Какие правила этикета сохраняют достоинство человека: 101 правило современного этикета
как вести себя в обществе
Правила этикета регулируют взаимодействие между людьми в разных жизненных ситуациях. Нормы поведения сформировались под влиянием традиций и постепенно эволюционировали до современного состояния.
Что такое современный этикет
Сегодня жизнь человека невозможно представить без постоянного взаимодействия с другими членами социума. Чтобы общение было приятным и контакты не вызывали конфликтов между людьми как на деловом уровне, так и в быту, в обществе принято придерживаться определенных норм этикета. Значение слова «этикет» можно определить как «манеры поведения, принятые в обществе». Термин зародился во Франции, происходит от французского «etiquette».
Современные правила этикета направлены на регулирование поведения человека в разных сферах общения, его внешний вид, соблюдение культуры устной и письменной речи. Они вырабатывались в течение многовековой истории человечества на основании обычаев и традиций многих народов.
При изменившемся темпе жизни и новых социально-бытовых условиях наблюдается тенденция к упрощению культурных условностей и этикетных норм.
Многое из того, что считалось важным соблюдать еще 100 или 50 лет назад, сейчас может показаться странным и даже абсурдным. Тем не менее, изменившись по форме, современный этикет сохранил свои основные черты.
К ним относятся:
- естественность;
- чувство такта;
- умеренность;
- непринужденность;
- чувство собственного достоинства;
- вежливость;
- благожелательность.
В результате активной коммуникации между народами правила этикета приобретают универсальный смысл: нельзя обижать кого-то ни словом, ни жестом. Общение должно быть направлено на установление дружеского контакта и недопущение конфликтных ситуаций.
Преимущества повседневного этикета
Человек — существо социальное. Невозможно представить его жизнь в отдельности от жизни других людей. Всем членам социума приходится вести себя, придерживаясь принятого этикета, чтобы каждый из них чувствовал себя в своем окружении комфортно. Манеры, речь, стиль одежды свидетельствуют об уровне культуры и нравственных качествах индивида, а впечатление, которое он производит на окружающих, влияет на его успешность как в личной, так и профессиональной сфере.
Не все ситуации требуют неукоснительного соблюдения правил, однако послабления в повседневных нормах поведения не означают, что об этикетке можно забыть совсем. Где бы кто ни находился: в магазине, на прогулке, в транспорте или туристической поездке, чтобы получить характеристику воспитанного человека, следует избирать соответствующий стиль поведения. Культурные люди ведут себя сообразно ситуации и в кругу близких, и на официальных приемах, поэтому не вызывают неловкости или стыда за себя у окружающих.
Некоторые считают вежливое обхождение старомодным, но почему бы не придерживаться этикета в быту, если это поможет избежать конфликтных ситуаций и сделает общение с родственниками и соседями более приятным.
Кроме того, поведение взрослых легко перенимают дети. В семьях, где приняты обходительные манеры, представители младшего поколения вырастают воспитанными и культурными людьми.
Коротко о видах этикета
Правила поведения в обществе маркируются местом, временем и уровнем общения. В зависимости от этого различают разные этикетные ситуации, подразумевающие особые поведенческие стереотипы, например: приветствие, прощание, хождение на выставки, в гости, в театр, на свидание, прием и переговоры с иностранной делегацией, презентации и т.п.
Нормы поведения в одной и той же этикетной ситуации могут отличаться, в связи с чем выделяют следующие виды этикета:
- Дипломатический. Регламентирует правила поведения официальных представителей государств на переговорах, дипломатических приемах, во время государственных визитов.
- Воинский. Представляет собой свод правил, обязательных для исполнения в среде военнослужащих.
- Общегражданский. Состоит из правил, принятых при общении людей в быту, на улице, в рабочие и праздничные дни, в телефонных разговорах и интерактивных дискуссиях, при приеме гостей и пр.
- Бизнес-этикет. Регламентирует нормы поведения в деловой сфере.
Степень этикетности определяется имеющимися социальными, возрастными, статусными, национальными, культурными и т.д. различиями между партнерами по коммуникации: чем их больше, тем более этикетной считается ситуация.
Разный менталитет, традиции, языковой барьер предполагают соблюдение более жестких рамок поведения, т.к. любая ошибка может быть воспринята как оскорбление. Например, нахождение в театре более ритуализировано, чем дружеская вечеринка, а международное сотрудничество требует соблюдения более строгих норм, чем в одной стране.
Общие правила
Этикет начинается с умения держать себя и владеть своим телом. Хорошие манеры нужно соблюдать и сидя, и при ходьбе. Движения должны быть спокойными и уверенными, ходить следует в умеренном темпе средними шагами. Сидеть — ровно, с сомкнутыми коленями или невысоко скрещенными ногами (в области щиколоток), руки должны свободно лежать на коленях. Нельзя раскачивать стул или садиться на него верхом.
В культурном обществе принято начинать общение с установленных этикетом приветствий, знакомств, представлений и обращений, при этом отдается предпочтение одним лицам перед другими.
Преимущество имеют:
- старшие перед младшими;
- женщины перед мужчинами;
- люди с ограниченными возможностями перед здоровыми;
- вышестоящие по положению лица перед всеми остальными, в т.ч. начальники перед подчиненными.
Нередко возникают затруднительные ситуации, например, в отношении начальника-мужчины и нижестоящей по службе женщины. Для таких случаев точных правил не установлено, манеру поведения подскажет чувство такта.
Первыми входят в помещение, начинают разговор, задают общий тон и направление беседы пожилые или вышестоящие по положению лица. Но представление делают наоборот: старшим называют имена более молодых людей. В гостях приветствуют сперва хозяев, затем — женщин по старшинству и далее таким же образом мужчин. Опоздавшие первыми здороваются с ожидающими, как и входящие с присутствующими.
Сидящим молодым людям во время приветствия полагается встать. На улице идущие люди приветствуют стоящих, мужчины приподнимают кепку или шляпу перед женщиной (но не другие головные уборы).
Если у входа куда-либо 2 человека пытаются пропустить друг друга вперед, то первым пройти должен тот, кому это предложено сделать дважды.
При обращении с вопросом или просьбой, или после случайного столкновения следует использовать вежливые формы речи, за любую помощь — обязательно благодарить. Коллег и знакомых по этикету принято поздравлять с разными праздниками и семейными датами или выражать соболезнование по случаю утраты. Скверное настроение не демонстрируют на людях, доброжелательная улыбка и приветливый взгляд в глаза способствуют приятному общению.
Гендерный этикет
Нормы поведения отличаются в зависимости от гендерной принадлежности человека. Такое разделение сложилось исторически и было обусловлено разной ролью мужчины и женщины в социуме. В XXI в. гендерный этикет приобрел новые особенности: более свободные отношения требуют четких разграничений, чтобы простая вежливость не воспринималась как флирт.
Основные правила хорошего тона для мужчин:
- При встрече в общественном месте следует здороваться первым. Допустимо и рукопожатие, если женщина подала для этого руку.
- Своей спутнице открывают двери, помогают сесть в машину, подают одежду, отодвигают стул.
- При входе/выходе в помещение или на лестнице женщину пропускают вперед. Подразумевается, что мужчина подстраховывает ее.
- На совместной прогулке занимают место слева от дамы, чтобы ей не мешали идущие навстречу люди.
Служебные отношения регламентируются правилами компании и одинаковы для представителей обоих полов. На свидании все расходы оплачивает мужчина, на деловом обеде/ужине — приглашающая сторона (возможна и совместная оплата). Женщина должна выглядеть соответственно событию, соблюдать дресс-код на работе, а косметикой пользоваться разумно.
Нормы этикета и практические примеры
Воспитанные люди знают, как вести в соответствии с правилами этикета в разных жизненных ситуациях. Тем не менее иногда возникает необходимость в уроках этикета, например, перед деловой поездкой в другую страну.
При устном разговоре
Культура речевого общения подразумевает использование языковых средств, уместных в тех или иных обстоятельствах. Вежливым считается обращение на «вы» к старшим и незнакомым людям, использование устойчивых слов и выражений (здравствуйте, прошу прощения, благодарю и др.). Обратиться с просьбой или извиниться за случайное столкновение приемлемо со словами: «Сожалею, что доставил (-а) вам беспокойство», «Будьте добры подсказать», для большей учтивости можно добавить слово «пожалуйста».
Отвечают на извинение фразами «Все обошлось» или «Ничего не случилось». Если просьбу собираются выполнить, то озвучивают это так: «Охотно» или «С удовольствием», в противном случае любезно объясняют причину отказа.
Темы для разговоров выбирают интересные для всех собеседников и не вызывающие у них неприятия. В беседах с малознакомыми людьми затрагивают нейтральные события, с более близкими можно проявить интерес к обстоятельствам их жизни. Неприемлемым считается сплетничать, разглашать личные сведения и болтать ни о чем.
Во время устного общения следует прислушиваться к партнеру, а не акцентировать внимание на себе. Язык должен быть понятен собеседнику, специальных терминов и вычурных фраз лучше избегать. Речь у культурного человека отчетливая, в меру громкая, с небольшими паузами. Нельзя перебивать собеседника или повышать на него голос.
На работе и корпоративах
Деловой этикет регламентирует служебные отношения, дресс-код, правила проведения бизнес-встреч, конференций и других мероприятий, связанных с профессиональной деятельностью. Его нормы бывают более мягкими или строгими в зависимости от внутренней политики компании.
Чаще всего рабочие отношения строятся на четком следовании должностным обязанностям и взаимном уважении. Важное значение в деловом этикете придается своему и чужому времени: рабочие моменты обсуждают кратко и по делу, на работу и деловые встречи не опаздывают. При общении с клиентами или партнерами придерживаются общепринятых норм поведения.
Корпоративы — мероприятия неформальные, но опаздывать на них не рекомендуется. Отказываться от их посещения допускается только по убедительной причине, иначе можно понизить свою репутацию. На празднованиях с коллегами лучше не злоупотреблять алкоголем и не смешивать разные виды спиртного: это чревато неприятными последствиями. Также недопустимо панибратство как в отношении выше-, так и нижестоящих коллег.
Встреча с гостями
Этикет гостеприимства требует предупредительности и внимания к каждому человеку: никому нельзя дать почувствовать себя нежеланным гостем в доме. Например, даже если знакомый зашел просто повидаться, ему предлагают чай или кофе.
Время на подготовку к крупной вечеринке распределяют так, чтобы завершить все приготовления до ее начала. Первых гостей встречает хозяин с хозяйкой, остальных — кто-то один, второй занимается уже пришедшими.
Если это невозможно устроить, то ожидающих прихода всех приглашенных нужно занять чем-то интересным. Гостей рассаживают в гостиной или за столом, учитывая их интересы и круг знакомств. Последующее общение или застольная беседа регулируется хозяевами.
Телефонный этикет
Коммуникация при общении посредством связи сложнее, чем при личных встречах: собеседники не видят друг друга.
Правила разговоров по телефону определяются следующими случаями:
- когда кто-то делает звонок;
- когда вызов принимается;
- переговоры секретаря;
- связь с операторами call-центров.
Кроме стандартных норм вежливости, телефонные переговоры требуют краткости и лаконичности. В беседах не следует допускать больших пауз и невнятного бормотания.
С появлением мобильной связи в телефонном этикете появились правила, не относящиеся непосредственно к разговорам. В общественных местах или на деловых совещаниях звук звонка по возможности снижают до минимума. На приеме у врача, в библиотеках, театрах и кинотеатрах его совсем отключают.
В кафе и ресторанах некультурно выкладывать на стол свой гаджет и отвлекаться на него без повода во время свидания или делового ужина. Запрещено использовать рингтоны, содержащие негатив в отношении людей по какому-либо признаку (национальности, цвета кожи) или нецензурную брань.
Этикет дарения подарков
Культура преподнесения подарков предполагает не только умение их выбирать, но и правильно дарить. Процесс дарения не должен происходить мимоходом. Ко Дню рождения выбирают такие вещи, которыми будет пользоваться только именинник, а не все члены семьи. Считается некультурным дарить слишком дорогие подарки — это как бы обязывает одариваемого перед дарителем.
Идя в гости, будет вежливо подарить небольшой презент хозяевам дома. Например, бутылку хорошего вина или конфеты. К тому же съедобные подарки принято подавать к столу. Дарить животных следует только с разрешения одариваемого и всех членов его семьи.
Общение между соседями
Воспитанные люди стараются поддерживать хорошие отношения со всеми окружающими, в т.ч. и соседями. По этикету их приветствуют при встрече, но не распространяются о своих достижениях или неудачах. В многоквартирных домах соблюдают звуковой режим, а если предстоит шумная вечеринка или ремонтные работы, живущих рядом предупреждают заранее.
Частые нарушения и ошибки
Некоторые распространенные правила, которые многие принимают за нормы этикета, являются их нарушением.
Например:
- Пожелание «Будьте здоровы» чихающему человеку уместно только в кругу близких.
- Пропускать женщину вперед у входа в лифт некорректно. К источнику повышенной опасности первым проходит мужчина.
- Кашляющий прикрывает рот правой рукой. Это неправильно, потому что ее используют для рукопожатия.
Также является ошибкой при просьбе передать соль подавать только солонку без перечницы.
Основные правила этикета в обществе. Этикет в современном обществе
Правила этикета в обществе – это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире необычайно важно знать их, иметь хорошие манеры, чтобы быть довольной собой и другими, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Чтобы любое, даже самое лучшее элитное общество охотно приняло вас в свои ряды.
Трактовка термина
Этикет в современном обществе — перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных случаях.
Разделяют несколько основных видов таких правил.
- Умение подать себя – правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.
- Речевой этикет – умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость, манера речи.
- Столовый этикет – манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.
- Правила этикета в обществе – как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.
- Деловой этикет – отношения с коллегами, начальством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести деловые переговоры и т. д.
Умение подать себя
Хорошие манеры, правила этикета, умение быть любезным человеком — все это требует не только навыков, но и знаний в этих областях. Современный человек должен знать, как держаться в любых обстоятельствах, уметь вести себя соответственно, быть любезным, дружелюбным и уверенным в себе.
Этикет в одежде
Первое впечатление является самым сильным и запоминающимся, а кроме того, ум проявляется в выборе одежды по случаю. Чтобы произвести хорошее впечатление, недостаточно быть модно или дорого одетой. Если вы хотите нравиться окружающим, то должны считаться с ними и учитывать разные обстоятельства. Поэтому даже в формировании гардероба принято соблюдать правила этикета в обществе. Важно, чтобы одежда была красивой и шла вам, но гораздо важнее, чтобы все детали внешнего вида органично сочетались между собой, а сам он соответствовал времени, месту и обстановке. Днем не принято надевать вечерние наряды, а на работу — носить одежду для отдыха. Каждый раз, выбирая, что надеть, вы должны учитывать обстановку, соответствующий повод, время, место, не забывать про собственный возраст, особенности фигуры. Все, что на вас надето, всегда должно быть чистым, подшитым, застегнутым и отглаженным. Выходной наряд всегда должен быть в полной готовности. Формируя свой гардероб, помните, что в него должны входить обязательные вещи, такие как костюмы, строгие брюки и юбки, блузки и вечерняя одежда, а также домашние комплекты.
Уход за собой
Хорошие манеры предполагают обязательное соблюдение правил гигиены, чистоты одежды, правильное питание и здоровый образ жизни. Недопустимо появляться в обществе неухоженным. При этом важно следить за внешностью в комплексе, аккуратно убирая волосы, выходя в «свет». Это обязательные правила этикета и поведения для девушки, равно как и для мужчины.
Хорошие манеры поведения в обществе
Умение подать себя начинается с походки, осанки, жестов, поз, манеры садиться и сидеть. Правила этикета в обществе требуют красивой походки с прямой осанкой, когда руки нешироко двигаются в ритме шага, плечи выпрямлены, живот подтянут. Нельзя задирать голову высоко, но и не стоит ходить с опущенной головой. Не менее важны позы и жесты. Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно вести себя просто и естественно. Дурным тоном считается манера вертеть что-либо в руках, накручивать на палец волосы, барабанить пальцами по столу, притопывать в такт музыке, трогать руками какие-либо части тела, теребить другого за одежду. Что касается вопроса о том, как правильно сидеть, то здесь важно знать всего два правила: не закидывать ногу на ногу и не разваливаться, раскинув ноги и руки в стороны.
Речевой этикет
Вежливые слова – особенные формулы, в которых зашифрован большой объем информации, как смысловой, так и эмоциональной. Необходимо знать их наизусть, уметь выбирать наиболее подходящие случаю и вовремя произносить их соответствующим тоном. Виртуозное, правильное владение этими словами и есть речевой этикет в современном обществе.
1. Приветствие
Выбирая форму приветствия, вкладывайте в слова достаточно смысла и чувства. Например, вы поступите не очень деликатно, сказав «добрый день» человеку, по лицу которого видно, что он чем-то расстроен. Или совсем недопустимо говорить начальнику «привет», за исключением случаев личной дружбы. Будьте внимательны к словам и людям – приветствуя их, называйте по имени или по имени-отчеству. Мужчины должны сопровождать приветствие друг друга рукопожатием. При встрече с дамой галантный кавалер целует ей руку, при этом он не должен подтягивать ее к себе, а обязан наклониться настолько, насколько женщина подала руку.
2. Обращение, представление
Какое из обращений предпочтительнее, приходится решать в каждом конкретном случае, в зависимости от той аудитории, к которой вы обращаетесь. К знакомым принято обращаться по имени или по имени и отчеству, второе считается проявлением большего уважения. В официальной обстановке, представляя кого бы то ни было, называйте имя и фамилию. А обращение по отчеству, например Ивановна, допустимо только в деревне, но никак не в светском обществе.
3. Просьбы
Слово «пожалуйста» действительно волшебное, оно обязательно должно звучать во всех просьбах. Поскольку просьба так или иначе обременяет того, к кому вы обращаетесь, в некоторых случаях стоит прибавить: «Если тебе не трудно», «Вас не затруднит?» Также уместно говорить: «Сделайте одолжение, будьте любезны, вы не могли бы» и пр.
4. Прощание
Перед тем как попрощаться, следует подготовить собеседника к расставанию: «Уже поздно», «К сожалению, мне пора». Затем принято выразить удовлетворение временем, проведенным вместе, например «Я рад, что мы встретились». Следующий этап прощания – слова благодарности. Иногда можно сказать комплимент хозяйке дома, попрощаться и сразу уходить, не задерживаясь.
Кроме того, правила этикета в обществе предполагают умение приглашать, извиняться, утешать, выражать соболезнование, благодарность. Каждая из этих форм обращения должна звучать естественно, искренне, исключая грубые и резкие фразы и словосочетания.
Столовый этикет
Красиво есть так же важно, как хорошо двигаться и говорить, но именно здесь нужно особенно соблюдать меру.
- Не нужно пытаться специально приукрасить процесс еды, например, кушать очень маленькими кусочками, отставлять согнутые пальцы. Достаточно не открывать рот во время жевания, не разговаривать с набитым ртом, тщательно пережевывать пишу, прежде чем положить в рот очередную порцию.
- Никогда не пейте, пока не проглотите еду, за исключением случая, когда вы неожиданно взяли в рот горячую пищу. Если видите, что еда горячая, не дуйте на неё, прежде чем начать есть.
- Старайтесь есть и пить абсолютно бесшумно.
- В обществе хлеб едят, не откусывая от целого куска, а отламывая от него кусочки.
- Соль из открытой солонки, если в ней нет специальной ложечки, положено брать концом чистого ножа, насыпав ее после на край своей тарелки.
- Кетчуп или горчицу в качестве приправы предлагают только в самой непринужденной обстановке.
- Во время еды старайтесь как можно меньше испачкать свою тарелку, не перемешивайте и не размазывайте еду на ней.
- Никогда, даже дома, не ешьте руками. Вилку принято держать в левой руке, а нож в правой. Если вы едите салат, то вилку можно взять правой рукой.
- Если вы хотите попить или сделать перерыв в еде, то нужно оставлять вилку и нож в положении крест-накрест или «домиком».
- Ложку всегда берут правой рукой, если вы едите из суповой миски, ложку после еды оставляют там, не выкладывая на стол.
- По окончании еды и перед тем, как попить, принято пользоваться салфеткой.
Этикет: правила поведения в обществе и общественных местах
В общественных местах существуют некоторые специфические правила хорошего тона, соблюдать которые необычайно важно.
1. В музее, на выставке, вернисаже
Правила поведения в этих «храмах» искусства во всем мире одинаковы и чрезвычайно просты: ходите по залам тихо, разговаривайте приглушенным тоном, ничего не трогайте руками, не подходите слишком близко к картинам и экспонатам, чтобы не мешать другим посетителям.
2. В театре, филармонии, концертном зале
Современные правила хорошего тона несколько противоречивы. Раньше в такие общественные места дам должен был приглашать мужчина, сегодня считается вполне приличным, если девушка сама приглашает его на спектакль, концерт. И даже если именно она оплачивает билеты на двоих. Хорошо воспитанный мужчина должен исполнить роль галантного кавалера, всюду ухаживая за дамой. Важно приходить вовремя, спокойно раздеться, занять место, никому не мешая. Люди с безупречным воспитанием не должны ничего жевать во время просмотра.
3. В суде, церкви, поликлинике, библиотеке
Правила этикета и хорошего тона в обществе призывают вести себя в этих местах как можно тише и незаметней. Нельзя разговаривать, шуршать, жевать и ходить без особой необходимости. На обращения и вопросы следует отвечать вежливо и вполголоса.
В любом учреждении важно сохранять хорошие манеры, быть любезным, тактичным и вежливым. Главное, ваше пребывание не должно доставить дискомфорта ни одному из присутствующих.
Деловой этикет
Хорошие манеры на работе – обязательное условие для каждого работника. Какие моменты затрагивает деловой этикет? Легкие правила помогут разобраться в этом вопросе.
- Соблюдение субординации с коллегами и начальством.
- Своевременный приход на работу и быстрое выполнение своих обязанностей.
- Вежливое общение как с коллегами, так и с посетителями.
- Конфиденциальность в работе.
- Соответствие одежды учреждению, в котором вы работаете.
- Отсутствие личных тем в обсуждениях.
- Поддержание порядка на своем рабочем месте.
- Умение общаться по телефону.
Правила делового этикета в обществе помогают достичь целей, назначенных в бизнесе. Благодаря хорошим манерам, можно продвигаться по служебной лестнице и во всем быть успешной самореализовавшейся личностью.
Чтобы быть приятным человеком в любой ситуации, чтобы с вами хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать уверенным в себе и счастливым человеком.
главный принцип, современный речевой этикет, проблемы и дифференциация
Этикет – правила поведения, принятые в обществе. Нормы вежливого общения ограничивают слишком эмоциональные поведенческие желания человека. Они направлены на соблюдение общего порядка. А также на сохранение достоинства каждого, живущего в обществе. Пожалуй, в этом содержится смысл главного принципа современного этикета – сохранить достоинство каждого человека.
Правила приличия основываются на доброжелательности, чувстве меры, соблюдении общественного порядка. Нормы этикета ограничивают унижение других людей, и обеспечивают сохранение самооценки – своей и собеседника.
Общие правила регулируют поведение людей в различных сферах и общественных местах – на работе, в центре досуга и отдыха, в больнице, в учебном заведении. Они также регулируют нормы общения между представителями общества. Например, молодыми и пожилыми, образованными и людьми без образования, обеспеченными и теми, кто испытывает недостаток в деньгах.
Современный этикет отличается от этикета прошлого века. Нормы общения и само общество меняется вместе с технологиями. Вследствие чего корректируются нормы поведения.
Что нужно знать о правилах общения? И кому нужны нормы, мораль и приличия?
Проблемы современного этикета
Правила поведения в современном обществе отличаются от норм этикета, принятых 30-40 лет назад. Они также отличаются от правил, которые существовали сотни лет назад.
На заметку: пример кардинального отличия общественной морали – посещение туалета. Если в средневековой Европе для королевской свиты было честью посидеть рядом с королём на «горшке», то сегодня это совершенно неприемлемо.
Изменение этикета и появление новых норм связано с изменением жизни и со смешением культурных слоёв общества. Сегодня рабочие могут общаться с хозяевами заводов, правители стран доступны через видеотрансляции и соцсети. Смешение сословий привело к упрощению правил этикета и к их очеловечиванию. Некоторые нормы общения сегодня потеряли актуальность, считаются устаревшими. А другие – стали более значимы.
Что нового появилось в этикете за последние 20-30 лет?
- В современном обществе считают нормой быстрое сближение людей. Если на первой встрече ещё не уместно задавать человеку личные вопросы. То на втором и последующих свиданиях, при наличии согласия и симпатии, уместно переходить на глубоко личные темы.
- В современном этикете выражения эмоций – бурная радость, печаль –вполне допустимы в общественных местах. В нормах морали человек получил право выражать себя открыто. Быть радостным или печальным, отказываться, если не хочется, и соглашаться, если нравится. Быть не совсем «сдержанным» в выражении радости и счастья.
На заметку: в обретении сравнительной свободы норм поведения очень помогли современные психологи.
- Современная мораль спокойно относится к поцелуям и объятиям в общественных местах. В отличие от негласных правил «советского времени», когда культура поведения не приветствовала проявление чувств «на людях».
Есть также правила, которых не существовало раньше, поскольку не было некоторых сфер общения. К примеру – переписка в соцсетях или в мессенджерах. Она стала доступна и популярна за последние 10 лет. Поэтому правила отправки сообщений сформировались совсем недавно.
Дифференциация современного этикета
Правила поведения, общепринятые нормы будут различными для сфер общения. Также могут отличаться правила поведения в возрастных коллективах, профессиональных группах. По принципу сферы действия, современный этикет дифференцируют на следующие направления:
Правила поведения в различных общественных местах:
- этикет посещения театра, кино, библиотеки, музея, других общественных мест;
- поведение на дискотеке, танцевальной вечеринке или в ночном клубе;
- правила поведения в транспорте;
- общественные нормы поведения в школе, на работе, на лекции;
- поведение на отдыхе;
- правила поведения на работе – деловой этикет.
Запомните негласное правило: в туалетной комнате не принято подавать и пожимать руку.
Есть также различные правила вежливого общения:
- этикет ведения разговора – при встрече, по телефону и в соцсетях;
- деловых переговоров;
- знакомств;
- правила поведения с соседями по улице, подъезду или дому;
- этикет поведения и общения в гостях и приёма гостей у себя дома.
Есть также более локальная направленность правил:
- этикет поздравлений и подарков;
- правила приёма еды в ресторане, кафе, столовой;
- этикет приветствий;
- правильной, уместной одежды;
- нормы курения и употребления спиртного.
Современный этикет отличается от прежнего, «советского», который был принят в нашем обществе. Современные люди индивидуальны, свободны от авторитетов. И это отражается в деловом общении.
Принципы современного делового этикета
Современный этикет деловых отношений ориентирован на европейские нормы. В нём остались привычные правила опрятного вида, причёски, одежды. И немного изменились правила делового общения на работе, взаимоотношения в связке начальник – подчинённый, или коллега – коллега.
Приведём примеры, чем отличается современное деловое общение от принятых прежде «советских» правил поведения.
- Обсуждение рабочих вопросов ведётся в рабочее время. Обращаться к сотруднику или начальнику с вопросами по работе до 9 утра и после 18 вечера (если рабочий день обозначен как 9-18 часов) – сегодня считается дурным тоном. Этот постулат относится как к вербальному общению, разговору по телефону, так и к сообщениям в соцсетях, соцстраничках, мессенджерах.
На заметку: если всё-таки пришёл вопрос, который касается работы, в вечернее время, можете игнорировать до утра. Если, конечно, разговор не идёт о спасении жизни человека или вашей собственной безопасности.
- Не приветствуется и считается дурным тоном работа в нерабочее время без соответствующей денежной компенсации. Если условия производства требуют вашего присутствия в нерабочее время, или сформировалась внештатная ситуация, заболел напарник, появились другие причины вашего выхода на работу – время и результат должны быть оплачены.
На заметку: здесь не будет дурным тоном потребовать себе денежную компенсацию за дополнительные часы работы. А вот замалчивание и излишняя «скромность» в современной жизни не украшают человека.
- Корпоратив – также выставляет требования к поведению: приходить вовремя и ограничить разговоры на личные темы. На корпоративах – минимум личного. Разговоры ведутся на общие темы, интересные для всех.
На заметку: корпоратив часто проводится в нерабочие часы. В таком случае, не принято требовать денежную компенсацию за потраченное личное время.
- Разграничение ответственности – одна из «фишек» современного делового общения. По сегодняшним нормам не принято выполнять работу другого человека, брать на себя его ответственность. Также не принято перекладывать свою ответственность и работу на другого.
Пример: убирать у себя на рабочем столе – норма. А убирать в помещении после работы – пережиток «советского» времени. Убирать — функция уборщицы или специально нанятого человека.
Речевой этикет в современном обществе
Правила вежливого общения применимы в любой сфере человеческого общества. Они особенно нужны там, где от речи человека зависит решение важных вопросов. К примеру – в работе дипломатов или в заключении договоров, сделок, ведении переговоров. Какие основные принципы современного речевого этикета:
- Общение должно быть положительным, без резкого выражения отрицательных эмоций. На заметку: исключение из правил составляют откровенное хамство, грубость, ругань. В этих случаях нужно (если это в ваших силах) остановить безобразные эмоции и слова.
- Разговаривая, располагайтесь к собеседнику лицом. Желательно не закрывать лицо и глаза тёмными очками.
- Не перебивайте собеседника. Выслушайте его мысль до конца и только потом – переходите к своей реплике или ответу.
- Во время разговора не отвлекайтесь на телефон или другие предметы, уделяйте внимание собеседнику, а не посторонним предметам.
- Во время разговора не пережёвывайте. Если же общение происходит в кафе или ресторане, то перед высказыванием проглотите еду, и только после открывайте рот.
- Произносите слова чётко и грамотно, не используйте мусорных слов, ругательств.
- Возможные ошибки собеседника не исправляйте при всех. Можете в дальнейшей речи употребить эти слова правильно.
Запомнит нестареющие правила этикета: не оборачивайтесь на обращение «Эй, ты!». И не показывайте пальцем других людей.
Этикет призван организовать общение людей без выбросов негатива и отрицательных эмоций. Соблюдение общепринятых норм позволяет избежать конфликтов. Однако всё хорошо в разумных пределах. И даже нормы этикета не должны делать из человека робота.
Нельзя везде и всегда ограничивать свои желания. Если ваша сфера общения требует соблюдения норм, несвойственных вам, то стоит подумать о другой работе, занятии, профессии. Необходимо, чтобы соблюдение правил поведения не приводило к ежедневному напряжению и насилию над своей личностью.
101 правила современного этикета
Приведем 101 правило современного этикета на разные случаи жизни, следование которым позволит создать впечатление воспитанного и деликатного человека, а также избежать неловких ситуаций.
1. При знакомстве представляют женщине мужчину, старшим по социальному положению и возрасту — младших. Если в компании появились новые гости, их имена называют присутствующим. Первым необходимо упоминать того, кому вы представляете человека.
2. Во время представления человека можно давать ему емкие характеристики положительного или нейтрального характера. Такая информация позволит новым знакомым поддержать разговор в ваше отсутствие.
3. Первыми здороваются мужчины с дамами, младшие — со старшими.
4. Человек, который входит в комнату, здоровается с присутствующими первым. При этом не имеет значения его пол, статут или возраст.
5. При встрече супругов первыми приветствуют друг друга женщины, затем мужчины здороваются с дамами, а после этого между собой.
6. При знакомстве первым подает руку тот, кому представили человека. В рабочем коллективе этот жест всегда выполняет начальник.
7. При рукопожатии необходимо стоять. Если вы в этот момент сидите, нужно подняться.
8. Чтобы пожать руку, требуется снять перчатку. Это правила касается только мужчин.
9. При рукопожатии запрещено курить.
10. Если собеседник держит ребенка или тяжелые сумки, неуместно протягивать руку для приветствия. В этой ситуации достаточно улыбнуться и поприветствовать человека легким кивком.
11. В туалете пожимать руку неприлично.
12. Целовать при встрече руку уместно только у замужних женщин, причем исключительно в помещении. На официальных мероприятиях такой жест приветствия недопустим.
13. При поцелуе руку нельзя тянуть вверх, чтобы сделать все по этикету, необходимо наклониться.
14. Если спутник поприветствовал незнакомого вам человека, повторите его действие.
15. Справа от женщины могут идти военнослужащие, в остальных ситуациях на прогулке спутник находится слева.
16. Во время спуска по лестнице дама идет позади на 1-2 ступени, при подъеме — впереди.
17. Необходимо всегда придерживать двери для тех, кто идет следом.
18. Не оборачивайтесь на крик «Эй, ты!».
19. Запрещено показывать на другого пальцем.
20. При общении с человеком, которого вы плохо знаете, нельзя задавать слишком личные вопросы. Разрешается разговаривать об искусстве, литературе, науке, спорте, погоде и других нейтральных темах.
21. При разговоре лучше не говорить «Я это и так уже знаю» и тому подобные фразы, которые выдают самоуверенного и не очень вежливого собеседника.
22. В общественном месте нельзя слишком громко разговаривать и смеяться, а также сплетничать.
23. На культурных мероприятиях, в библиотеке или на лекции необходимо выключать телефон или активизировать беззвучный режим.
24. Если вам требуется поговорить по телефону, отойдите на пару метров от компании.
25. Если вы хотите закурить при некурящих, обязательно спросите разрешения.
26. Мужчина не должен носить дамскую сумку.
27. Дама должна снимать варежки и шапку в доме, шляпу и перчатки можно оставить.
28. Стоя у зеркала в гардеробе можно лишь слегка поправить прическу, нельзя краситься или подтягивать брюки. Для этого стоит отправиться в туалет.
29. В театре или кино направиться к своим местам можно только лицом к сидящим в зале. Женщина идет позади спутника.
30. Если на мероприятие пришли две пары, дамы садятся в центре, мужчины возле них.
31. В кино или театре запрещено сидеть, склонившись друг к другу головами.
32. Нельзя целоваться и обниматься на людях.
33. В музее недопустимо трогать экспонаты.
34. Не фотографируйтесь там, где это запрещено.
35. В такси рекомендуется первым поздороваться с водителем. Конечно, этого не стоит делать в общественном транспорте.
36. В транспорте мужчина должен уступить место женщине или старшему по возрасту. Дама не обязана вставать, чтобы пассажир сел, даже если он намного старше.
37. Места для инвалидов и беременных могут занимать только те, для кого они предназначены.
38. Не стоит сильно откидывать спинку и вытягивать ноги вперед, тем самым мешая комфортно ехать вашим соседям.
39. В транспорте лучше избегать общения по телефону. Если есть необходимость с кем-то связаться, отправьте СМС.
40. Во время поездки присматривайте за своими детьми. Они не должны доставлять неудобств другим пассажирам.
41. Если в час пик в городском транспорте вы заметите своего знакомого, не пробивайтесь к нему сквозь толку. Достаточно кивка головы и улыбки.
42. Из автобуса, трамвая, троллейбуса кавалер всегда выходит первым, чтобы помочь своей спутнице сойти и вынести сумки.
43. В гости не рекомендуется приходить без предупреждения.
44. Не оправдывайтесь за свои жилищные условия перед приглашенными.
45. Если вас позвали в гости, не рекомендуется узнавать, кто еще приглашен. Такой вопрос звучит бестактно.
46. Если к вам пришли гости, нельзя продолжать смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Такое поведение точно не расположит к вам приглашенных.
47. Если вы в гостях, не разговаривайте по телефону больше 5 минут.
48. Можно дарить букеты, в которых нечетное количество цветков. Если их больше дюжины, то количество бутонов должно делиться на 6. Запрещено дарить букет из 13 цветков.
49. Молодым особам не дарят темные букеты. Для девушек идеально подойдут белые цветы. Взрослым дамам не нужно покупать быстро вянущие букеты.
50. Первого гостя не приглашают в гостиную сразу, ему следует показать место, где можно вымыть руки, поправить одежду.
51. Если за столом собралась компания, начинать трапезу следует после того, как хозяин взял салфетку.
52. Хозяйке не стоит постоянно отправляться на кухню, блюда должны быть готовы до того, как компания сядет за стол.
53. Нельзя опаздывать на званый ужин. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, хозяев следует предупредить о задержке. На фуршет можно прийти позже условленного времени.
54. На приеме бокал со спиртным держат в левой руке. В этом случае правая будет сухой и теплой во время приветствия.
55. Если официанты разносят спиртные напитки, спросите у спутницы, какой аперитив она предпочитает. Только после этого можно выбирать алкоголь для себя.
56. На фуршете не стоит постоянно находиться у стола с закусками.
57. На приемах мужчины выслушивают тосты стоя.
58. Первый гость, который уходит с мероприятия, прощается лишь с хозяевами. В противном случае приглашенные могут решить, что им тоже пора покидать вечеринку.
59. Слова «Я приглашаю вас в ресторан» означают, что человек берет себя оплату заказа. Фраза «Давайте пойдем вместе» предполагает, что каждый платит сам за себя. Но даже во втором случае кавалер может угостить спутницу.
60. Кавалер должен прийти в ресторан пораньше, чтобы отыскать столик до прихода спутницы.
61. Если посетителям заведения предоставляется одно меню на столик, мужчина отдает его женщине. Если в ресторан отправляется большая компания, кто-то один читает список предлагаемых блюд вслух.
62. В ресторане нельзя подсаживаться к приятелю, который есть с незнакомым человеком. Такое действие считается допустимым только в том случае, если вас об этом попросят.
63. Не стоит спрашивать у официанта счет, если спутник продолжает трапезу.
64. Во время еды не нужно сворачивать края скатерти, вытягивать ноги под столом, играть с посудой.
65. Можно опираться на стол запястьями, дамам разрешается поставить локти.
66. Салфетку аккуратно складывают вдвое, помещают на колени сгибом к себе. Не допускается укладывать ее за воротник.
67. Запрещено вытирать салфеткой нос.
68. Для избежания появления пятен на бокале нужно промокнуть салфеткой рот до того, как выпить из него. Женщины должны использовать бумажное изделие.
69. После трапезы салфетку оставляют справа от тарелки. Это сигнал о том, что вы закончили прием пищи.
70. Нет необходимости поднимать упавшую салфетку, официант обязан принести посетителю новую.
71. В ресторане тарелка для хлеба ставится с левой стороны, напитки — с правой. Запомнить правило легко: сложите руки в жест OK. Левая рука образует английскую букву b, что означает bread — хлеб, правая — d, то есть drink — напиток.
72. Расположение приборов на столе передает официанту важную информацию. Например о том, что вы ждете следующего блюда или уже закончили трапезу. Так, если вы хотите показать, что просто на время вышли из-за стола, то положите нож и вилку на тарелку крест-накрест. Это означает, что посуду убирать не нужно.
73. Нож следует использовать для разрезания пищи, с помощью прибора не подносят еду ко рту.
74. Соус нужно класть в тарелку по чуть-чуть, при этом неприлично макать кусочки пищи в соусницу.
75. Оставшийся в тарелке соус не доедают с помощью хлеба. И уж точно не делайте этого пальцами!
76. Если порция лежит на блюде, берите кусочек, который находится ближе всего к вам.
77. Доливать из бутылки исключительно в свой стакан невежливо. Обязательно предложите напиток собеседникам.
78. Чтобы не мешать окружающим получать удовольствие от еды и беседы, не нужно до конца допивать напиток через соломинку. Это создает неприятные звуки, которые вряд ли порадуют посетителей ресторана за другими столиками.
79. Если вам принесли чай или кофе, не стоит поднимать блюдце вместе с чашкой.
80. Нельзя использовать для чистки зубов что-либо, кроме зубочистки.
81. При общении с людьми не показывайте, что вам скучно в их обществе. Именно поэтому не принято класть телефон на стол. Друзья должны быть важнее технологий, если нет, зачем нужно такое общение? Если вы ожидаете звонка, допускается расположить устройство экраном вниз.
82. Если вам поступает звонок, трубку нужно брать после 3 гудка. Если вы набираете чей-то номер, но человек не отвечает после 5 гудка, лучше отключить вызов.
83. Если во время разговора связь прервалась, то восстановить ее должен тот, кто позвонил.
84. Во время звонка приятелю с незнакомого номера необходимо назвать фамилию и имя.
85. Не рекомендуется сообщать важную информацию посредством СМС-сообщения.
86. Во время видеозвонка смотрите на собеседника, не фокусируйте внимание на своем изображении в углу монитора.
87. Чтобы избежать неловких моментов, лучше сообщать о видеозвонке с помощью SMS.
88. При отправке email обязательно пишите тему письма, это сэкономит время получателя.
89. Если у вас нет времени ответить на важное письмо, необходимо уведомить отправителя о его получении.
90. Не прикрепляйте тяжелые вложения в письмо.
91. Запрещено читать чужие сообщения и письма. Времена изменились, но тайну переписки никто не отменял. Также лучше отвернуться от экрана, когда пользователь набирает пароль.
92. Если вы отправили сообщение в социальной сети, собеседник может написать вам не сразу. Не стоит выяснять причину задержки.
93. Применение CapsLock соответствует разговору на повышенных тонах.
94. Во время синхронной переписки не нажимайте «Отправить», не доведя мысль до конца. Собеседник может начать отвечать, а если вы при этом продолжите писать, можно просто запутаться.
95. Если во время переписки собеседник перестал быть online, не предупредив вас об окончании разговора, не стоит обижаться. У него могли появиться неотложные дела.
96. При отправке заявки в друзья в социальной сети обязательно представьтесь и уточните, что побудило вас добавиться.
97. Не размещайте на стене друга в социальной сети интимные сообщения и фото.
98. Необходимо спрашивать позволения на размещение изображения другого человека.
99. Не засыпайте знакомых спамом.
100. Не перебарщивайте с хэштегами.
101 Обращайтесь с людьми вежливо и деликатно, если хотите, чтобы также обращались и с вами.
Этикет постоянно меняется, приспосабливаясь к изменениям, происходящим в мире. Современные правила объясняют, как взаимодействовать с окружающими во время телефонных разговоров, общения по интернету. Приведенные рекомендации также касаются поведения за столом, в транспорте, театре и музее.
Проверьте свои знания прочитанной статьи
20 правил этикета для современного человека
В наше время некоторые люди считают, что правила этикета – это пережиток прошлого, в котором вежливость и хорошие манеры были уделом королей. Однако общение с другими людьми и сосуществование с ними в одном социуме никуда не делось, и оно все-таки требует определенных манер. Из-за незнания правил этикета в современном мире могут срываться сделки и обрываться деловые связи, ухудшаться имидж человека, усложняться его отношения с противоположным полом и близкими людьми.
О том, какие правила этикета следует знать каждому современному человеку, читайте в данной статье.
Основные правила этикета, которые должен знать современный человек
Итак, если вы хотите не просто прослыть воспитанным и вежливым интеллигентом, но и действительно являться таковым, то запомните следующие современные правила этикета.
- Платит по счету в ресторане приглашающая сторона.
В наше время многие люди не знают этого правила этикета, из-за чего часто возникают неловкие ситуации, особенно между коллегами или мужчиной и женщиной на свидании. Запомните: согласно этикету, оплачивать счет должен тот человек, кто пригласил в кафе/ресторан/бар. Если формулировка звучала по-другому (к примеру: «Давайте вместе сходим в кафе»), то каждый оплачивает свою часть счета. Однако если мужчина настаивает на том, чтобы заплатить за женщину, нет ничего зазорного для дамы в том, чтобы согласиться.
- Никогда (запомните: никогда!) не являйтесь в гости без предупреждения.
Даже если это ваша близкая подруга или близкие родственники, хотя бы телефонный звонок перед визитом обязателен! Представьте свою «радость», если к вам нагрянут «на огонек» друзья, застав вас в халате и с маской на лице, занятую мытьем окон, к примеру. И еще и будут ожидать традиционного угощения, которое вы, естественно, не готовили. Достаточно поставить себя на место другого человека, чтобы избавиться от подобной дурной привычки.
А если ваши приятели или родственники практикуют визиты без предупреждения, чтобы отучить их от беспардонности, достаточно пару раз при их появлении на пороге взять в руки сумку и телефон и сообщить, что вам очень жаль, но у вас назначена встреча, поэтому вы вынуждены уехать из дома – мол, посидим в следующий раз.
- Не стоит класть телефон на стол за обедом/ужином.
Это правило этикета нарушают практически все и всегда. Современные люди настолько боятся потерять виртуальный контакт со всем миром, что готовы пожертвовать ради этого не только собственными манерами, но и полноценными отношениями с другими людьми. Оставьте свой мобильный в сумке – поскольку в общественных местах сумка всегда остается рядом, вы все равно услышите звонок и сможете ответить, если дело будет действительно срочным. А полистать ленту соцсетей можно и в одиночестве.
Успешные люди знают: в современном мире соблюдение правил этикета – это выгодно для репутации.
- Мужчина не должен носить женскую сумку.
Воспитанный мужчина может (и должен) помочь женщине донести тяжелые баулы, но дамская сумочка к ним не относится. Однако все равно многие дамы продолжают капризничать, уговаривая своих кавалеров понести на улице ее сумку и делая своего спутника смешным в глазах окружающих. Если вам слишком тяжела ноша вашей сумки, то подбирайте для прогулок вариант полегче и удобнее, но не унижайте мужчину подобным поступком.
Это же правило касается верхней женской одежды – куртки, плаща и пальто. Одевайтесь по погоде и не заставляйте мужчину играть роль вешалки на улице.
- Если ваш спутник здоровается с кем-то при встрече, здоровайтесь и вы.
Это не значит, что нужно тут же бросаться на шею человеку, которого вы видите впервые, даже если ваш друг очень тепло с ним здоровается. Однако вежливо улыбнуться, кивнуть, представиться и сказать пару слов о приятном знакомстве никого не затруднит, зато покажет вас с лучшей стороны – как дружелюбного и воспитанного человека.
- Чистая обувь при любой погоде – закон для всех.
Чтобы соблюдать это правило этикета, стоит всегда иметь при себе влажные салфетки и обувную полировочную губку, которые позволят привести в порядок обувь за считанные секунды, даже если вы только что зашли в помещение после попадания под ливень.
- Не отвечайте грубостью на грубость.
Иногда очень трудно сдержаться и не ужалить в ответ человека, несправедливо нахамившего вам. Однако это и отличает воспитанного человека – умение не опускаться до уровня грубияна. Попробуйте просто улыбаться и уходить от хамов – и вы поразитесь действенности этого способа.
В большинстве правил этикета есть скрытый глубокий смысл, который сложился за тысячелетия жизни человечества. Общим для всех правил этикета является то, что они требуют от нас справедливости и уважения друг к другу.
- Не посвящайте случайных окружающих в подробности своей жизни.
Речь идет о телефонных разговорах на личные темы в общественных местах. В наше время не редки случаи, когда человек, едущий в общественном транспорте, громко по телефону жалуется невидимому собеседнику на свою жизнь/начальника/мужа или жену, поневоле смущая окружающих, которые вынуждены слушать пикантные подробности чужой личной жизни, которых они и не хотели знать. Лучше дождаться, пока вы попадете домой или хотя бы в тихое место, где кроме собеседника больше никто не будет вас слушать.
- Женщине позволительно остаться в помещении в шляпке и перчатках.
Но зимнюю шапку и варежки при этом все-таки нужно снимать.
- Использование парфюмерии должно быть умеренным.
Это правило касается любого времени года, но особенно страдают окружающие от обилия ароматов жарким летом. Если вы любите обливаться духами, то подумайте о других людях – у некоторых может даже разболеться голова и ухудшиться самочувствие от вашего амбре!
Помните золотое правило: если вы сами ощущаете от себя аромат парфюма спустя полчаса-час после его нанесения – значит, вы переборщили. Легкий ароматный шлейф и удушающая лавина запаха – это отнюдь не одно и то же.
- В культурных учреждениях стоит всегда держаться лицом к посетителям.
Даже если вы слегка опоздали в театр/кино/на концерт и все уже расселись по местам, проходить по ряду нужно не спиной, а лицом к сидящим людям.
- Выключайте звук на телефоне в кино/театре/на концерте.
- Фамильярность в сторону!
Не стоит прикасаться к другим людям без их желания. Даже если вы обаятельный человек, который не мыслит жизнь без тактильных контактов, это не значит, что робкие интроверты будут в восторге от ваших похлопываний по плечу или спине или прикосновений во время разговора.
Исключение – помощь женщине при выходе из транспорта или переходе оживленной дороги. Тогда вполне допустимо взять ее за руку или под руку.
- Не оборачивайтесь на улице на оклик: «Эй!» или свист.
Даже если звуки издает знакомый вам человек. Реагировать и оборачиваться стоит только на оклик по имени.
- Не читайте нотации другим людям, даже если они ведут себя невоспитанно.
Никто не нуждается в чужих советах. К тому же, намного лучше работает собственный пример, вдохновляющий других.
- Совет мужчинам: курить в присутствии женщины можно, только если вы спросили у нее предварительно позволения это сделать.
- Первым здоровается тот, кто входит в помещение.
И это правило этикета не зависит от статуса, чина или возраста вошедшего и присутствующих.
- Личная переписка не просто так называется личной.
Многие супруги грешат тем, что из ревности тайком читают сообщения друг друга. Также так поступают и многие родители, тайно вмешиваясь в личную жизнь своего ребенка якобы для его же блага. Не стоит – это не просто некрасивый поступок, но еще и может полностью разрушить доверительные отношения.
- Не стоит извиняться по несколько раз.
Если вы попросили прощения и услышали в ответ, что извинения приняты – то все: закройте болезненную тему с чистой совестью и стройте отношения дальше, стараясь не повторять своих прошлых ошибок. А ворошить старые раны и обиды, постоянно возвращаясь к прошлому – это неприятно и для вас, и для вашего визави.
- Всегда благодарите людей.
Всегда благодарите как посторонних людей даже за мелкую услугу, так и близких – даже за те дела, которые кажутся нам привычными (вкусный обед, помощь по дому и пр.). Ведь готовность людей прийти на помощь – это не их долг и не обязанность. Это просто демонстрация искренней симпатии к вам, которая действительно заслуживает благодарности.
Будничные правила этикета современного общества довольно просты, но тем не менее их соблюдают не все, хотя они того стоят.
Помните, что вежливость – это черта всех благородных людей. Вежливому человеку практически невозможно нахамить на улице, воспитанный человек всегда будет уважаем в обществе, а его мнение – ценно. Надеемся, эта статья поможет вам стать по-настоящему интеллигентным человеком!
11 правил этикета, которые вы нарушаете и даже не догадываетесь об этом
1. Вы неверно передаёте соль
Когда вы сидите за столом и кто-то просит вас передать соль, всегда передавайте её вместе с перцем. Так советует консультант по этикету из Калифорнии Мэриэнн Паркер (Maryanne Parker). По её словам, в некоторых кругах это может быть проверкой вашего уровня этикета.
2. Вы слишком рано берёте хлеб из корзинки
Всегда сначала предлагайте хлеб соседу справа и слева. И только потом берите кусочек для себя.
3. Вы чокаетесь во время тостов
Так всегда делают в фильмах, но это неправильно. Согласно этикету, нужно просто поднять бокал.
4. Вы отпиваете из бокала после тоста в вашу честь
Казалось бы, когда произносят тост в вашу честь, нужно выпить вместе со всеми. Но это заблуждение. Держите бокал в руке, но не отпивайте.
5. Вы слишком вежливы на перекрёстках
Конечно, доброта и благодарность делают жизнь лучше, но на перекрёстках нужно соблюдать правила, а не рассыпаться в любезностях. Когда кто-то пропускает другого водителя вперёд, может возникнуть неразбериха, а это очень опасно. Эксперт по этикету Мэри Фрэнсис МакГроу (Mary Frances McGraw) советует всегда быть добрым, но в первую очередь помнить о безопасности.
6. Вы пренебрегаете статусом, когда представляете людей друг другу
Распространённая ошибка в деловом этикете происходит при представлении незнакомых людей. По правилам, сначала нужно назвать вышестоящего по должности, упомянув его звание или степень. Например: «Президент Иванов, это вице-президент Петров». Или так: «Это профессор Сидоров, его коллега — профессор Лебедев — и их помощник Сергей».
7. Вы носите сумку не на том плече
Сумка всегда должна быть на левом плече или в левой руке. Так правая рука будет свободна для рукопожатий.
8. Вы подходите к своему месту слева
«Согласно этикету, всегда нужно подходить к своему месту справа», — говорит Джеральд Гласкок (Gerald Glascock), директор Южного института этикета и протокола. Он также напоминает, что ни в коем случае нельзя пожимать кому-то руку, когда вы сидите.
9. Вы смотрите в глаза собеседнику, когда отпиваете из бокала
Не поднимайте взгляд, пока отпиваете свой напиток. Просто смотрите в бокал. Это удобнее и с практической точки зрения. Так у вас меньше шансов облиться и оказаться в неловкой ситуации.
10. Вы передаёте еду не в ту сторону
Еду за столом нужно передавать против часовой стрелки или соседу справа. Так проще поддерживать порядок: никто не окажется в ситуации, когда еду предлагают с обеих сторон. Но есть и исключение. Если человек слева от вас попросил передать ему что-то, следует это сделать.
11. Вы неправильно оставляете после себя штанги в спортзале
Хорошим тоном считается не только брать с собой полотенце, чтобы вытирать пот, но и фиксировать штангу на низкой позиции после использования. Тогда следующий человек не получит травму, пытаясь поднять слишком тяжёлый вес.
Читайте также 🧐
А вы и не знали. Правила офисного этикета | Психология жизни | Здоровье
Как одеваться, приходя в офис, россияне худо-бедно уяснили. Но правила поведения на работе не ограничиваются дресс-кодом. Нужно ли стучаться, заходя в кабинет, как правильно использовать парфюм, чтобы это не раздражало ваших коллег, кто первым должен положить трубку во время телефонных разговоров. Об этих и других тонкостях АиФ.ru рассказала педагог-консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева.
1. Войдя в помещение, следует сразу поприветствовать всех сотрудников. Конечно, не громовым голосом, но таким, чтобы вас услышали. Не совсем правильно употреблять слово «здравствуйте», поскольку это всё же некая отсылка к здоровью. Лучше используйте международный стандарт — «добрый день».
Безусловно, в такой ситуации лучше ответить вошедшему человеку хотя бы кивком (в том случае, если вы очень заняты и не можете оторваться от дел). Но идеальный вариант — поприветствовать коллегу глаза в глаза.2. Этот пункт больше относится к женщинам: дорогие дамы, приводить себя в порядок нужно в туалетной комнате, а не на рабочем месте. Там же следует пользоваться духами, но делайте это очень аккуратно. Избегайте пряных, «тяжёлых» ароматов, которые больше подходят для вечера. Отдавайте предпочтение лёгким, цветочным запахам и не парфюму, а туалетной воде. От вас не должно пахнуть за пределами 40 сантиметров, аромат может оставаться только в вашей интимной зоне (20–40 сантиметров), которую не принято нарушать в деловой среде.
3. Находясь в офисе, приветствуйте всех, даже если лично с кем-то не знакомы — кивок, улыбка, доброжелательный взгляд. Ничего страшного, если вы несколько раз поприветствуете одного и того же человека, каждый может запутаться, лишним подобное проявление внимания точно не будет.
4. Когда вы заходите в служебное помещение, стучать в дверь не нужно. Таким образом вы даёте человеку понять, что не подозреваете его в том, что он занимается на своём рабочем месте какими-то личными делами. Но это не значит, что мы можем входить вообще без разрешения. Посетитель должен полностью зайти в помещение (не надо изображать говорящую голову, неловко выглядывающую из-за двери) и спросить: «Можно войти?». Если вам отвечают утвердительно — проходите. В ситуации, когда руководитель, например, говорит по телефону, но всё же показывает вам, что вы можете войти, необходимо закрыть дверь, сделать пару шагов вперёд и ожидать, когда начальник повесит трубку. Конечно, когда у руководителя есть секретарь, мы спрашиваем разрешения войти именно у него.
5. В ситуации, когда вам на мобильный телефон звонит кто-то из домашних, не всегда нужно выходить из помещения. Особенно, если беседа занимает буквально пару минут. Выходить следует, когда вам предстоит длинный, серьёзный разговор. При этом надо заранее поставить своим родным определённые рамки, чтобы они не названивали с утра до вечера по каким-то малозначимым вопросам.6. Очень многие работники любят сушить свои зонты в открытом виде. Позволить себе такую роскошь вы можете только в том случае, если он никому не мешает. Займите какой-нибудь укромный уголок, куда никто не заходит. Не надо расставлять зонт посреди офиса, вынуждая коллег обходить препятствие. Если его нужно просушить, то проще всего повесить данный аксессуар на вешалку, предварительно позаботившись о том, чтобы вы не закапали чью-то обувь или одежду, или убрать его в пакет. Это хороший выход из положения, тем более что зонт лучше сушить не в расправленном виде, а именно в закрытом.
7. Наше рабочее место должно как бы говорить окружающим, что за этим столом сидит профессионал, а не гламурная домохозяйка, неряха и т. д. Конечно, любая женщина имеет право держать полный ящик запасных колготок, косметики и т. д. (у мужчин свой набор). Но всё это лучше скрыть от посторонних глаз.
Не надо никаких кактусов, плюшевых зоопарков и тому подобных вещей, это вредит вашему имиджу. Единственная личная вещь, которая может стоять на столе, — семейное фото в лаконичной рамке, 1–2 максимум, а не 250 штук. Разверните их так, чтобы посетители тоже могли увидеть, что на них изображено. Это делается не для того, чтобы вы могли похвалиться, а чтобы не вызывать у людей рефлекторного желания взглянуть на то, что отвёрнуто от их глаз.
8. Беседовать по громкой связи можно только с согласия собеседника. Конечно, иногда можно закрыться в своём кабинете и спокойно решать рабочие вопросы, но человек на другом конце провода должен быть в курсе того, каким образом вы общаетесь. Кстати, за конфиденциальность данной беседы отвечаете именно вы.
9. Если вы невольно стали свидетелем какого-то неприятного телефонного разговора своего коллеги, вы можете тактично поинтересоваться, всё ли в порядке, можете ли вы помочь, случилось ли что-то и т. д. Дальше посмотрите, захочет человек с вами делиться какими-то переживаниями или нет, и действуйте по ситуации.
10. Приходя на работу, переключайте телефон на виброзвонок и не оставляйте устройство включённым на столе (в сумке). В то же самое время, если кто-то из коллег всё же оставил свой сотовый и он вдруг начинает звонить, лучше не отключать аппарат. Потерпите и, когда коллега вернётся, попросите его больше так не делать. Если вы принципиально не хотите использовать виброзвонок, тогда максимально убирайте звук телефона и ставьте на звонок какую-то спокойную мелодию, никакого индюшачьего клокотания или визга детей точно быть не должно.
11. Рукопожатие — вещь необязательная, но принятая в деловом сообществе. Это единственный допустимый тактильный контакт. Инициировать его может руководитель, старший по должности человек. Нет никакой разницы, кто это — мужчина или женщина. Когда речь идёт о деловом этике, забудьте, к какому полу вы принадлежите и сколько вам лет. Главное — лишь то, чего вы добились и какую должность занимаете.
Если вы приходите в гости к кому-то в офис, то не имеете права инициировать рукопожатие. Это прерогатива хозяина. Но даже если человек по незнанию совершает эту или другую ошибку, важно, чтобы его рука не повисла в воздухе. Отказ от рукопожатия — наказание, применять его нужно осознанно.
12. Заканчивает переписку тот, кто её начал, т. е. последнее письмо должно исходить от того, кто написал первым. Например, вы просите в письме своего коллегу решить определённый вопрос. Он отвечает, что займётся этим в ближайшее время. Ваша задача — написать ему благодарность (подтверждение получения).
13. В телефонных разговорах действует правило — если вы звоните начальнику, то первым трубку кладёт именно он. Но если разговаривают два равных по статусу человека, то первым кладёт трубку тот, кто позвонил.
14. Не надо есть в офисе еду с резкими запахами, при всей своей любви к селёдке, квашеной капусте, чесноку и котлеткам старайтесь обходиться на работе без них. В обязательном порядке, когда вы едите, нужно перекрыть доступ к вам посторонним (внешним) людям. Между собой вы ещё можете как-то договориться, а клиенты, партнёры и т. д. не должны быть свидетелями того, как вы обедаете или завтракаете. Если уж вы поели на рабочем месте, обязательно сразу же уберите крошки со стола, помойте посуду и проветрите помещение.15. Если на рабочем месте вы пьёте только чай и кофе, не ставьте чашку на документы, поскольку на бумаге может остаться след, который явно будет говорить не в вашу пользу.
16. Вы, безусловно, имеете право пить различные напитки в течение дня, но кружка при этом должна выглядеть опрятно — никаких многократно заваренных пакетиков чая, следов от губной помады с внешней стороны и подобных вещей быть не должно. Идеальный вариант — выпить напиток и сразу же убрать чашку со стола. Фразу «Я помою это завтра» лучше забыть раз и навсегда. Также не надо приносить в офис кружку со странными надписями, например «Я люблю тёщу». Посуда должна быть простой.
17. На работу мы приходим работать, а не угощать своих коллег чаем. Вы можете предложить напиток посетителю, да и это не обязательно, если только гостю не пришлось вас ждать по какой-то причине. Сейчас во многих местах фраза «Может быть, чай или кофе?» произносится чаще, чем это действительно нужно. Конечно, это проявление законов гостеприимства, но лучше всего такие законы работают дома. Если у вас многочасовая встреча, можно прерваться и предложить собеседнику что-нибудь выпить, но в ситуации, когда гость зашёл к вам ненадолго, это будет лишним. Секретарь должен предлагать чай/кофе только в той ситуации, когда посетитель вынужден ожидать в приёмной.
18. Когда вы обсуждаете какие-то рабочие моменты по телефону, собеседник должен вас слышать. Если вы мешаете своим коллегам, то, конечно, надо постараться, чтобы разговор был короче, но не в ущерб делу. Кроме того, всегда есть возможность созвониться по мобильному телефону и выйти для более обстоятельной беседы в коридор.19. По рабочему телефону, конечно, лучше обсуждать только дела. Но иногда с кем-то из партнёров у нас складываются более близкие отношения. Это допустимо, но надо чётко понимать, что подобные беседы не должны быть пустой болтовнёй о чём-то своём. Это скорее возможность наладить хорошие человеческие отношения, ведь без них — никуда. Согласитесь, что намного лучше и легче взаимодействовать с людьми, которые приятны нам лично. Если коллега из другой фирмы начнёт рассказывать вам о своём новом бойфренде, подобные вещи лучше всё же обсудить за пределами офиса.
20. Воспитанные люди не проходят в верхней одежде на своё рабочее место, не вешают её на спинку стула и, тем более, не кладут на стол. Для этого есть гардероб. Единственное исключение — когда вы забежали в офис буквально на 5–10 минут и потом опять куда-то уйдёте. Такой вариант позволителен.
Этикет | социальная норма | Britannica
Урок этикета Молодые люди в Шанхае изучают европейские обычаи и традиции. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц См. Все видео к этой статьеЭтикет , система правил и условностей, регулирующих социальное и профессиональное поведение. В любой социальной единице есть принятые правила поведения, поддерживаемые и соблюдаемые правовыми кодексами; существуют также нормы поведения, предписываемые обычаями и подкрепляемые групповым давлением.Правонарушителю не грозит официальное судебное разбирательство или приговор за нарушение этикета; наказание заключается в неодобрении других членов группы. Вне зависимости от уровня материальной культуры любое сильно стратифицированное общество будет обладать этикетом, согласно которому каждый человек знает, какое поведение от него ожидается по отношению к другим и от других по отношению к себе.
Королевский двор был естественной средой этикета, потому что его центром был монарх, вокруг которого распространялись тонкости поведения в расширяющихся кругах.Автор «Беовульфа», пишущего об англосаксонском обществе, описывает королеву Вельтеоу, «соблюдающую этикет», несущую кубок сначала королю, затем придворным в четко определенном порядке старшинства.
Средние века были золотым периодом для западного этикета, поскольку феодальная система была строго стратифицирована. Жан Фруассар в своей книге « Chronicle » говорит о Черном принце, ожидающем за столом пленного короля Франции Иоанна после битвы при Пуатье.
Карл VI Французский принимает английских послов, иллюстрация из «Хроники » Жана Фруассара, 14 век. The British Library / Robana / REX / Shutterstock.comВ Британии на стандарты поведения сильно повлияла публикация в 16 веке некоторых итальянских работ, известных как бесплатные книги. Вероятно, наиболее влиятельной из них была книга Бальдассара Кастильоне Il libro del cortegiano (1528; The Book of Courtesy, 1561). Дальнейшие разработки английских властей — например, книги Ричарда Брэтуэйта The English Gentleman и Description of a Good Wife — прибыли в колониальную Америку с пассажирами «Mayflower.За этим британским импортом вскоре последовали такие местные продукты, как пособие для родителей под названием « Школа хороших манер» (приписывается Элеазару Муди, 1715 г.).
Портрет Бальдассара Кастильоне , холст, масло Рафаэля, 1516 г .; в Лувре, Париж. 82 × 66 см. Эрих Лессинг / Art Resource, Нью-Йорк Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняКонец XVIII и начало XIX веков показали новый расцвет этикета в Британии, когда такие изысканные люди, как Бо Нэш и Бо Браммелл, наложили свои прихоти как правила на приличное общество; даже принц-регент не оставлял свой жилет расстегнутым в большей степени, чем предписывал Браммелл.В конце 19 — начале 20 вв. Представители высших слоев общества считали соблюдение самых банальных требований этикета одновременно развлечением, а для женщин — занятием. Все более и более сложные ритуалы создавались для того, чтобы создать у посвященных чувство исключительности и держать на расстоянии недостойных, невежественных о них.
К середине 20 века, однако, забота о вежливом поведении больше не ограничивалась социальной элитой. Хорошие манеры для обычных людей в повседневных ситуациях были сформулированы в Соединенных Штатах двумя выдающимися и влиятельными арбитрами вкусов, Эмили Пост и Эми Вандербильт.Опираясь на свой собственный обширный опыт работы в социальных, политических и дипломатических ситуациях, не меньшая личность, чем Элеонора Рузвельт, опубликовала свою собственную типично практичную книгу этикета здравого смысла (1962).
Эмили Пост. Brown BrothersМировые войны и растущее социальное равенство привели к более простому кодексу, соответствующему более быстрому темпу и менее избалованным условиям жизни в обществе. Тем не менее этикет остается активным в королевских или церемониальных случаях, а также в более формальных аспектах профессиональной или общественной жизни.Никакие нормы закона или принципы морали не предписывают наклонять суповую тарелку в сторону от закусочной, а не в сторону, или что (в Великобритании) хирург должен называться «мистер». в то время как к врачу обращаются как «доктор», но этикет предписывает это. Поскольку структура и содержание сообществ, из которых формируется общество, постоянно меняются, привычки этикета могут меняться и меняются вместе с ними.
.7 правил этикета в Интернете
Как онлайн-студент в Achieve Virtual общение немного отличается от личного общения. Мы гордимся тем, что предоставляем несколько возможностей для социального взаимодействия, но разница в том, что большая часть общения осуществляется посредством письменного текста в онлайн-среде. Поскольку это означает, что вам не хватает сигналов языка тела и немедленной обратной связи от вашего «слушателя», очень важно понимать некоторые общие правила хорошего онлайн-этикета.Это гарантирует, что сообщение, которое вы собираетесь передать, будет принято правильно.
1. Будьте уважительны. Хотя легче говорить обидные или неуважительные вещи, не стоя лицом к лицу с кем-то, важно помнить, что ваши одноклассники и учителя — реальные люди, на которых влияют слова, которые вы говорите и пишете. Важно помнить о чувствах и мнениях других, даже если они отличаются от ваших собственных. Если вы не хотите сказать это кому-то в лицо, не говорите это и в Интернете.
2. Будьте осторожны, используйте ненормативную лексику, используйте заглавные буквы и восклицательные знаки. Написанный текст легко неправильно прочитать или понять. Вы когда-нибудь отправляли текстовое сообщение с добрыми намерениями, но получатель думал, что вы грубо? Если да, то вы на собственном опыте. Зная ненормативную лексику, вы можете выявить потенциальные затруднения перед отправкой сообщений. Совет: прочтите все вслух перед отправкой.
3. Будьте осторожны с юмором и сарказмом. Конечно, нельзя избегать шуток. Нам нравится видеть, как ваша личность проявляется в онлайн-классах. Многие из наших учителей тоже исключительно забавные. Но, как упомянуто в Правиле № 2, убедитесь, что вам ясно, что вы шутите, а не грубо. Смайлики и смайлики могут быть полезны при передаче юмора или сарказма для правильного чтения. Только не забывайте держать смайлики подальше от академических работ. 😉
4. Да, грамматика и орфография. Во время обмена сообщениями можно говорить с друзьями. Однако в образовательной среде (даже в Интернете) оставайтесь формальными. Ваше письменное общение должно быть профессиональным и отражать правильный стиль письма. Сохраните письменные ярлыки и менее звездную грамматику для Snapchat, если необходимо, но следуйте правилам грамматики для школы.
5. Укажите свои источники. Каждый раз, когда вы делитесь идеей, исходящей от кого-то другого (даже если это не дословно), рекомендуется цитировать этот источник.Это относится и к дискуссионным форумам. Если вы прочитали в своем тексте замечательную мысль, поделитесь ею, но обязательно сообщите аудитории, где вы ее впервые увидели.
6. Не размещайте и не публикуйте (даже в частном порядке) неприемлемые материалы. Здесь достаточно сказано. В сети нет ничего действительно частного.
7. Прощай. Помните, что не все будут знать эти правила перед публикацией. Старайтесь понимать других, когда им сложно писать. Это очень отличается от простого разговора с человеком лицом к лицу.
Эти правила были адаптированы из следующих источников:
Альбион, (2015). Основные правила сетевого этикета — выдержки из сетевого этикета Вирджинии Ши — Albion.com . Получено 26 августа 2015 г. с http://www.albion.com/netiquette/corerules.html
.Common Sense Media, (2015). 7 правил обучения детей этикету в Интернете . Получено 26 августа 2015 г. с сайта https://www.commonsensemedia.org/blog/7-rules-to-teach-kids-online-etiquette
.Коннор, П., (2015). Сетевой этикет: основные правила онлайн-обсуждений . Получено 26 августа 2015 г. с сайта http://teaching.colostate.edu/tips/tip.cfm?tipid=128
.Мэдисон Колледж, (2015). Интернет-руководство по этикету | Мэдисонский технический колледж . Получено 26 августа 2015 г. с http://madisoncollege.edu/online-etiquette-guide
.Ринальди, А. (2015). Сеть: Руководство пользователя и сетевой этикет, Арлин Ринальди . Получено 26 августа 2015 г. с http: // course.cs.vt.edu/~cs3604/lib/Netiquette/Rinaldi/
.