Эссе умереть с голоду событие маленькое а утратить мораль большое конфуций: Конфуцианство
Определение философии, специфика ее проблем. Система философских категорий. Философская антропология. Философия морали, страница 34
Философия \ Философия
Начиная с древности этика (мораль) считалась практической философией в отличие от собственно теоретического философского знания о мире. Реальные законы общественной жизни в морали получают выражение в виде совокупности требований, предъявляемых к поведению людей. В отличие от норм права, нравственные требования вырабатываются непосредственным массовым сознанием и принимают форму безличного долженствования, неписаного закона, равно распространяющегося на всех людей и контролируемого общественным мнением.
Мораль с первых этапов становления человеческого общества стала играть огромную роль в жизни людей, выступая в качестве важнейшего регулятора их поведения. Нормы морали — результат многовекового человеческого опыта. Они получают идеальное выражение в общих, фиксированных через общественное мнение, представлениях о том, как должно поступать, что есть добро, а что — зло, что прилично, а что — неприлично, что морально, а что — аморально.
Мораль всегда отражает целостную систему воззрений на жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека, его действий и намерений.
Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность (нельзя быть наполовину или частично честным или добрым, порядочным человеком).
Моральный авторитет человека не связан с какими-либо полномочиями, официальной должностью, общественным положением, он есть авторитет духовный, имеющий огромное практическое значение и зачастую сохраняющий свою силу даже после смерти его носителя.
Моральные требования к человеку — это требования следовать общим человеческим принципам и нормам поведения, где важнейшими являются: совесть, честь, долг, ответственность, достоинство, порядочность.
Нравственные нормы — это императивные требования, которым человек должен следовать при осуществлении любых целей именно потому, что он человек, единственное в Космосе нравственное существо.
131
Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, морального воспитания -самовоспитание, моральной оценки — самооценка.
Сила моральных требований безусловных по форме, строгих по содержанию состоит в том, что субъект должен обращать их к себе, и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Одна из древних моральных заповедей, получившая наименование золотого правила нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. Другие важнейшие моральные ориентиры: любовь к ближнему, терпимость, милосердие, сострадание, доброта, раскаяние, стыд и пр.
Значение морали, а, следовательно, и философского учения о нравственных (моральных, этических) ориентирах людей невозможно переоценить. Без морали просто нет человека, без нее невозможно никакое человеческое общество. Как говорил Конфуций (ок. 551-479 до н. э.): «Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое».
Эта форма общественного сознания возникла в глубокой древности раньше всех других и, в частности, раньше, чем религиозное сознание. Поэтому совершенно необоснованным является утвердившееся в более поздней культуре не только «втискивание» морали в содержание религиозного сознания, но и присвоение религией права выступать от имени морали. На самом деле, в процессе исторического становления че-ло-вечества как раз мораль возникла на много веков раньше. До того как появились первые мировые религии (христианство — в I в. н. э., буддизм — в VI-V вв. до н. э., ислам — VII в. н. э.) мораль уже существовала как важнейший регулятор человеческого поведения на коллективном и индивидуальном уровне.
Еще древнеримский мыслитель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), отстаивая идею непосредственной достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий, был убежден в абсолютном характере морали. Достаточно обоснованной была и точка зрения средневекового арабского философа и ученого Аверроэса (Ибн-Рушд) (1126-1198) и его последователей (аверроизм) о неправомочности богословов зани-
132
Скачать файл
Выбери свой ВУЗ
- АлтГТУ 419
- АлтГУ 113
- АмПГУ 296
- АГТУ 267
- БИТТУ 794
- БГТУ «Военмех» 1191
- БГМУ 172
- БГТУ 603
- БГУ 155
- БГУИР 391
- БелГУТ 4908
- БГЭУ 963
- БНТУ 1070
- БТЭУ ПК 689
- БрГУ 179
- ВНТУ 120
- ВГУЭС 426
- ВлГУ 645
- ВМедА 611
- ВолгГТУ 235
ВНУ им. Даля 166- ВЗФЭИ 245
- ВятГСХА 101
- ВятГГУ 139
- ВятГУ 559
- ГГДСК 171
- ГомГМК 501
- ГГМУ 1966
- ГГТУ им. Сухого 4467
- ГГУ им. Скорины 1590
- ГМА им. Макарова 299
- ДГПУ 159
- ДВГГУ 134
- ДВГМУ 408
- ДВГТУ 936
- ДВГУПС 305
- ДВФУ 949
- ДонГТУ 498
- ДИТМ МНТУ 109
- ИвГМА 488
- ИГХТУ 131
- ИжГТУ 145
- КемГППК 171
- КемГУ 508
- КировАТ 147
- КГКСЭП 407
- КГТА им. Дегтярева 174
- КнАГТУ 2910
- КрасГАУ 345
- КрасГМУ 629
- КГПУ им. Астафьева 133
- КГТУ (СФУ) 567
- КГТЭИ (СФУ) 112
- КПК №2 177
- КубГТУ 138
- КубГУ 109
- КузГПА 182
- МГТУ им. Носова 369
- МГЭУ им. Сахарова 232
- МГЭК 249
- МГПУ 165
- МАИ 144
- МАДИ 151
- МГИУ 1179
- МГОУ 121
- МГСУ 331
- МГУ 273
- МГУКИ 101
- МГУПИ 225
- МГУПС (МИИТ) 637
- МГУТУ 122
- ХАИ 656
- ТПУ 455
- НИУ МЭИ 640
- НМСУ «Горный» 1701
- ХПИ 1534
- НТУУ «КПИ» 213
- НУК им. Макарова 543
- НВ 1001
- НГАВТ 362
- НГАУ 411
- НГАСУ 817
НГМУ 665- НГПУ 214
- НГТУ 4610
- НГУ 1993
- НГУЭУ 499
- НИИ 201
- ОмГТУ 302
- ОмГУПС 230
- СПбПК №4 115
- ПГУПС 2489
- ПГПУ им. Короленко 296
- ПНТУ им. Кондратюка 120
- РАНХиГС 190
- РТА 245
- РГГМУ 117
- РГПУ им. Герцена 123
- РГППУ 142
- РГСУ 162
- «МАТИ» — РГТУ 121
- РГУНиГ 260
- РЭУ им. Плеханова 123
- РГАТУ им. Соловьёва 219
- РязГМУ 125
- РГРТУ 666
- СамГТУ 131
- СПбГАСУ 315
- ИНЖЭКОН 328
- СПбГИПСР 136
- СПбГЛТУ им. Кирова 227
- СПбГМТУ 143
- СПбГПМУ 146
- СПбГПУ 1599
- СПбГТИ (ТУ) 293
- СПбГТУРП 236
- СПбГУ 578
- ГУАП 524
- СПбГУНиПТ 291
- СПбГУПТД 438
- СПбГУСЭ 226
- СПбГУТ 194
- СПГУТД 151
- СПбГУЭФ 145
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
- ПИМаш 247
- НИУ ИТМО 531
- СГТУ им. Гагарина 114
- СахГУ 278
- СЗТУ 484
- СибАГС 249
- СибГАУ 462
- СибГИУ 1654
- СибГТУ 946
- СГУПС 1473
- СибГУТИ 2083
- СибУПК 377
- СФУ 2424
- СНАУ 567
- СумГУ 768
- ТРТУ 149
- ТОГУ 551
- ТГЭУ 325
- ТГУ (Томск) 276
- ТГПУ 181
- ТулГУ 553
- УкрГАЖТ 234
- УлГТУ 536
- УИПКПРО 123
- УрГПУ 195
- УГТУ-УПИ 758
- УГНТУ 570
- УГТУ 134
- ХГАЭП 138
- ХГАФК 110
- ХНАГХ 407
- ХНУВД 512
- ХНУ им. Каразина 305
- ХНУРЭ 325
- ХНЭУ 495
- ЦПУ 157
- ЧитГУ 220
- ЮУрГУ 309
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание — внизу страницы.
Традиционные ценности китайского общества | Центр Льва Гумилёва
Мир, Порядок, Гармония, Совершенство, Иерархия, Знания, Семья, Социальная справедливость — главные ценности традиционного китайского общества. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Мир понимался как принцип ненасилия и как отсутствие состояния войны.
Принцип ненасилия пронизывает все Триединое учение: конфуцианство, даосизм и буддизм: ян и инь не борются, они меняются местами; Дао — не господин, никого и ничего не подчиняет. Принцип ненасилия распространялся на все: на человеческие отношения в семье , обществе, государстве, на законы искусства, врачевание, строй языка (невозможно представить, чтобы могли появиться главные и второстепенные члены предложения).
С момента объединения Китая и прекращения войн между княжествами установился долгий, даже по историческим меркам, мирный период развития страны. В третьем веке до н.э. состоялось полное разоружение народа и, начиная с позднего средневековья, в период новой истории, военное дело в Китае мало почиталось. Социальным идеалом был цзюаньцзы, а не воин.
Конфуций не отрицал значения наличия войск в государстве: «В государстве должно быть достаточно пищи, оружия и народ должен доверять своему правителю». Когда же ученик спросил его: чем можно пожертвовать в случае крайней необходимости? — Конфуций ответил: «Можно отказаться от оружия». Рассказывают случай, произошедший с Конфуцием в дороге. Он увидел землепашцев, которые упражнялись в стрельбе из лука и делали какие-то упражнения и прокомментировал увиденное так: «Подобными делами во времена древних мудрых правителей занимались только воины, а не земледельцы. Теперь же все люди, кажется, хотят быть солдатами — война от этого, конечно, не сделается лучше, но зато обработка полей будет хуже. Однако солдаты нужны все больше и больше».
Лао Цзы, основатель даосизма, был более последователен в отрицании военного насилия и проповедовал, фактически, пацифизм. «Дао не борется, благодаря чему он в мире непобедим», и тот, кто следует Дао, тоже непобедим. «Умеющий побеждать врага не нападает…Это я называю дэ, избегающее борьбы». И далее пояснял: «Кто храбр и воинствен — погибает. Кто храбр и не воинствен — будет жить…кто знает причины того, что Небо ненавидит воинственных? Объяснить это трудно и совершенномудрому». В Даодэцзине встречаем такое рассуждение: «Войско — орудие несчастья, оно не является орудием благородного мужа. Он употребляет его только тогда, когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой — это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране. Благополучие создается уважением, несчастье приходит от насилия…Если убивают многих людей, то об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной церемонией». Даосы были убеждены, что «хорошее войско — средство, порождающее несчастье, его ненавидят все существа…Где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы». Они разъясняли свою позицию так: если человек следует Дао, ему не нужна сила,т.к. у него достаточно жизненной энергии, от которой зависит его судьба, для него не существует того, что бы ему сопротивлялось. Победитель у Лао Цзы и есть побежденный.
Сюнь Цзы очень подробно показывает, почему большие государства-агрессоры в конечном счете терпят крах: «Когда я полагаюсь лишь на силу, я в любом случае стремлюсь победить другой народ лишь с помощью силы, независимо от того, обороняет ли он свои стены или выступил против меня первым; в этом случае ущерб, причиненный народу другого царства будет велик. Если же ущерб, причиненный народу другого государства будет велик, ненависть народа этого царства ко мне будет велика; раз ненависть этого народа ко мне будет велика, он будет постоянно помышлять о войне против меня. Когда я стремлюсь победить лишь с помощью силы, независимо от того, обороняет он свои стены, или выступил против меня первым, ущерб, причиняемый в этом случае народу моей страны, будет тоже велик. Если же ущерб, причиненный народу моей страны, будет велик, ненависть народа ко мне будет так же велика. Раз ненависть ко мне народа моей страны будет велика, он не будет изъявлять желания воевать за меня. Когда народ другого царства постоянно помышляет о войне против меня, а народ моей страны не желает воевать за меня — это и составляет причину того, что сильное государство становится слабым…» Сюнь Цзы предлагал для преодоления такой ситуации либо совсем не нападать на другие государства и проводить мирную политику, либо, если уж совершать агрессию, то полагаться не только и не столько на грубую силу, но использовать дипломатические и административные усилия к скорейшему завершению конфликта.
Для буддистов-чань принцип ненасилия был главнейшим, на любое убийство было наложено табу. Они понимали, что без насилия нельзя обойтись, но, если речь идет о спасении многих, насилие все же возможно. Они считали, что борьба в любом виде бессмысленна, т.к. она не может ничего изменить. С точки зрения буддистов, цель никогда не может оправдать применение силовых средств.
Порядок — главнейшая ценность китайского традиционного общества. Подразумевался социо-этико-политический Порядок, санкционированный Небом, т.е. внутренняя стабильность общества. Человек с малолетства обучался, воспитывался в духе соблюдения главного ритуала ЛИ. Ритуал ЛИ — понятие многогранное, это ось многих философских, политических, моральных, эстетических представлений. Выполнение многочисленных правил поведения и церемоний вырабатывало чувство МЕРЫ и тем самым гарантировало человека от позора и бесчестия. ЛИ удерживало человека в рамках НОРМЫ, без этого , как полагали конфуцианские идеологи, учтивость может превратиться в суету, осторожность — в трусость, смелость — в смуту, прямота — в грубость. Ритуал и этика становились синонимами, вырабатывалась ритуализированная этика, целью которой было достижение социальной гармонии.
Мораль выполняла функции закона — некоторые исследователи называют это ПАНМОРАЛИЗМОМ. Законно было все, что было морально. «Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое», — говаривали конфуцианцы.
В китайском обществе действовали устойчивые стандарты поведения, речи, четко фиксированные обряды и церемонии, которые соблюдались всеми членами общества, без каких бы то ни было исключений. Европейцу такое общество напоминало казарму, для китайца же это был привычный с детства автоматизм, стереотип поведения. В политике этика-ритуал сводилась к формуле: абсолютная власть управляющих и беспрекословное послушание подчиненных. С течением времени действие этой формулы привело к инфантилизации взрослого населения Китая, которое утрачивало дух инициативы, энергии, индивидуальности.
Семья для китайца была малым государством, в котором он проводил всю свою жизнь, и она значила в его жизни очень многое. Традиционная семья складывалась как большая община, состоявшая из 5-6 малых патриархальных семей, имевшая общего предка по мужской линии. Три — четыре поколения жили под одной крышей. Отец считался представителем императора в семье.
Целью брака было продолжение рода и забота об усопших предках. Брак заключался по сговору родителей жениха и невесты — в Китае существовала такая пословица: «Муж и жена вместе живут, а сердца их за тысячи ли друг от друга». По конфуцианской традиции отношения между родителями и детьми строились на человечности, мужа и жены — на учтивости, между старшими и младшими братьями — на уме-знании. Семья должна была быть большой, многодетной. Изгнание из семьи равнялось проклятью. Бездетные супруги считались самыми несчастными людьми на свете. Неимение семьи считалось большой бедой. Если сын не женился до 30 лет, его заставляли создать семью. Обычно женились в 20 лет.
Плохое обращение сыновей к родителям каралось смертью, дом их разрушали, чиновники округа, где они проживали, лишались службы, местность считалась проклятою, и все население переводилось на новое место жительства. Разрушение могилы предков считалось страшным оскорблением (императрица Цыси повелела разрушить могилы предков реформатора Кан Ювэя, чтобы отомстить ему).
Все добрые дела детей приписывались отцу, т.е. умножалась слава предков. Все титулы детей как бы переходили к отцу автоматически (в Европе наблюдалась обратная картина). Предполагалось, что дети «возвращают долг» подаренной жизни родителям. Дети могли огорчить родителей разве что своей болезнью, должны были как можно дольше оставаться здоровыми, чтобы тем самым продлить жизнь родителей. Сын считался главным ребенком в семье, ибо он ухаживал за могилой отца — китайцы боялись «загробного сиротства». «Имей сына, а не деньги» — утверждала пословица тех времен. Поэтому рождению мальчика радовались, рождение девочки встречалось равнодушно, либо с досадой.
Мать почиталась в традиционном обществе как хранительница семьи, распорядительница во всех вопросах, касавшихся отношений в семье, заботившаяся о подборе пары сыну или дочери. Лорд Маккартней написал в своих воспоминаниях о 68-летнем императоре, который каждое утро пешком навещал мать, чтобы поздороваться с ней и посоветоваться.
Богатый человек имел одну «старшую» жену и несколько других жен. При этом старшая жена считалась главной, которую должны были слушаться остальные жены и матерью всех детей, родившихся в семье.
Несмотря на жесткость внутреннего соподчинения, китайская семья отличалась удивительной жизнестойкостью и небывалой привязанностью членов семьи к отчему дому. Оказавшись далеко от родины, хуацяо (этнические китайцы за рубежом) отсылали регулярно деньги своей родне, приезжали умирать на родину. Эта традиция подтверждается сегодня, когда современные хуацяо на 70-80% обеспечивают иностранные капиталовложения в экономику Китая.
Мудрость Китая
женщин в традиционном Китае | Asia Society
by Patricia Ebrey
В Китае с давних времен мужчины считались ядром семьи. Предки, которым король династии Шан или Чжоу приносил жертвы, были его предками по отцовской линии, то есть его предками, связанными исключительно через мужчин (отец его отца, отец отца его отца и т. д.). Когда женщины попадают в ранние исторические записи, это часто происходит потому, что они доставляли мужчинам проблемы. Некоторые женщины замышляли продвигать собственных сыновей, когда у их мужей были сыновья от нескольких женщин. Верность женщин часто подвергалась сомнению. В 697 г. до н. э., например, дочь одного из самых влиятельных министров в государстве Чжэн узнала от своего мужа, что правитель приказал ему убить ее отца. После того, как ее мать посоветовала ей: «Все мужчины — потенциальные мужья, но у тебя есть только один отец», она рассказала отцу о заговоре, и он тут же убил ее мужа. Правитель Чжэн возложил вину на мужа за то, что он по глупости доверился своей жене. Взятые вместе, отчеты такого рода представляют смешанную картину женщин и проблем, которые они представляли для мужчин в знати. Женщины в их жизни были способны на верность, мужество и преданность, но также и на интриги, манипуляции и эгоизм.
Конфуций, вероятно, считал само собой разумеющимся такое отношение к женщинам, распространенное в его обществе. Он очень уважал обряды предков и связанные с ними семейные добродетели, такие как сыновняя почтительность. Он надеялся, что благодаря практике ритуала все, мужчины и женщины, высокие и низкие, старые и молодые, научатся выполнять свои обязанности. Женские роли были преимущественно родственными ролями: дочери, сестры, жены, невестки, матери, свекрови. Во всех этих ролях женщины должны были согласовываться с желаниями и потребностями близких мужчин: их отцов в молодости, их мужей в браке, их сыновей, когда они овдовели. Последователь Конфуция Мэн-цзы заявил, что наихудшим из актов несправедливости было отсутствие потомства (Мэн-цзы 4A.26). В более поздние века этот акцент на необходимости сыновей привел многих к разочарованию в связи с рождением дочери.
Спустя столетия после Конфуция писатели стали часто обсуждать пол с точки зрения инь и ян. Женщины были инь, мужчины были ян. Инь был мягким, уступчивым, восприимчивым, пассивным, рефлексивным и спокойным, тогда как Ян был жестким, активным, напористым и доминирующим. День и ночь, зима и лето, рождение и смерть, да и все природные процессы происходят через процессы взаимодействия инь и ян. Концептуализация различий между мужчинами и женщинами с точки зрения инь и ян подчеркивает, что эти различия являются частью естественного порядка Вселенной, а не частью социальных институтов, искусственно созданных людьми. В теории инь-ян эти две силы дополняют друг друга, но не строго равным образом. Естественная связь между инь и ян является причиной того, что мужчины ведут, а женщины следуют. Если инь неестественным образом берет верх, порядок как на космическом, так и на социальном уровне оказывается под угрозой.
Поддержание физического разделения между мирами мужчин и мирами женщин рассматривалось как важный первый шаг к тому, чтобы инь не преобладала над ян. Классика конфуцианства «Книга обрядов » подчеркивала ценность сегрегации даже в семье; дома должны быть разделены на внутреннюю и внешнюю части, а женщины должны оставаться во внутренней части. Одно стихотворение из «Книги стихов » заключалось в следующем: «Женщины не должны принимать участия в общественных делах; они должны посвятить себя уходу за шелкопрядами и ткачеству». Аналогичное мнение было выражено в Книга Документов в пословичной форме: «Когда курица возвещает рассвет, это сигнализирует о гибели семьи».
Во времена Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) как административная структура централизованного государства, так и успех конфуцианства помогли сформировать китайскую семейную систему и место женщины в ней. Ханьские законы поддерживали власть глав семей над другими членами их семей. Главой семьи обычно был старший мужчина, но если мужчина умирал до того, как его сыновья вырастали, его вдова оставалась главой семьи, пока они не достигли совершеннолетия. Кодексы имперского периода навязывали моногамию и предусматривали различные наказания за двоеженство и повышение статуса наложницы до жены. Мужчины могли развестись со своими женами по любому из семи оснований, включая бесплодие, ревность и болтливость, но могли сделать это только в том случае, если у нее была семья, в которую она могла бы вернуться. Оснований, по которым женщина могла развестись с мужем, не было, но возможен развод по обоюдному согласию.
Во времена Хань много было написано о том, какие добродетели должны развивать женщины. Биографии образцовых женщин рассказывали истории женщин из прошлого Китая, которые давали своим мужьям хорошие советы, жертвовали собой, когда их заставляли выбирать между отцами и мужьями, или совершали другие героические поступки. Он также содержал предостерегающие рассказы о коварных, ревнивых и манипулирующих женщинах, которые несли разрушение всем вокруг себя. Еще одна очень влиятельная книга была написана Бань Чжао, хорошо образованной женщиной из известной семьи. Ее Увещевания для женщин призывали девушек овладеть семью добродетелями, присущими женщинам: смирение, покорность, раболепие, самоуничижение, послушание, чистоплотность и трудолюбие.
К концу периода Хань конфуцианский словарь для разговоров о женщинах, их природе, их слабостях, их надлежащих ролях и достоинствах был в значительной степени устоявшимся. Стойкостью этих способов мышления, несомненно, во многом обязана преемственность семейной системы, которая со времен Хань была патрилинейной, патрилокальной и патриархальной и допускала сожительство. При замужестве женщина должна была перейти из дома отца в дом родителей мужа. Учитывая важность, придаваемую продолжению жертвоприношений предков через потомков по отцовской линии, положение жены в ее супружеской семье зависело от рождения наследников мужского пола. Тем не менее, из-за практики сожительства, даже если жена рожала сыновей, ее положение могло быть подорвано, если ее муж брал наложниц, которые также рожали сыновей. Таким образом, до тех пор, пока семейная система существовала без существенных изменений, женщины продолжали прибегать к стратегиям, которые казались мужчинам мелочными или угрожающими, и только когда женщина стала бабушкой, она, вероятно, не будет так же относиться к интересам семьи. мужчины в семье сделали. Однако для большинства тех, кто оставил письменные свидетельства, проблема заключалась не в семейной системе, а в моральных упущениях. Таким образом, моралисты выставляли для подражания модели самоотверженных женщин, женщин, которые придерживались принципов лояльности, целомудрия и верности, часто ценой больших личных затрат.
Во времена Сун (960-1279) исторические источники достаточно разнообразны, чтобы увидеть, что женщины занимались широким спектром деятельности, никогда не описанной в конфуцианских дидактических текстах. Были вдовы, которые содержали гостиницы, акушерки, принимающие роды, благочестивые женщины, которые целыми днями распевали сутры, монахини, которые обращались к таким женщинам, чтобы объяснить буддийское учение, девочки, которые учились читать со своими братьями, дочери фермеров, которые зарабатывали деньги, ткая циновки, бездетные вдовы, которые обвиняли своих племянников в захвате их имущества, жены, которые завидовали наложницам, которых их мужья приводили домой, и женщины, которые брали свое приданое, чтобы помочь сестрам своих мужей удачно выйти замуж.
Часто говорят, что статус женщин начал снижаться в эпоху Сун, как раз тогда, когда господствовало неоконфуцианство. Двумя наиболее часто упоминаемыми признаками этого упадка являются давление на вдов, чтобы они не вступали в повторный брак, и практика связывания ног молодых девушек, чтобы они не вырастали более чем на несколько дюймов в длину. Бинтование ног, по-видимому, неуклонно распространялось во времена Сун, и объяснения этому следует искать в обстоятельствах Сун, но целомудрие вдов имело очень мало конкретной связи с Сун, идея предшествовала Сун, а преувеличенное внимание к нему развилось гораздо позже.
Конфуцианские учителя никогда не рекомендовали бинтование ног; скорее, это было связано с кварталами удовольствий и с попытками женщин украсить себя. Матери связывали ноги девочкам в возрасте от пяти до восьми лет длинными полосами ткани. Цель состояла в том, чтобы не допустить роста их стопы и согнуть четыре меньших пальца, чтобы стопа стала узкой и сводистой. Бинтование ног постепенно распространилось во времена Сун, но, вероятно, оставалось в основном элитной практикой. В последующие века это стало чрезвычайно распространенным явлением в северном и центральном Китае, в конечном итоге распространившись на все классы. Женщины со связанными ступнями были менее подвижны, чем женщины с естественными ступнями, но только те, кто мог позволить себе слуг, связывали ноги так туго, что ходить было трудно.
Идея целомудрия вдов, напротив, не была новой во времена Сун. Бань Чжао писал: «Согласно ритуалу, мужья обязаны снова жениться, но нет текста, разрешающего женщине вступать в повторный брак». Повышенное внимание к целомудрию вдовы обычно возлагают на неоконфуцианского философа Ченг И, который однажды сказал своему последователю, что для вдовы лучше умереть от голода, чем потерять свою добродетель, снова выйдя замуж. В более поздние века это высказывание часто цитировали, чтобы оправдать давление на вдов, даже очень молодых, чтобы они оставались с семьей своего мужа и не выходили замуж за кого-то другого. Одна из причин, по которой вдовы во времена Юань (монгол) (1215–1368) и Мин (1368–1644) хотели остаться с семьями своих мужей, заключалась в том, что они больше не могли брать свое приданое при новом браке. Когда семья мужа не хотела поддерживать вдову сына, моральное осуждение повторного брака помогло бы вдове настоять на том, чтобы ей разрешили остаться и усыновить сына.
К началу периода Цин (1644-1911) культ целомудрия вдов приобрел чрезвычайно сильную власть, особенно среди образованного класса. Бездетные вдовы могут даже покончить жизнь самоубийством. Молодые женщины, свадьбы которых еще не состоялись, иногда отказывались вступить в новую помолвку после смерти их жениха. Вместо этого они переезжали в дом своего жениха и служили его родителям невестками. Хотя большинство конфуцианских ученых и правительственных чиновников не одобряли самоубийства вдов и целомудренных невест, они часто выражали большое восхищение решимостью определенных женщин, которых они знали, тем самым способствуя распространению этого обычая.
В то время как целомудрие вдов становилось все более распространенным, все больше и больше женщин учились читать и писать. В семнадцатом и восемнадцатом веках было опубликовано удивительное количество их стихов. Женщины с поэтическими талантами занимают видное место в великом романе восемнадцатого века Сон о красных особняках (также называемом История камня ). Хотя герой-мужчина, Баоюй, молодой человек с большой чувствительностью, некоторые из его двоюродных сестер женского пола еще более талантливы как поэты. Некоторые женщины в этой большой вымышленной семье обладают значительной властью — особенно бабушка, которая может заставить своих сыновей и племянников делать то, что она хочет, и невестка, которая распоряжается финансами семьи. Однако молодые незамужние женщины могли получить литературное образование так же хорошо, как и мальчики, но они еще меньше контролировали свои судьбы, чем он.
Как и в большинстве других стран мира, в Китае двадцатого века интеллектуалы и общественные деятели неоднократно критиковали старую семейную систему и особенно то, как она ограничивала возможности женщин. Связывание ног, целомудрие вдовы, родительский контроль над браком и сожительство — все это было устранено. Однако следует всегда помнить, что очень многие женщины могли вести удовлетворительную жизнь при старой системе.
Конфуцианство как образ жизни: философия и принципы — 3077 Words
Введение
Конфуцианство — это философия, образ жизни, политическая система и религия, созданная китайским философом Конфуцием (Moore-Oldstone 23). В Китае она преимущественно принята как система социальной и этической философии, которая оказывает большое влияние на образ жизни ее приверженцев.
Во время своего основания конфуцианство основывалось на религиозных принципах и учениях, направленных на создание общества, почитающего положительные ценности и определенные аспекты китайских традиций (Яо 9). Конфуцианство также применяется как религия, хотя и не как основная. Его религиозный аспект основан на том факте, что он играет важную роль в плетении моральной ткани обществ, в которых он практикуется. Его принципы и верования основаны на учениях его основателя, жившего между 551 и 479 годами до н. э. (Яо 5).
Конфуций не собирался основывать религию посредством своих учений, хотя у него было много учеников, последовавших его учению. Это объясняет причину, по которой конфуцианство не является господствующей религией, а в основном образом жизни и мышления. Это фундамент, на котором базируются ценности, социальные коды и многочисленные традиции китайцев. Его верования и принципы также практикуются во многих восточных странах, таких как Вьетнам, Япония и Корея.
Конфуций
Конфуций был китайским философом, жившим между 551 и 479 годами до н.э. (Яо 5). Он имел большое влияние в области философии и политики в период китайской весны и осени. Конфуций был также учителем и политиком, оказавшим большое влияние на историю Китая (Moore-Oldstone 24). Его учения, верования и принципы позже были приняты для формирования системы этики и философии, именуемой конфуцианством.
Основные постулаты конфуцианства включают государственную мораль, честность, справедливость и честность в отношениях между людьми. Учения Конфуция были омрачены другими в эпоху, когда различные школы мысли соревновались за победу. Однако его философия была возрождена и воспринята после краха династии Цинь (Яо 15). Историки приписывают Конфуцию авторство нескольких китайских текстов, происхождение которых активно обсуждается в современном обществе.
Его учение было основано на традиционных учениях и верованиях китайцев. Он был ярым сторонником поклонения предкам, необходимости семейной верности и уважения к старшим со стороны молодежи, а также уважения к мужьям со стороны жен (Мур-Олдстоун 29). Конфуций имел большое влияние в области философии и политики.
Ему приписывают создание школы китайской мысли Ru и другой системы философии, которая позже была переименована в конфуцианство (Яо 23). Более того, он является наиболее актуальным китайским философом, чье влияние на Востоке очевидно в современном обществе. Его мысли и учения понравились многим ученикам, которых привлекал его способ обучения.
Убеждения и принципы конфуцианства
В учении Конфуция преобладали его мысли о правительстве, морали, искусстве, семье, справедливости и речи, а также языке (Moore-Oldstone 34). Его учения были выборочно приняты для создания основных доктрин конфуцианства, которые включают тиан и богов, этику, отношения, цзюньцзы и исправление имен.
Этика
Концепция этики конфуцианства характеризуется пятью основными добродетелями, которые включают Жэнь (человечность), И (честность и праведность), Ли (правильное поведение и приличия), Чжи (мудрость) и Синь (искренность и верность) (Яо 64). Человечность предполагает сочувствие, доброту, внимательность и вежливость. Эти ценности выражены в словах и действиях человека. Три основные характеристики Рен включают человечность, милосердие и любовь (Яо 66). Ли включает в себя пропаганду и практику хорошего поведения в различных ситуациях (Яо 66).
Конфуцианство требует, чтобы люди говорили и действовали надлежащим образом. Кроме того, он побуждает своих приверженцев правильно взаимодействовать с людьми, предметами и природой. Самоконтроль — важный аспект Li . Чжи предполагает накопление знаний и мудрости для правильной жизни (Яо 67). Людей также поощряют поддерживать честность и искренность в отношениях с другими людьми.
Отношения
Отношения составляют важный аспект учений и принципов конфуцианства. Пять основных типов отношений — это отношения между правилами и их субъектами, мужьями и женами, отцами и сыновьями, братьями и друзьями (Мур-Олдстоун 43). В этих отношениях каждый человек должен выполнять определенные обязанности, чтобы создать социальную гармонию в обществе.
Обязанности людей во всех отношениях зависят от их статуса (Яо 36). Например, обязанности младших отличаются от обязанностей старших. Дети обязаны уважать своих родителей, а родители обязаны защищать и любить своих детей. Возраст является важным фактором, определяющим обязанности в этих отношениях. Таким образом, младшие несут больше ответственности в отношении уважения и обслуживания по сравнению со старшими.
Сыновняя почтительность
Сыновняя почтительность выражается через уважение к родителям и предкам. Он включает в себя несколько аспектов, включая послушание и служение родителям, повиновение предкам и хорошее поведение с целью вызвать уважение к своим родителям и предкам (Мур-Олдстоун 46). Родителей следует уважать, потому что они являются источником жизни и многим жертвуют ради благополучия своих детей.
Сыновняя почтительность также выражается в жертвоприношениях предкам, воздержании от любых форм восстания против родителей, проявлении вежливости, избегании моральной несправедливости и выражении горя в ситуациях, связанных с болезнью и смертью (Moore-Oldstone 47). В современной китайской культуре идея сыновней почтительности проявляется в учениях некоторых религиозных групп.
Старшие обязаны учить молодых, а молодые учиться у старших. Согласно Конфуцию, сыновняя почтительность включает в себя уважение к родителям при их жизни и после их смерти (Яо 53). Почитание умерших является основным принципом конфуцианства, потому что загробная жизнь — это концепция, которая находится за пределами человеческого понимания. Кроме того, предки служат руководством для живых, и поэтому им следует поклоняться и чтить. Почитание родителей после их смерти означает поддержку и исполнение желаний, которые они имели при жизни (Яо 55).
Распространенным аспектом сыновней почтительности является поклонение предкам. Это основано на вере в то, что дети должны чтить своих родителей после их смерти за те многочисленные жертвы, которые они принесли, и за то, что они дали им жизнь (Яо 55). В Китае поклонение совершается в храмах, на могилах и в домах, где жили умершие. Таблички и святилища предков обычно сооружаются в память о предках (Moore-Oldstone 58). В случае святынь портреты устанавливаются в разных местах.
Эти портреты сделаны из подставок для ароматических палочек, которые используются для хранения благовоний во время богослужений. Люди ежегодно посещают могилы предков и выполняют такие ритуалы, как уборка гробниц и прополка вокруг могил. Во время церемоний почитания предлагаются любимые блюда и напитки предков. Члены семьи проявляют уважение, возжигая благовония и кланяясь могилам своих предков (Яо 33). Храмовое поклонение включает в себя преклонение колен перед портретами и возжигание благовоний в знак уважения и почитания.
Junzi
Это китайская фраза, означающая превосходного человека или джентльмена. Конфуцианство с большим почтением относится к начальству и людям, которые обладают его основными ценностями. Во времена Конфуция начальство было символом знания и мудрости. Junzi — это идеальная личность, к которой должен стремиться каждый человек. У junz i есть несколько замечательных черт, в том числе простота, хорошие слушатели, осведомленность, честность, справедливость и послушание (Яо 36). Чтобы стать джентльменом, человечность является основным требованием.
Идеальным лидером должен быть junzi из-за высоких моральных и этических стандартов, связанных с этим званием. Этические ценности важны для успешного управления. Таким образом, junzi идеально подходит для лидерства, потому что он использует свои этические ценности для управления людьми. Он говорит серьезно, задает вопросы, когда сомневается, действует этично, избегает принятия решений, когда злится, избегает предубеждений и ведет себя уважительно (Яо 39).
Управление
Согласно Конфуцию, только люди, научившиеся управлять собой, обладают способностью управлять другими людьми (Яо 41). Вот почему он разработал идею идеального джентльмена. Наилучший тип правительства — это тот, который управляет людьми на основе прочных и хорошо обоснованных этических ценностей.
Одной из характеристик идеального джентльмена является наличие моральных ценностей. Это учение стало основным вкладом Конфуция в область политики. Конфуцианство учит, что первоочередной задачей правительства должно быть завоевание доверия своего народа (Яо 45). Этого легко достичь, если лидер добродетелен.
Исправление имен
Согласно конфуцианству, исправление имен является важным аспектом обращения с реальностью и создания социального порядка в обществе (Moore-Oldstone 58). Распространенным источником беспорядка является неспособность принять то, что происходит из-за неправильного использования языка. Конфуций учил, что истина вещей должна соответствовать языку, используемому для их обозначения (Мур-Олдстоун 61). Высший человек использует имена собственные для обозначения конкретных вещей, чтобы способствовать пониманию и гарантировать, что социальный порядок преобладает.
Тянь и боги
Тянь используется в конфуцианстве для обозначения происхождения вселенной, реальности и природы. В конфуцианстве есть четыре основных принципа, обозначающих мандат небес. Во-первых, только небо может дать любому человеку право на власть. Во-вторых, тот факт, что существует только одно Небо, подразумевает, что в определенное время может быть только один правитель. В-третьих, правлению разрешается править на основе достоинств, которыми они обладают. В-четвертых, любая культура имеет право на власть, потому что небеса могут выбрать любого человека, который возьмет на себя руководство.
Цикл пяти фаз
Цикл пяти фаз — это доктрина, описывающая взаимосвязанные процессы созидания и разрушения. Пять фаз включают дерево, огонь, землю, металл и воду, или весну, лето, зиму, осень и конец лета (Яо 45). Фазы используются для объяснения различных явлений, таких как погодные условия и развитие политических режимов. Фазы создают цикл, посредством которого взаимодействуют три царства Неба, Земли и Человечества (Яо 49).).
Фазы соответствуют другим природным явлениям, таким как пять чувств и пять основных органов тела. Распространено мнение, что пять фаз предсказывают будущие события (Яо 55). Если правитель не поддерживает нравственность в управлении людьми, он прерывает естественный цикл фаз и тем самым навлекает бедствие.
Эми Тан и Клуб радости и удачи
Эми Тан — американская писательница, автор романа Клуб радости и удачи . Ее литературные работы в основном исследуют отношения между матерями и дочерьми, а также проблемы японских иммигрантов в Америке. Вышеупомянутый роман переведен на 35 языков, по нему снят фильм и кино. Клуб радости и удачи был опубликован в 1989 году, и его история была настолько захватывающей, что он стал бестселлером.
Сюжет романа рассказывает о жизни четырех американских семей, эмигрировавших из Китая и обосновавшихся в Сан-Франциско. Семьи основали клуб и назвали его Клуб радости и удачи , отсюда и название романа. Структура книги адаптирована из игры, известной как маджонг. Роман состоит из четырех частей, каждая из которых разделена на четыре раздела. В нем 16 глав, в которых рассказывается о жизни семей в Японии и Америке. Писатель начинает каждую главу с басни, которая задает настроение остальной части главы.
Краткое содержание Клуба радости и удачи
Роман разделен на четыре части, каждая из которых состоит из четырех разделов. Четыре раздела включают «Перья из тысячи ли», «Двадцать шесть злокачественных ворот», «Американский перевод» и «Королева-мать западного неба». Среди персонажей четыре матери (Суюань Ву, Ан-мей Сюй, Линдо Чон и Ин-Ин Сент-Клер) и четыре дочери (Цзин-мей Ву, Роуз Хсу Джордан, Уэверли Чон и Лена Сент-Клер).
Книга подверглась резкой критике со стороны литературных критиков, утверждающих, что она пропагандирует расистские стереотипы и исследует ложные истории. Роман включает в себя истории воспоминаний о жизни матерей в Китае и их современных проблемах в Сан-Франциско. Он исследует культуры Китая и Америки.
Перья из тысячи ли
В этом разделе исследуются отношения между матерями и их дочерьми. На протяжении всего романа истории Суюань рассказываются ее дочерью, потому что она мертва. Цзин-мэй беспокоится, что она не сможет вписаться в положение своей матери, учитывая, что она мало о ней знает. В первой части романа матери решают отправить Цзин-мэй в Китай, чтобы найти дочерей своей матери, которых она бросила до приезда в Америку (Тан 35). Матери также рассказывают истории своего раннего детства в Китае.
Ан-мэй рассказывает, как ее мать оставила ее, чтобы выйти замуж за богатого торговца, у которого были другие жены (Тан 43). Линдо Йонг рассказывает историю о своем побеге от брака по расчету. Она говорит, что использовала суеверие, чтобы поддержать честь своей семьи, аннулировав брак с мальчиком, который ей не нравился. Инь-ин Сент-Клер рассказывает историю о разлуке со своей семьей после падения в озеро во время праздника Луны (Тан 80).
Она забредает на фестиваль, посвященный Лунной Леди, которая должна исполнять желания детей. Ее желание — воссоединиться со своей семьей, но она разочаровывается, когда понимает, что Лунная Леди была не женщиной, а мужчиной (Тан 81).
Двадцать шесть злокачественных врат
В этом разделе представлены истории четырех дочерей. Вейверли Джонг рассказывает историю о том, как из начинающего шахматиста она превратилась в чемпионку страны (Тан 91). Она была смущена тем, как ее мать знакомила ее со всеми, кого они встречали, и это смущение приводило к гневной конфронтации. Лена Сент-Клер рассказывает историю о том, как ее мать впала в депрессию после безуспешной попытки помочь беременной женщине родить (Тан 99).
После этого инцидента она смотрела на свою маму как на отвратительное существо. Она также рассказывает о своих соседях. Роуз Хсу Джордан рассказывает историю о том, как ее брат (Бинг) утонул во время семейного визита на пляж (Тан 107). Она и ее мама искали его, но не нашли. Она также рассказывает о своих отношениях с мужем и о своем плане развестись с ней.
Она просто хочет, чтобы маме было легко рассказать о своем плане. Цзин-мей Ву рассказывает о том, как ее мать заставила ее стать пианисткой, потому что она всегда ожидала, что она станет великой в чем-то (Тан 121).
Несмотря на то, что она брала уроки, она все еще не могла в совершенстве играть на фортепиано и в результате отказалась от занятий. Ее решение разочаровало ее мать, которая хотела, чтобы она продолжила музыкальную карьеру. Суюань подарила ей пианино на день рождения в надежде возродить ее карьеру. Однако Цзин-мэй не хотела возобновлять тренировки, потому что считала, что больше не обладает навыками (Тан 134).
Американский перевод
Третий раздел включает в себя несколько историй, рассказанных дочерьми о жизни их матерей в Сан-Франциско. Лена рассказывает о проблемах, с которыми она сталкивается в браке, и опасается, что ее мать может знать о них (Тан 146). Ее самый большой страх — быть неполноценным в своем браке. Этот страх — сбывшееся пророчество, потому что ее муж — ее начальник на работе и зарабатывает больше, чем она.
Ее мать призывает ее противостоять мужу, если она хочет, чтобы ситуация в ее браке улучшилась в ее пользу (Тан 151). Вейверли Джонг беспокоится, что мнение ее матери о ее женихе является опровержением. Конфронтация Уэйверли с ее матерью показывает, что она знала о своих отношениях и не возражала против этого.
Роуз Хсу Джордан отказывается подписывать документы о разводе со своим мужем, который намеревается снова жениться после их развода (Тан 175). Она не согласна с условиями, оговоренными в бумагах. Цзин-мэй говорит о своей вере в то, что мать разочаровалась в ней, потому что она так и не оправдала ее высоких ожиданий (Тан 19).5). Она утверждает, что в глазах матери она всегда была неудачницей.
Королева-мать западного неба
В этом разделе матери рассказывают истории о своей прошлой и настоящей жизни, а также о жизни своих дочерей. Ан-мэй рассказывает о событиях, сопровождавших смерть ее бабушки. Она говорит, что пошла со своей матерью в дом своего мужа (У Цин), где они подверглись контролирующим тенденциям второй наложницы (Тан 215). Например, она взяла своего брата и сделала его своим сыном.
Она также рассказывает об изнасиловании своей матери, которое устроила вторая жена Ву Тсинга (Тан 220). Мать отравилась и умерла. Во время похорон ее матери Ань-мэй заставила У Цина признать их частью своей большой семьи. Вторая жена попыталась прервать признание, и Ан-мэй уничтожила полученное от нее ожерелье (Тан 233). Ying-ying St.
Клэр рассказывает историю о том, как ее муж бросил ее из-за своих развратных манер. Позже она вышла замуж за американца, хотя и не любила его. Она вышла за него замуж только из-за своего отчаяния (Тан 246).
Линдо Джонг рассказывает о своем переезде в Америку и первой встрече с Ан-мэй Сюй. В последней главе романа исследуется исполнение желания Цзин-Мэй найти дочерей, которых Суюань бросила в Китае после Второй мировой войны (Тан 267). Цзин-мэй летит в Китай, знакомится со своими сестрами, знакомится с китайской культурой и тем самым примиряется со своей умершей мамой.
Заключение
Конфуций был китайским философом, жившим между 551 и 479 годами до н.э. и основателем конфуцианства. Конфуцианство — это философия, образ жизни, политическая система и религия. Его основные учения включают человечность, приличия, общественный порядок, почитание предков, сыновнее почтение, нравственную мудрость и обладание ценностями, как это показано джунзи .