Друг это единственный человек перед которым я могу думать вслух: Как вы понимаете выражение: » друг- тот, перед кем я могу думать вслух»

Как справиться с чувством стыда за прошлое

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Чувство стыда. Как перестать бояться быть неправильно воспринятым» от психотерапевта Илсе Санд. Публикуем главу о том, как отличить вину от стыда и как перестать стыдиться ситуаций из прошлого.

Абсолютное одиночество вы испытываете, когда отстраняетесь от самого себя. Сгорая от стыда, мы смотрим на себя со стороны (возможно, даже с огромным отвращением) и выносим приговор: «Провал». В такие моменты мы теряем связь с собой — как будто телефонная связь неожиданно рвется.

Наверняка вам поскорей захочется выбросить из головы этот неприятный эпизод, но тогда велик риск перестать понимать себя в той триггерной ситуации, когда вы пытаетесь скрыться от всего мира и самого себя. Часть вашей личности отправляется в изгнание, и это сказывается не только на вашей искренности и открытости по отношению к себе, но и на желании понимать и быть ближе к другим людям, которые нуждаются в том же.

Чтобы вернуть домой «пропавшие» аспекты вашего «я» и сделать их частью себя, нужно взглянуть на стыдные ситуации из прошлого свежим взглядом и сделать соответствующие выводы.

Проблема не в вас

Сгорая от стыда, вы чувствуете отчуждение. И действительно, что‑то не так. Только не в вас самих. Очевидно, возникновению этого чувства предшествовала череда ошибок:

Вы пережили ряд неудач, которые сделали вас уязвимее

Возможно, вы не можете найти общий язык с членами семьи, потому что участники диалога не умеют выражать свои чувства. Бывает, что это происходит с несколькими поколениями в семье.

Вы решили, что вы единственный человек с такой проблемой на всем белом свете

Это не так: когда речь заходит о стыде, люди мало чем отличаются друг от друга. Некоторым все же удается поддерживать образ перфекциониста с набором исключительно положительных качеств. Однако не нужно глубоко копать, чтобы заметить множество общих черт, которых в разы больше, чем различий.

Мой многолетний опыт священника и психотерапевта показывает, что каким бы ни был человек внешне, у каждого найдутся такие жизненные эпизоды, когда мы чувствовали себя одинокими, беспомощными и неполноценными. А в стрессовых ситуациях даже лучшие из лучших с трудом способны контролировать отрицательные черты своего характера (например, жадность). Поэтому на самом деле вы не сильно отличаетесь от остальных в тот момент, когда стыд сковывает тело.

Иногда причина в собеседнике

Вы можете испытать стыд, когда человек отвечает вам иначе, не так, как это сделали бы вы. Это может быть какой‑то особый взгляд, определенные слова или интонация. Бывает, что ответ собеседника скорее характеризует его личность, нежели реакцию на сказанное вами. Или он обращает внимание на те черты вашего характера, с которыми вы потеряли связь в данный момент времени. Пока вы делитесь собственными успехами, собеседник запросто может своим взглядом и голосом выражать смиренную грусть — а для вас это чувство «запретное». Естественно, возникает недопонимание.

Чувство отчужденности, будучи частью стыда, не имеет ничего общего с вашей личностью и поступками. Оно скорее сигнализирует о возникшем недоразумении сейчас или когда‑то в прошлом, и это ошибочное мнение необходимо скорректировать.

Игнорируйте страх

Случайно вспомнив какую‑то неловкую ситуацию, многие годами накручивают себя, боясь рассказать о ней кому‑либо или принять тот случай как данность и жить дальше. В результате страх приводит к одиночеству.

«Я вела войну с самой собой. Страх кричал: „Забейся в угол и не попадайся никому на глаза!“ Он угрожал мне тотальным изгнанием. Приходилось жить в собственной тени, а на большее мне не хватало смелости», — говорит 38-летняя Жозефина.

Жозефина была слишком напугана, чтобы оказать сопротивление страху и прогнать его словами, выразив недовольство, или даже движением — например, «протанцевать» негативные эмоции. Стыд заставлял ее держаться подальше ото всех. Но даже на людях она чувствовала себя одиноко, потому что элементарно не могла проявить свои истинные чувства и намерения. Вероятно, и с вами такое случалось. Вы, как послушный ребенок, которого наказали, продолжали сидеть в углу, хотя закрытая дверь уже давно сгнила и за ней открылись новые возможности для саморазвития.

Пока вами движет страх, вы так и будете сидеть в собственном тесном мирке, боясь выбраться наружу и осмотреться в поисках любви и внимания, способных избавить вас от стыда. Для обретения свободы необходимо смело идти вперед, пусть даже страх будет кричать вам: «Вернись!»

От стыда к вине

Умение отличать стыд от вины способствует лучшему пониманию себя. Если коротко: вина говорит о ваших поступках, а стыд — о состоянии. В одной и той же ситуации зачастую задействуются оба чувства. Например, серьезно отругав ребенка, наверняка вы почувствуете себя виновным в его слезах и зададите себе резонный вопрос: «Что я за человек?» В этот момент подключается стыд, вызывая отчужденность или комплекс неполноценности.

Зачастую вина и стыд перемешаны друг с другом, поэтому необходимо уметь их разделять. Вина легче переносится, и она в меньшей степени затмевает вашу личность. А еще из нее можно извлечь пользу.

Можно винить себя за слезы ребенка, но при этом оставаться хорошим человеком. Попросите прощения у малыша, и вина практически полностью исчезнет.

Мы склонны мыслить крайностями. Хороший или плохой. Красивый или уродливый. Победа или поражение. Однако для психики невероятно важно умение принимать оба варианта одновременно. Например, опытный родитель постоянно думает о своем ребенке в таком ключе: «Сейчас ты злишься, но я все равно тебя люблю». Или: «Ты поступил неправильно, но моя любовь к тебе никак не изменится». А вот еще вариант: «От твоих криков у меня болят уши, но проблема не в тебе. Ты — хороший ребенок». Если ваши родители не освоили эту модель с принятием обоих вариантов, то вы, чувствуя отчужденность, едва ли отличите стыд от вины, хотя то и другое возникло из‑за какой‑то мелочи.

Иногда стоит лишь обозначить вину — и стыд пропадает сам собой. А от вины можно избавиться, если извиниться или предложить исправить ситуацию.

Начните снова сочувствовать себе

Речь идет о той связи, которую когда‑то разорвал стыд. Возможно, какие‑то из этих фраз помогут вам восстановить гармонию с собой. Произнесите их вслух или запишите на отдельном листке бумаги:

Кажется, что‑то не так. Да, где‑то скрывается проблема. Но она явно не в тебе.

Ты очень стараешься. Все время от времени ошибаются, накручивают себя из‑за произошедшего и разочаровываются в себе и других. Но это не значит, что нужно избегать общения.

Ты не сильно отличаешься от других. С тобой все в порядке. Продолжай в том же духе.

По возможности сядьте напротив зеркала и, произнося эти фразы, смотрите себе в глаза. Похлопайте себя по плечу и нежно проведите рукой по волосам или щеке.

Напишите себе любовное письмо

Научиться любить себя можно при помощи одного упражнения. Вспомните эпизод из жизни, о котором вы давно мечтаете забыть навсегда. Отнеситесь к себе с пониманием и напишите письмо себе как человеку, готовому провалиться сквозь землю от стыда.

Попробуйте также написать утешительное письмо, которое придаст сил в тот момент, когда вы окажетесь в неловкой ситуации. Положите его на видном месте. Мое письмо звучит так:

Дорогая Илсе!

Прямо сейчас тебе не по себе. Но это скоро пройдет. Уже через месяц ты будешь смеяться над этой ситуацией. Твоя сестра с радостью послушает твою забавную историю о застрявшем в зубах кусочке шпината. В глубине души ты прекрасно понимаешь, что любой другой на твоем месте чувствовал бы то же самое. Возможно, ты считаешь иначе, но сейчас твое сознание слегка затуманено. Стоит немного отстраниться от произошедшего, как ты тут же поймешь, что все это мелочи, которые вовсе не отражают твоего внутреннего мира.

С любовью, Илсе

Этим упражнениям, причем как письменным, так и устным, стоит уделять внимание. Если в любой непонятной ситуации вы мгновенно начинаете заниматься самобичеванием, вам особенно необходимы тренировки, чтобы в будущем в таких случаях сознание автоматически напоминало о любви и уважении к собственной личности. Если вам неудобно или трудно писать самому себе, для начала попробуйте адресовать письмо любимому человеку. Это может быть даже знаменитость из кино. Закончив писать, смените имя получателя на свое собственное.

Подобно мышцам, любовь к себе необходимо развивать. Чтобы достичь нужного эффекта, придется проявить упорство и настойчивость. В результате появится новая привычка поддерживать себя в ситуациях, которые оборачиваются не в вашу пользу.

Через печаль к здоровому самолюбию

Если вы смотрите на себя с сочувствием, понимая, что проблема вовсе не в вас, а в самой ситуации в прошлом, то стыд постепенно переходит в печаль. Определяя источники дискомфорта, вы по-новому проявляете уважение к самому себе.

А взглянув на свою жизнь с учетом эмоциональных пробелов, вы наверняка будете гордиться своими успехами, которых удалось достичь, несмотря на трудности и невзгоды.

Работа над стыдом поможет не передать потомкам горький опыт, накопленный родителями, бабушками и дедушками. При должном подходе ваша любовь к себе в скором времени, подобно кругам на воде, распространится на людей вокруг и отразится на будущих поколениях.

Издательство

«Альпина Паблишер»

Ральф Эмерсон — цитаты и афоризмы

Ральф Уолдо Эмерсон, (1803–1882), американский эссеист, поэт и философ

Форма нашей планеты внушает иллюзию, что каждый из нас находится на вершине мира.

Если вы ударили короля, вы должны убить его.

На нескольких квадратных дюймах человеческого лица достаточно места для характерных черт всех предков этого человека, для выражения всей его истории и всех его желаний.

Мы воображаем, что каждый человек оригинален; то же самое полагают о себе тыквы; однако каждая тыква в поле проходит через каждое мгновение в истории тыкв.

Человек – бог в руинах.

Все, что Шекспир говорит о короле, вон тот худенький мальчик, сидящий в углу с книжкой, воспринимает как чистейшую правду о себе самом.

Мы символы и обитаем в символах.

Мы только наполовину выражаем себя и стыдимся той божественной идеи, которую каждый из нас олицетворяет.

Мы, подобно Навуходоносору, свергнуты с престола, лишены разума и, подобно волам, питаемся травой.

Легко найти людей с великими дарованиями, но никогда не найти людей с дарованиями симметричными и сбалансированными.

Приобретая в собственность землю, становишься собственностью земли.

Кто может вспомнить, когда времена не были бы трудными, а денег было в избытке?

Демократия стала правлением биржевиков, ограниченным прессой.

Ничто так не удивляет людей, как здравый смысл и действия по плану.

Любые практические вопросы имеют лишь приблизительное решение.

Наиболее распространенный недостаток служащего – неспособность понять, что он имеет дело с человеческим материалом.

Где бы он ни сидел, он сидит во главе стола.

Беседа — это искусство, в котором человеку приходится соперничать со всем человечеством.

Бог людоедов будет людоедом, бог крестоносцев будет крестоносцем, а бог торговцев будет торговцем.

Большая часть мужчин и большая часть женщин имеют лишь на одного супруга больше, чем надо.

Быть великим значит быть непонятым.

Люди видят лишь то, что готовы увидеть.

Люди, желающие внушать ужас, тем самым показывают, что они трусы.

Люди, которым за сорок, не вправе судить о книгах, написанных в новом духе.

Люди, обладающие характером, — это совесть общества…

Меня не возмущают наши пороки, но, признаюсь, мне стыдно за наши добродетели.

Мудрый человек всегда встает на сторону тех, кто на него нападает. Он больше, чем они, заинтересован найти в себе слабое место.

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.

Мы больше похожи на своих современников, чем на своих предков.

Мы закипаем при разных температурах.

Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее.

Мы не до конца прощаем дающего. Рука, которая кормит, может быть и укушена.

Мы охотно принимаем все, что преподносят из чувства любви, ведь это все равно, что получить подарок от самого себя; но мы отвергаем подарок того, кто считает себя вправе быть благодетелем.

Мы просим себе долгой жизни, а между тем значение имеют только глубина жизни и ее высокие мгновения. Будем же измерять время мерой духовной!

Мы умнее, чем нам кажется.

Мысль — цветок, слово — завязь, деяние — плод.

Надо метить выше цели, чтобы попасть в цель.

Наука не знает, чем она обязана воображению.

Наша черствость, наш эгоизм побуждают нас с завистью взирать на природу, но она сама будет завидовать нам, когда мы оправимся от недугов.

Не льсти своим благодетелям.

Нет ничего проще, чем величие; воистину, быть простым — значит быть великим.

Никогда не читай книгу, которой еще не исполнился год.

Никто еще не достиг величия, следуя школьным правилам.

Никто не говорит правду и не живет праведно две минуты подряд.

Ничего великого никогда не было достигнуто без энтузиазма.

Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений.

Нравственное воздействие природы на любого человека измеряется правдой, которую она ему открыла.

Нравственность — это направление воли на цели общие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели. Нравственен тот, чья цель может быть поставлена целью всех разумных существ.

Общество — это лечебница для неизлечимых.

Объяснить и оправдать прежние поступки можно, лишь совершив новые.

Подлинного гения вы можете узнать по тому, что все тупицы при его появлении устраивают заговор против него.

Пока человек остается верен самому себе, все играет ему на руку — правительство, общество, и даже солнце, луна и звезды.

После автора хорошего изречения на втором месте стоит тот, кто первым его процитировал.

После обеда всякий становится консерватором.

Придет день, когда мы убедимся, что в наиболее личном заключено самое общее…

Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.

Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается сама собой.

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Природа создана для того, чтобы в заговоре с духом нас эмансипировать.

Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна.

Прицепи свою повозку к звезде.

Причина, побуждающая чувствующую душу бежать от общества, заключается в стремлении обрести общество.

Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии его подчинения настоящему.

Радость духа есть признак его силы.

Раз в жизни каждый бывает красноречив.

Религии, которые мы называем ложными, некогда были истинными.

Религия одной эпохи — литературное развлечение следующей.

Речи спартанцев, стоиков, героев, святых и богов были коротки и определенны.

Самая возвышенная истина завтра, в свете новой мысли, может показаться тривиальной.

Самый великий человек в истории был самым бедным.

Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Слабые люди верят в удачу, сильные — в причину и следствие.

Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства.

Способность видеть чудесное в обыкновенном — неизменный признак мудрости.

Стихотворение должно состоять из строк, каждая из которых — стихотворение.

Существующий мир — не фантазия. Нельзя безнаказанно относиться к нему как к фантазии.

Творение руки человека в искусстве никогда не может быть выше вдохновения сердца.

То, чему мы учились в школах и университетах, не образование, а только способ получить образование.

То, что у других мы называем грехом, у самих себя мы называем жизненным опытом.

Только та поэзия, что делает меня чище и мужественнее.

Тому, кто способен создавать произведения искусства, нет нужды коллекционировать их.

У человечества, как и у отдельного человека, с каждым возрастом приходят свои болезни.

Хорошие манеры — это то, что позволяет умному держаться на расстоянии от дурака.

Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований.

Хотя бы мы объездили весь мир в поисках красоты, мы не найдем ее, если не взяли ее с собой.

Ценность принципа определяется количеством фактов, которые он объясняет.

Чем громче он твердил о своей честности, тем тщательнее мы пересчитывали столовые ложки.

Чем меньше человек думает или знает о своих достоинствах, тем больше он нравится нам.

Что такое сорняк? Растение, достоинства которого еще не открыты.

Что можно преподнести великодушному человеку? После оказанной ему услуги он своим великодушием немедленно превращает вас в своего должника.

Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики.

Язык — это окаменелости поэзии.

В молодости мы бываем реформаторами, в старости — консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, реформатор — справедливости и истины.

В сумасбродстве есть надежда, в заурядности — никакой.

В этом мире каждый человек не столько творец, сколько его предвестие. Люди несут в себе пророчество будущего.

В сущности, никакой истории нет; есть только биографии.

Важна не уединенность места, а независимость духа. Поэты, жившие в городах, все равно оставались отшельниками.

Великие деяния показывают, что Вселенная принадлежит каждому человеку, живущему в ней.

Великие люди примечательны больше своим размахом и широтой, чем оригинальностью.

Величайшая почесть, которую можно оказать истине, — это руководствоваться ею.

Вера состоит в признании доводов души; неверие — в их отрицании.

Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли.

Все прочие удовольствия не стоят страданий любви.

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы.

Всегда делай то, что ты боишься сделать.

Всякая стена — это дверь.

Вы сможете позаботиться о своей тайне лучше, чем кто-либо другой.

Герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше.

Годы учат многому, чего дни не знают.

Даже если мои вечерние гости не видят часов, они должны прочитать время по моему лицу.

Деньги часто слишком дорого стоят.

Дети героя далеко не всегда бывают героями; еще менее вероятно, что героями будут внуки.

Для высокой дружбы необходимо одно условие — способность обходиться без нее.

Добродетели общества — пороки святого.

Добродетельные люди черпают силы даже в слабостях и недостатках.

Доброта должна быть не лишена известной твердости, иначе это не доброта. Когда проповедуют любовь, в которой излишне много хныканья и слезливости, в противодействие надо учить ненависти.

Другом является такой человек, с которым я могу быть искренним. В его присутствии я могу думать вслух.

Единственная награда за добродетель — сама добродетель; единственный способ иметь друга — быть другом.

Если бы звезды появлялись на небе лишь раз в тысячу лет, как люди верили бы и поклонялись!

Если ребенок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку — уж не помирать ли он собрался.

Если ты напишешь книгу лучше, чем твой сосед, или прочтешь лучшую проповедь, или сделаешь лучшую мышеловку, мир проложит тропинку к твоему дому, даже если ты поселишься в глухом лесу.

Если хочешь, чтобы тебя любили, учись чувству меры.

Если человек взыскует красоты не потому, что того требуют от него вера и любовь, но ради наслаждения, он деградирует как человек.

Есть люди, слишком хорошие для того, чтобы портить их похвалой.

Живущим для будущего неизбежно приходится выглядеть эгоистами в глазах живущих одним настоящим.

Жизнь — это вечность в миниатюре.

Жизнь не настолько коротка, чтобы не хватало времени на вежливость.

Жизнь состоит из того, что человек думает в течение всего дня.

Жить для других легко; так живет каждый.

Знание существует для того, чтобы его распространять.

Изобретения питают изобретения.

Искусство — ревнивая любовница.

Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

История — это памфлет против всех партий.

Каждая книга — цитата; каждый дом — цитата из всех лесов, рудников и карьеров; а каждый человек — цитата из всех своих предков.

Каждая сожженная книга освещает мир.

Каждое зло, перед которым мы не пасуем, — это благодеяние.

Каждый герой в конце концов становится занудой.

Каждый мастер начинал как любитель.

Каждый святой бывает скептиком хотя бы раз в день.

Каждый человек для кого-нибудь герой и оракул.

Картины не должны быть слишком картинными.

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым.

Когда Природа хочет что-либо сотворить, она создает для этого гения.

Когда скользишь по тонкому льду, все спасение в быстроте.

Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи.

Курение позволяет нам верить, что мы что-то делаем, когда мы ничего не делаем.

Любимцы общества, те, кого называют душа-человек, — это люди, лишенные стеснительного эгоизма: где бы они ни оказывались, они не испытывают неудобства и помогают не испытывать его всем прочим.

Любовь временна и кончается браком.

Любовь есть только отражаемое другими людьми самоуважение человека.

Людей следует принимать небольшими дозами.

Р.У. Эмерсон

Близкие темы

Популярно

Комментарии

Чтение вслух для развития понимания

Спокойной ночи, луна Маргарет Уайз Браун — любимая детская сказка на ночь. Маленькие дети сразу же относятся к борьбе маленького кролика, пытающегося заснуть. Такие истории запоминаются, потому что они трогают детей и позволяют им устанавливать личные связи, которые вдохновляют их на более глубокие размышления, более искренние чувства и становятся более любопытными слушателями.

Многие из нас по собственному опыту помнят, как драгоценное время мы тратили на то, чтобы делиться историями и рассказывать о них. Мы помним рассказ о дружбе между маленькой девочкой и плюшевым мишкой по имени Кордрой в одноименной книге Дона Фримена. Мы также рассказали о дружбе паука и ее друга-свиньи Уилбура в рассказе Э.Б. Уайт Паутина Шарлотты .

Мы подключились к персонажам, их ситуациям или обстановке, в которой происходили истории. Мы и не подозревали, что, устанавливая такие связи, мы учились думать и действовать как хорошие читатели. Поскольку чтение вслух дает детям образец уверенного и профессионального чтения, многие родители и учителя делают его жизненно важной частью своей педагогической практики.

Как помочь детям понять то, что они читают

В этой статье восхваляется сила чтения вслух, а также восхваляется сила мысли вслух при чтении детям. Это простой способ выделить стратегии, используемые вдумчивыми читателями.

Кэтрин Патерсон, автор книги « Мост в Терабитию », однажды сказала семикласснику: «Книга — это совместное предприятие. Писатель может записать историю, но книга никогда не будет завершена, пока читатель, независимо от возраста , берет эту книгу и привносит в нее свою собственную историю». Чтобы стать таким читателем, дети должны осознать несколько стратегий понимания, которые позволяют им глубоко понимать материал и взаимодействовать с ним.

Эта статья посвящена трем конкретным стратегиям понимания:

  • Связь книг с собственным жизненным опытом детей
  • Связь книг, которые читают дети, с другой прочитанной ими литературой
  • Связь того, что читают дети, с универсальными понятиями

В первых трех разделах этой статьи представлены текущие исследования и практики, связанные с чтением вслух. Последний раздел показывает, как применить это исследование к вашей работе с детьми. Мы обсудим важные преимущества чтения вслух; как выбрать хорошие книги для чтения вслух; как моделировать или обучать стратегиям понимания во время чтения вслух; и примеры того, как использовать эти стратегии понимания с двумя наборами книг.

Польза чтения вслух

Чтение вслух является основой для развития грамотности. Это самое важное занятие для успешного чтения (Bredekamp, ​​Copple, & Neuman, 2000). Это дает детям возможность продемонстрировать фразовое беглое чтение (Fountas & Pinnell, 1996). Это раскрывает преимущества чтения и развивает у слушателя интерес к книгам и желание быть читателем (Mooney, 1990).

Прослушивание того, что читают другие, развивает ключевые навыки и понимание, такие как понимание того, как написана история, и знакомство с книжными условностями, такими как «жили-были» и «долго и счастливо» (Bredekamp et al., 2000) . Чтение вслух демонстрирует связь между печатным словом и смыслом — дети понимают, что печатное слово рассказывает историю или передает информацию — и приглашает слушателя к беседе с автором.

Дети могут слушать на более высоком уровне языка, чем читать, поэтому чтение вслух делает сложные идеи более доступными и знакомит детей со словарным запасом и языковыми моделями, которые не являются частью повседневной речи. Это, в свою очередь, помогает им понять структуру книг при самостоятельном чтении (Fountas & Pinnell, 1996). Он знакомит менее способных читателей с теми же богатыми и увлекательными книгами, которые беглые читатели читают самостоятельно, и побуждает их стать лучшими читателями. Учащимся любого возраста полезно услышать опыт чтения замечательной книги.

Выбор хороших книг

Детям нужно знакомить с разнообразными историями и книгами. Им нужно видеть себя, а также других людей, культуры, сообщества и проблемы в книгах, которые мы им читаем. Им нужно увидеть, как персонажи книг справляются с теми же страхами, интересами и опасениями, которые испытывают они сами (Barton & Booth, 1990). Выбор широкого круга культурно разнообразных книг поможет всем детям найти и установить связь со своим собственным жизненным опытом, другими прочитанными книгами и универсальными концепциями. (Дайсон и Гениши, 19 лет)94).

Дети используют реальную жизнь, чтобы понять книги, а книги помогают детям понять реальную жизнь. Выбирайте книги, которые побуждают детей реагировать с энтузиазмом и пониманием. Ищите книги с богатым языком, осмысленными сюжетами, убедительными персонажами и привлекательными иллюстрациями (Gambrell & Almasi, 1996).

Запомните два простых вопроса: хорошая ли это история? Стоит ли делиться с моим учеником? Другие идеи, которые следует учитывать при выборе хороших книг, включают:

  • Достойна ли книга времени читателя и слушателя?
  • Хорошо ли звучит рассказ при чтении вслух?
  • Понравится ли это вашей аудитории?
  • Сочтут ли дети, что книга имеет отношение к их жизни и культуре?
  • Будет ли книга вызывать разговор?
  • Будет ли книга способствовать более глубокому пониманию темы?
  • Вдохновляет ли книга детей на то, чтобы найти или прослушать другую книгу на ту же тему? Тот же автор? Написано в том же жанре?
  • История запоминающаяся?
  • Захотят ли дети снова услышать эту историю?

«Думай вслух», чтобы смоделировать, как устанавливать связи

Путем моделирования того, как беглые читатели думают о тексте и решают проблемы во время чтения, мы делаем невидимый акт чтения видимым. Моделирование побуждает детей развивать «привычки ума», которыми пользуются опытные читатели.

Чтобы помочь детям найти и установить связи между историями и книгами, им необходимо соотнести незнакомый текст с их соответствующими предыдущими знаниями. Есть несколько стратегий понимания, которые помогают детям стать знающими читателями. Три:

  1. Связь книги со своим жизненным опытом
  2. Связь книги с другой прочитанной литературой
  3. Соединение того, что они читают, с универсальными понятиями
  4. (Кин и Циммерманн, 1997)

Помощь детям в обнаружении этих связей требует планирования и моделирования. Родители и учителя могут поощрять и поддерживать размышления, слушание и обсуждение, а также моделировать «мысли вслух», которые раскрывают внутренний диалог читателей с текстом во время чтения (Harvey & Goudvis, 2000). Родители и учителя могут указать на связь между предыдущим опытом и рассказом, сходство между книгами и любую связь между книгами и более широкой концепцией.

Вот несколько примеров «думать вслух»:

  • Чтобы установить связь между книгой и собственной жизнью, думайте вслух, рассказывая. Например, когда вы читаете начало книги Аллена Сэя «: Речной сон », вы можете прокомментировать: «Эта книга напоминает мне о том времени, когда мой отец брал меня на рыбалку. Вы когда-нибудь рыбачили?»
  • Чтобы установить связи между связанными книгами с одним и тем же автором или похожими настройками, персонажами и концепциями, произнесите « Прекрасные дочери Муфаро 9».0004 Джона Степто — африканская сказка, похожая на сказку о Золушке . Обе истории о сестрах – одна добрая, а другая злобная. Знаете ли вы какие-нибудь истории о хороших и злых сестрах или братьях? Давайте продолжим чтение, чтобы узнать, чем похожи истории».
  • Чтобы связать книгу с большим миром или универсальной концепцией, вы можете сказать своему ученику: « Stellaluna Джанелл Кэннон помогает мне понять, что мы все во многом одинаковы, но наши различия делают нас особенными».

В то время как беглые читатели легко устанавливают такие связи, многие читатели этого не делают. Детям нужно показать этот тип мышления, а затем попросить присоединиться и участвовать в беседах о книгах. Это активное участие дает вам, учителю, представление о мыслях каждого читателя.

Собираем все вместе

Мы обнаружили, что многие детские книги основаны на классических или универсальных концепциях, которые возникают снова и снова: понимание самих себя, изучение отношений с семьей и друзьями, изучение других сообществ, людей и идей. Эти концепции помогают детям лучше понять социальную ткань, из которой состоит наш мир.

Один из способов начать обучение родителей навыкам «думать вслух» — принести набор книг на универсальную тему, например о дружбе или семейных традициях, и попросить родителей прочитать их друг другу вслух. Предложите родителям подумать о стратегиях понимания, которые они используют, и установить те же связи, которые они хотят, чтобы установили дети.

Ниже приведены две подборки книг, которые особенно подходят для «подумывания вслух».

Читать вслух сборник 1: Мы можем быть кем угодно

Этот набор книг передает идею о том, что мы можем быть кем угодно. По мере того как дети развивают чувство собственного достоинства, они часто сомневаются в своих способностях. Эти истории позволяют детям поделиться такими сомнениями и показывают, как дети могут достичь своих целей.

  • Концепция: Мы можем быть кем угодно.
  • Anchor book: Amazing Grace Мэри Хоффман
  • Сопутствующая книга: Сюрприз в среду от Евы Бантинг
  • Сопутствующая книга: City Green by DyAnne DiSalvo-Ryan
  • Возрастной диапазон: Все

Amazing Grace открывает диалог. Начните с открытого вопроса, чтобы помочь слушателю установить связь между книгой и его собственным жизненным опытом. Например, «Грейс любит притворяться персонажами сказок. Кем вам нравится быть, когда вы притворяетесь?»

Затем история показывает, что Грейс хочет сыграть Питера в постановке своего класса «9».0003 Питер Пэн , но другие дети говорят ей, что она не может — Питер не афроамериканец и не девочка. Смоделируйте мысли вслух со связью, например: «Это напоминает мне случай, когда мне сказали, что я не могу играть в футбол, потому что я не могу бегать достаточно быстро». Это помогает привлечь слушателя к общению.

Попросите слушателя поделиться собственным опытом и предсказать, что Грейс может сделать дальше. Как и многие дети, Грейс обращается к своей семье. Нана, бабушка Грейс, ведет ее на афроамериканскую балерину, исполняющую Джульетту из 9.0003 Ромео и Джульетта . Хотя эта ссылка может быть потеряна для некоторых детей, они будут относиться к строке из рассказа: «Я могу быть всем, чем захочу?»

Дети будут стремиться предсказать окончание истории — на пробах для пьесы класс соглашается, что Грейс лучше всех — и будут относиться к последней строке книги: «Если Грейс задумала это, она может делать все, что захочет».

В Сюрприз по средам Анна и бабушка работают каждую среду вечером над сюрпризом на день рождения папы. В начале рассказа попросите своего ученика рассказать о своем опыте посещения вечеринок-сюрпризов, присмотра за няней, о том, что бабушка и дедушка живут поблизости, или просто о чтении книг с кем-то, в том числе с вами.

Пока история продолжается, смоделируйте связь между книгами. Например, «Эта история об отношениях между бабушкой и ее внучкой. В Amazing Grace также были бабушка и внучка. Как вы думаете, эти две истории будут похожи? Давайте продолжим читать, чтобы узнать».

Предложите своему ученику подумать о том, какое отношение чтение каждую среду вечером может иметь к сюрпризу. История показывает, что Анна учит свою бабушку читать. Хотя папа думает, что получил все свои подарки, бабушка дарит ему самый лучший из всех — она читает вслух истории, которым ее научила Анна.

Нарисуйте связь между книгами: «Когда я прочитал, что бабушка Анны хотела стать читательницей, я подумал, что эта история о том, как мы можем быть теми, кем захотим. Это напоминает мне историю Удивительная Грейс . Грейс также считала, что может быть кем угодно. Кроме того, как и в этой истории, в этой показаны отношения между бабушкой и внуком». Затем задайте открытый вопрос своему ученику: «Чем отношения Анны с бабушкой отличаются от отношений Грейс?»

Зеленый город — последняя книга в этом наборе. Как и другие, он хорошо написан и поддерживает универсальную концепцию самоопределения.

Когда молодая девушка и ее пожилая подруга создают общественный сад, пустой участок в городском районе превращается в прекрасное место, заполненное цветами и овощами. Хотя многие дети, возможно, не имели опыта работы в общественных садах, они могут быть связаны с городской сценой и идеей о том, что место, где вы живете, должно быть красивым.

К этому времени ваша ученица может захотеть поделиться своими мыслями о связях между книгами. Во всех трех историях изображены фигура бабушки и дедушки и молодая девушка. Все три показывают, как они работают вместе, чтобы что-то сделать. И в Amazing Grace , и в City Green персонажи не верили во что-то, но передумали.

Связи между книгами и универсальными понятиями устанавливаются при чтении каждого рассказа и углубляются после последнего рассказа. Вы можете смоделировать, как все три истории поддерживают идею о том, что мы можем быть кем угодно. «Грейс хотела быть Питером Пэном. Бабушка Анны хотела быть читательницей. Кем Марси хотела быть в 9 лет?0003 Зеленый город ? Кем ты хочешь быть? Кто поможет вам стать тем, кем вы хотите быть?»

Читать вслух сборник 2: Быть новичком

Этот сборник позволяет детям поделиться своими историями о том, как они были новичками в ситуации, и узнать об опыте других новичков. , Кроме того, эти истории позволяют вам обсудить идеи о разнообразии и принятии со своим учеником.0024

  • Якорная книга: Нарисованные слова/произнесенные воспоминания Алики
  • Сопутствующая книга: Идти домой Ева Бантинг
  • Сопутствующая книга: The Memory Coat Эльвиры Вудрафф
  • Сопутствующая книга: Моя поездка к свободе Фрэнсис Парк и Джинджер Парк
  • Возрастной диапазон: Второй класс и старше
  • Нарисованные слова/произнесенные воспоминания — основная книга по этой теме. Это книжка с картинками, которая показывает два аспекта иммигрантского опыта, оба с точки зрения ребенка. Первая история, «Нарисованные слова», повествует о Марианте или Мари, которая недавно приехала в Соединенные Штаты, и ее матери в ужасный первый день в школе.

    У некоторых детей есть личные истории о том, что они впервые попали в эту страну; у других есть истории о том, что они были новичками в классе, школе или районе. Этот опыт поможет связать прочитанное с темой. Ваши разговоры с учащимся могут включать такие темы, как переезд в новый дом, новые друзья или изучение нового языка.

    В разделе «Разговорные воспоминания» Мари рассказывает историю своей жизни через искусство. Поощряйте вашего ученика делиться частями истории своей жизни, показывая, как это сделать. «Моя мама рассказывала мне истории о том, каково это было покинуть свой дом на Ямайке. Ваша семья всегда жила в этом районе или они переехали сюда из другого места?» Постарайтесь проявить чуткость, если ребенку неудобно делиться. Ваша ученица увидит себя рассказчиком и сразу же коснется этого аспекта книги.

    Как и «Painted Words», Going Home рассказывает о семье, покидающей одну страну, чтобы жить в другой. Попросите своего ученика установить эту связь между двумя книгами. В этой книге также представлена ​​идея о том, что родители могут называть домом одно место, а дети — другое. Когда Карлос и его семья едут в деревню его родителей на Рождество, он понимает, на какие жертвы пошли его родители, чтобы их дети могли жить лучше.

    Сделайте паузу, чтобы выслушать мысли вашего ученика о работе, семейных ценностях и так далее. Перечитайте строки из «Разговорных воспоминаний»: «Люди покидали нашу бедную деревню. Ехали в новую землю, надеясь на лучшую жизнь». Эта строка подчеркнет связь между двумя книгами.

    По сравнению с первыми двумя, остальные книги в этой коллекции могут быть более абстрактными (для некоторых детей). Пальто Памяти начинается на рубеже веков в родной стране персонажей и заканчивается в Соединенных Штатах. Герой Гриша, потерявший родителей, не отдаст рваное пальто, которое мать сшила ему перед смертью.

    Если у вашего студента нет личного опыта иммиграции, ему или ей будет интересна куртка. Ваш ученик, скорее всего, проведет связь между сентиментальной или любимой вещью, с которой он или она не может расстаться, и потребностью персонажа цепляться за пальто.

    Моя поездка на свободу — последняя книга-компаньон в этой коллекции. В отличие от других книг, персонажи этой книги не иммигрируют в Соединенные Штаты. Они бегут из Северной Кореи в поисках лучшей жизни в Южной Корее.

    Ваш ученик может сравнить и сопоставить эту историю с другими для лучшего понимания. Исследуйте идею о том, что многие люди покидают свои страны или сообщества в поисках лучшей жизни, и лучшая жизнь не обязательно должна происходить в Соединенных Штатах. Вы также можете спросить: «Что делает жизнь лучше?» Благодаря этому насыщенному обсуждению вы можете помочь своему ученику установить связь между книгами и основной концепцией коллекции — быть новичком наполнено проблемами и воспоминаниями.

    Заключительные мысли

    Разработка стратегий понимания посредством чтения вслух требует планирования и создания среды для размышлений, слушания и обсуждения. Вскоре вы научитесь следовать примеру своего ученика: моделировать связи, задавать вопросы, поощрять обсуждение и использовать литературу, чтобы побудить к личному рассказу.

    Освойтесь с небольшими развлечениями. Благодаря разговорам и развлечениям дети обретают смысл и делятся важными для них связями. Чтение вслух детям дает им возможность примерить язык и опыт других. Это помогает им наладить связь со своей жизнью и информирует их мнение о себе и других. Мысли вслух помогают детям научиться использовать стратегии понимания, которые важны при самостоятельном чтении.

    Примеры коллекций для чтения вслух

    Семейные традиции (Возрастной диапазон: все)

    • Куриное воскресенье Патриция Полакко
    • Суп с клецками от Джамы Ким Раттиган
    • Луна-сова Джейн Йолен

    Дружба (Возрастной диапазон: все)

    • Chester’s Way Кевин Хенкес
    • Генри Хайкс в Фитчбург Д. Б. Джонсон
    • Мэтью и Тилли Ребекка С. Джонс
    • Генри и Эми (правосторонний и перевернутый Стивена Майкла Кинга
    • Ира спит более Бернар Вабер

    Иммиграция (Возрастной диапазон: второй класс и старше)

    • Нарисованные слова/произнесенные воспоминания Алики
    • Иду домой Ева Бантинг
    • Сколько дней до Америки? История благодарения Евы Бантинг
    • Моя поездка к свободе Фрэнсис Парк и Джинджер Парк
    • Пальто с эффектом памяти от Эльвиры Вудрафф

    Чудеса грамотности (Возраст: второй класс и старше)

    • Больше, чем что-либо еще Мари Брэдби
    • Папины истории Долорес Джонсон
    • Янтарь на горе Роберта Джонстона
    • Томас и библиотекарь Пэт Мора
    • Спасибо, мистер Фалькер Патриция Полакко

    Распутывание травм и горя после потери

    Смерть, утрата и горе — естественные составляющие жизни. Но когда смерть наступает внезапно и неожиданно, например, в результате самоубийства или автокатастрофы, наложение травматического опыта и горя утраты может ошеломить нас.

    Гленда Диконсон, лицензированный профессиональный клинический консультант, занимающийся частной практикой в ​​Мэриленде, описывает травматическое горе как «событие потери чувств — свободное падение в пропасть отчаяния». Как она объясняет, опыт того, что их повседневная жизнь разорвана на части внезапной и неожиданной смертью, может привести к резкому упадку людей. «Они кружатся там внизу, — говорит она, — переживая все проблемы, которые являются частью горя — шок, неверие, замешательство».

    В некоторых случаях люди застревают в своем горе и не могут найти выхода. А в некоторых случаях — например, когда кто-то теряет своего ребенка — люди могут даже не захотеть выходить из этого состояния, потому что у них это создает ощущение, что они оставляют своего любимого человека и идут дальше, добавляет Диконсон, член организации. Американская ассоциация консультирования.

    Элисса Руки, лицензированный профессиональный консультант (LPC) в New Moon Counseling в Чарльстоне, Южная Каролина, работала с клиентом, который пережил две травматические потери. Когда клиенту было 15 лет, его отчим покончил жизнь самоубийством, а когда клиенту было 20 лет, его мать погибла от удара в автокатастрофе. После смерти матери у клиента начались кошмары, и он стал беспокоиться о возможности потери других близких в своей жизни.

    Руки заметил, что клиент часто использовал «я»-утверждения в сеансах: «Я должен был сделать больше, чтобы помочь им. Я не должен был говорить это до того, как она ушла. «Клиент винил себя в их смерти и думал, что его прокляли», — говорит Руки, специализирующийся на лечении травм, горя и травматического горя.

    Смерть его матери также вызвала у клиента чувство покинутости в связи с его биологическим отцом, который бросил его, когда он был ребенком. Временами клиент хотел избегать других и быть один, но впоследствии это усиливало его чувство изоляции и страх дополнительных потерь. У него также было чувство гнева из-за того, что ему пришлось «повзрослеть» и взять на себя взрослые обязанности, такие как выплата ипотеки и сохранение части собственности, прежде чем он был к этому готов. Во многом, по словам Руки, он «застрял» в травме и избегал чувства горя и утраты.

    Выявление травматического горя

    Не каждая внезапная или катастрофическая утрата приводит к травматическому горю. Некоторые люди переживают несложную тяжелую утрату. Но у других могут быть признаки как травмы, так и горя. Они могут вообще избегать разговоров о человеке, которого потеряли, или зацикливаться на том, как умер их любимый человек.

    Из-за травмы, связанной с горем, бывает сложно провести различие между посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), горем и травматическим горем. «ПТСР связан со страхом, а горе — с потерей. Травматическое горе будет иметь и то, и другое, и оно включает в себя чувство бессилия», — объясняет Диконсон. «Человек, переживающий травматическое горе, становится жертвой — жертвой травмы вдобавок к утрате. … Они приобретут эти качества переживания травмы, даже оплакивая потерю». Она обнаружила, что люди, переживающие травматическое горе, склонны говорить о физических болях, проблемах со сном и беспокойстве.

    У людей, переживающих травматическое горе, могут быть тревожные мысли или сны, повышенное возбуждение или ангедония/онемение, говорит Николь Оливер, LPC, занимающаяся частной практикой Integrative NeuroCounseling в Честерфилде, штат Миссури. Она отмечает, что некоторые симптомы можно спутать с другими проблемами психического здоровья. Например, у человека, переживающего травматическое горе, может быть потеря аппетита и проблемы со сном (что может напоминать признаки депрессии) или большие трудности с концентрацией внимания (что может выглядеть как признак синдрома дефицита внимания).

    На своем веб-сайте Trauma Survivors Network перечислены распространенные симптомы травматического горя, в том числе:

    • Озабоченность умершим
    • Испытывать боль в той же области, что и умерший
    • Расстраивающие воспоминания
    • Ощущение, что жизнь пуста
    • Тоска по человеку
    • Слышать голос умершего или «видеть» человека
    • Тяга к местам и вещам, связанным с умершим
    • Неверие или гнев по поводу смерти
    • Думать, что несправедливо жить, когда этот человек умер
    • Чувство ошеломления или изумления
    • Завидовать другим
    • Чувство одиночества большую часть времени
    • Трудно заботиться о других или доверять им 

    Руки, который также работает в Департаменте психического здоровья Южной Каролины в партнерстве с офисом шерифа округа Чарлстон, всегда проверяет наличие травм, поскольку у клиентов могут быть основные проблемы, которые влияют на их горе или усугубляют его. Работая консультантом в Майами, она заметила, что некоторые подростки, которых суд направил за употребление психоактивных веществ, также пережили травматические потери (например, их друг был застрелен и убит). В этих случаях консультационные сессии были сосредоточены на горе, посттравматическом стрессовом расстройстве и тревоге в дополнение к проблеме употребления психоактивных веществ, отмечает она.

    Руки сначала встречается с клиентами, чтобы лучше понять их историю. Эти разговоры часто заставляют ее задавать такие вопросы, как «Вы когда-нибудь испытывали это чувство потери или страха в прошлом?» Она объясняет, что опрос помогает выявить основные проблемы, которые могут влиять на способность человека горевать здоровым образом. Например, клиент может сказать, что то, что он сейчас чувствует, напоминает ему о том, как потерянно он себя чувствовал после развода родителей. Это может привести к открытию того, что клиент никогда полностью не справился с этой потерей в то время, и теперь это влияет на то, как он обрабатывает эту новую потерю.

    Новый уровень потери

    «COVID-19 привнес в горе совершенно новую динамику», — говорит Диконсон, специализирующаяся на лечении травм, утраты, травматического горя и расстройств настроения. «Люди потеряли работу, отношения, бизнес и дома. … Существует бесконечное чувство потери, которое продолжает нарастать».

    Пандемия также добавила слой травмы к ожидаемому горю, потому что она ограничила способы, которыми люди могут оплакивать смерть. У Руки, который также работает в штате Флорида, был клиент, чей муж умер незадолго до COVID-19.вирус добрался до США. После смерти мужа клиентка переехала из Флориды в Южную Каролину, откуда был родом ее муж, потому что он всегда хотел, чтобы их дети жили там. Через несколько месяцев тетя клиента в Пуэрто-Рико умерла естественной смертью, но из-за карантинных ограничений не смогла приехать на похороны. Все эти обстоятельства заставили клиента чувствовать себя беспомощным, разочарованным и изолированным, говорит Руки.

    Пандемия COVID-19 сильно ограничила возможности людей вместе скорбеть, что может сделать даже ожидаемую смерть более травмирующей, отмечает Руки.

    «Потеря любимого человека из-за COVID-19 может определенно усложнить процесс скорби, когда люди не могут попрощаться или быть со своим любимым человеком, когда он уходит», — говорит Тамра Хьюз, LPC в Сентенниал, штат Колорадо. «Эти переживания могут мучить человека, который пытается смириться с потерей».

    «И COVID-19 находится в центре всего, что мы видим и делаем прямо сейчас. Так что происходит постоянное напоминание об обстоятельствах смерти близкого человека», — продолжает она. «Все эти сигналы могут действовать как триггеры для клиента, вызывая негативные эмоции, физиологические реакции и реакции на травмы».

    Горе — это личное

    Каждый горюет по-разному, поэтому выявить травматическое горе у клиентов не всегда просто. Хьюз, член ВДА, специализирующийся на горе, травматическом горе, травме, комплексной травме и тревоге, говорит, что в работе с горем не бывает двух одинаковых случаев. Она подходит к своей работе через призму адаптивной модели обработки информации терапии десенсибилизации и переработки движениями глаз (EMDR). Среди областей, которые она рассматривает, — уровень стабильности жизни клиента, его стиль привязанности и его ментальная модель мира. Эти факторы влияют на то, как они справляются с невзгодами и травмами, объясняет Хьюз.

    Работа консультантом в похоронном бюро помогла Оливеру, члену ВДА, специализирующемуся на посттравматическом стрессовом расстройстве и горе, понять и оценить, как социальные и культурные факторы людей (такие как личность, духовность и раса/этническая принадлежность) влияют на то, как они относятся к потере и скорби. . Например, согласно некоторым религиозным убеждениям, самоубийство связано с позором, в то время как другие могут прославлять его как храбрый поступок. И в то время как некоторые люди считают слезы слабостью, некоторые культуры включают плач в свои похоронные церемонии.

    Хьюз, владелец и терапевт Консультационного центра Гринвуд, знает, что некоторые клиницисты боятся спрашивать клиентов об их духовных убеждениях относительно смерти. Она призывает консультантов задавать сложные вопросы, например: «Как вы думаете, что происходит с людьми после их смерти?» В противном случае «это становится слоном в комнате», — говорит она. «Речь идет не о том, чтобы навязать клиенту свои религиозные или духовные убеждения. Речь идет о понимании контекста [клиента]… потому что тогда вы можете работать в рамках этой структуры, чтобы помочь им пережить горе».

    Судебные разбирательства, связанные с убийствами, могут еще больше осложнить переживания человека горем. Иногда люди полагают, что лучший способ справиться со своим горем и исцелиться — это обратиться за правовой помощью, говорит Руки. Но часто их горе не начинается до тех пор, пока они не отделяют юридический аспект от собственного горя и травмы, отмечает она.

    Оливер использует уникальный жизненный опыт отдельных клиентов, чтобы адаптировать свои усилия по психологическому воспитанию и методы консультирования. Например, она может объяснить симптомы травмы человеку, работающему в сфере информационных технологий, сравнивая его тело с веб-браузером, в котором слишком много открытых вкладок. Эта визуализация помогает клиенту понять, почему его тело и эмоции перегружены. Затем она попросит клиента выбрать две или три вкладки, которым они хотят отдать приоритет, и работать над этим сеансом.

    Оливер также предлагает клиентам составить список песен, которые выражают их текущее настроение и чувства скорби, которые им может быть трудно передать словами. Во время сеанса клиенты могут использовать эти песни, чтобы объяснить, как они переживают свое горе в данный момент. По ее словам, это помогает регулировать лимбическую систему, часть мозга, отвечающую за поведенческие и эмоциональные реакции. Оливер также хранит в своем кабинете папку с тремя кольцами изображений — например, человека, согнувшегося от стыда, или человека, разорванного пополам между сердцем и мозгом. Иногда она просит клиентов выбрать изображение, которое им нравится, чтобы начать разговор.

    Невысказанные слова 

    Люди могут обратиться за консультацией сразу же после внезапной утраты или могут ждать недели или даже месяцы, прежде чем обратиться за помощью. Если консультант действительно начинает работать с клиентом вскоре после потери, его главная цель в течение первых двух или трех недель терапии должна состоять в том, чтобы «услышать» потерю клиента и подтвердить его чувства, говорит Хьюз. Консультанты могут предложить некоторые рекомендации по преодолению трудностей и уходу за собой, но она предостерегает от предложений о том, как «исцелиться», потому что это может звучать пренебрежительно.

    Диконсон считает, что «священная тишина» — молчаливое сидение и присутствие с клиентом — полезный инструмент при работе с травматическим горем. «Мы должны развивать способность выслушивать боль нашего клиента, оставаться полностью присутствующими, но не быть навязчивыми, говорить, но также знать, как быть тихим и полностью на связи. Нам не нужно нарушать тишину. … Иногда это то, что им нужно. Им просто нужно, чтобы мы были рядом с ними и показывали им, что мы заботимся о них», — говорит она.

    Диконсон также держит коробку с салфетками в пределах досягаемости клиентов на случай, если они этого захотят, но она не предлагает им салфетки, если они начинают плакать. «Слезы очень катарсичны, и если я дам вам салфетку, это может [намекнуть], что пора перестать плакать», — объясняет она.

    В конечном итоге Хьюз предоставляет клиентам пространство для озвучивания невысказанных слов — того, что они хотели бы сказать своему любимому человеку и что, по их мнению, любимый человек сказал бы им. «Есть что-то в том, чтобы сформулировать это и произнести эти слова [вслух]… что помогает мозгу примирить некоторые аспекты [горя]», — говорит она. Это также дает клиентам возможность завершить то, что кажется таким резким и незавершенным, добавляет она.

    Один из приемов, который Диконсон использует с некоторыми из своих клиентов, когда они начинают оправляться от своего горя и начинают свой путь к посттравматическому росту, состоит в том, чтобы принять голос умершего, а затем написать или записать, как, по их мнению, любимый человек утешил бы их. В качестве подсказки она спрашивает клиентов: «Что бы сказал вам ваш любимый, если бы он был здесь прямо сейчас?»

    Когда клиенты делятся своей интерпретацией слов своих близких, Диконсон наблюдает за тем, как меняется их лицо в определенных частях, а затем спрашивает: «Что вы почувствовали, когда услышали, что ваш любимый мог сказать вам?» Она считает, что это упражнение часто приводит к продуктивным дискуссиям и помогает клиентам озвучить то, за что они могут чувствовать себя виноватыми.

    Обработка травмы 

    Когда Хьюз помогает клиентам справляться с жизненными проблемами, включая травматическое горе, она работает с их травмой с помощью EMDR. Хьюз — тренер по терапии EMDR, владелец Центра EMDR в Скалистых горах, член совета директоров Международной ассоциации EMDR (EMDRIA) и одобренный EMDRIA консультант. «EMDR помогает мозгу систематизировать информацию более адаптивным образом. В случае травматического горя это может способствовать исцелению и завершению процесса горя», — объясняет она.

    Если в отношениях с умершим человеком существовал конфликт, клиентам может потребоваться проработать проблемы, которые у них были, или чувства вины или стыда, которые могут присутствовать после потери, добавляет Хьюз.

    Травматическая потеря может также спровоцировать прошлую травму, которая может быть основной причиной нынешней сложной реакции клиента на горе, говорит Оливер. Однажды она работала с мужчиной, у которого только что умерла мать. Хотя их отношения были крепкими на момент ее смерти, мать клиента жестоко обращалась с ним, когда он был ребенком. Ее смерть спровоцировала эту прошлую детскую травму, заставив клиента чувствовать не только горе из-за ее утраты, но также гнев за прошлое насилие и вину за облегчение, которое он испытывал от того, что ему больше не нужно заботиться о ней. Клиент боялся признаться в этих сложных чувствах Оливеру, потому что ему было стыдно за чувство обиды, гнева и облегчения, когда он думал, что должен чувствовать только горе. Оливер отмечает, что когнитивный диссонанс клиента нарушил его способность горевать здоровым образом и еще больше закрепил его в сложной реакции горя. Она подтвердила его чувства и напомнила ему, что выражение всего спектра его эмоций не означает, что он нападает на память своей матери.

    Руки использовал экспозиционную терапию, чтобы помочь клиентам справиться с неразрешенной травмой, связанной с потерями, которые они испытали на собственном опыте. Но она предостерегает клиницистов не использовать этот подход, если они думают, что он может сработать для клиента, особенно если у клиента нет хорошей системы поддержки.

    Руки применил этот подход к женщине, которую спровоцировал звук сирены после того, как она увидела, как ее напарник погиб в результате травматического несчастного случая. Пока женщина спала, ее партнер вышел на улицу покурить и был застрелен после неудачной кражи со взломом. К тому времени, как женщина очнулась и поняла, что происходит, ее напарник заполз на кухню и медленно умирал. Она позвонила 911 и держала его, пока ждала скорую помощь.

    Для клиента было не только горе потери, объясняет Руки. Это была травма, когда я постоянно спрашивала себя: «Почему я ничего не сделала, чтобы помочь ему?»

    Клиентка начала действовать в режиме выживания и избегала думать о своей потере. Но спусковым крючком для нее стали сирены. Когда она их слышала, она бежала в ванную и плакала. Итак, Руки решил использовать экспозицию in vivo, чтобы помочь клиенту перенаучить свое тело и разум, чтобы снова вернуться в здоровое состояние.

    Сначала Руки попросила клиентку, которая работала рядом с больницей, выходить на улицу всякий раз, когда она слышит звук машины скорой помощи, и слушать сирены, занимаясь успокаивающими действиями, такими как глубокое дыхание. После проезда машины скорой помощи клиент повторял положительные утверждения (например, «Все было не так уж плохо»). Это медленно подвергало клиента воздействию триггера безопасным способом. После того, как клиентка привыкла слушать сирены за пределами своей работы, Руки попросила клиентку записать, как она рассказывает о травмирующем происшествии, как если бы она переживала его заново, и она прокручивала эту запись каждый день. «Это способ показать своему телу, что вы можете огорчаться, можете нервничать, можете бояться, но с вами все будет в порядке», — говорит Руки.

    Во время сеанса Руки спросила клиентку, какие части истории повлияли на нее больше всего. Этот допрос помог Руки обнаружить, что чувство вины клиентки за то, что она не предотвратила смерть своего партнера, удерживало ее от полного горя и движения вперед. Они работали вместе, чтобы переосмыслить событие, чтобы помочь клиентке понять, что она не несет ответственности за смерть: ее партнер всегда поздно ложился спать и выкуривал сигарету перед сном. Она звала на помощь. Ничего другого она не могла сделать.

    Создание новых смыслов 

    Травмой делает потерю не только то, как человек умер, но и значение, придаваемое этой смерти, говорит Оливер. Она работала с женщиной, у которой развились иррациональные мысли, связанные с травмирующей смертью ее сына. Сын десять лет боролся с наркозависимостью, но в ночь перед смертью от самоубийства они поссорились, и мать наговорила ему нехороших слов. Она винила себя в его смерти.

    «Ее основная вера [в то, что она несет ответственность за смерть своего сына] привязывала ее к боли горя, поэтому мы не могли справиться с горем, пока не отказались от этой веры», — говорит Оливер.

    Чтобы начать процесс отделения негативных убеждений клиентки от ее горя, Оливер представил еще один фактор, способствовавший смерти сына. Она сказала клиенту: «Многочисленные исследования выявили сложные нейробиологические изменения в мозгу людей, совершивших самоубийство. Посмертное вскрытие показало, что у этих людей уровень кортизола в мозгу в 1000 раз выше, а другие системы, такие как гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось, рецепторы и нейротрансмиттеры, не функционируют нормально. Это означает, что у них нет доступа к префронтальной коре, рассуждающей части мозга».

    Эта информация утешила клиента. По словам Оливера, при преодолении травматического горя часто речь идет о том, чтобы посеять семена надежды и распутать осколки в сознании людей.

    Оливер продолжал помогать клиенту находить и соединять разрозненные фрагменты с помощью реконсолидации памяти, которая является врожденным мозговым процессом преобразования кратковременных воспоминаний в более стабильные и длительные. Оливер попросил клиентку вспомнить о смерти ее сына, а затем они создали в мозгу несовпадающие переживания, соединив веру клиентки в то, что она несет ответственность за смерть сына, с противоречивой информацией о том, что она поддерживала его во время реабилитации и что он пытался самоубийство ранее.

    Припоминание этой информации вызвало столкновение с когнитивным искажением клиентки, что смерть сына произошла по ее вине, объясняет Оливер. Этот процесс помог клиенту интегрировать больше кусочков головоломки, пока у нее не сложилась более четкая картина события и она не смогла «отвязаться» от негативных мыслей. В результате эмоционально заряженная память (самообвинение клиента) переместилась из миндалевидного тела в гиппокамп, ослабив реакцию на травму за счет создания нового обучения (осознание того, что смерть ее сына не была ее виной), добавляет Оливер.

    Поиск пути вперед 

    Смягчив травму потери, клиенты готовы сделать шаг вперед. «В случае травматического горя речь идет о том, чтобы понять смысл смерти и того, кто они сейчас», — говорит Руки. «Они шли одним курсом… и он сбился, и теперь они идут параллельным путем». После обработки травмы и горя потери она предлагает клиентам визуализировать себя, двигающихся вперед по другому пути. По ее словам, это упражнение побуждает их думать о своем будущем и дает им некоторый смысл, когда они начинают свой новый путь.

    Хьюз считает, что цель состоит в том, чтобы «дойти до места, где горе заменяется увеличением положительных воспоминаний о человеке и сущности того, кем он был». Люди по-прежнему будут грустить по поводу потери, но это чувство должно быть более управляемым и сочетаться с благодарностью за время, проведенное с любимым человеком, объясняет она.

    Благодаря консультированию и поддержке клиенты могут выбраться из «пропасти отчаяния» — крутого упадка, в который они впадают после травмирующей утраты, — и начать трансформировать свою боль во что-то позитивное и потенциально мощное, говорит Диконсон. Это может включать в себя более активное взаимодействие со своими семьями, развитие большего понимания жизни или даже использование новых возможностей, которые исходят непосредственно от травматического события. «Они все еще чувствуют печаль, — говорит Диконсон, — но они готовы двигаться вперед».

    Именно в этот момент консультанты могут поощрять — но не подталкивать — клиентов к продолжению процесса трансформации от свободного падения с потерей чувств к путешествию по переосмыслению, советует Диконсон. Консультанты также должны помнить, что, когда клиенты выходят из бездны горя, они могут заменить свое горе другим нездоровым поведением, предупреждает она. Таким образом, консультанты должны продолжать поддерживать клиентов, когда они начинают этот путь вперед.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *