаких сомнений в том, что это учение открывало широкий простор для мистики и метафизических спекуляций и что уже в самом трактате Лао-цзы были заложены основы для перерождения даосской философии в религию.

Вот характерный пример. Возьмем одно из центральных положений книги: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три – все вещи» [847, 26; 187, 139]. Чтобы понять эту глубокомысленную фразу и правильно истолковать ее, комментаторы и исследователи немало потрудились. Ныне расшифровка смысла фразы выглядит примерно так. Дао порождает одно, ци. Из ци состоит все в мире. Одно рождает два: ци двух родов, мужского и женского, то есть ян-ци и инь-ци. Два порождают три. Эти три, порожденные двумя обязательными началами, мужским и женским, которые в своей совокупности и взаимодействии только и могут давать начало всему остальному, – великая триада, состоящая из Неба, Земли и Человека. А уж от этих трех начал пошло и все остальное в природе и обществе [187, 49 – 52; 350, 103].

Как нетрудно заметить, в конечном счете смысл всей этой фразы во многом зависит от того, что понимать под ци. Если полагать, что ци – это материальная частица, эфир, чуть ли не древнегреческие атомы, то при всей мистике (что такое дао, которое «породило» материальные частицы ци?), во фразе все?таки можно найти некоторые, пусть малоубедительные, намеки на материализм. Но дело в том, что проблема интерпретации ци далеко не столь проста. Известно, например, что даже ханьский материалист Ван Чун, разрабатывавший в своей книге «Луньхэн» [884] даосскую концепцию ци, видел в ци не только материальную субстанцию, но и некие духовные флюиды, элементы духовного начала [99, 48 – 52; 629, т. II, 369]. Но если так, то от «материализма» в этой фразе Лаоцзы, как, впрочем, и во всей его концепции, останется очень немного. Едва ли вообще мыслимо говорить о материализме как о хоть сколько?нибудь последовательной линии философии применительно к идеям Лао-цзы [21; 844; 879; 1007]. При всей кажущейся или даже реальной материалистичности некоторых отдельных положений книги в целом ее следует считать образцом мистики и метафизики, а ее предполагаемого автора Лао-цзы – одним из «великих мистиков человечества» [780, 7]. Именно мистическая сторона даосской философии оказалась в ней наиболее существенной, получила в дальнейшем наибольшее развитие и послужила подходящей теоретической базой для возникновения на ее основе религиозного даосизма.

Таким образом, трактат Лао-цзы при всей его туманности и противоречивости сыграл огромную роль в истории китайской мысли [875а]. Однако этот трактат был хотя и главным, но не единственным произведением философского даосизма. —

Учение

Учение По словам Котошихина, для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих — «учительных людей тихих и небражников». Что Зотов был учительный человек, тихий, за это ручается только что приведенный рассказ; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму

Учение о логосе

Учение о логосе Кризис античного миропорядка и античного мировоззрения, представлявшего мир (космос) основанным на разуме и гармонии, а человека — частицей этого разумного мира, привел к тому, что снова возродилось мифологическое мышление. Правда, мифотворчество в

2. Конфуций и его учение

2. Конфуций и его учение Конфуций, Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.), выходец из луских ши, первым дал свой вариант ответа на вызов быстро и резко трансформировавшегося чжоуского общества. Опираясь на чжоуско-лускую модель идеологических ценностей и приоритет этической нормы в

Учение Плотина

Учение Плотина Бог абсолютно трансцендентен: Он – Единое, которое выше всякого мышления и всякого бытия, невыразимое и непознаваемое. Единому нельзя предицировать ни сущность, ни бытие, ни жизнь, не потому, что оно меньше, а, наоборот, больше их. Единое нельзя

Тайное учение

Тайное учение Имена великих деятелей прошлого неизбежно обрастают легендами. Но легенда легенде рознь. О Сократе, Аристотеле и Ксенофонте тоже можно прочесть и услышать множество такого, что они не говорили и не делали, да и просто не могли сказать и сделать. Легенды

Учение о сяо

Учение о сяо Важнейшая заповедь конфуцианства, которую буквально с молоком матери впитывал в себя каждый китаец на протяжении свыше двух тысячелетий, заключалась в том, чтобы быть почтительным к родителям. Это само по себе вполне закономерное и безобидное требование

Лао-цзы и учение о дао

Лао-цзы и учение о дао Прежде всего, идеи теоретиков из Цзися нашли отражение в книге, которую принято считать главным и основополагающим сочинением даосизма, – в трактате «Даодэцзин». Автором этого трактата по традиции считается Лао-цзы. Биографические сведения об этом

Учение о государстве

Учение о государстве Чтобы понять суть предложенных Мо идей и их отличие от учения Конфуция, рассмотрим в первую очередь их отношение к государству. Для Конфуция государство по сути своей мало отличалось от феодального дома-клана и, проводя аналогию дальше, от большой

Учение

Учение Войска обучаются военному искусству в свободное от караулов время. Четыре знамени расположенные в восточной половине Пекина, обучаются пешему стрелянию из лука 4, 8, 14, 18, 24 и 28 числа, a четыре знамени, расположенные в западной половине, обучаются в 2, 7, 12, 17, 22 и 27 числа.

5 жизненных уроков Лао-цзы

Можете ли вы радоваться жизни и не цепляться за нее? Можете ли вы отказаться от контроля и по-прежнему добиваться цели? Можете ли вы достичь своих целей без принуждения?

Все эти темы мы находим в ключевом древнем даосском труде под названием « Дао Дэ Цзин », который был написан таинственным мудрецом по имени Лао-Цзы. Об этом персонаже китайской древности известно немного, а некоторые историки даже сомневаются, что он действительно существовал. Но тот, кто написал «Дао дэ цзин», вдохновил миллионы людей увидеть мир в другом свете. Даосизм глубоко уважает пассивную, восприимчивую часть существования, которая обычно недооценивается. Осознав силу того, что даосы называют «женским» или «иньским» аспектом жизни, мы увидим, что усилие и усилие не всегда являются лучшими инструментами в наборе инструментов для достижения цели.

В предыдущем видео, Философия потока , я подробно рассказываю о так называемом «состоянии потока», известном как «мягкая сила» «у вэй» или «действия без усилий», которое также описывается как «нахождение в состоянии потока». зона» при участии в определенных мероприятиях, таких как спорт и рисование. Однако эта статья (видео) исследует, как мудрость Лао-цзы может помочь нам плыть по течению в более общем плане.0005 смысл. Как мы можем отпустить и позволить реке жизни унести нас? Как мы можем жить более легко, с меньшим стрессом и беспокойством? Как мы можем жить богатой жизнью и наслаждаться ею в полной мере, с минимальным вмешательством в естественный ход вещей?

Следующие пять уроков, основанные на трудах Лао-Цзы, могут вдохновить вас на то, чтобы жить совершенно по-другому.

1) Ничего не форсировать.

Мастер не навязывает добродетель другим, поэтому она способна выполнить свою задачу. Обычный человек, применяющий силу, обнаружит, что ничего не достигает.

Лао-Цзы, Дао Дэ Цзин , глава 38

В нескольких главах Дао Дэ Цзин Лао-Цзы пишет о принципе отказа от принуждения. Когда мы принуждаем, мы идем против естественного течения вещей, что, скорее всего, доставляет нам неприятности. Часто мы ошибаемся, думая, что можем заставить невыполнимое, полагая, что, если мы будем прилагать достаточно усилий, мы в конечном итоге добьемся того, чего хотим. В некоторых вещах постоянное упорное усилие действительно приводит к результатам. Но что бы мы ни делали, всегда есть законы природы, которые мы должны учитывать.

Лао-цзы заметил, что природа действует по-своему. Живя в этом мире, мы видим, что природа проявляется в определенном порядке. Одни вещи большие и тяжелые, другие маленькие и легкие. Некоторые вещи растут годами, другие рождаются и умирают в один и тот же день. Мы, люди, тоже связаны с потоком природы; то, как мы превращаемся из младенцев во взрослых, как мы учимся, как функционируют наши тела; все связано с законами природы, которые мы не можем контролировать. Если мы форсируем события, мы ставим себя в положение, в котором вселенная начинает работать против нас.

Это происходит, например, когда мы плывем против течения. Мы можем какое-то время плыть против течения, но долго не протянем, потому что это очень утомительно. И когда мы, наконец, сдаемся и принимаем, что пробиваться вверх просто невозможно, мы отпускаем ситуацию и начинаем плыть дальше.

Когда мы каким-то образом найдем способ работать с природой, а не против нее, все станет намного проще, и мы не будем так сильно изнурять себя. Это означает «работать с умом», а не «усердно работать», правильно устанавливая паруса и усердно ориентируясь, чтобы ветер вселенной продолжал подталкивать нас вперед.

2) Не перегружайте себя.

Те, кто стоит на цыпочках, не стоят твердо.
Те, кто торопятся, далеко не уйдут.
Те, кто пытаются затмить других, тускнеют в собственном свете.

Лао-Цзы, Дао Дэ Цзин , глава 24

Типичное явление, которое мы наблюдаем в современной цивилизации, заключается в том, что люди готовы зайти слишком далеко. Расширение границ само по себе не является неправильным, поскольку это способ роста. Если мы посмотрим, например, на силовые тренировки, то на самом деле необходимо чрезмерно стимулировать мышцы. Разрушая мышцы во время подъема с использованием прогрессивной перегрузки, они со временем станут сильнее и больше. Но есть один необходимый ингредиент, когда дело доходит до этого процесса, который многие начинающие лифтеры склонны упускать из виду, а именно 9.0005 остальное .

Когда мы постоянно перегружаем мышцы, в конечном итоге мы не сможем продолжать тренировки, так как им не хватает времени на восстановление. Хотя нашим намерением было сделать себя сильнее, на самом деле мы стали слабее; Согласно бесчисленным исследованиям, хроническое истощение приводит к снижению иммунной системы, а также делает нас более склонными к депрессии. Итак, почему люди делают это? Ну, в большинстве случаев это потому, что они хотят стать очень мускулистыми, очень быстро. Но, напрягая себя слишком сильно, они поставили себя в уязвимое положение.

Лао-цзы описал бы это как стояние на цыпочках, поскольку он утверждает, что, когда мы стоим на цыпочках, мы не стоим твердо. Всегда должен быть баланс между действием и бездействием; между усилиями, которые мы вкладываем в вещи, и временем, которое мы позволяем телу и разуму восстановиться. Если мы выложимся сверх наших возможностей, то, конечно, в краткосрочной перспективе можно будет сделать больше работы, но, как заметил Лао-Цзы, это также сделает нас слабыми и уязвимыми.

Другой пример — люди, которые берут ипотечный кредит всего за немного доступным, пока они продолжают зарабатывать то, что они зарабатывают, работая на стрессовых работах. Да, это приведет к большому дому в краткосрочной перспективе, но эта ситуация требует, чтобы эти люди всегда оставались в колесе хомяка и никогда не опускались ниже определенного дохода. Они связаны обязательствами по оплате и не могут позволить себе работу, которая менее напряженная, если это снижает их доход.

А почему? Часто это не потому, что им это нужно, а скорее, чтобы похвастаться перед другими людьми. И это имеет свою цену. «Чем больше у вас богатства, тем труднее его защитить», — сказал Лао-цзы. А когда наполнишь чашку до краев, то носить ее с собой становится довольно сложно. Итак, в идеале, если мы примем мудрость Лао-цзы близко к сердцу, мы хотим твердо стоять двумя ногами на земле во всем, что мы делаем.

3) Хватит контролировать мир.

Хочешь править миром и контролировать его? Я не думаю, что это когда-либо может быть сделано. Мир — это священный сосуд, и им нельзя управлять. Вы сделаете только хуже, если попытаетесь. Он может ускользнуть сквозь пальцы и исчезнуть.

Лао-Цзы, Дао Дэ Цзин , глава 29

Вы когда-нибудь замечали, что многие наши проблемы решаются сами собой? Вмешательство не всегда необходимо. Более того, во многих случаях вмешательство только создает больше проблем. Все находится в движении, а это значит, что обстоятельства все время меняются, и сегодняшние проблемы могут стать завтрашними благами.

Мы часто можем видеть это на рабочем месте, так как всегда есть определенный менеджер, который чрезмерно пытается контролировать все процессы, и только вызывает стресс и разделение внутри команды. Сроки не соблюдаются, коллеги ненавидят друг друга, и всегда происходит драма. Но когда этот менеджер уезжает на несколько недель, кажется, все идет гладко.

Лао-цзы утверждает, что хороший лидер не контролирует , а действует из-за фона; она позволяет людям делать что-то самим и вмешивается лишь умеренно. Есть разница между делегирует и контролирует ; между ведущим и навязыванием . Лидировать и делегировать можно мягко и без особого вмешательства, пуская все на самотек. Контроль и навязывание часто идут рука об руку с силой.

На практике мы могли бы чаще делать шаг назад, прежде чем вмешиваться. Во многих случаях естественный ход заставит все работать просто отлично. В основном это сводится к тому, что доверяет вселенной, чтобы мы могли отпустить контроль.

4) Хватит.

Те, кто знают, что у них достаточно денег, по-настоящему богаты.

Лао-Цзы, Дао Дэ Цзин , глава 33

Поскольку мы склонны перегружать себя, у нас также есть эта неприятная особенность собирать гораздо больше , чем нам нужно. Мы видим, что богатые пытаются стать еще богаче. Для них увеличение своих владений — это жизней. Но когда мы всегда стремимся получить больше, не забывайте о жить ?

Наши потребности имеют естественные пределы. Нам нужно только достаточно еды, чтобы оставаться энергичными в течение дня, и нам нужно достаточно воды, чтобы избежать обезвоживания. Слишком много вредно. Даосский мудрец Чжуан-цзы подкрепляет этот аргумент, рассказывая нам о мыши, которая напивается только брюхом, когда пьет из пруда. Мышь , естественно, воздерживается от чрезмерного обременения, так как слишком много питья скажется на организме.

Тем не менее, люди часто накапливают больше, чем им нужно. Основная причина этого, по-видимому, страх : страх того, что «не иметь всего этого» умаляет их сущность. Это эгоизм: иметь больше означает «я больше». Мы также боимся, что нам не хватит в будущем. Но, как мы знаем; будущее неопределенно. Мы можем умереть завтра, и все, что у нас есть, может быть отнято у нас в одно мгновение.

«Тот, кто познает довольство, обретет покой навсегда», — говорит Лао-цзы. Но мы можем знать только тогда, когда у нас достаточно, если мы осознаем, что значение , которое мы приписываем внешним вещам, основано на .0005 заблуждение . Мы не являемся тем, что у нас есть, поскольку ни одно из этих владений не находится под нашим контролем. Сюда входят даже наши собственные тел . Избыток внешних вещей со временем становится бременем. «Вещи, которыми вы владеете, в конечном итоге владеют вами».

Как и в случае с мышью, есть только , столько мы можем взять. Конечно, неплохо иметь, например, хороший дом и деньги в банке, если только мы не становимся рабами того, чем владеем. Умеренность является ключом.

5) Не цепляйся за жизнь.

Я слышал, что те, кто празднует жизнь, безопасно ходят среди диких животных. Когда они идут в бой, они остаются невредимыми.

Лао-Цзы, Дао Дэ Цзин , глава 50

Есть разница между празднованием жизни и цеплянием за жизнь. Если вы цепляетесь за жизнь, вам нечего праздновать. Жизнь стала безмерно серьезной и даже болезненной. Мы беспокоимся, потому что видим смерть, мать всех страхов, на каждом углу. Страх смерти заставляет нас цепляться за жизнь, и, как выразился Лао-цзы: «Те, кто суров и непреклонен, — ученики смерти. Мягкие и уступчивые — ученики жизни». Те, кто не цепляются за жизнь, следовательно, не представляют угрозы, потому что не пугливы, и дикие звери не видят необходимости нападать на них.

Страх смерти проявляется внутри нас очень тонко. Многие люди утверждают, что они не боятся смерти, потому что они не боятся этой воображаемой идеи того, что такое смерть. Но эта простая идея редко похожа на истину, поскольку мы никак не можем себе представить, что значит «не быть».

Однако есть кое-что, очень близкое к переживанию полного уничтожения, которое означает «потерю того, за что мы цепляемся». Мы можем цепляться за свою красоту, поэтому боимся стареть. Мы можем цепляться за свою репутацию, поэтому мы всегда сверхбдительны, когда дело доходит до того, что другие люди говорят или думают о нас. Мы можем цепляться за наше богатство, поэтому мы всегда заняты его защитой.

Так вот, стареющее тело, дурная слава или бедность не равны смерти , так как мы можем еще жить, и жить хорошо, терпя эти вещи. Однако это может быть равносильно смерти наших собственное изображение ; история, которую мы рассказываем о себе. Для большинства людей именно в этом и заключается страх смерти, и именно за это они цепляются. Таким образом, истинный страх смерти заключается в идее «потерять то, кем мы себя считаем». Вот почему на войне солдаты боятся идеи «не умереть с честью» больше, чем самой смерти. Но, цепляясь за представление о себе и окружающем нас мире, мы отрицаем природу вселенной, состоящую в том, что изменение является единственной постоянной . История, которую мы рассказываем о себе сегодня, завтра потеряет свою точность. То же самое касается истории, которую мы рассказываем себе о мире.

Когда мы цепляемся за одно, мы сопротивляемся другому. И то, чему мы сопротивляемся, будет придерживаться , но то, что мы принимаем, мы идем дальше. Способность отпустить ситуацию и плыть по течению, а также быть гибким оператором в хаотической вселенной — вот что делает нас учениками жизни.

И это были пять уроков, основанных на трудах даосского мудреца Лао-Цзы.

Спасибо за просмотр.

9 Уроки жизни из Дао Дэ Цзин

Этот гостевой пост от Риган Джеклин, попутчицы и блоггера, которую я встретил в Мексике в конце прошлого года .

Дао Дэ Цзин — один из самых почитаемых духовных текстов всех времен. Это основа «религии» даосизма.

Цель даосизма состоит в том, чтобы создать жизнь, полную мира и радости посредством жизни без усилий. Многие уроки будут противоречить урокам внешнего мира. Он почти полностью состоит из парадоксов. По этой причине учения требуют изучения, медитации и ежедневного применения, чтобы их истинная сила проявилась.

Когда эта сила осознана и задействована, Дао Дэ Цзин способна вернуть нас к нашим корням, где мирские проблемы не затрагивают нас.

Ниже приводится список некоторых наиболее мощных учений и идей из этого текста. Я призываю вас прочитать этот список непредвзято и посмотреть, не улучшит ли хотя бы один из этих уроков ваше благополучие.

«То, что хорошо посажено в Дао, не может быть вырвано с корнем». – v.54 ​​

Много раз в Дао Дэ Цзин упоминается Мудрец. Мудрец — это просто человек высшей мудрости. Скорее всего, они достигли просветления и понимают истинный смысл жизни.

Понимая смысл жизни, Мудрец живет жизнью, свободной от эмоционального сопротивления. Вместо этого они впитывают красоту жизни, ощущая рай на земле.

Дао Дэ Цзин, в конечном счете, является передачей этой освобождающей душу мудрости. В нем говорится, что мудрец превыше всего ценит три добродетели: смирение, умеренность и сострадание.

Смирение

Сегодня смирение считается слабой чертой. На самом деле смирение — это ключ к истинной силе.

Скромный человек признает, что он далек от совершенства. Вот откуда берется их истинная сила – их слабость.

Смиренные признают, что не знают всего. Они ищут ответы и всегда их получают. Эти ответы позволяют им жить более полноценной жизнью. Кроме того, они не боятся просить о помощи и взамен получают больше помощи, чем кто-либо другой.

Смиренный человек не возвышает себя и свои потребности выше других. В результате его отношения становятся глубокими, искренними, чрезвычайно полезными и изобилующими.

Существует мнение, что смирение означает отсутствие уверенности в себе. Однако верно и обратное. Скромность означает, что вы уверены в себе, но вам не нужно никому ее навязывать. Оно приходит изнутри и остается там.

Скромный человек стоит на земле, а качество его жизни выше звезд.

«Все реки текут к морю, потому что оно лежит под ними. Смирение придает морю его силу». – v.66

Модерация

Все лишнее становится вредным. Мы говорим не только о типичных наркотиках, фаст-фуде и сексе.

Даже то, что мы считаем хорошим, становится вредным, когда мы злоупотребляем им. Когда мы делаем что-то хорошее благочестивым, мы обрекаем себя на бедствие.

Жизнь характеризуется переменами. То, во что мы вкладываем нашу личность и счастье сегодня, может не появиться завтра. Поэтому Мудрец остается укорененным в Дао — единственной истинной константе.

Мудрец сдерживает свои эмоции. Он никогда не позволяет себе зайти слишком высоко или слишком низко. Вместо этого он остается в своем спокойном центре, сохраняя свою энергию для важных задач. Его эмоции исходят из его центра, поэтому внешние условия никогда не выводят его из равновесия.

Сострадание

Мудрец признает, что жизнь ему ничего не должна. Наоборот, он всем обязан жизни. При этом он живет, чтобы отдавать, а не приобретать или воровать.

Мудрец живет с позиции Вселенского Единства. Он живет в попытке накормить все творение, не принимая фаворитов и не поворачиваясь спиной ни к одному нуждающемуся человеку или существу.

В результате сострадания Мудреца его жизнь естественным образом наполнена целью, прекрасными отношениями и постоянным вознаграждением. Отдавая все, что у него есть, он получает взамен больше, чем когда-либо мог желать.

«Великий Путь гладок и легок, но люди предпочитают извилистые боковые тропы». – v.53

Лучший образ жизни существует уже тысячи лет. Секреты прочного мира и счастья на самом деле не являются секретом, их просто игнорируют.

Сегодня люди думают, что прочное счастье можно купить, выпить или съесть.

Каждый живет своим эго, думая, что вечная мудрость — это набор правил, а не руководство к более гладкой жизни, каковой она и является на самом деле. Пренебрегая этим, люди бесцельно пытаются улучшить жизнь по-своему и впадают в депрессию, стресс и теряют время.

На самом деле мы игнорируем и подавляем крики наших душ. Наша внешняя депрессия является результатом кормления нашего тела и ума неправильными ценностями и входными данными.

Решение простое:

Цените свой внутренний покой выше имущества. Цените отношения выше денег. Ставьте дисциплину выше сиюминутного удовлетворения. И копить мудрость вместо того, чтобы следить за новостями ..

Не будь овцой, следующей за толпой и питающейся низко висящими фруктами. Все, за чем гонятся овцы, попадет в ваши руки, если вы будете жить добродетельной, мудрой и дисциплинированной жизнью.

Питайте свой дух, и вы пойдете по пути блаженства, известному лишь немногим… Это Великий Путь.

«Если бы у меня был разум, я бы пошел Великим Путем, и мой единственный страх был бы отклониться от него». – v.53

«Человек создан для того, чтобы сидеть тихо и искать истину внутри себя». — v.5

Существуют неотъемлемые истины смысла жизни, на которых держится Вселенная, и которые можно найти, заглянув внутрь себя. Бог или Вселенная предварительно установили их в нашу операционную систему.

Когда эти ответы известны, поняты и им следуют, жизнь становится легким переживанием радости и удивления.

К сожалению, во внешнем мире есть тысяча простых отвлекающих факторов. Мы больше не смотрим на компас внутри. Вместо этого мы смотрим на все, кроме компаса, а потом удивляемся, как и почему мы оказались так далеко от курса в нашей жизни.

4. То, чему вы будете сопротивляться, будет продолжаться

«Когда противостоят друг другу две великие силы, победа достанется тому, кто умеет уступать». — т. 69

Бразильское джиу-джитсу стало чрезвычайно популярным в последние годы.

Джиу-джитсу — это форма борьбы сабмишн, в которой вес противника используется против него самого. Хорошо тренированный спортсмен может победить кого-то значительно большего, чем он сам, используя вес соперника себе во вред. В этот момент сила и размер становятся несущественными.

Чтобы вернуть это к Дао, когда жизнь бросает вам огромную проблему, просто отойдите с ее пути. Вместо того, чтобы бороться с чем-то большим, чем вы, используйте против него его собственный вес и наблюдайте, как оно рухнет само на себя.

На самом деле обычно не наши проблемы вызывают наше горе. Это наше сопротивление проблеме, наши пинки и крики, когда мы пытаемся вытеснить проблему из своей жизни.

Что, если бы мы приняли решение быть довольными любыми жизненными обстоятельствами?

Если мы делаем все, что в наших силах, то все, что нам остается, — это довериться сильным мира сего и продолжать в том же духе. Сопротивление течению жизни только вызовет у вас дальнейшую депрессию, тревогу и проблемы со здоровьем.

Следуйте за жизнью и реагируйте соответственно

«Дерево, которое не может согнуться, треснет на ветру». – v.76

Жизнь — могучая сила. Бороться с ним было бы так же мудро, как явиться на перестрелку с нерф-пистолетом. У жизни есть своя идеальная и приятная временная шкала. Хотя проблемы, которые поставила перед вами жизнь, могут не иметь смысла в данный момент, точки всегда сойдутся в будущем.

Дао предполагает, что траектория вашей жизни направлена ​​к совершенству, если вы просто подчинитесь и будете плыть по течению. Поэтому никогда не стоит сопротивляться или беспокоиться.

Когда вы пытаетесь контролировать жизнь, вы пытаетесь занять место Бога. Наверняка вы окажетесь выше головы, утопая в беспокойстве и ошибках.

«Тот, кто видит себя всем, достоин быть хранителем мира» – т.13

Эту цитату можно очень неправильно истолковать. Это не широко распространенный призыв к эгоизму, как кажется. На самом деле, это полная противоположность.

Через бесконечный и вечный источник Дао каждое существо связано как одно гораздо большее целое. Видеть себя таким, как все, значит верить, что ты часть этого большего целого.

При медитации это неотъемлемое единство изменит наш образ жизни. Когда вы живете с верой в это неотъемлемое единство, вы начнете жить в соответствии со своей истинной природой. Затем вы можете взять на себя роль хранителя мира, питая и проявляя сострадание ко всем живым существам.

Тогда вам больше не нужно проводить всю жизнь в соревнованиях. Нам не нужно тянуть других вниз, чтобы мы могли двигаться вперед и достигать наших целей.

Вместо этого Мудрец обретает счастье, помогая всему творению. И чем к большему количеству людей он относится с состраданием и единством, тем более целостным и безопасным он себя находит.

«Не наша истинная природа заставляет нас действовать деструктивно. В этом виновато НЕЗНАНИЕ нашей истинной природы». – Рори Маккей

Кто чаще делает плохо: тот, кто считает себя плохим человеком, или тот, кто знает, что он хороший?

Поверьте, что вы плохой человек, и вам никогда не будет стыдно делать плохие вещи. Со временем это деструктивное поведение проявляется как неблагоприятные обстоятельства.

Однако, верьте, что вы хороший человек, а неправильный поступок вызовет у вас внутреннее расстройство. Это страдание побудило бы вас исправить курс добрыми делами, и, в конце концов, эти добрые дела принесут награду и улучшат вашу жизнь.

Сначала ваша реальность создается в вашем уме.

Соединитесь с учением Дао, и вы обязательно придете к осознанию того, что вы изначально хороши. Мир может ввести вас в заблуждение, но вы не плохой человек. Возможно, вы совершали ошибки, но так же поступает каждый человек на этой планете.

Дао Дэ Цзин учит, что бесконечно хороший и вечный источник творения находится внутри вас. И он начинает корректировать ваш курс, как только вы ему это позволяете.

Вам не нужно пытаться быть хорошим человеком, вы им являетесь.

«Легче нести пустую чашу, чем наполненную до краев» — т.9

В «Дао Дэ Цзин» говорится, что чем меньше мы имеем, тем счастливее мы будем… разве общество не учит нас прямо противоположному?

Общество учит нас, что нам нужен большой дом, престижная карьера, модная машина и аксессуары, соответствующие нашему элегантному образу жизни. Чем больше у нас есть и чем богаче мы выглядим, тем счастливее мы будем.

В стихе 9 «Дао» Лао-цзы подчеркивает, что, имея больше, мы только подвергаемся стрессу, связанному с его сохранением.

Давайте используем пример генерального директора в качестве иллюстрации, чтобы доказать это:

Джейн находит себя в своей карьере. Она тратит 10 часов в день шесть дней в неделю, пытаясь продвинуться по карьерной лестнице. Ее упорная трудовая этика гарантирует, что она быстро продвигается по карьерной лестнице, и она видит много повышений заработной платы на своем пути.

Но она никогда не бывает удовлетворена и говорит себе, что будет счастлива, когда достигнет статуса генерального директора. Что ж, однажды она достигает заветной должности генерального директора. В течение следующих нескольких месяцев она почти не видит своих друзей. Ее здоровье быстро ухудшается из-за сильного стресса и долгих часов работы. Вдобавок она даже не может наслаждаться своими деньгами, потому что все свое время проводит на работе.

Через три года она сидит на антидепрессантах и ​​сильно перегружена работой. Она не может вспомнить, когда в последний раз была на пляже или обедала с семьей, но удивляется, почему больше не радуется жизни. Ведь она живет мечтой.

Теперь давайте посмотрим на Джо, который, напротив, живет скромной жизнью.

Джо работает четыре дня в неделю, потому что не в деньгах его счастье. Несмотря на то, что он много работает, он ценит свободное время больше, чем деньги.

Джо довольствуется обычной машиной, обычным домом и скромной одеждой, но его это устраивает. Он не соревнуется в крысиных бегах «больше», и поэтому он может работать меньше и не торопиться, чтобы испытать свое путешествие по жизни.

Джо проводит вечера с женой и двумя дочерьми и всегда находит время для друзей. Он регулярно посещает местное поле для гольфа и всегда загорает, когда проводит время в походах и на велосипедах.

Джейн всегда стремится и никогда не достигает. Ее образ жизни приводит ее в кроличью нору депрессии, и побег становится все более невозможным.

Джо доволен тем, что у него есть каждый божий день. В результате хороший опыт и отношения дают ему полноценную жизнь, недоступную повышению заработной платы. Его здоровье — единственное, чего мы действительно хотим больше, — процветает как продукт его мирной жизни.

«Довольствуйся тем, что имеешь; понять, что ничего не упущено. Если вы знаете, когда остановиться, весь мир принадлежит вам». – v.44

«Ребенок един с Дао, живет в гармонии и благодати. Вот почему ребенок находит вечность в пределах одного дня». – v.55

Мудрец может узнать от ребенка столько же, сколько ребенок может узнать от своих родителей.

Невинный ум ребенка защищен от лжи мира. Ребенок осознает истинную природу существования, даже не пытаясь постичь ее.

Депрессия у детей практически неизвестна. Только когда мы становимся старше и наше сознание отвлекается, мы теряем связь с тем, что значит по-настоящему жить и быть счастливым.

Ребенок любит безоговорочно, радостно играет и живет свободно. Они так полностью вкладывают свое сердце во все, что делают, что не могут думать ни о вчерашнем, ни о завтрашнем дне. Ребенок плывет по течению и ничего не заставляет в жизни, и все же о нем всегда заботятся.

Неудивительно, что они так хорошо спят по ночам.

«Великая сосна вырастает из крохотного саженца; башня начинается с одного кирпича. Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага». – v.64

Страдания многих людей частично связаны с мечтами, которые никогда не воплощались в жизнь. Эти сны, вероятно, были очень реалистичными, однако из-за их размера они были утрачены.

Что помешало вам осуществить свою мечту? Вы были ошеломлены, когда смотрели на вершину своей покрытой ледником горы с основания? Возможно, кто-то сказал вам, что ваша мечта несбыточна, и вы решили им поверить?

И снова мы видим мощный парадокс, исходящий из Дао:

Гигантские мечты, которые мы считаем неосуществимыми, достигаются маленькими шагами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *