Лао цзы конфуций: Лекция “Китайская мудрость: Конфуций и Лао-Цзы”

тайна встречи двух мудрецов» ‹ Дубрава

  • 18.10.2015

  • Музейный зал

Время

13:30

Стоимость билета

Вход по системе «Плати, сколько хочешь»

Продолжительность

«Лао-цзы жил в пещере, в горах. О его странностях ходили легенды. Конфуций отправился повидаться с Лао-цзы. Ученики остались ждать его у входа в пещеру. Когда он вышел, то весь трясся. Они спросили его:
– Что случилось?
– Я знаю, что птица летает, зверь бегает, рыба плавает.
Бегающего можно поймать в капкан, плавающего – в сети, летающего – сбить стрелой. Что же касается дракона, то я ещё не знаю, как его поймать! Он не человек, он – дракон!
Даже ученики Лао-цзы были потрясены, потому что Конфуций был намного старше, его уважал народ, его уважали при дворе. И то, как повёл себя с ним Лао-цзы, было просто оскорбительным. Но не для Лао-цзы! Он был простым человеком, не высокомерным, не смиренным, просто чистым человеком. И если это больно ранило – его чистота, его обыкновенность – если это так сильно задело Конфуция, то что он мог поделать? Когда Конфуций посмотрел в глаза Лао-цзы, то понял, что этого человека невозможно обмануть. Конфуций попытался завести разговор о «высоком человеке», но Лао-цзы рассмеялся и сказал:

– Я никогда не видел что-либо «высшее» или «низшее».
Человек есть человек, точно так же, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же Существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Это бессмыслица.
Тогда Конфуций спросил, что происходит с человеком после смерти.
– Вы живёте, но разве можете вы сказать, что такое жизнь? – спросил в ответ Лао-цзы.
Конфуций смутился, а Лао-цзы продолжил:
– Вы не знаете этой жизни, в которой вы сейчас находитесь. И вместо того, чтобы познавать её, вы беспокоитесь о той, запредельной».

Встреча Конфуция и Лао-цзы – классический сюжет истории китайской философии. Два величайших ума, два столпа азиатского мировоззрения и два непримиримых антипода. Была ли эта встреча на самом деле? А разве это имеет какое-то значение? Встреча Конфуция и Лао-цзы происходит в нашей жизни каждый день. Весь вопрос в том чью сторону мы принимаем…

 

Лектор: кандидат философских наук, историк Олег Александрович Устинов.

Поделиться


    Просмотреть Маршрут до КПЦ «Дубрава» им. прот. А. Меня на карте большего размера

    Конфуций и Лао Цзы встретились в «Этномире»

    Здесь учителям сотен поколений установили памятники.

    «Путь в тысячу вёрст начинается с одного небольшого шага», — сказал однажды Конфуций и совершил путешествие длиною в два с половиной тысячелетия. Великих китайских философов Лао Цзы и Конфуция, живших в середине первого тысячелетия до нашей эры, сегодня знает вся планета. О них говорят как о мудрецах, сумевших проникнуть в суть вещей и создать философию гармонии человека с самим собой и окружающим миром. Эта философия в корне изменила мышление миллионов людей и определила подъём человечества на новый духовный уровень.

    Отныне прикоснуться к духовному наследию двух великих мудрецов можно, не покидая пределов Калужской области. В минувшую пятницу в культурно-образовательном туристическом комплексе «Этномир», на территории будущего этнодвора «Китай», открылись памятники Лао Цзы и Конфуцию. В этот же день в торгово-выставочном павильоне комплекса «Улица мира» распахнули двери четыре этномузея, представляющих культуры Китая, Японии, Кореи и Австралии.

    Знаменательное событие — день встречи на русской земле двух китайских учителей сотен поколений, как назвали его организаторы и гости, посетили видные политические и культурные деятели. Почётными гостями «Этномира» стали посол Китайской Народной Республики в РФ господин Ли Хуэй, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, потомок Конфуция Кон Сян Лин, заместитель председателя фонда Конфуция Гао Уй Цинг, президент Русского конфуцианского фонда Леонард Переломов, академик РАЕН, философ-востоковед Анатолий Лукьянов. Все вместе они срывали пелену с памятников, установленных на территории будущего этнического двора Китая.

    Весьма символично, что торжественное открытие памятников произошло в 2010 году, объявленном Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом сближения культур, а в России провозглашённом Годом китайского языка. Крепнет дружба между двумя нашими странами, всё более прочными и обширными становятся партнёрские отношения. Об этом говорили губернатор Калужской области и посол Китайской Народной Республики. Китайские инвесторы строят предприятия на территории Калужской области, продолжается сотрудничество по вопросам медицины, а в ближайший год, который станет годом туристических обменов между Россией и Китаем, «Этномиру» отводится роль одного из основных мест посещения России гостями из Поднебесной. Со следующего года планируется обучение китайскому языку в калужских школах и обмен двух стран студентами.

    — У Китая, как и у России, великое будущее, и мы должны заимствовать друг у друга знания и опыт,- отметил в своём выступлении губернатор.

    Посол Китайской Народной Республики Ли Хуэй поблагодарил губернатора области и президента Международного благотворительного общественного фонда «Диалог культур — Единый Мир», организатора проекта «Этномир» Руслана Байрамова за проявленный интерес к ценностям китайского народа, понимание и желание популяризировать наследие его великих деятелей, за стремление к сотрудничеству в самых разных сферах.

    От места открытия памятников гости переместились на «Улицу мира», где «хранители культур» познакомили их с новыми домами-музеями. В Китайском доме посол и губернатор оставили памятную надпись в книге гостей и прослушали экскурсию. Особым моментом посещения дома стал акт дарения руководством «Этномира» бюстов трёх великих китайских учителей: Будды, Лао Цзы и Конфуция посольству Китайской Республики. Созданы бюсты молодым скульптором Алексеем Леоновым, «галерея великих людей» которого уже давно представлена в культурно-образовательном туристическом комплексе.

    Для всех приехавших 22 октября в «Этномир» был устроен настоящий праздник. Этнические клубы Москвы познакомили гостей с традициями боевых искусств и оздоровительными практиками Китая, музыкальная компания «Мистерия звука» провела презентацию фильма «Конфуций». Гости окунулись в атмосферу щедрого восточного гостеприимства и получили в подарок наряду с китайскими сувенирами незабываемые впечатления и прекрасное настроение.

    Наталия ЛИВАНОВА.
    Фото Александра ПАШИНА.

    Шакьямуни, Лао-цзы и Конфуций – Smarthistory

    Национального музея азиатского искусства, Смитсоновский институт


    Шакьямуни, Лао-цзы и Конфуций s, династия Мин, 1368–1644, тушь и цвет на бумаге, Китай, 61,5 x 59,9 см (Галерея искусств Фрира, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия: Дар Чарльза Ланга Фрира, F1916. 109)

    На картине изображено собрание под сосной рядом с мостом. Если читать слева направо, то это три фигуры: Лао-цзы, основатель даосизма; Сиддхартха Гаутама, также известный как Шакьямуни, основатель буддизма; и Конфуций, основатель конфуцианства. Конфуций подходит справа, сложив руки в поклоне Шакьямуни, Историческому Будде. Шакьямуни, босой, в красной одежде. Его легко узнать по usnisa , черепная шишка, символизирующая мудрость. Лао-цзы стоит позади Шакьямуни и смотрит на него со счастливой улыбкой. В руках у него свиток книги, скорее всего, его Даодэцзин (Классика пути и добродетели).

    Композиция картины, похоже, заимствована из популярной аллегорической истории о встрече трех известных личностей «Три смеха из Тайгер-Крик». Буддийский монах Хуэйюань (334–416 гг.) жил в храме отшельником. Он поклялся никогда не переходить каменный мост через Тайгер-Крик. Однажды к нему приехали поэт-конфуцианец Тао Юаньмин (365–427) и даосский философ Лу Сюцзин (406–477). Трое мужчин были так глубоко поглощены разговором, что, когда Хуэйюань в конце концов пошел со своими друзьями, чтобы попрощаться, он пересек мост, не заметив этого. Следовательно, трое мужчин смеялись вместе, что означает гармонию между тремя основными религиями того времени. Здесь художник ловко заменил трех исторических личностей тремя духовными основателями.

    Конфуцианство и даосизм — две великие местные философские традиции Китая. Конфуцианство стало государственной идеологией во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Примерно в то же время на первый план вышел даосизм как народная система верований. Тем временем буддизм пришел в Китай из Индии. С тех пор эти три убеждения противоречили друг другу и дополняли друг друга. Фактическое смешение трех философий началось только в десятом веке. Во времена династии Мин (1368–1644 гг.), когда была создана эта картина, господствующей мыслью стала гармония между тремя верами.

     

    Этот ресурс был разработан для преподавания Китая в Смитсоновском институте, что стало возможным благодаря щедрой поддержке Freeman Foundation


    Для класса

    Вопросы для обсуждения:

  • 2
  • 2
  • Рассказ «Три смеха из Тайгер-Крик». О чем могли говорить философы?
  • Мораль истории «Три смеха из Тайгер-Крик» напоминает нам о том, что правила, которые мы устанавливаем для себя, могут быть слишком ограничивающими или нездоровыми, и это ограничивает наши знания или способность расти. Перечислите, как люди могут навязывать себе нереалистичные или нездоровые ожидания. Перечислите здоровое поведение, которым они могли бы заниматься вместо этого.
  • Выберите одного из трех религиозных и нравственных лидеров, изображенных здесь — Лао-цзы, Сиддхартхи Гаутамы и Конфуция — прочитайте об их жизни и учениях и сделайте заметки о том, что вы считаете наиболее важным. Затем соберитесь с небольшой группой одноклассников, которые выбрали одну из других фигурок. Вместе обсудите и поделитесь тем, что вы узнали.
  • Исследуйте практики и продолжающееся влияние каждой из этих трех религиозных и философских традиций (даосизма, буддизма и конфуцианства) в современном Китае.
  • Дополнительные ресурсы:

    Это эссе из Teaching China на веб-сайте Смитсоновского института

    Цитируйте эту страницу как: Национальный музей азиатского искусства, Смитсоновский институт, «Шакьямуни, Лао-цзы и Конфуций», в Smarthistory

    , 16 июля 2021 г. , по состоянию на 15 марта 2023 г., https://smarthistory.org/shakyamuni- Лао-цзы-Конфуций/.


    Встреча Конфуция с Лао-цзы

    Встреча Конфуция с Лао-цзы

    История встречи Конфуция и Лао-цзы в государстве Чжоу, когда Лао-цзы был хранителем королевских архивов, была опубликована Ссу-ма Цянем в его Исторических записях .

    Вот он:

    Не уверен, что эта встреча имела место на самом деле. Но что действительно важно, так это показать разницу между мышлением Лао-цзы и Конфуция, поставив их лицом к лицу, как будто они действительно встретились.

    Однажды Конфуций отправился к Чжоу, желая расспросить Лао-цзы об обрядах. Лао-цзы ответил: «Что касается вещей, о которых вы говорите, — те люди вместе с их костями уже сгнили! Все, что осталось, — это их слова. Более того, если джентльмен живет в нужное время, он едет в карете чиновника; если нет, то он ходит, как перекати-поле, гонимое ветер.

    Я слышал, что у хорошего торговца есть хорошо укомплектованный склад, который кажется пустым; и джентльмен, хотя и переполнен добродетелью, производит впечатление дурака.

    Избавьтесь от высокомерных манер, многочисленных желаний, претенциозного поведения и необузданных амбиций. Ничего из этого не полезно для вашего здоровья. Я должен сказать вам вот что, и больше ничего.»

    Конфуций ушел и сказал своим ученикам: «Что касается птиц, я понимаю, как они умеют летать, рыб я понимаю, как они умеют плавать, а животных я понимаю, как они умеют бегать. сети, чтобы ловить плавающих, мы можем делать лески, а чтобы добывать летающие, мы можем делать стрелы, но когда дело доходит до драконов, я не могу понять, как они поднимаются в небо на ветру и облака.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *