Лао цзы кто это: писатели и не только о том, что читают почему

Лао-Цзы



Лао-Цзы

VI в. до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Лао-Цзы

Лао-Цзы, Ли Эр — древнекитайский философ, живший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (VI- V вв. до н. э.) или несколько раньше.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 185.

+ + +

Лао-Цзы (Лао-цзэ, V в. до н. э.). Жизнь Лао-цзы — целиком легендарная, и даже не известно ничего достоверного о самом факте его существования. Его более или менее чудесное рождение, его встреча с Конфуцием, которого он якобы упрекал в том, что тот теряет время, пытаясь исправить нравы своих соотечественников, вместо того чтобы посвятить жизнь изучению Дао (Пути), его уход на Запад и диктовка им встреченному стражнику заставы текста «Дао дэ цзин», прежде чем исчезнуть навсегда, — все это не находит себе никакого фактического подтверждения. О чем можно с уверенностью говорить, так это о древности и глубине работы, которая приписывается Лао-цзы и которая являет собой фундаментальный текст даосизма. Одно время, в эпоху Тан, «Дао дэ цзин» был включен в официальную программу «докторских» экзаменов.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 371.

Другие биографические материалы:

Рубин В.А. Полулегендарный автор основного произведения философского даосизма (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Блинников Л.В. О нем не сохранилось никаких сведений (

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Фурс В.Н. Создатель одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Призывает вернуться к «золотому веку» прошлого (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Ткаченко Г.А. Под этим именем в китайской традиции выступают разные лица (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В. С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М

)

Был историографом-архивариусом при Чжоуском дворе (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Лao-цзы. Дао дэ цзин (Статья Г. А. Ткаченко о памятнике древнекитайской мысли)

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Китая (биографический указатель).

Источники:

Лао-цзы, в кн.: Чжу-цзы цзичэн («Собрание произв. др.-кит. мыслителей»), т. 3, Пекин, 1957,

Waley A., The way and its power, L., 1934,

Гао Хэн, Лао-цзы чжэн гу (Лао-цзы с исправлениями и комментариями), Пекин, 1956.

Литература:

Ян Хин-шун, Др.-кит. философ Лао-Цзы и его учение, М., 1950;

Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38; см. также лит. к ст. Даосизм.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Лао-цзы и Будда | Синология.Ру

– «совпадение двух в одном» или «раздвоение единого»?
 
Лао-цзы 老子 (Мудрец Лао / Почтенный учитель / Старый Ребенок) – самый загадочный древнекитайский философ, мифологизированный и обожествленный основоположник даосизма, предполагаемый автор Дао дэ цзина 道德经 («Канона Пути и благодати»), изначально называвшегося Лао-цзы («[Трактат] Учителя Лао»). Согласно традиционной историографии, родился в кон. VII – нач. VI в. до н.э.; согласно современной – жил в IV–III в. до н.э. Уже в древнейшей биографии «сокровенного/таинственного/анахоретствующего благородного мужа» (инь цзюнь цзы 隐君子) Лао-цзы в Ши цзи 史记 («Исторических записках», гл./цз. 63 [9, с. 56-57; 10, с. 38-39]) симпатизировавшего даосам Сыма Цяня (II–I вв. до н.э.) много загадок: указаны три его возможных прототипа VI–IV вв. до н.э. (Ли Эр/Дань 李耳/聃, Лао Лай-цзы 老莱子 и Дань 儋) и сообщено о рождении Лао-цзы / Ли Эра в периферийном («варварском») юго-западном государстве Чу 楚 (селении Цюйжэнь уезда Ку, совр. Луи 鹿邑 пров. Хэнань), где сохранилась архаическая традиция шаманизма (по-видимому, ставшая первоисточником даосизма) и специфическая культура с признаками западного происхождения или влияния, о его службе в западном/центральном из Срединных (исконно китайских) государств – династийном домене Чжоу в качестве историка-астролога (ши 史), хранившего дворцовый архив, о прибытии к нему для получения наставлений о благопристойности/ритуале (ли 礼) Конфуция, уподобившего его дракону, и об уходе в конце жизни в неизвестном направлении через пограничную заставу (на западе или юге), начальнику которой Гуань Иню 关尹 (Инь Си 尹喜) он оставил запись своего учения о Пути-дао и благодати-дэ в книге из пяти с лишним тыс. иероглифов, ныне отождествляемой с Дао дэ цзином.
 
Сыма Цянь засвидетельствовал и терминологическую связь имен Лао-цзы и мифического Хуан-ди 黄帝 (Желтого императора/первопредка) в биноме Хуан-Лао 黄老, обозначающем родоначальников даосизма. С рубежа н.э. в конкуренции с официально возобладавшим теизированным конфуцианством и начавшейся проповедью буддизма развился процесс мифологизации и деификации самого Лао-цзы, в т.ч. как персонификации Пути-дао и единого божества Хуан-лао (Желтого старца), который воплощается «из века в век» в обликах величайших государственных наставников и духовных вождей, включая даже Будду. В самом начале мифологизированной истории он появляется как Наставник закона/дхармы Таинственной середины (Сюань-чжун фа-ши 玄中法师), при Фу-си 伏羲 – как солнечный дух Юй-хуа-цзы 鬰华子, при Шэнь-нуне 神农 – как Лао-цзы Девяти душ (Цзю-лин 九灵), а при Хуан-ди – как основоположник даосской макробиотики Гуан-чэн-цзы 广成子.
 
Культ Лао-цзы начал складываться, вероятно, еще в конце III – начале II в. до н.э. и сформировался в эпоху Хань ко II в. В 165 г. император Хуань-ди 桓帝 повелел совершить жертвоприношение Лао-цзы на его родине в уезде Ку, а на следующий год уже лично участвовал в таковом у себя во дворце. Создатель ведущей даосской школы «пути правильного/истинного единства» (чжэн-и-дао 正一道) Чжан Дао-лин (Лин) 张道陵 сообщил о явлении в мир в 142 или 145 г. божественного Лао-цзы, передавшего ему чудодейственные полномочия наместника на земле. Возглавлявшие эту школу «небесные наставники» (тянь ши 天师) составили собственный религиозный комментарий к Дао дэ цзину, получивший название Сян Эр чжу 想尔注, и установили поклонение Лао-цзюню 老君 (Господину Лао) в созданном ими в конце II – начале III в. теократическом государстве в провинции Сычуань. В эпоху Шести династий (229-589) он превратился в одного из Трех пречистых (сань цин 三清) – высших даосских божеств. Особый размах культ Лао-цзы приобрёл при династии Тан (618–907), императоры которой носили фамилию Ли 李, почитали его своим предком, возводили ему кумирни и даже присвоили высочайшие титулы «святомудрого» (шэн 圣) и «августейшего императора/первопредка» (хуан ди 皇帝).
 
Возникли и описания его необычайной внешности, старейшее и авторитетнейшее из которых оставил даосский философ и ученый Гэ Хун 葛洪 (283/284-343/363) в Бао-пу-цзы 抱朴子 («[Трактат] Учителя Объемлющего Первозданную простоту», гл./цз. 15) [4, с. 245] и агиографии Лао-цзы из приписываемого ему собрания Шэнь сянь чжуань 神仙传 («Предания о святых-бессмертных») [12, с. 1–4; 5]. Спиритуализированный образ считался запечатленным уже номинально: Лао-цзы (Старый Ребенок) означает рождение седым старцем, фамилия Ли (Слива) – появление на свет под сливой, имя Эр (Уши) / Чун-эр 重耳 (Двойные уши) и прозвище Дань 聃 (Большие и длинные уши / Высунутый язык) отражают соответствующие «изумительные и дивные» (цзин гуай 驚怪) черты лица. Эти признаки вместе с высоким ростом (9 чи, т.е. более 2 м), золотистой желтизной (императорский цвет) кожи, выпуклостью на темени, квадратным ртом, толстыми губами, большими глазами, длинными бровями и широким лбом, а также атрибуты: мантические символы И цзина 易经 («Канона перемен») – гуа 卦 (триграммы или гексаграммы), символ Великого предела (тай цзи 太极) и чёрный бык, верхом на котором он отправился на запад (в райскую землю), вошли в его типовую иконографию.
 
Данные свойства выглядят отголоском исходного, весьма напоминающего образ Будды, представления об иноземном (юго-западном) происхождении Лао-цзы: на юго-западе расположены его родина Чу (уезд Ку) или Чэнь 陈 (уезд Сян 相), куда он, видимо, и отправился в конце жизни, согласно Сыма Цяню, и где в силу промежуточного географического расположения и специфической культуры были наиболее сильны индо-буддийские влияния, а также страна/народ даньэр 儋/聸/耽耳 (вислоухих, т.е. растягивавших уши до плеч и делавших в мочках большие отверстия, см. [11, с. 287]), чье название состоит из его имен (Дань и Эр). Древнейшее упоминание о даньэр в Шань хай цзине  山海经 («Каноне гор и морей», III-II в. до н.э., гл./цз. 17) [7, с. 156, 159] сопровождается загадочной фразой, что их цзы 子 («сын/учитель») находился в государстве нюли 牛黎, обозначенном иероглифами «бык» (ню 牛) и «черный» (ли  黎), которые вместе указывают на характернейший атрибут Лао-цзы, тем самым разгадывая загадку и обнаруживая в нем таинственного цзы. Уточняющим намеком на буддизм кажется название родного уезда Лао-цзы, в обоих вариантах совпадающее с основополагающей буддийской категорией: ку 苦– дукха (страдание), сян 相– лакшана (признак/проявление). Особая выпуклость на темени, противоположная кратерообразной вогнутости у Конфуция [6, т. 1, с. 57-60], аналогична индийской ушнише – одному из 32 махапурушалакшана, «признаков великого человека» (вселенского, священного, харизматического царя-чакравартина и будды) [8], помимо которой Лао-цзы, как и Будде, присущи рождение из левого бока (под мышкой) матери, золотисто-желтый цвет кожи, широкий и длинный язык, огромные уши с вытянутыми мочками и 8 священных знаков или/и символический круг на ступнях: у первого – 8 триграмм (ба гуа 八卦), стандартно располагаемых по окружности, у второго — 8 драгоценных/благовещих символов (аштамангала – ба бао хуй 八宝徽) или колесо-чакра с тысячей спиц (лунь сян  轮相).
 
Более того, изобразительный канон и иконография Будды раскрывают тайны облика Лао-цзы. В частности, приведенное в Шэнь сянь чжуань его странное имя Чун-эр – Двойные уши [12, с. 1] легко расшифровывается при взгляде на распространенное изображение Будды с продырявленными и вытянутыми мочками длиной во всю раковину уха (лунь до  轮埵) [6, т. 2, с. 392, цв. вкладка, илл. 23, 27, 30], а сочетание того и другого в свою очередь проясняет феномен двойных ушей Конфуция на портрете эпохи Мин (1368–1644) [6, т. 2, цв. вкладка, илл. 10], когда наибольшую популярность приобрела концепция единства «трех учений» (сань цзяо  三教), предполагавшая если не тождество, то сходство их основоположников – Лао-цзы, Будды и Конфуция. Совсем загадочное сообщение того же источника [12, с. 2], что у Лао-цзы «на лбу имеется всепроникающий принцип [универсального] троения и пятерения» (э ю сань у да ли 额有三五达理), сокращенно повторенное в Бао-пу-цзы как «тройной принцип» (сань ли 三理) и ошибочно трактуемое как «три морщины» [4, с. 245], очевидно подразумевает еще один из 32 признаков Будды – урну (санскр. : шерсть, кит.: юй/гуан/бай хао 玉/光/白毫 – нефритовую/светоносную/белую шерстинку), расположенную у него между бровями и испускающую всепроникающий свет.
 
Подытоживая, можно сформулировать гипотезу об осуществлении даосами концептуального переворота исторической последовательности. С IV–III в. до н.э. по III–IV в. н.э. образ Лао-цзы претерпел процесс, напоминающий проявку фотопленки. Сначала из-за недостатка в Китае достоверных сведений о Будде его черты получили размытое и мистифицированное воплощение в облике таинственного иноземца, парадоксального в высказываниях и даже в своем оксюморонном наименовании, – «чернобыкого Старого Ребенка из юго-западной страны вислоухих». Затем с рубежа н.э. при поступлении более достоверных сведений о буддизме портрет его основателя стал явственнее проступать сквозь образ Лао-цзы, приверженцы которого ответили на это теорией доисторического существования и «вечного возвращения» своего патриарха, в сущности также навеянной индийской идеей реинкарнации. Прекрасно осознавая чреватое выяснением истинных исторических обстоятельств опасное сходство «двух родоначальников» (эр ши  二氏), даосы развили учение о Лао-цзы как наставнике и даже отце или мистическом прототипе Будды, которого стали называть «желтолицым (хуан мянь 黄面) Лао-цзы». Подобные взгляды нашли отражение в специальных трактатах – Ба ши и хуа ту 八十一化图 («Изображения 81-го преобразования») и Лао-цзы хуа ху цзин 老子化胡经 («Канон о Лао-цзы, преобразующем варваров»), которые Хубилай в угоду буддистам приговорил к сожжению указами 1258, 1261, 1281 гг. Вместе с хорошо известной поразительной синхронностью как традиционных (VII–V в. до н.э.), так и современных (V– IV в. до н.э.) датировок жизни Лао-цзы и Будды приведенные свидетельства хорошо укладывается в старую гипотезу [1; 2; 3, с. 181–197] об индо-буддийском влиянии на автора Дао дэ цзина и позволяют предполагать в образах двух величайших, по выражению К. Ясперса (1957), учителей человечества не только историческое или типологическое «совпадение двух в одном» (хэ эр эр и 合二而一), но и генетическое «раздвоение единого» (и фэнь вэй эр  一分为二).
 
Литература
1. Васильев В.П. Даосизм // Все о Китае. Т. 2. М. 2002.
2. Васильев Л.С. Дао и Брахман: феномен изначальной верховной всеобщности // Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
3. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989.
4. Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. Е.А. Торчинова. СПб., 1999.
5. Гэ Хун. Лао-цзы / Пер. И.С.Лисевича // Пурпурная яшма. М., 1980. С. 87-92.
6. Духовная культура Китая. [Т. 1:] Философия. М., 2006. [Т. 2:] Мифология. Религия. М., 2007.
7. Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М. Яншиной. М., 2004.
8. Сутра о тридцати двух признаках (Сань ши эр сян цзин) / Пер. М.Е. Кравцовой // Религии Китая. СПб., 2001. С. 171-182.
9. Сыма Цянь. Избранное. М., 1956.
10. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) / Пер. Р.В. Вяткина. Т. VII. М., 1996.
11 Чжоу Цюй-фэй. За хребтами. Вместо ответов (Лин вай дай да) / Пер. М.Ю. Ульянова. М., 2001.
12. Лао-цзы // Тай-пин гуан цзи (Обширные записи периода Тай-пин) /Сост. Ли Фан и др. Т. 1. Пекин, 1959.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. — М.: Вост. лит., 2009. — 502 стр. — Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 221-225.


Автор: Кобзев А.И.

Лао-цзы Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Примеры

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.

[лу-дзух]

/ лаʊˈдзʌ /

Сохрани это слово!

Показывает уровень сложности слова.


сущ.

Ли Эрх; Ли Эр, VI век до н. э., китайский философ, известный основатель даосизма.

(курсив) Дао Дэ Цзин.

ВИКТОРИНА

ВСЕ ЗА(U)R ЭТОГО БРИТАНСКОГО ПРОТИВ. АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА

Существует огромная разница между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!

Вопрос 1 из 7

Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.

Также Лао-цзы, (Пиньинь) Лао-цзы.

Слова рядом Лао-цзы

Laomedon, Laon, Laos, Lao She, Laotian, Lao-tzu, Lao Zi, lap, lapactic, La Palma, lapar-

Dictionary.com Unabridged Основано на Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать Lao-tzu в предложении

  • Если вы знаете своего врага, — учил древний китайский воин Сунь-Цзы, — вам не нужно бояться результат сотни битв.

    ЦРУ изо всех сил пыталось завербовать шпионов среди узников «Аль-Каиды» в Гитмо|Дэниел Клайдман|28 ноября 2013 г.|DAILY BEAST

  • Его стратегия борьбы с владельцами была прекрасной, устойчивая, многоплановая атака, которой Сунь-Цзы мог бы гордиться.

    Марвин Миллер, лидер лейбористов, который произвел революцию в бейсболе|Аллен Сент-Джон|28 ноября 2012 г.|DAILY BEAST

  • «Вся война основана на обмане», — говорит Сунь-Цзы в «Искусстве войны».

    Spinmeister Аммар аль-Вави пропагандирует оптимистичное сообщение о сирийском восстании|Майк Гиглио|30 июля 2012 г.|DAILY BEAST

  • В «Искусстве войны» Сунь-Цзы определил фундаментальный принцип боевой стратегии: никогда не сражайтесь на местности, которая благоприятствует вашему врагу.

    Не вините Веррилли в спотыкании в Верховном суде|Эйнер Эльхауге|28 марта 2012|DAILY BEAST

  • Команда Ромни должна смотреть на результат Южной Каролины, как это сделал бы Сунь Цзы.

    Митт Ромни может покончить с этим крупной победой во Флориде|Рич Гален|22 января 2012|DAILY BEAST

  • Мы обнялись, и, прежде чем другие успели продвинуться вперед, чтобы приветствовать меня, я дал гирни: «Пан лао!»

    Признания бандита|Филип Медоуз Тейлор

  • Этого человека звали Лао-цзы, отшельник и философ, который был уже стариком, когда Конфуций начал свои путешествия.

    Свет маяка истории, том I|Джон Лорд

  • Дон Торрибио несколько раз сложил лао правой рукой вдвое.

    Путеводитель по пустыне|Гюстав Аймар

  • «Ваш разум широко открыт, уважаемый», — уважительно ответил Лао Тин.

    Золотые часы Кай Лунга|Эрнест Брама

  • Несмотря на, по общему признанию, грубоватый характер прощания Хоа-ми, Лао Тин вернулся по своим следам в приподнятом настроении.

    Золотые часы Кай Лунга|Эрнест Брама

    Лао-цзы (6 век до н.э.), также известный как Лао-Цзы, Лаоцзы, Лаоси, Лаоций, был поэтом и философом древнего Китая, наиболее известным как автор Дао Дэ Цзин. Это свод мистических писаний, дающих представление об абсолютной реальности. Дао Тэ Цзин составляет важную основу даосизма.

    «Жизнь — это череда естественных и спонтанных изменений. Не сопротивляйтесь им; это только порождает печаль. Пусть реальность будет реальностью. Позвольте вещам течь естественным образом вперед так, как им нравится».

    – Лао-Цзы

    Дата рождения Лао-Цзы неизвестна. Многие говорят, что это было между 600 и 300 годами до н. э. Он был известен тем, что написал «Дао-дэ цзин» (дао — означает путь всей жизни, дэ — означает правильное использование жизни людьми, а цзин — означает текст или классику). Лао-цзы не было его настоящим именем, но в честь его имени оно означало «Старый мастер» 9.0011

    У него было много последователей, но он отказался письменно излагать свои идеи. Он считал, что письменные слова могут превратиться в формальную догму. Он хотел, чтобы его философия оставалась естественным способом жить в добре, спокойствии и уважении. Он считал, что поведение человека должно определяться инстинктом и совестью.

    «В центре вашего существа
    у вас есть ответ;


    ты знаешь, кто ты
    , и ты знаешь, чего хочешь».

    – Лао-Цзы

    Он считал, что человеческая жизнь постоянно находится под влиянием внешних сил. Он считал «простоту» ключом к истине и свободе. Он призывал своих последователей наблюдать и стремиться понять законы природы; развивать интуицию и наращивать личную силу; использовать эту силу, чтобы жить с любовью и без силы.

    «Когда вы довольствуетесь тем, что просто остаётесь собой и не сравниваете и не соревнуетесь, все будут уважать вас».

    – Лао-цзы

    Люди говорят, что он был современником Конфуция и служил хранителем династических архивов, пока не удалился в мифические горы Кун-лунь. Он передал свое учение пограничнику, который составил Лао-Цзы, также названный Дао-дэ Цзин. Его работы датируются 4-2 веками до нашей эры. Его притчи и стихи пропагандируют пассивное и интуитивное поведение в естественной гармонии с Дао. Это космическое единство, лежащее в основе всех явлений. Он подчеркивает значение у-вэй, с помощью которого человек возвращается к первобытному состоянию, более близкому к Дао. Это этап творческих возможностей, символизируемый ребенком или необработанным блоком. Он также способствует либеральному подходу к правительству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *