Душа и буддизм: Душа в буддизме — как ее понимают в разных течениях

Душа в буддизме — как ее понимают в разных течениях

Здравствуйте, уважаемый читатель. Сегодня мы побеседуем о том, существует ли душа в буддизме. Предлагаем вашему вниманию материал о том, как приверженцы древнейшего религиозного течения понимают сущность этого феномена, духа, духовности, духовного мира.

Теория об индивидуальном «я» в учении о духовном пробуждении трактуется неоднозначно. Единого мнения по этому поводу у представителей различных направлений нет.

Содержание:
Различные взгляды на феномен души
Мнение Будды
Бесполезность рассуждений
Положение о безличности
Современная трактовка
Заключение

Различные взгляды на феномен души

Наставник Тхеравады (одной из школ буддизма) Валпола Рахула говорил о том, что это религиозное течение отрицает существование души, и в этом заключается одна из его особенностей. Идея о том, что она присутствует в человеке, ошибочна и порождает различные вредные мысли, вызывает эгоистические желания, тщеславие и страсть.

В других направлениях — Махаяне и Ваджраяне — благосклонно относятся к версии о реальности духовного мира. В трактате, написанным древнекитайским философом-буддистом Мо-Цзы, утверждается, что жители Поднебесной с давних времен верили в существование духа.

В процессе великого освобождения, когда лама читает перед умирающим ритуальные тексты, он заботится о душе человека. В время похорон его проводят через все фазы бардо (промежуточного состояния) – от момента, когда дыхание останавливается, и до того времени, когда начнется перерождение души усопшего заново. После перевоплощения она продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей.

Таким образом, понятие души в буддизме следует рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от того, какой теории о духовном мире придерживается и что проповедует тот или иной адепт в духовной сфере, учителей разделяют на такие категории:

  1. Наставник, верующий в вечность. По его мнению, душа вечна, она существует и после смерти.
  2. Наставник, выступающий материалистом. Он уверен в том, что душа временна и уничтожается после смерти человека.
  3. Наставник, отрицающий существование как постоянного, так и временного духа. Этот учитель – Будда.

Мнение Будды

Согласно учению легендарного основателя религиозно-философского течения, нет оснований питать иллюзии относительно вечной души (атмана). Причина этого заключается в том, что слова «я», «душа» и «личность» на самом деле играют роль терминов, прямо не обозначающих независимую сущность.

Таким образом, не имеет смысла культивировать веру в духовный мир, создавший самого себя и способный на переселение в другую телесную оболочку. Мысль о том, что в нашем (или каком-либо другом мире) может быть что-то незыблемое, не находит понимания у буддистов.

До наших дней дошла история о том, как Будда реагировал на слова Ваччаготты. Этот бродячий отшельник прямо спросил учителя, существует ли атман. Духовный наставник промолчал.

Ваччаготта расценил это как отрицание существования души и вновь обратился к нему с просьбой подтвердить это. Но Будда оставался безмолвным. Ваччаготте не оставалось ничего другого, как уйти, не получив никаких ответов на свои вопросы.

Тогда Ананда, один из главных учеников Будды, поинтересовался, почему Ваччаготта не услышал от него ни слова. Наставник пояснил, что он не мог ответить ни «да», ни «нет» по одной простой причине.

В случае любого из ответов он автоматически становился на сторону тех, кто либо верит, либо не верит в вечность духовного мира. Поскольку Ваччаготта запутался в своих умозаключениях, слова Будды могли еще больше дезориентировать его.

Бесполезность рассуждений

Искать духовность в самом человеке – все равно, что пытаться обнаружить некий виртуальный предмет в темной комнате. Так как принимающие участие в поисках не понимают, что его там нет, все их попытки не принесут желаемого результата. Тем более, что они четко не представляют себе объект поисков.

Таким людям Будда рекомендовал прекратить заниматься заведомо бесполезным делом, сосредоточив свои усилия на постижении того, что происходит в окружающей действительности.

Необходимо работать над собой, полагал он. Только в случае достижения совершенства можно обрести способность осознать существование духовного мира или признать факт его отсутствия.

Будда считал иллюзорными рассуждения о духовности. Он понимал людей, верящих в существование какого-нибудь отдельного духа, однако объяснял их веру неведением. А также тем, что им очень хочется оказаться после своей кончины в раю и там получать неземное удовольствие.

По его мнению, заблуждение человека состоит в том, что он занят поисками в себе отдельной личности и не обращает внимания как на «блаженство праведности», так и на «бессмертие истины».

Положение о безличности

Сам же Будда продолжал придерживаться мысли о том, что материальные тела (дхаммы) лишены духа. Это в полной мере относится и к такому явлению, как ниббана, представляющему собой состояние «угасания огня».

Просветленный противопоставлял разным теориям учение, которое называл «anattā». Термин означает «лишенный духа, эго», то есть безличный.

Для лучшего понимания учения следует учитывать, что на пути к самореализации существуют определенные препятствия. Речь идет как о теории, гласящей о существовании духовного мира, так и о системе идей, которая отрицает дух. Обе они основаны на ошибочном положении «Я есть».

Осознать, что такое учение безличности, можно путем объективного рассмотрения вещей. При этом следует игнорировать совокупность существующих теоретических положений о духовном мире. Нужно представлять своё «эго» частью личности, находящейся в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

В соответствии с учением, якобы вечная сущность, которая есть внутри человека, представляет собой сочетание таких сил и явлений, как:

  • сознание;
  • чувство;
  • физическое тело;
  • распознавание;
  • конструирование с помощью разума.

В процессе анализа психофизической жизни Учителю удалось обнаружить эти совокупности, однако он не сумел отыскать вечную душу. Согласно его представлению, дух не может являться сознанием.

Современная трактовка

Свое учение о безличности основоположник буддийской философии открыл миру свыше 2500 лет назад. С тех пор не прекращаются споры относительно того, есть ли душа на самом деле или это плод фантазии желающих бессмертия.

Интересно отметить, что сейчас многие ученые склоняются ко второму варианту. Другими словами, они фактически соглашаются с Буддой. Большинство нынешних представителей научных кругов рассматривают хомо сапиенса (человека разумного) как средоточие ощущений, которые постоянно меняются.

По мнению физиков, вселенная вовсе не является твердой материей, как считали ранее, а представляет собой энергетический поток. Бесконечный мир космоса ими понимается как процесс преобразования различных сил, в нем существующих. Человек – лишь малая его частица. Первым пришел к осознанию этого никто иной, как Будда.

Эти исследователи благосклонно относятся к идее о том, что под так называемым духовным миром следует понимать настроения, чувства, эмоции, имеющие отношение к физическому опыту. Сам термин вовсе не обозначает какую-либо существующую реальность, а является обычным словом.

А ведь именно об этом и говорится в учении Будды. Таким образом, оно выступает в качестве исходного исследования, и от него отталкиваются современные ученые.

Вера в собственное «Я» и Бога, создавшего все вокруг, достаточно сильно укоренилась в умах многих людей. Настолько прочно, что понять, почему Будда критически относился к существованию и того, и другого, крайне тяжело. В этом и состоит главное объяснение тому, почему буддизм называется уникальной религией.

С другой стороны, находятся исследователи, которые полагают, что было бы неплохо дополнить учение Просветленного идеей о реальности духовного мира. Для этого, по их мнению, необходимо несколько по-другому интерпретировать слово «атман».

Ведь, как указывают эти ученые, вера человека в бессмертие души берет свое начало из глубины веков. В дошедших до нас текстах из раннего периода буддизма можно обнаружить характерную притчу.

Однажды некий странник увидел змею, стремительно передвигавшуюся рядом с ним. Он испугался не на шутку и не знал, что ему делать. Но тут он понял, что принял за опасное пресмыкающееся обыкновенную веревку.

Путник пришел в себя, страх его исчез, а ум стал спокойным. Веревка, которую удалось ему разглядеть, символизирует собой вечную нематериальную сущность.

Заключение

На этом мы сегодня прощаемся с вами, уважаемый читатель.

Поддержите блог — рекомендуйте статью друзьям в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

В дацане Бурятии назвали симптомы потери души

«Душа улетела» — такую фразу порой слышат жители Бурятии, после того как рассказывают ламам о своих жизненных неурядицах. О том, что это значит и какие несет последствия, рассказали в курумканском дацане «Гандан Ше Дувлин».

— Что есть душа? Душа, сознание человека с буддийской точки зрения являются совокупностью различных видов, форм энергии. В текстах пишут, что сознание состоит из «тигле» – это некая форма изначальной энергии. Сознание человека включает в себя различные виды «тигле», в том числе те, которые функционируют в нашем физическом теле. Один из таких видов «тигле» движется по телу определённым маршрутом согласно лунным суткам и имеет прямую связь, зависимость от состояния физического тела и лунного календаря. Оболочка, тень или отражение этого «тигле» обладает сущностью в физическом аспекте и своей энергетической составляющей. Эту сущность тибетцы назвали «ла». Её изображают в виде серебристой капли. Бывают случаи, когда «ла» по тем или иным причинам покидает тело, то есть мы утрачиваем этот вид энергии. В таких случаях говорят, что душа ушла. По-тибетски это звучит: «Ла чамсон», — объяснил Еши Намжил лама.

Потеря души – это большое событие для тела, поэтому оно отражается почти во всём. Так, при потере «ла» в первую очередь нарушается сон. Человек часто просыпается и вздрагивает при просыпании.  Если в человеке преобладает энергия Слизи (с точки зрения тибетской медицины, у всех людей существует 3 вида энергии в организме: Ветер, Слизь и Желчь – прим.ред.), тогда, наоборот, при потере «ла» его постоянно будет клонить ко сну. Он может спать всю ночь и днем все еще будет сонный. Часто беспокоят тревожные сны – человек видит покойников, за ним гонятся и прочее.

Без «ла» человек становится инертным, пропадает огонек. Он долго выздоравливает после любого легкого заболевания, а работа затягивается. Не хватает энергии на излечение, завершение начатого. Нередко бывает, что человек «без души» частенько ощущает холодок со спины, его будет бросать в холодный пот и т.д. 

— То, что раньше у него получалось особенно хорошо – утрачивается.
Например, он готовил какое-то блюдо очень вкусно, как никто другой, а потеряв «ла», у него это блюдо уже не будет получаться. Можно сравнить с ехавшей и внезапно заглохшей машиной, но продолжающей движение по инерции. Без «ла» человек может жить до 6 месяцев. В очень редких случаях – до года, — поясняет Еши Намжил лама.

Энергия уходит при стрессе, испуге, ударе и т.д. Бывает, что ребёнок пугается чего-нибудь, например, лая собаки. Если стукнуть, прижечь, прооперировать место на теле, в котором находится в этот лунный день «ла», тогда она также может уйти. Есть много причин, из-за которых душа уходит из тела. Бывает, что от длительной утомительной работы «ла» как бы иссякает, слабеет. И в конце концов может совсем пропасть. Люди разные, поэтому признаки того, что душа покинула тело, могут быть тоже разными, уточняют в дацане.

При этом существует много способов восстановить «ла». Она восстанавливается, крепнет во время переживания позитивных чувств.

— Например, приехав на родину, вдыхаем чистый воздух, вкушаем яства, имеющие особенное личное значение, слушаем красивую музыку, смотрим на картины, пейзажи, наблюдаем за близкими, детьми, за любимыми животными, огонь, воду и так далее. В Учении Тантры есть огромное количество ритуалов призывания души – «ла гуг» или «цэ гуг» по-тибетски. В медицине есть специальные массажи, пилюли и т.д. Очень большую помощь здесь оказывает вера. Сутью этих ритуалов, как в прочем и всех других в буддизме, является понимание единства человека и окружающего мира, — рассказал лама.

В дацане подчеркивают, что в наше время, с большой информационной, психологической нагрузкой все быстро «изнашивается», в том числе и душа. Поэтому очень полезными будут уединения, отдых со сменой обстановки и так далее. В таком случае важно вовремя обратить внимание на свое состояние и не пускать все на самотек.  

фото: pixabay.com

душ переоценены | Барбара О’Брайен

В буддизме у животных нет души, как и у людей. Мы, биологические существа, все одинаково бездушны.

Согласно историческому Будде, не существует «души» или «я» в смысле постоянного, присущего, автономного «я», населяющего наши тела. То, что мы воображаем как «я», — это эффект, созданный нашим мозгом и чувствами, который воссоздается заново каждое мгновение. «Просветление» можно приблизительно определить как отпадение иллюзии «я».

В этот момент лекции всегда кто-то поднимает руку. Разве буддисты не должны верить в реинкарнацию? Нет, не совсем. Будда учил, что «перерождение» лучше понимать как действие (карма) жизни, продолжающееся в новой жизни, а не как переселение души.

(Честно говоря, я агностик в отношении перерождения; я ни верю, ни не верю в него. Вера в перерождение кажется необязательным в дзэн, хотя в других школах этому уделяется особое внимание. В буддизме существуют сектантские разногласия относительно того, как именно происходит перерождение Еще больше усложняет дело то, что реинкарнация переселяющихся душ является устойчивым народным верованием среди многих азиатских буддистов, независимо от того, чему учил Будда. )

Помимо вопроса одушевления, животные имеют иной статус в буддийской космологии, чем в авраамических религиях. Мифы о сотворении монотеизма описывают Бога-творца, который создал людей отдельно от животных и поставил людей выше других форм жизни.

Но у буддистов нет Бога-творца. Вместо этого у нас есть доктрина взаимозависимого возникновения (на санскрите «пратитья-самутпада»), согласно которой явления не существуют независимо от других явлений. Все явления вызваны возникновением и исчезновением других явлений, и все становления и прекращения происходят в одной обширной связи бытия, без начала и конца. Люди, рыбы, облака и тосты — пузыри в одном потоке. Единственным преимуществом человеческого рождения является то, что у людей есть способность реализовать просветление и войти в покой Нирваны.

Меня также поразило, что я никогда не слышал буддийской молитвы или заклинания, которое уделяло бы особое внимание человечеству. Вместо этого наши литургии посвящены благу всех существ.

Около двух тысячелетий назад буддизм разделился на две основные школы, называемые тхеравадой и махаяной. Буддизм Махаяны развил учение о природе будды, определяемой как неизменная природа всех существ; фундаментальное единство под всем существованием; основа бытия. Все живые существа, как люди, так и животные, являются выражением природы будды примерно так же, как волна является выражением воды.

Тем не менее, один монах спросил китайского мастера чань (дзэн) 9-го века Чао-чжоу, есть ли у собаки природа Будды. Это максимально близко к вопросу «Есть ли у животных душа?» что вы можете получить в буддизме. И Чао-чжоу сказал: «У!» (по-японски «Му!») — «Нет!»

Этот ответ был настолько ошеломляющим, что обмен репликами превратился в коан, один из тех, казалось бы, бессмысленных вопросов, на которые мастера Риндзай-дзэн задают своим ученикам внимание во время медитации. Как и в большинстве коанов, Му побуждает ученика выйти за рамки концептуального знания и непосредственно постичь абсолютную природу самого существования. Большего я не могу сказать, за исключением того, что «нет» Чао-чжоу не было суждением о духовных качествах собак.

Буддизм в двух словах — Анатта или бездушие

Анатта или бездушие

Это Буддийское учение о перерождении следует отличать от теория реинкарнации, предполагающая переселение душа и ее неизменное материальное перерождение. Буддизм отрицает существование неизменной или вечной души, созданной Богом или исходящие от Божественной сущности (Параматма ).

Если бессмертная душа, которая должна быть сущностью человека, вечна, не может быть ни подъема, ни падения. Кроме одного не могу понять, почему «различные души так по-разному устроены с самого начала».


Кому доказать существование бесконечного счастья на вечном небе и нескончаемые муки в вечном аду, бессмертная душа абсолютно необходимый. Иначе что там карается в аду или вознаграждается в раю?

«Это следует сказать, — пишет Бертран Рассел, — что старое различие между душой и телом испарилось так же, как во многом потому, что «материя» утратила свою плотность, как разум потерял свою духовность. Психология только начинает становиться научной. В нынешнее состояние психологии вера в бессмертие может в любой момент ставка утверждает, что не поддерживает науку».

Буддисты согласен с Расселом, когда он говорит, что «очевидно, причина, по которой я тот же человек, каким был вчера, и, взять еще более очевидный пример, если я одновременно вижу человека и услышать, как он говорит, есть некий смысл, в котором «я» то, что видит, то же, что и «я», которое слышит».

0040

До совсем недавно ученые верили в неделимое и нерушимое атом. «По достаточным причинам физики уменьшили это атом к ряду событий. По не менее веским причинам психологи обнаружить, что разум не тождественен единой продолжающейся вещи а представляет собой ряд событий, связанных между собой определенными интимными связи. Таким образом, вопрос о бессмертии стал вопрос, существуют ли эти интимные отношения между событиями связанных с живым телом и другими явлениями, происходящими после того, как это тело мертво».

Как С.Э.М. Джоуд говорит в «Смысле жизни», что материя так как распалась на наших глазах. Он больше не является твердым; оно больше не долговечно; она больше не определяется компульсивным причинные законы; и что важнее всего, это больше не известно.

так называемые атомы, по-видимому, одновременно «делимы и разрушаемы». Электроны и протоны, из которых состоят атомы, «могут встречаться и уничтожать друг друга, в то время как их упорство, как оно есть, скорее волна без фиксированных границ, и в процессе постоянного изменения как формы, так и положения, чем вещи».[11]

Бишоп Беркли, который показал, что этот так называемый атом является метафизическим фантастика утверждала, что существует духовная субстанция, называемая душа.

Хьюм, например, заглянул в сознание и понял, что там не что иное, как мимолетные психические состояния, и пришел к выводу, что предполагаемое «постоянное эго» не существует.

«Есть некоторые философы, — говорит он, — которые воображают, что мы каждое мгновение осознавая то, что мы называем «себя», что мы чувствуем его существование и его продолжение в существовании, и поэтому мы уверены, как своей совершенной идентичностью, так и простотой. С моей стороны, когда Я самым тесным образом вхожу в то, что я называю «собой», я всегда спотыкаюсь на том или ином особом восприятии тепла или холода, свет или тень, любовь или ненависть, боль или удовольствие. я никогда не ловлю себя… и никогда не могу наблюдать ничего, кроме восприятия… я также не понимаю, что еще необходимо, чтобы сделать меня совершенным ничто».

Бергсон говорит: «Всякое сознание есть временное существование; и сознательное состояние не есть состояние, которое длится без изменений. это изменение непрестанно, когда прекращается изменение, оно прекращается; это само по себе ничего но изменить.»

Торговля по этому вопросу о душе профессор Джемс говорит: «Теория души является полной излишеством, если учитывать действительно проверенные факты сознательного опыта идут. Пока никто не может быть вынуждены подписаться под ним по определенным научным причинам». Заканчивая свою интересную главу о душе, он говорит: «И в этой книге предварительное решение, к которому мы пришли, должно быть последним словом: сами мысли являются мыслителями».

Ватсон, выдающийся психолог, утверждает: «Никто никогда не прикасался души, или видел ее в пробирке, или каким-либо образом попал в отношение к нему, как и к другим объектам его повседневного опыт. Тем не менее сомневаться в его существовании — значит становиться еретиком, а однажды, возможно, даже привело к потере голова. Даже сегодня человек, занимающий общественное положение, не осмеливается задавать вопросы. это.»

Будда предвидел эти факты около 2500 лет назад.

Согласно в буддизме ум есть не что иное, как сложное соединение мимолетных психические состояния. Одна единица сознания состоит из трех фаз возникновение или генезис ( uppada ) статическое или развитие ( thiti ) и прекращение или роспуск ( bhanga ). Сразу после стадии прекращения мысли возникает момент происходит стадия генезиса последующего мыслительного момента. Каждый мгновенное осознание этого постоянно меняющегося жизненного процесса, на уходя, передает всю свою энергию, всю неизгладимо записанную впечатления своему преемнику. Всякое свежее сознание состоит возможностей своих предшественников вместе с чем-то более. Таким образом, существует непрерывный поток сознания, подобный поток без перерыва. Последующий момент мысли не совсем то же самое, что и его предшественник , поскольку то, что составляет его, не тождественно и не полностью другой представляет собой ту же непрерывность энергии каммы. Здесь нет тождественного бытия, но есть тождество в процессе.

Каждый момент рождения, каждый момент смерти. Возникновение одного момента мысли означает исчезновение другого момента мысли и наоборот. В течение одной жизни есть мгновенный возрождение без души.

Это не надо понимать, что сознание дробится на куски и соединены вместе, как поезд или цепь. Но, наоборот, «он упорно течет, как река, получающая от притоки чувств, постоянные приращения к его потоку, и когда-либо раздающий миру без мыслевещества, которое у него есть собрались по дороге».[12] Его источником является рождение, а уста — смерть. Быстрота потока таковы, что вряд ли существует какой-либо стандарт, согласно которому его можно измерить даже приблизительно. Однако это радует комментаторы говорят, что продолжительность одного момента мысли составляет даже меньше одной миллиардной части времени, занимаемого вспышка молнии.

Здесь мы находим сопоставление таких мимолетных психических состояний сознания в отличие от суперпозиции таких состояний, как некоторые, кажется, верят. Ни одно состояние, когда-то исчезнувшее, никогда не возвращается и не идентично тому, что уходит. до. Но мы, миряне, окутанные паутиной иллюзий, ошибаемся эту видимую непрерывность, чтобы быть чем-то вечным и идти к степень введения неизменной души, атта , предполагаемый исполнитель и вместилище всех действий в этом постоянно меняющемся сознание.

» так называемое бытие подобно вспышке молнии, которая разрешается в последовательность искр, которые следуют одна за другой с с такой быстротой, что сетчатка глаза человека не может воспринимать их по отдельности, и необразованный человек не может представить себе такую ​​последовательность отдельных искры». [13] Как колесо телеги опирается на землю в одной точке, так и существо живет только в течение одного момента мысли. Это всегда в настоящее, и все время ускользает в безвозвратное прошлое. Что мы станем определяется этим настоящим моментом мысли.

Если души нет, что возрождается, можно спросить.

Ну, нечего возрождаться.

Когда жизнь прекращается, каммическая энергия вновь материализуется в другом форма. Как говорит бхикшу Силачара: «Незаметно оно проходит, куда бы ни условия, подходящие для его видимого проявления, присутствуют. Здесь он показывает себя крошечным комаром или червяком, а там присутствует известный в ослепительном великолепии Дэва или Архангела существование. Когда один из способов его проявления прекращается, он просто проходит и при наличии подходящих обстоятельств обнаруживает себя заново в другом имени или форме». 0040

Рождение является возникновением психофизических явлений. Смерть просто временный конец временного явления.

Просто поскольку возникновение физического состояния обусловлено предшествующим состояние как его причина, поэтому появление психофизических явлений обусловлено причиной, предшествующей его рождению. Как процесс одной продолжительности жизни возможно без перехода постоянной сущности от одного момента мысли к другому, поэтому ряд жизненных процессов можно без бессмертной души переселиться из одного существование к другому.

Буддизм не отрицает полностью существование личности в эмпирическом смысл. Он только пытается показать, что он не существует в конечном счете. смысл. Буддийский философский термин для обозначения человека — сантана, т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *