Конфуций чему учил: Чему учил людей китайский мудрец Конфуций?

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Главная » Блог

Блог

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

Европейцы называли китайцев «народом без религии». Ничего-то у них не было, кроме веры в души предков и… учения мудреца Конфуция. И это много говорит о китайском менталитете и характере. Прирожденные государственники, прагматики и философы китайцы предпочли логику здравого смысла и правил жизни в обществе туманным проповедям добра. Самое возвышенное, во что они верили – Небо, как властитель мира. Даже своих императоров они считали его сыновьями, потомками, посланными на Землю.

И самый главный для них авторитет – легендарный философ и чиновник Конфуций. Да-да, только в Китае чиновник мог подняться до таких высот духовности и авторитетности. Сколько тысячелетий прошло, а до сих пор для каждого китайца мудрая сентенция из Конфуция – безупречный, непреложный аргумент в любом разговоре.

Итак, чему Конфуций научил китайцев?

Кто такой Конфуций

Это не легендарная личность и не бог, как Иисус Христос. Это вполне земной, реально живший в 551 — 479 гг. до н.э. человек, работавший чиновником, а потом отказавшийся от службы ради распространения собственного ученья. Обзавелся многочисленными учениками… Любопытно, что мудрость свою он преподавал не только юношам, жаждущим истины, но и правителям разделенного междоусобицами Китая. Только по-китайски имя его звучит как Кун Фуц-Цзы.

Не сразу конфуцианство было признано в Китае основополагающей идеологией. Сначала его подвергали гонениям, особенно в эпоху Цинь. Но потом приняли, как главное китайское мировоззрение, государственную идеологию.

Чему учит Конфуций

Любопытно, что сам Конфуций никаких книг, рукописей и прочих свидетельств не оставил. Он преподавал свое учение на словах. Все записали его ученики и последователи.

Во-первых, он учит как быть хорошим правителем – и это очень важно. Главное для правителя, как это ни странно – человеколюбие. Жень – милосердие, сострадание, так это называется у китайцев. Еще Конфуций призывает к справедливости, верности, благоразумию и искренности. Если все это у вас есть – вы идеальный правитель. Небо будет вами довольно.

Принцип сяо – это уже для каждого китайца, не только для властителя. Он означает почтение младших к старшим. В Китае нет такого понятия, как помощь старших младшим. Все усилия направлены в другую сторону. Вы должны знать свое место и почитать авторитеты – того, кто старше возрастом и чином.

Третья величайшая китайская добродетель по Конфуцию – образованность. Вы всю жизнь должны копить и приумножать знания. «Учиться и время от времени реализовывать узнанное — разве это не наслаждение?» – говорит великий учитель.

И, наконец, олицетворенное воплощение всех конфуцианских добродетелей – Цзюнь-Цзы, благородный отпрыск правителя. Это человек знатный, добродетельный и сострадательный.

Конечно, это более чем краткий конспект конфуцианского учения. На самом деле оно очень сложное и богатое. Его отличает прагматизм, любовь к порядку, уважение к традиции. Но есть в его словах и высокий философский смысл, который поражает каждое новое поколение своей вечной мудростью.

Сама же Конфуций говорил так: «Три пути ведут к знанию: путь размышления — самый благородный, путь подражания — самый легкий и путь опыта — самый горький». Читайте Конфуция, не набивайте собственных шишек.

Чему учил Конфуций — основные тезисы история 5 класс кратко

В отличии от Индии Китай — это страна с документированной историей. Издавна умелые летописцы фиксировали все мало-мальски интересное на панцирях черепах, на гадательных костях, на бамбуковых дощечках. В результате в купе с археологическими находками, это дало богатейший материал о том, как жили китайцы в древности. Более того, еще и об их мировоззрении.

Конфуций и его учение — кратко

Само название «Китай» возникло от названия народности кидани. Эта народность захватила и удерживала весьма значительные территории Китая в течение нескольких веков. Что же касается собственно того, как китайцы называют себя сами, то это название непривычно для нашего слуха — джунго, что означает срединное царство.

Впрочем, царства как такового, сначала и не было. В Восточной Азии между реками Хуанхэ и Янцзы существовало множество царств. Эти царства воевали друг с другом. Так будет происходить до тех пор, пока в XI веке до н. э. не появится крупное государство Чжоу.

Именно в период существования Чжоуского царства возникнут такие философские школы Китая, как конфуцианство и даосизм. Основателем учения конфуцианства является Конфуций или правильнее Кун Фу Сы — учитель. Он жил на рубеже VI — V века до н. э. Именно в это время Чжоуское государство вступило в фазу своего заката. Будучи чиновником, Конфуций прекрасно понимал, что государство гибнет. А что же делать для того, чтобы государство не разрушалось, чтобы оно функционировало как машина. А для этого нужно, чтобы каждый человек четко понимал свою функцию и чтобы государство было построено на принципах лояльности подчиненных в отношении к своему начальству и, наоборот, на принципах Джун.

Но для этого нужно воспитывать людей. Каким же образом? Конфуций ответил и на этот вопрос. Следовать основному правилу этики. Не делать другому того, чего бы ты не хотел получить взамен. Но воспитание человека следует начинать, даже не с государства, а согласно Конфуцию с семьи. Именно для воспитания человека в семье Конфуций разработал принципы сяо, принципы сыновней почтительности. По-настоящему преданный сын должен всю жизнь опекать своих родителей, прислуживать им, а если родители не добродетельны, то всего лишь смиренно молить их о том, чтобы они вернулись обратно к добродетели.

Однако, одного принципа сяо для воспитания человека недостаточно. Истинный праведник должен придерживаться пяти основных принципов:

  • первый принцип жень — милосердие;
  • и — справедливость;
  • ли — верность;
  • джи — благоразумие;
  • синь — искренность.

После того, как большая часть людей начнет следовать этим правилам, империя станет необыкновенно прочной, постольку поскольку, правитель будет относиться к своим подданным, как к детям, а они, в свою очередь, к своему правителю, как к отцу.

Учение Лао-цзы

Учения Конфуция оказало огромное влияние на политическую жизнь Древнего Китая, да и современного тоже. Примерно в то же время, что и Конфуций, появился на свет еще один мудрец Лао-цзы. Факт существования Лао-цзы, впрочем, вызывает у ученых большие сомнения. Как бы то ни было, мудрец как бы вступает в заочный спор с Конфуцием.

Хотя есть легенда, что они встречались и спор этот, как раз, касается понимания того, как следует жить правильно. Согласно учению Лао-цзы космос развивается по своим законам, их невозможно четко определить, для этого есть слово дао. Тому, кто постигает дао, не нужно совершать каких-то резких движений, не нужно пытаться что-то резко изменить, потому что ни к чему хорошему это не приведет. Ведь жизнь, как говорил Лао-цзы — это что-то мягкое и гибкое, как младенец, а не жесткое и твердое, как труп. Поэтому любая твердая система, даже такая прекрасная этическая система, как у Конфуция, ничего хорошего обществу не принесет.

Так говорил Лао-цзы. Более того, если общество воспримет эту систему, это будет означать только лишь его не здоровье. Помимо конфуцианства и даосизма в Древнем Китае появилось еще множество мировоззренческих учений. В частности, там прижился буддизм. Однако же, единственное, что роднит все эти учения — это безграничное уважение прошлого и почитание традиций.

Введение в Конфуция и его учения

В тот или иной момент вы, вероятно, слышали о Конфуции, или «Конгзи» (孔子), как его называют в Китае. Точно так же вы, вероятно, знакомы с тем фактом, что он был великим учителем, писателем и ученым, а также с набором философских учений, названных в его честь. Несмотря на то, что он жил более двух с половиной тысячелетий назад, учения Мастера Конга продолжают вдохновлять людей и сегодня, оставляя глубокое наследие не только в самом Китае, но и во всей Азии. Но чему же он учил? Что такое конфуцианство? И как мы можем лучше понять китайское общество, зная его?

Конфуций жил во времена раскола и нестабильности в древнем Китае. Политическая неопределенность той эпохи создала множество различных школ мысли и философий, которые соперничали друг с другом, это было известно как «сотня школ мысли» 諸子百家, золотой век китайской философии. Он сам стал частью этого. Он стремился работать, консультируя правительства, путешествуя по Китаю из штата в штат.

Хотя ему в значительной степени не удалось реализовать свои идеи, он провел свои последние годы в качестве учителя, где его работы были собраны в то, что стало известно как «четыре книги и пять классических произведений» (四书五经), которые стали основными контекстами. китайских династий. После его смерти приписываемые ему разговоры стали составляться как «аналекты» (论语), в которых отражена большая часть его моральных учений.

Но чему он учил? Конфуций считал, что люди по своей природе добры и что эгоистичные интересы можно контролировать, придерживаясь добродетели. Каждый человек был способен развить это всеобъемлющее чувство добродетели, известное как ren (仁). Для этого они должны были выполнить ряд ритуальных действий, известных как ли (礼).

Выполняя ли, вы должны были обратить внимание на свою роль в обществе. Конфуций не рассматривал общество как равную систему, состоящую из разных индивидуумов, скорее, он рассматривал его как разрозненный ряд отношений между людьми с четко выраженными важными ролями. Он учил, что важны пять отношений, которые требуют обязательств по отношению к каждому, в том числе: включение подчиненного к правителю, ребенка к родителю, жены к мужу, младшего к старшему и друга к другу.

Он верил, что благодаря послушанию этим социальным ролям общество будет функционировать гармонично и мирно, работая в соответствии со своими целями. Если бы все было сделано правильно, то не было бы необходимости ни в законе, ни в силе, потому что люди были бы обусловлены ритуалом, чтобы быть добродетельными.

Точно так же он ожидал, что правители будут править не силой, а доброжелательностью и мудростью. Теоретически они должны были получить свое положение благодаря этому. Совершенный человек, выполнивший свой долг и ли, был известен как Цзюньцзы (君子), что было идеалом конфуцианцев.

Несмотря на общую непротиворечивость этих ключевых понятий, конфуцианство тем не менее никогда не было «единым». На протяжении веков множество других китайских писателей и ученых продолжали расширять и интерпретировать идеи Мастера Конга различными способами и формами. В частности, один известный философ был известен как Мэн-цзы или (孟子), известный как «второй мудрец». Ко времени династии Тан Хань Юй (韩愈) вдохнул новую жизнь в учение Конфуция в «неоконфуцианство». Таким образом, философия редко была статичной.

Тем не менее, мы продолжаем наблюдать его влияние и сегодня. Если вы когда-нибудь задумывались, почему китайцы придают такое большое значение своей семье, пожилым людям, роли учителей в образовании и вежливому и правильному поведению на публике, то это лишь некоторые из многих примеров того, как культурное наследие Конфуция Живет на. Несмотря на изменения, которые мы наблюдаем сегодня в современном Китае, его учения продолжают косвенно влиять на то, как китайцы думают и чувствуют мир.

Фонд конституционных прав

ФОНД КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

Билль о правах в действии
ОСЕНЬ 2008 г. (Том 24, № 2)

Политика

Как появились политические партии  | Упрощение голосования и защита от фальсификаций на выборах  | Развитие конфуцианства в Древнем Китае    

Развитие конфуцианства в Древнем Китае

Конфуций провел большую часть своей жизни, путешествуя по Китаю, проповедуя важность долга, ритуалов и добродетели. Он учил, что правитель должен подавать пример, чтобы вдохновлять людей на стремление к нравственной жизни. Спустя годы после его смерти студенты собрали его учения в книгу «

Аналектов» , и возникла новая школа мысли — конфуцианство. Эта философия глубоко влияла на Китай на протяжении большей части его истории.

Ряд династий или правящих семей веками правили Китаем. Первой великой династией была Шан, правившая большей частью Китая около 400 лет. Следующей династией была Чжоу. Династия Чжоу цеплялась за власть около 800 лет — с 1027 по 256 год до н. э. Но он правил только номинально последние 500 лет. Племена варваров атаковали, и династии Чжоу в конце концов пришлось перенести свою столицу. Отбросив свою верность династии Чжоу, дворяне сражались друг с другом за контроль над частями Китая.

В это беспорядочное и опасное время китайское общество разваливалось. По мере того как упадок династии Чжоу продолжался, войны учащались. Чтобы обеспечить войну, правители ввели высокие налоги, призывали мужчин на военную службу и оставляли женщин и пожилых мужчин возделывать поля. Еды часто не хватало, и люди иногда голодали. Это было время большой неуверенности.

Это было также время большого интеллектуального брожения. Многие мыслители выдвигали идеи построения лучшего общества. В воздухе витало так много идей, что возникли так называемые Сотни школ мысли, каждая из которых пыталась повлиять на правителей и изменить общество.

Это был золотой век китайской философии. Четырьмя наиболее важными школами мысли были даосизм, мохизм, легизм и конфуцианство.

Конфуцианство было первой и, в конечном итоге, самой влиятельной из всех школ. В нем рекомендовалось исцелить китайское общество, вернувшись к традициям ранней династии Чжоу.

Другой школой был даосизм. Даосы советовали вернуться в более простое время, более гармонирующее с природой. Согласно легенде, основатель даосизма настолько разочаровался, что покинул Китай, оставив основной текст школы, Дао Дэ Цзин ( Книга Пути и Его Сила 9).0056). Это поэтическое произведение призывает правителей быть справедливыми и мягкими и не принимать слишком много законов: «Когда правительство расслаблено, народ расслаблен».

Третьей школой был мохизм, названный по имени ее основателя Мо Цзы (470–391 до н. э.). Он отверг конфуцианские и даосские призывы вернуться к прошлому. Моисты верили, что нужно любить всех людей одинаково и помогать простым людям. Они думали, что люди должны жить просто. Правитель должен развивать экономику и избегать наступательных войн. Они считали музыку, традиции и роскошь расточительным или легкомысленным.

Последней школой был законничество. Легисты считали, что все остальные школы непрактичны. Способ навести порядок состоял в том, чтобы создать свод строгих законов, сделать его достоянием общественности и награждать тех, кто соблюдал законы, и сурово наказывать тех, кто их нарушал.

Конфуций (551–479 до н. э.)

Основателем конфуцианства был человек по имени Кун Ци. Позже он был известен как Конг Фузи или Мастер Конг. На Западе его зовут Конфуций. Он родился в 551 г. до н.э. на северо-востоке Китая в штате Лу. (Сегодня Лу является частью китайской провинции Шаньдун.)

Конфуций жил простой жизнью, проводя большую часть своего времени в качестве учителя. О его жизни известно всего несколько фактов. Но поскольку он считается одним из величайших китайских мыслителей, о нем возникло множество историй.

Его семья была бедной, и его отец умер, когда ему было 3 года. Его учила мать, и он усердно учился. К 15 годам он решил посвятить свою жизнь обучению. Он читал и изучал классические китайские произведения.

Когда он начал преподавать, Конфуций быстро привлек группу преданных учеников. Он сказал, что обучал всех, кто приходил к нему, «от самых бедных и выше… никто никогда не приходил ко мне, не получив наставления».

В Китае его называют «первым учителем». До Конфуция богатые люди нанимали репетиторов для обучения своих детей. Конфуций не считал, что обучение должно быть уделом только богатых. Он считал, что каждый мужчина в Китае должен учиться. Он видел в обучении способ улучшить жизнь людей и изменить общество.

Когда ему было около 50 лет, он был назначен на работу в правительство Лу. Он хотел применить свои идеи, чтобы сделать общество лучше. Вскоре его сделали министром юстиции, но Конфуций видел, что те, кто выше его, не любят его идеи. Итак, он ушел.

Следующие 12 лет он провел, путешествуя по Китаю в поисках правителя, который прислушивался бы к его идеям. Он так и не нашел ни одного. Однако его ученики продолжали следовать за ним. Когда ему было 67 лет, он вернулся в Лу и продолжил преподавать и изучать пять китайских книг, известных как

«Пять классических произведений» . Они есть:

1. Книга Перемен ( И Цзин ). Этот поэтический текст описывает две противоположные, но дополняющие друг друга силы жизни— инь и ян . Эта древняя книга часто использовалась для предсказания будущего или руководства действиями. И конфуцианские, и даосские мыслители приняли его как часть своей философии.

2. Книга истории ( Шу Цзин ) содержит официальные документы, относящиеся к глубокой истории Китая.

3. Книга стихов ( Ши Цзин ). Конфуций сказал: «В Книге Поэзии 300 стихотворений. Но суть их можно выразить одним предложением: «Не имейте порочных мыслей».

4. Книга ритуалов ( Ли Цзи ) подробно описывает церемонии и ритуалы династии Чжоу.

5. Летопись весны и осени ( Линь Цзин ) описывает историю государства Лу с 722 по 479 г. до н.э., в год смерти Конфуция. Написанный лаконичной прозой, он следует за важными событиями в правительстве.

Конфуций также изучал шестую классическую книгу, «Музыкальную книгу ».0056 ( Юэ Цзин ). Конфуций считал музыку жизненно необходимой. Но эта работа не сохранилась. Споры окружают каждый из других текстов: кто это написал? Когда это было написано? Кто написал комментарии к тексту?

Конфуций утверждал, что он просто «передавал» учения классиков. Но его интерпретация классики создала новую школу мысли в Китае. Five Classics (за исключением Yi Jing ) стали единственной областью конфуцианства. Другие школы мысли создали свои собственные работы.

Конфуций умер в 479 г. до н.э. Через много лет после его смерти его ученики (или ученики его учеников) записали учения Конфуция в книгу под названием Лун Юй . На английском эта книга обычно называется Analects . В нем сотни коротких отрывков. Большая часть того, что мы знаем о Конфуции, исходит из этого источника.

конфуцианство

Конфуций высоко ценил прошлое. Он хотел, чтобы люди приняли древние истины. Он считал, что, приняв их, общество вернется к миру и гармонии.

Конфуций выделял несколько основных идей. Самый важный из них ren . Он состоит из китайских иероглифов, означающих «мужчина» и «два», показывая связь людей друг с другом. Рен — это то, что делает человека человеком и делает жизнь достойной жизни. Его можно перевести как «человечность» или «добро». Целью каждого должно стать достижение ren . Конфуций называет человека, достигшего ren , «высшим человеком», «идеальным человеком» или «мудрецом». Чтобы стать превосходным человеком, человек должен делать правильные вещи.

Одна из правильных вещей — это yi , выполнение своих обязанностей. Конфуций считал, что у каждого есть долг перед всеми остальными. Когда его спросили, какая идея должна руководить действиями человека, он ответил: «А как же справедливость? Чего не любишь делать с собой, не делай другим».

Конфуций говорил об обязанностях в неравных отношениях: родители и дети, старший ребенок и младший ребенок, муж и жена, брат и сестра, старший друг и младший друг, учитель и ученик, правитель и подданные. В каждых отношениях человек более высокого ранга должен заботиться о человеке более низкого ранга. В свою очередь, нижестоящее лицо должно подчиняться и чтить вышестоящего. Например, родители должны хорошо относиться к своим детям и бережно их воспитывать. Дети должны слушаться и быть верными своим родителям.

Каждый должен правильно играть свою роль: «Пусть правитель будет правителем, министр — министром, отец — отцом, а сын — сыном». Когда люди правильно выполняют свою роль, общество работает гладко. Когда их нет, он разваливается.

Другая часть высшего человека — это de , добродетель или моральная сила. Конфуций сказал: «Высший человек заботится о добродетели ( de ). Низший человек заботится о вещах».

Ритуал ( li ) также был важен. Ритуалы должны были быть не пустыми жестами, а средством выражения ren , yi и de. Конфуций сказал: «Если человек лишен человечности ( ren ), то какое значение имеет ритуал ( li )?»

Ритуал может означать церемонии. Сюда же входят и действия повседневной жизни: приветствие людей, разговор, просьба об одолжении, прощание. Ритуалы — это правильные формы действий, и они творят чудеса. Это может показаться странным, но подумайте о волшебных словах «пожалуйста» и «извините» и их силе. Например, вы можете переместить кого-то намного крупнее себя, просто сказав: «Извините». Конфуций рассматривал ритуалы как способ сделать жизнь общества гладкой.

Конфуций считал, что правителям не нужно применять силу, чтобы вернуть гармонию в общество. Конфуций сказал: «Если вы будете управлять ими с помощью добродетели ( de ) и поддерживать среди них порядок с помощью ритуала ( li ), люди обретут собственное чувство стыда и исправятся».

Конфуций стремился восстановить гармонию и порядок, которые, по его мнению, царили в государстве Чжоу сотни лет назад. Конфуций учил, что идеальным правителем того времени был герцог Чжоу, брат короля. Когда король умер, герцог правил, пока сын короля не достиг совершеннолетия.

По словам Конфуция, герцог в первую очередь думал о потребностях своего народа и привел династию Чжоу к периоду мира и процветания. Конфуций пришел к выводу, что успех герцога был обусловлен не его военной доблестью, а его моральной добродетелью, которая подавала хороший пример своему народу. «Моральный облик правителя — это ветер, моральный облик тех, кто ниже его, — это трава. Когда дует ветер, трава гнется».

Конфуций считал, что отказ правителей от добродетели с того времени привел к отсутствию морали, которое он видел вокруг себя.

Конфуций учил, что правители несут священную ответственность добродетельно править. Это означало править с самодисциплиной, вниманием к древним ритуалам и ставить на первое место благополучие и счастье своих подданных. Такое правление, говорил Конфуций, подает пример нравственной добродетели всем остальным.

Основываясь на своем исследовании «Пяти классических произведений» , Конфуций считал, что люди естественным образом последуют за добродетельным правителем и поддержат его, не прибегая к суровым законам и наказаниям. Такой правитель действовал бы подобно герцогу Чжоу и другим «царям-мудрецам», которые первыми создали гармоничное нравственное общество, которое хотел восстановить Конфуций.

Мэн-цзы (371–289 до н. э.): защитник конфуцианства.

Спустя столетие после смерти Конфуция жизнь в Китае стала еще хуже. Государства собирали огромные армии и постоянно воевали друг с другом. Дебаты между Сотней Школ продолжались. Возник новый голос в защиту конфуцианства.

Мэн Цзы (известный на Западе как Мэн-цзы) родился в 371 г. до н.э. Выросший в небольшом штате, соседнем с родным штатом Конфуция, он изучал Five Classics и Analects , чтобы стать ученым-конфуцианцем. Подобно Конфуцию, он путешествовал из одного государства в другое, преподавая и занимая государственные должности.

Мэн-цзы беседовал со многими правителями государства. Он стремился найти того, кто будет ставить нужды людей на первое место. Он терял терпение, когда казалось, что правители заинтересованы только в личных удовольствиях и военной славе. После 40 лет путешествий он вернулся домой, чтобы преподавать и писать до конца своей жизни.

Мэн-цзы принял учение Конфуция, но выдвинул новые идеи об экономике, правительстве и человеческой природе. Подобно Конфуцию, он утверждал, что является передатчиком. Но, как и Конфуций, он создавал новые интерпретации.

Он внес конкретные предложения по сельскому хозяйству. Он считал, что восемь семей должны обрабатывать квадрат из девяти полей. Семьи будут помогать друг другу и «жить в любви и согласии». У каждой семьи будет свое поле, но сначала нужно обработать центральное поле. Продукция с центрального поля пойдет к правителю. «Если не нарушать сезоны земледелия, зерна будет больше, чем можно съесть».

Конфуций никогда подробно не рассматривал человеческую природу. Однако Мэн-цзы учил, что все люди рождены для добра. Он проиллюстрировал свою точку зрения, рассказав историю о том, как любой, увидев ребенка, который вот-вот упадет в колодец, почувствовал бы тревогу. Мэн-цзы утверждал:

Чувство сострадания [к ребенку] есть начало человечности ( ren ). Чувство стыда есть начало послушания ( yi ). Чувство скромности и уступчивости есть начало ритуала ( ли ). Чувство правильного и неправильного есть начало мудрости.

Мэн-цзы считал, что все эти чувства естественно внутри нас, но их нужно развивать. Он думал, что чувства добра слабы, и низменные желания человека легко могут их подавить. Ведь примеры эгоизма и аморального поведения он видел повсюду. Мэн-цзы заключил: «Те, кто следует своей великой части, — великие люди, а те, кто следует своей маленькой части, — маленькие люди».

Если бы люди развили свою добрую натуру, общество получило бы большую пользу. Но Мэн-цзы не утверждал, что люди должны развивать его именно по этой причине. Вместо этого они должны развивать его, потому что это то, что делает нас людьми:

Человек мало чем отличается от птиц и зверей. Большинство людей отбрасывают то, что отличает нас от других. Высший человек сохраняет его.

Мэн-цзы считал, что правитель должен быть примером для своего народа и помогать ему развивать гуманность (9).0055 рен ). Идеальным правителем был бы мудрец. Люди будут тянуться к нему, любить его и поддерживать его. Ему никогда не придется бояться восстания или военного поражения.

Идеальный правитель поставил бы людей на первое место. По словам Мэн-цзы:

Больше всего надо ценить людей, потом состояние зерна и земли, меньше всего — правителя. Таким образом, завоевав расположение простых людей, вы становитесь императором. . . .

Радикально повернув конфуцианство, Мэн-цзы представил идею о том, что если какой-либо правитель действует как тиран и угнетает свой народ, народ имеет право восстать и даже убить его. Он оправдывал это тем, что тиран не действовал как правитель. Следовательно, он не был правителем. Когда Мэн-цзы спросили, разрешено ли когда-либо убивать правителя, он ответил:

Тот, кто крадет человечность ( ren ), называется разбойником; тот, кто грабит обязанности ( yi ), называется вредителем; а тот, кто грабит и разрушает, называется вне закона. Я слышал, что преступник Чжоу [правитель-тиран] был казнен. Я не слышал, чтобы это было убийством правителя.

Мэн-цзы так и не нашел правителя, который действовал в соответствии с конфуцианскими добродетелями. После смерти Мэн-цзы в 289 г. до н. э. его ученики составили Книгу Мэн-цзы 9.0056 о его учениях. Позже он стал еще одним классическим произведением конфуцианства.

Конец сотни школ

Сотня школ, золотой век китайской философии, закончился, когда правитель государства Цинь завоевал все остальные государства. Он стал «первым императором» объединенного Китая. Приняв философию законников, император Ши Хуанди возглавил жестокий режим строгих законов и суровых наказаний. Он объявил вне закона и сжег классические книги. Он приказал всех ученых, кроме законников, похоронить заживо.

Династия Цинь была недолгой и закончилась жестоким восстанием. Новая династия Хань восстановила конфуцианство и сделала его официальной системой мышления Китайской империи. Хань создала крупную правительственную бюрократию, управляемую учеными-конфуцианцами. Они получили свои должности, сдав сложные экзамены на государственную службу, основанные на Five Classics , Analects , Book of Mencius и других произведениях.

Конфуцианство сквозь века

На протяжении веков конфуцианство то появлялось, то теряло популярность в Китае. К началу династии Сун в 960 году нашей эры даосизм и буддизм, религия, зародившаяся в Индии, набирали популярность по сравнению с конфуцианством. Однако новое движение ученых возродило учения Конфуция и Мэн-цзы. Величайшим ученым-неоконфуцианцем был Чжу Си (1130–1200). Он призвал императора Сун подать надлежащий моральный пример и таким образом положить конец широко распространенной коррупции, которая ослабляла его империю. Разгневанные советники императора нанесли ответный удар, назвав Чжу и других неоконфуцианцев «мятежной кликой ложных знаний».

Однако сто лет спустя династия Юань (монгольская) сделала собственные интерпретации конфуцианства Чжу обязательным чтением для экзаменов на государственную службу. Влияние Чжу на экзамены для государственной службы сохранялось до 1905 года, когда династия Цин отказалась от них. Цин была последней китайской имперской династией. После того, как революция заменила его республикой в ​​1912 году, новые лидеры отвергли конфуцианство, потому что его внимание к прошлому игнорировало науку, технику и демократию 20-го века.

После коммунистического захвата Китая в 1949 году Мао Цзэдун попытался искоренить все остатки конфуцианства. Он рассматривал его акцент на мудрости древних мудрецов как угрозу собственным «мудрецам» коммунизма: Карлу Марксу, Владимиру Ленину и ему самому.

Нынешние коммунистические лидеры Китая приняли неуловимый идеал конфуцианства о гармоничном обществе в качестве своей собственной цели. Спустя 2500 лет идеи Конфуция все еще живы в Китае.

Для обсуждения и написания

1. Какой была жизнь в Китае на закате династии Чжоу?

2. В какие основные идеи верили Конфуций и Мэн-цзы? Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

3. Конфуций сказал: «Пусть правитель будет правителем, министр — министром, отец — отцом, а сын — сыном». Что он хотел этим сказать?

4. Греческий философ Аристотель (384–322 до н. э.) сказал: «Человек — политическое животное». Что это значит? Конфуций или Мэн-цзы согласились бы или не согласились бы с Аристотелем? Почему? Ты с ним согласен? Почему?

Для дальнейшего чтения

Лоден, Торбьорн. Новое открытие конфуцианства. Фолкстон, Кент, Великобритания: Global Oriental, 2006.

Уэйли, Артур, пер. Аналекты Конфуция. Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1945.

АКТИВНОСТЬ

Диалог с философами

В этом упражнении студенты получат возможность изучить некоторые известные цитаты из политических философов разных эпох.

1. Сформируйте небольшие группы из четырех или пяти учащихся.

2. Назначьте каждой группе одну из пяти приведенных ниже цитат.

3. Каждая группа должна сделать следующее:

а. Обсудите и ответьте на следующие вопросы:

(1) Что означает цитата?

(2) Конфуций или Мэн-цзы согласились бы или не согласились бы с цитатой?

(3) Согласны ли вы с цитатой?

б. Будьте готовы сообщить классу о своих ответах и ​​причинах их появления. Процитируйте материал из чтения, если это возможно, при ответе на вопрос № 2.

Цитаты

1. «Лучше [для правителя] бояться, чем любить…»
От Принц Никколо Макиавелли (1469–1527 гг. Н.э.), итальянский политический философ.

2. Те, кто «подчинены монарху, не могут… отбросить монархию и вернуться к беспорядку разрозненного множества; и [они не могут] перейти… к другому человеку, [или] другому собранию людей: ибо они связаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *