И вот что я скажу давайте сразу всех чтобы наверняка: «Давайте сделаем так, чтобы это никогда больше не могло случиться»

Рост количества закрытых сделок в 5 раз без увеличения штата сотрудников — Маркетинг на vc.ru

207 просмотров

Ко мне обратился клиент с чётко сформулированной задачей: увеличить количество доставленных в срок заказов до 250 (за 8 марта) без увеличения штата сотрудников.
Задача ясна. Сразу скажу, что я обожаю таких клиентов, которые могут чётко сказать чего они хотят от специалиста, а не просто “Брат, сделай чтобы было красиво!”. Когда начерчен горизонт, тогда и работа по проекту идёт совсем по другому.

* * *

Давайте знакомиться. Зовут меня Константин. Более 4х лет я занимаюсь автоматизацией и внедрением RetailCRM. Люблю эту CRM и помогаю клиентам получить максимум от её возможностей. Если кто-то не совсем знаком с данной saas-crm, предлагаю посмотреть краткий обзор «ТОП 10 фишек RetailCRM для роста вашего интернет-магазина», это сэкономит Вам время.

Совсем недавно мне выпала возможность поработать над интересной задачей, где в качестве основной цели стояла именно оптимизация и автоматизация бизнес-процесса, а не обыденная базовая настройка новой CRM.

Сразу извиняюсь за малое кол-во скриншотов и веселых фото. Я старался вставлять их где это было уместно.

Клиент и задачи

Цветочная мастерская. г. Москва (клиент просил не светить сайт, не хочет чтобы конкуренты плагиатили фишки). Относительно молодая компания. На рынке продажи цветов 2й год.

Среди десятка текущих моих проектов этот клиент выделился тем, что обратился ко мне с четко-поставленными задачами:

  1. Увеличить кол-во закрытых сделок в срок (8 марта) с 50 текущих до 250.
    “В срок” — это ключевое слово, т.к. набрать много заказов и зафакапить их — дело не хитрое. И главное: без увеличения штата сотрудников в отделе продаж, т.к. это цветочный бизнес, и он имеет четко-выраженную сезонность.

    Текущие показатели:
    — с 12-14 февраля, предыдущий праздник, было закрыто 56 сделок.
    — средний чек 6 221р

  2. Автоматизацию нужно провести, как можно быстрее, т.к. через 3 недели наступит 8 марта.
  3. Отдел продаж работает в RetailCRM. Основной источник заказов: сайт, мессенджеры (телеграм, воцап) и нельзяграм. В системе обрабатывают заказы 2 менеджера.

Созвонившись в этот же день с заказчиком (владельцем магазина), я получил более полный список основных направлений автоматизации, понял для себя, что клиент адекватный и готов начать прямо сегодня. На позитивной волне после созвона, ко мне даже пришла уверенность, что до праздника мы всё успеем сделать.

Этап 1: фиксация слабых мест в воронке продаж

Без определения слабых мест, ключевых этапов воронки, где идёт явное затормаживание движения заказа, невозможно построить четкий план автоматизации.

Для этого я сажусь, открываю CRM и по заранее заготовленному чек-листу, начинаю проводить аналитику движения заказа по воронке.

Какие параметры воронки я обычно анализирую

  1. Время ответа на первое сообщение клиента в чате;
  2. Среднее время ответа на сообщение клиента в чате;
  3. Количество сообщений в чате на одного менеджера;
  4. Количество диалогов на одного менеджера;
  5. Среднее время от поступления заказа до передачи в сборку
  6. Конверсия сделки в оплату и доставку (закрытие)
  7. Процент отвала от общего кол-ва лидов;
  8. Процент отвала на каждом из этапов воронки;
  9. Длительность каждого этапа воронки продаж;
  10. Среднее время выполнения заказа
  11. Процент вовремя доставленных заказов.

Почему так много связано с чатами?

Этот бизнес яркий пример, как работают современные продавцы несложных товаров. Никаких телефонных звонков со скриптами, выходом на лпр, дожатием, и всего остального, на чём зарабатывает в. якуба.

Как выстроен бизнес-процесс сейчас

  1. Клиент оформляет и оплачивает заказ на сайте (тут всё просто) и либо пишет в чат, если есть доп. вопросы, посылая фото понравившегося букета. После чего менеджер подтверждает наличие, консультирует по оставшимся вопросам, оформляет заказ и присылает ссылку на оплату. Клиент оплачивает.
  2. Далее для двух вариантов оформления всё идёт по одинаковому сценарию: в день (или за день до) доставки, собирается букет, передается курьеру, который доставляет его получателю.

Аудит основных параметров воронки продаж

1. Среднее время ответа на первое сообщение клиента в чате

Вердикт: Скорость ответа на первое сообщение одна из важнейших метрик. Тут менеджер показывает, что компания вообще работает и ценит своего клиента. Время ответа в течении минуты это не просто хорошо, это супер. Нет смысла требовать ответ в течении 20 секунд, это ничего не изменит. Главное, чтобы с увеличением кол-ва заказов в 5 раз, время также пропорционально не увеличилось.

2. Среднее время ответа на сообщения клиентов в чатах

Вердикт: Здесь также мы наблюдаем отличные результаты. С 12-14 февраля, хоть и был небольшой наплыв заказов, менеджеры отвечали довольно быстро.

3. Количество сообщений в чатах на одного менеджера

Вердикт: Менеджер виктория пишет в 3 раза меньше сообщений. Руководитель сказал, что этот менеджер работает не на полный день. Тогда всё ок.

4. Количество диалогов на одного менеджера

Вердикт: Здесь также подтверждается сниженная эффективность второго менеджера.

5. Среднее время от поступления заказа до передачи в сборку

Вердикт: На графике выше, мы видим что среднее время нахождение в статусе новый = 4 часа, Это следствие того, что воронка настроена так, что некоторые заказы после оплаты, продолжают находится в статусе новый, до момента сборки или вовсе пока букеты не будут вручены.

Всё это НЕ позволяет нам узнать среднее время от поступления заказа до его обработки, а открывать каждый из 50ти заказов и смотреть в истории время его первого изменения, отнимать от времени оформления, приводить всё к среднему показателю — на это нет времени. В процессе работ, мы исправим этот недостаток.

6. Конверсия сделки в оплату и доставку (закрытие)

= 100%. Трафик был горячим, предварительно разогретый. В итоге, все, кто оформил заказ на сайте или написал в чат, оплатили его и получили свои букеты. Да, такая конверсия существует на практике. Стоит отметить, что фактор быстрого ответа в чате, сыграл здесь не самую последнюю роль.

7. Процент отвала от общего кол-ва сделок
= 0% — это следует из п.6.

8. Процент отвала на каждом из этапов воронки

= 0% — это также следует из п.6.

9. Длительность каждого этапа воронки продаж

Цифры 4ч, 6ч, 1ч на графике, пока ни о чём нам не говорят. Они нужны будут в будущем для сравнения.

10. Среднее время выполнения заказа

= 1 д. 6 ч. (или 18ч).

Вердикт: Эти цифры не говорят нам о том, что это много или мало. Многие заказы оформляются за 1-3 дня до даты вручения, поэтому среднее время выполнения может быть и 2-3 суток и это будет норма. Самое главное — это доставлять букеты в обещанное клиенту время, без опозданий.

11. Процент вовремя доставленных заказов.

По моему мнению — это самый главный показатель во всей воронке. Но работа в crm была выстроена так, что статус закрытия сделки (заказа) “Выполнен” мог проставляться, когда было удобно менеджеру. Где-то сразу, где-то через 3 часа, где то на следующий день после доставки. По этой причине, понять какие заказы доставлены вовремя, какие нет, из текущего состояния CRM не представляется возможным.

Пообщавшись с заказчиком (владельцем), он сказал, что доставка — это их слабое место. После передачи букетов курьеру, они (заказы), как будто пропадают в бездну, и если курьер задерживается, менеджер тратит полчаса, чтобы найти контакты этого курьера, и после чего звонит, и понимает, что курьер не берёт трубку. Тут нет ничего удивительного, т.к. это цветочный бизнес и большинство компаний набирают огромное кол-во курьеров в предверии 8 марта, 9го утром все они уже не нужны. Нет времени на оформление, знакомство и т.д. У всех горят сроки.

Выводы по параметрам воронки

Пользуясь случаем сразу отмечу, все эти цифры по воронке, я взял в разделе “Аналитика” в RetailCRM. Сразу в виде графиков. Не нужно гонять данные в эксель и тем более в какой-то PowerBl. Всё доступно из коробки и на любом тарифе. Это большое подспорье РОПам в быстром анализе происходящего в отделе-продаж.

Вернёмся к аудиту. Анализируя цифры по воронке, кажется, что мы имеет идеально выстроенный и работающий бизнес. И автоматизировать тут особо нечего. Всё это потому, что с 12-14 февраля, было всего 49 заказов. Это в среднем 1 заказ каждые 30 мин. Не удивительно, что практически все заказы удалось собрать и доставить вовремя.

Но впереди 8 марта, и с текущим выстроенным бизнес-процессом, при поступлении 250-ти заказов в течении 3х дней, отдел продаж гарантированно захлебнётся. Этот факт понимал я, смотря на всё это со своего опыта, и сам заказчик, сразу же согласился с этим доводом. В принципе поэтому он ко мне и обратился.

Выявленные проблемы в воронке продаж

При анализе воронки, я смотрю не только на цифры, но и на сам бизнес-процесс. Для этого мы с клиентом расписали текущий бизнес процесс по пунктам, подробно, что за чем идёт. Далее я приступил к его анализу, и выписал для себя следующий список его слабых мест:

  1. Нет конкретизации многих этапов воронки. Из статуса “новый” заказ сразу переходит в “Сборку”. Далее после сборки, сразу переходит в “передан в доставку” и далее уже в “Выполнен”. С такими прыжками, отдел продаж, часто не понимал, на каком этапе в реальности находится заказ. Да и делать какие-то выводы касаемо просрочки нахождения в статусах, практически невозможно.
  2. После отправки ссылки на оплату, заказ продолжает находится в статусе новый и нет автоматического контроля дедлайна на оплату.
  3. После оплаты, заказ должен быть передан флористам. И без отдельного статуса, они не понимают, какой заказ уже можно собирать, какой еще рано.
  4. Заказ мог быть передан в сборку и потом отправку, и перед самой отправкой оказывалось, что в заказе не заполнены важные поля. Например адрес или точное время доставки. Менеджер нырял в чат, и начинал выискивать там нужную информацию.
  5. Нет автоматического контроля флористов (этапа сборки букетов). Например вручение букета через 2 часа, а букет даже еще не начинали собирать.
  6. После сборки букета, флорист отправляет фото букета клиенту на согласование. Зная только номер заказа из накладной, он тратит лишнее время на поиск чата с клиентом.
  7. Нет автоматического контроля курьеров. Время доставки истекло, а курьер до сих пор на отписался об успешной доставке. Да и сам способ подтверждения доставки оставлял желать лучшего. Всё это не современно.
  8. И конечно это далеко не всё. Далее, в проделанной работе, Вы в этом убедитесь.

Анализ чатов

Еще один важный этап, наравне с анализом воронки. Я проанализировал около 20 чатов и выделил для себя слабые стороны, требующие автоматизации.

Выявленные проблемы в чатах

  1. Менеджеры тратят много времени на создание заказа. Не зная, что все необходимые данные по клиенту можно заполнить не выходя из чата, там же создать заказ и сразу же отправить ссылку на оплату.
  2. После отправки ссылки на оплату, менеджер мог на пару часов забыть про клиента, если тот, сам не пришлет чек. За это время, при большом количестве холодных клиентов, на этом этапе будет отвал, из-за совсем остывших, и как следствие, придумавших платить клиентов.
  3. При большом кол-ве обращений, менеджеры забывали уведомить клиента о том, что курьер с их букетом уже выехал. И делали это уже тогда, когда клиент сам напоминал о себе.
  4. Такая же история была с уведомлением о задержке доставки. Вечером 14го, когда доставлялось 70% букетов, менеджеры не могли следить за работой всех курьеров сразу. И некоторые разгневанные клиенты, первыми писали в чат, что их доставка задерживается. А нужно работать на опережение.
  5. После вручения букета, по причинам выше, менеджеры забывали спрашивать, доволен ли клиент букетом, и уж тем более просить оставить отзыв лояльным клиентам.

Этап 2: новый бизнес-процесс с учётом слабых мест и автоматизации

Я переписал клиенту заново весь бизнес-процесс с исправлением и автоматизацией слабых мест с этапа аудита. После пары созвонов с заказчиком, бизнес-процесс был окончательно готов и согласован.

После чего была готова смета предстоящих работ. Заказчик был на 7м небе от счастья, когда впервые увидел четкий план дальнейших действий. Это уже не просто разговоры о проблемах. Мы действительно готовы перейти к конкретным практическим действиям.

Я получил предоплату, и приступил к внедрению.

Этап 3: внедрение нового бизнес-процесса

Чтобы не грузить Вас новым бизнес-процессом на нескольких листах А4, сразу распишу проведённые работы в рамках внедрения. Как говорится, самый сок.

Выполненные работы

  1. Добавлены новые статусы в воронку: “Ожидает оплаты”,”Оплачен”,”Ожидает сборку”, “Назначен курьер”. И еще 5 статусов в группу отмены: “Нет оплаты 24ч”, “Фейк”, “Заказал в другом месте”, “Нет ответа клиента”, “Дубль заказа” — всё для того, чтобы в будущем знать более точные причины отмены заказов.
  2. Создан триггер: “Автоматическая смена статуса заказа на “Ожидает оплату” — при отправке ссылки клиенту в чат”
  3. Создан триггер: “Автоматическая смена статуса заказа на “Оплачен” — при поступлении оплаты от клиента”. Этот же триггер, отправляем сообщение клиенту “Оплату получили …”
  4. Настроен автоматический контроль времени нахождения заказа в статусе “Ожидает оплату”. Если оплаты по заказу нет 20 минут, 4 часа, 8 часов, 24 часа — клиент получает соответствующие уведомления в чат. Последний статус является статусом отмены.
  5. Настроен автоматический контроль времени нахождения заказа в статусе “Оплачен”. Менеджер на удаленке, должен всё проверить и подготовить заказ к сборке. Если заказ в статусе “Оплачен” более 10 мин — ответственный менеджерам получит напоминание в CRM.
  6. Настроен запрет на смену статуса в “Ожидает сборку” или “Передан на сборку” пока в заказе не будет заполнен адрес, дата и время доставки и проставлена отметка об 100% оплате.
  7. Создан триггер: “Статус “Доставляется” — автоматическое сообщение клиенту в чат “Курьер выехал. Ожидайте доставку {{дата и время доставки из заказа}}”
  8. Настроен автоматический контроль сборки. Если за 2 часа до наступления времени доставки, заказ до сих пор не находится в статусе “Собран”, все сотрудники CRM получают уведомление, в т. ч. руководитель компании.
  9. Настроен автоматический контроль доставки. Если вышел срок доставки (верхняя временная граница), а заказ всё еще находится в статусе “Доставляется”, ответственный за заказ менеджер получает уведомление. Тот в свою очередь связывается с курьером, узнает причины и в случае задержки, на опережение предупреждает клиента.
  10. Создан триггер: “Статус “Выполнен”- благодарим клиента за заказ через сообщение в чат”. Там же спрашиваем его мнение относительно доставки, самого букета. Получаем обратную связь.
  11. Создан триггер: “Автоматическая смена статуса заказа на “Собран” при отправке флористом в чат клиенту фотографии и ключевой фразы “Ваш букет готов”.
  12. В систему были добавлены курьеры, с контактами для связи. Это позволит не тратить время на поиск курьера, который назначен на заказ и контактный телефон для связи с ним.
  13. Создан триггер: “Назначен курьер на заказ — смена статуса на “Назначен курьер”.
  14. Добавлен “QR код для флориста” в накладной. Теперь он за считанные секунды сможем попасть в чат с клиентом и отправить фото готового букета.
  15. Добавлен “QR для курьера” в накладкой. После вручения букета клиенту, курьер сканирует QR и заказ, связанный с этой накладной, переходит в статус “Выполнен”. Больше не нужно писать в общий чат или отзваниваться менеджеру.
  16. Выполнен десяток других работ, например таких как: передача дополнительной информации по заказу с сайта, создание и учет промокодов в заказах, добавление открыток к букетам, и многое многое другое, для роста лояльности клиента и увеличения качества клиентского сервиса.

Пример уведомлений о просрочке

Этап 4: наступило 6 марта. Время боевого теста

В этот день, до обеда, мы сделали рассылку в телеграм и воцап по всем текущим клиентам + было несколько рекламных постов в крупных московских телеграмм каналах.

  • За 6 марта поступило 87 заказов, 82 из которых были оплачены. Обкатали с менеджерами большую часть нововведений в воронке. Остались те, что были связаны с доставкой;
  • За 7 марта пришло еще 112 заказов, 105 из которых были оплачены;
  • За 8 марта поступило еще 90 заказов, 73 из которых были оплачены;

Итого: 260 заказов с доставкой на 8 марта.

Менеджеры, флористы, логисты были в шоке от непривычной для них нагрузки. Спали по несколько часов в сутки все эти дни. Сам владелец тоже.

Стоит отметить, что заказчик умышленно дозировал лиды, здраво опираясь на возможности компании. Лучше недополучить прибыль, чем оставить чью-то прекрасную половину без подарка. В следующем году, компания намерена покорять новые высоты.

Результаты внедрения

После того, как спала праздничная жара, пришло время подвести итоги, и понять, насколько оптимизация бизнес-процессов спасло компанию беспорядка и хаоса в день доставок.

1. Время ответа на первое сообщение

Время ответа выросло, и не удивительно, обращений стало в 2,5 раза больше. Но рост времени не критичный. По крайней мере это не 20-25 минут, которые мне доводилось видеть в crm других магазинов.

2. Среднее время ответа на сообщение клиента в чате

Здесь также небольшое увеличение времени ответа, но всё еще в пределах “так держать”.

3. Количество сообщений в чате на одного менеджера

4. Количество диалогов на одного менеджера

5. Средняя время от поступления заказа до передачи в сборку

Здесь мы видим первые плоды проработки воронки:

  1. Появилось чёткое логическое разделение статусов группы “Новый” и “Продажа”
  2. Среднее время продажи составило 2 часа, и зависело только от скорости оплаты клиентами. После чего все заказы переходили в сборку. Время сборки зависело уже только от даты и времени доставки.
  3. Клиентам, у которых истекло время на оплату заказа, напомню это 20 минут, сразу же получали напоминание о необходимости оплаты. К слову таких заказов было не больше 15%.

6. Конверсия сделки в оплату и доставку (закрытие)

Из скрина выше (п.5) мы видим, что конверсия в оплату и закрытие сделки составила 89.9%. От себя добавлю, что меня удивили цифры конверсии в этой нише. Видимо фактор срочности и важности вовремя подарить букеты на 8е марта делает своё дело. Нет привычных в других нишах “мне нужно неделю подумать, приценится, всё взвесить”. Не стоит также забывать, что это Москва. Покупка букета за 7-10к делается также легко и непринуждённо, как покупка хлеба в регионе.

7. Процент отвала от общего кол-ва лидов

100 — 89.1 = 10.1%, что очень даже супер.

8. Процент отвала на каждом из этапов воронки

Большинство отвалов из этих 10% были на этапе оплаты (группа продажа), когда клиенту отправлялась ссылка, он обещал оплатить в ближайшее время и потом просто пропадал. И на сообщения менеджера уже не отвечал. Видимо покупал в другом месте, а признаться было стыдно.

9. Длительность каждого этапа воронки/тоннеля продаж

Сборка букетов один из сложных этапов всей воронки. Все 260 заказов нужно доставить 8-го марта. И букеты должны быть свежими, поэтому не могут быть собраны 5 марта. Букеты с утренней доставкой 8го числа, были собраны 7го. В сам праздник 8 числа, флористы с часу ночи до 22 вечера находились в мастерской и не прекращали сборку букетов. Вот такой у них выдался женский день.

В результате всего этого бессонного марафона, заказчик (владелец) основательно убедился, что нужно набирать еще больше флористов.

10. Среднее время выполнения заказа

1 день 7 часов (или 19ч) — тут не стоит ждать изменений, т.к. большинство заказов были оформлены заранее и просто ожидали своей доставки.

11. Процент вовремя доставленных заказов

Тут заказчика ждало основное разочарование: 50% курьеров, с которыми была договоренность о выходе на смену (видимо устная), не явились в офис. Простыми словами “прокинули” его. И найти новых 10-15 человек утром 8го марта — бессмысленная трата времени. В итоге стали исходить из того сколько курьеров есть, и как следствие, сроки доставок у многих заказов поплыли. Не критично, на 2-3 часа, но даже эти 2 часа заставили нервничать многих клиентов и как следствие, извиняться менеджерам. Но что есть то есть, и выводы уже сделаны, как перестраховаться в следующем году.

Благодаря системе автоматического контроля просрочки доставки, менеджеры на опережение предупреждали клиентов о задержке, и большинство из них, спокойно адекватно реагировали на сложившуюся ситуацию. Это действительно помогло компании избежать волны негатива от клиентов, а также корректировать другие предстоящие доставки.

Подведем итоги

  1. Проведенная оптимизация высвободила весомую часть времени менеджеров с этапа продаж, благодаря автоматизации проставления оплаты в заказе и передачи их в сборку. Благодаря чему, менеджеры смогли потратить его на более важные этапы, где требовался ручной контроль.
  2. Навели порядок в воронке. Больше заказы не лежат по 4 часа в статусе новый, где про них часто забывают. Этапы сборка и доставка проходят в полностью контролируемом режиме.
  3. Благодаря автоматизации этапа продаж, нам удалось удержать отвал клиентов на уровне 10%. На полном ручном режиме, процент отвала был бы намного выше. Всем клиентам нужно срочно оформить доставку и никто не готов ждать 15 минут ответа менеджера.
  4. Благодаря контролю просрочки заказов на каждом из этапов, компания может определить свои слабые стороны по персоналу. Рассчитать какое кол-во курьеров понадобится для своевременной доставки всех заказов в следующем году.
  5. Менеджеры на практике ощутили эффект от оптимизации бизнес-процессов и теперь готовы взять хоть 500 заказов в работу. Главное чтобы хватило флористов и курьеров.

И конечно главный вывод из этого кейса, который должен сделать для себя каждый предприниматель:

Какие бы искусные схемы автоматизации Вы бы не внедряли в своём отделе продаж, нехватка товара или персонала связанного с его сборкой и доставкой, будет для вашего дела “чёрной дырой”, которая будет нещадно уничтожать все успехи отдела продаж на ранних этапах воронки. Первым делом позаботьтесь об этих 2х вещах, а рекламу Вы всегда дать успеете.

Оценка заказчика

Заметную помощь от оптимизации бизнес-процессов мы ощутили на следующих этапах:

  1. Оплата. В прошлом году было много заказов, где менеджер, после выставления счёта, забывал про клиента на 1-3 часа, и потом, когда вспоминал, было уже поздно пытаться его дожать. Как говорится “Куй железо пока горячо!”. Теперь менеджер получает уведомление о просрочке оплаты, а клиент напоминание об неоплаченном заказе.
  2. Передача в сборку. Порядка 70% заказов пришло с сайта и после оплаты, благодаря грамотной настройке триггеров, сразу же перешли в ожидание сборки. Менеджерам только оставалась наблюдать как система продаж работает без их участия. Теперь внимание менеджеров было сосредоточено на продажах в чатах. Еще один несомненный плюс в том, что RetailCRM позволяет менеджерам отвечать клиентам во всех популярных мессенджерах в одном окне, не выходя из CRM.
  3. Сборка и доставка букетов. Раньше мы узнавали о просрочке вручения только когда об этом нам пишет разгневанный клиент. Благодаря мониторингу просрочки, мы заранее видим заказы, которые не успеваем доставить в срок, и уже в этот момент пытаемся вырулить из сложившейся ситуации. Где-то даём бонусом открытки и сертификаты, где-то сладкий презент. Когда всё под контролем, уже и работается легче. Если бы не сэкономленное время у менеджеров с этапа продаж, то нам видимо пришлось бы вернуть деньги части клиентам и навсегда потерять их лояльность.
  4. Вы наверняка спросите, зачем было брать столько заказов, если не способны всех их переварить. Отвечу так: если бы не факап с неявкой части курьеров, то мы способны были доставить вовремя хоть 300 заказов. Это не является для нас запредельной планкой. Выводы сделаны и в след. году мы поставим себе цель доставки минимум 500 заказов. Хотя еще 14 февраля этого года мы боялись 50 заказов за сутки.
  5. В тех нишах, где есть постоянный равномерный поток клиентов, всю эту оптимизацию можно было компенсировать расширением штата, многие так и делают. Но у нас другой бизнес и хорошо зарабатываем по сути всего 3-4 раза в году. Поэтому не можем позволить себе ради этих нескольких дней, целый год держать на балансе 5-7 менеджеров.
  6. Константину еще раз спасибо за выполненную работу в такой короткий срок и за возможность выйти на новый уровень доходов моего магазина.

новый подкаст о тематических медиапроектах / Хабр

Это — подкаст с контент-мейкерами и редакторами. Гость сегодняшнего выпуска — Владимир Борисенков — главный по кроссовкам в проекте «SNEAKERMANIA» и ряде других изданий.

  • прослушать интервью в Telegram или в веб-плеере

Владимир Борисенков, основатель проекта SNEAKERMANIA


alinatestova: «Challenger», «Sports. Ru», «Sneakerhead» — практически у всех проектов, в которых ты занят, так или иначе есть акцент на спорт. Расскажи, пожалуйста, как так получилось и как ты из мира спорта перешёл к созданию собственного медиа?


Владимир: Я просто всегда играл в баскетбол, потому что на него меня в детстве отдал отец. Я ходил, заинтересовался всей этой историей и решил, почему бы не попробовать себя в спортивных медиа. В своё время я в Vk начал вести какие-то паблики, посвященные тем или иным командам. Одна из первых была «Реал Мадрид». На тот момент мне было 16 или 17 лет.

Затем я написал в Sports.ru парню, который занимался соц. редакцией. Это что-то вроде SMM, но с более глубоким погружением в текстовую составляющую. Говорю: «Так и так, хочу поработать у вас, есть что-нибудь?». Не просил денег. Мне сказали: «Вот, возьми паблик. Если у тебя получится его раскачать, то мы тебя возьмем в редакцию». На аутсорс, правда.

В общем, получилось так, что весьма быстро я его сделал очень популярным, и на это обратили внимание. Меня взяли туда работать.

А: Круто.

В: Да, получилось интересно. Мне его отдали просто. По крайней мере, в Sports.ru мне никогда не задавали вопросов: «Что хочешь? Что не хочешь?». Берёшь и делаешь.

Там сказали: «Что хочешь, то и делай, не забывай публиковать ссылки на сайт», например. Какие-то минимальные требования. За счёт этой свободы у меня получилось там что-то.


А: Понятно, что баскетбол — это то, чем ты занимался с детства, часть твоей жизни, которая тебя сопровождала и сопровождает. А написание текстов и редакторство?

Ведь не каждый человек хорошо пишет — несмотря на то, что все прошли школу и знают русский язык. Как у тебя возник интерес к этой теме?


В: Я точно могу сказать, что я не суперкрутой автор. Я знаю миллион чуваков, которые пишут гораздо круче. Мне повезло в том плане, что когда я пришёл в Sports.ru, там есть негласное правило у всей редакции — когда ты приходишь работать, то заводишь блог на «Трибуне».

Вот и я завёл блог. Он у меня был так себе поначалу, если честно. Я просто учился, и мне банально было интересно рассказывать про кроссовки. Я понял, что про футбол не смогу круто писать, потому что нужно очень большое погружение в тему. А так я занимался баскетболом, был в этой теме и решил, что попробую что-нибудь про баскетбол делать. Потом посмотрел на авторов, которые на «Трибуне» пишут про баскетбол, понял, какие это «мастодонты». С ними соревноваться в познании статистических фактов — просто какое сумасшествие.

И я решил, почему бы не раскрыть тему про кроссовки. Начал об этом делать.

Прикольно, что когда я начал, очень много узнавал из комментариев о себе и о своём тексте. Было неприятно иногда, что тебя ругают, но если делать выводы, то в целом это даёт плоды.

Когда людям интересно, они готовы тебе помочь и подсказать. Условно, до этого момента я не знал ничего об HTML-разметке или о том, как embed-ить видео. Такие моменты выхватываешь в комментариях, учишься и потихоньку все у тебя становишься лучше.

В Challenger, о котором ты сказала, меня Маша Командная позвала. Подтянула и сказала: «Ты пишешь про кроссовки, давай». Я согласился.


А: Супер. Расскажи, пожалуйста, как развивалась история с комментаторами?


В: Мне очень понравилось, что в первой волне комментариев, было очень много высказываний в духе: «Не стесняйся рубить правду».

Если говоришь, говори от себя, а не пытайся угодить всем.

Мой первый блогерский опыт был, когда я написал текст, и старался сделать так, чтобы каждому он понравился. Я понял, что только я начинаю так делать, получается то, что публиковать стыдно. Мне сразу же об этом сказали, и я вынес для себя этот урок. Если хочешь что-то сделать, чтобы понравилось кому-то, то делай это честно, а не пытайся угодить всем.

Ну и банально: там я научился делить на абзацы текст. До этого у меня была «простыня», меня в комментариях выругали за это и сказали: «Чувак, пользуйся кнопкой Enter». То есть какие-то банальные вещи узнаешь и потихоньку-потихоньку…

Опять же никто не отменял смотреть других блогеров. Ты смотришь, думаешь: «О, вот это круто, попробую у себя это как-то использовать». Там реально пишут ребята с большой экспертизой в этом, что просто почитав их тексты, больше узнаёшь, чем знал до этого.


А: Здорово. В целом, как ты воспринимал эти комментарии? Поначалу, ты говоришь, было неприятно, люди комментируют, какой-то негатив, может быть. Есть ли у тебя какой-то совет: как начинающему блогеру, который получает ряд рекомендаций, высказанных не самым лучшим и не самым деликатным образом — как ему с этим работать?


В: Не могу сказать, чтобы я сильно переживал. Я вообще не очень переживающий человек. Просто очень рано начал работать в интернете и во ВКонтакте, наверняка ты там есть…

А: Меня нет в ВКонтакте года с 2012-го.

В: Ну тогда я тебе расскажу. Там весьма токсичная публика. Если в фейсбуке она весьма токсичная (хотя там скука), происходящее во ВКонтакте, тебе надо ощутить снова, чтобы понять, насколько в ваших фейсбуках тепло и уютно.

А: Мы делаем материалы для своих клиентов в том числе и для их корпоративных блогов на Хабре, где уровень требований аудитории тоже весьма высок.

В: Да, я знаю. Поэтому у меня не было какой-то боязни комментариев. Я в начале сказал, что занимался пабликом Реал Мадрида. Ты наверняка знаешь, что каждую неделю матчи. Любой из них — огромный выплеск эмоций, в том числе со стороны комментаторов. Там и мат, и…

А: Всё что угодно, конечно.

В: Я такой: «Хм, ну попробуйте меня удивить на этот раз». Меня уже как только не называли.

А: То есть паблик в ВКонтакте отлично прокачивает редакторский дзен.

В: Правда, без шуток. Допустим, если один раз побываешь в ветке обсуждения матча «Реал Мадрид — Барселона», поймешь, как много новых слов тебе придется ещё погуглить и узнать. Такого нигде не встретишь. Я просто привык, что, в принципе, все люди любят высказывать свою позицию. Пусть он лучше меня обругает — это тоже реакция. Значит, ты чего-то достиг. Хуже, когда ноль. А тут ты можешь хоть какие-то выводы для себя сделать.


А: Расскажи, пожалуйста, что ты сейчас делаешь? В Sports.ru. Помимо блога.


В: К слову, блог я там уже немножко подзабросил. Мне как-то охладело писать там, потому что платформа Sports.ru предполагает такую коммуникацию, что ты не можешь там много выкладывать. То есть можешь, но это не будет работать. В один момент я понял для себя, что хочу перейти в Telegram. Собственно и перешёл. Сейчас он у меня растёт, цветёт и всё такое.

В Sports.ru я работаю на аутсорсе в направлении «Стиль». С недавних пор Sports.ru начал рассказывать, что спорт — это еще и про то, как люди одеваются. Это — поиск нового контента. На что мы раньше не обращали внимания, сейчас стало резко интересно. Кто во что одевается, кто что любит покупать и так далее. В том числе это кроссовки, бутсы, форма и многое другое.


А: Ты занят сразу в нескольких проектах. Как тебе удается балансировать и достигать чего-то в каждом из них?


В: Я не могу сказать, что чего-то достигать. Лучше пусть кто-то другой оценивает.

В целом, наверное, лояльность руководства. Везде, где я работаю, мне повезло с этим. Что в Sneakerhead: я весьма свободен в своих творческих позывах. Если я считаю, что это будет круто, мне говорят: «Да, делай». Так и в Sports.ru. Никто тебя не ограничивает. Понятно, что есть какие-то рамки в любом случае. Все мы их прекрасно понимаем, но в целом весьма свободно.

В Challenger я работаю как приглашённый автор. Раньше я там чаще писал, потому что у меня было много свободного времени. Сейчас из-за того, что мой канал в Telegram резко начал расти, я отказываюсь от чего-то в пользу него. Это уже чуть больше, чем просто развлекуха.

Это прямо про производство контента. Если говорить о продуктивности, в целом я для себя вынес очень важную мысль буквально месяцев пять назад — я начал вести для себя дневник, ну и просто пишу туда задачи. Допустим, надо написать такой-то текст. Накидываю тезисы, и всё, смотрю, сколько у меня ещё незачеркнутого, и работаю. Это мне помогает.

А: У тебя, в отличие от многих других людей, которые приходят к нам на подкаст, твои хобби и рабочие задачи объединены одной темой — это кроссовки, спортивная обувь и так далее. Как тебе удаётся не повторяться на разных площадках и в разных материалах?

В: Не знаю. Когда ты в это на сто процентов погружен, это помогает генерировать так много классных идей, что ты понимаешь: где-то это применимо, где-то нет.

А: Идей хватает на все площадки сразу.

В: Да, конечно. Иногда рук не хватает, чтобы это написать.

Допустим, для Sports.ru надо понимать, что есть определённый бэкграунд у сайта. Я не могу рассказывать о каких-то вещах, которые понятны, допустим, только фанатам кроссовок. Надо подходить с более спортивной стороны. На Sneakerhead я могу «в лоб» рассказывать о каком-нибудь дизайнере, о котором на Sports.ru никто никогда не слышал. А здесь публика скажет: «Да, это интересно». Ну и просто грамотно оценивать свои силы и понимать, для какой аудитории ты рассказываешь. Это очень важно. Когда ты это понимаешь, всё вроде выходит.

А: Ты рассказывал про дневник, где набрасываешь тезисы к материалам. Сложно ли тебе переключаться с одной площадки на другую? Условно, с контента для Sports.ru на Telegram.

В: Бывает сложно, да. У всех медиа есть классическая история, что надо [что-то опубликовать] вот сейчас, мы не ждём. Я понимаю это прекрасно.

Допустим, иногда я могу вечером прийти [домой] и мне просто хочется зайти на Пикабу, почитать какие-нибудь глупые шутки, мемы и посты. А тебе говорят: «Так, нужно срочно собрать пост про то, как какой-нибудь футбольный клуб классно сделал маркетинговую историю про свою игровую форму». И ты такой: «О, чёрт, ладно, пойдёмте делать».

Когда ты работаешь на аутсорсе — это твои будни. Люди, которые идут на аутсорс и постоянно на это жалуются, я не знаю, к чему они вообще придут. Наверное, будут ненавидеть то, что они делают. Мне интересно работать. Я просто, бывает, вечерком прихожу и такой уже уставший, что не смотрю на телефон до последнего. Потом такой: «Ладно, окей, всё, давайте сделаем».

А: В связи с этим: расскажи, пожалуйста, как выглядит твой будний день?

В: Допустим, у меня есть мой блог. Это 24/7. Там контент у меня появляется ежедневно. За всю историю существования моего блога в Telegram было всего два дня, когда контент не появлялся. Один день я был на фестивале музыкальном, там как бы без вариантов, я просто был в отрыве. А другой день я уже не помню, праздник какой-то был, я тоже уехал и у меня не было интернета.

Я встаю, читаю новости, в основном кроссовочные. Как ты сказала, всё, в принципе, крутится вокруг этой темы. Изучаю новостную повестку, для себя отмечаю что-то. Банально открываю вкладки, оставляю их и потом уже смотрю, что мне опубликовать из всего этого.

В Sneakerhead я езжу 5/2, это моя основная работа, это офис. У нас там такая лёгкая на подъём команда, нет какого-то груза. Ты просто приехал и занимаешься своим делом.

В мои обязанности входит вся текстовая составляющая проекта Sneakerhead: соцсети, релизы и корпоративный блог. Ну «корпоративным» его сложно назвать, потому что мы просто делаем маленькое медиа про кроссовки, чтобы людям было интересно. По нашему выработанному опыту это работает. Мы поняли, что на нашей условно кроссовочной площадке никто ничего не рассказывает, мы хотим быть первыми и привлекать аудиторию.


А: Мы уже немножко поговорили про твой Telegram-канал SNEAKERMANIA. Расскажи, пожалуйста, как вообще появился этот проект? Одно дело, что ты начал что-то делать, но была же какая-то предыстория у него.


В: Да. Собственно блог SNEAKERMANIA появился на Sports.ru. Это то, о чем я тебе рассказывал — редакционный блог. Я его вёл-вёл-вёл, у меня там были прикольные материалы. Самый крутой у меня материал был — из того, что помню — это кроссовки Дмитрия Медведева. Я написал о них за год до того, как случились события с Навальным. Я тогда понял: «О, материалы спустя год работают». И они мне приносят больше, чем тогда, когда вышли.

В один момент я понял, что хочу чуть динамичнее писать, чтобы быстрее отдачу ощущать. В Telegram меня впечатлил «глазочек» под сообщениями. Я подумал: «Вот моя оценка». Я сразу вижу, сколько меня прочитали раз. Мне это понравилось, и я решил попробовать.

Завёл Telegram-канал. В старом блоге у меня было 1100 или 1500, что-то такое. По меркам Sports.ru — это много. Я опубликовался там, говорю: «Чуваки, вот у меня теперь есть Telegram-канал, я ещё и там рассказываю». Какая-то основная часть перекочевала туда, а дальше — сарафанное радио. Сейчас у меня уже более 8000 подписчиков.

А: Супер. А вот скажи, пожалуйста: я, может быть, не настолько в тему погруженный человек, несмотря на то, что я в кроссовках.

В: Я заметил сразу. На самом деле, все люди, которые увлекаются кроссовками, первое, что делают — смотрят на обувь. Я иногда в метро думаю: «Блин, какой же я сумасшедший». Пробежался по вагону, думаешь: «Ага, тут кроссовок круче, чем мои, нет». Всё, я еду спокойно.


А: Я ехала на интервью и подумала: «Хорошо, что я надела кроссовки». Может, плохо, не знаю. Сегодня кроссовки — это еще и предмет искусства и коллекционирования?


В: О, это моя любимая тема.

А: Насколько велика эта подпольная империя любителей и ценителей кроссовок?

В: Большая, правда.

Стоит оговориться, что идея моего канала — в том, чтобы понятным языком рассказывать о кроссовках. О дизайнерах, о том, что это не просто обувь за пять-десять тысяч, а туда вложили и работу, и творческую идею какую-то. Возможно, это красивая коллаборация, отсылки к художникам, много чего. Я об этом и начал рассказывать.

Большинство каналов просто публиковали фотографии типа: «Вот скоро выйдет такая-то модель». И всё. Ничего — ни мнения, ни экспертизы. Даже если у тебя нет её изначально, можно же какое-то своё мнение сказать. Это такое лирическое отступление.

А вот тема с кроссовками резко начала расти. Думаю, возможно, ты ощущаешь это на личном примере. Все вокруг так заинтересованы, надо к лету купить кроссовки.

Я вспоминаю пять лет назад — такого не было. Кто мог представить четыре года назад, что за кроссовками дети, пацаны лет по пятнадцать-шестнадцать будут стоять в очереди зимой? По два-три дня. А сейчас это норма, никто уже не удивляется.

А: Кроссовки — новый чёрный.

В: Да. Посмотри на знаменитостей — все носят кроссовки. Пять-десять лет назад все говорили: «Костюм и кроссовки — что?». Сейчас: «А, прикольно, так можно комбинировать». Это видно в каждом действии. Если ты следишь за какой-то модой и посматриваешь иногда подобные аккаунты, ты видишь, что все модные дома так или иначе тоже начинают их выпускать.

А: Делают «уродливые» кроссовки.

В: Да. Зайди в любой масс-маркет — везде есть кроссовки. Все поняли, что это круто.

Вообще в России это давно. Просто было весьма закрытым комьюнити, и никого это не интересовало. А тут резкий бах, и все такие: «Уоу».

А: То есть кроссовки из такой commodity [товар потребления, удобство — прим. ред.] становятся реально предметом искусства и интереса самых разных сфер.

В: Да, конечно. Ты наверняка знаешь Ван Гога.

А: (смеётся)

В: Ну на всякий случай. Вот бренд Vans делал коллаборацию с музеем Ван Гога. Тоже кто бы мог подумать, что картины такого великого художника когда-то будут носить на ногах. Это типа: «О, ужас», а почему-то, с другой стороны — нет. В принципе, сейчас этого много.

Особенно остро это стало ощущаться, как только кроссовки стали хорошо продаваться в интернете, на вторичном рынке. Как только люди поняли, что на кроссовках можно заработать, это привлекло очень многих. Наверняка слышала, сейчас кроссовки Yeezy есть от Adidas и Канье Уэста. Я не очень их люблю, но понимаю, что он такими лимитированными парами, которые придумал, заинтересовал так много людей лишь потому, что эти кроссовки можно перепродать.

А: Есть определённый дефицит на них и, соответственно, интерес.

В: Да. И люди, которые даже не покупают, в итоге всё равно такие: «Блин, а что там ещё есть?» Даже если им не удаётся купить и перепродать, они интересуются, копают и так погружаются в это. Я с каждым днём ощущаю колоссальный прилив интереса и поэтому не опускаю руки, потому что вижу, что людям безумно интересно.

Даже моя мама заинтересовалась кроссовками. При том, что она — такая женщина, которая любит только туфли. А тут она такая: «А что там по кроссовкам есть?»


А: По сути твой канал — не просто про кроссовки, а про кроссовки как культурный и социальный феномен.


В: Да. Возможно, для кого-то это прозвучит дико. Я прекрасно пойму, когда скажут: «Чего? Это же на ноги надел и пошёл». Это нормально. Просто человеку начинаешь рассказывать, что бывает вот такое, очень часто с художниками и музыкантами делают какие-то совместные работы. Это творческая история, почему нет. Мне нравится, что сейчас это — ещё один способ самовыражения. Для меня лично это так. Я иногда по кроссовкам могу понять, какую музыку любит человек или какие у него увлечения есть.

А: Покажи мне свои кроссовки, и я скажу, кто ты.

В: Ну да, это реально работает. Не со всеми, но бывает.

А: Круто. Я помню, ты у себя в фейсбуке писал о том, что летом выступал на фестивале Faces&Laces [ежегодный фестиваль уличной культуры в Москве — прим. ред].

В: Да, я был инфопартнёром его.

А: Меня заинтересовало следующее: ощутил ли ты какой-то переход из просто человека, который ведёт канал про кроссовки, в популярного блогера, инфопартнёра фестиваля?

В: Да нет, всё как было, так и осталось. Просто у меня появилось чуть больше возможностей в плане интеграций и знакомств. А так нет. Я не сделал чего-то такого, что нереально сделать. Просто я летом поймал себя на мысли (когда на фестивале прямо стоял), что ровно год назад я был там же и думал: «Блин, было бы здорово здесь как-то поучаствовать».

Прошёл год — я уже инфопартнёр. Я даже не успел заметить, и это прикольно. Там из инфопартнёров были Esquire, Афиша, а из блогов — только мой. Выступают зарубежные артисты, а за ними — мой логотип во всю сцену. И ты такой: «Чего?» Это невозможно спокойно осознать, это случается «комом» и всё. Какого-то резкого фейма нет.

Тот опыт, который я получил, теперь мне позволяет иногда банально попасть на закрытые мероприятия, на которые до этого я не мог попасть. Или бренды тебя замечают. Когда ты поучаствовал в таком большом мероприятии, на тебя сразу — чуть больше внимания. Но я как писал про кроссовки, так и пишу. Заработок никогда не был для меня целью, по крайней мере блог — не про заработок.

А: Наверное, это причина [популярности] как раз.

В: Наверное. Я стал замечать, что людям нравится следить за сумасшедшими людьми, которые увлечены своим делом. Это нормально. Я в какой-то мере сумасшедший, возможно.


А: Не так давно ты стал официальным куратором Яндекс.Музыки.


В: Да, я и сам не ожидал.

А: Расскажи, пожалуйста, это — ещё одно увлечение или оно как-то вписывается в эту общую канву? Как-то связано оно со спортом?

В: Там опять же всё связано: сарафанное радио, классика, в общем.

Я люблю рэп. На этой теме я сошелся с ребятами из Яндекс.Музыки. Мы познакомились с девочкой, которая курирует эти проекты, она написала мне в блог. Сказала: «Прикольно, ты пишешь про кроссики». Мы с ней разболтались.

Прошло полгода, мы с ней случайно встретились, и она предложила мне: «Чувак, мне так нравится твой блог, давай ты будешь курировать Яндекс.Музыку». Я такой: «Давай».

Она не знала, что у меня есть бэкграунд музыкальный. Мы с другом когда-то начинали небольшой проект, который выглядел в принципе как подкаст. Мы собирали, воровали официальные треки, склеивали их худо-бедно, на своём ноутбуке сводили и «выливали» полтора часа музыки.

Я всегда мечтал что-то делать с музыкой, потому что музыка — очень большая часть моей жизни. Банально: я еду до работы в метро в наушниках, слушаю новые релизы. Это помогает и зарядиться, и быть в повестке дня что ли.

Музыка — тоже супербольшой феномен. Сейчас кого ни спросишь — у всех есть Apple Music, Яндекс.Музыка, Spotify; все это обсуждают. «А ты видел этот альбом? А ты слышала, что он сказал?» Посмотри даже интервью Дудя — там одни музыканты. Потому что это новые звёзды.

Суть проекта с Яндекс.Музыкой — как она мне её преподнесла, и мне это нравится — что они хотят собрать не каких-то хайповых блогеров, а просто чуваков из локальной тусовки, которые просто бы демонстрировали свой вкус. Я ни в коем случае не пытаюсь донести мысль, что я суперзнаток и эксперт в музыке. Нет, вообще не так. Просто делюсь той музыкой, которая мне нравится, и если она нравится вам — здорово. Если нет — простите, каждому своё, как известно.

Прикольно, что меня пригласили просто попробовать, а сейчас мы сидим, и мне чуть позже надо будет съездить и забрать подарок от Яндекса. Они сказали: «Вот ты куратор, мы тебе ништяков подготовили». Я такой: «О, здорово, спасибо».

Это же тоже история не про деньги — я ни рубля с неё не получаю. Речи о деньгах не было, и мне не сильно интересно это монетизировать. Просто прикольно. Тебе дают такую площадку и говорят, что мы тебе столько народа приведем, они узнают о тебе. Здорово, давайте.

А: Класс. Мне очень нравится, что все направления этой истории — про твою вовлечённость, твою мотивацию и твой личный интерес, который выражается в пользу для людей.

В: Да. Мне просто не нравится делать то, что не нравится. Звучит как-то очень просто, ну а зачем? Если тебе это не интересно — ни к чему хорошему это обычно не приводит.

А тут музыка — класс, давайте. Я ещё когда первый плейлист собирал, думал: «Ну всё, как диджей сейчас. Ещё чуть-чуть и можно на Ибицу ехать». Но нет, Ибица пока мне не писала.

А: Ну год пройдет, и…

В: Возможно. Я через год такой на «Стрелке», рядом с Храмом Христа Спасителя диджей-сет отыгрываю. Возможно, кто знает. Будет здорово, я бы попробовал.


А: Класс. Под конец у нас — микроблиц из двух вопросов.


А: Крутые кроссовки должны…

В: Запоминаться.

А: Спорт помогает…

В: Самовыражаться.

А: Класс, спасибо.



Наш микроформат по теме контент-маркетинга:

Почему компаниям нужен англоязычный блог на Хабре
Стамина — качество, без которого не обойтись
Что у вас вообще за контора такая?

Подкаст. Как работает аутсорсинг IT-редакции
Not my job в редакторском деле
Что там на Хабре: теперь «✚» и «–» идут целый месяц

Кейс: автогики, финтех и контент-маркетинг, или зачем страховщику аутсорсинг IT-редакции

P.S. В профиле glphmedia — ссылки на все выпуски нашего подкаста.

Безопасное вождение для пожилых людей

На этой странице:

Хотя многие пожилые люди ценят независимость вождения, изменения, происходящие с возрастом, могут повлиять на способность человека безопасно управлять автомобилем. Вы можете заметить, что со временем вождение становится все труднее для вас или ваших близких. Изменения в состоянии здоровья, в том числе заболевания или травмы, также могут повлиять на навыки вождения человека. Узнайте больше о различных факторах, которые могут повлиять на вождение автомобиля с возрастом, и признаках того, когда пора прекратить вождение.

  • История Шейлы

    В свои 78 лет Шейла считает, что она все еще хороший водитель, но в этом году она попала в одну небольшую аварию и несколько аварий. Она также заметила несколько новых вмятин на своей машине и не знает, как они туда попали. В последнее время дочери стали предлагать отвезти ее туда, куда она обычно ездит одна. Шейла хочет продолжать водить машину, когда станет старше, но начинает задаваться вопросом, как она может оставаться в безопасности за рулем.

Что может изменить способность управлять автомобилем с возрастом?

Общие состояния здоровья и побочные эффекты лекарств могут повлиять на ваши навыки вождения.

  • Тугоподвижность суставов и мышц. С возрастом ваши суставы могут стать жесткими, а мышцы ослабнуть. Артрит, который часто встречается у пожилых людей, может повлиять на вашу способность водить машину. Эти изменения могут затруднить поворот головы, чтобы посмотреть назад, быстро повернуть руль или безопасно затормозить. Если вам кажется, что боль, скованность или артрит мешают вам управлять автомобилем, поговорите со своим врачом. Подумайте о ручном управлении педалями газа и тормоза, если у вас есть проблемы с ногами.
  • Проблемы со зрением. Ваше зрение может меняться с возрастом. Может быть труднее видеть людей, предметы и движения за пределами прямой видимости. Также может потребоваться больше времени, чтобы прочитать уличные или дорожные знаки или даже распознать знакомые места. Ночью у вас могут возникнуть проблемы с четким видением вещей. Блики от встречных фар или уличных фонарей могут быть проблемой. В зависимости от времени суток солнце может ослеплять. Заболевания глаз, такие как глаукома, катаракта и дегенерация желтого пятна, а также некоторые лекарства также могут вызывать проблемы со зрением. Если вам 60 лет или больше, каждые один-два года проходите осмотр у своего офтальмолога с расширенным зрением. Если вам нужны очки или контактные линзы, чтобы видеть далеко во время вождения, убедитесь, что ваш рецепт действителен и верен.
  • Проблемы со слухом . По мере того, как вы становитесь старше, ваш слух может меняться, из-за чего вам становится труднее замечать гудки, сирены или даже звуки, исходящие из вашей собственной машины. Эти звуки предупреждают вас, когда вам, возможно, придется остановиться или уйти с дороги, или когда с вашим автомобилем может возникнуть механическая проблема. Проверяйте слух не реже одного раза в три года после 50 лет или чаще, если вы постоянно подвергаетесь воздействию громких звуков или имеете другие факторы риска потери слуха. Обсудите свои опасения с врачом, так как могут быть методы лечения, которые могут помочь.
  • Лекарства. Некоторые лекарства могут вызвать у вас сонливость, головокружение или снижение концентрации внимания, чем обычно, что может сделать управление автомобилем небезопасным. Некоторые препараты содержат предупреждение о вождении, но даже те, которые этого не делают, могут иметь негативный эффект. Спросите своего врача или фармацевта, не могут ли какие-либо проблемы со здоровьем или прием лекарств сделать вождение автомобиля небезопасным.
  • Замедление реакции и рефлексов. Когда вы становитесь старше, ваши рефлексы могут становиться медленнее, и вы можете не реагировать так быстро, как раньше. Тугоподвижность суставов или слабые мышцы также могут мешать быстро двигаться. Потеря чувствительности или покалывание в пальцах и ступнях может затруднить управление автомобилем или использование педалей.
  • Некоторые заболевания делают вождение небезопасным. Неконтролируемые движения и потеря координации и равновесия из-за болезни Паркинсона делают управление автомобилем небезопасным. Точно так же многие из случаев потери контроля над конечностями или других ограничений движения после инсульта могут означать, что управлять автомобилем больше небезопасно.
  • Деменция и вождение автомобиля

    На ранних стадиях болезни Альцгеймера или других видов деменции некоторые люди могут продолжать водить машину. Но по мере ухудшения памяти и навыков принятия решений их, вероятно, придется прекратить.

    Люди с деменцией часто не знают, что у них проблемы с вождением. Семья и друзья должны следить за способностями человека к вождению и принимать меры, как только они заметят потенциальную проблему, например, забыв, как найти знакомые места, такие как продуктовый магазин или даже свой дом. Совместно с лечащим врачом сообщите человеку, что продолжать водить машину больше небезопасно.

    Узнайте больше о безопасности вождения и болезни Альцгеймера.

Советы пожилым людям по безопасному вождению

Возможно, вы уже знаете, что вождение в ночное время или в дождливую погоду для вас проблематично. Некоторые пожилые водители также имеют проблемы, например, с определенными маршрутами или движением по оживленным автомагистралям. Примите во внимание следующие советы, которые помогут вам сделать безопасный выбор в отношении вождения:

  • Поговорите со своим врачом. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу вашего здоровья и вождения, обратитесь к врачу. Не рискуйте навредить себе или другим.
  • Быть физически активным . Это поможет вам сохранить и даже улучшить силу и гибкость, что может улучшить ваши навыки вождения.
  • Подумайте о своей машине. Если возможно, водите автомобиль с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, усилителем тормозов и большими зеркалами. Новые автомобили оснащены камерами заднего вида, которые упрощают парковку и движение задним ходом, а также другими датчиками, которые могут предупредить водителя о ближайшем объекте или транспортном средстве до того, как произойдет авария.
  • Берегите глаза и уши. Всегда носите очки или контактные линзы, если они вам нужны для ясного зрения. Если вы пользуетесь слуховыми аппаратами, обязательно носите их во время вождения.
  • Избегайте вождения в определенное время суток. Сократите или прекратите вождение в ночное время, если вы плохо видите в темноте. Старайтесь не садиться за руль во время восхода и захода солнца, когда солнце может находиться прямо в поле вашего зрения.
  • Проверьте себя. Не садитесь за руль, если вы чувствуете головокружение или сонливость. Не забудьте проверить все предупреждения на ваших лекарствах. Старайтесь не садиться за руль в состоянии стресса или усталости.
  • Не толпиться. Оставьте достаточно места между вашим автомобилем и автомобилем впереди вас и начните тормозить раньше, когда вам нужно остановиться.
  • Планируйте время. По возможности избегайте мест с интенсивным движением или вождения в час пик.
  • Спланируйте свой маршрут. Езжайте по знакомым улицам и найдите способ, который требует нескольких поворотов налево или вообще не требует их. Выберите маршрут, избегающий шоссе или других высокоскоростных дорог. Если вам необходимо ехать по быстро движущейся трассе, двигайтесь по правой полосе, где движение медленнее.
  • Если сомневаетесь, не выходите. Плохая погода, например дождь, гололед или снег, может затруднить управление автомобилем. Попробуйте подождать, пока погода не улучшится, или воспользуйтесь автобусами, такси, услугами попутчиков или другими альтернативами.
  • Пристегиваться ремнями безопасности. Всегда пристегивайтесь ремнем безопасности и следите за тем, чтобы ваши пассажиры тоже пристегивались.
  • Ограничьте отвлекающие факторы. Еда, настройка радио или болтовня могут отвлекать. Если вы пользуетесь мобильным телефоном во время вождения (например, для навигации), используйте его в режиме громкой связи и по возможности используйте голосовую активацию. Никогда не печатайте на телефоне за рулем.
  • Используйте обогреватели окон. Они помогут очистить окна и ветровые стекла.

Как проверить и улучшить свои навыки вождения

Вы обеспокоены тем, что ваши навыки вождения ухудшаются или могут быть улучшены? Примите во внимание следующее:

  • Проверьте свои навыки вождения у специалиста по реабилитации, эрготерапевта или другого квалифицированного специалиста. Американская ассоциация трудотерапии ведет национальную базу данных специалистов по вождению, или вы можете попросить Департамент транспортных средств вашего штата или своего врача порекомендовать кого-то, кто может проверить ваши навыки вождения. Обратите внимание, что могут взиматься сборы, связанные с этими типами оценок.
  • Курсы водителей RoadWise Американской автомобильной ассоциации (AAA) предназначены для того, чтобы помочь пожилым людям приспособиться к возрастным физическим изменениям, чтобы продлить свою карьеру безопасного вождения.
  • Попробуйте пройти самооценку онлайн, например, эту от Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), чтобы оценить свои способности.
  • Попросите членов семьи и друзей поделиться своими впечатлениями о вождении, в том числе о любых проблемах.
  • Пройдите курс по безопасности водителей. Некоторые компании по страхованию автомобилей могут даже снизить ваш счет, когда вы закончите этот тип класса. Такие организации, как AARP или ваша компания по страхованию автомобилей, могут помочь вам найти ближайший ресурс.

Вы беспокоитесь о старшем члене семьи или друге за рулем? Некоторым людям может быть трудно распознать или признать, что водить машину больше небезопасно. Возможно, вы захотите понаблюдать за навыками вождения человека или попросить его подумать о самооценке своего вождения. Если невозможно непосредственно наблюдать за вождением человека, следите за следующими признаками:

  • Многократные аварии транспортных средств, близкие к аварии или новые вмятины или царапины на автомобиле
  • Два или более ПДД или предупреждения за последние два года
  • Увеличение взносов по автострахованию из-за проблем с вождением
  • Комментарии соседей или друзей о беспорядочном, небезопасном или агрессивном вождении
  • Беспокойство по поводу ночного вождения
  • Проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на вождение, включая проблемы со зрением, слухом и движением
  • Жалобы на скорость, внезапную смену полосы движения или действия других водителей
  • Рекомендации врача по изменению стиля вождения или полному отказу от вождения

«Разговор» о вождении автомобиля

Часто бывает трудно поговорить с пожилым человеком о том, как он или она водит машину. Для многих пожилых людей «отдача ключей» означает потерю свободы выбора и передвижения. Многие люди боятся оказаться в зависимости от кого-то другого в том, что касается передвижения. Они беспокоятся о том, что потеряют способность выполнять поручения, посещать встречи и участвовать в мероприятиях, которыми они занимались на протяжении десятилетий. Они могут быть обеспокоены тем, что могут оказаться в социальной изоляции и упустить что-то.

Вот несколько советов, которые могут помочь при разговоре с кем-то о прекращении вождения:

  • Будьте готовы. Узнайте о местных общественных службах, чтобы помочь тому, кто больше не может водить машину, прежде чем вы поговорите с ним. Определите потребности человека в транспорте.
  • Избегайте конфронтации. Используйте сообщения «я», а не сообщения «вы». Например, скажите: «Я беспокоюсь о вашей безопасности, когда вы за рулем», а не: «Вы перестали быть безопасным водителем».
  • Придерживайтесь вопроса. Обсуждайте навыки водителя, а не его возраст.
  • Сосредоточьтесь на безопасности и сохранении независимости. Четко уясните, что цель состоит в том, чтобы пожилой водитель продолжал заниматься любимым делом, оставаясь при этом в безопасности. Предложите помочь человеку остаться независимым. Например, вы можете сказать: «Я помогу вам понять, как добраться туда, куда вы хотите, если нет возможности водить машину».
  • Будьте позитивными и поддерживающими. Признать важность водительских прав для пожилых людей. Поймите, что они могут занять оборонительную позицию, разозлиться, обидеться или замкнуться во время вашего разговора. Вы можете сказать: «Я понимаю, что это может вас огорчить» или «Давайте вместе найдем решение».
  • Рассматривайте тему постепенно. Некоторые эксперты советуют мягко начинать разговор о вождении, а затем возвращаться к нему постепенно с течением времени.

Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) предлагает полезное руководство, которое поможет заинтересованным семьям и друзьям лучше понять пожилых водителей, а также советы о том, как начать обсуждение.

Не пора ли отказаться от вождения?

Все мы стареем по-разному, и по этой причине не существует единого рекомендуемого возраста, в котором можно бросить водить машину. Так как же узнать, когда остановиться? Чтобы решить, спросите себя:

  • Часто ли мне сигналят другие водители?
  • Были ли у меня какие-то аварии, пусть даже просто «изгибы крыльев»?
  • Я плохо вижу дорожные знаки, съезды или разметку?
  • Достаточно ли я подвижен, чтобы удобно поворачивать голову, чтобы проверить зеркала и слепые зоны?
  • Замедлили ли мои реакции физические условия или лекарства?
  • Часто ли я теряюсь, даже на знакомых дорогах?
  • Машины или пешеходы появляются из ниоткуда?
  • Часто ли я отвлекаюсь за рулем?
  • Родственники, друзья или мой врач говорили, что они обеспокоены моим вождением?
  • В последнее время я меньше вожу машину, потому что не так уверен в своем вождении, как раньше?
  • Мне трудно оставаться на своей полосе?
  • С трудом ли я перемещаю ногу между педалями газа и тормоза, или я иногда их путаю?
  • Меня остановил полицейский из-за моего вождения?

Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, возможно, настало время поговорить с вашим врачом или членами семьи о вашем вождении или подумать об оценке вождения.

Как вы будете передвигаться?

Вы беспокоитесь, что не сможете делать то, что хотите и должны делать, если перестанете водить машину? У многих людей есть эта проблема, но может быть больше способов обойти это, чем вы думаете. Например, в некоторых районах для пожилых людей предоставляются бесплатные или недорогие автобусы, метро, ​​такси и услуги такси. Некоторые сообщества предлагают услуги совместного использования автомобилей или запланированные поездки в продуктовый магазин, торговый центр или кабинет врача. Религиозные и общественные организации иногда имеют волонтеров, которые отвезут вас туда, куда вы хотите.

Если у вас есть смартфон или компьютер, вы можете рассмотреть возможность использования мобильных приложений, доступных для таких услуг, как доставка еды, продуктов или рецептов. Большинство из них являются платными услугами, но могут быть бесплатными или более дешевыми вариантами для некоторых пожилых людей.

Местное агентство по делам пожилых людей может помочь вам найти местные службы. Позвоните по телефону 800-677-1116 или выполните поиск в системе поиска пожилых людей в Интернете. Вы также можете попробовать воспользоваться поиском Rides In Sight или позвонить по телефону 855-607-4337 в службу некоммерческой организации ITN America, которая предоставляет информацию о вариантах транспорта для пожилых людей.

Вы также можете подумать об использовании автомобиля или услуги попутчиков. Хотя это может показаться дорогим, помните, что владение автомобилем может быть дорогим. Если вам больше не нужно оплачивать автомобиль или оплачивать страховку, техническое обслуживание, бензин, масло, дорожные сборы и другие сопутствующие расходы, вы можете позволить себе другой транспорт или купить бензин для друзей и членов семьи, которые предлагают поездки.

Прочтите эту тему на испанском языке. Lea sobre Эсте тема на испанском языке.

Дополнительная информация о вождении

Centers for Disease Control and Prevention (CDC)
800-232-4636
888-232-6348 (TTY)
cdcinfo@cdc. gov
www.cdc.gov

Eldercare Locator
800-677 -1116
[email protected]
https://eldercare.acl.gov

Национальная администрация безопасности дорожного движения
888-327-4236
800-424-9153 (TTY)
[email protected]@dotsa.gov
www.nhtsa.gov/road-safety/older-drivers

Фонд AAA по безопасности дорожного движения
202-638-5944
[email protected]
https://exchange.aaa.com/safety/senior-driver-safety-mobility
www.aaafoundation.org

AARP
8822-7778
877-434-7598 (TTY)
[email protected]
www.aarp.org/auto/driver-safety

Американское общество гериатрии
800-247-4779
[email protected] .americangeriatrics.org

Центр информации о безопасности пожилых пользователей дорог (CHORUS)
roadsafeseniors@neweditions. net
www.roadsafeseniors.org/guides/older-drivers-guide

Этот контент предоставлен Национальным институтом старения NIH (NIA). Ученые NIA и другие эксперты проверяют этот контент, чтобы убедиться, что он точен и актуален.

Контент проверен: 20 декабря 2022 г.

Статьи по теме

Видео, аудио, фотографии и стенограмма Rush: Губернатор Хоукул вместе с министром транспорта США Питом Буттиджигом отмечает новое федеральное финансирование Кенсингтонской скоростной автомагистрали, ставшее возможным благодаря двухпартийному закону об инфраструктуре

Сегодня губернатор Кэти Хоукул присоединилась к министру транспорта США Питу Буттиджигу, чтобы отпраздновать новое федеральное финансирование Кенсингтонской скоростной автомагистрали, которое стало возможным благодаря двухпартийному закону об инфраструктуре.

ВИДЕО мероприятия доступно на YouTube здесь и в формате TV (h. 264, mp4) здесь.

АУДИО мероприятия доступно здесь.

ФОТОГРАФИИ мероприятия будут доступны на странице губернатора Flickr.

Стенограмма выступления губернатора доступна ниже:

Я здесь, чтобы приветствовать вас в моем родном городе. Я так горжусь тем, что я Буффалонец. Перейти счета. Всегда есть следующий год. Это наш город, всегда есть следующий год.

Но мы не будем ждать еще один год, чтобы исправить несправедливость, которая преследовала этот город слишком много лет. Еще в пятидесятые и шестидесятые люди думали, что эта часть нашего сообщества одноразовая. У него не было политического влияния, и они могли делать с ним все, что захотят, и они это сделали. Они буквально перерезали артерию, которая была частью бьющегося сердца растущего, красивого, крепкого сообщества чернокожих прямо здесь, в Буффало, и тогда всем было наплевать.

Но сегодня мы здесь благодаря упорному труду людей на протяжении более десяти лет, 15 лет, которые верили во что-то настолько смелое и дерзкое, что люди думали, что они никогда не смогут это сделать. Но в январе прошлого года, в моем самом первом бюджете в качестве губернатора штата Нью-Йорк, я сказал: «У меня есть ресурсы. Я знаю это сообщество, и у меня есть желание исправить эту ошибку раз и навсегда, и вернуть и объединить это великолепное сообщество в одно бьющееся сердце». И именно поэтому мы вложили 1 миллиард долларов в восстановление Бульвара Гумбольдта. И я горжусь тем, что это один из четырех проектов Reconnect Communities здесь, в штате Нью-Йорк. Мы заканчиваем в Рочестере. Мы делаем это в Бронксе, на скоростном шоссе Кросс Бронкс. Мы делаем это I-81 в Сиракузах. Это проекты, которые корректируют решение, принятое несколько десятилетий назад, о том, что определенные сообщества больше не имеют значения, и мы здесь, чтобы сказать, что они имеют значение.

И я очень горжусь тем, что наш министр транспорта находится здесь, потому что это также будет один из крупнейших проектов в рамках их проекта «Воссоединение сообществ» по ​​всей стране, потому что они тоже верят в нас. Итак, я хочу поблагодарить президента Джо Байдена за деньги от законопроекта об инфраструктуре, над которым работали наши сенаторы — лидер большинства Чак Шумер и Кирстен Гиллибранд, и получить ресурсы, которые помогут нам сделать это так, как это необходимо. Я позволю им говорить об этом больше, но это один из моих главных приоритетов. Я так привержен этому проекту, и мы найдем рабочих, которые нам нужны, чтобы завершить его. И мы впервые в этой стране обязали нанимать местных жителей из этого сообщества. Таким образом, люди, которые пострадали больше всего, могут получить эту хорошо оплачиваемую работу более чем на 1500 рабочих мест.

И если вы знаете, что кто-то хочет заняться торговлей, позвоните нам, потому что у нас так много работы — в отличие от того времени, когда я вырос здесь, в Буффало, и все мои братья и сестры были вынуждены уехать из-за отсутствия работы. Теперь рабочие места есть, но давайте подключим людей к обучению и возможностям, и они будут связаны с большой зарплатой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *