Философские произведения лермонтова: Философские стихи Лермонтова Михаила Юрьевича

Философская лирика Лермонтова

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Философская лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни, о предназначении человека, о вечном противостоянии зла и добра, темного и светлого в личности каждого.

Философскую лирику Лермонтова можно разделить на три основных темы: библейская, тема борьбы противоположностей и поиск себя, гармонии жизни. Для каждой представленной темы характерны свои особенности и черты.

Образ Бога, богоборческие мотивы, проблема неверия – все это присуще библейской лирике поэта. Так, в стихотворении «Благодарность» лирический герой насмешливо благодарит Всевышнего за подаренную жизнь, которая кажется ему мучительной, тяжелой и горькой.

Герой обвиняет Бога «за горечь слез, за мучение страстей, за месть врагов и клевету друзей». Таким образом,  Бог представлен в стихотворении Лермонтова всесильным, но несправедливым. По мнению поэта, Господь повинен в человеческом несовершенстве. Такое суждение ярко противоречит библейскому вероучению. Такие мотивы слышны и в других стихотворениях Лермонтова: «Мой демон», «Я не ангелов и рая», «Земля и небо».

Однако не всегда лирический герой находится под властью неверия. Наступает время, когда он становится на путь, идущий к Богу. Его сердце снова наполняется верой. Лирический герой просит Всевышнего не обвинять его за то, что он так любит жизнь, наполненную страстями. И не карать его за заблуждения, которых он «бродит… далеко» от Бога (стихотворение «Молитва»). Таким образом, библейская лирика поэта наполнена тревожными исканиями души истиной верой.

Тема борьбы противоположностей, светлого и темного, добра и зла присуща философским стихотворениям поэта. Ярким примером такого противостояния является знаменитый «Парус». Лирический герой – белый одинокий парус, мечется средь волн и «просит бури», словно человек находящийся в плену земных страстей. Он одновременно жаждет новых потрясений – бурь, и в тоже время пытается обрести счастье. Так как эти понятия несовместимы, то душа продолжает метаться, искать и не находить выхода.

Как многие писатели и поэты, Лермонтов искал в себе гармонию с окружающим миром. И такая призрачная, хрустальная гармония показана поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Стихотворение наполнено возвышенными, нежными чувствами. Душа, природа и Бог сливаются воедино. Такие минуты способны преобразить жизнь лирического героя:

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..

Философская лирика Лермонтова — неоценимое достояние русской литературы. Поэт отвечает на вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, поисков себя и постижения счастья.

На основе рассуждений поэта можно сделать личные выводы о неповторимой красоте бытия.

2 вариант

Философия в темах затрагиваемых Лермонтовым совсем не редкая гостья.

Михаил Юрьевич Лермонтов описывался большинством критиков как ярчайший писатель своей эпохи. Также, большинство критиков, в том числе Ромашин, отмечали большие философские настроения, которые он развивает в своих произведениях.

Михаил Юрьевич сторониться всех наград и привилегий высшего общества. Ему больше по нраву простые русские вечерние гулянья и прекрасная природа. Также во всем его творчестве, как клинком,  проходит тема одиночества.

Он активно  развивает ее. Лермонтов действительно  не сильно радовался своей жизни. В раннем возрасте он потерял обоих родителей и по-сути остался сиротой. Все свое детство и дальнейшую жизнь он провел в дворянских домах и был лишен всех радостей простой и свободной жизни крестьянских людей, о чем он очень жалел.

Многие философские размышления автор пытается раскрыть через  тематику любовных чувств. Все жизнь Лермонтов искал чистую душою женщину, чтобы скрасить любовью с ней эту жизнь. О своих поисках он часто повествует в своих же произведениях. Он крайне озабочен этим вопросом, что совсем не удивительно.  Также интересно наблюдать заходом мысли Лермонтова и тем, как в его произведениях сплетаются любовь и одиночество.

Важную проблематику в жизни Лермонтова, которую он транслировал через свои произведения – это недопонимание его, как творца и народа. Он не противопоставляет себя ему, но показывает, что его идеи не нравятся населению и в том числе от этого он становится одиноким.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова под названием пророк также раскрывается именно эта тема. Лермонтов показывает, что общество не может принять идеи пророка о несовершенстве мира и изгоняют его. Пророк становится одиноким странником, но даже при всех тех неудобствах, что нанесли ему народ он все равно готов к самопожертвованию ради его спасения.

Философские идеи встроены в произведения Лермонтова одна за другой, и без них просто невозможно представить его творчество. Он определенно является выдающимся философом своего времени.  Своей, пусть и недолгой жизнью, он привнес через свои произведения множество новых философских идей.

Сочинение

Глубокой философией пронизано любое произведение Лермонтова. Его верно мечущаяся душа постоянно тоскует, но не может найти того, чтобы могло бы утолить печаль. Поэт страдает от желания найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники очерствели, чистота отношений и глубокой привязанности для них недоступна. Поэтому автор не может встретить вторую половину. Ему остается только рассуждать о смысле любви. Наблюдать за ней со стороны, мечтать о ней, но так и не прикоснуться к этому чувству. Множество стихотворений посвящены именно этим поискам.

Родину Лермонтов разделяет на обычный люд и дворян. Он не может найти себе место ни с теми, ни с другими. Поэтому презирает всех. И считает себя изгоем. В стихотворении «Пророк» это отношение явно заметно.

Автор видит все пороки общества, пытается показать их окружающим. Но его не признают, насмехаются над ним. Поэтому он, поникнув головой, вынужден влачить свое бренное существование. Четко прослеживается связь поэта с этим стихотворением. В образе пророка явно читается, что Лермонтов рассказывает о себе.

Он – покинутый странник. В его произведениях явно видны страдания и муки одиночества. Пока другие писатели посвящают свои работы поискам смысла жизни, рассуждениям, для чего был создан человек и мир в целом, Лермонтов ищет ответы на другие вопросы. Он обращается именно к себе, хочет узнать не о судьбе человечества, а о своей собственной жизни. Для него весь мир слишком тесен, нет в нем места для одного такого человека как автор. К этому выводу он приходит в стихотворении «Монолог». Он особо выделяет, что душа сильно подвержена порокам, что в мире нет места для любви и дружбы.

Поэт часто обращает свой взор к Богу, высшим силам. В его «Благодарности» явно видно, что он не рад дару жизни. Что существование гнетет его. Что Всевышний виновен в людских пороках. При этом в некоторых произведениях автор восторгается его творениями.

Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но не может стать его частью. Чувствовал он себя отверженным всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо и говорит, что веселее будет умереть, чем жить. Он – всеми униженный и отвергнутый вечный странник. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.

Рассуждение

Философия как особая форма восприятия мира была присуща всем представителям Золотого века. За писателями и поэтами ХІХ столетия даже утвердился статус пророков, жаждущих истины и гармонии, просвещающих и обучающих своих читателей. Михаил Юрьевич Лермонтов – таинственная «луна» на небосклоне русской литературы, представитель Золотого века, который был не только поэтом, но и философом по своей сути.

Он, слишком молодой, и слишком талантливый человек своей эпохи, искал золотую середину не только в своей поэзии, но и в личной жизни. Он, мятежен и тих, лиричен и резок, благочестив и порочен, порою трагичен, находился в постоянных философских размышлениях. О чем думал и писал гениальный поэт? Конечно же о человеке, об его внутренней борьбе, отношение к жизни, борьбе добра и зла, гармонии. Поэзия «Парус» именно о такой борьбе, поиске себя. Лирический герой «не ищет счастья, и не от счастия бежит», он мятежен и просит бури, но есть ли в бурях покой? Где золотая середина? Ее нужно искать. Ведь «под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…». Возможно, для кого-то счастье – это штиль и простое созерцание красоты, а кому-то нужен всплеск эмоций и буря.

В стихотворении «Пророк» Михаил Лермонтов поднимает проблему сложной жизни поэта и вечного странника, которого не смогло до конца понять и принять общество: «провозглашать я стал любви и правды чистые ученья. В меня все ближние мои бросали бешено каменья». И как следствие пишется стихотворение «Молитва», где лирический герой обессилен и печален, он просит Бога забрать у него талант, избавить «от страшной жажды песнопенья», он желает пойти трудным путем спасения и поиска истины. Но стоит ли боятся жизни? Ведь чаша бытия может быть пустой, без сладкого напитка под названием «мечта». М. Лермонтов сумел ответить на этот вопрос, написав стихотворение «Я жизни не боюсь». Устами лирического героя поэт говорит, что не стоит бояться жизни, ведь «своим бодрящим шумом она дает гореть, дает светиться думам».

Отдельное внимание также следует уделить библейской философии Михаила Лермонтова. В чем ее суть? Наверное, в борьбе добра и зла, светлого и темного начала в душе каждого человека. В стихотворении «Я не для ангелов и рая» лирический герой некоторое время борется с неверием в себя, темными силами, утверждая, что лишь всесильный Бог знает для чего он живет, страдая. Постепенно «темные» мотивы в стихотворениях Лермонтова поменялись на более светлые и жизнеутверждающие.   В стихотворении «Молитва» (В ми -нуту жизни трудную…) лирический герой от всего сердца твердит молитву и вдруг «с души, как бремя скатится сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко…».

 Следовательно, несмотря на все сомнения, человек тянется к всему светлому и прекрасному, и это дает надежду на лучшее.

10 класс

Также читают:

← Тема и идея поэмы «Мцыри» ← Описание природы в поэме Мцыри↑ ЛермонтовПочему Печорин разлюбил Бэлу с цитатой → Авторское отношение к Мцыри →

Картинка к сочинению Философская лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Примеры самовоспитания из литературы — аргументы для сочинения

    Центральное место во многих произведениях отечественной и зарубежной классики занимает проблема образования и воспитания. Очень часто из этих проблем выходит третья — проблема самовоспитания.

  • План рассказа Юшка Платонова 7 класс

    Рассказ идет о помощнике кузнеца, Ефиме, которого звали Юшкой. Был он старый, худой, болезненный и плохо видел, жил на кухне у хозяина кузницы, работал за еду и небольшое жалование. Он трудился целыми днями

  • Анализ Сказки о Красной шапочке Маяковского

    Владимира Маяковского всегда вдохновляли идеи революции, поэтому свержение царского режима он воспринял крайне позитивно. Поэт считал нормальными расправы крестьян над бывшим дворянским сословием

  • Сочинение по картине Портрет Милы Хабарова 7 класс

    Стоя перед полотном, зритель видит, что на нем изображен не какой-то знаменитый человек или ученный, а простая девочка. Исходя из названия картины, понимаешь, что она посвящена девочке и зовут ее Мила

  • Сочинение по трагедии Шекспира Ромео и Джульетта рассуждение

    Любовь не всегда приносит счастье влюблённым, особенно когда вмешиваются другие люди. Пусть и близкие родственники. И особенно, когда сильны предрассудки и родовая честь.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.

Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы — темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.

Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад — прошедшее ужасно; Гляжу вперед — так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.

Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен… этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».

В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» — шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет… Я один…», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы.

Подожди немного

Отдохнешь и ты.

Для Лермонтова оказываются неразрывна свя­занными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинс­кой, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу…». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей порази­тельно:

Уж не жду от жизни ничего я

И не жаль мне прошлого ничуть.

Я ищу свободы и покоя,

Я б хотел забыться и заснуть…

Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».

Мотив избранности, понимание внутреннего родства с трагическими героями своего времени, как мне представляется, — еще один аспект темы одино­чества. Лермонтов пишет:

Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время… может с тоскою глубокой…»

Но в ответ «чинара молодая» произносит сло­ва, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».

Мотивы одиночества и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».

Лирический герой произведения, провозглаша­ющий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мне­нию автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.

Один из известных русских поэтов Николай Гу­милев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя све­тилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцаю­щий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние ли­рика поэта сохранила и до наших дней.

UW Press — Как русские читают французов: Лермонтов, Достоевский, Толстой, Присцилла Мейер

Как русские читают французов
Лермонтов, Достоевский, Толстой
Присцилла Мейер

Лауреат Книжной премии Университета Южной Калифорнии в области литературы и культурологии, Американская ассоциация развития славистики

«Как русские читают французов» должна представлять интерес для более широкой аудитории, чем славянское сообщество , потому что наглядно демонстрирует превосходство отношения к межкультурному трафику как к диалогу, а не как к монологическому влиянию.
Майкл Холквист, Йельский университет, автор книги Диалогизм: Бахтин и его мир

Русские писатели XIX века вполне сознательно создание новой национальной литературной традиции. Они смотрели на себя западноевропейскими глазами, одновременно восхищаясь Европой и чувствуя себя ниже ее. Наиболее остро эта амбивалентность ощущалась по отношению к Франции, язык и культура которой формировали мир русской аристократии со времен Екатерины Великой.

В своих романах Михаил Лермонтов, Федор Достоевский и Лев Толстой ответил французским реалистам тем, что поставил французские произведения в диалог с русскими и библейскими текстами. Отвечая французским романам пушкинской прозой и евангелиями, русские авторы создавали нравственно-философские произведения искусства, основанные на духовных ценностях, которые, по их мнению, были утеряны французами. Мейер утверждает, что каждый из этих великих русских авторов берет французскую традицию как тезис, предлагает свою собственную антитезу и создает в своем романе синтез, призванный создать подлинно русскую национальную традицию, в диалоге с западными образцами, а не в имитации.

Мейер ловко переплетает точные наброски исторических контекстов, тщательное исследование литературных подтекстов, звуковое изложение французского интертекста и новые проницательные прочтения канонических русских текстов. Эта книга окажется бесценной для всех, кто интересуется литературной культурой девятнадцатого века. Уильям Миллс Тодд III, Гарвардский университет

.

«Проанализировав Медный всадник Пушкина, Шинель Гоголя, Герой нашего времени Лермонтова , Преступление и наказание Достоевского и Анна Каренина Толстого в их диалога с европейской традицией, книга дает новый взгляд на генезис основных русских текстов». — Ксана Бланк, Slavic & East European Journal

Присцилла Мейер, профессор русского языка в Уэслианском университете и автор книги «Найди моряка». Спрятался: Бледный огонь Владимира Набокова.

Видео, где автор обсуждает Как русские читают французов доступно на этом видео на YouTube.

Запросы представителей СМИ и книготорговцев относительно обзоров, мероприятий и интервью можно направлять в отдел рекламы по адресу [email protected] или по телефону (608) 263-0734. (Если вы хотите изучить книгу на предмет возможного использования в курсе, см. нашу страницу «Учебники». Если вы хотите изучить книгу на предмет возможного лицензирования прав, см. Права и разрешения.)

ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ В МЯГКОЙ ОБЛОЖКЕ
Май 2010 г.
ЛК: 2008012316 ПГ
296 стр. 6 x 9   10 ч/б илл.


Бумага $29,95 s
ISBN 978-0-299-22934-4
ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ
 



• Лауреат книжной премии USC 2009 г. в Литературоведение и культурология от Американская ассоциация развития славистики

«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова по роману

«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова как повесть-повесть

Полный текст (PDF)

Еремеев Александр Евгеньевич

Подробнее

Аннотация

В статье проанализирована жанрово-стилевая природа литературного произведения Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Творчество известного русского писателя осмыслялось в контексте русской философской прозы, в частности, через призму повествовательного опыта Александра Герцена. Единство жанровых особенностей и философского характера русской прозы 1830-1840-х годов представлено как разные уровни общего историко-литературного процесса в русской традиции XIX в.век. В статье также проведено сравнение литературного произведения «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова с произведением «Записки юноши» Александра Герцена. Авторы использовали сравнительно-литературоведческий и литературно-аналитический методы. Авторы предложили новую жанровую концепцию – «романную повесть», которая в полной мере охарактеризовала произведение «Герой нашего времени». В статье обосновано сходство литературных произведений М. Лермонтова и А. Герцена, обусловленное соответствующими тенденциями развития литературы и личности XIX в.век.

Ключевые слова

  • Философская проза
  • биографический жанр
  • сюжетная проблема
  • проза
  • поэтика
  • классическая литература

Лицензия

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.

Тип статьи: исследовательская статья

INT ELECT J MATH ED, 2016, том 11, выпуск 5, 1419-1425

Дата публикации: 04 авг 2016

Просмотры статьи: 2754

Загрузка статей: 4129

Открытый доступ Рекомендации Как цитировать эту статью

АПА

Еремеев А.Е. (2016). «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова как повесть-повесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *