Кто написал произведение александр невский: Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (Alexander Nevsky, Op. 78)

Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (Alexander Nevsky, Op. 78)

Alexander Nevsky, Op. 78

Композитор

Год создания

1939

Дата премьеры

17.05.1939

Жанр

Страна

СССР

Состав исполнителей: меццо-сопрано, смешанный хор, симфонический оркестр.

История создания

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор. Вскоре он отправился в свою последнюю заграничную поездку, и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком в этом деле: ранее им была написана музыка к фильму «Поручик Киже».

По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой партитуры.

Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке. «Назавтра он пришлет мне музыку, которая… звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы», — говорил режиссер, вспоминая, как Прокофьев во время отсмотра снятых эпизодов отстукивал пальцами какие-то сложные ритмические построения на ручке кресла.

Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской (1901—1957).

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938—1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась очень непростой. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки», — жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков», — вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке.

17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

Музыка

В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств. В былинной «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»).

В части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе. Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские», рожденная русской народной песенностью. Центр кантаты — грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).
Шестая часть, — «Мертвое поле», — единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.

Л. Михеева

На фото:
кадр из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», 1938

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

Публикации

история, видео, интересные факты, слушать

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

 

Историческая тема занимала особое и важное место в творчестве советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Среди его произведений на подобную тематику заметно выделяется кантата «Александр Невский», написанная для хора, меццо-сопрано и оркестра. В ней композитор продолжает традиции, ведущие от опер «

Руслан и Людмила» М. Глинки и «Князь Игорь» А. Бородина.

 

 

 

 

История создания

Известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, посвященного Александру Невскому. В нем показывался героический подвиг русского князя и его дружины, которые боролись против тевтонских рыцарей-крестоносцев. Композитор с радостью принял это предложение, тем более Сергей Сергеевич сам давно был поклонником режиссерского таланта Эйзенштейна и ему вдвойне было приятнее поработать с таким человеком.

Чтобы выполнить заказ, Прокофьев даже отправился в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встретился со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также смог набраться опыта и расширить свое представление о возможностях звукового кино. К слову, это уже не первая подобная работа Прокофьева, ведь ранее он уже сочинил музыку к киноленте «Поручик Киже».

Вернувшись в Россию, композитор сразу же принялся за работу, причем он постоянно советовался и тесно сотрудничал с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку. Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе. Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро.

Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.

Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Сергей Сергеевич решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни. Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее.

   

На лето Сергей Сергеевич уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть. Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики. Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.

Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла. Всего в кантату вошло семь разных частей и каждая из них получила свое название.

 

 

Интересные факты:

  • Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».
  • Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
  • Во время работы над музыкой к кинофильму Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе проводил некую звукорежиссерскую работу. Он подмечал как будет окрашен темброво тот или иной звук, направленный точно в микрофон. Так, сильное прямое звучание могло травмировать пленку и давать довольно резкий тембр. Тогда ему пришла в голову мысль использовать эту особенность для записи музыки, характеризующей вражеский лагерь. Такой тембр как нельзя лучше подошел для изображения крестоносцев. Для этого композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.
  • Создавая киномузыку, композитору пришлось проделывать опыты «перевернутой» оркестровки, чтобы найти оригинальные эффекты.

 

 

Содержание

Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. Вся структура кантаты выдержана в семичастной форме со строгой логикой внутренних частей.  Исследователи отмечают наличие в произведении черт сонатной формы. Причем Прокофьев делает это достаточно тонко, избегая четких схем сонатного цикла, в сопоставлении и развитии двух конфликтных образов. В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием. Кроме того, Прокофьев широко применяет принцип звукописи и в его музыке отчетливо слышится карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда.

 

«Русь под игом монгольским» — первая часть кантаты. Исследователи отмечают, что она наиболее сжатая и неразвитая из всех. Это своеобразное вступление ко всему циклу. Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение. Прокофьев очень тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон. Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания.

«Песня об Александре Невском» – вторая часть, которая является очень знаковой. Она символизирует собой «Тему Руси», выражая ее непобедимую мощь. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам. Однако этот напев Прокофьев преобразовал, придав ему динамику и добавив энергию. Особый эпический склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей.

«Песня об Александре Невском» — слушать

 

«Крестоносцы во Пскове» – третья часть, пронизанная атмосферой ужаса и горя. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя – глубокие страдания поверженных людей. В этой части Прокофьев применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке. Грубое, диссонантное звучание только усиливает эффект от этой темы и выделяет средний эпизод, в который возвращается русский напев, только в нем передается уже народный плач. Именно в этом эпизоде впервые сталкиваются два враждующих лагеря.

«Вставайте, люди русские!» — четвертая часть кантаты. Этот хор выполнен в жанре дружинной песни героического склада. Лишь в середине хора возникает лирико-эпическая тема «На Руси родной не бывать врагу», звучащей плавно и светло.

«Вставайте, люди русские!» — слушать

 

 

«Ледовое побоище» – пятая картина, которая является центральной и самой грандиозной в кантате. Именно в этом номере сталкиваются две силы, два противоборствующих образа. Вначале этой части показан зимний пейзаж на Чудском озере, тишину которого нарушает лишь зловещее карканье ворон. Вдали уже слышится знакомый сигнал крестоносцев, говорящий о скором приближении врагов. Очень ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» (из-за особенности их построения). Весьма точно Прокофьев сумел подобрать чужеродный звук чтобы показать врагов, он сам назвал его не очень приятным для уха русского человека. Заканчивается пятый эпизод проведением темы «На Руси родной не бывать врагу», приобретающей нежное «рассветное» звучание.

«Мертвое поле» — шестая часть. Это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Строгий выдержанный напев, глубина и искренние чувства характеризуют эту музыку. Композитор хотел передать в этой части скорбь самой Родины о павших героях, не случайно она воплощена в образе девушки (невесты), оплакивающей отважных героев, до последнего защищающих свою землю.

«Въезд Александра во Псков» — седьмая часть, представляющая собой финальный хор. В этом эпизоде прославляется Русь-победительница, а также проходят светлые темы из второй, четвертой и пятой части. В целом этот хор носит гимнический характер за счет своего торжественного звучания и четырехголосного изложения.

«Въезд Александра во Псков» — слушать

 

Музыка из кантаты Сергея Прокофьева нашла отражение и в кинолентах других режиссеров:

  • Евангелие от Матфея (1964)
  • Сад наслаждений (1970)
  • Дон Джованни (1970)
  • Любовь и смерть (1975)
  • Уинстенли (1975)
  • Я был хозяином замка (1989)
  • Сталин (1992)
  • Дети революции (1996)
  • Поцелуй Ж. В. (1997)
  • Анна Каренина (1997)
  • Отступник (2015)

Кроме того, музыку кантаты можно встретить в мультсериале «Симпсоны» (2016), компьютерной видеоигре LittleBigPlanet, телесериале «Летающий цирк Монти Пайтона» (1972).

 

 

Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи. Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах — это и унылая картина разоренной страны, морозное утро перед боем, мрачные очертания в «Мертвом поле». Большую работу автор проделал над партитурой, ведь она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский». Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.

 

 

Видео: слушать кантату «Александр Невский»

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием — Русь…» (О. Тихомиров).

Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

Сергей Прокофьев очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе — разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.

Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов.

«Зримость» образов — характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» — под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Об этом хорошо рассказал постановщик фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейн:

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру. ..

По экрану бежит картина.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

…Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре , которую отстукивали его пальцы.

Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя.  Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только,  когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма — бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

«Песня об Александре Невском» — вторая часть кантаты — это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это — основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор — мужские голоса, дополненные альтами.

Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.

В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией. Вместе с тем ей присущи и своеобразные черты, свойственные именно стилю Прокофьева: чёткий заключительный октавный ход в мелодии, чеканный ритм в оркестровом сопровождении (ровное движение восьмыми).

В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.

Оркестр воспроизводит звуки битвы — бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.

В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове»  впервые появляются основные темы псов-рыцарей.

Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала.

Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», наверняка помнят знаменитый эпизод наступления тевтонских рыцарей. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев. Он заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон, против всех правил звукозаписи. Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб — это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности. Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева.

Вместо ясных диатонических гармоний — устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих, «человеческих» тембров струнных — режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.

«Вставайте, люди русские!» — четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».

С давних пор на Руси существовал обычай — возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и «Песня об Александре Невском», этот хор написан в трёхчастной форме). В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.

Появляется новая тема — певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

Пятая часть — «Ледовое побоище» — грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.

В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».

Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.

Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Шестая часть — «Мёртвое поле» — одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих — добрых молодцев.

«Я пойду по полю чистому…» — одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, — не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина — мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический — Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей» (вспомним «Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь»), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом — «Въезд Александра Невского во Псков».

Псков встречает победителей. Снова песня — счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!

В хоровом финале, прославляющем Русь — победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы. .. Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт — от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

Кантата окончена. Замечательный советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев!

Вопросы и задания:

  1. Какое место в творчестве композитора занимает историческая тема? Перечислите произведения, написанные на эту тему.
  2. С каким сочинением Прокофьева связано создание кантаты «Александр Невский»?
  3. Сколько частей в кантате «Александр Невский»? Как они называются?
  4. Как композитор показал в музыке кантаты столкновение двух враждующих лагерей — русского и тевтонского?
  5. Какие вы знаете произведения других русских композиторов на сюжеты из отечественной истории?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Прокофьев. Александр Невский:
        Русь под игом монгольским, mp3;
        Песня об Александре Невском, mp3;
        Крестоносцы во Пскове, mp3;
        Вставайте, люди русские, mp3;
        Ледовое побоище, mp3;
        Мёртвое поле, mp3;
        Въезд Александра во Псков, mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Урок музыкальной литературы

Образовательная цель урока: закрепить знания по теме «Биография С. Прокофьева и начать изучение творчества композитора музыкой кантаты «Александр Невский», которая утверждает в нем героико-эпическую национальную тему, развитую затем в опере «Война и мир», в музыке к «Ивану Грозному», в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях.

Воспитательная цель урока: показать роль личности Александра Невского в истории России, показать отношение народа к нему в разные эпохи, способствовать пробуждению и укреплению чувства патриотизма, на что направлены и текст, и музыка кантаты С.  Прокофьева.

Тип урока — комбинированный, сочетающий в себе контроль и систематизацию знаний учащихся по предыдущей теме и объяснение нового учебного материала.

Вид урока — смешанный, представляющий собой сочетание нескольких видов совместной деятельности педагога и учащихся: фронтальный опрос, мультимедийный проект ученика Александра Махначёва, лекция преподавателя с анализом образного содержания и выразительных средств отдельных номеров кантаты, прослушивание фрагментов произведения, закрепление материала.

Дидактические задачи урока: стимулирование деятельности учащихся, целевые установки, активация необходимых знаний, мотивация к самостоятельному осмыслению фактов, воздействие на эмоциональном уровне для дальнейшего самостоятельного осмысления и выводов.

I. Фронтальный опрос по теме «Биография С. Прокофьева».

II. Объяснение темы «С.  Прокофьев. Кантата Александр Невский»

1. История создания кантаты — монументального произведения для хора, меццо сопрано и оркестра. Написана в 1938—1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текст поэта В. Луговского и самого композитора. Удивительно верное ощущение исторической эпохи, свойственное Прокофьеву, сочетание строгих как древние фрески образов старины и, в то же время, острое чувство современности.

2. Рассказ учащегося Александра Махначёва об Александре Невском, об отображении его личности в разных видах искусства: в монументальных фресках, мозаике, живописи, иконах, скульптуре, кинематографе и музыке. Демонстрация мультимедийного проекта.

Видеофильм, выполнен под руководством педагога с выстроенными в определённом порядке фотографиями произведений изобразительного искусства и кадрами кинофильма С. Эйзенштейна. Фильм С. Эйзенштейна создан в 1938 году, поэтому музыка С. Прокофьева, звучащая в нём, сложнее для восприятия, поскольку технические средства записи были несовершенны. В результате в кинематографических эпизодах проекта в целях сохранения единого стиля и качества музыкального сопровождения музыка фильма заменена фрагментами кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Проект удостоен диплома на Всероссийском конкурсе ММСО-2012 в Санкт-Петербурге и Диплома лауреата III ст. на Всероссийском конкурсе «Музыка глазами детей»(2013) в Архангельске.

Просмотр видеофильма

Беседа педагога с учащимися о тех мыслях, чувствах и эмоциях, которые возникли при его просмотре.

3. Анализ педагогом отдельных номеров кантаты с характеристикой содержания, форм, тем и их развития, выразительных средств с привлечением учащихся и иллюстрацией фрагментов на фортепиано.

4. Прослушивание отдельных номеров кантаты.

5. Закрепление материала — определение на слух изученных номеров. Запись домашнего задания.

Таким образом, все разделы урока так или иначе посвящены обозначенным целям и задачам. Мультимедийный проект ученика А. Махначёва органично встроен в общую драматургию урока, воспитывает патриотические чувства, обогащает новыми знаниями в области параллельных видов искусства, способствует лучшему запоминанию материала и развитию ассоциативного мышления учащихся, формированию собственного мировоззрения.

Агонам на Боспоре быть! С. ПРОКОФЬЕВ. КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

В 2019 году исполнилось 80 лет легендарной кантате Сергея Прокофьева «Александр Невский», которая является общепризнанным национальным символом суверенитета России и воплощением русской национальной идеи в искусстве. 

Это один из ярчайших примеров, когда музыкальное произведение, как и одноименный фильм, к которому оно было написано, что называется «пошло в народ» и нашло отклик в виде многочисленных исполнений, творческих трактовок и интерпретаций. Стоит отметить, что Эйзенштейн поначалу  думал использовать в фильме музыкальный материал XIII-XV веков, но композитор Сергей Прокофьев убедил режиссера написать оригинальную стилизованную музыку. Так, из творческого эксперимента, синтеза, когда кинорежиссер направлял композитора, а тот создавал конкретные темы под указанные эпизоды, впоследствии получилось полноценное классическое произведение.

Кантата «Александр Невский» стала символическим воплощением и духовным обозначением России, ее устойчивости, ее воли, исторической миссии и ее единения.

Исполнение кантаты именно в Крыму в год её юбилея (премьера состоялась в 1939 г.), в год юбилея Освобождения Крыма во время Великой Отечественной войны в 1944 г. и в год юбилея годовщины Крымской весны 2014 г. — символично. Оно демонстрирует стране и миру средствами культуры и искусства не случайность, а именно закономерность, безусловную историческую природность крымских событий и действий России в отношении Крыма, преемственность и естественность крымского выбора. Уникальная премьера кантаты, которая состоялась на открытой площадке, в исполнении выдающихся крымских коллективов и солистов, стала достойным украшением празднования Дня России в самом древнем городе страны.

Текст — В. Луговской Сценарий — П. Павленко, К. Тренев, С. Эйзенштейн

Исполнители: Виктория Накорнеева, Заслуженная артистка Украины, меццо-сопрано

СВОДНЫЙ ХОР РЕСПУБЛИКИ КРЫМ:

• ХОР «ТАВРИЧЕСКИЙ БЛАГОВЕСТ», художественный руководитель — Заслуженный деятель искусств Крыма Владимир НИКОЛЕНКО (г. Симферополь),

• КРЫМСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР АНСАМБЛЯ «ТАВРИЯ», художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Украины и Крыма Игорь МИХАЙЛЕВСКИЙ (г. Симферополь),

• АРХИЕРЕЙСКИЙ МУЖСКОЙ ХОР АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО СОБОРА, регент — Антоний МАРУЩАК (г. Симферополь),

• ХОР АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ под управлением подполковника, Заслуженного артиста Чеченской Республики Александра МЕЩЕРЯКОВА (г. Москва),

• Студенты СИМФЕРОПОЛЬСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА им. П.И. ЧАЙКОВСКОГО, класс преподавателя, Заслуженного артиста АРК Николая ГОРБАТОВА (г. Симферополь),

• СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии РК Владимир КИМ (г. Севастополь) Визуализация, фоновый видеоряд: Ирина ЛЕГКОДУХ (г. Москва), Крымский Киномедиацентр (г. Симферополь)

 

Размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ 

КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ», С. ПРОКОФЬЕВ

12 июня в 19.00 на Площади им. В.И. Ленина, СВОДНЫЙ ХОР РЕСПУБЛИКИ КРЫМ  и СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР представят КАНТАТУ «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» С. ПРОКОФЬЕВА.

СВОДНЫЙ ХОР РЕСПУБЛИКИ КРЫМ:

• ХОР «ТАВРИЧЕСКИЙ БЛАГОВЕСТ», 

художественный руководитель — Заслуженный деятель искусств Крыма Владимир НИКОЛЕНКО (г. Симферополь),

• КРЫМСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР АНСАМБЛЯ «ТАВРИЯ»,

художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Украины и Крыма Игорь МИХАЙЛЕВСКИЙ (г. Симферополь),

• АРХИЕРЕЙСКИЙ МУЖСКОЙ ХОР АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО СОБОРА,

регент — Антоний МАРУЩАК (г. Симферополь),

• ХОР ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1 г. КЕРЧИ,

художественный руководитель — Татьяна ГРИБОВА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР,

художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств Украины,

лауреат премии РК Владимир КИМ (г. Севастополь)

В 2019 году исполняется 80 лет легендарной кантате Сергея Прокофьева «Александр Невский», которая является общепризнанным национальным символом суверенитета России и воплощением русской национальной идеи в искусстве. Это один из ярчайших примеров, когда музыкальное произведение, как и одноименный фильм, к которому оно было написано, что называется «пошло в народ» и нашло отклик в виде многочисленных исполнений, творческих трактовок и интерпретаций. Стоит отметить, что Эйзенштейн, по началу, думал использовать в фильме музыкальный материал XIII-XV веков, но композитор Сергей Прокофьев убедил режиссера написать оригинальную, стилизованную музыку. Так, из творческого эксперимента, синтеза, когда кинорежиссер направлял композитора, а тот создавал конкретные темы под указанные эпизоды, впоследствии получилось полноценное классическое произведение.

Кантата «Александр Невский» стала общеизвестным обобщающим символом русской национальной идеи, символическим воплощением и духовным обозначением России, ее устойчивости, ее воли, исторической миссии и ее единения.

Исполнение кантаты именно в Крыму в год юбилея этой кантаты (ее премьера состоялась в 1939г.), в год юбилея Освобождения Крыма во время Великой Отечественной войны в 1944г. и в год юбилея годовщины Крымской весны 2014г. символично. Оно демонстрирует стране и миру средствами культуры и искусства всю не случайность, а полную закономерность, безусловную историческую природность крымских событий и действий России в отношении Крыма, преемственность и естественность крымского выбора. Уникальная премьера кантаты на открытой площадке в исполнении выдающихся крымских коллективов и солистов станет достойным украшением празднования Дня России в самом древнем городе страны.

 

Состоялась битва на Чудском озере («Ледовое побоище»)

5 апреля 1242 г. на Чудском озере у Вороньего камня состоялась битва русской дружины под предводительством князя Александра Невского с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под названием «Ледовое побоище».

После поражения в Невской битве в 1240 г. шведы уже не принимали активного участия в выступлениях против Руси, но немецкие рыцари стремились укрепиться на границах Новгородской и Псковской земли. В 1240 г. пали русские крепости Изборск и Псков. Ощутив новую опасность, новгородцы во главе с князем Александром Невским поднялись на борьбу с врагом. В марте 1242 г. Псков был освобождён. Отбив у неприятеля Псков, русское войско двинулось на Изборск. Тем временем разведка выяснила, что противник послал на Изборск незначительные силы, а главные направил к Чудскому озеру.

По подсчётам военных историков на льду Чудского озера собралось 10-12 тыс. рыцарей. У Александра Невского было 15-17 тыс. воинов. Большинство составляли пешие «вои», значительно уступавшие рыцарям в вооружении и боевой выучке.

На рассвете 5 апреля крестоносцы выстроили своё войско треугольником, обращённым острым концом против неприятеля («свиньёй»). Александр Невский сосредоточил основные силы не в центре («челе»), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из лёгкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращён тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом.

При сближении войск русские лучники осыпали рыцарей градом стрел, но закованным в броню рыцарям удалось смять передний полк. «Прорезав» передние войска рыцари упёрлись в обрывистый берег озера и не смогли развить успех операции. Русские войска ударили по «свинье» справа и слева, а в тыл бросилась отборная дружина самого Александра Невского. Как писал летописец: «Бысть ту сеча велика… и не бе видети леду: покрыло все кровию». Сражение продолжалось до позднего вечера. Когда рыцарское войско дрогнуло и обратилось в бегство, русские погнали их к современному мысу Сиговец. Тонкий прибрежный лёд проламывался под конями и тяжеловооружёнными рыцарями.

Непосредственным результатом битвы на Чудском озере стало заключение договора между немцами и Новгородом, согласно которому крестоносцы уходили из всех захваченных ими русских земель.

В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является важной датой. Немцы не прекратили свои походы на Русь, но они уже не могли нанести существенного удара по северным землям.

Лит.: Бегунов Ю. К., Клейненберг И. Э., Шаскольский И. П. Письменные источники о Ледовом побоище //Ледовое побоище 1242, М; Л., 1966; Данилевский И. Ледовое побоище: смена образа // Отечественные записки. № 5 (20) 2004; Зверев Ю. Ледовое побоище происходило: на суше // Техника и оружие. 1995. № 1. С. 20-22; Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г.: Новое осмысление // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 162-166; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М; Л., 1950. С. 72-85; Трусман Ю. И. О месте Ледового побоища в 1242 г. // Журнал Министерства Народного просвещения. 1884. № 1. С. 44-46.

См. также в Президентской библиотеке:

Беляев И. Д. Великий князь Александр Ярославич Невский. М., 184?;

Воскресенский Н. А. Николай Александрович Святый благоверный великий князь Александр Невский : памяти царя-миротворца : краткое жизнеописание. М., 1898;

Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия. СПб., 1853;

Казанский П. С. Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия: для народного чтения. СПб., 1871;

Кирилл (Наумов В. И.) Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского, в иночестве Алексия. СПб., 1852;

Кротков С. Невская битва и Ледовое побоище. М., 1900;

Пичета В. И. Александр Невский : [исторический очерк].Ташкент, 1942;

Похвальное слово святому благоверному князю Александру Ярославичу Невскому, читанное в Воронежской губернской гимназии 10 сентября 1836 года старшим учителем оной Николаем Савостьяновым. М., 1841;

Хитров М. И. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. СПб., 1899;

Хмыров М. Д. Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси. СПб., 1871.

Бартиг, Кевин: 97801

579: Amazon.com: Книги
«является важным вкладом в стипендию, касающуюся музыки к фильмам Прокофьева . .. Его проза красноречива, но легко понятна. Вместе с веб-сайтом, обеспечивающим легкий доступ к музыке и видеофрагментам, книга Бартига понравится как музыкальным ученым, так и широким читателям». — Терри Л. Дин, Notes
«Бартиг проникает сквозь слои мифотворчества … чтобы вкратце рассказать о совместном процессе создания фильма и музыки. Эта книга будет интересна студентам и ученым, изучающим русский язык. истории, культуры и кино, а также поклонников Эйзенштейна и Прокофьева.»- Ребекка Митчелл, The Russian Review
» Бартиг по-новому взглянул на музыку Прокофьева Александр Невский через множество культурных линз, исследуя не только саму музыку к фильму, но и все различные воплощения и присвоения этой музыки. . За элегантным и хорошо читаемым текстом скрывается масса серьезных архивных исследований, которые придают его книге большой авторитет. Даже те, кто уже близко знаком с музыкой Невский и ее историей, несомненно, найдут много нового. «- Марина Фролова-Уокер, профессор истории музыки, Кембриджский университет

» Бартиг извлекает из множества исследований на фоне культурной и политической истории, чтобы раскрыть историю Прокофьева Александра Невского с легкостью и эффективностью, предоставляемой его значительный опыт. Хотя музыкальный специалист наверняка оценит его тщательный анализ, средний читатель, скорее всего, найдет язык ясным и убедительным. К книге прилагается веб-сайт, содержащий визуальные и звуковые примеры, которые служат дополнительным дополнением к исследованию, которое представил Бартиг.»- EuropeNow


Кевин Бартиг — адъюнкт-профессор музыковедения в Мичиганском государственном университете и автор книги «Композиция для красного экрана: Прокофьев и советский фильм » (Oxford University Press, 2013).

ОРКЕСТРИРОВАНИЕ «НЕВСКИЙ» — Chicago Tribune

Упомяните киноманам «Александр Невский», и они автоматически вспомнят первый звуковой фильм великого русского режиссера Сергея Эйзенштейна — пропагандистскую эпопею 1938 года о поражении в XIII веке вторгшихся тевтонских армий русскими войсками во главе с легендарным воином. Князь Александр Новгородский.

Но «Александр Невский» для концертной публики означает драматическую кантату, которую Сергей Прокофьев вылепил из музыки к фильму Эйзенштейна. С момента премьеры партитуры в 1939 году «Александр Невский» стал одним из самых популярных произведений композитора в любой форме и одним из самых устойчивых и успешных хоровых произведений этого века.

Теперь аудитория Ravinia вот-вот увидит работу в том виде, в каком она изначально представлялась — с поразительными черно-белыми изображениями Эйзенштейна и мощной музыкой Прокофьева.

20 августа на фестивале Ravinia в Хайленд-Парке будет представлена ​​недавно отреставрированная версия классического фильма с полной оригинальной партитурой в живом исполнении Фестивального оркестра Ravinia, Симфонического хора Милуоки и солистки меццо-сопрано Нэнси Маултсби под руководством Лоуренса Фостера.

Реконструкция — дело любви продюсера Джона Гобермана, который организовал изготовление свежего отпечатка с оригинального нитратного негатива, хранящегося в Московском киноархиве. Чтобы приобрести новую печать, потребовался год переговоров с российскими архивистами. Премьера восстановленной версии состоялась в Лос-Анджелесе в 1987 году, и с тех пор ее представили около 25 оркестров по всему миру.

Исполнение музыки Прокофьева с живым оркестром и хором было сделано частично в ответ на устаревшее звучание оригинального саундтрека, из-за которого фильм, несмотря на другие его художественные достоинства, оказался трудным для зрителей с музыкально чувствительным слухом.

«Вероятно, это лучший саундтрек из когда-либо написанных и худший из когда-либо записанных саундтреков», — объясняет Гоберман из Нью-Йорка, который также продюсирует передачи

«Прямой эфир из Линкольн-центра» для общественного телевидения .

Тесно сотрудничая с Эйзенштейном над проектом «Невский», Прокофьев ограничился студийным оркестром из примерно 30 музыкантов, с которыми он записал музыку в жестких временных рамках. Результат, настаивает Гоберман, звучит «так, как если бы он был записан в телефонной будке».

Итак, задача Гобермана заключалась в том, чтобы убрать музыку из саундтрека, сохранив оригинальные русские диалоги и звуковые эффекты. Но восстановление партитуры — в 107-минутном фильме — почти час музыки, а в кантате — всего около 40 минут — было сложно из-за того, что оригинальная партитура и части были утеряны.

Итак, Гоберман нанял музыкального аранжировщика Уильяма Д. Брона для расшифровки недостающих 20 минут музыки (которые почти полностью состоят из повторяющихся фрагментов и мотивов) из колючего саундтрека, используя гораздо более полную оркестровку кантаты в качестве своего руководства.

«Каждая нота, которую вы услышите, написана Прокофьевым», — поясняет Гоберман. По сути, Билл изменил структуру кантаты. Мы наклонились назад, чтобы быть аутентичными: в фильме нет ни одной ноты, которой бы не было в кантате.Интересно, что есть две части кантаты, которых нет в фильме — мы используем их как увертюру ».

Для нерусскоязычной аудитории Гоберман также подготовил субтитры, которые будут отображаться на маленьком экране под экраном фильма, чтобы не мешать кинематографическим композициям Эйзенштейна. Субтитры будут воспроизводиться компьютерной дорожкой, привязанной к новому отпечатку. В другом треке будут работать специальные часы, прикрепленные к дирижерскому пюпитру.

В Равинии фильм будет показан на 30-футовом экране над сценой павильона с хором из 150 человек, размещенным рядом с симфоническим оркестром, состоящим из Чикагского симфонического оркестра, Лирической оперы и музыкантов-фрилансеров, по словам Зарина Мехты, исполнительный директор фестиваля. По его словам, зрителям, занимающим лужайку прямо за павильоном, будет предоставлен собственный экран.

«Мы подумали о добавлении третьего экрана для тех, кто сидит на главной лужайке», — объясняет Мехта, который представил новый «Невский» публике Монреальского симфонического оркестра в прошлом году в конце своего пребывания в качестве оркестра ». исполнительный директор.«Есть две причины, по которым мы этого не делаем. Одна из них — огромные расходы на прокладку видеокабеля до лужайки. Кроме того, я действительно не знала, сколько людей приедет на это мероприятие. Это может быть 5000, что много для одной ночи ».

Громкоговорители дадут музыкальное представление всем слушателям на лужайках Равинии.

Эйзенштейн-Прокофьев сотрудничество произвел один из тех редких случаев, когда, возможно, большой фильм включает в себя неоспоримо большой счет. «Это было названо первым музыкальным видео, — говорит Гоберман.

» Партитура Прокофьева — это определенно музыка переднего плана, а не фоновая — фильм снят по этой партитуре. Мы наклонились назад, чтобы воссоздать музыку как можно более достоверно. Мы даже оставили реплики, которые, по нашему мнению, были, вероятно, ошибками. в нескольких ключевых моментах — например, в знаменитой битве на льду — он становится повествованием.Прокофьев отметил в своей автобиографии, что Эйзенштейн настолько уважал свою музыку, что не колеблясь сокращал или дополнял свои кинематографические эпизоды, чтобы не нарушить баланс музыкального эпизода.

Хотя отремонтированный «Александр Невский» совершил поездку из Торонто в Сидней к руинам Помпеи, 20 августа состоится его дебют в районе Чикаго. На сегодняшний день новый «Невский» так и не вернулся на свою российскую родину, хотя Гоберман надеется.

«Где бы это ни показывалось, реакция одинакова», — сообщает он.

» Зрителям это нравится. Эйзенштейн позаимствовал идею фильма от голливудских ковбоев против индейцев. Но в руках двух гениев это не было клише. Как будто Микеланджело и Бетховен собрались вместе, чтобы сделать

« Челюсти ».

Александр Невский (с пленкой) (Сергей Прокофьев)

Составлено: 1938

Длина: c. 110 минут

Оркестровка: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, перкуссия (наковальня, большой барабан, колокольчики, куранты, тарелки, гонг, маракасы, малый барабан, стальная пластина, тамбурин, том-том, треугольник, ксилофон), арфа, струнные, хор и меццо-сопрано солист

Первое выступление в филармонии Лос-Анджелеса: 3 ноября 1987 года (вместе с фильмом), дирижирует Андре Превен, меццо-сопрано Кристин Кэрнс и Los Angeles Master Chorale

Когда в 1937 году, в разгар Большого террора, Сергею Эйзенштейну (1898-1948) была предложена возможность снять фильм на тему из истории России, он быстро воспользовался этой возможностью. В изменившемся советском культурном ландшафте 1930-х годов всемирно известный режиссер новаторских шедевров 1920-х — прежде всего Strike (1925), Battleship Potemkin (1925) и October (1927) — стал с подозрением относился дома как к закоренелому «формалисту». Его последний кинопроект, колхозный рассказ, Бежин луг (музыку Гавриила Попова), был прекращен по официальному вмешательству после двух лет производства.Став объектом резкой критики, он оказался в безвыходном положении.

«Александр Невский» станет первым фильмом, созданным Эйзенштейном за девять лет. Это также был его первый законченный звуковой фильм. С самого начала он рассматривал музыку как жизненно важный компонент этой картины, неотъемлемую часть ее эффекта. Это должно было быть привлекательно для Сергея Прокофьева, к которому Эйзенштейн обратился в мае 1938 года с приглашением к сотрудничеству. С момента основания своего дома и поселения семьи в Москве в 1936 году, после того как Прокофьев жил на Западе с 1918 года, Прокофьев еще не смог продемонстрировать в своей музыке свою признательность или приверженность преобладающим требованиям советской эстетической политики. Хотя он, возможно, еще не осознавал этого факта, его установка текстов Ленина и Сталина в его монументальной кантате к двадцатой годовщине октября (1937 г.) — на сегодняшний день его самый амбициозный удар по «ассимиляции» — была серьезный просчет. Он не будет исполняться при его жизни.

Успешное сотрудничество Эйзенштейна и Прокофьева на Александр Невский реабилитировало их карьеры. Они продолжали сотрудничать в создании «Иван Грозный» , а после выхода первой части в 1944 году были награждены Сталинскими премиями.(Часть 2 из «Иван Грозный », однако, вызовет недовольство Сталина и останется невыпущенной до тех пор, пока все трое не будут мертвы. Часть 3 не была закончена.)

Исторический Александр Невский был великим князем 13-го века, чье военное мастерство в борьбе с шведскими и немецкими захватчиками сделало его национальным героем; он был канонизирован Русской Православной Церковью в 16 веке. Эйзенштейна привлекало то, что он был исторической фигурой, о которой мало что было известно, что открывало больше возможностей для его собственного творческого видения. (Действительно, изображение персонажа Николаем Черкасовым, известным киноактером, сыгравшим главную роль, оказало влияние на определение современного образа Невского.) Фильм Эйзенштейна сосредотачивается на поворотном моменте в карьере Александра, когда … после покорения Пскова крестовыми походами тевтонских рыцарей — он был вызван новгородцами, чтобы вести их против захватчиков. Победа русских войск над немцами в битве на Чудском озере (известная как «Ледовая битва») 5 апреля 1242 года — центральный эпизод фильма.

Музыкальное чутье Эйзенштейна было острым, и его сотрудничество с Прокофьевым было основано на глубоком взаимном уважении. В подробном обсуждении своего проекта, основанного на сценарии, написанном в соавторстве режиссером и Петром Павленко, писателем с безупречным коммунистическим опытом, Эйзенштейн изложил композитору свои музыкальные пожелания в начале лета 1938 года. Прокофьев начал зарисовывать музыку перед съемками началось. Часть этой музыки была записана и послужила основой для последующих съемок отдельных сцен, где образ и ритм Эйзенштейна следовали музыкальному замыслу композитора. В другом месте метод был изменен, и Прокофьев записал музыку к уже отснятым материалам. Иногда они находили желаемое решение случайно. «Один из таких примеров, — вспоминал Эйзенштейн, — происходит в сцене битвы, где для победоносных русских солдат играют на дудках и барабанах. Я не мог найти способа объяснить Прокофьеву, какой именно эффект должен быть« виден »в его музыке. Видя, что мы ни к чему не приближаемся, я заказал несколько «опорных» инструментов, снял те, на которых играли (без звука) визуально , и спроектировал результаты Прокофьеву, который почти сразу вручил мне точный «музыкальный эквивалент» к тому визуальному образу волынщиков и барабанщиков, который я ему показал.«

С самого начала композитор и режиссер исключили использование аутентичной музыки средневековья — цитат из народных песен или григорианских песнопений — чтобы вызвать два противоположных элемента, составляющих фильм: героических русских и грозных тевтонских захватчиков. Прокофьев считал, что музыка той эпохи «была слишком далека и эмоционально чуждой нам, чтобы иметь возможность стимулировать воображение современного кинозрителя. Поэтому мы решили не воспроизводить ее так, как она звучала во время битвы на льду. столетия назад, но чтобы адаптировать его к современному уху.«Это музыка ушедшей эпохи, переосмысленная для ХХ века.

Тесное взаимодействие композитора и режиссера привело к созданию фильма, в котором музыка играет необычайно активную роль в передаче эмоциональной напряженности и эпического размаха, не уступая по значимости устному диалогу. Эйзенштейн гордился тем единством зрения и звука, которого они достигли в этом фильме. Он часто называл его «симфоническим» построением.

Прокофьев активно участвовал в записи звуковой дорожки, создавая уникальные эффекты, экспериментируя с размещением микрофонов и микшированием звука.При всей важности, которую он и Эйзенштейн придавали звуковой составляющей, каждый, кто видел готовый фильм, знает, насколько ужасающе плохое качество звука. В любом случае, после того, как фильм был выпущен, Прокофьев решил аранжировать из его музыки кантату для концертного исполнения — процесс, который он описал как более сложный, чем сочинение оригинальной партитуры фильма, поскольку он требовал переосмысления музыкальной формы и полного переосмысления. — оркестровка для полного оркестра, хора и меццо-сопрано.(Для озвучивания фильма был задействован относительно небольшой студийный оркестр.) В этой концертной версии кантата из семи частей, Александр Невский , соч. 78, премьера состоялась в Москве в мае 1939 года. Оно стало одним из самых популярных произведений композитора. И именно симфоническая партитура этой кантаты легла в основу реконструкции Уильямом Д. Броном в 1987 году партитуры, которая согласована для живого исполнения с просмотром фильма.

— Лорел Э. Фэй — научный сотрудник резиденции «Тени Сталина».

05/07

Прокофьев — Александр Невский — Обзор хорошего музыкального гида


Сергей Прокофьев
PROPAGANDA — (n) — Кампания по распространению массовой информации, направленная на то, чтобы повлиять на умы и эмоции общества с определенной целью, будь то военная, политическая или экономическая.
Было бы хорошо, если бы музыка была чистой и невинной. Искусство ради искусства и все такое. Но так бывает редко.

Сегодня кантату Прокофьева Александр Невский слушают как масштабное концертное произведение для оркестра и хора, основанное, несомненно, на исторических событиях, но не имеющее отношения к современному миру.

На самом деле, в 1938 году он был частью очень важного политического инструмента. «Александр Невский» — это фильм известного российского режиссера Сергея Эйзенштейна, музыку к которому написал Прокофьев, и выпущенный в том же году, мир на грани войны.


Александр Невский (в центре) В фильме рассказывается история Александра, новгородского князя XIII века. Князь Александр стал национальным героем, когда возглавил армию, которая победила вторгшихся шведов в 1240 году на реке Неве (отсюда и его имя).

Два года спустя королевству угрожает отряд тевтонских рыцарей. Некоторые российские лидеры думают, что подписание мирного соглашения с оккупантами — их лучший вариант, но их проигрывают и называют предателями и трусами. Александр формирует армию и побеждает рыцарей, заманив их в замерзшее озеро. В этой знаменитой «Ледяной битве» противник побежден, его тяжелые лошади и доспехи слишком тяжелы для льда, который трескается, отправляя их в водянистую могилу.

Сталин видел параллели с современной историей; Родине угрожают немецкие захватчики, на кону их дом, религия и культура.Были даже разговоры о договоре с немцами. Сталин полностью поддержал фильм как пропаганду, призванную сплотить русских, несмотря на почти невероятные трудности.

Затем, внезапно Сталин действительно подписал пакт о ненападении с Германией, а Александр Невский фильм стал запрещенным и забытым, особенно в России. Только когда Германия вторглась в Россию, несмотря на договор, фильм можно было показать снова, и он стал сплоченным лозунгом в СССР.

Как часть кино, Александр Невский был новаторским. Кульминационная битва на льду, занимающая половину фильма, зрелищно поставлена, и с тех пор ее сцены часто имитируются в фильмах.

Музыка Прокофьева была названа величайшей музыкой из когда-либо написанных. Он настолько переплетен с фильмом, что фильм без него невозможно представить. Многие части этого были включены в музыку к фильму с тех пор, в первую очередь тема из «Челюстей».

В то время, когда Невский был запрещенным фильмом, Прокофьев взял его и создал концертную кантату. Хотя некоторые темы и повторяющиеся последовательности были проигнорированы, наиболее важная музыка нашла свое отражение в новой работе, и именно эта версия записывается сегодня чаще всего.

Шесть движений богаты русскими народными мелодиями, скорбью поля битвы, патриотическим задором народа. Изюминкой фильма, как и в фильме, является Ледовая битва, которая начинается тихо, зловеще и медленно переходит в безумие, изображающее безумие войны.

Запись Аббадо считается лучшей из когда-либо существовавших. Страстный, лиричный, торжествующий. Имейте в виду, что эта запись проверит ваши динамики до предела, а, возможно, и дальше.

Для желающих DVD с фильмом с полностью восстановленным саундтреком можно купить на Amazon здесь.

Для тех, кто любит оригинальную музыку к фильму (а не переработанную кантату) и недавно записал ее, вы можете получить ее здесь.

Поддержите Good-Music-Guide.com
, купив этот компакт-диск по этой ссылке.

Трек-лист


Сергей Прокофьев
Кантата Александра Невского
Leutenant Kije Suite
Scythian Suite
London Symphony Orchestra
Claudio Abbado
    Александр Невский, Op.78
  1. Россия под монгольским игом
  2. Песня про Александра Невского
  3. Крестоносцы в Пскове
  4. Вставайте, народ русский
  5. Битва на льду
  6. Поле мертвых
  7. Въезд Александра в Псков

    Скифская сюита, ​​для оркестра, соч.20

  8. Поклонение Велесу и Але
  9. Бог врагов и танец духов тьмы
  10. Ночь
  11. Славное отбытие леденца и шествие солнца

    Leutnant Kije, Op. 60

  12. Рождение Kije
  13. Романтика
  14. Свадьба Кидже
  15. Тройка
  16. Захоронение Кидже

Обзор | Граммофон

Это Александр Невский , но не такой, как мы его знаем.Прокофьев гордился своим профессионализмом и способностью к адаптации, которые сделали его идеально подходящим для работы в кино. Ему посчастливилось работать на равных с легендарным Сергеем Эйзенштейном (1898-1948), человеком, который безоговорочно доверял ему, часто сокращая свои эпизоды под заранее записанный музыкальный трек. Очень эффективная в контексте партитура Nevsky впоследствии была преобразована в патриотическую кантату, которую мы знаем сегодня, один из величайших хитов Прокофьева. Совсем недавно изобретательные промоутеры попытались получить лучшее из обоих миров, спроектировав соответствующим образом отредактированную версию фильма в сочетании с живым исполнением (соответствующим образом настроенным) кантаты.Настоящее предприятие представляет собой дальнейший эстетический скачок путем воссоздания полной оригинальной партитуры с помощью более тонких инструментов, использованных в фильме, работа по возрождению, которая, несомненно, лучше всего работает «в контексте».

Как чисто звуковой опыт, через чисто записанный гибридный SACD Capriccio, упражнение кажется менее чем убедительным. Характер «стоп-старт» исходных реплик имеет тенденцию истощать материал кумулятивной интенсивности и эмоционального толчка, который мы привыкли ожидать от концертной версии.Там устранены перерывы, а в фильме образы существуют, чтобы восполнить провал. Музыка по-прежнему начинается с мрачной оркестровой прелюдии, в которой вспоминаются страдания России от рук иностранных угнетателей, только она не завершается волнующим празднованием окончательной победы. Попутно кульминационная «Ледовая битва» — это что-то вроде сырой петлицы, лишенной непрерывности и без огромного оркестра, который мог бы описать размах битвы. Точно так же сцена, в которой русская девушка идет через окровавленные трупы в поисках своего любовника.Хотя это может быть интригующим, услышать его обжигающую мелодию, превращенную в погребальную панихиду, в обработке, вырезанной из кантаты, первая часть арии здесь явно инструментальна, в соответствии с кинематографическими приоритетами.

Учитывая, что Прокофьев манипулировал имеющимися силами, чтобы использовать ограниченные технологические возможности того времени, нам не следует преувеличивать «подлинность» того, что предлагается. Из почти 20 минут дополнительной музыки многое зависит от того, что мы уже знаем, и, как и во многих российских фильмах, колокола звонят очень много.Прокофьевским специалистам все это, конечно, увлекательно. В остальном подробный буклет на трех языках дает тексты в переводе, но опускает оригинальный русский язык.

Музыка — это фильм Александр Невский

В мае 1938 года к Прокофьеву обратился великий русский режиссер Сергей Эйзенштейн, который предложил им сотрудничать в создании фильма о военном герое XIII века Александре Невском. В результате получается один из тех редких случаев, когда отличный фильм не только может похвастаться отличной музыкой, но и становится бесконечно более мощным и значимым.Хотя Эйзенштейн и Прокофьев позже работали над Иван Грозный , Александр Невский , это остается их величайшим достижением, и он до сих пор не имеет себе равных по яркости связи между музыкой и фильмом.

Яркое, почти визуальное воздействие музыки к фильму Александр Невский во многом связано с тем, как она была написана. Немногие фильмы, если таковые вообще были, когда-либо так сильно полагались на музыку, чтобы придать смысл и размер изображениям на экране.В каждом эпизоде ​​фильма фоновый шум и диалоги почти полностью исчезают, оставляя только музыку, которая соединяет и продвигает историю. В некоторых эпизодах, таких как вступительный пролог и моменты перед битвой на льду, фильм превращается в серию почти статичных изображений — почти как неподвижные фотографии.

Музыка

Прокофьева зеркально отражает и добавляет эмоциональный вес этим изображениям без какой-либо другой поддержки. Например, пока российские солдаты в тишине и тишине ждут предстоящей немецкой атаки в кульминационный момент фильма, в музыке Прокофьева используется серия тихих, статичных аккордов на медных духовых, за которыми следует вихрь деревянных духовых инструментов, которые подсознательно вызывают чувство замерзшее озеро, на котором они стоят, и иногда поднимающийся холодный ветер. В фильме нет шума ветра (на самом деле он был снят в разгар лета), но он есть в музыке.

На некоторых изображениях даже облака отображают узоры, перекликающиеся с музыкой. Это ни в коем случае не традиционное голливудское «микки-мышление», когда музыка игриво следует за точным действием на экране. Скорее, это захватывающий синтез звука и изображения, каждый из которых имеет одинаковое значение для художественной цели. Именно этого добивался режиссер Сергей Эйзенштейн в сотрудничестве с Прокофьевым, иногда снимая фильмы под музыку.Удовлетворяя требования такого дальновидного артиста, Прокофьев написал партитуру, которая, как он знал, могла стоять сама по себе в концертном зале.




Андрис Нельсонс
Четверг, 22 октября в 20:00.
Бостонский симфонический оркестр

Новое триумфальное партнерство музыкального руководителя Андриса Нельсона и Бостонского симфонического оркестра захватывает дух в двух искрящихся русских шедеврах. Прокофьев Александр Невский , взятый из его полной партитуры к известному фильму Эйзенштейна, включает музыку, которая сопровождала его знаковые сцены, в том числе угрожающее пение вторжения тевтонских рыцарей, волнующий призыв русского народа к битве, нежный плач и колоссальную битву на лед.«Симфонические танцы» Рахманинова — это зрелищное оркестровое произведение, в котором нити русского православного песнопения переплетаются с леденящими кровь песнями Dies Irae , что приводит к финалу блокбастера.


# # #

Искусство как пропаганда: сотрудничество Эйзенштейна и Прокофьева

Во многих случаях кино прибегало к классической музыке, чтобы усилить конкретное повествовательное содержание или предвосхитить конкретное событие.Как это бывает, например, в начале 2001, A Space Odyssey , со звучанием первых тактов Также Sprach Zarathustra Рихарда Штрауса. Иногда композиторы появляются в кино как объекты биографического фильма, как в случае с Моцартом в чрезвычайно известном Amadeus . Однако реже можно встретить композиторов при создании саундтрека, потому что предполагается, что есть один тип композитора для кино, а другой — для концертных залов.В ряду композиторов-классиков, написавших музыку специально для кино, выделяется Сергей Прокофьев, сочинивший музыку не менее чем к шести фильмам, а также к двум саундтрекам к фильмам, которые никогда не снимались. История Прокофьева как композитора саундтреков интересна еще и тем, что в период до Второй мировой войны он был связан с двумя другими важными персонажами: Сергеем Эйзенштейном и Иосифом Сталиным.

Прокофьев и Эйзенштейн работают над постановкой Александр Невский

https: // bachtrack.com / files / 58093-prokofiev-einsenstein.jpg510340

Когда Сталин пришел к власти в России, он подчинил художественное творчество политизированному режиму, в соответствии с которым художники должны были превозносить своих лидеров и народ, показывая величие творчества. классов и самого государства. Всех художников держали под железным кулаком, заставляли выпускать произведения на языке, доступном для масс. При таком порядке вещей иностранные авангардные влияния были запрещены, а советское искусство было изолировано от международных тенденций.Чтобы обеспечить успех этого предприятия, власти использовали террор, цензуру, запреты, осуждение, а иногда и казни любого, кто не выполнял их требования.

Одним из людей, наиболее пострадавших от этого процесса, был Эйзенштейн, прославленный директор Линкор «Потемкин ». В 1937 году Эйзенштейн снимал Бежинский луг , когда власти заморозили проект на том основании, что он «нехудожественный и политически необоснованный».Это была катастрофа в карьере режиссера и его композитора Гавриила Попова, симфоническая музыка которого уже подвергалась критике и нападкам со стороны режима. Прокофьев тоже подвергался преследованиям со стороны государства. Путешествуя по Европе и США, Прокофьев уже занял свое место среди самых известных композиторов ХХ века. Решив вернуться в Россию — однако с намерением продолжить свою международную карьеру — он открыл магазин в Москве. Однако в 1938 году советские власти конфисковали его паспорт, а вместе с ним и его надежду на выезд из страны и продолжение его прибыльного американского турне.И Прокофьев, и Эйзенштейн вызывали подозрение в связи с их поездками за границу, особенно в связи с их пребыванием в Соединенных Штатах.

Но это далеко не единственные вопросы, волновавшие Сталина в конце 1930-х годов. Надвигающаяся Вторая мировая война и мрачная угроза Германии потребовали серьезного укрепления национального духа, и в процессе возвышения национального руководства и народов Сталин сосредоточил свой взор на кино как средстве, через которое можно было призвать массы к вниманию.Выбор был очевиден: Эйзенштейну надо было реабилитироваться. Без лишних слов Политбюро поручило ему создать фильм на тему одного из величайших русских национальных героев, Александра Невского (1220-1263), чьим большим достижением было отпугнуть тевтонских рыцарей с использованием обоих доблестные солдаты и многочисленные крестьяне. Учитывая, что германцы были немецкими воинами-монахами, фильм должен был служить пропагандой перед любой возможной агрессией со стороны Германии. Продюсерская компания «Мосфильм» возобновила работу со своим коллективом после катастрофы Бежинского луга , но, поскольку Попов был уволен как композитор, именно Сергей Прокофьев получил заказ на сочинение саундтрека за немалую сумму в 25 тысяч рублей.

Николай Черкасов в роли Александра Невского в кадре из фильма

https://bachtrack.com/files/58094-nikolay-cherkasov.jpg510340

Прокофьев не был новичком в кино-музыке. Во время его пребывания в Соединенных Штатах ему была предоставлена ​​возможность посетить Disney Studios.Там звукорежиссеры смогли записать диалоги, музыку и звуковые эффекты на разные треки, которые позже были собраны в идеальной синхронизации с изображением. В другой раз, во время съемок фильма Генри Хэтэуэя 1938 «Порождение Севера », Прокофьев отметил свои впечатления от техники записи саундтрека: музыканты играли свои партитуры закрытыми в звуконепроницаемой будке, не слушая. остальной оркестровой музыке. Это было знание, от которого нельзя отказываться легкомысленно, и, соответственно, Эйзенштейн решил привлечь Прокофьева ко всем аспектам производства фильма.

В то время, однако, российские методы записи и монтажа существенно отличались от американских, и Прокофьев не смог получить доступ к возможностям голливудских студий. Плохое качество записи легко услышать в оригинальной версии фильма. Тем не менее композитору удалось максимально преодолеть технические ограничения. Например, чтобы усилить отпугивание тевтонских рыцарей, он поместил микрофон непосредственно перед медью, производя искаженный звук, который создавал очень драматические эффекты.

Во время съемок обсуждались и другие эстетические аспекты. Эйзенштейн считал, что эпоха и религиозный характер немецких захватчиков оправдывают включение древних литургических песнопений в сцену Ледяной битвы. Прокофьев отказался, посчитав, что эта старинная музыка была неизвестна публике ХХ века и поэтому не имела эмоционального воздействия. Для описания русских защитников он сочинял музыку, с которой люди отождествляли бы себя, тогда как для изображения захватчиков требовалась отталкивающая, искаженная музыка; И снова он достиг бы этого, экспериментируя с инструментами и микрофонами.

Премьера фильма 1 декабря 1938 года превратила творчество Эйзенштейна и Прокофьева (не говоря уже о великолепном кинорежиссере Эдуарде Тиссе) в настоящий блокбастер. Оба получили одобрение режима, и фильм стал одной из работ, отмеченных в первом наборе Сталинских премий, причем награду получил сам Эйзенштейн. Прокофьев не получил премию; тем не менее, позже он переработал партитуру в виде кантаты, Александр Невский, соч.78 , которая в настоящее время является версией, наиболее часто записываемой и программируемой в концертном зале.

После Александр Невский , Эйзенштейн и Прокофьев работали вместе еще в двух фильмах, двух частях Иван Грозный , с противоположными результатами. Первая часть вызвала бурные аплодисменты, но вторая часть не получила одобрения Сталина, представляя лидера, страдающего психическим заболеванием и тиранией: следовательно, она подверглась цензуре, и ни режиссер, ни композитор не дожили до результатов этого сотрудничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *