Грустные стихотворения есенина: Все грустные стихотворения Сергея Есенина

С Есенин «Слезы»🩸 — стих с анализом и аудио

Стихи Есенина, анализ Кубракова

 

Текст

Слезы… опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак… и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.

Что же дальше? Опять эти муки?
Нет, довольно… Пора отдохнуть
И забыть эти грустные звуки,
Уж и так истомилася грудь.

Кто поет там под сенью березы?
Звуки будто знакомые мне —
Это слезы опять… Это слезы
И тоска по родной стороне.

Но ведь я же на родине милой,
А в слезах истомил свою грудь.
Эх… лишь, видно, в холодной могиле
Я забыться могу и заснуть.

1911 год.


Стихотворение «Слезы» написано Есениным в 1911 году, когда Сереже было только 16 лет и он стоял на пороге взрослой жизни. В стихе чувствуется боль молодого человека, который уже в этом возрасте познал страдания, но будет вынужден нести этот крест до Англитера.

История создания

В 1911 году Есенин заканчивает последний класс церковно-приходской школы и готовится вступить во взрослую жизнь, которая и манит его и пугает. В голове Сергей уже родилась идея стать поэтом, но это пока романтический образ без четких очертаний и шагов для достижения цели.

В 16 лет Есенин влюблен в Сардановскую, но уже успел разочароваться в душевных чувствах и более привык тосковать о мечте, чем радоваться достижения личной цели.

😢 Стихотворение пропитано тоской, можно представить, какую боль носил в душе Есенин в более зрелые годы, если в 16 лет был полон пессимизма и уже выливал его на бумагу, чтобы не треснуть изнутри.

Боль молодой души

Название «Слезы» хорошо отображает смысловую нагрузку стихотворения – любое движение в жизни, любой поиск и любое достижение или не достижение результата оставляет после себя только слезы.

Снова мрак… и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.

В 16 лет Есенин пишет с философским подтекстом, так и хочется сказать, что в его строфах читается «Суета сует – всё суета» Екклесиаста.

Что же дальше? Опять эти муки?
Нет, довольно… Пора отдохнуть.

😢 В самом расцвете сил, когда одногодки источают волны энергии, Есенин уже думает об отдыхе, который избавит его от боли и усталости поиска. Перед автором «Черного человека» уже в 16 лет стоят вопросы не отрока, но мужчины – зачем мы живем и почему вокруг столько боли?

Сергей Александрович ещё не понимает, что его душе так больно, потому что она большая и не вмещается в грудь человека. Потому что она принимает все происходящее близко и страдает с любым встречным страдальцем или несчастным животным.

В последней строфе Есенин приходит к выводу, что страдать придется всю жизнь и избавиться от мук позволит только могила.

Эх… лишь, видно, в холодной могиле
Я забыться могу и заснуть.

Литературный анализ

✔ Стих «Слезы» написан в жанре философской лирики, размер – хорей, рифмовка перекрестная (слезы – печаль – грезы – даль). В роли лирического героя сам Сергей, который пытается в четырех строфах ответить на вопрос, почему так больно жить.

В стихотворении несколько раз встречаются риторические вопросы, а для красоты слога и выразительности используются эпитеты:

  1. Горькие слезы.
  2. Разбитые грезы.
  3. Бесконечная даль.
  4. Грустные звуки.
  5. Холодная могила.

✔ Несколько раз встречаются многоточия, который усиливают эффект выражения грусти.

✔ Стихотворение показывает один из переломных моментов в жизни Есенина, когда он делает шаг из подростка во взрослую жизнь и уже в 16 лет имеет измученное в печали сердце.


Слушаем стих

Годное прочтение стиха — рекомендуем послушать.


 


 

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

 

 

«Отговорила роща золотая» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – композиция, средства выразительности, жанр

4. 4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 134.

Обновлено

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 134.

Обновлено

Стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» поражает прекрасными пейзажными зарисовками и откровенными раздумьями автора. Центральный мотив произведения — печальные размышления о прошедших годах. Изучают стихотворение в 11 классе. Предлагаем узнать о нём больше из краткого анализа «Отговорила роща золотая» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер

– пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты«равнина голая», «широкий месяц», «голубой пруд», «юность весёлая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

История создания

Анализируемое стиотворение было написано поэтом в 1924 г., за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества.

Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хотя условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось данное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нём развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихотворении два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила своё золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «берёзовым, весёлым языком».

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, оттого летят они печально, но ни о чём не сожалеют.

Во второй строфе автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвёртый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто и ничто не тревожит его мысли. Только журавли навевают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была весёлой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее герой ни о чём не жалеет, это он повторяет несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что

«отговорила милым языком».

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни. Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я».

Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в строфах стихотворения. Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, в стихотворении автор размышляет над вечными философскими проблемами. Его мысли с ноткой грусти.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: »костёр рябины красной», «отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Дополняются пейзажи эпитетами: «равнина голая», «широкий месяц», «голубой пруд», «юность весёлая», «рябина красная», «милым языком». Сравнение: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчёркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и многоточия.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг анализа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 134.


А какую оценку поставите вы?

Бурная жизнь и трагический конец двух русских поэтов

Сергей Есенин 1895-1925

Сергей Есенин (также пишется Есенин) был проблемным русским поэтом и ловеласом, который женился 4 раза до 30 лет (есть счетов до 8!). Также известно, что у него было несколько любовников-мужчин. У него было четверо детей от трех разных женщин, последнюю он так и не увидел.

Сергей был бунтарским писателем и страдал от приступов алкоголизма, агрессивного поведения и депрессии. Он написал свое последнее стихотворение До свидания, друг мой, до свидания  после того, как два дня пил водку и использовал собственную кровь для чернил после перереза запястья. Затем он повесился. Сергею было всего 30 лет.

К сожалению, его самоубийство вдохновило подражателей, а его любовница год спустя даже повесилась на дереве у его могилы. И его сочинения были запрещены в течение многих лет после его смерти. Вот отличный, подробный пост в блоге другого блоггера WordPress, который проливает больше света на глубоко ошибочного поэта.

Это последнее стихотворение, которое он написал 20-летнему еврейскому поэту Вольфу Эрлиху, с которым у него якобы был роман всего за несколько дней до самоубийства:

Прощай, мой друг, прощай
Любовь моя, ты в моем сердце.
Было предопределено, что мы должны расстаться
И воссоединиться постепенно.
До свидания: рукопожатие терпеть нельзя.
Не будем грустить, — нахмурился лоб.
Нет ничего нового в смерти сейчас
Хотя жить не новее.

Владимир Маяковский 1893-1930

Поэт Владимир Маяковский был так глубоко потрясен самоубийством Сергея, что написал собственное стихотворение, которое назвал Сергею Есенину . В стихотворении говорится об алкоголизме Сергея с глубоким сочувствием и грустью. Но затем он продолжает, что если бы у Сергея было больше класса, возможно, он не был бы таким талантливым.

У него самого была беспокойная жизнь, он четыре раза попадал в тюрьму в подростковом возрасте и подстрекал заключенных к неповиновению. Но это было не напрасно; в уединении он впервые начал писать. Через пять лет после самоубийства Сергея Владимир закрутил бурные отношения с актрисой Вероникой Полонской. В то время у него были профессиональные неудачи, и после жаркого спора с возлюбленной он пошел против собственного стихотворения, сетуя на бесполезность самоубийства, и выстрелил себе в грудь в возрасте 37 лет.

Последние строки его стихотворения Сергею:

Вперед марш! Это время может пролететь незаметно, как вспыхивают ракеты.
Так ветер унесет в прошлое наше
лишь трепетание наших волос.
Наша планета плохо приспособлена для наслаждения.
Надо урвать радость от дней, которые есть.
В этой жизни
умереть не сложно.
Сделать жизнь
намного сложнее.

Хотя их жизнь была полна раздора , каждый из них обладал невероятным талантом и в конечном итоге стал уважаемым русским поэтом после смерти, и оба получили статуи в память о них.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Запись опубликована в среду, 1 апреля 2015 г. , в 00:59 с метками 1910-1920-е, европа, гей, поэт, Россия, Сергей Есенин, Сергей Есенин , Владимир Маяковский и размещены в Bad Boys, Others. Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через ленту RSS 2.0.

Поэзия Есенина Критические очерки

После 1910 г. в русской литературе возникла общая реакция против неясности и неясности символизма. Акмеизм во главе с Гумилевым и футуризм при Маяковском представляли собой два направления этой реакции. Третьим направлением были так называемые «крестьянские поэты». Эти писатели во главе с Николаем Клюевым излагали мистическую веру русского крестьянства и вкладывали в свои стихи фольклор и религиозную литургию. Величайшим из крестьянских поэтов был Сергей Есенин. Начав как ученик Клюева, он вскоре превзошел своего учителя по форме и содержанию своих стихов.

Термин «крестьянский поэт» чрезвычайно уместен в случае с Есениным, ибо он всегда оплакивал уход традиционной русской жизни, деревни и бесхитростной религии крестьян. В одном из своих прозаических произведений « КЛЮЧИ МАРИИ », изданном в 1920 году, Есенин писал об истоках русского искусства и культуры и о распаде русской религиозности. Он чувствовал, что без религиозных традиций исчезнет сам источник народного творчества; в то время как прежний крестьянин мог ориентироваться в своей среде, теперь Есенин чувствовал, что крестьяне были оторваны от корней и духовно потеряны во все более индустриализирующемся мире. Критик Есенина В. Завалишин говорил, что Есенин знал и понимал значение народного творчества и крестьянства не как ученый ученый, а как человек, живший с ними с детства.

В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов « РАДУНИЦА » — квазиязыческий весенний обряд погребения. Эти ранние стихи напоминают творчество Клюева и часто воспевают спокойную красоту природы. В следующем году Есенин приветствовал революцию, но видел в ней религиозное, а не политическое событие. Он чувствовал, что большевизм со временем изнашивается и на смену ему приходит религиозный рай. Он видел только одно препятствие на пути к этому земному раю: крестьянский страх и холопство. Поэма «Иония», написанная в 1918, призвал крестьян к мужеству и смелости и предсказал наступление пролетарского Эдема. Религия Есенина была религией старообрядцев, группы, отколовшейся от православной церкви якобы из-за вопроса о том, следует ли креститься двумя перстами или тремя. Старообрядцы с тех пор посвятили себя догматизму и фанатичной вере, но Есенин свел эту веру к земным масштабам в таких стихотворениях, как «Возвращение домой» и «Товарищ». Однако вскоре Есенин понял, что революция не укрепляет религию, а заменяет ее другими идеями. В стихотворении «Кобыльи корабли» Есенин наконец, хотя и импрессионистически, осудил революцию за страдания и смерть, которые она причинила.

Есенин боялся индустриализации, вызванной революцией. В качестве внешнего признака нарастающего разочарования он вместе с другими более молодыми писателями основал движение имажинизма, которое процветало в Москве с 1918 по 1920 год. словесных образов, часто надуманных и экзотических, когда в поисках эффекта они ставят грубые и грубые образы рядом с жалкими и возвышенными. Но гораздо более поразительным, чем их литературная теория, был образ жизни, который они вели. Эти писатели вели богемную жизнь оргий и скандалов, и говорят, что Есенин превзошел их всех в распущенности и насилии.

Свои психологические переживания в эти годы Есенин зафиксировал в «Хулиганской исповеди», изданной в 1921 году, и в вышедшем годом позже сборнике под названием « МОСКВА КАБРИЧНЫХ ». Советские критики осудили эти стихи как полные грязи и порока, не имеющие ничего возвышенного. Но в то же время эти стихи являются чем-то вроде личной исповеди. Есенин как будто понял, что его депрессия не растворится в водке, и слишком хорошо понял, что он не в ногу со временем. В одном из своих стихотворений, полном отчаяния, он считает себя последним крестьянским поэтом. А в другом стихотворении он чувствует, что его поэзия впала в немилость, и, вероятно, он тоже. В 1921 января Есенин написал пьесу в стихах под названием « ПУГАЧЕЯ ». Это собрание лирических фрагментов, хотя и не имеющих исторической правды, но обладающих элементом социальной правдивости, окрашенной страстным сочувствием Есенина к крепостным крестьянам.

У многих поэтов имажинизм был просто литературной позой, желанием шокировать буржуазию, как это делали до них футуристы. Но для Есенина эта жизнь была трагичнее. Он ощутил всю силу ее пессимизма. Его разочарование в революции, которая привела его в круг имажинистов, не ослабевало, заставляя его сказать в одном стихотворении, что он был обманут. К 1920 антикрестьянский аспект революции стал еще более явным, и Есенин завершил этот период пьянства и скандала своей женитьбой на Айседоре Дункан, американской танцовщице, в 1922 году. Не имея общего языка между ними, они нашли связь в высокий быт. Через год, после неудачного и потрепанного мирового турне, их брак распался.

Эти события, кажется, отрезвили Есенина, и по возвращении в Россию он попытался приспособиться к новому порядку, восстановить и пересмотреть свои представления и чувства о сельской России, которые он променял на Москву. Хотя он и вернулся в родную деревню, он не смог вернуть себе прошлое, и тексты, написанные им в этот период, печальны и задумчивы, предвещая его смерть. В одном стихотворении он сказал, что ему суждено умереть в московских закоулках, а не в деревне с соломенными домами, где он родился. В другом стихотворении Есенин называет себя последним из деревенских поэтов. Он прославляет красоту природы и жалуется на появление техники, которая уничтожает прекрасные поля. Потеря молодости и радости в деревне, изменения, вызванные его урбанизацией, заставляют его горевать, и его стихотворение отражает его более позднюю смерть от собственной руки. Большинство его кабацких стихов содержат трагические размышления.

В конце концов Есенин отвернулся от имажинизма и избрал для своей новой модели Пушкина; а в «Персидских темах» стих Есенина действительно похож на ясный, простой стих его нового образца. В последний год своей жизни Есенин написал длинную автобиографическую поэму «Анна Снегина», изображающую русскую деревню во время революции, и «Чёрный человек», поэму-повествование, в которой человек исповедуется во многих своих грехах. В нескольких своих коротких лириках этого периода Есенин пророчил собственную смерть, а 27 декабря 1925 лет он повесился в номере ленинградской гостиницы, написав прощальное стихотворение собственной кровью. Стихи заканчивались знаменитыми теперь строками, в которых он заявлял, что смерть не нова, но и жизнь не новее.

Последние стихи Есенина просты и мелодичны, местами сентиментальны, местами ностальгичны. В 1920-е годы он был чрезвычайно популярен благодаря этим стихам. Его лирические, меланхоличные стихи о сельском пейзаже, деревенской жизни и животных понравились как коммунистической молодежи, так и россиянам старшего возраста, которые еще помнили дореволюционные дни. Есенин, казалось, питал к животным особое чувство, называя их «братьями младшими» и посвятив им несколько своих стихотворений, например, «Корову» и «Песню о собаке».

Поскольку Есенин отверг революцию и вел бунтарскую жизнь, есенинизм был официально осужден Коммунистической партией. Чиновники характеризовали его как кулацкого (богатого крестьянина) поэта и не разрешали перепечатывать его произведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *