Король артур мерлин волшебник мерлин: Недопустимое название | Мерлин вики

Мерлин

Мерлин

Фацеции

Даже в самых кратких указаниях на короля Артура рядом с его именем упоминается имя волшебника Мерлина. Древнейшая из легенд о Мерлине излагается нормандским поэтом Васом в «Романе о Бруте» (1155 г.). Содержание этой легенды, которую излагали и другие авторы, сводится в общих чертах к следующему.

Мерлин — сын монахини и воздушного духа. Король саксов Вортигерн хочет, по совету своих гадателей и звездочетов, принести его в жертву богам, чтобы закрепить постройку созидаемой им крепости, над которой он трудится долго и напрасно. Мерлин, хотя и мальчик по виду, обнаруживает такие свойства, которыми не обладает ни один из королевских гадателей. «Вы желаете узнать, государь, — говорит он, — отчего разрушаются стены вашей башни? Если вы хотите, я скажу вам это. Знаете ли вы, что под этой башней есть большое подземное озеро? А под водой лежат два дракона: один из них белый, другой — красный. На каждом из них лежит по большому тяжелому камню.

Но камни эти нисколько их не беспокоят: так велики и сильны эти чудовища. Но когда на заложенном тобой фундаменте воздвигаются башенные стены, они начинают сильно давить на воду, а вода давит на драконов. Тогда драконы начинают поворачиваться и производят этим сильное волнение на озере: земля колеблется, и стены твоей башни рушатся. Теперь, государь, прикажите рыть землю под башней и казните меня, если слова мои не оправдаются на деле». Все, сказанное Мерлином, подтвердилось фактами. Оправдалось на деле и предсказание Мерлина о скорой смерти Вортигерна. «Не думай, — говорил ему Мерлин, — что построенная тобой башня спасет тебя от смерти». Вортигерн был сожжен в своей же собственной башне, а бритты, которыми он правил насильственно и не по праву, освободились от тирана. После этого Мерлин оказывал всевозможные услуги королям бриттов: Пендрагону, Утеру, и в особенности сыну последнего, знаменитому Артуру. Он помогал Артуру в его первом поединке, содействовал ему в приобретении волшебного меча, ради Артура он превращался и в жонглера, и в отшельника, и в старца, и в карлика, и даже в оленя.
Мерлин присутствовал и при дворе короля, в кругу его блестящих рыцарей. Но потом он покинул королевский двор. Дело в том, что он полюбил красавицу Вивиану, жившую при дворе короля Артура, и как только красавица эта удалилась от блестящего общества славного короля, Мерлин последовал за ней.1

* * *

  • 1. К.А. Иванов: Трубадуры, труверы, миннезингеры. М., Алетейа, 2001

Мерлин (Merlin) — в средневековой сказочной литературе пророк и волшебник при дворе короля Артура. Легенды о М. являются одним из отражений апокрифа о Соломоне. Не следует искать в них каких-нибудь исторических, а тем менее мифических отношений. М. — одного и, приблизительно, одновременного происхождения с Морольфом (см. Легенды о царе Соломоне). Тот и другой опираются на один и тот же легендарный рассказ, в котором еще до них чередовались в той же роли Асмодей и Китоврас.

Впервые имя М.

Если Артур — по всей вероятности, персонаж подлинно исторический, то Мерлин — плод литературного воображения.

Но своей известности он обязан тесной и ранней связи с Артуром. В средневековом и западном имагинарном он стоит совсем рядом с необыкновенным королем, рыцарем Круглого стола и, самое главное, с героическим и чудесным миром рыцарства.

Цикл баллад о Мерлине дошел до нас лишь в отрывках. Считается, что бард по имени Мерлин жил в V веке, он был сыном монахини-христианки и римского консула и слыл первым прорицателем своего времени.

* * *

Перевод Е. Баевской

1. Мерлин в колыбели

Тринадцать месяцев я сплю,
В лесу тенистом я дремлю.
      Спи, дитя родное мое,
      Спи, дитя, усни!

Жизнь Мерлина известна лишь по единственной рукописи XIII в., хранящейся в Лондоне, в Британском музее. Жизнь Мерлина была издана впервые в 1830 г. в Лондоне под названием: Gaufridi Arthurii Monemutensis, de Vita et raticiniis Merlini Calidonii carmen heroicum и в 1837 г. переиздана Франсиском Мишелем и Томасом Райтом. Наш перевод сделан по тексту, воспроизведенному Э. Фаралем в III томе его труда La légende Arthurienne, 1929.

 


Волшебник Мерлин — Нож

В этой главе мы продолжим путешествие по артуровскому миру. Казалось бы, всем известен главный волшебник цикла, но на самом деле он появился в мифологии как совершенно самостоятельная фигура, вне легенды о короле Артуре. Истинное происхождение Мерлина скрыто в глубинах кельтского предания, которое на протяжении столетий рассказывали и переосмысливали в Шотландии и на севере Британии, в Ольстере и Уэльсе. В этой истории он предстает не мудрецом, а дикарем, не волшебником, а пророком.

Мерлин — один из самых неизменно популярных героев артуровского цикла, более загадочный, чем сам Артур, а потому будоражащий воображение многих поколений авторов. Одно из последних переосмыслений его образа встречается в одноименном фэнтези-сериале 2008–2012 годов, который рассказывает о молодости волшебника. Сам по себе сюжет не нов: уже в средневековых текстах Мерлин не раз представал в образе ребенка или юноши. В действительности, как мы увидим позже, одним из основных его прототипов был ясновидящий мальчик по имени Амвросий (или Амброзиус) из раннесредневековой легенды. Новшеством современной версии стало то, что авторы убрали разницу в возрасте между Мерлином и Артуром и сделали их ровесниками, отказавшись от классической модели старого наставника и молодого короля.

Более ранний пример оригинальной интерпретации персонажа можно найти в книге Т. Х. Уайта «Меч в камне» (1938), которая потом превратилась в первую часть знаменитой трилогии. В ней волшебник Мерлин обучает будущего короля Артура, превращая его в различных существ и отправляя на поиски приключений. В романе дается блестящее объяснение мудрости и проницательности Мерлина: он обладает странной способностью жить в обратном потоке времени, таким образом он знает будущее Артура из своего прошлого. Воздавая дань уважения Уайту, я тоже расскажу о том, как менялся образа Мерлина, в обратном порядке — от поздних представлений к самым ранним.

Начнем с Гальфрида Монмутского — речь об этом авторе шла в предыдущей главе, — трудившегося в первой половине XII века. Каждому, кто хочет познакомиться с легендарной историей Британии, придется иметь дело с Гальфридом. В этой книге мы еще неоднократно встретимся с ним. Вероятно, Гальфрид был бриттом: возможно, валлийцем или бретонцем. Очевидно, что писал он для англо-нормандской аудитории, а валлийским языком, судя по всему, владел посредственно. Именно благодаря его «Истории королей Британии» в средневековой Европе примерно с 1138 года пошла мода на короля Артура. Раздел книги, посвященный Артуру, был лишь частью проекта по созданию обширной и последовательной истории острова Британия. Похоже, норманны, завоевав Англию, проявляли немалый интерес к легендарному прошлому своих новых владений — возможно, чтобы преодолеть чувство отчужденности.

Однако первая работа Гальфрида, написанная на латыни, была не об Артуре, а о Мерлине. В странном тексте под названием «Пророчества Мерлина» (Prophetiae Merlini) волшебник предстает ребенком, этаким вундеркиндом. Он изрекает ряд намеренно путаных политических пророчеств, завершающихся предсказанием космической катастрофы, в которой перепутаются знаки зодиака, а вселенная перевернется с ног на голову. Современникам нетрудно было разглядеть в этом хаотичном апокалиптическом тексте аллегорию на свое время. После того как в 1120 году утонул единственный наследник Генриха I Вильгельм Аделин, в Англии наступил династический кризис, который после смерти самого Генриха в 1135 году перерос в гражданскую войну.

Период хаоса и беззакония вошел в историю острова под названием «Анархия». Первые читатели Гальфрида наверняка видели в пророчествах Мерлина предостережение.

В этом загадочном, сумбурном тексте бросаются в глаза две особенности Мерлина. Во-первых, он мальчик, во-вторых, пророк и ясновидящий. Подобные мотивы характерны для валлийских сказаний. Жадный до ярких образов Гальфрид подобрал их, как сорока подбирает блестящие предметы, и приспособил к истории, хоть изначально они не были связаны с Мерлином. Гальфрид целиком заимствовал образ пророка-вундеркинда из валлийского источника и переименовал его в Мерлина (лат. Merlinus). В оригинале мальчика звали Амвросий — по-валлийски Эмрис (Emrys). Мы уже встречали его в уже известном читателю труде — «Истории бриттов», написанной анонимным священником, который жил в Гвинеде примерно в 830-х годах и говорил на валлийском языке.

История Амвросия (Амброзиуса, Эмриса) — одна из самых известных валлийских легенд, и ей стоит уделить особое внимание. Перед нами, без сомнения, фрагмент фольклорного предания, включенный в текст «Истории бриттов». В центре повествования — тиран Вортигерн (Гвортигирн), правивший Британией примерно в то же время, когда началось вторжение саксов. Он позволил им поселиться на своих землях в обмен на руку дочери саксонского предводителя Хенгиста.

И совершил ошибку, потому что вскоре саксы начали ему угрожать. Дела пошли совсем плохо, когда Вортигерн женился на собственной дочери и в результате кровосмесительной связи родился сын, что вызвало резкое осуждение святого Германа, самого влиятельного христианского проповедника Британии того времени. Вортигерн попытался построить убежище в горах Сноудонии, но все воздвигнутое за день было разрушено ночью таинственными силами. Автор «Истории бриттов» продолжает:

И Гвортигирн, опять призвав к себе колдунов, спросил у них, в чем причина этой напасти и что здесь происходит. Они на это ответили: «Пока ты не отыщешь ребенка, у которого нет отца, и этот ребенок не будет убит, а земля, на которой ты собираешься возвести крепость, окроплена его кровью, крепость никоим образом никогда не будет построена».

И, вняв их совету, он по всей Британии разослал гонцов, дабы те разыскали ребенка, у которого нет отца. Обойдя множество областей и краев, они добрались до равнины Эллети, которая находится в области, носящей название Глегвиссинг.

Здесь они заметили играющих в мяч подростков. Между двумя из них внезапно вспыхнула ссора, и один прокричал другому: «О, человек, у которого нет отца, не взять тебе верх надо мной!» Тогда гонцы тщательно расспросили мальчика и всех остальных и стали допытываться у его матери, есть ли у ее сына отец. На это она ответила отрицательно: «Я и сама не знаю, как он был зачат в чреве моем, я знаю только одно, что во всю мою жизнь я не познала мужчины». И она им поклялась, что отца у мальчика нет. И гонцы Гвортигирна взяли с собою мальчика и доставили его пред лицо короля.

Колдуны Вортигерна — это, несомненно, его советники, которые выполняют в повествовании ту же роль, что и друиды в житиях ранних ирландских святых; возможно, мотив тирана и мудрецов был заимствован из ирландских источников. Однако мальчик без отца обладает гораздо более мощным пророческим даром, чем они. Подобно двенадцатилетнему Иисусу, который, согласно Евангелию от Луки, превзошел разумом ученых мужей в Иерусалимском храме, мальчик, назвавшийся Амвросием, посрамляет колдунов. Он приказывает людям Вортигерна копать на том месте, где должна была стоять крепость. Под землей обнаруживается водоем, а в нем — два чана (видимо, сообщающихся), а в них — холст, в котором они нашли двух змей (или драконов). Мальчик спрашивает колдунов-советников, что означает это чудесное предзнаменование, но те не знают ответа. Тогда мальчик обращается к королю:

Сия тайна открыта мне, и я вас к ней приобщу: холст — образ твоего королевства, о король; два змия, то два дракона; багряный дракон — твой, а водоем — образ нашего мира. Белый дракон — дракон народа, что захватил в Британии множество областей и подчинил себе множество обитающих в ней народов, и он будет властвовать в ней почти от моря до моря. Но в последующем поднимется наш народ и вышвырнет народ англов за море.

Монументальное пророчество о борьбе коренных бриттов с чужаками-саксами эхом отдавалось на протяжении веков; эта же тема поднималась и в валлийской пророческой поэзии. Когда Генрих Тюдор, валлиец по происхождению, занял в 1485 году английский престол, валлийские поэты провозгласили, что ему суждено исполнить древнее предсказание.

Красный дракон британцев до сих пор изображен на флаге Уэльса.

Гальфрид Монмутский заимствовал историю мальчика-пророка Амвросия из «Истории бриттов», переименовав его в «Амвросия Мерлина». Позже он включил произведение «Пророчества Мерлина» в главный труд своей жизни, «Историю королей Британии». Так Мерлин впервые оказался связан с легендами об Артуре.

Из всего этого можно сделать два вывода. Во-первых, Гальфрид Монмутский был знаком с «Историей бриттов». Во-вторых, он знал, что персонаж по имени Мерлин (валл. Мирдин, Myrddin) считался в валлийской традиции великим провидцем, однако, возможно, не владел более подробной информацией о нем. Гальфрид даже переименовал его. Латинский вариант валлийского Myrddin выглядел бы как Merdinus — не самое благозвучное имя для франкоговорящей англо-нормандской знати. Оно слишком напоминало бранное французское слово merde («дерьмо»), так что Гальфрид деликатно заменил «д» на «л».

Однако ближе к середине XII века Гальфрид вновь обратился к образу Мерлина. За те двадцать лет, что прошли после создания «Пророчеств Мерлина», он собрал много информации о Мирдине из древних валлийских источников и воплотил их в поэме «Жизнь Мерлина» (Vita Merlini), написанной на безупречном и изысканном латинском языке. Благодаря этому произведению мы имеем доступ к гораздо более древней легенде о кельтском дикаре. Его история «бродила» между Ирландией, Южной Шотландией и Уэльсом по меньшей мере в трех разных вариантах. Все они приобрели литературную форму примерно в одно и то же время — в XII веке.

«Жизнь Мерлина» Гальфрида Монмутского состоит из одной тысячи пятисот двадцати девяти строк. Попробуем вкратце изложить ее запутанное содержание. В поэме Мерлин — пророк и повелитель королевства Дивед на юго-западе Уэльса. Вместе с Передуром, королем Гвинеда, и Риддерхом, королем Стратклайда, он сражается в безымянной битве против Гвенддолеу, королШотландии. В книге Гальфрид дает всем местам и людям латинизированные имена. Я использую их валлийские формы, чтобы в дальнейшем было легче сравнивать поэму с другими источниками. Гвенддолеу терпит поражение, но Мерлин так потрясен произошедшей резней, что теряет рассудок. Он убегает в Каледонский лес и живет там, питаясь травой и плодами. Его сестра Гвендид, супруга короля Риддерха, узнает о местонахождении брата и отправляет гонца на его поиски. Посланник встречает Мерлина, который жалуется на жестокий зимний холод, и в ответ поет ему о печали Гвендид и Гвендолен, его жены (невероятно, но у Мерлина есть жена!). Песня успокаивает Мерлина, в состоянии просветления он соглашается навестить сестру.

Но оказавшись при дворе короля Риддерха, вновь впадает в безумие, и его сковывают, чтобы не дать вернуться в лес.

Далее следует череда событий, в которых безумие Мерлина служит источником горьких и ироничных озарений. Мерлин видит лист, застрявший в волосах сестры, и смеется, но отказывается объяснить причину смеха, пока его не отпустят. Просьбу исполняют, и тогда он рассказывает Риддерху, что лист попал в волосы Гвендид, когда та возлежала с любовником под открытым небом. Пристыженная Гвендид отрицает ясновидческий дар Мерлина. Она присылает к нему по очереди трех мальчиков — а на самом деле одного и того же в разных одеждах — и требует, чтобы брат предсказал, как каждый из них умрет. В первый раз Мерлин отвечает, что мальчик погибнет, упав со скалы, во второй — что тот умрет на дереве, а в третий — в реке. Риддерх понимает, что доверять его предсказаниям не стоит. Потом Мерлина спрашивают, может ли его жена вновь выйти замуж. Он отвечает утвердительно, но предупреждает, что будущий муж должен его остерегаться. Далее Гальфрид рассказывает о судьбе мальчика: тот упал со скалы, запутался в ветвях дерева, что росло ниже по склону, и повис так, что его голова оказалась в воде. Все это доказывает правоту Мерлина.

Вернувшись в лес, Мерлин читает по звездам, что Гвендолен снова выходит замуж. Он врывается на свадьбу верхом на олене. Вырвав у бедного животного рога, он швыряет их в жениха и убивает его, после чего вновь оказывается пленником при дворе Риддерха. Там он видит сначала нищего, а затем молодого человека, покупающего кожу для починки башмаков, и вновь смеется. Риддерх обещает ему свободу, если он объяснит причину смеха, и Мерлин отвечает, что нищий, не зная о том, стоял на зарытом сокровище, а молодой человек утонет прежде, чем успеет надеть починенную обувь. Его предсказания сбываются, и Риддерх отпускает его.

В лесу Мерлин занимается астрологическими наблюдениями в башне, построенной для него сестрой, и предсказывает будущее Британии вплоть до нормандского завоевания.

Риддерх умирает, и Гвендид скорбит о нем. Тут появляется знакомый нам «легендарный» Талиесин и отправляется в лес, чтобы навестить Мерлина. Они ведут ученые беседы на разные темы, включая космографию, острова и, как ни странно, рыбу.

Вдруг из ниоткуда возникает источник, испив из которого, Мерлин избавляется от безумия. Он благодарит Бога за исцеление, а всезнайка Талиесин пользуется случаем, чтобы поговорить о родниках и источниках по всему миру. Узнав, что Мерлин здоров, несколько правителей навещают его в лесу и уговаривают вернуться на престол, но он отказывается. Появляется сумасшедший, в котором Мерлин узнает друга юности Маелдина. Тот лишился рассудка после того, как съел отравленные яблоки, предназначенные Мерлину. Он пьет из источника и тоже исцеляется. Вчетвером Маелдин, Талиесин, Мерлин и Гвендид остаются в лесу и никогда больше не выходят во внешний мир. Поэма завершается пророчеством Гвендид. Она подробно описывает события, которым суждено произойти в правление короля Стефана, после чего Мерлин торжественно отрекается от своего дара предвидения.

Читайте также

Собачье мясо, космические быки и античные историки: что можно говорить о кельтской религии в средневековой ирландской литературе или почему не стоит доверять (нео)друидам

«Жизнь Мерлина» — это изысканная и мудрая поэма, затрагивающая множеством тем, интересовавших интеллектуалов середины XII века. Среди них, например, астрология — относительно новое для тех времен искусство, позаимствованное западным миром у арабов. Но поскольку многие детали произведения отсылают к валлийской и ирландской литературе, можно сделать вывод, что Гальфрид был знаком с легендой бриттов о дикаре и пророке, которую он превратил в остроумную поэму на латинском языке. Эту теорию подтверждают и другие источники из средневековой Шотландии и Уэльса. Сложность в том, что они называют главного героя по-разному. Чтобы избежать путаницы, я буду использовать определение «дикарь». Если объединить эти источники и найти в них пересечения с «Жизнью Мерлина» Гальфрида Монмутского, то можно представить примерный сюжет древней легенды бриттов. Действие разворачивается на территории современной Южной Шотландии. Дикарь некогда был королем или знатным человеком, как-то связанным с королем Риддерхом из Стратклайда. Он принимал участие в сражении, известном как битва при Арвдеридде, между королем Риддерхом и королем Шотландии Гвенддолеу. «Анналы Уэльса» датируют эту битву 573 годом; вероятно, она произошла рядом с местечком Артурет под Карлайлом в Камбрии. В ходе битвы дикарь потерял рассудок и бежал в Каледонский лес, вызвав гнев Риддерха. Там он провел много лет в ужасе и безумии вместе с другими отшельниками. Однако его психическое расстройство пробудило в нем пророческий дар. Сестра дикаря пыталась успокоить его и вернуть обратно в замок. Иногда он издавал странный смех, за которым следовали предсказания, неизменно точные. В конце концов он умер «тройной смертью»: пронзенный, утонувший и упавший с высоты или повешенный.

Мерлин — Энциклопедия всемирной истории

Мерлин (также известный как Мирддин, Мерлинус) — великий волшебник из «Легенд о короле Артуре», наиболее известный из книги сэра Томаса Мэлори « Смерть Артура » (1469 г. н.э.). Персонаж был создан Джеффри Монмутским в его «Истории королей Британии » (1136 г. н.э.), где он впервые появляется как мудрый и не по годам развитый юноша с пророческими способностями. Затем французский поэт Робер Уэйс (ок. 1110–1174 гг. н. э.) перевел произведение Жоффруа и дополнил его в своих Роман де Брют (ок. 1160 г. н.э.). Позже Мерлин был показан как центральный персонаж Merlin Роберта де Борона (12 век н.э.), который назвал его христианским пророком, и это изображение, с некоторыми вариациями, продолжится в цикле Вульгаты (1215-1235 гг.). н.э.) и Пост-Вульгатный цикл (ок. 1240-1250 н.э.), чтобы повлиять на окончательную характеристику Мэлори провидца.

В Мэлори Мерлин — наставник Артура, играющий важную роль во всех аспектах его жизни, от его зачатия до его образования, его прихода к власти и его видения королевства, управляемого справедливостью и доброй волей. Мерлин занимает центральное место в жизни всех главных героев легенды, он способен видеть прошлое и будущее, стремится дать совет и быть полезным, но не может изменить то, что, как он знает, должно быть.

Удалить рекламу

Реклама

С момента своего появления в средневековой литературе Мерлин остается одним из самых популярных персонажей легенд. Возможно, изначально он был богом или духом плодородия, которого боялись или почитали за его великую мудрость и магические способности, и эта концепция Мерлина была возрождена в романтической литературе 19 века нашей эры. С тех пор он появлялся или оказывал влияние на многочисленные произведения художественной литературы, кино и других средств массовой информации, почти всегда изображаемый или упоминаемый таким же образом, как могущественный маг.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Название и происхождение

Персонаж Мерлина возник из валлийского фольклора с мотивом дикаря в лесу, полудикаря на окраине цивилизации, обладающего великой силой и мудростью.

Мерлин впервые появляется в литературе в Истории королей Британии валлийского священнослужителя Джеффри Монмутского (ок. 1100 — ок. 1155 н.э.). Имя персонажа Мерлина — это не имя собственное (в данном случае обозначающее человека), а топоним (топоним), в частности валлийский Caermyrddin («Город Мерлина»), относящийся к городу Кармартен, месту рождения Мерлина. Джеффри латинизировал Myrddin как Merlinus, потому что строгая латинизация Merdinus связала бы это имя с латинским 9.0003 merdus (фекалии, навоз). Персонаж возник в валлийском фольклоре с мотивом дикаря в лесу, полудикаря, жившего на окраине цивилизации, обладающего великой силой и мудростью.

Удалить рекламу

Реклама

Самым известным валлийским дикарем был Мирддин Уиллт («Мирддин Дикий»), бард 6-го века н.э., который, как говорят, сошел с ума после особенно кровавой битвы и отступил в леса. Джеффри написал короткую работу «Пророчества Мерлина 9».0004 (ок. 1130 г. н.э.), до его знаменитой истории, но этот Мерлин не имеет ничего общего с волшебником из легенд о короле Артуре. После успеха своей «Истории » Джеффри написал еще одну работу, «Жизнь Мерлина » (ок. 1150 г. н.э.), в которой главный герой демонстрирует магические и пророческие способности, но эта работа не связана с легендами о короле Артуре.

Мерлин Джеффри

В «Истории » Джеффри Мерлин фигурирует как выдающийся персонаж в книгах VI-VIII. Король Вортигерн, узурпатор, не может построить башню, потому что фундамент не выдержит. Его волшебники советуют найти в королевстве юношу, у которого не было отца, и принести его в жертву, окропив его кровью известку, и тогда основание будет прочным. Вортигерн отправляет своих министров на поиски такого юноши, и они наталкиваются на Мерлина, мать которого говорит им, что у него нет земного отца, но что ее посетил дух, который принял форму мужчины и оплодотворил ее.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Мерлина приводят к королю, который объясняет свою проблему и то, как он должен пожертвовать мальчиком, но Мерлин, не впечатленный, приказывает привести к нему волшебников, чтобы он мог показать, что они лгут. Он спрашивает их, что находится под основанием, что мешает ему стоять твердо, и они не могут ответить. Затем он говорит Вортигерну, что найдет под ним бассейн, и велит ему позвать своих рабочих и разорвать фундамент. Они находят бассейн, как сказал Мерлин, и затем он спрашивает волшебников, что находится в бассейне. Они снова не могут ответить, и Мерлин говорит им, что они найдут внутри два полых камня и двух спящих драконов, одного белого и одного красного, и все это они найдут, когда осушат бассейн.

Вортигерн встречает Мерлина

Щекинов Алексей Викторович (Public Domain)

В Книге VII Мерлин интерпретирует значение драконов и предсказывает будущее. Красный дракон символизирует бриттов, а белый — саксов, которых Вортигерн пригласил в свое королевство. Белый дракон будет угнетать красного дракона, пока Корнуоллский кабан не поднимется, чтобы изгнать саксов; пророчество о короле Артуре и его будущей победе над саксами. Незаконному правлению Вортигерна бросают вызов в Книге VIII благородный Амброзиус Аврелий и его брат Утер Пендрагон, и, когда Вортигерн убит, его сменил Амброзиус.

Однако королевство все еще находится в состоянии конфликта, и Амброзиус должен сразиться с саксами. После великой победы он приказывает построить мемориал, и Мерлин для этой цели перемещает гигантские мистические камни с горы Киллар в Ирландии в Эймсбери за пределами Лондона, создавая таким образом Стоунхендж. Амброзиус убит саксами, а затем Утер становится королем и союзником Горлуа из Корнуолла, но влюбляется в жену Горлуа Игерну.

Удалить рекламу

Реклама

Мерлин произносит заклинание, которое делает Утера похожим на Горлуа, и он спит с ней, таким образом зачав Артура. Горлуа погибает в бою, а Утер женится на Игерне, а затем через некоторое время умирает от питья из источника, отравленного его саксонскими врагами. Артур становится королем, мстит за отца и дядю и изгоняет саксов из Британии. Мерлин исчезает из повествования после того, как устроил ночь Утера с Игерной без объяснения причин. Книги IX-XII из История посвящена завоеваниям Артура, его предательству Мордредом, который похищает Гвиневру, и битве при Камланне, в которой Артур смертельно ранен, а его рыцари в основном убиты.

Уэйс, Кретьен и Роберт де Борон

Роберт Уэйс перевел « История » Джеффри, но добавил к истории свое воображение. Как и многим французским поэтам того времени, ему покровительствовала Элеонора Аквитания (ок. 1122–1204 гг. Н. Э.), Которой он посвятил произведение. Уэйс отвечает за некоторые из самых известных аспектов легенд о короле Артуре, таких как Круглый стол и название меча Артура, Экскалибур. Он также более полно развил главных героев, особенно Мерлина в эпизоде ​​Стоунхенджа, который, хотя и близко следует за Джеффри, больше раскрывает магические способности Мерлина.

Великий артуровский поэт Кретьен де Труа (ок. 1130-1190 н.э.) упоминает Мерлина только один раз в своем Erec and Enide (строки 6617-6618) и только в отношении традиции, восходящей ко временам Мерлина. Роберт де Борон — следующий, кто развил персонажа из работы Уэйса в его Merlin (ок. 1200 г. н.э.). Это стихотворение начинается с того, что группа демонов замышляет разрушение мира, создав сверхъестественное существо, чье зло будет соперничать с добром Христа. Это существо будет получеловеком-полудьяволом, и с этой целью они завладеют благочестивым состоятельным человеком и спят с его дочерью. Дочь рассказывает своему духовнику, что произошло (по-видимому, зная, что ее отец был одержим), и он благословляет ее крестным знамением в качестве защиты; теперь ребенок родится со сверхъестественными способностями, но без злого духа, на которого рассчитывали демоны.

Удалить рекламу

Реклама

Мерлин и его мать перед королем Вортигерном

Британская библиотека (общественное достояние)

Когда Мерлин рождается, он крестится, и этот ритуал, наряду с естественным благочестием и добродетелью его матери и защитным благословением, которое она получила вскоре после зачатия Мерлина, все это способствует его природе как изначально хорошему, в то время как сверхъестественные обстоятельства его зачатия наделяют его навыки в магических искусствах. Он может говорить почти сразу после рождения и еще до того, как ему исполнится три года, может рассказать историю Иосифа Аримафейского и того, как он принес Святой Грааль в Британию (тема более ранней поэмы Роберта де Борона 9). 0003 Иосиф Аримафейский ). Мерлин растет со своей матерью в мире, пока король-узурпатор Вертижье не посылает своих министров найти сироту, чтобы принести его в жертву, потому что фундамент его башни не устоит.

Затем повествование Роберта почти точно повторяет повествование Джеффри и Уэйса, вплоть до того, что Мерлин маскирует Утера под мужа прекрасной королевы (называемой здесь Игерн) и зачатия Артура. Когда Артур рождается, Утер отдает его Мерлину, который помещает его в приемную семью, которая ничего не знает о его королевском происхождении. Личность Артура раскрывается, когда он вытаскивает королевский меч из наковальни, тем самым заявляя о себе как о сыне и наследнике Утера.

Мерлин Роберта является продолжением его более раннего Иосифа Аримафейского и, возможно, второй работой трилогии, которая завершилась работой о Персевале и Граале. Самым значительным вкладом Роберта в рассказы об Артуре была их христианизация, которая повлияла на более поздних писателей. Грааль, который раньше был блюдом, теперь стал Святым Граалем, чашей Христа. Мерлин, хотя и оставался маргинальной фигурой, стал христианским провидцем, а Артур и его рыцари стали чемпионами и защитниками христианского дела. Артур как христианский король очевиден, начиная с Джеффри, но в История и Уэйс Брют , Артур в первую очередь борется за свою страну и народ и призывает Христа поддержать эти усилия; после Робера де Борона Артур в первую очередь служит Христу, и все его великие достижения проистекают из его преданности Богу.

Удалить рекламу

Реклама

Цикл Вульгаты и Проза Мерлин

Цикл Вульгаты продолжил и развил эту традицию, а также знаменует собой первое появление легенд о короле Артуре в прозе. В средние века проза использовалась для произведений по истории, теологии или философии, которые считались «серьезными» предметами; поэзия использовалась для произведений воображения. Анонимные авторы Цикл Вульгаты целенаправленно выбрал свою форму, потому что они хотели представить тему как реальную историю, а не фантастический роман.

Цикл Вульгаты начинается с истории Святого Грааля, переходит к рождению Мерлина и отношениям с Артуром, освещает роман Ланселота с Гвиневрой, устанавливает важность поиска рыцарями Святого Грааля и заканчивается смертью Артура после Битва при Камланне. Цикл Вульгаты (отредактированный и исправленный как Post-Vulgate Cycle ) вдохновил на создание другой работы, Prose Merlin . Это произведение, датированное серединой 15 века н.э. (незадолго до того, как Мэлори написал « Le Morte D’Arthur »), было написано на среднеанглийском языке и полностью посвящено Мерлину как герою и центральному персонажу на фоне мира Артура.

Prose Merlin в значительной степени опирается на Merlin Роберта де Борона, но добавляет важные детали, такие как конкретная причина заговора демона оплодотворить женщину-человека демоническим ребенком. Как упоминается в Библии, после смерти Христа на кресте он сошел в ад, чтобы освободить заключенных там патриархов (действие, известное как Терзание ада). Это событие нарушило баланс ада, и поэтому демоны претворяют в жизнь свой план по созданию человеческого агента на земле, который будет противостоять Христу, спасающему души, и пошлет больше в царство сатаны. Автор также объясняет, что Мерлин был назван в честь своего благочестивого дедушки-христианина, тем самым отсекая любые ассоциации провидца с Мирддином валлийской языческой традиции.

Дьяволы замышляют рождение Мерлина, цикл Вульгаты

Британская библиотека (общественное достояние)

The Prose Merlin следует за Робертом де Бороном в его первых пяти разделах, за которыми затем следуют два продолжения, известные ученым как историческое продолжение ( Prose Merlin Sequel ) и романтическое продолжение ( Suite du Merlin , также известное как Huth Merlin , потому что он содержится в рукописи Huth Британской библиотеки). Историческое продолжение начинается там, где 9 Роберта0003 Мерлин заканчивается тем, что Артур вытаскивает меч из наковальни, (только теперь это меч в камне), а затем рассказывается о борьбе Артура с его мятежными баронами, формировании двора и подвигах.

Романтическое продолжение развивает все более мифические аспекты легенд о короле Артуре, такие как получение Артуром Экскалибура от Владычицы Озера, чары Артура, которые приводят к тому, что он становится отцом Мордреда, формирование Круглого стола, роман Ланселота и Гвиневры и как Нимуэ (также известная как Вивьен и Ниниан в других произведениях, протеже и возлюбленная Мерлина) заманивает Мерлина в ловушку, навсегда запечатывая его в мире, из которого он не может выбраться, доступ к которому есть только у нее, тем самым обрекая его на вечную смерть-в-жизни и удаляя персонаж из рассказа. В этой работе развиты все наиболее резонансные элементы вселенной Артура, но Мэлори довел историю до ее законченной формы.

Мерлин Мэлори

Сэр Томас Мэлори был политическим заключенным в Ньюгейте, Лондон, 1468-1470 гг. н.э., когда он написал L e Morte D’Arthur . Хотя его основным источником был Цикл Пост-Вульгаты , ученые согласны с тем, что он, вероятно, имел доступ к хорошей библиотеке и был начитан в знаниях о короле Артуре. Мерлин Мэлори — последняя кульминация всех других версий провидца до 1469 г. н.э.: могущественный волшебник пророческой проницательности, который может управлять элементами, изменять форму, изменять восприятие реальности другими людьми и читать сердца людей и истинные желания. Мэлори почти наверняка нарисовал Prose Merlin за основу его характера, но развил его до гораздо более глубокой степени.

Мерлин Мэлори — могущественный волшебник, который может управлять стихиями, изменять форму, изменять восприятие реальности другими и читать сердца людей.

Как и в более ранних произведениях, Мерлин рождается от благородной женщины и демона, помогает Утеру зачать Артура и после его рождения помещает мальчика в приемную семью сэра Эктора. Артур растет оруженосцем своего старшего сводного брата Кея и служит ему на турнирах. На одном из таких событий он обнаруживает, что забыл принести меч Кея из палатки, и на обратном пути видит меч в камне. Он вытаскивает его и приносит Кею, который узнает в нем королевский меч и пытается притвориться, что вытащил его, но оказывается, что он лжет. Затем Артур возвращает меч камню и снова легко вытаскивает его, доказывая, что он наследник престола.

Мерлин возвращается к жизни Артура после этого события, дает ему советы по поводу царствования и справедливого правления и остается вездесущей фигурой, организующей события за кулисами или пытающейся убедить других прислушаться к их лучшей природе. Он говорит Артуру, что Гвиневера изменит ему с Ланселотом в тот момент, когда Артур объявит о своем намерении жениться на ней, но Артур не слушает. Мерлин готовит Нимуэ как свою преемницу и полностью влюбляется в нее, теряя перспективу. Он понятия не имеет, насколько амбициозна Нимуэ, пока не научил ее широте своих магических знаний, а затем она заключила его в тюрьму. С уходом Мерлина Артур теряет своего доверенного советника, и как только дело Ланселота и Гвиневры становится известно, единство и видение Круглого стола утрачиваются, Мордред узурпирует трон, и королевство падает после решающей битвы при Камланне.

Заключение

Во всех этих произведениях Мерлин занимает центральное место в повествовании, и этот персонаж остается одним из самых популярных легенд о короле Артуре. Валлийские писатели вслед за Джеффри написали свои собственные произведения о провидце. Итальянские и испанские поэты использовали французские и валлийские традиции, чтобы изображать Мерлина в своих произведениях, и его популярность подтверждается количеством полных произведений или фрагментов средневековых рукописей, в которых он упоминается или фигурирует. Ученый Питер Х. Гудрич комментирует:

Мерлин, пророк и маг, исторически является вторым по известности персонажем средневековой литературы, едва опережая своего сюзерена короля Артура. Помимо литературы, он вошел в наше общественное сознание даже в большей степени, чем Артур, благодаря ассоциации его имени со всевозможными технологическими устройствами и товарами, многие из которых ни в малейшей степени не принадлежали Артуру. (1)

Персонаж повлиял на представление о волшебнике, маге, колдуне и мудреце с момента его первого появления в «9-ке Джеффри».0003 История и такие писатели, как Дж. Р.Р. Толкин, К. С. Льюис и Дж. К. Роулинг, среди многих других, признали то же самое в отношении своих работ. Ученый Уильям В. Киблер отмечает, что это связано с убедительным характером персонажа:

Мерлин постоянно находится в центре событий, предсказывая события и используя свои магические силы, чтобы управлять ходом истории. Он озорной и доброжелательный и постоянно использует свои способности изменять форму, чтобы помочь и сбить с толку. (Лейси, 384)

Легенды о короле Артуре потеряли популярность в эпоху Возрождения, но Мерлин оставался таким же популярным, как и прежде. К источнику Мерлина (также известному как Фонтан Барентона) в Броселианде, Бретань, регулярно совершались паломничества из-за его целебных свойств, пока эта практика не была запрещена Ватиканом в 1853 году нашей эры. Интерес к легендам о короле Артуре в целом возродился вскоре после того, как Альфред, лорд Теннисон, через популярную «Королевскую идиллию» в 1859 году нашей эры.

С тех пор легенды бесчисленное количество раз переосмысливались, чтобы отразить различные духи времени эпох, в которые они были написаны, и Мерлин остается одним из самых убедительных персонажей. Мерлин фигурирует в бесчисленном количестве фильмов, игр, телешоу, романов и короткометражных произведений. Даже когда он не упоминается по имени, его личность все равно влияет на личность каждого волшебника, пришедшего после него в любой форме.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Мерлин: биография неоткрытой Шотландии

Мерлин: биография неоткрытой Шотландии

Стобо Кирк: Говорят, Мерлин крестился поблизости

Мерлин, также известный как Мирддин Уиллт, Мерлин Каледонский или Мерлин Сильвестр жил примерно с 540 по август 584 года. Это фигура из валлийской легенды. который служил бардом, прежде чем закончить свои дни сумасшедшим, пророком и мистиком в леса Твиддейла в Шотландские границы. более широкая картина Шотландии того времени изложена в нашей Историческая хронология.

Мерлин, конечно же, наиболее известен своей ролью в Артурианском сериале. Легенды. Они начались с «Historia Regum Britanniae» Джеффри Монмутского, или «Истории королей Англии». Британия», завершенный в 1138 году. воображение, отделяющее фрагменты истории от многих пластов легенда — непростая задача. Однако кажется очевидным, что Мерлин короля Артура, описанный Джеффри Монмут был комбинацией двух отдельных исторических персонажей. Один был нашим Мирддин Вилльт, а вторым был Амброзиус Аврелиан, военачальник Романо-британцы, выигравшие важную битву против англосаксов в 400 с. Результатом этого слияния стал волшебник «Мерлин Амброзиус».

Настоящий Мерлин, Мирддин Уиллт, родился примерно в 540 г. и имел близнеца. сестра по имени Гвендидд. Он служил бардом у Гвенддолеу ап Сейдио, Бритонский или британский король, правивший Арвдериддом, королевством, включавшим части что сейчас Шотландия и Англия в районе вокруг Карлайл. Гвенддолу была погиб в битве при Арфдеридде, недалеко от современного Лонгтаун в 573 году во время поражение от короля Риддерха Хаэля из Стратклайда. Альтернативная легенда помещает смерть Гвенддолеу в битве при Ардерите или битве при Эйрдри, 577 г. В этой версии Мерлин был награжден золотым торком за запись битвы, возможно, короля Риддерха Хаэля, а затем провел время в королевской крепости в Замок Дамбартон. Это говорят, что Мерлин впоследствии сошел с ума, отступив, чтобы жить как пророк и отшельник в лесах Твиддейла.

Говорят, что в августе 584 года Мерлин, позже известный как Лайлокен, столкнулись со Святым Мунго или Святой Кентигерн рядом с тем, что сейчас Стобо Кирк. Результат был Обращение Мерлина в христианство Кентигерном. Согласно более позднему летописцу, Кентигерн был сказал Мерлин, что он предвидел свою смерть, упав, заколовшись и тонет. Поздно вечером, в день своего обращения, Мерлина преследовала группа пастухов и в результате упал со скалы в реку, где был пронзен на кол, закрепивший рыбацкую сеть, и утонул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *