Философские идеи леонардо да винчи: Философия Леонардо Да Винчи

Философия Леонардо Да Винчи

Оглавление.

  1. Введение;
  2. Общая Характеристика Великой Эпохи;
  3. Леонардо Да Винчи, о нем;
  4. Философия Леонардо Да Винчи;
  5. Заключение;
  6. Список литературы. 

1.Введение.

«Величайший прогрессивный переворот» каким явилась, по определению Ф.Энгельса , эпоха Возрождения , ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов» , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томазы Компанеллы, чтобы представить себе глубину , богатство и многообразие философской мысли 14- 15 вв1.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи справедливо рассматривается  как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.. Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания.

Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской  мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателей  эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи

«Взгляни  на свет и вглядись в его  красоту. Мигни глазом, глядя на  него, — тот свет, который ты видишь, раньше не был, и того, который  был, теперь уже нет. Что  его воссоздает, если создатель  непрерывно умирает?»2

Поразительная фраза, подобных которой немало в записках Леонардо да Винчи, но, главное, в ней приоткрывается тайна восприятия бытия, мира, космоса  этим, в общем-то, закрытым для окружавших его людей, мыслителем.

Для истории философской  мысли эпохи Возрождения 

феномен  Леонардо интересен прежде всего  как проявление определенных тенденций  ее развития. Разрозненные заметки  общефилософского и методологического  характера, затерянные среди тысяч  столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, художественного творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования. 
 

2. Общая характеристика  великой эпохи

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Сами деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет не движение цивилизации  против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.

3

Эпоха Возрождения – это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает  убеждение в том, что человек  – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало  заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель  Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для  лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.4

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным  идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно  перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как  индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое  и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые  врожденные идеи, ли как-то, что человек  содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление  о человеке как малом космосе  выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих  философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

Следствием возросшего интереса к  классической культуре стало также  изучение античных текстов и использование  языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».

Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом  церкви. Возникли новые школы и  университеты, проводились естественнонаучные и медицинские эксперименты.

В архитектуре ведущую роль стали  играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя  ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали своим постройкам величественную ясность гармоничность и 

соразмерность  человеку.5

Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию  мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники  начали использовать перспективу, отказавшись  от плоскостного изображения. Объектами  искусства стали человеческое тело (в т.ч. обнаженное), классические и  современные сюжеты, а также религиозные  темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро  дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.

В Италии зарождались капиталистические  отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между  городами-государствами. Научные и  технические открытия, такие, как  изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о  которых было сказано выше. Важнейшая  особенность философии 

Возрождения  – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная  черта – создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья  теоцентрична, то характерная особенность  философской мысли Возрождения  – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами.

6

Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр  как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм как фокус мировоззрения  гуманистов означал замену понятия  обожения как одного из основных понятий  религиозно-аскетического мировоззрения  средневековья понятием обожествления  человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей.

3. Леонардо да Винчи, о нем

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), между Флоренцией и Пизой, 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса, которому едва ли исполнилось 23 года и крестьянской девушки Катерины. В 1457году отец забирает Леонардо в поместье Винчи и вскоре женится на другой девушке. Воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете.

О первых годах обучения известно мало. В  1470 , или чуть позже Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 году Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 году он все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером.7

К 1480 году Леонардо да Винчи уже  получал крупные заказы, однако в 1482 году он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и  военный эксперт, а также как  художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, — это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

После изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами в 1499 году Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513 году, как и в 1499 году, его покровители были изгнаны из Милана.

Леонардо да Винчи уехал в  Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических  исследований, Леонардо возился с  экспериментами и идеями, которые  ни к чему не приводили.

Французы, сначала Людовик XII, а  затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно «Тайной вечерей» Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 году Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Бенвенуто Челлини ясно, что его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.8

 

О нем.

 

Леонардо да Винчи полностью  отдавался своей работе. В описании Вазари работ Леонардо явно ощущается восхищение  к нему, он говорит, что «ни один божий талант не смог бы создать ничего более совершенного». В работах да Винчи наблюдается абсолютная точность, любовь к деталям , внимательность к самым незначительным мелочам – он прорисовывал и оживлял каждую мелочь. Естественнонаучные познания художника начинают уже соединяться в какие-то замысловатые фантазии, реальные в своих подробностях, химерические по своей сложности и, быть может, вполне современные для Ренессанса по своей внешней теме. Иногда в таких темах Леонардо да Вирнчи возвышался до неслыханной виртуозности , достигая ошеломляющий эффект. Так, он сделал голову Медузы – с необычайным сплетением змей вместо волос, не поддающимся никакому описанию. «Можно сказать с полной уверенностью, что змеи казались эти столь же живыми , как вода, травы и животные в других его юношеских опытах».9

Однажды Петро да Винчи , отец Леонардо передал сыну круглый  щит из фигового дерева с просьбой расписать его по своему усмотрению. Леонардо тщательно обработал поверхность  щита, залил ее гипсом и стал придумывать  что бы изобразить на нем особо  страшного и чудовищного. Он собрал  в своей рабочей комнате, куда никто не допускался огромное множество  ящериц, бабочек, сверчков, омаров, летучих мышей. Из всех этих животных он сделал одно невероятное сочетание , представив страшное чудовище, которое изрыгает яд из пасти , огонь из глаз, дым из носа. Мастерская художника наполнялась удушливым смардом от издыхающих живых тварей, но Леонардо не чувствовал этого, — «из великой любви к искусству». Когда отец Пьер Винчи увидел результат стараний сына – он с ужасом отшатнулся.

Леонардо да Винчи — философия, цитаты

Леонардо да Винчи

(1452-1519)

«Многие будут считать правомерным упрекать меня, указывая, что мои доказательства противоречат авторитету некоторых ученых, находящихся в большом почете …, не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который и является истинным учителем»

Леонардо родился в семье довольно богатого нотариуса и простой крестьянки в городке Винчи близ Флоренции. Заметив незаурядные способности сына, отец — Пьеро да Винчи — отдал его на обучение в мастерскую знаменитого скульптора и художника А. Верроккио. Здесь хозяйничал дух поиска и творчества, смелого художественного эксперимента, основанного на глубоких знаниях в области математики, перспективы, анатомии. Здесь училась наиболее одаренная молодежь. Здесь зрощувалась любовь к человеку и природе, точного воспроизведения действительности, к труду и культуры, через освоение которой формировался характер будущего гения.

Со временем 28-летний юноша имел свою собственную мастерскую. Он тонко чувствовал цвета, мечтал о будущем, пытался проникнуть в вечное и отразить его кистью. Большинство своих произведений художник посвятил восстановлению религиозных сюжетов. Первой серьезной работой Леонардо стала неоконченная картина «Поклонение волхвов». Далее были «Дама с горностаем», «Портрет музыканта», «Мадонна Литта», «Мадонна с цветком», знаменитые «Тайная вечеря» и «Джоконда».

Работы художника стали своеобразным продолжением свободолюбивых и человеколюбивых художественно-философских исканий Данте Алигьери, Марсилио из Падуи, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и Лоренцо Балла. Знаменитый портрет «Джоконда» воспроизводит невиданную до жизненность и глубину человечности; грандиозное фреска «Тайная вечеря», созданная художником для монастыря Санта-Мария делла Грацие, изображает правдивые жизненные устремления людей, стоящих на пороге постижения линии между «добром» (святостью) и «злом» (предательством) небольшое по размеру полотно «Манон на Литта» очаровывает глубиной жизнелюбия, неисчерпаемостью человеческих сил и стремлений к утверждению себя в этом реальном мире Эти произведения принесли Леонардо да Винчи мировую славу.

Одаренность натуры Леонардо, казалось, не знала границ. Он был гениальным художником, талантливым ученым, философом, конструктором. Леонардо, в частности сконструировал крутящий станок на несколько веретен, волочильных машину, станки для нарезания винтов, шлифовки стекла водоподъемную машину. Кроме этого, Леонардо да Винчи оставил интересные соображения в области оптики, геологии, механики, ботаники, медицины. Его перу принадлежат интересные философские трактаты. Мощное воздействие на художественную литературу Италии и других стран оказали художественно-теоретические размышления и установки Леонардо да Винчи. Его «Книга о живописи» была одной из первых работ, которая теоретически обосновывала статус искусства как одного из важных средств познания мира, воспроизведения и созерцания красоты природы и ее совершенного творения — человека. Как правило, Леонардо вел записи своих мыслей довольно хаотично, с целью впоследствии привести их в надлежащую систему. Писал он левой рукой, причем, от правой до левой стороны листа. Читать эти «леворукие» записи, к тому же, пересыпанные различными математическими формулами, чертежами технических систем и приборов, архитектурных проектов и геометрических фигур, художественных рисунков, многочисленных изображений машин и инструментов, можно только с помощью зеркала. Понять их еще труднее. Целые страницы упражнений с латыни чередуются с гениальными научными предсказаниями, свободные анекдоты — с глубокими размышлениями по философии, каллиграфия — с затейливыми математическими выкладками. И все же, за хаотичным россыпью слов четко просматривается глубокая философская мудрость гения об экспериментальном познания природы и ее глубинную тайну, закрытую для проницательного взгляда исследователя, о Человеке и Космос, свет и тень, добро и зло, справедливость и ненависть. Есть все основания считать, что Леонардо да Винчи хотел обобщить эти записи завершенным трактатом в виде книги. Однако этот замысел остался неосуществленным. Ученому мешал энциклопедизм и чрезмерный талант, втягивал его во все новое и новое поле деятельности. Грандиозный проект энциклопедии системы «вещей природы» остался незавершенным.

Возможно, именно поэтому философские взгляды Леонардо да Винчи являются противоречивыми. Ученый и философ ратовал за научное познание природы, решительно боролся против теологии и схоластики, астрологии и алхимии, называл рассуждения схоластов софистикой. «Огонь истребляет ложь, то есть софистах, и являет истину, разгоняя тьму, — писал Леонардо да Винчи. — Огонь предназначен истреблять всякого софистах и есть изъяснитель и истолкователь истины, ибо он — свет, Который рассеивает тьму, скрывающую сущность вещей. Огонь разрушает всякого софистах, то есть обман, и один являет истину, то есть золото »(Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1. — М.-Л., 1935. — С. 54).

Ученый и философ выступал против духовной диктатуры католической церкви, саркастически отзывался о «теоретических» работ церковников, развенчивал монахов, подчеркивая, что они торгуют раем, обирают доверчивых людей. Интересны взгляды Леонардо да Винчи по проблемам природы Земли и общей мироздания. Он отвергал средневековые представления о Земле как центр Космоса, отмечал, что она находится «в центре стихий Своих, ей близких и с ней соединенных» (Там же. — С. 199). Земля, за пониманием ученого, — это звезда, почти подобная Луне.

Леонардо да Винчи подчеркивал значение опытного (экспериментального) познания природы, человека, окружающего мира. С помощью одних только «книжных знаний», отмечал мыслитель, к истине добраться невозможно; необходимо опираться на опыт, который является действительной основой науки. Задача последней — через опоры на опыт отыскать истинные причины всеобщей связи природных явлений. «Мне кажется, — писал философ, — что то науки пусты и Полны ошибок, Которые НЕ порождены опытом, отцом всякой достоверности, и Которые НЕ кончаются в очевидном опыте, т.е. если их начало, или середина, или конец не проходят ни через одно из пяти чувств »(Леонардо да Винчи. Книга о живописи. — М., MCMXXXIV. — С. 81).

Человека Леонардо да Винчи рассматривал как микрокосмос, концентрирует в себе целый мир. Познавая человека-устройство и пропорции тела, красоту мышц, индивидуальность физиологии, а главное — глубину и неповторимость души, подчеркивал мыслитель, искусство проникает в тайну природы и общественного бытия людей, воссоздает красоту жизни и тем самым поднимает их жизненные силы, активность, оптимизм. Этот вывод не только не отрицал средневековую ориентацию на умеренность и аскезу, но и начал новый тип мировоззрения, философии и культуры, сущность которых охватывалась одним словом — человеколюбие, то есть гуманизм.


Леонардо да Винчи как философ

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателя эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи ( родился в 1452г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни – во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.

Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

«Занимаясь философией явлений природы, — рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, — он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания

Знание богословов.

Знание, не опирающееся на ощущение и опыт,не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.

Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.

К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.

Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.

Обращение к опыту как источнику познания – не декларация. Скорее напротив – оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу.

В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях.

Философия Леонардо Да Винчи

 

О том, как Леонардо отдавался  своей работе не замечая ничего вокруг, слагали шутки, который содействовали  его славе – славе всемогущего  чародея . иногда Леонардо проводил веселые  для него опыты над спящими  людьми, устраивая приборы, которые  неожиданно поднимали изголовье  кровати

Так среди разнообразных  занятий почти не вообразимых  по своей ширине , складывалась жизнь  молодого художника. Школа Вероккио в лице Леонардо приобрела могучую  силу для переработки общепринятых эстетических понятий. Никто из школы Вероккио , которая воздвигала свои эстетическое образование на строго научной основе , не произнес ни одного подозрительного слова, не положил на полотно ни одной черты «явно возмутительной для нравственного чувства , но эти странные лица с двусмысленными улыбками и острыми взглядами были окружены какой то атмосферой разложения, зарождения демоническими настроениями одних и приводили в неудовлетворение других.

Никаких обличительных достоверных  доказательств не было,а между  тем над Леонардо да Винчи уже  повисла скверная хула, приведшая его на скамью подсудимых . В1476г  Леонардо был привлечен к уголовной ответственности по анонимному обвинению в мужеложстве с Якопо Сальтарелло , известным своей извращенностью , который якобы в последнее время стал угождать Леонардо. По судебному приговору обвиняемый был оправдан, однако слух об «отношениях»  Леонардо с Якопо ходили еще долго. Хотя Леонардо отрицал и писал в летучей сестенции об отношениях полов , где говорил что людям подобает следовать законам природы, настораживает то, что изящный и красивый Леонардо никогда не был замечем с представительницами прекрасного пола  и ни один из его биографов даже намеком не указывал на его сердечные увлечения.10 

4.ФИЛОСОФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Для истории философской мысли  эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч  столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, художественного творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого  распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием    не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.        

Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального   выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого  Леонардо была несомненно боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо  со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами,строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.      

Стремление охватить все богатство  и разнообразие природных явлений  в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных  неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.       

«Занимаясь философией явлений  природы, — рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, — он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениямсолнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.        

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания

Знание богословов.       

Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.       

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.        

Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души,Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.  

К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же  выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся  на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других  колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.11        

Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

Леонардо черпал и из литературы, и из природы, но всегда на первом месте  была у него природа, опыт, проверка выдвинутых положений.Причиной тому было не недостаточное знание латыни и  не полное незнание греческого языка, но сам метод подхода к проблеме. Леонардо был противником средневековой  схоластики там, где она ограничивалась формальной схемой, противником гуманистической эрудиции там, где она ограничивалась чисто словесной мишурой, противником квазиученых занятий типа алхимических экспериментов. Он писал гневные строки по поводу пустопорожних абстрактно-схематических споров: «. . .хотя бы я и не умел хорошо, как они, ссылаться на авторов, гораздо более великая и достойная вещь при их чтении — ссылаться на опыт наставника их наставников. Они расхаживают напыщенные и важные, разряженные и разукрашенные не своими, а чужими трудами, а мои труды, созданные мной самим, не учитывают, и если меня, изобретателя, не признают, как делает большинство из них, то эти, не изобретатели, а трубачи _и пересказчики чужих трудов, да будут осуждены».» Здесь Леонардо выступает не против эрудиции гуманистов, а против гуманистов-риториков, ученых-цитатчиков, безукоснительных поклонников традиционных авторитетов средневековья. Как человек новой эпохи и новой культуры, он противопоставляет пустоте бездумной эрудиции проницательное наблюдение, опыт, реальный смысл. Он поет гимн глазу, разуму, руке, труду. Победа там, где опыт и математический расчет, а не там, где чисто словесный спор!

В отличие от гуманистов-филологов  Леонардо именовал себя «человеком необразованным» (Ото sanza lettere), но он по-своему аргументированно «критиковал схоластику во имя Возрождения, филологический гуманизм — во имя науки, идеалистические проявления флорентийского платонизма — во имя опыта».18 Авторитет природы и опыта всегда был для него выше авторитета любого автора, что вовсе не означало отказа читать и изучать различных авторов.

Леонардо во многом обязан трудам Кристофоро Ландино, другу и  почитателю Фичино, переводчику «Естественной  истории» Плиния, которую Леонардо внимательно изучал. Беседовал Леонардо и с византийским ученым Аргиропуло, тонким комментатором греческих  текстов Аристотеля и, что было крайне важно для Леонардо, — его «Физики». Немалую роль в становлении Леонардо мог сыграть и Паоло Тосканелли — первоклассный ученый в области  физики, математики, астрономии, географии, которого Леонардо упоминает в Атлантическом кодексе. Там же можно найти единственное свидетельство непосредственного знакомства с сочинениями Альберта Великого, к которому Леонардо обращался в большей мере через посредников и комментаторов. И наконец, Марсилио Фичино, глава флорентийского неоплатонизма. Леонардо были близки те его занятия и теории, которые имели отношение к медицине, гигиене, проблемам физики, перспективы, света. Некоторые положения Леонардо явно выросли из философской теории Фичино: таков тезис о духовном источнике силы, об искусстве человека как подражателя природы, о единстве науки художника с наукой природы; таков математико-геометрический принцип исследования и экспериментирования. Флорентийская неоплатоническая концепция признает за математикой функцию посредника между идеей и материей. Математические размышления и наука Леонардо окрашены в тона этой концепции.20 Леонардо был не самым первым и не единственным открывателем экспериментального метода, нового подхода к явлениям природы, но он благодаря своей гениальной интуиции и упорному труду исследователя-экспериментатора углубил ценные положения и теории, сформулированные до него. Экспериментальная наука и новая философия придут с Бэконом и Галилеем.

Если Гарен подчеркивает большое значение для мышления Леонардо фичиновского неоплатонизма, что имеет  определенные основания, то нельзя в  связи с этим не напомнить тонкое наблюдение советского ученого В. П. Зубова.21 Леонардо обращался не только к трактату Фичино «О бессмертии души», но и к «Морганту» Луиджи Пульчи, который в своей поэме насмехался над теми, кто спорит, откуда выходит душа и куда она входит. Эти насмешки вызывали святой гнев Фичино и одобрение Леонардо, который считал, что, «если мы подвергали сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются». Направленность Леонардо ближе к Пульчи, книгу которого он держал в своей библиотеке, как и Фичино, Которого знал и изучал. Сомнение Леонардо означало не безоговорочное отрицание, а повод к размышлению.

Леонардо являлся не только критиком, справедливо отрицающим жизненную  и научную ценность «неощутимых  явлении», но прежде всего творческой и мыслящей фигурой качественно  нового этапа Возрождения. Он признает «божественную причинность» и «божественную  гармонию», но пытается обосновать ее в тесной связи с материальным миром. Леонардо рассматривает красоту  как отражение бога, но находит  ее сущность в пропорциональности и  соразмерности формы предметов  и тел, т. е. в закономерности, присущей материальному миру. Он остается в  границах опыта — «наставника  наставников», лишь абстрактно признавая  божественное начало мира. Фактически бог вынесен у Леонардо да Винчи  за пределы конкретного материального  окружения и существует как формула. В этом можно видеть величайшее достижение передовой возрожденческой мысли  начала XVI в. не только на практике, но и  в теории, обходившейся без бога, хотя и редко доходившей до философских  обобщений.

 

4.Заключение

Смысл и величайшая ценность наследия Леонардо для потомков в  том, что оно неоспоримо подтверждает безграничные возможности человека, наделенного духом и разумом, творить, продолжать процесс сотворения мира. По Леонардо первоосновой продолжения  сотворения мира может быть только постижение природных явлений, постижение как чувственное, так и интеллектуальное. Именно этот дар позволил Леонардо проявить себя многогранно. За свои 67 лет  он сумел быть художником, архитектором, ученым во многих отраслях (механике, математике, анатомии, астрологии, геодезии). Научные  интересы Леонардо были безграничны. Его  заметки отражают занятия автора математикой и физикой в различных  ее ответвлениях (механикой, оптикой, гидравликой), астрономией, геодезией и картографией, ботаникой, физиологией и анатомией. Эпоха Леонардо была не готова использовать все его прозрения в области  техники, однако инженерная практика через 250-300 лет после жизни Леонардо подтвердила правоту и гениальность его разработок.

Многие поколения ученых пытались проникнуть в секреты и  таинства его творчества. Леонардо сам помог им в этом, записывая  свои наблюдения и размышления и  оставив их в наследство людям. Вот  в чем главный секрет Леонардо: нужно учиться понимать окружающую природу, понимать и чувствовать  цвет и форму объектов и растений, почувствовать реку и ветер как  живые существа, ощутить полет  птиц как движение своего тела, понять и человеческое тело как произведение архитектора и инженера. на язык цифр и пропорций.

Леонардо да Винчи неотделим  от своей родины — Италии и своей  исторической эпохи — эпохи Возрождения, ставшей уникальной главой в истории  европейской и мировой цивилизации. Имя Леонардо в числе имен тех, кто эту эпоху воплотил и впоследствии стал ее символом.

 

6. Список Литературы.

1 А.Х.Горнфугель. Философия эпохи возрождения Москва «высшая школа» 1980

2 Волынский Д. «Жизнь Леонардо да Винчи»

3 Шестаков В. «Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы» ,Нестор 2007

4 В.И. Рутенбург « Титаны Возрождения», изд. «Наука»  Ленинград 1976

5 Тина Золотова «Леонардо да Винчи» М.: Магма 2007

6 Алексей Гастеев « Леонардо да Винчи» М. : Молодая гвардия 2003

7 Джорджио Вазари , жизнеописание Леонардо да винчи,

8 В.В. Соколов « Европейская философия 15-18 веков» М.: 2003

7 Л.М. Брагин « Леонардо да Винчи и культура эпохи возрождения»

8 В.Н. Прокофьев «мастера классического искусства запада», изд. «Наука» 1983г

9 А. Волынский «Жизнь Леонардо да Винчи» М.: Алгоритм 1997г

10 Баткин Л.М. «Итальянское Возрождение  в поисках индивидуальности.» М.: наука 1989

Философия Возрождения Леонардо да Винчи :: SYL.ru

Особенности философии эпохи Возрождения

Примерно в начале четырнадцатого века сначала в Италии, а потом и буквально во всем мире началась новая эпоха – Ренессанса или Возрождения. В то далекое время коснулась почти всех сфер жизни людей. Философия Возрождения очень отличалась и отличается от таковой в Средние века. Основные изменения касались человека, его места и роли в мире, а также познания и глубокого изучения природы. Деятели Ренессанса возрождали научные теории и художественные принципы своих предшественников в Древнем Риме и Греции.

Философия Возрождения немного отодвигала религию с переднего плана во всех сферах. Новая эпоха подарила миру огромное количество выдающихся людей – философов, художников, скульпторов, талантливых ученых и инженеров. Возможно, самым известным из них можно считать Леонардо да Винчи.

Художник из провинции

Леонардо родился в небольшом селении Винчи, расположенном не очень далеко от Флоренции. Уже с самого раннего детства его интересовала природа и живопись. Он не выходил из дома без свертка бумаги и всегда делал зарисовки – птиц, животных, деревьев, людей. Делал огромное количество эскизов, большая часть которых комкалась и выбрасывалась им же. Его всегда занимали мелкие детали, и он постоянно хотел добраться до самой сути – строения листика дерева, мышц лошади, глаз стрекозы. Леонардо да Винчи был безумно счастлив, когда отец отправил его на учебу во Флоренцию к одному из лучших художников и скульпторов Италии того времени.

Философия Возрождения художника

Обучаясь с удовольствием мастерству рисования, графики и скульптуры, Леонардо да Винчи не переставал интересоваться наукой и не упускал возможности поговорить с известными флорентийскими географами, инженерами, медиками. Он с невероятным интересом впитывал в себя все, что они говорили. Параллельно с этим в голове у гения возникало множество образов – и он сразу же делал новые зарисовки. Леонардо да Винчи интересовался в первую очередь людьми. Он смотрел на них на рынке, на улице, в маленьких двориках. Он невероятно точно запоминал и зарисовывал выражения глаз, морщины на лбу, положения рук и складки на одежде. Позже эти образы Леонардо да Винчи использовал в своих картинах. Рисуя «Мадонну с Младенцем», он изображал не божественные («неживые», как он говорил) образы, а настоящих людей – молодую заботливую женщину и маленького ребенка. То же можно сказать и обо всех его картинах. Будь то изображения известных личностей, библейских фигур – там живые люди с их земными эмоциями и чертами.

В этом и состояла своя философия Возрождения гениального художника, ставшая потом и всеобщей в то великое время.

Художник, скульптор, инженер и конструктор

Философия Средневековья и эпохи Возрождения отличались еще и тем, что в первом случае знатным феодалам не хотелось обременять себя «ненужными» растратами для сооружения различных машин, которые значительно упрощали бы труд и жизнь людей. Леонардо да Винчи, будучи мастером живописи и скульптуры, был еще и невероятно талантливым техником. Изучив основы инженерии, он создавал (к сожалению, в основном только на бумаге) большое количество оросительных сооружений, летательных аппаратов и оружия. Если бы философия Возрождения Леонардо да Винчи и его технические решения «дошли» до людей немного раньше, то, будьте уверены, человечество в своем развитии в то и в настоящее время было на несколько уровней выше.

Леонардо да Винчи как философ

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателя эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.
Титаническая фигура Леонардо да Винчи ( родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни – во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала «Героического человека».
Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.
Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле «для себя», зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.
Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.
Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.
«Занимаясь философией явлений природы, — рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, — он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.
Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания
Знание богословов.
Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.
Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.
Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.
К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики «некромантов» и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.
Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».
Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.
Обращение к опыту как источнику познания – не декларация. Скорее напротив – оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу.
В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях. 

Дата добавления: 23.06.2000

Леонардо да Винчи

Леонардо – художник

Замечание 1

Творчество Леонардо из небольшого тосканского города Винчи является одной из культурных вершин эпохи Возрождения.

Леонардо — разносторонний гений. Из семьи нотариуса и крестьянки. Он был блестящим художником, выдающимся инженером, опередившим свое время, конструктором различных машин, знатоком анатомии и физики, скульптором и архитектором, глубоким мыслителем и литератором. Леонардо – это воплощение всесторонне развитой личности, ее гуманистического идеала. Ум Леонардо да Винчи стремился к новаторству, пересмотру области естественных наук, к их симбиозу с искусством.

Многие из его грандиозных проектов и начинаний не были завершены по причине высокой требовательности к собственному творчеству и из-за неблагоприятных обстоятельств разного рода. Так неоконченной осталась работа «Поклонение волхвов»; погибла конная статуя миланского правителя Лодовика Сфорца в начале Итальянских войн, которую Леонардо создал в глине и планировал отлить затем в бронзе; практически разрушена фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария в Милане. От многочисленных научных трудов остались только разрозненные заметки, в которых зафиксированы главные идеи, наблюдения, обрывки мыслей и поразительные рисунки, отразившие размышления и гениальные догадки ученого.

Готовые работы на аналогичную тему

Наследие Леонардо положило начало искусству Высокого Возрождения, к нему относятся «Мадонна в скалах», изображение Моны Лизы — знаменитая картина «Джоконда», «Битва при Ангьяри», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и другие полотна, а также макеты механизмов

Осталось много рисунков Леонардо, которые сделаны сангиной, цветными мелками и пастелью, а также серебряным карандашом и мелом. Леонардо считается изобретателем пастели.

Леонардо начал писать «Трактат о живописи», работал над ним всю жизнь, но так и не закончил. В данном справочнике из нескольких томов Леонардо описывал как художнику воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективах, пропорциях, анатомии и геометрии, механике и оптике, о взаимодействии цветов и рефлексах.

Леонардо – философ

Леонардо в свои молодые годы не получил гуманистического образования. Он был чужд книжного знания. Его больше привлекали художники, скульпторы, ученые естественных наук. Не будучи философом Леонардо пытался осмыслить многие теоретические вопросы, проявляя повышенный интерес к проблемам познания. Он считал опыт главным источником представлений о человеке и мире. Мудрость он называл дочерью опыта.

Взглядам Леонардо присуща пантеистическая тенденция. Согласно его представлениям, разумное, божественное начало природы открыто человеку, так как он сам является неотъемлемой ее частью. Он верил в силу человеческого разума и знания, в созидательную силу человека. Леонардо считал, что человек-творец может не просто сравниться с природой, а превзойти ее.

Особенно значимыми Леонардо считал творческие возможности живописца, который силой своего воображения, но на базе научных знаний создает на полотне новые формы и облики. Леонардо сумел разглядеть в художнике ученого. Глаз живописца он рассматривал как тонкий инструмент научного познания и на основе этого создал апологию возможностей глаза.

Леонардо — ученый

Для современников Леонардо был человеком безумно смелым в своих оригинальных суждениях, практически еретиком, отрицавшим любые авторитеты, включая церковные, доверяющим только мысли, истинность которой подтверждена человеческой практикой.

Ученый по призванию Леонардо провел в свое время исследования в сфере конструирования летательных аппаратов. В процессе исследований он изучал полет и планирование птиц, разбирал строение их крыльев, и на этой основе разработал орнитоптер — летательный аппарат с машущими крыльями, но данный проект так и не был притворен в жизнь. Леонардо да Винчи создал парашют пирамидальной формы, модель спирального пропеллера, являющегося вариантом современного пропеллера.

Постоянные наблюдения за природой сделали его истинным знатоком в области ботаники. Леонардо первым сформулировал законы филлотаксии об управление расположением листьев на стебле, а также законы влияния гравитации и солнца на растения, открыл методику определения возраста деревьев по их годовым кольцам.

Леонардо был знатоком и в области анатомии. Он первый описал клапан правого желудочка сердца, проводил анатомирование, создал систему изображения внутренних органов и тела в поперечном разрезе.

Замечание 2

Особый интерес представляют его исследования в области геологии. Именно Леонардо сделал описание осадочных пород и объяснил морские отложения в итальянских горах.

Леонардо да Винчи конструировал каналы, плотины и шлюзы. Он изобрел башмаки для хождения по воде, спасательный круг, прибор для подводного перемещения, похожий на современный скафандр, перепончатые перчатки для плавания, машину для производства веревки, шлифовальную машину.

BBC — История — Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи © Да Винчи был одним из великих творческих умов итальянского Возрождения, оказал огромное влияние как художник и скульптор, но также был чрезвычайно талантлив как инженер, ученый и изобретатель.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года недалеко от тосканского города Винчи, незаконнорожденный сын местного юриста. Он был учеником скульптора и художника Андреа дель Верроккьо во Флоренции, а в 1478 году стал независимым мастером.Примерно в 1483 году он переехал в Милан, чтобы работать на правящую семью Сфорца в качестве инженера, скульптора, художника и архитектора. С 1495 по 1497 год он создал фреску «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Да Винчи находился в Милане до тех пор, пока в 1499 году город не захватили французы, и семья Сфорца была вынуждена бежать. Возможно, он посетил Венецию перед возвращением во Флоренцию. Во время своего пребывания во Флоренции он написал несколько портретов, но единственный, который уцелел, — это знаменитая «Мона Лиза» (1503–1506).

В 1506 году да Винчи вернулся в Милан и оставался там до 1513 года. После этого он три года жил в Риме. В 1517 году по приглашению французского короля Франциска I Леонардо переехал в замок Клу, недалеко от Амбуаза во Франции, где и умер 2 мая 1519 года.

Слава сохранившихся картин да Винчи означала, что его считали прежде всего художником, но тысячи сохранившихся страниц его записных книжек раскрывают самые эклектичные и блестящие умы.Он писал и рисовал на предметах, включая геологию, анатомию (которые он изучал, чтобы более точно изобразить человеческую форму), полет, гравитацию и оптику, часто переходя от предмета к предмету на одной странице и писал левосторонним зеркальным шрифтом. . Он «изобрел» велосипед, самолет, вертолет и парашют примерно на 500 лет раньше своего времени.

Если бы вся эта работа была опубликована в понятной форме, место да Винчи как ученого-новатора неоспоримо.И все же его истинный гений был не как ученый или художник, а как комбинация этих двух: «художник-инженер». Его живопись была научной, основанной на глубоком понимании работы человеческого тела и физики света и тени. Его наука была выражена через искусство, а его рисунки и диаграммы показывают, что он имел в виду и как он понимал, что мир работает.

.

Леонардо да Винчи | Биография, искусство и факты

Ранний период: Флоренция

Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и помещиком, а его мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье своего отца, где с ним обращались как с «законным» сыном, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметика. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока гораздо позже он не приобрел практические знания о ней самостоятельно.Он также не занимался высшей математикой — продвинутой геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда он начал изучать ее с прилежным упорством.

Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийской общине, отдал его в ученики художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил разностороннее образование, которое включало живопись и скульптуру, а также технико-механическое искусство.Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но он оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал самостоятельно во Флоренции до 1481 года. Сохранилось множество превосходных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических эскизов, например, насосов, военного оружия, механических устройств, которые свидетельствуют об интересе Леонардо и его знании технических вопросов даже в самом начале его карьеры.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Первый миланский период (1482–99)

В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — удивительный шаг, когда понимаешь, что 30-летний художник только что получил свои первые существенные заказы от своего родного города Флоренции: незаконченное панно Поклонение волхвов для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для св.Бернарда в Палаццо делла Синьория, строительство которого так и не началось. То, что он отказался от обоих проектов, похоже, указывает на то, что у него были более глубокие причины для отъезда из Флоренции. Возможно, изощренный дух неоплатонизма, преобладавший во Флоренции Медичи, шел вразрез с нравами ориентированного на опыт ума Леонардо, и что его привлекала более строгая академическая атмосфера Милана. Более того, он, несомненно, был соблазнен блестящим двором герцога Людовико Сфорца и значимыми проектами, ожидающими его там.

Леонардо провел 17 лет в Милане, пока Людовико не отошел от власти в 1499 году. Он был внесен в реестр королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящная, но сдержанная личность Леонардо и его элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Его высоко ценили, он постоянно был художником и скульптором, оформлял придворные фестивали. С ним также часто консультировали в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидротехником и инженером-механиком.Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества для этого периода или для его жизни в целом, возникает соблазн назвать это грандиозной «незаконченной симфонией».

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем Дама с горностаем , масло на панели Леонардо да Винчи, ок. 1489–91; в Национальном музее, Краков, Польша. © ALIK KEPLICZ / AP / REX / Shutterstock.com

Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане.(Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или никогда не были сделаны.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Богородица в скалах », проектом, который привел к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного зачатия, которое заказало его, и Леонардо; с неопределенными целями этот правовой спор привел Леонардо к созданию другой версии работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись Тайная вечеря (1495–98) в г. трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (более подробный анализ этой работы, см. ниже Тайная вечеря ).Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г.), которую он сделал для Зала делле Ассе в миланском замке Сфорцеско.

В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, кажется, был настоящей причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, которая будет установлена ​​в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет с перерывами. В 1493 году глиняная модель лошади была выставлена ​​на всеобщее обозрение по случаю свадьбы императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления к отливке колоссальной фигуры, которая должна была быть высотой 16 футов (5 метров).Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, был использован для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудачного предприятия, которое, возможно, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. В результате последовавшей войны глиняная модель превратилась в груду руин.

Как художник-мастер Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, нанимая учеников и студентов. Среди учеников Леонардо в то время были Джованни Антонио Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де Конти, Франческо Наполетано, Андреа Солари, Марко д’Оджоно и Салаи.Роль большинства из этих соратников неясна, что приводит к вопросу о так называемых апокрифических работах Леонардо, над которыми мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли прийти к единому мнению в атрибуции этих работ.

.

Леонардо да Винчи | Биография, искусство и факты

Ранний период: Флоренция

Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и помещиком, а его мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье своего отца, где с ним обращались как с «законным» сыном, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметика. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока гораздо позже он не приобрел практические знания о ней самостоятельно.Он также не занимался высшей математикой — продвинутой геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда он начал изучать ее с прилежным упорством.

Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийской общине, отдал его в ученики художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил разностороннее образование, которое включало живопись и скульптуру, а также технико-механическое искусство.Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но он оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал самостоятельно во Флоренции до 1481 года. Сохранилось множество превосходных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических эскизов, например, насосов, военного оружия, механических устройств, которые свидетельствуют об интересе Леонардо и его знании технических вопросов даже в самом начале его карьеры.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Первый миланский период (1482–99)

В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — удивительный шаг, когда понимаешь, что 30-летний художник только что получил свои первые существенные заказы от своего родного города Флоренции: незаконченное панно Поклонение волхвов для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для св.Бернарда в Палаццо делла Синьория, строительство которого так и не началось. То, что он отказался от обоих проектов, похоже, указывает на то, что у него были более глубокие причины для отъезда из Флоренции. Возможно, изощренный дух неоплатонизма, преобладавший во Флоренции Медичи, шел вразрез с нравами ориентированного на опыт ума Леонардо, и что его привлекала более строгая академическая атмосфера Милана. Более того, он, несомненно, был соблазнен блестящим двором герцога Людовико Сфорца и значимыми проектами, ожидающими его там.

Леонардо провел 17 лет в Милане, пока Людовико не отошел от власти в 1499 году. Он был внесен в реестр королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящная, но сдержанная личность Леонардо и его элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Его высоко ценили, он постоянно был художником и скульптором, оформлял придворные фестивали. С ним также часто консультировали в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидротехником и инженером-механиком.Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества для этого периода или для его жизни в целом, возникает соблазн назвать это грандиозной «незаконченной симфонией».

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем Дама с горностаем , масло на панели Леонардо да Винчи, ок. 1489–91; в Национальном музее, Краков, Польша. © ALIK KEPLICZ / AP / REX / Shutterstock.com

Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане.(Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или никогда не были сделаны.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Богородица в скалах », проектом, который привел к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного зачатия, которое заказало его, и Леонардо; с неопределенными целями этот правовой спор привел Леонардо к созданию другой версии работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись Тайная вечеря (1495–98) в г. трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (более подробный анализ этой работы, см. ниже Тайная вечеря ).Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г.), которую он сделал для Зала делле Ассе в миланском замке Сфорцеско.

В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, кажется, был настоящей причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, которая будет установлена ​​в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет с перерывами. В 1493 году глиняная модель лошади была выставлена ​​на всеобщее обозрение по случаю свадьбы императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления к отливке колоссальной фигуры, которая должна была быть высотой 16 футов (5 метров).Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, был использован для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудачного предприятия, которое, возможно, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. В результате последовавшей войны глиняная модель превратилась в груду руин.

Как художник-мастер Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, нанимая учеников и студентов. Среди учеников Леонардо в то время были Джованни Антонио Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де Конти, Франческо Наполетано, Андреа Солари, Марко д’Оджоно и Салаи.Роль большинства из этих соратников неясна, что приводит к вопросу о так называемых апокрифических работах Леонардо, над которыми мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли прийти к единому мнению в атрибуции этих работ.

.

Леонардо да Винчи | Биография, искусство и факты

Ранний период: Флоренция

Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и помещиком, а его мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье своего отца, где с ним обращались как с «законным» сыном, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметика. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока гораздо позже он не приобрел практические знания о ней самостоятельно.Он также не занимался высшей математикой — продвинутой геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда он начал изучать ее с прилежным упорством.

Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийской общине, отдал его в ученики художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил разностороннее образование, которое включало живопись и скульптуру, а также технико-механическое искусство.Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но он оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал самостоятельно во Флоренции до 1481 года. Сохранилось множество превосходных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических эскизов, например, насосов, военного оружия, механических устройств, которые свидетельствуют об интересе Леонардо и его знании технических вопросов даже в самом начале его карьеры.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Первый миланский период (1482–99)

В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — удивительный шаг, когда понимаешь, что 30-летний художник только что получил свои первые существенные заказы от своего родного города Флоренции: незаконченное панно Поклонение волхвов для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для св.Бернарда в Палаццо делла Синьория, строительство которого так и не началось. То, что он отказался от обоих проектов, похоже, указывает на то, что у него были более глубокие причины для отъезда из Флоренции. Возможно, изощренный дух неоплатонизма, преобладавший во Флоренции Медичи, шел вразрез с нравами ориентированного на опыт ума Леонардо, и что его привлекала более строгая академическая атмосфера Милана. Более того, он, несомненно, был соблазнен блестящим двором герцога Людовико Сфорца и значимыми проектами, ожидающими его там.

Леонардо провел 17 лет в Милане, пока Людовико не отошел от власти в 1499 году. Он был внесен в реестр королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящная, но сдержанная личность Леонардо и его элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Его высоко ценили, он постоянно был художником и скульптором, оформлял придворные фестивали. С ним также часто консультировали в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидротехником и инженером-механиком.Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества для этого периода или для его жизни в целом, возникает соблазн назвать это грандиозной «незаконченной симфонией».

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем Дама с горностаем , масло на панели Леонардо да Винчи, ок. 1489–91; в Национальном музее, Краков, Польша. © ALIK KEPLICZ / AP / REX / Shutterstock.com

Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане.(Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или никогда не были сделаны.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Богородица в скалах », проектом, который привел к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного зачатия, которое заказало его, и Леонардо; с неопределенными целями этот правовой спор привел Леонардо к созданию другой версии работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись Тайная вечеря (1495–98) в г. трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (более подробный анализ этой работы, см. ниже Тайная вечеря ).Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г.), которую он сделал для Зала делле Ассе в миланском замке Сфорцеско.

В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, кажется, был настоящей причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, которая будет установлена ​​в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет с перерывами. В 1493 году глиняная модель лошади была выставлена ​​на всеобщее обозрение по случаю свадьбы императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления к отливке колоссальной фигуры, которая должна была быть высотой 16 футов (5 метров).Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, был использован для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудачного предприятия, которое, возможно, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. В результате последовавшей войны глиняная модель превратилась в груду руин.

Как художник-мастер Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, нанимая учеников и студентов. Среди учеников Леонардо в то время были Джованни Антонио Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де Конти, Франческо Наполетано, Андреа Солари, Марко д’Оджоно и Салаи.Роль большинства из этих соратников неясна, что приводит к вопросу о так называемых апокрифических работах Леонардо, над которыми мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли прийти к единому мнению в атрибуции этих работ.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *