Известные китайские философы: Китайские философы эпохи Чжоу

История русской философии в Китае: Русская философия : Руниверс

В последнее десятилетие в среде китайских исследований намечается растущий интерес к истории русской философии. Необходимо отметить, что если раньше предмет исследований занимала советская философия, то на сегодняшний день многие китайские исследователи отмечают, что после распада СССР, акцент анализа смещается на исследование русской религиозной и идеалистической философии. Этот анализ представляется для китайских ученых трудоемким, так как большинство работ русских философов еще не переведено на русский язык. Сложность современных исследований русской философии обуславливается также тем, что для них необходима соответственная подготовка, как в языковом плане, так и в практическом; ключевую роль в этой подготовке имеет непосредственный обмен мнениями, а также общение между российскими и китайскими исследователями русской философии.

Начиная с 1985 года, в Китае каждые два года проводятся симпозиумы по изучению советской и русской философии, где предметом специального изучения является история русской философии (

см. , например, XIII всекитайская конференции по русской философии — ред.). Растут академические связи между учеными России и Китая. В 2005 году академики РАН В.А.Лекторский и В.С.Степин стали почетными докторами философских наук Института философии Китайской Академии социальных наук. Профессиональное общение между китайскими и российскими учеными способствовует быстрому освоению предмета русской философии.

На базе исследовательских институтов и научных сообществ, посвященных изучению русской философии, в Китае ведутся обширные исследования русской философии. На II Всекитайском собрании по изучению русской философии в 1985 было создано «Общество советской и восточноевропейской философии», позже переименованное в «Специальный комитет советской и русской философии» при Китайском обществе современной западноевропейской философии. На его базе ведутся профессиональные исследования зарубежной философии в Китае, подготовка проведения совместных научных конференций, взаимодействие с различными научными группами.

Комитет занимается как проведением внутренних конференций по различным тематикам, так и проведением международных конференций, взаимодействуя с международными научными сообществами. 2-3 раза в год проводятся симпозиумы малых и больших масштабов. Среди изданных в печать журналов: «Современная зарубежная философия».

Что касается современных исследований советской философии, ее изучение ведется на базе Китайского общества по изучению России, Восточной Европы и Центральной Азии, Китайского общества исторического материализма, Китайской академии общественных наук, Китайского общества развития марксистской философии, Института философии Центральной партийной школы при ЦК КПК.

Таким образом, научно–исследовательские институты и сообщества по изучению русской философии в Китае представляют собой важный институциональный аспект исследования русской философии. Развитая коммуникационная структура этих научных центров и сообществ способствует высокому уровню профессионального общения среди исследователей русской философии во всем мире, обмену результатами исследований, развитию научного творчества.

Помимо этого, важными функциями научных обществ и институтов по изучению русской философии являются: подготовка новых научных кадров; развитие педагогической работы; активная деятельность по переводу произведений русских философов; а также переводы исследований по русской философии на китайский язык; проведение ежегодных научных конференций и симпозиумов.

Высокий уровень работы научных центров и сообществ по изучению русской философии в Китае способствует углубленному и всестороннему анализу русской философии, как специального предмета исследования.

Большое значение в изучении русской философии также имеет университетская среда. В Китае существует несколько центров в университетах по изучению русской философии: в Пекинском университете, в Хейлунзянском университете, в Китайском Народном университете, в Университете имени Сунь Ятсена, в Восточно–китайском педагогическом университете, в университете Циньхуа. Знаменитые ученые–исследователи русской философии, такие как профессор Китайского народного университета Ань Цинянь, профессор Педагогического университета Чжан Байчунь, профессор и председатель Всекитайского общества по изучению советской, русской философии Цзя Цзелинь, создают публикации и читают лекции по курсу русской философии.

Важную роль в развитии взаимного сотрудничества между Россией и Китаем в области исследования русской философии играют связи между китайскими и русскими учеными.

В соответствии с двусторонним соглашением между Китайской Академией общественных наук и Российской академией наук проводится ежегодный обмен между китайскими и российскими учеными в совершении научных поездок. Таким образом, китайские ученые ежегодно посещают философские конгрессы, проводимые в России, участвуют в симпозиумах и конференциях, посвященных исследованию русской философии.

 
Фрагмент презентации китайского исследователя
Лян Кунь, доктора филологических наук и профессор кафедры
сравнительной литературы и мировой литературы 
Литературного Института Китайского Народного
Университета

Из наиболее значимых проводимых научных встреч – посещение Москвы и Санкт–Петербурга китайской делегацией из Народного университета, Пекинского педагогического университета и Сучжоуского университета 8-15 июля 2011 года.

Руководитель делегации — директор Института марксизма Народного университета КНР, директор Центра по исследованию проблем социального развития профессор Цинь Сюань. В делегации участвовал известный исследователь русской философии профессор Чжан Байчунь, а также выпускница докторантуры философского факультета профессор Чжао Ян. В рамках встречи китайские профессора также посетили философский факультет МГУ, где декан факультета В.В.Миронов сообщил китайским ученым о готовящемся обсуждении вместе с ректором В.А. Садовничим проекта создания китайского центра на философском факультете МГУ. В рамках встречи состоялся круглый стол по проблемам глобализации и вопросам университетского образования, в котором принимали участие зав. кафедрой истории русской философии профессор М.А.Маслин, доцент А.А.Костикова, первый вице-президент Российского философского общества профессор А.Н.Чумаков и другие известные ученые.

Российские ученые также являются частыми гостями, принимающими участие в китайских научных конференциях (в том числе, делегация философского факультета МГУ, которая неоднократно была приглашена на общекитайские конференции, посвященные исследованию русской философии).

Помимо перечисленных аспектов, необходимо упомянуть академический обмен в университетской сфере. Благодаря широким возможностям академической мобильности, китайские и российские исследователи русской философии могут защищать свои диссертации и докторские, связанные с историей русской философии как на базе российских университетов, так и на базе китайских университетов. Так, на кафедре истории русской философии философского факультета МГУ за последние несколько лет китайскими исследователями было защищено несколько диссертаций (к примеру, диссертация Ли Хайянь «Теория культурно – исторических типов Н.Я.Данилевского в России и Китае», защищенная в 2010г.).

Таким образом, совместное проведение научных конференций по исследованию русской философии укрепляет двустороннее сотрудничество между Россией и Китаем, способствуя непосредственному обмену мнений, установлению новых научных контактов между проессорами, усвоению новых теорий и педагогических практик, а также созданию новых научных теорий, связанных с русской философией. В процессе профессионального общения на конференциях, симпозиумах, во время научных встреч китайские и российские ученые совместными усилиями приходят к новым результатам в области исследования русской философии.

Одной из главных проблем, стоящей перед исследователями русской философии в Китае, является проблема переводов оригиналов философских произведений на русском языке, а также исследований российских ученых по изучению русской философии. Ведется активная издательская деятельность, китайские издательства выпускают серии, посвященные работам русских философов. Большой популярностью пользуются религиозные философы, такие как Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк. Не меньший интерес со стороны китайских ученых направлен на изучение творчества Ф.М.Достоевского. Китайские ученые также активно интересуются работами советских ученых, таких как И.Т.Фролов, Э.В.Ильенков, Б.М.Кедров.

2007 год был годом Китая в России, в честь этого года российские исследователи совместно с китайскими учеными выпустили специальный номер «Вопросы философии» (2007 год, №5), посвященный публикациям китайских ученых, где целый блок статей посвящен работам китайских исследователей по русской и советской философии. По мнению главного редактора журнала, академика В.А.Лекторского: «Не будет преувеличением утверждение о том, что российская философская общественность плохо знакома с ситуацией в современной китайской философии».[1] Таким образом, путем обмена мнениями, проведения совместных научных конференций, издания новых исследований, посвященных русской философии, а также переводов оригинальных работ русских философов, постепенно начинает преодолеваться проблема малоизученности русской философии в Китае, которая стоит перед российскими и китайскими учеными. Российским исследователям современной китайской философии, в свою очередь необходимо обратить внимание на новые акценты изучения китайскими учеными российской действительности, способствуя расширению академических и научных связей, проводя переводы на русский язык работ китайских ученых.

Большим достижением российских ученых – востоковедов является выпуск в печать Институтом Дальнего Востока Российской Академии наук 5-ти томной фундаментальной энциклопедии «Духовная культура Китая», под главной редакцией М. Л. Титаренко. Энциклопедия представляет собой наиболее полное собрание сведений, посвященных исследованию Китая. Первый том, выпущенный в 2005 году, полностью посвящен китайской философии. Во вступительной статье авторы, говоря о своеобразии китайской философии, подчеркивают общность России и Китая, в особенности в ее «человеколюбии». «Саморефлексия России», по мнению авторов, «актуализирует и конкретизирует идею нового евразийства».[2] Таким образом, России, по мнению авторов, отводится соединяющая роль между Востоком и Западом, объединяющая восточную (в данном случае китайскую) и западную культуру. Диалог китайской и российской цивилизаций будет осуществляться на основе единства, симфонии культур: «Со стороны Китая здесь встанет человек высокой духовности, со стороны России – человек нового евразийства, которые и поведут диалог на языке умственного словаря человечества». [3]Авторы Энциклопедии « Духовной культуры Китая» А.Кобзев, А.Лукьянов и М. Титаренко в 2010 году были награждены государственной премией в области науки и технологии за «выдающиеся достижения в развитии отечественного и мирового китаеведения и подготовку фундаментальной академической энциклопедии «Духовная культура Китая». В 2011 году был запущен проект по созданию Центра по изучению Востока при МГУ, который будет возглавлять главный научный сотрудник Института востоковедения РАН А.Кобзев.

 

В настоящее время в Китае существует множество научных журналов, посвященных российско–китайским исследованиям, в том числе в области философского анализа. По мнению исследователя русской философии Лю Цзоюань, «сегодня уже ни один авторитетный научный журнал в Китае не обходится без публикации статей, анализирующих самые разные направления философской мысли России».[4] Самыми известными научными журналами в этой области являются: вестник «Россия, Центральная Азия, Восточно–Европейские исследования»; журнал «Сибирские исследования»; «Чжецзянский вестник», в котором русской философии посвящены специальные рубрики; «Русский язык и культура»; «Русские исследования», выпускаемый Китайской академией общественных наук журнал «Переводы философских работ» и др. Научные журналы публикуют как отдельные статьи, так и циклы: так, журнал педагогического института г.Цицикар опубликовал серию статей Чжан Байчуня о русской религиозной философии. Переводы работ русских философов также публикуются в научных газетах (так, к примеру, недавно был опубликован перевод статьи профессора М.А.Маслина «Запад глазами русской философии» в газете «Общественные науки».

Помимо этого, в университетских библиотеках создаются библиотеки произведений русских философов, а также проводятся переводы на китайский язык сочинений по русской философии. Центры исследования русской философии издают целые собрания сочинений.

Важной вехой в информационном поле изучения русской философии также является популяризация знаний о русской философии в сети интернет. Создаются видео-лекции и презентации, знакомящие китайских зрителей с основной тематикой и историей русской философии, к которым имеет доступ любой пользователь интернете (к примеру, цикл видео–лекций профессора Ань Циняня). Кроме того, большинство работ китайских исследователей, посвященные исследованию русской философии, доступны для просмотра и скачивания в электронных библиотеках, что увеличивает количество просмотров работ и открытость работ, несмотря на географическую отдаленность читателей.

Помимо этого, в университетской среде готовится к запуску проект создания интернет – сайта, который целиком будет посвящен русской философии и ее изучению в Китае.

Таким образом, на современном этапе истории в Китае изучение русской философии оснащено информационными технологиями, которые позволяют открывать доступ к произведениям русских философов, статьям, посвященным их творчеству, и переводам, для широкого круга читателей и интернет — пользователей, что повышает информативность и современность современных исследований русской философии.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в связи с расширяющимися контактами между российскими и китайскими исследователями в области истории русской философии, появляются новые подходы к изучению русской философии, новая тематика и проблематика. Растущий интерес китайских ученых по отношению к русской философии неразрывно связан с желанием взаимопонимания в области духовной культуры, научного и общественного сотрудничества. Можно сказать, что осмысление русской философии и ее идей помогает современному Китаю в поисках своего национального своеобразия. По мнению китайских ученых, русская культура стоит особняком среди мировых культур, так как она несет свою неповторимость и многообразие. Культурное сотрудничество между Россией и Китаем необходимо обеим странам для сохранения своих традиций и знаний в эпоху глобализации, и здесь русская философия выступает как связующее звено между двумя культурами.

Китайцы создали «питейную культуру» несколько тысяч лет назад

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

В мире

30.01.2014 23:31

Поделиться

В Китае одна из древнейших в мире культур потребления алкогольных напитков

Ян Тайпин

Принято считать, что праздник без выпивки — деньги на ветер. Не будем об этом спорить хотя бы потому, что вино человечество изобрело не для того, чтобы на него просто смотреть и философствовать. Вопрос в культуре потребления веселящих напитков. В Китае — одна из древнейших в мире культур потребления алкоголя, своеобразный ритуал со своими этикетом и правилами поведения.

Известные во всем мире особой кухней и чаем китайцы преуспели и в виноделии. История винокурения в Поднебесной насчитывает не одно тысячелетие. Иероглиф (вино) встречается уже в надписях на гадальных костях эпохи Инь (II тысячелетие до н.э.). Судя по археологическим раскопкам, древние китайцы совершали обильные ритуальные возлияния, и вино вообще было у них в большой чести.

А бронзовые кубки для вина — треножники «дин» — непременный атрибут древних захоронений. Они сопровождали своих владельцев и в загробной жизни. Традиционными центрами китайского виноделия издревле считаются регионы нынешних провинций Шаньси, Шаньдун, Ганьсу, Нинся и Синьцзяна.

В Китае принято алкогольные напитки условно делить на пять категорий. Первая это «шаосинцзю» — шаосинское

(по месту производства) рисовое вино крепостью 18-20 . Вторая категория — «маотайцзю» (из местечка Маотай). Это дорогие рисовые водки крепостью до 58 . Третья — «эрготоу». Народные крепкие (до 60 ) напитки из гаоляна, чумизы, кукурузы. Четвертая категория алкогольных напитков — «путаоцзю», то есть виноградное вино. Наконец, пятая — «пицзю», пиво.

С глубокой древности алкоголь сопутствовал торжественности ритуалов. Под Новый год по лунному календарю глава семьи, поминая предков, отпивает вино из ритуальной чаши и ставит ее перед табличкой с именами усопших, чтобы те тоже символически выпили. По традиции в китайских семьях под Новый год провожают на небо бога домашнего очага Цзао Вана с докладом верховному Нефритовому владыке о том, как семья прожила год. Чтобы задобрить домашнее божество, рот ему обмазывают сладостями, чтобы «губы склеились» и он ничего плохого не смог сказать. Есть другой способ — божество обильно угощают вином, чтобы, придя на доклад к верховному небесному владыке, Цзао Ван был в стельку пьян и «языком не ворочал».

В старом Китае крепкие спиртные напитки употребляли в минимальном количестве. Считалось, что 20-25 г спиртного не нарушают вкусовой гармонии, позволяя насладиться гаммой разнообразных кулинарных изысков. Впрочем, крепко запьянеть можно и от малых доз, если пить их немереное количество. Знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э. пили помногу, вели беседы и музицировали, сочиняли стихи, призывали к уходу от мирской суеты.

Творчество великих китайских поэтов Цзи Кана, Ли Бо, Ду Фу, Лю Лина, художников Го Си, каллиграфа Ван Сичжи и многих других ассоциировалось с их пребыванием в состоянии «цзуй» ( ) — опьянения. Они в буквальном смысле черпали свои творческие порывы и вдохновение в вине.

И даже древние китайские философы не обошли тему виновозлияний и состояния опьянения «цзуй». А вот один из наиболее ярких поэтических образцов, воспевающих пьянство:

«Мне говорили, что вино // Святые пили без конца, // Что чарка крепкого вина // Была отрадой мудреца. // Но коль святые, мудрецы // Всегда любили пить вино, // Зачем стремиться в небеса? // Мы здесь напьемся — все равно!»

Эти строки очень известны в Китае. Их написал в VIII веке выдающийся китайский поэт Ли Бо. Ему же принадлежат и эти строки о дружбе и вине: «Забыли мы // Про старые печали — // Сто чарок // Жажду утолят едва ли. // Ночь благосклонна // К дружеским беседам, // А при такой луне // И сон неведом, // Пока нам не покажутся, // Усталым, // Земля — по-стелью, // Небо — одеялом».

Как много общего между стихами китайца Ли Бо и перса Омара Хайяма. При том, что Ли Бо жил на три столетия раньше, его стихи звучат более современно и даже обыденно. Китайские биографы рисуют Ли Бо гениальным безумцем, черпавшим вдохновение в винной чарке. Сын Неба — император Поднебесной — был поклонником творчества Ли Бо и собственноручно растирал тушь для его кисти. Даос и мастер боевого искусства кунфу (изобретатель «стиля пьяницы»), интеллектуал и тончайший виртуоз стиха, Ли Бо больше всего обожал поэзию, вино и. .. луну. Он ей посвятил много стихов. Согласно преданию, Ли Бо утонул, катаясь в лодке по реке (в подпитии, конечно), пытаясь поймать руками отражение луны в воде.

Вино и радость встречи. Вино и грусть одиночества. Мимолетность жизни. Вино и слияние с Природой. Без этих вечных человеческих тем нельзя представить себе стихи эпохи Тан, картины эпохи Сун, классические романы, ярко описывающие нравы средневекового китайского общества. В конце XVI — начале XVII вв. образованное население Великой империи Мин — так официально именовался тогда Китай — зачитывалось новым необычным романом. Расходился он в списках и за большие деньги. Называлось произведение «Цзинь, Пин, Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе»). Псевдоним автора (Насмешник из Ланьлина) настраивал на необычность повествования. Ланьлин, уезд в восточной провинции Шаньдун, славится своим вином. Главный «герой» романа — богатый бездельник, гуляка, развратник, бражник, за солидную взятку получивший должность судейского пристава, а затем добравшийся до вершин государственной власти.

Действия романа — откровенная энциклопедия жизни Китая того времени, простым народным языком в захватывающей форме повествующая о нравах и быте разных слоев общества. В 1977 году роман «Цзин, Пин, Мэй» был переведен и издан в СССР. Правда, с многочисленными цензорскими купюрами по причине непристойности ряда сцен и поведения героев. Заметим, что в Китае этот роман относится к числу настолько неприличных, что его публикация в полном объеме запрещена и по сей день.

Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось.

А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения. Начало строгому питейному этикету положила трагедия общегосударственного масштаба.

Правитель последней в истории Древнего Китая династии Шан Ди Синь (1075-1046 гг. до н. э.), злоупотребляя вином, довел свое царство до распада и гибели. Когда-то воинским мужеством, политической мудростью и целеустремленностью он покорил много соседних народов, расширив границы своего государства. Однако, одержав победы, Ди Синь стал почивать на лаврах, перестал заботиться о благополучии подданных, целыми днями наслаждался вином и изысканными яствами. Он мог, не переставая, пить в течение семи суток. В результате государственные дела оказались заброшенными, страна разваливалась на глазах. Этим воспользовались недруги Ди Синя. Они подняли мятеж, захватили власть, предъявили Ди Синю обвинения в пьянстве, разгуле и разврате. Впервые в истории Китая под знаменем борьбы с пьянством армия выступила против своего правителя.

Основатель новой династии Западная Чжоу У Ван сделал из всего этого правильные выводы и ввел «питейную этику», которая на протяжении трех тысячелетий определяла отношение к алкоголю в Китае. Она регламентировала моральные нормы поведения во время и после распития спиртных напитков. В ней одобрялось умеренное употребление алкоголя и запрещалось настойчивое угощение вином. Во время дружеских застолий нельзя было злоупотреблять алкоголем, следовало пить лишь ради веселья, избегать неприятностей и конфликтов за столом. Устанавливались и меры наказания тех, кто, напившись, говорил дерзости и грубости, бранился без меры, неприлично вел себя и наносил урон достоинству и чести окружающих. Таких лишали прибора для питья, а в серьезных случаях могли и в тюрьму отправить.

Это все исторический фон питейной культуры в Китае, а какова ситуация с потреблением алкогольных напитков в наши дни? Справедливости ради надо отметить, что в Китае на улице крайне редко увидишь пьяного, особенно среди китайской молодежи, которая в большинстве своем сосредоточена на получении образования и избегает алкоголя. В то же время взрослые и пожилые люди зачастую выпивают во время общественных мероприятий, а также на встречах с деловыми партнерами. В Китае принято ужинать вне дома за бутылочкой алкогольного напитка, принято призывать друг друга выпить, наливать товарищу в рюмку.

В Китае многое, что касается спиртного, покажется парадоксальным. Здесь две банки пива стоят столько же, сколько бутылка водки, а фруктовый сок стоит дороже. Торговля спиртным не ограничена временными рамками, магазинчики «вино-табак» на каждом углу и работают до полуночи и дольше. Везде — на телевидении, стенах метрополитена, в печатных изданиях, билбордах на автобанах без ограничений размещают рекламу алкоголя. И при этом проблемы пьянства или алкоголизма в нашем, российском, понимании практически нет. Появляться на людях в пьяном виде здесь считается неприличным. Выпивают в компании друзей — дома или в ресторане, гуляют весело и шумно, стараясь перекричать друг друга во время застолий. Таковы нравы.

Статистика показывает, что за последние 10-15 лет значительно увеличилось потребление алкогольных напитков в Китае, и зависит оно от роста доходов населения. Существенно вырос ассортимент водки и вина. Соблазн искусственно нагнетается. Реклама этому способствует. Рынок, деньги, доходы, задачи роста внутреннего потребления — выходят на первый план. Наряду с традиционным китайским алкоголем, популярность приобретают сухие красные вина, как собственного производства, так и импортные. Особенным спросом пользуется пиво, без него редко обходится даже простой семейный ужин.

В преддверии праздника Весны рестораны — от простых, народных до солидных, дорогих — забиты до предела. Перед тем как встретить Новый год в кругу семьи, а это незыблемая многовековая китайская традиция, люди празднуют в кругу друзей и коллег. Однако время шикарных банкетов, пышных затратных приемов и встреч уходит в прошлое. С приходом нового поколения китайских руководителей строго запрещено расточительство за государственный счет. Меняется отношение и к традиционной питейной этике, которая, по мнению представителей власти, переродилась и стала элементом роскошества и признаком морального разложения среди китайского чиновничества. Банкеты с дорогостоящими элитными напитками, изысканными закусками и прочие так называемые «протокольные мероприятия» взяты под общественный надзор и жесткий госконтроль. Эти новые меры руководства страны горячо поддерживают простые люди. По традиции в преддверии праздника Весны они собираются за семейным столом, чтобы налепить побольше пельменей «цзяоцзы» и поднять рюмочку за Новый год.

В Китае давно заметили, что небольшое количество спиртного благотворно влияет на человеческий организм. Китайская народная медицина тысячелетиями экспериментировала с различными составами лечебных настоек. Считалось, что водка растворяет и концентрирует силу животных, растений и минералов и передает их человеку. Самыми целебными в Китае считаются настойки на костях тигра, змеях, женьшене, травах. Кстати, старинная русская водка «Ерофеич», настоянная на травах, своим происхождением тоже обязана китайской народной медицине. Эта водка названа в честь цирюльника Ерофеича, который в 1767 году собственноручно изготовленным напитком исцелил российского вельможу графа Орлова, за что получил право производить настойку на продажу под своим именем. Мало кто знает, что цирюльник Ерофеич был знаком с тибетской медициной. В течение ряда лет он находился в составе русской миссии в Пекине, где, вероятно, и набрался знаний о китайских лечебных травах и способах изготовления лекарственных настоек.

Традиционная китайская медицина рекомендует правильное потребление алкоголя. Древнекитайские врачи советовали во время застолья придерживаться только одного вида напитка, и ни в коем случае не смешивать разные виды алкоголя, как регулярно и настойчиво делает в кино суперагент 007 Джеймс Бонд. Никогда не следует пить вино на голодный желудок — это основное правило китайской традиции и культуры потребления алкоголя. Нельзя потреблять алкоголь перед сном. Адепты традиционной китайской медицины полагают, что пренебрежение этим принципом может иметь неприятные последствия для сердца и глаз. Не пейте, если вы в плохом настроении или не в духе, советуют они. Алкоголь может принести лишь временное облегчение. Но впоследствии негативные чувства и эмоции вновь проявят себя, причем с еще большей силой. И главное — пить надо в меру, чтобы вино шло на пользу, а не во вред.

Как говорил выдающийся древнекитайский полководец Цао Цао (кстати, был любитель выпить), «вино для людей, как вода для лодки: она либо идет ко дну, либо будет весело плыть по волнам».

Так что будьте здоровы и веселы. Ганьбэй!

Между тем

Много забавных историй и выдумок связано с употреблением вина. Одна из них про знаменитый ресторан пекинской утки «Цюаньцзюйдэ». Как и сейчас, он располагался за древними воротами Цяньмэнь, что южнее императорского дворца Гугун. Когда-то к этому заветному месту вёл переулок шириной всего примерно в метр. Рассказывают, что столь узкий проход был якобы вызван заботой о подвыпивших посетителях, возвращавшихся с гуляний из ресторана. Чтобы они, шатаясь из стороны в сторону от выпитого, могли опираться сразу о две стены.

Сказано

Пытаться заглушить тревогу алкоголем — все равно, что разжигать ее с новой силой, гласит китайская народная мудрость.

Российская газета — Спецвыпуск: Дыхание Китая №21(6293)

Поделиться

Китай

китайских философов — 10 самых известных

Китайская философия имеет долгую и богатую историю, насчитывающую более двух тысяч лет.

Он включает в себя различные школы мысли и идеи, многие из которых оказали глубокое влияние не только на китайскую культуру, но и на развитие философии и религии во всем мире.

Среди наиболее известных китайских философов:

  • Конфуций
  • Лао-Цзы
  • Мози
  • Чжуанцзы
  • Сюньцзы

Каждый из этих великих философов внес свои уникальные идеи и взгляды в развитие китайской философии.

Конфуций подчеркивал важность личной и государственной морали, правильных социальных отношений и справедливости. Лао-цзы основал даосизм, философию и религию, в которых упор делается на жизнь в гармонии с естественным порядком Вселенной.

Мози основал мохистскую школу мысли, которая выступала за всеобщую любовь и равенство. Хань Фэйцзы основал законничество, которое подчеркивало важность сильного правительства и строгих законов.

Сюньцзы верил в важность образования и самосовершенствования, в то время как Мэн-цзы верил в присущую человеческой природе доброту.

Китайская философия оказала значительное влияние на широкий спектр областей, включая этику, политику, религию и эстетику. Его идеи и перспективы продолжают влиять на современное китайское общество и культуру, а также на весь мир.

1. Конфуций (

Конг Цю )

Конфуций, также известный как Конг Цю, был китайским философом и учителем, жившим в 551–479 гг.до н.э. Он считается одной из самых важных фигур в истории Китая, а его учения оказали глубокое влияние на китайскую культуру и общество.

Конфуций подчеркивал важность личной и государственной морали, правильных социальных отношений и справедливости.

Он считал, что, следуя принципам «Пяти постоянных» (гуманность, справедливость, благопристойность, мудрость и верность) и «Шести искусств» (ритуалы, музыка, стрельба из лука, управление колесницами, каллиграфия и математика), люди могут стать добродетельными и внести свой вклад в гармоничное общество.

Конфуций также верил в важность образования и самосовершенствования. Он считал, что люди должны стремиться к самосовершенствованию и развитию своего характера, чтобы стать лучшими членами общества.

Конфуцианство стало одной из доминирующих школ мысли в Китае, а учения Конфуция оказали влияние на формирование китайской культуры и общества. Они также оказали значительное влияние на развитие других культур Восточной Азии, включая Японию, Корею и Вьетнам.

Сегодня Конфуций по-прежнему почитается в Китае как культурная икона, а его учения продолжают изучаться и обсуждаться учеными и философами всего мира.

2.

Мэн-цзы

Мэн-цзы, также известный как Мэн-цзы, был китайским философом, жившим в 372-289 гг. до н.э. Он считается одним из самых важных философов-конфуцианцев, а его идеи и учения сыграли значительную роль в формировании китайской философии и культуры.

Мэн-цзы верил в присущую человеческой природе доброту. Он утверждал, что все люди имеют естественную склонность к доброте, праведности и другим добродетельным качествам и что эти качества можно культивировать и развивать посредством образования и самоанализа.

Мэн-цзы также подчеркивал важность социальных отношений и роль правительства в содействии общественному порядку и гармонии. Он считал, что у правителей есть моральный долг править справедливо и с состраданием, и что общество, которым правят добродетельные лидеры, будет процветающим и гармоничным.

Идеи Мэн-цзы оказали значительное влияние на развитие конфуцианства и китайской философии в целом.

Его акцент на важности человеческой природы и взращивании добродетели веками оказывал влияние на китайскую культуру, и сегодня его учения продолжают изучаться и обсуждаться учеными и философами по всему миру.

3.

Лао-цзы

Лао-цзы, также известный как Лао-цзы, был философом и писателем, жившим в Китае в 6 веке до нашей эры. Он считается основателем даосизма, философской и религиозной традиции, которая делает упор на жизнь в гармонии с Дао (Путь), фундаментальным принципом, лежащим в основе всего сущего.

Лао-цзы наиболее известен своей книгой «Дао Дэ Цзин», которая является одной из самых влиятельных работ по китайской философии. «Дао дэ цзин» состоит из 81 короткой главы, в которых рассказывается о природе вселенной, о важности простой и скромной жизни, а также о ценности сострадания и умеренности.

Учения Лао-цзы подчеркивают важность внутреннего размышления и созерцания, а не внешнего действия или достижения. Он считал, что, приведя себя в соответствие с естественным порядком Вселенной, можно достичь истинного счастья и самореализации.

Философия Лао-цзы оказала глубокое влияние на китайскую культуру и повлияла на многие другие философские и духовные традиции по всему миру.

4.

Чжуанцзы

Чжуанцзы, также известный как Чжуан-цзы, был китайским философом, жившим в 4 веке до нашей эры. Он считается одним из самых важных даосских философов, а его книга «Чжуанцзы» — одна из самых влиятельных работ в китайской философии.

Философия Чжуанцзы подчеркивает концепцию Дао, что можно перевести как «Путь». Он считал, что Дао является фундаментальным принципом, лежащим в основе всего сущего, и что жизнь в гармонии с Дао является ключом к достижению истинного счастья и самореализации.

Учения Чжуанцзы также подчеркивают важность личной свободы и индивидуальности. Он считал, что люди должны быть свободны жить своей жизнью по-своему, не ограничиваясь внешними правилами или общественными ожиданиями.

Он также верил в важность юмора и сатиры и использовал эти инструменты, чтобы бросить вызов традиционным способам мышления и побудить людей думать самостоятельно.

Чжуанцзы — это сборник рассказов и анекдотов, иллюстрирующих философию Чжуанцзы. Эти истории часто связаны с фантастическими существами и ситуациями и призваны бросить вызов предубеждениям читателей и побудить их глубже задуматься о природе реальности.

Идеи Чжуанцзы оказали значительное влияние на китайскую философию и культуру. Его акцент на важности Дао и личной свободы оказал влияние на даосизм, и его учения продолжают изучаться и обсуждаться учеными и философами во всем мире сегодня.

5.

Мози

Мози, также известный как Мо Цзы, был китайским философом, жившим в 5 веке до нашей эры. Он основал школу мысли, известную как мохизм, которая подчеркивала важность всеобщей любви и неприятие войн и насилия.

Мози считал, что все люди равны и что каждый должен относиться к другим с добротой и состраданием. Он также верил в важность бережливости и простоты и утверждал, что эти добродетели могут способствовать социальной гармонии и благополучию.

Одним из наиболее важных вкладов Мози в философию был его аргумент против использования войны и насилия. Он считал войну разрушительным и расточительным занятием, и что ее следует избегать, когда это возможно.

Вместо этого он выступал за использование защитных мер для защиты от нападения и утверждал, что споры должны решаться путем мирных переговоров и диалога.

Идеи Мо-цзы оказали влияние на китайскую философию и культуру, а школа мохизма оказала значительное влияние на развитие китайской мысли.

Хотя мохизм не стал таким известным, как другие школы мысли, такие как конфуцианство и даосизм, идеи Мози продолжают изучаться и обсуждаться учеными и философами по всему миру.

6.

Сюнь Куан

Сюнь Куан, также известный как Сюньцзы, был китайским философом, жившим в 3 веке до нашей эры. Он был выдающимся философом-конфуцианцем и считается одним из самых важных мыслителей китайской философии.

Сюньцзы считал, что человеческая природа изначально порочна и что людям необходимо развивать свои моральные качества, чтобы добиться добродетельного поведения.

Он подчеркивал важность образования и самосовершенствования, утверждая, что люди могут стать нравственно стойкими благодаря тщательному изучению и самоанализу.

Одним из важнейших вкладов Сюньцзы в конфуцианскую философию был его акцент на важности ритуалов и традиций. Он считал, что ритуал является важной частью поддержания общественного порядка, и утверждал, что соблюдение традиционных обычаев и обычаев необходимо для обеспечения стабильности и гармонии в обществе.

Идеи Сюньцзы оказали значительное влияние на развитие конфуцианства и китайской философии в целом. Его акцент на образовании, самосовершенствовании и важности ритуалов и традиций продолжает оказывать влияние на китайскую культуру и общество и сегодня, а его учения изучаются и обсуждаются учеными и философами по всему миру.

7.

Хань Фэй

Хань Фэй, также известный как Хань Фейзи, был китайским философом, жившим в 3 веке до нашей эры. Он считается одним из основателей легистской школы мысли, которая подчеркивала важность сильного правительства и строгих законов для поддержания общественного порядка.

Хань Фэй считал, что человеческая природа по своей природе эгоистична и что люди должны находиться под контролем сильного правительства, чтобы предотвратить хаос и беспорядок.

Он считал, что правители должны применять суровые наказания для сдерживания преступности и поддержания социальной стабильности, и утверждал, что правовая система должна быть ясной и последовательной, чтобы предотвратить коррупцию и злоупотребление властью.

Одним из самых важных вкладов Хань Фэя в китайскую философию был его акцент на важности практического управления. Он считал, что правители должны сосредоточиться на практических потребностях общества, а не на абстрактных моральных принципах, и утверждал, что эффективное управление требует глубокого понимания человеческого поведения и психологии.

Идеи Хань Фэя оказали влияние на китайскую философию и оказали значительное влияние на развитие китайской правовой и политической систем. Хотя законничество не было таким известным, как конфуцианство или даосизм, идеи Хань Фэя продолжают изучаться и обсуждаться учеными и философами во всем мире сегодня.

8.

Сунь-Цзы

Сунь-Цзы был китайским военным стратегом, жившим в период Восточной Чжоу, примерно в 5 веке до нашей эры. Он наиболее известен своей книгой «Искусство войны», которая считается одной из самых влиятельных работ по военной стратегии и тактике.

Искусство войны подчеркивает важность понимания своих сильных и слабых сторон, а также своих противников. Он подчеркивает важность стратегии и планирования, а также способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Одной из ключевых идей «Искусства войны» является концепция «победы без боя». Сунь-Цзы считал, что лучший способ добиться победы в битве — это по возможности избегать прямой конфронтации и вместо этого использовать стратегию и обман, чтобы перехитрить своих противников.

Искусство войны оказало значительное влияние не только на военную стратегию, но и на бизнес, политику и другие сферы жизни. Его учения о стратегии, планировании и адаптации продолжают изучаться и применяться сегодня лидерами и мыслителями во всем мире.

9.

Чжу Си

Чжу Си, также известный как Чу Си, был китайским философом, жившим во времена династии Сун, с 1130 по 1200 год нашей эры. Он был выдающимся конфуцианским ученым и считается одним из самых влиятельных мыслителей в истории Китая.

Философия Чжу Си подчеркивала важность самосовершенствования и стремления к знаниям. Он считал, что люди должны стремиться развивать свой моральный облик и развивать свои интеллектуальные способности, чтобы построить гармоничное общество.

Одним из наиболее важных вкладов Чжу Си в конфуцианскую философию была его интерпретация конфуцианской классики, особенно Четырех книг (Аналекты, Мэн-цзы, Великое учение и Доктрина среднего).

Он утверждал, что эти тексты следует читать как единое целое, а не как отдельные произведения, и подчеркивал важность использования разума и логики для понимания их учений.

Идеи Чжу Си оказали значительное влияние на китайскую философию и культуру, а его интерпретация конфуцианских классиков стала доминирующей интерпретацией в Китае на протяжении веков.

Сегодня учение Чжу Си продолжает изучаться и обсуждаться учеными и философами всего мира, и его влияние можно увидеть во многих аспектах китайской культуры и общества.

10.

Фэн Юлань

Фэн Юлань был китайским философом, жившим в 1895-1990 годах нашей эры. Он был видным исследователем китайской философии и считается одним из самых важных философов 20-го века в Китае.

Философия Фэн Юланя подчеркивала важность понимания истории и развития китайской философии, чтобы лучше понять ее современное значение.

Он считал, что китайскую философию следует рассматривать не как статичную традицию, а как живую и развивающуюся традицию, которая сохраняет свою актуальность и сегодня.

Одним из важнейших вкладов Фэн Юланя в китайскую философию была его новая интерпретация концепции Дао (Путь). Он утверждал, что Дао следует рассматривать не как абстрактный принцип, а как конкретную реальность, присутствующую во всех аспектах человеческого опыта.

Идеи Фэн Юланя оказали значительное влияние на развитие современной китайской философии и повлияли на китайский интеллектуальный ренессанс 20-го века.

Сегодня его учение продолжает изучаться и обсуждаться учеными и философами всего мира, и его влияние можно увидеть во многих аспектах современной китайской культуры и общества.

Топ-10 известных китайских философов и их вклад

Перейти к содержимому

Главная страница История Китая Топ-10 известных китайских философов и их вклад

Опубликовано 18 апреля 2021 г. / Автор: yelang

0 Share

  • Share
  • Tweet

Китайцы гордятся не только одной из самых богатых историй, но и одними из величайших мыслителей всех времен.

В этой статье мы рассмотрим 10 известных китайских философов, а также их вклад в развитие страны и то, как они могли повлиять не только на Китай, но и на остальной мир.

10 лучших известных китайских философов и их вклад

  1. Конфуций

Конфуций из величайших имен в китайской философии, и каждый раз, когда вы упоминаете имя Конфуция, на ум приходит конфуцианство. Это потому, что Конфуций не только один из величайших китайских философов, но и самые известные мыслители во всем мире. В Китае философия Конфуция доминировала в феодальных китайских обществах по крайней мере 2000 лет.

Говорят, что Конфуций жил между 551 и 479 г. до н.э. и был великим философом, который подчеркивал мораль и мирную жизнь, особенно в структурах общества. Он также призывал общества любить друг друга. На протяжении многих лет и даже после его смерти философии, изложенные Конфуцием, продолжали играть значительную роль в истории Китая, причем известно, что большинство из этих философий создали основу, на которой сегодня основано китайское общество.

Конфуций придумал Золотое Правило, которое является (и использовалось) принципом морали. Это правило также олицетворяло его бренд и веру в человечество. На сегодняшний день ценностная этика, разделяемая Конфуцием, играет важную роль в истории Китая.

  • Лао-цзы

Лао-цзы — другой крупный китайский философ, живший между 6 и 5 веками до нашей эры. Лао-цзы был одним из величайших китайских философов, который, как полагают, придумал даосизм. Лао-цзы в основном выступал за идею бездействия, что означает: «Ничего не делать — значит делать все». Согласно убеждениям Лао-цзы, люди обязаны соблюдать все законы природы и не должны требовать от природы слишком многого.

Благодаря образу мыслей Лао-цзы он считается одним из величайших современных мыслителей наряду с Конфуцием. Лао-цзы старше Конфуция, и говорят, что Конфуций посещал Лао-цзы, который дал ему ценный совет, которым он руководствовался.

  • Чжуанцзы

Чжуанцзы жил в 4 веке до н. 475 — 221 г. до н.э. Он пришел после Лао-цзы и, как и его предшественник, много верил в бездействие, а также верил, что свободное хождение в царстве, в котором люди и небеса существуют вместе, и что в результате все вещи и люди будут объединены в одно целое. Он известен своей знаменитой книгой «Чжуанцзы», в которой он выразил свое убеждение в том, что жизнь довольно ограничена, но количество знаний, которые можно получить, безгранично.

  • Мэн-цзы

Мэн-цзы , также известный как Мэн-цзы, живший между 372 и 289 г. до н.э., является другим популярным китайским философом. Он был сильным последователем Конфуция и интерпретировал идеи конфуцианства, написав о философских работах Конфуция. В его книге «Мэн-цзы» дается описание его высказываний и поступков, а также его высказываний о доброте человеческой природы.

  • Сюньцзы

Датируемый 312–230 годами до н.э. Сюнь-цзы был великим философом-конфуцием и жил в период Воюющих царств 475–221 годов до н.э. Его взгляды противоречили взглядам Мэн-цзы, и он считал, что врожденные склонности человека необходимо ограничивать, и это возможно с помощью определенных ритуалов и образования. Поэтому Сюнь-цзы считал, что этические нормы в обществе появились как способ исправления людей и человеческого поведения.

  • Дун Чжуншу

Это еще один великий китайский мыслитель, живший между 179 и 104 г. до н.э. Этот китайский мыслитель был важной частью династии Хань примерно с 206 г. до н.э. – 220 г. н.э., и он стоял за установлением конфуцианства еще в 136 г. до н.э. – на этот раз конфуцианство стало официальной политической философией династии Хань. Эта философия руководила отдельными людьми и лидерами Императорского Китая.

  • Чжу Си

Чжу Си жил между 1130 и 1200 годами и был великим ученым-конфуцианцем, чьи работы стали популярными во время правления династии Сун между 960 и 1279. Говорят, что Чжу Си был одним из самых влиятельных неоконфуцианских ученых, существовавших в Китае, и его неоконфуцианские мысли десятилетиями доминировали в жизни китайских интеллектуалов. Согласно неоконфуцианской школе мысли, этическая, моральная и метафизическая китайская философия находится под сильным влиянием конфуцианства, и считается, что это была попытка создать более светскую и рационалистическую версию конфуцианства посредством отказа от суеверных и мистические элементы, связанные с буддизмом и даосизм – вещи, оказавшие влияние на конфуцианство.

Говорят, что Чжу Си выбрал книгу «Четыре книги» в качестве своего основного учебного материала, пытаясь понять конфуцианство. В его учениях подчеркивалась необходимость точного исследования вещей, поэтому он считается вторым по важности и влиятельности мыслителем Китая после Конфуция.

  • Ван Шужэнь

Ван Шужэнь жил между 1472 и 1529 годамии был одним из самых влиятельных мыслителей/философов династии Мин около 1368 и 1644 годов. Философия Вана отмечала и выступала за гармонизацию человеческого разума и рационализма. Он также подчеркивал необходимость единства делания/действий и показов, а также необходимость чистых исследований вещей.

  • Хуан Цзунси

Хуан Цзунси — еще один китайский философ, оказавший большое влияние на страну. Он жил между 1610 и 169 гг.5, и этот китайский мыслитель был также частью династии Мин, но также и частью первых дней династии Цин. Хуан учил и верил в неоконфуцианство, но с большим упором на необходимость развития конституционного права для управления обществом.

  1. Ван Фужи

Последним в нашем списке является китайский философ, известный как Ван Фужи. Ван был жив между 1619 и 1692 годами, а это означает, что он также служил в конце династии Мин и в первые дни после прихода к власти династии Цин. Время Вана пришло с созданием системы, известной как простой материализм. Эта система и его верования учили материализму мира и тому факту, что материальные вещи первичны, но также и вечны.

Это лишь некоторые из великих китайских мыслителей и философов, внесших большой вклад в развитие китайского общества. Другие включают Мози, который основал Мохизм — древнюю школу мысли на основе логики и научных мыслей; Шан Ян, основавший школу мысли о законничестве и о том, как можно использовать закон для обеспечения стабильности; Хуэйнэн, который был буддистом, утвердившим идеи дзэн и чань буддизма , следовательно, современного дзэн и просветления; Мао Цзэдун известен своим маоизмом, расширившим марксистско-ленинские идеи в полуфеодальных/колониальных сельскохозяйственных обществах; и, наконец, Дэн Сяопин, внесший свой вклад в китайский коммунизм и включение идеи «Две системы, одна страна» для Китая, — ему также приписывают развитие современного китайского стремительного экономического роста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *