Философские стихи лермонтова список: Философские стихи Лермонтова Михаила Юрьевича

читать все стихотворения поэта, список ✔ StihiRu.pro

Краткая биография русского поэта Лермонтова Михаила

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.

Детство и образование

Михаил Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, потомок шотландского рода, основанного поэтом и пророком Лермонтом.

Воспитывала его суровая бабушка, которая считала виновником смерти матери будущего поэта его отца и не разрешала им видеться.

Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.

В возрасте десяти лет первый раз влюбился, что оставило в душе поэта след на всю жизнь.

После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830), где начал писать «Демона». Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.
Неудачная любовь послужила толчком к «ивановскому» циклу стихов.

Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.

Получение образования также столкнулось с трудностями. Из-за неприятной истории студент Лермонтов покинул университет и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков Петербурга, где провёл два года

Служба и начало литературного пути

В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить.

По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Творчество поэта и вторая ссылка

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией «Отечественных записок”.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.

Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус»(1831), «Маскарад»(1835), «Боярин Орша”(1835-1836), «Мцыри»(1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.

«Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Последняя дуэль

В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.

Философские стихи Толстова: читать Философские стихотворения Толстова

На данной странице представлены Философские стихи Толстова. Если вы не смогли найти нужное произведение воспользуйтесь поиском или перейдите на страницу поэта. Мы сгруппировали для вас стихи по различным тематикам. Красивые стихотворения, которые берут за душу, вы сможете прочитать в данном разделе.

Список стихотворений:
  • Что ни день, как поломя со влагой…
    Что ни день, как поломя со влагой,
    Так унынье борется с отвагой,
  • Я задремал, главу понуря…
    Я задремал, главу понуря,
    И прежних сил не узнаю;
  • Я вас узнал, святые убежденья…
    Я вас узнал, святые убежденья,
    Вы спутники моих минувших дней,
  • Дон Жуан
    Драмматическая поэма[1]
    Посвящается памяти Моцарта и Гофмана
  • Ты жертва жизненных тревог…
    Ты жертва жизненных тревог,
    И нет в тебе сопротивленья,
  • Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом…
    Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом,
    Ряд жизней мысленно отыскивать иных
  • Честь вашего я круга…
    Честь вашего я круга,
    Друзья, высоко чту,
  • Хорошо, братцы, тому на свете жить…
    Хорошо, братцы, тому на свете жить,
    У кого в голове добра не много есть,
  • Сказка про короля и про монаха
    Жил-был однажды король, и с ним жила королева,
    Оба любили друг друга, и всякий любил их обоих.
  • Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…
    Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре,
    O, не грусти, ты все мне дорога,
  • Сижу да гляжу я всe, братцы, вон в эту сторонку…
    Сижу да гляжу я всe, братцы, вон в эту сторонку,
    Где катятся волны, одна за другой вперегонку.
  • Сердце, сильней разгораясь от году до году…
    Сердце, сильней разгораясь от году до году,
    Брошено в светскую жизнь, как в студеную воду.
  • Теперь в глуши полей, поклонник мирных граций…
    Теперь в глуши полей, поклонник мирных граций,
    В деревне дедовской под тению акаций,
  • Телескоп
    Баллада
    Умен и учен монах Артамон,
  • Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
    Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты
    создатель!
  • Ты неведомое, незнамое…
    Ты неведомое, незнамое,
    Без виду, без образа,
  • Рассевается, расступается…
    Рассевается, расступается
    Грусть под думами под могучими,
  • Пусть тот, чья честь не без укора…
    Пусть тот, чья честь не без укора,
    Страшится мнения людей;
  • Против течения
    1
    Други, вы слышите ль крик оглушительный:
  • Прости
    Ты помнишь ли вечер, когда мы с тобой
    Шли молча чрез лес одинокой тропой,
  • Прозрачных облаков спокойное движенье…
    Прозрачных облаков спокойное движенье,
    Как дымкой солнечный перенимая свет,
  • Одарив весьма обильно…
    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа!
  • По гребле неровной и тряской…
    По гребле неровной и тряской,
    Вдоль мокрых рыбачьих сетей,
  • Острою секирой ранена береза…
    Острою секирой ранена береза,
    По коре сребристой покатились слезы;
  • Портрет
    1
    Воспоминаний рой, как мошек туча,
  • Порой, среди забот и жизненного шума…
    Порой, среди забот и жизненного шума,
    Внезапно набежит мучительная дума
  • О, не пытайся дух унять тревожный…
    О, не пытайся дух унять тревожный,
    Твою тоску я знаю с давних пор,
  • Прогулка с подругой жизни
    Покройся, юная девица,
    С тебя покров стыдливый пал,
  • Правда
    Ах ты гой еси, правда-матушка!
    Велика ты, правда, широка стоишь!
  • О, не страшись несбыточной измены…
    О, не страшись несбыточной измены
    И не кляни грядущего, мой друг,
  • М. П. Арнольди («Ропща на прихоти судеб…»)
    Ропща на прихоти судеб
    И в испытаньях малодушный,
  • Нас не преследовала злоба…
    Нас не преследовала злоба,
    Не от вражды иль клеветы —
  • Нет, уж не ведать мне, братцы, ни сна, ни покою!
    Нет, уж не ведать мне, братцы, ни сна, ни покою!
    С жизнью бороться приходится, с бабой-ягою.
  • О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище…
    О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище
    Среди миров иных;
  • Алхимик
    НЕОКОНЧЕННАЯ ПОЭМА
    1
  • O друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая…
    O друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая,
    Пригнутая к земле, как тополь молодая;
  • Лишь только один я останусь с собою…
    Лишь только один я останусь с собою,
    Меня голоса призывают толпою.
  • Меня, во мраке и в пыли…
    Меня, во мраке и в пыли
    Досель влачившего оковы,
  • Мадонна Рафаэля
    Склоняся к юному Христу,
    Его Мария осенила;
  • Во дни минувшие бывало…
    Во дни минувшие бывало,
    Когда являлася весна,
  • В стране лучей, незримой нашим взорам…
    В стране лучей, незримой нашим взорам,
    Вокруг миров вращаются миры;
  • Богатырь
    По русскому славному царству,
    На кляче разбитой верхом,
  • Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…
    Бывают дни, когда злой дух меня тревожит
    И шепчет на ухо неясные слова,
  • Земля цвела. В лугу, весной одетом…
    Земля цвела. В лугу, весной одетом,
    Ручей меж трав катился, молчалив;
  • Есть много звуков в сердца глубине…
    Есть много звуков в сердца глубине,
    Неясных дум, непетых песней много;
  • Дробится, и плещет, и брызжет волна…
    Дробится, и плещет, и брызжет волна
    Мне в очи соленою влагой;
  • Друзья, вы совершенно правы…
    Друзья, вы совершенно правы,
    Сойтися трудно вам со мной,
  • Грешница
    1
    Народ кипит, веселье, хохот,
  • Да, братцы, это так, я не под пару вам…
    Да, братцы, это так, я не под пару вам,
    То я весь в солнце, то в тумане,
  • Деревцо мое миндальное…
    Деревцо мое миндальное
    Все цветами убирается,
  • Дождя отшумевшего капли…
    Дождя отшумевшего капли
    Тихонько по листьям текли,
  • Вырастает дума, словно дерево…
    Вырастает дума, словно дерево,
    Вроет в сердце корни глубокие,
  • Господь, меня готовя к бою…
    Господь, меня готовя к бою,
    Любовь и гнев вложил мне в грудь,
  • Исполать тебе, жизнь — баба старая…
    Исполать тебе, жизнь — баба старая,
    Привередница крикливая,

РУССКИХ ПОЭТОВ | Факты и подробности

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Русская поэзия плохо переводится на английский язык. Это своеобразный ритмический рисунок, связанный с многосложностью русских слов, которые длинные, но имеют только один ударный слог. Ричард Верник писал в Смитсоновском институте: «Богатые гармонии, замысловатые ритмы и узоры строф имеют тенденцию вырождаться в джинглы или плоскую просодию».

Великий русский поэт Александр Пушкин создал произведения, известные своей ясностью, изяществом и силой, умением сочетать романтическую сентиментальность и глубоко прочувствованную трагедию. Большой поклонник Байрона, он писал с большой легкостью, экономией и точностью, используя большое богатство звука, рифм и ритмов. Пушкин, как писала Селестина Болен в «Нью-Йорк Таймс», «настолько доступен, так ясен и так человечен, что он легко ускользает в память, как детская молитва». Но, к сожалению, произведения Пушкина не очень хорошо переводятся и на английский язык, поэтому его произведения мало читаются на Западе, и западным людям трудно понять, о чем весь этот шумиха. Прочитав какое-то плохо переведенное стихотворение Пушкина, Флобер сказал Тургеневу: «Он плоский, ваш поэт».

XIX век был золотым веком русской литературы. Романисты Лев Толстой, Федор Достоевский и Антон Чехов — три литературных деятеля, наиболее известные на Западе. Среди других известных писателей был поэт Михаил Лермонтов. Самой близкой к сердцу россиян фигурой был Пушкин.

В 1890-х годах русская поэзия была возрождена и основательно переработана новой группой — символистами, наиболее ярким представителем которых был Александр Блок. Еще две группы, футуристы и акмеисты, добавили новые поэтические принципы в начале ХХ века. Ведущей фигурой первого был Владимир Маяковский, второго — Анна Ахматова.

К поэтам в России относятся как к рок-звездам. Действия кабаре основаны на их работе; Стадион имени Ленина на 100 000 мест был заполнен до отказа для чтений, девушки выстраивались в очередь перед гримерками поэтов и мурлыкали: «Сегодня вечером вы были так прекрасны — я не могла поверить, что вы так прекрасны». Существует даже Национальный день поэзии. Но были репрессированы и поэты. Поэт Константин Кедров лишился преподавательской работы в 1986 году за декламацию спорного стихотворения. Через газету и радио он рассказал National Geographic в 1990-е: «Сегодня я говорю свои слова ста миллионам человек».

Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов (1814-41) считается великим поэтом русского национализма. Он также написал короткие романы, такие как «Герой нашего времени», «Демон» и «Новичок». «Герой нашего времени» — рассказ о циничном антигерое Печорине, действие которого происходит на Кавказе.

В 1840 году Лермонтов писал:


«Дики те племена, которые в тех ущельях живут»
Свобода их бог, война их закон…
Ударить там прораба никогда не бывает плохо,
Дружба верна — отомсти нам еще вернее;
Там добро за добро платится, и кровью
И ненависть, как и любовь, безбрежна, как река.

Лермонтов был сыном шотландских наемников. Его дважды высылали из Петербурга по обвинению в дуэли и заставляли участвовать в военной кампании на Кавказе.

Он был убит на дуэли в кавказском курортном городе Пятигорске после того, как пошутил над одеждой некоего майора Мартынова, сына французского посла. Лермонтов выстрелил первым и выстрелил в воздух. В ответ майор выстрелил Лермонтову в сердце. Лермонтов был убит из того же пистолета, что и Пушкин.

Владимир Маяковский и футуристы

Владимир Маяковский (1893-1930) был талантливым и новаторским поэтом. Считающийся одним из отцов футуризма и конструктивизма, он писал стихи, которые были связаны интонацией и силой отдельных слов, а не размером и рифмой. Он писал как лозунги, так и эпические поэмы и покончил жизнь самоубийством, когда его считали образцом социалистического позитивизма. Его самое известное стихотворение «Облако в штанах», написанное в 1914 году, содержало такие строки, как «как голая проститутка из горящего борделя», а часы бьют двенадцать «как голова на плахе».

Маяковский прожил яркую жизнь. Младший из троих детей, он родился в небольшой деревне на западе Грузии и в раннем возрасте стал заниматься политикой, поставляя дробовики революционерам, когда ему было 12 лет. К 15 годам он был полноправным членом большевиков с псевдоним товарища Константина. К 22 годам он был известным поэтом и знаменитостью. После Октябрьской революции он стал крупным оратором большевиков и собирал тысячи людей на свои выступления и чтения стихов. Маякосский был великим пропагандистом. Его поэзия была богата визуальными метафорами. Например, он описывал советское общество как «руку с миллионом пальцев, сжатых в одном запястье и сокрушающих все».

У Маяковского было много любовниц. Много лет он жил со своим лучшим жареным Осипом Бриком и его женой Лилией Юрьевной Брик. Маяковский и Юрьевна Брик были любовниками с 1915 по 1923 год. Однажды она сказала, что хочет быть настоящей «непоправимой» любовью великого поэта и обращалась с ним как с грязью. Большой любовью Маяковского была Татьяна Якоблева, красивая русская эмигрантка, которую он встретил в Париже и в которую мгновенно влюбился. Некоторые обвиняют его самоубийство в том, что он не смог получить визу, чтобы увидеть ее в Париже после того, как Сталин пришел к власти в 1919 году. 28.

Другие поэты-футуристы появились примерно в то же время, когда формировалась большевистская революция. Во главе с Маяковским и украинским художником и поэтом Давидом Бурлюком они использовали сленг, эпатаж и сексуальные образы, чтобы вывести людей из самодовольства. Члены группы путешествовали по России, срывая культурные мероприятия в странных костюмах, насмехаясь над Толстым и Достоевским и выкрикивая бессмысленные стихи.

См. Футуристы по ст.

Бешеные и преследуемые петербургские поэты

Поэты и писатели, связанные с Санкт-Петербургом, включают Александра Блока, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Иосифа Бродского и Анну Ахматову. Некоторые из них считаются футуристами. Трагическая жизнь петербургских поэтов запечатлена в «Надежде против надежды» Надежды Мандельштам.

Есенин покончил жизнь самоубийством в том, что сейчас является частью отеля «Астория». Он написал последнее стихотворение собственной кровью, прежде чем повеситься. Он родился в сельской России, писал скорбные стихи об утрате и уходе старых укладов жизни. Он был недолго женат на Айседоре Дункан. См. ниже.

Александр Блок считается величайшим из русских символистов. Начав свою карьеру с сентиментальной романтической поэзии, он создал точные, богатые стихи, не поддающиеся переводу. Женщины-поклонницы Александра Блока были так без ума от него, что совершали паломничество к его дому и целовали ручку его двери.

Талантливый поэт Осип Мандальштам (1892-1938) умер в трудовом лагере под Владивостоком. Однажды он написал: «Сталин не должен отрубать головы / Они отлетают сами по себе, как одуванчики».

Айседора Айседора и Сергей Есенин

В 1921 году, через четыре года после большевистской революции, известная танцовщица американского происхождения Айседора Дункан была приглашена в Россию для открытия танцевальной школы. Воодушевленная этой возможностью «встретить свою судьбу», она вскоре разочаровалась, когда финансовая поддержка, обещанная коммунистами, не материализовалась, и ей пришлось управлять школой самостоятельно.

В России 45-летняя танцовщица страстно влюбилась в Есенина. Восхваляя его руки и чуткость, она назвала его величайшим любовником, который у нее когда-либо был. Хотя ни один из них не говорил на языке другого, они были женаты, отчасти для того, чтобы ему было легче получить визу для выезда из России.

Дункан и Есенин отправились в Соединенные Штаты, где Дункана встретили враждебно за то, что он взял с собой «большевистского агента». Во время впечатляюще неудачного турне, в котором она выступала в основном сольно, потому что ее ученикам не разрешалось покидать Россию, она потратила почти столько же времени, отвечая на критику и читая лекции о том, что она «революционерка», а не «большевик», чем танцевала.

Есенин был занят во время гастролей, напивался до упаду, гонялся за другими женщинами, избивал жену и бегал голышом по гостиничным коридорам, ломая мебель. Скотское поведение Есесин и пьянство приводят к распаду брака. В 1923 Дункан вернулся в Париж, а сам уехал в Россию. Через два года Дункан получил телеграмму о том, что покончил жизнь самоубийством.

Арест Осипа Мандельштама

Описывая арест Осипа Мандельштама в мае 1934 года, в разгар сталинского Большого террора, его жена Надежда писала: «Вечером появился переводчик Давид Бродский и потом просто не уходил. В доме нечего было есть, и М. пошел к соседям, чтобы попытаться достать что-нибудь к ужину Ахматовой… Около часа ночи раздался резкий невыносимо явный стук в дверь». За Осипом пришли, — сказал я и пошел отворять.

«Снаружи стояли какие-то люди в штатских шинелях — их было, кажется, много. На долю секунды у меня мелькнула крошечная надежда, что это все-таки не то… Не говоря ни слова, ни минуты не колеблясь, но с непревзойденным мастерством и быстротой они прошли мимо меня (не толкаясь, впрочем), и квартира вдруг наполнилась людьми, уже проверяющими наши документы, проводящими руками по нашим бедрам точным отработанным движением и ощупывающим наши карманы. убедиться, что у нас нет спрятанного оружия. 0005

«М. вышел из большой комнаты. «Вы пришли за мной?» — спросил он. Один из агентов невысокого роста посмотрел на него с легкой улыбкой и сказал: — Ваши документы. М. вынул их из карманов, и, проверив их, агент вручил ему ордер, М. прочитал его и кивнул… Проверив наши бумаги, предъявив свой арест и убедившись, что сопротивления не будет, они начали обыск. квартира.

«Бродский рухнул на стул и сидел неподвижно… Наконец разрешили свободно ходить… Бродский вдруг очнулся, по-школьному поднял руку и попросил разрешения сходить в туалет. агент, руководивший обыском, посмотрел на него с презрением: «Можете идти домой», — сказал он… Тайная полиция презирала своих гражданских помощников. Бродскому, несомненно, было приказано сесть с нами в тот вечер на случай, если мы попытаемся уничтожить какие-либо рукописи, когда услышим стук в дверь».0005

Анна Ахматова

Анна Ахматова (1889-1966) была воплощением многострадальной и многострадальной русской поэтессы. Высокая, смуглая и экзотически красивая, она пережила большевистскую революцию, сталинский террор и 900-дневную нацистскую блокаду Ленинграда. Ее ученик Иосиф Бродский описал ее как «причитающую музу». О своей собственной жизни она сказала, что она «была написана Кафкой и действовала как Чаплин».

Ахматова основала движение ацемистов и написала приземленную любовную поэзию, которая пользовалась особой популярностью у женщин. На протяжении большей части карьеры советские власти заставляли ее молчать. Ее подруга Надежда Мандельштам сказала: «Сила Ахматовой заключалась в ее отказе принять неправду того времени, в котором она жила. Манера, в которой она произнесла свое «нет», была настоящим подвигом на неприятие».

Жизнь Анны Ахматовой

Дочь матери-татарки и отца, ненавидевшего поэзию, Ахматова не умела готовить, не умела шить и, хотя была красива, часто одевалась в рваную одежду. Она часто ела на ужин холодную вареную морковь и спала на полу под одним одеялом. Когда в гости приходили гости, она подавала им «одолженный» чайник и не имела ни вилок, ни ложек, чтобы дать им.

Решив остаться в России после большевистской революции, Ахматова пережила расстрел своего первого мужа, обвиненного большевиками в 1921 о том, что он контрреволюционер; арест ее третьего мужа, который привел к себе любовницу, и его окончательная смерть в сибирском лагере; многократные аресты и тюремное заключение ее единственного сына; почти голод во время блокады Ленинграда во время Второй мировой войны; и официальное осуждение: сначала в 1920-х, а затем в 1940-х годах.

У Ахматовой был короткий роман с художником Модильяни, она жила с сыном, любовником Николаем Пуниным и его бывшей женой. Между 1912 и 1915 годами она вершила суд в кафе «Бродячая собака», где собирались писатели и художники. Она привлекла столько же внимания сексуальными черными платьями и поэзией.

В кафе Stray Dog она написала:


«Мы здесь все пьяницы и шлюхи,
Какая мрачная наша компания.
На стене птицы и цветы
Стремятся увидеть небо…

О, какая боль, мое сердце разрывается
Скоро ли прозвенит мой смертный час?
Тот, кто танцует
Обязательно попадет в ад
»

Преследование Анны Ахматовой

При коммунистах Ахматова была исключена из Союза писателей. Ее дом прослушивался. Ей не разрешалось получать письма от зарубежных поклонников. Ее преследовали на улицах. Ее наемными помощниками были информаторы. Но она не сдалась.

Ахматова сослана Ташкент. В ее доме были арестованы ее сын Ли Гумилев и любовник Николай Пунин. После ареста сына в 1935 году Ахматова провела 17 месяцев за пределами центральной ленинградской тюрьмы, пытаясь выяснить, что с ним стало.

Описывая свои мысли в ожидании у ворот ГУЛАГа, в ожидании сына, Ахматова писала:


”…здесь, где я простояла триста часов
И где никогда, никогда не открывали мне двери.
Чтобы в блаженной смерти я не забыл
Скрежещущий крик Черных Марий,
Ужасные лязгающие ворота, старые
Женщина воет, как раненый зверь.
И пусть тает снег, как слезы
Из моих неподвижных бронзовых век,
И тюремные голуби надо мной воркуют
И корабли медленно плывут по Неве. “

В сталинские времена Ахматова жила преимущественно одна в маленькой комнате в Петербурге. Чтобы ее стихи не были уничтожены, она читала их перед близкими друзьями, которые запоминали, а затем сжигали рукописи. «Это было похоже на ритуал, — сказал один из ее друзей-поэтов. — Руки, спички и пепельница. Ритуал красивый и горький». Когда Ахматова умерла в 1966, улицы Санкт-Петербурга заполнены множеством скорбящих, многие с иронией радуются тому, что она пережила большинство своих мучителей,

Стихи Анны Ахматовой

Величайшее произведение Ахматовой «Реквием» представляет собой цикл стихов о жизни в Сталинский террор. Сопоставимый с ее собственным опытом, фильм о матери, пытающейся найти своего сына, отправленного в лагерь в сталинские годы. «Поэма без героя», над которой она работала последние 25 лет своей жизни, — загадочная автобиографическая поэма. Ее также помнят за ее семь «Северных элегий» (1921-64).

Известные строчки из «Реквиема» идут:


«Хотелось бы всех вас позвать по имени,
Но потеряли списки…
Я их помню всегда и везде,
И если закроют мой измученный рот,
Сквозь которые плачут миллионы моих людей,
Пусть и меня помнят…»

О расторжении брака писала:


«Он любил в жизни три вещи;
Вечерняя песня, писали павлины
Старая карта Америки.
Он ненавидел, когда дети плакали,
Он ненавидел чай с малиновым вареньем
И женские истерики.
…А я была его женой.

О бессоннице Ахматова писала: «По обеим сторонам подушки/ И уже жарко». На вечеринках она написала: «Это так весело, когда ты пьян / И твои истории не имеют смысла».

Иосиф Бродский: поэт-диссадант

Иосиф Бродский (1940–1986) получил Нобелевскую премию по литературе в 1987 году, когда ему было 50 лет. Он был известен не только своей поэзией, но и своей правозащитной деятельностью. Он сказал, что поэты приобрели в Советской России статус святых, потому что они помогли заполнить вакуум, образовавшийся в результате упадка религии и философии.

Бродский родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1940 году. Он бросил школу, когда был подростком. Его наставником была Анна Ахматова, которая считала его лучшим из молодых поэтов Советского Союза.

Проблемы с властями у Бродского начались почти сразу же, как он начал писать свои независимые стихи. Он не был членом союза писателей и не был признан правительством как официально санкционированный поэт. Поскольку он тратил свое время на писательство и не выполнял другую работу, его обвинили в том, что он «социальный паразит», который грабит общество и не выполняет свою долю работы.

На суде 1964 года Бродский был признан виновным в «тунеядстве» и приговорен к пяти годам каторжных работ в отдаленной Архангельской области. Дело Бродского привлекло международное внимание, когда стенограмма судебного процесса была тайно переправлена ​​на Запад. судья спрашивает его: «А кто сказал, что ты поэт? Кто включил тебя в число поэтов?» Бродский ответил: «Никто. Кто зачислил меня в ряды рода человеческого».0005

Бродский в изгнании

Возмущение интеллигенции США и Европы при поддержке Анны Ахматовой добилось досрочного освобождения Бродского из тюрьмы и разрешения на эмиграцию. Он был выслан из России советским правительством и больше никогда не видел своих родителей, хотя регулярно разговаривал с ними по телефону. Однажды он написал. «Я благодарен своим матери и отцу не только за то, что они подарили мне жизнь, но и за то, что они не смогли воспитать своего ребенка как раба».

Бродский впервые поехал в Вену и быстро стал звездным поэтом. В.Х. Оден вместе с Робертом Лоуэллом поставил молодого русского поэта на первое место на Международном фестивале поэзии в Лондоне. Бродский стал хорошим другом Симуса Хини, нобелевского лауреата поэта из Северной Ирландии, Дерека Уолкотта и Чеслава Милоша.

Бродский несколько лет преподавал в Мичиганском университете. После этого он переехал в Нью-Йорк и стал ведущей фигурой в движении поэзии нового космополитизма, неутомимым защитником прав человека и критиком западного либерализма. Он вышел из Американской академии искусств и литературы, когда туда был принят поэт Евгений Евтушенко, которого Бродский считал партийным халтурщиком.

В 1991 году, через четыре года после получения Нобелевской премии, Бродский был назван поэтом-лауреатом США. Бродский много лет боролся с болезнью сердца. Он умер в Нью-Йорке в возрасте 55 лет в январе 19 года.96. Он женился и имел ребенка. После его смерти телекомментатор сказал: «Он был единственным русским поэтом, который при жизни пользовался правом называться великим». Бродский был похоронен в Венеции, о которой он однажды написал: «Я никогда не буду владеть этим городом, кроме Я не возражаю, потому что он владеет мной».

Поэзия Бродского

Бродский однажды сказал, что пишет стихи, «чтобы получить кайф от языка». читать его стихи со «странным пульсирующим вибрато». «Часть речи» (1977) считается одним из его стихотворений. Его более поздним стихам не хватало интенсивности его ранних.

Описывая творчество Бродского, Свен Биркертс писал в «Нью-Йорк Таймс»: «Они внушают нам почти тревожное одиночество, объявляя человека почти совершенно одиноким во Вселенной — призрак Беккета, рассматривающий все вещи как бы посмертно… Его стандартная процедура — за исключением, конечно, — заключалась в том, чтобы отправить одинокого оратора в какое-то место, дать ему возможность поразмышлять о своем окружении, а затем рассуждать в том или ином ключе о метафизике жизни».

«В полуторной комнате» Бродского — очерк о его опыте жизни в маленькой коммунальной квартире с семьей в Санкт-Петербурге. Описывая решающий момент жизни, еще находясь в тюрьме, он писал: «Здесь, на холмах, под пустым небом, на дорогах, ведущих в лес, жизнь отходит в сторону в состоянии растерянности».

Стихи Бродского

Из «Лагуны» (1973):


«Гондола стучит о свои
причалов. Звук
отменяет себя, слух и слова
утонули,
как будто та нация, где среди
леса рук тиран
Состояние
проголосовал за своего единственного кандидата,
и слюна становится ледяной на языке»

Из «Колыбельной Кейп-Кода» (1975):


«Подо мной свернулась клубочком
реки серпантин, дороги зацвели
с пылью, пожелтевшие камни
и везде есть что поубавилось
мир
в формальной оппозиции, близкой и дальней,
выстроились в линию, как напечатано в книге, чтобы
закрыть, 9Армии 0021 репетировали свои игры в
сбалансированных строк
, и все города почернели, как икра».

Евгений Евтушенко и бардовское движение

Знаменитый полутерпимый поэт Евгений Евтушенко (1933 г.р.) считался «суперпоэтом» в 1960-х, 70-х и 80-х годах. Ему поклонялись миллионы, его чтения заполнили футбольные стадионы. Его авторитет был настолько велик, что даже КГБ и Коммунистическая партия не могли его тронуть. Он сочинял «звенящие, вызывающие» стихи, и его хвалили за талант и обаяние. После распада Советского Союза его авторитет упал, и о нем почти забыли.

Одно из самых известных стихотворений Евтушенко «Бабий Яр» посвящено евреям, уничтоженным нацистами на Украине, и советскому молчанию по этому поводу. Он также написал «Не умирай, пока не умрешь». Евтушенко наживался на своей славе, проводя поэтические чтения на Западе. Один из рецензентов на выступлении в Бостоне сказал, что он выглядел «как преуспевающий банкир-капиталист».

Бардовское движение было популярно в 1950-х и 60-х годах. Среди популярных поэтов-певцов, которые пели свои часто сатирические стихи, играя на гитаре, были Александр Галич, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Владимир Высоцкий был широко популярен в Советском Союзе, но ему было отказано в официальном признании из-за его иконоборческой лирики. *

Высоцкий был самым известным поэтом-певцом. Живя в Москве, он был героем подполья и имел огромное количество поклонников среди россиян из всех слоев общества. Его музыка распространялась частным образом на скопированных кассетах. Высоцкий любит петь об особенностях русской души. Многие из его песен были о выпивке, женщинах и драках. Он спился в 1980 году. Советское правительство разрешило десяткам тысяч людей присутствовать на его похоронах.

Другие великие русские поэты 20-го века включают Марину Цветаеву и Андрея Вознесенского (род. 1933), Геннадия Айги из Чувашии часто называют возможным лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Источники изображений:

Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Последнее обновление: май 2016 г.


От Пушкина к Путину: имперская идеология русской литературы

Русская классическая литература, переполненная бесчеловечным национализмом, сегодня читается тревожно знакомо

Владимир Ермоленко, Внешняя политика

27 июня 2022 г., 12:20

Последнее изменение: 27 июня 2022 г., 12:28

Владимир Ермоленко. Эскиз: ТБС

» >

Владимир Ермоленко. Эскиз: ТБС

902:33 Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.

А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.

Но за романтизмом начала 19 века скрывается нечто другое: холодная хватка империи. Самое известное стихотворение Лермонтова — «Мцыри» или «Послушник», написанное в 1839 году, — это идиллическое повествование о кавказском монахе, взятом в плен русским офицером в детстве. Ключевая эмоция стихотворения – чувство безысходности: Гордая и славная история народов Кавказа осталась в прошлом и ушла навсегда, а ностальгия главного героя по утраченному прошлому говорит нам о том, что он принадлежит к побежденной стороне человечества. В «Уланше», раннем непристойном стихотворении Лермонтова, он рассказывает о коллективном изнасиловании женщины русскими солдатами; в тексте, кажется, нет никаких видимых признаков симпатии к жертве. В другом стихотворении «Кавказец» («Кавказец») намекается, что настоящие кавказцы – не туземцы, а русские воины, завоевавшие регион в начале 19 века.20-го века — точно так же, как советских солдат, посланных для вторжения и оккупации Афганистана, в просторечии называли «афганцами».

Подобно тому, как Лермонтов построил имперскую, колониальную российскую перспективу на Кавказе, Пушкин сделал то же самое на Украине. Возьмем Полтаву, стихотворение Пушкина об Иване Мазепе, украинском гетмане, который восстал против тогдашнего царя Петра Великого, когда тот ужесточил контроль России над Украиной (и которого президент России Владимир Путин только что упомянул в речи о возвращении земель Российской империи). . Для украинцев Мазепа является символом национального сопротивления российскому господству и напоминанием о том, что царская Россия нарушила договор 17-го века, сохраняющий автономию казаков (будущих украинцев) в обмен на верность московитам (будущим русским). Для украинцев Питер нарушил сделку; для русских любые украинские претензии на автономию были предательством, как и для Путина сейчас. Пушкин придерживается русской точки зрения, изображая Мазепу развратным предателем, который «будет проливать кровь, как воду». Украинцев следует жалеть и презирать, говорится в стихотворении, как «друзей старых и кровавых времен».

Портрет А. С. Пушкина. Фото: BRIDGEMAN ART LIBRARY

«>

Портрет Александра Пушкина. Фото: BRIDGEMAN ART LIBRARY

Как только вы начнете искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, а молчание о последствиях.

Тот же самый посыл вы найдете в известной исторической повести русского писателя Николая Гоголя об Украине: Тарас Бульба. Когда Гоголь, украинец по происхождению, изменил свою идентичность на русскую имперскую, он потратил большую часть своего таланта на доказывают, что все украинское устарело и, главное, жестоко. По словам Гоголя, им нужна Российская империя, чтобы они могли стать цивилизованными»9.0005

Конечно, был и другой взгляд на вещи. Через несколько лет после того, как Гоголь и Пушкин создали свой образ украинского казачества как части отжившего и жестокого прошлого, Тарас Шевченко — украинский поэт, художник и национальный герой — говорил своим соотечественникам, что казачество антитираническое и прото- демократический дух был не пережитком прошлого, а предвестником будущего. Взгляд Шевченко на Кавказ также отличался от лермонтовского: не идиллический пейзаж, где романтизированное русское господство стерло историю, а очень драматическая сцена, где имперское насилие вызывает реки крови, а сопротивление сильно и бескомпромиссно. Боритеся-поборете («Сражайся, и ты победишь»), культовый лозунг Шевченко о восстании против тирании, взят из его стихотворения «Кавказ» («Кавказ») и в равной степени применим к кавказской и украинской борьбе против имперской власти России. Если лермонтовский Кавказ белоснежный, идиллически холодный и далекий от людских страданий, то шевченковский Кавказ кроваво-красный и погружен в борьбу человечества за свободу. Лермонтов пишет стихотворение о коллективном изнасиловании с точки зрения русских преступников; Вернувшийся образ Шевченко — это покровка, что по-украински означает «падшая женщина». Его провокационная религиозная поэма «Мария» («Мария») проводит параллель между украинкой-покрыткой, родившей внебрачного ребенка от московского солдата, возможно, после изнасилования, и матерью Иисуса — как одинокой, страдающей матерью. Сочувствие к женщинам, подвергшимся сексуальному насилию, — это ответ Шевченко на поэтизацию изнасилования Лермонтовым, где в обоих случаях преступник — русский, а жертва — побежденный субъект.

Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература переполнена империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях. Даже если произведение якобы сочувствует имперскому субъекту, как Тарас Бульба или Мцыри, эта эмпатия представляет собой романтическое представление о печальной судьбе субъекта — вечной отсталости и порабощении. В то время как европейский ориентализм создавал образ африканских и азиатских обществ как не имеющих истории, о которой стоило бы рассказывать, русская литература создавала образ Кавказа и Украины как обществ, чья жестокая история заслуживает забвения.

Параллели с сегодняшней российской завоевательной политикой глубоки и широки. Пушкинская «Клеветникам России» — замечательный образец антиевропейской брошюры, направляющей агрессивный русский империализм. Его отношение к польскому восстанию 1830–1831 годов в чем-то похоже на нынешний взгляд Кремля на так называемые цветные революции в бывшей советской империи. Пушкин открыто угрожает Европе войной («Не забыли ли мы еще завоевать?») и напоминает читателям о чудовищности русской мощи и завоеваний («От жарких колхидских степей до ледяных гор Финляндии»). От пушкинской идеологии до сегодняшней неоимперской риторики прямая связь. Одним из российских лозунгов во время российско-украинской войны было «мы можем повторить» — сознательное напоминание о прошлых разрушительных и захватнических войнах, чтобы запугать воображаемых врагов России. Точно так же русский поэт и современник Пушкина Федор Тютчев во время революций 1848 года в Европе прославлял Российскую империю как оплот Европы, препятствующий прорыву опасной демократии — точно так же, как Россия сегодня является авторитарной моделью (и сторонником) антидемократических взглядов. сил справа и слева в Европе.

Когда западные ученые представляют золотой век русской литературы XIX века как интеллектуальную борьбу между западниками и славянофилами, они упускают из виду националистические и империалистические подводные течения, общие для обоих. Даже так называемые западники верили в исключительность России, часто превращались в радикальных противников того, за что, по их мнению, выступала либеральная Европа, и часто лелеяли тираническую модель общества. Немногие авторы лучше иллюстрируют этот феномен, чем русский писатель Федор Достоевский, который в юности превратился из социалистического радикала в религиозного фундаменталиста в более позднем возрасте. Он классно сказал, что русские социалисты и коммунисты «не европейцы» и «в конце концов станут настоящими русскими» — другими словами, в конечном итоге отвергнут Запад. В романе «Бесы» Достоевский описывает западные идеи как «бесовские» соблазны, подлежащие осуждению.

Независимо от того, воспринимали ли эти писатели поверхностно западные идеи или нет, их этнонационалистическая, имперская призма помогла России привести к большей тирании, а не к меньшей. Сброшенные на российскую землю, даже западные прогрессивные идеи трансформировались в новую и более сильную тиранию — будь то при великом модернизаторе России Петре Великом или большевиках, чья убийственная тирания была построена на европейских социалистических идеях.

Все это продолжается и сегодня. Когда Россия уничтожила Чечню в 1999 г.0-х годов, спровоцировали искусственную сепаратистскую борьбу в Молдове и Грузии в 1990-х годах, вторглись в Грузию в 2008 году и вторглись на Украину в 2014 году, эти акты жестокости имели свою интеллектуальную основу в великих русских литературных классиках и отношении их авторов к колониям и завоеваниям империи. . Эти авторы и их произведения до сих пор говорят россиянам, что на землях, оккупированных русскими солдатами, уважать нечего. Когда Пушкин изображал украинских казаков кровавыми и жестокими, это был как раз 19 век.Версия сегодняшнего пропагандистского нарратива ХХ века об украинцах как о предполагаемых нацистах, чья историческая судьба — смерть и покорность. Когда Тютчев представляет Россию 19-го века как славного спасителя Европы от демократии, его вторит путинская борьба за свержение цветных революций на Украине и в других местах.

Конечно, русская культура не является единственной причиной русских преступлений, и связь между культурой и политикой никогда не бывает линейной. Но наивно думать, что русская культура невинна и свободна от империалистического дискурса, который веками был в основе российской политики. И хотя западные университеты изучают империализм и ориентализм в западном литературном каноне — на ум сразу же приходят писатели Гюстав Флобер, Редьярд Киплинг и Джозеф Конрад, — они почти полностью игнорируют подобные течения в литературе последней нереконструированной колониальной империи мира, которая борется с другой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *