И сам обманываться я рад: Признание — Пушкин. Полный текст стихотворения — Признание

Книга «Я сам обманываться рад. Литературная викторина. 50 карточек»

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии.
      Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература.
      Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Рекомендуем посмотреть

Смит Э.

Записки библиофила: Почему книги имеют власть над нами

602 ₽

690 ₽ в магазине

Купить

Новинка

Хаги С.

Пелевин и несвобода: поэтика, политика, метафизика

760 ₽

760 ₽ в магазине

Купить

Куняев С. Ю.

«К предательству таинственная страсть… «

730 ₽

880 ₽ в магазине

Купить

Пришвин М. М.

Искусство как поведение

589 ₽

710 ₽ в магазине

Купить

Сухих И. Н.

Русская литература для всех. От Блока до Бродского. Классное чтение!

313 ₽

380 ₽ в магазине

Купить

Гандлевский С. М.

Незримый рой. Заметки и очерки об отечественной литературе

797 ₽

960 ₽ в магазине

Купить

Минкин А. В.

Чайка На воде. Роман о комедии

623 ₽

750 ₽ в магазине

Купить

Шраер М. Д.

Бунин и Набоков. Ученичество—мастерство—соперничество. 1917-1977

664 ₽

800 ₽ в магазине

Купить

Катасонов В. Ю.

Ангелы и демоны литературы: полемические заметки «непрофессионала» о «литературном цехе»

457 ₽

550 ₽ в магазине

Купить

Сухих И. Н.

Структура и смысл. Теория литературы для всех

712 ₽

810 ₽ в магазине

Купить

Лекманов О. А., Котова М. А., Видгоф Л. М.

В лабиринтах романа-загадки: Комментарий к памфлетному роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»

747 ₽

900 ₽ в магазине

Купить

Нижинская У.

Недетские сказки о смерти, сексе и конце света. Смыслы известных народных текстов

631 ₽

760 ₽ в магазине

Купить

Новинка

Визель М. Я., Степанян Г. Л.

Пушкин. Наше время. Встречи на корабле современности

772 ₽

930 ₽ в магазине

Купить

Шекспир У.

Дневник европейского путешествия. В 2 томах

789 ₽

950 ₽ в магазине

Купить

Сухих И. Н.

Русская литература для всех. От Гоголя до Чехова. Классное чтение!

699 ₽

800 ₽ в магазине

Купить

Жаринов Е. В.

Великие личности и эпохи через литературу

714 ₽

860 ₽ в магазине

Купить

Сидоров В. Г.

Расшифрованный Булгаков. Повседневная жизнь эпохи героев «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца»

697 ₽

840 ₽ в магазине

Купить

Гроскоп В.

Прощай, грусть! 12 уроков счастья из французской литературы

523 ₽

630 ₽ в магазине

Купить

Цвейг С.

Три певца своей жизни. Казанова. Стендаль. Толстой

194 ₽

240 ₽ в магазине

Купить

Барт Р.

Фрагменты речи влюбленного. 3-е издание

722 ₽

870 ₽ в магазине

Купить

Загрузить еще

«Я сам обманываться рад…» — Журнальный зал

Станислав Секретов

«Я сам обманываться рад…»

Марк Харитонов. Хирургия судьбы. Повесть. — «Знамя», 2019, № 1

Роман Арбитман однажды точно подметил, что «хомо постсоветикус вообще странно устроен: он упрямо не желает верить очевидному и с готовностью поддается гипнозу фантастической небылицы». В новой повести Марка Харитонова — постсоветская жизнь психолога Максима, переквалифицировавшегося в журнального публициста. В 1990-х годах персонаж «Хирургии судьбы» писал статьи о психологии обмана и самообмана для популярного издания. Сегодня он поражается, как эволюционировала его излюбленная тема, при виде объявлений «Коррекция межличностных отношений (скидка 50%)» и «Изготовляем антиквариат». А ведь не так давно половина страны по вечерам ставила к экранам телевизоров банки с водой и кремы, чтобы бывший спортивный комментатор, на протяжении нескольких минут делая пассы руками, их «зарядил».

Тема человеческой веры в ирреальное, способное улучшать жизнь, главенствует в повести Харитонова. Собственно, уже само заглавие именно об этом. Расшифровка — в начале истории: супруга героя смотрит передачу, в которой «японец, пластический хирург, рассказывал, что может менять судьбоносные линии на ладони, удлинить линию жизни, углубить линию успеха, линию любви, какие там еще есть. Достаточно умело надрезать, где надо, пациенты потом приходили благодарить. Стали себя уверенней чувствовать, у кого-то наладилась карьера, бизнес, у кого-то семейная жизнь». Центральному персонажу с чудо-доктором Кейном встретиться доведется.

Магический реализм или просто реализм? Автор умело лавирует между двумя художественными методами. С одной стороны, Максим удивительным образом в доме без номера с кабинетами без опознавательных знаков легко отыщет нужного человека, а тот отправит его в странное путешествие. С другой — повесть невероятно актуальна: Харитонов постоянно подчеркивает приметы сегодняшнего дня. На телах парней и девушек все чаще можно разглядеть не несущие в себе вообще никакого смысла татуировки. «Люди шагали по улице, не видя ни стен вокруг, ни друг друга. Уткнулись каждый в свой мобильник, говорили плоским коробочкам, слушали затычки в ушах, женщины улыбались кому-то не здесь, и как же прелестны были их улыбки, их смех!» И, наконец, не редкость, когда некоторые «верят прочитанному в интернете больше, чем самой реальности». Глобальная паутина стала коллективным Чумаком и Кашпировским.

Интернет диктует моду: все побежали — и я побежал. Характерная сцена повести — идущая в сторону монастыря толпа. Сперва значение образа читатель может интерпретировать прямо — дорога к Богу, к вере. Однако разговоры в толпе образ разрушают. Говорят, в монастырь «завезли» то ли «какие-то мощи», то ли «зародыш неизвестного существа», то ли вовсе инопланетянина. «И ведь пропустить нельзя. Раз в жизни можно увидеть». Снова гиперактуальность: Харитонов заставляет вспомнить многочасовые очереди к мощам святителей, имевшие место быть в Москве в последние годы. Все хотели попасть в Храм Христа Спасителя именно в указанные дни, хотя, например, частицы мощей Николая Чудотворца постоянно хранятся еще в нескольких храмах столицы и свободно прийти поклониться им можно в любой день. Или возьмем безумные очереди на выставки Серова и Айвазовского в Третьяковской галерее. Один вопрос: зачем?

Если предметно разобраться, повесть Харитонова — о человеческом инфантилизме и конформизме, желании поверить в то, что может изменить судьбу в лучшую сторону при минимальных телодвижениях. А также о тех, кто умеет психологией толпы пользоваться, направляя ищущих счастье в выгодном для знатоков человеческих душ направлении. Доктор Кейн — специалист по «хирургии судьбы» — хитроумный мастер, прямо объяснивший Максиму: «Без такого ежедневного обмана, если угодно, внушения, именуемого пропагандой, в наше время невозможен успех ни в одной серьезной области. Посмотрите на успешных политиков, на телевизионных говорунов без ряс или в рясах, когда они начинают толковать о духовных ценностях, — вот кто уловил, где перспективный бизнес». Одни готовы заплатить любые деньги за обещание счастья, другие эти деньги с радостью принимают и счастье, согласно контракту, обещают, выдавая таблетку-пустышку. А уж про эффект плацебо нынче знают все. И на некоторых он отлично действует.

Максим, исследовавший в последнее десятилетие ХХ века всевозможных шарлатанов, с помощью психологических методик дурящих народ, вроде бы давно научился разбираться в их приемах, при этом сам раз за разом продолжает подставляться под обман. Писатель предлагает несколько разноуровневых испытаний для героя — от элементарных, легко поддающихся объяснению, до замысловатых, предполагающих несколько возможных интерпретаций, от чисто реалистических до религиозно-мистических. Самое простое — исчезновение планшета после общения с цыганкой в электричке, самое сложное и труднообъяснимое связано с предпосылками и последствиями попадания персонажа в комнату для допросов.

Подобные моменты можно было бы объяснить поэтикой сна, нередко используемой прозаиками для нагнетания странной атмосферы в своих произведениях. Во сне допускается то, что в реальности кажется невероятным и противоестественным. Возможно, развязка сюжета «Хирургии судьбы» связана именно со сном Максима. На подобную мысль наталкивает самое начало повести: герой на планшете набирает текст очередной статьи на тему управления снами: «Способность направлять развитие своего сна, изменять его. Снится, скажем, что уронил, ищешь на земле уже не помнишь точно что, какой-то мелкий ключ. Вроде бы видел, куда он упал, но, как всегда бывает во сне, не можешь его найти. Безнадежно исчез среди окурков, мусорной травы, подсолнечной лузги. Не просыпаясь, так себе и говоришь: как во сне, и с досадой думаешь: но почему же во сне обязательно не находить? Ведь в твоей власти найти — и вот же он, заставляешь его проявиться под взглядом».

Мистическим эпизодам повести можно найти объяснение и в психологии власти. Как Кашпировский и Чумак попали на телеэкраны в начале 1990-х? Почему тогда массово расплодились «экзотические религии»? Почему, уже позднее, люди вдруг поверили человеку, пообещавшему воскресить их близких? Духовно слабый верит сильному, предпочитая горькой правде сладкую ложь. Рассуждения, пробуждаемые повестью Харитонова, подкрепляют граффити за окном электрички, на которой возвращается домой Максим: «Хочешь правду? Зачем? Хочешь вспомнить? Или забыть? Думай!»

Иногда горькую правду лучше не знать. К тому же, если ее и знать, не факт, что можно изменить прошлое, настоящее и будущее. Никакая хирургия судьбы не поможет. Сын главного героя повести Сема, узнав, что его дед, работая в органах, расстреливал людей, помчится на кладбище, чтобы отыскать могилу предка и черной краской на памятнике написать слово «палач». Станет ли от такого вандализма хоть кому-нибудь легче?

Вспоминая виды обмана, существовавшего в недавнем прошлом, и говоря о том, что сейчас льется из телевизора и интернета и как искусно властители умов этим пользуются, Харитонов предлагает читателям поразмыслить на серьезные темы. «Хирургия судьбы» — повесть злободневная, начисто лишенная мемуарных ноток, присущих многим сегодняшним произведениям писателей старших поколений. Даже не верится, что автору уже за восемьдесят: все-таки умение сохранять свежесть взгляда в таком возрасте — редкая черта для нашего времени!

  • Скопировать ссылку

    Скопировано

Следующий материал

Уже свободен…

Евгений Каминский. Свобода. Роман. — «Звезда», 2018, № 8–9

Обман и самообман Роберта Трайверса – обзор | Психология

Ложь — наша вторая натура, и под влиянием самообмана мы повесимся, если нам дадут достаточно веревки. Роберт Трайверс — один из немногих ученых, способных овладеть эволюционным взглядом на уловки, и в своей новой книге «Обман и самообман: обманывая себя, чтобы лучше обманывать других» он делает именно это.

Его всеобъемлющая предпосылка состоит в том, что если мы можем видеть только нашу собственную точку зрения, мы можем достоверно аргументировать свою позицию, потому что наш обман делает нас слепыми к истине. Невежество может быть блаженством, пока вы не перехитрите точку зрения, которую не разделяете.

Трайверс объясняет, как естественный отбор способствует самообману. Его видение обмана охватывает самого себя, других, семью и даже международные отношения. Но Трайверс не просто пробирается через ядовитую трясину человеческих отношений. По мере развития повествования предательство происходит на каждом уровне, от микро белков, закодированных генами человека, до макро войны.

Трайверс — герой для студентов, занимающихся эволюционными исследованиями. Представление о том, что альтруистическое поведение «хорошо для вида», пронизывало эволюционное учение в первой половине 20 века. В 19В 60-х годах британский натуралист Билл Гамильтон исправил эту ошибку, подчеркнув влияние естественного отбора на отдельные гены. На Трайверса повлиял Гамильтон, и эти двое мужчин разработали теорию эгоистичных генов. Его исследование взаимного альтруизма и стратегий родительского инвестирования в начале 1970-х годов стало Розеттским камнем для всех, кто изучает социальное поведение.

Эволюционировавшие половые различия, безудержный половой отбор и важность симметрии в эволюции сексуальных предпочтений были отмечены и теоретизированы Трайверсом, заложившими основы для Сары Хрди, Франса де Ваала, Эдварда О Уилсона и Ричарда Докинза (Триверс писал предисловие к «Эгоистичному гену») для популяризации своих идей.

В книге «Обман и самообман» Триверс обобщает все свои исследования, включая обнаружение четкой связи между ложью и снижением иммунитета. Он также контекстуализирует обман эффекта плацебо (который достигает пика из-за ненужной хирургии), объясняет самообман пилотов авиалиний, полагающих, что они более опытны, чем они есть на самом деле (Триверс не является счастливым летчиком), и исследует феномен нашего мышления. выглядят лучше, чем мы есть на самом деле.

В природе также есть захватывающие примеры обмана, такие как удивительные паразитические жуки-нарывники, которые объединяются в один организм, имитируя самку пчелы, и обманом заставляют пчел-самцов «спариваться» с двумя тысячами паразитов.

После сорока лет исследований Трайверс написал «Обман» на фоне глобального экономического кризиса, вызванного самообманчивыми, самоуверенными эгоистами, совершенно оторванными от реальности, и когда он объяснил, как человеческое мужское стремление к власти и контролю коррелирует с невежество и самообман, ваша кровь стынет в жилах. Триверс использует Дональда Рамсфелда как прекрасный пример бредовой самоуверенности. Согласно логике, изложенной в «Обмане», возможно, что некоторые люди, занимающие ответственные должности, из-за их обмана действительно нуждаются в ком-то, кто взял бы на себя ответственность за их .

Трайверс структурировал «Обман» таким образом, что вы можете погрузиться в любую главу в любом порядке, использовать ее как справочник или, как я, проглотить ее от корки до корки. В предисловии он заявляет, что обман — «угнетающая тема», но благодаря стилю его мемуаров, который часто больше похож на веселую исповедь, чем на традиционную научную работу, любые отрезвляющие мысли опровергаются личными анекдотами. Его признания в мелком воровстве, «непреднамеренных прикосновениях» и других несчастьях с женщинами, в том, что полиция обыскивает багажник его машины, и в столкновениях с белками так же забавны, как и разоблачают самого человека.

Он вспоминает, например, как пытался обмануть тест чернильных пятен Роршаха, используемый Гарвардом, чтобы решить, принимать ли его повторно после срыва. Он не мог вспомнить, что считалось «подходящим» ответом, поэтому решил рандомизировать свои ответы.

Откровенный стиль Трайверса обезоруживает, хотя, конечно, такое самоуничижение может быть двойным блефом, особенно в книге, посвященной обману.

Недавно Трайверс был в Лондоне, рекламируя книгу, и я пошел в Королевское общество искусств, чтобы послушать его речь и взять у него интервью. Такие слова, как «ублюдок», слетают с его языка там, где другие могут его укусить. Но, как он сказал мне: «Сейчас я в том возрасте, когда мне уже все равно». К сожалению, председатель, Дональд Роусон, который строго следил за временем, отведенным на его выступление перед Q&A, не знал об этом заранее и прервал его. Когда явно недовольный Трайверс сказал, что хочет закончить свое предложение, прежде чем начать вопросы и ответы, Роусон неосмотрительно возражал против этого и был немедленно назван «грубым ублюдком», чем заработал Трайверсу аплодисменты публики.

Трайверс был измотан, когда я взял у него интервью после разговора. Он недавно перенес операцию по замене тазобедренного сустава, и ему было слишком больно, чтобы даже сидеть, поэтому он стоял, пока я задавала вопросы. Он сказал, что причина, по которой он думает, что его ум остается таким активным в почти 70-летнем возрасте, заключается в том, что после того, как он проложил путь на раннем этапе своей карьеры, он затем решил заняться еще более сложным предметом генетики в свои средние годы, кульминацией которого стала его карьера. Книга Гены в конфликте.

«Ты думаешь, что приведешь гены в форму, но они приведут тебя в форму!»

Вернувшись к Обману, я спросил Трайверса (который к этому времени испытывал боль в спине, балансируя на голове на стуле), почему в книге отсутствует слово «сочувствие». «Эмпатия — очень важная часть обмана, и я сожалею об этом, не исследуя эмпатию. Это не сочувствие, это чувство чужих чувств. Давным-давно я говорил об этом с Биллом [Гамильтоном], я сказал: «А как насчет эмпатии, Билл? ? и он сказал: «Что такое сочувствие?» Как будто этого не существовало, как будто такого не было, поэтому я не стал этим заморачиваться». Но если бы Трайверс включил в свое исследование эмпатию, затянувшегося тупика между эгоистичными теоретиками генов и их критиками можно было бы избежать.

Обман — увлекательное чтение: переплетающиеся проблемы обмана и самообмана бесконечны, включая положительные и отрицательные результаты для дурака и одураченного — роли, которые могут меняться и меняться без вашего ведома. Триверс открывает Deceit заявлением: «Я надеюсь привлечь вас к применению этих концепций в вашей собственной жизни и их дальнейшему развитию».

Если мы хотим понять, как и почему мы бессознательно обманываем себя, то это честное предложение, от которого мы не можем отказаться.

Почему мы это делаем и как это остановить

Краткое содержание статьи:

Что такое самообман, включая его примеры и признаки, откуда он берется, его высокая цена (а также некоторые выгоды), как он унижает наше лидерство, и что с этим делать.

+++

Мы все это делаем. Мы занимаемся самообманом, скрывая от самих себя правду о наших истинных чувствах, мотивах или обстоятельствах. Когда мы обманываем себя, мы отрицаем доказательства, логику или реальность и рационализируем выбор или поведение, чтобы служить ложному повествованию. Мы не видим или видим вещи точно. Наш самообман может быть сознательным или бессознательным, контролируемым или автоматическим, острым или хроническим.

Знаешь, ты можешь обмануть себя. Казалось бы, это невозможно, , а оказалось, что это проще всего из всех ».
— Джоди Пиколт, Исчезающие акты

Самообман часто является защитным механизмом, используемым для самозащиты, и его можно использовать для самоутверждения. Но это часто становится формой самосаботажа и предательства, потому что отрицает реальность. Когда мы обманываем себя, мы становимся врагами себе, выдавая себя за друга. Самообман может включать в себя отрицание горькой правды, преуменьшение болезненных вопросов или проецирование вины на других.

На самом деле мы мало что делаем, когда созерцаем себя.
-Марк Твен

 

Примеры самообмана в действии

Самообман сложен, потому что мы часто не осознаем его, когда делаем. (Вот насколько мы хороши в этом.)

Но если бы мы потратили время на то, чтобы серьезно поискать его, мы, вероятно, нашли бы много примеров этого в нашей жизни. Например, мы можем быть , притворяясь , что нам все еще нравится работа или карьера, хотя это уже не так, или скрывать свое разочарование в себе в течение отказ от своих мечтаний и целей .

Другие примеры самообмана в действии:

  • мечтатель, который постоянно откладывает большие планы под предлогом нехватки времени или неподходящего времени для начала
  • молодой одинокий человек, который слишком много приписывает случайным действиям из-за романтического интереса
  • супруг, который продолжает сосредотачиваться на недостатках своего партнера и игнорировать свои собственные проблемы
  • рабочий, который рассказывает корыстные байки о том, почему другие получают повышение и продвижение по службе
  • человек, чье принятие желаемого за действительное о долгах по кредитным картам или кредитах на обучение в колледже начинает вызывать большие проблемы
  • супруг, который смотрит в другую сторону, когда есть явные доказательства неверности или насилия, или супруг, который оправдывает свой обман
  • наркоманка, которая считает, что ее пристрастия находятся под контролем*
Что мы скрываем от самих себя?
От каких истин мы бежим?

 

Пять признаков самообмана

Хотя это может быть трудно обнаружить, существуют признаки самообмана в действии. Например, мы, вероятно, обманываем себя, когда:

  1. продолжаем оправдываться перед собой или другими
  2. не может брать на себя ответственность за вещи
  3. продолжать обвинять других
  4. держать избегать неприятных реалий
  5. чувствуют себя в обороне или под угрозой, когда люди бросают нам вызов

Наш самообман обычно сопровождается значительным дискомфортом и беспокойством, отчасти из-за когнитивного диссонанса, который мы испытываем, когда делаем это. ( Когнитивный диссонанс — это психический дискомфорт, который мы испытываем, когда придерживаемся противоречивых убеждений, ценностей или взглядов, или когда существует разрыв между тем, во что мы верим, и тем, как мы ведем себя.)

Первый принцип: вы не должны обманывать себя — , и тебя легче всего обмануть ».
— Ричард Фейнман, физик-теоретик

 

Откуда берется наш самообман

Откуда берется наш самообман? У него много потенциальных источников. Например, это может исходить из:

  • нашего воспитания или культурного программирования (наблюдение случаев самообмана со стороны наших родителей или других людей)
  • не хватает уверенности (лжем себе, чтобы компенсировать неуверенность)
  • страх осуждения со стороны других (обманывая себя историями и объяснениями, которые мешают нам смотреть в лицо этой жесткой музыке)
  • желание угодить другим (рациональное преуменьшение наших собственных потребностей, чтобы мы могли оставаться в их благосклонности)
  • желание произвести впечатление на других (обманывать самих себя, заставляя поверить, что мы лучше, чем мы есть на самом деле, при этом преуменьшая свои недостатки)
  • желание избежать болезненных мыслей или переживаний (например, после того, как мы пережили трудности или травмы)
  • предпочитает удобство простого заблуждения суровой правде

Мы можем заниматься самообманом из-за беспокойства, нужда , желание или другие сильные эмоции. Как люди, мы эмоционально привязаны ко многим убеждениям, некоторые из которых могут быть иррациональными. Наш самообман может служить механизмом преодоления сильного чувства стыда за наши действия, чувства или привычки.

С положительной стороны, самообман может заставить нас чувствовать себя лучше и помочь нам сохранить уверенность перед лицом проблем и неудач. Но это также может помочь нам избежать ответственности за наши действия.

 

Высокая цена самообмана

Самообман — это не только вопрос умственных игр, в которые мы играем. К сожалению, его последствия слишком реальны. Например, самообман может:

  • затруднить рост и развитие, потому что мы не видим ясно свои недостатки
  • умаляют наши умственные и эмоциональные ясность
  • заставляют нас упускать из виду, кто мы на самом деле и что реально, потому что мы так долго обманывали себя
  • усугубляют наше беспокойство и тревогу, потому что это приводит к дальнейшему ухудшению ситуации
  • ведут к тупому поведению например, просмотру запоев, переутомлению, выпивке, перееданию и т. д.
  • заставляет нас чувствовать себя мошенниками
  • заставляют нас чувствовать себя истощенными от всей этой умственной гимнастики, когда мы лжем себе и пытаемся скрыть это
  • приводят к неточным суждениям и неправильным решениям, так как мы исходим из ошибочных данных
  • заставляет нас чувствовать стыд и вину
  • заставляют нас часто обманывать других, а не только себя
  • ослабить наши отношения
  • уменьшить нашу силу и способность эффективно управлять своей жизнью
  • держит нас в ловушке плохих или даже опасных привычек, ситуаций или отношений
  • стали порочным кругом и образом жизни, образцом плохой привычки, которая продолжает вредить нам во многих областях
«
Отрицание реальности возвращается, чтобы преследовать ».
-Филип К. Дик, писатель

Короче говоря, это может стать нисходящей спиралью, ведущей к дальнейшему самообману и множеству других проблем в нашей жизни, многие из которых весьма серьезны. И чем дольше мы это делаем, тем больше верим лжи.

Когда мы обманываем себя, мы начинаем терять доверие к себе. Мы больше не принимаем и не доверяем себе и не чувствуем, что обладаем чувством контроля над своей жизнью.

»
Некоторые люди проводят всю свою жизнь в самообмане или отрицании,
но ситуации или обстоятельства, которые мы отрицаем, обычно со временем ухудшаются .
Терри Коул, лицензированный клинический социальный работник По словам профессора Гарвардской школы бизнеса Франческа Джино и ее коллеги в своей работе «Моральная ценность аутентичности»:

«Когда участники вспоминали время, когда они вели себя неискренне, а не аутентично, они чувствовали себя более нечистыми и менее нравственными…. Когда люди ведут себя так, как не соответствует их собственному самоощущению, они чувствуют себя морально испорченными и компенсируют эти чувства поведением».

 

Есть ли преимущества самообмана?

При всех этих затратах, связанных с самообманом, напрашивается вопрос, зачем он вообще существует. Оказывается, есть некоторые преимущества самообмана — при правильных обстоятельствах и количестве. Например, по мнению некоторых исследователей, самообман может:

  • помогают защитить нас в качестве механизма преодоления или даже тактики выживания от болезненных или даже невыносимых эмоций (например, после того, как мы пережили травму)
  • помогите нам с нашей мотивацией, когда мы сталкиваемся с трудными ситуациями
  • уменьшить когнитивную нагрузку (количество информации, которое мы можем одновременно хранить в рабочей памяти нашего мозга) в некоторых обстоятельствах, тем самым помогая сохранить когнитивные ресурсы**

Кроме того, в исследовании 1979 года исследователи отметили, что депрессивные люди склонны оценивать свои сильные и слабые стороны и более реалистично вспоминать негативную критику (с меньшим самообманом), в то время как люди, не страдающие депрессией, обычно оценивают себя благосклонно и недооценивают, как часто другие судят о них. им неблагоприятно. Имеет смысл, что если самообман приводит к более благоприятной самооценке, это может привести к положительным чувствам, которые способствуют благополучию.

В конце концов, многие акты самообмана в конечном итоге навредят нам, если мы позволим им продолжаться.

«Все обманывают себя, но это не делает их безобидными. На высоких уровнях это связано с плохим психическим здоровьем. На среднем уровне он может временно защитить самообмана от плохих чувств, но все же представляет собой барьер на пути к глубокому благополучию, которое приходит от честной жизни. Чтобы быть по-настоящему счастливыми, мы должны научиться быть полностью честными с самими собой». -Артур Брукс, «Хватит лгать самому себе», The Atlantic

 

Как самообман влияет на наше лидерство

На рабочем месте самообман может снижать нашу эффективность и ухудшать наше лидерство. Например, это может:

  • ограничить наш рост и потенциал, поскольку мы не сталкиваемся со своими слабостями
  • мешают нам видеть дальше наших собственных мнений и приоритетов
  • приводят к неэтичным решениям и поведению, включая оправдание плохого поведения, такого как запугивание, домогательства или издевательства
  • снижают эффективность нашего лидерства и, следовательно, организационную продуктивность
  • приводят к кризисам, потому что мы отрицаем проблемы и свою роль в них
Если вы хотите добиться успеха, вы должны соблюдать одно правило: никогда не лгите себе! »
Паоло Коэльо , бразильский писатель

Биолог-эволюционист Роберт Трайверс разработал теорию «самообмана на службе обмана» — опасная петля, в которой такие люди, как лживые и токсичные лидеры, могут быть настолько хороши обманывать себя в вещах, что делает их более эффективными в обмане других, потому что они не показывают явных признаков лжи. Они настолько хорошо умеют лгать себе, что это делает их мастерами лгать другим и оставаться для них каким-то образом заслуживающим доверия.

«…
если лжец может заставить себя поверить, что он говорит правду, он будет гораздо эффективнее убеждать других. »
— Дэниел Кригман, Роберт Трайверс и Малкольм Славин

Трайверс называет это «сокрытием правды от себя, чтобы глубже скрыть ее от других», и отмечает, что это может привести к «грабительскому обману» и эксплуатации. (Примечательно, что самообман играет важную роль в таких медицинских состояниях, как нарциссическое расстройство личности и пограничное расстройство личности.)

Это еще не все. В книге Института Арбингера, Лидерство и самообман , авторы пишут: «На работе или дома самообман скрывает правду о нас самих, искажает наше представление о других и наших обстоятельствах и подавляет наши способности. принимать мудрые и полезные решения…. Из всех проблем в организациях самообман является наиболее распространенным и наиболее разрушительным».

Авторы отмечают, что этот самообман может привести к обращению с людьми как к объектам, потому что мы считаем их потребности менее важными, чем свои собственные, преувеличивая свои достоинства и недостатки других людей, и образуя порочный круг взаимной вины и плохого обращения .

Они также указывают, что это заразно. Чем больше происходит самообмана, тем больше он распространяется на других.

Итак, что лидеры могут сделать, чтобы смягчить негативные последствия самообмана? Вот несколько вещей: во-первых, будьте осторожны с похвалой, отмечая, что большинство людей обожают похвалу и что она может исказить наше восприятие и раздуть наше эго. Во-вторых, будьте открыты для жесткой обратной связи , особенно когда мы сопротивляемся ей. В-третьих, активно и регулярно запрашивайте обратную связь, в том числе структурированную и конфиденциальную 360-градусная обратная связь .

»
Все мы лжецы… Предприниматели особенно хорошо умеют лгать самим себе.
Предприниматели самые бредовые из всех. Что с этим делать 080
  • ищите примеры этого в нашей собственной жизни, чтобы мы могли начать решать эту проблему
  • обязуется быть полностью честным с самим собой и «жестоко относиться к реальности», как советует
  • педагог Паркер Палмер .
  • регулярно заниматься самоанализом и развивать самосознание, чтобы у нас было четкое представление о том, кто мы, что нами движет и что нас сбивает с толку
  • работать, чтобы понять первопричины, которые заставили нас начать обманывать самих себя
  • задуматься о наших страхах, откуда они берутся и как проявляются в нашей жизни
  • работать над самопринятием, особенно над принятием своих недостатков
  • развить нашу уверенность , чтобы мы действительно верили, что нас достаточно (и поэтому нам не нужно лгать самим себе)
  • остаются открытыми для изменения нашего мнения о вещах, когда мы получаем новую информацию или перспективы
  • обратиться за помощью в том, чтобы быть честным с самим собой, к надежным друзьям и коллегам, коучу или наставнику
  • когда мы обнаружим, что обвиняем других , переключим наше внимание с недостатков других на идеи о том, как мы можем им помочь
  • вести дневник открыто и свободно, с наблюдениями и размышлениями в потоке сознания (конфиденциальность нашего ведения дневника может помочь нам быть более честными с самими собой)
  •  

    Заключение: преимущества абсолютной честности перед собой

    Работа по переходу от самообмана к яростному принятию правды и реальности может быть нелегкой, но она того стоит. В процессе мы снова начнем доверять себе и разовьем самопринятие, а также нашу подлинность.

    Тем временем мы можем развивать свой эмоциональный интеллект, более искренне общаться с другими, подавать хороший пример, будучи честными и самосознательными, и добиваться лучших результатов в выбранных нами начинаниях.

     

    Вопросы для размышления

    1. В какой степени вы занимаетесь самообманом и в каких областях?
    2. Как это вас сдерживает?
    3. Что вы будете делать с этим, начиная с сегодняшнего дня?

     

    Инструменты для вас

    • Тест ловушек (распространенные ловушки жизни) , который поможет вам определить, что мешает вашему счастью и качеству жизни
    • Оценка качества жизни , чтобы помочь вам выявить свои самые сильные стороны и области, над которыми нужно поработать, а затем действовать соответственно
    • Упражнение по личным ценностям , которое поможет вам понять, что для вас важнее всего

     

    Сопутствующие товары и ловушки

    • « Душевные тюрьмы, которые мы строим для себя »
    • « Выход из «транса недостойности» »
    • « Ловушка соответствия »
    • « Ловушка перфекционизма »
    • « Ты притворяешься тем, кем не являешься? »
    • « Чего ты избегаешь? »
    • » Время проверить путь, по которому вы идете? »
    • « Ловушка потери себя »
    • « Пренебрежение нашей внутренней жизнью »
    • « Ловушка чрезмерной заботы о том, что думают другие люди »
    • « Ловушка не двигаться дальше »
    • « Как научиться преодолевать страх »
    • Зои Ченс и Майкл Нортон, «Что и почему самообмана», Текущее мнение в психологии 2015, 6: 104-107.

     

    Приложение: Самообман и когнитивные искажения

    Исследования психологов Дэниела Канемана, Амоса Тверски и многих других показали, что у нас много когнитивные искажения — систематические ошибки мышления, влияющие на то, как мы принимаем решения, — которые могут привести к искаженному восприятию и ошибочным суждениям. Когнитивные искажения проявляются автоматически и бессознательно в широком диапазоне наших рассуждений. Исследователи выявили как минимум 58 когнитивных искажений и эвристик (процесс, посредством которого мы используем умственные сокращения для принятия решений).

    Примеры когнитивных искажений, связанных с самообманом, включают:

    • Предвзятость подтверждения : наша склонность отдавать предпочтение информации, которая подтверждает наши убеждения или гипотезы.
    • Предубеждение самоуверенности : наша склонность переоценивать свои способности.
    • Иллюзия контроля : переоценка нашей способности контролировать события.
    • Ошибка оптимизма : наша склонность переоценивать благоприятные исходы.
    • Ошибка планирования : наша склонность недооценивать время, затраты и риски будущих действий и переоценивать их преимущества.
    • Позитивная иллюзия : наше нереально благосклонное отношение к себе или своим близким.
    • Пренебрежение конкуренцией : игнорирование вероятности того, что другие предприниматели или конкуренты возьмут на себя такое же предприятие.
    • « Эффект Даннинга-Крюгера »: когда люди с низкими способностями к определенной задаче переоценивают свои способности.

    По мнению исследователей, мы склонны переоценивать свои положительные качества (например, интеллект, компетентность, привлекательность) и недооценивать свои отрицательные (например, недостатки характера, ошибки). Несколько показательных примеров самообмана и предубеждений в действии:

    • Подавляющее большинство из нас считает себя выше среднего.
    • Только 2% старшеклассников считают, что их лидерские качества ниже среднего; 70% говорят, что они выше среднего.
    • 25 % людей считают, что они входят в 1 % лучших по способности ладить с другими.
    • 94% преподавателей колледжей говорят, что их работа выше среднего.
    • Для определенных типов вопросов ответы, которые люди оценивают как «верные на 99 %», оказываются неверными в 40 % случаев.

    Источники: Чип и Дэн Хит, Switch (Crown Business, 2010) и Адам Грант, Originals: How Non-Conformists Move the World (Penguin, 2016). Питер Боркенау и Анетт Либлер, «Конвергенция рейтингов личности и интеллекта незнакомцев с самооценкой, рейтингами партнеров и измеренным интеллектом», Journal of Personality and Social Psychology 65 (1993), 546-553. Дэвид Даннинг и др., «Неправильная самооценка», Психологическая наука в интересах общества 5 (2004).

     

    Постскриптум: Как избежать самообмана

    • «У всех людей есть самообман». -Гарри С. Триандис, почетный профессор Иллинойского университета в Шампейн-Урбана
    • «Будь верен себе…. Тогда ты не сможешь быть лживым ни с одним человеком». -Полоний своему сыну Лаэрту в «Гамлете» Уильяма Шекспира
    • «Изобретательность самообмана неисчерпаема». -Ханна Мор
    • «Никто не хочет прослыть лжецом. Лжецов считают ненадежными в лучшем случае и аморальными в худшем. И все же мы вполне довольны тем, что постоянно лжем себе». — Артур Брукс, «Хватит врать себе», стр. 9.0017 Атлантика
    • «Нечестность — это черта, на которую большинство из нас без труда указывает в других. Мы чувствуем гнев, отвращение и недоверие к тем, кто пытается нас обмануть… Втайне приятно указывать пальцем на других, потому что это заставляет нас чувствовать себя морально праведными. Но вот правда: в конце концов, большинство из нас не замечают, что мы также лжем — самим себе — часто… Обман — это настолько отвратительное качество, что мы скорее откажемся от него, чем честно столкнемся с ним». -Алетейя
    • «Быть ​​полностью честным с самим собой — хорошее упражнение». -Зигмунд Фрейд
    • «Если бы я лежал на смертном одре и хранил эту тайну и никогда ничего не делал по этому поводу, я бы лежал и говорил: «Ты только что всю свою жизнь загубил. Ты никогда не занимался собой», и я не хочу, чтобы это произошло». -Кейтлин Дженнер
    • «…совершенная стратегия самопомощи, единственная практика, которая может положить конец всем вашим страданиям и привести вас к счастью. Перестань лгать.» — Марта Бек в Путь честности
    • «Наша жизнь улучшается только тогда, когда мы готовы рисковать, и первый и самый трудный риск, на который мы можем пойти, — это быть честными с самими собой». -Уолтер Андерсон
    • «Прежде всего, не лгите себе. Человек, который лжет себе и слушает свою ложь, доходит до того, что не может различить правду ни внутри себя, ни вокруг себя, и таким образом теряет всякое уважение к себе и к другим. И не имея уважения, он перестает любить». -Федор Достоевский, Братья Карамазовы
    • «Ложь, которую мы говорим другим людям, ничто по сравнению с ложью, которую мы говорим себе». — Дерек Лэнди, Несущий Смерть
    • «Все мы в той или иной степени занимаемся самообманом; ни один человек не может выдержать полной честности, не получая порезов на каждом шагу. В голове человека недостаточно места для здравомыслия рядом с каждым горем, каждым беспокойством, каждым ужасом, которым он владеет. Я привык хоронить такие вещи в темном подвале и двигаться дальше». -Марк Лоуренс, Принц дураков
    • «Жизнь здесь тяжелая. Мы все стараемся пройти как можно лучше. Но поверьте мне, здесь нет ни одного человека, который бы себе в чем-то не лгал. — Джейн Харпер, Потерянный человек
    • «Ложь себе укоренилась глубже, чем ложь другим». -Федор Достоевский
    • «Ты никогда не сможешь быть верным другим, если будешь продолжать лгать себе». -Подарок Гугу Моне
    • «Честность — первая глава в книге мудрости».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *