Как говорят евреи: 13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуру • Arzamas

Еврейский культурный центр — Статьи

Всего к языкам Израиля относят39 языков и диалектов, включая языки жестов.

Официальные языки Израиля

В 2018 году Кнессет принял закон о национальном характере государства Израиль. Согласно закону, официальным языком Израиля является иврит, а арабский язык имеет особый статус.

Иврит

Иврит насчитывает более 3 тыс. лет своего существования. Он был письменным и разговорным языком до разрушения Храма. После Галута (изгнания) евреи стали пользоваться в качестве разговорного языка, языки тех стран, куда они переселились. В Галуте на иврите издавалась религиозная литература (из-за чего он приобрел статус священного языка), или писались стихи (пример тому -еврейская поэзия в средневековой Испании). Иврит — уникальный язык: он никогда не исчезал в письменном виде, но как язык повседневного общения был возрожден в Израиле вначале XX века, филологу Элиэзеру бен-Йехуде и его ученикам и помощникам.

До сегодняшнего дня язык совершенствуется.

Иврит относится к семитской группе. В его консонантном алфавите — 22 буквы. В написании используются только согласные буквы, огласовки ставятся в основном в поэтических произведениях. Иврит до сегодняшнего дня продолжает свое совершенствование и является официальным языком еврейского населения страны. Сейчас в Израиле на иврите говорят около 6, 5 миллионов человек. Образование в стране в основном идет на иврите.

Арабский

Арабский язык, как и иврит, относится к семитской группе. Несмотря на то, что он перестал быть официальным языком Государства Израиль, по сути, он все равно является вторым языком. Практически все надписи дублируются на арабском. В стране выпускаются газеты журналы и книги на арабском, есть ряд арабских телеканалов и радиостанций. Все заседания Кнессета сопровождаются синхронным переводом на арабский. Арабское население Израля-1 млн. 400 тыс. человек, и практически для всех них арабский — родной.

Израильский арабский включает несколько диалектов – например, палестинцев и бедуинов. В СМИ же используется литературный арабский.

Распространенные языки

Помимо иврита и арабского, широко распространен английский, который был официальным языком во времена Британского Мандата. Большинство израильтян понимают английский и свободно говорят на нем, поэтому у туристов обычно нет проблем (хотя многое зависит от места и общины). Английский присутствует на бланках госучреждений и частных фирм, на почтовых марках и даже денежных знаках. В частности, дорожные надписи, и названия улиц вряде городов делаются на трех языках — иврите, арабском и английском. Английский обязательно преподается в израильских школах и активно используется в ВУЗах. Кроме, того, в Израиле проживают порядка 100 тыс. носителей языка — из еврейских общин США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и ЮАР. Среди других распространенных языков — румынский (на нем говорят около 200 тыс.

человек — выходцы из Румынии и их потомки) и польский (около 100 тыс. носителей, большинство из которых репатриировались в страну до середины прошлого века). Столько же в Израиле и носителей ладино (иудео-испанский язык, родственный современному испанскому). На нем говорят пожилые выходцы из Испании, а также репатрианты из Турции, Балкан и их потомки.

Ну, конечно же, русский, но об этом ниже.

Идиш

Идиш возник в Центральной и Восточной Европе в X—XIV веках на основе средневерхненемецких диалектов, с заимствованиями и древнееврейского и арамейского, а также славянских языков, а позднее из современного немецкого. В итоге сложился уникальный язык ашкеназов, на котором в начале прошлого века говорила порядка 11 миллионов евреев по всему миру, в том числе и в России. Использование еврейского алфавита, элементы немецкой грамматики, комбинирование слов из немецкого и его диалектов со словами с семитскими и славянскими корнями — все это создает неповторимость языка, интересе к которому в последние десятилетия значительно возрос (проводятся многочисленные конференции, форумы летние школы).

В Израиле же на идиш говорят в основном в отдельных компактных районах проживания ультраортодоксальных евреев хасидского направления. Пример этого — иерусалимский квартал Меа-Шеарим. Многое зависит и от общины, например, сатмарские хасиды и община «Эда харедит» говорят только на идише, другие — в зависимости от разных факторов. Идиш используется и некоторыми пожилыми репатриантами из Европы, приехавшими в страну до середины прошлого века и некоторыми их потомками. Общее количество говорящих на идиш в Израиле — около 200 тыс. человек.

Русский

В настоящее время в Израиле проживает порядка 1 млн. русскоговорящих евреев, для преобладающей части которых русский — основной язык общения в семье. Поэтому даже если русский турист не владеет английским, он всегда найдет, у кого спросить дорогу. В стране активно издается русскоязычная пресса, в большом количестве издаются книги на русском, некоторые официальные сообщения и агитационные материалы публикуются на русском, транслируются российские телеканалы.

Есть в стране и свой русскоязычный канал «Израиль Плюс».

Амхарский

Как и иврит и арабский, он относится к семитской группе. Это язык народа амхара и государственный язык Эфиопии. Его носителями в Израиле являются евреи-репатрианты из Эфиопии, количество которых на настоящий момент в стране составляет около 40 тыс. С 2007 года свою работу начал израильско-эфиопский канал, вещание на котором ведется на амхарском языке.

Другие языки

К ним можно отнести французский, испанский, венгерский, итальянский. Выходцы из бывшего Советского Союза «принесли» сюда бухарский диалект персидского, адыгейский, горско-еврейский (диалект татского), еврейско-грузинский (диалект грузинского и единственный еврейский язык в картвельской группе) языки. А в последнее время в небольшом количестве в Израиле звучат китайский и тайский языки, «занесенные» местными гастарбайтерами.

Выводы

Сосуществование рядом множества языков и диалектов делает Израиль еще более интересной страной.

Путешествие сюда — настоящий клад для лингвистов!

ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ • Большая российская энциклопедия

ЕВРЕ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́, ус­лов­ное на­зва­ние идио­мов, на ко­то­рых го­во­рят или го­во­ри­ли пре­им. ев­реи. Не вся­кий язык, ис­поль­зуе­мый ев­рея­ми, счи­та­ет­ся ев­рей­ским; напр., рус. или англ. яз., хо­тя на них го­во­рят мн. ев­реи, не счи­та­ют­ся та­ко­вы­ми. Бо­лее то­го, при уз­ком по­ни­ма­нии лин­гво­ни­ма «Е. я.» в не­го не вклю­ча­ют­ся древ­не­ев­рей­ский язык и ив­рит.

Ис­то­рия раз­ви­тия Е. я. тес­но свя­за­на с по­сто­ян­ны­ми пе­ре­се­ле­ния­ми ев­ре­ев и ре­гу­ляр­но про­ис­хо­див­шим пе­ре­хо­дом их на язык ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния, час­то с не­ко­то­рым или зна­чит. опо­зда­ни­ем. Пер­вым из­вест­ным Е. я. яв­ля­ет­ся др.-евр. яз.; пра­кти­че­ски все ос­таль­ные Е. я. сфор­ми­ро­ва­лись в ди­ас­по­ре на ос­но­ве идио­мов ок­ру­жаю­щих на­ро­дов. Др.-евр. язык из­вес­тен пре­ж­де все­го по тек­сту Вет­хо­го За­ве­та (т. н. биб­лей­ский древ­не­ев­рей­ский), а так­же по до­воль­но мно­го­числ. эпи­гра­фич. па­мят­ни­кам (древ­ней­шие из ко­то­рых от­но­сят­ся к кон. 10 в. до н. э.). Пе­ри­од его функ­цио­ни­ро­ва­ния был един­ст­вен­ным в ис­то­рии ев­ре­ев, ко­гда и свя­щен­ным, и раз­го­вор­ным был один и тот же язык, что по­зво­ля­ло боль­шей час­ти из­ра­иль­ско­го об­ще­ст­ва ос­та­вать­ся од­но­языч­ным. Уже на­чи­ная с Ва­ви­лон­ско­го пле­не­ния (6 в. до н. э.) в уст­ном об­ще­нии др.-евр. яз. на­чал вы­тес­нять­ся зап.-ара­мей­ским, ко­то­рый к на­ча­лу н. э. стал ос­нов­ным разг. язы­ком ев­ре­ев в Па­ле­сти­не. Окон­ча­тель­но др.-евр. яз. вы­шел из жи­во­го об­ще­ния по­сле раз­гро­ма вос­ста­ния Бар-Кох­бы (132–135), при этом он со­хра­нял­ся в те­че­ние 2 ты­ся­че­ле­тий в ка­че­ст­ве свя­щен­но­го язы­ка, ста­ра­тель­но изу­чав­ше­го­ся ев­рея­ми по все­му ми­ру.

Хо­тя не­ко­то­рое ко­ли­че­ст­во ев­ре­ев про­дол­жа­ло ос­та­вать­ся в Па­ле­сти­не (осо­бен­но на се­ве­ре), бóльшая их часть пе­ре­мес­ти­лась в ди­ас­по­ру. Осн. язы­ка­ми об­ще­ния бы­ли ев­рей­ско-ара­мей­ские и гре­че­ский. По­сте­пен­но ди­ас­по­ра рас­ши­ря­лась, ев­реи по­па­да­ли в но­вое язы­ко­вое ок­ру­же­ние и пе­ре­хо­ди­ли на язы­ки ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния. В это вре­мя скла­ды­ва­ет­ся мно­же­ст­во евр. эт­но­лек­тов (ев­рей­ско-ла­тин­ский, ев­рей­ско-пер­сид­ский, ев­рей­ско-гре­че­ский, ев­рей­ско-бер­бер­ские и др.), часть из ко­то­рых позд­нее раз­ви­лась в отд. диа­лек­ты и да­же язы­ки.

По­сле араб. за­вое­ва­ния (630-е гг.; см. Араб­ские за­вое­ва­ния) и ара­би­за­ции Юго-Зап. Азии и Сев. Аф­ри­ки б. ч. ев­ре­ев этих мест так­же пе­ре­шла на араб. язык. Воз­ник­шие со вре­ме­нем евр.-араб. диа­лек­ты бы­ли не бли­же друг к дру­гу, чем ис­ход­ные не­ев­рей­ские диа­лек­ты ара­бов, по­это­му не­кор­рект­но го­во­рить об од­ном евр.-араб. яз. В не­ко­то­рых слу­ча­ях евр.-араб. диа­лек­ты со­хра­ня­лись в усло­ви­ях сме­ны од­но­го араб. диа­лек­та дру­гим у ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния (напр., в го­ро­дах Ира­ка).

Во вре­ме­на Рим. им­пе­рии (см. Рим Древ­ний) ев­реи рас­се­ли­лись по стра­нам Юж. Ев­ро­пы, а на­чи­ная с 8–9 вв. н. э. поя­ви­лись и к се­ве­ру от Альп и Пи­ре­не­ев (Фран­ция, Гер­ма­ния, Анг­лия). Там они пе­ре­шли на язы­ки ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния, но поч­ти ни­где их речь не раз­ви­лась в отд. язы­ки, ос­та­ва­ясь на уров­не эт­но­лек­тов (цар­фат­ский, ев­рей­ско-ка­та­лан­ский, ев­рей­ско-сла­вян­ские), тай­ных жар­го­нов (ев­рей­ско-пор­ту­галь­ский) или диа­лек­тов (ев­рей­ско-ок­си­тан­ский, ев­рей­ско-италь­ян­ские). В ре­зуль­та­те се­рии из­гна­ний из стран Ев­ро­пы в 13–16 вв. осн. мас­са ев­ре­ев пе­ре­дви­ну­лась на вос­ток: в Поль­ше, Лит­ве и Зап. Ру­си сфор­ми­ро­вал­ся идиш, в вост. и юж. Сре­ди­зем­но­мо­рье сло­жил­ся се­фард­ский язык. В то вре­мя как в ос­таль­ной час­ти евр. ми­ра чис­лен­ность но­си­те­лей Е. я. прак­ти­че­ски не рос­ла, сре­ди ев­ре­ев, го­во­ря­щих на се­фард­ском яз. и на идише, на­блю­дал­ся бур­ный рост и к нач. 20 в. на этих язы­ках го­во­ри­ло 95% ев­ре­ев ми­ра.

В 20 в. в ка­че­ст­ве разг. язы­ка на­чал ис­поль­зо­вать­ся соз­дан­ный на ос­но­ве др. -евр. яз. ив­рит. Од­ной из при­чин его ак­тив­но­го рас­про­стра­не­ния сре­ди из­ра­иль­ских ев­ре­ев был доб­ро­воль­ный (а ино­гда и при­ну­ди­тель­ный) вы­бор его как язы­ка по­все­днев­но­го об­ще­ния в семь­ях ре­пат­ри­ан­тов 2-й и 3-й вол­ны, при­быв­ших в Па­ле­сти­ну в 1-й четв. 20 в. В пер­вые го­ды су­ще­ст­во­ва­ния гос-ва Из­ра­иль по­ли­ти­ка вне­дре­ния ив­ри­та но­си­ла ис­клю­чи­тель­но жё­ст­кий ха­рак­тер. Ко­гда ив­рит окон­ча­тель­но вы­тес­нил ос­таль­ные Е. я., от­но­ше­ние к ним со сто­ро­ны евр. гос-ва зна­чи­тель­но смяг­чи­лось, и в 1996 да­же бы­ли при­ня­ты за­ко­ны о со­хра­не­нии куль­тур­но­го на­сле­дия на иди­ше и се­фард­ском яз.; при этом часть ор­тодок­саль­ных иу­де­ев соз­на­тель­но от­ка­зы­ва­ет­ся от ис­поль­зо­ва­ния ив­ри­та в бы­ту и го­во­рит на иди­ше. До­ля го­во­ря­щих на иди­ше ев­ре­ев упа­ла с 90% в нач. 20 в. до 3% в кон. 20 в., а боль­шин­ст­во ев­ре­ев го­во­ри­ло на англ., ив­ри­те, рус., франц., исп. и пор­туг. язы­ках.

Для боль­шин­ст­ва Е.  я. ха­рак­тер­но: ис­поль­зо­ва­ние евр. квад­рат­но­го пись­ма (см. За­пад­но­се­мит­ское пись­мо), ес­ли эти язы­ки име­ют пись­мен­ность; за­мет­ное ко­ли­че­ст­во за­им­ст­во­ва­ний из др.-евр. язы­ка и ара­мей­ских язы­ков. От­ли­чия от ис­ход­но­го не­евр. идио­ма за­час­тую бы­ва­ют ми­ни­маль­ны­ми и ино­гда не по­зво­ля­ют го­во­рить да­же об от­д. евр. диа­лек­те со­от­вет­ст­вую­ще­го язы­ка.

На ос­но­ве сте­пе­ни от­ли­чия от ис­ход­но­го не­евр. язы­ка вы­де­ля­ют сле­дую­щие эта­пы раз­ви­тия, ко­то­рые мо­жет прой­ти кон­крет­ный Е. я., и, со­от­вет­ст­вен­но, го­во­рят о том или ином язы­ко­вом об­ра­зо­ва­нии (идио­ме) ев­ре­ев. При этом, ес­ли на­блю­да­ет­ся пол­ное сов­па­де­ние язы­ка, на ко­то­ром го­во­рят ев­реи, с язы­ком ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния (при­мер – франц. яз. для боль­шин­ст­ва совр. ев­ре­ев Фран­ции), об от­дель­ном Е. я. не го­во­рят.

На­чаль­ной фа­зой соб­ст­вен­но Е. я. яв­ля­ет­ся евр. эт­но­лект (ре­гистр) к.-л. язы­ка, ко­гда речь ев­ре­ев струк­тур­но не от­ли­ча­ет­ся от ре­чи ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния, од­на­ко вклю­ча­ет лек­сич. пласт, от­ра­жаю­щий спе­ци­фи­ку евр. куль­ту­ры; мо­гут упот­реб­лять­ся так­же осо­бые фра­зео­ло­гич. обо­ро­ты. При­ме­ры: ев­рей­ско-фран­цуз­ский, ев­рей­ско-гру­зин­ский, ев­рей­ско-сла­вян­ские эт­но­лек­ты.

Евр. диа­лект, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся не­зна­чи­тель­ны­ми, но всё же при­сут­ст­вую­щи­ми на мн. уров­нях язы­ко­вой струк­ту­ры от­ли­чия­ми от со­от­вет­ст­вую­ще­го не­евр. язы­ка, воз­ни­ка­ет ли­бо по­сле про­дол­жит. ес­те­ст­вен­но­го раз­ви­тия язы­ка ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния в рам­ках замк­ну­той евр. об­щи­ны, ли­бо как след­ст­вие пе­ре­ме­ще­ния ев­ре­ев в пре­де­лах ареа­ла к.-л. язы­ка (напр., на тер­ри­то­рию рас­про­стра­не­ния др. его диа­лек­та) или ка­ких-то про­цес­сов в ок­ру­жаю­щей язы­ко­вой си­туа­ции. При­ме­ры: ев­рей­ско-тад­жик­ский, ев­рей­ско-тат­ский, мн. ев­рей­ско-араб­ские, не­ко­то­рые ев­рей­ско-италь­ян­ские диа­лек­ты.

Евр. на­ре­чие пред­став­ля­ет со­бой иди­ом, ко­то­рый за­мет­но от­ли­ча­ет­ся от др. не­евр. на­ре­чий то­го же язы­ка, но всё же на ос­но­ве толь­ко струк­тур­ных кри­те­ри­ев мо­жет счи­тать­ся ско­рее на­ре­чи­ем ис­ход­но­го язы­ка; яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том раз­ви­тия евр. диа­лек­та вслед­ст­вие рез­кой сме­ны язы­ка ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния (при пе­ре­се­ле­нии ев­ре­ев на но­вое ме­сто или мас­со­вом пе­ре­хо­де ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния на язык за­вое­ва­те­лей): напр., ка­ра­им­ский язык, се­фард­ский яз., мн. ев­рей­ско-иран­ские на­ре­чия.

От­дель­ным Е. я. счи­та­ет­ся та­кой, ко­то­рый струк­тур­но дос­та­точ­но силь­но от­ли­ча­ет­ся от бли­жай­ше­го род­ст­вен­но­го (ис­ход­но­го) язы­ка. Как пра­ви­ло, он яв­ля­ет­ся даль­ней­шим раз­ви­ти­ем евр. на­ре­чия, воз­ник­ше­го вслед­ст­вие рез­кой сме­ны язы­ка ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния. При­ме­ры дос­та­точ­но ред­ки; от­дель­ны­ми Е. я. (по­ми­мо др.-евр. яз. и ив­ри­та) мож­но счи­тать идиш, кай­ла (Эфио­пия), поч­ти все ев­рей­ско-ара­мей­ские.

Кро­ме то­го, при па­рал­лель­ном ис­поль­зо­ва­нии ев­рея­ми, осн. сред­ст­вом об­ще­ния для ко­то­рых яв­ля­ет­ся к.-л. Е. я., язы­ка ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния в по­след­нем мо­жет воз­ни­кать евр. ак­цент. Та­ко­вой, напр. , су­ще­ст­во­вал до сер. 20 в. в рус. ре­чи ев­ре­ев, осн. сред­ст­вом об­ще­ния ко­то­рых был идиш.

На­ко­нец, в не­ко­то­рых стра­нах на­ря­ду с евр. эт­но­лек­та­ми и диа­лек­та­ми воз­ни­ка­ли жар­го­ны или ар­го (час­то тай­ные), в ко­то­рых при со­хра­не­нии грам­ма­ти­ки язы­ка ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния кор­ни его слов в зна­чит. ме­ре за­ме­ня­лись др.-евр. и ара­мей­ски­ми кор­ня­ми. Та­кие идио­мы из­вест­ны в Ира­не, Гру­зии, Гер­ма­нии, Пор­ту­га­лии.

Ге­не­ти­че­ски Е. я. от­но­сят­ся ко мно­гим язы­ко­вым семь­ям и та­ким об­ра­зом не род­ст­вен­ны ме­ж­ду со­бой. Зна­чит. чис­ло евр. идио­мов вклю­ча­ет се­мья се­мит­ских язы­ков. Это пре­ж­де все­го др.-евр. язык и ив­рит, от­но­ся­щие­ся к их ха­наа­ней­ской груп­пе. К груп­пе ара­мей­ских язы­ков при­над­ле­жат древ­ние ва­ви­лон­ский иу­дей­ский ара­мей­ский, па­ле­стин­ский иу­дей­ский ара­мей­ский и совр. ев­рей­ско-ара­мей­ские (язы­ки кур­ди­стан­ских ев­ре­ев – лах­лу­хов) – за­ху, бар­за­ни, ур­мий­ский, эр­биль­ский, ху­лау­ла. К араб. груп­пе от­но­сят­ся евр. эт­но­лект клас­сич. араб­ско­го язы­ка и совр. евр.-араб. диа­лек­ты. По­след­ние, как пра­ви­ло, от­ли­ча­ют­ся от со­от­вет­ст­вую­щих не­ев­рей­ских араб. диа­лек­тов не­зна­чи­тель­но, в осн. лишь лек­си­че­ски (напр., диа­лек­ты ев­ре­ев Си­рии, Ли­ва­на, Йе­ме­на), хо­тя не­ко­то­рые из них в си­лу позд­них ми­гра­ций от­ли­ча­ют­ся бо­лее су­ще­ст­вен­но (в Ли­вии, Ира­ке, час­тич­но в Егип­те, Ту­ни­се). Из­вест­ны сле­дую­щие евр.-араб. диа­лек­ты: ев­рей­ско-ма­рок­кан­ский, ев­рей­ско-ал­жир­ский, ев­рей­ско-ту­нис­ский, ев­рей­ско-ли­вий­ский, ев­рей­ско-еги­пет­ский, ев­рей­ско-си­рий­ский и ев­рей­ско-ли­ван­ский, ев­рей­ско-ирак­ский (кыл­ту), ев­рей­ско-йе­мен­ский. В груп­пу эфио­се­мит­ских язы­ков вхо­дит ге­эз (бо­го­слу­жеб­ный язык эфи­оп. ев­ре­ев – фа­ла­ша).

Неск. ев­рей­ско-бер­бер­ских диа­лек­тов вклю­ча­ет се­мья бер­бе­ро-ли­вий­ских язы­ков. К агав­ской вет­ви се­мьи ку­шит­ских язы­ков от­но­сят­ся кай­ла и диа­лект ква­ра язы­ка ке­мант – осн. идио­мы фа­ла­ша до их пе­ре­хо­да на ам­хар­ский яз. и ив­рит.

Зна­чит. чис­ло Е. я. от­но­сит­ся к се­мье ин­до­ев­ро­пей­ских язы­ков. Идиш, жар­гон клез­мер-лошн и эт­но­лек­ты англ. яз. (йинг­лиш и ие­ши­виш) вхо­дят в ветвь гер­ман­ских язы­ков, ев­рей­ско-ла­тин­ский эт­но­лект (ла’аз) от­но­сит­ся к ита­лий­ским язы­кам, а ев­рей­ско-ро­ман­ские диа­лек­ты [ев­рей­ско-пор­ту­галь­ский, се­фард­ский (ев­рей­ско-ис­пан­ский), ев­рей­ско-ара­гон­ский, ев­рей­ско-ка­та­лан­ский, шуа­дит (ев­рей­ско-ок­си­тан­ский), цар­фат­ский (ев­рей­ско-фран­цуз­ский), ев­рей­ско-италь­ян­ский] – к ро­ман­ским язы­кам. У неск. сла­вян­ских язы­ков в сред­ние ве­ка су­ще­ст­во­ва­ли евр.-слав. эт­но­лек­ты (кнаа­нит). К греч. вет­ви от­но­сят­ся евр.-греч. диа­лек­ты (йе­ва­ни­ка), на ко­то­рых до сер. 20 в. го­во­ри­ли ев­реи-ро­ма­нио­ты. Ветвь иран­ских язы­ков вклю­ча­ет мно­го­числ. евр.-иран. диа­лек­ты перс., бу­хар­ских, афг. и гор­ских ев­ре­ев в Ира­не, Аф­га­ни­ста­не, Уз­бе­ки­ста­не, Да­ге­ста­не и Азер­бай­джа­не: ев­рей­ско-пер­сид­ский (джи­ди), ев­рей­ско-тад­жик­ский, ги­ле­ки; гор­ско-ев­рей­ский, ев­рей­ско-ши­раз­ский и боль­шое ко­ли­че­ст­во евр. диа­лек­тов, вхо­дя­щих в цен­траль­нои­ран­ский кла­стер (ев­рей­ско-ха­ма­дан­ский, ев­рей­ско-бо­ру­д­жерд­ский, ев­рей­ско-не­ха­венд­ский, ев­рей­ско-голь­пай­е­ган­ский, ев­рей­ско-хон­сар­ский, ев­рей­ско-ка­шан­ский, ев­рей­ско-ис­фа­хан­ский, ев­рей­ско-йезд­ский, ев­рей­ско-кер­ман­ский). К ин­доа­рий­ским язы­кам от­но­сит­ся эт­но­лект бней-ис­ра­эль, прак­ти­че­ски не от­ли­чаю­щий­ся от яз. ма­рат­хи.

Крым­чак­ский и ка­ра­им­ский языки, рас­про­стра­нён­ные в осн. в Кры­му и близ­кие к крым­ско-та­тар­ско­му язы­ку, вхо­дят в ветвь тюрк­ских язы­ков се­мьи ал­тай­ских язы­ков. Эт­но­лект груз. ев­ре­ев (т. н. евр.-груз. яз.) от­но­сит­ся к се­мье карт­вель­ских язы­ков. На­ко­нец, эт­но­лект ев­рей­ско-ма­лая­лам (ко­чин­ских ев­ре­ев) вхо­дит в се­мью дра­ви­дий­ских язы­ков.

На­чи­ная с 6 в. до н. э. од­ной из яр­ких ха­рак­те­ри­стик лю­бо­го язы­ка (и да­же диа­лек­та) ев­ре­ев бы­ло ис­поль­зо­ва­ние на пись­ме ис­клю­чи­тель­но евр. квад­рат­но­го пись­ма. Лишь в 20 в. эта тра­ди­ция бы­ла на­ру­ше­на для се­фард­ско­го яз. (ал­фа­вит на ос­но­ве ла­ти­ни­цы в Тур­ции и Из­раи­ле) и Е. я., рас­про­стра­нён­ных в пре­де­лах СССР, – гор­ско-ев­рей­ско­го, ев­рей­ско-тад­жик­ско­го, ка­ра­им­ско­го и крым­чак­ско­го (сна­ча­ла ал­фа­ви­ты на ос­но­ве ла­ти­ни­цы, за­тем – ки­рил­ли­цы).

Иудаизм: основные верования | URI

Иудаизм зародился около 4000 лет назад вместе с евреями на Ближнем Востоке. Авраам, еврей, считается отцом еврейской веры, потому что он продвигал центральную идею еврейской веры: что есть один Бог. В то время многие люди на Ближнем Востоке поклонялись многим богам. Говорят, что Аврааму и его жене Сарре, которые были стары и бездетны, Бог сказал, что их детей будет столько же, сколько звезд на небе, и что они будут жить в своей собственной земле — Земле Обетованной. Это постепенно сбылось.

У сына Авраама Исаака был сын Иаков, которого также звали Израиль. Таким образом, потомки Авраама стали известны как израильтяне. Бог пообещал израильтянам, что будет заботиться о них до тех пор, пока они будут соблюдать Божьи законы. Еще путешествуя, евреи жили в Египте, где были порабощены. Моисей, еврей, был избран Богом, чтобы вывести еврейский народ из Египта. Моисей вывел еврейский народ из Синайской пустыни к земле обетованной. На горе Синай Бог дал Моисею Закон, который будет вести израильтян до сегодняшнего дня. Законы назывались Десятью Заповедями и составляют основу Торы, книги еврейского закона.

Израильтянам потребовалось много лет, чтобы наконец добраться до того, что они считали землей обетованной — Ханаана. После недолгих сражений евреи основали Израильское царство. Через много лет Ханаан был завоеван ассирийцами, вавилонянами и, наконец, римлянами. Израильтяне снова оказались в рабстве, на этот раз у вавилонян. Затем израильтяне были захвачены римлянами, которые разрушили большую часть того, что было построено израильтянами в Иерусалиме. Большинство евреев были рассеяны по всему региону и в конце концов переезжали с места на место, чтобы избежать преследований, которые продолжаются и по сей день. Рассеяние евреев называется диаспорой.

Худшее преследование евреев было во время Второй мировой войны со стороны нацистов, которые убили более шести миллионов евреев или треть еврейского населения мира. Это называлось Холокост. Начиная с 1880-х годов евреи стали возвращаться на родину во все большем количестве, на этот раз, чтобы избежать преследований там, где они жили. После Второй мировой войны многие евреи считали, что для выживания еврейского народа и культуры евреям необходимо жить в своей собственной стране, где все евреи из любой точки мира будут иметь право жить и быть гражданами. В 1948 г. Палестина была разделена, и на земле, которая когда-то называлась Ханаанской, в окружении стран с преимущественно мусульманским населением образовалось еврейское государство Израиль. Поскольку мусульмане также претендовали на землю, на которой жили евреи, возник конфликт, который продолжается и по сей день на Ближнем Востоке.

Сегодня в мире проживает около четырнадцати миллионов евреев. Примерно половина из них живет в США, четверть – в Израиле, а четверть до сих пор разбросаны по миру в странах Европы, России, Южной Америки, Африки, Азии и других странах Северной Америки и Ближнего Востока. Любой, рожденный от матери-еврейки, считается евреем.

Евреи верят в Тору, которая представляет собой совокупность законов, данных израильтянам на Синае. Они верят, что должны следовать Божьим законам, регулирующим повседневную жизнь. Более поздние юридические книги, написанные раввинами, определяют закон так, как он применяется к жизни в каждом новом месте и времени.

Десять Заповедей, записанные в Торе, таковы:

  1. Не поклоняйся никакому другому Богу, кроме Меня.
  2. Не делайте изображений для поклонения.
  3. Не злоупотребляйте именем Бога.
  4. Соблюдать день субботний (суббота). Держите это Святым.
  5. Почитай и уважай своих отца и мать.
  6. Не убивать.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не воруй.
  9. Не обвиняй никого ложно. Не лгите о других людях.
  10. Не завидуй чужому имуществу.

Есть три основные группы евреев, которые по-разному понимают толкование Торы.

Ортодоксальные евреи

верят, что все практики Торы, которым можно следовать, должны выполняться беспрекословно.

Консервативные и реформистские евреи считают, что древние законы и обычаи должны интерпретироваться для современной жизни с включением современных источников и с большим вниманием к общинным практикам, чем к ритуальным практикам.

Евреи-реформисты также позволяют всем сидеть вместе, мужчинам и женщинам, и на богослужениях говорят как на иврите, так и на местном языке.

Тенах — древний сборник священных для евреев текстов. Они писались на протяжении почти тысячи лет с 1000 по 100 г. до н.э. Слово Тенах происходит от трех первых букв трех книг, включенных в этот текст: Тора, а также Невим (пророки) и Китувим (писания, включающие истории, пророчества, стихи, гимны и высказывания).

Тора написана на свитках и хранится в специальном шкафу, называемом арон хакодиш, священный ковчег, в синагогах. Тору читают указкой, называемой йад (рука), чтобы она не испортилась. Каждую неделю читается один раздел, пока вся Тора не будет завершена, и чтение начнется снова.

Талмуд также является важной коллекцией еврейских писаний. Написанный около 2000 лет назад, он представляет собой запись дискуссии раввинов о том, как следовать Торе в то время. Более поздние тексты, Мишна Тора и Шулхан Арух, представляют собой записи раввинских дискуссий более поздних периодов.

Еврейские образы Еврейские праздники Еврейские просторы Back to Мировые религии

Что такое иудаизм и во что верят евреи?

ГлавнаяМатериалыИудаизмСовременный иудаизм Иудаизм

Вопрос

Ответ

Что такое иудаизм и кто или что такое еврей? Является ли иудаизм просто религией? Это культурная идентичность или просто этническая группа? Евреи — клан людей или нация? Во что верят евреи, и все ли они верят в одно и то же?

Словарные определения «еврея» включают «член колена Иуды», «израильтянин», «член народа, существовавшего в земле Израиля с 6 века до н.

э. до I века нашей эры», «лицо, принадлежащее к продолжению по происхождению или обращению древнего еврейского народа» и «тот, чьей религией является иудаизм».

Согласно раввинистическому иудаизму, еврей – это тот, у кого мать еврейка, или тот, кто официально принял иудаизм. Левит 24:10 часто цитируется, чтобы придать этой вере достоверность, хотя Тора не делает конкретных заявлений в поддержку этой традиции. Некоторые раввины говорят, что это не имеет ничего общего с тем, во что на самом деле верит человек. Эти раввины говорят нам, что еврею не обязательно быть последователем еврейских законов и обычаев, чтобы считаться евреем. На самом деле, еврей может вообще не верить в Бога и все же оставаться евреем, основываясь на приведенной выше раввинистической интерпретации.

Другие раввины разъясняют, что если человек не следует заповедям Торы и не принимает «Тринадцать принципов веры» Маймонида (рабби Моше бен Маймона, одного из величайших средневековых еврейских ученых), он не может быть евреем. Хотя этот человек может быть «биологическим» евреем, он не имеет реальной связи с иудаизмом.

В Торе — первых пяти книгах Библии — Бытие 14:13 говорится, что Аврам, которого обычно считают первым евреем, описывается как «еврей». Имя «еврей» происходит от имени Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова и одного из двенадцати колен Израиля. По-видимому, имя «еврей» первоначально относилось только к тем, кто был членами колена Иудина, но когда царство было разделено после царствования Соломона (3 Царств 12), этот термин относился ко всем в Иудейском царстве, включая колена Иуды, Вениамина и Левия. Сегодня многие считают, что евреем является любой, кто является физическим потомком Авраама, Исаака и Иакова, независимо от того, от какого из первоначальных двенадцати колен он происходит.

Итак, во что верят евреи и каковы основные заповеди иудаизма? Сегодня в мире существует пять основных форм или сект иудаизма. Они православные, консерваторы, реформаторы, реконструкционисты и гуманисты. Убеждения и требования в каждой группе резко различаются; однако краткий список традиционных верований иудаизма будет включать следующее:

Бог — творец всего сущего; Он один, бестелесный (без тела), и Ему одному следует поклоняться как абсолютному правителю вселенной.

Бог открыл Моисею первые пять книг еврейской Библии. Они не будут изменены или дополнены в будущем.

Бог общался с еврейским народом через пророков.

Бог следит за деятельностью людей; Он вознаграждает людей за добрые дела и наказывает злых.

Хотя христиане основывают большую часть своей веры на тех же Еврейских Писаниях, что и евреи, между верованиями существуют большие различия: евреи обычно считают действия и поведение первостепенными; убеждения исходят из действий. Это противоречит консервативным христианам, для которых вера имеет первостепенное значение, а действия являются результатом этой веры.

Еврейская вера не принимает христианскую концепцию первородного греха (вера в то, что все люди унаследовали грех Адама и Евы, когда они не повиновались Божьим указаниям в Эдемском саду).

Иудаизм утверждает неотъемлемую доброту мира и его людей как творений Бога.

Верующие евреи стремятся освятить свою жизнь и приблизиться к Богу, выполняя мицвот (божественные заповеди).

Иудаизм говорит, что спаситель не нужен и не доступен в качестве посредника.

613 заповедей из книги Левит и других книг регулируют все аспекты еврейской жизни. Десять заповедей, изложенные в Исходе 20:1–17 и Второзаконии 5:6–21, составляют краткий обзор Закона.

Согласно иудаизму, Мессия, «помазанник Божий», придет в будущем и снова соберет евреев на землю Израиля. В это время будет общее воскресение мертвых. Иерусалимский храм, разрушенный римлянами в 70 г. н.э., будет восстановлен.

Представления об Иисусе значительно различаются. Некоторые считают Его великим учителем нравственности. Другие видят в Нем лжепророка или идола христианства. Некоторые секты иудаизма даже не произносят Его имя из-за запрета произносить имя идола.

Евреев часто называют богоизбранным народом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *