Как говорят евреи: 13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуру • Arzamas
Еврейский культурный центр — Статьи
Всего к языкам Израиля относят39 языков и диалектов, включая языки жестов.
Официальные языки Израиля
В 2018 году Кнессет принял закон о национальном характере государства Израиль. Согласно закону, официальным языком Израиля является иврит, а арабский язык имеет особый статус.
Иврит
Иврит насчитывает более 3 тыс. лет своего существования. Он был письменным и разговорным языком до разрушения Храма. После Галута (изгнания) евреи стали пользоваться в качестве разговорного языка, языки тех стран, куда они переселились. В Галуте на иврите издавалась религиозная литература (из-за чего он приобрел статус священного языка), или писались стихи (пример тому -еврейская поэзия в средневековой Испании). Иврит — уникальный язык: он никогда не исчезал в письменном виде, но как язык повседневного общения был возрожден в Израиле вначале XX века, филологу Элиэзеру бен-Йехуде и его ученикам и помощникам.
Иврит относится к семитской группе. В его консонантном алфавите — 22 буквы. В написании используются только согласные буквы, огласовки ставятся в основном в поэтических произведениях. Иврит до сегодняшнего дня продолжает свое совершенствование и является официальным языком еврейского населения страны. Сейчас в Израиле на иврите говорят около 6, 5 миллионов человек. Образование в стране в основном идет на иврите.
Арабский
Арабский язык, как и иврит, относится к семитской группе. Несмотря на то, что он перестал быть официальным языком Государства Израиль, по сути, он все равно является вторым языком. Практически все надписи дублируются на арабском. В стране выпускаются газеты журналы и книги на арабском, есть ряд арабских телеканалов и радиостанций. Все заседания Кнессета сопровождаются синхронным переводом на арабский. Арабское население Израля-1 млн. 400 тыс. человек, и практически для всех них арабский — родной.
Распространенные языки
Помимо иврита и арабского, широко распространен английский, который был официальным языком во времена Британского Мандата. Большинство израильтян понимают английский и свободно говорят на нем, поэтому у туристов обычно нет проблем (хотя многое зависит от места и общины). Английский присутствует на бланках госучреждений и частных фирм, на почтовых марках и даже денежных знаках. В частности, дорожные надписи, и названия улиц вряде городов делаются на трех языках — иврите, арабском и английском. Английский обязательно преподается в израильских школах и активно используется в ВУЗах. Кроме, того, в Израиле проживают порядка 100 тыс. носителей языка — из еврейских общин США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и ЮАР. Среди других распространенных языков — румынский (на нем говорят около 200 тыс.
Ну, конечно же, русский, но об этом ниже.
Идиш
Идиш возник в Центральной и Восточной Европе в X—XIV веках на основе средневерхненемецких диалектов, с заимствованиями и древнееврейского и арамейского, а также славянских языков, а позднее из современного немецкого. В итоге сложился уникальный язык ашкеназов, на котором в начале прошлого века говорила порядка 11 миллионов евреев по всему миру, в том числе и в России. Использование еврейского алфавита, элементы немецкой грамматики, комбинирование слов из немецкого и его диалектов со словами с семитскими и славянскими корнями — все это создает неповторимость языка, интересе к которому в последние десятилетия значительно возрос (проводятся многочисленные конференции, форумы летние школы).
Русский
В настоящее время в Израиле проживает порядка 1 млн. русскоговорящих евреев, для преобладающей части которых русский — основной язык общения в семье. Поэтому даже если русский турист не владеет английским, он всегда найдет, у кого спросить дорогу. В стране активно издается русскоязычная пресса, в большом количестве издаются книги на русском, некоторые официальные сообщения и агитационные материалы публикуются на русском, транслируются российские телеканалы.
Амхарский
Как и иврит и арабский, он относится к семитской группе. Это язык народа амхара и государственный язык Эфиопии. Его носителями в Израиле являются евреи-репатрианты из Эфиопии, количество которых на настоящий момент в стране составляет около 40 тыс. С 2007 года свою работу начал израильско-эфиопский канал, вещание на котором ведется на амхарском языке.
Другие языки
К ним можно отнести французский, испанский, венгерский, итальянский. Выходцы из бывшего Советского Союза «принесли» сюда бухарский диалект персидского, адыгейский, горско-еврейский (диалект татского), еврейско-грузинский (диалект грузинского и единственный еврейский язык в картвельской группе) языки. А в последнее время в небольшом количестве в Израиле звучат китайский и тайский языки, «занесенные» местными гастарбайтерами.
Выводы
Сосуществование рядом множества языков и диалектов делает Израиль еще более интересной страной.
ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ • Большая российская энциклопедия
ЕВРЕ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́, условное название идиомов, на которых говорят или говорили преим. евреи. Не всякий язык, используемый евреями, считается еврейским; напр., рус. или англ. яз., хотя на них говорят мн. евреи, не считаются таковыми. Более того, при узком понимании лингвонима «Е. я.» в него не включаются древнееврейский язык и иврит.
История развития Е. я. тесно связана с постоянными переселениями евреев и регулярно происходившим переходом их на язык окружающего населения, часто с некоторым или значит. опозданием. Первым известным Е. я. является др.-евр. яз.; практически все остальные Е. я. сформировались в диаспоре на основе идиомов окружающих народов. Др.-евр. язык известен прежде всего по тексту Ветхого Завета (т. н. библейский древнееврейский), а также по довольно многочисл. эпиграфич. памятникам (древнейшие из которых относятся к кон. 10 в. до н. э.). Период его функционирования был единственным в истории евреев, когда и священным, и разговорным был один и тот же язык, что позволяло большей части израильского общества оставаться одноязычным. Уже начиная с Вавилонского пленения (6 в. до н. э.) в устном общении др.-евр. яз. начал вытесняться зап.-арамейским, который к началу н. э. стал основным разг. языком евреев в Палестине. Окончательно др.-евр. яз. вышел из живого общения после разгрома восстания Бар-Кохбы (132–135), при этом он сохранялся в течение 2 тысячелетий в качестве священного языка, старательно изучавшегося евреями по всему миру.
Хотя некоторое количество евреев продолжало оставаться в Палестине (особенно на севере), бóльшая их часть переместилась в диаспору. Осн. языками общения были еврейско-арамейские и греческий. Постепенно диаспора расширялась, евреи попадали в новое языковое окружение и переходили на языки окружающего населения. В это время складывается множество евр. этнолектов (еврейско-латинский, еврейско-персидский, еврейско-греческий, еврейско-берберские и др.), часть из которых позднее развилась в отд. диалекты и даже языки.
После араб. завоевания (630-е гг.; см. Арабские завоевания) и арабизации Юго-Зап. Азии и Сев. Африки б. ч. евреев этих мест также перешла на араб. язык. Возникшие со временем евр.-араб. диалекты были не ближе друг к другу, чем исходные нееврейские диалекты арабов, поэтому некорректно говорить об одном евр.-араб. яз. В некоторых случаях евр.-араб. диалекты сохранялись в условиях смены одного араб. диалекта другим у окружающего населения (напр., в городах Ирака).
Во времена Рим. империи (см. Рим Древний) евреи расселились по странам Юж. Европы, а начиная с 8–9 вв. н. э. появились и к северу от Альп и Пиренеев (Франция, Германия, Англия). Там они перешли на языки окружающего населения, но почти нигде их речь не развилась в отд. языки, оставаясь на уровне этнолектов (царфатский, еврейско-каталанский, еврейско-славянские), тайных жаргонов (еврейско-португальский) или диалектов (еврейско-окситанский, еврейско-итальянские). В результате серии изгнаний из стран Европы в 13–16 вв. осн. масса евреев передвинулась на восток: в Польше, Литве и Зап. Руси сформировался идиш, в вост. и юж. Средиземноморье сложился сефардский язык. В то время как в остальной части евр. мира численность носителей Е. я. практически не росла, среди евреев, говорящих на сефардском яз. и на идише, наблюдался бурный рост и к нач. 20 в. на этих языках говорило 95% евреев мира.
В 20 в. в качестве разг. языка начал использоваться созданный на основе др. -евр. яз. иврит. Одной из причин его активного распространения среди израильских евреев был добровольный (а иногда и принудительный) выбор его как языка повседневного общения в семьях репатриантов 2-й и 3-й волны, прибывших в Палестину в 1-й четв. 20 в. В первые годы существования гос-ва Израиль политика внедрения иврита носила исключительно жёсткий характер. Когда иврит окончательно вытеснил остальные Е. я., отношение к ним со стороны евр. гос-ва значительно смягчилось, и в 1996 даже были приняты законы о сохранении культурного наследия на идише и сефардском яз.; при этом часть ортодоксальных иудеев сознательно отказывается от использования иврита в быту и говорит на идише. Доля говорящих на идише евреев упала с 90% в нач. 20 в. до 3% в кон. 20 в., а большинство евреев говорило на англ., иврите, рус., франц., исп. и португ. языках.
Для большинства Е. я. характерно: использование евр. квадратного письма (см. Западносемитское письмо), если эти языки имеют письменность; заметное количество заимствований из др.-евр. языка и арамейских языков. Отличия от исходного неевр. идиома зачастую бывают минимальными и иногда не позволяют говорить даже об отд. евр. диалекте соответствующего языка.
На основе степени отличия от исходного неевр. языка выделяют следующие этапы развития, которые может пройти конкретный Е. я., и, соответственно, говорят о том или ином языковом образовании (идиоме) евреев. При этом, если наблюдается полное совпадение языка, на котором говорят евреи, с языком окружающего населения (пример – франц. яз. для большинства совр. евреев Франции), об отдельном Е. я. не говорят.
Начальной фазой собственно Е. я. является евр. этнолект (регистр) к.-л. языка, когда речь евреев структурно не отличается от речи окружающего населения, однако включает лексич. пласт, отражающий специфику евр. культуры; могут употребляться также особые фразеологич. обороты. Примеры: еврейско-французский, еврейско-грузинский, еврейско-славянские этнолекты.
Евр. диалект, характеризующийся незначительными, но всё же присутствующими на мн. уровнях языковой структуры отличиями от соответствующего неевр. языка, возникает либо после продолжит. естественного развития языка окружающего населения в рамках замкнутой евр. общины, либо как следствие перемещения евреев в пределах ареала к.-л. языка (напр., на территорию распространения др. его диалекта) или каких-то процессов в окружающей языковой ситуации. Примеры: еврейско-таджикский, еврейско-татский, мн. еврейско-арабские, некоторые еврейско-итальянские диалекты.
Евр. наречие представляет собой идиом, который заметно отличается от др. неевр. наречий того же языка, но всё же на основе только структурных критериев может считаться скорее наречием исходного языка; является результатом развития евр. диалекта вследствие резкой смены языка окружающего населения (при переселении евреев на новое место или массовом переходе окружающего населения на язык завоевателей): напр., караимский язык, сефардский яз., мн. еврейско-иранские наречия.
Отдельным Е. я. считается такой, который структурно достаточно сильно отличается от ближайшего родственного (исходного) языка. Как правило, он является дальнейшим развитием евр. наречия, возникшего вследствие резкой смены языка окружающего населения. Примеры достаточно редки; отдельными Е. я. (помимо др.-евр. яз. и иврита) можно считать идиш, кайла (Эфиопия), почти все еврейско-арамейские.
Кроме того, при параллельном использовании евреями, осн. средством общения для которых является к.-л. Е. я., языка окружающего населения в последнем может возникать евр. акцент. Таковой, напр. , существовал до сер. 20 в. в рус. речи евреев, осн. средством общения которых был идиш.
Наконец, в некоторых странах наряду с евр. этнолектами и диалектами возникали жаргоны или арго (часто тайные), в которых при сохранении грамматики языка окружающего населения корни его слов в значит. мере заменялись др.-евр. и арамейскими корнями. Такие идиомы известны в Иране, Грузии, Германии, Португалии.
Генетически Е. я. относятся ко многим языковым семьям и таким образом не родственны между собой. Значит. число евр. идиомов включает семья семитских языков. Это прежде всего др.-евр. язык и иврит, относящиеся к их ханаанейской группе. К группе арамейских языков принадлежат древние вавилонский иудейский арамейский, палестинский иудейский арамейский и совр. еврейско-арамейские (языки курдистанских евреев – лахлухов) – заху, барзани, урмийский, эрбильский, хулаула. К араб. группе относятся евр. этнолект классич. арабского языка и совр. евр.-араб. диалекты. Последние, как правило, отличаются от соответствующих нееврейских араб. диалектов незначительно, в осн. лишь лексически (напр., диалекты евреев Сирии, Ливана, Йемена), хотя некоторые из них в силу поздних миграций отличаются более существенно (в Ливии, Ираке, частично в Египте, Тунисе). Известны следующие евр.-араб. диалекты: еврейско-марокканский, еврейско-алжирский, еврейско-тунисский, еврейско-ливийский, еврейско-египетский, еврейско-сирийский и еврейско-ливанский, еврейско-иракский (кылту), еврейско-йеменский. В группу эфиосемитских языков входит геэз (богослужебный язык эфиоп. евреев – фалаша).
Неск. еврейско-берберских диалектов включает семья берберо-ливийских языков. К агавской ветви семьи кушитских языков относятся кайла и диалект квара языка кемант – осн. идиомы фалаша до их перехода на амхарский яз. и иврит.
Значит. число Е. я. относится к семье индоевропейских языков. Идиш, жаргон клезмер-лошн и этнолекты англ. яз. (йинглиш и иешивиш) входят в ветвь германских языков, еврейско-латинский этнолект (ла’аз) относится к италийским языкам, а еврейско-романские диалекты [еврейско-португальский, сефардский (еврейско-испанский), еврейско-арагонский, еврейско-каталанский, шуадит (еврейско-окситанский), царфатский (еврейско-французский), еврейско-итальянский] – к романским языкам. У неск. славянских языков в средние века существовали евр.-слав. этнолекты (кнаанит). К греч. ветви относятся евр.-греч. диалекты (йеваника), на которых до сер. 20 в. говорили евреи-романиоты. Ветвь иранских языков включает многочисл. евр.-иран. диалекты перс., бухарских, афг. и горских евреев в Иране, Афганистане, Узбекистане, Дагестане и Азербайджане: еврейско-персидский (джиди), еврейско-таджикский, гилеки; горско-еврейский, еврейско-ширазский и большое количество евр. диалектов, входящих в центральноиранский кластер (еврейско-хамаданский, еврейско-боруджердский, еврейско-нехавендский, еврейско-гольпайеганский, еврейско-хонсарский, еврейско-кашанский, еврейско-исфаханский, еврейско-йездский, еврейско-керманский). К индоарийским языкам относится этнолект бней-исраэль, практически не отличающийся от яз. маратхи.
Крымчакский и караимский языки, распространённые в осн. в Крыму и близкие к крымско-татарскому языку, входят в ветвь тюркских языков семьи алтайских языков. Этнолект груз. евреев (т. н. евр.-груз. яз.) относится к семье картвельских языков. Наконец, этнолект еврейско-малаялам (кочинских евреев) входит в семью дравидийских языков.
Начиная с 6 в. до н. э. одной из ярких характеристик любого языка (и даже диалекта) евреев было использование на письме исключительно евр. квадратного письма. Лишь в 20 в. эта традиция была нарушена для сефардского яз. (алфавит на основе латиницы в Турции и Израиле) и Е. я., распространённых в пределах СССР, – горско-еврейского, еврейско-таджикского, караимского и крымчакского (сначала алфавиты на основе латиницы, затем – кириллицы).
Иудаизм: основные верования | URI
Иудаизм зародился около 4000 лет назад вместе с евреями на Ближнем Востоке. Авраам, еврей, считается отцом еврейской веры, потому что он продвигал центральную идею еврейской веры: что есть один Бог. В то время многие люди на Ближнем Востоке поклонялись многим богам. Говорят, что Аврааму и его жене Сарре, которые были стары и бездетны, Бог сказал, что их детей будет столько же, сколько звезд на небе, и что они будут жить в своей собственной земле — Земле Обетованной. Это постепенно сбылось.
У сына Авраама Исаака был сын Иаков, которого также звали Израиль. Таким образом, потомки Авраама стали известны как израильтяне. Бог пообещал израильтянам, что будет заботиться о них до тех пор, пока они будут соблюдать Божьи законы. Еще путешествуя, евреи жили в Египте, где были порабощены. Моисей, еврей, был избран Богом, чтобы вывести еврейский народ из Египта. Моисей вывел еврейский народ из Синайской пустыни к земле обетованной. На горе Синай Бог дал Моисею Закон, который будет вести израильтян до сегодняшнего дня. Законы назывались Десятью Заповедями и составляют основу Торы, книги еврейского закона.
Израильтянам потребовалось много лет, чтобы наконец добраться до того, что они считали землей обетованной — Ханаана. После недолгих сражений евреи основали Израильское царство. Через много лет Ханаан был завоеван ассирийцами, вавилонянами и, наконец, римлянами. Израильтяне снова оказались в рабстве, на этот раз у вавилонян. Затем израильтяне были захвачены римлянами, которые разрушили большую часть того, что было построено израильтянами в Иерусалиме. Большинство евреев были рассеяны по всему региону и в конце концов переезжали с места на место, чтобы избежать преследований, которые продолжаются и по сей день. Рассеяние евреев называется диаспорой.
Худшее преследование евреев было во время Второй мировой войны со стороны нацистов, которые убили более шести миллионов евреев или треть еврейского населения мира. Это называлось Холокост. Начиная с 1880-х годов евреи стали возвращаться на родину во все большем количестве, на этот раз, чтобы избежать преследований там, где они жили. После Второй мировой войны многие евреи считали, что для выживания еврейского народа и культуры евреям необходимо жить в своей собственной стране, где все евреи из любой точки мира будут иметь право жить и быть гражданами. В 1948 г. Палестина была разделена, и на земле, которая когда-то называлась Ханаанской, в окружении стран с преимущественно мусульманским населением образовалось еврейское государство Израиль. Поскольку мусульмане также претендовали на землю, на которой жили евреи, возник конфликт, который продолжается и по сей день на Ближнем Востоке.
Сегодня в мире проживает около четырнадцати миллионов евреев. Примерно половина из них живет в США, четверть – в Израиле, а четверть до сих пор разбросаны по миру в странах Европы, России, Южной Америки, Африки, Азии и других странах Северной Америки и Ближнего Востока. Любой, рожденный от матери-еврейки, считается евреем.
Евреи верят в Тору, которая представляет собой совокупность законов, данных израильтянам на Синае. Они верят, что должны следовать Божьим законам, регулирующим повседневную жизнь. Более поздние юридические книги, написанные раввинами, определяют закон так, как он применяется к жизни в каждом новом месте и времени.
Десять Заповедей, записанные в Торе, таковы:
- Не поклоняйся никакому другому Богу, кроме Меня.
- Не делайте изображений для поклонения.
- Не злоупотребляйте именем Бога.
- Соблюдать день субботний (суббота). Держите это Святым.
- Почитай и уважай своих отца и мать.
- Не убивать.
- Не прелюбодействуй.
- Не воруй.
- Не обвиняй никого ложно. Не лгите о других людях.
- Не завидуй чужому имуществу.
Есть три основные группы евреев, которые по-разному понимают толкование Торы.
Ортодоксальные евреи
Консервативные и реформистские евреи считают, что древние законы и обычаи должны интерпретироваться для современной жизни с включением современных источников и с большим вниманием к общинным практикам, чем к ритуальным практикам.
Евреи-реформисты также позволяют всем сидеть вместе, мужчинам и женщинам, и на богослужениях говорят как на иврите, так и на местном языке.
Тенах — древний сборник священных для евреев текстов. Они писались на протяжении почти тысячи лет с 1000 по 100 г. до н.э. Слово Тенах происходит от трех первых букв трех книг, включенных в этот текст: Тора, а также Невим (пророки) и Китувим (писания, включающие истории, пророчества, стихи, гимны и высказывания).
Тора написана на свитках и хранится в специальном шкафу, называемом арон хакодиш, священный ковчег, в синагогах. Тору читают указкой, называемой йад (рука), чтобы она не испортилась. Каждую неделю читается один раздел, пока вся Тора не будет завершена, и чтение начнется снова.
Талмуд также является важной коллекцией еврейских писаний. Написанный около 2000 лет назад, он представляет собой запись дискуссии раввинов о том, как следовать Торе в то время. Более поздние тексты, Мишна Тора и Шулхан Арух, представляют собой записи раввинских дискуссий более поздних периодов.
Еврейские образы Еврейские праздники Еврейские просторы Back to Мировые религии
Что такое иудаизм и во что верят евреи?
ГлавнаяМатериалыИудаизмСовременный иудаизм Иудаизм
Вопрос
Ответ
Что такое иудаизм и кто или что такое еврей? Является ли иудаизм просто религией? Это культурная идентичность или просто этническая группа? Евреи — клан людей или нация? Во что верят евреи, и все ли они верят в одно и то же?
Словарные определения «еврея» включают «член колена Иуды», «израильтянин», «член народа, существовавшего в земле Израиля с 6 века до н.
Согласно раввинистическому иудаизму, еврей – это тот, у кого мать еврейка, или тот, кто официально принял иудаизм. Левит 24:10 часто цитируется, чтобы придать этой вере достоверность, хотя Тора не делает конкретных заявлений в поддержку этой традиции. Некоторые раввины говорят, что это не имеет ничего общего с тем, во что на самом деле верит человек. Эти раввины говорят нам, что еврею не обязательно быть последователем еврейских законов и обычаев, чтобы считаться евреем. На самом деле, еврей может вообще не верить в Бога и все же оставаться евреем, основываясь на приведенной выше раввинистической интерпретации.
Другие раввины разъясняют, что если человек не следует заповедям Торы и не принимает «Тринадцать принципов веры» Маймонида (рабби Моше бен Маймона, одного из величайших средневековых еврейских ученых), он не может быть евреем. Хотя этот человек может быть «биологическим» евреем, он не имеет реальной связи с иудаизмом.
В Торе — первых пяти книгах Библии — Бытие 14:13 говорится, что Аврам, которого обычно считают первым евреем, описывается как «еврей». Имя «еврей» происходит от имени Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова и одного из двенадцати колен Израиля. По-видимому, имя «еврей» первоначально относилось только к тем, кто был членами колена Иудина, но когда царство было разделено после царствования Соломона (3 Царств 12), этот термин относился ко всем в Иудейском царстве, включая колена Иуды, Вениамина и Левия. Сегодня многие считают, что евреем является любой, кто является физическим потомком Авраама, Исаака и Иакова, независимо от того, от какого из первоначальных двенадцати колен он происходит.
Итак, во что верят евреи и каковы основные заповеди иудаизма? Сегодня в мире существует пять основных форм или сект иудаизма. Они православные, консерваторы, реформаторы, реконструкционисты и гуманисты. Убеждения и требования в каждой группе резко различаются; однако краткий список традиционных верований иудаизма будет включать следующее:
Бог — творец всего сущего; Он один, бестелесный (без тела), и Ему одному следует поклоняться как абсолютному правителю вселенной.
Бог открыл Моисею первые пять книг еврейской Библии. Они не будут изменены или дополнены в будущем.
Бог общался с еврейским народом через пророков.
Бог следит за деятельностью людей; Он вознаграждает людей за добрые дела и наказывает злых.
Хотя христиане основывают большую часть своей веры на тех же Еврейских Писаниях, что и евреи, между верованиями существуют большие различия: евреи обычно считают действия и поведение первостепенными; убеждения исходят из действий. Это противоречит консервативным христианам, для которых вера имеет первостепенное значение, а действия являются результатом этой веры.
Еврейская вера не принимает христианскую концепцию первородного греха (вера в то, что все люди унаследовали грех Адама и Евы, когда они не повиновались Божьим указаниям в Эдемском саду).
Иудаизм утверждает неотъемлемую доброту мира и его людей как творений Бога.
Верующие евреи стремятся освятить свою жизнь и приблизиться к Богу, выполняя мицвот (божественные заповеди).
Иудаизм говорит, что спаситель не нужен и не доступен в качестве посредника.
613 заповедей из книги Левит и других книг регулируют все аспекты еврейской жизни. Десять заповедей, изложенные в Исходе 20:1–17 и Второзаконии 5:6–21, составляют краткий обзор Закона.
Согласно иудаизму, Мессия, «помазанник Божий», придет в будущем и снова соберет евреев на землю Израиля. В это время будет общее воскресение мертвых. Иерусалимский храм, разрушенный римлянами в 70 г. н.э., будет восстановлен.
Представления об Иисусе значительно различаются. Некоторые считают Его великим учителем нравственности. Другие видят в Нем лжепророка или идола христианства. Некоторые секты иудаизма даже не произносят Его имя из-за запрета произносить имя идола.
Евреев часто называют богоизбранным народом.