Каждый понимает счастье по своему: Мини-сочинения на тему «Счастье» » «Сочинение о…» ✔️
Сочинения на тему «Что такое счастье» ОГЭ 9.3 (15.3) ✔️
Примеры сочинений на тему «Что такое счастье» ОГЭ 9.3 (15.3) / Русский язык 9 класс.
Как Вы понимаете значение слова Счастье? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье»
Сочинение «Что такое счастье» 9.3 по тексту Алексина
В тексте А.Г. Алексина говорится о том, что герой жалел свою бабушку, которая так скучала по своим дочерям. Она надеялась, что они позовут её в гости, но дочки отправляли лишь открытки на праздники. Тогда мальчик решил обрадовать бабушку и пригласил в театр.
Подробнее- 48 598
Сочинение «Что такое счастье» 9.3 по тексту Фоняковой
Счастье – это мирное небо над головой. Вот под этим голубым небом, в котором светит только ласковое солнце и не летают с утробным воем вражеские бомбардировщики, можно радоваться жизни. В тексте Э.Е.Фоняковой показан переломный момент, когда счастливый мир рухнул в один момент
- 33 403
Сочинение «Что такое счастье» 9.3 по тексту Аксеновой
Счастье – это такое состояние души человека, при котором он испытывает радость, удовлетворение жизнью. У каждого из нас свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других –материальные блага, третьих – близкие люди. Докажу свои слова двумя примерами. Обратимся к тексту Н .Аксёновой, героиня которого осознала свое счастье только спустя годы.
Подробнее- 51 594
Сочинение «Что такое счастье» 9.3 по тексту Пескова
Счастье – это состояние души человека, когда он удовлетворен всем происходящим. Для каждого данное понятие означает что-то свое. Для меня это, безусловно, то, что приносит улыбку и внутреннюю гармонию. Люди, которые потеряли всякий смысл жизни, видят счастье в том, что осталось от их жизни.
- 17 227
Сочинение «Что такое счастье» 9.3 по тексту Куприна
На вопрос «что такое счастье» можно дать разные ответы. На мой взгляд, счастье может быть заключено в чем угодно, все зависит от отношения человека к миру и тому, что он имеет. Счастливый человек доволен своей судьбой, ценит все, что у него есть. Свой тезис я могу доказать двумя аргументами.
Подробнее- 14 699
Сочинение «Что такое счастье» 9.3 по тексту Вигдоровой
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье состоит не из личной удачи, а из возможности жить и работать среди людей, помогать им, думать и заботиться не только о себе. Героиня предложенного для анализа текста Нина говорит, что всегда чувствует себя счастливой. Во время войны она работала проводником на поезде, где возили детей с Украины и из Белоруссии.
Подробнее- 14 007
Сочинение «Что такое счастье» 15.3 по тексту Бондарева
Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое счастье. Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И оно, я уверена, у каждого своё.
- 19 815
Сочинение «Что такое счастье» ОГЭ 9.3
Счастье — это такое состояние души, когда внутренний мир человека пребывает в неимоверном восторге. Для каждого оно может быть своё. Нередко людям приходиться бороться за своё счастье. В тексте Крапивина Владислава Петровича, советского и российского детского писателя, говорится о мальчике
- 18 731
Сочинение Что такое счастье? ОГЭ 9.
3Пример из жизни, пример из литературы
По тексту Короленко, Вигдоровой, Бондарева, Алексина, Пескова, Роя
Класс
9
Оценка
4
Кол-во слов:
148
Содержание
- Что такое счастье? по тексту Короленко (148 слов)
- Что такое счастье? по тексту Вигдоровой (194 слова)
- Что такое счастье? по тексту Бондарева (134 слова)
- Что такое счастье? по тексту Алексина (136 слов)
- Что такое счастье? по тексту Пескова (127 слов)
- Что такое счастье? по тексту Роя (187 слов)
- Что такое счастье? по тексту Фоняковой (141 слово)
- Сочинение-рассуждение на тему Счастье (114 слов)
- Что такое счастье? 7 класс (96 слов)
- Счастье. 8 класс (87 слов) (н)
Что такое счастье? по тексту Короленко (148 слов)
Что такое счастье? В моём понимании, счастье – это состояние полного удовлетворения, когда душа поёт и хочется жить, двигаясь вперёд. Но что же нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? На этот вопрос вы сами должны найти ответ, ведь у каждого из нас своё понятие счастья — чувства, приносящего радостные эмоции.
В качестве примера возьмём произведение Владимира Короленко. В тексте идёт речь о мальчике, который жил на Севере и никогда не видел «соловья и черёмухи». Но когда ребёнок смотрел с дедушкой на восход солнца, его охватывали радостные эмоции, и это делало мальчика счастливым.
Для меня является счастьем то, что мои знакомые и родные живы, ведь они всегда стараются приносить добро и радость в мою жизнь и помогать в трудные минуты.
В заключение хочется сказать, что не нужно искать счастье, просто оглянитесь вокруг: ведь оно может оказаться совсем близко, просто мы его не замечаем.
Оценка: 4
(148 слов)
2 вариант сочинения (138 слов)
Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? Этот вопрос поднимает автор прочитанного мной текста Владимир Галактионович Короленко. Попробую порассуждать над этим.
Что же такое счастье? На мой взгляд, счастье – это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Это мы видим в предложении №47: «Его глаза были расширены, бледное лицо оживилось и засветилось восторгом». Да, действительно, здесь мы видим хорошее настроение человека, то есть счастье.
Еще хочу обратиться к произведению Гоголя «Шинель». Главный герой Акакий Акакиевич становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется.
Таким образом, хочется сказать, что счастье для каждого своё, и состоит оно у каждого человека из своих компонентов.
Оценка: 5
(138 слов)
Что такое счастье? по тексту Вигдоровой (194 слова)
Что такое счастье? Ответ на вопрос дал Доктор Грегори Хаус: «Хотите изменить свою жизнь!? Так действуйте, вместо того, чтобы искать оправдания, запираться и притворяться счастливым…». Действительно, счастье изменяет жизнь.
Именно об этом говорится в тексте Ф. А. Вигдоровой. Героиня утверждает, что всегда чувствует себя счастливой. Во время войны она работала проводником на поезде, где возили детей из Украины и Белоруссии. Девушки делали все, чтобы улучшить дорожный быт обездоленных войной ребят. Они приносили в вагон игрушки, посуду, книжки, цветы, сделали подвесные люльки для грудных детей, вязали ребятам варежки и носки, рассказывали им сказки, читали, пели. Постепенно дети становились веселее, учились заново улыбаться. Пример молодых проводниц подхватили и другие поезда, они были рады этому и необыкновенно счастливы.
В рассказе Чехова «Крыжовник» ветеринарный врач Иван Иванович, обращаясь к своим слушателям, призывает делать добро. Он говорит, что счастья нет, не может быть счастлив человек, когда рядом страдают люди. Он утверждает, что рядом с довольным человеком обязательно должен находиться некто с молоточком, который напоминал бы о страдающих в окружающем мире людях.
Таким образом, достижение личного успеха может принести кратковременную радость, но полное счастье человек испытывает только тогда, когда помогает нуждающимся в поддержке.
Оценка: 4
(194 слова)
Что такое счастье? по тексту Бондарева (134 слова)
На мой взгляд, счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. Каждый человек понимает счастье по-своему. Справедливость своих слов докажу конкретными примерами.
Обратимся к тексту Ю. В. Бондарева. В произведении рассказывается о мальчике, которого делает счастливым возможность быть рядом с мамой. Малыш беспокоится, что его близкий человек может заблудиться из-за бурана. Когда мама возвращается, он чувствует невероятный прилив сил. Настоящее счастье – знать, что с твоим близким человеком все хорошо.
Свое мнение также могу подтвердить примером из художественной литературы. Вспомним произведение А. Куприна «Чудесный доктор». Доктор из этого рассказа откликнулся на чужое горе. Он спасает не только умирающего ребенка, но и всю семью Мерцаловых делает счастливой.
В заключение хочу сказать, что понимание счастья у каждого свое. Но одно остается неизменным: счастье – это самое лучшее в жизни человека.
Оценка: 5
(134 слова)
2 вариант сочинения (194 слова)
Что такое счастье? Конечно, каждый человек счастлив по-своему. Мне кажется, это чувство, которое характеризует полное удовлетворение чем-либо: кто-то радуется тому, что находится один, а кто-то чувствует себя комфортно с любимым человеком. Чтобы доказать свою точку зрения, приведу примеры.
В качестве первого аргумента обратимся к тексту Бондарева Юрия Васильевича. В нём говорится о том, как мальчик ждал свою маму с работы. Она долго не приходила, и Коля стал переживать, вдруг что-то случилось: «Как бы мамка не заблудилась…». Но когда мам пришла, мальчик был очень рад, ведь она являлась для него настоящим счастьем.
Обратимся ко второму примеру. Вспомним произведение великого русского писателя Н. В. Гоголя «Шинель». В повести говорится о том, как Акакий Акакиевич был сильно рад новой шинели. Он столько всего прошёл, чтобы получить её, ведь она являлась предметом искреннего желания. С помощью этой шинели Акакий Акакиевич стал чувствовать увереннее себя в обществе. А это говорит о том, что он стал очень счастливым.
В заключение хочется сказать, что не нужно искать счастье или забирать его у кого-то другого: ведь в скором времени вы обязательно его найдёте.
Оценка: 4
(194 слова)
Что такое счастье? по тексту Алексина (136 слов)
Счастье – это чувство, испытываемое в приятные моменты жизни. Для кого-то счастье это деньги, а для кого-то – здоровье родных.
В тексте Алексина говорится о том, что герой жалел свою бабушку, которая так скучала по дочерям. Она надеялась, что они позовут её в гости, но дочки отправляют лишь открытки на праздники. Тогда мальчик решил обрадовать бабушку и пригласил в театр. На сцене появился ребенок, который шёл к заболевшей учительнице, чтобы победить её одиночество. В нём пожилая женщина увидела своего внука. Вот так легко он сделал её счастливой.
Размышляя над вопросом, что же такое счастье, хочу привести пример из жизни. Лично для меня счастье – это не деньги, а мои родные и их здоровье. Ничто не заменит моменты жизни, когда ты рядом со своей семьёй.
Подводя итог своим рассуждениям, сделаю вывод, что для каждого человека понятие о счастье свое.
Оценка: 4
(136 слов)
Что такое счастье? по тексту Пескова (127 слов)
Счастье – это понятие морального сознания, обозначающее состояние человека, которое соответствует внутренней удовлетворённости, осуществлению своего человеческого назначения. Я думаю, когда человек счастлив, он не накапливает вокруг себя негатив, а думает только позитивно.
Проиллюстрировать можно на примере из текста «Приносят ли аисты счастье» В. Пескова. В этом произведении мы видим яркий пример проявления счастья. Мужчина уже было потерял смысл своей жизни, однако обрёл его вновь в заботе об аистах: «Для него эти птицы всё, что осталось в жизни».
Обратимся к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой всю жизнь искал счастье, но не находил. Поздно он понял, что мог стать счастливым только с Татьяной, ведь семья и любовь являются настоящими источниками счастья.
Таким образом, можно сделать вывод, что счастье – это важная составляющая жизни человека.
Оценка: 5
(127 слов)
Что такое счастье? по тексту Роя (187 слов)
Что такое счастье? Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Определённо, для каждого человека счастье – что-то своё, особенное и неповторимое. Общими словами счастьем можно назвать состояние, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего существования. Человек может быть счастлив, проводя время с друзьями и близкими, занимаясь своим любимым делом, достигая поставленных перед собой целей или читая книгу за чашкой чая поздним зимним вечером.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту О. Ю. Роя. Здесь изображён пример человеческого счастья. Андрюшка испытывает чувство внутренней удовлетворённости. Ему нравится спокойствие дома у бабушки, нравится её забота, нравится проводить с ней время. Запах кофе был для Андрея особенным. Он навевал воспоминания о беззаботном детстве, о любимых моментах жизни.
К сожалению, не все люди умеют быть счастливыми. Даже если у них всё есть, они всего добились, им этого мало. Счастье нужно учиться испытывать, видеть прекрасное в мелочах. Не зря философ Вильгельм Ницше говорил: «Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем».
Итак, счастье для каждого своё, но очень важно уметь испытывать это прекрасное чувство назло всем врагам — и несмотря ни на что.
Оценка: 4
(187 слов)
2 вариант сочинения (124 слова)
Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия.
Что приносит счастье человеку? Об этом пишет Рой Олег Юрьевич в предложенном для анализа тексте. Хочу над этим порассуждать. Я считаю, что счастье человеку приносит абсолютно всё, что может предоставить жизнь, но у него есть что-то главное, что нужно для его счастья.
В рассказе Олега Юрьевича в предложении 1-3 мы видим, что запах кофе был для Андрея не просто запахом, а целым воспоминанием о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно ощутить, когда тебе совсем мало лет.
На мой взгляд, счастье – это моменты, секунды, когда внутри человека порхают бабочки. Также счастье могут приносить разные незабываемые события.
В заключение хочу сказать, что счастье необходимо каждому человеку, без этого нет смысла в жизни.
Оценка: 4
(124 слова)
Что такое счастье? по тексту Фоняковой (141 слово)
Счастье – определённое состояние души человека, при котором он доволен своей жизнью. Каждый человек находит его в каких-то определённых вещах. Кто-то находит счастье в деньгах, кто-то в карьере, кто-то в семейном кругу.
В произведении Э. Е. Фоняковой нам рассказывается о маленькой девочке Лене. Она была по-настоящему счастлива в кругу своей семьи. Пришла война. Мама и папа должны были уйти на фронт. Возможно, они никогда уже не вернутся. Маленькая девочка слишком рано была лишена счастья. На её маленькие плечики выпала тяжёлая ноша.
Порой для счастья нужно совсем немного. Когда мне было лет восемь, у нас во дворе жил один мальчик. Звали его Семён. Он долгое время мечтал о велосипеде. На день рождения родители купили ему то, что он хотел. Семён был безумно рад такому подарку. Это настоящее детское счастье.
Все должны стремиться быть счастливыми, научиться ценить моменты радости. Может быть, тогда мир станет чуточку лучше.
Оценка: 5
(141 слово)
Сочинение-рассуждение на тему Счастье (114 слов)
Счастье – это непередаваемые ощущения. Для всех это слово имеет разный смысл, но знаю одно: оно приносит радость и положительные эмоции.
У многих счастье в деньгах, дорогой одежде и популярности. Лично для меня это слово имеет много значений. Счастье, это когда с родными всё хорошо. Когда хорошие оценки. Ну и, конечно, приятно, когда есть успехи в начинаниях.
Каждый хочет быть счастливым. Но что для этого нужно сделать? На этот вопрос нет определённого ответа. Ведь, если обращать внимание на мелочи, то всё вокруг приобретает смысл. Например, когда птицы чирикают перед окном или мама принесла вкусного печенья. Если не обращать на такие мелкие вещи внимания, то жизнь становится бессмысленной. И нет повода для радости и счастья.
Оценка: 5
(114 слов)
2 вариант сочинения (247 слов)
Проблема счастья является одной из вечных проблем общества. Счастье – это такое состояние человека, которое делает его радостным и удовлетворенным собственной жизнью. Счастье – явление относительное, для каждого человека оно свое. Кто-то находит счастье в любви и семье, кто-то находит себе более низкие цели: карьера, предметы быта и т.д.
Из этого следует, что счастье бывает истинное и ложное. Когда человек ложные ценности ставит во главе своего понимания счастья, то его счастье будет ложным и быстротечным, ведь оно не способно принести реального состояния покоя и удовлетворенности.
Счастье для меня – это дружба всех народов, чтобы не было войны и нового распада нашей страны. Я хочу, чтобы снова можно было гулять без зонта и босиком во время дождя, чтобы лес был чистым, а деревья не страдали от руки человека или во время пожаров. Чтобы не было убийц, наркоманов и другой шпаны. Чтобы выдавали вовремя зарплату, и люди могли купить себе, что хотят. Чтобы улицы были чистыми, а города — зелеными. Чтобы в России научились делать все свое, а не зависели от иностранных производителей. Чтобы люди помогали друг другу. Чтобы у всех детей были папа и мама, как у меня. Чтобы всегда, даже в пасмурную погоду, небо было чистым и ясным, и намерения у нас были такие же — чистые и ясные. Чтобы не было ссор, и люди не боялись врага. Чтобы изучали историю своей Родины, любовались природой и любили жизнь. Чтобы не загрязняли моря, реки, озёра, пруды всякими отходами, чтобы дети могли искупаться в любом водоеме.
Когда исполнятся мои мечты о счастье — это будет самый прекрасный день. Давайте жить дружно!
Оценка: 5
(247 слов)
3 вариант сочинения (192 слова)
Одни думают, что счастье неуловимо. Другие пытаются найти его в деньгах, работе, детях, помощи другим людям. Однако не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: человек быстро привыкает ко всему. Нет такой суммы денег, которая сделала бы человека счастливым навсегда, так же как и с детьми, друзьями, работой могут возникнуть проблемы, не зависящие от нас. И все же каждый может вспомнить минуты, когда он был действительно счастлив.
Я считаю, что счастье – мгновенно, ведь «всё течёт, всё изменяется». Один и тот же человек на протяжении жизни постоянно ставит новые задачи, постоянно достигает каких-то результатов. Он движется, и его счастье движется вместе с ним. Счастье нельзя накопить, отложить про запас, зато его можно достигать, им можно делиться. Счастье человека в его достижениях, которые важны и ценны именно для него. Деньги, друзья, работа – лишь средства, хорошие помощники на пути к счастью.
Чем чаще человек испытывает счастье, тем ярче, светлее и разнообразнее его жизнь. Птица счастья пуглива, её нужно приручать. Но счастливый человек несёт в мир любовь, свет, радость, улыбки – и мир становится лучше!
Дерзай, пробуй, испытывай новые ощущения, узнавай неизвестное! Ведь чем разностороннее увлечения, жизнь человека, тем больше у него шансов быть по-настоящему счастливым!
Оценка: 5
(192 слова)
Что такое счастье? 7 класс (96 слов)
Счастье – внутреннее состояние человека. Каждый чувствует его по-разному. Кому-то для удовлетворения своих потребностей нужны деньги, дорогие машины и брендовые вещи. Я совсем другой человек. Для меня важно реализоваться в жизни и получать удовольствие от работы. Если ты занимаешься делом, которое нравится, то обязательно почувствуешь мотивацию, силу и заряд.
Счастье состоит из мелочей. Например, сходить в магазин за любимым соком или прокатиться на велосипеде. Самое главное, испытывать от этого удовольствие. Тогда будет хорошее настроение и желание двигаться дальше.
Поэтому можно сделать вывод, что счастье для всех разное, но любой источник радости должен приносить только положительные эмоции.
Оценка: 5
(96 слов)
2 вариант сочинения (105 слов)
Что такое счастье? Этот вопрос задают многие люди, и каждый понимает счастье по-своему. Для одного – это богатство, другому нужна слава. Многие не понимают, что есть счастье. Кому-то для счастья нужна свобода выбора. А некоторым достаточно и куска хлеба для ощущения умиротворения. И почти каждый человек хотел бы жить в мирной стране, без войн.
Для меня счастье – это семья и здоровье. Не будет этих простых вещей – не будет и человека. Останется лишь бренное тело. Счастье – это понимающие и любящие меня родители. Кто поддержит нас в трудную минуту? Кто утешит и простит нам самые тяжёлые грехи? Конечно, семья.
Сколько людей, столько и мнений. Моё счастье – семья.
Оценка: 5
(105 слов)
Счастье. 8 класс (87 слов) (н)
Счастье – это чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Оно заключается в улыбках близких, в каких-то сюрпризах, подарках, неожиданных приятностей, доставляющих чувство удовольствия.
В пример могу привести рассказ «Шинель». Когда Башмачкин получил её, он был неимоверно счастлив. Вот он – пример счастья. Таких примеров в литературе множество. Ещё один яркий пример можно привести из рассказа Куприна «Куст сирени». Николай из-за оплошности чуть не лишился работы. Но жена помогла ему. И когда эта история закончилась, то он был счастлив.
Таким образом, счастье – это ни что иное, как состояние удовлетворения себя.
Оценка: 5
(87 слов)
Джон Стюарт Милль о хорошей жизни: высококачественные удовольствия – философия из 1000 слов: вводная антология
Автор: Дейл Э. Миллер
Категория: этика, историческая философия делает жизнь людей лучше для них. Философы предлагали различные теории о том, какие вещи сами по себе делают людей лучше, то есть теории «благополучия».
Многие из таких теорий утверждают, что приятные переживания — это, по крайней мере, часть того, что заставляет нашу жизнь идти хорошо. Но способствуют ли некоторые виды удовольствия большему благополучию, чем другие?
Философ XIX -го -го века Джон Стюарт Милль (1806–1873 гг.) отвечает «да». Это обсуждение объясняет, почему.
Джон Стюарт Милль1. Гедонизм Милля
Милль утверждает, что удовольствие — это не просто одна вещь, которая способствует нашему благополучию, это единственная вещь. Точно так же только боль делает нас хуже. Милль считает, что жизнь человека складывается для него ровно настолько, насколько он счастлив.
Милль определяет «счастье» как удовольствие и свободу от боли. В его Утилитаризм , он описывает лучшую жизнь как «существование, максимально свободное от боли и максимально богатое удовольствиями». [1] Эта теория благополучия называется «гедонизм». [2]
Доводы Милля в пользу гедонизма приведены в гл. 4 из утилитаризма , в его так называемом «доказательстве принципа полезности». [3] Там он утверждает, что «единственным доказательством… того, что что-то желательно, является то, что люди действительно желают этого». [4] Поскольку удовольствие — это единственное, чего мы желаем ради него самого, утверждает Милль, мы можем знать, что оно имеет уникальную ценность.
2. Бентам и Пушпин
Более ранний философ-утилитарист Джереми Бентам (1748–1832) также придерживается гедонизма. [5] Однако его гедонизм существенно отличается от гедонизма Милля.
Для Бентама то, сколько приятного опыта добавляет к нашему счастью, строго зависит от того, сколько удовольствия оно содержит. Это, в свою очередь, зависит от интенсивности удовольствия и его продолжительности. Итак, два фактора, интенсивность и продолжительность определяют ценность приятного опыта.
Бентам считает, что источник удовольствия не имеет отношения к его ценности. Он сравнивает чтение стихов с бездумной игрой «кнопка». [6] Как резюмирует вывод Бентама Милль, «при одинаковом количестве удовольствий канцелярская кнопка так же хороша, как и поэзия». [7]
3. «Качественный» гедонизм: множество удовольствий
В то время как Бентам может полагать, что удовольствие — это единственное чувство, которое присутствует во всех приятных переживаниях. Напротив, Милль считает, что существуют различные разновидности удовольствий; человек может получать удовольствие и от чтения стихов, и от бега, но удовольствие от этих занятий может иметь совершенно разные «ощущения».
Поэтому возможно, что некоторые « видов удовольствия более желанны и ценны, чем другие». [8] Милль считает, что некоторые из них; некоторые качественно более высокие удовольствия прибавляют к нашему счастью больше, чем равное или даже большее количество других удовольствий. Таким образом, для Милля ценность приятного опыта зависит от трех факторов: интенсивности, продолжительности и (в отличие от Бентама) качества .
4. Тест компетентных судей
Как сравнить качество удовольствий? Милль говорит, что мы должны консультироваться с людьми, которым нравилось и то, и другое. Только они компетентны, чтобы сделать это сравнение. Если они однозначно желают одного сильнее, то оно более высокого качества:
Из двух удовольствий, если есть одно, которому все или почти все, имеющие опыт обоих, отдают решительное предпочтение, независимо от какого-либо чувства морального долга предпочесть его , это более желанное удовольствие. [9]
Обратите внимание на преемственность с «доказательством» Милля: единственное свидетельство того, что одно удовольствие равно более желательным является то, что люди действительно желают этого более сильно .
Милль считает, что результаты этого теста очевидны. В то время как практически у всех есть опыт телесных удовольствий, которые мы разделяем с животными, только некоторые люди достаточно развиты умственно, чтобы в какой-либо степени наслаждаться чисто человеческими «удовольствиями интеллекта, чувств и воображения и моральных чувств». [10] Те, кто, как он утверждает, определенно предпочитают их:
Не подлежит сомнению тот факт, что те, кто в равной степени знаком с обоими и одинаково способен их ценить и наслаждаться ими, отдают наиболее заметное предпочтение тому способу существования, который использует их высшие способности. [11]
Это позволяет Милль ответить на возражение о том, что гедонисты одобряют жизнь человека, «достойную только свиньи», если она ему нравится. [12] Его качественный гедонизм может объяснить почему, хотя такая жизнь имела бы около (поскольку низкокачественные удовольствия имеют некоторую ценность), она была бы намного счастливее и жила бы намного лучше, если бы ее жизнь была богата высококачественными удовольствиями. [13]
Одним из практических результатов взглядов Милля является важность предоставления образования, достаточного для того, чтобы каждый мог наслаждаться более качественными удовольствиями. Люди, не имеющие такой подготовки, могут не понять, почему эти удовольствия выше, но они не компетентные судьи:
Лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей; лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком. И если дурак или свинья придерживаются другого мнения, то это потому, что они знают только свою сторону вопроса. [14]
5. Вопросы без ответа
Некоторые важные вопросы о взглядах Милля не получают четких ответов. Во-первых, существуют ли качественные различия между болями. Во-вторых, насколько ценнее телесных удовольствий более качественные удовольствия. Ясно, что он считает их значительно более ценными; противоречиво, некоторые ученые считают, что он считает их бесконечно более ценными. [15]
6. Заключение: правдоподобен ли качественный гедонизм Милля?
Может показаться, что Милль недооценивает телесные удовольствия. Может показаться, что его точка зрения подразумевала, что мы все должны тратить как можно больше времени на «редкие» занятия, такие как посещение музеев и оперы, и не тратить время на «захватывающие» занятия, такие как спорт или секс.
Однако люди с развитыми способностями могут находить более качественное удовольствие в разнообразной деятельности и в сочетании с другими удовольствиями. Тот, кто хорошо знает футбол, может получать от него интеллектуальное и эстетическое удовольствие, а также менее утонченное удовольствие от столкновений. Секс может быть как эмоционально насыщенным, так и физически приятным. Милль предполагает, что лучшая жизнь сочетает в себе спокойствие и волнение. [16]
Стоит также упомянуть, что у Милля была несколько необычная жизнь, начиная с детства, в котором почти не было игр. Так что он, возможно, был не вполне компетентен сам судить о некоторых телесных удовольствиях. [17]
Примечания
[1] Mill 1969b, 214.
[2] Слово гедонизм происходит от греческого слова 90 019 hēdonē («удовольствие»).
[3] Введение в этот аргумент см. в моем «Доказательстве принципа полезности» Милля.
[4] Mill 1969b, 234.
[5] В своей простейшей форме u тилитаризм — моральная теория, утверждающая, что действия правильны, если они максимизируют общее количество счастья в мире. в долгосрочной перспективе; в противном случае они ошибаются. Утилитаризм — это разновидность моральной теории, называемой консеквенциализмом . Для введения в этот тип теории см. Консеквенциализм Шейна Гронхольца.
[6] Описание смотрите на https://en.wikipedia.org/wiki/Push-pin_(game).
[7] Mill 1969a, 113.
[8] Mill 1969b, 211.
[9] Mill 1969b, 211. Обратите внимание, что Mill признает, что даже люди, «полностью понимающие «внутреннее превосходство» более качественных удовольствий иногда уступает искушению выбрать вместо этого более низкокачественное удовольствие (Mill 1969b, 212). Те, кто делает это слишком часто, могут вообще утратить способность наслаждаться более качественными удовольствиями, поскольку «Способность к более благородным чувствам у большинства натур очень нежное растение, которое легко убить» (Mill 19).69б, 213).
[10] Mill 1969b, 211.
[11] Mill 1969b, 211. Обратите внимание, что Милль требует, чтобы люди действительно получали рассматриваемое удовольствие, а не просто участвовали в деятельности, которая может потенциально может привести к удовольствию. Заставлять кого-то, кто не научился ценить классическую музыку, выслушивать симфонию, не делает его компетентным суждением об эстетическом удовольствии, которое получают от нее поклонники симфонии. Возможно, они не знакомы с радуются вообще, пусть и знакомы с симфонией, но уж точно не способны ее оценить и насладиться.
[12] Mill 1969b, 210.
[13] Милль предполагает, что даже более ранние утилитаристы, такие как Бентам, могли адекватно ответить на это возражение, не вводя понятие качественных различий между удовольствиями. Они могли бы сказать, например, что мы можем наслаждаться интеллектуальными и эстетическими удовольствиями гораздо дольше, чем телесными, и без таких же болезненных последствий (например, похмелья) (Mill 19).69б, 211). Но, прибегая к этому понятию, Милль может дать еще более убедительный ответ.
[14] Mill 1969b, 212. В силу своей веры в то, что использование наших явно человеческих способностей производит высшие удовольствия, гедонистическое понимание счастья Милля имеет некоторое сходство с решительно негедонистическим пониманием греческого философа Аристотеля (Aristotle 1999 , 1–18). Хотя Милль редко признает влияние Аристотеля, это одно из нескольких отголосков мысли Аристотеля в его книге.
[15] Например, Riley 2003. Противоположную интерпретацию см. в Miller 2010, 58–9. Частично здесь возникает вопрос о том, как читать предложение «Если одно из двух тем, кто компетентно знаком с обоими, ставится настолько выше другого, что они предпочитают его, даже зная, что оно сопряжено с большим неудовлетворенности и не пожертвовали бы ею ни за какое количество других удовольствий, на которые способна их природа, мы имеем право приписывать предпочитаемому наслаждению превосходство по качеству, настолько превосходящее количество, что в сравнении с ним мелкий счет» (Мельница 1969б, 211). Пункты разногласий включают: 1) считает ли Милль, что пункт «если» этого предложения удовлетворяется каждый раз, когда одно удовольствие более высокого качества, чем другое, или только в определенных случаях, когда качественная разница особенно велика, 2) следует ли « отказаться» от более качественного удовольствия означает полностью потерять способность наслаждаться удовольствием или отказаться только от небольшой его части, например, на пять минут, и 3) что Милль имеет в виду под «незначительным».
[16] Mill 1969b, 215. Милль мог бы счесть ошибкой, если человек когда-либо выбирал удовольствия более низкого качества за счет более качественных. Но это не значит, что он считает, что мы должны пытаться вообще воздерживаться от низкокачественных удовольствий. Многие виды деятельности, являющиеся обычными элементами нашей повседневной жизни, например физические упражнения, связаны с менее качественными удовольствиями. Часто, как уже отмечалось, мы можем наслаждаться менее качественными удовольствиями в компании с более качественными интеллектуальными и эмоциональными удовольствиями, и их сочетание будет более ценным, чем каждое из них по отдельности. И, возможно, иногда нам просто нужно на некоторое время дать отдых своим высшим способностям, перезарядить их для дальнейшего использования и позволить нам наслаждаться более качественным удовольствием в долгосрочной перспективе. Таким образом, получение телесных удовольствий не всегда означает получение меньшего количества умственных удовольствий.
Возможно, до сих пор кажется, что лучшая жизнь для нас та, в которой больше телесных удовольствий, чем думает Милль. Но если он убедил вас в том, что удовольствия, получаемые от упражнения чисто человеческих способностей, в достаточной степени превосходят телесные удовольствия, что наилучшая жизнь та, в которой первые сильно преобладают над вторыми, то он вполне мог бы быть удовлетворен даже если все еще существуют какие-то затянувшиеся разногласия по поводу того, насколько большим должно быть это преобладание.
[17] Заметьте, хотя Милль, как гедонист, считает, что ценны только удовольствия (и свобода от боли), его объяснение качественных различий между удовольствиями имеет значение, пока удовольствие относится к вещам, имеющим ценность, даже если есть другие.
Ссылки
Аристотель (1999). Никомахова этика . 2 -й выпуск . Эд. Теренс Ирвин. Индианаполис: Хакетт.
Милль, Джон Стюарт (1869a). «Бентам». В Джон М. Робсон (ред.), Собрание сочинений Джона Стюарта Милля vol. X. Торонто: University of Toronto Press, 77–115. Первоначально опубликовано в 1838 г.
—– (1969b). Утилитаризм . В книге Джона М. Робсона (ред.), Собрание сочинений Джона Стюарта Милля vol. X. Торонто: University of Toronto Press, 203–59. Первоначально опубликовано в 1861 г.
Миллер, Дейл Э. (2010). Джон Стюарт Милль: моральная, социальная и политическая мысль . Кембридж: Политика.
Райли, Джонатан (2003). «Интерпретация качественного гедонизма Милля». The Philosophical Quarterly 53: 410–18.
Для дальнейшего чтения
Бринк, Дэвид (2018). «Моральная и политическая философия Милля». В Эдвард Н. Залта (редактор), Стэнфордская философская энциклопедия .
Похожие эссе
Консеквенциализм Шейна Гронхольца
Доказательство принципа полезности Милля Дейла Э. Миллера
Счастье Кики Берк
«Могут ли они страдать?»: Бентам о наших обязательствах перед животными Дэниел Вельтман
Перевод
Турецкий
Скачать PDF
Скачать это эссе в формате PDF.
Об авторе
Дейл Э. Миллер — профессор философии Университета Олд Доминион и главный редактор журнала Utilitas. www.drdaleemiller.net
Подпишитесь на 1000-Word Philosophy на Facebook и Twitter и подпишитесь на уведомления по электронной почте о новых эссе на 1000WordPhil osophy.comНравится:
Нравится Загрузка…
Фонд конституционных прав
ФОНД КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
Билль о правах в действии
ВЕСНА 2009 (Том 24, № 4)
Реформа и перемены
Скандал с чайником | Стремление Вудро Вильсона изменить мир | Джон Стюарт Милль и свобода личности
Джон Стюарт Милль и свобода личности
Отец Джона Стюарта Милля, Джеймс, учился на пресвитерианского священника, но разочаровался и вскоре отверг любую организованную религию. Джеймс уехал работать журналистом в Лондон и присоединился к философу Джереми Бентаму, чтобы возглавить группу социальных реформаторов, известную как «Философские радикалы». Они следовали философии Бентама, называемой утилитаризмом.
Бентам попытался разработать стандарт человеческого поведения и определить, какую государственную политику и законы должно принять общество. Он пришел к выводу, что действия были правильными, если они приносили наибольшее счастье наибольшему количеству людей. Он утверждал, что человеческой природе свойственно искать счастья, определяемого как удовольствие, и избегать несчастья, определяемого как боль.
Философские радикалы использовали принцип счастья Бентама для организации движения за социальные реформы в Британии. Они стремились решить социальные проблемы, вызванные промышленной революцией. Радикалы атаковали консервативную землевладельческую аристократию, которая все еще доминировала в британском обществе и сопротивлялась социальным изменениям. Они также призвали к таким реформам, как право голоса для всех взрослых мужчин, государственная система образования и контроль численности населения, чтобы предотвратить слишком много рабочих, что снижает заработную плату.
Джеймс Милль женился на Харриет Берроу в 1805 году. Первый из их девяти детей, Джон Стюарт Милль, родился в Лондоне 20 мая 1806 года. При поддержке и помощи Джереми Бентама Джеймс разработал радикальную образовательную программу для домашнего обучения своего сына. Джеймс намеревался сделать Джона Стюарта Милля философом, который продолжил бы работу философских радикалов.
Джон выучил греческий язык в 3 года и начал изучать латынь в 8 лет. К 10 годам он прочитал греческих и римских классиков, таких как Платон и Цицерон, английскую и римскую историю, работы по алгебре и геометрии, а также Шекспира.
Джон прочитал « Principia Mathematica » Ньютона в 11 лет и работу Аристотеля по логике в 12 лет. Подростком он изучал философию и политическую экономию (теперь называемую экономикой), включая работы Джона Локка, Адама Смита и Джереми Бентама.
Каждый день Джон гулял со своим отцом, рассказывая о том, что он прочитал и узнал. Его отец был требовательным, нетерпеливым и суровым учителем, который постоянно критиковал недостатки Джона.
Позже Джон написал в своей автобиографии , что он «трепетал» перед своим отцом, который дал ему «образование для точного мышления», которое заставило его «узнать все для себя». Он также заметил: «Я совсем не осознавал, что мои достижения [достижения] были чем-то необычным для моего возраста».
К 15 годам Джон прочитал сотни произведений на греческом, латинском и английском языках, равноценных классическому университетскому образованию. Но он никогда не учился ни в школе, ни в институте. У него также не было друзей его возраста, потому что его отец считал, что они будут мешать его образованию.
Ментальный кризис и обновление
После 1819 года Джеймс Милль работал администратором в Индийском доме, лондонской штаб-квартире Ост-Индской компании. Эта старая торговая фирма получила право управлять британской колонией в Индии. В 1823 году он нашел работу в Индийском доме для своего 17-летнего сына.
Однако в 1826 году, в возрасте 20 лет, Милль перенес психический кризис, который, по-видимому, возник из-за конфликта между верностью отцу и растущим несогласием с некоторыми его утилитаристскими идеями. Милль также начал сомневаться в адекватности своего уникального образования. Позже он писал: «Все основание, на котором была построена моя жизнь, рухнуло».
Милль начал считать себя «просто мыслящей машиной». Он чувствовал, что «во мне умерли все чувства». Он понял, что в его образовании не хватало таких вещей, как музыка, понимание природной красоты и особенно поэзии. Утилитаристы, подобные его отцу, считали, что эти вещи отвлекают людей от рассуждений, необходимых для достижения универсальных жизненных истин.
Милль начал читать и встречаться с писателями-романтиками и поэтами, такими как Вордсворт, Кольридж и Гёте. Все они подчеркивали важность человеческих чувств как источника истины. Милль также исследовал историю как еще один источник правды о том, как люди должны жить и организовывать свои общества.
Милль начал сомневаться в основном предположении Бентама о человеческой природе: люди всегда ищут удовольствия и избегают боли, чтобы достичь счастья. Милль решил, что «свободная воля», свобода человека выбирать свою собственную форму счастья, может взять верх над утилитаристским принципом удовольствия и боли.
Все это заставило Милля переоценить утилитаризм. Что было счастьем? Милль думал, что это больше, чем просто удовольствие, как утверждали Бентам и его отец. Милль утверждал, что счастье становится тем, чем человек хочет быть. Это требовало от людей развития собственного разума, чувств и воображения, чтобы стать независимыми, мыслящими личностями. Милль называл это «индивидуальностью».
Под индивидуальностью Милль не имел в виду эгоистичный индивидуализм. Он утверждал, что для достижения истинного счастья люди должны стремиться не только к саморазвитию, но и помогать другим делать то же самое.
Милль пришел к выводу, что роль общества, экономики и правительства заключается в том, чтобы позволить людям реализовать свою индивидуальность. Милль считал, что индивидуальность не может процветать без «либеральной культуры», состоящей из индивидуальных свобод, равенства женщин, терпимости к различному образу жизни, рыночной экономики и ограниченного правительства.
Милль и Харриет Тейлор
Харриет Тейлор, жена фармацевта и мать троих детей, решительно поддерживала равные права женщин и другие социальные реформы. Эти проблемы, однако, не интересовали ее мужа, который мало давал ей интеллектуальной стимуляции.
В 1830 году Харриет впервые встретила Джона Стюарта Милля на званом обеде в своем доме. Им обоим за 20, и они быстро осознали свои взаимные интересы и «привязанность» друг к другу. С этого момента она постоянно работала с Миллем, помогая ему писать и редактировать его статьи и книги.
Муж Харриет потребовал, чтобы она прекратила близкие отношения с Миллем, но она отказалась. Вместо этого она придумала странный компромисс, чтобы разделить себя с обоими мужчинами. Она делила свое время между проживанием с семьей дома и проживанием с Миллом в загородном коттедже. Эта договоренность просуществовала более 20 лет.
После знакомства с Харриет Милль начал оказывать влияние на интеллектуальный мир Великобритании. В 1831 году он написал «Дух эпохи» — эссе, в котором использовал историю, чтобы показать, как Британия переживала переход от феодализма к новой эпохе. Он надеялся укрепить союз среднего и рабочего классов, чтобы избавиться от старой феодальной аристократии Британии.
Когда в 1836 году умер его отец, Милль испытал личное освобождение от человека, который доминировал в его жизни. Сейчас ему 30, и он взял на себя работу отца в India House.
При постоянной поддержке Харриет Милль опубликовал книги по логике и экономике, которые сделали его более важным философом, чем его отец. В своей книге по экономике Милль подверг критике эгоистичную погоню за деньгами. Милль утверждал, что богатство должно быть лишь средством для достижения высшей цели индивидуального саморазвития, которую он называл индивидуальностью.
Милль хотел, чтобы как можно больше людей участвовали в качестве владельцев бизнеса в условиях свободной рыночной экономики. Он писал, что это было бы возможно, если бы рабочие объединили свои деньги, чтобы выкупить частные предприятия и управлять ими как кооперативными предприятиями. Рабочие будут избирать своих менеджеров и получать заработную плату из прибыли предприятия, которому придется конкурировать с другими частными предприятиями.
Милль выступал против государственного централизованного планирования, за которое выступало большинство европейских социалистов. Его видение заключалось в том, что каждый мужчина и женщина должны быть владельцами бизнеса. Он видел в этом способ помочь им достичь саморазвития и счастья. Сегодня историки часто классифицируют Милля как социалиста-утописта.
В конце концов Милль женился на Харриет Тейлор в 1851 году после смерти ее мужа. Оба они, однако, вскоре заболели туберкулезом. Полагая, что он скоро умрет, Милль потратил больше времени на написание своих Автобиография . Но случай Харриет был более тяжелым, и она умерла в 1858 году, когда они путешествовали по Франции. Милль похоронил ее там и воздвиг памятник с длинной восхваляющей ее надписью.
«О свободе»
Милль и Харриет потратили много времени на написание и переписывание «О свободе». Они были почти готовы опубликовать его, когда она умерла. В следующем году он опубликовал эту работу длиной в брошюру без дальнейшей редакции, посвятив ее ей.
В начале «О свободе» Милль заявил, что демократии, подобные Соединенным Штатам, придут на смену абсолютным монархиям и тираниям прошлого. Однако, когда люди контролировали свои правительства, возникла новая проблема.
Основываясь на своем внимательном прочтении « Демократия в Америке » Алексиса де Токвиля, Милль опасался, что «воля народа» чаще будет «волей большинства». Это могло бы угрожать свободе и индивидуальному саморазвитию, если бы большинство действовало для подавления взглядов и образа жизни меньшинства. Демократия, утверждал Милль, может легко превратиться в «тиранию большинства».
Чтобы преодолеть эту угрозу, Милль предложил то, что современные философы называют своим «принципом вреда». Милль писал, что «единственная цель, с которой власть может правомерно применяться в отношении любого члена цивилизованного сообщества против его воли, — это предотвращение причинения вреда другим». «Принцип вреда» Миллса не позволит демократическому большинству вмешиваться в свободу любого взрослого, если только этот человек не угрожает причинением вреда другим. Затем Милль определил конкретные свободы, которые он имел в виду:
• «свобода совести»
• «свобода мысли и чувства»
• «абсолютная свобода мнений»
• «свобода выражения и публикации мнений» (свобода слова и печати)
• «свобода объединяться для любых целей» (свобода собраний)
• «свобода . . . формировать план нашей жизни в соответствии с нашим характером, делать то, что нам нравится», даже если это кажется «глупым, извращенным или неправильным».
Любое общество без этих свобод, заявил Милль, не было бы свободным. «Единственная свобода, заслуживающая этого названия, — писал он, — это свобода добиваться собственного блага по-своему, пока мы не пытаемся лишить других их блага или препятствовать [препятствовать] их усилиям по его достижению. ”
Милль далее утверждал, что истина находится в результате «столкновения противоположных мнений». Он писал: «Тот, кто знает только свою сторону дела, мало знает об этом». Когда люди прислушиваются только к одной точке зрения, объяснял он, «ошибки затвердевают в предрассудки, а сама истина перестает действовать как истина, преувеличиваясь и превращаясь в ложь».
Милль признавал, что личная свобода нуждается в ограничениях, иначе это может нанести вред другим. Он привел в пример «возбужденную толпу» у дома торговца зерном, кричащую, что он морит бедняков голодом. В таких обстоятельствах, соглашался Милль, полиция имела право арестовывать тех, чьи гневные слова могли легко спровоцировать насилие. Он также сказал, что правительство не имеет права подвергать цензуре те же самые слова, опубликованные в газетной статье.
Милль утверждал, что «атмосфера свободы» необходима для обеспечения всем людям возможности развивать свою индивидуальность. Он осуждал британское общество своего времени за его удушающую конформность. Он аплодировал оригинальным мыслителям, чудакам, гениям и нонконформистам, которые экспериментировали с разными образами жизни, тем самым не давая человеческой жизни превратиться в «застойный бассейн».
Милль заявил, что правительство должно быть ограничено созданием условий, необходимых людям для достижения их индивидуальности. Он привел примеры, когда правительство ошибалось, пытаясь искоренить определенное поведение и образ жизни людей. Одним из примеров был запрет на азартные игры. Другой преследовал религию мормонов.
С другой стороны, он утверждал, что правительство было прав, запрещая людям вступать в брак, если они не могут содержать своих детей. Иметь ребенка, писал он, «без справедливой перспективы быть способным не только обеспечить пищу для его тела, но и научить его разум, является моральным преступлением как против несчастного потомства, так и против общества».
«О свободе» Милля вызвала критику. Некоторые обвиняли его в поощрении анархии, безнравственности и безбожия. Другие критики сомневались в том, что он дал адекватное определение «вреду», и подвергали сомнению его предположение о том, что люди действительно хотят заниматься саморазвитием. Сам Милль заметил, что «О свободе» «вероятно, проживет дольше, чем все остальное, что я написал». Он был прав. Это его самая известная работа, которая никогда не выходила из печати.
«Подчинение женщин»
После публикации «О свободе» в 1859 году Милль обратился к политической реформе. Он выступал за распространение права голоса на всех взрослых, включая женщин. Однако он разработал спорную систему голосования, которая давала больше права голоса людям с образованием (а не владельцам собственности).
Милль поддерживал государственные субсидии родителям, которые не могли позволить себе обучение своих детей. Но он выступал против системы государственных школ, потому что считал, что она будет способствовать социальному конформизму.
Противник рабства (которое Великобритания отменила в 1833 году), Милль поддерживал Север во время Гражданской войны в США. Он писал, что в случае победы Юга это «было бы победой сил зла, что придало бы смелости врагам прогресса».
В 1865 году Милль получил место в парламенте от Либеральной партии. Он баллотировался при условии, что будет голосовать только по совести, даже если это пойдет против воли избирателей, которых он представляет.
Милль рассматривал свое место в парламенте как платформу для выражения своих взглядов на политические и социальные реформы, особенно на право женщин голосовать. В 1867 году он помог организовать первое в Великобритании общество избирательного права женщин (право голоса). Его выступления и голоса в парламенте часто намного опережали его время. Следовательно, он потерпел поражение на переизбрании в 1868 году, отбыв всего один срок.
Через год после того, как он покинул парламент, Милль опубликовал книгу «Подчинение женщин». В этой брошюре резюмируются его давние аргументы в пользу равенства женщин в британском обществе, где доминируют мужчины. Он подчеркнул, что женщины должны иметь равные с мужчинами права на развитие своей индивидуальности. Это включало право владеть собственностью, получать высшее образование, выбирать любую профессию и в полной мере участвовать в политике.
Милль резко не соглашался со своим отцом по поводу избирательного права женщин. Джеймс Милль всегда считал, что муж представляет свою жену, когда он голосует, поэтому у нее не было причин пользоваться этим правом. Джон, однако, утверждал, что интересы жены часто отличаются от интересов ее мужа, и поэтому она должна иметь равное право голосовать за них. Несмотря на усилия Милля, британские женщины не получили даже ограниченного права голоса до 19 лет.18 лет, спустя много времени после его смерти.
* * * * *
В последние годы своей жизни Милль наконец написал о религии, теме, которую избегал всю свою жизнь. Его критики часто называли его атеистом. Однако он писал, что принимает существование Бога как вероятное, а Иисуса как великого пророка. Тем не менее, он считал, что организованные религии противодействуют социальным изменениям и ограничивают индивидуальное саморазвитие.
Милль умер во Франции в 1873 году, за несколько дней до своего 67-летия, и был похоронен рядом с Харриет. Хелен Тейлор, дочь Харриет, заботившаяся о Милле после ее смерти, вскоре после его смерти опубликовала его ставшую теперь известной автобиографию.
Сегодня большинство считает Джона Стюарта Милля величайшим британским философом XIX века. Он также был одним из последних крупных мировых мыслителей, писавших почти на все философские темы, от логики до религии. Его дальновидные взгляды на демократию, личную свободу и равенство женщин делают его таким же актуальным сегодня, как и в его дни.
Для обсуждения и письма
1. Милль переопределил утилитаристскую концепцию счастья как достижение «индивидуальности». Что он хотел этим сказать? Ты с ним согласен? Объяснять.
2. Что Милль имел в виду под «тиранией большинства»? Считаете ли вы это проблемой для демократии? Почему?
3. Как вы думаете, будет ли Милль возражать против законов, запрещающих людям причинять себе вред, например, принимать наркотики, вызывающие привыкание? Почему?
Для дальнейшего чтения
Капальди, Николас. Джон Стюарт Милль: биография. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004.
Милль, Джон Стюарт. Основные сочинения Джона Стюарта Милля. Нью-Йорк: Современная библиотека, 2002.
АКТИВНОСТЬ
Принцип вреда
В «О свободе» Джон Стюарт Милль так определил причинение вреда другим:
Короче говоря, всякий раз, когда существует определенный ущерб или определенный риск ущерба как для отдельного лица, так и для общества, случай выводится из области свободы и помещается в область морали или закона.
Сформируйте шесть малых групп, каждая из которых обсудит одну из перечисленных ниже ситуаций.