Казачий эпос: Казачий эпос — Центр русского фольклора

Презентация издания «Казачий эпос» / Православие.Ru

13 мая в Государственном республиканском центре русского фольклора (ГРЦРФ) прошла презентация первого и второго томов продолжающегося издания «Казачий эпос». Автор и составитель – ведущий научный сотрудник ГРЦРФ, кандидат искусствоведения Анатолий Николаевич Иванов.

Издание фольклорных материалов казачьего эпоса — многотомный фундаментальный проект ГРЦРФ. Песни записаны в разные годы на территории от бассейна Дона — на восток до реки Урал и на юг до Терека. Значительная часть материалов, вошедших в издание, публикуется впервые.

Помимо фольклорных материалов — былинных песен и нот, издание включает в себя великолепный аналитический аппарат — большой вводный очерк проблемно-методологического и исторического содержания и диск с экспедиционными аудиозаписями некоторых песен, вошедших в оба тома издания.

Записи эпических песен, сделанные в разное время, позволяют проследить развитие сложных культурных процессов.

Русский казачий эпос представлен в книге во всей его полноте, в единстве музыкального и словесного компонентов. Раскрывается его историческая ретроспектива и особенности каждой фольклорной записи.

Второй том целиком посвящен одной песне — былине «Добрыня и Алёша». Былина была записана известным музыковедом-фольклористом, руководителем студии народной песни «Измайловская слобода» Андреем Сергеевичем Кабановым на хуторе Яминский Волгоградской области. Исполнитель былины — Василий Артемьевич Сидоров 1904 г. р. в период с 1973 по 1980 годы спел различные вариации изложения былинной песни.

«Былина, исполненная Василием Артемьевичем Сидоровым — сердцевина всего тома, и вообще запись в Яминском — это самая лучшая живая запись былины, многоканальная, многовариантная, вокруг нее построено все исследование» — отметил А.С. Кабанов.

Таким образом, во втором томе издания собраны разные вариации этой казачьей былины, появившиеся в результате фрагментации эпического сюжета, многочисленные отголоски былины, сводные тексты смешанного происхождения. На основе этого материала и анализа А. Н. Иванова вырисовывается общая картина, во многом неожиданная и новая с точки зрения сложившихся научных представлений о народном эпосе и феномене казачьей песни.

В частности, доктор филологических наук, заведующий отделом фольклора Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, главный редактор журнала «Традиционная культура» Владимир Леонидович Кляус подчеркнул, что на основе конкретных материалов — музыкальных текстов, А. Н. Иванову удалось отделить собственно казачий эпос от других регионов бытования эпической традиции, в частности, русского Севера. «В каких-то материях Анатолий Николаевич (Иванов) продвинулся даже дальше чем его коллеги этномузыкологи, к этой работе надо возвращаться, пытаться вникать в ее суть» — сказал он.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского устно-поэтического творчества филологического факультета МГУ Татьяна Борисовна Дианова отметила, что попытка систематизировать сложные, многофакторные связи между текстами казачьего эпоса, которые предлагает А. Н. Иванов, дает импульсы к нашему мышлению и воображению.

«Анатолий Николаевич видит много составляющих, он чувствует и понимает текст, потому что пропускает его через себя. Когда читаешь то, что написал Анатолий Николаевич, возникает ощущение, что ты имеешь дело с фактурой очень сложной, которую не всегда легко объяснить простой объяснительной парадигмой и поэтому он пытается искать в смежных областях — уходит в синергетику, в системную теорию и т. д. Хорошо если в дальнейшем читателям и исследователям это даст еще один импульс к работе, к дальнейшему исследованию» — сказала она.

Т. Б. Дианова так же отметила серьезность вопросов, которые встают в связи с эпосом. «Почему, когда остается только рудиментарный отрывок — небольшой фрагмент этой былины, она все равно продолжает звучать? Я думаю, потому, что когда человек ощущает себя русским казаком, жителем того же самого Яминского, тогда в нем продолжает жить и звучать даже небольшой фрагмент этого текста».

Презентация сопровождалась показом эпизодов из фильма С. Н. Старостина «Казачья старина» (1994 г.), видеозаписи экспедиции ГРЦРФ к казакам-некрасовцам в 1995 году и выступлением исполнителей казачьей песни — Скунцева Владимира Николаевича, Асанова Вячеслава Владимировича, Иванова Владимира Николаевича.

Трио Кабанов Андрей Сергеевич, Миненков Дмитрий Сергеевич и Кабанов Иван Андреевич и ансамбль «Казачий кругъ» исполнили былинные песни донских казаков.

Издание предназначается для музыковедов, фольклористов, этнологов, исследователей истории и культуры русского казачества, исполнителей фольклорных песен, специалистов по теоретической культурологии.

Системно-теоретические проблемы казачьего эпоса — Этномузыколог

Иванов А.Н. Системно-теоретические проблемы казачьего эпоса. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. — 224 с.

Предлагаем вашему вниманию книгу Анатолия Николаевича Иванова «Системно-теоретические проблемы казачьего эпоса». Издание выпущено в 2012 году. Книга предваряет собой многотомное издание фольклорных материалов по казачьему эпосу, многие из которых практически неизвестны науке и широкой культурно-художественной среде. Рассматриваются теоретико-методологические проблемы, в том числе выходящие за рамки какой-либо одной научной дисциплины. Исследование проводится на междисциплинарной основе, в содружестве наук о народной художественной культуре. В книге реализуется системно-теоретический подход к эпическим песням, выявляется их многогранная динамика в народной культуре различных войсковых подразделений русского казачества от бассейна Дона на восток до реки Урал и на юг до Терека. На основе широкого и сложного фольклорного материала формулируются исходные положения исследовательской программы по этномузыкальной динамике.


Издание предназначается для музыковедов, фольклористов, этнологов, исследователей истории и культуры русского казачества. Его материалы будут также интересны специалистам по теоретической культурологии и сложным развивающимся системам.

 

Содержание

Введение Постановка основной проблемы

Глава 1. Система казачьих эпических песен
Структурное разнообразие: репродуктивные и адаптивные приоритеты. Несколько слов о рекурсивной основе преобразований. Напевная декламация и мелодическая кантилена: как осуществляется двусторонний переход между ними? Предыстория и история. Первичные зоны системно-замкнутых сопряжений. Номотип. Обзор архитектонических типов эпическою напева. Круговорот базовых структур как способ поддержания границ в системе. Ансамбль стереотипий.

Глава 2. Развитие через кризис. Перемены и стабильность
Раскрытие внутренних резервов в условиях системного кризиса. Социокультурные предпосылки эпохальных изменений. Динамическая стабильность за счет перемен. Ее факторы: ритуализация, фрагментация, декомпозиция. Основополагающие системные механизмы: коммуникационная сеть устойчиво различаемых типизированных структур, восхождение от архитектонических ориентиров в эпическом напеве к ценностным ориентирам. Экскурс в типологию личности. Ансамбль ценностных приоритетов и раритетов в локальных группах казачьего населения.

Глава 3. Распев. Трансформация
Функции распева. Формационный и трансформационный компоненты. Распев как саморегулирующийся процесс накопления / сброса слогоритмического или мелодического ресурса. Распев как голос повествователя. Музыкальная ипостась повествования. Трансформационные регистры. Трансформант — особая форма существования эпической песни. Фрактальный процесс. Избыточность. Нивелирование неоднородностей и нагнетание однородности: квантигенез. Трансформационное и ценностно-ориентировочное измерения в матрице эпических песен.

Глава 4. Волны нововведений в распеве. Модификация
Предварительный обзор связей между преобразованием и новообразованием. Модификаторы — средства для получения измененных структур. Периодичность и спорадичность. Трансформация и модификация в кругу задач формогенеза. Новообразования первого и второго порядка. Формулы модификации: направляющие, внедренные, сопровождающие. Внутренние и внешние катализаторы новизны. Волновая динамика нововведений в локальных песенных стилях.

Глава 5. Эволюционное рассмотрение казачьего эпоса
Краткие итоги предварительных наблюдений. Эволюция и инволюция. Учет хронологического фактора при построении эволюционной модели. Что такое сложность? Пульсация сложности и простоты. Эволюция как поэтапная смена общесистемного принципа. Эволюция как динамическая преемственность этапов. На подступах к системной типологии эпических стилей.

Заключение Исследовательская программа по этномузыкальной динамике
Основные научные задачи. Движущая сила внутрисистемной динамики. Определение основных понятий. Концепции и ключевые термины динамичного развития. Качественные типы динамики. Трансформация, ее алгоритмическая основа в сравнении с другими видами формогенеза. Проблема инновации. Проблема скорости развития. Симметрия как проблема этномузыкальной динамики. Программа создания теории этномузыкальной динамики.

Приложение
Список литературы

Скачать книгу

Рубрики Издания Центра русского фольклора, Книги Метки былина, ГРЦРФ, Донские казаки, Иванов А.Н., казаки-некрасовцы, Эпос

© 2023 Этномузыколог • Создано с помощью GeneratePress

Эпическая всемирная история: Казаки

Казаки
Казаки первоначально поселились в южных степях Европы и в России. Еще в 1380 году казаки на Дону зарегистрированы как сражавшиеся с русским великим князем Дмитрием против монголов. 8 сентября 1380 года Дмитрий одержал решающую победу над монголами у Куликова на реке Дон, фактически положив конец монгольскому владычеству над большей частью России.

К 16 веку казаки объединились в две большие автономные группы, донских казаков и запорожцев, которые жили по излучинам Днепра. (Запорожье переводится как «ниже изгиба реки».) Другие историки указывают на дополнительные районы казачьего расселения с течением времени, включая районы, в которых проживали целые казачьи поселения.

Несмотря на то, что в дополнение к крымским татарам (или монголам) казаки были окружены мощью растущего российского государства Польши, казакам все же удавалось сохранять значительную степень независимости благодаря своей военной доблести.

Многие крепостные, или рабы, бежали, чтобы присоединиться к казакам, потому что мера свободы, которой пользовались казачьи лидеры (называемые атаманами или гетманами), не встречалась больше нигде в России или Восточной Европе в тот период. Слово «казак» происходит от тюркского слова казак, означающего «свободный человек».

Большинство казаков были славянского происхождения, а большинство христиане, обычно православной веры. Казаками управляла Рада, или Законодательное собрание, во главе с атаманом. В военное время атаман выполнял функции верховного военачальника.

Казаки поняли, что сохранить свою свободу означает держать свои военные навыки в высокой степени готовности. Их образ жизни отражал влияние монголов до них. Мальчикам давали оружие почти сразу же, как только они начинали его держать, и иногда учили ездить верхом еще до того, как они научились ходить.

Действительно, главная сила казаков заключалась в быстрых атаках, которые они могли выполнять на своих лошадях. Атаманы устраивали мнимые бои с младшими мальчиками, чтобы как можно раньше приучить их к военной жизни. Храбрых и смелых мальчишек замечал вождь и с ранних лет отмечали для продвижения по службе.

Казаки начали использовать свое централизованное положение для набегов на владения растущих вокруг них народов, хотя большая часть их атак была направлена ​​против татар-мусульман Крыма и турок Османской империи. В то же время, когда границы держав в Восточной Европе были такими подвижными, каждое графство могло видеть ценность казаков как пограничных войск, идеально подходящих для противодействия рейдерам из вражеских земель.

В 1569 году Польша и Литва официально стали Люблинской унией. Великий князь литовский Ягайла правил объединенной монархией как Владислав (Владислав) II Ягайло, первый из династии Ягайло. Пакт, устанавливавший государство для его брака с королевой Польши, предусматривал, что он станет католиком, религией Польши.

В 1596 году Брестская уния объединила русское православие Литвы с римским католицизмом Польши, образовав так называемую униатскую церковь. Униатская церковь начала гонения на православных, которые не обращались, и, возможно, тысячи бежали в Сечь Посполитую казаков.

В 1645 году Ладислав IV стремился вовлечь казаков, которые к тому времени уже находились в границах польской власти, в войне против Османской империи. Когда его планы были раскрыты, казаки опасались стать козлами отпущения для двух стран.

Помимо непрекращающихся преследований Православной церкви, разоблачение секретного договора Ладислава побудило казаков под предводительством Богдана Хмельницкого восстать против Польши в 1648 году, в том самом году, когда Вестфальский мирный договор стремился принести мир в Европу, положив конец Тридцатилетней войне. Война (1618–1648).

Хемельницкий заключил союз с татарами и запорожскими казаками и возглавил вторжение в Польшу. Польские крепостные встали при приближении Хмельницкого. В течение шести лет восстание опустошало Польшу и Украину. Тысячи поляков и евреев были убиты в ходе одной из самых жестоких расправ, когда-либо виденных в Европе.

Наконец, в 1654 году, видя, что разрушение Царства Польского ему не по средствам, Хмельницкий сделал бесповоротный шаг и заключил союз с царем Алексеем, вторым из династии Романовых. К несчастью для свободолюбивых казаков, Хмельницкий сменил одного хозяина на другого, польского короля на русского царя.

При Романовых в XVII веке произошло ужесточение контроля России над казаками. Русские считали казаков отличными войсками, которые можно использовать против Османской Турецкой империи.

Казаки совершали ожесточенные набеги на татар, а в 1663 году турецкий султан Мухаммед IV направил большое войско против запорожских казаков. Хотя запорожцы спали после попойки, один очнулся вовремя, чтобы увидеть приближающихся турок. Невероятно, но казаки смогли отбиться от нападавших и заставить их отступить.

В конце концов, напряженность между русским правлением и стремлением казаков к свободе привела к восстанию Стефана (Стеньки) Разина в последние годы царствования царя Алексея. Разин выступил против русских в 1670 году, начав то, что стало полномасштабным казачьим восстанием.

Хотя многие казаки присоединились к нему, другие присоединились к русским, чьи дисциплинированные войска вскоре подавили восстание Разина под Симбирском. После пыток в Москве Разин был обезглавлен в 1671 году. С тех пор он стал символом русского сопротивления тирании.

Сын царя Алексея, Петр I, или Петр Великий, признал военный потенциал казаков, несмотря на их непокорность. В 1696 году Петр захватил у турок черноморский порт Азов благодаря своим союзникам-казакам.

Величайшим испытанием правления Петра стала Великая Северная война против шведского короля Карла XII (1700–1721). Иван Мазепа был ведущим казачьим гетманом в то время, и он восстановил казачество как важный фактор в делах Восточной Европы, уравновешивая амбиции Польши и России.

непокорность
Когда в июле Петр решительно разбил Карла под Полтавой, Мазепа был вынужден бежать. Мазепа умер естественной смертью в сентябре 1709 г., прежде чем Питер смог поймать его. После Мазепы казаки вошли в состав русской армии, даже совершая набеги на Берлин в составе армии царицы Елизаветы во время Семилетней войны (1756–1763) против Фридриха II Прусского.

Однако свободолюбие казаков привело к еще одному восстанию до конца XVIII века. Когда Елизавета умерла в 1762 году, ее сын Петр III был свергнут и убит в результате дворцового переворота своей женой Екатериной. Екатерина, которая войдет в историю как Екатерина Великая, столкнулась в сентябре 1773 года с восстанием донского казака Емельяна Пугачева.
Для крепостных России, немногим лучше рабов, Пугачев казался их защитником, поскольку он боролся против угнетателей-помещиков. В марте 1774 г. Пугачев потерпел поражение от екатерининских войск под Оренбургом; как и Разин, он был казнен через обезглавливание.

Восстание Пугачева было последним настоящим вызовом против лишения казаков свободы. Одна из величайших ироний истории состоит в том, что в более поздние годы казаки стали одними из самых безжалостных защитников русской деспотии, против которой они когда-то так храбро сражались.

Казачья эпопея: мастерство сценического мастерства

Ти Гун

Русские народные наигрыши пронизывают казачью жизнь в «Тихом Дону».

«Тихий Дон» — притчей во языцех среди театралов. Пьеса, как и русский роман, из которого она взята, эпос не только по драматическому размаху, но и по длине. Каждое выступление в Шанхае длится восемь часов.

Спектакль, представленный Санкт-Петербургским театром «Мастерская», будет представлен в двух спектаклях на Шанхайской площади культуры SAIC. Первое выступление длилось с 18:00 вчера до 2:00 сегодняшнего дня. Финальное выступление начнется завтра в 14:00.

Спектакль основан на четырехтомном романе русского писателя Михаила Шолохова, в котором рассказывается о жизни казаков во время Первой мировой войны, русской революции и гражданской войны в России. Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе в 1965 году за роман.

Сюжетная линия вращается вокруг семьи Мелеховых из Татарска. Второй старший сын, Григорий, состоит в романе с замужней женщиной по имени Аксинья, муж которой служит в армии. Отец заставляет его жениться на женщине по имени Наталья. Но роман продолжается, и Григорий и Аксинья вместе убегают.

Начинается Первая мировая война, и Григория мобилизуют в армию. Он несколько раз ранен и удостоен чести за храбрость. Он даже спасает жизнь мужу Аксинии, но это не может излечить глубокую вражду между двумя семьями.

Когда вспыхивает русская революция, Григорий присоединяется к большевикам, но позже разочаровывается и оставляет это дело.

Русский режиссер Григорий Козлов был очень амбициозен, уложившись в восемь часов. Первоначально это был 24-часовой спектакль, прежде чем он решил сделать его более «дружественным для публики».

«Мы пробовали на репетициях 24-часовую версию», — сказал Козлов. «Но, ускорив темп повествования и найдя более эффективные способы смены сцен, нам удалось его сократить. На длину я не обращал особого внимания, если честно. Я просто хотел рассказать полную историю».

Ти Гонг

Русский режиссер Григорий Козлов

Козлов сказал, что его мотивировала любовь к роману.

«Я мечтал создать пьесу по роману 10 лет, прежде чем мне в конце концов удалось это сделать», — сказал 64-летний мужчина. «Мой дедушка перечитывал роман снова и снова. Она также стала моей любимой книгой».

Козлов добавил: «Это история о незначительных личностях на огромном историческом полотне. Творчество Шолохова может быть оценено людьми из всех стран, как и произведения Шекспира, потому что оно затрагивает общие стороны человеческой натуры».

Козлов окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства в 1989 году и преподает там с 1995 года.

Выпускники его классов отличились профессионализмом и следованием системе Станиславского — подходу к подготовке актеров, разработанному Константином Станиславским. в первой половине 20 века.

В 2010 году Козлов и его актерские и режиссерские курсы основали Театр «Мастерская» как профессиональный драматический театр. Все главные действующие лица спектакля – козловские ученики. Антон Момот, сыгравший Григория, и Софья Карабулина, сыгравшая Аксинию, присоединились к Театру «Мастерская» после окончания в 2014 году.

Момот специализировался на драме и кино, а также занимался боксом. Козлов сказал, что сразу понял, что молодому человеку суждено стать Григорием, как только они встретились. «Тихий Дон» — единственный спектакль, в котором Момот сыграл с момента прихода в театр.

«Обычно мы тратим на репетиции гораздо больше восьми часов, поэтому продолжительность спектакля никогда не была для меня проблемой», — сказал Момот. «Я привык.»

Карабулина также опровергла опасения по поводу выносливости исполнителей в восьмичасовом спектакле.

«Иногда от актеров и актрис требуется железная воля, как и от солдат», — сказала она. «Козлов — очень требовательный режиссер, который очень заботится о деталях. Например, он отказывается начинать репетицию, если сцена не убрана должным образом. Мы все обязаны были прочитать произведения Станиславского и запомнить их».

Ти Гонг

Антон Момот играет главного героя Григория Мелехова.

Премьера фильма «Тихий Дон» состоялась в 2013 году в России. Шанхай является третьей остановкой первого турне спектакля по Китаю, с предыдущими выступлениями в Харбине, столице граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян, и в Пекине.

Поскольку в романе упоминается множество русских народных песен, пьеса также наполнена пением и танцами. Известный китайский актер Пу Цуньсинь, который видел спектакль на прошлой неделе в Пекине, приветствовал его успех.

«Пьеса больше не является романом, но в ней удалось создать образ, описывающий судьбу казаков», — сказал Пу, который также является председателем Китайской театральной ассоциации. «Китайская драма иногда слишком сильно зависит от сюжета и повествования. В «Тихом Доне» артисты поют для самовыражения, что романтично и эмоционально откровенно».

Шанхайской публике не в первый раз удается выдержать восьмичасовой спектакль. В 2013 году в Шанхае была поставлена ​​восьмичасовая пьеса тайваньского драматурга Лай Шэн-чуаня «Мечта как мечта»9.0015

Но для Шанхайской площади культуры SAIC, известной постановкой мюзиклов, «Тихий Дон» было несколько смелым решением.

«В центре на 2000 мест есть большая сцена, которая обычно считается непригодной для спектаклей, потому что зрителям сзади приходится напрягаться, чтобы увидеть лица исполнителей», — сказал Фей Юаньхун, заместитель генерального директора Шанхайского управления театром на площади Культуры. Co.

«Эта пьеса является исключением, учитывая ее напряженный темп, практичный сюжет, качественную постановку и выразительное исполнение», — сказал Фэй. «Это принесет зрителям уникальный опыт. Старшее поколение Китая находится под сильным влиянием русской литературы и эмоционально связано с ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *