Фразы цицерона: писатели и не только о том, что читают почему

цитаты и фразы, мудрые высказывания

Марк Туллий Цицерон – римский политик, который своей деятельностью оставил большой след в истории. Кроме политических свершений, Цицерон занимался наукой и был известным философом. Благодаря ему риторика и философия Греции и Рима стали публиковаться на латыни, что привело к распространению многих учений за пределами страны.
Труды Цицерона ценились многими его коллегами, его уважали и считали за честь работать с ним. Цитаты Цицерона полны мудрости и полезных советов.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья.

Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.

Если у тебя есть сад и библиотека, то у тебя есть все, что тебе нужно.

Счастье следует просить у бога, мудрость — приобретать самому.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке

История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины.

О времена, о нравы!

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

Когда мы взираем на небо, когда созерцаем небесные явления, разве не становится вполне ясным, вполне очевидным, что есть некое божество превосходнейшего ума, которое всем этим управляет?

РЕКОМЕНДУЕМ: Цитаты про дружбу на английском.

Влюблённый в себя соперников не имеет.

Пока есть жизнь, есть и надежда.

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями.

Обращение Цицерона к историку Лукцию с просьбой прославить его имя в своих сочинениях

Найдётся ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадёт однажды в цель?

Чьи уши закрыты для правды и кто не в силах выслушать её из уст друга, того не спасёт уже ничто.

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.

Хвастливые речи — первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами.

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.

Любовь следует измерять не так, как измеряют ее молодые, то есть по силе страсти, но по ее верности и прочности.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — всё равно, что лишить мир солнечного света.

Лицо — зеркало души.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке.

Нет лучшего места на земле, чем родной дом.

Законы молчат среди лязга оружия

Ничто так не сближает, как сходство характеров.

Первый закон истории — ни под каким видом не допускать лжи; затем — ни в коем случае не бояться правды; не допускать ни тени пристрастия, ни тени

Любой, кто отдаёт свой труд за деньги, продаёт себя, и низводит себя до положения раба…

Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Цитаты про самолеты.

О, сколь жалок старик, если он за всю свою столь долгую жизнь не понял, что смерть надо презирать!

Для любящего нет ничего трудного.

При встречах с тобой мне часто хотелось сказать тебе об этом, но меня удерживал какой-то едва не дикарский стыд; теперь, находясь вдали, я буду более откровенен – ведь письмо не краснеет.

Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды.

О времена, о нравы! (O tempora, o mores!)

Каждому своё.

Не знать истории — значит всегда быть ребёнком.

Любовь к родителям — основа всех добродетелей.

Даже те философы, которые писали трактаты против славы, не забывали ставить свое имя в заголовке своей книги.

Более поздние мысли обычно бывают и более разумными.

ИНТЕРЕСНО: Цитаты о родном языке.

Даже дикие звери, будучи томимы голодом, обычно возвращаются на то место, где они однажды покормились.

Дружба может соединять лишь достойных людей.

Природа довольствуется малым.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Высшим законом да будет для них благо народа

Сивилла сказала что сперва Римом будут править трое, потом — двое, потом — один, а после — никто.

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Жизнь коротка, но слава может быть вечной.

Речь должна начинаться и завершаться самым сильным аргументом, поскольку необходимо овладеть умами в начале и победить их в конце.

Величайшая победа — победа над самим собой.

С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится.

Труд делает нечувствительным к огорчениям.

Мы, едва явившись на свет, уже оказываемся в хаосе ложных мнений и чуть ли не с молоком кормилицы, можно сказать, впиваем заблуждения

Письмо ведь не краснеет

Если человек возноситься на небеса и смотрит вниз на все устройство Вселенной и на красоту звезд, чудесный вид не приносит ему радости, если ему приходиться смотреть на это одному. Однако если бы имелся кто-нибудь, кому можно было бы описать это зрелище, оно наполнило бы его восхищением. ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ ОДИНОЧЕСТВА.

Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Счастливее всех тот, кто зависит только от себя и в себе одном видит всех.

Любовь следует измерять не так, как измеряют её молодые, то есть по силе страсти, но по её верности и прочности.

О чем говорят политики — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 3 июня
EUR ЦБ: 87,1 (+0,52) Инвестиции, 02 июн, 16:14 Курс доллара на 3 июня
USD ЦБ: 80,88 (-0,09) Инвестиции, 02 июн, 16:14

В Польше нашли фрагменты аэростата с кириллицей близ военной части Политика, 01:38

Власти пояснили, каким подручным средством житель Севастополя сбил дрон Политика, 01:16

Кадры перевозки «Троицы» из Третьяковки в Храм Христа Спасителя Общество, 01:09

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Власти ответили на обвинения в платной эвакуации детей из Шебекино Политика, 01:01

Нидерланды назвали версию Китая о причине спецоперации «очень ложной» Политика, 00:15

Икону «Троица» установили в храме Христа Спасителя Общество, 03 июн, 23:32

Депутат Затулин заявил о «потерянном смысле» некоторых целей спецоперации Политика, 03 июн, 22:49

ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника

На интенсиве РБК Pro вы научитесь использовать чат-бот для решения ваших задач

Купить интенсив

Над Белгородом второй раз за сутки сработала ПВО Политика, 03 июн, 22:42

Киев увидел нехватку оружия для наступления Политика, 03 июн, 22:30

В Нижнем Новгороде мужчина застрял головой в заборе и умер Общество, 03 июн, 22:30

Роскомнадзор заблокировал сайт Greenpeace Политика, 03 июн, 22:11

Мирра Андреева сообщила о риске пропуска Уимблдона из-за отсутствия визы Спорт, 03 июн, 22:01

Министр обороны КНР призвал Резникова использовать «все» для мира Политика, 03 июн, 21:56

Мэр Донецка сообщил об обстреле Куйбышевского района Политика, 03 июн, 21:50

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Весь год редакция РБК внимательно следила за происходящим в России и мире. Самые яркие высказывания политиков находили отражение в рубрике «Цицерон дня», выходившей на странице РБК в соцсетях. Перед вами — лучшие цитаты уходящего года.

мультимедиа фоторепортаж

Республика Цицерона — рецензия на книгу и цитаты | Кайл Харрисон

11 минут чтения

·

15 мая 2019 г.

Обзор

Вторая книга, которую наша группа выбрала, когда мы пытались читать больше классики; Цицерон был у меня на уме, потому что за последний год или около того я прочитал биографии Джона Адамса, Джона Куинси Адамса, Александра Гамильтона и Томаса Джефферсона, все из которых были большими поклонниками Цицерона. Так что это казалось достойным дальнейшего изучения.

Когда я читаю эти слова, у тебя возникает ощущение, что ты вторгаешься в продолжающийся разговор. Частично сочинения Цицерона сохранились только частично с утерянными основными разделами, но во-вторых, потому что это не организованный трактат «широкой аудитории», а скорее «живое произведение», которое Цицерон использовал в своих аргументах. .

Когда мы читали классику, я понял, что часто, несмотря на то, что их сущность выдерживает испытание временем, они также имеют характерную для определенного периода специфику, которая делала их такими могущественными в то время. Цицерон пишет для группы людей, и вы можете сказать, что он пишет для них очень конкретно и лично.

Хотя я хочу больше читать о Цицероне, мне почти кажется, что мне действительно нужен урок истории, руководство по контексту, чтобы поместить эти слова в перспективу, чтобы я мог лучше понять тезисы, которые он делал, и попытаться более полно показать признательность за работу.

Выделенные цитаты из книги

«Цицерон вводит свой предмет, показывая, что люди не рождены для простого абстрактного изучения философии, но что изучение философской истины всегда должно быть максимально практичным и применимым к великим интересы меценатства и патриотизма».

«Максима Платона —» «Счастлив тот народ, чьи философы — короли, а короли — философы».

«Недостаточно также обладать этой добродетелью, как если бы она была своего рода искусством, если мы не применяем ее на практике. Действительно, искусство, хотя и не тренированное, все же может оставаться в знании; но добродетель целиком состоит в ее правильном использовании и действии. Итак, самым благородным применением добродетели является управление государством и претворение в жизнь на деле, а не только на словах, всех тех идентичных теорий, которые эти философы обсуждают на каждом углу».

«Более того, рассказывают о Ксенократе, одном из величайших философов, что, когда кто-то спросил его, чему научились его ученики, он ответил: «Делать по своей воле то, к чему они могут быть принуждены по закону». Таким образом, тот гражданин, который обязывает всех людей к тем добродетельным поступкам с помощью законов и наказаний, к которым философы едва ли могут склонить немногих силой своего красноречия, безусловно, следует предпочесть мудрейшему из докторов, которые проводят свою жизнь в таких дискуссиях».

«Ибо я был из тех, кто, хотя и мог извлекать из досуга больше пользы, чем большинство людей, из-за разнообразной сладости моих занятий, которыми я жил с детства, — или, если какое-либо общественное бедствие случилось, что на долю других моих соотечественников выпало не более, чем наравне с остальными моими соотечественниками, — я тем не менее, не колеблясь, противостоял самым грозным бурям и потокам мятежа, ради спасения моих соотечественников и собственной опасности, чтобы обеспечить общую безопасность всех остальных».

«Потому что наша страна породила и воспитала нас не в расчете на получение от нас, так сказать, поддержки; ни для того, чтобы посоветоваться только с нашим удобством, чтобы предоставить нам надежное убежище для праздности и спокойное место для отдыха; но скорее с целью обратить в свою пользу более благородную часть нашего гения, сердца и совета; возвращая нам для наших частных услуг только то, что она может выделить из общественных интересов». — Могу сказать, что Джону Адамсу нравился Цицерон

«Поэтому те извинения, которыми люди находят прибежище в качестве предлога для того, чтобы с большей правдоподобностью посвятить себя простому бездействию, безусловно, не заслуживают того, чтобы к ним прислушивались; когда, например, нам говорят, что те, кто вмешивается в общественные дела, обычно люди ни на что не годные, сравниваться с которыми позорно, а спорить с ними жалко и опасно, особенно когда толпа находится в возбужденном состоянии. ” — Спрашивайте не о том, что ваша страна может сделать для вас, а о том, что вы можете сделать для своей страны.

«И что меня больше всего удивляет в беседах ученых мужей, так это то, что люди, которые признают себя неспособными управлять государственным кораблем в спокойном море (чего они, впрочем, никогда не учились и никогда не хотели знать), исповедуют сами готовы встать у руля среди самых свирепых бурь».

«В то время как до нас многие были искусны в теории, хотя никаких подвигов их не записано; и многие другие были уважаемыми людьми в действии, но незнакомыми с искусством изложения».

«Неужели вы думаете, что нашим домам не важно знать, что происходит в этом огромном доме, который не заключен в стены человеческого творчества, но объемлет всю вселенную — доме, который делят с нами Боги, как общая страна всех разумных существ? Особенно, если мы ничего не знаем об этих вещах, из них вытекает множество великих практических истин, которые непосредственно касаются благополучия нашей расы, о которых мы также не должны знать».

«Кто не видит, что в действительности более одиноки те люди, которые среди толпы не находят никого, с кем они могли бы беседовать по духу, чем те, которые без свидетелей вступают в общение с самими собой и вступают в тайные советы мудрейших философов, пока они наслаждаются своими сочинениями и открытиями?»

«Что касается этих абстрактных наук, то их польза, если они ею обладают, заключается главным образом в том, чтобы возбуждать и стимулировать способности молодежи, так что они легче приобретают более важные достижения».

«Вот причина, молодые люди, если вы меня послушаете, почему вы должны относиться к этому новому солнцу с меньшей тревогой; ибо, существует ли оно или не существует, оно, как видите, совершенно безвредно для нас. Что касается способа его существования, мы можем знать мало или ничего; и даже если бы мы достигли самого совершенного понимания этого, это знание сделало бы нас лишь немногим мудрее или счастливее. Но то, что должны существовать единый народ и единый сенат, действительно может быть осуществлено, и если этого не будет, то будет великое зло; и что его в настоящее время не существует, мы знаем; и мы видим, что если это удастся осуществить, наша жизнь станет лучше и счастливее».

«Ибо человеческий род — это не раса изолированных индивидуумов, блуждающих и одиноких; но оно так устроено, что даже при всем изобилии [и без всякой потребности во взаимной помощи самопроизвольно ищет общества]».

«И если узы общественной привязанности, первоначально объединявшие людей в политические ассоциации ради общественных интересов, сохраняют свою силу, то каждая из этих форм правления, я не скажу, совершенна и, по моему мнению, существенно хороши, но терпимы и таковы, что один может случайно оказаться лучше другого: или справедливый и мудрый царь, или подборка знатнейших граждан, или даже самый народ (хотя это наименее похвальная форма) может, если не должно быть вмешательства преступности и алчности, сформируйте достаточно прочную конституцию».

«Итак, существует четвертый тип правления, который, по моему мнению, предпочтительнее всех этих: это смешанное и умеренное правительство, состоящее из трех отдельных форм, которые я уже заметил».

«И каждое государство соответствует природе и воле того, кто им управляет. Следовательно, ни в какой другой конституции, кроме той, в которой народ осуществляет суверенную власть, свобода не имеет надежного места».

«Но если бы народ умел отстаивать свои права, то, говорят, ничего не могло бы быть славнее и процветательнее демократии; поскольку они сами были бы суверенными распорядителями законов, суждений, войны, мира, публичных договоров и, наконец, судьбы и жизни каждого отдельного гражданина; и это положение вещей является единственным, которое, по их мнению, действительно может быть названо государством, то есть конституцией народа».

«Почему, если закон есть узы гражданского общества, а справедливость закона равна, то каким правилом может удерживаться объединение граждан, если положение граждан не равно? Ибо, если состояния людей не могут быть сведены к этому равенству, если гений не может быть в равной степени достоянием всех, то права, по крайней мере, должны быть равны между теми, кто является гражданами одной и той же республики. Ибо что такое республика, как не объединение прав?»

«Но говорят, что это аристократическое Государство разрушено порочными мнениями людей, которые по незнанию добродетели (которая, поскольку она принадлежит немногим, может быть замечена и оценена немногими), воображают, что не только богатые и могущественные люди , но и те, кто знатного происхождения, обязательно лучшие. И вот, когда из-за этого распространенного заблуждения богатство, а не добродетель нескольких человек овладели государством, эти вожди упрямо сохраняют титул дворян, хотя и лишены сущности дворянства. Ибо богатство, слава и власть без мудрости и справедливого способа управлять собой и повелевать другими полны бесчестия и дерзкой гордыни; и нет более уродливого правительства, чем то, в котором самые богатые считаются самыми благородными».

«Но когда Содружеством правит добродетель, что может быть прекраснее? Когда тот, кто повелевает остальными, сам не порабощен ни похотью, ни страстью; когда он сам проявляет все добродетели, к которым он подстрекает и воспитывает граждан; когда он не навязывает народу закона, которого сам не соблюдает, а представляет свою жизнь как живой закон своим соотечественникам; если бы одного человека могло хватить для всех, то не было бы нужды в большем; и если бы община могла найти главного правителя, достойного всех своих голосов, никто не нуждался бы в избранных магистратах».

«Ибо то равенство прав, которым так громко хвастаются демократии, никогда не может быть сохранено; ибо сами люди, столь распутные и необузданные, всегда склонны льстить ряду демагогов; и в них есть очень большое пристрастие к некоторым людям и достоинствам, так что их так называемое равенство становится в высшей степени несправедливым и несправедливым. Поскольку равные почести оказываются самым благородным и самым гнусным, некоторые из которых должны существовать в каждом государстве, тогда справедливость, которую они восхваляют, становится в высшей степени несправедливой».

«Таким образом, короли влекут нас любовью, дворяне — талантом, народ — свободой; и в сравнении трудно выбрать лучшее».

«Таким образом, Архит рассматривал необоснованный гнев как своего рода мятеж и бунт природы, который он стремился умиротворить посредством размышлений».

«Вы не можете себе представить более ужасного наводнения или пожара, или любого другого, чье насилие труднее умиротворить, чем эта необузданная дерзость населения».

«Когда, — говорит Платон, — ненасытная пасть народа воспылает жаждой свободы и когда народ, подстрекаемый злыми служителями, в своей жажде испивает чашу не сдержанной свободы, а неукротимой вседозволенности, тогда магистраты и вожди, если они не являются полностью раболепными и нерадивыми и бесстыдными пособниками народной распущенности, преследуются, обвиняются, обвиняются и осуждаются под титулом деспотов и тиранов».

«Тогда отец боится сына, а сын пренебрегает отцом. Всякая скромность изгнана; они становятся слишком либеральными для этого. Между гражданином и иностранцем не делается никакой разницы; учитель боится и задабривает своих учеников, а ученые презирают своих учителей. Юноши принимают на себя серьезность мудрецов, а мудрецы должны опускаться до глупостей детей, чтобы не быть ненавидимыми и угнетаемыми ими. Даже самые рабы находятся под небольшим ограничением; жены имеют те же права, что и их мужья; собаки, лошади и ослы раскрепощаются в этом возмутительном излишестве свободы и бегают так неистово, что спугивают прохожих с дороги. В конце концов, конец всей этой бесконечной распущенности состоит в том, что умы граждан становятся настолько привередливыми и изнеженными, что при малейшем проявлении власти они становятся гневливыми и мятежными, и таким образом начинают пренебрегать законами, так что люди абсолютно без всякого хозяина».

«В то время как отдельные отдельные и изолированные формы легко распадаются на свои противоположности; так что за королем следует деспот, за аристократией — фракция, за демократией — толпа и смятение; и все эти формы часто приносятся в жертву новым революциям».

«Поскольку наша страна является источником величайших благ и является родителем более дорогим, чем те, кто дал нам жизнь, мы должны ей еще более горячо благодарить, чем наши человеческие отношения».

«Хотя рассуждения этих людей могут содержать самые обильные источники науки и добродетели; тем не менее, если мы сравним их с достижениями и совершенными действиями государственных деятелей, то они покажутся не столько полезными в реальных делах людей, сколько развлечением на их досуге».

«И сам разум, который видит будущее, помнит прошлое».

«Хорошо сказал Марк Туллий: «Воистину, если нет человека, который не предпочел бы смерть превращению в какого-нибудь зверя, хотя и сохранил бы разум человека, то насколько это несчастнее иметь разум зверя в образе человека! Мне эта судьба кажется настолько хуже другой, насколько разум превосходит тело».

«Рассмотрите теперь, как мудро были приняты другие положения, чтобы обеспечить гражданам блага честной и счастливой жизни; ибо это действительно является великой целью всех политических объединений, и то, что каждое правительство должно стремиться обеспечить для народа отчасти своими учреждениями, а отчасти своими законами».

«Рассмотрите, во-первых, национальное образование народа — дело, над которым греки напрасно затратили много труда и которое является единственным пунктом, в котором поселившийся у нас Полибий обвиняет в нерадивости наших учреждения. Ибо наши соотечественники думали, что образование не должно ни устанавливаться, ни регулироваться законами, ни даваться публично и единообразно всем классам общества». — Примечание: Джон Адамс написал конституцию штата Массачусетс, и это единственная конституция, в которой упоминается необходимая роль правительства в обеспечении образования широких слоев населения. А в Массачусетсе одна из лучших систем образования в стране.

«Ибо я не одобряю, чтобы один и тот же народ был правителем и земледельцем. Но и в частных семьях, и в делах Содружества я смотрю на экономию как на доход».

«Наоборот, наши законы Двенадцати Таблиц — столь тщательно предписывающие смертную казнь лишь очень немногим преступлениям — включили в этот класс преступлений, караемых смертной казнью, преступление сочинения или публичного чтения стихов клеветы, клеветы и диффамации. , чтобы навлечь позор и позор на сограждан. И они решили мудро; ибо наша жизнь и характер должны, если есть подозрения, подчиняться приговору судебных трибуналов и юридическим расследованиям наших магистратов, а не капризам и фантазиям поэтов. Мы также не должны подвергаться никакому обвинению в позоре, которое мы не можем удовлетворить в судебном порядке и открыто опровергнуть в суде». — ***Может быть, я неправильно понимаю, и он шутит, но чувствуется, что он искренен, и здесь есть несколько интересных выводов: (1) сравните с законами Джона Адамса о «подстрекательстве к мятежу», которые отстой, и (2) есть ли что-то, что должно быть сказал о том, как публичный позор и необоснованные спекуляции могут нанести непоправимый ущерб характеру людей? Потому что альтернативный вариант (если он саркастичен) состоит в том, что свобода слова должна быть защищена любой ценой (не думаю, что свобода слова была так безудержно верима или защищалась в старой республике)

«Нелегко сопротивляться могущественным людям, если вы не даете им никаких или почти никаких прав».

«Цицерон говорит, что комедия есть подражание жизни; зеркало обычаев, образ истины».

Cicero Quotes — Etsy Turkey

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *