Когда я вижу страдания моей жены и свою беспомощность автор цитаты: Карл и Женни Маркс. Примеры настоящей любви.

Карл и Женни Маркс. Примеры настоящей любви.

Интернет-клуб «Просвещенная любовь»

образовательно-доверительный сайт



Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава,
Нет, у любви бесследно сгинуть права:
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.
Низами

Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
Марк Твен

Семьи Карла Маркса, сына еврейского судьи и Женни фон Вестфален, дочери прусского дворянина, жили по соседству, так они и познакомились. Возникла бурная влюбленность, романтические отношения и естественно, желание пожениться. Едва Карлу исполнилось девятнадцать, он официально просил руки Женни и разумеется, получил отказ.

Семья Женни не могла смириться с тем, что мужем их единственной дочери будет человек бедный, а родителей Карла смущало, что невеста старше жениха на 4 года.

Но они продолжали тайно встречаться и переписываться:

«Всякий раз после твоего ухода. – писала Женни, – я пребывала в восхищении, и мне всегда хотелось вернуть тебя, чтобы еще раз сказать, как сильно, как полно я люблю тебя… Если бы я только могла расчистить и выровнять твою дорогу, убрать все препятствия, стоящие перед тобой. Но. увы. нам не дано крепко ухватиться за колесо судьбы… Наша участь – ждать, надеяться, терпеть и страдать…». Карл и Женни тайно обручились в одной из протестантских церквей, но официально смогли пожениться лишь через 7 лет.

Карл Маркс окончил университет, стал доктором философии, но преподавательскую должность, на которую он очень надеялся, не получил. За ним закрепилась слава мятежного философа, завсегдатая, а то и основателя революционных кружков. Принимать «бунтаря» на работу не хотели и юридические конторы.

А в эти годы Женни упорно отказывала всем потенциальным женихам и ждала своего единственного. Когда Женни было уже 29, а Карлу 25, он смог получить должность редактора газеты со стабильным жалованием и 19 июня 1843 года они поженились.

Их дочь Элеонора писала: «Женни фон Вестфален выделялась из тысяч своей необычайной красотой — красотой, которой Маркс всегда восхищался и гордился и которая приводила в восторг таких людей, как Гейне, Гервег и Лассаль,- своим умом и остроумием, столь же блестящим, как и ее красота».

Начало их совместной жизни было омрачено сложным материальным положением. Как, впрочем, и вся оставшаяся жизнь стала непрекращающейся борьбой за выживание. Но Маркс не ошибся, выбрав спутницей своей жизни Женни, она стала ему не только женой, но и соратницей, опорой и вдохновителем, преданной делу своего мужа. Современники Карла утверждали, что, не будь у него такой жены, он не стал бы знаменитой личностью.

Их дочь Элеонора писала: «Не будет преувеличением, если я скажу, без Женни фон Вестфален Карл Маркс никогда не мог бы стать тем, кем он был».

Вскоре после свадьбы газету, в которой работал Маркс, закрыли, семья лишилась основного дохода и оказалась в изгнании. Началась череда скитаний и полу нищенского существования.

Растущая семья Карла Маркса голодала, кочевала из одного города в другой, везде их преследовали долги. Чета Марксов писала бесчисленное количество писем с просьбами о помощи.

Однако вырваться из этого полуголодного существования Женни не пожелала. Она имела возможность обратиться к своим родным, вернуться в Германию – ее была готова принять мать. Да и из родных никто не осудил бы ее за разрыв с мужем — бунтарем. Ведь Маркс был изгнанником, революционером, врагом существующего строя, и ее, урожденную баронессу фон Вестфален не раз осуждали за то, что она оставалась рядом с ним. Однако Женни предпочла быть со своим возлюбленным Карлом. Она преданно любила и знала, что любима.

У Карла и Женни родились четыре дочери и два сына, ни один из которых не дожил даже до юности. По настоянию Карла все их дочери в качестве первого имени получали имя матери Женни-Каролина, Женни-Лаура, Женни-Франциска, Женни-Юлия-Элеонора.

Несмотря на все материальные сложности, семейные отношения Карла и Женни отличались исключительным взаимопониманием, поддержкой, душевной теплотой, сотрудничеством, единством взглядов и идеалов.

Они нежно поддерживали друг друга в сложных и трагических жизненных событиях.

О письмах Женни Карл писал в письме к отцу: «Я уже двенадцать раз перечел ее письмо и всякий раз нахожу в нем новую прелесть. Оно во всех отношениях — также и в стилистическом — прекраснейшее письмо, какое только может написать женщина». Стиль Женни не тускнеет и спустя несколько десятков лет; в 1869 году Маркс в письме к дочери Лауре отмечает, что Женни — «настоящий виртуоз в эпистолярном искусстве».

А вот письмо Карла жене: «Снова пишу тебе, потому что нахожусь в одиночестве и потому что мне тяжело мысленно постоянно беседую с тобой, в то время как ты ничего не знаешь об этом, не слышишь и не можешь мне ответить. Как ни плох твой портрет, но он прекрасно служит мне, и теперь я понимаю, почему даже «черные мадонны», самые уродливые изображения богоматери, могли находить себе ревностных почитателей, и даже более многочисленных почитателей, чем хорошие изображения.

Во всяком случае, ни одну из этих «черных мадонн» так много не целовали, ни на одну не смотрели с таким благоговейным умилением, ни одной так не поклонялись, как этой твоей фотографии, хоть и не черной, но нахмуренной и вовсе не отражающей твоего милого, очаровательного, сладостного (dolce) словно созданного для поцелуев лица. Но я поправляю то, что плохо запечатлели солнечные лучи, и нахожу, что глаза мои, как ни испорчены они светом ночной лампы и табачным дымом, все же способны рисовать образы не только во сне. но и наяву.

Ты вся передо мной как живая, я беру тебя на руки, покрываю тебя поцелуями с головы до кончиков пальцев, падаю перед тобой на колени и восклицаю: «Я вас люблю, мадам». И действительно, я люблю тебя сильнее, чем любил когда-то венецианский мавр… Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия, при котором стираются различия между вещами. Даже башни кажутся вблизи не такими уж высокими, между тем как мелочи повседневной жизни, когда с ними близко сталкиваешься, непомерно вырастают… Так и моя любовь… Бесспорно, на свете много женщин, и некоторые из них прекрасны.

Но где еще мне найти лицо, каждая черточка которого пробуждала бы во мне самые сильные и прекрасные воспоминания моей жизни? Прощай, сердце мое. Тысячу раз целую тебя и детей…»

Но его чрезмерный темперамент часто толкал его на разные приключения, в том числе и амурно — сексуальные, что причиняло страдания для Женни. Жизнь в убогих комнатенках, недостаток пищи, и вечные переживания подрывали здоровье Женни.

Маркс ощущал ее муки как свои. «Когда я вижу страдания своей жены и чувствую при этом свою полную беспомощность, я готов броситься к самому дьяволу», – писал он Энгельсу.

После тяжелой, продолжительной болезни Женни умерла 2 декабря 1881 года, в буквальном смысле на руках у мужа, в его объятиях.

Со времени смерти Женни, Карл Маркс всегда носил с собой ее фотографию, сделанную на стекле. «Мы нашли ее, — свидетельствовала Элеонора, — в кармане его пиджака после его смерти».

После смерти жены Карл старался реже бывать в своем доме, без нее он осиротел, ему было тяжело, одолевали воспоминания. А когда он возвращался домой, запирался в библиотеке, избегая общения не только со своими революционными поклонниками, но и с домашними. В библиотеке, с книгой в руках, он и скончался. Их похоронили в одной могиле как и просила Женни.

Эта страница из раздела ”Психология любви”.

В студенческие годы Маркс был завсегдатаем пьянок и дуэлянтом

190 лет назад родился Карл Маркс — мыслитель, повлиявший на ход истории. Основоположник марксизма мечтал избавить мир от безработицы и бедности, в то время как сам почти всю жизнь не вылезал из долгов.

Личность Карла Генриха Маркса долгие годы оставалась одной из самых закрытых. Неизвестными для широкой общественности десятилетиями оставались его не сложившиеся отношения с финансами, его научные сомнения и семейные трагедии. На поверхности оставались лишь избранные факты биографии философа.

Личность этого противоречивого и неординарного человека не менее интересна, чем его многостраничные научные творения. Вот как писал о Марксе  литературный критик Павел Васильевич Аненнков: «Маркс представлял из себя тип человека, сложенного из энергии воли и несокрушимого убеждения. … Все его движения были угловаты, но смелы и самонадеянны; все приемы шли наперекор с принятыми обрядами в людских сношениях, но были горды и как-то презрительны, а резкий голос, звучавший как металл, шел удивительно к радикальным приговорам над лицами и предметами, которые он произносил. Он не говорил иначе, как такими безапелляционными приговорами, над которыми, впрочем, еще царствовала одна до боли резкая нота, покрывавшая все, что он говорил. Нота выражала твердое убеждение в своем призвании управлять умами, законодательствовать над ними и вести их за собой».

И это лишь одна  грань характера Маркса, о других можно узнать, погрузившись в историю его жизни.

Маркс-бунтарь

Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 года в немецком городе Трире, в семье еврейского адвоката. В 17 лет тихий юноша отправился из своего городка учиться в университет Бонна.

В то время существовал определенный студенческий стиль жизни, в основе которого было не столько следование учебному плану, сколько регулярные встречи в местных кабачках с тостами, клятвами и даже дуэлями. Будущий автор «Капитала» отлично вписался в студенческую братию и был в ней одним из главных заводил.

В Англии журналист Фрэнсис Винн выпустил книгу о Марксе. Глава о студенческих годах философа получила характерное название — «Маленький дикий боров», в то время как самого Маркса в университете называли «Президентом Трирского клуба любителей пивной».

«Президент» и его компания часто любили погулять по улицам, кидая булыжники в дома богатых людей. Одна из таких историй закончилась арестом Маркса на сутки, после чего авторитет студента среди друзей только возрос.

В то время, как юный Карл Маркс поддерживал «президентский» образ жизни, бездумно тратя деньги, его отец был вынужден регулярно получать от сына письма с одним и тем же содержанием — «Папа, дай денег!».

Как и многие в те годы, Маркс не смог избежать дуэли. Карлу Марксу повезло, он отделался лишь небольшой раной.

Маркс-романтик

И все же этот этап жизни Маркса затянулся не надолго — вскоре он перевелся в Берлинский университет, и стало ясно, что юноша неравнодушен к наукам. В новом университете он увлекся философией, политэкономией, а впоследствии — Союзом коммунистов, Интернационалом.

При этом Маркс оставался романтичным и уязвимым человеком. С детства он писал стихи и даже мечтал стать поэтом. Увлечение осталось с ним и в студенческие годы. Несмотря на то, что писал он в основном только сентиментальные стихи о любви, нельзя не отметить, что у будущего основоположника марксизма был поэтический дар.

Его музой была Женни фон Вестфален, «самая красивая девушка в Трире». Ей он посвятил три тетради сонетов. Желание жениться на Женни, дочери прусского барона, было скорее неосуществимой мечтой. Однако Карл и Женни любили друг друга и, несмотря на протесты родственников, обручились тайно.

На протяжении семи лет Маркс продолжал свое обучение, часто навещаю свою невесту, а Женни ждала свадьбы, отказывая многочисленным поклонникам, среди которых было немало молодых офицеров и банкиров.

«Моя невеста выдержала самые тяжелые, даже, можно сказать, опасные для здоровья бои ради меня. Отчасти со своими досточтимыми аристократическими родственниками, для которых «Бог на Небе» и «Господин в Берлине» (другими словами, император) примерно равнозначные идолы. Отчасти также с моей собственной семьей», — писал Карл Маркс.

Барон фон Вестфален хоть и ценил незаурядный ум Карла, не мог надеяться на то, что этот ум сможет обеспечить достойное будущее его дочери. В последствии так и вышло: молодым людям не раз угрожали выселением из квартиры за неуплату аренды и лишением имущества. Если раньше им приходилось бороться с решением родственников, то теперь им буквально приходилось бороться за выживание. 

Лишения Маркс переживал тяжело, главным образом, из-за жены. Он даже признался своему другу Энгельсу: «Когда я вижу страдания своей жены и чувствую при этом свою полную беспомощность, я готов броситься в челюсти к самому дьяволу».

Маркс-семьянин

Семья молодых Марксов жила беспокойной жизнью, в которой все крутилось вокруг деятельности мужа в газете. Женни была такой же соратницей Маркса, как и Энгельс. Она собирала его архив и сопровождала во всех скитаниях после того, как газету Маркса закрыли по политическим соображениям.

Однажды, когда Карл сидел под арестом  в Брюссельской тюрьме, его пришла навестить жена. Полицейские обманом заманили ее в камеру, где всю ночь она оставалась с воровками и проститутками.

«Женни больна. Моя дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение восьми-десяти дней семья питалась только хлебом и картофелем — диета, не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника — все не оплачены», — писал отчаявшийся Маркс в начале пятидесятых годов.

Тем временем в семье появилось еще два сына, но все они умерли в юности. Это был тяжелый удар как для Женни, так и для Карла, который очень любил младшего сына девятилетнего Эдгара, болезненного и смышленого мальчика.

Впрочем, ходили слухи, что Маркс, хоть и оставался однолюбом, изменил жене с ее лучшей подругой Еленой, которая управляла всеми делами семьи. Возможно, что отцом ее сына Фредди был Маркс. Он воспитывался в приюте на деньги Энгельса.

Болезни и лишения стали причиной смерти супруги Маркса в 1881 году. В тот год Энгельс определил его состояние так: «Умерла мать».

К этому времени Карл уже не был тем уверенным и яростным защитником собственных идей. 28 апреля 1882 года, путешествуя по Алжиру, он сбрил свою легендарную бороду, тем самым словно попрощался с обликом мыслителя-пророка.

Маркс не долго прожил без жены. 17 мая 1883 года его хоронили всего 11 человек. В связи с этим событием в «Таймсе» был опубликован некролог, где автор допустил фактологические ошибки в каждой строке.

Для современников Маркс стал человеком без гражданства — изгнанным из Германии, и так и не получившим разрешения считать своей родиной  Великобританию.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Мудрость

В сентябре 1942 года молодой психиатр оказался в очереди прямо перед нацистским концентрационным лагерем. В то время никто не знал масштабов зверств, совершенных нацистским режимом. Заключенные, которые поначалу думали, что попали в лагерь временного содержания, быстро осознали безнадежность своего положения. У них отобрали личные вещи, головы обрили, на руках вытатуировали порядковый номер — все, что касалось их прошлой жизни, стало неактуальным и, казалось бы, утерянным. Молодой психиатр, несмотря на свое состояние безысходности и нищеты, сумел найти смысл в страданиях.

Это история, которую мы имеем честь прочитать в книге Виктора Франкла «: Человек в поисках смысла ». На протяжении всей книги Франкл рассказывает читателю о том, какой была жизнь обычного заключенного во время Холокоста, и добавляет свой собственный экзистенциальный анализ. Франкл пережил одно из самых ужасных событий в истории человечества. Однако это не помешало ему написать мемуары о своем опыте и разработать новый вид терапии под названием логотерапия. Если жизнь — это страдание, логотерапия Франкла и анализ смысла — это противоядие, в котором мы все нуждаемся. С момента выхода книги в 1947, было продано более 10 миллионов копий и переведено более чем на 24 языка. Вот наши любимые ключевые выводы, примеры и цитаты из вечной классики Man’s Search For Meaning .

Человек в поисках смысла — это исследование того, как человек может найти смысл в самых необычных местах, даже в ужасающих условиях, характерных для концлагерей нацистской Германии. Франкл описывает уроки, которые он усвоил, пережив холокост, и то, как его опыт сформировал его понимание смысла. Воля к смыслу, его культовая логотерапия и истинный смысл жизни мастерски объяснены Франклом. Вот три наших любимых блюда из Человек в поисках смысла .

Воля к смыслу

За три года заключения Франкл обнаружил, что смысл жизни можно найти тремя способами: через работу, через любовь или через страдание. Он назвал эту концепцию Воля к смыслу .

Размышляя о работе, которой он хотел заниматься после освобождения, Франкл терялся в фантазиях о публикации своей книги, развитии своих теорий, связанных с логотерапией, и дальнейшем вкладе в область психологии. Например, когда Франкл впервые прибыл в Освенцим, у него забрали его почти полную рукопись. Он часто представлял себе, как выглядела эта рукопись, и снова и снова писал ее в своей голове. Это был лишь один из способов, которым он нашел некоторый смысл, несмотря на обстоятельства.

Один из самых душераздирающих примеров, которые упоминает Франкл, — это значение его жены. Франкл был разлучен со своей женой, когда они добрались до лагеря. Он понятия не имел, где она и когда увидит ее снова. Мысль о воссоединении с женой постоянно занимала его разум. В некоторые моменты он мог поклясться, что физически ощущал ее присутствие. Он узнает, что его жена умерла в Освенциме, вероятно, менее чем в нескольких милях от того места, где располагались его собственные бараки. Несмотря на это, Франкл выстоял.

Мыслительный процесс Франкла дал ему смысл и помог ему преодолеть невзгоды повседневной жизни в лагерях, в которых он был заключен, Освенциме и Дахау. Вместо того, чтобы думать о жизни, которую он оставил позади, он сосредоточился на поиске смысла в каждом маленьком моменте. Будь то мысль о воссоединении с женой или постоянные размышления об идеях логотерапии, Франкл проводил время, размышляя о том, что имело для него значение . Он нашел смысл в своем состоянии страдания, которое является самим человеческим состоянием.

Логотерапия

Можно утверждать, что Человек в поисках смысла почти полностью посвящен логотерапии Франкла, сначала в демонстрации применения, а затем в книге, объясняющей истинную науку, стоящую за ней. Логотерапия — это школа психологии, которая сосредоточена на том, чтобы помочь людям найти смысл в своей жизни. Эту концепцию также называли «Третьей венской школой психотерапии» в честь предыдущих работ Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. В отличие от Фрейда и Адлера, Франкл считал, что поиск экзистенциального смысла является главной движущей силой в жизни человека.

Таким образом, Франкл утверждал, что нам нужна терапия, которая фокусируется на экзистенциализме, в первую очередь потому, что мы сильно страдаем, когда наш смысл полностью нам неизвестен. Франкл называл это экзистенциальной фрустрацией — своего рода тревогой, которая причиняет нам большие душевные страдания. Затем это приводит, согласно Франклу, к экзистенциальному отчаянию, то есть к депрессивному состоянию, когда мы вообще сомневаемся в смысле жизни. Франкл подтверждает эту теорию собственным опытом пребывания в концентрационном лагере, повторяя, как часто он видел, как те, кто жил бессмысленно, боролись за выживание.

Цель Франкла при разработке логотерапии заключалась в расширении психоаналитических и индивидуалистических идей, выдвинутых Фрейдом и Адлером. Франкл заметил, что существует центральная сила, которая движет всеми нами, и ни один из психологов до него не касался ее по-настоящему. С тех пор как книга была опубликована в 1947 году, логотерапия помогла тысячам людей преодолеть различные формы психологических страданий. Школа мысли в конечном итоге способствовала созданию когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая до сих пор используется психологами.

Смысл жизни

Обычное представление о смысле жизни обычно включает в себя неизменную задачу на всю жизнь. Если человек находит смысл стать музыкантом, предполагается, что он занимается изо дня в день. То же самое касается писателей, художников и предпринимателей. Но представление Франкла о значении немного отличается. Франкл утверждает, что вместо того, чтобы придерживаться одного объективного значения, значение не только субъективно, но и постоянно меняется. Чтобы жить осмысленной жизнью, мы должны определить, что имеет для нас значение в каждый момент времени. Существует своего рода внимательность к смыслу — уровень сфокусированного внимания, когда мы должны сосредоточиться на определении того, что мы находим значимым.

Так как же найти смысл? По словам Франкла, это просто изменение точки зрения. Обдумывая наше значение, говорит Франкл, мы часто задаем себе вопрос смысла. Проблема смысла решается гораздо легче, когда мы переворачиваем вопрос, как если бы вместо этого его задавали нам. Фрэнк пишет в последних главах книги «Человек в поисках смысла »: «В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, а скорее должен признать, что он он смысл своей жизни.0008 кого спрашивают. Одним словом, каждый человек подвергается сомнению жизнью; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит на своей собственной жизнью; на жизнь он может реагировать, только будучи ответственным. Таким образом, логотерапия видит в ответственности саму суть человеческого существования».

Наши цели и стремления со временем меняются, и это нормально. Если жизнь действительно состоит из страданий, мы должны принять те цели, ради которых стоит страдать. И по мере того, как мы боремся с ними и боремся с присущими жизни трудностями, мы находим смысл, который ищем. Франкл развивает именно эту мысль, когда пишет: «Человеку на самом деле нужно не состояние покоя, а скорее стремление и борьба за какую-то достойную его цель».

Если условием жизни является страдание, смысл жизни состоит в том, чтобы делать то, что важно для нас, несмотря на это состояние. Это , что просто.

Возможно, самым шокирующим аспектом работы Франкла является количество деталей, которые он использует, чтобы вспомнить свое пребывание в лагерях. Как можно себе представить, Франкл претерпел много лишений за три года своего пребывания в заключении. Тем не менее, за это время Франкл сумел извлечь максимальную пользу из этой ситуации и использовать ужас, свидетелем которого он стал, чтобы найти что-то большее внутри себя. Вот несколько наших любимых примеров из Человек в поисках смысла .

Выбери свой собственный путь

Когда Виктор Франкл прибыл в Освенцим, он понятия не имел, что происходит и что с ним делать. Он был не одинок в своем замешательстве, так как многие заключенные также не понимали, что они больше не вольны поступать так, как им заблагорассудится. Франкл даже вспоминает, как люди спрашивали, могут ли они взять с собой свои личные вещи, как если бы они путешествовали в отпуск, а не находились в заключении. Только когда им приказали выстроиться в очередь, люди начали осознавать весь ужас своего положения.

Офицеры СС начали выкрикивать приказы, крича на всех, чтобы они выстроились в две шеренги: женщины в одну шеренгу, мужчины в другую. В начале каждой очереди стоял офицер СС, указывающий влево и вправо после беглого осмотра каждого человека. Что он делает? Оценка пригодности каждого заключенного к работе. Послать налево означало конфисковать личные вещи, сбрить волосы и немедленно приступить к работе. Направление направо означало непригодность к работе и смерть в газовой камере. Когда Франкл пишет это, можно представить полную беспомощность ситуации. Однако на протяжении всего этого Франкл оставался спокойным. Он выбрал , чтобы он сохранял сдержанное поведение — его реакция на обстоятельства была единственной вещью, которую он мог контролировать. Франкл блестяще резюмирует это, когда пишет: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение к любому данному стечению обстоятельств, выбирать свой собственный путь».

Когда настала очередь Франкла идти впереди очереди, он сделал все возможное, чтобы выглядеть сильным и выносливым. Это сработало, и его отправили на работу. Его готовность принять свое положение вызывает не только восхищение, но и принятие. После этого первого дня, не зная, пошлют ли его направо или налево, убьют ли его или заставят на каторгу, Франкл научился оставаться равнодушным к своим обстоятельствам. Он выбрал свою позицию и двинулся вперед по-своему. Когда представляешь Франкла в таком невозможном положении, на ум приходят слова Эпиктета:

«Обстоятельства не создают человека, они раскрывают его самому себе».

Сила духовности

Несмотря на физические и душевные муки, которые пережил каждый заключенный, они все же могли испытать глубокое чувство духовности. Излишне чувствительные люди, привыкшие к насыщенной интеллектуальной жизни, сильно страдали внешне, так как обычно были менее выносливы. Однако их внутреннее «я», по словам Франкла, было повреждено гораздо меньше. Есть причина, по которой заключенные меньшего роста все еще могли выжить в лагерях. По этой причине они смогли уйти внутрь себя к жизни внутреннего богатства и духовной свободы.

Сам Франкл делал это, чтобы выжить, и это было единственное, что сохраняло ему жизнь во время особенно трудного марша по снегу. Франкл описывает читателю чистую агонию того дня, когда он маршировал по морозу, на него постоянно кричали нацистские солдаты, которые били людей за медлительность или за то, что они натягивали шапки на уши, чтобы согреться. В этот момент человек, который шел рядом с Франклом, прошептал: «Если бы наши жены могли видеть нас сейчас! Надеюсь, им лучше в своих лагерях и они не знают, что с нами происходит».

Комментарий немедленно заставил Франкла погрузиться в свое воображение. Он представил свою жену, как она разговаривала с ним и улыбалась ему. Такая мысль была простым отвлечением от реальности, но это было прекрасное отвлечение. То, что привело его к открытию, было любовью, которая действительно позволяла тем, кто страдает, выстоять, несмотря на обстоятельства. Даже тогда, в том ужасном марше посреди зимы, Франкл продолжал двигаться вперед, потому что он был способен уйти в себя. Он быстро понял, что, хотя тело можно бить, ломать и заставлять стоять на коленях, дух остается непобедимым. Это была единственная причина, по которой Франкл и немногие другие смогли выжить.

Освобождение ждет всех нас

В течение трех лет Виктор Франкл оставался узником Холокоста. Вскоре после того, как его лагерь был освобожден, Франкл рассказывает историю о прогулке по палаточным лагерям всего через несколько дней после освобождения. Сельская местность вокруг лагеря, в котором он был заключен, была свободной и открытой — вид, который когда-то казался ему безнадежным. В этом состоянии благодарности Франкл не выдержал и упал на колени. Он снова и снова повторял следующую строку:

«Я воззвал к Господу из моей узкой темницы, и Он ответил мне в свободном пространстве».

Эта финальная сцена в фильме «Человек в поисках смысла » не только трогательна, но и иллюстрирует важную мысль. В каждой жизни есть страдание. В нашей карьере, в нашей семейной жизни, в нашем взаимодействии с другими — во всем есть страдание. В жизни каждого человека наступает время, когда Франкл стоял на коленях, глядя на лагерь, который когда-то угрожал лишить его жизни, где мы освобождаемся от своих страданий. Падение Франкла на колени было моментом в его жизни, когда он перестал страдать как физически, так и морально. Он пережил худшее, что могла преподнести ему жизнь, и, пережив это, он освободил себя.

Человек в поисках смысла — это книга о многих вещах. Помимо своего исторического значения, книга представляет собой размышление о смысле и о том, как найти смысл в самых безлюдных местах. Когда Франкл сошел с поезда и попал в лагерь, он сделал выбор. Сам Франкл прекрасно сказал: «Между стимулом и реакцией есть пространство. В этом пространстве наша сила выбирать наш ответ. В нашем ответе лежит наш рост и наша свобода».

Мы сами выбираем, и степень наших страданий полностью зависит от нашей реакции на врожденное состояние страдания. Мы можем выбрать страдание, или мы можем выбрать процветание, несмотря на состояние страдания. Выбор, как говорит Франкл, зависит от нас.

«Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, перед нами стоит задача изменить себя».

«У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение при любом стечении обстоятельств, выбирать свой путь».

«Не стремитесь к успеху. Чем больше вы стремитесь к нему и делаете его мишенью, тем больше вы будете упускать его. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; это должно произойти, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект личной преданности делу, более важному, чем он сам, или как побочный продукт подчинения человеку другому, чем он сам. Счастье должно случиться, и то же самое относится и к успеху: вы должны позволить этому случиться, не заботясь о нем. Я хочу, чтобы вы послушались того, что приказывает вам делать ваша совесть, и продолжали выполнять это в меру своих знаний. Тогда вы доживете до того, чтобы увидеть, что в конце концов — в конце концов, я говорю! — успех будет следовать за вами именно потому, что вы забыли об этом думать» 9.0008

«Но не нужно было стыдиться слез, ибо слезы свидетельствовали о том, что человек обладает величайшим мужеством, мужеством страдать».

«Любовь — это единственный способ постичь другого человека в сокровенном ядре его личности. Никто не может полностью осознать саму сущность другого человека, если он не любит его. Благодаря своей любви он может видеть в любимом человеке существенные черты и черты; и более того, он видит в себе то потенциальное, что еще не осуществилось, но еще должно осуществиться. Кроме того, своей любовью любящий человек позволяет любимому человеку реализовать эти возможности. Заставив его осознать, кем он может быть и кем он должен стать, он реализует эти потенциальные возможности».

«Ненормальная реакция на ненормальную ситуацию — это нормальное поведение».

«В конце концов, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, а скорее должен признать, что спрашивают именно его. Одним словом, каждый человек подвергается сомнению жизнью; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит за свою жизнь; на жизнь он может ответить только ответственностью».

«В некотором смысле страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает смысл, например, смысл жертвы».

«То, что дает свет, должно выдержать горение».

«Так живите так, как будто вы живете уже во второй раз и как будто вы в первый раз поступили так же неправильно, как собираетесь поступить сейчас!»

«Единственное, чего ты не можешь у меня отнять, — это то, как я реагирую на то, что ты делаешь со мной. Последней свободой человека является выбор своего отношения к любым данным обстоятельствам».

«Впервые в жизни я увидел истину, воспетую многими поэтами, провозглашенную столькими мыслителями как высшую мудрость. Истина в том, что Любовь – это конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. Тогда я уловил смысл величайшей тайны, которую должна открыть человеческая поэзия, человеческая мысль и вера: спасение человека — через любовь и в любви».

Read To Lead: ежедневный вызов стоическому чтению

«Размышления» Марка Аврелия: краткое содержание книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

«Письма стоика» Сенеки: краткое содержание книги, ключевые уроки и лучшие цитаты и лучшие цитаты

Беседы Эпиктета: краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Энхиридион (Эпиктет): краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты , Ключевые уроки и лучшие цитаты

«Эго — враг» Райана Холидея: краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты Массимо Пильуччи: Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Стоицизм и искусство счастья Дональда Робертсона: Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

7 удивительных цитат Виктора Франкла, пережившего Освенцим

Опубликовано встатьи

к Майкл Кук

/ 5 минут /

На этой неделе Израиль праздновал Йом ха-Шоа, или День памяти жертв Холокоста, в память о шести миллионах евреев, убитых нацистами во время Второй мировой войны.

Австрийский психиатр Виктор Франкл провел три года в нескольких концентрационных лагерях – Терезиенштадте, Освенциме и Дахау. Его блестящие мемуары «Человек в поисках смысла» содержат трогательные размышления о том, насколько благородным может быть человеческий дух даже среди грязи, жестокости и ужаса.

Вот семь вдохновляющих цитат из этой знаменитой книги:

1. Вот его первый день в Освенциме, сцена, которую вы, вероятно, читали много раз. Опыт Франкла был таким же жестоким, как и у всех остальных.

Мы, спасенные, меньшинство нашего транспорта, узнали правду вечером. Я осведомился у заключенных, находившихся там какое-то время, куда был направлен мой коллега и друг П.

«Его отправили на левую сторону?»

— Да, — ответил я.

«Тогда ты можешь увидеть его там», — сказали мне.

«Где?» Рука указала на дымоход несколько сотен

На расстоянии

ярда столб пламени поднимался в серое небо Польши. Он растворился в зловещем облаке дыма.

«Вот где твой друг, парящий в небесах», — был ответ.

2. Борьба за выживание в лагере могла привести к большому духовному богатству:

И пока мы спотыкались версты, скользя по обледенелым местам, снова и снова поддерживая друг друга, волоча друг друга вверх и вперед, ничего не было сказано, но мы оба знали: каждый из нас думал о своей жене. Время от времени я смотрел на небо, где гасли звезды и розовый свет утра начинал проступать за темной грядой облаков. Но мой разум цеплялся за образ моей жены, представляя его со сверхъестественной остротой. Я слышал, как она мне отвечала, видел ее улыбку, ее откровенный и ободряющий взгляд. Реально это было или нет, но ее взгляд был тогда более сияющим, чем солнце, которое только начинало всходить.

Меня пронзила мысль: впервые в жизни я увидел истину, как она воспевалась столь многими поэтами, провозглашалась последней мудростью столь многими мыслителями. Истина в том, что любовь — это конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. Тогда я уловил смысл величайшей тайны, которую должна открыть человеческая поэзия, человеческая мысль и вера: спасение человека — через любовь и в любви. Я понял, как человек, у которого ничего не осталось в этом мире, все же может познать блаженство, хотя бы на короткое мгновение, в созерцании любимой. В состоянии полного запустения, когда человек не может выразить себя в положительном действии, когда его единственное достижение может состоять в том, чтобы переносить свои страдания правильно — достойно, — в таком положении человек может, через любовное созерцание образа, который он несет, своей возлюбленной, добиться исполнения. Впервые в жизни я смог понять значение слов: «Ангелы погружены в вечное созерцание бесконечной славы».

3. Страдание не обязательно является препятствием для полноценной жизни:

Попытка развить чувство юмора и смотреть на вещи с юмористической точки зрения — своего рода уловка, которой научились, осваивая искусство жизни. Тем не менее, можно практиковать искусство жизни даже в концлагере, хотя страдание вездесуще. Проведем аналогию: страдания человека похожи на поведение газа. Если в пустую камеру закачать определенное количество газа, он заполнит камеру полностью и равномерно, независимо от размера камеры. Таким образом, страдание полностью заполняет человеческую душу и сознательный разум, независимо от того, велико оно или мало. Поэтому «величина» человеческих страданий абсолютно относительна. Отсюда также следует, что самая пустяковая вещь может вызвать величайшую из радостей.

4. Он не был абсолютно беспомощной жертвой, несмотря на его явно безнадежное положение:

Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть выбор действия. Было достаточно примеров, часто героического характера, которые доказывали, что можно преодолеть апатию, подавить раздражительность. Человек может сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и физического напряжения.

Мы, жившие в концлагерях, помним мужчин, которые ходили по баракам, утешая других, отдавая последний кусок хлеба. Пусть их было немного, но они служат достаточным доказательством того, что у человека можно отнять все, кроме одной вещи: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в любом данном стечении обстоятельств, выбирать свой собственный путь.

5. Без страданий и смерти наша жизнь неполноценна. Все зависит от того, как мы их встретим:

То, как человек принимает свою судьбу и все связанные с ней страдания, то, как он берет свой крест, дает ему широкие возможности — даже в самых трудных обстоятельствах — придать своей жизни более глубокий смысл. Он может оставаться смелым, достойным и бескорыстным. Или в ожесточенной борьбе за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь кроется шанс для человека либо использовать, либо отказаться от возможностей достижения моральных ценностей, которые может предоставить ему трудная ситуация. И это решает, достоин ли он своих страданий или нет.

6. Один особенно острый момент наступил, когда он лечил умирающую женщину:

Эта молодая женщина знала, что умрет в ближайшие дни. Но когда я разговаривал с ней, она была весела, несмотря на это знание. «Я благодарна судьбе за то, что она так сильно ударила меня», — сказала она мне. «В прежней жизни я был избалован и не воспринимал всерьез духовные достижения». Указывая на окно хижины, она сказала: «Это дерево — единственный друг, который у меня есть в моем одиночестве». В это окно она могла видеть только одну ветку каштана, а на ветке было два цветка. «Я часто разговариваю с этим деревом, — сказала она мне. Я был поражен и не совсем знал, как воспринять ее слова. Она была в бреду? Были ли у нее периодические галлюцинации? С тревогой я спросил ее, ответило ли дерево. «Да.» Что это ей сказало? Она ответила: «Он сказал мне: „Я здесь — я здесь — я жизнь, вечная жизнь“» 9.0003

7. Страдание — это задача, которую мы можем свободно принять как нашу уникальную судьбу:

Как только нам открылся смысл страданий, мы отказались преуменьшать или облегчать лагерные пытки, игнорируя их или питая ложные иллюзии и питая искусственный оптимизм. Страдание стало задачей, от которой мы не хотели отворачиваться. Мы поняли его скрытые возможности для достижения, возможности, которые заставили поэта Рильке написать: « Wie viel ist aufzuleiden !» (Сколько страданий нужно пережить!) Рильке говорил о «преодолении страданий», как другие говорили бы о «преодолении работы». Нам пришлось пережить немало страданий. Поэтому нужно было вынести всю сумму страданий, стараясь свести к минимуму минуты слабости и украдкой слезы.

Майкл Кук — редактор MercatorNet.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *