Квартирный вопрос булгаков цитата: Недопустимое название — Викицитатник
Цитаты из книги «Мастер и Маргарита»
Годы написания: 1929-1940
Первая редакция
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. В первой редакции роман имел варианты названий «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причём здесь уже фигурировали Маргарита и её тогда безымянный спутник — будущий Мастер, а Воланд обзавёлся своей буйной свитой.
Вторая редакция
Вторая редакция, создававшаяся до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто инженера».
Третья редакция, начатая во второй половине 1936 года, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось заглавие «Мастер и Маргарита». 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…
Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.
По сохранившимся в архиве многочисленным выпискам из книг видно, что источниками сведений по демонологии для Булгакова послужили посвящённые этой теме статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, книга Михаила Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904) и книга Александра Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков».
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. В первой редакции роман имел варианты названий «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причём здесь уже фигурировали Маргарита и её тогда безымянный спутник — будущий мастер, а Воланд обзавёлся своей буйной свитой.
Вторая редакция, создававшаяся до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто инженера».
Третья редакция, начатая во второй половине 1936 года, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось заглавие «Мастер и Маргарита». 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…
Роман был впервые опубликован издательством «Художественная литература» в журнале «Москва», 1966, № 11 (ноябрь) и 1967, № 1 (январь) в сокращённом виде.
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны ну, что ж обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их (Воланд). Из романа «Мастер и Маргарита»
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Самые счастливые люди не обязательно имеют самое лучше — но они берут только лучшее из того, что имеют.
Тысяча и две ночи (Эльчин Сафарли) (6)
Никто не любит оковы, даже если они сделаны из золота.
Английские пословицы и поговорки (1000+)
Некоторые люди пытаются вырваться из рабства только для того, чтобы поработить вас.
Майк Тайсон (50+)
Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
Блез Паскаль (100+)
Люди часто стремятся выйти сухими из воды, забывая о том, что из воды надо выходить чистыми.
Неизвестный автор (1000+)
Источником любого прогресса всегда были только те люди, которые принимали непопулярные решения.
Эдлай Стивенсон (10+)
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Джордж Бернард Шоу (100+)
Когда люди не сходятся в главном, они расходятся из-за пустяков.
Дон-Аминадо (100+)
Страдания возникают из-за того, что люди сопротивляются потоку жизни.
Генадий Гивин (1)
Самая большая драгоценность на земле — это люди, которые тебя любят. Их нельзя купить, их нельзя ничем заменить и их очень мало, у каждого из нас.
Неизвестный автор (1000+)
Знаменитые выражения Воланда поняты превратно
Краткий анализ наиболее известных цитат Воланда из романа «Мастер и Маргарита».Можем обсудить. Спрашивайте, я попробую разъяснить и доказать свою правоту, максимально исключив чьи бы то ни было домыслы, в том числе в первую очередь свои собственные.
«Рукописи не горят,» — произносит всемогущий Воланд, а в эти же время по всему СССР горят не то, что рукописи, — рушатся многовековые Храмы — шедевры православного зодчества!..
Это крылатое выражение очевидно надо понимать не буквально, а совсем наоборот!
Это крик души писателя, обращённый потомкам!
«Потому что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила,» — заявляет Воланд, но позже в главе 4 некая «востроносая женщина» прямо разоблачит Аннушку в том, что та не разлила масло случайно, а сама намеренно разбила её о вертушку на трамвайном переходе. Также в главе 3 при внимательном чтении можно увидеть УБИЙСТВО М.А.Берлиоза в деталях, когда «осторожный Берлиоз, стоявший безопасно» летит под трамвай из-за кем-то «подброшенной ноги», а не только из-за разлитого масла.
Эта фраза не языческое убеждение автора о фатальности судьбы каждого человека, присущее невежественным людям, к которым явно нельзя отнести М.А.Булгакова.
Воланд кривляется перед беззащитными литераторами, как бандит, издевающийся над заложниками.
«…Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…, квартирный вопрос только испортил их…,» — публично заявляет Воланд, сравнивая российский народ до Октябрьского переворота и после.
Очевидно, что само это выражение говорит о том, что современный роману народ ИСПОРЧЕН квартирным вопросом, что признаёт сам Воланд-Сталин!
Это констатация факта, что после событий 1917-го года и, несмотря на последовавших во время Гражданской войны реквизиции жилья у дворян, помещиков, купцов, интеллигенции, советской власти не удалось решить проблему жилья для граждан Советского Союза.
«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое, из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»
Любой образованный человек знает, что современная наука считает аксиомой то, что свет Солнца является основной энергетической причиной возникновения и существования жизни на Земле. Сколько бы человек не уничтожал живое на земле, оно вновь и вновь будет возрождаться пока горит Солнце, даря свой свет Земле.
Но вот свет в бесконечном пространстве большая редкость в сравнении с бездной темноты …
Думайте, уважаемые господа любители творчества М.А.Булгакова.
Испортил квартирный вопрос цитата
Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. ну, что ж. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Рукописи не горят.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Факт — самая упрямая в мире вещь.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
…они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
— …но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
— Сам человек и управляет.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
— Знаю, — ответил мастер, — моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас.
— Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Всё будет правильно, на этом построен мир.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
— И на кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?
— Штаны коту не полагаются.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Странно ведут себя красавицы.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита
Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.
Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
(«Мастер и Маргарита»)
«Самый ужасный вопрос в Москве — квартирный», — написал однажды М. А. Булгаков. Действительно, в советское время писатель был вынужден постоянно искать пристанище в столице. Но его «квартирный вопрос» не испортил, как не испортил и его любимых героев. Для писателя это был важнейший вопрос бытия, а не быта. Дом, очаг, свет — это основа бытия, без которой не может существовать личность.
Судя по прямой трансляции, митинг против реновации в Москве собирает очень серьезное количество людей.
Оригинал взят у m_kalashnikov в СОБЯНИН ТАКИ ВЗОРВАЛ МОСКВУ
Максим Калашников
СОБЯНИН ТАКИ ВЗОРВАЛ МОСКВУ
Только вернулись с митинга против реновации. Петя монтирует материал. Выводы – сейчас.
МВД нагло врет: не 5 тысяч собралось на протест, а 50 тысяч минимум. Не все даже через рамки смогли пройти. Люди разъярены произволом, идет слияние разных линий протеста в один поток.
Сумрачный Оленевод, как мы и предсказывали, смог взорвать яростью Москву. То есть, Путину от подложил взрывчатую свинью. Принять решение об огромной перестройке столицы без обсуждения, без внятного плана и общегородского референдума? Даже москвичи таких мансов не поняли и вышли на протест массой.
««Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»»
К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе «Московские квартиры» и затрагивал эту тему везде, где позволял реквизит. «Собачье сердце» построено на кризисе; в «Дьяволиаде» упоминается коммунальная квартира; в «Театральном романе» – жалкая комнатушка Максудова и еще два беглых наблюдения. «Роковые яйца»: «В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат 3. Тогда он заявил Марье Степановне: – Если они не прекратят эти безобразия, Марья Степановна, я уеду за границу».Уже в начале 20-х годов Булгаков понимал, что жилищный кризис – «безобразие». Но в тот момент писатель считал безобразие временным и надеялся, что через самое короткое время оно кончится. «…Ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила… в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый из 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919–1925» .
«Страшный и смешной»… Спустя 15 лет, когда Булгаков писал «Мастера», его скромный план постройки шести-семи тысяч квартир был давно перекрыт, но терзания москвичей продолжались, и это через 20 лет после начала кризиса!
Достаточный срок, чтобы испортить людей, как и сказал Воланд. Смешно было лишь вначале, когда бедствие казалось преходящим. В какой-то момент стало страшно. «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире» – это уже в «Мастере».
Не надо считать «ужасы» преувеличением.
Даже те сравнительно немногие люди, которые обитали душа в душу с соседями по коммунальной квартире, жили неестественно, хотя бы они сами ничего дурного не замечали. А плохие отношения под собственным кровом воистину ужасны. Вспомним карикатурное изображение «коммуналки» в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова – поротого розгами Васисуалия Лоханкина. Пороли его за рассеянность, он не гасил свет в уборной. Булгаков повторяет сюжет с полнейшей серьезностью, без тени сатирического нажима: «Свет надо тушить за собой в уборной… а то мы на выселение на вас подадим!» (651). Все-таки на «вы», вежливо… Булгаков на то и был писатель Божьей милостью, чтобы чувствовать за людей уродливость жизни в общей квартире; на то и мыслитель, чтобы понять, до какой степени жители Москвы испорчены «квартирным вопросом», даже те, кто не хамят друг другу в открытую. «Обе вы хороши…» – заметила по этому поводу Маргарита (и погасила вежливым склочницам примусы). На Мастера написали донос, желая «переехать в его комнаты», – крайнее проявление «испорченности», и заметим: Воланд никак практически не покарал доносчика Алоизия Могарыча!
Диагноз уже поставлен: «квартирный вопрос испортил их…», чего теперь с них спрашивать?
В «Мастере» жилищный кризис не просто упоминается; это лейтмотив. Первая картина – квартира в переулке у Остоженки, с ванной комнатой, где ванна «в черных страшных пятнах от сбитой эмали» и почему-то нет электрического освещения. (Комментарий – в «Собачьем сердце»: «Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее» (с. 142).) Там же «на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно…». Опять примус, знаменитый примус, орущий и воняющий керосином прибор – в столице, почему-то лишенной газовых и электрических кухонь. «Около десятка» – значит, никак не менее пяти семей жили в квартире… Картина! Да, и еще деталь – из-за вынужденных контактов между семьями раздолье развратникам – Бездомный сунулся в ванную и «голая гражданка, вся в мыле» приняла его за соседа-любовника. Еще рисунок с натуры: в МАССОЛИТе длиннейшая очередь, начинающаяся «уже внизу в швейцарской», в комнату с надписью на двери: «Квартирный вопрос», «в которую ежесекундно ломился народ».
Следующая картина – через 20 страниц, глава «Нехорошая квартира». В ней реальнейший «квартирный вопрос» соединяется с не менее реальными «исчезновениями» и все вместе мистифицируется; здесь есть и второй тип исчезновений – связанный с «квартирным вопросом»: «директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился» добыть комнату своей бывшей жене – поэтому она и смогла исчезнуть… И на фоне всего этого Воланд, как заурядный квартирный склочник тех лет, «подает на выселение» Лиходеева: «…Так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний – именно вы!».Замечательно, что Коровьев тут же это «выселение» обосновывает на стандартном языке квартирной склоки: «жутко свинячат», «пьянствуют», «начальству втирают очки» – пусть так, но почему из дому-то выселять? Нисколько не лучше, чем пресловутый свет в уборной…
Полная энциклопедия квартирных страстей дается еще через главу, эдак неприметно, скороговоркой, в одном длинном периоде. Едва успел погибнуть Берлиоз, как к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного. Заявлений было «тридцать две штуки». «В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы… указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности». Не надо улыбаться, читатель. Сатира сатирой, но все здесь истинно – в чем свидетель каждый москвич, помнящий ситуацию до 1960 года. Истинно и то, что доносы из-за жилья были явлением не исключительным.
Еще заметка: выиграв сто тысяч, главный герой «бросил свою комнату на Мясницкой… – Уу, проклятая дыра! – прорычал гость». И затем горделивое описание жалкой квартирки в подвале: одна комната «совсем малюсенькая», зато другая – «громадная комната, четырнадцать метров», и почему-то особо упоминается водопровод… Таково качество хорошего жилища во время кризиса!
Еще картинка: киевский экономист Поплавский получает телеграмму о гибели племянника-москвича. Идет авторская ремарка: «Телеграмма потрясла Максимилиана Андреевича. …Нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой». Такие ситуации потрясают людей и сегодня.
«Извините за выражение, атом»: что писал Сталину Михаил Булгаков | Статьи
Кажется, о судьбах великих русских писателей ХХ века — и трагических, и счастливых — известно уже всё. Однако историки литературы всё равно продолжают делать новые находки в архивах «инженеров человеческих душ», составляя из писем и документов биографические сборники. Один из них, посвященный Михаилу Булгакову, и представляет как книгу недели, специально для «Известий», критик Лидия Маслова.
Михаил Булгаков
«Мне нужно видеть свет…» Дневники, письма, документы
М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021. — 784 с.
Новый сборник эпистолярного наследия Михаила Булгакова открывается статьей составителя Виктора Лосева «Жизнеописание М. Булгакова в письмах и документах». Ее автор, давно занимающийся реконструкцией булгаковских интенций, выражает уверенность, что собранный им коллаж из уже публиковавшихся в разные годы архивных материалов и впервые обнародованных, сложится в новый, особенно реалистичный, портрет писателя:
Автор цитаты
«…документы эти создавались для иных целей — каждый раз они фиксировали какую-то конкретную жизненную ситуацию, — но в совокупности, расположенные в хронологическом порядке, они отражают жизнь и творчество писателя наиболее объективно»
Тут Лосев оперирует примерно теми же выражениями, которые можно встретить в начале его старой книги «Художественная автобиография Михаила Булгакова». В самом ее названии очевидна претензия на что-то вроде спиритического сеанса, когда сам Булгаков будто бы водит рукой литературоведа, интерпретирующего тексты литературных произведений и нарытые по архивам документы.
фото: azbooka.ru
В нынешнем издании Лосев снова демонстрирует, что он с Булгаковым накоротке, однако обещание «объективного» жизнеописания героя не стоит понимать чересчур буквально. На страницах обильных комментариев мелким шрифтом предстает не сам Михаил Афанасьевич, а скорее похожий на него лирический герой, каким он видится толкователю собранных документов. Это же Виктор Лосев выносит на обложку книги цитату «Мне нужно видеть свет…», о контексте которой до поры до времени неискушенный читатель может строить самые разнообразные догадки.
Первая часть сборника содержит письма 1920-х годов, которые во многом напоминают булгаковские «Записки на манжетах». Слышна знакомая интонация человека, находящегося в экстремальной ситуации выживания, элементарной борьбы с голодом и холодом, которую сам Булгаков называет «бешеной борьбой за существование». Главным аспектом этой борьбы для Булгакова, «понаехавшего» в и без него голодную Москву и прописавшегося в комнате у мужа сестры А.М. Земского (в квартире, которую Булгаков иначе не называл, как «проклятая квартира № 50»), был квартирный вопрос, который в письмах и правда предстает настоящей idée fixe. В комментариях можно прочесть выдержки из писем сестры писателя, Н.А. Земской, проливающие свет на истоки сатирической беспощадности Булгакова к конкретным человеческим типажам:
Автор цитаты
«Квартирные переживания поселили в душе Михаила Афанасьевича ненависть на всю жизнь к управдомам, которых он неоднократно описывает в ряде произведений как некую особую человеческую разновидность…»
В дневниковых записях 1923 года множество откровенных признаний такого рода: «Пока у меня нет квартиры — я не человек, а лишь полчеловека»; «Если отбросить мои воображаемые и действительные страхи жизни, можно признаться, что в жизни моей теперь крупный дефект только один — отсутствие квартиры»; «Я не то что МХАТу, я дьяволу готов продаться за квартиру!..»; «Ничему на свете не завидую — только хорошей квартире». Комментируя квартирные переживания Булгакова, Виктор Лосев много ссылается на разных булгаковских жен и среди прочего приводит цитату из дневника Елены Сергеевны: «Для М.А. есть одно магическое слово — квартира». Слово это с неизбежностью всплывает и в 1930-е, в письме Викентию Вересаеву, одному из важнейших корреспондентов Булгакова:
Автор цитаты
«Так в чем же дело? Квартира. С этого начинается. Итак, на склоне лет я оказался на чужой площади. Эта сдана, а та не готова. Кислая физиономия лезет время от времени в квартиру и говорит: «Квартира моя». Советует ехать в гостиницу и прочие пошлости. Надоел нестерпимо»
Погрузившись в этот жилищный контекст, в какой-то момент начинаешь подозревать, что вынесенная на обложку цитата «Мне нужно видеть свет…» подразумевает не что-то метафизическое (в смысле оппозиции «свет и тьма»), а нечто сугубо прикладное, риелторское — скажем, степень инсоляции жилого помещения. Но нет, речь идет о свете в самом широком смысле слова — цитата взята из письма И.В. Сталину 30 мая 1931 года, где есть такой пассаж: «Перед тем, как писать Вам, я взвесил всё. Мне нужно видеть свет и, увидев его, вернуться. Ключ в этом».
Фото: ТАСС
М.А. Булгаков
В принципе не слишком очевидна обязательность именно такого названия сборника. Его составитель мог бы вынести в заглавие и любую другую цитату — да вот хоть фразу «В Москве пьют невероятное количество пива» (из письма 31 августа 1923 года Юрию Слезкину, одному из самых колоритных персонажей «Записок на манжетах»). Или что-нибудь философское из дневника, который далеко не весь посвящен мещанским квартирным страданиям, а иногда выдает в авторе человека мудрого, возвышенного и богобоязненного: «Итак, будем надеяться на Бога и жить. Это единственный и лучший способ».
Однако для Лосева, как и для многих других булгаковедов, важна эта инфернальная линия писательской судьбы — отношения со Сталиным. Во вступительной статье Лосев отдельно анонсирует «очень важное письмо Булгакова к Сталину от 10–11 июня 1934 г., которое в полном объеме публикуется впервые». Когда читатель доберется до 1930-х годов, у него уже сложится стойкое впечатление, что Сталину Булгаков писал едва ли не так же часто, как братьям и сестрам, а зачастую и в более экспрессивной манере. Это обстоятельство Лосев поясняет в одном из комментариев, где у него вдруг прорывается особенно комичный канцелярский стиль:
Автор цитаты
«Многократные обращения писателя к Сталину говорят о том, что он отлично понимал его место в строгой иерархической системе власти и был осведомлен о том, что руководитель государства по-прежнему проявляет интерес к его творчеству»
Это, пожалуй, наиболее глубокое психологическое наблюдение об отношениях Булгакова и Сталина, которое можно отыскать в сопроводительной части книги. Но в целом сами булгаковские высказывания от первого лица гораздо нагляднее обрисовывают характер писателя, чем сопутствующие лосевские соображения. Причем наибольшее сочувствие Булгаков вызывает не тогда, когда пытается серьезно проанализировать свое состояние, а когда шутя выплескивает его в случайных стишках, например, в письме сестре Надежде: «На Большой Садовой // Стоит дом здоровый. // Живет в доме наш брат, // Организованный пролетариат. // И я затерялся между пролетариатом, // Как какой-нибудь, извините за выражение, атом».
«Михаил Булгаков. 100 и 1 цитата»
100 и 1 цитата. М.А.Булгаков» Через три четверти века после смерти Михаил Афанасьевич Булгаков оказался в положении, о котором сам при жизни, наверное, не мог и помыслить, — он стал модным классиком, любимым писателем уже для нескольких поколений подряд. Его читают и цитируют, переводят и постоянно переиздают, ставят и экранизируют, любят и прославляют — не по программе. Потому сегодня сложно представить себе человека, ни разу не слышавшего призыв »не читайте до обеда советских газет», не знавшего, что »Аннушка уже разлила масло», что »квартирный вопрос испортил» москвичей, а »ключница водку делапа». Авторы настоящего издания поставили перед собой задачу собрать высказывания Михаила Булгакова, дабы проиллюстрировать его отношение к ряду вопросов и проблем. В книгу вошли цитаты из художественных произведений Михаила Булгакова, его писем, дневниковых записей, воспоминаний о писателе. Приведенные цитаты сопровождаются комментариями, в которых мы попытались рассказать о некоторых эпизодах биографии писателя, а… Читать полностью Через три четверти века после смерти Михаил Афанасьевич Булгаков оказался в положении, о котором сам при жизни, наверное, не мог и помыслить, — он стал модным классиком, любимым писателем уже для нескольких поколений подряд. Его читают и цитируют, переводят и постоянно переиздают, ставят и экранизируют, любят и прославляют — не по программе. Потому сегодня сложно представить себе человека, ни разу не слышавшего призыв »не читайте до обеда советских газет», не знавшего, что »Аннушка уже разлила масло», что »квартирный вопрос испортил» москвичей, а »ключница водку делапа». Авторы настоящего издания поставили перед собой задачу собрать высказывания Михаила Булгакова, дабы проиллюстрировать его отношение к ряду вопросов и проблем. В книгу вошли цитаты из художественных произведений Михаила Булгакова, его писем, дневниковых записей, воспоминаний о писателе. Приведенные цитаты сопровождаются комментариями, в которых мы попытались рассказать о некоторых эпизодах биографии писателя, а также показать историко-литературный контекст его произведений. Составители: Назаров И.А., Савранская М.Э.Скрыть
Цитаты Михаила Булгакова (Автор Мастер и Маргарита)
«- Но вот вопрос, который меня беспокоит: если нет Бога, то, спрашивается, кто управляет человеческой жизнью и вообще всем порядком вещей на земле?— Человек сам этим управляет, — сердито поспешил ответить Бездомный на этот, по общему признанию, не слишком ясный вопрос.
— Простите меня, — мягко ответил незнакомец, — но для того, чтобы управлять, в конце концов, нужно иметь точный план на определенный, хотя бы несколько приличный период времени.Тогда позвольте мне спросить вас, как может человек управлять, если он не только лишен возможности составить план хотя бы на какой-то смехотворно короткий период, ну, скажем, на тысячу лет, но не может даже поручиться за свое собственное завтра ? А на самом деле, — тут незнакомец обратился к Берлиозу, — представьте себе, что вы, например, начинаете управлять, отдавать приказы другим и себе, вообще, так сказать, приучаете к этому вкус и вдруг получаете … … подол … рак легких … — тут иностранец сладко улыбнулся, и если мысль о раке легких доставляла ему удовольствие — да, рак — сузив глаза, как кошка, он повторил звучное слово — и так ваш управление окончено! Вас больше не интересует ничья судьба, кроме своей собственной.Ваша семья начинает вам лгать. Чувствуя, что что-то не так, вы бросаетесь к ученым докторам, затем к шарлатанам, а иногда и к гадалкам. Как и первое, так что второе и третье, как вы понимаете, совершенно бессмысленны. И все заканчивается трагически: человек, который еще недавно думал, что он чем-то управляет, внезапно оказывается лежащим без движения в деревянном ящике, а окружающие его люди, видя, что лежащий там человек уже ни на что не годен, сжигают его в духовой шкаф. А бывает еще хуже: человек только что решил поехать в Кисловодск — тут иностранец покосился на Берлиоза — вроде бы пустяк, но и этого не может, потому что вдруг, никто не знает почему, он поскользнулся и провалился. трамвай! Вы хотите сказать, что это он так правил? Разве не правильнее было бы думать, что им руководил кто-то совсем другой? »
— Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
Цитаты Михаила Булгакова.
21. «Вы произнесли свои слова так, как если бы отрицали само существование теней или зла. Подумайте теперь: где было бы ваше добро, если бы не было зла, и как бы выглядел мир без тени?»
—
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
23. «Ну вот, — задумчиво ответил тот, — они такие же люди, как и все остальные…они любят деньги, но так было всегда … Человечество любит деньги, из чего бы они ни были — из кожи, бумаги, бронзы, золота. Ну они легкомысленные … ну что ж … милосердие иногда стучит в их сердца … простые люди … В общем, напоминают прежних … только квартирный вопрос развратил их … ‘Глава 12 «
—
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
24. «Они прочитали ваш роман, — сказал Воланд, — и сказали только одно, что, к сожалению, он не закончен.Итак, я хотел показать вам вашего героя. Он сидит здесь около двух тысяч лет, спит, но при полной луне его, как видите, мучает бессонница. И мучает не только его, но и его верного опекуна, пса. Если правда, что трусость — самый тяжкий порок, то собака, по крайней мере, в этом не виновата. Единственное, чего боялось это храброе существо, — это грозы. Но что поделаешь, тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого любят ».
—
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
25.«Я верю!» — торжественно прошептала Маргарита. «Я верю! Что-то случится! Этого не может быть, потому что за что, собственно, на всю жизнь были отправлены мучения? от людей, но все равно наказание за это не может быть таким жестоким… Что-то обязательно должно произойти, потому что не может быть, чтобы что-то продолжалось вечно… »
—
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
26.«Они спорили о чем-то очень сложном и важном, и ни один из них не мог опровергнуть другого. Они ни в чем не соглашались друг с другом, и это делало их аргументы особенно интересными и бесконечными».
—
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
27. «Жаль!» — ответил дерзкий поэт. — Да уж плохо! незнакомец согласился, сверкнув глазами, и продолжил: «Но вот вопрос, который меня беспокоит: если нет Бога, то, можно спросить, кто управляет человеческой жизнью и вообще всем порядком на земле? ‘ «Человек сам этим управляет», — сердито поспешил Бездомный ответить на этот, по общему признанию, не слишком ясный вопрос.«Простите меня, — мягко ответил незнакомец, — но для того, чтобы управлять, в конце концов, нужно иметь точный план на определенный, хотя бы несколько приличный период времени. Тогда позвольте мне спросить вас, как может человек управлять, если он не только лишен возможности составить план хотя бы на какой-то смехотворно короткий период — ну, скажем, тысячу лет — но не может даже поручиться за свое собственное завтра ? «
—
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
28.«Не бойтесь, ваше величество … Не бойтесь, ваше величество, кровь уже давно слила с земли, и виноград вырос на месте».
—
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
29. «Tak, człowiek jest śmiertelny, ale to jeszcze pół biedy. Najgorsze, że to, iż jest śmiertelny, okazuje się niespodziewanie, w tym właśnie sęk!»
—
Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита
Ну, а теперь, — задумчиво ответили последние, — они такие же люди, как и все остальные… Они любят деньги, но они всегда были …
Ну, а теперь, — задумчиво ответили последние, — они такие же люди, как и все остальные … Они любят деньги, но так было всегда … Человечество любит деньги, из чего бы они ни были — кожа, бумага, бронза, Золото. Ну они легкомысленные … Ну что ж … Милосердие иногда стучит им в сердце … Обычные люди … В общем, напоминают бывших… Только жилищный вопрос их испортил … »Глава 12
Авторы по теме
Связанные темы
- Цитаты о Международном мужском дне
Дэвид Рокфеллер — наиболее заметный сегодня представитель правящего класса, многонационального братства людей, которые формируют мировую экономику и управляют потоками ее капитала.Рокфеллер — Билл Мойерс,
- Цитаты о воде и камнях
Рассмотрим маяк. Он стоит на берегу с его манящим светом, безопасно направляя корабли в гавань. Маяк не может вырваться с корнем, пробраться в воду, схватить — Randi Kreger
- Цитаты О Посадке Цветов
Проявление самоутверждения подобно посадке семян в землю. Сначала прорастают семена.Затем они прорастают корни, а затем протыкают свои цветочные желоба в земле, показывая … Ace Antonio Hall
- Цитаты Преодоление вещей
Вы сделали много чудесного для многих людей до того, как встретили его, не позволяйте этому событию определить, кто вы есть. — Мэри Эссельман
- Я хочу, чтобы ты сказал мне, как ты себя чувствуешь Цитаты
Я не ненавижу тебя, Джейс. »« Я тоже не ненавижу тебя. »Она взглянула на него с облегчением.«Я рада это слышать…» «Я бы хотела тебя ненавидеть», он — Кассандра Клэр
«Простите за выражение, атом»: что Михаил Булгаков написал Сталину
Похоже, о судьбе великих русских писателей ХХ века уже все известно — и трагической, и счастливой. Однако историки литературы продолжают делать новые находки в архивах «инженеров человеческих душ», составляя биографические сборники писем и документов.Одна из них, посвященная Михаилу Булгакову, представлена как книга недели, специально для «Известий», критиком Лидией Масловой.
Булгаков Михаил
«Мне нужно увидеть свет…» Дневники, письма, документы
М .: Колибри, Азбука-Аттикус, 2021. — 784 с.
Новый сборник эпистолярного наследия Михаила Булгакова открывается статьей составителя Виктора Лосева «Биография М. Булгакова в письмах и документах». Его автор, долгое время занимавшийся реконструкцией замыслов Булгакова, выражает уверенность, что собранный им из архивных материалов, уже опубликованных в разные годы и впервые обнародованных, сформирует новый, особенно реалистичный, портрет Булгакова. писатель:
Цитата Автор
«… эти документы создавались для других целей — каждый раз фиксировали какую-то конкретную жизненную ситуацию, — но в совокупности, расположенные в хронологическом порядке, они наиболее объективно отражают жизнь и творчество писателя»
Здесь Лосев употребляет примерно те же выражения, что и в начале его старой книги «Художественная автобиография Михаила Булгакова. В самом названии есть явная претензия на что-то вроде спиритического сеанса, когда сам Булгаков якобы ведет за руку литературного критика, интерпретирующего тексты литературных произведений и документов, выкопанных в архивах.
фото: azbooka.ru
В нынешнем издании Лосев еще раз демонстрирует, что он и Булгаков недовольны, но обещание «объективной» биографии героя не следует воспринимать слишком буквально. На страницах обильных комментариев мелким шрифтом фигурирует не сам Михаил Афанасьевич, а похожий на него лирический герой, каким его видит переводчик собранных документов. Виктор Лосев помещает на обложку книги цитату «Мне нужно увидеть свет…», о контексте которой неопытный читатель пока может сделать самые разные предположения.
В первой части сборника собраны письма 1920-х годов, во многом напоминающие «Записки на манжетах» Булгакова. Слышна знакомая интонация человека в экстремальной ситуации выживания, элементарной борьбы с голодом и холодом, которую сам Булгаков называет «неистовой борьбой за существование.Главный аспект этой борьбы для Булгакова, который «понаехал» в голодную Москву и без него и зарегистрировался в комнате с мужем своей сестры А.М. Земского (в квартире, которую Булгаков иначе не называл «проклятой квартирой № 50»), стоял квартирный вопрос , который в письмах действительно выглядит как настоящая idée fixe. В комментариях вы можете прочитать отрывки из писем сестры писателя Н.А.Земской, проливающие свет на истоки сатирической беспощадности Булгакова по отношению к конкретным человеческим типам:
Цитата Автор
«Живые переживания квартиры вселили в душу Михаила Афанасьевича пожизненную ненависть к хозяевам дома, которых он неоднократно описывает в ряде произведений как некий особый человеческий вид…»
В дневниковых записях 1923 года много откровенных признаний такого рода: «Пока у меня не будет квартиры, я не мужчина, а только полумужчина»; «Если отбросить мои воображаемые и реальные страхи жизни, то можно признать, что в моей жизни сейчас только один серьезный недостаток — отсутствие квартиры»; «Я не МХАТ, я к черту квартиру готов продать! .. »; «Я ничему на свете не завидую — только хорошей квартире». Виктор Лосев, комментируя квартирные переживания Булгакова, много ссылается на различных булгаковских жен и, среди прочего, цитирует дневник Елены Сергеевны: «Для М.А. есть одно волшебное слово — квартира. « Это слово неизбежно встречается в 1930-х годах в письме Викентию Вересаеву, одному из важнейших корреспондентов Булгакова:
Цитата Автор
«Так в чем же дело? Плоский. Здесь все начинается.Так что на склоне лет я оказался на чужой площади. Этот доставлен, а тот еще не готов. В квартиру время от времени забирается кислое лицо и говорит: «Квартира моя». Советует съездить в отель и прочие пошлости. Я невыносимо устала «
Погружаясь в этот жилищный контекст, в какой-то момент начинаешь подозревать, что Цитата «Мне нужно увидеть свет…» на обложке не подразумевает чего-то метафизического (в смысле противопоставления «света и тьмы»), но что-то чисто прикладное, риэлторское — скажем, степень инсоляции жилища.Но нет, мы говорим о свете в самом широком смысле слова — цитата взята из письма И.В. Сталина 30 мая 1931 г. , где есть такой отрывок: «Прежде чем писать вам, я все взвесил. Мне нужно увидеть свет и, увидев его, вернуться. Это ключ. «
Фото: ТАСС
М.А.Булгаков
В принципе, не слишком очевидно, что такое название для коллекции обязательно. Его составитель мог бы включить в заголовок любую другую цитату — но хотя бы фразу «В Москве пьют невероятное количество пива» (из письма 31 августа 1923 г. Юрию Слезкину, одному из самых колоритных персонажей в «Заметки о манжетах»). Или что-то философское из дневника, который не совсем посвящен буржуазным квартирным страданиям, а иногда выдает в авторе мудрого, возвышенного и богобоязненного человека: «Итак, надеемся на Бога и живем. Это единственный и лучший способ. «
Однако для Лосева, как и для многих других булгаковедов, важна эта адская линия судьбы писателя — его отношения со Сталиным. Во вступительной статье Лосев отдельно объявляет «очень важное письмо Булгакова Сталину от 10-11 июня 1934 года, которое публикуется полностью впервые. Когда читатель дойдет до 1930-х годов, у него уже будет сильное впечатление, что Булгаков писал Сталину почти так же часто, как он писал своим братьям и сестрам, и часто более выразительно. Лосев объясняет это обстоятельство в одном из комментариев, где в нем внезапно прорывается особо комичный канцелярский стиль:
Цитата Автор
«Неоднократные обращения писателя к Сталину свидетельствуют о том, что он прекрасно понимал свое место в жесткой иерархической системе власти и осознавал, что глава государства по-прежнему проявляет интерес к его творчеству.”
Это, пожалуй, самое глубокое психологическое наблюдение об отношениях между Булгаковым и Сталиным, которое можно найти в сопроводительной части книги. Но в целом собственные высказывания Булгакова от первого лица описывают характер писателя гораздо яснее, чем сопутствующие им рассуждения Лосева. Причем наибольшую симпатию Булгаков вызывает не тогда, когда он пытается серьезно проанализировать свое состояние, а когда он шутливо выплескивает его случайными стишками, например, в письме сестре Надежде: «На Большой Садовой // Есть здоровый дом.// Наш брат живет в доме, // Организованный пролетариат. // А я заблудился между пролетариатом, // Как какой-то, извините за выражение, атом. «
«Мастер» Булгакова по-прежнему вызывает отклик в современной России: параллели: NPR
Написанный в советское время классический роман Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита » продолжает вызывать отклик в сегодняшней России. Sovfoto / UIG через Getty Images скрыть подпись
переключить подпись Sovfoto / UIG через Getty ImagesНаписанный в советское время классический роман Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита, » продолжает находить отклик в сегодняшней России.
Sovfoto / UIG через Getty ImagesВо времена смут россияне обращаются за вдохновением к своим великим писателям.
Один из таких писателей — Михаил Булгаков, умерший 75 лет назад. Советскому диктатору Иосифу Сталину нравились некоторые работы Булгакова, но он считал их слишком опасными для публикации. Музей в Москве показывает, что работа актуальна как никогда.
В начале 1920-х годов Булгаков с женой несколько лет жили в беспорядочном здании в стиле модерн в центре Москвы, где сейчас находится этот музей.Пара поселилась в квартире 50, которую писатель в конечном итоге превратил в ключевую сцену своего волшебного романа Мастер и Маргарита .
Сатира высмеивала советскую жизнь и публиковалась только в 1967 году, через 27 лет после смерти Булгакова.
Культовый роман Булгакова экранировался бесчисленное количество раз. В 2005 году миллионы россиян смотрели адаптацию, которую транслировали по российскому телевидению.Здесь член окружения сатаны (играет Александр Филипенко) заманивает Маргариту (играет Анна Ковальчук), знатную московскую даму, чтобы заключить договор с дьяволом ради спасения возлюбленного. Ольга Моисеева / Российский телеканал / AP скрыть подпись
переключить подпись Ольга Моисеева / Российский телеканал / APКультовый роман Булгакова был адаптирован бесчисленное количество раз.В 2005 году миллионы россиян смотрели адаптацию, которую транслировали по российскому телевидению. Здесь член окружения сатаны (играет Александр Филипенко) заманивает Маргариту (играет Анна Ковальчук), знатную московскую даму, чтобы заключить договор с дьяволом ради спасения возлюбленного.
Ольга Моисеева / Российский телеканал / APС тех пор он переиздавался бесчисленными тиражами и по постановкам и фильмам. Одна из самых популярных — сериальная версия, выпущенная для российского телевидения в 2005 году.
И его популярность продолжается. Похоже, что повсюду есть параллели между советскими персонажами Булгакова и функционерами сегодняшней России, говорит Эдит Хабер, эксперт по Булгакову из Гарвардского центра российских и евразийских исследований Дэвиса.
«Это очень сложный роман, и люди получают от него то, что хотят», — говорит Хабер. «Единственное, что поддерживают [президент России Владимир] Путин и люди современной России, — это христианство, подвергшееся нападкам в коммунистический период.Те люди, которые настроены очень процерковно, выбирают это, в то время как большинство читателей видят в этом антиавторитаризм ».
Хабер говорит, что после всех лет репрессий работы Булгакова теперь не доступны в мире, и никакая цензура никогда не сможет вернуть их.
В романе дьявол посещает официально атеистический Советский Союз, представившись хорошо одетым, но каким-то иностранным джентльменом, который представляется как Волланд, профессор черной магии.
Его первая встреча — с парой писателей, которые не верят в него, и Уолланд предсказывает — довольно точно — что один из них вот-вот потеряет голову в странной встрече с трамвайным вагоном.
Статуи двух дьявольских персонажей из Астра M и Маргарита встречают посетителей Дома-музея Булгакова в Москве. Экспонаты сочетают в себе памятные вещи из жизни писателя с причудливыми экспозициями и секретными ходами. Клэр Флинтофф / NPR скрыть подпись
переключить подпись Клэр Флинтофф / NPRСтатуи двух дьявольских персонажей из Астра M и Маргарита встречают посетителей Дома-музея Булгакова в Москве.Экспонаты сочетают в себе памятные вещи из жизни писателя с причудливыми экспозициями и секретными ходами.
Клэр Флинтофф / NPRМузей, посвященный сказке
Посетители могут увидеть элементы истории и жизни Булгакова в жемчужине музея в том же здании, что и печально известная Квартира 50. В нем есть макет смертоносного трамвая вместе с бронза головы несчастного писателя. В музее много памятных вещей Булгакова, но он также пытается показать невидимые элементы воображения писателя с потайными комнатами и потайными дверями.
Ирина Горпенко, знаток Булгакова и страстный поклонник, — гид, который знакомит персонажей с театральным чутьем — часто голосами персонажей повторяет диалоги из романа.
Один из самых неприятных помощников профессора Волланда — огромный черный кот: Бегемот. Он может выпить водку, жонглировать игральными картами или выстрелить в нее с полицией, раскачиваясь на люстре.
В одной известной сцене кот играет в шахматы живыми фигурами в том, что Горпенко радостно называет «геополитической игрой, такой же, как сегодня великие державы — Европейский Союз, Америка и Россия.»
В музее есть несколько известных фотографий, на которых писатель изображен в образе щеголеватой фигуры с галстуком-бабочкой, моноклем и вездесущей сигаретой.
Булгаков знал об опасностях общения с власть имущими, и были времена сталинского террора в конце 1930-х годов, когда у автора были основания опасаться, что его вытащат и расстреляют.
Горпенко цитирует сцену из романа, которая лаконично иллюстрирует сюрреалистический и ненадежный характер советской бюрократии.
«Кто ты?» требует один персонаж. «Официальный человек? Сегодня -« официальный », завтра — нет, а может быть и наоборот».
Знаменитая черная кошка Булгакова
В выходные и праздничные дни люди выстраиваются в длинные очереди, чтобы увидеть квартиру Булгакова.
Один из самых неприятных персонажей романа Булгакова — большая черная кошка — и, конечно же, она до сих пор живет на лестничной клетке в квартире писателя. Кори Флинтофф / NPR скрыть подпись
переключить подпись Кори Флинтофф / NPRОдин из самых неприятных персонажей романа Булгакова — большая черная кошка — и, конечно же, она до сих пор живет на лестничной клетке в квартире писателя.
Кори Флинтофф / NPRВ романе квартира может расширяться до бесконечности в каком-то другом измерении, достаточно большом, чтобы вместить ежегодный бал дьявола со всеми обитателями ада. Маргарита, главный герой романа, является королевой адского праздника и должна приветствовать всех злодеев истории в самой декадентской линии приема в литературе — мужчин в маскарадных костюмах и женщин без одежды.
Однако в недавнее очень холодное воскресенье жители — просто знакомые туристы, и приятно вернуться на лестничную клетку, стены которой покрыты граффити и нарисованными от руки изображениями персонажей Булгакова, в том числе многих знаменитых. черный кот.
Кстати, на второй площадке сидит очень большой, очень черный кот. Было бы невежливо не сказать … что-нибудь.
«Простите, вы Бегемот?» Я спрашиваю.
Кот смотрит назад немигающими желтыми глазами.
Булгаковская классика покорит Россию | Мировые новости
Ожидается, что сегодня вечером в 8.55 улицы будут пустынны, когда миллионы людей включат свои телевизоры для первой российской экранизации сюрреалистического романа 1930-х годов, в котором рассказывается о стреляющем оружием коте и дьяволе в роли фокусника.
До сих пор многие считали, что «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, считавшийся шедевром повествования XX века, невозможно адаптировать к фильму. Но ветеран режиссера Владимир Бортко пообещал, что его долгожданная экранизация будет точно соответствовать оригинальному тексту, признав журналистам на прошлой неделе, что он поставил на кон свою репутацию, интерпретируя книгу.
«Дело не столько в мистическом ореоле вокруг романа, сколько в духовной ответственности перед булгаковским наследием», — сказал он.
Роман представляет собой острую сатиру, написанную во время сталинских чисток, но подавленную в России до 1966 года. История переплетается с рассказом о сатанинском фокуснике Воланде, посетившем Москву, со сценами Понтия Пилата из Иерусалима. Критики говорят, что это одновременно фантастическое приключение, басня о добре и зле и высмеивание советских нелепостей.
Несколько известных цитат из романа вошли в русский лексикон. Чеченский полевой командир Шамиль Басаев однажды издевался над своими врагами фразой «Аннушка уже пролила нефть», что означает неизбежную судьбу.
Были и другие попытки адаптировать роман, но ни один режиссер так и не добился точного исполнения в глазах публики. Польская версия сосредоточена на библейских темах истории, а югославская изменяет основных персонажей.
После того, как российский спектакль, снятый десять лет назад, так и не был показан, пошли даже слухи о проклятии.
Адаптация блестящего Бортко за 2,8 миллиона фунтов стерлингов не имела таких проблем. Он финансировался государственным каналом «Россия» и с сегодняшнего дня будет транслироваться по 10 частям.Газеты предсказывали, что в первом эпизоде по стране наступит тишина, невиданная с тех пор, как зрители были прикованы к основополагающему шпионскому сериалу 1970-х годов «Семнадцать мгновений весны».
Те немногие привилегированные, кто смотрел отрывки из нового фильма, «хотят только отложить все в сторону и просидеть перед телевизором 10 счастливых дней», — заявила Российская газета. Однако газета предрекала резкую критику со стороны общественности, поскольку почти каждый россиянин «считал книгу своей».
«Мастер и Маргарита» снимались в основном в бывшей имперской столице Санкт-Петербурге, где архитектура больше напоминает Москву до Второй мировой войны.
Спецэффекты появляются через два часа сериала. Бегемот, разновидность злобного Кота в сапогах, был воплощен в жизнь в трех различных формах, которые соединены вместе в финальной версии: созданное компьютером существо; настоящий дрессированный кот; и актер Вано Миранян в костюмах.
Несмотря на ажиотаж вокруг фильма, поклонники Булгакова оставляют за собой право осуждать. «Мне любопытно посмотреть, как это принято», — сказал один преподаватель языка, изучавший роман в университете. «Многие молодые люди просто не знают основных тем романа.«
Воланд: расценки на каждый день
Написанный в первой половине прошлого века роман «Мастер и Маргарита» поражает неослабевающей актуальностью. Казалось бы, с начала работы над книгой прошло почти сто лет, но люди не сильно изменились. Так сказал Воланд, цитаты с его высказываниями стали крылатыми, они пошли в народ и обрели жизнь вечную. Почему так мудро найти слова этого мрачного персонажа, ведь все новые читатели столько лет думали над ними?
Воланд или Булгаков?
Интересно, что авторство этих мудрых высказываний практически никто не приписывает автору романа.Кто это сказал, Булгаков или это все-таки черный маг, достаточно долго побывавший в Москве? Здесь нужно помнить о писательской кухне, не всегда точка зрения автора совпадает с точкой зрения его персонажа, даже если это такая фигура, как Воланд. Цитаты из романа настолько выпуклые и эффектные, что образ Сатаны, встретившего на Патриарших прудах несчастного Ивана Бездомного, становится живым и достоверным.
Как сказал Воланд, люди всегда любили деньги, независимо от того, из чего они сделаны.Существа легкомысленные, не чуждые милосердным проявлениям.
«Жилищный вопрос их только испортил». Неужели сейчас цитату Воланда из «Мастера и Маргариты» можно назвать устаревшей? Между тем процитированное здесь утверждение можно считать истинным девизом толерантности, которая теперь становится почти обязанностью каждого образованного человека.
Три самых популярных изречения
У каждого персонажа есть язвительные фразы, которые можно считать знаком. Они помещены в эпиграфы других произведений, именуются мудростью, облаченной в краткую и емкую форму.Какие слова запомнил Воланд? Цитаты говорят сами за себя.
«Рукописи не горят» . Об этом было сказано Учителю в ответ на признание того, что он сжег рукопись романа. Красивая и едкая фраза всего в трех словах, развенчивающая миф о тщетности усилий писателя.
«Никогда ни о чем не проси!» Никогда ничего, а особенно тем, кто сильнее тебя. Они предложат себя и сами все отдадут! « Вокруг этой цитаты десятки лет ломались психологи-копья, строили на ней целые теории, обеспечивая научную основу, социологические опросы и исследования.
«Свежесть только одна — первая, она последняя». Казалось бы, довольно бытовая записка проскользнула между строк. Но она нашла крылья и стала топовой для многих.
Рассуждения Воланда
Интересно, что в романе «Князь тьмы» не начинает длинных монологов, а успевает затронуть самые разные темы. Вот интересно и Воланд. Цитаты в этом случае довольно длинные, потому что каждое слово здесь к месту. «Факт — самое упорное в мире» , и это бесспорно, но это далеко не все, что можно сказать так кратко.
Рассуждения Воланда о добре и зле, о человеческих качествах, внезапная смерть человека, которым нельзя так тупо распорядиться, — все это создает неповторимый антураж романа. Читатель подсознательно признается себе, что он сам часто так думал.
Актуальность для всех времен
«Тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит». Цитаты Воланда из «Мастера и Маргариты» могут показаться противоречивыми, особенно на волне популярности постулата о том, что никто никому ничего не должен.Но популярные высказывания быстро теряют актуальность, и снова в сухих остатках остается сказанное когда-то на страницах неоднозначного романа.
Может показаться, что Воланд изрекает какие-то общие истины, особенно если разбирать книгу, рассматривая его выступление с разных точек зрения.