Измены в русской литературе: Верность и измена в любви | Сочинение по литературе

Содержание

Верность и измена в любви | Сочинение по литературе

Итоговое сочинение по литературе

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются не только по отношению к своему долгу, к Отечеству, но и по тому, как они проявляют себя в любви, в семейных отношениях. Только верность в любви, в семье приносит счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.

Обратимся к примерам из художественной литературы.
Многие пушкинские героини проходят проверку на нравственную прочность.

Вспомним Машу Троекурову из повести «Дубровский». Да, она любит Владимира Дубровского, готова бежать с ним из дома отца, но судьба распорядилась иначе: Маша становится женой князя Верейского. Когда Дубровский остановил карету, в которой ехали молодые после венчания, Маша отказалась последовать за тем, кого любила. Почему? Я думаю, потому, что она верна своим нравственным принципам, она – жена, её брак с князем освящён церковью, и она не может нарушить клятву, данную Богу.

Такой же является и любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». «Я вам люблю, к чему лукавить», — говорит она Онегину, встретившись с ним после долгой разлуки. Но Татьяна теперь – жена князя, её моральные качества не позволяют ей изменять мужу. Она навсегда сохранит верность тому, с кем связала её жизнь. В этом проявляется вся цельность и глубина её натуры. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — эти слова пушкинской героини говорят о том, что она прошла проверку на нравственную прочность.

Верность своему семейному долгу умеет хранить не каждый. Но именно она есть основа семейного счастья, любви. К сожалению, многие это понимают, только прожив жизнь. Мне хочется сказать: «Обращайтесь к Пушкину, учитесь у его героев хранить верность самым близким людям».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже говорится о верности и измене в любви. Читая это произведение, мы всегда с интересом следим за судьбой любимой героини писателя Наташи Ростовой. Вот страницы, посвящённые её первой любви – к Борису Друбецкому. Вот Наташа на первом в жизни взрослом балу. Именно здесь она встречает Андрея Болконского. Потом сватовство, назначена через год свадьба. Но в жизни Наташи появляется Анатоль Курагин. Можно ли назвать изменой князю Андрею её отношения с Анатолем? Ведь ещё немного – и она бежала бы с ним, опозорила бы себя и свою семью, была бы несчастна: ведь мы знаем, что молодой Курагин – глупый и никчёмный человек, к тому же женат. Да, Наташа действительно изменила Болконскому, но мы не виним её в этом.

Героиня Толстого ещё очень молода, она ещё живёт сердцем, а не разумом, поэтому читатели всегда прощают Наташу и переживают за неё. А вот мужу, Пьеру Безухову, она никогда не изменит. Верность своему долгу, детям, семье живёт в её сердце. И если придётся, любовь и верность поведут её по самой трудной дороге вместе с мужем.

У другой героини Толстого из романа «Война и мир» иная мораль. Для красавицы Элен Курагиной главное – блеск, богатство, светская жизнь. Она не обладает высокими нравственными качествами. Выходит замуж не потому, что любит, а потому, что Пьер очень богат. Элен легко изменяет мужу. Для неё измена в порядке вещей. Нет любви, нет верности и нет счастья в такой семье. Героиню Толстого можно сравнить с современными красавицами из многочисленных телевизионных сериалов, которые выходят замуж не за человека, а за его деньги, изменяют мужьям, предают семью, делают несчастными детей. Книги лучших русских писателей учат нас размышлять о главном в человеческой жизни, заставляют думать о себе и своём будущем.

Читая пьесу А.Н. Островского «Гроза», мы переживаем за Катерину. В родительском доме её любили и баловали. Выйдя замуж, она попадает в дом Кабанихи, ханжи и лицемерки. В пьесе говорится о том, что Катерина изменила своему мужу Тихону, полюбила другого, совершила большой грех. Разберёмся в причинах её измены. Тихон – безвольный, бесхарактерный человек. Он любит свою жену, но полностью подчиняется своей матери. Рад вырваться из дома хотя бы ненадолго, отказом отвечает на просьбу жены взять её с собой. Для Катерины дом Кабанихи как тюрьма. Светлая и вольная её душа рвётся на свободу, которую она пытается обрести в любви к Борису. Светлым лучом в тёмном царстве называет Катерину Добролюбов. И этот светлый луч на миг осветил весь ужас жизни в таком царстве. Наша героиня не находит из него выхода, погибает, бросившись в Волгу. Мы не одобряем героиню за её измену мужу, но и не осуждаем её, потому что её измена – это попытка вырваться из беспросветной жизни в «тёмном царстве».

Тема верности и измены в любви звучит и в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. У Маргариты муж — добрый, умный и хороший человек. Но нет любви к нему в её сердце. Она верна мужу до тех пор, пока не встречает Мастера. Судьба подарила им настоящую любовь, которую они сохранили несмотря на тяжёлые испытания. Мы не осуждаем Маргариту за измену мужу. Она готова признаться ему во всём, перед тем как навсегда уйти к Мастеру. Героиня Булгакова ради любимого человека продаёт душу дьяволу. Верность и любовь, живущие в её сердце, помогают Маргарите и Мастеру снова обрести друг друга после трудных испытаний. В конце романа автор награждает своих героев покоем – теперь они навсегда вместе.

Размышляя о верности и измене, я задумалась о своём будущем, о том, как жить, чтобы воспитать и сохранить в себе те нравственные качества, которые помогут обрести счастье в жизни, в семье, в любви.

Итоговое сочинение по литературе

Верность и измена в художественной литературе

1. Верность и измена

2. Тематическое направление 1. «Верность и измена»

Официальный комментарий ФИПИ:
Тема верности тесно связана с выбором. Определив для себя
эталон поведения, идеал, ценности, человек следует им в
своей жизни. Иными словами, верность – это линия
поведения человека в соответствии с его выбором, это
готовность человека отстаивать то, что ему дорого, что ценно
в его жизни.

3. Тематическое направление 1. «Верность и измена»

В рамках направления можно рассуждать о верности и
измене
как
противоположных
проявлениях
человеческой
личности,
рассматривая
их
с
философской, этической, психологической точек
зрения и обращаясь к жизненным и литературным
примерам.
Понятия
«верность»
и
«измена»
оказываются в центре сюжетов многих произведений
разных эпох и характеризуют поступки героев в
ситуации нравственного выбора как в личностных
взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

• Синонимы:
• Постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость,
честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность
• Предательство, вероломство, неверность, непостоянство,
неустойчивость, переменчивость, обман
Афоризмы и высказывания известных людей:
«Постоянство — основа добродетели» О. Бальзак
«Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще
может быть дано человеку» Э. Тельма
«Предатели предают прежде всего себя самих» Плутарх
«Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день,
последует за этим верность другим людям» Шекспир
«Верная любовь помогает переносить все тяготы» Ф.Шиллер
«Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»
Мария Эбнер Эшенбах
«Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в
действии» Дж.Свифт
Основные аспекты раскрытия темы
1. КОМУ или ЧЕМУ быть верным? КОМУ или
ЧЕМУ изменить?
• Верность-измена Отечеству, большой и
малой родине.
• Верность-измена в дружбе, любви.
• Верность-измена идеалу, целям,
принципам, ценностным установкам.
• Верность-измена своему внутреннему «Я».
• Верность долгу, профессии (таланту).

7. Примерные темы

• Что такое верность? Что такое предательство?
• Что такое верность долгу?
• Что значит быть верным самому себе?
• Как связаны понятия «верность» и «любовь»? «верность»
и «дружба»?
• Что толкает человека к измене?
• Что помогает человеку сделать выбор между верностью
и изменой?
• Почему важно быть верным своему слову?
• Какова цена предательства?
• Можно ли простить предательство?
• Нужна ли верность современному человеку?

8.

Примерные темы• Согласны ли вы с утверждением «Предательства
совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а
по слабости характера» (Ларошфуко)?
• Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность
друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно
необходима»?
• Как вы понимаете слова Н. Г. Чернышевского: «Для измены
Родине нужна чрезвычайная низость души»?
• Согласны ли вы с высказыванием Плутарха: «Предатели
предают прежде всего себя самих»?
• Справедливо ли высказывание А.П. Чехова: «Верность —
это то качество, которое утратили люди, но сохранили
собаки»?

9. Художественные произведения

Верность-измена в дружбе, любви.
• Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
• А. С. Пушкин «Цыганы», «Дубровский», «Капитанская дочка»,
«Евгений Онегин».
• Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
• Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина».
• А.Н. Островский «Гроза»
• И. А. Бунин «Тёмные аллеи», «Митина любовь».
• А. И. Куприн «Куст сирени», «Гранатовый браслет».
• М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
• В. А. Каверин «Два капитана».
• В. К. Железников «Чучело».
• С. Л. Львов «Друг моего детства».
• В. В. Быков «Сотников».
• В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
• А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»

10. Художественные произведения

Верность-измена Отечеству, большой и малой родине.
• М.Ю. Лермонтов «Бородино».
• А.Т. Твардовский «Василий Теркин».
• Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
• Н.С. Лесков «Левша».
• В.Г. Распутин «Прощание с Матерой».
• А.И. Солженицын «Случай на станции Кочетовка», «В
круге первом»
• А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю… »,
«Реквием».
• М. А. Шолохов «Тихий Дон».
• В. В. Быков «Сотников».
• Б. Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь
тихие…», «Не стреляйте в белых лебедей».
• В. Г. Распутин «Живи и помни».

11. Художественные произведения

Верность-измена своему внутреннему «Я»
(идеалам, ценностям).
• Н.В.Гоголь «Портрет»
• Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
• Верность – это черта характера, которая привлекает
людей, потому что верный человек надёжный, он
всегда является опорой в любой жизненной
ситуации, на такого человека можно положиться,
ему можно верить. Верность всегда связана с
терпением, самоотдачей, верный человек не
требует ничего взамен, он бескорыстен. В основе
верности людей всегда доверие друг другу.
• Верность – это постоянство. Верный человек всегда
точно знает, чего он хочет, к чему стремится,
поэтому достигает высоких результатов,
осуществляет задуманное. Человек может быть
верен в дружбе, любви. Верность – основа
патриотизма. Человек, верный своему народу,
Родине, никогда не станет предателем. Это тот
стержень, на котором держатся стойкость,
смелость, мужество, непреклонность, патриотизм.
• Измена – это поступок, результат выбора личности,
способной нарушить взятые на себя обязательства,
предать идеалы, людей, Родину. Это неспособность
человека быть верным своему выбору, выбору
профессионального пути, целей, идеалов или
нравственных ориентиров.
• Измена в любви – это нанесение глубокой
душевной раны любящему, предательство.
• Измена идеалам – это отход человека от тех
принципов, ориентиров, которые он выбрал когдато для себя. Это может лишить его жизненной
опоры, сделать несчастным.
• Измена Родине, народу – это стремление выбрать
для себя лично лёгкий путь, выжить любой ценой в
трудный для страны период, предать всё, что
составляет основу жизни человека, это одно из
отрицательных нравственных качеств человека,
которое всегда было презираемо в обществе.

14. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Обычный молодой человек — Пётр Гринёв — оказывается свидетелем и невольным
участником сложных исторических событий. Его отец, бывалый офицер, понимает
верность в ограниченном смысле – как верность тому, кому дал присягу.
Но Пётр, взрослея на пережитых событиях, стараясь выполнить наставление отца,
расширяет понятие верности до общечеловеческого. Он не изменил данной
присяге, но в Пугачеве — своём враге — он видит человеческие черты, ту же
верность и мужество.
Именно к Пугачеву обращается за помощью Гринёв, когда Маша оказывается в
беде.
Совершенно другим предстаёт
перед нами офицер Швабрин.
Его верность — показная, он
использует её для достижения
собственных целей. К Пугачеву
Швабрин присоединился
только затем, чтобы сохранить
себе жизнь и, возможно, даже
извлечь выгоду. Это низкий,
подлый человек, о чём
свидетельствует хотя бы то, что
он использует своё положение,
чтобы насильно завладеть
Машей.
Капитан Миронов,
отец Маши — образ
настоящего русского
офицера, преданного
Родине,
бесстрашного и
справедливого.
Савельич — постой
крепостной,
самоотверженно
служащий хозяевам:
ради них он готов
жертвовать даже
жизнью.
Образ Пугачёва противоречив. С одной стороны,
власть признает его преступником. С другой — он тоже
проявляет человеческие качества и может
справедливо оценить чувства долга и верности у
других людей. Именно поэтому Гринев нравится ему,
и Пугачёв дарит ему жизнь, а также помогает
вызволить Машу из рук Швабрина.
Важно не только «беречь честь смолоду», но и
не терять её в перипетиях жизни. Верность себе
и своим нравственным принципам делает
человека свободным. Предательство, в основе
которого лежит страх за себя, превращает
человека в «раба».

19. Драма А.Н. Островского «Гроза»

Катерина, полюбив
Бориса, изменяет мужу
и сразу своё чувство
называет греховным.
Свою оценку поступку
невестки даёт
Кабанова. После
покаяния Катерины она
бросает сыну: «Вот
куда воля-то ведет!»
Нарушение
патриархального закона,
«выход» из воли старших
мыслится как
преступление, за которое
должно последовать
наказание. Но никто не
судит Катерину
беспощаднее её самой:
отсюда и трагический
финал. Изменив
привычному миру, героиня
не мыслит другого исхода.
Побег ничего не решит.
«Закон» внутри неё. Она
остаётся верна себе, своей
фанатичной вере.
Изменив другому, человек часто терзается и в
своих мучениях доходит до крайности –
наказывает себя самым страшным способом,
лишая жизни. Он это делает потому, что
измениться не может, не видит «выхода» из
сложившейся ситуации. Нет свободы там, где
есть «воля» страсти и отсутствует выбор.

22. Повесть В. Быкова «Сотников»

Писатель показывает превращение
вчерашних единомышленников,
товарищей по борьбе с общим
врагом в непримиримых
антагонистов, восхождение одного к
подвигу самопожертвования и
погружение другого в бездну
предательства.
Быков решает вопрос: почему столь
непримиримо разошлись пути
партизан Сотникова и Рыбака,
добровольно вызвавшихся
выполнить задание и волею
жестоких обстоятельств попавших в
руки врага?
Проще всего было бы объяснить это трусостью
одного и мужеством другого. Но как раз такое
объяснение автор не даёт. У Сотникова нервы
тоже не из стали, и ему «перед концом так
захотелось отпустить все тормоза и
заплакать». А Рыбак вовсе не трус: «сколько
ему представлялось возможностей
перебежать в полицию, да и струсить было
предостаточно случаев, однако всегда он
держался достойно, по крайней мере, не хуже
других» (так оценивает своего бывшего
соратника сам Сотников уже после того, как
Рыбак согласился стать полицаем).
Сюжет состоит из двух этапов. На первом оба героя достойно
проходят испытание: хутор, на который они направлялись, сожжен,
в предрассветных сумерках попались на глаза полицейскому
патрулю, в перестрелке Сотникова ранило в ногу… Рыбак ничуть не
уступает Сотникову. Там, где требуется ловкость и сила, где
пригодны стандартные решения, где может выручить инстинкт,
Рыбак хорош. У него есть и чувство локтя, и благодарности, и
сострадания. Вспомним эпизод со старостой Петром, которого
Рыбак (заслужив, кстати, упрек от Сотникова) пощадил только
потому, что «очень уж мирным, по-крестьянски знакомым
показался ему этот Петр». И чутьё не подвело.
Но всегда ли спасителен житейский здравый смысл?
На втором этапе испытаний обостряется ситуация выбора
и его «цена».
На первом этапе жизнь человека зависела от шальной
пули, от случайного стечения обстоятельств, теперь же – от
собственного, вполне осознанного решения: предать или
не предать. Начинается противоборство с машиной
тотального подавления — фашизмом. Что может хрупкий
человек противопоставить этой грубой силе?
Рыбак ненавидит полицаев, он хочет вырваться из их лап,
чтоб вновь быть со своими. Но в борьбе с фашизмом
житейского здравого смысла уже недостаточно.
«Действительно, фашизм – машина, подмявшая под
свои колеса полмира, разве можно бежать ей навстречу
и размахивать голыми руками? Может, куда разумнее
будет попытаться со стороны сунуть ей меж колес
какую-нибудь рогатину. Пусть наборется да забуксует,
дав тем возможность потихоньку смыться к своим».
Вот образец логики Рыбака.
Руководствуясь самыми благими намерениями, он
начинает вести свою «игру» со следователем Портновым.
Чтоб перехитрить врага, «надо немного и в поддавки
сыграть», чтоб не дразнить, не раздражать зверя, надо
чуток поступиться… И ведя эту «игру», Рыбак незаметно
для себя все дальше и дальше отступает, отдавая в жертву
«машине» Петра, Демчиху, Сотникова.
А Сотников, в отличие от Рыбака, с самого
начала знает, что с машиной тотального
порабощения играть в кошки-мышки
нельзя. И он сразу отказывается от
компромисса. Он выбирает смерть.
Что поддерживает Сотникова в его
решимости? Как пишет Быков, он
«обременен многими обязанностями
перед людьми и страной», которые ставят
массу моральных запретов. Более того,
они заставляют человека обостренно
чувствовать свой долг перед другими,
испытывать вину за чужие несчастья.
Сотников «мучительно переживал от
того, что так подвел Рыбака, да и
Демчиху», его гнетёт «ощущение какой-то
нелепой оплошности по отношению к
этому Петру». Сотников идет на казнь, и
чувство долга перед людьми дает ему
силы улыбнуться одними глазами
мальчонке из толпы – «ничего, браток».
Вывод: чем тяжелее груз обязанностей перед
людьми и страной, тем прочнее, тверже стоит
душа, тем свободнее, увереннее совершает
человек свой последний выбор – выбор между
жизнью и смертью.
Сотникову есть кого защищать, ему есть за что
умирать. И возможность свободы в роковой,
безвыходной ситуации – самому сделать
последний выбор – Сотников использовал: он
предпочел по совести «уйти из этого мира», чем
оставаться в нём ценой отказа от совести, он
предпочел умереть человеком, чем выжить
сволочью.
Любая измена превращает жизнь в
существование, оставляя в душе пустоту,
верность же раскрывает лучшее в человеке,
делает его духовно сильнее.

30. Работа c текстами готовых сочинений «Важно ли быть верным своему слову?»

Текст сочинения
Комментарий эксперта
Важно ли быть верным своему слову? И что же
такое верность? Прежде всего, верность-это
показатель мужества, это ответственность за свои
слова. Очень часто человек выбрасывает слова на
ветер и совсем забывает, к каким последствиям
это может привести, а значит и забывает брать
ответственность за эти слова. Не быть верными
своему слову- это прежде всего быть предателем
самому себе. Ведь предавая свои слова и не брав
(правильно –не беря) за них ответственности, мы
предаем свои моральные качества, какие-либо
устои, воспитание и многое другое. И напротив,
если мы до конца верны своему слову, то это
показатель уважения к себе, показатель того, что
мы самодостаточные и сильные личности.
Сказано много общих и
правильных слов, но не сказано
главного. А именно, что
верность слову только тогда
является признаком
самодостаточности, мужества и
силы личности, когда человек
остается верным слову даже
тогда, когда это ведет для него к
неблагоприятным
последствиям, доставляет
страдания, даже ломает жизнь.
Именно такие ситуации
описываются в приведенных
примерах.
Текст сочинения
Так в произведении Александра Сергеевича Пушкина “Дубровский”
перед нами предстает образ Маши Троекуровой. Семнадцатилетняя,
красивая и стройная девушка, которая влюбляется в своего учителя
Дефоржа, вовсе не подозревая, что это Дубровский. Но отец Маши
решает выдать ее замуж за старого князя Верейского, которого она так не
любит. В день свадьбы девушка тянула время как могла, надеявшись на
то, что вот-вот приедет Дубровский и спасет ее. Но после слов, которые
она дала священнику, Маша уже ни на что не надеется и никого не ждет.
Она не в силах нарушить клятву, которую она дала мужу. И в последствии
Маша отвергает Дубровского, и остается верна своим словам.
Рассмотрим еще одно литературное произведение А.С. Пушкина
“Евгений Онегин”. Главная героиня-Татьяна Ларина. Мечтательная
девушка, которая жила в своем собственном мире. Татьяна влюбляется в
Онегина и пишет ему письмо, в котором рассказывает о своих
чувствах. Но Онегин не принимает их и отвергает Татьяну. Героиня не
пала духом, а наоборот, она начала расширять свои кругозор, больше
читать, и относится к жизни проще. Она выходит замуж, но не по любви,
а по желанию матери. Проходит время, и судьба снова сводит главных
героев.
Текст сочинения
Комментарий эксперта
И тогда Онегин влюбляется в Татьяну без
памяти, она полностью его очаровала. Но
теперь очередь Татьяны не принимать
чувства Онегина. Да, она призналась в том,
что не переставала его любить, что
несчастна, но заканчивает она свою речь
словами: “Я другому отдана; И буду век ему
верна!». И тут становится все на свои места.
Верность своему слову- это принцип для
Татьяны, который она сохранила, будучи
светской дамой.
Маша отказывается бежать с Дубровским — и
теперь обречена жить с нелюбимым
человеком. Татьяна любит Онегина, но тоже
отказывается ответить на его чувство и
остается с генералом, за которого вышла
замуж не по любви. Ради чего они так
поступили? Чтобы сохранить целостность
личности и уважение к себе? Далеко не
факт. Они поступили так потому, что таково
было их воспитание, таковы были
усвоенные ими с детства представления о
дворянской чести и чести женщины.
Последуй они своему чувству, и они были
бы отвергнуты светом, их бы презирал свой
круг. Ну и какая же тут мужественность и
целостность личности?
Текст сочинения
Комментарий эксперта
Подходя к выводу, хочу сказать, насколько
все же важно быть верным своему слову.
Если бы Маша или Татьяна не были
настолько ответственными что бы было
дальше? Своими поступками они показали
всю силу своей воли и мужественность
характера. Они не предали свои устои,
принципы, и конечно же, свое воспитание.
Вы и сами в конце спрашиваете:»Если бы
Маша или Татьяна не были настолько
ответственными что бы было дальше?» Но
не отвечаете на этот вопрос, а ведь в нем
вся соль. Вместо этого просто повторяете те
же тезисы, что были и во вступлении — что
героини показали силу и мужественность,
не предали принципов и т.д. Так делать
неправильно: заключение должно не
просто повторять исходные тезисы, а быть
их развитием. Это у Вас не получилось.
Попытайтесь всерьез ответить на заданный
Вами же вопрос и попробуйте еще раз.

Русское предательство Г.К. Честертона «Человек, который был четвергом» | Сравнительная литература

Пропустить пункт назначения

Исследовательская статья| 01 января 2010 г.

Лукас Х. Гарриман

Сравнительная литература (2010) 62 (1): 41–54.

https://doi.org/10.1215/00104124-2009-031

Citation

Лукас Х. Гарриман; Русское предательство Г.К. Честертона «Человек, который был Четвергом ». Сравнительная литература 1 января 2010 г.; 62 (1): 41–54. doi: https://doi.org/10.1215/00104124-2009-031

Скачать файл цитаты:

  • Zotero
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
поиск панели инструментов

Расширенный поиск

Транскультурная адаптация литературного произведения часто раскрывает аспекты оригинала, которые ранее были скрыты в его родном контексте. В том же духе можно сказать, что творческое чтение, которое действительно пытается воздать должное своему объекту, предает его, как в традиционном смысле неверного общепринятым интерпретациям текста, так и в более откровенном смысле слова, посредством которого чтение выдает или разглашает ранее непризнанный аспект произведения. В данном эссе рассматривается особо провокационное «предательство» Г.К. Честертон

«Человек, который был четверг » российского режиссера Александра Таирова. Этот фантастический роман Честертона сам по себе является местом многочисленных предательств, как в переворачивании персонажей на уровне сюжета, так и в использовании колеблющегося стиля повествования, характерного для фантастического литературного стиля. Возникающая в результате неразрешимость работы затрудняет ее уверенную интерпретацию, хотя это не мешает некоторым читателям проявлять такую ​​эпистемологическую уверенность. Я предполагаю, что «верные» читатели текста, в том числе и сам автор ретроспективы, ошибаются, приписывая роману фиксированный смысл, рассматривая его как прямолинейный, культурно-реакционный «антианархический роман» и тем самым исключая другие, более политизированные , чтения.
Инсценировав творческое предательство романа в 19Москва 20-х годов, Таиров и Сигизмунд Кржижановский, которому было поручено написать сценарий, оживляют некоторые элементы произведения, затемненные попытками твердо установить его интерпретацию. В контексте переоценки верности, достигнутой в недавнем этическом дискурсе, я, в конечном счете, утверждаю, что оценка разоблачительного потенциала таких литературных предательств может способствовать открытости к неизвестному, что жизненно важно для значимого, решающего сотрудничества в этико-политической сфере, которая неизлечимо неразрешима.

Текст этой статьи доступен только в формате PDF.

Университет штата Орегон

2010

Раздел выпуска:

Статьи

В настоящее время у вас нет доступа к этому контенту.

У вас еще нет аккаунта? регистр

Реклама

Русская литература полна имперской идеологии

Анализ

Русская классическая литература, переполненная бесчеловечным национализмом, сегодня читается тревожно знакомо.

Портрет Александра Пушкина.

Портрет А. С. Пушкина. Художественная библиотека Бриджмена

Понимание конфликта год спустя.

Подробнее по этой теме

Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.

А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.

Но за романтизмом начала 19 века скрывается нечто другое: холодная хватка империи. Самое известное стихотворение Лермонтова — Мцыри или « Послушник », написанное в 1839 году, — это идиллическое повествование о кавказском монахе, взятом мальчиком в плен русским офицером. Ключевая эмоция стихотворения – чувство безысходности: гордая и славная история народов Кавказа осталась в прошлом и ушла навсегда, а ностальгия главного героя по утраченному прошлому говорит нам о том, что он принадлежит к побежденной стороне человечества. В Уланша , раннее непристойное стихотворение Лермонтова, в нем рассказывается о коллективном изнасиловании женщины русскими солдатами; в тексте, кажется, нет никаких видимых признаков симпатии к жертве. Другое стихотворение, Кавказец Кавказец »), намекает на то, что настоящие кавказцы — не туземцы, а русские солдаты, завоевавшие этот регион в начале 19 века, точно так же, как советские солдаты, посланные для вторжения и оккупации Афганистана, в просторечии называли «афганцами».

Подобно тому, как Лермонтов построил имперскую, колониалистскую русскую перспективу на Кавказе, Пушкин сделал то же самое на Украине. Возьми Полтава , стихотворение Пушкина об Иване Мазепе, украинском гетмане, который восстал против тогдашнего царя Петра Великого, когда тот ужесточал контроль России над Украиной (и которого президент России Владимир Путин только что упомянул в речи о возвращении земель Российской империи). ). Для украинцев Мазепа является символом национального сопротивления российскому господству и напоминанием о том, что царская Россия нарушила договор 17-го века о сохранении автономии казаков (будущих украинцев) в обмен на верность московитам (будущим русским). Для украинцев Питер нарушил сделку; для русских любые украинские претензии на автономию были предательством, как и для Путина сейчас. Пушкин придерживается русской точки зрения, изображая Мазепу развратным предателем, который «прольет кровь, как воду». Украинцев следует жалеть и презирать, как предлагает стихотворение, как «друзей старых и кровавых времен».

Как только вы начнете искать его, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях.

То же самое сообщение вы найдете в известной исторической повести русского писателя Николая Гоголя об Украине: Тарас Бульба. Когда Гоголь — украинец по происхождению — сменил свою идентичность на российскую имперскую, он потратил большую часть своего таланта на то, чтобы доказать, что все украинское устарело и, главное, жестоко. По словам Гоголя, им нужна Российская империя, чтобы они могли стать цивилизованными.

Конечно, был и другой взгляд на вещи. Через несколько лет после того, как Гоголь и Пушкин создали свой образ украинского казачества как части устаревшего и жестокого прошлого, Тарас Шевченко — украинский поэт, художник и национальный герой — говорил своим соотечественникам, что казачество антитираническое и прото- демократический дух был не пережитком прошлого, а предвестником будущего. Взгляд Шевченко на Кавказ также отличался от лермонтовского: не идиллический пейзаж, где романтизированное русское господство стерло историю, а очень драматическая сцена, где имперское насилие вызывает реки крови, а сопротивление сильно и бескомпромиссно. Боритеся — поборете («Сражайся, и ты победишь»), культовый лозунг Шевченко о восстании против тирании, взят из его стихотворения Кавказ («Кавказ») и в равной степени применим к кавказской и украинской борьбе против России. имперская власть. Если лермонтовский Кавказ белоснежный, идиллически холодный и далекий от человеческих страданий, то шевченковский Кавказ кроваво-красный и погружен в борьбу человечества за свободу. Лермонтов пишет стихотворение о коллективном изнасиловании с точки зрения русских преступников; Вернувшийся образ Шевченко — это образ 9.0015 pkrytka — по-украински «падшая женщина». Его провокационная религиозная поэма Мария («Мария») проводит параллель между украинкой покровкой , которая вынашивает внебрачного ребенка от московского солдата, возможно, после изнасилования, и матерью Иисуса — как одинокими, страдающими матерями. Сочувствие к женщинам, подвергшимся сексуальному насилию, — это ответ Шевченко на лермонтовскую поэтизацию изнасилования, где в обоих случаях преступник — русский, а жертва — побежденный субъект.

Как только вы начнете искать его, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях. Даже если произведение якобы сочувствует имперскому субъекту, как Тарас Бульба или Мцыри , это сопереживание есть романтическое представление о печальной судьбе субъекта — вечной отсталости и подчинении. В то время как европейский ориентализм создавал образ африканских и азиатских обществ как не имеющих истории, о которой стоило бы рассказывать, русская литература создавала образ Кавказа и Украины как обществ, чья жестокая история заслуживает забвения.

Параллели с сегодняшней российской завоевательной политикой глубоки и широки. Пушкинская «Клеветникам России» — замечательный образец антиевропейской брошюры, направляющей агрессивный русский империализм. Его отношение к польскому восстанию 1830–1831 годов в чем-то похоже на нынешний взгляд Кремля на так называемые цветные революции в бывшей советской империи. Пушкин открыто угрожает Европе войной («Не забыли ли мы еще завоевать?») и напоминает читателям о чудовищности русской мощи и завоеваний («От жарких колхидских степей до ледяных гор Финляндии»). От пушкинской идеологии до сегодняшней неоимперской риторики прямая линия. Одним из российских лозунгов во время российско-украинской войны было «мы можем повторить» — сознательное напоминание о прошлых разрушительных и захватнических войнах, чтобы запугать воображаемых врагов России. Точно так же русский поэт и современник Пушкина Федор Тютчев во время революций 1848 года в Европе прославлял Российскую империю как оплот Европы, препятствующий прорыву опасной демократии — точно так же, как Россия сегодня является авторитарной моделью (и сторонником) антидемократических взглядов. сил справа и слева в Европе.

Когда западные ученые представляют золотой век русской литературы в XIX веке как интеллектуальную борьбу между западниками и славянофилами, они упускают из виду националистические и империалистические подводные течения, общие для обоих. Даже так называемые западники верили в исключительность России, часто превращались в радикальных противников того, за что, по их мнению, выступала либеральная Европа, и часто лелеяли тираническую модель общества. Немногие авторы лучше иллюстрируют этот феномен, чем русский писатель Федор Достоевский, который в юности превратился из социалистического радикала в религиозного фундаменталиста в более позднем возрасте. Он классно сказал, что русские социалисты и коммунисты «не европейцы» и «в конце концов станут настоящими русскими» — другими словами, в конечном итоге отвергнут Запад. В романе Бесы, Достоевский описывает западные идеи как «бесовские» соблазны, подлежащие осуждению.

Независимо от того, воспринимали ли эти писатели поверхностно западные идеи или нет, их этнонационалистическая, имперская призма помогла России привести к большей тирании, а не к меньшей. Сброшенные на российскую землю, даже западные прогрессивные идеи трансформировались в новую и более сильную тиранию — будь то при великом модернизаторе России Петре Великом или большевиках, чья убийственная тирания была построена на европейских социалистических идеях.

Все это продолжается и сегодня. Когда Россия уничтожила Чечню в 1990-х годах, спровоцировала искусственную сепаратистскую борьбу в Молдове и Грузии в 1990-х, вторглась в Грузию в 2008 году и вторглась на Украину в 2014 году, эти акты жестокости имели свою интеллектуальную основу в великих классиках русской литературы и взглядах их авторов. к колониям и завоеваниям империи. Эти авторы и их произведения до сих пор говорят россиянам, что на землях, оккупированных русскими солдатами, уважать нечего. Когда Пушкин изображал украинских казаков кровавыми и жестокими, это был как раз 19 век.версия XX века сегодняшнего пропагандистского нарратива об украинцах как о предполагаемых нацистах, чья историческая судьба — смерть и покорность. Когда Тютчев представляет Россию XIX века как славного спасителя Европы от демократии, его вторит путинская борьба за свержение цветных революций на Украине и в других местах.

Конечно, русская культура не является единственной причиной русских преступлений, и связь между культурой и политикой никогда не бывает линейной. Но наивно думать, что русская культура невинна и свободна от империалистического дискурса, который веками был в основе российской политики. И хотя западные университеты изучают империализм и ориентализм в западном литературном каноне — на ум сразу же приходят писатели Гюстав Флобер, Редьярд Киплинг и Джозеф Конрад, — они почти полностью игнорируют подобные течения в литературе последней нереконструированной колониальной империи мира, которая борется с другой. война имперского завоевания, как я пишу.

Итак, если вы ищете корни насилия России над соседями, ее желания стереть их историю и ее неприятие идей либеральной демократии, вы найдете некоторые ответы на страницах Пушкина, Лермонтова, и Достоевский.

Владимир Ермоленко — философ, главный редактор UkraineWorld, директор по аналитике «Интерньюс Украина», ведущий подкаста «Объясняя Украину ». Твиттер: @yermolenko_v

Метки: Культура, Россия, Украина, Война

Еще из Foreign Policy

Газеты в Тегеране публикуют на первых полосах новости о заключенной при посредничестве Китая сделке между Ираном и Саудовской Аравией о восстановлении отношений, подписанной в Пекине накануне, 11 марта 2023 года.

Саудовско-иранская разрядка — тревожный сигнал для Америки

Мирный план — это большое дело, и не случайно Китай выступил его посредником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *