Кто говорит тот не знает а кто знает тот не говорит: Тот, кто знает – не говорит. Тот, кто говорит – не зна…➤ MyBook

Лао-цзы – Новий Акрополь – Статті


Українською / Російською

Лао-цзы

(604 г. до н. э. – ?)

Лао-цзы — легендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений философской мысли Китая.

Биография

Родился Лао-цзы в 604 г. до н.э. в царстве Чу. Родовым именем Лао-цзы было Ли, его личным именем – Эр. Имя Лао-цзы скорее всего является прозвищем и означает буквально «старый мудрец» (и даже «старый ребенок»). Возможно, это связано с легендой о том, что он родился с седой головой. Первая последовательная биография Лао-цзы содержится в «Исторических записках» (Ши цзи) великого историка Сыма Цяня. По этой версии, Лао-цзы занимал пост хранителя архива при дворе Чжоу. По легенде, он встречался с Конфуцием, когда тот приезжал к нему за советами и наставлениями. Лао-цзы долго жил в столице Чжоу и трудился над учением о «дао» и «дэ», о пути вещей и его проявлениях. Видя упадок династии Чжоу, Лао-цзы покинул двор и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай.

В пограничной области Ханьгу он был остановлен неким «стражем заставы» Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма — книга «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Затем он продолжил путь в Индию и дальнейшая судьба его неизвестна.

Основные идеи даосизма

Понятие “дао”

Согласно даосизму, существует высшая реальность, лежащая в основе многообразия вещей и явлений:
«Есть три термина: «полное», «всеохватывающее», «целостное». Они отличаются друг от друга, однако, та реальность, которую они стремятся описать, одна и та же — Единственное».

Дао первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустройства. Все существа выходят из дао и неизбежно возвращаются в него. Неощутимое дао постоянно формирует из изначального хаоса Вселенную.

Вселенная рассматривается как иерархически организованная структура, в которой каждая из частей воспроизводит целое.

В первоначальном космическом смысле дао – высшая, не подлежащая определению Реальность, это космический процесс, в котором участвуют все вещи. Небытие и бытие являются двумя формами постоянного дао. Они взаимозависимы и «вырастают друг из друга». С точки зрения Лао-цзы, Небытие не означает Ничто, Небытие первично, это более высокая степень, чем бытие. Это пустота, которая скрывает в себе все потенции, без нее даже бытие не имеет силы.

Основной признак дао – цикличность его бесконечного движения и изменений.

«Движение дао есть возвращение,– говорил Лао-цзы.– Уйти далеко означает вернуться».

Имеется в виду, что все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы приближения и удаления, расширения и сжатия. Прообразом этих представлений послужили движения Солнца и Луны и смена времен года. Считалось, что если ситуация в своем развитии доходит до крайности, то вскоре она начнет развиваться в противоположном направлении и превратится в свою противоположность.

В результате сформировалось учение о золотой середине, общее для конфуцианцев и даосов.

«Мудрец, – говорил Лао-цзы,– избегает излишеств, сумасбродства и потворства своим слабостям».

Даосы рассматривали все природные изменения в качестве динамического чередования ИНЬ и ЯН. Они стали двумя пределами, ограничивающими круги перемен:
«ЯН, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ИНЬ; ИНЬ, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ЯН».

Динамический характер ИНЬ и ЯН можно проиллюстрировать при помощи древнего китайского символа «Тайцзи-ту», или Великого Предела.

Вечная трансформация Вселенной путем чередования Инь и Ян является ни чем иным как внешним проявлением самого Дао. Чжуан-цзы говорил:
«Жизнь – это гармоническая смесь ИНЬ и ЯН»

Даосский образ жизни

Когда говорится о даосском понятии перемен, необходимо отметить, что любое изменение рассматривается даосами не как результат воздействия какой-то внешней силы, а как проявление внутренне присущей всем вещам склонности изменяться. Движения дао не навязаны ему извне, они происходят естественно и спонтанно. Спонтанность – это принцип действия дао, а поскольку человеческое поведение должно следовать дао, все поступки тоже должны быть спонтанными. Таким образом, для даосов поступать в согласии с природой означает поступать спонтанно и в соответствии со своей истинной сущностью. Это означает доверять своему интуитивному восприятию, которое внутренне присуще человеческому сознанию подобно тому, как способность и склонность изменяться внутренне присуща окружающим нас вещам.

Признавая относительность всех понятий, а следовательно, и норм морали, даосский мудрец не стремится к добру, а, скорее, старается поддерживать динамическое равновесие между добром и злом. Таким образом, все поступки даосского мудреца спонтанно порождаются его интуитивной мудростью, не нарушая гармонии с окружающей средой. Ему не приходится применять принуждение по отношению к себе и другим, он просто соотносит свои поступки с движениями дао. Такое поведение называется даосами у-вэй.

Лао-цзы: «Человек высшей добродетели (у-вэй) не является добродетельным, поэтому он имеет добродетель».

«У-вэй» буквально переводится как «недеяние», а в переводе Джозефа Нидэма выглядит как «отказ от деяний, противоречащих природе»: это толкование подкрепляется словами Чжуан-цзы:

«Применять недеяние не значит бездействовать и хранить молчание. Пусть всему будет предоставлена возможность делать то, что назначено ему природой, естественно для него так, чтобы удовлетворялась его природа.”

В этом и заключается смысл загадочных слов Лао-цзы:
«Все может быть сделано при помощи недеяния».

Цитаты


Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его.
Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.

•••

Будь согнутым, и ты останешься прямым.

Будь незаполненным, и ты останешься полным.
Будь изношенным, и ты останешься новым.

•••

Превращения невидимого дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.

•••

Когда устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников(отец, мать, старший и младший братья, муж, жена) в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и «верные слуги» (честные и преданные государственные деятели).

•••

Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

•••

Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.

•••

Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке.

•••

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

•••


Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

•••

Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное.

•••

Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить.

•••

Совершеномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого – это деяние без борьбы.


Литература:

1. Ф. Капра. Дао физики. — К., 2002.
2. Лао-цзы. Дао дэ цзин. — СПб., 1999 .

3. Чжуан-цзы // Дао, гармония мира. — М., 2002
4. Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
5. Всемирная энциклопедия: Религия. — Мн., 2003.

Å #17. Говорящий не знает

Дарья, Дарья, в этом городе что-то горит:
То ли души праведных, то ли метеорит.

Песня «Дарья Дарья» с альбома «Лилит» (1997) давно разошлась на цитаты:
— «Ван Гог умер, Дарья, а мы ещё нет».
— «Господь сказал Лазарю: хэй, проснись и пой».
— «Ни из одной трубы нет дыма, и на каждых воротах печать».
— «У всех есть алиби, но не перед кем отвечать».
Но одно из самых повторяемых мест – «Говорящий не знает, Дарья, знающий не говорит». И здесь есть скрытая цитата.

Алиса, что значит «говорящий не знает, Дарья, знающий не говорит»?

Данный тезис встречается в книге «Дао дэ цзин» китайского мудреца VI века до н.э. Лао-цзы. Мыслитель оставил после себя «Трактат о пути и совершенстве». В нём он в кратких главах характеризует эти понятия, параллельно формулируя портрет совершенномудрого мужа – центральной категории даосской этики. В 56-м параграфе Лао-цзы постулирует: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает. То, что оставляет свои желания, отказывается от страстей, притупляет свой блеск, уподобляет себя пылинке, представляет собой глубочайшее».

Имя Лао-цзы переводится как «старый младенец». Он родился в 604 году до н. э. и почти всю свою жизнь прослужил хранителем императорского архива. Уже в глубокой старости Лао-цзы отправил из царства Чжоу на запад, и на пограничной заставе её начальник Инь Си попросил передать его учение. Результатом и стал трактат «Дао дэ цзин» из 81 короткой главы, комментарии к которым на порядок больше исходного текста.

Кстати, именно этот эпизод упоминается в песне «25 к 10» с альбома «Акустика» (1982): «И начальник заставы поймёт меня, и беспечный рыбак простит». Под «начальником заставы» здесь подразумевается тот самый Инь Си, который принимает Лао-цзы и отпускает его дальше после составления «Дао дэ цзин». А «беспечный рыбак» – другой китайский мудрец Чжуан-цзы, который отказался от поста министра у местного императора, потому что в тот момент удил рыбу.

Книга основателя даосизма упоминается ещё как минимум в двух песнях «Аквариума». Вспомним альбом с подходящим названием «Песни рыбака» (2003): «Прочёл «Дао дэ цзин» и понял – попал. Сжёг свой пентхаус, взял пробу с лозы и вышел плясать в туман над Янцзы». И переслушаем «Ткачиху» с альбома «Беспечный русский бродяга» (2006): «Слава Богу, что она не читала ни «Цветочков Франциска Ассизского», ни «Дао дэ цзин»». Вот так древнекитайская философия красной нитью проходит через эти и многие другие тексты «Аквариума». А цветочки католического святого Франциска из Ассиз — это уже совсем другая история.

Другие цитаты Аквариума в этой песне

► Дарья-Дарья, в этом городе что-то горит

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА


Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

#В доме Периньона ну как без брызг | #Главное — это взлететь | #Под небом голубым | #Пока я не дам тебе знак | #С тех пор я стал цыганом | #Я встретился с Миком Джаггером | #Etoile de la Mer

Лао-Цзы — Оксфорд Ссылка

Оксфордские основные цитаты (6-е изд. )

Отредактировано: Сьюзан Рэтклифф

Издатель:
Издательство Оксфордского университета
Опубликовано онлайн:
2018
Текущая онлайн-версия:
2018
eISBN:
9780191866692
Подробнее

Выделите поисковый запрос
  • Распечатать
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://www. oxfordreference.com/display/10.1093/acref/9780191866692.001.0001/q-oro-ed6-00006490?p=emailAkph5uQRCPjnc&d=/10.1093/ акров/9780191866692.001.0001 /q-oro-ed6-00006490

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Показать сводную информацию

  • Публикация информации
  • Как использовать эту работу
  1. Дао [Путь], о котором можно рассказать, не является вечным Дао;
    Имя, которое можно назвать, не является вечным именем.
    Безымянный — источник Неба и Земли;
    Именованное — мать всего сущего.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 1, тр. Винг-Цит Чан

  2. Перед и зад следуют друг за другом.
    Поэтому мудрец управляет делами без действия
    И распространяет учения без слов.

     

    Дао-тэ Цзин гл. 2, тр. Винг-Цит Чан

  3. Небо и земля не гуманны
    Они считают все вещи соломенными псами.
    Мудрец не гуманен.
    Он считает всех людей соломенными псами.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 5, тр. Wing-Tsit Chan

  4. Ступицу колеса делят тридцать спиц;
    Центральное отверстие делает его полезным.
    Слепить из глины сосуд;
    Это внутреннее пространство делает его полезным.
    Вырезать двери и окна для комнаты;
    Дыры делают его полезным.
    Следовательно, прибыль исходит из того, что есть;
    Полезность от того, чего нет.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 11

  5. Лучшие [правители] те, о существовании которых [просто] известно народу…
    [Великие правители] выполняют свою задачу; они завершают свою работу.
    Тем не менее их люди говорят, что они просто следуют Природе.

     

    часто цитируют: «Лидер лучше всего, когда люди едва знают о его существовании… Он действует без лишних слов, а когда работа сделана, люди говорят: «Мы сделали это сами»»

    Тао-тэ Цзин гл. 17, тр. Винг-Цит Чан

  6. Пусть люди придерживаются этого:
    Проявить простоту,
    Принять простоту,
    Уменьшить эгоизм,
    Иметь мало желаний.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 19, тр. Винг-Цит Чан

  7. Хороший путешественник не оставляет следов.

    часто цитируется как «У хорошего путешественника нет фиксированных планов». 27, тр. Винг-Цит Чан

  8. Мудр тот, кто знает других;
    Просветлен тот, кто знает себя.
    Тот, кто побеждает других, обладает физической силой.
    Силен тот, кто побеждает себя.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 33, тр. Винг-Цит Чан

  9. Чем дальше, тем меньше знаешь.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 47, тр. Винг-Цит Чан

  10. Тот, кто знает, не говорит.
    Кто говорит, тот не знает.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 56, тр. Винг-Цит Чан

  11. Чем больше законов и приказов будет сделано,
    Тем больше будет воров и бандитов.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 57, тр. Винг-Цит Чан

  12. Девятиэтажная башня начинается с кучи земли.
    Путешествие в тысячу ли начинается там, где стоишь.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 64

  13. Нет ничего мягче и слабее воды,
    И все же нет ничего лучше для нападения на твердые и сильные предметы.
    По этой причине ему нет замены.
    Всему миру известно, что слабое побеждает сильного, а мягкое побеждает твердое.
    Но никто не может это практиковать.

     

    Тао-тэ Цзин гл. 78, тр. Винг-Цит Чан

  14. Путь мудреца — действовать, а не соревноваться.

     

    Дао-тэ Цзин гл. 81, тр. Винг-Цит Чан

Цитаты лао-цзы — Страница цитат

  • Дом
  • Блог
  • Цитаты дня
  • Мотивационный
  • Индекс авторов
  • Тематический указатель
  • Поиск
  • Случайные цитаты
  • Слово дня
  • Рецензии на книги
  • Ваша страница
  • Добавить котировки
  • Артикул
  • Используйте наши котировки
  • Об этом сайте
  • Часто задаваемые вопросы
  • Свяжитесь с нами
Читать книги онлайн
на другом нашем сайте:
Страница литературы
лао-цзы (604 г. до н.э. — 531 г. до н.э.)
Китайский философ [подробнее об авторе]
Показаны предложения с 1 по 20 из 20 всего
Не ищите счастья слишком жадно и не бойтесь счастья.
Лао-цзы
Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Тот, кто знает, не говорит.
Кто говорит, тот не знает.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Мудр тот, кто знает других;
Тот, кто знает себя, просветлен.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Тому, кто любит мир, как свое тело, может быть доверена империя.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
У меня есть три сокровища. Береги и храни их:
Первое — глубокая любовь,
Второе — бережливость,
И третье — не сметь ​​опережать мир.
Из-за глубокой любви человек смел.
Из-за бережливости человек щедр.
Не осмеливаясь быть впереди мира, человек становится лидером мира.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Проявить простоту,
Принять простоту,
Уменьшить эгоизм,
Иметь мало желаний.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Людьми трудно управлять, потому что у них слишком много знаний.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Самый лучший [человек] подобен воде.
Вода хорошая; оно приносит пользу всем вещам и не конкурирует с ними.
Он обитает в [низких] местах, которыми все пренебрегают.
Вот почему он так близок к Дао.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Чем больше законов и порядка будет видно,
Тем больше будет воров и разбойников.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Самые мягкие вещи в мире побеждают самые твердые вещи в мире.
Благодаря этому я знаю преимущество бездействия.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Небесный Путь должен приносить пользу другим, а не вредить.
Путь мудреца — действовать, а не соревноваться.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Нет большего бедствия, чем расточительство желаний.
Нет большей вины, чем недовольство.
И нет большей беды, чем жадность.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Изнашиваться — значит обновляться.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Иметь мало — значит владеть.
Иметь много — значит быть в замешательстве.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Лучше всего знать, что ты не знаешь.
Делать вид, что знаешь, когда не знаешь, — это болезнь.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Производить вещи и выращивать их,
Производить, но не овладевать ими,
Действовать, а не полагаться на свои способности,
Руководить ими, но не овладевать ими —
Это называется глубокой и тайной добродетелью.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Когда мобилизуются армии и объединяются проблемы,
Победит тот, кто сожалеет об этом.
Лао-цзы , Путь Лао-цзы
Когда высший тип людей слышит Дао,
Они усердно это практикуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *